Главная
Регистрация
Вход
Понедельник
25.11.2024
04:00
Приветствую Вас Гость | RSS


ЛЮБОВЬ БЕЗУСЛОВНАЯ

ПРАВОСЛАВИЕ

Меню

Категории раздела
Святые [142]
Русь [12]
Метаистория [7]
Владимир [1621]
Суздаль [473]
Русколания [10]
Киев [15]
Пирамиды [3]
Ведизм [33]
Муром [495]
Музеи Владимирской области [64]
Монастыри [7]
Судогда [15]
Собинка [145]
Юрьев [249]
Судогодский район [118]
Москва [42]
Петушки [170]
Гусь [199]
Вязники [352]
Камешково [263]
Ковров [432]
Гороховец [131]
Александров [300]
Переславль [117]
Кольчугино [98]
История [39]
Киржач [94]
Шуя [111]
Религия [6]
Иваново [66]
Селиваново [46]
Гаврилов Пасад [10]
Меленки [125]
Писатели и поэты [193]
Промышленность [184]
Учебные заведения [176]
Владимирская губерния [47]
Революция 1917 [50]
Новгород [4]
Лимурия [1]
Сельское хозяйство [79]
Медицина [66]
Муромские поэты [6]
художники [73]
Лесное хозяйство [17]
Владимирская энциклопедия [2406]
архитекторы [30]
краеведение [74]
Отечественная война [277]
архив [8]
обряды [21]
История Земли [14]
Тюрьма [26]
Жертвы политических репрессий [38]
Воины-интернационалисты [14]
спорт [38]
Оргтруд [176]
Боголюбово [22]

Статистика

 Каталог статей 
Главная » Статьи » История » Владимир

Обновление Владимирского Успенского Собора. 1884 год

Обновление Владимирского Успенского Собора. 1884 год

3-го ноября 1884 года совершилось перенесение святых мощей Благоверных Великих Князей Георгия Всеволодовича, Андрея Боголюбского и сына его Глеба из малого Георгиевского собора в большой древний Успенский собор.
Два с половиною года находились св. мощи Великих Князей в Георгиевском соборе — они переставлены были в этот Собор пред установкой в Успенском соборе лесов для произведения внутри его повсеместной реставрации. Настояла крайняя нужда обновления Собора во всех его внутренних частях. Не только в нижних его частях, но и в куполах, и в сводах везде было бедно, во многих местах и сама штукатурка от сырости отпадала и осыпалась. Около стен и столпов его уставлены были киоты, не отличающиеся благолепием. Поставленный по повелению Императрицы Екатерины II массивный иконостас почернел от времени, и вообще во всем храме было как-то мрачно, что вовсе не соответствовало достоинству славного величественного семивекового храма, который построен св. Великим Князем Андреем Боголюбским, — в котором многолетно в нетлении почивают св. мощи Великих Князей, — в котором находится чудотворная икона Владимирской Божией Матери — точная копия с чудотворной иконы, находящейся в Московском Успенском соборе, написанная св. митрополитом всея Руси Петром. — в котором покоится много славных Русских Князей и приснопамятных Владимирских Архипастырей.
Но вот Господу угодно было, чтобы для сего древнего храма, со вступлением в управление паствой Владимирской Высокопреосвященнейшего Феогноста, настал, можно сказать, новый период существования. Проникнувшись благоговением к древнему храму, к великой святыне, находящейся в нем, сей Архипастырь наш решил начать дело обновления Собора и приведения его к подобающему благолепию. Начато было с того, что в алтаре в 1880 г. была сделана новая штукатурка и по ней произведена новая художественная живопись прекрасного греческого письма. Затем предположено было вновь выштукатурить внутри и расписать живописью и весь храм и, устроив в нем духовое отопление, сделать его из холодного теплым. В 1882 году приступлено было к выполнению и этого плана. Высокопреосвященнейший Феогност, приняв в соображение, что в 1859 году академиком Солнцевым в двух местах на сводах были найдены остатки древних фресков XII века, сделал распоряжение, чтобы соборное духовенство и староста при начале настоящих работ тщательно испытали, не найдется-ли и еще где под старой штукатуркой каких-либо остатков фресок? Результаты такого испытания превзошли всякое ожидание. Под старой штукатуркой, под масляной краской, за иконостасом во многих частях храма найдены были древние фрески, хорошо сохранившиеся, иные даже без всяких повреждений. Ученые члены Археологического Московского Общества признали, что эта стенопись принадлежит XII веку и написана при св. строителе храма — Великом Князе Андрее Боголюбском искусными византийскими изографами. Таким образом во многих местах на столпах, сводах и арках уставленного лесами храма взорам посетителей, во всякое время дня допускавшихся сюда, предстали изображения священных событий, св. угодников и орнаменты — дивные произведения древней византийской живописи, отличающейся не яркостью и игрою колеров, а художественным и строгим выражением высших религиозных идей.
Найдено было, напр., замечательное изображение Второго пришествия Христова, расположенное на нескольких сводах, стенах и арках в западной части храма — с ликами Апостолов и других святых, с трубящими Архангелами и пр., также изображение большого размера: Сошествия св. Духа на Апостолов, остатки Преобряжения Богоявления Господня, Жертвоприношения Иоакима и Анны, Введения во храм Пресвятой Богородицы.
Теперь заботы ревновавшего о благолепии св. храма Архипастыря, жертвования старосты соборного Ефима Васильевича Васильева и других благочестивых жертвователей, труды служащих святому делу обновления храма — обратились неожиданно, по смотрению Божию, на великое дело — восстановления в прежнем виде этой чудной стенописи. При производстве-же работ найдены были в стенах заложенные ниши и в них гробницы Князей и Архипастырей. Предположено было и их восстановить в прежнем виде. Такое великое и славное дело при Господнем содействии и было начато. Дело восстановления стенописи поручено было весьма сведущему в византийской живописи Николаю Михайловичу Софонову. Все оно велось при бдительном наблюдении особой комиссии из членов Археологического общества под председательством Ивана Егоровича Забелина, которому вместе с Васильем Егоровичем Румянцевым должна принадлежать особая благодарность за таковое наблюдение.


Иван Егорович Забелин. Портрет кисти Шервуда, 1871 г.

И вот к ноябрю месяцу 1884 года вся реставрация собора была кончена. Причастные к делу искренно сознавались, что не иначе, как Сам Господь помог в такое короткое время исполнить все предпринятое по возобновлению храма, — и притом с таким успехом. — Древняя стенопись была восстановлена как нельзя лучше. На местах, где не сохранилось древних фресок. там вновь написали в таком же точно византийском стиле священные изображения, многие из них точные копии с фресок XII века других древних храмов (Спасо-Нередицкого и Старо-Ладожского), другие — изображения событий, относящихся близко к истории древнего храма (Таковы изображения мученической кончины св. Князя Андрея чудес при гробнице Князя Глеба, перенесения св. мощей Князя Георгия из Ростова во Владимир и др.). На нижней части стен крупным летописным шрифтом сделано много выписок из летописей, — выписано также относящееся к истории собора. Ниши в стенах и каменные гробницы с надписями о том, кто из Князей или Архипастырей и когда тут похоронен, восстановлены также в своем древнем виде. Сверх того массивный иконостас Собора был отчищен, а в нижнем ярусе великолепно позолочен вновь. Поле иконостаса вместо темного зеленого сделано белым. Точно также засияли новой позолотой и киворий над св. престолом, и балдахины, которые должны были осенить св. мощи и места царское и архипастырское, находящийся у средних столпов пред солеею. Великолепные иконы в иконостасе и некоторых других местах были поновлены наилучшим образом (Иконостас Собора, киворий, балдахины, царское и святительское места, иконы — все это устроенное благодаря попечительности о древнем храме Императрицы Екатерины II представляет поистине редкостное произведение искусства. Иконостас величественный, доходящий до самого верха храма, с выступами, с крупной резьбой, с большими колоннами, с вырезанными из дерева и вызолоченными массивными изображениями в самом верху Господа Саваофа Ангелов с пальмовыми ветвями, с выдающимся как-бы балдахином над царскими вратами. Царские двери также с вырезанными из дерева и позолоченными изящнейшими изображениями Божией Матери и Архангела—Благовестника. Киворий, царское и святительское места, балдахины над св. мощами такой же крупной и изящной работы. Иконы иконостаса редкостного художественного письма. Св. изображения часто больших размером, по нежной работе, замечательного, но вовсе не резкого подбора разнообразных цветом, исполнены жизни и движения, и сохраняют вполне священное достоинство, и совершенно чужды крайностей итальянской живописи. Особенно хороша местная икона Успения Божией Матери.).
Господь привел в тоже время вызолотить и самые серебряные раки свв. Великих Князей. Прежде всего предположено было позолотить более древнюю раку св. Великого Князя Георгия Всеволодовича, а так как этот Князь был основателем Нижнего-Новгорода, то Голова Нижегородского Общества, вместе с некоторыми гражданами, все расходы на позлащение сей св. раки, благоговея пред именем св. Великого Князя, принял на себя. И вот рака св. Великого Князя чрез несколько времени засияла великолепнейшею позолотою, а ко времени окончания работ в храме позлащены и другие две священные раки — усердием также Нижегородцев. Понятно, что все церковные принадлежности теперь явились соответствующими благолепию обновленного храма. Что касается устроения духового отопления, то успех и в этом деле был полнейший. Да, не иначе, как сам создатель храма — св. Князь Андрей помогал всем трудящимся при обновлении храма!
Радовалось сердце Владимирцев, когда они, посещая Собор во время работ в нем, видели, как успешно идут эти работы, как с каждым днем дело благоукрашения их древней святыни — соборного храма подвигалось вперед и вперед. Какова же была радость жителей нашего города, когда наконец это святое дело пришло к желанному концу и приблизилось время освящения обновленного Собора и открытия в нем Божественных служб? По истине, скажем словами летописца, бе велика радость в граде Володимири в дни 3, 4 и 5-го ноября, ознаменованные перенесением св. мощей и открытием повседневного Богослужения в древнем Успенском Соборе.

И это празднество торжествовали жители Владимира не одиночно. Ожидая знаменательного события перенесения мощей, они приглашали на это священное торжество своих родных и знакомых. Были разосланы почетные приглашения членам Археологического Общества и многим лицам, принимавшим участие в деле благоукрашения Соборного храма. Вообще много благочестивых богомольцев и чтителей русской святыни из Владимирской губернии и из отдаленнейших местностей собралось к третьему числу во Владимир. Много таких гостей доставили во Владимир 2-го числа поезда и от Москвы и от Нижнего. Из Москвы приехали к торжеству и особенно почетные гости — члены Археологического Общества И.Е. Забелин и архимандрит Данилова монастыря о. Амфилохий, а благочестивые Нижегородцы прислали от себя почетную депутацию во главе с В.А. Соболевым.
Наступил день 3 ноября (суббота). С утра тротуары, ведущие к Собору и главная улица Владимира разукрасились флагами. С утра-же заметно было в городе особенное оживление. Повсюду народ, одетый по праздничному. Достойно примечания, что погода, как нельзя более, благоприятствовала торжеству: не было ни холода, ни ветра, было притом совершенно сухо, улицы были чисты от грязи. Солнце хотя и не сияло, но день был не мрачный. Особенно много народа группировалось, конечно, около Собора. Георгиевский собор не был заперт и был наполнен преимущественно простонародьем, благоговейно дожидавшимся здесь, в присутствии св. мощей, начала церковного торжества. Чем более приближались 2 часа пополудни, тем большие и большие массы народа тянулись к Собору и собирались около него на площади. В обширной ограде Собора собрались воспитанники Семинарии, Гимназии, воспитанницы Епархиального училища. В Собор собралось все городское и прибывшее из Епархии духовенство, при чем монашествующие архиерейского дома, причты Дмитриевского собора, Успенского женского монастыря и 6-ти церквей: Георгиевской, Троицкой, Борисоглебской, Николоградской, Знаменской и Николозлатовратской прибыли с хоругвями. И вот в 2 часа ровно на соборной колокольне ударили в большой колокол. В три часа прибыл в древний Собор Высокопреосвященный Феогност. В храме начато было водоосвящение, которое совершал сам Владыка в сослужении с четырьмя архимандритами: московского Данилова монастыря Амфилохием, пожелавшим принять участие в торжестве, суздальским Досифеем и муромскими Мисаилом и Алексием, со всем городским духовенством и со многими приезжими из Епархии духовными лицами, также пожелавшими в торжестве принять участие. По окончании водоосвящения Высокопреосвященнейший Владыка окропил освященною водою обновленный храм и затем, начав молебен св. Благоверным Великим Князьям, внутренними (северными) дверями, вместе с всем духовенством, отправился в Георгиевский собор. Здесь, во время пения: «Бог Господь и явися нам», священные раки со св. мощами, при каждении на них Высокопреосвященнейшим Владыкою, подняты были на рамена на особых носилках священниками и диаконами, — и торжество перенесения св. мощей началось. — Чрез северные парадные двери Георгиевского собора последовал крестный ход со св. мощами. Впереди несли фонарь, кресты, хоругви, иконы: св. Благоверного Князя Андрея и чудотворную икону Владимирской Божией Матери, затем следовали самые честные мощи: прежде св. Князя Глеба, за ними св. Князя Андрея, за и ими св. князя Георгия. Затем следовало попарно духовенство, архимандриты и Высокопреосвященнейший Владыка. Певчие шли попарно впереди, вслед за несшими хоругви.
Вот в подробности порядок крестного хода по церемониалу: причетник Предтеченской церкви с фонарем, диакон Сретенской ц. с запрестольным Крестом Успенского Собора, и по сторонам его причетники: Богословской ц. и Ильинской с запрестольными крестами Дмитриевского собора. Ключарь, несущие хоругви: а) Николоградской ц. и Георгиевской (от каждой по одной); б) Знаменской и Борисоглебской (по одной); в) Троицкой (две); г) Николо-златовратской и Успенского женского монастыря (по одной); д) Дмитриевского собора (две); е) Церкви архиерейского дома (одну хоругвь) и кафедрального Успенского собора (три хорургви). Певчие по два в ряд. Диаконы Георгиевской ц. и Скорбященской с кадильницами. Диаконы Николоградской ц. и Богословской с иконою Благоверного Вел. Князя Андрея Боголюбского. Иереи Петропавловской ц. и Казанской с чудотворной иконой Владимирской Божией Матери. Несшие св. мощи Благоверного Князя Глеба — диаконы церквей: Воскресенской и Знаменской, Николозлатовратской и Кладбищенской, и священники церквей: Кладбищенской и Сретенской — духовного Училища, Успенского женского монастыря — Николай Покровский и Николоградской, Скорбященской и Спасской. Несшие св. мощи Благоверного Великого Князя Андрея Боголюбского — диаконы церквей: Богородицкой-семинарской и Сергиевской и священники церквей: соборной Василий Шепелев и Успенского женского монастыря Иоанн Говоров, Мироносицкой и Борисоглебской, Предтеченской и Никологалейской, соборный Дмитрий Миловский и Дмитриевского собора. Несшие св. мощи Благоверного Великого Князя Георгия — диаконы: Успенского Собора Авроров и Беневоленский и священники церквей: Ильинской и Знаменской Александр Альбицкий, Вознесенской и Воскресенской, Введенской — Епархиального ж. Училища и Сергиевской, протоиереи: Ризположенской на золотых воротах и Богословской. Священник Симеон Еленевский и Боголюбовский казначей Иероним. Протоиерей Богородицкой семинарской церкви и эконом архиерейского дома. Протоиереи Знаменской церкви и Николозлатовратской. Кафедральный о. Протоиерей и Ректор духовной Семинарии. Посошник с орлецом и свещеносец. Иподиаконы с дикирием и трикирием. Диаконы Мироносицкой церкви и Предтеченской с рипидами. Архимандриты: Суздальского Спасо-Евфимиева монастыря с св. Крестом и Муромского Спасского с св. Евангелием. Высокопреосвященнейший Владыка. Протодиакон, соборный диакон Николай Меморский, диаконы: Дмитриевского собора и Успенского женского монастыря и книгодержец.
Вслед за Владыкой шли: г. Владимирский Губернатор, Нижегородская Депутация и все, находящееся во Владимире, Гражданское и Военное Начальство, а также и Начальники учебных заведений.
Массы народа с зажженными свечами покрывали всю обширную площадь от Собора до Владимирской часовни и ближайшее к Собору пространство городского сада. Народ стоял и на ограде и на кровлях и на терраске кругом первого яруса колокольни. Зрелище было трогательное. Было 4 часа дня. Начало чуть-чуть смеркаться. Море огня от зажженных свеч расстилалось пред Собором. Свечи горели ярко, — не было ни малейшего ветерка. В воздухе раздавался перезвон соборных колоколов; им вторил перезвон и на всех городских Колокольнях. Духовенство и певчие во время хода продолжали молебное пение Благоверным Князьям. Вместе с тем лились и звуки военной музыки, исполнявшей гимн: «коль славен наш Господь в Сионе». Какими благоговейными чувствами преисполнен был каждый, взирая на плавно и высоко на раменах священнослужителей несомые блистающие раки с нетленными мощами святых угодников Божиих — Великих Князей земли Русской, страстотерпцев, небесных покровителей наших и молитвенников пред Господом за нашу Владимирскую страну и за всю землю Русскую. Слезы, вздохи и молитвенные воззвания к св. угодникам свидетельствовали о горячей внутренней молитве многих. Иные, где было не тесно, падали на колена. Овладевал невольный благоговейный трепет. Славные Князья земли Русской, страдальцы за нее, вновь, как бы шествовали среди верных сынов Российской земли, столпившихся на стогнах древнего Владимира. ...
Крестный ход, сошедши с каменных ступеней террасы, находящейся пред северными вратами Георгиевского собора, следовал вне ограды вдоль ее северо-западной части, по пути обставленному шпалерами войск, до западных врат церковной ограды. Чрез эти западные врата, по ступеням каменной лестницы, внесены были св. Мощи во внутрь ограды и здесь, несшие их остановились пред западными вратами древнейшего Собора. Рака св. Князя Глеба недвижимая возвышалась справа, — св. Андрея — слева, — св. Георгия — посредине. Прочие священнослужители и Архипастырь — все также остановились здесь и продолжали молебствие. По прочтении здесь Владыкою Евангелия и по совершении назначенных молитвословий св. Мощи внесены были под сень сияющего внутри храма и поставлены были на приготовленных для них местах под балдахинами — мощи св. Князя Георгия на правой стороне средины храма и архиерейской кафедры, на левой стороне — против них мощи св. Князя Андрея, мощи св. Князя Глеба на южном конце солеи. После этого соборным диаконом Николаем Меморским прочитано было трисвятое и молебен закончен быль многолетием. Непосредственно за сим началось всенощное бдение.

Что сказать о впечатлении, какое производило теперь внутреннее благолепие храма на богомольцев? — Любовались, восхищались и прежде посетители Собора подходившими к концу работами по его благоукрашению, с благоговением смотрели на подновляемые древние священные изображения, на иконы иконостаса, любовались на блистающую новую позолоту, поражались величественными размерами храма, его высокими столпами, его легкими повсюду перекинутыми арками: но теперь, когда величественный древний храм был освещен бесчисленным множеством свещей на паникадилах и пред иконами, множеством лампад, когда лики святых дивной древней живописи так чудно освещались на столпах и сводах, когда позолота всюду сияла со всею яркостью, когда высоко распростертые своды Собора, при своем синем цвете, уподоблялись своду небесному, когда свещи, уставленные кругом при основании трибуна уподоблялись венцу из звезд и прекрасно освещали изображение в самом куполе Христа Спасителя, когда с хор раздавалось стройное пение, а служителями алтаря воскурялся фимиам — в эти минуты все в храме возносило мысль и сердце к небесам, можно было решительно забыться, подобно послам св. Владимира, бывшим в Константинополе, которые после говорили о Софийском храме: «не знаем, где были, на небе, или на земле». И прежде до обновления, Успенский собор Владимирский производил при совершаемом в нем служении особое впечатление, но теперь все в нем напоминало его древнюю славу, которую он имел при своем строителе - св. Князе Боголюбском, украсившем его «паче всех церквей златом, камением драгим» и так чудно расписавшем его.
На хорах пел кроме всего хора архиерейских певчих, еще хор семинарских. Пение было торжественное и умилительное. Всенощное бдение служил передней соборный священник, но лития была совершена самим Высокопреосвященнейшим Владыкою, с четырьмя архимандритами, кафедральным протоиереем, ректором семинарии, двумя протоиереями, ключарем, экономом архиерейского дома и двумя соборными священниками. Шестопсалмие прочитано было о. ключарем — по прекрасному установлению в кафедральном соборе — читать накануне праздников шестопсалмие кому-либо из священников, не исключая из чреды и самого кафедрального о. протоиерея. После малой эктемии пред третьей кафизмой о. ключарем было произнесено слово, в котором он кратко изобразил исторические судьбы древнего храма и Божие о нем смотрение. На величание вышел с Архиепископом сонм священнослужащих в том же составе, как и на литию. Храм был полон усердно молившегося народу всякого звания, впрочем в нем не было допущено особенной тесноты. Богослужение кончилось около 8 часов. Снаружи можно было любоваться иллюминацией. Уже самые длинные узкие окна собора, чрез кои видно было внутреннее яркое освещение храма, особенно 12 окон расположенных кругом в трибуне, давали чудный вид массивному древнему храму. Вне собора иллюминованы были паперть храма, ограда с ее двумя башнями и колокольня.
На другой день 4 ноября, в воскресенье, принесена была первая бескровная Жертва в обновленном храме. Благовест начался в 8 ½ часов, в 9 ½ прибыл Высокопреосвященнейший Феогност. Владыка совершал Литургию в сослужении с теми-же священнослужителями, с коими выходил накануне на литию и величание. После прекрасного концерта кафедральным протоиереем о. Матвеем Ивановичем Жудро сказано было экспромтом прочувствованное слово о молитве в храме Божием, об особенной силе пред Господом молитвы в храме, также об угодности Господу наших попечений о благолепии храма Божия. После Литургии совершено было благодарственное молебствие. На него вышли с Архипастырем более полусотни пресвитеров. Прекрасно пропето было певчими: «Тебе Бога хвалим». По окончании молебствия протодиаконом было возглашено многолетие ГОСУДАРЮ ИМПЕРАТОРУ, ГОСУДАРЫНЕ ИМПЕРАТРИЦ, НАСЛЕДНИКУ ЦЕСАРЕВИЧУ, всему Царствующему Дому, Святейшему Синоду, Высокопреосвященнейшему Архиепископу Феогносту, прочие обычные многолетии и многолетие «благотворителям святаго храма сего».
Нижегородская почетная депутация накануне за всенощным бдением и за сей Литургией занимала место у раки св. Князя Георгия, как своего покровителя. Владыка, по окончании молебна, с амвона благословил нижегородцев св. иконой благоверных Князей, которую и вручил В.А. Соболеву; таковою же иконою благословил Владыка и соборного старосту Ефима Васильевича Васильева с теплыми словами благодарности за его попечения о Соборе.
В 2 часа дня в зале Дворянского собрания по подписке от некоторых граждан был приготовлен обед, который удостоили своим присутствием Высокопреосвященнейший Владыка и г. Начальник губернии, почетные члены городского общества, почетные гости из Москвы, Нижнего-Новгорода и других мест и духовенство. Во время обеда получена была поздравительная телеграмма от Нижегородского епископа Макария, который в теплых архипастырских словах пожелал благоденствия всем потрудившимся на святом деле возобновления и украшения древней святыни-усыпальницы святых благоверных Великих Князей.
К вечернему Богослужению в храм стеклось много народа. Колокольня и ограда и в этот вечер были иллюминованы.

В понедельник, 5 числа, в 9 часов утра начавшийся звон большого колокола вновь созывал христолюбивых богомольцев к торжественной службе. — Высокопреосвященнейший Феогност, в сослужении 2 архимандритов, о. кафедрального протоиерея, о. ректора Семинарии и соборных священников совершал торжественную заупокойную службу о всех почивающих в Соборе князьях и святителях. После малого входа с Евангелием, в свое время, пропето было Архипастырем и сослужащими ему: «со святыми упокой», а пред эктениею за оглашенных была заупокойная эктения, при чем помянуты были по синодику все почивающие в соборе князья и все Владимирские архипастыри. И за этой Литургией произнесено было слово соборным священником Дмитрием Миловским. После же Литургии совершена была большая панихида при сослужении литургисавшим еще многочисленного духовенства. Каждый раз, когда следовало, по синодику прочитывался весь длинный ряд имен князей и архипастырей. При умилительном пении стихов: «святых лик обрете источник жизни», Высокопреосвященнейший Владыка, окадив алтарь, св. иконы и св. мощи, в предшествии ключаря, протодиакона и иподиаконов проследовал вокруг всех стен собора совершить каждение над всеми приведенными в древний вид гробницами святителей и князей. Панихида закончена была возглашением по чину вечной памяти всем почивающим в храме великим князьям и Владимирским архипастырям, при чем опять они были помянуты все поименно.
Так совершилось в нашем городе торжество обновления древнего храма. И это торжество не только наше Владимирское, но, до некоторой степени, и обще-русское, ибо св. храм Успения, созданный Князем Боголюбским, есть замечательный исторический памятник для всей России, есть обще-русская святыня, и самое настоящее торжество невольно переносит мысль к древним дням славы сего храма, когда он, при св. Андрее Боголюбском, Всеволоде III, Георгие Всеволодовиче был храмом первопрестольного города всей Русской земли. При этом перенесение св. мощей событие весьма редкое, знаменательное и почитаемое в Православной Церкви. И какие искренние и глубокие религиозные чувства пережиты были многочисленными благочестивыми христианами в дни этого торжества, сколько теплой веры изливалось в горячей молитве в святом древнем храме в эти дни из многочисленных сердец и простолюдинов и ученых мужей, — веры по истине теплой, сердечной, живой? Поэтому справедливо выразился один из просвещенных участников торжества, сказав, что «это торжество веры».
А для Владимирцев какая радость принесена обновлением храма? И прежде этот храм был местом самых теплых молитв пред св. мощами угодников Божиих, пред чудотворною иконою Божией Матери, а ныне, после его обновления, точно сугубая благодать Божия осенила древнее святилище.

(Владимирские Епархиальные Ведомости. Отдел неофициальный. № 22-й. 15-го ноября 1884 года).

Далее »»» Реставрация Владимирского Успенского кафедрального собора (1887-1891)
Владимирский Успенский кафедральный собор с сер. ХVIII в. по 1917 год
Категория: Владимир | Добавил: Николай (14.11.2018)
Просмотров: 1097 | Теги: Владимир | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar

ПОИСК по сайту




Владимирский Край


>

Славянский ВЕДИЗМ

РОЗА МИРА

Вход на сайт

Обратная связь
Имя отправителя *:
E-mail отправителя *:
Web-site:
Тема письма:
Текст сообщения *:
Код безопасности *:



Copyright MyCorp © 2024


ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru