Главная
Регистрация
Вход
Воскресенье
24.11.2024
19:17
Приветствую Вас Гость | RSS


ЛЮБОВЬ БЕЗУСЛОВНАЯ

ПРАВОСЛАВИЕ

Меню

Категории раздела
Святые [142]
Русь [12]
Метаистория [7]
Владимир [1621]
Суздаль [473]
Русколания [10]
Киев [15]
Пирамиды [3]
Ведизм [33]
Муром [495]
Музеи Владимирской области [64]
Монастыри [7]
Судогда [15]
Собинка [145]
Юрьев [249]
Судогодский район [118]
Москва [42]
Петушки [170]
Гусь [199]
Вязники [352]
Камешково [258]
Ковров [432]
Гороховец [131]
Александров [300]
Переславль [117]
Кольчугино [98]
История [39]
Киржач [94]
Шуя [111]
Религия [6]
Иваново [66]
Селиваново [46]
Гаврилов Пасад [10]
Меленки [125]
Писатели и поэты [193]
Промышленность [184]
Учебные заведения [176]
Владимирская губерния [47]
Революция 1917 [50]
Новгород [4]
Лимурия [1]
Сельское хозяйство [79]
Медицина [66]
Муромские поэты [6]
художники [73]
Лесное хозяйство [17]
Владимирская энциклопедия [2406]
архитекторы [30]
краеведение [74]
Отечественная война [277]
архив [8]
обряды [21]
История Земли [14]
Тюрьма [26]
Жертвы политических репрессий [38]
Воины-интернационалисты [14]
спорт [38]
Оргтруд [176]
Боголюбово [22]

Статистика

 Каталог статей 
Главная » Статьи » История » Владимир

О переоблачении святых мощей великих князей Георгия Всеволодовича, Андрея Боголюбского и Глеба Андреевича 1753 г.

О переоблачении святых мощей великих князей Георгия Всеволодовича, Андрея Боголюбского и Глеба Андреевича

Начало »»» Владимирский Успенский кафедральный собор с кон. X по сер. XVIII вв.

16 июля 1744 г. по указу императрицы Елизаветы Петровны во Владимире была возобновлена епископская кафедра, которую возглавил епископ Платон (20 марта 1748 - 16 апреля 1757), которому в 1748 г. для жительства повелено отдать Ставропигиальный Рождественский м-рь, в котором он был архимандритом. В архиерейский дом был обращен Рождественский монастырь, где были выстроены каменные архиерейские палаты. В палатах с того времени и стали проживать епископы Владимирские. Деревянный летний архиерейский дом был построен в 1748 году на западной стороне Успенского собора в прямом направлении от древних врат. Он не имел печей, для виду были сделаны в нем деревянные подобия печей. Рядом с летним архиерейским домом находился глубокий пруд.
В деле архива Владимирской Консистории за 1755 год сказано: «В имеющуюся при доме Его Преосвященства, что при Кафедральном Успенском соборе церковь во имя Алексия Митрополита Московского работается иконостас, который должен быть сделан по желанию Преосвященного Платона к 10 марта 1755 года, но по неимению достаточного количества иконописцев сделан быть не может к означенному времени, поэтому послано было за иконописцами в село Палех за поповым сыном Артемием Васильевым, Овдотьина за Дьячковым сыном Григорьем Михайловым. Но сих мастеров дома не оказалось, велено взять в Палехе пономаря Ивана Петрова, в Матушкине церковника Алексея Никифорова».
Древний собор снова стал кафедральным. При епископе Платоне в 1753 г. трое Благоверных князей, мощи которых ранее обретены нетленными, были переоблачены в новые одежды.
Письмо к Императрице Елизавете Петровне Владимирского Епископа Платона, 1753 г.
«Всепресветлейшей великодержавнейшей Государыне нашей Императрице Елизавете Петровне, Самодержице Всероссийской всенижайший и всеподданнейший репорт. По высокомилостивейшему Вашего Императорского Величества мне дозволению отпущен я был во Владимир для переоблачения святых мощей благоверных государей великих князей, Георгия Всеволодовича, Андрея Георгиевича Боголюбского и сына его Глеба Андреевича, и будучи там через две недели, учинил следующее:
1. По снятии мною мер, сшиты три шелковые белые на самые нетленные мощи пристойные хитоны.
2. По примеру древних великокняжеских одежд сделаны три полукафтанья, и на них три пояса со златосеребренными сеточными приборцами.
3. Тем же тогдашним норовясь обычаям, сшиты три великокняжеские порфиры парчовые, и вместо горностаев, подобным бархатом для дольшей крепости обложены пристойные места с накладкой повсюду приличного позумента.
4. По тем же древним обычаям три великокняжеские шапки сделаны с малинового бархата с преложением на нем крестообразно широкого золотого позумента, с опушкою подобного же горностаям бархата с положением по краям позументецов с крестами наверху среброкованно-позлащенными.
5. Под святые же главы их сделаны три подушки из золотого глазета, в круг серебренным позументом и серебряными же кистьми обложенные.
6. Да на главы же и лица их святопочивающие сделаны с белого шелкового флиору три капи, на колорах выложено около креста Христова имя Его же Спасителево.
7. На нетленные же руце с такого же флиору також и на нос сделаны пристойные каптурки.
8. Всем трем новые гробницы в больших раках вставливаемые, обложенные тафтою и золотым широким позументом, в которых на шелковых же мягких тюфяках по совершенном облачении мною соборне и переложены, с настоящей церемониальной процессией и с благодарным молебствием о многолетнем здравии и спасении Вашего Императорского Величества. Больших же рак двух (кроме третьей серебряной позлащенной) подняться мне было переменить невозможно: а по всему ожидают более они святые и благоверные Вашего Величества сродники многомощно державнейшего Вашего Императорского Величества присутствия и посещения, о котором и всеподданнейший раб, недостойный богомолец, всенижайше и всеусерднейше просит.
Вашего Императорского Величества всемилостивейшей Государыни нашей, всеподданнейший раб и богомолец недостойнейший,
Смиренный Платон, Епископ Владимирский.
Апреля 7, 1753 г.» (Сообщил И. Морошкин. «Странник» Сент. 1873)
Умер епископ Платон 16 апреля 1757 г. Тело его, по определению синодальной конторы, было погребено в Московском Крестовоздвиженском м-ре, по указу Синода, в декабре того же года взято из Москвы и положено во Владимирском Успенском соборе. Погребен под первой аркой (считая от юго-западного угла), образовавшейся из южной стены храма Боголюбского. Погребен был не как прежние святители в каменных гробницах, а гроб его был опущен в землю; над местом его погребения поставлен был каменный монумент, на подобие гроба; на монументе высечены из камня два ангела, осеняющие гроб рипидами; на откосах верха монумента были изображены принадлежности служения святительского – с одной стороны дикирий и трикирий, с другой архиерейский посох; на левой стороне сбоку была надпись о почившем; монумент этот был поставлен на четырех белокаменных шарах, а над ним поставлена была чугунная плита, на которой масляной краской сделано изображение возлежащих на столе митры, панагии и наперстного креста, а под этим изображением надпись…
Преемником Платона был Антоний (Багратиони) (23 ноября 1757 - 16 декабря 1762) из рода царской Грузинской фамилии.
Преемником Антония I стал епископ Владимирский и Яропольский Павел III (Гребневский) (14.06.1764–09.08.1769).

До утверждения в 1764 году штатов, церковный причт собора составляли следующие лица: протоиерей, 2 ключаря, 3 священника, протодьякон, 4 дьякона, 2 псаломщика, 2 пономаря и 8 сторожей. Денежного жалованья или оклада они не получали, а пользовались доходами от принадлежавших Соборному храму вотчин и угодьев. В числе вотчин находились при нем: Владимирского уезда в Клековском стану деревня Головина с деревнями: Вошедиловой, Прокудиной, Душинькиной, Неклюдовой (Раменье), Нечаевой, Богдановкой, в которых по ревизии 1744 года написано 276 душ. Угодьев во владении соборных священнослужителей находилось: пашенной средней земли – 203 четверти с полуосминою, перелогу – 17 четвертей, лесом поросшей – 278 четвертей, а всего пашни, перелогу и лесом поросшей земли – 428 четвертей с полуосминою, да в двух полях по томужь. Сена – 1265 копен, лесу непашенного – 18 десятин, да поверстного непашенного в длину на 6 верст с половиною, а поперег – на 4 версты с половиною же. Но псаломщики, пономари и сторожа в этих угодьях участия не имели, а владели особою землей, которой по писцовым старинным книгам значится: пашенной и лесом поросшей – 27 четвертей без третника в поле и в двух полях по томужь; а кроме того, никаких доходов не имели. Для жительства церковнослужителей дана была земля в Слободке, называемой Боровком, которая находится внизу Успенского девичьего монастыря, близь речки Лыбеди.
Сторожа штатные и сверхштатные жили в слободках: Быковке и Воронцове, на крепостной соборной земле и пользовались некоторыми участками земли при тех слободках. Священнослужители жили в разных местах на соборных землях, в собственных домах.

При отобрании в 1764 году вотчин и прочих угодий, священно-церковно-служителям Собора положен денежный годовой оклад и учрежден штат из следующих лиц: Протоиерей – ему жалованья 60 рублей; Ключарь – ему жалованья 40 рублей; 2 священника – им жалованье по 30 рублей; 2 дьякона – им жалованье по 25 рублей; Протодьякон – ему жалованье 30 рублей; 2 иподьякона – им жалованье по 25 рублей; 2 псаломщика – им жалованье по 10 рублей; 2 пономаря – им жалованье по 10 рублей; 4 звонаря – им жалованье по 8 рублей; 3 сторожа – им жалованье по 8 рублей; Просвирня – жалованье 10 рублей.

13 июня 1767 г., императрица Екатерина II по пути из Казани посетила соборный храм. На том месте, где она стояла за Божественной службой, построен великолепный вызолоченный, резной работы балдахин, поддерживаемый колоннами дорического ордена; на верху балдахина утвержден двуглавый орел и также приличные царственному достоинству орнаменты. Балдахин поставлен на двух львах и двух китах; под балдахином поставлено резное золоченое кресло, а над ним на стене сделана позолоченная литтерами следующая надпись:
«Россiянъ мать. Казански страны посещая,
Екатерина имени сего вторая,
Пришла въ сей древнiй градъ,
Къ отраде и утехе верныхъ своихъ чадъ;
Бе жаромъ ревности къ Царю царей пылала,
Пришедъ въ Его сей домъ на этомъ месте стала,
Чемъ веры истинной составила доводъ
И какъ здесь спящихъ свято предковъ Ея родъ
Она молитвы теплы Богу приносила,
Потомъ сей храмъ великолепно украсила,
За темъ на месте семъ созданъ сей монументъ
Да ведаютъ о томъ потомки позднихъ летъ».
Находясь в Успенском соборе, Екатерина II заметила ветхость и бедность украшений. По возвращении в Царское Село, она повелела отпустить 14 тысяч рублей на его украшение, на утварь и облаченья священнослужителей, и в специальном рескрипте от 2 июля 1768 г. на имя епископа Владимирского Павла рекомендовала:
Преосвященный епископ Павел!
Мы повелели нашей Коллегии Экономии отпустить на возобновление Владимирского Успенского собора и на утварь и на облачение священнослужителям того же храма с излишевством против требуемого Коллегией, то есть четырнадцать тысяч рублей в три года, и через сие имея к Вам доверенность и препоручаем оное строение в особливое Ваше наблюдение, рекомендуя Вам древность сего здания сохранить и поддержать наилучшим образом».
На подлинном, который повешен в золоченых рамах у Царского в соборе месте, собственной Ею рукой подписано:
«Екатерина.
Iюня 2 дня 1768 года.
Сарское село.»
Но епископу Павлу не суждено было окончить начатые им украшения собора. 9 августа 1769 г. епископ Павел скончался и был погребен в соборе, в правом отделении главного Успенского алтаря. Закончить возобновление и украшение соборного храма суждено было епископу Иерониму (1770-1783 гг.), преемнику Павла.
На отпущенные средства были произведены следующие работы: древний иконостас был заменен новым устроенным в итальянском стиле, устроенным в три яруса, украшенный крупною золоченою резьбою и колоннами всех орденов, с множеством резных ангелов на карнизах. Иконы в нем – итальянской живописи. В верхней части иконостаса помещено резное изображение Господа с державою и скипетром с двумя предстоящими ангелами и множеством херувимов. Из древних Икон в иконостасе оставлены только икона Владимирской Божией Матери, написанная митрополитом Петром. Старые иконы из иконостаса были проданы в 1768 г. в село Васильевское Шуйского уезда. Это иконы среднего яруса иконостаса, а также северные и южные двери с изображением архангелов Гавриила и Михаила.
Новые иконы, помещенные в иконостасе Успенского собора, написаны владимирским иконописцем Строкиным в итальянском стиле. Одна из икон, изображающая великомученицу Екатерину, установили против того места, где императрица Екатерина II стояла во время богослужения в соборе. На месте стояния императрицы устроен также резной позолоченный балдахин, поддерживаемый колоннами дорического ордена, на верху утвержден двуглавый орел, а по сторонам - орнаменты, приличествующие царскому достоинству. Балдахин установлен на двух львах и двух китах, внутри его находится резное золоченое кресло, с надписью над ним, посвященной пребыванию Екатерины II в соборе.
На противоположной стороне также устроено особое место для предстояния епископам, занимающим Владимирскую кафедру. Верх над епископским местом венчается архиерейскую митрою, а вокруг - резные знаки, приличествующие архиерейскому сану.
Устроены сени над главным престолом, над тремя гробницами святых Георгия, Андрея и Глеба, над гробом митрополита Максима Грека и над плащаницею.
К этому времени стенное письмо собора, выполненное в XII в. греческими зографами и обновленное в 1408 г. Иконниковым и Рублёвым, обветшало и уже не согласовалось со стилем, в котором был украшен собор, посему решено было древнюю стенопись закрыть новою в одинаковом стиле с иконами иконостаса.
По всему алтарю написаны были изображения из Евангельской истории, в самом храме по древней стенописи записана была только главная средняя арка под хорами. На ее своде были изображены летающие и трубящие ангелы, а на стенах под этой аркой: на правой стороне - изгнание Спасителем торжников из храма, и на левой - Моисей перед горящую купиною. Все прочее древнее стенное письмо забелено было известью. Собор как бы похоронил под новыми благоукрашениями остатки своего древнейшего украшения.
Преосвященный Иероним (Формаковский), занимавший тогда кафедру (1770-1783 гг.), распорядился даже оклады и венцы с древних образов и с царских дверей употребить на переплавку. Сюда же были употреблены золотые и серебряные вещи, лежащие без употребления в ризнице. С ветхих образов было снято серебра 5 пудов, 18 фунтов, 30 золотников и 12 долей (ок. 90 кг.). Из этого серебра сделано было 8 больших лампад к местным образам и праздничный потир, оставшееся серебро было обменено на монету. Так относились тогда к старине, несмотря на рескрипт Екатерины II, где указывалось: «...рекомендую Вам (епископу Павлу) древность сего здания сохранить и поддержать наилучшим образом».
Благоукрашенный Успенский собор был освящен Владыкой Иеронимом 25 мая 1774 г. При освящении южный придел храма, бывший во имя святого великомученика Георгия, переименован в честь святого князя Глеба, мощи которого находились здесь перед самым иконостасом. Северный придел, называвшийся прежде Благовещенским, а потом Знаменским, посвящен имени святого князя Андрея Боголюбского.
Третий придел, во имя святого великомученика Пантелеимона, обращен в храм святого князя Георгия, а четвертый - священномученика Антипы, находившийся на хорах - упразднен.

Продолжение »»»»
Владимирский Успенский кафедральный собор с сер. ХVIII в. по 1915 год;
О пассии в кафедральном соборе г. Владимира в 1915 г.;
Владимирский Успенский кафедральный собор с 1917 года.
Князь Андрей Боголюбский.
Святой благоверный княжич Глеб Владимирский.
Князь Юрий II (Георгий) Всеволодович.
3-го марта 1889 г. во Владимире началось Празднование семисотлетней годовщины рождения св. князя Георгия Всеволодовича и затем 4-го и 5-го продолжавшееся в Нижнем Новгороде.
Категория: Владимир | Добавил: Николай (27.11.2016)
Просмотров: 1568 | Теги: Владимир | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar

ПОИСК по сайту




Владимирский Край


>

Славянский ВЕДИЗМ

РОЗА МИРА

Вход на сайт

Обратная связь
Имя отправителя *:
E-mail отправителя *:
Web-site:
Тема письма:
Текст сообщения *:
Код безопасности *:



Copyright MyCorp © 2024


ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru