Главная
Регистрация
Вход
Воскресенье
17.11.2024
14:24
Приветствую Вас Гость | RSS


ЛЮБОВЬ БЕЗУСЛОВНАЯ

ПРАВОСЛАВИЕ

Меню

Категории раздела
Святые [142]
Русь [12]
Метаистория [7]
Владимир [1621]
Суздаль [473]
Русколания [10]
Киев [15]
Пирамиды [3]
Ведизм [33]
Муром [495]
Музеи Владимирской области [64]
Монастыри [7]
Судогда [15]
Собинка [145]
Юрьев [249]
Судогодский район [118]
Москва [42]
Петушки [170]
Гусь [199]
Вязники [352]
Камешково [255]
Ковров [432]
Гороховец [131]
Александров [300]
Переславль [117]
Кольчугино [98]
История [39]
Киржач [94]
Шуя [111]
Религия [6]
Иваново [66]
Селиваново [46]
Гаврилов Пасад [10]
Меленки [124]
Писатели и поэты [193]
Промышленность [184]
Учебные заведения [176]
Владимирская губерния [47]
Революция 1917 [50]
Новгород [4]
Лимурия [1]
Сельское хозяйство [79]
Медицина [66]
Муромские поэты [6]
художники [73]
Лесное хозяйство [17]
Владимирская энциклопедия [2405]
архитекторы [30]
краеведение [74]
Отечественная война [277]
архив [8]
обряды [21]
История Земли [14]
Тюрьма [26]
Жертвы политических репрессий [38]
Воины-интернационалисты [14]
спорт [38]
Оргтруд [176]
Боголюбово [22]

Статистика

 Каталог статей 
Главная » Статьи » История » Владимир

Владимирский Успенский собор в 1865 году

Успенский собор в 1865 году

Кафедральный Собор Владимирский красуется на том же прекрасном месте, где положил основание ему Благоверный Андрей Боголюбский. Он стоит в среднем кремле города на южной стороне над рекою Клязьмою. Прямой путь к нему с Нижегородского шоссе идет от Дома Дворянского собрания. Когда благочестивый путешественник приближается к Собору по этому пути; то взору его на первом плане встречается Соборная колокольня, значительно заслоняющая собой сам храм. Колокольня имеет четыре этажа. Первый самый обширный, украшен по углам колоннами и оканчивается в верху четырьмя башенками. Второй гораздо уже и ниже первого, обнесен невысокой террасой; на сторонах его довольно широкие окна. Третий, украшенный полуколоннами коринфского ордена, занят колоколами, большой из них весом в 500 п. 8 ф. слит в 1810 году. Четвертый этаж гладкий и круглый с небольшими круглыми окнами; над ним свод и шпиль покрыты белым железом, под шпилем вызолоченная чаша, а вверху его под крестом большого размера шар так же вызолоченный. Эта колокольня построена в 1810 году на месте прежней, поврежденной в 1806 году молнией. Она высока и красива; но не совсем гармонирует с храмом, устроенным в древнем Византийском вкусе.
К востоку и западу от колокольни идет вокруг Собора каменная с решетками из деревянного частокола ограда. Она построена в 1802 году вместо прежней обветшавшей и простирается вокруг на 130 сажен. Со сторон западной и южной в ней два широких входа с деревянными вратами. К югу от колокольни, на пространстве 11-ти сажен, до 1858 года был высланный белыми камнями помост, который вел к северным дверям храма. Ныне на этом месте устроен довольно обширный теплый придел во имя Благоверного Князя Георгия.
Наружный вид Владимирского Собора и ныне тот же, что был при Великом Князе Всеволоде; только контрфорсы по углам храма, — кирпичные накладки на стенах его, оканчивавшихся полукружиями, некоторые расширенные окна и пристройка теплого придела дают ему несколько иную физиономию.
Весь храм из белого камня, стены украшены в средине полуколоннами, а по углам колонками; на них и до сих пор уцелело несколько человеческих лиц, высеченных на камнях. Нет сомнения, что в былое время и все стены его были украшены разными подобными изображениями; но, от пожаров, от времени и разных наружных починок, они вероятию, обсыпались.
Верх храма увенчан пятью большими главами; при Всеволоде все они были покрыты золотом; а теперь только средняя огромная глава остается вызолоченной, а прочие окрашены зеленой краской.
Три входа ведут в храм: северный через теплый придел, а южный и западный имеют паперти, устроенные в начале ХVIII в. и утвержденные на столпах. Западная паперть отличается обширностью, сообразно обширности западных врат; по сторонам ее вровень с контрфорсами устроены небольшие комнаты, — на северной стороне для чередных Священников, — на южной — для соборной стражи.
Чтобы лучше обозреть внутреннее расположение и украшение Собора, нужно стать на средине его. Отсюда легко можно видеть, что 18-ть столпов, на которых лежат хоры, своды и купол, разделяет храм, по направлению от востока к западу, на пять отделений, сообразно тому, что по восточной стене расположены вряд три алтаря, из коих средний — главный состоит из трех отделений. Вот пред вами и величественный иконостас Собора; не древен он, однако вполне соответствует византийской архитектуре храма. Он устроен в 1768 — 1773 годах при Императрице Екатерине Великой на сумму, пожалованную Ею из Коллегии Экономии. По зеленому фону украшен он прекрасной золоченой резьбой во вкусе рококо. Разделенный на три яруса и простирающийся вверх до самых сводов, — он венчается там резным благословляющим Саваофом, окруженным Херувимами. Иконы, в иконостасе, все высокого искусства; в нижнем ярусе и над царскими дверями лики на них изображенные украшены серебряными вызолоченными венцами. Особым украшением отличаются Чудотворная Икона Богоматери и храмовый образ Успения Богородицы. На последнем лик Божией Матери украшен жемчужным убором и златошвейным покровом. Пред иконами нижнего яруса висят восемь серебряных лампад, в которых весу 1 пуд 76 золотников; а пред иконами среднего яруса — медные высеребренные люстры. В средине храма висит большое бронзовое паникадило высеребренное и местами вызолоченное. Против главного алтаря средние четыре столпа храма, так же украшены иконостасом одинаковой работы с главным. Здесь обращают на себя внимание любителей благолепия на правой стороне у переднего столпа против местного Образа Спасителя, Архиерейская Кафедра, а на левой — против Владимирской иконы Богоматери — царское место. Оба они осенены великолепными вызолоченными балдахинами, которые утверждены на колоннах дорического ордена и наверху имеют приличные каждому месту регалии и орнаменты. Внутри царского места обращает на себя внимание надпись золотыми буквами, в стихах объясняющая повод к устроению этого места. Вот как читается она:
Россиян мать Казански страны посещая
Екатерина имени сего вторая
Пришла в сей древний град,
К отраде и утехе верных своих чад;
Где жаром ревности к Царю царей пылала,
Пришел в сeй дом Его на этом месте стала,
Чем веры истинной составила довод
И как здесь спящих свято предков Ея род,
Она молитвы теплы Богу приносила,
Потом сей храм великолепно украсила,
За тем на месте сем создан сей монумент.
Да ведают о том потомки поздних лет.

Обозрев главное украшение Собора, поклонимся той святыне, которая особенно привлекает под своды его усердных богомольцев и познакомимся с остальными частями и предметами храма, достойными внимания. По левую сторону царских врат стоит Чудотворный Образ Владимирской Богоматери в бронзовом створчатом киоте, украшенный жемчужною ризою с драгоценными камнями. Такой же венец на сей иконе украшен еще бриллиантовою наверху короною и большим бриллиантовым перстнем, который вставлен по завещанию Надворного Советника Ивана Федоровича Дмитревского, а ему пожалован Императором Александром 1-м за сочинение истории города Владимира. На серебряных вызолоченных полях иконы вычеканено 18 дробниц с черновыми изображениями Святой Троицы, Иоанна Предтечи, Московских Святителей, Владимирских Чудотворцев и других угодников Божиих. Этот Чудотворный Образ написан Митрополитом Петром в бытность его еще Игуменом Волынского Ратского монастыря. Каким образом достался он Владимирскому Собору, — на это история отвечает нам следующее: Митрополит Максим, обозревая однажды (в конце XIII в.) свою паству, посетил Ратскую обитель: тогда преподобный Петр, как Настоятель сей обители, поднес Первосвятителю в дар Образ Владимирской Богоматери собственной живописи. Митрополит, приняв с благосклонностью сей образ, украсил его золотом и драгоценными камнями и потом имел всегда при себе до самой кончины, постигшей его во Владимире. По кончине его некто Игумен Геронтий, взяв первосвятительскую утварь и сей образ Богоматери, самовольно отправился в Константинополь домогаться Митрополитского сана. В тоже время Галицкий Князь Юрий, желая утвердить первосвятительскую кафедру в своем княжении, убедил Ратского игумена Петра ехать в Царьград для посвящения в Митрополита Всероссийского. Петр отправился и прибыл туда ранее Геронтия. Патриарх вручил ему Первосвятительский жезл на управление всею Русскою Церковью. Но явился и Геронтий, и увидев тщетность своего предприятия сознался Патриарху, что самовольно прибыл в Константинополь, — при чем рассказал, что корабль, на котором он плыл, долгое время носим был по морю бурею, и в это время от иконы Владимирской, которая находилась при нем, было ему видение, что он напрасно трудится, и что на престол Русской Митрополии возведен будет Ратский Игумен Петр, который написал сию икону. Тогда Патриарх, отобрав у Геронтия Митрополитскую утварь и Чудотворную икону, вручил все новопоставленному Первосвятителю Петру. Отправясь из Константинополя новый Иерарх побывал сначала в Киеве, а потом прибыл во Владимир. В последствии он переехал в Москву, но Чудотворный образ оставил во Владимирском Соборе. И когда подлинный Образ Владимирской Богоматери, писанный Евангелистом Лукою, в 1395 году перенесен был из Владимира в Москву, — верный список с оного, сделанный Митрополитом Петром поставлен на его место.

Посреди храма между столпами за архиерейским местом почивают на вскрытии нетленные мощи Святого Благоверного Князя Георгия Всеволодовича (Юрий II Всеволодович). Сын мудрого Всеволода (Всеволод III Большое Гнездо), обновившего и расширившего Собор, Великий Князь Георгий 15 лет украшал своим кротким правлением престол Владимирский, и в несчастную годину татарского нападения положил живот свой за веру и отечество в сражении на берегах реки Сити в 1238 году. Святитель Ростовский Кирилл, обретши между трупами честное тело его, перенес оное в Ростов и с подобающей честью положил в соборном Ростовском храме; но в следующем 1239 году брат убиенного Великий Князь Ярослав Всеволодович, заняв престол Владимирский, перенес тело его в свою столицу и положил в южном приделе Владимирского Собора. При этом перенесении, по свидетельству летописцев, чудо преславно и удивления достойно совершилось на Благоверном Князе, — отсеченная глава его вдруг присоединилась к выи его так, что не осталось и следа отсечения. Слишком четыреста лет покоилось тело его в каменном гробе на месте погребения, но в 1645 году угодник явился патриарху Иосифу и Первосвятитель, по согласию Благочестивейшего Государя Михаила Феодоровича, открыл мощи его и, обретши их нетленными, положил на вскрытии и на собственную сумму устроил для них серебряную позлащенную раку. В этой раке (обновленной впрочем в 1852 году) под великолепным балдахином, украшенным Великокняжескими регалиями и арматурою и поддерживаемым со всех сторон резными Ангелами со светильниками в руках, почивают святые мощи его и доселе (Пред ракой сего Угодника обращает на себя внимание золотая лампадка, пожертвованная в 1856 году Бл. Гос. Вел. Князем Константином Никол. в память рождения дочери Его Благовер. Кн. Веры Константиновны и день празднования сему Угоднику — 4-го февраля.). На передней стороне раки (оставшейся при обновлении в целости) вычеканена старинными буквами надпись, изображающая страдальческую кончину Угодника, обстоятельства перенесения честного тела его из Ростова во Владимир и открытия святых мощей. Вот эта надпись:
«Божiею милостiю и повелѣниемъ Благочестиваго и Христолюбиваго Государя нашего Царя и Великаго Князя Михаила Феодоровича всея Россiи, по благословенiю и обѣщанiю Отца и Богомольца Великаго Господина, Святѣйшаго Киръ Iосифа Патрарха Московскаго и всея России лета 7153/1645 сделана сiя рака серебряная позлащенная Его святительскою казною в великой град Владимiр в соборную Апостольскую Церковь Пресвятыя Богородицы честнаго и славнаго Ея успенiя, Благоверному Великому Князю Георгiю Всеволодовичу, мученически вѣнчавшемуся кровiю за вѣру Христiанскую, Владимiрскому Чудотворцу, убiенному от злочестиваго и безбожнаго царя Батыя в лето 1237 февраля въ 4 день а) за Волгою рѣкою на рѣке Ситѣ. По убiенiи же его, блаженный Кириллъ Епископъ Ростовскiй прiиде ъс бѣла озера на мѣсто, идѣже добопобѣдный Христовъ Мученикъ Великiй Князь Георгiй святую кровь свою пролiя, — ту обрѣте честное тело его и принесе въ Ростовъ и положи въ церкви Пресв. Богородицы, главы же его не обрѣте тогда во множествѣ трупiя мертвыхъ; послѣди же обрѣтоша и святую его главу и принесоша въ Ростовъ и положиша во гробе къ честному телѣси его; и въ лѣто 6743/1239 прiиде изъ Новограда во градъ Владимiръ братъ Вел. Кн. Ярославъ Всеволодовичъ и пославъ въ Ростовъ повелѣ принести во Владимiръ честное и святое тѣло брата своего Вел. Кн. Георгiя, его же вземши со многою честiю понесоша; егда же бысть близь города Владимiра, срѣте его сам Вел. Кн. Ярославъ съ Епископомъ Кирилломъ и со священнымъ соборомъ и съ дѣтьми своими и с боляры и положиша его въ Соборной Церкви Пресвятыя Богородицы въ придѣлѣ южномъ съ пѣсньми надгробными. Всѣм же зрящимъ чудо преславно и удивленiя достойно, яко глава его совокупно прильне къ честному тѣлеси его, яко ни слѣда видѣти отсѣченiя на выи его: но всѣ составы цѣлы и неразлучны и до нынѣ такъ во гробе почиваютъ отъ всеъ людей видимы и удивляемы. Въ тоже лѣто 153, в 5 число Января, по обѣщанiю Великаго Господина Святѣйшаго Киръ Iосифа Патрiарха Московскаго и всея Россiи, в третiе лѣто Патрiаршества его, принесены быша мощи Благовѣрнаго Вел. Кн. Георгiя изъ придѣла в Соборную церковь Пресвятыя Богородицы и преложены въ серебряную раку позлащенну и поставлены быша на десной странѣ близь Святительскаго места во славу и честь Благоверному В. К. Георгiю мученику Владимiрскому Чудотворцу во вѣки аминь».
Над гробницею его на заднем столпе начертаны золотыми буквами следующие стихи в честь его:
«Желанье въ варваре горело, —
Людей моихъ сжечь какъ траву,
Мой жизни дух лишить и тело
За тем мечемъ отъял главу;
Но Бог мой духъ за веру праву
Жить вечно внесъ въ небесну славу,
Главу жь прильнувшу к телу здесь
Хранитъ чудесно и до днесь (Стихи эти предание приписывает Императрице Екатерине Великой).
Празднество Великому Князю и Мученику Георгию совершается 4-го числа месяца февраля (Обыкновенно спрашивают: почему празднуется Благоверному Князю Георгию 4-го февраля, тогда как он убит 4-го марта? Ответ на это кажется очень прост. Празднество Святому Георгию установил Патриарх Иосиф, открывший Св. мощи его. Но сведения об обстоятельствах кончины сего Князя Первосвятитель заимствовал из степенной книги, а в степ. книге, днем кончины св. Князя показано именно 4-е февраля.).

В параллель гробнице Благоверного Князя Георгия за Царским местом между столпами под таким же балдахином, хранится теперь соборная плащаница большого размера превосходной Арзамасской работы. Она вышита золотом по малиновому бархату, а пожертвована в Собор в 1814 году Владимирскою купеческою женою Екатериною Семеновою Мигуновою, урожденною Лазаревою. — Прежде на этом месте стояла рака с мощами Благоверного Князя Андрея Георгиевича Боголюбского, которая, по устроении в честь его особого придела, перенесена к северной стене храма и поставлена пред алтарем его придела. В память пребывания здесь святых мощей Боголюбивого на одном из столпов доселе сохранились следующие стихи.
Хотя кто правъ, живетъ хоть свято;
Но если злобствуют сердца,
У нихъ какъ бы въ законъ принято
Того губити до конца.
Примеръ тому моя кончина,
Ей зависть съ злобой есть причина,
Я прав — тиранен как злодей
Отъ ближнихъ сродных мне людей (Эти стихи предание приписало так же Императрице Екатерине.).

Вот все, что есть замечательного в самой средине храма. Теперь перейдем к северным вратам Собора и обойдем храм кругом подле стен его.
У северной стены храма пред придельным алтарем в серебряной гробнице под балдахином, почиет основатель Собора Святой Благоверный и Великий Князь Андрей Георгиевич Боголюбский.
История деяний сего великого мужа более или менее известна каждому и в кратких чертах изображена на 6-ти клеймах его гробницы. На первом клейме начертаны в честь Святого Угодника следующие стихи:
Бог дивный во святых
Хранит вся кости их
И ни единая от них не сокрушится,
Да имя Божие святится.
Зреть тленное нетленным существо
Неверию соблазн, а вере торжество.
Мы веруем и зрим обет Господня слова:
Нетленна плоть твоя до днесь Угодника Христова, Нетленна плоть твоя Великий Князь Андрей
В защиту Русских стран и в славу их Царей,
И здешних жителей в отраду
На утвержденье граду,
В котором мирно ты княжил
И мученически живот свой полошил
И возлетел в страны не зримы.
Прими от нас мольбы Боголюбивый!
И к Богу принеси
Живущему на небеси.
Второе клеймо повествует о рождении Благоверного Князя в Суздале в 1110 году, о прибытии его из Киева во Владимир в 1157 году, о времени княжения его здесь в продолжение 17 лет и 11-ти месяцев, наконец о преждевременной мученической кончине его от руки родственных злодеев, и о месте погребения в Соборе (Вот и самая надпись: «Святый Благоверный Андрей первый Юрьевич Китай и Боголюбский, Князь Вышеградский, потом Суздальский и Ростовский и наконец первый Великий Князь Владимирский и Новгородский или Великороссийский, родился в Суздале 1110 года. Великокняжеское титло и престол принял и перенес из Киева во Владимир с 1157 года маия 19 дня; владел 17 лет и 11 месяцев и 10 дней; 1175 года июня на 29 число в ночи злодейским образом от Московского дворянина Якима Степанова сына Кучки или Кучкова своего шурина убит в Боголюбове. Жил 65 лет, погребен во Владимире июля 5 числа в Соборной церкви Успения Пресв. Богородицы Златоверхой, им самим в 1158 году заложенной и созданной с великим украшением и богатством, на левой стороне в приделе Благовещения Пресв. Богородицы, торжество же его памяти совершается июля в 4-й день».).
Третье клеймо — указывает время открытия Святых мощей Боголюбивого Князя, прежнее место поставления их и наконец время переложения в нынешнюю драгоценную гробницу. Вот надпись третьего клейма: «Сии нетленныя мощи Св. Великаго Князя Андрея Боголюбскаго положены на вскрытии 1702 года октябри 15 дня и поставлены в приделе Благовещения Пресвятыя Богородицы, который, по возобновлении Собора, начеишемся при Преосвященном Павле по Высочайшему рескрипту 1768 года июля 2 дня к оному, последовавшему от Государыни Императрицы Екатерины II, и оконченном при Преосвященном Иерониме, переименован во имя сего Святаго Благовернаго Князя Андрея, а прежняя рака, сделанная 1763 года марта 23 дня, перенесена и поставлена была тогда с Святыми мощами его между двух на левой стороне столпов в соответственность мощам Св. Благовернаго Князя Георгия. Сия же новоустроенная серебрянная рака, по приложении в нее нетленных сих мощей, поставлена паки на прежнем месте в сем приделе, во имя его устроенном в 1820 году Августа в 30-й день».
Четвертое клеймо показывает время устроения самой раки нынешней тщанием Епископа Владимирского Ксенофонта и усердием жертвователей.
Пятое клеймо — содержит тропарь и кондак Св. Угоднику.

Поклонившись святым мощам Боголюбивого Князя Андрея, зайдем и в алтарь, посвященный имени Его. Здесь на левой стороне хранится та каменная гробница, в которой честное тело св. Князя — Мученика покоилось в течение целых 572-х лет; напротив ее с правой стороны так же в каменном гробе почивает великий брат его Всеволод Георгиевич, 37 лет украшавший своим мудрым правлением Великокняжеский престол Владимира (На гробе Всеволода лежит каменная крыша с гроба сына его Св. Князя Георгия.). Много памятников своего усердия и благочестия оставил сей великий Государь во Владимире. Он расширил соборный храм Боголюбивого брата своего и увенчал его пятью золочеными главами, он основал мужской монастырь Рождества Богородицы, соорудил и женскую обитель в честь Успения Богоматери, он же наконец воздвиг и прекрасный Собор Дмитриевский, которому доселе удивляются все в обновленной его красе (Дмитриевский Собор по повелению Императора Николая Павловича, посетившего Владимир в 1834 г., приведен в первобытный свой вид и освящен в 1847 году 24 августа.).

Перейдя отсюда в главный алтарь Успенский, посетитель вступит в то заветное святилище, которое слишком 700 лет тому назад устроено Боголюбивым Князем Андреем. Как все древние алтари и главный алтарь Владимирского Собора разделен на три отделения. В среднем — главном весьма просторном и красивом стоит большого размера престол, осененный величественным резным балдахином, и архиерейская кафедра, украшенная так же небольшим балдахином с архиерейскими наверху орнаментами. На престоле обращает на себя внимание прекрасный, серебряный с позолотою ковчег для хранения даров, устроенный на собственную сумму Собора в 1796 году; в нем весу 1 пуд и 70 золотников. В северном отделении алтаря помещается жертвенник и кладязь, а в южном кладовая палатка и горн. В последнем указывают место погребения Епископа Владимирского и Муромского Павла, который целый год потрудился над устроением иконостаса Соборного, и, не кончив его, скончался в 1769 году. Все три отделения алтаря по стенам и сводам украшены искусною живописью.

Выйдя из главного алтаря южными дверьми посетитель тотчас встречает у самой южной стены храма гробницу Святого Благоверного Князя Глеба Андреевича, устроенную и украшенную точно так же, как и гробница великого Отца его, Святого Князя Андрея. Сын Боголюбивого Святой Князь Глеб с ранних лет воспылал любовью к Богу и в течение только 20-лет жизни своей успел стяжать себе славу от Него многими добродетелями. По словам летописи, он отличался незлобием, кротостью, смирением и благотворением по всей великой России; за то по кончине его, замечает летописец, горько плакали о нем нищие и убогие, вдовы и сироты, так что и иностранные гости, случившиеся тогда во Владимире, дивились, как любезен был сей Княжий сын городу. И Господь прославил сего Угодника таким дивным нетлением, что не только все члены его остались целы, но и самые составы их не расторгнулись, так что руки его, крестообразно сложенные на груди, как бы готовы разогнуться для молитвы. В истории Собора мы видели, как юношеские останки сего Угодника дважды устрашали врагов города Владимира в самом храме, а в третий раз святые молитвы его прогнали их от стен городских. На раке его, устроенной в 1818 году, в шести клеймах начертаны: гимн святому, время рождения его в 1155 году и смерти в 1175 г., чудо бывшее от гроба его во время запаления Монгольского, время построения раки, наконец тропарь и кондак. Вот в каких стихах выразил свои чувства к Угоднику неизвестный пиит:
Угодниче Христов
Блаженный Княже Глебе!
Щит граду нашему, покров,
Молитвенник о нас на небе.
Скончавшийся во цвете лет младых
Приникни к нам от горних мест святых
Сюда во храм священный,
Останки где твои покоятся нетленны,
И присных где твоих почиют телеса,—
Владимиру краса
И благочестия примеры.
Се памятник тебе усердия и веры!
Усердных верных чад, сынов!
Угодниче Христов,
Прими его блаженный,
И наш молебный слыша глас
О Княже Благоверный!
Моли Творца о нас.

Поклонившись мощам сего Угодника войдем и в алтарь, освященный именем его. Здесь у северной стены в каменном гробе покоится тело Великого Князя Ярослава Всеволодовича, собирателя земли Русской после страшного разгрома Татарского. Восемь лет княжил он во Владимире и по замечанию летописи был утехою для своих подданных; скончался 1-го сентября 1247 года, но и по смерти оставил своему княжеству крепкого защитника от врагов в лице мужественного сына своего Великого Князя Александра Невского.
У южной стены алтаря в одной гробнице покоятся дети Святого Благоверного Князя Георгия: Владимир, Всеволод и Мстислав Георгиевичи. Все они убиты во время страшного нашествия татарского. Владимир еще в Москве взят был варварами в плен и при осаде города Владимира выставлен был ими, как цель для стрел братьев, защищавших свое жилище. Узнаете ли Княжича вашего? - спрашивали они ужаснувшихся жителей, и уныл был лицом юный Князь, изнемогший от скорби и нужды; однако Всеволод и Мстислав с вершины золотых ворот узнали несчастного брата и горько восплакали; но решились лучше умереть за Святую Богородицу и веру православную, нежели сдать город и попасть в неволю; и действительно, враги одолели и оба княжича пали в кровавой сече.

По выходе из алтаря Святого князя Глеба, пойдем вдоль южной стены собора. Вот к западу от южных дверей, подле самой стены, гробница Великого Князя Константина Всеволодовича, старшего брата Святого Князя Георгия. Только один год княжил он во Владимире, переехав сюда из Ростова, — и 2 февраля 1219 года скончался. Дивно же дело сотвори тогда, замечает летопись, подруга его жизни Великая Княгиня Агафия. После погребения супруга, она не вышла из храма, доколе тут же над гробом его не приняла иноческого образа, и затем возвратившись в Ростов, там окончила дни свои.
Почти против гробницы Князя Константина у столпа указывают место погребения Преосвященного Иеронима, три года потрудившегося над обновлением и украшением Собора при Императрице Екатерине и освятившего его в 1774 году.
Далее у южной стены стоит гробница Серапиона Епископа Владимирского, известного своими поучениями к жителям Владимира и скончавшегося в 1275 году. До сих пор жители Владимира с особенным уважением чтут память сего Святителя и часто служат над гробницей панихиды, в надежде получить помощь от святительских молитв его особенно для больных детей.
За ним у той же стены покоятся в одной гробнице Святители: Лука и Феодор, скончавшиеся первый в 1189 году, второй — в 1286. Почти против гробницы этих святителей, у столпа погребены мощи Платона Епископа Владимирского и Ярополчского, основавшего в 1750 году Владимирскую Семинарию. Святитель сей умер в Москве 16 апреля 1757 года и погребен был в тамошнем Кресто-Воздвиженском монастыре, но по указу Св. Синода в декабре того же года тело его перевезено во Владимир и положено в указанном месте. Под аркой над гробницей сего Святителя сохранилась часть древней живописи, относящейся к началу XV века, когда Собор Владимирский, по повелению Великого Князя Василия Димитриевича, расписан был знаменитыми в то время художниками Даниилом Иконником и Андреем Рублёвым.
Далее у южной стены стоят гробницы Симона, Епископа Суздальского, спасателя житья Киево-Печерских отшельников, скончавшегося в 1227 году, и Митрофана Святителя Владимирского, окончившего дни свои на хорах соборных во время страшного запаления татарского. Над гробницей сего святителя обращает на себя внимание посетителя огромная картина, изображающая крещение киевлян в Почайне. Знатоки дорого ценят эту картину. Собору она пожертвована Итальянским художником Тончи в 1813 году, по следующему поводу: В 1812 году бежав из Москвы от французов, он остановился во Владимире и впал здесь в тяжкую болезнь, но заступлением угодников Владимирских получил исцеление; по чувству благоговейной признательности за исцеление и написал он для собора эту прекрасную картину.
Против гробницы Епископа Симона под резным балдахином стоит гробница Первосвятителя Максима Грека, Митрополита Киевского и всея Руси. Прибыв из Константинополя в Россию, он остановился первоначально в Киеве, но бедственное положение сего города, в конец опустошенного татарами, заставило его переехать к Великому Князю областей северных и поселиться во Владимире. Уже и предшественник его Митрополит Кирилл часто проживал во Владимире, но Максим был вполне Митрополитом Владимирским, хотя именовался Киевским, как это делали даже Первосвятители Московские, — он сам управлял Епархией Владимирской, а бывшего Епископа Симеона перевел в Ростов. И вот в память того, что Собор Владимирский действительно украшался некогда кафедрой Митрополитской, сей первосвятитель погребен под сенью его. Над гробницей Митрополита Максима привлекает к себе внимание богомольца икона Божией Матери, изображающая святую Деву во весь рост, и украшенная чеканной золоченой ризой. Она слывет в Соборе под именем Максимовской иконы Божией Матери и на ней изображен сам первосвятитель на коленях приемлющим из рук Пречистой Девы священный омофор. Крупная подпись внизу иконы на особой доске объясняет ее происхождение. Вот что повествует она: «Сей святый и чудотворный образ пресвятыя Богородицы написан бысть в лето 6897/1299 по видении Максима, Митрополита Владимирского и всея руси Чудотворца, Греченина родом, егда ему пришедшу от Киева во Владимир и от путнаго шествия в келлии своей мало уснув, абие видит яко на яве свет велик и необычен и в том свете явися ему Дева Пречистая Богородица, держащи на руку предвечнаго младенца и глагола: рабе мой Максиме, добре пришел еси семо посетити град мой и подаде ему омофор глаголя: приими сей омофор и паси во граде моем словесныя овцы. Он же прием возбудися от сна и в келлии ни когоже виде, а омофор обретеся в руце его; Он же страхом объят бысть на мног час, абие поведа Великому Князю Андрею и построиша ковчег злат и положиша в него той омофор и прославися сие чудо во всей Русской Земли и в Палестине, и повеле написати сей образ тем подобием, якоже виде Максим святый».
Святая икона сия с особенным благоговением чествуется жителями Владимира и в недавнее время установлено в честь ее особое празднество 18-го числа апреля месяца; а священный омофор 112 лет хранился в Соборе, как драгоценная святыня, но при нашествии Талыча в 1412 году исчез вместе с другими сокровищами, сокрытыми тогда ключарем Патрикием.
Против гробницы Митрополита Максима в деревянном решетчатом ящике хранятся шесть кругловатых камней, похожих на белые. Местное предание уверяет, что эти камни привезены из великого Устюга, в 20 верстах от которого, при жизни святого Прокопия Христа-ради Юродивого, пала на лес каменная туча, отвращенная от самого города молитвами сего угодника, и что они суть именно остатки этого каменного града.

Против западной стены на столпах к северу с особенным благоговением чествуются две иконы Божией Матери: Иверская, написанная в 1812 году с подлинного образа Московского, который, приносим был тогда во Владимир Преосвященным Августином, по случаю нашествия французов, и икона Нечаянной Радости.
Вдоль северной стены опять идет ряд гробниц Великокняжеских. В северо-западном углу покоится старший сын Святого Андрея Боголюбского Изяслав Андреевич, скончавшийся в 1164 году. На гробовой доске его лежит древний железный шлем, принадлежавший вероятно сему Князю, а подле нее стоят три огромные железные стрелы (Таких стрел прежде было 5-ть, но две из них в первой четверти XIX столетии взяты в Москву Калайдовичем.), длиной каждая в 2 ½ аршина и весом в 8 фунтов. Усердные богомольцы надевают на себя холодный шлем сей, берут в одну руку стрелы и, прилепив свечу к гробнице Князя, молятся в надежде получить исцеление от болезней своих, особенно от боли головной. С какого времени и по какому поводу возникло такое обыкновение, не известно.
Далее стоит гробница Князя Бориса Данииловича, сына святого Даниила Александровича, Великого Князя Московского. Он скончался в своем удельном княжении Нижнем Новгороде в 1320 году, но завещал погребсти себя в Соборе Владимирском.
Еще далее одна обширная гробница вмещает в себе целое семейство Великокняжеское. Тут под одной гробовой плитой покоятся тела: 1. Великого Князя Михаила Георгиевича, который, хотя только год княжил во Владимире, однако успел и отмстить убийцам брата своего святого Андрея Боголюбского и возвратить Собору церковные утвари и села, расхищенные племянниками его Ростиславичами; 2. Великой Княгини Агафии, супруги святого Георгия Всеволодовича, дочери ее Феодоры, снох: Марии, Христины и Феодоры с детьми их. Все они мученически скончались на хорах Соборных во время страшного пожара татарского.
Близ северных врат покоится и еще один сын Боголюбского, Благоверный Князь Мстислав Андреевич, скончавшийся в 1173 году. По сказанию летописи над каменным гробом его поставлена была мраморная статуя по повелению Великого Родителя его. Подле гробницы сего Князя у северного входа достоин внимания образ святого Благоверного Князя Георгия, поставленный в нарочито устроенном деревянном киоте. Он вышит золотом, серебром и шелками и представляет святого Князя во весь рост. Устроение его предание приписывает Царевне Софии Алексеевне.
Так как теперь мы стоим у северных врат ведущих в теплый придел, то зайдем и сюда взглянуть на некоторые древности, перенесенные сюда из древнего Собора. Настоящий теплый придел устроен в 1858—1862 годах. Он имеет два алтаря, главный в честь святого Благоверного Князя Георгия и другой в честь святого Архангела Михаила. До устроения этого храма теплый придел весьма тесный и бедный устроен был внутри холодного Собора, именно пространство между южной стеной и первым от нее рядом столпов от южных дверей до западной стены проложено было кирпичом и здесь поставлен был не богатый иконостас. Придел этот посвящен был также Благоверному Князю Георгию. В 1864 году он нарушен и кирпичные прокладки разобраны, так что холодный Собор занимает теперь все то пространство, какое имел при Великом Князе Всеволоде. Отсюда то, из этого древнего, но тесного и бедного придела перенесен в новый теплый храм древний образ святого Благоверного Князя Георгия. Образ этот написан, по всей вероятности, в первой половине ХѴII века, когда открыты были нетленные мощи святого Князя Георгия и первоначально находился на его гробнице; но при обновлении Собора в XVIII веке, по распоряжению Епископа Иеронима, снят и поставлен был в прежнем теплом приделе, как храмовый образ. И в новом теплом храме он занимает место по правую сторону царских врат против правого клироса, как храмовой образ сего придела. Благоверный Князь изображен на нем во весь рост с крестом в правой руке и в великокняжеской мантии поверх ратных доспехов. В параллель сему образу по левую сторону царских врат за местной иконой Богоматери стоит образ святого Благоверного Князя Александра Невского, пожертвованный Собору в 1862 году освобожденными от крепостной зависимости дворовыми людьми в память освобождения. Наконец в теплом приделе замечателен чудотворный образ знамения Пресвятой Богородицы, перенесенный сюда из холодного Собора. Он стоит на восточной стене за правым клиросом, в небольшом киоте, украшен серебром и жемчугом. Написан этот образ в 1650 году по видению одного жителя Слободы Быковки, находящейся в предместии Владимира, — Сергия Иовлева, с малолетства страдавшего расслаблением, и поставлен был первоначально в нарочито устроенной часовне в той же слободе. По отправлении пред ним молебствия с водоосвящением больной получил исцеление и с тех пор много было чудес исцеления от сей Святой Иконы; в соборных летописях записано их 23. В 1652 году соборяне испросили у Царя Алексея Михайловича дозволение перенести чудотворную икону в Соборный храм, так как помянутая слобода принадлежала тогда Собору и священнослужителям далеко и неудобно было ходить туда для отправления молебнов по усердию разных богомольцев. С тех пор икона эта чествуется в Соборе как святыня и в честь ее освящен был даже северный придельный алтарь холодного Собора, при обновлении оного Племянниковым.
Вот все, что есть замечательного внутри Собора Владимирского и что каждый богомолец может видеть в нем сам непосредственно. Кроме заветной святыни здесь мы видели гробницы пятнадцати особ Великокняжеских, одну Первосвятительскую и восемь Святительских. Не многие Русские храмы могут похвалиться таким обилием у себя гробов Княжеских, только Московский Архангельский Собор превосходит Владимирский в этом отношении: но и тут преимущество древности на стороне последнего, ибо и Москва сделалась городом царственным позже Владимира. При том мы указали только те гробницы Княжеские, которые можно видеть на поверхности соборного помоста; но из летописей видно, что в Соборе Владимирском покоится гораздо большее число лиц великокняжеских: так соборные записи показывают, что здесь погребены еще Великие Князья: Борис Михайлович — сын Михаила Георгиевича; Святослав, Иоанн и Владимир Всеволодовичи — сыновья Великого Всеволода Георгиевича; Изяслав Георгиевич — внук Всеволодов; Ярослав Георгиевич — брат Святого Андрея Боголюбского; Константин Ярославич — сын Ярослава Всеволодовича. Неизвестны теперь места погребения сих князей; но нет сомнения в том, что все они погребены действительно под сенью собора. И местное предание уверяет, что в былые времена и еще несколько княжеских гробниц стояло посреди Собора, но при обновлении ого в XVIII в. они опущены в землю вероятно для большого простора в храме. И когда подняли однажды церковный помост близ гробницы Изяслава Андреевича; видели древний каменный гроб, принадлежащий, без сомнения, одному из лиц Княжеских. Таким образом не пятнадцать только, но гораздо более Княжеских особ почивают под сенью древнего святилища Владимирского.

Остается указать некоторые предметы и утвари храма, стоящие внимания любознательных и хранящиеся в ризничной палатке. Палатка сия устроена на хорах, на которые ведет круглая чугунная лестница, помещающаяся в северо—западном углу храма. Хоры — посреди Собора, простираются во всю широту его от северной стены до южной. Они разделяются на четыре отделения. Первое не имеет особого назначения и на нем устроена только деревянная лестница, ведущая на своды храма. Второе замечательно по воспоминанию совершившейся здесь мученической кончины великокняжеского семейства во время пожара татарского. Здесь же был некогда придел во имя Священномученика Антипы, упраздненный при обновлении Собора. Антиминс его, данный при Царе Алексее Михайловиче и Патриархе Иоакиме хранится в Соборе и доселе. Третье отделение так же не имеет особого назначения. В четвертом находящемся близ южной стены устроена вышеупомянутая ризничная палатка, назначенная преимущественно для хранения утварей вышедших ныне из употребления. Вот некоторые из утварей и вещей хранящихся здесь, более стоящие внимания:
1. Две деревянные раки, в которых почивали святые мощи Благоверных Князей Андрея Боголюбского и сына его Глеба Андреевича, по вынутии их из древних каменных гробов до переложении в нынешние серебряный раки.
2. Образ Спасителя в золотой ризе высокой греческой работы. Он достался Собору из упраздненного Муромского Борисоглебского монастыря.
3. Образ Печерской Божией Матери небольшой, вырезанный на пальмовом дереве и вставленный в серебряный вызолоченный киот. Надпись на задней стороне его показывает, что в нем находятся 53 частицы святых мощей, части риз Спасителя и Богоматери. Он пожалован был Императрицей Екатериной Великой Владимирскому Епископу Павлу в бытность его еще придворным духовником Ее Величества. По посвящении в сан Епископа Преосвященный Павел носил его на персях вместо панагии, а по кончине Архипастыря достался он Собору.
4. Золотой потир с серебряным вызолоченным поддонком. На нем следующая надпись: «лета 7194 Июня 30 дня повелением Великих Государей Царей и Великих Князей Иоанна Алексеевича, Петра Алексеевича и Великой Государыни Благоверной Царевны и Великой Княжны Софии Алексеевны всея Великия и Малыя и Белыя России Самодержцев, построен сей потир золотой в Соборную церковь Успения Пресвятой Богородицы, что в Володимире из церковной казны, поддонок серебряной из Государевой казны».
5. Потир серебряный с надписью: «Лета 7198/1690 Июля во 2-ой день Стольник Степан Дмитриевич Борисов для душевнаго своего спасения и телесного здравия и для поминовения сродников своих и своего дал сии сосуды в Муромский уезд в Борисоглебский монастырь в церковь Пресвятыя Богородицы Казанския».
6. Лжица златая и копие с золотым череном, украшенный финифтью, яхонтами и червчатыми изумрудами, а на конце бурмицкими зернами.
7. Воздух и четыре покрова шитые золотом, серебром и шелками. Предание уверяет, что они устроены трудами Царевны Софии Алексеевны.
8. Крест напрестольный, серебряный — вызолоченный, украшенный жемчугом и драгоценными камнями. Из надписей на нем видно, что в нем 177 частиц святых мощей и, что он строен лета Господня 1723 Александровского монастыря Иеромонахом Иосифом Благовещенским.
9. Крест серебряный вызолоченный с рукоятью, унизанною крупным жемчугом. Надпись показывает, что в нем 6 частиц св. мощей и что 7150/1642 года построил сей крест, имя ему Бог весть, в соборную церковь честной Богородицы Успения, что во Владимире.
10. Евангелие с надписью: «построено сие священное Евангелие 1765 года Декабря 12 дня в великий Успенский Собор, что во Владимире, тщанием и трудами Преосвященного Павла Епископа Владимирского и Муромского. Серебра и золота казенного положено 10 ф. 47 зол.».
11. Евангелие с надписью: Лета 7212/1704 месяца Сентемврия во 2 день по изволению Великого Господина Святейшаго Кир Адриана Архиепископа Московскаго и всея России и всех северных стран Патриарха устроено сие Евангелие в великий град Владимир в Соборную церковь Пресвятыя Богородицы Успения тщанием же и радением его Архипастырского ризохранителя Иеродиакона Боголепа Владимирца.
12. Евангелие 1707 года большого размера, напечатанное крупными буквами с бордюрами вокруг листов. В предисловии к читателю при сем Евангелии замечательны следующие строки: «Сея книги новое издание коея ради вины составлено есть, благоволи доброхотный читателю внимати. Некий от всечестных святыя Афонския горы Архимандритов сицевую Евангелия книгу написанную и древле изследованную в дар принесе любящему благочиние церковное благородному Его Царского Пресветлаго Величества войска Запорозских обоих сторон Днепра Гетману, славнаго чину Святаго Апостола Андрея и Белаго Орла Кавалерови Иоанну Мазепе и тот же всечестный Архимандрит Благородию его извести, яко таковым состроением чтутся Евангелия в обителех святыя Афонския горы и в прочих областех и градех». Действительно Евангельские сказания расположены в этом издании не по Евангелистам, как обыкновенно бывает, а по порядку дневных зачал начиная со дня Святой Пасхи и т. д.
13. Ковш серебряный, большой, плоскодонный, употребляемый при церемониальных водоосвящениях для черпания воды. Снаружи и внутри его следующие надписи: а) снаружи по краям: «Пожаловал Великий Государь Царь и Великий Князь Михайло Феодорович всея Россия Самодержец, указал дать ceй ковш Стольнику Андрею Тимофеевичу Племянникову за Сеунчь как приехал из Кракова от боярина Иворскаго Князя Алексея Михайловича Львова»; б) снаружи в 4-х клеймах: «Божиею милостию Великий Государь Великий Князь Михайло Феодорович всея России Самодержец»; в) внутри ковша: «В 1708 г. Генваря в 15 день сей ковш дал вкладу в Володимер в Соборную церковь Пресвятыя Богородицы Успения Стольник Григорий Андреевич Племянников по обещанию своему за совершившееся чудо цельбы от Бога, Пречистыя Богоматери и Святых Чудотворцев от смертных врат на живот возвращение».
14. Кадило серебряное вызолоченное с надписью: «Благочестивейший Государь Царь и Великий Князь Михаил Феодорович всея России пожаловал сие кадило в Володимер в соборную церковь Успения Пресвятыя Богородицы при Отце своем и Богомольце при Великом Государе Святейшем Филарете Патриархе Московском и всея России лета 7142/1634, а то ныне кадило поновлено и позолочено от Государыни Царевны и Великия Княжны Татианы Михайловны 154/1646 года.
15. Паникадило медное, отбеленное, весом в 16 пудов и 2 фунта. На нем надпись след: «Лета 7156/1646 Апреля 2 дня приложил сие паникадило в дом Успения Пресвятыя Богородицы в соборной церкви в Володимере посацкой человек Василий Амвросимов по своих родителех по Илье Иванове сыне Трегубове да по Петре Петрове сыне». Разобрано это паникадило и перенесено в палатку в 1820 году.
16. Медный вызолоченный знак или нагрудник с изображением Воскресения Христова. Его, как полагают, Великие Князья или Патриархи носили на персях.
17. Остатки великокняжеских одежд, в которых Владимирские Князья — Угодники покоились до открытия святых мощей их.
18. Шелковый китайский занавес для Царского места. По синему фону вышиты на нем разными шелками Китайцы сидящие под тенью беседки и деревьев. В собор пожалован он Императрицей Екатериной Великой.
Очевидно, что утварей, особенно замечательных по своему богатству или по древности в соборе Владимирском нет; но из истории его мы видели, что все древнее богатство свое он утратил еще на первых порах своего существования. Тем не менее этот храм драгоценен для благочестивого чувства православного сына России. Его сердце как то теплее согревается молитвою и глубже проникается благоговением в стенах этого 700-летнего святилища среди сонма древних Князей и Святителей пред древнею же и чудотворною святынею.

Далее »» Обновление Владимирского Успенского Собора. 1884 год, Реставрация Владимирского Успенского кафедрального собора (1887-1891)
Владимирский Успенский кафедральный собор с сер. ХVIII в. по 1917 год

Категория: Владимир | Добавил: Николай (20.11.2017)
Просмотров: 1266 | Теги: Владимир | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar

ПОИСК по сайту




Владимирский Край


>

Славянский ВЕДИЗМ

РОЗА МИРА

Вход на сайт

Обратная связь
Имя отправителя *:
E-mail отправителя *:
Web-site:
Тема письма:
Текст сообщения *:
Код безопасности *:



Copyright MyCorp © 2024


ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru