Погост Старая Никола находится в Камешковском районе, тихом и удаленном месте с живописной природой, на окраине Владимирской области, рядом с Ивановской областью. Входит в состав Вахромеевского муниципального образования.
Погост расположен в 2 км на север от центра поселения поселка Имени Горького и в 17 км на север от райцентра Камешково. «Староникольский погост, при колодцах, находится от уездного города (Ковровский уезд) в 23 верстах, а от губернского в 60 верстах». [1]
Численность населения: в 1859 г. – 32 чел.; в 1905 г. – 25 чел.; в 2010 г. – 7 муж. и 4 жен., всего 11 чел.
Погост Старая Никола Фото Геннадия Халтурина
В старинных письменных документах XVI, XVII и XVIII столетий этот погост значится вотчиной Суздальского Покровского женского монастыря, который имел «жалованныя царския грамоты» на право владения им от Иоанна Грозного, Василия Иоанновича Шуйского от 1606 года, и Михаила Феодоровича Романова от 1623 года. Царь Всея Руси Иван IV (Грозный) в 1550 году пожаловал Суздальский Покровский монастырь Торхальной грамотой (несудимой) на владение вотчиной. ...«Волость Талшинскую в Володимирском уезде, а в ней погост на Верети, а к нему, тому погосту, деревень: Ряхово, Денисово, Лужки на речке Возожма, Заозерье, Волково, Чертовик, Филяндино, Ивишенево и Микшино на речке Ивишенка, Сереброво, Луженица и Ступино на речке Ступинка, Парфеново, Тынцово, Скалозубово на речке Секше, Яковлево на реке Тальше, Объедово на реке Уводь, погост Ст. Никола на реке Тальше, река Уводь, а по оба берега той реки пошли озера: Овсяниково, Церковное, Шуремба, Старица, Соляное, что из него соль варят, а против того озера Слободка и живут в ней солевары... и мы, Великий государь и царь, Покрова девичьего монастыря игуменью Ульяну с сестрички пожаловали...»
К началу XVII столетия погост уже именуется «старым».
Торжки в Старо-Никольском — в Вербное Воскресенье; 23 апреля; 9 мая; 6 декабря.
В конце XIX — начале XX века погост Староникольский входил в состав Филяндинской волости Ковровского уезда.
В 1859 году в погосте числилось 7 дворов, в 1905 году — 9 дворов.
С 1929 года погост входил в состав Вахромеевского сельсовета Ковровского района, с 1940 года — Камешковского района.
«СПАСИБО ЗА ПОМОЩЬ Подошла старость, а с ней все недуги и болезни. Не оставляют нас и заботы о домашнем хозяйстве, чистоте. Ну, думаю, кто поможет, кому нужны старики? И вот тут-то нашелся добрый душевный человек, не оставил нас в беде. Это отрывщица фабрики имени Володарского Клавдия Васильевна Сидорова. Она имеет двоих детей — сына и дочь, которые учатся в школе. Несмотря на свою занятость по хозяйству, эта добрая, отзывчивая женщина учла нашу беспомощность, помогает постирать белье, помыть полы, купить хлеба и других продуктов. Да, справедлива пословица «Свет не без добрых людей». Большое спасибо Клавдии Васильевне и всей семье Сидоровых за оказываемую нам помощь. Желаем им всем здоровья, силы и бодрости. Т. ЛИБЕРОВСКАЯ. Ст. Никола Вахромеевского сельсовета» («Знамя», 1 мая 1974).
«У САМОГО ДЮКОВА БОРА Второй производственный участок совхоза «Родина» — наиболее отдаленный от центральной усадьбы и от дорожных коммуникаций. С севера он примыкает к обширному Дюкову бору. Прежде чем попасть отсюда в районный центр, надо сначала километров пять-семь пройтись пешком, а уж потом устроиться на рейсовый автобус. Начальник участка Владимир Алексеевич Голенков, сухопарый, складно сложенный сорокасемилетний мужчина, — родом из этих мест. Из бесед с отцом помнит, как жили здесь крестьяне в далеком прошлом. — Земля — сплошной песок, — вспоминает он «батины» рассказы. — На свой хлеб надежды было мало. Выручал лес-кормилец. Дюков бор давал не только жилище и тепло, но и то, чего не могла дать тогда скудная пашня — пропитание. На продажу жгли уголь, вязали метлы, плели лапти. Случается, что и сейчас местность кое-кто по старой привычке назовет «медвежьим уголком», но делается это скорее в шутку. Над домами высятся телевизионные антенны, по проселкам с ревом бегут мотоциклы, в достатке живут люди. Хозяйство у Голенкова немалое. Около 1100 гектаров пашни. До создания совхоза на этой площади размещалось два колхоза. Есть еще ферма на 217 голов молодняка крупного рогатого скота, где производят мясо и выращивают ремонтных телок. Большое хозяйство — большая забота. И в летний зной, когда язык от сухости становится деревянным, и в пургу, когда снег слепит глаза и не видно на десять шагов вперед, на мотоцикле или автомашине спешит начальник в селения своего участка. Постоянная, неуемная «болезнь» за общественное хозяйство является главным в характере Владимира Алексеевича. Мысль эту подтверждает в беседе и директор совхоза К.М. Фадеев, отвечая на наш вопрос, какая черта как руководителя кажется ему в Голенкове наиболее сильной: — Требовательность. Требовательность к себе и людям. Писать об экономике второго участка — дело нелегкое. Нет здесь ярких данных, которыми можно было бы удивить воображение. Попробуем однако ж сделать некоторый экскурс в прошлое этого хозяйства. Результаты в сравнении выглядят более убедительно. Хозяйствует в совхозе «Родина» Голенков уже двенадцать лет, и если показатели работы участка за эти годы изобразить графически, то получится кривая, стрелка которой неуклонно идет вверх. Начинать дело Владимиру Алексеевичу пришлось почти с нуля. Урожай зерновых получали по два центнера с гектара («сам второй»), картофеля накапывали лишь по 40 — 50 центнеров (возвращали семена). А за последние пять лет зерновых снимают по 7,5 — 10 центнеров, а картофеля в прошлом году накопали на участке ивановской зоны (кто знает почвы у деревни Ивановской, то сумеет оценить эту цифру) по... 193 центнера! Это значительно выше показателей лучших хозяйств района. Беседа наша с Владимиром Алексеевичем идет не споро. Прежде чем сказать фразу, он морщит лоб, трет руки. Видимо, не удовлетворен показателями. — Что помогло вырастить хороший урожай картофеля? — Соблюдение агротехнических сроков. Вовремя посадили картофель, хорошо ухаживали за всходами, тщательно, без потерь убирали. Мне кажется, что где-то в складках неглубоких морщинок скрыты задумки хлебороба, хочется разгадать их. Вопрос за вопросам — кое-что проясняется, раскрываются задумки. Почва участка требует внесения значительного количества удобрений, а их как раз и нет. Увал мизерно мал — около тонны на гектар, а необходимо в десять-двадцать раз больше. Почему же почвы, песчаные и малоплодородные, содержатся на голодном пайке? Беда в том, что поблизости нет разработанных болот, а возить торф за 20 — 30 километров и дорого, и требуется значительное количество транспорта. Внимание Владимира Алексеевича привлекает сейчас болотце под названием Узинка. Если разработать его — будет торф на месте. Тогда снабжай им ферму для подстилки, компостируй — поля получат пищу, можно ждать хороших урожаев. Перспектива эта весьма реальная. Уже в прошлом году районное объединение «Сельхозтехника» планировало начать разработку болотца, но по разным причинам дело затормозилось. Думается, в 1974 году положение будет исправлено. Узинка начнет работать на урожай. О В.А. Голенкове, коммунисте, депутате сельсовета, члене районного комитета партии, награжденном в канун Нового года высокой правительственной наградой - орденом «Знак Почета», можно написать еще немало. Хозяин — вот пожалуй, то емкое слово, которым можно наиболее полно раскрыть его достоинства как руководителя. Беседа наша с Владимиром Алексеевичем стала оживленнее, когда заговорили о семье, детях. Вспомнилась черта в характере, подчеркнутая директором совхоза. — Отличный семьянин. ...Среди лесов и полей раскинулась деревня с довольно поэтическим названием Ивишенье. Здесь родился Володя, вместе с товарищами бегал в близлежащую Вахромеевскую школу. Работать начал рано — шли суровые военные годы. Сначала слесарил на фабрике имени Володарского, а потом возвратился на село, на землю отцов и дедов. В крайнем обшитом тесом голубом доме живут Голенковы. Сейчас вдвоем с супругой, а совсем недавно в семье было пятеро. Говорят, что человек, желающий исполнить свой долг, обязан построить дом, посадить дерево, воспитать сына. Последнее — самое трудное. У Владимира Алексеевича три сына — три исполненные надежды. Старший Алексей — на мирной вахте, электромонтер, средний Александр — на боевой, солдат, младший... О Константине следует сказать особо. По старой русской традиции младший должен наследовать дом, хозяйство и занятие отца, он опора в старости. Константин избрал себе специальность отца — хлебороба. Сейчас учится во Владимирском сельскохозяйственном техникуме, будет агрономом. Во время нашей беседы с К.М. Фадеевым он, между прочим, посоветовал: — Излишне работу участка не расхваливайте. Недостатков еще уйма. Придет время — будет возможность написать лучше. А сейчас, пожалуйста, поскромнее.
Что ж, последуем его совету, подождем новых добрых перемен, а когда они придут, напишем еще один очерк, более яркий и красочный, о нови этого в прошлом «медвежьего уголка». М. АБРАМОВ» («Знамя», 10 января 1974).
В. А. Голенков
С 2005 года погост в составе Вахромеевского муниципального образования.
Церковь Николая Чудотворца
Церковь в погосте существовала в честь Святителя и Чудотворца Николая; эта церковь в окладных патриаршего казенного приказа книгах под 136 (1628) годах записана так: «церковь великаго чудотворца Николы Старого погоста в Талецкой волости в вотчине Покровскаго девичья монастыря дани рубль тринадцать алтын четыре денги».
В переписной книге 1645-1647 гг. значится «за Покровским девичьем монастырем, что в Суздале, вотчины погост старой на речке на Тальше, а на погосте церковь Николы чюдотворца, да предел пророка Илии древяна вверх, а в церкви образы, и свечи, и книги, и ризы, и колокола, и всякое церковное строение приходских людей, а на церковной земле во дворе поп Родион Лукьянов, во дворе поп Дей Самойлов, да дети его Федка да Петрушка, во дворе диакон Григорий Петров, во дворе поп Герасимко Борисов, в келье просвирня Татьяна Ларионова дочь, да на монастырской же земле в келье нищий, да в двух кельях вдовы Марина Ивашкина жена и Авдотья Федкина жена с сыном, питаются от церкви Божии, пашни паханые церковные середние земли 11 чети без третника, да лесом поросло 5 чети с третником в поле, а в дву потому же, сена по речке по Тальше и меж поль 100 копен».
Под 161 (1653) годом в указанных книгах о состоянии прихода при церкви сообщается «у Николаевской церкви 2 дв. поповых, дв. пономарев, бобыльских 5 дв., да в приходе помещиковых 8 дв., крестьянских 160 дв., всего 185 дв., пашни церковныя пахатныя середния земли 11 чети, да перелогом и лесом поросло 5 чети в поле, а в дву по тому ж, сена по реке по Тальше и промеж поль 100 копен». «164 (1656) г. а по новому дозору положено дани 4 рубли 2 денги заезда гривна»; под 1710 годом в тех же книгах о причте сказано: «Боголюбскаго стана при церкви Николая Чуд. села Стараго погоста, вотчины Покровскаго монастыря, что в Суздале, попы: Алексей Стефанов, Андрей Григорьев у него сын поп Петр Андреев, Иван Стефанов, у него брат поп Борис Стефанов, пономарь Прокопий Иванов».
К 1678 г. у Никольской церкви уже стояли «четыре избенки, а в них живут нищие, кормятся Христовым именем».
Под 1710 г. в окладных книгах указано о причте погоста: «Боголюбского стана при церкви Николая Чудотворца села Старого погоста, вотчины Покровского монастыря, что в Суздале, попы: Алексей Стефанов, Андрей Григорьев, у него сын поп Петр Андреев, Иван Стефанов, у него брат поп Борис Стефанов, пономарь Прокопий Иванов».
По данным книг I ревизской переписи 1719 г., значились «села Старого Погосту церкви Николая Чудотворца попы Алексей Степанов, Петр Андреев, Иван Степанов, Борис Степанов, дьякон Иван Михайлов, дьячек Василий Алексеев».
В Староникольском погосте родился Степан Яковлевич Румовский (1734 - 1812) — русский астроном и математик, один из первых русских академиков (с 1767 года). В церкви погоста служил священником его отец, Борис Степанов (Степанович), не имевший фамилии. Он родился в 1678 году и от брака с попадьей Анной Матвеевной имел трех сыновей, появившихся на свет в 1700-е гг.: Федора, Якова и Петра Борисовичей (Борисовых). Яков Борисов вначале тоже священствовал в Старом (Староникольском) погосте, а потом в 1739 году получил место священника в Санкт-Петербурге. Был переведен в Санкт-Петербург, где вначале служил в Сампсоновской церкви, а потом получил место священника в Успенском соборе на Петроградской стороне. Он состоял в причте собора вплоть до конца 1770-х гг. и получил сан протопресвитера (протоиерея). При нем Успенский собор был отстроен в камне, получив именование Князь-Владимирский в честь учреждения Екатериной II ордена св. Владимира, под каковым именованием известен и сегодня.).
Церковь Николая Чудотворца Фото Геннадия Халтурина
В 1764 г. приходские монастырские селения перешли в ведение Государственной Коллегии Экономии и с тех пор находились в казенном ведомстве.
В 1791 году, вместо деревянной церкви, усердием, прихожан построена каменная теплая церковь, небольшая и об одной главе, вместе с шатровой каменной же колокольней. Освящена в прежнее наименование — в честь Святителя и Чудотворца Николая. [1]
В 1894 - 1895 гг. теплая церковь погоста была расширена, при ней выстроили теплый же придел во имя Пророка Божия Илии. Инициатором этого строительства стал священник И.П. Чижев. Он на свои средства устроил иконостас в новом приделе, всего пожертвовав более 650 рублей. Крупные пожертвования сделали местный церковный староста, временный купец Анисим Мартынович Кочетков и крестьянин приходской деревни Ступина Михаил Евлампиевич Пучинин. Сохранился и достаточно длинный список остальных благотворителей, среди которых имена купцов, мешан, представителей духовенства и местных крестьян.
Колокольня церкви Казанской иконы Божией Матери
Церковь Казанской иконы Божией Матери Фото Геннадия Халтурина
Большая холодная каменная пятиглавая церковь построена и освещена в 1817 году, благодаря усердию тамошнего священника Егора Васильевича Стурницкого. Престол в ней один — в честь Казанской иконы Божией Матери.
Окружавшая оба храма церковная каменная ограда завершила формирование комплекса каменных строений погоста.
В 1806 г. помещик села Великово на Тальше Ковровского уезда действительный статский советник Василий Иванович Воейков во время охоты потравил поле, принадлежавшее священнику церкви Староникольского погоста Гавриилу Иванову. Когда же смиренный иерей отправился к его превосходительству и попросил возмещения за понесенные убытки, то господин Воейков собственноручно батюшку… прибил, после чего велел лакеям гнать бедного попа вон. Именно в эти годы Великово на Тальше посещал занимавший тогда пост владимирского губернатора князь Иван Михайлович Долгоруков, известный поэт и мемуарист. В своих воспоминаниях он как раз упоминает об этом селе и его помещице середины 1800-х гг.
В 1823 году на Погосте родился Полисадов Иван Никитич – проповедник.
6 ноября 1865 г. в погосте Староникольском зачислено причетническое место в пользу семейства пономаря того же погоста Ивана Троицкого. Церковные документы хранились в целости: копии метрических книг с 1802 года и исповедных росписей с 1829 года. Опись церковного имущества составлена в 1881 году. При церкви имелась земли: усадебной 2 дес. 2236 кв. саж., сенокосной 5 десятин, пахотной 65 десятин и под лесом до 19 десятин. [1] Причта при церкви положено: два священника, диакон и два псаломщика. На содержание причт получал: проценты с причтового капитала в 600 руб., от сбора хлебом 100 руб., за требоисправления 1400 руб., от земли 150 руб. и из церковного леса дров на отопление на 70 р.; а всего в год 1744 р. Дома причт имел собственные на церковной земле. [1] Известны имена многих священников Староникольского погоста XIX столетия. В 1813-1830 гг. там служил Е.В. Стурницкий, в 1818-1823 гг. — Яков Герасимович Ильинский, в 1830—1848 гг. — Ефим Павлинович Добровольский, а с 1832 г. — Андрей Евдокимович Канаровский. Наиболее длительное время священствовал в погосте иерей Матвей Прокопиевич Покровский (1816 – 1892). В 1838 г. после окончания Владимирской духовной семинарии поступил он священником в Староникольский погост, на этом посту был награжден набедренником, скуфьей, камилавкой и наперсным крестом. Скончался он 6 марта 1892 г. и его похоронили на кладбище при храмах погоста. Еще одним известным священником, служившим в Староникольском погосте, был Иван Петрович Чижев. Он священствовал там с 1858 по 1908 гг., получил за ревностную и усердную службу орден Св. Анны III ст. Священник погоста Староникольского, Иоанн Чижов, 2 декабря 1908 г., уволен заштат.
Крестьянский сын Василий Демидов принят в духовное ведомство и 19 марта 1904 г. определен в диакона в погост Старо-Никольский.
Преемник И.П. Чижева священник Павел Феодорович Минорский скончался 8 февраля 1911 г., его белокаменное надгробие до сих пор сохранилось на кладбище погоста. 2 апреля 1911 г. студент Бакин Иоанн Архипович определен во священника в пог. Старо-Никольский.
В 1902 г. В.В. Тихонравов стал священником вязниковской Троицкой церкви. Священник Троицкой гор. Вязников церкви Виктор Тихонравов, 15 марта 1909 г., перемещен в пог. Старо-Никольский. В 1915 г. священник церкви погоста Старо-Никольского Виктор Тихонравов пожертвовал на Рождественские подарки для воинов Действующей Армии 55 руб. В погосте Староникольском Ковровского уезда, священник В.В. Тихонравов в 1916 г. принимал у себя дома епископа Суздальского Павла (Борисовского), который вскоре после своей хиротонии приезжал в соседнее село Великово на реке Тальше на могилу своего брата священника о. Феодора.
Приход в кон. XIX века составляли следующие деревни: Харламово, Вахромеево, Колосово, Ивишенье, Кузнечиха (Кузнечиха, принадлежавшая когда-то трем помещикам: Толпегиной, Крюковским и Кошанским, оказалась в Савинском районе Ивановской области.), Микшино, Семенигово, Ефимовка (Ефимовка, прежде принадлежавшая помещикам Алалыкиным), Сереброво и Щекино. Деревни расстоянием от церкви находились не далее 7 верст; препятствий к сообщению с ними не имелось. В 1897 г. дворов в приходе 357, душ мужского пола 1192 и женского пола 1361 душа. Деревни Семенигино и Щекино, на правом берегу Тальши, входили прежде в состав Яковлевской вотчины помещиков Нарбековых.
Почти слившиеся друг с другом прежние казенные деревни Ивишенье и Микшино раньше были центрами лесопильного и плотницкого промыслов, тамошние крестьяне жгли на продажу древесный уголь.
Казенная деревня Вахромеево являлась наиболее крупным селением Староникольского прихода, в 1858 г. там проживало 300 человек, а к 1923 г. насчитывалось 642 жителя. В Колосове тогда же соответственно значилось 189 и 320 жителей. В 1858 г. в Вахромееве и Колосове имелось три ветряных мельницы.
Харламово в прежнее время писалось сельцом, и там находилась господская усадьба помещиков Петровых.
Деревня Сереброво раньше находилась в составе Староникольской волости Суздальского Покровского женского монастыря. В 1858 г. там значилось 273 постоянных жителя в 34 дворах, в 1923 г. - 488 жителей. Среди тамошних крестьян были распространены валяльный и маслобойный промыслы, в деревне имелась ветряная мельница. В 1913 г. в Сереброве открылось земское начальное училище, в котором три учительницы обучали до 100 детей, причем курс обучения составлял четыре года. Помимо училища, в Сереброве в 1900-е гг. имелась также бакалейная лавка местного крестьянина Сергея Артемовича Блюдова.
Староникольский погост не имел других постоянных жителей, кроме тамошнего церковного причта. Так, например, в 1834 г. там значилось 36 жителей, в 1850 г. — 42, а в 1858 г. — 46 жителей в 5 дворах.
В дер. Вахромееве существовала школа грамотности.
В 1887 г. погост украсился двухэтажным полукаменным домом, выстроенным крестьянином деревни Вахромеево Анисимом Мартыновичем Кочетковым. А. М. Кочетков и его брат Мефодий Мартынович Кочетков считались одними из наиболее зажиточных крестьян Староникольского прихода и к концу XIX века записались в купечество.
Церковно-приходская школа на Погосте открылась в 1888 году.
Первой учительницей в новой школе стала выпускница Владимирского епархиального женского училища Анна Тихомирова.
27 ноября 1907 г., по представлению Епархиального Училищного Совета, преподано Архипастырское благословение за труды и заботы на пользу церковно-школьного дела Законоучителю Старо-Никольской школы, Ковровского уезда, священнику Павлу Минорскому.
В 1909 году, благодаря стараниям и хлопотам Павла Феодоровича Минорского, а также трудам старосты и попечителя А.М. Покровского было выстроено для школы новое здание, взамен старого, не отвечавшего современному комплекту учащих и учащихся и не удовлетворявшего требованиям гигиены.
Училищный Совет при Святейшем Синоде определением, от 2 мая 1911 года за № 280, постановил: удостоить награждения к 11 мая — дню памяти святых Мефодия и Кирилла, первоучителей славянских, книгой „Библия", от Святейшего Синода выдаваемой, за особые труды, усердие и ревность по благоустройству местных церковных школ, попечителя Старо-Никольской церковно-приходской школы, Ковровского уезда, статского советника Алексея Покровского.
Попечителями школы вплоть до 1917 г. оставались представители купеческой семьи Кочетковых.
Анна Михайловна и Николай Иванович Кочетковы
В 1915 г. утверждена в должности попечительницы ц.-п. школы – жена купеческого сына Анна Михайловна Кочеткова.
4-ro января 1915 г. умер от склероза сердца бывший преподаватель Донской духовной семинарии Алексей Матвеевич Покровский — на своей родине в погосте Старо-Никольском, Ковровского уезда, Владимирской губернии. А.М. по окончании курса Владимирской духовной семинарии в 1870 г. и Московской дух. академии 30 лет состоял преподавателем Донской духовной семинарии.
«9-го мая 1916 г. в 3 часа 32 минуты дня, с поездом Московско-Нижегородской железной дороги Преосвященнейший Павел, Епископ Суздальский, отбыл из города Владимира до ст. Новки, а отсюда в погост Старо-Никольский, Ковровского уезда, на погребение фабриканта Онисима Мартыновича Кочеткова. На станции Владыка был встречен местным благочинным, становым приставом близлежащего села Эдемского и множеством народа. В вокзале станции любительским хором были пропеты пред иконой Святителя Николая тропарь Великому Угоднику Божию и молитва за Царя и Отечество, и Владыка приветствовал собравшихся словом утешения по поводу ниспосланных на родину тяжелых испытаний и преподал архипастырское благословение. По пути следования, в селе Эдемском, Владыка, увидя собравшихся у храма, пожелал зайти в храм, где приветствовал их словом и преподал архипастырское благословение; в деревне Камешкове Владыка сошел с экипажа, беседовал с собравшимися и преподал архипастырское благословение; в деревне Балмышеве (Великовского прихода, где был священником покойный брат Владыки), местный священник о. Николай Цветков, по случаю храмового праздника ходивший с иконами, вышел на встречу Владыки с собравшейся многочисленной толпой. Владыка сошел с экипажа, благодарил собравшихся за приветствие, беседовал о покойном брате и преподал архипастырское благословение. В селе Великове Владыка зашел на могилу покойного брата священника Федора Борисовского и служил краткую литию. В погосте Старо-Никольском Владыка был встречен в храме местным причтом и множеством народа; Владыка приветствовал собравшихся словом и, преподав архипастырское благословение, проследовал в дом священника о. Виктора Тихонравова для ночлега. 10-го мая Преосвященнейший Епископ Павел совершил в попогосте Старо-Никольском Божественную литургию в сослужении Ключаря Кафедрального собора прот. И. Взорова, местного благочинного прот. М. Златоустова, причта Старо-Никольского погоста и 8 соседних священников; пел хор Архиерейских певчих; храм переполнен был молящимися. Пред литургией Владыка встретил гроб почившего Онисима Мартыновича Кочеткова у входа в ограду и совершил краткую литию. За литургией во время причастного стиха священник Виктор Тихонравов произнес слово, посвященное памяти почившего, а по заамвонной молитве Преосвященнейший Владыка в прочувствованном слове преподал христианское утешение по случаю военных бедствий, призывал к нравственному исправлению, осветил указанные о. Тихонравовым истинно-христианские черты из жизни почившего раба Божия Онисима и вывел соответствующее назидание. По совершении чина погребения, Владыка, проводив гроб почившего до могилы и возвратясь в храм, преподал архипастырское благословение всем собравшимся. Из храма Владыка зашел на короткое время в дом священника Тихонравова и затем прибыл в дом г. г. Кочетковых, где была предложена поминальная трапеза, окончившаяся около 6 часов вечера. После трапезы Владыка, отблагодарив г. г. Кочетковых за радушный прием, отбыл на ст. Новки. По пути Владыка в селе Великове имел небольшую остановку,— облачившись в мантию, совершил великую панихиду на могиле почившего брата, а по окончании панихиды посетил дом священника о. Николая Цветкова. В 11 часов вечера Владыка прибыл на ст. Новки и в 12 ¼ час. с поездом Московско-Нижегородской железной дороги отбыл через город Москву в город Александров» (Владимирские Епархиальные Ведомости. Отдел официальный. № 22-23-й. 4-го июня 1916 года).
Погост Старая Никола. Храмовый комплекс. Церкви Николая Чудотворца и Казанской иконы Божией Матери.
Крестьянин Иван Драгунов 19-го апреля 1917 г. определен и. д. псаломщика в пог. Старо-Никольский.
«Ячейка безбожников фабрики им. Володарского работает энергично. Под руководством безбожников крестьяне дер. Щекино поголовно вступили в колхоз и постановили отказаться от приема попов в престольный праздник «знамение». В дер. Лушках на общем собрании крестьян по предложению безбожников решено отказаться от приема попа в праздники «николы», «рождества» и «крещения», работая в эти дни обычным порядком. Одновременно решено ходатайствовать о снятии колоколов с местной церкви. Ячейка безбожников ведет большую подготовительную работу о закрытии старо-никольской церкви с тем, чтобы в ее помещении открыть склад кустового объединения колхозов. В день «старого рождества» школьники фабрики, великовского совхоза и пионерская организация устраивают антирождественскую демонстрацию. Ставится задача - освободить жилища рабочих от икон и вынести постановление о прекращении колокольного звона. Недостатком в работе фабричных безбожников до сих пор было то, что они ни с кем не соревновались. Ячейка постановила вызвать на соревнование организацию безбожников ковровск. инструментального завода. Составили договор и послали на завод своего представителя. Но инструментальщики дали торжественный ответ: — От соревнования отказываемся!» («Призыв», 3 января 1930).
Когда местная советская власть начала гонения на религию, отцу Иоанну Бакину, пришлось особенно нелегко, и, в конце концов, он в 1934 г. покинул Староникольский погост, иначе арест мог стать печальной реальностью.
В годы советской власти церкви погоста были закрыты, свод теплого храма рухнул. Церковная ограда исчезла.
«В ночь на 17 ноября был ограблен Свято-Никольский храм в с. Старая Никола, откуда были похищены четыре иконы и трехсвечник» («Знамя», 5 декабря 1992).
Никольская церковь ныне действующая, в удовлетворительном состоянии. Церковь Казанской иконы Божией Матери одноэтажная, вытянутая в длину в единый объем. Северный придел так-же включен в общую площадь за счет арок. Алтарные части и, соответственно, апсиды отдельные для основной церкви и придела. Колокольня расположена асимметрично и сдвинута к оси симметрии главной части. Главный и единственный вход в церковь организован с западной стороны с устройством притвора-палатки. Сохранилась массивная железная дверь фабричной выделки на западном входе. Основной объем руинирован, своды рухнули, кирпич стен выветрился на значительную глубину. Похожее состояние у кирпича трапезной, хотя ее еще перекрывает простой цилиндрический свод. Лучше всего сохранились апсиды и колокольня.
Жители погоста Старая Никола, погибшие на фронтах в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 годов (С верой в победу. Книга памяти муниципального образования Вахромеевское о воинах, погибших и пропавших без вести в ВОВ. Камешково – 2016): 1. КОНОПЛЕВ Владимир Константинович (1911 - 21 июля 1944). КОНОПЛЕВ Владимир Константинович. Старшина. Погиб в бою, июль 1941. Похоронен в г. Новороссийске. (Погрешность в отношении судьбы). КОНОПЛЕВ Владимир Константинович. По данным фонда «Мемориал» род. 19 июля 1911, г. Владимир. Призван в ВМФ Владимирским ГВК. Черноморский флот, Новороссийская военно-морская база (создана летом 1941, в сентябре 1942 переведена в г. Геленджик), катер МО-210 («морской охотник»), старшина 1 статьи. Призван из запаса. Электрик. Умер от болезни 21 июля 1944. Похоронен на городском кладбище, г. Новороссийск. Извещение, полевая почта 34344, выдано жене Петровой Екатерине Павловне 11 августа 1944, погост Старая Никола. 2. СЕЛЕЗНЕВ Александр Павлович (1923 - март 1943). СЕЛЕЗНЕВ Александр Павлович, род. 1923, Камешковский район. Рядовой. Пропал без вести, март 1943. СЕЛЕЗНЕВ Александр Павлович. По данным фонда «Мемориал», род. 1923, погост Старая Никола. Призван в РККА 24 февраля 1942 Камешковским РВК. ППС (почтово-полевая станция) 2626, в/ч 263, красноармеец, автоматчик. Пропал без вести, март 1943. Письменная связь прекратилась 2 февраля 1943. Извещение Управления по учету потерь (г. Москва) выдано матери Селезневой Евдокии Моисеевне 7 августа 1946, погост Старая Никола. 3. ЧИСЛОВСКИЙ Лев Анатольевич (1921 - окт. 1941). ЧИСЛОВСКИЙ Лев Анатольевич. Рядовой. Пропал без вести, октябрь 1941. ЧИСЛОВСКИЙ Лев Анатольевич. По данным фонда «Мемориал», род. 1921, с. Санино Суздальского района Ивановской области. Призван в РККА Савинским РВК, декабрь 1940. П/я (почтовый ящик) 5, литер «А», красноармеец. Пропал без вести, июль, по другим данным октябрь 1941. Письменная связь прекратилась, июль 1941. Извещение Бюро потерь (г. Москва) выдано матери Числовской Серафиме Евлампиевне 27 октября 1948, Вахромеевский с/с, погост Старая Никола.
Источник: 1. Добронравов, Василий Гаврилович. Историко-статистическое описание церквей и приходов Владимирской епархии: Вып. 5 и послед.: Шуйский и Ковровский уезды. Вязниковский и Гороховецкий уезды. - 1898. - 505, VII c.
Село Великово на Тальше Город Камешково. Камешковский район.