Иван Никитич Полисадов, выдающийся проповедник, приобретший славу оратора не только в месте служения, но и далеко за пределами Петербурга.
Родился 31 августа 1823 года в Старо-Никольском погосте, Филяндинской волости, Ковровского уезда, Владимирской губернии, где отец его Никита Тимофеев был священником. И.Н. по рождению был близнец сестре своей Елизавете.
Средства к существованию в семье священника Полисадова были довольно скромные, едва покрывавшие насущные нужды, и потому мальчику Ивану пришлось в раннем детстве ознакомиться со всяческими невзгодами. Воспитание его было самое заурядное; по причине большого прихода отец был почти постоянно занят своими прямыми делами, а мать, с большим семейством, только успевала свести ежедневные работы и заботы — концы с концами. Обучать Ивана Никитича начали уж не рано и только в 1834 г. отдали его в училище. Там Полисадов скоро освоился с новой обстановкой и втянулся в учебные занятия. Учился он хорошо и в числе первых в 1840 году был переведен во Владимирскую духовную семинарию, откуда, как лучший ученик, был назначен, по вызову начальства, в 1845 году в Петербургскую духовную академию в состав XVIII курса. В академии И.Н. Полисадов кончил курс в 1849 году со степенью кандидата.
По окончании курса Полисадов назначен был наставником в Псковскую духовную семинарию, где и пробыл до 1858 года. Его тянуло в Петербург и представившимся случаем, когда освободилась вакансия инспектора классов в гимназии Императорского Человеколюбивого Общества, он поспешил воспользоваться и занял это место в 1858 г., а
вскоре после того, по принятии священнического сана, был определен законоучителем и настоятелем Константине-Еленинской церкви при означенной гимназии, где и прослужил, после в сане протоиерея, до конца жизни.
Таков, довольно несложный, формуляр И.Н. Полисадова, в который можно занести еще, что он в обычном порядке был награждаем по усмотрению духовного начальства. Но этого, по-видимому — со скромной деятельностью, протоиерея знал почти весь Петербург, а по печатным произведениям и в далеких уголках России знали о Полисадове.
Как только Иван Никитич занял место священника при гимназии Человеколюбивого Общества, с тех пор, говорится в некрологе, напечатанном в «Новом Времени». бедная домовая церковь начинает привлекать к себе массу богомольцев. Священник с особенным истинно пастырским усердием отнесся к своему делу молитвы и проповеди. Он обратил внимание прежде всего на церковное пение. Затем богослужения не только стали отправляться продолжительно и вместе благолепно, но и каждая праздничная всенощная и литургия, каждое великопостное богослужение сопровождалось поучением, длившимся иногда по часу. Новый настоятель церкви св. Константина и Елены вскоре загремел славой по всей столице. Церковь уже оказалась мала для того, чтобы вместить всех желающих слушать его слово. В праздники и в посту, соседние с церковью залы, вся лестница до швейцарской заполнялись богомольцами. Проповеди И.Н. Полисадова отличались от общепринятого тона своей особенной манерой изложения; они поражали необыкновенной простотой, ясностью мысли, а подчас и резкостью. Он рассказывал просто, а не ораторствовал и не читал по книжке; но, вооружаясь против модных недостатков общества со всем своим жаром, высказывал много горьких и резких истин. Это, конечно, доставляло ему и свою долю неприятностей. Издаваемые им проповеди и сочинения раскупались быстро; бедная гимназическая церковь украсилась богатыми иконами, средства церковные увеличились. — Если принять во внимание, что это происходило в Петербурге, и при том в прежде почти неведомой церкви одной из бедных гимназий, то вполне будет понятна та громадная сила убедительности и ораторского красноречия в проповедях Ивана Никитича, которою он сумел так действовать на сердца слушателей.
Из произведений И.Н. Полисадова прежде всего появилась небольшая книжечка — «Глухая исповедь. Пастырское наставление в обличение тех, кои откладывают напутствие болящих до последних минут их жизни», имевшая более 10 изданий и разошедшаяся в десятках тысяч экземпляров (Спб., 1865 г.; Спб., 1866 г.; изд. 4-е. Спб., тип. Дома призрения малолетних бедных. 1867.). Далее можно отметить его «Речь пред панихидою о почившем в Бозе Благоверном Государе Цесаревиче и Великом князе Николае Александровиче» (Спб., тип. товарищ. «Обществ. Польза», 1865. 8°, 17 стр.); «Две проповеди на недели тринадцатую и двадцатую по Пятидесятнице». (Спб., тин. жури. «Странник», 1875. 8°, 30 стр.) и «О загробной жизни против спиритов. Слово на евангельскую притчу о богатом Лазаре» (Спб.. 1881 г., 32 стр. и М., универ. тип., 1881. 8°, 20 стр.). Пред смертью И.Н. Полисадов задумал издать полное собрание своих проповедей, что только отчасти и было исполнено после его смерти, — в 1886 и 1887 гг. были изданы — «Слова, поучения и речи, сказанныя с праздника Рождества Христова до Пасхи». Спб., т. I. кн. 1-я. Тип. В. Балашова, 1886. 8°, 584 стр. — Т. I, кн. 2-я. Спб. тип. Балашова, 1886. 8°, 480 стр., и т. 1, кн. 3-я. Спб., тип. Баляшева, 1887. 8°, 388 стр. Это издание скоро потребовало повторения, и в 1891 году были изданы «Проповеди. Первая неделя Великаго Поста». Спб. тип. Балашова. 1891. 299 стр.; 2-я неделя поста, стр. 300 — 382, и 3-я неделя поста, стр. 383 — 474. После смерти Ивана Никитича некоторые из проповедей его были изданы и отдельно, — так, «Проповедь о Страшном Суде» (издана два раза. Спб. тип. Киршбаума, 1887 г. и 1888 г. 8°, 27 стр.); «Слово о крестном знамении» (Спб., тип. Дома призрения мадолетн. бедных, 1887 г. 8°, 16 стр.) и «О христианском смирении, слово в день благовещения Пресвятыя Богородицы» (Спб. 1887 г. 8°, 10 стр.). Наконец, нужно отметить, что протоиерей Полисадов писал не только проповеди, но и свои наблюдения из области народной медицины (см. в журнале «Здоровье» 1885 г. М 1, 4, 7, 10 и 12, где помещена принадлежащая его перу статья «Народная Медицина»). Отдавшись всей душой делу преподавания в гимназии и проповедыванию в церкви, Иван Никитич Полисадов не мало уделял времени и на другие полезные дела. Он был в продолжение нескольких лет наблюдателем за преподаванием закона Божия в школах Филантропического Общества; кроме того, он состоял не только действительным, но и деятельным членом многих благотворительных обществ. Вообще вся его жизнь в Петербурге прошла в плодотворной деятельности среди бедного, недостаточного класса населения столицы; он отличался всегдашней готовностью помочь бедному.
В 1883 г. праздновался 25-летний юбилей служения И.Н. Полисадова в священническом сане, и он вполне доказал, какою всеобщею любовью среди прихожан пользовался о. протоиерей: ему поднесли массу адресов, икон, подарков и драгоценный художественной работы наперстный крест.
И.Н. Полисадов скончался после продолжительной болезни 14 марта 1886 года, в С.-Петербурге, где и похоронен.