Палестинские религиозно-нравственные чтения в городах Владимирской губернии в кон. XIX— нач. XX в.
Палестинские религиозно-нравственные чтения в городах Владимирской губернии в конце XIX— начале XX в.
Владимирский Отдел Императорского Православного Палестинского Общества Великой Княгини Елизаветы Феодоровны был открыт 10-го апреля 1895 г.
Непосредственные цели местных организаций ИППО не совпадали со стратегическими целями этой организации в целом. Они были нацелены на распространение среди провинциального населения информации о деятельности Палестинского общества, о русском паломничестве в Палестину. Также отделы занимались сбором средств, массовый сбор пожертвований проводился ежегодно в Вербное воскресение.
В данной статье идет речь о религиозно-нравственных Палестинских чтениях, которые проводились для того, чтобы познакомить местное население с деятельностью ИППО на Ближнем Востоке и с памятниками священной истории в Палестине. Эти чтения способствовали заметной активизации сборов денежных средств на нужды русских паломников на Ближнем Востоке.
Выступления перед широкой аудиторией должны были отличаться доходчивостью и вызывать интерес слушателей. Поэтому самого начала к ведению этих массовых мероприятий были привлечены квалифицированные проповеднические кадры. Большинство их составили общественно активные приходские священники, хорошо владевшие искусством риторики. К чтениям привлекались также преподаватели местной духовной семинарии и духовных училищ. На главной епархиальной «площадке» чтений - в Успенском кафедральном соборе Владимира часто выступали Василий Гаврилович Добронравов и Неофит Владимирович Малицкий. Оба они известны не только как педагоги местной семинарии, но и краеведы. Главным трудом В.Г. Добронравова явилось многотомное «Историко-статистическое описание церквей и приходов Владимирской епархии». Н.В. Малицкий составил трехтомную историю Владимирской духовной семинарии, редактировал «Владимирские епархиальные ведомости». В семинарии он преподавал будущим священникам библейскую и церковную историю, а, следовательно, лучше, чем кто-либо, разбирался в палестинских реалиях. Их активное участие в Палестинских чтениях не в последнюю очередь стало основанием для получения ими высоких наград в мае 1905 года. В.Г. Доброхотов был удостоен ордена Анны 2-й степени, а Н.В. Малицкий - Анны 3-й степени.
В первые годы проведения чтений их было решено организовать для начала в главных городских храмах, поэтому они были устроены в соборных церквях Владимира, Александрова, Вязников, Гороховца, Иваново-Вознесенска, Киржача, Коврова, Меленок, Мурома, Переславля-Залесского, Покрова, Судогды, Суздаля, Шуи, Юрьева. Выступать в уездных центрах просили наиболее опытных священников. В Воскресенском соборе Шуи участвовал в чтениях очень популярный в городе о. Евлампий Правдин, в Федоровской церкви Коврова - о. Преображенский Николай. Когда алгоритм чтений в городских храмах был налажен, то эти мероприятия были распространены на сельскую местность, сначала - в крупных и многолюдных торгово-промышленных селениях, а потом - в не столь значительных.
В качестве аудиторий для Палестинских чтений стали со временем использовать не только церкви, но и школы. Церковноприходские училища стали местом для таких бесед в Ярополческой слободе, Коврове, Меленках и Покрове. В Шуе о. Евлампий Правдин, кроме Воскресенского собора, устраивал чтения в просторном помещении чайной Шуйского попечительства о народной трезвости, на них собиралось до 250 человек. Во Владимире чтения проводились в воскресной школе. Особенностью аудитории здесь являлся очень разновозрастный состав слушателей. Это были девочки младшего школьного возраста, взрослые женщины и совсем пожилые люди.
Первоначально сроки проведения чтений в различных городах были разными. В первый год активной деятельности общества в Шуе они были начаты 12 ноября 1895 г., во Владимире - 19 ноября, Иваново-Вознесенске - 26 ноября, в Муроме - 14 января 1896 г., а в Киржаче - с Великого поста. В дальнейшем они стали проводиться, как в городской, так и в сельской местности в великопостный период. Первой причиной такого решения было то, что в течение этих семи недель отменялись развлекательные мероприятия, которые могли отвлечь прихожан от посещения духовно-нравственных мероприятий. Во-вторых, в конце Великого поста, на праздник Входа Господня в Иерусалим (Вербное воскресение) Палестинское общество устраивало массовый сбор средств. Подготовленные чтениями верующие становились более щедрыми на лепту для помощи отечественным паломникам. Относительно времени проведения чтений следует указать, что они устраивались преимущественно в воскресные дни, т.к. в будни большую аудиторию собрать было невозможно - большинство горожан, кроме стариков и детей, находились на работе.
О том, что можно было услышать во время Палестинских чтений, наглядно свидетельствует их программа в ноябре 1895 – марте 1896 г. в Иваново-Вознесенске. На первом чтении речь шла о создании Палестинского общества, его целях, о бедственном положении православных в Святой Земле, о католической и протестантской экспансии в этом регионе. Через неделю священник рассказал о деятельности ИППО по улучшению условий паломничества из России в Святую Землю. Во время следующих встреч в храме слушатели узнали о географическом положении Палестины, местонахождение которой они в большинстве своем представляли очень смутно, а также о ее климате и населении. Чтения были посвящены также обзору святынь вселенского христианства, расположенных в Иерусалиме и его ближайших окрестностях, на реке Иордан, в Вифлееме и др. местах. Аналогичной была тематика чтений в других городах.
В Муроме проводившие чтения преподаватели местного духовного училища творчески подошли к задаче, поставленной перед ними владыкой, и выработали свою программу. В лекциях, которые читались в муромских храмах, они рассказали прихожанам об исторических судьбах двух великих городов Святой Земли - Иерусалима и Вифлеема, о борьбе православной церкви против власти арабов и турок. Здесь была дана также сравнительная характеристика положения русских православных паломников в прошлом и в настоящее время. При этом подчеркивалось, что комфортные условия для путешествия в Палестину и проживания их в Иерусалиме появились не сами собой, а в результате многогранной деятельности Палестинского общества. Так слушатели ненавязчиво подводились к мысли о благодатности пожертвований в пользу этой организации и о том, что их трудовые копейки будут использованы на богоугодное дело.
Заранее, накануне сезона Палестинских чтений из правления ИППО, расположенного в Петербурге, в епархии рассылалась в большом количестве литература, которая служила пособием для проведения чтений. Это была, в частности, серия брошюр «Чтения о Святой Земле» с различным содержанием. Авторами нескольких пособий являлись иерархи Русской церкви. Епископ Рязанский Иустин составил брошюру «Палестинские вечера в Рязани», епископ Томский Макарий - «Беседы о Святой Земле и Императорском Православном Палестинском Обществе». Особенно большой популярностью пользовалась в качестве пособия небольшая книжка В.Н. Хитрово (одного из основателей ИППО) «К животворящему Гробу Господню». Она была написана простым незатейливым языком и излагала живые впечатления от путешествия в Палестину пожилого человека из народа.
Вместе с тем, в отчетах, поступавших с мест - из городов и сел губернии, сообщалось, что некоторые пособия были недостаточно приспособлены для восприятия простыми слушателями - рабочими, ремесленниками, крестьянами. Высказывались нарекания по поводу отпечатанных большим тиражом «Чтений о Святой Земле», которые излагали материал не всегда понятным для простого народа языком. Поэтому лекторам приходилось адаптировать их содержание применительно к составу аудитории. Для проведения чтений использовались технические средства - так называемые «волшебные фонари», т.е. диапроекторы. С помощью их на импровизированном экране или просто на белой стене проецировались стеклянные слайды с видами Палестины. Как диапроекторы, так и «туманные картины» Палестинское общество рассылало из Петербурга на места для более эффективного проведения чтений. Палестинские чтения сопровождались массовой раздачей сотен и тысяч листков с видами Святой земли и популярно составленными пояснительными текстами. Причем чаще всего этого раздаточного материала всем желающим не хватало. Листки и картины представляли собой вещественные напоминания о том, что говорилось на чтениях. Вернувшийся домой слушатель обычно читал листки своим близким, таким образом, круг слушателей расширялся в несколько раз.
Участие в чтениях таких мастеров устных выступлений как ведущие представители духовенства, использование иллюстративного материала, соответствующая эмоциональная обстановка этих мероприятий способствовали их широкой популярности среди различных слоев населения. Даже в уездных городах в соборные храмы приходило на чтения в воскресные дни по 400-500 человек, а во время Великого поста - до 1000. В отчетах, приходивших во Владимир из уездов, говорилось, что слушали слово пастырей «с полным вниманием», а в наиболее трогательных местах - даже со слезами умиления. Об эффективности чтений свидетельствовали постепенно увеличивавшиеся сборы средств для Палестинского общества, проводившиеся на Вербное воскресение. Некоторые слушатели даже давали обет посетить Палестину.
Источник: К.Е. Балдин, г. Иваново. Рождественский сборник. Выпуск XXII. - Под общей редакцией директора Ковровского историко-мемориального музея Моняковой О.А., доктора исторических наук. Составление - Зудина И.Н., Монякова О.А. - Ковров - Шуя: «ПолиЦентр», 2017. - 302 с.: илл.
Публичные духовно-нравственные чтения во Владимирской епархии Братства Кн. Александра Невского. Владимирская епархия.