Главная
Регистрация
Вход
Пятница
26.04.2024
05:38
Приветствую Вас Гость | RSS


ЛЮБОВЬ БЕЗУСЛОВНАЯ

ПРАВОСЛАВИЕ

Меню

Категории раздела
Святые [142]
Русь [12]
Метаистория [7]
Владимир [1586]
Суздаль [469]
Русколания [10]
Киев [15]
Пирамиды [3]
Ведизм [33]
Муром [495]
Музеи Владимирской области [64]
Монастыри [7]
Судогда [15]
Собинка [144]
Юрьев [249]
Судогодский район [117]
Москва [42]
Петушки [170]
Гусь [198]
Вязники [350]
Камешково [187]
Ковров [431]
Гороховец [131]
Александров [300]
Переславль [117]
Кольчугино [98]
История [39]
Киржач [94]
Шуя [111]
Религия [6]
Иваново [66]
Селиваново [46]
Гаврилов Пасад [10]
Меленки [124]
Писатели и поэты [193]
Промышленность [164]
Учебные заведения [174]
Владимирская губерния [47]
Революция 1917 [50]
Новгород [4]
Лимурия [1]
Сельское хозяйство [78]
Медицина [66]
Муромские поэты [6]
художники [73]
Лесное хозяйство [17]
Владимирская энциклопедия [2394]
архитекторы [30]
краеведение [72]
Отечественная война [276]
архив [8]
обряды [21]
История Земли [14]
Тюрьма [26]
Жертвы политических репрессий [38]
Воины-интернационалисты [14]
спорт [38]
Оргтруд [138]
Боголюбово [18]

Статистика

 Каталог статей 
Главная » Статьи » История » Шуя

Васильевская церковь в Киселевской больнице гор. Шуи

Васильевская церковь в Киселевской больнице гор. Шуи

Больница построена в 1841 году. Строители сей больницы — почетные граждане и кавалеры, братья Иван и Димитрий Диомидовичи Киселевы.
Она построена на самом красивом месте, и из себя представляет богатое, хотя и не огромное квадратное здание, с церковным на верху куполом, в виде ротонды. Внутреннее расположение оной удобно и весьма изящно. Комнаты расписаны различными красками, и все почти отделаны под мрамор. Лестница на второй этаж здания чугунная с красивыми решетками. Полы во всех коридорах так же чугунные. В нижнем этаже Киселевской больницы помещалась по найму Думы городская больница. На содержание и существование больницы учредителями внесен в кредитные учреждения капитал суммой ок. 50 000 руб. серебром.
На нижнем этаже 4 палаты мужских и женских, комната для больничного Совета, комната для аптеки и фельдшеров, комната для кладовой и цейхгауза, комната для Смотрителя, комната где помещаются лаборатория, хирургические инструменты и Медицинская Библиотека. На верхний этаж снизу вела широкая и очень красивая чугунная лестница, позади главного корпуса больницы находилось 4 отдельных каменных постройки, в которых помещались кухня, прачечная, баня и анатомная комната; в двор больничный вели двое больших чугунных ворот, в заднем конце двора устроен очень хороший сад. Больница имела 30 кроватей, снабжена всеми инструментами, бельем и всеми больничными принадлежностями с избытком, имела особенного врача и 2 фельдшера.
На верхнем этаже Больницы находились: церковь, ризница и 6 палат (2 мужских, 1 женская, 1 глазная, 1 дворянская, 1 для ума лишенных).
Церковь во имя Преподобного Василия, Епископа Парийского, устроена в 1841 году усердием строителей самой больницы, потом. почетных граждан и шуйских 1-й гильдии купцов — братьев Ивана и Димитрия Диомидовичей Киселевых. Освящена была 5 ноября 1844 года. Церковь освящена архимандритом Боголюбова монастыря Феофилом, в присутствии гражданск. губернатора, его превосходительства кавалера Петра Михайловича Донаурова.
Фон иконостаса белый, золотая резьба, как будто бы плавает в нем. Все иконы писаны в Москве отличными художниками. Стены храма тоже сделаны под белый мрамор. Картина Распятия в алтаре за престолом, говорят, заплачена 300 руб. серебром.
В 1872 г. объявлена благодарность Его Высокопреосвященства почетной гражданке г. Иваново-Вознесенска купч. Анне Ивановой Гарелиной, урожденной Киселевой, и почетной гражданке, попечительнице Киселевской больницы, г. Иваново-Вознесенская купчихе Татьяне Ивановой Полушиной, урожденной Киселевой, за пожертвование каждой по 300 руб. на возобновление Шуйской Васильевсокй больничной церкви.

Колокольня при ней деревянная, оштукатуренная, крытая железом, с медным вызолоченным крестом.
Престол в ней один: во имя Преподобного Василия, Епископа Парийского.
Св. иконами, утварью, ризницею и богослужебными книгами церковь усердием храмоздателей купцов Киселевых снабжена достаточно.
Копии метрических книг с 1844 года и исповедных росписей с 1845 года хранятся в целости. Опись церковного имущества составлена в 1896 году, — хранится в церкви.
Причт: священник, диакон и псаломщик. На содержание причт получает: процентов с церковного капитала 444 р. и за требоисправления 482 р., а всего в год 926 р. Для причта купцами Киселевыми построены каменные дома на их собственной земле: для священника — дом одноэтажный, для диакона и псаломщика — двухэтажный дом.
В приходе — по городу Шуе — числится дворов 41; душ мужского пола 165 и женского пола 195 душ.
/Добронравов, Василий Гаврилович. Историко-статистическое описание церквей и приходов Владимирской епархии: Вып. 5 и послед.: Шуйский и Ковровский уезды. Вязниковский и Гороховецкий уезды. - 1898. - 505, VII c./

Пятидесятипятилетний юбилей протоиерея Шуйской Васильевской Больничной церкви о. Андрея Васильевича Архангельского

4 июля 1866 г. у нас в Шуе происходило торжество, в котором принимали участье не только все сословия города, но и окрестное, сельское духовенство. Праздновали юбилей маститого старца — протоиерея Васильевской Больничной церкви отца Андрея Васильевича Архангельского, любимого и уважаемого всеми жителями города и окрестных селений.
По окончании семинарского курса в 1811-м году, о. протоиерей произведен был в священника Шуйского уезда в село Воскресенское Сергеево, где и служил с 1833 до 1843-го года, в должности Духовника. В 1843-м году, по желанию и просьбе основателя Больницы, знаменитого в то время купца И.Д. Киселева, он перешел в Шую к Больничной церкви, с 44-го года проходил должность законоучителя в Шуйских — Уездном и Приходском Училищах, — и в последнем безмездно. С того же года проходил должность городского Духовника, а с 56 по 64-й год был Присутствующим в Духовном Правлении, и до сих пор (1866 г.) состоит градским Духовником и членом в комитете о тюрьмах и в совете Киселевской больницы. На всех должностях о. Протоиерей отличался примерною ревностью в исполнении своих обязанностей и много принес пользы. Поэтому и начальство всегда ценило заслуги его.
В 1844-м году о. протоиерей награжден набедренником, в 1847-м скуфьею, в 1852-м возведен в сан протоиерея, в 1858-м награжден камилавкою, в 1861-м наперсным крестом и наконец в 1866 г. — палицею. При таком внимании от начальства о. протоиерей всегда пользовался любовью и уважением духовенства и всех граждан Шуи. И вот нынешний год духовенство пожелало высказать ему свою любовь и уважение торжественным празднованием его 55 летнего юбилея, назначив для этого праздника 4-е июля — день Ангела о. протоиерея. Празднество юбилея происходило следующим образом:
4-го июля в 9 часов утра в Больничной церкви начался благовест к литургии. Духовенство городское и сельское было все уже в церкви; много собралось лиц других сословий. Священники: благочинный о. Михаил Миловский и о. Конон Волков отправились к о. протоиерею Архангельскому просить его к служению литургии, — и вместе с ним приехали в церковь. Соборный протоиерей и градской благочинный о. Владимир Цветков в облачении с крестом в руках, за ним два городские священника о. И. Лебедев и о. Александр Казанский также в облачении, за ними прочее духовенство и все, находившиеся в церкви встретили юбиляра у парадного входа. Путь его был усыпан цветами, и встреча была поистине торжественная. При входе в церковь глубоко уважаемого всеми 76 летнего старца певчие пели входную: «Достойно есть». По окончании этой песни соборный протоиерей о. Владимир Цветков от лица духовенства поднес юбиляру палицу, а священник Крестовоздвиженской церкви магистр, о. Конон Волков произнес следующую речь:
«ДОСТОПОЧТЕННЕЙШИЙ О. ПРОТОИЕРЕЙ, ОТЕЦ НАШ ДУХОВНЫЙ!
В честь Вашей честной, многолетней жизни, в честь Вашего 55-летнего ревностного и полезного служения в сане священства совершается настоящее торжество.
В радостный день Вашего Ангела собрались мы ныне в сей храм, чтобы за Вашими священнодейственными молитвами принести свои молитвы к Господу и возблагодарить его за дарование нам в лице Вашем верного служителя церкви и ревностного наставника юношества.
Чтобы выражение наших искренних чувств уважении и признательности к Вам сделать памятными Вам навсегда, предлагаем Вам сие усердное приношение (палицу), как видимый знак сердечной благодарности и уважения к Вам духовных чад Ваших.
Препояши меч сей, и паляцы, и успевай, и да наставит тя дивно десница Господня с такою же ревностию и бодростию, как доселе, проходить полезное служение твое еще на многая и многая лета».
Началась затем Божеств. Литургия, которую совершал юбиляр с четырьмя городскими священниками. Церковь была полна народа; собрались не только все духовенство, но много дворян, купцов, чиновников и мещан. По окончании Литургии, когда юбиляр вместе со всем духовенством вышел на средину церкви, чтобы отслужить благодарственный и вместе Свят. Андрею Критскому молебен, священник Иоанн Лебедев от попечителей Киселевской Больницы поднес ему серебряное, вызолоченное Евангелие, а о. Михаил Миловский обратился к нему с след. речью:
«ДОСТОЧТИМЕЙШИЙ ОТЕЦ ПРОТОИЕРЕЙ!
Никогда мирный град наш не был свидетелем такого утешительного, духовно-радостного торжества, какое ныне совершается в нем, по благословению Архипастыря нашего. Никогда святой храм сей не видел такого многочисленного собора — благоговейных иереев и сослужителей их диаконов, просвещенных наставников духовного и светского юношества, украшенных доблестями и заслугами благородных мужей, облеченных властью бдительных охранителей спокойствия общественного, и достопочтенных здешних граждан, какой видит он в настоящие минуты. Это отрадное, радостное торжество совершается в честь многолетнего, ревностного и благоугодного служения Твоего в священном сане иерея. Этот многочисленный собор достоуважаемых лиц всех званий и состояний собрался ныне в храм сей, почтить твои свыше пятидесятилетие, ревностные и полезные, при благочестивой жизни, труды на поприще пастырской деятельности, — принести справедливую дань глубокого уважения твоим не громким, но не малоценным заслугам Св. Церкви в сане иерея и протоиерея, в прохождении должностей — Духовника, члена Духовного Правления и воспитателя юношества. Да, досточтимый отец наш духовный, более полувека предстоишь ты с благоговением Престолу Господню, и приносишь на нем Бескровную Жертву в чистой совести; более полувека ты являешь себя духовному стаду своему пастырем кротким, трезвенным, благоговейным, честным, учительным, дом свой добре правящим. Не составляет ли великой заслуги пред Богом и людьми, не заслуживает ли глубокого уважения всех и каждого такой благочестный образ твоей жизни, твоей полувековой пастырской деятельности? Высоко, благоплодно и многоценно пред Господом служение пастырское! Но как многотрудно и многоболезненно оно для тех, которые благодатью Божией призваны проходить это великое служение! Сколько каждый священник переносит трудов, сколько встречает преткновений, искушений, соблазнов, неприятностей и огорчений на поприще своей пастырской деятельности, если он проходит оное с надлежащим вниманием, с глубоким сознанием важности проходимого им служения и страшной ответственности за небрежное прохождение онаго пред Богом и людьми! Бывает, что и в немногие годы такого многотрудного и многоответственного пастырского служения многие из собратий наших – иереев, встречая на каждом почти шагу труды и лишения, неприятности и огорчения, к сожалению, претыкаются и падают на жизненном пути – на соблазн пасомых.
Но к утешению нашему и всего нашего звания, мы можем сказать о тебе, досточтимый старец — отец наш по духу, что все высокие, необходимые пастырю церкви качества ума, воли и сердца ясно, отчетливо отпечатлелись в твоем, достоуважаемом лице. Обладая ими, ты прошел свое, более полувековое, пастырское поприще бодренно, неукоризненно, честно, с мудрою осмотрительностью, с честью для своего звания, с глубоким уважением от пасомых. Все твои пастырские действия носят печать духовной рассудительности, ревности о славе Божией и о спасении пасомых. Обозревая многолетнее, ревностное пастырское служение свое, ты — отец наш можешь без превозношения, в чувстве глубочайшей благодарности к Богу, сказать в настоящие минуты со св. Ап. Павлом: подвигом добрым подвизахся, веру соблюдох (2 Тим. IV, 7), залог благодати сохранил, умножил, возрастил молитвою, терпением, верностью и любовью в порученном мне служении. — «Господь не судил даровать тебе чад по плоти: за то даровал тебе многочисленных чад по духу во всех званиях и сословиях. Все они — духовныя чада твои — чтут тебя истинным отцем, мудрым наставником и руководителем ко спасению: с тобою любят они делить свои семейныя радости, к тебе обращаются за советом, у тебя ищут утешения в скорбных обстоятельствах жизни. Для них ты — живой образ в слове, в житии, В любви, в духе, вере и чистоте» (1 Тим. IV, 12). Как утешительно видеть, особенно в настоящее время, такую крепкую, духовную связь между духовным пастырем и пасомыми!
И вот все мы — священнослужители града Шуи и окрестных сел, как одна родная семья собрались сами в сей храм вместе с достопочтенными здешними гражданами, свидетелями твоей благочестной жизни, твоей примерной пастырской деятельности — разделить общую нам радость и принести общее Господу Богу благодарение за долголетнюю, много полезную твою жизнь, за твое долговременное ревностное служение Ему и православной церкви.
Верь досточтимейший о. протоиерей, что чувства глубокого почтения нашего к тебе искрении, нелицемерны; радость о долголетнем, ревностном, пастырском служении твоем — велика и неизменна; наша благодарность Богу за тебя — сердечна и тепла.
Вознесем же — достопочтенные отцы, братия и сослужители — нашу усердную, общую, благодарственную Господу Богу молитву за дарование церкви своей святой такого благоговейного, ревностного, благоразумного и благочестного пастыря, каким в продолжение 55-ти лет служил ей виновник настоящего торжества и вместе будем молить Владыку жизни, — да молитвами ублажаемого ныне Церковью Святителя Андрея Критского — Ангела торжествуемого ныне старца — протоиерея дарует нам радость видеть его еще многия лета здравым, благоденствующим и право правящим слово истины!»
Перед окончанием молебна Благочинный села Сергеева священник о. Павел Изволенский поднес юбиляру богатую в серебряном и вызолоченном окладе икону Феодоровской Божией Матери с след. надписью, вырезанной на задней стороне: «Его Высокопреподобию, о. Протоиерею Андрею Васильевичу Архангельскому от села Воскресенского Сергеева помещицы Александры Николаевны Шубиной, духовенства и крестьян в знак глубокого уважения и любви и в память дня празднования 55-летнего служения его церкви Божией, июля 4 дня 1866-го года». — При этом он сказал след. речь:
«ДОСТОУВАЖАЕМЫЙ О. ПРОТОИЕРЕЙ, МИЛОСТИВЕЙШИЙ ОТЕЦ НАШ ДУХОВНЫЙ!
В день Вашего тезоименитства и празднования 55-летнего пастырского служения Вашего, я — недостойный сын Ваш, от духовной дочери Вашей, помещицы А.Н. Шубиной, нашего духовного общества и всех моих прихожан, пастырем и духовным отцом которых Вы были 33 года, подношу Вам сию св. икону Феодоровския Божия Матери. Примите сию св. икону, как сердечное выражение нашей признательности, глубокого уважения, преданности и любви нашей к Вам, за Ваши мудрые наставления, благие советы и бесчисленные благодеяния, которыми мы постоянно пользовались от Вас. Вы были для нас не только образ верным словом, житием, любовью, духом, верою и чистотой (1 Тим. IV, 12), но и подобно Иову (XXIX, 15) око слепым, нога хромым, отец немощным. Вы спасали убогого от руки сильного, Вы отирали своим благотворением слезы вдовиц, и помогали от своего имущества сиротам, у которых не было помощников, в числе которых и я, как сиротствующий, облагодетельствован и устроен Вами. Один Господь знает число и меру Ваших бесчисленных благодеяний, и награждая Вас за то здесь здравием, долгоденствием и почестями, не оставит Вас своею милостью особенно в будущем веке: да продлит Он — Преблагий Вашу жизнь для пользы церкви и всего общества и еще на многая и многая лета!»
Молебен кончился многолетиями Государю и всему Царствующему Дому, Преосвящ. Феофану и наконец самому юбиляру. Когда было провозглашено последнее многолетие, то все священники и диаконы, числом около 40 человек, сами без участия певчих пропели ему многая лета. Такое глубоко торжественное пение не осталось без действия; многие из присутствовавших были так этим тронуты, что не скрывали своих слез. Заметно было, что юбиляр и сам был растроган до глубины души такою искреннею и общею любовью к себе. Он обратился к присутствующим с след. речью:
Се аз и дети, их же дал мне Бог (Ис. VIII, 18). Как приятно, как утешительно произнеси мне сии св. Писания слова среди окружающих меня детей моих духовных! — И каких детей? Иереев Бога вышнего, пастырей стада Христова, строителей тайн Божественных и с их сослужителями, собравшихся сюда принесть благодарные свои молитвы Богу за сохранение меня, отца их духовного, и тем составить, с разрешения Епархиального начальства, в память сего, духовное торжество!
Благодать вам и мир от Бога Отца нашего и Иисуса Христа, за все сие возлюбленные мои дети духовные! — Ибо сим редким, религиозно-нравственным торжеством сколько Вы сделали благотворных и полезных впечатлений! Какой показали Вы высокий пример уважения к долголетней маститой старости, этому зрелому и полному опыта возрасту жизни человеческой! — Какой преподали назидательный урок исполнения обязанностей детей духовных к своим духовным отцам! Вы привлекли сюда, в храм Божий, вам сомолитвенников, достопочтеннейших лиц всех сословий, которых едва вмещает сей храм. Наконец дети мои духовные прежней моей сельской паствы, где я более тридцати лет был пастырем, прибыли сюда сопраздновать нам с святою иконою Феодоровской Божией Матери, этим драгоценнейшим для меня даром! Кто же мог собрать, в таком множестве лиц, в сей храм Божий для празднования сего духовного торжества? Не кто иной, как любовь христианская, — эта совершительница всех наших добрых дел, всякому добру сочувствующая и каждой радости ближнего сорадующаяся. А потому я несомненно верую, что в настоящее время сею-то чистою, непритворною и истинно детскою любовью воспламенены Ваши сердца, любезнейшие мои дети духовные. При чем не погрешу, если тоже скажу и о всех посетителях св. храма сего, соучаствовавших в праздновании торжества сего. Ибо и их собрала сюда любовь же христианская, каковою я имею счастье пользоваться в продолжение более двадцатилетнего моего в сем граде служения.
Отрадно и поучительно видеть сие собрание, где духовные дети с любовью окружают своего духовного отца; молятся о нем, благожелательствуют ему! И какой отец, быв окружен любящими его детьми, — и где же, во св. храме! Не придет в благоговейный восторг и умиление? Все это в сии минуты происходит в душе моей, до глубины пораженной вашею любовью ко мне. От совершившихся на мне таких великих и особенных благодеяний Божиих, действительно дух мой пришел в такое сильное волнение, что я не нахожу слов при сем достойно благодарить благодеющий Промысл Божий и всех вас, любезнейшие мои дети духовные и братия христиане, за оказанную мне истинно христианскую любовь вашу и за те знаки любви, какими вы почли меня старца при настоящем торжестве! Сердцеведец,- этот праведный мздовоздаятель всякого добра, не оставит не награжденною любовь вашу ко мне. А я, вполне платя за любовь вашу ко мне тою же христианскою любовью, непремину до конца дней моих, предстоя у престола Божия, приносить усердные мои молитвы Богу, да ниспосылает Он на вас все свои земные и небесные благословения! Меня же с вами, дети духовные, да сподобит некогда стать пред престолом своим небесным и удостоит сказать: се аз и дети, их же дал мне Бог».
Произнося сию речь, отец протоиерей не мог удержать слез, накопившихся у него от волновавших его чувств и произвел на всех сильное впечатление.
Из церкви все отправились в дом основателя больницы И.Д. Киселева, где приготовлен был в честь юбиляра обед. Всех собравшихся к обеду было более 100 человек. При входе юбиляра в залу дома, от лица наставников Училища учитель Е. Правдин встретил его след. речью:
«ДОСТОПОЧТЕННЕЙШИЙ ОТЕЦ ПРОТОИЕРЕЙ!
Нынешний день есть светлое, радостное торжество для всех званий и сословий здешнего города. Все они в настоящие минуты проникнуты одними чувствами, все собрались сюда для того, чтобы заявить пред вами свое глубокое сочувствие к настоящему торжеству, по случаю совершившегося 55 летнего полезнейшего служения Вашего церкви и отечеству. И мы наставники Д. Училища не можем оставаться холодными зрителями этого торжества, и мы публично заявляем пред Вами свое глубокое уважение, искреннюю любовь и благодарность за все добро, которое Вы для нас делали и до сих пор делаете. Вы нам духовный отец и мудрый руководитель на жизненном поприще, Вы хранитель чистоты нашей совести, пример и образец строгой, добродетельной жизни. Правда, бескорыстие, долг, честь — вот те начала, которые Вы постоянно внушали нам и каждому проводить в свою жизнь! Много добра Вы оказываете и воспитанникам нашего Училища. Как нежный отец, Вы заботитесь об их здоровье, Вы посещаете их на одре болезни; Вашему содействию они обязаны тем, что бесплатно пользуются в здешней больнице всеми средствами хорошего лечения и другими удобствами необходимыми для больного. Можно ли после этого не питать к Вам самых искренних чувств уважения, любви и благодарности? Можно ли вместе со всеми, здесь присутствующими, не радоваться тому, что ныне исполнилось уже 55 лет Вашей примерной деятельности?... Дай Бог, чтобы мы еще долго могли иметь Вас своим духовным отцом! И смеем уверить Вас, что нами будет возноситься теплая молитва к Богу, да продлит Он драгоценную для нас жизнь Вашу еще на многие и многие годы»...
Во время обеда певчие пели духовные концерты. К концу обеда начались тосты. Первый тост, провозглашенный за здоровье Государя Императора, был встречен громким, единодушным — «ура»!.. Певчие в это время пели народный гимн: Боже царя храни!.. Второй тост был провозглашен за Преосвященного Феофана, тост этот сопровождался пением: .... Третий тост был за здоровье самого юбиляра. За этим тостом секретарь город. общества Я.И. Борисоглебский сказал юбиляру стихи, в которых он высказал юбиляру уважение, любовь и благожелание между прочим в следующих, характеристических стихах:
«Пожить, Отец Андрей, Вам многи еще годы,
В теченьи коих полным здравием владеть,
Чтоб от житейской разной в мире сем невзгоды
Нам в Вас усерднаго молельщика иметь».
После этого говорил тринадцатилетний воспитанник Москов. Гимназии Гуровский, сын здешнего городского врача, бывший ученик о. протоиерея, следующее:
«Вы были мой наставник. Вы научили меня, как должно поступать в жизни, — и вот, еще на школьной скамейке оценив всю пользу Ваших поучений — я, подобно тысячам бывших учеников Ваших, чувствую глубокое к Вам уважение, признательность и вместе с тем желаю от души, чтобы Ваше слово долго еще звучало на пользу юношества».
После Гуровского сказал несколько слов учитель светского училища И.Г. Некрасов и наконец в заключение г. Председатель земства П.П. Волков обратился к публике с след. словами:
«МИЛОСТИВЫЕ ГОСУДАРИ!
В св. Церкви и здесь о почтенной деятельности чествуемого нами юбиляра было столько сказано утешительного, как его достойными сотоварищами по служению, так и лицами других сословий, что мне, как представителю земства в Шуйском уезде, остается только с полным сочувствием присоединиться к их красноречивым заявлениям.
Но перед этим почтенным собранием, за этою трапезой, где без различия соединились лица всех сословий, чтобы отдать должную дань уважения достойному юбиляру, я не могу пройти молчанием ту часть его деятельности, к которой я отношусь с особенным сочувствием — это его почтенная деятельность педагогическая.
В течение многих лет он усердно трудился в Уездном и Приходском училищах.
Много граждан города от него получили уроки нравственности и они всегда вспоминают с глубоким уважением о своем Наставнике. Простота и естественность рассказа, благодушие и кротость, с которыми преподаватель относится к детям, производят утешительное впечатление на тех, кто присутствовал на его уроках.
Милостивые государи, в настоящее время земству дарованы широкие права на устройство народных училищ. Нет сомнения, что духовенство в великом деле народного образования примет самое живое участье, в особенности имея такой пример, достойный подражания; а потому Вы позволите мне к тосту в честь почтенного юбиляра присоединить тост за успешное участье духовенства в деле народного образования и за процветание будущих народных училищ».
Так кончилось наше празднество, никогда здесь небывалое. Ни у кого и никогда не изгладится оно из памяти и во всех оставит самые приятные, самые дорогие воспоминания.
Шуя 20-го июля 1866 г.
Протоиерей Евлампий Иванович Правдин («Владимирские Епархиальные Ведомости» Неофициальная часть № 17, 1 сентября 1866 года).

«Почетная Попечительница Шуйской Киселевской больницы, Татьяна Ивановна Полушина, урожденная Киселева, довела до сведения Его Высокопреосвященства, что Васильевской, при той больнице, церкви протоиерей Андрей Васильевич Архангельский, сочувствуя к страждущему человечеству в телесных немощах, вознамерился в Киселевской больнице иметь кровать для безмездного пользования лиц духовного звания обоего пола; для чего и внес в Совет больницы на вечное время билет Шуйского Общественного Банка в 2000 руб., с назначением 6 ½ % в год; и так как в Киселевской больнице открыта уже кровать для пользования больных лиц духовного звания, именуемая, согласно желанию жертвователя, кроватью «Архангельских», то просила сделать распоряжение о распубликовании этой кровати по всей Владимирской епархии для обращения нуждающихся во врачебном пособии лиц» («Владимирские Епархиальные Ведомости Официальная часть № 6, 15 марта 1868 года).

Михаил Дмитриевич Авдаков

Михаил Дмитриевич Авдаков по окончании Владимирской духовной семинарии по 1-му разряду, сначала был некоторое время сельским учителем, а потом рукоположен во священника в село Яновец, Владимирского уезда, откуда чрез 2 года, по особому ходатайству своего престарелого Шуйского родственника и священника Васильевской больничной церкви о. Павла Изволенского и его прихожан, перемещен был в 1899 году в гор. Шую, к той же церкви. Сам о. Павел ушел в то время за штат.
Нам живо помнится, каким молодым и свежим явился в общество наше М.Д. Он одушевлен был, по-видимому, самыми лучшими стремлениями. И, действительно, скоро в Шуе новые прихожане все полюбили о. Михаила за его открытый, симпатичный характер, за его исправную и хорошую церковную службу, где особенно ярко всегда выделялся его необыкновенно высокий, легкий и приятный тенор. В сношениях с окружающими и членами своего причта о. Михаил был вежлив, прост и благожелателен, к старшим по священству и службе вообще почтителен и благопокорлив. Не имея детей, а, несомненно, любя их, М.Д. свою любовь переносил на многочисленных родных своих, которые часто пользовались и его гостеприимным кровом и посильной, материальной помощью.
Кроме пастырских обязанностей по приходу своему и больнице иерей имел и сторонние занятия. Так он 3 года был членом Правления Шуйского духовного училища, состоял увещателем в уездном съезде, законоучителем земского в городе Шуе училища, где добросовестно занимался с „фабричной детворой", а также членом Шуйского Уездного Отделения Владимирского Епархиального Училищного Совета.
Дни благополучия по службе и спокойствия семейного в последние годы жительства омрачены были для о. Михаила одним „искушением" служебным, искушением не в смысле соблазна или расчетов личной пользы, в чем так часто „огульно" обвиняют духовенство органы т. н. левой печати, а, вернее говоря, одним печальным случаем, который тяжело подействовал на душевное состояние как его самого, так и близких его. С той поры тень грусти не сходила с лица его, а в речах и действиях его замечалась какая-то нервозность и горячность.
А затем вскоре случилось с ним простудное заболевание и начало того недуга, который так рано унес его в могилу. Быстро очень развивалась его болезнь, а о. Михаил все служил и трудился по обязанностям звания своего до тех пор, пока решительное слово опытного врача не заставило его ехать в Москву, откуда он намеревался отправиться на кумысное лечение в Самарскую губернию. Но далее Москвы он не уехал.
25 июня 1910 года в одной из больниц города Москвы умер от туберкулеза кишок о. Михаил Димитриевич Авдаков, служивший при Васильевской, что при Шуйской Киселевской больнице, церкви 11 лет.
Михаил Дмитриевич Авдаков был один из молодых, симпатичных и добродушнейших иереев города Шуи, преждевременную кончину которого с одинаковой печалью пережили как, его собратья по священству, так равно и прихожане Васильевской церкви с многими почитателями усопшего...
С большим торжеством и честью 27 июня 1910 года мы встречали на вокзале железной дороги гроб с прахом молодого иерея, а 28-го числа совершали чин погребения его. Храм переполнен был духовными чадами и просто знаемыми усопшего. Много тогда пролито было горьких слез, много слышалось воздыханий сердечных при гробе там, особенно со стороны той молодой, несчастной матушки вдовы, которой ничего из материальных достатков покойный супруг не оставил. В бедности он родился, в бедности и умер. Погребен на Троицком городском кладбище.
В 1911 году, в годину смерти почившего раба Божия иерея Михаила, к молитве „плачущих и болезнующих, чающих Христова утешения" вдовой супруги и еще матери его присоединим, отцы и братие, и свои усердные к „Богу духов и всякия плоти" моления о том, чтобы Он Милосердый в Небесных Своих и блаженных чертогах водворил и упокоил душу его, простив всякое его прегрешение...
Свящ. Д. Г. (Владимирские Епархиальные Ведомости. Отдел неофициальный. № 24-й. 1911 г.).
Владимирская епархия.
Город Шуя

Copyright © 2016 Любовь безусловная


Категория: Шуя | Добавил: Николай (06.12.2016)
Просмотров: 2109 | Теги: шуя | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar

ПОИСК по сайту




Владимирский Край


>

Славянский ВЕДИЗМ

РОЗА МИРА

Вход на сайт

Обратная связь
Имя отправителя *:
E-mail отправителя *:
Web-site:
Тема письма:
Текст сообщения *:
Код безопасности *:



Copyright MyCorp © 2024


ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru