Главная
Регистрация
Вход
Понедельник
20.09.2021
12:31
Приветствую Вас Гость | RSS


ЛЮБОВЬ БЕЗУСЛОВНАЯ

ПРАВОСЛАВИЕ

Меню

Категории раздела
Святые [141]
Русь [11]
Метаистория [7]
Владимир [1400]
Суздаль [421]
Русколания [10]
Киев [15]
Пирамиды [3]
Ведизм [33]
Муром [447]
Музеи Владимирской области [60]
Монастыри [7]
Судогда [10]
Собинка [132]
Юрьев [236]
Судогодский район [107]
Москва [42]
Петушки [155]
Гусь [166]
Вязники [308]
Камешково [105]
Ковров [397]
Гороховец [125]
Александров [259]
Переславль [114]
Кольчугино [80]
История [39]
Киржач [88]
Шуя [109]
Религия [5]
Иваново [63]
Селиваново [40]
Гаврилов Пасад [9]
Меленки [107]
Писатели и поэты [148]
Промышленность [91]
Учебные заведения [133]
Владимирская губерния [39]
Революция 1917 [50]
Новгород [4]
Лимурия [1]
Сельское хозяйство [76]
Медицина [54]
Муромские поэты [5]
художники [31]
Лесное хозяйство [17]
Владимирская энциклопедия [1539]
архитекторы [6]
краеведение [47]
Отечественная война [252]
архив [6]
обряды [15]
История Земли [12]
Тюрьма [26]
Жертвы политических репрессий [16]
Воины-интернационалисты [14]
спорт [28]
Оргтруд [26]

Статистика

Онлайн всего: 52
Гостей: 52
Пользователей: 0

Яндекс.Метрика ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека

 Каталог статей 
Главная » Статьи » История » Юрьев

Архимандрит Гавриил

Архимандрит Гавриил

Архимандрит Гавриил был профессором Императорского Казанского Университета. Деятельность в Казани создала ему определенную известность; под конец жизни однако судьба забросила ученого архимандрита во Владимирскую губернию, где он и скончался.
Архимандрит Гавриил, в мире — Василий Николаевич Воскресенский, происходил из духовного звания; сын дьячка, он родился в 1795 году, по некоторым указаниям — в гор. Москве.
Среднее образование Воскресенский подучил в Вифанской Духовной Семинарии, откуда в 1816 г. поступил в состав II курса Московской Духовной Академии. Будучи студентом Академии, он преподавал латинский язык М. П. Погодину, когда тот жил с родителями в Грузинах (в Москве). В год окончания Воскресенским курса ревизором Академии был назначен Филарет (Дроздов), бывший тогда архиепископом тверским. В присутствии митрополита Московского Серафима, ревизор начал испытание оканчивающих курс студентов с экспромта: он приказал в течение суток написать сочинение — «изъяснить изречение апостола Павла, находящееся в 18-м стихе 3-й главы 2-го послания к Коринфянам — «мы же вси откровенным лицом славу Господню взирающе, в той же образ преобразуемся от славы в славу, яко же от Господня Духа». В изъяснении этого изречения — по задаче Филарета — должен быть разрешен вопрос: какое состояние здесь описывается?». При прочтении экспромтов отличным оказалось сочинение студента Василия Воскресенского, которое, вместе со «Словом на день тезоименитства императрицы Елизаветы Алексеевны» того же Воскресенского было напечатано в сборнике — «Сочинения студентов Московской Духовной Академии второго академического курса» (М., тип. Селивановского, 1820).
Кончил курс В.Н. Воскресенский в 1820 году вторым магистром и тогда же был оставлен при Академии, где занял должности помощника библиотекаря и бакалавра философских наук (преподавал он студентам метафизику).
25 марта 1821 года Воскресенский принял монашество с именем Гавриила, 28 числа пускал служителей в оброк и брал себе часть оброчных денег, монастырь довел до разорения, а при отъезде сдал его неблагонадежному иеромонаху Нафанаилу. Всего на архимандрита было начтено излишне перебранных им 265 р. 22 ½ к. Гавриил посылал объяснения, ссылался не ежегодные ревизии книг в Консистории, обращался к местному Иркутскому архиепископу Парфению с просьбою о защите и покровительстве, но — все это, за дальностью расстояния, не имело никакого действия, — решено было — о взыскании денег иметь неослабное наблюдение; после этого архим. Гавриил в 1865 году немедленно представил все 265 р. сполна, «не желая, как он объяснял, прекословить Высшему Начальству и продолжать перепискою оное дело».

Поселившись в Юрьеве, архим. Гавриил решил посвятить все свои досуги делу народного образования, которым так бедны были в то время не только селения, но и города. В 1862 г. испросил он у преосвященного Иустина разрешение открыть при монастыре воскресную школу для обучения мальчиков закону Божию, русской грамоте, церковному пению и первым действиям арифметики, а взрослых стал просвещать с церковной кафедры, постоянно произнося поучения, которые, как сообщал епископ Иустин в Св. Синод, «жители г. Юрьева слушают со вниманием и с приметною для себя пользою». Помещение для воскресной школы при монастыре скоро оказалось недостаточным; тогда квартиру для него отвел уездный предводитель дворянства, Алексей Васильевич Калачов. Открытие школы в новом помещении состоялось 15 апр. 1862 г., и вот как описывает это скромное торжество один из очевидцев его. «В два часа по полудни настоятель Архангельского монастыря о. архим. Гавриил с братиею, неся на благословение училищу икону архистратига Гавриила, отправились в богатую квартиру, отведенную для училища юрьевским предводителем А. В. Калачовым. Судя по ненастной погоде, тогда бывшей, думали, что не придут ученики и посетители, но четыре комнаты, отведенные для училища, оказались недостаточны для учеников и посетителей. Мебель, книги, материалы для письмоводства пожертвованы также предводителем дворянства. После водоосвящения и моления о начатии учения, о. архимандрит произнес речь и потом провозглашено многолетие Императорскому дому, Св. Синоду, владим. архипастырю Иустину и всем ревнителям народного просвещения. Архим. Гавриил открыл учение объяснением русской азбуки и сравнением русских букв с славянскими, латинскими и французскими, изображая их на доске, при чем маленькая девочка, поставленная родительницею на стул, могла уже отличать и произносить разные буквы, до половины азбуки. Иеромонах Модест начертал нотные знаки, многие ученики все разобрали и списали; списки оказались довольно правильными. Потом архим. Гавриил объяснил — что такое арифметика, и правила сложения. Учеников 22 апреля оказалось 60. Предводитель дворянства охотно вызвался быть преподавателем в воскресной школе». (Влад. Губ. Вед. 1862 г., № 19).
Так начал свою полезную деятельность в г. Юрьеве архим. Гавриил, когда-то имевший в аудиториях других слушателей. Не мог, конечно, остановиться он на занятиях в воскресной школе; в Юрьеве было и тогда уездное училище, и вот в начале 1861 г. архим. Гавриил обратился к директору народных училищ с прошением об определении его учителем истории и географии в уездное училище. Прошение архимандрита было направлено для выяснения — нет ли препятствий к определению Гавриила учителем. Непосредственное начальство потребовало от архимандрита сведений — какие побудительные причины заставили его обратиться с прошением к г. директору училищ, тогда как открыто при монастыре безмездное училище. Архим. Гавриил чрез неделю ответил, но в такой странной форме, что становится совершенно непонятным — как мог он решиться на это. Вот его ответ:
«Во исполнение... честь имею представить, что следующия побудительные причины заставили меня обратиться с прошением к Г. Директору училищ об определении меня учителем Истории и Географии.
1. Богатство, величие, занимательность Исторических и Географических занятий. Из многих известных мне по сему предмету разговоров представлю два:
Историограф 1-й: Конечно существовало 5 Адамов.
2-й почему? 5 народов: Белый, черный, меднаго цвета, краснаго, черно-бурого.
3-й. А разве в 4 роде цвета не меняются? 1-й. Да и разность языков тоже доказывает.
4-й. Дайте мне келью да не кричите: в месяц я представлю Вам новую граматику да лексикон с большею чистотою я правильностью нежели каково строение всех ваших языков.
5-й. Не то все Вы поете. Все люди и черные и белые или умны или глупы значит 2 только Адама.
6-й. О чем вы тут кричите? Да и смеетесь? Забыли о деле?
5-й. Вот этот 1-й говорит, что было 5 Адамов, а я говорю что 2 умный и неумный.
6-й. Если Вы все не одурели, то ослепли. Посмотрите, как от одного отца родятся дети и умные и глупые. Как приятно сказать детям: один Адам! А доказать? Это сеяние Божественнаго семени в безсмертную юную душу.
Географ 1-й: Следил, следил за морями да китами. Не могу найти толку, как кит глотающий только мошек и только ими питающийся проглотил человека? 2-й. Где тебе? Не видал моря, не знаешь и горя. Глотаем ежеминутно мириады существ, а сидя покойно в креслах думаешь, что в море следишь за китами, земная черепаха! Китами зовут и весь класс тестунов и весь класс Акул и все классы морских чудовищ незнакомых ихтиофагам. 3-й. Анальфавита! Слушайте! Корень: кими лежу; китос лежачка; комос намордник. Кит с намордником может глотать мошек. Кит без намордника проглотит человека, а особенно по манию Божественному. Всем Вам следователям за морями да китами комос!
2. Богатство времени. В одно и то же время по назначению я читал Канонику, вместо профессоров 1-го Логику, 2-го Метафизику и нравственную философию, 3-го церковную Историю, законно-учительствовал в гимназии, был экзаменатором домашних учителей и учительниц, присутствовал в консистории и комитетах. Теперь Господь даровал мне еще более таковаго Богатства.
3. Богатство нищеты Настоятельской. Нет очков. Для выбора должно ехать самому. Сиди черепаха земная! Хорошо бы поговорить с окулистами, дентистами. Молчи рыба безгласная! Вот месяц постранствует в школу. Будут и очки! Вот другой поговорим о разных землях, народах, замечательных происшествиях в Юрьеве. Увидим и Москву.
4. Богатство следствий. Приятно видеть тех с коими мы беседовали здесь. Еще приятнее видеть их за гробом. Займемся несколько в одном училище; в другом раздарим побольше книжек.
О чем Благопочтительнейше репортуя, смиренно Отцев прошу благословить меня на предлежащее училищное дело», 17 июля 1864 года.
Хотя из наведенной справки и видно было, что «архим. Гавриил кончил академический курс с званием магистра и проходил различные по учебной части должности с отличною похвалою, и по вниманию к его высокой учености не могло бы быть препятствий к определению его учителем», но так как «ответ его, наполненный не относящимися к делу объяснениями и неуместными выражениями, в присутственном месте недозволенными, показывает, что оный архимандрит не может быть благонадежным преподавателем каких-бы то ни было предметов, особенно имея от роду 68 лет, то местное начальство уведомило директора, что «согласиться на определение архим. Гавриила учителем находит неудобным». Вместе с тем предписано было архимандриту, чтобы он «впредь в официальных донесениях присутственному месту не дозволял себе вольных объяснений и выражался приличнее». На предписание по последнему пункту Гавриил счел нужным покорнейше ответить, что «в официальных донесениях присутственным местам он никогда не дозволял себе вольных объяснений, выражался всегда прилично. Я, говорит он, осмелился токмо с доверенностью Отцам представить возражения человеческих учений против истины, которые опровергать (так как и преподавать напр. русский язык) особенно священник способен...»
Столь своеобразный ответ архимандрита вызвал и другой вопрос — на счет произносимых им проповедей. Представлялось необходимым выяснить — подвергаются ли его проповеди цензуре и как приемлются гражданами. Надо полагать, этот щекотливый вопрос сначала предоставлено было разрешить самому архимандриту. Он, со свойственною ему оригинальностью, и здесь ответил не обычным путем: «По цензуре Архимандритов Аввакума, Климента, Фотия, Макария, Сергия, протоиереев Делицина, Голубинского и прочих я изучаю проповеди, удостоверясь в правильном изучении произношу и таковые поучения приемлются горожанами со вниманием». Потом о том же спрошен был соборный протоиерей, который «касательно этого предмета, довольно серьезнаго содержания» счел более удобным объясниться устно.
Итак, и в Юрьеве архим. Гавриил не мог осуществить даже самых скромных своих желаний; но едва ли это могло его сильно огорчить, — он привык быть вечным странником, к неудачам он давно присмотрелся, да и года уже были далеко не молодые. В Юрьеве архим. Гавриил в 1862 г. утвержден был директором Юрьевского тюремного отделения, а 30 сентября того же года избран и действительным членом Юрьевского Общества Сельского Хозяйства.
См.Юрьевский Михайло-Архангельский мужской монастырь.

В 1867 г. архим. Гавриил переведен был в Муром, в Спасский монастырь. И там, в Муроме, этот неугомонный старик принял горячее участие в улучшении содержания духовно-учебных заведений, — за что от епархиального начальства выражена была полная благодарность. Но дни его уже были сочтены.... 6 мая 1868 г., чувствуя приближение смерти, архим. Гавриил, находясь в совершенной памяти, объяснил казначею монастыря, что он «в награду за молочное производство при жизни своей выдает и выдал Юрьевского уезда дворовой женщине Евфросинии Даниловой Куликовой: пуховую перину, две головных пуховых подушки, драповый подрясник и рясу на коленкоровой синей подкладке, сверх же того — две старых рясы одну шелковую на таковой же отливнаго цвета подкладке, а другую на лисьем кароганских лисиц меху покрытую сукном, и на счет этой выдачи, для избежания споров, составил домашнее завещание». Помимо этого - другого завещания не оказалось. Архим. Гавриил скончался 10 мая 1868 г. в 8 часов по полудни, а погребен 12-го числа.

Так закончил жизнь свою архим. Гавриил, исколесивший все почти Российское государство, когда-то очень известный автор сочинений по философии, любимый профессор и начальник во многих учебных, заведениях, принесший много пользы и в других областях общественной жизни. Изменчивые обстоятельства его много-мятежной жизни, несомненно, довольно поучительны и доказывают — насколько натура человеческая вынослива и способна приспособляться к превратностям, судьбы.
Считаю не лишним сказать несколько слов об имуществе, оставшемся после архим. Гавриила. Среди «письменностей» найдены только черновые сочинения его по разным отраслям наук, несколько писем, полученные предписания и т. п. и черновые отпуски дел. Все бумаги найдены смешанными и в разных местах келлий. В библиотеке оказалось:. 1) еврейская библия малого формата, 2) разных греческих книг 8, латинских 21, немецких 13, французских 97, словарь Рейфа на 4-х диалектах (2 тома), самоучитель английского языка, словарь русско-польский (2 тома), польский молитвенник, грамматика монгольского языка, грамматика монгольско-калмыцкого языка, 4 части славянской, библии малого формата, разных книг 48. Из вещей: св. икона Германа, без ризы, орден св. Анны 2-й степ., магистерский крест, архимандричий крест серебряный с такой же цепочкой, наперсный бронзовый крест, четки перламутровые с гранатами, 2 камилавки (1 с черн. крепом), вериги, состоящие из двух железных кольчатых цепей, с железными на них двумя крестами, весом 12 ф.; другие вериги складные из железных пластинок на шолнерах, весом 14 ф., 2 рясы (1 шелковая, 1 шерстяная), 1 подрясник на вате шелковый, шапка меховая, шляпа пуховая, полушубок овчинный дубленый, двои сапоги и одни калоши, две холщовые рубахи, холщовая простыня,. 2 холщовые полотенца, 2 платка бумажные, 2 трости, деревянный посох, футляр для митры жестяной и такая же кружка. Из денег осталось: билет Скопинского банка в 350 р., билет Московского Купеческого банка в 125 р., заемное письмо 1850 г. в 150 р., серия в 50 р. и на похороны 2 серии.
При описи имущества упомянутая выше женщина письменно заявила, что находясь часто при. архим. Гаврииле перед смертью его, она не раз слышала от него наказ: скажи, что оставшиеся после меня книги я отдаю в семинарию.
Все имущество досталось, как наследнице, сестре его, вдове протоиерея г. Рязани, Марье Николаевне Поспеловой, вместо которой по доверенности все сполна получил сын ее, отставной штабс-капитан Ив. Петр. Поспелов.

Список сочинений архим. Гавриила

— Слово на день прав. Захарии и Елисаветы и на тезоименитство императрицы Елисаветы Алексеевны. Сочинения студентов Московской духовной Академии второго академического курса. М., тип. Селивановского, 1820.
— Рассуждение на слова Апостола Павла: «мы же вси откровенным лицем славу Господню взирающе, в той же образ преобразуемся от славы в славу, якоже от Господня Духа» (.2 Кор. 3. 18). Соч. студ. Моек. дух. Акад. втор акад. курса. М. 1820.
— Историческое описание памятника, сооруженного в воспоминание убиенных при взятии Казани воинов на Зилантовой горе. Казань, Университетская типография, 1831.
— Слово на день взятия Казани царем Иоанном Васильевичем Грозным и на освящение храма, сооруженного в памятнике над могилою православных воинов, за веру и отечество при взятии Казани живот свой положивших, говоренное 2 октября 1832 года. Казань, Университетская типография, 1833. 12°. 21 стр.
— Историческое описание Казанского Успенского второклассного Зилантова монастыря. Ученые Записки Импер. Казанск. Университета. 1833, IV, стр. 108 — 160.
— История философии. Учен. Зап. И. Казан. Унив. 1837.
Уроженцы и деятели Владимирской губернии
Категория: Юрьев | Добавил: Николай (25.12.2016)
Просмотров: 1083 | Теги: Юрьев-Польский, Муром | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar

ПОИСК по сайту






Владимирский Край


>

Славянский ВЕДИЗМ

РОЗА МИРА

Вход на сайт

Обратная связь
Имя отправителя *:
E-mail отправителя *:
Web-site:
Тема письма:
Текст сообщения *:
Код безопасности *:



Copyright MyCorp © 2021
Бесплатный конструктор сайтов - uCoz

ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru