Главная
Регистрация
Вход
Пятница
22.11.2024
04:17
Приветствую Вас Гость | RSS


ЛЮБОВЬ БЕЗУСЛОВНАЯ

ПРАВОСЛАВИЕ

Меню

Категории раздела
Святые [142]
Русь [12]
Метаистория [7]
Владимир [1621]
Суздаль [473]
Русколания [10]
Киев [15]
Пирамиды [3]
Ведизм [33]
Муром [495]
Музеи Владимирской области [64]
Монастыри [7]
Судогда [15]
Собинка [145]
Юрьев [249]
Судогодский район [118]
Москва [42]
Петушки [170]
Гусь [199]
Вязники [352]
Камешково [256]
Ковров [432]
Гороховец [131]
Александров [300]
Переславль [117]
Кольчугино [98]
История [39]
Киржач [94]
Шуя [111]
Религия [6]
Иваново [66]
Селиваново [46]
Гаврилов Пасад [10]
Меленки [125]
Писатели и поэты [193]
Промышленность [184]
Учебные заведения [176]
Владимирская губерния [47]
Революция 1917 [50]
Новгород [4]
Лимурия [1]
Сельское хозяйство [79]
Медицина [66]
Муромские поэты [6]
художники [73]
Лесное хозяйство [17]
Владимирская энциклопедия [2406]
архитекторы [30]
краеведение [74]
Отечественная война [277]
архив [8]
обряды [21]
История Земли [14]
Тюрьма [26]
Жертвы политических репрессий [38]
Воины-интернационалисты [14]
спорт [38]
Оргтруд [176]
Боголюбово [22]

Статистика

 Каталог статей 
Главная » Статьи » История » Юрьев

Юрьев-Польский историко-архитектурный и художественный музей

Юрьев-Польский историко-архитектурный и художественный музей

На территории Михайло-Архангельского монастыря расположен Юрьев-Польский историко-архитектурный и художественный музей, который работает с 9.00 до 17.00, в понедельник - до 15.00, выходной - вторник, последняя пятница месяца - санитарный день.

В документе от 6 января 1920 года говорится, что коллегия по делам музея, охраны искусства и памятников старины слушала доклад А.И. Романова о его поездке во Владимир по делам музея. В результате было вынесено постановление: «... просить исполком в срочном порядке предоставить помещение под музей..., с целью проведения в жизнь постановления губернского съезда от 6-10 июля 1919 г.». Открытие музея было приурочено ко дню празднования Октябрьской революции - 7 ноября 1920 года.
Первым заведующим Юрьев-Польского художественно-исторического и бытового музея становится 37-летний учитель ИЗО Афанасий Иванович Романов, окончивший Строгановское училище и работавший в 1-й советской школе второй ступени. В помещении столовой и смежной с ней комнате этой школы было решено поместить музей. Через год всё музейное имущество было перевезено в здание бывших номеров купцов Хлебниковых.
Музейная коллекция значительно выросла и не помещалась в маленьких купеческих комнатах. И в 1922-1923 гг. при содействии П.Д. Барановского 1325 музейных экспонатов уже обживали бывший мужской Михайло-Архангельский монастырь. Идею по созданию музея на базе монастыря Барановский выдвинул с целью сохранения этого высокохудожественного архитектурного комплекса XVI- XIX веков, расположенного в самом центре города. В это время фонды музея частично пополнились за счёт монастырского имущества.
Большая часть экспонатов поступила из быв. Помещичьих усадеб уезда (кн. Голицина, Салтыкова и др.) и частных собраний фабрикантов г. Юрьева (Н. Ганшина, Д. Овсянникова и И. Беднякова). Остальная часть собрана по церквям и путем пожертвований. На основе собранного материала открывались экспозиции. «...готовится к открытию культурно-исторический отдел, в нём собраны предметы финской и славянской культуры X-XI вв., добытые случайными раскопками на территории Юрьевского уезда, коллекция древнерусского оружия XI-XII вв., коллекция монет XV-XVIII вв., предметы религиозного культа XVII- XIX вв., разного рода атласы, карты. Всего в первом отделе насчитывалось 574 предмета. Художественный отдел содержит картины, этюды, гравюры в количестве 372 предметов. Третий отдел бытовой, наиболее богат и разнообразен экспонатами. В нём собраны хрусталь, фарфор XVIII- XIX вв., ларцы, шкатулки, головные уборы и кружева, кошельки и бумажники, статуэтки и вазы. Всего 673 предмета. Четвёртый отдел естественнонаучный, только зарождающийся, в нём собраны остатки костей вымерших животных, найденных в пределах уезда, предметы морской флоры и фауны, вывезенные из Крыма и пожертвованные музею».
В 1923 г. начался снос теплого собора, пристроенного ранее к древнему Георгиевскому собору. Работы проходили под наблюдением музея, ответственным руководителем работ состоял архитектор П.Д. Барановский. При разборке позднейших пристроек собора (быв. Троицкого придела и колокольни) извлечено 65 древних камней с разными фигурами и орнаментом.
В то время музей разделялся на следующие главные отделы: 1) культурно-исторический, 2) художественный, 3) бытовой и 4) естественный.
В культурно-историческом отделе собраны: предметы финской и славянской культуры X-XII вв. (63 штуки), добытые случайными раскопками на территории Юрьевского уезда, коллекция древне-русского оружия XVI-XVIII вв. (74 шт.), коллекции монет XV-XVIII вв. (362 шт.), предметы религиозного культа XVII-XIX вв. (190 шт.) и разного рода атласы и карты (68 шт.). Всего в первом отделе насчитывалось до 574 предметов.
Во втором отделе – художественном – выставлены: картины, этюды, портреты и гравюры. Среди картин наиболее ценными являлись: Сверчкова – «Лошадь в конюшне», И. Шишкин – «Этид», Ворошилова – «Тройка» и Маковского – «У монастыря». Обращали также внимание на себя несколько замечательных портретов, писанных неизвестными художниками конца XVIII в. и первой пол. XIX в. и несколько гравюр XVIII в. военного и религиозно-духовного содержания. Всего в отделе 372 предмета.
Третий отдел – бытовой наиболее богат количеством и разнообразием экспонатов. В нем собраны: хрусталь и фарфор XVIII-XIX вв. (369 шт.), старинные ларцы и шкатулки (20 шт.), головные уборы и кружева XVIII-XIX вв. (88 шт.), клшельки и бумажники (14 шт.), статуэтки и вазы (48 шт.), мебель (43 шт.), веера, игральные карты (12 шт.), люстры (20 шт.), часы (5 шт.) и изразцы (80 шт.). Всего в отделе имелось 679 предметов.
Четвертый отдел – естественно-научный. В нем собраны остатки костей вымерших животных, найденных в пределах уезда – всего 24 экземпляра и 54 предмета морской фауны и флоры, вывезенные из Крыма и пожертвованные в музей.
При музее имелась библиотека, насчитывающая 4813 томов, в том числе 1840 на русском и 2973 на иностранных языках.
Музей пропускал ежемесячно посетителей 200-300 человек.
Заведующим музеем состоял с момента основания А.И. Романов.

Первый краеведческий кружок в Юрьеве-Польском организован по инициативе местной интеллигенции 6 марта 1924 года. 6 июня 1924 года кружок реорганизован в Юрьев-Польское научное общество по изучению местного края.

8 сентября 1929 года Афанасий Иванович Романов передаёт по акту музейные предметы вновь назначенному директору И.И. Кадикову - бывшему научному сотруднику музея. Увольнение Афанасия Ивановича было связано с переездом его на постоянное жительство в Москву. В архиве сохранилась резолюция к докладу И.И. Кадикова, указывающая на недостатки в музейной работе. Для развития музейного дела требовались финансовые вложения, но новое государство ещё не сформировалось, а от старого режима остались лишь осколки в виде уцелевших ценностей. Трудно было первым музейщикам. Даже документы, приказы, служебные записки писали на оборотной стороне старинных фамильных архивов XIX века.
С 1 по 6 декабря 1930 года в Москве был собран первый музейный съезд. Он потребовал решительного поворота музеев к насущным проблемам дня, коренной перестройки музейной методологии на марксистско-ленинской основе. В сохранившихся планах последующих лет во главу ставилась задача по антирелигиозной пропаганде. Это видно из подлинных документов. Директор школы 2-й ступени обращается с просьбой выдать из музейной коллекции одежды священника и двух монахов для проведения антирелигиозного вечера, которые он обязуется вернуть по завершении мероприятия. В этот период музейные фонды лишились колоссального количества памятников церковного искусства, которые нещадно уничтожались или использовались не по назначению.
В 1931 году Михаил Иванович Орлов стал директором Юрьев-Польского музея. Вновь назначенный директор становится активным собирателем археологических, геологических коллекций 1920-1930 годы - это время, когда на территории Юрьев-Польского района активно действовало научное общество по изучению местного края, впоследствии ставшее районным бюро краеведения, возглавил его Михаил Иванович Орлов. Почти все исследования по краеведению проводились с его участием. Тематика их была очень разнообразна. Проводилось изучение геологического материала, результаты фиксировались в полевых дневниках. Отражала это и местная пресса. Образцы найденных материалов передавались в экспозицию для показа местному населению.
В музее сохранился документ, в котором Михаил Иванович описал, в каких тяжелейших условиях приходилось ему работать. Коротко мы процитируем его горестную исповедь: «...бюджет музея состоит лишь из средств от сдачи в аренду помещений монастыря, доход музея не превышает 200 руб. в месяц, этих средств хватает только на зарплату сторожу и хозрасходы. На научно-краеведческую работу, на наём и оплату научных сотрудников средств нет. Райисполком отказался оплачивать работу единственного работника (имеет в виду себя), и заведующий музеем не получал зарплату с марта месяца...».


Фотопортрет. Запечатлен Орлов М.Н.

М.И. Орлов проводил экскурсии, очищал от навоза и мусора площадь перед музеем, заготавливал дрова на зиму. Музей на грани закрытия. Только благодаря неимоверным усилиям Михаила Ивановича он был сохранён. Являясь членом многих обществ, возникавших тогда в районе, М.И. Орлов активно пропагандировал культуру, искусство, был красноречивым и грамотным лектором. Спорил, случалось, ругался с властями, защищая музей и его коллекции. Может, поэтому в 1936 году его репрессировали. Дальнейшие его следы звтерялись.
В годы Великой отечественной войны 1941-1945 гг. экспозиции были свёрнуты, но ненадолго. В конце 1942 года музей вновь открывается, восстанавливаются некоторые экспозиции. Следующий год из-за недостатка топлива музей работал только 5 месяцев. За это время здесь побывало 4800 человек учащихся, взрослых и военнослужащих.
С 1936 года и весь военный период музей возглавлял Фёдор Николаевич Полуянов.
Ничего нового в работе музея в этот период не произошло, но была выполнена самая глобальная задача - сохранен музейный фонд. Несмотря на страшные военные события, музейные предметы были защищены от хищения и полного разрушения.
С 1953 года наступает оживление в музейной деятельности. Государство уделяет больше внимания музеям, появляется термин «туристические группы», маршруты. В музее расширяется штат, кроме директора работают два научных сотрудника - Валентина Ивановна Долотова и Елизавета Георгиевна Ананьина. В это время показывался туристам Георгиевский собор, была начата работа по формированию коллекции белого камня. Георгий Карлович Вагнер, работавший здесь в 60-х годах XX века, в своей книге «Мастера древнерусской скульптуры» пишет, что именно трудами Ф.Н. Полуянова и П.Д. Барановского была собрана коллекция резных камней и устроен лапидарий внутри Георгиевского собора. Отчёты Ф.Н. Полуянова полны энтузиазма, твёрдой уверенности в завтрашнем дне Приведём небольшую цитату из годового отчёта за 1954 г. «...Учитывая, что новый день в нашей жизни даёт новые успехи и достижения не только по всей стране, но в своём районе, работники музея, собирая новый материал, составили тематикоэкспозиционные планы «Дореволюционное прошлое нашего края", «Русская культура XIX века», «Участие края в Крымской войне».
28 марта 1966 года Указом Президиума Верховного Совета РСФСР за заслуги в области культурно-просветительской работы Полуянову Федору Николаевичу было присвоено почётное звание заслуженного работника культуры РСФСР.
В 1968 году Фёдора Николаевича сменила Зинаида Ильинична Калабина, работавшая научным сотрудником. В это время в городе создаётся реставрационный участок. Музей получает помощь от местных предприятий - фабрики «Авангард», завода «Промсвязь». Активно проводилась реставрация коллекции живописи, икон. Открывается городское бюро путешествий и экскурсий. что способствовало привлечению в город туристов из Прибалтики, Ленинграда. Киева, Бреста, Ташкента, Курган-Тюбе и т. д. Нередко музей посещали ежедневно по 10-15 групп.
К концу 60-х годов в музейных отчётах появляется новый раздел «Помощь областного музея». Поэтому создание объединённого государственного Владимиро-Суздальского музея-заповедника было не случайным и не спонтанным решением.
29 мая 1974 года исполком Владимирского областного Совета депутатов трудящихся принял решение о создании крупного музейного объединения, состоящего из филиалов, которыми стали музеи районных городов Владимирской области. В него вошёл и Юрьев-Польский краеведческий музей. Этот период стал периодом возрождения для музея. Тогда за каждой экспозицией были закреплены ответственные научные сотрудники из головного музея и профессиональные художники из Москвы или Ярославля. Две экспозиции, созданные в то время, существуют до сегодняшнего дня.
В 1989 году исполнительный комитет Владимирского областного Совета народных депутатов вынес решение о преобразовании Владимиро-Суздальского историко-архитектурного и художественного музея-заповедника во Владимирское объединение музеев, включив в его состав Владимиро-Суздальский музей-заповедник с филиалом - музеем хрусталя, а в качестве самостоятельных музеев - бывшие филиалы объединённого музея, в том числе Юрьев-Польский.
С 29 апреля 1990 г. Юрьев-Польский музей стал историко-архитектурным и художественным музеем.

ЭКСПОЗИЦИИ

- Выставка «Золотой теленок» – история местной ткацкой фабрики и традиции художественной вышивки.
- Выставка «Крестьянство и земледелие Владимирского Ополья».
- Выставка «Художественная резьба по дереву» (располагалась в здании собора Михаила Архангела до его передачи Церкви) – деревянные скульптуры XV–XIX вв.
- Георгиевский собор – интерьер собора: камни, не использованные при реконструкции здания, могилы князей и росписи XVII вв.
- Смотровая площадка и выставка «Монашеская келья» (в здании звонницы). Выставка представляет собой несколько узких залов с малоинтересными экспонатами, а со смотровой площадки открывается неплохой вид на город и окрестные поля.
- Художественная галерея (в здании церкви Иоанна Богослова) – российское искусство XVI–XIX вв.
- Экспозиция, посвящённая жизни П.И. Багратиона – музей знаменитого полководца Отечественной войны 1812 г.

Смотровая площадка и выставка «Монашеская келья» в здании колокольни

Выставка представляет собой несколько узких залов с малоинтересными экспонатами, а со смотровой площадки открывается неплохой вид на город и окрестные поля.







Владимирцы в войне 1812 года. П.И. Багратион - национальный герой России


Знамя Астраханского полка. 1812 г.

Народное оружие


Пушка сигнальная. Начало XIX века


Ружья. Егерский штуцер. Начало XIX века.

Великий русский полководец Петр Иванович Багратион после ранения под Бородино был перевезён в имение своей родственницы княгини Голицыной под Юрьев-Польский...


Карета из имения князей Голицыных в Симе




Мебель, предметы быта XVIII – нач. XIX вв. из дома Голицыных в селе Сима, где лечился раненый П.И. Багратион


Мебель, предметы быта XVIII - нач. XIX вв. из дома Голицыных в селе Сима, где лечился раненый П.И. Багратион

В художественной части музея собраны: картины, предметы культа, посуда, фарфор из домов местных граждан, до революции имевших картины и фарфор.

Музеи Владимирской области.

Дом-Усадьба Голицыных в селе Сима.

ИСТОРИЯ Владимирской области.


Категория: Юрьев | Добавил: Николай (19.07.2016)
Просмотров: 3245 | Теги: юрьев, Музеи | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar

ПОИСК по сайту




Владимирский Край


>

Славянский ВЕДИЗМ

РОЗА МИРА

Вход на сайт

Обратная связь
Имя отправителя *:
E-mail отправителя *:
Web-site:
Тема письма:
Текст сообщения *:
Код безопасности *:



Copyright MyCorp © 2024


ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru