Харламов Николай Николаевич (1863, село Веретево Ковровского уезда Владимирской губернии — 1935) — художник.
Харламов Н.Н. родился в 1863 г. в погосте Веретево Ковровского уезда Владимирской губернии в семье священника Николая Александровича Харламова. Окончил Владимирское духовное училище. В 1882 году уволен по прошению из Владимирской духовной семинарии. В 1883 году Н. Н. Харламов был принят в Петербургскую Академию художеств, где обучался на двух отделениях - портретном и историко-жанровом. За программу «Ангел выводит апостола Петра из темницы» получил малую золотую медаль.
Н.Н. Харламов. Портрет В.Я. Менци. 1887 г.
В некрологе, напечатанном во «Владимирских епархиальных ведомостях» отмечалось: «...Одной из почетнейших и редких наград» Суздальскому врачу Менци Владимиру Яковлевичу было решение об установке в Суздальском духовном училище его портрета. «Священный Синод, согласно особому ходатайству училищного правления и очередного съезда духовенства 1885 г., указом своим от 15-го апреля того же месяца за № 1355 позволил поставить его в одном из классных помещений училища». Разрешение было получено, и в 1887 г. портрет был готов. На портрете Владимир Яковлевич изображен в парадном мундире статского советника с золотым шитьем по вороту. Шитьем в это время были украшены форменные мундиры представителей нескольких ведомств Министерства внутренних дел, в том числе и медицинского. На груди на орденских лентах все его награды: орден Св. Станислава III степени, над ним - орден Св. Анны III степени, вверху на шее - орден Св. Владимира III степени. На груди слева - орден Св. Владимира IV степени, а под ним - Знак Красного Креста за русско-турецкую войну 1877-1878 гг. По указу от 13 марта 1879 г. этот знак выдавался как наградной лицам «обоего пола, кои во время войны против турок принимали участие в деятельности Общества попечения о раненых и больных воинах... как личным служением, или материальным содействием».
В нижнем правом углу холста - авторская подпись и датировка: «Николай Харламов. 87 г.».
Сопоставление даты рождения художника и даты написания портрета Менци заставляло предположить, что это была очень ранняя, еще студенческая работа, когда Харламову было всего 24 года.
В 1891 году художник отбывал воинскую повинность в городе Владимире, но не прекращал заниматься живописью.
Хранитель Владимирского церковно-исторического и археологического музея В.Т. Георгиевский в 1891 г. писал В.М. Васнецову о том, что «...в ноябре приехал сюда (во Владимир) отбывать воинскую повинность один художник - мой старый знакомый Н.Н. Харламов, писавший на конкурс в Академии художеств картину, но столь огорчивший своим своеволием, упрямством Академическое начальство, отчего оно не только не послало его за границу, но отдало в солдаты... Вам, вероятно, - пишет далее В.Т. Георгиевский, - известна история этих юношей, провалившихся или, вернее, проваливших себя на конкурсе осенью прошлого года. Харламов очень симпатичный юноша и, кажется, весьма талантливый. Он частенько по старой памяти бывает у меня, и мы ведем бесконечные разговоры об искусстве вообще и, в частности, об искусстве религиозном. Он (Харламов) слышал от И.Е. Репина самые восторженные отзывы о Ваших работах в соборе (Владимирский собор в Киеве) и с нетерпением желает взглянуть хотя бы на снимки с Ваших картин в соборе». В дальнейшем судьба художника Харламова позволит не только познакомиться, но и вместе работать с В.М. Васнецовым.
В 1892 г. он окончил Академию и получил звание художника II степени.
Биография художника непростая, наполненная разными начинаниями, плодотворно отразившимися в развитии культуры края. В 1892 г. Харламов получает назначение на должность руководителя Холуйской школы иконописания. С 1892 года Н. Н. Харламов — директор Холуйской школы иконописания. Уже в 1896 г. успехи школы были отмечены на Нижегородской выставке. Созданный ими образ Христа был настолько удачен, что Харламовым заинтересовалась комиссия, ведающая внутренним убранством храма Воскресения Христова в Петербурге.
Дореволюционные исследователи неоднократно отмечали заслуги Харламова в деле развития иконописания. Н.П. Кондаков оценил прекрасный иконостас храма в Холуе его письма, а также интересную особенность обучения в школе. После окончания курса ученики Харламова собирались в артель и вместе с учителем выполняли росписи в храмах. Так был выполнен иконостас (38 икон) Тихвинской церкви в родном селе, стенные росписи в теплом Никольском храме в селе Тейково, оформлен ряд соборов в Петербурге, Варшаве и др. городах Европы. В 1899 г. был освящен кафедральный посольский собор Святителя Николая в Вене. На строительство храма император Александр III лично пожертвовал 200 тысяч рублей. Роспись иконостаса верхнего Никольского храма в соборе была поручена Н.А. Бруни и Н.Н. Харламову. Из 17 икон иконостаса десять из праздничного ряда посольской церкви написал Харламов. Впоследствии его ученики выполняли в Холуе копии икон с оригиналов этого иконостаса. Более трех лет он работал над созданием картонов (42 сюжета в общей сложности) для мозаик храма Воскресения Христова (Спаса на Крови) в Санкт-Петербурге.
Мозаики храма Воскресения в Санкт-Петербурге с картонов Н.Н. Харламова. 1896 г.
Иконописную школу Харламов возглавлял до 1899 г., затем он оставил преподавание и под руководством В.М. Васнецова работал над мозаиками (ныне не сохранившегося) храма Св. Александра Невского в Варшаве.
В 1910 г. Н.Н. Харламову за полотно «Тайная вечеря» в варшавском соборе было присвоено звание академика живописи «как достигшего известности художественными произведениями». Комитет попечительства о русской иконописи в 1902 г. после выступления В.Т. Георгиевского предлагал его кандидатуру в качестве заведующего артелями всей Владимирской губернии, тем самым выделяя его особые заслуги на данном поприще.
Фото Н.Н. Харламова на фоне своей картины «художники Палеха» . 1930-е гг.
После революции он возглавил подотдел искусств Вязниковского уездного отдела народного образования.
В июне 1919 г. была организована коллегия по делам музеев и охране памятников искусства и старины в составе художника Н. Харламова, учителя истории мужской гимназии Н. Заколпского, зав. школьным подотделом В. Зееста и др. Коллегия взяла на учет коллекцию картин вязниковского купца и фабриканта Сенькова С.И., художественные изделия из фарфора, хрусталя, бронзы купцов и фабрикантов Демидовых и Сеньковых, старопечатные и рукописные книги, старинные иконы из старообрядческих молелен фабрикантов Демидовых и землевладельца Лаптева и др. Кроме того, в состав коллекций будущего музея вошли изделия художественно-промышленного производства, комплекты мебели разных стилей. Таким образом, будущий Вязниковский музей формировался как художественно-исторический.
Вместе с художником Ф.А. Модоровым принимал участие в изъятии предметов искусства и старины из национализированных особняков фабрикантов.
Его организаторские способности вновь проявились, когда он возглавил Вязниковский музей (1920— 1923). Потом музеем заведовал К. Большаков.
Последнее десятилетие жизни Харламова связано только с творческой работой. Он поселился в селе Тименка, недалеко от Палеха, в построенном по своему проекту доме, напоминавшем стилизованный терем. Именно в это время он возвращается к портретному искусству, создает целую галерею образов - это и видные революционеры края, и крестьяне.
Умер в 1935 году. Там же, в Тименке, он был похоронен на церковном кладбище.
К сожалению, сохранилась только малая часть его произведений. Это было связано отчасти с тем, что сразу после смерти художника в 1935 г. его вторая жена Мария Дмитриевна, дочь польского генерала, состоявшего на русской службе, была репрессирована.
В 2008 году в Холуе прошла юбилейная выставка Н.Н. Харламова, которая была приурочена к 145-летию со дня рождения художника. На выставке находились произведения из собраний Государственного музея Палехского искусства, Ивановского художественного музея, в том числе парные портреты крестьян Машуровых 1923 г., «Портрет старушки» 1926 г., «Автопортрет» 1933 г.