Главная
Регистрация
Вход
Вторник
24.10.2017
12:38
Приветствую Вас Гость | RSS


ЛЮБОВЬ БЕЗУСЛОВНАЯ

ПРАВОСЛАВИЕ

Славянский ВЕДИЗМ

Оцените мой сайт
Оцените мой сайт
Всего ответов: 371

Категории раздела
Святые [132]
Русь [12]
Метаистория [7]
Владимир [691]
Суздаль [236]
Русколания [10]
Киев [15]
Пирамиды [3]
Ведизм [33]
Муром [176]
Музеи Владимирской области [56]
Монастыри [4]
Судогда [4]
Собинка [46]
Юрьев [98]
Судогда [30]
Москва [41]
Покров [51]
Гусь [46]
Вязники [115]
Камешково [46]
Ковров [131]
Гороховец [29]
Александров [132]
Переславль [80]
Кольчугино [21]
История [14]
Киржач [35]
Шуя [63]
Религия [2]
Иваново [26]
Селиваново [5]
Гаврилов Пасад [4]
Меленки [14]
Писатели и поэты [7]
Промышленность [0]
Учебные заведения [0]
Владимирская губерния [1]

Статистика

Онлайн всего: 19
Гостей: 19
Пользователей: 0

 Каталог статей 
Главная » Статьи » История » Ковров

Погост Веретьево Камешковского района

Погост Веретьево

Погост Веретьево, Вахромеевский сельсовет, Камешковский район, решением № 1086 от 22.09.1965 признан, как фактически не существующий.
«Погост Веретево при колодцах и речках Печуге и Возотьме находится в 27 верстах от Коврова (Ковровский уезд) и в 50 верстах от Владимира».
Веретевский погост, окруженный с трех сторон болотистой местностью, а с четвертой - речкой, сам по себе являлся небольшим поселением, где проживал лишь местный церковный причт.


Речка Возотьма. Фото Дмитрия SCH

Церковь в урочище стоит в отдалении от жилья в лесу, на погосте. Здание кирпичное, снаружи побелено по кирпичу, изнутри оштукатурено. Пятиглавая церковь с трехчастной компактной композицией, башенной колокольней. Церковь представляет собой памятник раннего классицизма, в котором еще сильны традиции барокко.

Селище Веретьевское, 14-17 вв. 3.1 км. к северу от северной оконечности с. Ряхово, левый берег безымянного ручья, левого притока р. Печуга (левый приток р. Нерль), территория б. погоста Веретьевский, урочище Веретьево. Протянулось вдоль берега ручья с севера на юг, размеры ок. 150х80 м., высота над заболоченной поймой 2.0-2.5 м. Территория памятника занята лесопосадками, в центральной его части располагаются церковь и кладбище. Керамика гончарная позднесредневековая, 15-16 вв.

По преданию, храм строился в безлюдном месте специально, чтобы освятить землю, где всегда творилась «чертовщина». Там находился так называемый медвежий угол. В реку впадали ручьи, образуя треугольник. Возвышенность служила местом для языческих игрищ на многочисленных капищах, а их, как правило, в этой местности посвящали Мокоши. Эту гипотезу подтверждает название реки Возих-Ма («Ма» — сокращенное имя богини Мокоша). На этих капищах устраивали оргии — для продолжения рода, для его увеличения. А также приносили жертвы. Особыми днями поклонения были 10 мая по нынешнему стилю, день летнего солнцестояния и еще день осеннего равноденствия. Да, именно поэтому в этом месте в знак преемственности одну языческую Мать заменили другой православной: Макошь — Богоматерью. Вместо капища построили храм.
Еще в XVI веке он являлся вотчиной Суздальского Покровского женского монастыря. Царь Всея Руси Иван IV (Грозный) в 1550 году пожаловал Суздальский Покровский монастырь Торхальной грамотой (несудимой) на владение вотчиной. ...«Волость Талшинскую в Володимирском уезде, а в ней погост на Верети, а к нему, тому погосту, деревень: Ряхово, Денисово, Лужки на речке Возожма, Заозерье, Волково, Чертовик, Филяндино, Ивишенево и Микшино на речке Ивишенка, Сереброво, Луженица и Ступино на речке Ступинка, Парфеново, Тынцово, Скалозубово на речке Секше, Яковлево на реке Тальше, Объедово на реке Уводь, погост Ст. Никола на реке Тальше, река Уводь, а по оба берега той реки пошли озера: Овсяниково, Церковное, Шуремба, Старица, Соляное, что из него соль варят, а против того озера Слободка и живут в ней солевары... и мы, Великий государь и царь, Покрова девичьего монастыря игуменью Ульяну с сестрички пожаловали...»
31 августа 1606 царь Василий IV Иванович Шуйский подтвердил права этой обители на погост с прилегающими к нему деревнями.
30 марта 1625 г., новый царь Михаил Федорович Романов вновь дал жалованную грамоту Покровскому монастырю на «волость Талецкую, а в ней погост церковь Николы Чудотворца да тепла церковь Ильи Пророка» с двенадцатью деревнями.
В то время Веретевский находился на оживленной дороге из Шуи и Холуя на Суздаль и был центром не только обширной волости, но и большого прихода.
В 1764 г. веретевская вотчина перешла в ведение Государственной Коллегии Экономии, а в 1778 г. погост вошел в состав новообразованного Ковровского уезда.
«Когда соблазнилась Паисия, с точностью не известно, но можно думать, что вскоре после появления Еленского в Суздале. По крайней мере, в 1812 году доложено было во Владимирской духовной Консистории настоятельницей Покровского монастыря Измарагдой, что в келье монахини Паисии по ночам в разное время бывают собрания живущих в монастыре девиц, слышно какое-то пение и стук; к ней нередко приходят мужчины разного звания под видом родственников. Участницами в этих собраниях были: монахиня Назарета, девицы Матрена и Ирина Биркины, Устинья Михайлова из села Загорья, Настасья Андреева, дочь дьячка села Веретева Ковровского уезда, Ирина Никитина из села Романова, Аграфена Андреева из дер. Ряхова Ковровского уезда, Марья Андреева, дочь диакона из села Коровников, Екатерина Васильева из села Гавриловского, Настасья Антонова из села Сельца, Наталья и Марья Михайловы из села Небылого, Варвара, Авдотья и Агафья из села Закомелья» (см. Скопчество во Владимирской епархии).

Торжки в погосте Веретьеве — в 1 Воскресенье после 20 июля.

В погосте Веретеве, Ковровского уезда, родился Харламов Иван Николаевич (1854 - 1887) - литературный деятель.

Церковь Николая Чудотворца

В окладных книгах патриаршего казенного приказа 1628 г. значится: «церковь Николы Чудотворца в Талшевской волости в Веретеи на погосте в вотчине Покровского девича монастыря, что в Суздале».

«153 — 155 (1645-1647) гг. в вотчине Покров. девича мон — ря, что в Суздале, погост Никольской на Веретее и на речках на Печуге и на Возетме, а на погосте ц — вь Николы чюд. древяна вверх, да трапеза в. муч. Парасковеи нарицаемые Пятницы древяна ж клетцки ветха, а в ц-вах образы и свечи и книги и ризы и колокола и всякое церков. строение приходных людей, а на церк. земле во дв. пп. Кузма Васильев, да у него ж дети церк. дьячки Митрофанко да Васька да Ивашко, во дв. пн. Лукашко Вахромеев да дети его Ромашко да Мишко, в келье просв. Анница Григорьева дочь, пашни паханые церков. середние земли 9 чети с третником, да лесом поросло 5 чети без третника в поле, а в — ж, сена промежь поль и по рчк. по Возетме 20 копен».
Окладные книги 1653 г. уточняют, что приход погоста составляли 108 дворов крестьянских и 21 двор бобыльский. В переписных книгах 1678 г. при церкви Веретева значится «поп Митрофан», сын и преемник священника Кузьмы Васильева.
В 1719 г. при Никольской церкви погоста состоял причт из священников Ивана Иванова и Ивана Семенова, дьячков Семена Иванова и Афанасия Степанова, пономаря Ивана Иванова.
В течение всего XVIII столетия в Веретеве существовали холодная Никольская и теплая Ильинская деревянные церкви.
Со второй половины XVIII века в Веретеве служили священники Сергей Иванов (1734-1804 гг.) и Стефан Андреев (1734-1811 гг.). При них в погосте началось строительство внушительной двухэтажной каменной церкви. Пятиглавый храм с высокой шатровой колокольней был освящен в 1802 г.
Из Веретевского прихода выделился в 1861 г. Ряховский приход, а в 1864 г. - Тынцовский приход.
В верхнем, холодном этаже находились престолы в честь Смоленской иконы Божией Матери (празднование 28 июля и 12 октября) и придельный - во имя Св. Пророка Илии (празднование 20 июля), в теплом, нижнем этаже размещался престол во имя Святителя и Чудотворца Николая (празднование 9 мая и 6 декабря).
Старые деревянные церкви были упразднены и разобраны.
«Земли при церкви имеется 145 десятин 1075 кв. с., из коих: усадебной 3 десят., пахотной 38 дес., сенокосной 34 дес. и под лесом и кустарником 70 дес.» (Историко-статистическое описание города Коврова с уездом. Составил И.Ф. Токмаков. 1903.).
В приходе Веретева состояли шесть деревень: Высоково и Ивановская к северо-востоку от погоста; Шелухино - к востоку, а Лужки - к северу от него; Полушино - к северо-западу и Гусево - к юго-западу от погоста. Из этих деревень две последние в административном отношении входили в состав Суздальского уезда. Сегодня из всех этих селений сохранилась лишь деревня Ивановская, остальные не существуют.

В новоустроенном каменном храме служили священники: в 1809-1830 гг. – Алексей Васильевич Веретьевский, в 1830-1855 гг. - Алексей Андреевич Добровольский, в 1831-1850 гг. Иван Иванович Борисовский и в 1853-1864 гг. - Николай Александрович Харламов.
31 октября 1867 г. уволен из духовного звания пономарь погоста Веретева Александр Былинский с женой.

Наиболее же известным настоятелем храма Веретевского погоста стал протоиерей Дмитрий Иванович Бережков (род. 1836), прослуживший там более 60 лет - с 1850 до начала 1910 гг. За свою ревностную пастырскую деятельность он получил множество положенных священнику наград, был возведен в сан протоиерея и в 1910 г. награжден палицею. Преемником о. Димитрия стал его сын, священник Иван Димитриевич Бережков, в 1915 г. награжденный набедренником, а в марте 1919 г., среди начавшихся гонений на Церковь, получивший еще и скуфью. И.Д. Бережков оказался, по-видимому, последним настоятелем Веретевской церкви, которая в конце 1920 - начале 1930-х гг. была закрыта.

При церкви в церковной сторожке конце XIX века была открыта церковно-приходская школа.
Из числа благотворителей и наиболее усердных в попечении о своем храме прихожан погоста можно назвать:
крестьян деревни Полушино Григория Лукича Фомина (церковного старосту в 1868-1879 гг.) и его сына Василия Григорьевича Фомина;
крестьянина деревни Шелухино Ивана Мохова (церковного старосту в 1880-е гг.);
крестьянина Ефимия Панова (церковного старосту в 1890-1900 гг., награжденного в 1900 г. золотой нагрудной медалью на Станиславской ленте);
Иваново-вознесенского купца Михаила Андреевича Зубкова;
отставного солдата Петра Киприанова.
В 1858 г. там еще имелось 8 дворов и 35 постоянных жителей, а к 1923 г. оставалось лишь 10 человек.
После закрытия церкви погост стал терять своих последних обитателей. Последними веретевцами были учителя тамошней школы.
В 1950 г. несколько граждан стали хлопотать перед районными и областными властями об открытии вновь храма в этом погосте. Уполномоченный по Владимирской области Совета по делам Русской Православной Церкви Тупиков направил во Владимирский облисполком следующий документ: «...Здание Никольской церкви (в погосте Веретево) построено в 1802 г., каменное, двухэтажное и довольно сохранившееся. В церкви также сохранилось все оборудование и церковная утварь. Церковь расположена на погосте, приблизительно в 2 км от селений. В церковной ограде находится здание бывшей церковно-приходской школы, где в данное время находится начальная 4-классная школа.
Главные ходатаи об открытии Никольской церкви в погосте Веретево являются: гражданин Комиссаров И.О., не колхозник, работает на стороне на разных работах, и Никитин К.В., имевший в прошлом механическую мастерскую, раскулачен, лишался избирательных прав. Остальное население относится к открытию церкви совершенно безразлично. Гражданка Куликова М.П. заявила о том, что она лично не расписывалась, а за нее расписался кто-то другой. «Расстояние от погоста Веретево до действующей церкви села Филяндино Савинского района Ивановской области 7 км, где верующие и удовлетворяют свои религиозные потребности. На основании вышеизложенного полагал бы ходатайство верующих об открытии в погосте Веретево церкви отклонить». Так оно и было, церковь в погосте открыть не разрешили. Вскоре оттуда вывели школу, и Веретево обезлюдело.
Последней обитательницей погоста была какая-то бабушка-монашка, жившая в избушке-келейке при церкви.
В 1960 г. ночной порой нагрянули туда бандиты, ограбили церковь, а чтобы замести следы, подожгли все строения погоста. Полностью выгорела сохранявшаяся еще в целости церковь, сгорела и избушка вместе с монахиней. С тех пор на погосте тишина и безлюдье. Сгнили и пропали шедшие через болота к погосту гати, и он сегодня находится как бы на острове. По-прежнему высится громада двухэтажной Смоленской церкви, но потерявшая свое шатровое завершение колокольня напоминает крепостную башню и издали придает всему сооружению вид средневекового замка. До сих пор ведет к храму аллея из старых лип и еще целы одичавшие яблони бывшего школьного сада. С северо-западной стороны от церкви в соснячке сохранились остатки старого кладбища. Можно найти гранитные плиты надгробий Дмитрия Васильевича Швецова, родоначальника купеческой династии из крестьян приходской деревни Ряхово, и псаломщика Алексея Бережкова, родственника местных священников Бережковых. Сегодня добраться в Веретево трудно и даже жители соседних деревень почти забыли дорогу туда.


Фото Геннадия Халтурина

Фото Дмитрия SCH

Особой достопримечательностью храма являются фрески. К сожалению, церковь давно стоит без кровли, уникальная живопись разрушается не только от рук вандалов, но и в результате естественных причин. С классической иконописью здесь очень мало общего. Лики — живее, тона — мягче и теплее, очень близко к московской школе иконописи, но все же меньше назидательности в образах. В храме сохранились четыре монументальные фрески. На нижнем ярусе храма три: на коробной части помещения, над аркой и на коробной части основного зала. В одном случае это младенец Иисус, которому поклоняются, на другой — Спас Нерукотворный, и в третьем — то ли Бог-отец, то ли Моисей, простирающий руки в позе одигитрии. На втором ярусе — сцена из Евангелия. Из-за того, что она плохо сохранилась, очень сложно определить: то ли это избиение младенцев Иродом, то ли изгнание торговцев... Есть весьма не каноничная фреска: младенец Иисус в одной набедренной повязке стоит не на облаках, как это принято, а на головах трех ангелов. Зловещий вид у звериных рыл и ужасных физиономий святых — всё дело в том, что там нет ни одного лика, на котором бы сохранились глаза. Кто-то выскоблил эти глаза всем святым, ангелам и животным.


Церковь Николая Чудотворца. Фото Дмитрия SCH

На данный момент церковь освящена заново. В 2008 туда приезжала группа студентов из политехнического университета, вырубили деревья на крыше, описали храм и как к нему добраться. Кто-то принес туда иконы. В церкви в апсидной части стоит один из крестов с купола, еще один — вкопан на кладбище. Зачем и кому это потребовалось — неизвестно. Как и неизвестно то, зачем кому-то понадобилось раскапывать храмовый пол, могилы и срубать кресты... Рассказывают, что в могилах нашли много золота и серебра, украшения, кресты, уникальные атрибуты одежды. Есть много историй, как путешественники приходили на погост с целью полюбопытствовать, покопаться, найти клад. Грунт там «гуляет», почвы песчаные, а под землей близко ключи. Несколько человек там переломали ноги, провалившись в могилы...


Кладбище при церкви Николая Чудотворца. Фото Дмитрия SCH


Источник: http://art.toposid.ru/journal/veretev-pogost
Город Камешково.
Камешковский район.
Село Ряхово
Село Эдемское

Copyright © 2017 Любовь безусловная


Категория: Ковров | Добавил: Jupiter (30.03.2017)
Просмотров: 549 | Теги: Камешковский район | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar

Поиск

Владимирский Край

РОЗА МИРА

Меню

Вход на сайт

Счетчики
ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика


Copyright MyCorp © 2017
Бесплатный конструктор сайтов - uCoz

ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика