Храм Святого Пророка Илии села Тынцы Камешковского района
Храм Святого Пророка Илии села Тынцы
Местная Религиозная Организация Православный Приход Храма во Имя Святого Пророка Илии села Тынцы Камешковского района Владимирской области Владимирской Епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат) зарегистрирована 03.04.2003 г.
Настоятель, председатель приходского совета - Литвинов Василий Викторович (с 20 июня 2013 г.).
Адрес: Камешковский район, село Тынцы, Центральная ул., д.43.
До 1864 года Тынцы были деревней, которая была причислена к Веретевскому приходу. Тынцовская церковь начинает отсчет своей истории приблизительно с 1850 года, когда Лукин, местный житель, собирал пожертвование на постройку храма. В 1864 году в Тынцах усердием прихожан была построена церковь и при ней открыт самостоятельный приход; с этого времени Тынцы стали именоваться селом. [1] Теплая Николаевская церковь построена в 1864 году. В ней два престола: в честь Святителя и Чудотворца Николая и в честь Смоленской иконы Божией Матери. Освящена 7 декабря 1864 г. Новоустроенная каменная Николаевская церковь указом Св. Синода от 3-го февраля 1865 г. за № 155, вследствие представления Владимирского Епархиального Начальства, причислена по числу приходских душ, к 6-му классу. Холодная Ильинская церковь построена в 1868 году. Престол в ней один — во имя Св. Пророка Илия. Колокольня и ограда каменные. [1] Первым священником храма в селе Тынцы был выпускник Владимирской семинарии Николай Лепорский, который прослужил там почти 20 лет. Н. Е. Лепорский имел все награды до камилавки включительно. Настоятель — священник села Тынцов, Николай Лепорский 25 февраля 1883 г. умер, на его место 6 марта перемещен священник села Подольца, юрьевского у., Иоанн Введенский. Иван Михайлович Введенский священствовал с 1883 по 1897 г. В 1892 г. награжденный скуфьей. В 1897 г. настоятелем тынцовских храмов был назначен молодой выпускник Владимирской семинарии Дмитрий Владимирович Никольский. Ревностно взялся о. Дмитрий за пастырское служение, активно работал как член Палестинского общества, но 5 июня 1900 г. безвременно скончался.
Церковные документы: копии метрических книг и исповедных росписей хранились с 1865 года. Опись церковного имущества составлена в 1895 году. Земли при церкви: усадебной более десятины, сенокосной 3 десятины и пахотной 30 десятин. Причта по штату положено: священник и псаломщик. На содержание причт получал (кон. XIX века): процентов с церковного капитала 15 р. 50 коп., от земли 35 р., от сбора хлебом 15 р. и за требоисправления 600 р., а всего в год 665 р. 50 коп. Дома священно-служители имели собственные, построенные на церковной земле. [1] Приход - село и деревни: Симаково и Скалозубово (Дер. Скалозубово в XVI, XVII и XVIII столетиях была вотчиной Суздальского Покровского женского монастыря.). Всех дворов в приходе 210, душ мужского пола 700 и женского пола 727 душ. [1]
Числовский Иван Павлович, окончил ВДС в 1892 г., 2 разряд, в общем разрядном списке под № 10, Второе отделение. С 1895 года – священник села Алексина Юрьевского уезда; с 1900 года – села Тынцы. В 1907 г. о. Иван награжденный набедренником, а в 1911 г. — скуфьей. В 1915 г. священником с. Тынцов, Иоанном Числовским присоединен к православию из лютеранства – внебрачный сын крестьянина Кудинской волости, Юрьевского уезда, Лифляндской губернии, Августа Иоаганновна Эренберга и Эстонской девицы Сары Биркендорф,- Виктор Эдуард Бикендорф, 3 лет, с наречением имени Виктор. Псаломщики села Козлова, Суздальского уезда, Василий Успенский и села Тынцов, Ковровского уезда, Сергей Смирнов, 12-го февраля 1906 г., перемещены один на место другого. Скончался священник села Тынцов, ковровского уезда, Дмитрий Никольский 5 июня 1910 г. Из числа наиболее известных благотворителей тынцовского храма необходимо назвать местных крестьян Степана Ефимовича Ремизова (церковного старосту в 1880-е гг.), Никиту и Козьму Алексеевых (пожертвовавших более 1000 руб. на стенную роспись церкви), Гавриила Васильевича Жукова (церковного старосту в 1870-е гг.), а также местного фабриканта Илью Борисова.
1 мая 1917 года «В с. Тынцах на площади был совершен молебен и панихида местным причтом и причтом погоста Старо—Никольского. Перед началом молебна свящ. Числовский обратился к собравшимся с речью, в которой он призывал к единению во имя того, что и Христос призывал своих учеников - к единению. По окончании всего этого церемониала рабочие со знаменами отошли в сторонy и там говорились речи. Но ввиду того, что погода в этот день была плохая, холод с дождем, пролетарский праздник закончился рано, около 5 часов вечера. Праздник прошел очень спокойно» («Старый Владимирец», 25 апреля 1917). «Село Тынцы — волостной центр. Сейчас оно славится тем, что здесь идет большая работа вокруг церкви. Церковь усиленно ремонтируется. Дело поставлено широко: одним только рабочим заплачено за побелку и наружный ремонт четыре сотни рублей. Материалы и внутренний ремонт стоят много больше. Какие же причины дали возможность этой церкви так решительно и солидно омолодиться? Дело разгадывается просто. Стоит только посмотреть на состав окрестного населения, как это будет понятно. Здесь есть бывшие крупные торговцы, старые чиновники и фабриканты. Это — коренные ревнители веры православной. Они хлопочут о поповском и божьем благополучии. Вот несколько главных руководителей: этого дела. БОРИСОВ, Степан Васильевич, — бывший глава местной фабрики. Этот старик на первый взгляд далек от церкви. Но это только политический маневр для отвода глаз. На самом деле он не жалеет денег на церковное благолепие. РЕМИЗОВ, Николай Иванович, — бывший фабрикант. Весьма изрядно помогает церкви. Тоже тонкий политик. Скромно одетый, он пешком за 5 верст ходит в церковь «замаливать грехи». РЕМИЗОВ, Федор Андреевич, компаньон фабриканта. Он — член церковного совета, активист. Присутствует на каждом церковном собрании. Усердно агитирует среди населения за церковь и попов. МОКРОВ, Петр Александрович, — бывший подмастерье ф-ки. Член церковного совета. В прошлом — один из главных наушников фабриканта. За это он был на хорошем счету у хозяина. Пользовался подачками от фабриканта, как его верный пес. ГАДАЛОВ, Василий Сергеевич, — батанщик фабрики как во времена фабриканта, так и в настоящее время. Член церковного совета. Активный ревнитель церкви, заядлый монархист. Это не мешает ему состоять членом профсоюза. МОХОВ, Никита Игнатьевич, - кустарь-кузнец. Церковный староста. Постоянный и непременный член церковного совета. Он ходит с кружкой по православным, собирает «на обновление и содержание храма божьего». Азартно агитирует за религию.
Этот список можно бы продолжить значительными и громкими в нашей местности именами. Например, — М.В. Гусев, бывший фабрикант, М.А. Власов, — бывший крупный торговец, Д.С. Гадалов — бывший урядник, А.А. Любавин — заведующий почтовым отделением и ряд других. Если они не принимают прямого участия в церковной работе, то косвенно являются одними из первых помощников церкви. Стоит подробнее остановиться на фигуре Власова, Михаила Алексеевича. В прошлом это крупный бакалейно-мучной торговец. В настоящее время он сумел, благодаря своей пронырливости и изворотливости, пробраться в профсоюз и даже вернуть назад муниципализированный дом. Этот человек способен подлизаться к чуть-ли не к любому ответственному работнику волости. Это у него квартировал одно время председатель волисполкома, это он любит угощать местное начальство. Эта отборная рать, на-ряду с другими темными личностями, незаметно, но верно помогает церкви, дает деньги на ее содержание и агитирует среди местного населения за поддержку попа и бога. Чем же могут похвалиться местные общественные организации? Что они делали в противовес этому течению. Оказывается здесь дело обстояло далеко неблагополучно. Местные общественные организации ничего не делали. Хуже этого, — некоторые партийцы попадают под влияние церковников. Коммунист Метлин, член бюро ячейки фабрики имени Красина, привозил к себе попа хоронить умершего члена семьи, угощал попа и дружески разделял с ним компанию. Есть и другие случаи выполнения религиозных обрядов местными членами партии. Немудрено, что прошлой осенью здесь выстроили дом дьякону. Это удовольствие стоило для местного населения — более 1000 руб. Фигура самого попа Ивана Числовского тоже замечательна. Это он не так давно предлагал услуги своего сына деятельному, по его мнению, коллеге — попу Ивану Иевлеву на Собинке. Он — главный агитатор и пропагандист поповщины. Не пора ли разорить это воронье гнездо в Тынцах. Не пора ли местным партийцам набраться ума-разума?» («Призыв», 14 июня 1928).
25 июня 1934 г. ВЦИК пишет в Ковровский райисполком в связи с жалобой из с. Тынцы «на отказ в разрешении религиозных церемоний в праздники 27.6 и 1.7. с/г., хотя эпидемических заболеваний нет»: «Комиссия предлагает Вам, с получением сего, вопрос урегулировать и устранить препятствия, коль скоро нет на месте массовых заразных заболеваний» (ГАРФ. Ф. Р-5263. Оп. 1. Д. 701. Л. 221) // Ершов А.Л. Церковь на земле Владимирской в 1930-е годы. - Владимир: Калейдоскоп, 2011. – 322 с. ISBN 978-5-88636-046-2 С. 91)
Ильинский храм в Тынцах в 1937 году был закрыт, а его последний настоятель священник ЧИСЛОВСКИЙ Иван Павлович (род. 1871, г. Переславль-Залесский), служивший там с 1900-го, подвергся необоснованным репрессиям, арестован 21.10.1937 г., осужден на 10 лет лишения свободы.
Церковь Илии Пророка в с. Тынцы. Фото Геннадия Халтурина
В 1937 году по решению сельсовета началось разрушение церкви. Сломали ограды, сбросили колокола и весь металл переплавили в фабричной топке. Священников репрессировали. Согласно предоставленным в 1962 году Владимирским облисполкомом в Совет по делам Русской православной церкви при Совете министров СССР сведениям, по данным на 1 января 1961 года церковь использовалась под склад минеральных удобрений, затем туда складывали устаревшее техническое оборудование.
«ВЛАДИМИРСКОЕ епархиальное управление Русской Православной Церкви (Московского Патриархата) обратилось к Камешковскому районному Совету народных депутатов с просьбой о передаче уцелевшей после пожара части здания Тынцовской школы для использования в качестве церковного дома и иных приходских нужд. Решением Совета от 31 июля 2001 г. эта просьба была удовлетворена» («Знамя», 3 августа 2001).
В 2002 году Указом Архиепископа Владимирского и Суздальского Евлогия настоятелем Каменовского Спасо-Преображенского храма был назначен о. Сергий. Трудная ему досталась доля, кроме этого храма, он вел службу и в Свято-Ильинском приходе с. Тынцы. Оба храма стояли полуразрушенные. Население прихода бедное. Пенсия у большинства небольшая.
Местная Религиозная Организация Православный Приход Храма ВО Имя Святого Пророка Илии села Тынцы Камешковского района Владимирской области Владимирской Епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат) зарегистрирована 3 апреля 2003 г. «Годы, проведенные мною в некогда богатом и красивом селе Тынцы, заставили задуматься над извечным вопросом: что делать и с чего начать, чтобы вернуть селу былое величие и благодать. Село Тынцы превратилось в наши дни в развалину. Только детские голоса в бывшей старой деревянной школе радовали и грели души пенсионеров, живших в домах, зимой занесенных снегом. Летом-то проще и веселее, в селе — дачники. Одна городская девочка подошла ко мне и спросила: «А кто разрушил церковь, в войну немцы?» Что мне было ответить. Не работает у нас двухэтажный магазин, сгорела столетняя школа, а церковь как укор небесный нам — сколько будете все это терпеть? Как-то в 1996 году зашли мы в церковь с А.Н. Хлопченковой (директором школы) и З.М. Васильевой (коренной жительницей села), а там — ветер гуляет и голуби летают. Мы помечтали: «Эх, как бы все это восстановить!» Любое дело начинать тяжело, а тем более восстановление храма. Все зависит от нас, не возьмемся, ничего у нас и не будет. Так жалко детей! Какими они вырастут, если мы сейчас ничего не сделаем, а будем только сетовать на то, что все у нас плохо. Надо начинать! Сначала организовали небольшую инициативную группу жителей села и округи. Потом собрали народ перед церковью. Все рады были и готовы к восстановительным работам. Организовали субботники. Конечно было трудно, а когда нам всем было легко? Многим не верилось, что возможно самим все это начать. Однако, были и такие, которые поверили в наши силы, принесли скромные дары. Они и положили начало сбора средств для восстановительных работ. Субботники проходили весело, люди старой закалки умеют работать! Меня радовали и школьники, которые с большой охотой помогали нам. Попросили батюшку, чтобы он иногда приезжал к нам, поддерживал духовно народ. Это был отец Анатолий (Бутряков) из Свято-Вознесенского храма г. Камешково, который словом и делом помогал нам во всем. И до сих пор помогает. Конечно, мы мечтали о своем батюшке, чтобы он был рядом с нами и в горе, и в радости. Но это оказалось не так-то просто. Помыкались мы без него и год и два, и три — шесть лет. Пришлось писать письмо в Москву Алексию II… И мы надеялись не зря. Теперь у нас есть наш батюшка священник Сергий, с которым связаны наши надежды - возрождение нормальной жизни на нашей земле. Задача нашего поколения — научить детей любить свою Родину, знать ее историю и доказать на примере нашего села, что можно сделать лучше свою жизнь и что это достижимый результат деятельности простых людей России. Н. КУРБАТОВА, с. Тынцы» («Знамя», 11 июня 2003).
«Селяне, старые жители близлежащих деревень Симаково, Рябиновка не теряли надежды возродить церковь. — Главным инициатором возрождения церкви у нас стала бывшая учительница, а сейчас она на пенсии, Нина Павловна Курбатова, — рассказал староста села и церкви О.В. Кузнецов. — Она нам очень помогла. Благодаря ее связям, к нам стали приезжать священнослужители. И далее Олег Владимирович рассказал, что на уборку помещения церкви, освобождение ее от многолетнего мусора приходили жители со всего округа. Было проведено несколько субботников. Нанимали даже частного владельца трактора, чтобы вывезти этот мусор из церкви. Когда мы приехали в с. Тынцы 2 августа, в Ильинской церкви шла праздничная служба в честь Св. пророка Илии, имя которого носит храм. Вел службу о. Сергий (Сергей Александрович Шонин). Настоятелем этой церкви он был назначен управляющим Владимирской епархии архиепископом Владимирским и Суздальским Евлогием. При входе в церковь оформлен большой стенд «Возрождение храма», на котором помещены цветные снимки о том, как добросовестно трудятся жители села по наведению порядка в церкви и около нее с метлами, лопатами, носилками. В церкви к празднику был наведен порядок. Здесь можно было приобрести разные освященные ладанки со святыми ликами, свечи. Пел церковный хор. Священник совершал различные церковные Таинства (Исповедь, Причащение). К нему подходили и подходили прихожане. На праздничную службу в Ильинскую церковь был приглашен и присутствовал глава районной администрации В.В. Сомов. Состоялся крестный ход вокруг церкви. Затем около храма были накрыты столы для праздничной трапезы. Поздравить селян, всех прихожан Ильинского храма приезжал о. Стефан, благочинный по Ковровскому и Камешковскому районам. — Мы очень рады, что у нас открылась церковь, — сказал О.В. Кузнецов. — Идут различные службы, и селяне с удовольствием их посещают. Мне, как молодому человеку, думается, что цель у храма благая — спасение душ человеческих, отвлечение их от различных вредных привычек и наклонностей» («Знамя», 1 августа 2003).
В настоящее время в храме проводятся службы. Настоятель, председатель приходского совета - Литвинов Василий Викторович (с 20 июня 2013 г.). Адрес: село Тынцы, Центральная улица, д. 43.
Церковь Илии Пророка в с. Тынцы. Фото Геннадия Халтурина
Жертвы политических репрессий: АБРАМОВА Мария Семеновна, род. 1875, д. Назарово Камешковского р-на. Проживала с. Тынцы. Монахиня. Арестована 27.10.1933. Осуждена на срок предварительного заключения. АПАРИНА Мария Ефимовна, род. 1903, с. Тынцы Камешковского р-на. Проживала там же. Крестьянка. Арестована 03.11.1942. Осуждена на 5 лет лишения свободы. БАЛАСОВ Филипп Григорьевич, род. 1882, с. Тынцы Камешковского р-на. Проживал там же. Крестьянин. Арестован 12 08.1937. Осужден к расстрелу. БУЛЫРЕВ Василий Иванович, род. 1911, д. Тынцы Ковровского р-на. Студент. Арестован 28.05.1935. Осужден на 10 лет лишения свободы. ГАДАЛОВ Дмитрий Сергеевич, род. 1878, с. Тынцы Камешковского р-на. Проживал там же. Крестьянин. Арестован 31.08.1937. Осужден на 10 лет лишения свободы. ГАДАЛОВ Иван Алексеевич, род. 1899, с. Тынцы Камешковского р-на. Проживал там же. Крестьянин. Арестован 28.10.1929. Осужден на 3 года лишения свободы. МОИСЕЕВ Иван Фомич, род. 1911, с. Тынцы Камешковского р-на. Проживал там же. Конюх. Арестован 10.09.1937. Осужден к расстрелу. МОЛОДЦОВ Василий Никитич, род, 1902, с. Тынцы Камешковского р-на. Военнослужащий Арестован 16.04.1943. Осужден на 10 лет лишения свободы. ОВЧИННИКОВ Василий Васильевич, род. 1872, д. Усолье Камешковского р-на. Проживал с. Тынцы. Бараночник. Арестован 02.09.1932. Осужден на 3 года ссылки. СМИРНОВ Николай Михайлович, род. 1890, д. Ряхово Камешковского р-на. Проживал д. Тынцы. Учитель. Арестован 21.02.1943. Осужден на 7 лет лишения свободы. ТРИШИН Александр Иванович, род. 1878, с. Тынцы Камешковского р-на. Проживал там же. Крестьянин. Арестован 28.10.1929. Осужден на 3 года высылки. УШАКОВ Григорий Васильевич, род. 1889, с. Тынцы Камешковского р-на. Проживал там же. Крестьянин. Арестован 25.11.1918. Дело прекращено. Из-под стражи освобожден. ЧИСТЯКОВ Сергей Иванович, род. 1885, с. Тынцы Камешковского р-на. Проживал там же. Сапожник. Арестован 10.09.1937. Осужден к расстрелу. (Жертвы политических репрессий Камешковского района и г. Камешково)
Село Тынцы