Основные экспозиции Вязниковского историко-художественного музея размещены в доме и на территории усадьбы вязниковских купцов и фабрикантов Елизаровых, последний представитель рода которых Владимир Васильевич Елизаров был в течение 37 лет городским головой. Елизаровы имели полотняную фабрику, обустроенную на усадьбе ближе к берегу реки Клязьмы. Ещё в начале ХХ века Елизаровы стали известны как первопроходцы в деле технического переоборудования полотняных фабрик. Дед Владимира Васильевича, Ефим Григорьевич, первым в России в 1828 году ввёл механическое прядение на своей фабрике, установив на ней английскую льнопрядильную машину. В связи с этим также первым в городе получил звание «Мануфактур - советник» и был удостоен звания Потомственный почетный гражданин.
Когда в 60-е годы ХIХ века на вязниковских фабриках началось широкое внедрение ткацких станков, паровых и льнопрядильных машин Елизаровы как впрочем, и другие вязниковские купцы и фабриканты Сеньковы и Демидовы, не остались в стороне от этого процесса.
Смета на выписку фабрикантом В.Е. Елизаровым паровой машины Уатта в 10 лошадиных сил и других станков из Англии.
В 1861 году Василий Ефимович Елизаров выписал из Англии «паровую машину мощностью в 10 лошадиных сил, 10 самоткацких станков для тканья полотен в 42 дюйма (1 дюйм = 2,54 см), разматывальную машину в 100 катушек, шпульную машину в 80 веретен, сновальную машину, клеильную машину, а также привод и ремни», необходимые для запуска паровой машины. Согласно смете, все приобретенные механизмы с учетом доставки в Москву и других расходов обошлись Елизарову в 6674 руб.50 коп., сумму для того времени значительную, но затраты вполне оправдали себя: машина и станки, приводимые ею в движение, были установлены на фабрике Елизаровых и способствовали качественному улучшению работы предприятия.
После установления Советской власти собственность Елизаровых была национализирована. Фабрика к этому моменту оказалась нерентабельной, поэтому её решено было закрыть, а устаревшие станки и оборудование, в том числе и паровую машину, сдать в металлолом. Так некоторые части паровой машины оказались на барже, стоявшей на реке Клязьма вблизи пристани, где производился в то время сбор утиля.
«В бывшей фабрике Елизарова, имеющей ныне историческое значение (по постановлению ГИК) имелась паровая машина первой системы «Уатт». Машина имеет большую историческую ценность. При разборе стен фабрики коммунотделом, машина засыпана щебнем и кирпичам, некоторые ее части уже растащены. Остатки находятся без надзора. Таким образом «Уатт» скоро совсем исчезнет по преступной халатности комхоза» («Призыв», 17 сент. 1927 г.).
Благодаря вмешательству вязниковского краеведа Куликова А.С. и работников музея паровую машину удалось спасти от уничтожения и сохранить в качестве музейного экспоната. В 1928 году на территории, прилегающей к зданию музея, для уникального экспоната был построен павильон, в котором единственная в России паровая машина находится до сих пор.
Павильон для паровой машины Уатта
Паровая машина Уатта - экспонат музея.
Паровая машина как универсальный двигатель впервые создана английским изобретателем Джеймсом Уаттом (1736-1918) в 1774-1784 гг. Она сыграла большую роль в процессе перехода к машинному производству.
Паровая машина - тепловой поршневой двигатель для преобразования энергии сжатого горячего водяного пара в механическую работу. Пар, поступая в цилиндр паровой машины, расширяется и перемещает поршень. Впуск и выпуск пара осуществляется системой парораспределения.
Механическая полотняно-ткацкая фабрика В.В. Елизарова.
Город Вязники Музеи Владимирской области.