Главная
Регистрация
Вход
Четверг
13.12.2018
08:07
Приветствую Вас Гость | RSS


ЛЮБОВЬ БЕЗУСЛОВНАЯ

Мини чат

ПРАВОСЛАВИЕ

Славянский ВЕДИЗМ

Оцените мой сайт
Оцените мой сайт
Всего ответов: 550

Категории раздела
Святые [134]
Русь [11]
Метаистория [7]
Владимир [989]
Суздаль [316]
Русколания [10]
Киев [15]
Пирамиды [3]
Ведизм [33]
Муром [330]
Музеи Владимирской области [56]
Монастыри [5]
Судогда [5]
Собинка [50]
Юрьев [118]
Судогда [37]
Москва [42]
Покров [74]
Гусь [104]
Вязники [186]
Камешково [54]
Ковров [279]
Гороховец [78]
Александров [165]
Переславль [93]
Кольчугино [38]
История [16]
Киржач [41]
Шуя [85]
Религия [4]
Иваново [39]
Селиваново [14]
Гаврилов Пасад [8]
Меленки [31]
Писатели и поэты [9]
Промышленность [59]
Учебные заведения [27]
Владимирская губерния [24]
Революция 1917 [44]
Новгород [4]
Лимурия [1]
Сельское хозяйство [73]
Медицина [22]
Муромские поэты [5]

Статистика

Онлайн всего: 11
Гостей: 11
Пользователей: 0

 Каталог статей 
Главная » Статьи » История » Музеи Владимирской области

Музей-гостиница - "Дом купца Лихонина", город Суздаль.

Суздальские купцы Лихонины

Лихонины - старый суздальский купеческий род. Имена посадских людей Лихониных мы находим в «Синодике Рождественского собора» середины XVII в.
О Лихониных как богатейших купцах Суздаля пишет Анания Фёдоров. Он называет их строителями Троицкого собора. «В том же монастыре (Троицком) настоящая церковь святой живоначальныя Троицы веема преизрядная и высокая каменная, ...строенная тщанием и иждивением бывших в граде Суждале гостиной сотни купцов Лихониных».


Церковь Живоначальной Троицы в Преподобенском монастыре. Прокудин-Горский 1912 г.

Георгиевский В. пишет о двух надгробных плитах XVII в., находившихся вблизи Троицкой церкви. «На одной плите высечено: «Лета 7141 июня в 28 д[е]нь на памят возвращение чесных мощей ...ивана преставися раб б[о]жий Василей Герасимов сын Лихонин»; на другой плите: «Лета 7150 году февраля 21 д[е]нь представися раба Б[о]жия инока схимонахиня Анфиса Герасимовская посестрие Лихонина».


Кадило. XVII в. Вклад посадских людей братьев Ивана и Василия Лихониных и их матери Елены в Троицкий монастырь

В исторической экспозиции Суздаля выставлено кадило, вложенное семьёй Лихониных в 1642 г. в Троицкий монастырь.
В музее хранится наперсный крест XVII - начала XVIII в. с надписью: «Крестъ Покровскаго монастыря старицы Федосии Лихонины».

В городе стоит дом купцов Лихониных. Изучая градостроительную историю Суздаля, Караваева Е. определила землю, на которой стоит этот дом, как принадлежавшую семейству Лихониных в XVII в. По описям ХѴII в. - это Варваринская сторона, недалеко от Варваринской церкви.

История суздальского рода Лихониных в XVIII в. была прослежена исследователем Аксёновым Александром Ивановичем в работе «Генеалогия московского купечества XVIII в.»
Для изучения истории этого купеческого рода мы обратились в первую очередь к опубликованным описям города 1617 г. и 1628-30 гг. и более поздним документам, хранящимся в Российском государственном архиве древних актов и Государственном архиве Владимирской области.
Опись 1617 г., довольно подробно знакомящая с производительным трудом и торговлей Суздаля того времени, была составлена всего через несколько лет после освобождения города от поляков и литовцев, что получило своё отражение в ней. В описи часто встречаются выражения: «животом худ», «померли и посечены в Литовское разоренье».
В 1617 г. в Суздале был 401 двор, в 266 дворах жили, 135 дворов и 230 дворовых мест пустовали. «Посадских людей один двор добрый (Герасима Лихонина) да 7 дворов середних да 33 двора худые ...». Жил Лихонин на Варваринской стороне. «...Во дворе Герасимко Лихонин животом добр», - отмечает опись.
Торговля в городе велась наполовину меньше, чем до разорения города. Торговали в 144 лавках с полулавкою, 144 торговых места пустовали. Практически каждый торгующий имел только по одной лавке, кроме торгового человека Герасима Лихонина, он один имел 8 лавок и 3 места лавочных. Он торговал сукнами, крашенинами, шёлком, в одной из лавок шла торговля овсом. Две лавки стояли пустыми.
Одиннадцатая часть городского оброка падала на богатого посадского человека Герасима Лихонина. Он платил один рубль и восемнадцать алтын, а всего собиралось оброку 11 рублей 25 алтын.
В описи Суздаля 1628 - 30 гг., наряду с именем Герасима Лихонина, появляются имена братьев Лихониных Якова и Фёдора, Григорьевых детей, «з детми с Сенкою да с Мишкою». Находился их двор, как и двор Герасима Лихонина, на Варваринской стороне. Фёдор и Яков Лихонины в описи отнесены к числу «лутчих» людей. Характеристика «лутчие» относилась лишь к самым богатым жителям города.
По описи видно, что посад всё ещё не оправился от разорения в годы польского нашествия. В городе числится «лутчих» посацких людей один двор, а людей в нём четыре человека, середних десять дворов... молотчих пятьдесят три двора...».
Посадский человек Яков Лихонин с братьею владел десятью лавками, торговал он сукнами, щепетильным, москательным и всяким другим товаром.
Фёдор Лихонин владел четырьмя лавками, одной полулавкою и одним лавочным местом. Торговля велась сукнами, москательным товаром, в одной из лавок торговал солью, одна лавка, в рыбном ряду, стояла пустая.
На гостином дворе Государевом значилось тринадцать Государевых амбаров, среди них амбар Герасима Лихонина с братьею.
А всего в Суздале 290 лавок с полулавкою и прилавок и 21 место лавочное. Оброку всего собиралось 13 рублей 5 алтын с деньгою (братья Лихонины платили в совокупности 1 рубль 26 алтын 1 денгу).
По переписным книгам дворов и населения Суздаля, переписи стольника Степана Пушкина и подьячего Анисима Михайлова 1646 г. Лихонины проживали опять же на стороне Варваринской. Это уже следующее поколение этой семьи. «Ива[ш]ка да Васка Фёдоровы дети Лихонина, у Ивашка с[ы]н Ивашко [ж] шести лет...».
В переписной книге 1646 г. упоминается, что они занимались кожевенным делом. «...Да у него [ж] Ивашка з братом (Лихониных) другой дво[р] для коже[в]ного дела».
Именно Иван и Василий Лихонины вместе со своей матерью Еленой - женой Фёдора Лихонина - вложили кадило в Троицкий монастырь. На кадиле имеется вкладная надпись. «Лета 7150 (1642) марта в 30 д[е]нь положили сие кадило вдом живоначальныя Троицы вд[е]в[и]чь м[о]н[ас]т[ы]рь что в Суздале на посаде Суздаля посацкая вдова Елена Фёдоровская жена Лихонина и их дети Иван да Василий за тот приклад за них Б[о]га молити родителей поминати».
В переписной книге 1646 г. Лихонины указаны уже как купцы гостиной сотни. «Гостиные со[т]ни то[р]говые люди Яков да Ку[з]ма Гарасимовы дети Лихонина».
Гостиная сотня - привилегированная часть купечества, «пополнялась как за счёт родственников гостей (гость - купец, имеющий право вести заграничную торговлю и приобретать вотчины)... так и за счёт «лутчих» посадских людей и зажиточных крестьян, ведущих отъезжую торговлю.
Члены её выбирались на должности целовальников на кружечные и таможенные дворы городов; должны были вкладывать свои капиталы в финансовые предприятия казны, заведовать эксплуатацией важнейших отраслей государственного хозяйства, брать на откуп более крупные статьи государственного дохода».
Из переписных книг 1649 года (сыщика Василия Колычёва) мы узнаём, что Лихонины занимаются по-прежнему кожевенным делом. «Да в те[х] же Кожевника[х] ме[с]то по[д]ле поса[д]цки[х] люде[й] Ивашка Лихонина и Ивашка Володимерова и то место о[т]дано поса[д]цкому ч[е]л[ове]ку Ивашку Лихонину». По-видимому, место «двора для кожевного дела».
В Суздальском списке переписной книги лавок и других мест, платящих оброк, 1682 года помещены сведения и о состоянии торговли в городе за 1652 и 1665 годы. В 1650-60-е гг. Лихонины остаются одними из богатейших людей города. В 1652 и 1665 гг. за посадскими людьми братьями Иваном и Василием Лихониными записано семь лавок. На Гостином дворе имелся амбар, которым владел Василий Лихонин. Одною из лавок владел Яков Лихонин с братьями, ещё лавка принадлежала Кузьме Лихонину.
В 1682 году среди владельцев лавок уже не упоминаются имена Ивана и Василия Лихониных, амбар на Гостином дворе и три лавки принадлежали сыну Василия Лихонина Михаилу. Несколькими лавками владели купцы гостиной сотни Семён и Григорий Лихонины, они торговали сукном и иными товарами.
В 1692-1699 гг. амбар на Гостином дворе по-прежнему числится за Лихониными («на суздалце посадском человеке на Ивашке Лихонине з братьями»).
В «Книге записной Галицкого приказа ...мировым челобитным и приставным памятем...», начатой 1 сентября 1693 г. упоминается имя Михаила (сына Василия Лихонина). С 1698 г. он - земский староста. Земский староста - выборная должность, главной обязанностью старосты был суд и раскладка податей. В 1698 г. Михаил Лихонин подписывает в качестве земского старосты челобитную суздальских посадских людей на слуг, крестьян и бобылей Спасо-Евфимиева монастыря, проживающих в Скучиловой слободе и насильно завладевших посадской землёй. Это - один из последних представителей богатого рода Лихониных, жизнь которого связана с Суздалем. Сыновей у него не было.
Начало XVIII в. для гостиной сотни проходит под знаком обеднения и физического исчезновения большей части родов. Этому способствовала разорительная налоговая политика правительства. «Привилегированная и самая могущественная в XVII в. прослойка гостей и гостиной сотни лишается своих прав и уступает их новому гильдейскому купечеству... Эта смена отразила глубокие социально-экономические изменения, происшедшие в России в первой четверти XVIII в. и открыла новый этап в формировании русской буржуазии».
В 1745 г. суздальский купец Григорий Лихонин вместе с московским купцом Ильёй Киселёвым занимаются таможенными и прочими сборами в Суздале.
До 1747 г. Григорий Лихонин вместе со своим братом Иваном были причислены в московское купечество. Приехав в Москву безвестными людьми, Лихонины за счёт своей собственной предприимчивости пробились в ряды виднейшего московского купечества. Выдав дочь замуж, Григорий Лихонин породнился с московскими купцами Докучаевыми. С 1769 г. он упоминается как крупный московский суконный промышленник, совладелец большой московской суконной мануфактуры (вместе с И. Докучаевым, М. Гусятниковым и В. Суровщиковым), купец первой гильдии, директор московских и петербургских питейных сборов. Питейный откуп и питейный сбор давали большие возможности для увеличения капиталов. В XVIII в. деятельность Лихониных в Москве «осуществлялась на протяжении нескольких десятков лет на самом высоком социальном и экономическом уровне». В конце XVIII в., не выдержав конкуренции, Лихонины выбывают из первой гильдии. В XIX в. среди представителей этой семьи и дворяне, и мещане.
В «Книгах записи купцов и мещан», «Обывательских книгах г. Суздаля» второй половины XVIII в. мы находим имена Лихониных, видимо, обедневших представителей этой семьи.
В августе 1770 г. суздальский купец Михайло Семёнов сын Лихонин подписал вексель на 6 рублей, который был опротестован 31 декабря 1770 г.
В 1772-94 гг. Михайло Семёнов сын Лихонин с женой, сыном Иваном, внуками Иваном, Фёдором и Авдотьей записан среди мещан. «Имеет дом на Дмитревой стороне в Томилове заулке... и при нём огород наследственной».
По «Обывательской книге» за 1808 г. Иван Михайлов сын Лихонин с женой, детьми Фёдором и Авдотьей в городе ни земли, ни дома не имеют.
В «Обывательской книге» 1809 - 1812 гг. значится «Фёдор Михайлов сын Лихонин. 21 году старожилой. Сестра его родная девка Авдотья 16 лет. Холост. Имеют дом в Златоустовском приходе в Спасском заулке на Сполье... наследственной... Живёт... от работы медной».
Анания Фёдоров с грустью писал: «...Которые роды иные все перевелись и безпамятны остались, иные же, хотя имеются, но весма мизирны и незнатны».

Дом купца Лихонина

Дом купца Лихонина - очень оригинальный музей. Дело в том, что это музей-гостиница. Здесь восстановлен купеческий быт, обстановка предельно приближена к реальности того времени. Это редкий случай с головой окунуться в другой мир, о котором большинство из нас знают лишь из книг.


Невысокая дубовая дверь с иконкой сверху вводит нас в музей-гостиницу. Дом состоит из двух частей - каменного низа и деревянного верха. Небольшие окна каменного низа украшены нарядными наличниками и заграждены коваными решетками. Дом очень просторный, тут много помещений, хозяйственных приспособлений.



Сени в гостинице «Дома купца Лихонина»

Просторные сени с сундуком, пахнущие травами, трапезная палата с длинными столами и лавками, русская печь, домашняя утварь, посуда, в красном углу икона с лампадкой. Все так, как было сто лет назад.


Столовая

На верхнем этаже располагаются жилые комнаты. Деревянные кровати со свежим бельем под цветными покрывалами, печь с лежанкой, узорчатые занавесочки на окнах. Современный комфорт не разрушает воссозданный образ старины, все смотрится очень органично.




Двухместный номер

В гостинице два одноместных и три двухместных номера, вернее их лучше назвать светелки или кельи. Здесь общая зала для отдыха, так называемая гостиная, с огромным купеческим буфетом и необъятным столом, с мягкими современными диванчиками. Все очень комфортно и вместе с тем чувствуется дух купечества, старины.
Добро пожаловать в музей-гостиницу!
Владимиро-Суздальский музей-заповедник:
Суздальский Кремль.
- Собор Рождества Богородицы;
- Экспозиция История Суздальской земли;
- Детский музейный центр;
- Древнерусская живопись (Благовещенская церковь);
- Иорданская сень;
- Крестовая палата.
Спасо-Евфимиев монастырь.
- Роспись Спасо-Преображенского собора.
Посадский дом.
Музей деревянного зодчества и крестьянского быта.
--- День огурца в Суздале.
Дом купцов Агаповых. Экспозиция «Суздальское купечество. Портрет в интерьере».
Дом купца Лихонина.
Приказная изба в Покровском монастыре.

Церковь Бориса и Глеба. с. Кидекша. Суздальский район.

История Суздаля.

Памятники Суздаля.
Музеи Владимирской области.

Copyright © 2015 Любовь безусловная


Категория: Музеи Владимирской области | Добавил: Jupiter (06.05.2015)
Просмотров: 1785 | Теги: Суздаль, Музеи | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar

Поиск

Владимирский Край

РОЗА МИРА

Меню

Вход на сайт

Счетчики
ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика


Copyright MyCorp © 2018
Бесплатный конструктор сайтов - uCoz

ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика