Главная
Регистрация
Вход
Пятница
09.12.2016
06:48
Приветствую Вас Гость | RSS


ЛЮБОВЬ БЕЗУСЛОВНАЯ

ПРАВОСЛАВИЕ

Славянский ВЕДИЗМ

Оцените мой сайт
Оцените мой сайт
Всего ответов: 195

Категории раздела
Святые [129]
Русь [12]
Метаистория [7]
Владимир [400]
Суздаль [151]
Русколания [8]
Киев [15]
Пирамиды [3]
Ведизм [33]
Муром [102]
Музеи Владимирской области [51]
Монастыри [4]
Судогда [4]
Собинка [28]
Юрьев [60]
Судогда [14]
Москва [41]
Покров [22]
Гусь [31]
Вязники [86]
Камешково [24]
Ковров [30]
Гороховец [14]
Александров [44]
Переславль [38]
Кольчугино [13]
История [13]
Киржач [11]
Шуя [18]
Религия [1]
Иваново [11]
Селиваново [3]
Гаврилов Пасад [1]
Меленки [5]

Статистика

Онлайн всего: 11
Гостей: 11
Пользователей: 0

 Каталог статей 
Главная » Статьи » История » Музеи Владимирской области

Тюрьма-крепость в Спасо-Евфимиевом монастыре Суздаля.
Музеи Владимирской области.

ЦЕРКОВНЫЕ ЖАНДАРМЫ

Спасо-Евфимиев монастырь в Суздале был известен не только мощами «святого» Евфимия и его «чудесами», не только беспробудным пьянством монахов, о которых в свое время князь Иван Курбский писал, что «спасские монахи весьма сребролюбивы и зело пьянственны». Монастырь с сер. XVIII в. приобрел новую, весьма печальную известность: здесь была учреждена государственная тюрьма-крепость.


Двор тюремного корпуса

Мемориальная плита в Тюремном замке

Спасская крепость, или, как называют ее официальные документы святейшего правительствующего синода, - «арестантское отделение Спасо-Евфимьевского монастыря» - была учреждена по указу Екатерины II в 1766 г. и предназначалась для умалишенных религиозных колодников. Однако, как видно из документов, за 150 лет существования в крепости находились в заточении лишь лица с вполне здравым умом и доброй памятью, а сумасшедшими они становились только здесь, после многолетнего пребывания в мрачных казематах.

«…сосланных из бывшей тайной канцелярии для исправления в уме в разные монастыри колодников, по именам десять человек, для лучшего за ними присмотра и сохранения их жизни, равно, чтобы от них какого, по безумию их, вреда кому учинено не было, свести из некоторых, состоящих в Московской губернии монастырей, в Спасо-Евфимиев монастырь, определя для смотрения за ними воинскую команду от суздальской провинциальной канцелярии…». Выписка из Указа Екатерины II. 1766 г.

Первоначально арестанты содержались в двух палатах в покоях Никольской больничной церкви. С 1826 г. под арестантское отделение приспосабливается келейный корпус XVIII в. Отдается предпочтение одиночному режиму содержания. В 1889 г. при крепости создается особая тюремная церковь в честь Корсунской Божией Матери.
Строгость тюремного режима зависела от степени опасности узника для государства и церкви и от уровня его материальной обеспеченности. Наиболее опасных арестантов содержали в секретных камерах тюрьмы. Иные заключенные общались между собой, посещали монастырскую церковь, имели слуг, улучшенное питание, занимали несколько комнат.
Настоятель монастыря назначал каждому узнику духовника для назидания спасительных правил православия.

Всякий инакомыслящий, несогласный с православной церковью, с ее канонами и богословским уставом, объявлялся еретиком, крамольником и т. п., и без суда и следствия по одному лишь навету духовенства сажался в эту страшную тюрьму. Суздальцы рассказывали об этом так: «Приедет темная карета, ночью посадят, увезут и… поминай как звали!»

В 1829 г. здесь скончался доведённый до сумасшествия декабрист Фёдор Шаховской.

«…Содержать оных безумных в отведенных от архимандрита … двух или трех покоях, однако не скованных и иметь за ними присмотр такой, чтобы они себе и другим по безумию своему не могли учинить какого вреда, … так и писать им не давать.
…кто станет сумасбродничать … посадить такого одного в покой, не давая ему несколько времени пищи.
…пускать для слушания Божественного пения в церковь, … под присмотром же караульных.
…смотреть, чтобы с посторонними не вступали в непристойные разговоры, так же бы не ушли из монастыря.
…для караула означенных колодников послать из суздальской канцелярии городовой роты одного унтер-офицера и солдат шесть человек.
…караульным с ними вступать без употребления строгости, … обращаться с возможною по человечеству умеренностью.
…на пропитание и одежду производить от коллегии экономии каждому против одного монаха, как по штату положено…». «Предложение» суздальской провинциальной канцелярии генерал-прокурора князя А.А. Вяземского. Ноябрь 1766 г.

«…секретарь Федоров усмотрел … в тех покоях, где оные безумные соберутся караульные при них имели повешенные на стены палаши; найдено что некоторые из тех безумных писали письма; сумасброды находятся в одном покое и те безумные наказывались жестоко палками…». Выписка из материалов ревизии арестантской крепости секретаря С. Федорова. 1777 г.
«… усмотрено, что комнаты арестантами занимаемы весьма тесны, по числу содержащихся и воздух в оных всегда находится тяжелый, отчего бывает много больных… Комнаты в внтхости…» Из доношения Владимирского губернатора в МВД. 1821 г.
«…дабы каждый арестант имел небольшую комнату и чтоб нигде ни под каким видом не находилось несколько человек в одном покое …» Выписка из письма министра внутренних дел Владимирскому губернатору. 1821 г.

Монах Авель

Монах Авель – Василий Васильев, родился в марте 1757 г. в д. Акулово Тульской губернии. В 1785 г. в Валаамском монастыре принял постриг под именем Адама. Прожив год в монастыре, Авель уединился в пустыне на том же острове, где получил дар предвидения событий. За предсказания был расстрижен и содержался во многих печально знаменитых тюрьмах России. По именному повелению Екатерины II 17 марта 1796 г. Авель был заключен в Шлиссельбургскую крепость, освобожден после смерти императрицы. В Александро-Невском монастыре в декабре 1796 г. принял повторный монашеский постриг под именем Авеля. «За возмущение душевного спокойствия Его Величества» Павла I Авель был заточен в Петропавловскую крепость. При Александре I прорицатель находится в Соловецком монастыре, сначала в братии, а после предсказания о взятии Москвы Наполеоном – в тюрьме. В 1813 г. прорицатель получает свободу и паспорт. Он путешествует по России, был в Царьграде, Иерусалиме, на Афоне. Возвратившись на родину, проживает в Московской губернии.
По повелению Николая I указом Св. Синода от 27 августа 1826 г., Авель взят под стражу и заключен для смирения в Суздальский Спасо-Евфимиев монастырь.


Титульный лист дела о заключении в суздальский Спасо-Евфимиев монастырь Авеля.

«…В церкви, состоящей при арестантском отделении, Святителя и Чудотворца Николая иконостас и образа пришли в совершенную ветхость, на исправление коих содержащийся в сем монастыре монах Авель жертвует собственных 1500 руб».
Из доношения архимандрита Парфения. 1830 г.



Схемы бытия мира, составленные Авелем.

Скончался Авель в монастырской тюрьме 29 ноября 1831 г. после продолжительной болезни. Погребён за алтарёмарестантской церкви Св. Николая. Православная церковь отмечает память его 29 ноября.

В «Судальской крепости» в XIX в. содержались старообрядческие священнослужители: архиепископ Аркадий, епископ Алимпий, епископ Конон, епископ Геннадий и др. Некоторые, как Алимпий, умерли в одиночных келиях, не дождавшись освобождения, некоторые, как Аркадий (просидевший в одиночной келии 25 лет), Конон и Геннадий, были освобождены в 1881 г. В деле их освобождения значительную роль сыграл граф Л. Н. Толстой.

Старообрядческий архиепископ Аркадий – Андрей, родом из села Куничного Бессарабской области (Кишиневской губернии). В 15 лет ушел из дому. В 1829 г. в старообрядческом Лаврентьевском монастыре Могилевской губернии принял пострижение в монашество. Жил в разных раскольнических поселениях за Прутом и Дунаем. Дважды путешествовал в Царьград. В 1847 г. в Белокриницком скиту, в Австрии, греческим митрополитом Амвросием рукоположен в епископы села Славы. В 1849 г. Аркадий был произведен в сан архиепископа. Арестован в 1854 г. и сослан в Спасо-Евфимиев монастырь с целью «удаления из мест прежней его деятельности и присоединения к Святой церкви».
С 1854 по 1881 гг. – секретный узник Суздальской монастырской тюрьмы. Освобожден в возрасте 73-х лет.

Старообрядческий епископ Алимпий – мещанин г. Калуги, в миру назывался Антонием. В 1814 г. поступил в старообрядческий Лаврентьевский монастырь Могилевской губернии, где в 1817 г. пострижен в монашество. С 1840 г. перешел в турецкие владения и поселился в Славском скиту, где в 1847 г. был рукоположен архиепископом Аркадием в епископы для г. Тульчи. Пойман в возрасте 60-ти лет. Сослан в Спасо-Евфимиев монастырь для присоединения к Святой церкви.
С 1854 г. – секретный узник Суздальской монастырской тюрьмы. 25 августа 1859 г. умер, погребен недалеко от Суздальского городского кладбища.

Старообрядческий епископ Конон - казак Козьма Смирнов, из войска Донского, Есауловской станицы. Родился в 1798 г., как казак до 25 лет находился на военной службе. Монашеское звание принял в Белой Кринице Австрийской империи. Там же в 1853 г. посвящен белокриницким митрополитом Кириллом в сан епископа Зыбковского (слободы Черниговской губернии). Пойман в 1858 г. в Киевской губернии. По Высочайшей воле направлен в Спасо-Евфимиев монастырь для «увещаний об оставлении его заблуждений и присоединения к Святой церкви».
С 1859 по 1881 гг. – секретный арестант Суздальской монастырской тюрьмы. Освобожден в возрасте 84-х лет. Умер 21 января 1884 г. во Владимире. Погребен на Рогожском кладбище в Москве.
Описание камеры отца Конона:
«…койка, кожаный тюфик, простыня, подушка, 2 стола, стул, жестяной подсвечник, кувшин, шарага, шлафрок нанковый на вате, кружка, солянка, столик и медный рукомойник с тазом; иконы – образ Ефимия и Сергия, Святой Николай, Неопалимая Купина, Троица, образ Богоматери, образ Сретения; книги – Библия, месяцеслов, часослов, библия Правильник».

Описание камеры священника Федора Померанцева:
«…Образ Даниила Столпника, койка, войлок, простыня, суконное одеяло, подушка, стол, стул, жестяной подсвечник, солняка, кружка, вешалка, столик с медным рукомойником, таз, 2 нанковых теплых на вате шлафрока, полушубок, кожаные сапоги, 3 пары белья и утиральников».



Из описи имущества арестантского отделения 1867 г.:
«Пищу заключенные употребляют два раза на обед и ужин». Могли подавать самовар, но чай и сахар арестанты должны были покупать на свои деньги. Употребляли в постные дни щи со снетками, кашу гречневую с постным маслом, в скоромные дни полагалась говядина, рыба и некоторые овощи.
Специальной тюремной одежды для узников не существовало. Арестанты из лиц духовного звания носили подрясники, тулупы, лица светские – кафтаны, халаты, тулупы. Белье было холщевое, обувь – сапоги, валенки.

Суздальская тюрьма имела печальную славу одной из самых жестоких в России. В 1905-1907 гг. она была упразднена, но ненадолго.

Отсидело в сырых казематах Спасской тюрьмы множество людей. Отдельные проводили здесь десятки лет, лишались разума, молодости, умирали от чахотки, от истощения сил, гнили от цынги. Другие сидели меньше, но итог один - смерть. И все это люди переносили только за то, что не желали верить и молиться так, как им хочется, как подсказывает совесть, убеждение, и не так, как того требовал святейший синод, консистория и их прислужники - отцы церкви.

Комендантом тюремной крепости являлся архимандрит Спасо-Евфимиева монастыря, человек духовного звания. Ему была подчинена охрана, он проводил надзор за заключенными. Не случайно, отвечая на их просьбы, он заявлял: «Я все и во мне все», то есть суд и помилование. Великий русский писатель - демократ А.И. Герцен был немало удивлен всему виденному в монастыре. В одном из номеров «Полярной звезды» он писал:
«Архимандрит, плечистый, высокий мужчина, в меховой шапке, показывал нам тюремный двор. Когда он взошел, унтер-офицер с ружьем подошел к нему и рапортовал: «Вашему преосвященству честь имею донести, что по тюремному замку все обстоит благополучно... арестантов столько-то». Архимандрит в ответ благословил его.

«Что за путаница!» - восклицает Герцен. В саму же тюрьму он допущен не был.

Казалось бы, странным, что духовное лицо, отрешившееся по учению православной церкви от реальной мирской жизни с ее страстями и волнениями ради спасения своей души, ходатайствующее перед богом (с церковного амвона) о спасении людей, любви к ближнему, сажает своего ближнего на хлеб и воду, морит в сырой камере и даже держит закованным в железные кандалы и шейные цепи, которые к тому же были запрещены в духовных тюрьмах инструкцией о содержании заключенных. Но ничего странного здесь нет. Церковь всегда была царским жандармом. И цепи в Спасской крепости, вопреки инструкции, существовали. Из описания историка Сахарова видно, что в одной из монастырских палат хранились цепи. Сахаров далее пишет: «Тут же видим орудия истязания, какому подвергались виновные люди, - цепи и наручные кандалы. Одна из цепей, длиною более двух аршин и весом до двух пудов, заканчивается с одной стороны зубчатым ершовым клином, вбивавшимся в стену, а с другой - околошейным охватом с петлями, в которые продевался замок, вероятно, пропорциональной с цепью величины и тяжести. Остальные цепи подлиннее и полегче этой».
Одна из этих цепей была найдена автором статьи в раскопанной траншее для водопровода на территории монастыря и передана в Суздальский музей, как один из убедительных аргументов церковной инквизиции. Заключение в кандалы и сажание заключенных на шейные стенные цепи практиковались даже в XIX в., казалось бы, в столь цивилизованном и культурном.

Воинская команда монастырской тюрьмы – это рядовые инвалидных команд, т.е. солдаты нестроевой службы. В 20-е гг. XIX в. происходит усиление воинской команды. Охрану тюрьмы осуществляют 24 человека рядовых, 1 ефрейтор, 1 унтер-офицер. Вся команда делилась на три смены по 8 человек в каждой. Во второй пол. XIX в. караул уменьшился до 10 солдат и 1 унтер-офицера, а в кон. XIX в. воинская команда была заменена вольнонаемной стражей из 4-х человек.

Разумовский Кирилл Алексеевич (1777 – 1829 гг.). С 1799 г. – камергер императорского двора. Из-за бесчинного поведения, за невоздержанную жизнь и вольные поведения, за невоздержанную жизнь и вольные мысли на счет нравственности и религии в 1806 г. был помещен в Шлиссельбургскую крепость.
В 1808 г. по приказу Александра I Разумовский отправлен в Спасо-Евфимиев монастырь с заданием для архимандрита: «стараться об исправлении узника, иметь за ним самый рачительный присмотр, внушать спасительные правила религии».
В 1822 г. освобожден и проживал в доме Владимирского губернатора П.И. Апраксина. Перевезен в Харьков, где и умер в 1829 г.

В 1821 г. по ходатайству Спасского архимандрита были посажены на цепь в Суздальской монастырской тюрьме отставной корнет Спичинский и прапорщик Александр Мещанков за «буйство». Целый месяц находились прикованными к тюремной стене два образованных человека. Все это делалось с разрешения владимирского губернатора и святейшего синода (см. «Труды Владимирской ученой архивной комиссии» Кн. П. стр. 31).

Капитан артиллерии Ильин просидел в «духовной тюрьме» 20 лет, несогласный с учением православной церкви Рудометкин - 17 лет. Селиванов, посаженный сюда в возрасте 104 лет (церковь не гнушалась и возрастом), просидел 9 лет и умер в камере.

Священник Золотницкий пробыл в Спасских казематах 37 лет и умер сумасшедшим. Здесь умер декабрист Федор Петрович Шаховской, тоже доведенный до сумасшествия царскими духовными сатрапами. Сюда же, в крепость, в глухие застенки монастыря правительство Александра III намеревалось заточить великого русского писателя Льва Николаевича Толстого.

В 1881 г. в арестантское отделение Спасо-Евфимиева монастыря был заключен, как обычно без суда и следствия, священник Симеон Маньковский за то, что, разубедившись в учении православной церкви, познав всю его нелепость и ложь, он просил святейший синод о снятии с него священного сана.

Из сохранившихся документов дела Маньковского видно, что через 15 лет заключения, в 1896 г., ему было учинено «увещевание». В доношении суздальского благочинного Хераскова во владимирскую консисторию сообщается: «1896 года, марта 14 дня в исполнение указа владимирской духовной консистории от 23 февраля сего года за №1490 протоирей суздальского Богородице-Рождественского собора Михаил Херасков совместно с протоиереем суздальской градской Воскресенской церкви Феодором Лебедевым, в присутствии настоятеля суздальского Спасо-Евфимьевского монастыря архимандрита Досифея, в келиях О, настоятеля производилось увещевание низверженному в причетники священнику подольской епархии Симеону Маньковскому в том, чтобы он, священник Маньковский, отказался от своего желания выраженного в прошениях своих владимирскому епархиальному начальству сложить с себя священный сан. По выслушании увещевания священник Маньковский остался на своем прежнем намерении, выставляя основания сего намерения и пожелания изложить письменно».

Как видно из другого документа, Маньковский был вторично навещен теми же духовными особами и подвергнут вновь «увещеванию». Результат оказался прежним. Под документами следуют подписи архимандрита Хераскова и протоиерея Лебедева. Вслед за ними приписка заключенного: «Увещевание слушал и остался при своем намерении сложить с себя священство. Симеон Маньковский».

Где же здесь безумствующий колодник, для которых предназначалась крепость? Хотя за 15 лет одиночного заключения Маньковский вполне бы мог сойти с ума. Но он как мы видим, дважды отвергает «увещевания» протоиереев, пытавшихся переубедить заключенного отказаться от намерения снять с себя священный сан. В дальнейшем Маньковский пишет: «Я писал прошение, надеялся на заповедь Христову «Стучите и отверзется вам», но я ошибся и не пойду больше к этой двери, где за беспокойство так тяжко бьют».

В начале 1905 г. стало известным высочайшее повеление об освобождения лиц, находящихся в заточении в монастырских тюрьмах Суздальского и Соловецкого монастырей. После этого «Правительственный вестник» (№51, 1905 г.) заявил, что «за освобождением помянутых лиц, в монастырях заключенных за религиозные преступления больше нет». Вздохнула свободнее вся прогрессивная Русь. Всем казалось, что пришел конец одному из самых мрачных пережитков средневековья с его инквизиторскими пытками. Все ждали царского указа о ликвидации церковных тюрем, но время шло, а такого указа не появлялось. По-прежнему существовало арестантское отделение при Суздальском Спасо-Евфимиевом монастыре, оставался на местах и военный караул тюрьмы во главе с фельдфебелем, исполнявшим роль надзирателя. Более того, из сметы приходов и расходов синода, выделявшего для Спасского монастыря средства, известно, что на 1907 год в графе расходов значатся: «на наем стражи при арестантском отделении суздальского Спасо-Евфимиева монастыря - 1020 рублей». Стало быть, монастырская тюрьма в Суздале все еще существовала.

Священномученик Серафим (Чичагов) в течение пяти лет, начиная с 1899 г., когда он был возведен в сан архимандрита, и по 1904 г. (включительно), являлся настоятелем Суздальского Спасо-Евфимиева монастыря.
В 1922-м г. по ходатайству епископа Суздальского Василия (Зуммера) Патриарх Московский и всея Руси Тихон возвел Леонтия (Стасевича) в сан архимандрита и назначил его наместником Суздальского Спасо-Евфимиева монастыря.

В 1923 г. монастырь, из которого были изгнаны последние 15 монахов, снова получает статус тюрьмы.
В 1923 - 1939 гг. в монастырской тюрьме существовал политизолятор (затем - тюрьма особого назначения). В нём содержались, в частности, митрополит Петр Крутицкий, экономисты Н. Кондратьев, Л. Юровский, партийные и комсомольские деятели В. Невский, М. Рютин, Л. Шацкин, И. Смирнов.

Новая голодовка в Суздальском концлагере. В конце декабря в 1-ом корпусе суздальского концлагеря, в котором содержатся 30 заключенных, вспыхнула голодовка. Главными требованиями голодавших были: 1) перевод больных в больницу; 2) улучшение санитарных условий в тюрьме.
Голодовка продолжалась две недели. Среди заключенных много больных, и состояние их во время голодовки значительно ухудшилось.
«Социальный Вестник». 17 января 1925 г.

Особый корпус Суздальского изолятора.
От лица, сейчас уже находящегося вне досягаемости советской диктатуры, мы получили сообщение об условиях, в которых содержатся заключенные, от которых ГПУ хочет получить «откровенные показания». Это лицо нам сообщает, что в этих условиях находилось большинство политических, привлекаемых по делу так называемого «Бюро меньшевиков». Следователи ГПУ в последнее время лиц, от которых они желают получить «признание своей вины» и «раскрытие соучастников» отсылают в Суздаль в специальный корпус изолятора. Этот корпус весь оборудован под одиночки-карцеры. Заключенного помещают в камеру, в которой нет ничего, кроме голых нар и параши. Оправка лишь один раз в день. Прогулок нет никаких. В окнах не т рам и стекол, вместо них наклонный жестяной щит. Зимою в камерах стоит лютый мороз. Весною и осенью разъедающая кости сырость. У заключенных отбирают все их платье и белье и выдают им: женщинам юбку и кофту, подбитую тонким слоем ваты, мужчинам брюки и ватный халат. Ни белья, ни одеяла. Все платье рваное и грязное. Мало того, как бы для того, чтобы морально сломить и унизить заключенного им дается платье больших размеров и не позволяют ни подвязать, ни подколоть одежду. Несчастным приходится двигаться, поддерживая все время рукой сползающую юбку или брюки. У камер поставлены часто сменяющиеся часовые, обязанность которых не позволять заключенным днем спать или лежать. Ни книг, ни газет, ни свиданий. Питание самое скудное. Мороз и сырость почти всех доводит до тяжелых заболеваний. Медицинской помощи почти никакой. Каждые несколько дней заключенного вызывают на ночной допрос, сущность которого, несмотря на его длительность, сводится лишь к одному: признаете ли себя виновным, и кто был ваш соучастник. Если ответ отрицательный, то заключенный вновь возвращается в тюрьму в карцер. При согласии отсылается в Москву. Очень многие не выдерживают такого режима. Администрация Суздальского особого корпуса, отправляя заключенного обратно в Москву, любит говорить с циничной усмешкой: «ну, теперь и вы подтвердите, что слухи о том, что в тюрьмах СССР пытают, совершенно лживые.
2 февраля 1933 г.

Архивные документы Суздальской тюрьмы за советский период были «уничтожены путем сожжения» 22 октября 1941 г. Известны только некоторые сведения о численности узников тюрьмы: в январе 1937 г. в ней находилось 96 яеловек, в последний год существования тюрьмы, в апреле 1939 г., в Суздале было 146 заключенных.

В июне 1940 г. на территории Спасо-Евфмиева монастыря был организован лагерь для интернированных – военнослужащих чешского легиона бывшей польской армии. С этого времени начинается «военная» история монастыря.

28 декабря 1941 г. приказом Берия в Суздале был организован фильтрационный лагерь для военнослужащих Западного и Калининского фронтов. В течение года проверку в лагере прошли 8232 человека. Все солдаты и офицеры советской армии, оказавшиеся в плену или в окружении противника прошли через такие лагеря и многие из них стали узниками ГУЛАГа.
В начале 1943 г. в монастыре были размещены военнопленные из разгромленной под Сталинградом группировки немецкой армии.
«Основной поток немецких, итальянских, румынских военнопленных начал поступать в 1943 г., после разгрома немецких войск под Сталинградом. Почти все прибывшие военнопленные страдали дистрофией, голодными поносами, у немцев на ногах были деревянные колодки, обмотанные платками или кусками одеяла. Ноги и руки у некоторых были обморожены до костей. По прибытии в лагерь всем полагалось пройти в баню, нижняя одежда сжигалась. Итальянцев долго не могли уговорить идти в баню, они думали, что это душегубка.
Санчасть лагеря располагалась в Братском корпусе, у нее была автономная кухня. Кроме советских врачей были немецкие военнопленные врачи и итальянские. На кухне работали итальянские военнопленные и готовили очень хорошо». Из воспоминаний Любовь Семеновны Стасенко, бывшей медсестры лагеря.

«…С наступлением весны 1944 г. итальянцы стали высаживать цветы близ корпусов… К лету была сформирована футбольная команда, которая играла против венгров. Матчи шли посредине двора монастыря при большом стечении болельщиков с той и другой стороны.
Кроме поклонников футбола, среди итальянских офицеров были люители живописи и музыки. Помню, что столовая, где они обедали, была необыкновенно красиво расписана южными цветами и пейзажами, веселыми птицами… Ставились спектакли. Женские роли исполнялись мужчинами. Костюмы шили из марли, которую красили зеленкой и стрептоцидом. Украшения – серьги, броши и т.п. – вырезали из консервных банок… Зрителей всегда хватало, особенно на сольных концертах Тотти, который пел неаполитанские песни…». Из воспоминаний Милы Торрэ (Аносовой) – дочери переводчицы лагеря Матильды Торрэ.

Благовещенская церковь в 1944 г. – магазин. Колокольня с галереей и церковью Иоанна в 1944 г. – магазин одежды. Преображенский собор в 1944 г. – столовая и столярная мастерская. Успенская церковь в 1944 г. – «клуб».
В январе-марте 1943 г., несмотря на предпринятые меры, от болезней и эпидемии сыпного тифа умерло 647 итальянцев. В лагере с 1943 по 1946 гг. умерло 2600 итальянских солдат и офицеров. На старом городском кладбище Суздаля в марте 1992 г. был установлен памятник погибшим, на открытии которого присутствовал президент Итальянской республики Франческо Коссига. По инициативе мэра итальянского города Клес Джакомо Дузини, бывшего военнопленного, в 1991 г. был заключен договор о партнерстве и сотрудничестве между городами Клес и Суздаль.


Скульптура – подарок бывших военнопленных, итальянских берсальеров. Текст на табличке: «С братской дружбой в надежде завтрашнего рая. Рим. Сентябрь 1993 г.»

«Священники были среди военнопленных. Они по своим религиозным потребностям сами организовывались. Службы проходили там, где им было удобно, проходили и в клубе.
С утра 9 мая 1945 года по радио говорили о том, что скоро будет важное правительственное сообщение, и пленные с нетерпением прислушивались к репродуктору, стоявшему на территории лагеря. Наконец прозвучало сообщение о капитуляции Германии. Комендантом лагеря в то время был итальянец полковник Нальдони, он подошел ко мне и попросил разрешения в честь этого события устроить колокольный звон. Один большой колокол все еще висел в то время на колокольне. Спрашивать было не у кого, я разрешил, и итальянцы раз десять ударили в колокол в честь окончания войны». Из воспоминаний Александра Сергеевича Майорова, бывшего начальника охраны и режима лагеря.

Лагерь для военнопленных был закрыт 18 июня 1946 г.

Колония

24 июня 1946 г. на территории монастыря была организована детская колония при МВД СССР. Первоначально там находились несовершеннолетние юноши, после бунта в 1947 г. они были выведены из колонии, их сменили девушки. Несовершеннолетние правонарушительницы учились в школе и получали специальное образование. В этом здании были классы производственного обучения швей – мотористок.
Самым ярким событием в жизни колонии был приезд первого космонавта Юрия Алексеевича Гагарина 17 сентября 1963 г.


Макет космического корабля – подарок Ю.А. Гагарина.


Экспозиции Спасо-Евфимиева монастыря:
- «История суздальских монастырей»;
- Золотая Кладовая - сокровищница прикладного искусства;
- Русская икона XVIII - начала XX века. Паломнические реликвии из перламутра XVIII–XIX вв.;
- Книжные сокровища шести столетий;
- Музей наивного искусства;
- Фрески Гурия Никитина (Спасо-Преображенский собор);
- Национальный герой-освободитель Дмитрий Пожарский;
- Аптекарский огород;
- «Побеждая время» - "живой" музей реставрации;
- Сплетение судеб - рассказ о творчестве режиссеров Тарковского и Гуэрры;
- Суздальская тюрьма.
Из истории тюрьмы в Суздальского Спасо-Евфимиева монастыря
История Суздаля.
Монашество в царствовании Петра I и Анны Иоанновны.

Copyright © 2015 Любовь безусловная


Категория: Музеи Владимирской области | Добавил: Jupiter (29.04.2015)
Просмотров: 1234 | Теги: Суздаль, Музеи, Тюрьма | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar

Владимирский Край

РОЗА МИРА

Меню

Вход на сайт

Счетчики
ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика

Поиск


Copyright MyCorp © 2016
Бесплатный конструктор сайтов - uCoz

ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика