Главная
Регистрация
Вход
Четверг
13.12.2018
07:56
Приветствую Вас Гость | RSS


ЛЮБОВЬ БЕЗУСЛОВНАЯ

Мини чат

ПРАВОСЛАВИЕ

Славянский ВЕДИЗМ

Оцените мой сайт
Оцените мой сайт
Всего ответов: 550

Категории раздела
Святые [134]
Русь [11]
Метаистория [7]
Владимир [989]
Суздаль [316]
Русколания [10]
Киев [15]
Пирамиды [3]
Ведизм [33]
Муром [330]
Музеи Владимирской области [56]
Монастыри [5]
Судогда [5]
Собинка [50]
Юрьев [118]
Судогда [37]
Москва [42]
Покров [74]
Гусь [104]
Вязники [186]
Камешково [54]
Ковров [279]
Гороховец [78]
Александров [165]
Переславль [93]
Кольчугино [38]
История [16]
Киржач [41]
Шуя [85]
Религия [4]
Иваново [39]
Селиваново [14]
Гаврилов Пасад [8]
Меленки [31]
Писатели и поэты [9]
Промышленность [59]
Учебные заведения [27]
Владимирская губерния [24]
Революция 1917 [44]
Новгород [4]
Лимурия [1]
Сельское хозяйство [73]
Медицина [22]
Муромские поэты [5]

Статистика

Онлайн всего: 7
Гостей: 7
Пользователей: 0

 Каталог статей 
Главная » Статьи » История » Суздаль

Пребывание во Владимирской Епархии Преосвященного Паисия, митрополита Апамийского

Пребывание во Владимирской Епархии Преосвященного Паисия, митрополита Апамийского

«Владимирские епархиальные ведомости» Неофициальная часть № 8 (15 апреля 1879 года)

Земное странствование каждого пришельца в мир по жизненной стезе действительно, как приравнивает святая наша церковь, подобно плаванию в океане. Доколе благоприятствует попутный ветер, кока не бушуют волны, странник спокойно течет к мирному пристанищу; но лишь воздвигнется напастей буря, забрызжут озлобленные волны, тогда горе бедняку, если не запасся он кормилом веры и надежды на святое Провидение. В общечеловеческом наречии называют эти волны несчастиями, а в частности — на христианском языке посещениями Божиими. Они обнаруживаются в разнородных, более или менее сильно потрясающих душу утратах земных благ, например в потере близких сердцу люден, в лишении почестей, богатства и т. и. Иные из таких посещений Божиих сопровождают страдальца до могилы, иные ограничиваются только временным испытанием, как бы предоставляющим испытуемому возможность более окрепнуть и возвыситься в добрых качествах. Но какой бы исход сих посещений ни предвиделся в будущем, они должны быть приемлемы с смиренною покорностью Промыслу и с тем твердым упованием, которое, по слову Апостола, не посрамит. Поучительным примером того, что действительно христианское терпение и твердое упование не посрамляют верующего даже и в настоящей жизни, может служить нижеприводимый эпизод из биографии Преосв. Паисия, митрополита Апамийского, заимствованный из официальных источников.

1811 года января 20 дня Епископ Владимирский Ксенофонт получил от Св. Синода от 8 января за № 25 указ, в котором было написано: «прошлаго 1810-гогода декабря в 14-й день г. Тайный Советник, Государственнаго Совета Член Синодальный Обер-Кавалер князь Александр Николаевич Голицын при предложении своем в Святейший Синод взнес репорт Синодальнаго Члена и Экзарха в Молдавии, Валахии и Бессарабии Преосвященнаго Гавриила Митрополита и Кавалера, и оригинальный доклад Преосвященному Экзарху, от тамошней экзаршеской Дикастерии поданный, об удалении Апамийскаго митрополита Паисия от должности Игуменствующаго в Галатском Вознесенском монастыре за расточение им монастырской собственности и за противление его вышней власти, в лице Экзарха действующей. Почему Святейшим Синодом того 14 декабря определено было: согласно с докладом экзаршеской Дикастерии Апамийскаго митрополита Паисия за расточение им монастырской собственности и за противление его вышней власти, в лице Экзарха действующей, каковое явил он Митрополит в письменном своем отзыве, что от кроме Патриарха Иерусалимскаго никому более не хочет быть подчиненным, отрешить от должности. В следствие сего имеет Преосвященный Экзарх, по предварительном сношении своем с господином Главнокомандующим Армиею, отправить онаго митрополита Паисия в Суздальский Спасо-Евфимиев монастырь , во Владимирской Епархии находящийся; вследствие сего предписать Его Преосвященству, дабы он приготовил в помянутом монастыре пристойныя келлии для помещения помянутаго митрополита Паисия, предписав настоятелю монастыря сего, дабы означенному митрополиту Паисию никуда выезжать из монастыря дозволяемо не было».
Далее из приведенного указа и из дел видно:
1) синодское определение было, чрез Обер-Прокурора, повернуто на Высочайшее утверждение и Его Императорское Величество на представление Синода соизволил.
2) Настоятельствовавший в то время в Спасо-Евфимиевом монастыре архим. Мельхиседек, в исполнение предписания Начальства, пристойные келлии митрополиту приготовил. Но где, в каком из монастырских зданий приспособлено было это помещение, того в рапорте настоятеля не объяснено. А можно предполагать его в верхнем этаже пристроя к Николаевской церкви, существующей при арестантском отделении за монастырской оградой. Это предположение основываем на том, что помещение здесь и в настоящую пору довольно обширное и светлое,— что при настоятельских покоях такого свободного места в то время не было и — что за арестантской оградой надзор за неотлучками митрополита из монастыря был вполне благонадежный.
3) «Молдовлахийская экзаршеская Дикастерия Игуменствовавшему в Ясском Галатском монастыре митрополиту Паисию Апамийскому ассигновала на годовое содержание из доходов сего монастыря шесть сот рублей (левов) ассигнациями, считая срок со дня прибытия Его Преосвященнаго в оный Суздальский Спасо-Евфимиев монастырь». Деньги два раза высылались по 300 руб. русскою монетою вперед на каждое полугодие, а в третий из Дикастерии получено Владимирскою Консисторией 300 левов (лев содержит в себе 40 пар, один рубль серебрянной монеты стоит четыре льва, а голландский червонец 12 львов, 300 львов составляют 25 червонцев) или. 25 червонцев.
4) Митрополит прибыл в Суздаль 30 апреля 1811 г. в сопровождении карантинного Комиссара Надворного Советника Познякова.

Достойно замечания, что знаменитый ссыльный, отправляясь в место заточения, ничего из своего достояния не успел, или не мог захватить с собою: потому что архим. Мельхиседек, по истечении первого полугодия, рапортовал Преосвященному Ксенофонту следующее: «половина года, на кою выданы были ему митрополиту те деньги (300 р.) кончилась по 30 октября и он митрополит выданные ему деньги уже все употребил на свое содержание и терпит ныне в пропитании себя не малую нужду: о чем рапортуя Вашему Преосвященству, покорнейше прошу: не благоволено ли будет, если присланы из помянутой экзаршеской Дикастерии означенному митрополиту Паисию на наступившую половину года деньги, доставить ко мне, если же не присланы, то отнестись туда о немедленной присылке оных дабы он митрополит не мог долее оставаться без пропитания».
Лишенный таким образом имущества и почестей, разобщенный не только с своими единоплеменниками, но и с родными по вере русскими славянами, знаменитый узник не ожесточился, не впал в отчаяние, как и следовало ожидать от лица, носящего святительский сан, но первее всего притек за утешением к Господу. И, чтобы иметь ближайшее дерзновение к небесному Врачу душ и телес наших, митрополит пожелал отправлять Ему служение в святом храме и просил Преосвященного Ксенофонта исходатайствовать ему пред Св. Синодом право на священнодействие. Сердобольный, блаженной памяти, Владыка, «генерально всеми классами народа здешней губернии искренно уважаемый и любимый за безпримерные его добродетели благочестия, человеколюбия и строгаго порядка», как выразился о нем кто-то из современников, не замедлил оказать живое сочувствие просящему, последствием же его старания было получено 19-го июля 1812 г. настоятелем Спасо-Евфимиева монастыря следующее письмо от Его Преосвященства: «Высокопреподобнейший отец архимандрит Мельхиседек! По представлению моему благоугодно было Святейшему Синоду дать дозволение Преосвященному Митрополиту Паисию совершать служение в Спасо-Евфимиевом монастыре с наблюдением в оном такого же порядка, какой и прочие Великороссийские епископы соблюдают. О чем я известил Его Преосвященнаго. Ризницу и прочее нужное к служению прислать не оставлю. Помнится, что рипиды есть в обители вашей, а трикирии и дикирии в Суздальском Соборе. Справясь о семь, равно и не имеется ли еще в помянутом Соборе и обители вашей потребных к архиерейскому служению вещей, не замедлите меня уведомить. Касательно же отправления служебнаго пения и протодиаконской должности, рекомендую вам сделать на сие внимание, и не можно ли избрать способных к тому людей из Суздальскаго градскаго духовенства, или монастырскаго братства и буде возможно, то прошу известить меня и о сем поименовав и избранных священно-служителей. Впрочем с любовию моею и почтением имею навсегда пребыть — усерднейший благожелатель ваш Ксенофонт, Епископ Владимирский. Июля 14, 1812 г. Владимир».

Вслед за сим, вероятно после происходившей частной переписки Владыки с архимандритом о том, что и как приготовить к служению митрополита, в исполнение указа Владимирской д. Консистории от 16 августа 1812 г. за № 4414, Ризничий Архиерейского дома иеромонах Димитрий выдал под расписку Спасо-Евфимиевскому Казначею иеродиакону Киприану атрибуты архиерейского служения при следующем реэстре:
1) «Омофор под № 5 алаго штофа, по нем серебреные и разных шелков травы, вокруг обложен легковесным сребреным гасом, по концам бахрама сребреная, на нем кресты и звезды, шитые золотом по отласу голубому, подкладка малиноваго гарнитура, при нем пуговиц сребреных восемь.
2) Саккос йод № 10 золотой парчи, по нем цветы толковые по серебреной земле, обложен оплечье и по борту в один ряд, а рукава и подол в два ряда легковесным серебреным гасом, назади звезда шита серебром, а воротник сребреным узеньким позументом, подкладка гарнитуровая оранжевая, при нем восемь пуговип сребреных позлащенных сканных.
3) Палица под № 9 насыпи серебреной с травами шелковыми, обложена гасом золотым, на ней крест шит золотом и три кисти золото-шелковые, подкладка алой тафты.
4) Трикирия и дикирия под № 16 серебренные, в них весу два фунта семьдесят пять золотников.
5) Посошной платок под № 4 белой тафты, с преди крест на красной фольге, шит золотом, в концах бахрама золотая.
6) Чиновник архиерейскаго служения в простом кожаном переплете.
7) Пять орлецов под № 10 шитые по красному, синему и желтому сукну.
8) Кафедра столярной работы позолочена, вверху обтянуто кожею, на нее чехол под № 5 и подушка под № 8 перюеневые травчетые, вокруг чехла бахрама шелковая, у него средина, а у подушки испод алой китайки полинялые».

Ризница, как видно, хотя и приличная, но не роскошная и при том без перемены. Впрочем полагать можно, что Преосв. митрополит и малым был много доволен: потому что, по рассказам Суздальцев, слышанных ими от стариков — современников Владыки, он совершил несколько литургий, при которых присутствовало не малое число молящихся. Впрочем и всех то богослужений отправлено, вероятно не более трех: ибо Владыке вскоре засияла отрадная заря освобождения из ссылки и возвращения в родной край.
На благоприятную перемену участи его повлияли произшедшие в 1812 г. некоторые политические изменения в нашем отечестве, означенные в мирном, после упорной с обеих сторон борьбы, договоре между Россией и Турцией, заключенном в то время когда могучий Наполеон вторгался в наши пределы. В указе Св. Синода об освобождении митр. Паисия от 22 сентября 1812 года, полученном Преосвященным Ксенофонтом ровно через месяц, обстоятельство это буквально изъяснено так: «по случаю заключения мира между Российскою Империею и портою Оттоманскою, во владение коей отошли Валахия и часть Молдавии, Государь Император Высочайше утвердить изволил положение комитета господ Министров о предоставлении свободы высланным внутрь России Греческим духовным особам возвратиться в монастыри, в коих они игуменствовали, с выдачею из казны на путевые издержки каждому по пяти сот рублей» и т. д.
Архипастырь Ксенофонт поспешил быть ангелом — провозвестником радости своему о Христе собрату. В этот раз, также как и при извещении о разрешенном митрополиту служении, он предупредил консисторский указ следующим благодушным письмом к Спасо-Евфимиевскому настоятелю: «Высокопреподобнейший отец архимандрит Мельхиседек! С нынешнею почтою от 22-го сентября получил я указ из Св. Синода о Высочайше дарованной свободе Преосвященному Митрополиту Паисию возвратиться в Молдавию, и в монастырь, где он прежде находился. Объявя ему о сем, рекомендую отправить его не медля во Владимир, и сделать возможное пособие в экипаже. Здесь получит он подорожную и путевыя деньги из казны пять сот рублей. Ризничныя вещи можете доставить повремени. Пребываю с любовию моею и почтением усерднейший благожелатель ваш Ксенофонт, Епископ Владимирский.—1812 г. октября 15 дня. Владимир».
Этого мало: есть предание, что Владыка, не допуская проволочки времени, вслед за сим письмом послал собственную карету с лошадьми за почтенным гостем.
И вот наконец, мужественно перенеся почти полуторагодовое изгнание, Преосвященный Митрополит Паисий 18 числа октября 1812 г. оставил Суздаль и по прибытии во Владимир, получив паспорт от Начальника губернии (Супонев Авдий Николаевич) и путевые деньги, отправился восвояси, где, конечно, обрел душевный мир, сладостнее ощущаемый после испытанных тревог, и возблагодарил Бога за Его святое посещение.

Л. Сахаров.
Владимиро-Суздальская епархия
Спасо-Евфимиев монастырь
Суздальская тюрьма.

Copyright © 2016 Любовь безусловная


Категория: Суздаль | Добавил: Jupiter (20.12.2016)
Просмотров: 404 | Теги: Суздаль | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar

Поиск

Владимирский Край

РОЗА МИРА

Меню

Вход на сайт

Счетчики
ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика


Copyright MyCorp © 2018
Бесплатный конструктор сайтов - uCoz

ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика