Асафов Михаил Васильевич
Асафов Михаил Васильевич (6.12.1950 —13.09.2018) — советский и российский актёр театра и кино. Заслуженный артист РСФСР (1989). Народный артист Российской Федерации (2008).
Асафов Михаил Васильевич родился 6 декабря 1950 года в Москве. Его отец — Василий Михайлович Асафов (1901—1959) — советский военный деятель, генерал-майор (1946). Родители Михаила Асафова - Василий Михайлович и Мария Дмитриевна познакомились в годы Великой Отечественной. Знаменитый генерал Василий Асафов лежал израненный в госпитале. А санитарка Мария ухаживала за ним. Михаил — четвёртый ребёнок в семье, отец умер, когда ему было 8 лет.
С 1967 года работал на телевидении осветителем, затем на главпочтамте Москвы.
В 1973 году окончил Школу-студию МХАТ.
С 1974 г. работал в Ивановском драматическом театре.
С 1977 года - актёр Владимирского областного театра драмы им. А.В. Луначарского.
Щедро одарённый от природы ярким темпераментом, отменным чувством юмора, прекрасными внешними данным, а актёрскую выучку получивший в одном из лучших театральных вузов страны, в школе-студии МХАТ, Михаил Асафов с первых же ролей на владимирской сцене был отмечен восторженной и верной зрительской любовью.
Актёр широчайшего творческого диапазона, он всегда был востребован режиссурой и равно блистателен в самых разнообразных ролях, от трагических, героических, романтических до самых неожиданных острохарактерных, возрастных – вплоть до эксцентрики и буффонады.
Его удивительный голос - с таким богатством красок и оттенков. Невероятная глубина. И человеческая цельность. Михаил Асафов как истинный Артист был соткан из противоречий и переживаний. Мощный талант, сила духа, харизма, мужской характер. Надевая каждый раз маску на сцене, в жизни Михаил Асафов был предельно настоящим. Без фальши. Всё делал страстно. Честно. На участие в программе "Вести с фронта" Михаил Васильевич согласился без раздумий. Читал фронтовые треугольники жителей владимирского края.
Заслуженный артист РСФСР (2.03.1989).
1995 г. «1. Давным-давно... Весеннее небо менялось непрестанно. То светило солнце, то хлестал снег с дождем. Ветер свирепствовал, рвал деревья, запутывал длинные пряди берез в узлы, раскидывал тучи. Лишь белые облака на горизонте неподвижно и долго стояли над театральной площадью, как колонны, которые держали косо идущие снеговые тяжелые тучи. Эти столбы облаков возвышались, будто в рост стоящие над театром святые в белых одеждах. На открытом пространстве площади в окружении церквей, Золотых ворот и бешено мчащихся облаков многоярусное, из стекла и бетона, здание неожиданно напоминало несущийся корабль... Перед утренней репетицией в театральных коридорах было тревожно. Шли разговоры о венках и цветах, а известные всему городу актрисы ходили в черном. "Когда похороны?" - спросил кто-то. - "Сразу после репетиции". На репетиции спектакля "Давным-давно" был срочный ввод актера: вместо уехавшего исполнителя входил в спектакль студент III года театральных курсов Устинов: - Начинаем с танцев! И шесть ловких молодцов танцевали и пели, и фехтовали на сцене снова и снова, одетые в обычные джинсы и свитера. Летели искры от сабель, а лица были грустны. А.А. Бурков, главный режиссер театра, поставивший этот спектакль, обратился к молодому актеру:
- Андрей, я очень сожалею, сочувствую...
Оказалось, умершая 83-летняя Ольга Васильевна Мансветова, бывшая актриса театра, - бабушка Андрея Щербинина, играющего драгуна Горича в спектакле - того обаятельного, с бородкой гусара, под аккомпанемент гитары которого все герои поют знаменитые мелодии Т. Хренникова. Шла репетиция, Андрей рассеянно участвовал в ней, но, возможно, невольно вспоминал, как бабушка усаживала его, маленького, в ложу на спектакле "Зайка-зазнайка", где она играла Зайчиху, и угощала его "реквизитом" - морковкой; как жили они в старом здании театра в служебной комнате, а, возможно, и о том, какой веселой всегда была бабушка, смешливой и доброй, живой и подвижной. А может быть, как росла березка у театра, посаженная дедом, бывшим директором театра, когда Андрею исполнился годик... Как жила эта большая театральная семья - отец Андрея тоже работал в театре, в осветительном цехе в 50-е годы и дружил с Е. Евстигнеевым. И, конечно, он вспомнил о том, как бабушка, по своей актерской интуиции, за три дня до смерти пришла в старое здание театра на ул. Гагарина - прощаться... "В молодости была звезда! - сказал о ней хранитель театральных легенд народный артист И.Ю. Туйметов. - Красавица была!" Спустя девять дней мы сидели в кабинете у Валентины Владимировны Ленковой, помощника главного режиссера по труппе, листали старые программки и вспоминали роли, спектакли... Кого только не играла О.В. Мансветова! Лидочку в "Свадьбе Кречинского", Анну Каренину (из Москвы приезжали критики посмотреть на нее, говорит В.В. Ланкова), Катерину в "Иван-да-Марье". Да сколько их было... И вот представьте, ну бывают же чудеса - когда-то играла Шурочку в том спектакле, что шел и в день ее похорон, тогда он назывался "Гусарская баллада", - играла давным-давно, лет 40 назад! Впрочем, в пространстве и времени нашего театрального корабля такие чудеса нередки. История театра уходит в середину XIX века, память хранит образы многих выдающихся актеров и режиссеров. Тогда, давным-давно, блистали здесь корифеи русского театра XIX века: А.П. Ленский, Т.А. Стрепетова, М.Н. Ермолова, О.О. Садовский. В мемуарах Ленский, прославленный актер и режиссер Малого театра, писал: "...никогда потом не встречал я такого хорошего отношения к искусству, к труппе, как у Огаревых (руководителей театра), тут во Владимире. Служба у Огаревых была превосходной школой... Многие пьесы шли прекрасно и с большим ансамблем". И вот, спустя сто лет, весенним вечерам при переполненном зале идет спектакль "Давным-давно" - так же прекрасно и с большим ансамблем. Восторженные, совершенно ошалевшие от блеска, фантазии, удали, веселья, музыки, динамичного действия, от зажигательной игры всех актеров, зрители и плачут, и смеются, забывая про затхлый быт, сквозь который пробивается подлинное искусство и вытаскивает на свет все лучшее, что есть в человеке. Спектакль идет почти четыре часа на одном дыхании, и актеры живут на сцене, совершенно забывая обо всем. Кто мы, откуда мы и куда идем? Герои 1812 года напоминают нам: мы не должны сейчас терять себя, когда в русской истории были такие люди. Добрый, чистый спектакль пробуждает уже глубоко сокрытые в нас патриотические чувства. Зал взрывается аплодисментами, когда появляется великолепный Кутузов (его играет народный артист Российской Федерации Леонид Соловьев, он же, кстати, играет Наполеона); когда гусарский поручик Ржевский в прекрасном исполнении засл. артиста Михаила Асафова заставляет гордиться ловкостью и самоотверженностью во имя Родины и Любви. 2. Три капитана Ильбар Юсупович Туйметов, этот настоящий театральный сказочник, Оле Лукойя, говорит: «Театр - корабль, это правильно. В этом есть логика. Любой корабль должен иметь капитана - это режиссер, главный режиссер. Пойдет ли корабль - решает он. И слово его – закон». Сидят вместе три режиссера - Алексей Александрович Бурков, Владимир Георгиевич Лаптев и Ерин Анатолий Алексеевич. И вдруг, - заглянув в дверь: - Как на корабле? - спрашивает сидящих директор театра В.А. Прищепа. - Нормально! - отвечает главный режиссер. Нынешняя раздробленность государств - бывших республик страны - прибила к нашему кораблю разных капитанов затонувших русских театров, которые, собравшись, как в Ноевом ковчеге, вышли в новое плавание. А.А. Бурков - заслуженный деятель искусств России и Бурятии - долгие годы был главным режиссером республиканского русского драматического театра в Улан-Уде. После гастролей в Москве в 1982 году, покоривших столичную публику и критиков, ему присвоили звание заслуженного. Владимир Георгиевич Лаптев - заслуженный артист Эстонской ССР - был режиссером и актером в Таллинском русском драматическом театре и сыграл там 130 ролей. Они знакомы с юности: вместе учились в 60-е годы в институте культуры в Улан-Удэ, в котором преподавали большие мастера сцены - мхатовцы, таировцы - бывшие ссыльные, оставшиеся на бурятской земле. В дипломном спектакле Буркова "Медея" Лаптев играл Ясона. Вместе они создавали молодежную студию актеров и ставили в 60-е мятежные годы спектакли, которые поднимали из кресел и взрывали зал - например, Войновича. Позже пути однокашников и единоверцев разошлись: Бурков после армии поступил в аспирантуру к Товстоногову в Ленинградский институт театра, музыки и кино, а Лаптев в аспирантуру ГИТИСа - к Гончарову, главному режиссеру Театра Маяковского, после чего Владимир Георгиевич попал в Таллинн, а Алексей Александрович - в Улан-Уде главным режиссером. О выпускном спектакле Буркова, поставленном в ГРУДТ Бурятской АССР, о "Медее", писала газета "Правда" солидную и восторженную рецензию. Не раз он покорял москвичей. А в 1992 году два капитана встали на якорь (правда, Бурков года на два раньше) во Владимирском театре, чтобы за несколько лет поставить много ярких спектаклей. А.А. Бурков поставил "Смуту", за которую удостоен премии на фестивале А.К. Толстого, спектакли: "Иван - не будь дурак" по пьесе Островского, "Лев зимой" по Голдмену, "Дядя Ваня" Чехова и др.; В.Г. Лаптев - "Свет мой, Сашенька" (его недавно транслировали по радио России), "Романтики" по Э. Ростану, "Я люблю эту серую кошку", "Две девушки приглашают" (пьесы Льва Проталина) и др. Для пополнения команды новыми силами они создали актерскую учебную студию, в которой идут занятия по солидной программе уже три года (в Таллинне Лаптев выпустил восемь актерских курсов!). Бурков, придя в театр в 1990 году, обновил команду: привез из Воронежского театрального училища пять талантливых молодых актеров. Но при этом он вернул на корабль "старую гвардию" - мастеров, ветеранов сцены, которые до него были уволены на пенсию, - И.Ю. Туйметова, А.А. Зотова, О.В. Денисову и других. И корабль, который, по свидетельствам многих членов экипажа, уже прилично затягивало в болото от внутренних разногласий и интриг, выполз и медленно тронулся в путь... И.Ю. Туйметов, вдохновленный возвращением в театр, поставил в качестве режиссера спектакль "Выходили бабки замуж", где играют почтенные актеры, но как играют! Как незабываемо заслуженная артистка О.В. Денисова танцует "цыганочку", сверкая глазами, с каким обаянием и теплым юмором ведет роль "жениха" бабок - деда Абдуллы - сам Ильбар Юсупович. Каждая из "бабок" хороша - у каждой актрисы - и у С.Г. Соловьевой, и у Л.Г. Лозинской, и у Г.А. Борисовой - свои слог, жесты, судьба. И опять у зрителей я вижу и слезы, и смех. Третий капитан на корабле - режиссер Ерин Анатолий Алексеевич - служит в экипаже 10 лет и успел уже пространство корабля спроецировать на сцену: в спектакле "Сокровища капитана Флинта" развеваются паруса - белые театральные кулисы, которые ложатся на штанкеты - и чисто театральными средствами без особых декораций на сцене возникают образ корабля, романтика, дальние плавания, приключения... Ерин, как и Бурков, и Лаптев, - из непокорного поколения "оттепели". В те годы он тоже в молодежном театре в Красноярске участвовал в авангардных, "левых" спектаклях, которые взрывали зал на две половины. Позже учился на режиссерском отделении в ЛГИТМИКе. Работал режиссером в Иркутске, в Орле. А сейчас наших трех капитанов объединяют общие большие идеи: найти лицо театра через репертуар, ставить русскую классику, которая должна зазвучать по-новому. Чтобы возродить, говоря высоким слогом, русскую ментальность. Из спектаклей этого сезона, которые поставил Ерин, зрительский успех выпал на постановку водевилей "Я русский на манер французский" - по водевилям А.П. Чехова, А.И. Крылова, Д.Г. Ленского, - чистосердечных, смешных и добрых, в которых великолепно играет В. Лаврентьев. С успехом шли "Хочу сниматься в кино", "Лисички", детский спектакль "Золотой цыпленок" и др. На капитанский мостик нередко встает и народный артист Леонид Алексеевич Соловьев. Незабываем его спектакль "Записки сумасшедшего" по Гоголю: как жаль, что этот спектакль уж не идет! Другие его постановки - красочные, волшебные детские "Конек-Горбунок", "Аленький цветочек", комедия "Чао". Их отличает смелая фантазия, свободный полет образов и мыслей. - Это самородок, - говорит о нем Бурков. 3. Команда Окончен спектакль. Зрители одеваются; много студентов, а на устах у них - шутки из пьесы "Чао", который только что смотрели: "Я говорю с ней на древнегреческом, а она отвечает мне на марсианском". - "А вы освойте марсианский". В фойе еще слышен смех, блестят глаза, зрители восхищаются игрой засл. артистов Г.С. Шевченко (Куфисель) и Л.А. Акининой (госпожа Мартине), и молодыми очаровательными актерами И. Клочковым (Венсан) и М. Егоровой (Софи) и не подозревают, какое невиданное зрелище разворачивается в пустом зале. Четыре хрупкие немолодые женщины за несколько секунд разматывают огромные серые полотна диаметром метров 20 и накрывают ими кресла в зале фантастически ловко. - Вы будто паруса разматываете, - шучу я. - А мы матросы! - мгновенно отзываются они со смехом. Одна из женщин - Клара Владиславовна Крамок сейчас работает контролером, а раньше, до пенсии, была помощником режиссера, а ее муж был директором театра. Другая, Л.П. Пушкарева (Скобелева), - бывшая актриса. Они говорят: - Театр - это семья, не работа. Мы здесь - братья и сестры, бабушки и дедушки, и любая работа важна. И я вспоминаю, как главный режиссер говорил: - На Западе про нас пишут: русский театр - это дом. Мы должны сохранить наш Дом! Есть такое понятие у Немировича-Данченко - "театральный человек" - это не только актер, художник, но и вахтер, гардеробщик, рабочий сцены и т. д. Сейчас в экипаже нашего корабля остались настоящие театральные люди, которые самоотверженно, бескорыстно, за мизерную плату (у актеров потолок - 300 тыс. руб.) не просто служат, а живут театром, нередко работая за двоих, за троих. Например, актер Андрей Щербинин - еще и зав. радиоцехом. А зам. директора С.Г. Кириков, работая без выходных и с утра до позднего вечера, один выполняет обязанности, которые в Вологодском театре исполняют пять человек! По этому поводу в театре шутят: "Театр - это еще и неизлечимый диагноз". Здесь много годами отработанных обычаев, приемов наладки сложнейшего механизма, строгая дисциплина, когда каждый вершит свое дело без особого принуждения. Украшает корабль замечательный художник - Станислав Бахвалов. В его декорациях всегда есть тонкое ощущение образа спектакля, ощущение пространства, присущего именно данной теме, времени. В них чувствуется большая культура и еще что-то, что трудно передать словами - какое-то дыхание театра: он создает лицо театра. Не каждому театру посчастливилось иметь в "команде" своего драматурга. Работать над пьесой вместе с автором - это живой и увлекательный процесс: драма рождается прямо на сцене. На нашем театральном "корабле" два спектакля поставлены по пьесам Льва Проталина (это литературный псевдоним Валерия Ильича Канахина, зав. литературной частью): "Две девушки приглашают" и "Я люблю эту серую кошку". Им написано несколько пьес, театры проявляют к ним интерес: пьесы идут по России; сняты два фильма по его сценариям - "Дом на Рождественском бульваре" (по пьесе "Ништяк") и по мотивам рассказов И. Бунина - "Мещерские". В Германии, в г. Эрлангене, готовится к постановке пьеса «Ништяк». Валерий Ильич - настоящий театральный человек: он профессиональный артист, окончивший актерский факультет Щепкинского училища при Малом театре, это человек, хорошо знающий законы сцены и тайны драматургии. Но главное в команде - это актеры. Во Владимире собран актерский ансамбль, в котором представлены разные школы: Школы-студии (ВУЗ) при МХАТе, ЛГИТМИКа (ныне Санкт-Петербургская Академия им. Черкасова), ГИТИСа, Красноярского института искусств, Воронежского, Харьковского и так далее. А.А. Бурков как главный режиссер слепил из представителей разных театральных школ команду, которая, в целом, разговаривает на одном языке и у которой одна вера. Как пошутил Михаил Васильевич Асафов: - Сейчас в команде бунта нет. Пока каждый выполняет свое дело, и это - слава богу, поэтому мы отшвартовались и корабль плывет. Бывает, конечно, и штормит, и заносит, и морская болезнь случается - а на каком корабле этого нет? Главное-то в другом. Кстати, Асафов - мхатовец. С Н.А. Гороховым они ровесники и учились в одно время - у Грибова, Стриженова, Массальского, участвовали в спектаклях МХАТа. Интересно, что Асафов, коренной москвич, сын генерала - участника Великой Отечественной войны, в свое время сбежал из Суворовского училища, чтобы трижды поступать в театральное! Этих актеров со мхатовской школой отличает высокая актерская техника и интеллект. Оба они заслуженные артисты России. Много интересного можно рассказать и о других актерах - потрясающая была бы книга! Например, заслуженные артисты Людмила Алексеевна Акинина и Александр Ефремович Чубченко. Они когда-то учились в филиале Школы-студии МХАТа в Красноярске. Сложилась театральная семья. На нашем "корабле" - более 20 лет. Много замечательных спектаклей связано с их участием. В.В. Ленкова вспоминает, какой успех имела Людмила Алексеевна: даже в Риге на гастролях в 1977 году зрители спрашивали билеты за два квартала до театра, а тогдашний председатель Гостелерадио, совершенно очарованный ее игрой, отдал приказ сделать запись этой постановки на Всесоюзном радио. Много запомнившихся зрителю ролей сыграла Акинина, например, главную роль в "Медвежьей свадьбе" по пьесе Луначарского, в "Украденном счастье" по пьесе Ивана Франко, Катерину Измайлову в спектакле по Лескову. А.Е. Чубченко оставил след в душе зрителей своим исполнением многих ролей и особенно, по рассказам ветеранов театра, в спектакле "Иван и Мадонна", в спектакле "Последний журавль" (роль Степана), в спектакле "Белая болезнь" по К. Чапеку и др. В этой театральной семье вырос сын Андрей - ныне ведущий актер МХАТа. Есть работа. Есть талант, ум, силы. Есть борьба за выживание, за детей. Балов - нет. Есть бенефисы. А бенефис, по мнению Татьяны Ивановны Евдокимовой, неповторимой Филумены, - это дань актеров любимой роли: "Мы должны отдавать должное судьбе за то, что этапная роль, этапный спектакль были в нашей жизни". "Филумено Мартурано" шла во Владимирском театре 9 лет на аншлагах, зрители смотрели спектакль по нескольку раз. А спектакль не умер за столько лет: сыновей Филумены (Горохова, Асафова) заменили новые (С. Приставко, И. Бирюков, А. Щербинин), а Татьяна Ивановна все в своей силе и славе! И склоняются к ее ногам в день чествования "тузы" города, несут цветы зрители, а члены экипажа корабля устраивают целое представление, читают стихи, поют, танцуют. - Я покорена, - признается Татьяна Ивановна после бенефиса. - Это моя семья. Что-то привораживает здесь нас всех. 4. "Дядя Ваня" на "верхней палубе" На малой сцене - "верхней палубе" - герои так близко, что можно до них дотронуться рукой. Сначала - смущение, но вскоре принимаешь условия игры. И веришь, веришь. Я забывала мгновениями о себе, о том, что это театр, таинственно погружаясь в другую жизнь. Этот спектакль как сон. Условная обстановка начала века. Буфет с наборными стеклышками, венские стулья, белоснежная скатерть, цветы. Часы! Непременно часы - длинный футляр с маятником, столь тревожным. Вечерний фонарь под капроновой сетью - сумерки. Птицы поют. Изумительная игра всех актеров. Завораживает своей красотой Елена Андреевна (заел. арт. Литвы О. Демичева). Как совершенна в своей пластичности Соня, духовность которой тонко передает Галя Халецкая. Как сидят напротив друг друга, соединившись лбами, смешной, человечнейший дядя Ваня (Асафов) и его страстный друг Астров (Горохов) в последней сцене: - Ты ее обнимал? - Да, я ее обнимал! Как страшно бледнеет профессор Серебряков (А.Е. Чубченко), когда дядя Ваня стреляет в него… Гармония. Гармония многих - всех участников спектакля. Ее мало в нашей жизни. А в театре - вот она - живет. Этот спектакль, который поставил А.А. Бурков, отличается отсутствием фальши: каждый актер по-чеховски многозначен и точен, прелесть их игры в том, что не передается словами - а взглядами, паузами, внутренним чувством. При этом возникает ощущение образа автора. Как сказал бы Станиславский, "красивая, художественная, подлинная правда..." Чтобы так сыграть Чехова, надо передумать, почувствовать почти то, что передумал сам автор. Как ученик Георгия Товстоногова, А.А. Бурков убежден в том, что театр - искусство вторичное, первичен литературный текст, а режиссер - добровольный "раб" автора. Во времена Чехова знаменитая речь Астрова в III действии о сжигании лесов и гибели животных воспринималась символически, как иносказание, и режиссеры того времени ставили ату сцену как не очень уместные философствования Астрова. И вот настало время, когда слова Астрова остро отзываются болью в душах свидетелей экологического кризиса. В спектакле Буркова эта сиена - одна из самых волнующих. Неправда, что Чехов устаревает: он остается одним из "немногих прорицателей, которые сто лет назад по слабым симптомам поставили диагноз начинающейся тяжелой болезни ", - как писал А.П. Чудаков. После спектакля захотелось читать К.С. Станиславского: "Чехов - неисчерпаем, потому что, несмотря на обыденщину, которую он будто бы всегда изображает, он говорит всегда, в своем основном, духовном лейтмотиве, не о случайном, не о частном, а о человеческом с большой буквы..." И.Ю. Туйметов в своей неопубликованной статье "Искусство артиста" пишет: "Театральное искусство - искусство коллективное: драматург, режиссер, художник, музыка, свет и т. д. Но все усилия должны быть направлены в период создания спектакля на главное - на артиста. Артист в сценическом искусстве должен быть фигурой номер один. Язык, которым говорит поэт, - слова, язык музыканта - звук, язык живописца - пятно цвета, положенное на холст, язык спектакля - артисты. И как набор слов еще не стихотворение, набор случайных звуков еще не симфония, набор случайных пятен - не картина, так и набор просто артистов в спектакле без творческого подхода к роли, без фантазии, направленных на решение и воплощение художественного образа, - не спектакль. Художественный образ - это когда обобщение в созданном артистом образе выходит далеко за пределы исполняемой им роли". Прощаясь с нашим кораблем после этих тонких и точных слов об актерском труде, вспомним снова Островского: "Талант и сам по себе дорог, но в соединении с другими качествами: с умом, с сердечной добротой, с душевной чистотой, он представляется нам уже таким явлением, перед которым мы должны преклоняться"» (Татьяна ВАСИЛЬЕВА. И КОРАБЛЬ ПЛЫВЕТ... Встречи и впечатления. 1995 г.).
18 сентября 2007 года актеры-единомышленники открыли театр «Фавор». Асафов Михаил Васильевич единодушно был выбран главным режиссером и художественным руководителем коллектива, директором театра поставили Анну Ивановну Левицкую.
Народный артист РФ (4.10.2008). В творческом багаже артиста за четыре десятилетия его верного служения владимирской сцене накопилось более ста ролей, причём преимущественно это роли главные. Поклонникам театра Михаил Асафов был знаком по главным и значительным ролям в спектаклях «День чудесных обманов» Р. Шеридана, «Касатка» А.Н. Толстого, «Картина» Д. Гранина, «Молва» А. Салынского, «Мера за меру» У. Шекспира, «Алые паруса» А. Грина, «Белая болезнь» К. Чапека, «Оптимистическая трагедия» В. Вишневского, «Лес», «Без вины виноватые» А.Н. Островского, «Милый друг» Ги де Мопассана, «Мольер» М. Булгакова, «Слепые» М. Метерлинка. Особенно памятны владимирцам его поручик Ржевский в «Давным-давно» А. Гладкова, Дон-Жуан в «Дон-Жуане» Г. Фигейреду, Иванов в чеховском «Иванове» и Войницкий в «Дяде Ване». Известен Асафов в роли правдолюба Гуревича в «Вальпургиевой ночи» по Венедикту Ерофееву, Виктора в «Семейном портрете с посторонним» С. Лобозёрова, Дункана Макфи в фантасмагории Р. Риза и Э. Элиса «Условия диктует леди», барона в миниатюре «Скупой рыцарь» (спектакль «Житие Алксандра Болдинского» по «маленьким трагедиям» А. С. Пушкина); Подколёсина в гоголевской «Женитьбе», полковника Пикеринга в «Пигмалионе» Б. Шоу, Оргона в «Тартюфе» Ж.-Б. Мольера, Крутицкого в «На всякого мудреца довольно простоты» А. Островского, Городничего в «Ревизоре» Н. Гоголя, Фальстафа в «Виндзорских насмешницах» У. Шекспира. Были самыми любимыми спектаклями владимирских зрителей и режиссерские работы Михаила Асафова - драма Жана Ануя «Пассажир без багажа» и музыкальная комедия Кена Людвига «Примадонны». Михаил Асафов неоднократно удостаивался приза зрительских симпатий как лучший актёр года. Знали и любили творчество Асафова не только во Владимире и области: его мастерство, талант оценили жители многих городов России и СНГ, а также Чехии и Германии, где артист бывал с владимирским театром на гастролях.
Ушёл из жизни 13 сентября 2018 года. Похоронен на Аллее Славы Владимирского городского кладбища Улыбышево.
Полковниг Пикеринг, «Пигмалион»
Режиссёр Ллойд Даллас, «Шум за сценой»
Дон Кихот, «Дон Кихот»
Садовод Нонанкур, «Страсти по соломенной шляпке»
ТЕАТРАЛЬНЫЕ РАБОТЫ: Владимирский театр драмы: «День чудесных обманов», Р. Шеридан; «Касатка», А.Н. Толстой; «Картина», Д. Гранин; «Молва», А. Салынский; «Мера за меру», У. Шекспир; «Алые паруса», А. Грин; «Белая болезнь», К. Чапек; «Оптимистическая трагедия», В. Вишневский; «Лес», А.Н. Островский; «Без вины виноватые», А.Н. Островский; «Милый друг», Ги де Мопассан; «Мольер», М. Булгаков; «Слепые», М. Метерлинк; Князь Тугоуховский - «Горе от ума», А.С. Грибоедов; Батрак Кенди - «О мышах и людях», Д. Стейнбек; Поручик Ржевский - «Давным-давно», А. Гладков; Дон-Жуан - «Дон-Жуан», Г. Фигейреду; Иванов - «Иванов», А.П. Чехов; Войницкий - «Дядя Ваня», А.П. Чехов; Гуревич - «Вальпургиева ночь», Венедикт Ерофеев; Виктор - «Семейный портрет с посторонним», С. Лобозёров; Дункан Макфи - «Условия диктует леди», Р. Риз и Э. Элис; Прохор - «Наследники» (первая редакция «Вассы Железновой»), М. Горький; Барон ("Скупой рыцарь") - «Житие Александра Болдинского» по «Маленьким трагедиям» А.С. Пушкина; Подколёсин - «Женитьба», Н.В. Гоголь; Полковник Пикеринг - «Пигмалион», Б. Шоу; Грег - «Сильвия», А. Герни; Оргон - «Тартюф», Ж.-Б. Мольер; Франсуа Пиньон - «Ужин дураков», Ф. Вебер;
Ричард Уилли - «№ 13», Р. Куни (2003, реж. Алексей Бурков); Петр Константинович Муромский - «Свадьба Кречинского», А.В. Сухово-Кобылин (2007, реж. Сергей Морозов); Режиссёр Ллойд Даллас - "Шум за сценой", Майкл Фрейн (2006, реж. Олег Белинский); Судья Бредуазон - «Безумный день, или Женитьба Фигаро», П. Бомарше (2008, реж. Ювеналий Калантаров); Приказчик Акоп - "Ханума", А. Цагарели (2008, реж. Зураб Нанобашвили); Городничий Антон Антоныч Сквозник-Дмухановский - "Ревизор", Н.В. Гоголь (2008, реж. Сергей Морозов); Садовод Нонанкур - «Страсти по соломенной шляпке», Э. Лабиш (2009, реж. Любовь Гордеева); Чампион - "Круг", С. Моэм (2009, реж. Юрий Ильин); Граф Глостер - «Король Лир», У. Шекспир (2009, реж. Линас Зайкаускас); Автор - «Т.Т. Твардовский. Тёркин» (2009, реж. Роман Феодори); Дон Кихот - «Дон Кихот», М. Сервантес, Е. Шварц (2010, реж. Александр Плетнев); Чебутыкин - «Три сестры», А.П. Чехов (2010, реж. Александр Огарев); Александр Амилькар - «Господин, который платит», Ив. Жамиак (2010, реж. Искандэр Сакаев); Крутицкий - "На всякого мудреца довольно простоты", А.Н. Островский (2011, реж. Сергей Морозов); Сэр Джон Фальстаф - "Виндзорские насмешницы", У. Шекспир (2011, реж. Владимир Гурфинкель); Юрий Долгорукий (отец Андрея) - "Андрей Боголюбский", А. Чеботарев, С. Жучков, С. Хромов (2011, реж. Сергей Морозов); Доктор Эммет (главный врач клиники "Тихая обитель") - "Странная миссис Сэвидж", Джон Патрик (2012, реж. Олег Куликов); Фредерик Леметр - "Фредерик, или Бульвар преступлений", Эрик-Эммануил Шмитт (2013, реж. Сергей Морозов).
Режиссёрские работы:
«Пассажир без багажа», Жан Ануй (2007); «Примадонны», Кен Людвиг (2009).
ПРИЗЫ И НАГРАДЫ:
Областная театральная премия «Триумф» в номинации «За лучшее исполнение мужской роли» (роль Франсуа Пиньона в спектакле «Ужин дураков»), 2001 год.
Почётные грамоты администрации Владимирской области (2001, 2005).
Лауреат премии им. Евстигнеева (2011).
Источник: АСАФОВ Михаил Васильевич [Электронный ресурс] // Владимирский академический театр драмы: [сайт]. – 2017. – URL: https://www.dramavladimir.ru
Владимирская энциклопедия |