Крепостной театр меленковского помещика Николая Никитича Названова
/Из прошлого Владимирского края. Сборник первый. Издание Владимирского Окружного Научного Краеведческого Общества. Владимир – 1930./
1. Театры города Владимира
2. Крепостной театр меленковского помещика Николая Никитича Названова
3. Крепостной театр шуйской помещицы Екатерины Ивановны Барсуковой
4. Крепостной усадебный театр А.В. Суворова
5. Крепостной усадебный театр графа А.Р. Воронцова в селе Андреевском
Крепостной театр Владимирского края, как, впрочем, и многих других мест, почти не подвергался изучению. Вследствие этого о нем известно очень немногое: отрывочные сведения о театре А. В. Суворова (Находился в его поместье — селе Ундоле), да появившаяся в самое последнее время статья о театре А. Р. Воронцова (Театр Воронцова находился сначала в имении Алабухах, Тамбов, губ., а потом, с 1794 г., в селе Андреевском, Покровского уезда, Владим. губернии.). Между тем, помимо этих театров, во Владимирском крае существовали и другие. И в числе их прежде всего было не мало театров рядовых, принадлежавших не таким магнатам, как Суворов или Воронцов, а помещикам средним и даже мелким. Об этих театрах мы уже совершенно ничего не знаем. И думается, что не лишней и не безынтересной будет поэтому настоящая статья, проливающая некоторый свет на жизнь именно таких рядовых театров Владимирского края, остававшихся доселе совершенно неизвестными. В основу статьи положены архивные материалы. Но следует заметить, что они не представляют собою счастливого исключения из вообще крайне скудных данных, сохранившихся о крепостных театрах. Подобно им, материалы наши отрывочны и односторонни. Описать исчерпывающе на основании их те театры, о которых идет здесь речь, нельзя. Можно лишь выявить некоторые эпизоды из их жизни. Но даже и эти эпизоды представляют большой интерес, как яркие страницы из жизни рядовых крепостных театров эпохи 20-40-х годов XIX столетия, эпохи, когда крепостной театр переживал упадок и превращался из барской забавы в своеобразную доходную статью поместья.
В 20 — 40-х годах ХІХ-го столетия крепостным театром во Владимирской губернии обладал, между прочим, меленковский помещик «отставной гвардии штабс-капитан и кавалер» Николай Никитич Названов. Познакомимся вкратце с этим театралом-крепостником, чтобы лучше уяснить себе физиономию принадлежавшего ему театра, на котором, конечно, всецело отражался вкус и характер владельца. Николай Никитич Названов родился в 1784 году. По дворянскому обычаю того времени, он рано, будучи всего 16 лет, вступил в военную службу подпрапорщиком во Владимирский гарнизонный батальон. В 1804 году он перевелся отсюда в Измайловский гвардейский полк, где затем и протекла вся дальнейшая его служба, сначала в рядовом, а потом в офицерском звании. Служа в гвардии, Названов участвовал в войне с французами и был в боях под Аустерлицем и под Фриндландом. В последнем сражении он был контужен и за проявленную здесь храбрость награжден золотой шпагой. По окончании войны Названов состоял адъютантом при военном министре графе Аракчееве и одновременно с этим исполнял многие другие обязанности. В начале 1812 года Названов вышел в отставку в чине штабс-капитана и уехал на родину. Но в том же году ему опять пришлось вступить на военную службу во Владимирское временное ополчение, созванное по случаю наступления «Наполеона, и оттуда выйти только после роспуска его — 1 июня 1814 года. После этого Названов уже прочно осел в родовом своем поместье — селе Приклоне, расположенном в 2-х верстах от уездного города Меленок, Владимирской губернии. Помещиком Названов был в общем крупным. Недвижимое имущество его состояло из 735 крепостных душ, из которых 360 душ было родовых и 375 «благоприобретенных». При этом он представлял собою человека для провинции бывалого, развитого, хорошо усвоившего за время службы в Петербурге барские моды и привычки. Все эти качества очень ярко отразились на образе жизни Названова и в Приклоне. Поселясь там, он обзавелся изысканнейшей забавой дворянства того времени — крепостным театром, которым и сам развлекался и, как водилось тогда, тешил соседей — дворян. Благодаря всему этому, Названов приобрел в меленковском захолустье большую известность и скоро выдвинулся в первые ряды довольно бедного и серого местного дворянства. В 1817 г. оно избрало его в уездные предводители, каковым он, за небольшим перерывом (1824-1827 гг.), и состоял по 1834 год. После этого Названов долгое время был совестным судьей. Обладание крепостным театром давало Названову лестную для него возможность щеголять перед соседями помещиками, пускать им при случае пыль в глаза. В дворянском быту это тогда было модно и даже считалось одним из верных способов поддержания личного достоинства. Но так продолжалось недолго: времена изменились, и крепостной театр стал Названову не по карману. Произошло это в начале 20-х годов XIX столетия. В это время, как известно, крепостное дворянское хозяйство вступило в полосу упадка, будучи задето аграрным кризисом, возникшим на почве сокращения заграницей спроса главнейших продуктов нашего земледелия. Последнее обстоятельство нанесло страшный удар помещичьему хозяйству, лишив его главной доходности — торговли хлебом. И благосостояние помещиков с этого времени пошатнулось. Одни
из них стали разоряться, другие же, наиболее предприимчивые, делать попытки вывести свое хозяйство из кризиса путем повышения его доходности через развитие всякого рода промышленных и коммерческих операций. В этот момент реорганизации крепостного хозяйства стало уже не до театров: они требовали на свое содержание в общем значительных средств, а их у помещиков теперь уже не было. Поэтому крепостной театр вынужден был или ликвидироваться, или превращаться в доходную статью поместья. И действительно, многие помещики, из сохранивших свои театры, стали промышлять ими: отпускать актеров на оброк, разъезжать со своими труппами по городам и ярмаркам и давать за плату представления. Так, под влиянием разложения крепостного хозяйства и нарождающегося промышленного капитализма «совершился переход крепостных театров на промышленные публично-театральные начала». Аграрный кризис, как явление общерусское, не прошел, конечно, и мимо Названова. Хозяйственные дела его тоже крайне запутались, вследствие чего все имения свои ему пришлось заложить в Московском опекунском совете. И театр, понятно, стал ему уже не по карману. Но, не желая расставаться с ним, он последовал примеру других помещиков: стал время от времени разъезжать со своей труппой по городам и давать за плату представления. В нашем распоряжении имеются сведения о выступлениях театра Названова во Владимире. Они относятся к 1832 году. В октябре месяце этого года управляющий «театральной конторой» Названова, дворовый человек его Алексей Лабутин обратился к владимирскому губернатору (Курута Иван Эммануилович) с просьбою разрешить ему открыть во Владимире театральные представления. Театра во Владимире тогда еще не было, и театральные развлечения, даже случайные, были в нем вообще большой редкостью. Неудивительно поэтому, что губернатор не только охотно удовлетворил просьбу Лабутина, но даже строжайше предписал владимирской городской полиции «оказывать труппе всевозможные вспомоществования, дабы способами, преподанными им от здешнего начальства, можно было приохотить их на будущее время приезжать в г. Владимир». В архивном деле сохранился список пьес названовского театра, предложенных к постановке и утвержденных губернатором. Мы приводим его полностью, как любопытный образчик репертуара рядового крепостного театра.
Записка репертуара, какие именно пьесы представлены будут и сколько назначается дать спектаклей в щот абонимента.
Спектакль 1-й. «Любовная почта», комическая опера в одном действии соч. кн. Шаховского. За оною последует «Две записки или без вины виноват», опера-водевиль в одном действии. Спектакль 2-й. «Удача от неудачи или приключение в жидовской корчме», опера в одном действии. В заключение спектакля г-жа Бажанова будет петь Героическую песнь «На корабли, готовьтесь к бою» с хором, взятую из истории Бобелены, с принадлежащим к оной великолепным спектаклем. Спектакль 3-й. «Жених или век живи и век учись», комедия в одном действии сочинения Ф. Иванова. За оною последует «Учитель и учение, или в чужом пиру похмелье» — опера-водевиль в одном действии, переведенная с французского А. Писаревым, музыка соч. г. г. Алябьева, Верстовского и Шольца. Спектакль 4-й. «Великодушие или рекрутской набор», драма в трех действиях, сочинение Н. Ильина. За оною последует «Поцелуй по векселю», комедия-водевиль в одном действии, переведенная Д. Ленским. Спектакль 5-й. «Доброй малой», комедия в трех действиях, соч. г. Загоскина. За оною последует «Дядя на прокат», комедия-водевиль в одном действии, переведенная с французского А. Писаревым. Спектакль 6-й. «Капельмейстер или не во время гость хуже татарина», комедия в одном действии. За оною последует еще «Суматоха или на свете все превратно», комедия-водевиль в одном действии, переведенная г. Ленским. В заключение спектакля дан будет дивертисман. Спектакль 7-й. «Крестьяне или встреча незванных», опера-водевиль в двух действиях, соч. А. Шаховского, музыка, набранная из разных песен. В заключение спектакля даны будут разные национальные характерные пляски и танцы. Спектакль 8-й. «Мельник, колдун, обманщик и сват», комическая опера в трех действиях, соч. Аблесимова. За оною последует «Цыганский табор», интермедия, взятая из оперы «Пан Твардовский», а слова из поэмы А. Пушкина «Цыгане». Спектакль 9-й. «Роман на большой дороге», комедия в одном действии. За оною последует «Хлопотун или дело мастера боится», опера — водевиль в одном действии, переведенная с французского г. Писаревым. За оною дан будет дивертисман. Спектакль 10-й. «Игнаша-Дурачок или нечаянное сумасшествие», комедия-водевиль в одном действии, соч. г. Скриба, подражание французского; за оною последует «Квод-Либет или актерской праздник», составленный из лучших танцев и песен в одном действии. Спектакль 11-й. «Семейство Старичковых или за богом молитва, а за царем служба не пропадает», драма в одном действии, взятая из анекдота, случившегося в счастливое царствование Александра І-го. За оною последует «Козак стихотворец», анекдотическая опера в одном действии, соч. кн. Шаховского. Спектакль 12-й. «Новый Бедлам или прогулка в доме сумасшедших», опера-водевиль в одном действии. За оною последует «Садовник или обманутый старик в любви», комической балет в одном действии. Спектакль 13-й. «Медведь и паша», шутливый водевиль в одном действии, соч. г-на Скриба, переведенный с французского, с принадлежащими к нему хорами, танцами и великолепным спектаклем. Спектакль 14-й. «Ломоносов или рекрут стихотворец», опера-водевиль в трех действиях, музыка, собрана из разнородных песен, маршей и вальсов, аранжированных для оркестра г. Антонолини. За оною последует «Адольф и Клара», опера в одном действии, музыка соч. г-на Далейрака. Спектакль 15-й. «Ссора или два соседа», комедия в одном действии, соч. кн. Шаховского. За оною последует «Лучший день в жизни или урок богатым женихам», опера-водевиль в двух действиях, соч. г-на Скриба и Вернера, переведенная с французского. Не в счет абонимента в пользу г. г. Актеров. Спектакль 16-й. «Леон или замок Черногорской», большая опера в трех действиях, муз. соч. Далейрака. Спектакль 17-й. «Водовоз или двухдневное приключение», лирическая опера в трех действиях, соч. г. Бульи, муз. г. Херубини. Спектакль 18-й. «Кетли или возвращение в Швейцарию», опера-водевиль в одном действии, переведенная с французского г. Ленским, музыка, взята из французской пьесы. За оною последует «Волшебная флейта или танцовщики по неволе», комической балет в двух действиях, соч. г. Бернардели, музыка г. Маковеца.
Этот документ проливает некоторый свет на названовский театр. Он прежде всего свидетельствует, что репертуар его в общем не отставал от современного и в том числе столичного репертуара. Подобно последнему, он состоял преимущественно из модного в ту эпоху жанра: водевиля и небольшой комедии. В этом жанре изображалась главным образом жизнь городских слоев населения в свете легкой сатиры, которая, однако, не обличала язв современности, а стремилась лишь придать пьесе известную пряность и нравящуюся зрителю остроту. Впрочем, затрагивал репертуар названовского театра и чисто народную жизнь. Но он преподносил ее зрителю или в старинных пьесах, рисующих крестьянскую жизнь заведомо неправдоподобно, как особо счастливую и потому завидную (например, «Мельник — колдун, обманщик и сват»), или же в современных, того времени, крайне ходульных и слащавых драмах, утверждающих «чувство преданности, верности, добровольного повиновения постановлениям высочайшей власти и законам отечественным» (напр., «Семейство Старичковых», «Великодушие или рекрутской набор»). В общем же репертуар названовского театра был разнообразен, заключая в себе и другие жанры — драму, оперу, балет. Приведенный документ ясно свидетельствует также и о том, что труппа театра была очень разносторонней. Она, как видим, выступала во всех жанрах сценического искусства — драме, опере, балете, — хотя, правда, строгой раздельности между ними тогда не существовало. Но, так сказать, специальностью труппы была опера: из 30-ти пьес, входящих в репертуар, было 15 опер. Большинство их, как видим, составляли так называвшиеся тогда «оперы-водевили» — легкие пьески с заметным преобладанием музыкальной части. Но кроме их, труппой исполнялись сложные вещи, как, например, «лирическая» опера в трех действиях «Водовоз или двухдневное приключение» и «большая» опера в 3-х действиях «Леон или замок Черногорский». В области драмы театр Названова явное предпочтение отдавал комедии: комедий в репертуаре значится девять, драм же только две. Балет составлял, по-видимому, наиболее слабую часть театра, будучи представлен всего-на-всего двумя номерами. Эти основные части спектаклей дополнялись иногда интермедией, «дивертисманами» и «разными национальными характерными плясками и танцами», сольным и хоровым пением. При театре имелся хор и оркестр. О труппе названовского театра сведений не сохранилось. Вследствие этого о ней можно составить лишь общее представление на основании данных о других крепостных театрах. Будучи в общем незначительным, рядовым, театр Названова не представлял собою, конечно, счастливого исключения из ряда других крепостных театров. Поэтому можно думать, что подобно им, труппа его была сформирована из псарей, поваров, лакеев и прочей «дворовой челяди», в свободное от сценических занятий время выполнявшей свои основные обязанности. Можно затем предполагать, что количественный состав труппы, несмотря на всю ее разносторонность и разнообразие выполняемого репертуара, был не велик, ибо даже в крупных крепостных театрах одни и те же актеры играли обычно во всех жанрах и нередко состояли в то же время музыкантами. Можно, наконец, быть уверенным, что положение актеров Названова, как во всех крепостных театрах, было крайне тяжелым, что жизнь их протекала среди произвола, жестокости и всяческих лишений. И тем более любопытными являются для нас следующие штрихи, имеющиеся в вышеприведенном репертуаре. Как известно, положение крепостного актера было так приниженно, что в афишах, репертуарах и проч. буква «г» в смысле обозначения «господин», «госпожа», перед фамилией его никогда не ставилась. Названов же, представляя губернатору репертуар своего театра, игнорирует это правило. Там, как мы видим, буква «г» стоит и перед фамилией Бажановой, и перед словом «Актеров», написанным к тому же с прописной буквы. Характерен также и тот факт, что три самых лучших спектакля были отданы Названовым в пользу своих актеров. Что касается персонального состава труппы, то из всех работников ее известны только двое — Алексей Лабутин и Стефанида Бажанова. Лабутин состоял в труппе лицом административным — «управляющим театральной конторой». Но был ли он одновременно и актером, в точности неизвестно. Баранова же была, по-видимому, лучшей актрисой труппы, и, судя по отметке в репертуаре (см. спектакль 2-й), она обладала хорошим голосом. В то же время, как бы разделяя общую участь премьерш провинциальных крепостных театров, она состояла любовницей холостяка Названова и имела от него детей. Впоследствии он отпустил ее на волю, а перед смертью, как увидим далее, женился на ней. Для характеристики Бажановой можно добавить, что она была грамотной. Играл названовский театр во Владимире в течение двух месяцев: декабря 1832 года и января 1833 года. За это время им были поставлены все те 18 спектаклей, которые перечислены в приведенном репертуаре, при чем один из них (какой именно — неизвестно) повторен, согласно тогдашних узаконений, в пользу инвалидов и дал сбор в сумме 110 руб. ассигнациями. К сожалению, никаких отзывов об игре названовского театра до нас не дошло. Названов не отказывался выступать со своим театром и бесплатно, если дело касалось благотворительных целей. Известен, например, такой факт. Циркуляром от 27 декабря 1836 года министр внутренних дел граф Блудов предписал губернаторам организовывать в управляемых ими губерниях всевозможные публичные увеселения в пользу «Комитета, учрежденного в 18-й день августа 1814 г.», имеющего целью «призрение и содержание заслуженных воинов и их семейств». Исполняя этот циркуляр, владимирский губернатор обратился с соответствующим призывом к местному дворянству. И Названов, «с отменной готовностью и расположением», отозвался на него: 28 февраля 1837 года он устроил в своем домашнем театре спектакль для жителей города Меленок, на котором сделал в пользу инвалидов сбор в сумме «55 руб. ассигнациями и золотом пять французских монет в 20 франков каждая». Играл названовский театр во Владимире и после, и при том даже не один раз. Но документальными сведениями мы располагаем только о последнем выступлении его здесь. Оно было в 1842 году и уже не носило, как прежде, характера беглой поездки, а имело вид солидного предприятия: Названовым на это раз, как гласят архивные документы, уже был «учрежден театр». Он проработал во Владимире всю зиму — от ноября 1842 года до «великого поста» 1843 г. — под управлением самого Названова. Отношение владимирской администрации к названоескому театру и в этот раз было самым предупредительным. Губернатор, например, лично, а не через полицию требовал репертуар для отсылки на утверждение в III-е Отделение. При этом для уверения, что запрос этот продиктован требованием высшей администрации, Названову была послана копия с соответствующего циркуляра министерства внутренних дел. Репертуар названовского театра в это время состоял уже из 55 пьес. Но его, к сожалению, во владимирских архивах не сохранилось. Такое увеличение репертуара по сравнению с 1832 годом, когда в нем было всего только 30 пьес, ясно свидетельствует, что в эпоху упадка крепостных театров театр Названова не замирал, а развивался. Вообще, основываясь на изучении архива канцелярии владимирского губернатора, можно полагать, что в 30-40 годы театр Названова, как крепостной, представлял собою во Владимирской губернии явление довольно крупное и был, кроме того, одним из немногих театров, доступных широкой публике. В частности, из упомянутого уже дела по организации владимирским губернатором публичных развлечений в пользу инвалидов видно, что в результате его стараний по этой части на всей территории Владимирской губернии, кроме Названова, спектакль поставлен был еще только в городе Юрьеве-Польском «вольной» труппой московского мещанина Петра Житкова, собравшего на нем «17 испанских талеров и 60 коп. серебром». В середине 40-х годов разъезды названовского театра прекратились. Причиной этого была болезнь Названова. Под влиянием ее он впал в покаянное настроение, которое ознаменовалось с его стороны целым рядом соответствующих поступков. Так, в 1845 году Названов выстроил в своем Приклоне каменную церковь, а в ноябре месяце 1847 года, оправившись от паралича, он обвенчался там с давней своей привязанностью — крепостной актрисой Стефанидой Даниловной Бажановой, уже примерно в 1839 г. отпущенной им на волю. Тогда же он «в возмездие за беспредельноверную любовь и преданность жены и по чувству супружеской к ней любви... завещал ей по кончине в вечное и потомственное владение» все свое имущество: движимое — содержимое родового приклонского барского дома, стоимостью 4000 р. серебром, и недвижимое — поместья в Нижегородской и Новгородской губерниях стоившие 60000 р. серебром, но, правда, заложенные в Московском опекунском совете. Одновременно с этим Названов отказал и сестре жены, Авдотье Ягодынской, «в вознаграждение за ласку и преданность по родственному к ней расположению», заложенную тоже в Московском опекунском совете «благоприобретенную часть» из села Приклона, заключавшуюся в 17-ти крепостных душах и в половинной доле водяной мукомольной мельницы о 3-х поставах, а всего на сумму 14300 р. серебром. Эти факты заслуживают того, чтобы быть отмеченными: в быту крепостного театра они были явлениями чрезвычайно редкими. После женитьбы Названов прожил, однако, недолго: 13 января 1848 года он умер, не перенеся повторившегося паралича. Овдовевшая Стефанида Даниловна стала вводиться в права наследства. Но тут явилась сестра покойного А. Н. Арцыбашева, и, не удовлетворясь отходящей к ней по закону только родовою частью имущества, вступила с Названовой в тяжбу, объявив завещание брата подложным и незаконным, как составленное им в невменяемом состоянии, — «во время сильного действия болезни». В продолжение тяжбы Названовой пришлось пережить много неприятного. Поселившаяся вместе с нею в приклонском барском доме Арцыбашева всячески притесняла и травила ее. Не было забыто при этом, разумеется, «подлое» происхождение Названовой и ее прошлое крепостной актрисы. Дело, наконец, дошло до того, что Названова принуждена была жаловаться на Арцыбашеву губернскому предводителю дворянства. Но последний к жалобе дворянки из крепостных актрис отнесся формально, и она поэтому никаких положительных результатов Названовой не дала. А вскоре после этого Меленковский земский суд совсем выселил Названову из родового барского дома, как не имеющую права жить в нем в силу своего происхождения из «крепостных девок». Названова поселилась тогда со своими детьми в гор. Меленках, где у нее было два собственных дома. Проходя всевозможные судебные инстанции, тяжебное дело очутилось в конце концов в Нижегородской гражданской палате, где и было решено, но, по-видимому, не в пользу Арцыбашевой, ибо последняя 20 сентября 1849 года перенесла дело в Сенат. Какое решение вынес по этому делу Сенат, мы не знаем. Благодаря этому остается неизвестным, кому именно из тяжущихся достался крепостной театр. Однако, можно думать, что в одни руки он не попал, а был разделен между наследниками. Такая судьба, впрочем, предопределялась ему и самим Названовым. Духовным завещанием он отказывал своей жене, Стефаниде Даниловне, только мертвый инвентарь театра — «музыкальные инструменты и ноты, театральные костюмы с декорациями и прочими принадлежностями». Живой же инвентарь — актеры, надо полагать, должны были достаться или Арцыбашевой, если они входили в родовую часть имущества, или Ягодынской, если они составляли собою те именно 17 душ, которые, как сказано выше, были завешаны ей Названовым. За время тяжбы театр Названова, будучи опечатанным, бездействовал. По окончании же ее он не возобновил своей деятельности и, таким образом, прекратил свое существование. Что стало после этого с его актерами, неизвестно. Музыканты же, по-видимому, не отошли от своего дела. По крайней мере, имеются сведения, что зимой 1851 года они играли в оркестре открывшегося во Владимире театра И. И. Барсукова-Лаврова.
Леонид Богданов.
Город Меленки
Меленковский уезд
Copyright © 2017 Любовь безусловная
|