Почему Бог говорит, чтобы мы не употребляли Его имя всуе? Потому что люди стали приписывать Ему идеи жестокости и осуждения, используя их для оправдания всякого рода гнусности.
Не используйте имя Господа, осуждая кого бы то ни было! Он никогда не становился на сторону одного человека, выступающего против другого. И никогда бы не потребовал этого от нас. Он просил нас установить мир в собственном сознании. И Он просил нас установить мир со всеми братьями и сестрами. Разве можно искажать столь простое учение?
Нельзя использовать веру, религию, имя Бога для оправдания каких бы то ни было осуждений или нападок на любое человеческое существо. Помните, любое осуждение ближнего — это также и осуждение себя самого. А любое осуждение себя самого — это осуждение Бога внутри себя. Ведь Он не отделён от нас. Как мы относимся к себе или своему ближнему, так мы относимся и к Творцу. Мы неразделимы. Мы неразрывно связаны.
Не найти любви, если ищешь согласия. Любовь лежит значительно глубже. Научившись любить того, кто противостоит нам, мы найдём Источник, который пребывает за пределами осуждения и страха. В этом Источнике мы все объединены, как равные и способные свободно думать и действовать, согласно своим склонностям.
Если бы все наши негативные мысли могли мгновенно убивать, многие ли из нас были бы сейчас живы? Почва на которой растут наши действия находится в наших мыслях, семенами являются наши жизненные ценности. Если я думаю: «Я терпеть не могу такого-то», то я критикую, то нападаю на внутренний мир этого человека. Если я поношу кого-то перед другими людьми или плету интриги за его спиной, то я нападаю на внутренний мир этого человека.
Нас возмущает совершение физического убийства, однако многие из нас пытаются совершить психическое убийство практически каждый день, нападая на внутренний мир ближнего. Всех нас посещали мысли об убийстве, и их последствия – это ревность, ненависть, гнев…
Всё, что мы думаем, говорим или делаем в отношении другого человека, отражает то, что мы думаем о себе. Негативные мысли о ком-то другом показывают, как мы видим себя. Сплетни или словесное оскорбление другого человека говорят о нашем собственном чувстве стыда и эмоциональной неустроенности. А физическое насилие над другими, указывает на нашу собственную ненависть к себе.
В этом нет ничего загадочного. Только травмированный человек набрасывается на других. А много ли среди нас не травмированных? Многие ли из нас, так или иначе, не набрасываются на других?
Я не оправдываю акт отмщения. Я не могу оправдать никакого нападения и не предлагаю это делать вам. Я просто спрашиваю вас, почему вы исторгаете этого человека из своего сердца? Возможно, он ещё больше нуждается в любви и прощении, чем вы. Почему же вы его лишаете этого? Возможно он был глубоко травмирован. Он рос без отца. С девяти лет он пристрастился к наркотикам. Он прожил жизнь в районе, где никогда не чувствовал себя в безопасности. Разве вы не испытываете никакого сострадания к травмированному мальчику в этом человеке, совершившем преступление?
Если бы вы оказались на его месте, неужели вы вели бы себя намного лучше? Будьте честны перед собой, друзья мои. И в этой честности вы найдёте сострадание — если не к этому человеку, то хотя бы к тому мальчику, который им стал.
И я говорю вам, что сейчас нажимает на курок не этот мужчина, а тот мальчишка. Тот, кого подавляли и запугивали. Малыш, не чувствующий любви и никому не нужный. Наносит удар травмированный мальчик, а не взрослый мужчина. Друзья мои, никакого мужчины нет. Есть только мальчик. Не позволяйте себе обмануться при виде его озлобленного, надменного взрослого лица. За жестокой внешностью кроется непреодолимая боль и самоосуждение. За маской разнузданной храбрости и порочной злобы скрывается мальчик, который не верит, что он достоин любви.
Если мы не можем принять в нём мальчика, как мы можем принять мальчика или девочку в себе? Ведь его страх не так уж сильно отличается от нашего.
Давайте, перво-наперво, снимем с себя маску морального превосходства. А затем позволим живущему в нас мальчику или девочке взглянуть на мальчика в нём. Вот здесь и начинается любовь и признание. Здесь-то и коренится способность прощать.
Преступники — всего лишь одна из групп неприкасаемых в нашем обществе. Мы не желаем видеть их жизни. Мы не желаем слышать их боли. Мы хотим спрятать их туда, где не придётся иметь с ними дела. Точно так же мы поступаем со стариками, душевнобольными, бездомными.
Как видите, друзья, нам не хочется возлагать на себя бремя любви к ближнему, так же как и не можем научиться любить и принимать себя.
Точно так же, как человек отрицает и подавляет негатив, который не хочет принимать в себе, так и общество отрицает и прячет в больницы и тюрьмы те проблемы, которые оно не хочет знать. Как индивидуальное, так и коллективное подсознание испещрено потаёнными травмами. И на обоих уровнях поведение обусловлено безотчётной болью, а также, сопряжёнными с этими травмами, чувствами вины и страха.
Прощение, словно луч прожектора, освещает тьму, тайные уголки в личности и в обществе. Оно говорит нашему чувству вины, нашему страху: «Выходи и стань видимым. Мне необходимо понять тебя». А преступнику оно говорит: «Выходи, встреться с жертвами своего преступления, изменись к лучшему, начни исцеляться». См. Прощение.
Признание травмы — первый шаг на пути исцеления. Если мы — каждый в отдельности и все вместе — не готовы встретиться лицом к лицу со страхом, который стоит за любой травмой, процесс исцеления не начнётся. Нам трудно взглянуть на свою боль, вытесненную в подсознание. Обществу трудно взглянуть на боль своих изгоев. Но сделать это необходимо.
Пока человек не осознаёт собственных травм, он пребывает под гнётом своей агрессии. За тюремной решёткой находится не только преступник. Те, кто посадил его туда, обитают в такой же камере. Если мы не вытащим на свет находящееся в подсознании, оно проявится само в собственных извращённых формах. Если мы не будем целенаправленно работать с преступником, чтобы помочь ему полюбить и принять себя, он вернётся в общество, исполненный той же злобы и мстительности. См. Любовь к себе. Строительство новых тюрем или увеличение числа полицейских на улицах не сделает ваш район более безопасным. Подобные действия лишь усугубят ситуацию, повысив уровень страха. Если мы хотим улучшить положение дел, надо начать с прощения тех, кто находится в тюрьмах, и тех, кто живёт по соседству.
Накормить людей, указать им эмоциональные и духовные ориентиры, дать им ощутить надежную эмоциональную связь, дать им надежду, дать им признание, дать им любовь. Это и есть труд миротворца. Это и есть служение. Это значит — принимать своего ближнего как самого себя. См. Принять как есть.
И, пожалуйста, не забывайте, что, давая другим, вы даёте себе. Давая безусловно, бескорыстно любовь, вы обязательно получите что-то взамен, не обязательно сразу и не обязательно от этого человека.
Пора перестать наказывать грешника в себе. Наказание только усиливает собственное неприятие. А нужно совершенно противоположное. Чувство неприятия надо смягчать и успокаивать. Осуждение и нападение необходимо вывести на свет осознания. В чувстве вины и страхе нужно увидеть то, чем они являются на самом деле. Всё тёмное должно быть вынесено на свет. Всё неприемлемое нужно сделать приемлемым, чтобы мы смогли смотреть на него без страха. Семена поступков следует искать в мыслях и обращаться к ним. Нельзя изменить поступки, не изменив мысли. Если мы наложим табу на те или иные мысли, ты станем их бояться. Это неконструктивно. Нужно быть готовыми взглянуть на жестокие мысли в сознании, чтобы не пришлось хоронить их в своём подсознании. См. Поиск своей тени.
Единственный способ для общества разорвать порочный круг — это отказаться от наказания и заняться исцелением. Всякого, кто испытывает боль, надо попросить помочь самому себе. Ему нужно помочь сознательно определить собственное чувство недостойности и вины, помочь преобразовать эти негативные эмоции и самооценки в позитивные.
О, не приблизиться даже к порогу Тайны и Правды вышней тому,
Вера чья возлагает на Бога
Тяжесть ответственности за Тьму.
Вечный припев: "Ах, столько страданий,
Столько злодейств - а как же Бог?
Мог Он творить свое мирозданье,
А обуздать духа зла - не мог?
Он - вездесущ и благ; почему ж
Он не спасет наших тел и душ?"
Полно блуждать среди трех сосен,
Вламываться в открытую дверь.
Бог абсолютно благ! Светоносен!
А не всемогущ. Верь!
Верь - и забудь "царя на престоле
В грозных высотах". Он - святей;
Сам очертил Свою власть и волю
Волей свободных Божьих детей.
И не рабам, не холопам Славы
Мир, как могучее поприще, дан:
От эмпирея до яростной лавы
Горд и свободен его океан.
Даниил Андреев
***
Преступление и наказание
Джебран Халиль Джебран
И тогда один из судей города вышел вперед и сказал: Скажи нам о Преступлении и Наказании.
И он ответил, сказав так:
Когда дух ваш уходит бродяжничать, как игрушка ветров, вот тогда-то вы, одинокий и незащищенный, и совершаете злодеяние против других, а значит, и против себя.
И за это плохое, что вы совершили, вы должны набраться терпения и ждать, постучавшись у ворот, что открыты только для благословенных.
Как океан, велика божественная часть вашего Я, она всегда остаётся неосквернённой.
Но, как эфир, она держит на себе только тех, у кого есть крылья.
И на солнце похожа божественная часть вашего Я.
Она не знает путей, которыми пробирается крот, или нор, по которым ползают змеи.
Но божественное вашего Я живёт не одно в вас.
Многое в вас ещё от человека и многое даже от того, кто был ещё до него.
То, что живёт бесформенно в вас от вашего предка-пигмея, бродит сонно в тумане, стараясь проснуться.
Только то в вас, что от Человека, знает, что есть преступление и каково за него наказание.
Часто слышал я - вы говорили о том, кто сделал зло, так, будто он не был одним из вас, а был для вас странник, пришелец из мира другого.
А я говорю, что как святой и праведный не может подняться выше самого высокого, что есть в каждом из вас. Так и злой и слабый не может пасть ниже самого низкого, что также есть в каждом из вас.
И как лист одинокий не становится жёлтым без молчаливого согласия целого дерева, так и обидчик не может сделать плохое, если вы не желаете того же тайком. Ведь не одиночками, а как процессия идёте вы все к божественному вашего Я. И вы одновременно и путник, и ваша дорога. И когда один из вас падает, он падает за тех, кто позади, чтобы те не споткнулись о камень. Да, но он падает из-за тех, кто впереди, кто, хоть и силён в ногах и проворен, всё же не убрал камень с дороги.
И скажу ещё то, что будет вам не очень по нраву: Убитый не свободен от ответственности за убийство своё, и ограбленный не безвинен за то, что ограблен. И праведный не может отгородиться от дел греховодника. И тот, у кого чистые руки, - не чист в делах обманщика. Да, виновный часто сам - жертва пострадавшего.
И ещё чаще осуждённый несёт своё бремя за тех, кто остался без греха и кого не винят.
Но нельзя отделить справедливое от несправедливого и хорошее от греховного, потому что они всегда едины перед лицом солнца, как белая нитка и чёрная, свитые вместе.
И когда порвётся чёрная нитка, ткач не только осматривает весь уже сотканный материал, а также проверит и ткацкий станок.
И если кто-то из вас возьмётся судить о чьей-то неверной жене, пусть он взвесит и сердце мужа её на весах, и измерит душу его по всем меркам.
И пусть тот, кто готовит плётку обидчику, всмотрится в душу того, кто обижен.
И если кто из вас будет наказывать от имени праведных, готовый обрушить топор на дерево зла, пусть он всмотрится и в корни его; и, конечно, он найдёт там корни зла, но найдёт он там также и корни добра, корни полезного и корни вредного свитыми вместе в тишине сердца земли.
И вы, судьи, желающие быть справедливыми, что за приговор прочтёте вы тому, кто чист телом, но вор в душе?
И что за наказание наложите вы на того, кто убил других в мыслях?
И как вы накажите того, кто по делам своим - обманщик и угнетатель и в то же время сам - жертва обмана и жертва насилия?
И как вы накажите тех, чьё раскаянье стало большим уже, чем то, что они совершили?
Ведь разве раскаяние не есть то, что как раз и хочет получить от виноватого правосудие, которому вы рады служить?
И всё же вы не можете дать раскаянье невиновному иль отобрать его от сердца виноватого.
Неутолимо будет приходить оно ночью, чтобы человек мог проснуться и взглянуть на себя. А вы, стремящиеся понять справедливость, как вы поймёте её, не взглянув на дела все в полном свете дня?
Только тогда вы поймёте, что тот, кто стоит, и тот, кто упал, - всего лишь один человек, находящийся в сумерках между ночью пигмейства и светом того, что божественно в его душе, ведь и самый главный из камней основания храма ничуть не выше самого нижнего камня в его фундаменте.