3. Поиск своей тени - «Ступень Близнецов». Близнецы отражают двойственность. Знак Близнецов символизирует все формы двойственности: сходство, противоречия и взаимное дополнение противоположностей.
То, что мы о себе знаем, – лишь верхушка айсберга. Остальное мы, в испуге отрекшись, прикрыли «тёмною водою». Вместе с частью личностной силы, творческим потенциалом, одарённостью. На Третьей ступени Мы сойдём в Царство теней. Туда, где, брошены и позабыты, томятся части личности, словно дети, ждущие, когда же за ними придут папа с мамой. И мы поймём там причины своих отречений. Царство теней – это обитель падших ангелов. Там находит свою смерть любой из взлелеянных нами собственных имиджей. Иллюзия уступает место Реальности – новой и целостной, рождая сострадание, смирение и ощущение подлинности. Представляете, сколько энергии, сил, внимания высвободится, расходуемых ныне на поддержание в «боевой готовности» всех наших личин и масок, созданных единственно из страха быть самим собой. Где есть свет – там будет и тень. Нет «извне» без «внутри». Каждый взлёт подстерегает падение. И сколько бы всего ни становилось явным, Тайны не убудет. Теневая сторона есть у наций, сообществ, групп духовного роста и культур. У каждого из нас есть личная Тень.
Отвергаемые аспекты нашей личности не обязательно изначально злы и аморальны. Всё зависит от воззрений и принципов людей, среди которых вы росли. Если то была пацифистская среда, то отвержена у вас, скорее всего, здоровая агрессивность и напористость. А если среди домашних царил дух соперничества, то вы пренебрегли своей чувствительностью. Если рассмотреть здесь гендерную составляющую, то многие мальчики, взрослея, начинают усердно подавлять внутренний испуг и страх (чтобы не выглядеть «слабаками»), теряя вместе с тем и нежные стороны своей души, то есть черствея. Девочки же, в основном, отвергают гнев, лишаясь заодно и сильных качеств воина.
Есть ещё одна интересная категория людей: асоциальные личности. Действуя из мотивов, отвергаемых обществом, они, как правило, чуждаются своих ранимых, полных детского смущения сторон души и даже свойственного им сострадания, считая их признаками слабости. Всё отвергаемое человеком отступает в тень. В его собственную Тень. Всё в этом мире несёт в себе свою противоположность. Детский клоун, веселящий ребятню, в душе может быть прожженным циником… В нас есть всё – высокое и низкое, святость и грех, строгость и распущенность.
Восьмая ступень – это просветление теневой стороны и принятия себя и мир таким какой он есть.Это вовсе не приглашение дьяволу заглянуть к вам на огонёк. И не разрешение разгуляться своим подавленным страстям. Познавший обратную сторону своей души способен ясно видеть все развилки жизненных путей в момент судьбоносных решений. И выбор его поэтому куда более осознан.
Невозможно ни принять себя, ни стать собой до тех пор, пока себя не познаешь. Лишь тогда обретаешь сочувствие к себе и людям, принимая их во всём разнообразии качеств. Весь мир тогда словно зовёт тебя: «Приходи таким, какой ты есть». Приятие себя, людей и мира открывает путь переменам. Начинаешь понимать, сколь истощает жизненные силы поддержание «социального фасада». Жизнь становится развитием без диких перенапряжений, когда перестаёшь бежать от мнимой неполноценности и что-либо кому-либо доказывать.
Свет всегда популярнее тьмы. Но причин для просветления последней – предостаточно. И вот важнейшие из них: Целостность. Приняв своё отверженное «я», вы узрите весь спектр свойств человеческой натуры, многообразие чувств, стремлений, склонностей. Став целостным, самодостаточным – внесёте это качество во все свои взаимоотношения. А значит, перестанете мучить себя и других как внезапными разрывами, так и вымученностью давно иссякших отношений.
Подлинность. «Слов нет, я не ангел! – воскликнув, согласится иной читатель. – И ошибок у меня предостаточно. Так, может, мне лучше не Тенью заниматься, а к Свету из всех сил тянуться?» При таком подходе, как показывает опыт, не удаётся ни то, ни другое. Лишь тот, кто подлинно алчет первого, пускается на поиск второго. Да и, к слову сказать, как осветишь тьму, не востребовав света? Пока человек не охватит сознанием весь присущий ему спектр качеств – мудрость и глупость, честность и лживость, благородство и низость, – его не оставляет смутное ощущение, что он не существует в полной мере.
Многие носят в себе затаённый страх того, что узнай их окружающие по-настоящему – непременно отвергнут, как последних изгоев. И потому мы показываем себя миру фрагментами. Приняв потаённую часть своей души, человек становится цельным, как кусок гранита.
Ясность выбора. Скрытые факторы судьбы – к коим относится Тень – именно этим и опасны. То, о чём знать не знаешь, невозможно учесть. И как оно, незримое, проявится в критический момент – никто не скажет. Подавление «дурных» сторон своей души – вовсе не способ её очищения. Не нужно отрицать наличие в себе зла – признай его и поступай добросердечно! Те же, кто обращают внимание лишь на хорошие свои качества, отворачиваясь от плохих, – рискуют получить коварный удар в спину.
Сопереживание. Многие зло подшучивают над теми, кто пытается казаться кем-то другим, а не собой, – до тех пор, пока не осознают, что и сами, объятые точно теми же страхами, вовсю участвуют в сей странной игре. Работа с Тенью не имеет никакого отношения к самокритике – осуждение лишь загоняет скрытые качества ещё глубже в подсознание, ставит вас на край пропасти самоотрицания. Наоборот, радушно пригласите Тень в обитель своего Духа. Исследуйте сей тёмный лес, сделайте его светлее – не путём вырубки мечом осуждения, но засветив маяк сострадания. Высвобождение сил, расходуемых на поддержание имиджа. «Моралист, распутник, гордец, грубиян, лицемер, скряга, расист и, без малого, сексуальный маньяк – и это тоже я». До тех пор пока человек не узнал своих тёмных сторон, он будто на странном бале-маскараде, где маски играют во влюблённость, но сердца – немы и глухи.
Перестаньте беспрерывно доказывать себе и другим, что я не тот, кто есть на самом деле. И высвободится уйма внимания и сил. Во внутреннем мире человека – иные законы, чем в мире внешнем: отворачиваясь от своей Тени, он отворачивается и от Света. И слиться с нею здесь означает не раствориться в ней, но воссоединиться, обретя утраченную с далёкого детства цельность.
ПОИСК ТЕНИ
Есть методы обнаружить и познать теневую сторону нашей личности. Вот они:
Сны. Воистину, это спектакль, где режиссёр, сценарист и актёры – Тень. Здесь она раскрывает себя через множество знаков и символов. Каждый персонаж сна есть аспект личности спящего: мать, отец, незнакомец, святой, вампир, клоун, ведьма, волк, змея, принцесса… Эти и другие образы – архетипы – аспекты его скрытых «я», проступивших из Тени в призрачном свете сновидения.
Медитация. Это не только хороший способ заглянуть вглубь ума, но также и одно из главных средства знакомства с Тенью. В сидячей медитации, как и в снах, открывается содержимое подсознания, которое человек в страже прячет от себя и мира. По сути, медитация есть форма исповеди и душевного катарсиса: из потаённых уголков психики на поверхность сознания поднимаются гадкие, порочные, ужасные мысли – для того, чтобы их наконец отпустили. И та истина, которая, как вы опасались, вас до основания разрушит, – явив себя свету, вас освободит. Самонаблюдение во взаимоотношениях. Они – особенно те, где правят бал эмоции, – многое скажут о вашей теневой стороне. Внимательно наблюдая за тем, что вас более всего раздражает и бесит в других, вы разглядите, как в зеркале, нависший силуэт своей Тени.
Творчество. Его великое преимущество в том, что вы свободно, спонтанно, не мудрствуя и не лукавя, изливаете на бумаге, на холсте или в аккордах то, что ощущаете, видите, чувствуете, открывая тем самым каналы обратной связи между сознанием и подсознанием.
Появляется возможность поиграть во все свои «я», побыв каждым персонажем театра вашей жизни. У человека, как мы уже знаем, не один, а два ума – правый и левый. Они как два очень разных гребца одной лодки: трудоголик и лентяй, учёный педант и раззява-мечтатель, бедняк и богач, мужчина и женщина, идеалист и прожжённый прагматик… Сама двойственность природы человеческого сознания провоцирует конфликт между ними. Но давайте помнить: если хочешь достичь заветного берега – грести нужно слаженно.
РАВНОВЕСИЕ ДУШ
В вечной игре полярных противоположностей человек склонен ценить одну крайность, отворачиваясь от другой. И тогда за его спиной вырастает Тень.
Оскар Ичазо обнаружил в людях существование девяти дуальных пар с их характерными внутренними отношениями. Я свёл эти данные в лаконичную таблицу, содержимое которой следует понимать так: - Внутри любого пуританина таится гедонист; внутри каждого гедониста есть пуританин. Один отрицает другого. - Внутри каждого самоуверенного павлина есть нерешительный цыплёнок. И наоборот: внутри любого цыплёнка есть павлин. Один обесценивает другого. И так далее…
Есть люди крайне жёсткие на работе, но очень нежные среди домашних. Или истые пуритане в еде, но гедонисты в сексе. Иные днём – не видят жизни без общения, а ночью, в снах, бегут бескрайней сельвой волком-одиночкой. Вспомнить хотя бы Льва Толстого или святую Терезу Авильскую – полжизни они кутили вволю, а затем стали строги и нравственны. Трудно познать себя, когда склонен формировать лишь приятный во всех отношения имидж. Особенно когда память при этом любезно услужлива: события, нарушающие идиллию самолюбования, напрочь забываются, а подтверждающие – стоят перед глазами, будто это было вчера. Возьмём, например, все неприятности, причинённые нам другими, и все те пакости, которые наделали мы им, – угадайте с трёх раз, что крепко запомнится, а что забудется уже через минуту. Так культивируется позитивное восприятие себя и регулярно переписывается хроника личной истории – ненамеренно, неосознанно, но с завидным постоянством.
Чем более идеализировано представление о самом себе, тем упорнее веришь в то, будто мир что-то тебе должен. «Да как он смеет обманывать мои ожидания!»
Но если вместо ультиматумов миру пристально вглядеться в собственную Тень – рождается смирение, сострадание и благодарность за бесценные дары жизни.
ТРИ ВОПРОСА
Практика эта была разработана японцем Исин Йосимото, преуспевающим бизнесменом и буддистом-мирянином, и нашла широчайшее применение в сеансах психотерапии, избавлении от пагубных зависимостей, реабилитации заключённых, а также в работе психологов со школьниками и деловыми людьми. Йосимото назвал свой метод naikan , «взгляд внутрь». Вспомните кого-то из своих знакомых или близких. О ваших с ним взаимоотношениях на протяжении некоего промежутка времени: вчерашний день, прошедший месяц, позапрошлый год или, например, с трёх до пяти лет вашего детства.
Спросите себя: - Что он мне дал? - И что ему дал я? А также: - Какие неприятности и трудности я ему доставил? Ответы – письменные! – должны быть чётки и лаконичны. Обычно люди применяют вначале этот тест к своим родителям, начиная с матери. Уделите пару минут в конце каждого дня naikan-тесту. Когда видишь себя со всех сторон, а не только с хорошей, пробуждается сострадание, делающее дальнейший разлад невозможным. Даже быстрый, про себя, обзор трёх вопросов в самый разгар конфликта преобразит претензию в благодарность, критичность в доброжелательность, а лестный образ себя – в видение действительности, какова она есть. Со временем naikan-тест может превратиться даже в подобие исповедальной молитвы.
Тень не тому учит, что блага Жизни заслуживаются добрыми деяниями, но тому, что Дух всегда благословляет нас, вне зависимости от того, ощущаем ли мы себя достойными его даров или нет. Сияние Солнца, зелень шелестящих дубрав, шум морского прибоя, любовь близких, поддержка друзей – неизменно. Благодатным ливнем каждый день низвергаются на нас духовные дары. И это не заоблачная поэтика, но земная Реальность, в одно мгновение её бытия за другим. Их начинаешь замечать, ибо внимание уже не поглощено заботой о сохранности долгие годы носимых масок.
Видя себя таким, какой он есть на самом деле, воссоединяясь со своей светлой Тенью в единое целое, человек обнаруживает: зависимость от ощущения собственной ценности сменилась видением бесценности Реальности – всех существ и явлений Вселенной. Став самодостаточно целостным, человек не нуждается уже в каком-то особом уважении к себе, смиренно принимая дары Жизни, без терзаний о том, заслужены ли они.
ГИДРА МАТЕРИИ
Учитель дал три совета ученику, перед его дорогой: Ты сможешь подняться, когда преклонишь колени. Ты победишь, когда сдашься. Ты завоюешь, когда покоришься. Иди, Сын Божий, сын человеческий, иди и победи, напутствовал он его...И пошел ученик по пути своему, и оказалась на пути трясина гнилая, а в ней чудовище змеиное. Существо имело девять голов, звалось оно Гидрой, и одна из голов его, была бессмертной. Болото было страшным местом, гнилой запах распространялся от него на семь миль и заражал всю атмосферу. Ученик с трудом сохранял сознание, один запах едва не сломил его. Земля под ногами у него была зыбкая, вязкая и ученику трудно было продвигаться вперед. И все же, он нашел логово твари, которое скрывалось в пещере, где царствовала вечная ночь. День и ночь воин бодрствовал у пещеры, но гидра затаилась. Воин применил смекалку, зажег стрелы и огненным дождем обрушил их на пещеру. Гидра выползла, во всей своей отвратительности, девять ее голов, изрыгали огонь и злобу. Три сажени длины достигала тварь, казалось, она была соткана из одних подлых мыслей, от сотворения века. И началась битва. Срубает воин одну змеиную голову, а на ее месте вырастает две новые. Снова и снова, воин наносит разящие удары, но каждый раз, головы зверя приумножаются. С каждым ударом, воин становится слабее, а гидра сильнее. В самый критический момент, ученик вспомнил слова учителя: Ты сможешь подняться, когда преклонишь колени. Воин схватил змея голыми руками и поднял его в верх, над головой. Стоя на коленях, держал в воздухе хищника и видел, как покидают силы зверя. Воздух и Свет проникали в чудовище и уменьшали его силы. Тварь сильная в темноте и грязи, очень быстро теряло свою силу, под лучами солнца и потоками ветра. Девять голов, задыхаясь повяли, и повисли бессильно. Тогда, воин увидел торчащую таинственную, бессмертную голову чудовища. Быстро отсек ее и закопал в земле. Ученик Мира, в своем тяжелом испытании, смиренно стал на колени и поднял чудовище из внутри тьмы, наружу, в пространство духа, где гидра жить не может по своей природе. И произошло духовное исцеление человека.
ДАЛЕЕ: Практика называния Страстное желание и требовательность Называние гнева Называние страха и скуки Называние осуждения и сонливости Называние беспокойства Называние сомнения