Патриарх Питирим (?, Суздаль - 19 апреля 1673, Москва) - восьмой Патриарх Московский и всея Руси (июль 1672 - апрель 1673).
Был уроженцем города Суздаля, постриженником Спасо-Евфимиева монастыря.
С 1650 г. - архимандрит Суздальского Спасо-Евфимиева монастыря.
В 1654 г. переведен в Московский Новоспасский монастырь.
Митрополит Сарский и Подонский: 2 декабря 1655 г. - 6 августа 1664 г.
2 декабря 1655 г. Патриархом Никоном был поставлен митрополитом Сарским и Подонским. Сарский и Подонский митрополит имел епархию лишь на бумаге и фактически исполнял роль управляющего делами при патриархе. Когда Никон оставил патриарший престол, как митрополит Сарский, стал исполнять его обязанности, но без титула Патриаршего Местоблюстителя; действовал без сношений с Никоном, но по «по государеву цареву указу».
В 1662 г., в Неделю православия, был торжественно анафематствован Никоном. Примечательно, что одна из «вин», вменявшихся ему Никоном, было самовольное поставление в мае 1661 г. епископа Мстиславского Мефодия (бывший Нежинский протопоп Максим Филимонович) Блюстителем Киевской митрополии, которая тогда была в юрисдикции Константинопольского Патриархата, - вместо Лазаря Барановича.
Митрополит Новгородский: 6 августа 1664 г. - 7 июля 1672 г.
5 августа 1664 г. митрополит Питирим был соборно избран «на высочайшую степень великого Нова Града и Великих Лук митрополита».
Во время суда над Никоном Питирим являлся одним из злейших врагов и грубейших обвинителей патриарха, надеясь, очевидно, занять после свержения Никона патриарший престол. Это ему не удалось; патриархом был избран Иоасаф.
8-й Патриарх Московский и всея Руси: 7 июля 1672 г. - 19 апреля 1673 г.
7 июля 1672 г. был возведён на патриарший престол, будучи уже весьма болен; к делам управления был призван митрополит Иоаким. В том же году крестил в Московском Чудовом монастыре будущего императора Российского Петра I. Заступился (печалование) перед царем за боярыню Федосью Морозову и сестру её княгиню Евдокию Урусову, пребывавших в заточении за «сумасбродную лютость» в защите «старой веры», предлагая царю вернуть ей дом и имение; царь счёл предложение неуместным.