Главная
Регистрация
Вход
Пятница
05.12.2025
07:52
Приветствую Вас Гость | RSS


ЛЮБОВЬ БЕЗУСЛОВНАЯ

ПРАВОСЛАВИЕ

Меню

Категории раздела
Святые [142]
Русь [12]
Метаистория [7]
Владимир [1656]
Суздаль [479]
Русколания [10]
Киев [15]
Пирамиды [3]
Ведизм [33]
Муром [497]
Музеи Владимирской области [65]
Монастыри [7]
Судогда [16]
Собинка [146]
Юрьев [249]
Судогодский район [118]
Москва [42]
Петушки [170]
Гусь [206]
Вязники [356]
Камешково [282]
Ковров [434]
Гороховец [131]
Александров [303]
Переславль [117]
Кольчугино [99]
История [39]
Киржач [96]
Шуя [111]
Религия [6]
Иваново [66]
Селиваново [46]
Гаврилов Пасад [10]
Меленки [125]
Писатели и поэты [193]
Промышленность [219]
Учебные заведения [179]
Владимирская губерния [59]
Революция 1917 [50]
Новгород [4]
Лимурия [1]
Сельское хозяйство [79]
Медицина [66]
Муромские поэты [6]
художники [73]
Лесное хозяйство [17]
Владимирская энциклопедия [2435]
архитекторы [30]
краеведение [74]
Отечественная война [276]
архив [8]
обряды [21]
История Земли [14]
Тюрьма [26]
Жертвы политических репрессий [38]
Воины-интернационалисты [14]
спорт [39]
Оргтруд [209]
Боголюбово [42]
ВТЗ [157]
Володарка [7]
театр [5]

Статистика

Онлайн всего: 10
Гостей: 10
Пользователей: 0

 Каталог статей 
-->
Главная » Статьи » История » Промышленность

Владимирский Тракторный завод им. А.А. Жданова в 1966-1970 годах

Владимирский Тракторный завод им. А.А. Жданова в 1966-1970 годах

Назад »»» Трактор Т-28 «Владимирец»
ВТЗ имени А.А. Жданова в сентябре-декабре 1965 года

В 1966 году на производство был поставлен двухцилиндровый двигатель Д-21 мощностью 20 л. с. для тракторов Харьковского тракторного и Харьковского завода тракторных самоходных шасси.
Одновременно велись работы по созданию новых образцов двигателей и форсированию существующих работ по увеличению моторесурсов.


Прощание главного конструктора ВТЗ Е.А. Саркисянца (на фото седьмой справа) с коллективом завода ВТЗ в связи с его переводом в Москву на работу в министерство

В 1966 году главного конструктора Ерванда Арменаковича Саркисянца перевели в Москву на работу в министерство. Главным конструктором назначается Эфрос Виктор Валентинович.
Основными модификациями трактора Т-28 являлись такие модели: Т-28Х; Т-28Х2; Т-28Х3; Т-28Х4; Т-28Х4М; Т-28А; Т-28П; Т-28П2; Т-28М; Т-28М2.
Первые представители линейки тракторов Т-28Х выпускались без кабины. В комплекте имелся лишь небольшой тент. Потом трактор оснастили каркасной кабиной. А в более поздних модификациях кабина оснащалась штатным отопителем и охладителем.
В 1966 году, на Международной выставке в Москве «Современные сельскохозяйственные машины и оборудование», заводу за трактор Т-28Х3 была присуждена золотая медаль.
«Последователь медалиста
Рассказывает начальник конструкторского бюро модернизированных тракторов отдела главного конструктора Владимирского тракторного завода Б.В. УТКИН

В нашем отделе главного конструктора всегда можно увидеть людей, склонившихся над кульманами, разрабатывающих чертежи более надежных узлов и деталей тракторов хлопковой модификации. Постоянная неудовлетворенность достигнутым, стремление сделать лучше, превзойти технико-экономические характеристики машин аналогичного класса, выпускаемых за рубежом, — вот цель инженеров и техников, всех тракторостроителей.
Всё лучшее, передовое, как известно, демонстрируется на ВДНХ. Много лет ее участником является и Владимирский тракторный завод. Haм приятно, что на Всемирной выставке в Брюсселе за создание трактора Т-28 «Владимирец» завод награжден золотой медалью, а трактору хлопковой модификации Т-28Х3 присуждена золотая медаль на Всемирной выставке в Москве».
25 июля 1966 года за достигнутые успехи в выполнении заданий семилетнего плана, создание конструкций и освоение производства новых машин завод был награжден орденом Трудового Красного Знамени.

5 августа 1966 г. орденами и медалями награждено около ста работников ВТЗ.
Токарю-расточнику экспериментального цеха Савельеву Виктору Андреевичу присвоено звание Героя Социалистического труда.
Орденом Ленина награжден механик моторного цеха №1 Леонид Дмитриевич Бындин.


Леонид Дмитриевич Бындин.

Моторесурс Д-37М увеличен с 3000 до 4000 часов.
На заводе учрежден Кубок имени Александра Круцкого по волейболу.
Почин инженера Володина Григория Ивановича. На участке шатуна внедрен комплексно-технический план, позволивший снизить трудоемкость шатуна на 17%.


В центре технолог Стекольщиков Виктор, справа технолог Васильев Евгений Павлович.

В ноябре 1966 г. сдан под монтаж оборудования экспериментальный цех площадью 3650 кв.м.
Всего за 1966 г. на ВТЗ выпущено: 20701 трактор и 80018 двигателей.

С 1 января 1967 года инструментально-штамповое производство приказом министерства было выделено в специальный завод по выпуску инструмента и технологической оснастки (ВЗИТО) — на правах филиала ВТЗ. Директором нового предприятия был утвержден старый инструментальщик Михаил Кузьмич Чуфарин, а главным инженером Г.В. Григорьева. Чуфарин энергично принялся за дело. Его девизом было: глаза страшатся, а руки делают.

«Создание завода диктовалось рядом всяких соображений. Многим заводам до сих пор не хватает оснастки и инструмента. У тракторных имеется все: люди, производственные площади, достаточные мощности, а выпуск продукции сдерживается. Инструментальным цехам долгое время не давали настоящего хода, не развивали их. Делали не спеша, самую малость, в рамках своей потребности. О перевыполнении плана не было и речи. Жили без размаха, с ленцой.
Такое положение нельзя было дальше терпеть.
Опираясь на положительный опыт Волгоградского завода, удвоившего выпуск инструмента, министерство приняло решение: инструментально-штамповое производство, для начала на девяти заводах, в том числе и на Владимирском, из системы тракторостроения изъять, организовать па их базе специальные инструментальные предприятия. Выделить им средства на строительство, оборудование, фонды, лимиты, транспорт, жилье и все прочее, что необходимо для успешного развития. А в итоге — удвоить выпуск инструмента.
Так в большом масштабе начался смелый эксперимент. Но, как все новое, это дело не обошлось без трудностей, конфликтов. Возникла острая проблема взаимоотношений новых предприятий с тракторными заводами, которые опасались вот чего: — Пока суд да дело, перестройка да реорганизация, а не остаться бы нам без инструмента. Своим-то цехом мы всегда распорядимся. А чужой может нас и не послушать.
Вслед за этой крупной проблемой возникли проблемы небольшие, но не менее болезненные. Все сразу, одним махом, решить их было никак невозможно.
Обе стороны изо всех сил старались держаться на демаркационной линии, ни в коем случае не доводить дело до конфликта, но стычки все-таки не раз возникали. О их характере можно судить хотя бы по такому примеру.
Если бы встретились и заговорили но существу затронутой проблемы Михаил Кузьмич Чуфарин и Павел Георгиевич Бражников, между ними мог произойти такой диалог:
Чуфарин. Создание Владимирского завода специального инструмента и технологической оснастки, филиала ВТЗ — дело прогрессивное, много обещающее.
Бражников. Замысел, может быть, в общем-то хороший, но в наших условиях создание такого завода не оправдано, оно не вызывалось необходимостью.
Чуфарин. В 1967 году мы работали удовлетворительно, план выполнили, добились улучшения качественных показателей. По министерству трижды отмечалась хорошая работа завода.
Бражников. Показатели ухудшились. На семьдесят процентов увеличился штат, произошло резкое удорожание себестоимости инструмента. Уменьшился его количественный выпуск.
Чуфарин. Завод станет расти. Для его будущих цехов за пределами территории ВТЗ, поблизости, выбрана строительная площадка. Сейчас разрабатывается проектно-сметная документация. К концу 1969 года она будет готова, и с 1970 года полным ходом начнется строительство нашего завода на новом месте. Выпуск продукции возрастет почти вдвое, точнее, в 1,8 раза.
Преимущество этого еще и в том, что мы полностью освободили тракторостроителям два больших цеха. Вам будет намного просторнее.
Бражников. Простор — дело завидное, но не в нем суть. Как только ваш завод уйдет за ворота, нам надо немедленно начинать организацию своего инструментально-штампового производства. Если мы слепо пронадеемся на вас — выпуск моторов и тракторов из-за отсутствия инструмента придется останавливать.
Чуфарин (с усмешкой). Погоди, Павел, пусть прояснится; вишь, заволокло!»

Начато серийное производство двигателя Д-21.
Моторесурс Д-37М повышен до 5000 часов.
Начата подготовка производства трактора Т-28Х4 (Двигатель Д-37Е, 50 л.с. V=0,45…25,1 км/час; 11 скоростей; Вес - 2500 кг.).
3 апреля 1967 г. старшему инженеру-технологу Александру Григорьевичу Марьюшкину присвоено почетное звание заслуженный рационализатор РСФСР.


Александр Григорьевич Марьюшкин

В августе 1967 г. ВТЗ перешел на пятидневную рабочую неделю с двумя выходными.
24 сентября 1967 г. первой группе тракторостроителей 35 человек присвоено звание «Почетный ветеран труда».
В ноябре 1967 г. Расчетно-конструкторская группа ОГК под руководством В. Высоцкой освоила электронно-вычислительную машину «Сетунь».
«Без малого двадцать пять лет потрудилась я в коллективе тракторного завода.
Сначала, после окончания в 1954 году машиностроительного техникума, четыре года работала помощником мастера моторного цеха № 2, а затем была переведена в бюро технической информации.
Для меня это было новым делом и интерес к нему пришел не сразу. Но понимала, что раз мне доверили участок работы, инженерную должность, надо мобилизовать себя на решение стоящих передо мной задач. Эти задачи заключались в том, чтобы изучать и внедрять в производство передовой опыт как своего, так и других промышленных предприятий. И, как говорится, засучив рукава, с головой ушла в повседневны# труд, в сферу своих забот и волнений.
Время шло. Я втянулась в работу. Меня увлек широкий размах проводимых мероприятий, постепенно приобретала новые знания, постигала все ценное, что можно было использовать в нашем производстве. Найти себя на новом поприще мне крепко помог дружный, спаянный коллектив, возглавляемый инженером Е. Опариным.
В задачу бюро входила организация творческих командировок специалистов завода на многие машиностроительные предприятия страны, приглашение к нам новаторов, передовых рабочих и инженерно-технических работников из других городов. Особенно часто приезжали новаторы Ленинграда. Ленинградский Дом техники 3—4 раза в год проводил на нашем заводе дни передового опыта, на которых лучшие производственники рассказывали о своих достижениях, нередко демонстрируя их в цехах, за станками.
Большую работу по пропаганде передового опыта бюро развернуло в нагнем музее. Перед рабочими выступали главные специалисты завода. В своих лекциях они разбирали те проблемы, которые должен решать тот или иной коллектив. Рабочие поэтому всегда были в курсе технических достижений, передового опыта в труде, новаторских приемов.
Много внимания уделяло бюро работе с тех-информаторами цехов и отделов. Ежемесячно они знакомились с задачами нашего предприятия, выезжали для освоения опыта в другие города и на ВДНХ СССР.
Практиковали мы и «Дни открытых дверей», которые проводились непосредственно в цехах. Здесь выступали техинформаторы или заместители начальников цехов по технической части. Они знакомили с тем, что делается на участках, как работают смены, какие трудности имеются на сегодня, как их преодолеть, чтобы добиться общего подъема. Здесь же рассказывалось о лучших рабочих, бригадах, участках, добившихся высоких показателей.
Часто посещали завод студенты техникумов и учащиеся средних школ. Мне постоянно приходилось проводить с ними экскурсии по цехам, знакомить с производством. В результате знакомства с заводом молодежь нередко высказывала свое желание работать на нашем предприятии. Я всегда радовалась таким высказываниям, поддерживала стремление молодых людей стать в ряды рабочего класса.
Деятельность нашего бюро во многом способствовала подъему всего производства, выполнению плановых заданий и социалистических обязательств.
На своей должности я проработала 18 лет. За эти годы с ростом завода и объемом наших работ бюро к 1964 году выросло до отдела технической информации, который в свою очередь в 1967 году был преобразован в отдел научно-технической информации и, как самостоятельное подразделение, подчинен главному инженеру завода.
Е. СПЕРАНСКАЯ» («Тракторостроитель», 23 ноября 1984).
В юбилейном 1967 году, в 50-ю годовщину Октября, заводу присуждено на вечное хранение Красное знамя ЦК КПСС, Президиума Верховного Совета СССР, Совета Министров СССР и ВЦСПС.
В ноябре 1967 г. заводскому коллективу физкультуры присвоено название спортивный клуб «Мотор».
В конце декабря 1967 г. заложен фундамент нового спортивного зала около старой медсанчасти на ул. Тракторной (на этом месте сейчас «Мегаторг»).
Всего за 1967 г. на ВТЗ выпущено: 19757 тракторов и 91524 двигателей.

О трудной странице в биографии моторного цеха № 3 рассказывал его начальник Анатолий Васильевич Гришин.
«Цех этот дает заводу преимущественно две детали для двигателей: головку цилиндра и поршень. Выпускает он и другие мелкие изделия из чугуна и алюминия, но две первые — его главный ориентир, основная специализация. Освоил он ее очень хорошо. Создан цех давно, новичком на заводе его никак не назовешь, однако он долго числился цехом-скитальцем. Жил на чужих площадях, вроде временного квартиранта, и, значит, был в какой-то мере ущемлен, лишен самостоятельности. Хотя он не унывал и работал с огоньком, все же это подчас отрицательно сказывалось на производственных показателях.
С 1968 года началось, как выразился Анатолий Васильевич, возрождение цеха. Он переехал в новое помещение, просторно и с удобством разместился со всем своим сложным хозяйством и оборудованием по соседству с экспериментальным цехом. Теперь моторный № 3 получил, наконец, постоянную прописку. Улучшились условия труда. Новоселье цеха большой радостью отозвалось в сердцах моторостроителей, они стали работать лучше и звонче прежнего. Всюду поддерживается идеальный порядок. Кипит ударный труд.
Именно в этом цехе не однажды рождались ценные начинания, находил поддержку и распространение опыт передовых предприятий. Моторостроители первыми на заводе перешли на новую систему планирования и экономического стимулирования, внедрили на участках хозяйственный расчет. В канун 50-летия Советской власти бригада станочников, руководимая молодой работницей Алевтиной Сергеевной Невской, выступила в областной газете с призывом начать соревнование за досрочное завершение задания пятилетки, достойную встречу 100-летия со дня рождения Владимира Ильича Ленина.
Бригада сдержала слово: принятые на пятилетие повышенные обязательства она с честью выполнила и выработала много дополнительной продукции.
— Какие славные у нас люди, — говорит далее Анатолий Васильевич. — Всех лучших не перечесть. Хочу упомянуть еще хотя бы двоих. Это превосходный и безотказный работник Зоя Николаевна Бебенина — начальник бюро отдела труда и заработной платы. В цехе она работает долго, с самого начала его существования.
Бебенина — участница Великой Отечественной войны, почетный донор. Зоя Николаевна — мать двоих детей. Она член партии, всю жизнь занята важной общественной работой, которую всегда выполняет с душой. Думается, отними у нее все это — она, как цветок без воды и солнца, не сможет и дня прожить».
В январе 1968 г. впервые 850-ти работникам завода выплатили «тринадцатую» зарплату.
Конструктор Виктор Владимирович Гвоздев, начальник сектора ОГТ Алексей Павлович Шерышев и шлифовщик В.М. Волков награждены серебряной медалью ВДНХ за внедрение сборной твердосплавной протяжки для обработки картера двигателя Д-37М.
На берегу реки Клязьма в 7 км. от города Собинка, по дороге к селу Березники началось строительство заводской турбазы «Крутояк». Название базе отдыха дала одноименная деревня, расположенная рядом.
1 июня 1968 г. отдел сбыта реорганизован в цех консервации и упаковки запасных частей и отгрузки готовой продукции. Начальником нового цеха утвержден Владимир Иванович Ларин.
В июне 1968 г. началась сборка двигателя Д-37Е (50 л.с., 1800 об/мин) предназначенных для тракторов Т-28Х4.
Для комплексной механизации возделывания хлопчатника в 1968 году завод начал выпускать трактор Т-28Х4. Выпущены и отправлены в Узбекистан первые 50 тракторов Т28Х4.
В августе 1968 г. в моторном цехе №3 идет отладка автоматической линии сборки головки цилиндра с клапанами и шпильками.
Закончено строительство Штампового цеха.
В сентябре 1968 г. во Владимире на проспекте Строителей построены три первых 9-ти этажных здания с лифтом и мусоропроводом. Один из домов заселили тракторостроители. Квартиры получили 45 семей.


Проспект Строителей, дома №№ 40, 36, 32

Всего за 1968 г. на ВТЗ выпущено: 22136 тракторов и 104303 двигателей.

В марте 1969 г. в автоматном цехе организован участок горячей высадки.
18 июля 1969 г. подписан приказ министра № 196 о передаче производства трактора Т-28Х4 Ташкентскому тракторному заводу. Взамен с Харьковского тракторного завода на ВТЗ передается производство трактора Т-25.
«Большую роль сыграл коллектив нашего предприятия в становлении завода в Ташкенте. И хотя от тех дней, когда владимирские тракторозаводцы вместе с минчанами и представителями других городов страны стояли у колыбели ТТЗ, нас отделяет более десятилетия, память хранит события, связанные с рождением Ташкентского тракторного.
Один из специалистов, бывших там в те годы — заместитель главного технолога Ю.А. Бажанов.
— Юрий Александрович, — спрашиваю его, — помните, как это было?
— Конечно же. Ведь в то время и я, и многие другие работники завода чаще были ташкентцами, чем владимирцами. Задача, которую мы решали вместе с узбекскими братьями была очень сложной и предполагала не только приближение трактора хлопковой модификации к зонам своего пользования, но и подготовку квалифицированных рабочих кадров.
Впрочем, не только мы, но и те заводчане, кто не находился в командировках в Ташкенте, прилагали все силы к тому, чтобы тракторный завод в Узбекистане как можно скорее стал в строй действующих.
В разговор вступает заместитель директора завода специнструмента и технологической оснастки Виктор Михайлович Баранов:
— А мне отлично запомнилось с той поры, как хорошо, творчески, интересно работалось с ташкентскими коллегами-инструментальщиками. Многое из того, что внедрялось на предприятии, было им в новинку. Но они моментально схватывали суть инженерного решения. До сих пор нахожусь я в контакте с коллегами с ТТЗ, обмениваюсь технической информацией. Всем тракторозаводцам очень приятно, что наша братская помощь не забыта...
Около трех лет осуществлялась поэтапная передача трактора Т-28Х4, конструкция которого была разработана, а технология изготовления отработана на ВТЗ. Все это время работа велась без остановки выпуска трактора. У нас был произведен задел деталей и узлов, который позволил наладить бесперебойную сборку машин.
Перечислить имена всех, кто непосредственно участвовал в становлении тракторного завода в узбекской столице, необыкновенно сложно, потому что тогда пришлось бы называть почти всех наших тракторостроителей. Успех дела решался одновременно и в Ташкенте, и во Владимире.
Отлично зарекомендовали себя бригада из цеха шестерен и особенно бригадир, технический наладчик тов. Николаев и наладчик зубофрезерных станков тов. Афанасьев.
Велик был вклад работников службы наладки тт. Хазова и Воронцова. Многое сделано группой специалистов сборочного производства во главе с тов. Борисовым» («Тракторостроитель», 28 декабря 1982).

В июле 1969 г. началось строительство Тракторосборочного корпуса для производства тракторов Т-25. Финансирование производится из средств, выделенных на строительство Литейного цеха № 2.
12 августа 1969 г. исполнилось 25 лет заводской газете «Тракторостроитель».
В Сентябре 1969 г. Михаил Жуков признан лучшим игроком заводской футбольной команды.
10 октября 1969 г. Анатолий Васильевич Гришин избран секретарем парткома ВТЗ.
Всего за 1969 г. на ВТЗ выпущено 22665 тракторов и 122652 двигателей.

Приказ министра № 265 – провести на ВТЗ подготовку производства трактора Т-25 и с 1971 г начать его производство.
Алексей Павлович Шерышев вспоминал:
- Чебоксарскому заводу промышленных тракторов нужен был 330-сильный двигатель. Его собирали на Волгоградском моторном заводе, который еще только строился и, что называется, на марше подлаживался к выпуску. А Владимирскому тракторному поручили изготавливать основные детали этого двигателя - картер, головки цилиндров, анкерные связки, корпуса гидронасоса, всего 22 наименования. Сложные детали, поначалу не отработанные конструктивно и технологически, шли с трудом.
Почему эту работу поручили именно нам, владимирцам? Специалисты ВТЗ имели опыт по производству двигателей воздушного охлаждения (именно такой, но более высокой мощности – 330 л. с., применялся на тракторе, собиравшемся в Чебоксарах).
В ту пору директором Владимирского тракторного завода был Петр Иванович Гришин. И министр министерства тракторного и сельскохозяйственного машиностроения спрашивал у него сначала о том, сколько сделано деталей для Волгоградского моторного, а уж потом - сколько выпущено тракторов на ВТЗ.
Шесть лет наш коллектив выполнял эту работу. Когда же Волгоградский завод заработал на полную мощность, сделали необходимую оснастку и наладили технологический процесс непосредственно в Волгограде.
Чебоксарский и Волгоградский заводы строились почти одновременно с Камышинским кузнечно-литейным заводом для выполнения очень важной задачи - создания мощного трактора для работ по добыче золота. Раньше такую технику покупали за валюту в Америке, а распределял ее сам А.Н. Косыгин - Председатель Совета Министров СССР. Потом эти тракторы объявили стратегическим товаром, и они перестали поступать в нашу страну. Но к тому времени был уже создан отечественный аналог - Т-330».
«Тракторы будущего из новых материалов
За последнее время коллективами заводов и научно-исследовательских институтов Министерства тракторного и сельскохозяйственного машиностроения проведены исследовательские работы по использованию новых материалов для изготовления деталей к тракторам. Основная цель — повышение надежности и долговечности деталей, снижение расхода металлопроката. На тракторном заводе, например, идет подготовка к выпуску опытной партии шестерен и коленчатых валов из специальной стали с применением нитроцементации.
Вместе с тем создание новых конструкций требует применения новых прогрессивных материалов, чтобы добиться снижения удельной металлоемкости изделий, повышения их качества.
Сегодня пока еще медленно идет разработка и внедрение в производство высокопрочных материалов, и прежде всего чугуна, которые дали бы возможность изготовлять корпусные детали со стенками толщиной в пять и менее миллиметров.
Этому вопросу было посвящено совещание, проходившее недавно во Владимирском филиале Всесоюзного государственного научно-исследовательского тракторного института.
«Состояние и перспективы применения пластмасс в тракторостроении», «Перспективы применения феррито-перлитного ковкого чугуна как конструкционного материала для корпусных деталей редукторов», «Материалы и химико-термическая обработка коленчатых валов современных и будущих тракторных двигателей» — эти и другие интересные доклады были заслушаны на совещании.
И. КАПУСТА, начальник отдела научно-технической информации Владимирского филиала Всесоюзного государственного научно-исследовательского тракторного института» («Призыв», 30 апреля 1970).
«Минск—Владимир». Так озаглавлен фотоочерк, опубликованный в апрельском номере журнала «Советские профсоюзы». В нём рассказывается о творческой дружбе двух предприятий — Владимирском тракторного и Минского моторного заводов.
Деловые встречи работников заводских цехов и служб, откровенный разговор о нерешенных проблемах производства, всесторонний обмен информацией — это легло в основу взаимоотношений коллективов двух предприятий. Интересно, что владимирские и минские металлурги сообща ведут поиск, связанный с переводом все большего числа деталей на литье под давлением.
Располагая необходимой экспериментальной базой, владимирцы помогают минчанам испытывать опытные конструкции, информируют о новшествах.
Результат соревнования двух рабочих коллективов не только в цифрах производственных показателей. Их взаимопомощь и дружба сродни дружбе тысяч рабочих коллективов, людей разных национальностей, объединенных в братстве равных — большой семье социалистических республик.
Фотоснимки, помещенные в журнале, запечатлели совместное заседание заводских комитетов профсоюза, на котором подводились итоги соревнования, знакомство владимирцев с цехами Минского моторного завода.
Тракторостроители готовят свою продукцию на присвоение государственного Знака качества
Присвоению тому или иному виду продукции государственного Знака качества предшествует большая подготовительная работа всего коллектива предприятия. Это и понятно. Только первоклассные, гарантированные высокими техническими характеристиками изделия могут получить государственную аттестацию и по своим качествам достигнуть уровня мировых стандартов.
Тракторостроители включились в соревнование за присвоение своей продукции государственного Знака качества. Уже многие участки предприятия вплотную подходят к намеченным рубежам. Так, участок коленчатого вала первого моторного цеха — один из самых ответственных.
Заготовки коленвала, поступающие сюда, проходят шестьдесят операций. За каждой из них закреплены постоянные люди, что значительно повышает ответственность за выполнение заданий. А премиальная система предусматривает десять процентов надбавки к зарплате за доброкачественность изделий. Рабочий, получивший, скажем, в течение месяца три замечания по качеству обработки деталей, лишается вознаграждения.
Старшие в сменные мастера, технологи провели с производственниками беседы о качестве, инструктажи. Специалисты строго следят за выполнением технических требований. Если случается брак, выявляются причины его возникновения, принимаются срочные меры для устранения их. В итоге заметно возрос коэффициент качества, а это значит, что выпускаемые детали будут более долговечны и надежны. В цехе организованы курсы наладчиков. Занятия ведет старший инженер-технолог В.М. Смирнов. Хорошая теоретическая подготовка помогает наладчикам участка в их труде.
Одним из обязательных условий аттестации изделия на Знак качества является изготовление и сдача его в отдел технического контроля по методу бездефектной системы. Ударники коммунистического труда П.М. Алешев, В.М. Кудрявцев, И.И. Фомин, О.М. Якушев и десятки других станочников сдают свою продукцию с первого предъявления.
Социалистическая дисциплина труда, ответственность за порученное дело, высокая квалификация кадров — все это, несомненно, является слагаемыми, без которых невозможно добиться успеха. Но качество изделий зависит также и от степени технической оснащенности производства. В прошлом и начале этого года на участке, возглавляемом старшим мастером А.И. Спириным, где коленвал проходит окончательную обработку после закаливания, внедрен ряд новшеств, позволивших значительно повысить качество продукции. Установлены новые шлифовальные станки с автоматической правкой абразивного круга. Если раньше геометрия рабочей части круга менялась и приходилось постоянно производить заправку абразива вручную, то сейчас это делается автоматически. Для замены старого оборудования на участке изготавливаются правочные приспособления.
Заметим, что до недавнего времени шлифовка была конечной операцией обработки коленчатого вала. Московский научно-исследовательский институт тракторного и сельскохозяйственного машиностроения спроектировал станок для накатки галтелей. Он прошел испытание и впервые в стране внедрен здесь в производство. Этот станок предназначен для дополнительной обработки вала методом поверхностного упрочнения после шлифовки. Технологический цикл несколько изменился, но чистота обработки возросла до девятого—десятого класса, а прочность повысилась в полтора раза. Подсчитано, что от внедрения станка народное хозяйство будет получать ежегодно экономию около восьмисот тысяч рублей.
На участке вступила в эксплуатацию установка для зачистки заусенцев в масляных каналах вкладышей электрохимическим методом. Место рождения самой установки — тракторный. Не секрет, что порой во время испытания двигателей дефектность вкладышей достигала сорока и более процентов. Задиры на них происходили часто по причине низкого качества зачистки. Сверло и металлический ершик не давали нужного эффекта. Вот и пришли на помощь новаторы. Технический отдел механизации, модернизации и автоматизации производства совместно с электрофизической лабораторией при отделе главного технолога спроектировали надежную установку на уровне современных требований, а ремонтно-механический цех и цех нестандартного оборудования изготовили ее. Сейчас качество зачистки заусенцев заметно возросло, снизилась трудоемкость.
Всё это говорит о том, что свои усилия коллектив участка коленчатого вала направляет на решение поставленной задачи — добиться почетного права присвоения продукции тракторозаводцев государственного Знака качества.
А. ПЕТРОВ. Владимирский тракторный завод» («Призыв», 16 мая 1970).
«Фёдор Андреевич Воробьев
24 мая 1970 года скоропостижно скончался старейший работник Владимирского тракторного завода, главный бухгалтер, член КПСС с 1922 года Федор Андреевич Воробьев.
Ф.А. Воробьев родился 16 июня 1904 года в деревне Степаново (ныне Судогодского района Владимирской области) в семье рабочего. С пятнадцатилетнего возраста он начал самостоятельную трудовую жизнь в г. Петровске Саратовской губернии. В 1919 году Воробьев вступил в комсомол, вскоре был избран секретарем уездного комитета комсомола. Весь пыл своей молодой души он отдавал становлению Ленинского комсомола. Его энергия, энтузиазм еще ярче проявились в те годы, когда он был принят в ряды Коммунистической партии.
Многие годы Федор Андреевич Воробьев проработал на предприятиях Владимирской области в должности бухгалтера. С 1940 по 1943 год он учился в Ленинградской финансовой академии.
На Владимирском тракторном заводе Ф.А. Воробьев работал бессменно главным бухгалтером со дня основания предприятия. До последних дней своей жизни Федор Андреевич отдавал все свои силы, знания, огромный опыт развитию тракторостроения. Он принимал активное участие в жизни партийной организации.
За безупречный, самоотверженный долголетний труд Ф.А. Воробьев награжден медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.» и Юбилейной медалью «За доблестный труд. В ознаменование 100-летия со дня рождения Владимира Ильича Ленина» («Призыв», 26 мая 1970).
«Ниночка Яшина
Ниночка Яшина — маленькая. Такая маленькая, что вы себе и представить не можете. Когда она пришла в отдел кадров завода (это было вскоре после войны), инструктор, сидевший за перегородкой, так ей и сказал:
— Иди, доченька, погуляй. Рано тебе работать. Вот подрастешь, тогда и приходи.
Ниночка возмутилась, топнула ножной, ответила:
— Как рано? Везде в городе висят объявления: в с сталелитейный цех тракторного завода требуются ученики-крановщики, а вы — рано...
— А сколько же тебе, девочка, лет?
Ниночка нахмурилась, подняла голову:
— Ну, а этого я уж от вас совсем не ждала: работник отдела кадров и спрашивает женщину, сколько ей лет!
Инструктор улыбнулся. Ниночка сунула ему свой паспорт, добавила:
— Вот читайте. Здесь всё сказано.
Инструктор полистал паспорт, посмотрел дату рождения, место прописки, дал направление в цех. Вручая его, он еще раз окинул Ниночку взглядом: щупленькая, маленькая, глаза голубые. Когда смотришь в них, кажется, обратной стороной бинокля смотришь на море. Далеко-далеко темно-синий горизонт, сверху — голубое небо.
Потом Ниночку долго расспрашивала в отделе техники безопасности. Принимала ее пожилая строгая дама.
— Нет, — сказала она Ниночке, — вы малолетка и работать в литейном вам не разрешу. В другой цех — пожалуйста.
Ниночка плотно сжала губы, нахмурилась, спросила даму:
— Значит, вы не верите паспорту? Это же оскорбление не только мне, но и органам, которые мне его выдали.
Дама широко открыла глаза, недоуменно посмотрела на Ниночку. Пока она соображала, что ответить. Ниночка быстро продолжала:
— А вы знаете, что знаменитая артистка Клара Юнг в шестьдесят лет играла роли тринадцати-четырнадцатилетних мальчиков?
Дама добродушно улыбнулась, сказала, что в свое время она мечтала быть артисткой, и тут же поставила на направлении свою закорючку, что означало: со стороны техники безопасности возражений нет.
В цехе обстояло куда все проще, чем в этих отделах. На приготовлении земли работала Ниночкина подруга Тося. Они вместе сходили к энергетику цеха, мастеру и ко мне — тогдашнему начальнику цеха. Принял я Ниночку в цех без особого энтузиазма.
«Девчушка, — думал я,— поработает месяц-другой и потребует расчет».
Энергетику я сказал:
— Поставить девочку обучаться на самый дряхлый кран. Пусть одновременно осваивает две специальности — краном управлять и ремонтировать его, в случае поломки.
Мастером сталеплавильного пролета работал Георгий Петрович Цырюльников. Он возразил:
— Ничего подобного. Поставьте девочку обучаться на самый лучший кран. И пусть ее обучает лучшая крановщица цеха Елена Сизова.
Ниночка растерялась, а мастер продолжал:
— Девочка должна полюбить технику с первого взгляда. Мне нужны крановщики-асы! Кожедубы! Покрышкины!
Цырюльникову было двадцать три года. В восемнадцать он командовал пулеметной ротой. Среди многих правительственных наград имел орден Александра Невского. Не получи тяжелое ранение, не пролежи он долго в госпитале — кто знает, кем бы он закончил войну. В цехе Георгия любили. Решительный, смелый и человечный.
Первой на кран полезла Елена Сизова — полная, медлительная. Она подошла к лестнице, взялась за поручни обеими руками и долго вытирала подошвы ботинок о стальную решетку. Почувствовав, что подошвы не скользят, она начала переставлять ноги по перекладинам лестницы. При этом в такт ногам покачивалась всем туловищем. Достигнув посадочной площадки, она с достоинством вышла на нее, окинув цех гордым взглядом, наклонилась и крикнула Ниночке:
— А теперь ты давай сюда! Не спеши и не смотри вниз. Все делай, как я.
Внизу стояли мастера, рабочие, смотрели, как новенькая полезет на кран. Ниночка подошла к лестнице, натянула на руки перчатки и так же, как Елена, взялась за поручни, долго вытирала подошвы ботинок. Гораздо дольше, чем Елена. Потом несколько раз подняла голову, посмотрела вверх, вниз.
«Первый раз, волнуется», — подумали мы. Потом Ниночка чуть присела, как птица, когда отрывается от земли, произнесла «оп-па» - и, как белка, вверх по лестнице. Не успели мы сообразить что к чему, как она стояла возле Елены, обхватив ее рукой за талию, обе хохотали.
Через месяц Ниночка самостоятельно управляла краном, а Елена говорила: «В жизни я не встречала такой понятливой девочки, как Ниночка».
Сталелитейный тогда был самым бестолковым цехом на заводе. Все операции выполняли там краны, а кранов было два — крайне мало. С объемом работы справлялись процентов на восемьдесят. Как-то Ниночка смотрела-смотрела, как работает ее кран, и подумала: «Кран выполняет шесть операций и каждую раздельно, а можно же, например, одновременно перемещать мост, каретку? Это же сократит время на операциях, поднимет производительность крана».
Когда все ушли обедать, Ниночка начала тренироваться. Подгонит кран к опоке, условно зацепит ее и тут же «вира», мост чуть влево, каретку к себе, опоку на выбивную решетку и «майна». И так почти весь обеденный перерыв. Когда пришел мастер, она рассказала ему, что делала в обед. Он, выслушав, произнес:
— Тогда одна нога в столовой, другая здесь. С обеда вместе будем работать.
До конца смены Георгий Петрович ни на минуту не отлучался с участка. Кончив смену, подсчитал выработку за послеобеденное время. Было сделано на семь форм больше, чем обычно.
На следующий день смена сделала тридцать три формы при норме восемнадцать. Смену подняли на щит. И в тот же день в цехе произошла баталия — мастера второй и третьей смен журили своих крановщиков: Ниночка - де в цехе работает без году неделю, а какую дает выработку! Крановщики упрекали мастеров, говорили, что они, крановщики, давно предлагали так работать, но их не слушали.
Потом в цех пришла дама из техники безопасности. Она долго смотрела, как Ниночка работала. Взяла инструкцию «Уход и эксплуатация мостовых кранов», долго ее читала. Потоп подошла к Цырюльникову и сказала, что несколько операций выполнять нельзя. Ha его вопрос «почему?» дама ответила: «В инструкции не сказано, что кран может одновременно выполнить четыре-пять операций».
— А вот, значит, может,— пояснил мастер. Дама согласилась, сказав, что она все же об этом доложит своему начальнику. Мастер любезно объяснил ей значение Ниночкиного предложения.
А Ниночка в это время стояла в кабине своего крана, и кран в ее руках не работал, а играл, как играют аисты в хорошую погоду, перед закатом солнца. Кран не ходил, а плавал — тихо, беззвучно. Он то подносил к формовочным машинам пустые опоки, то уносил их на сборку. Тросы крана, как серебряные ручьи, беспрерывно бежали то вверх, то вниз. Ниночка стояла в кабине, и лицо ее сияло от счастья.
И совершенно другой становится Ниночка, когда подает ковш к печи для paзливки металла. Лицо строгое, серьезное. Губы плотно сжаты, в глазах ни синевы, ни голубизны. «Бам-м-м!» — командует она медным колоколом, который висит в ее кабине. Кран колоколу вторит внушительным басом «У-у-у». Вверх медленно поднимается огромный ковш.
Ниночка стоит в своей кабинке. Одна рука ее на рукоятке контролера — пускателя крана, другая на перильце кабины. Лицо спокойное. Никаких волнений. Сталь идет!
За двадцать лет работы у Ниночки ни одного нарушения, даже пустячной аварии.
...Сейчас инструктор, который принимал Ниночку на работу, — на «заслуженном». И дама из техники безопасности — на «заслуженном». Но когда приходят на завод, встречают Ниночку, говорят:
— А ты, Ниночка, все такая же...
Ниночка щурит глаза, чуть вытягивает вперед шею, отвечает:
— Я же вам и тогда говорила: маленькая женщина всю жизнь маленькая, в вы не верили.
У Ниночки в цехе нет фамилии. Не не зовут по отчеству. Называют ее «Ниночка». И не за рост только. Просто любят ее здесь.
И. ЧЕРНЯХОВСКИЙ. Владимирский тракторный завод им. А.А. Жданова» («Призыв», 21 июня 1970).
В июне 1970 г. изготовлеы опытные образцы Т-25А.
«ЧЕЛОВЕК НА РАБОТЕ
Тракторосборочный цех. Здесь работает слесарь-сборщик В. Ерофеев. Нелегкое дело — собирать тракторы. На есть у сборщиков явное преимущество перед другими: ведь иной делает какую-то деталь и не знает, как она выглядит в сборке. А у слесаря-сборщика все перед глазами. Прошло какое-то время, и готовый трактор сходит с конвейера. Это очень радостные минуты.
Но нередко портится настроение В. Ерофеева в самом начале смены. И вот почему. Сюда, в цех, со всего завода спешат машины. Дымят. Скапливается огромное количество выхлопных газов. Разгрузка доставленных в цех деталей для сборки производится не против рабочих мест сборщиков, а где придется.
— Я специально прихожу пораньше, чтобы собрать детали в разных концах цеха,— говорит В. Ерофеев.
Почему так происходит? В цехе нет стеллажей. Их заменяют банки, которые занимают большую площадь. И если, скажем, банка с нужными деталями находится в середине остальных, то до нее добраться весьма трудно.
Года полтора назад вместо банок были стеллажи. Они представляли определенные удобства. И вот по рекомендации группы научной организации труда внесено изменение. Разговариваю с технологом А. Медведевым.
— Да, — подтверждает он,— это научная организация труда.
А потом добавляет, что, мол, такая научная организация труда себя не оправдала. В данном случае нет учета привозимых деталей. Причем сложенные в банках детали трудно проверить: добротные они или нет. Нередко приходится исправлять брак на месте, затрачивая сотни рублей.
Мне очень странным показалось, что так равнодушно рассуждает тов. Медведев. Ведь он же профсоюзный вожак! Почему же ему не вмешаться и вместе с цеховым комитетом профсоюза не навести порядок в организации труда?
Когда мы шли вдоль конвейера, то видели там и здесь брошенные на полу детали — шурупы, болты. Рабочие говорят, что нередко бывает, когда уборщица выбрасывает детали с мусором на свалку. Не случайно убытки от этого составляют порой сотни рублей. Думается, подобное отношение никак не содействует укреплению хозяйственного расчета.
В цехе всюду можно видеть беспорядок, мусор, груды оберточной бумаги. Когда я поинтересовался у рабочих, как у них организована сдача рабочих мест сменщикам, они махнули рукой: «Рабочее место никто не сдает».
Казалось бы, тут свою роль должен был проявить мастер С. Рышков. Однако он говорит, что ему некогда заниматься организацией труда, он, мол, занят не свойственными ему делами. Трудно сказать, что это — нежелание или беспомощность? В самом деле, когда к тов. Рышкову обращается рабочий и просит содействовать в улучшении конструкции транспорта — тележек, или спрашивает, почему картеры двигателей размещаются в разных местах: и в тракторосборочном, и соседнем цехе, мастер на все одинаково отвечает:
— Не знаю. Ничего не могу сделать.
Неужели некому научить мастера тов. Рышкова умению организовывать труд, бороться за культуру производства. Приведу, например, такой факт. Технический контролер М. Рысева проявила беспокойство по поводу плохой работы промывочных машин, которые вместо двух—пяти минут промывают кожух рукава больше чем полчаса. Она обратилась к заместителю начальника цеха Гудкову с просьбой принять меры. В ответ услышала то ли в шутку, то ли всерьез:
— Хоть бы вы на больничный ушли. Надоели...
Думается, в данном случае нет причины для шуток, когда речь идет о производительности труда. Да, как мало надо, чтобы испортить человеку настроение! У тов. Рысевой портится настроение оттого, что в пазах кожуха остается стружка и грязь, а по этой причине от потребителя продукции могут поступить рекламации.
Известно, что тракторный завод является для промышленных предприятий области примером внедрения комплексной технологии, его инициатива одобрена бюро обкома партии. Но помнится, что бюро обкома партии, одобряя положительный опыт, указало работникам завода и на подобные недостатки, какие мы увидели в тракторосборочном цехе. А ведь всего в нескольких сотнях метров от тракторосборочного находится моторосборочный цех. Посмотрите, как там стремятся к идеальному порядку. Администрация поддерживает инициативу мастеров, рабочих в повышении производственно-технической культуры. Такого отношения не видно в тракторосборочном цехе. И очень жаль. Все это наводит на грустные размышления, которыми я и решил поделиться на страницах газеты.
А. ЯКОВЛЕВ, рабочий Владимирского тракторного завода» («Призыв», 17 июня 1970).
«НОВАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ОБРАБОТКИ
Впервые в отечественной технике на Владимирском тракторном заводе имени А.А. Жданова внедрен новый технологический процесс для одновременного упрочнения обкатыванием всех галтелей коренных и шатунных шеек коленчатых валов, предназначенных для двигателей с воздушным охлаждением.
Новая технология и вновь созданное оборудование превосходят лучшие подобного типа зарубежные разработки по всем основным показателям, — по эффективности упрочнения обеспечению соосности коренных шеек, минимальным осевым деформациям.
Для наименьшей деформации вала обкатка ведется при различных усилиях деформирования. Необходимые линейные размеры и повышение долговечности вала достигаются обкаткой коническими роликами с радиусной рабочей частью.
С внедрением новой технологии обработки yсталoстная прочность валов увеличивается в 1.5 раза, чистота обработки достигает 9 или 10 классов. А это устраняет необходимость полирования деталей.
Только за счет увеличения срока эксплуатации коленчатых валов народное хозяйство получит 782 тысячи рублей экономии в год.
М. САРАПКИНА» («Призыв», 20 июня 1970).

«ПОИСК ВЕДЕТ КАЖДЫЙ
Рассказ о разработке и внедрении плана НОТ в моторном цехе № 3 ВТЗ им. А.А. Жданова
С большим волнением восприняли рабочие и специалисты моторного цеха № 3 весть о присуждении коллективу тракторостроителей первого места в областном смотре - конкурсе на лучшую постановку работы по научной организации труда. В этом есть и их заслуга.
Разработкой и внедрением планов НОТ мы начали заниматься пять лет назад. Первый план научной организации труда применен на поточной линии поршня. Ввод в действие специального алмазно-расточного станка, механизация межоперационной транспортировки деталей по потоку, использование специальных приборов для замеров деталей помогли высвободить на другие участки шесть квалифицированных рабочих, получить 16430 рублей годовой экономии.
На этом примере мы убедились в том, что научную организацию труда нужно внедрять с учетом перспективного развития производства. В данном направлении активизировала свою работу творческая бригада цеха, состоящая из тридцати человек. Состав ее подобран продуманно: руководители технических служб, старшие мастера, инженеры, техники, экономисты и нормировщики, представители всех отделов, новаторы и передовики производства.
Творческий коллектив много потрудился над разработкой плана внедрения комплексной технологии на 1968-1970 годы. В частности, провели анализ существующей организации труда, составили мероприятия, определили сроки их выполнения и конкретных исполнителей.
Так, экономисты и нормировщики, руководимые З.Н. Бебениной, проверили использование времени рабочими основного и вспомогательного производств. Результаты показали, что в цехе недостаточно технически оснащены службы механика, энергетика, штампово-инструментальное хозяйство, нерационально расположены заточное отделение и инструментально-раздаточные кладовые. Только в заточном отделении при заточке режущего инструмента рабочие теряли в общей сложности пятьсот семьдесят минут в смену.
Станочникам, обслуживающим оборудование с принудительным охлаждением, приходилось вручную носить по пять—восемь ведер эмульсии на большое расстояние. Это никак не способствовало повышению их настроения, а следовательно, отрицательно влияло и на рост производительности труда.
Быстро уставали и грузчики службы завхоза. Они вручную, лопатой нагружали стружку и отходы на автомашину. Последняя стояла в проходе и мешала передвижению тракторов и электрокар, груженных заготовками и деталями. В проходе создавался затор, нерационально использовалось время.
В цехе на низком уровне была и культура производства. Часть деталей складировалась на полу, освещенность рабочих мест не соответствовала норме. Рабочие нуждались в бытовых помещениях. Не было красного уголка, буфета.
...Помнится, проект плана научной организации труда творческая бригада вынесла на общее цеховое собрание, где производственники внесли шестьдесят предложений.
В целях привлечения большего числа работающих к составлению плана в цехе было распространено пятьсот анкет. Станочники, наладчики, руководители служб и участков дали обстоятельные ответы на вопросы анкеты, которые составили основу общецехового плана НОТ.
Предварительные подсчеты обещали двадцать шесть тысяч рублей экономии, повышение производительности труда на 7.9 процента.
Партийная организация, руководство цеха взяли под постоянный контроль выполнение мероприятий плана НОТ. На открытых партийных и рабочих собраниях неоднократно ставился этот вопрос.
В цехе создана бригада механизации по осуществлению намеченного. Слесари, сварщики под руководством бригадира Н.Т. Гусева наготовили склизы, стеллажи, тележки. Рабочие цеха нестандартного оборудования помогли механизировать трудоемкие процессы погрузки стружки и отходов на автомашины.
С учетом требований научной организации труда работники технического сектора цеха разработали рациональную планировку производственных участков и служб. Была улучшена организация рабочих мест. Оборудуется специальная площадка для ремонта станков. Слесари и электрики теперь пользуются индивидуальными тумбочками, верстаками. В инструментально-раздаточной кладовой установлено шесть многоярусных стеллажей для хранения оснастки и инструмента. Широкое распространение получила специальная тара для транспортировки заготовок со склада электропогрузчиками.
Многое сделано в цехе по художественному оформлению. Стены и колонны облицованы керамической плиткой и мозаикой. Оформлена фотовитрина «НОТ в нашем цехе». Оборудование и оснастка окрашены в светлые тона. Освещенность на участках доведена до нормы.
Планом научной организации труда предусматривалось также оборудовать в цехе красный уголок, буфет, сделать зону отдыха. Теперь буфет и красный уголок открыты, завершается строительство зоны отдыха. Более половины мероприятий выполнены.
В цехе рождается новый перспективный план научной организации труда — по улучшению межоперационной транспортировки деталей и механизации погрузочно-разгрузочных работ. Творческая комплексная бригада, возглавляемая заместителем начальника цеха А.В. Баландиным, опираясь на широкий актив, выявляет наиболее эффективные мероприятия. Осуществление очередного плана поможет высвободить двенадцать рабочих на другие участки, получить 20730 рублей условно-годовой экономии.
Э. ЕНУКОВА, инженер-технолог моторного цеха № 3 ВТЗ им. А.А. Жданова» («Призыв», 16 июня 1970).


Газета "Тракторостроитель" №№ 51-52. Орган парткома, завкома профсоюза, комитета комсомола и дирекции ВТЗ имени А.А. Жданова. 3 июля 1970 г.

Торжественное собрание, посвященное 25-летию Владимирского тракторного завода, в Доме культуры ВТЗ. Выступление токаря-расточника Владимирского тракторного завода Савельева Виктора Андреевича.

28 июля 1970 г. открыта база отдыха "Крутояк".
В ОГТ работает 245 человек.
Всего за 1970 г. на ВТЗ выпущено: 22008 тракторов, 142413 двигателей.

Далее »»» ВТЗ им. А.А. Жданова в январе 1971 года
Владимирский моторо-тракторный завод им. А.А. Жданова

Категория: Промышленность | Добавил: Николай (25.12.2022)
Просмотров: 569 | Теги: трактор, промышленность, владимир | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar

ПОИСК по сайту




Владимирский Край


>

Славянский ВЕДИЗМ

РОЗА МИРА

Вход на сайт

Обратная связь
Имя отправителя *:
E-mail отправителя *:
Web-site:
Тема письма:
Текст сообщения *:
Код безопасности *:



Copyright MyCorp © 2025


ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru