В декабре 1952 г. успешно закончились государственные испытания трактора ДТ-24.
В феврале 1954 г. трактор ДТ-24 получил название - «Владимирец». Шесть машин, окрашенных в цвет владимирской вишни отправлены на государственные испытания в Среднюю Азию и на Кубань.
Началась подготовка производства трактора ДТ-24 (24 л.с.; 7 скоростей; 19 км/час; электростартер; раздельная агрегатная гидросистема).
В сентябре 1954 г. в испытании дизельных тракторов ДТ-24 на Средне-Азиатской машиностроительной станции Янги-Юле принимает участие старший инженер Эфрос Виктор Валентинович.
18 октября 1954 г. на 9 заводской комсомольской конференции секретарем комитета ВЛКСМ избран Николай Васильевич Поздеев.
Модель трактора ДТ-24.
Конструкторы Владимирского тракторного завода Иванов Георгий Петрович и Рябов Валентин Андреевич проверяют конструкцию опоры двигателя трактора «ДТ-24». 1955 г.
Работники Владимирского тракторного завода слесарь-сборщик Якушин Виктор Акимович и начальник сборки дизелей Катенков Б.А. за сборкой дизеля трактора «ДТ-24». 1955 г.
22 января 1955 г. вышел заводской приказ №10 «О переводе завода на выпуск колесных пропашных тракторов с дизельмотором ДТ-24» с 3 квартала 1955 г.
В 1955 года началось производство трактора ДТ-24 с новым дизельным двигателем вместо карбюраторного. За год были выпущены 10 тысяч тракторов ДТ-24 универсально-пропашной и хлопковой модификаций. Новый трактор оснащался дизельным двигателем и колесами с резиновыми шинами.
ВТЗ. Сборка тракторов «ДТ-24». 1956 г.
В июле 1955 г. главным конструктором завода назначен Ерванд Арменакович Саркисянц (1913—1972). Один из конструкторов трактора ДТ-54. Окончил Харьковский механико-машиностроительный институт (1935). Работал на тракторных заводах в Харькове (1937—1941), Сталинграде (1941—1942), в Барнауле (1942—1955). В 1958—1966 гг. доцент Владимирского политехнического института. С 1966 г. главный конструктор Волгоградского тракторного завода.
17 ноября 1955 г. началась сборка тракторов ДТ-24 (мощность 24 л.с., V=19 км/час; 7 скоростей; вес 2590 кг).
Памятник Сталину у проходной Тракторного завода. 1950-е гг.
19 ноября 1955 г. с конвейера сошел последний «Универсал». Всего с 1944 г. по 1955 г. выпущено 123358 тракторов «Универсал».
В 1956 г. начались стендовые испытания 4-х цилиндрового двигателя с воздушным охлаждением Д-30 разработанного под руководством конструкторов Ерохина Н.Г. и Шаанова А.М. совместно с конструкторами НАТИ под руководством Поспелова Д.Р.
Дизельный двигатель Д-30 с воздушным охлаждением. Мощность 35 л.с. Диаметр цилиндра 95 мм. Ход поршня 120. Число оборотов 1600 об/мин. Вес 300 кг. Рабочий объем 3,4 л.
В октябре 1956 г. начат выпуск тракторов с электростартерами.
В декабре 1956 г. изготовлен образец трактора типа «Самоходное шасси».
«Самоходное шасси»
В 1957-59 гг. Илья Иванович Чернов был директором Владимирского тракторного завода.
Трактор Т-28 «Владимирец»
15 октября 1957 г. Бюро обкома партии обсудило вопрос о ходе подготовки производства к выпуску трактора ВТЗ-28 «Владимирец» на Владимирском тракторном заводе им. А.А. Жданова и обязало партком и руководство предприятия закончить эту работу к январю 1958 года.
Декабрь 1957 г. - освоение производства раздельно-агрегатной системы.
ВТЗ. Испытание трактора Т-28 с уширителем задних колес. 1950-е гг.
18 марта 1958 г. на главном конвейере идет сборка первых пяти машин Т-28 «Владимирец»
(мощность 28-32 л.с. V=25 км/час; 9 скоростей; вес 2200 кг).
16 апреля 1958 г. моторный цех полностью перешел на выпуск моторов ДТ-28.
1 мая 1958 г. изготовлен опытный образец трактора с двигателем воздушного охлаждения Д-30.
Разработана конструкция трактора Т-29 «Владимирец 850» с двигателем воздушного охлаждения Д-30.
Т-28 со съемной гусеницей.
Тракторы Владимирского тракторного завода на Владимирской областной промышленной и сельскохозяйственной выставке достижений народного хозяйства. Июль-август 1958 г. Фото: Акимов Николай Михайлович
Тракторы «Владимирец» производства Владимирского тракторного завода на Владимирской областной промышленной и сельскохозяйственной выставке. Июль-август 1958 г.
27 октября 1958 г. на Всемирной выставке в Брюсселе за конструкцию этого маневренного и высокоэкономичного по тому времени трактора заводу была присуждена первая премия и Большая золотая медаль. В 1958 г. идет подготовка к производству двигателя Д-30. 20 января 1959 г. ОГТ приступил к подготовке производства трактора Т-29. Разработана конструкция трактора Т-32, началась сборка опытных образцов.
Испытание трактора «Т-32» производства Владимирского тракторного завода на испытательной тракторной станции в деревне Погребищи Судогодского района. 1960 г.
Трактор «Т-32»
Оригинальный дизайн трактора Т-32.
Трактор «Т-32П» производства Владимирского тракторного завода. 1960 г.
Трактор «Т-32П» с передним ведущим мостом.
6 ноября 1959 г. прекращено проектирование трактора Т-32П.
14 ноября 1959 г. начата сборка первого трактора Т-28М с дизелем воздушного охлаждения Д-30.
В Мае 1960 г. ЦК КПСС и Совет Министров СССР приняли постановление о специализации ВТЗ на выпуске двигателей воздушного охлаждения.
Хлопководческий трактор Т-28Х "Владимирец"
Хлопководческий трактор Т-28Х "Владимирец", ВТЗ. 1960 г.
В 1962 году с главного конвейера сошёл трактор хлопковой модификации. Двигатели с воздушным охлаждением пошли на Липецкий и Харьковский тракторные заводы, другие предприятия страны. В 1966 году на свет появилось сразу две модели на базе Т-28: Т-28Б (с двухцилиндровым дизельным агрегатом Д-28) и Т-28Х (с четырехцилиндровым мотором Д-30). Оба трактора создавались для возделывания хлопка и других культур с высоким стеблем. В роли трансмиссии использовалась механическая девятиступенчатая коробка.
В 1966 году, на Международной выставке в Москве «Современные сельскохозяйственные машины и оборудование», заводу за трактор Т-28ХЗ была присуждена золотая медаль.
Первые представители линейки тракторов Т-28Х выпускались без кабины. В комплекте имелся лишь небольшой тент. Потом трактор оснастили каркасной кабиной. А в более поздних модификациях кабина оснащалась штатным отопителем и охладителем.
Новую модификацию Т-28Х4 оснастили агрегатом Д-37. Данный мотор выдавал 50 л.с.
Группа инженеров-конструкторов ВТЗ, создавших тракторный двигатель Д-37. 1966 г.
«Последователь медалиста Рассказывает начальник конструкторского бюро модернизированных тракторов отдела главного конструктора Владимирского тракторного завода Б.В. УТКИН
В нашем отделе главного конструктора всегда можно увидеть людей, склонившихся над кульманами, разрабатывающих чертежи более надежных узлов и деталей тракторов хлопковой модификации. Постоянная неудовлетворенность достигнутым, стремление сделать лучше, превзойти технико-экономические характеристики машин аналогичного класса, выпускаемых за рубежом, — вот цель инженеров и техников, всех тракторостроителей. Всё лучшее, передовое, как известно, демонстрируется на ВДНХ. Много лет ее участником является и Владимирский тракторный завод. Haм приятно, что на Всемирной выставке в Брюсселе за создание трактора Т-28 «Владимирец» завод награжден золотой медалью, а трактору хлопковой модификации Т-28Х3 присуждена золотая медаль на Всемирной выставке в Москве.
К 50-летию Великого Октября на Владимирском тракторном заводе создан новый трактор Т28-Х4, предназначенный для возделывания хлопчатника и других высокостебельных культур. Устройство новой машины позволяет применять любые навесные и прицепные механизмы, используемые о земледелии. Трактор также может перевозить тяжелые грузы. Т28-Х4 успешно прошел государственные испытания и готовится к серийному производству. Снимок сделан в сентябре 1967 года.
...Идут годы. На смену ранее выпускавшимся сельскохозяйственным машинам приходят другие, более мощные, долговечные. Они становятся экспонатами ВДНХ. Стал им и трактор хлопковой модификации Т-28Х4. За что же он удостоен такой чести? Что представляет собой в настоящее время? Кто принял участие в его совершенствовании? Об этом мне хочется рассказать сегодня. Как известно, трактор Т-28Х4 — «последователь медалиста» — освоен на базе своего предшественника Т-28Х3 и сначала отличался от него повышенной мощностью двигателя и трансмиссии. Хлопкоробы страны высоко оценили машину новой модификации, но наряду с этим высказали ряд пожеланий. Перед отделом главного конструктора, и в первую очередь перед коллективом бюро модернизированных тракторов, была поставлена задача: создать трактор, отвечающий возросшим требованиям возделывания хлопчатника. Нужно было, во-первых, помочь хлопкоробам страны за счет повышения мощности машины повысить производительность труда на хлопковых плантациях. Во-вторых, повысить надежность и долговечность в работе всех узлов трактора. В-третьих, расширить универсальность его применения. И, наконец, значительно улучшить условия труда тракториста. Рабочим, инженерам, техникам пришлось много потрудиться при выполнении ответственного задания. Оно не застало врасплох тракторостроителей. Коллектив конструкторского бюро перспективного проектирования двигателей к этому времени разработал, а завод освоил выпуск моторов мощностью пятьдесят лошадиных сил. Вот такой двигатель и был поставлен на модернизированный трактор T-28X4 вместо сорокасильного Д-37Е. Это позволило повысить производительность труда при возделывании хлопчатника в полтора раза, что, безусловно, являлось большим достижением. Каждому ясно: если увеличить мощность мотора, нужно соответственно повысить надежность в эксплуатации всех жизненно важных узлов и деталей машины. Особое внимание обратили на долговечность деталей коробки скоростей. За счет повышения класса чистоты обработки и увеличения ширины шестерен повысили их прочность. Та же цель преследовалась за счет повышения твердости шлицевых соединений. В дополнительных конических передачах модуль зуба шестерен восьми миллиметров заменен десятимиллиметровым. Все эти и другие мероприятия позволили повысить моторесурс трактора хлопковой модификации Т-28Х4 с четырех тысяч приблизительно до пяти тысяч моточасов без капитального ремонта. Значительно повышена и универсальность трактора. Мы привыкли видеть машину хлопковой модификации на трех колесах: такова специфика возделывание хлопчатника. А если потребуется выполнять транспортные работы? Нужно одноколесный передний мост заменять передним мостом на двух колесах. Вот эту техническую проблему и решили наши конструкторы на модернизированном тракторе Т-28Х4. Больше того. Его передний мост можно заменить аналогичным с МТЗ-50 «Беларусь» Минского тракторного завода, что очень важно в условиях эксплуатации. Да и не только передний мост! В результате уровень унификации трактора достиг 86.2 процента. Это высокий показатель, положительно влияющий на технические характеристики машины. Многое сделано и по улучшению условий труда тракториста. Помню, одной группе конструкторов было дано задание разработать гидравлический усилитель рулевого управления нового трактора. Работа была выполнена в срок. И если раньше на тракторе марки Т-28Х4 для поворота руля необходимо было приложить усилие до семи килограммов, то теперь оно равно трем. В составе группы трудились инженеры-конструкторы Б.Ф. Генералов, В.Г. Бундин, Т.К. Синицына. Другая группа инженеров занималась разработкой конструкции подрессорного сиденья. В создании машины большое участие принимали и прессовщики завода. Они изготовили для него изделия 39 наименований. Теперь с конвейера тракторосборочного цеха нашего завода сходят тракторы Т-28Х4 с подрессорным сиденьем и гидрофицированным рулем. Вся эта большая проделанная работа не замедлила сказаться. Хлопкоробы страны тепло благодарили владимирских тракторостроителей за новую модернизированную машину. А гости ВДНХ с интересом знакомится с трактором Т-28X4, с его технической характеристикой. Вот что говорится в одном из проспектов: «Трактор Т-28Х4 предназначен для комплексной механизации возделывания хлопчатника, включая уборку хлопка навесными двух- и четырехрядными хлопкоуборочными машинами, а также для возделывания кукурузы, кенафа и других высокостебельных культур. Экономичный дизельный двигатель воздушного охлаждения, шестискоростная коробка перемены передач, задний мост с бесступенчатой механизированной регулировкой колеи задних колес обеспечивают высокую производительность, маневренность и возможность работы трактора в междурядьях различной ширины. Для выполнения транспортных работ трактор оборудуется передним быстросменным двухколесным мостом». Вот, пожалуй, и все достоинства, за которые трактор нашего завода представлен и демонстрируется на ВДНХ» («Призыв», 30 июня 1970).
Трактора хлопчатоуборочные Т-28Х "Владимирец" на погрузочной площадке Владимирского тракторного завода. 11 апреля 1970 г. Автор: Менькова Нина Васильевна
Трактор Т-28Х4. Мощность двигателя, л.с. (кВт) - 50 (37). Эксплуатационная масса, кг – 2630. Число передач вперед / назад - 6 / 3. Диапазон скоростей движения вперед, км/ч - 2,8 - 13,9. В 1971 году производство тракторов хлопководческой модификации Т-28Х было передано на Ташкентский тракторный завод.
В 1959 году коллектив предприятия освоил производство двигателей ДЗО с воздушным охлаждением, конструкция которого была разработана бюро отдела главного конструктора под руководством Николая Георгиевича Ерохина и Александра Иосифовича Шаанова.
ВТЗ. Сборка тракторов «Владимирец Т-28» на главном конвейере. 15 мая 1959 г.
В сборочном цехе. Главный конвейер сборки тракторов «Владимирец». На переднем плане один из лучших производственников комсомолец Виктор Новиков. Он выполняет по две нормы в смену.
Основными модификациями трактора Т-28 являются такие модели: Т-28Х; Т-28Х2; Т-28Х4; Т-28Х4М; Т-28А; Т-28П; Т-28П2; Т-28М; Т-28М2.
Трактор Т-28А отличается наличием переднего моста с постоянной колеей направляющих колес.
Т-28П — агрегат с 4 ведущими колесами для пропашных работ на тяжелых и непроходимых участках.
Экспериментальная модель трактора Т-28П во время испытаний. 1961-1962 гг.
На моделях Т-28М2, П2, Х2 устанавливают двигатель ДТ-37В вместо ДТ-30, а машины Т-28М, М2, П и П2 оборудованы механическим догружателем задних колес.
«Универсальный пропашной трактор Т-28 «П» На Владимирском тракторном заводе имени Жданова изготовлен опытный образец универсального пропашного трактора Т-28 «П». В сравнении с выпускаемым сейчас трактором Т-28 «Владимирец» он имеет ряд преимуществ. На новой машине установлен двигатель воздушного охлаждения мощностью 30 лошадиных сил. Он на 150 килограммов легче, чем 28-сильный двигатель водяного охлаждения, экономичен в эксплуатации, пригоден для работы в районах с жарким и холодным климатом» («ВК», 5 декабря 1959).
«ВЛАДИМИР. 12 декабря. Коллектив Владимирского тракторного завода имени Жданова на четыре дня раньше срока, указанного в социалистическом обязательстве, выполнил годовой план. Конструкторами завода созданы три новые модели универсального пропашного трактора. В эти дни с конвейера сошли первые тракторы Т-28 «М». Ко дню открытия Пленума ЦК КПСС труженики завода дадут сельскому хозяйству десятки таких тракторов» («ВК», 15 декабря 1959).
Строительство моторного цеха № 1. 1961 гг.
Тракторы Т-28 "Владимирец" производства Владимирского тракторного завода на Выставке достижений народного хозяйства. 1961 г. Фото: Менькова Нина Васильевна
Владимирский тракторный завод впервые в практике отечественного тракторостроения с 1962 года начал серийное производство 4-цилиндрового, четырехтактного дизельного двигателя Д-37М с воздушным охлаждением, с нераздельной камерой сгорания, мощностью 40 лошадиных сил для тракторов класса 0,4 тонны.
На базе этого двигателя созданы дизели в 2-3-6-цилиндровом исполнении, мощностью от 20 до 75 лошадиных сил. На заводе ведутся конструкторско-исследовательские работы по форсированию дизелей как по оборотам, так и по среднему эффективному давлению. Мощность базового двигателя Д-37М доведена до 50 лошадиных сил.
Испытания трактора Т-28 в Лудиане (Индия) во время выставки.1964 г.
Начиная с 1964 года, на заводе выполнен комплекс мероприятий, которые позволили повысить моторесурс двигателя Д-37М с 3000 до 5000 моточасов до первого капитального ремонта.
Владимирский Тракторный Завод (ВТЗ). Подвесной конвейер для сборки двигателей. 1964 г.
Сборка одного из первых экспериментальных двигателей Д-160. 1964-1965 гг.
Владимирские тракторостроители выдержали серьезный экзамен на техническую зрелость, пройдя путь от выпуска трактора «универсал» до маневренных высокоэкономичных тракторов и двигателей новейших конструкций.
Много лет продукция с маркой ВТЗ экспонируется на отечественных и зарубежных выставках, она вышла на мировой рынок и ныне отправляется во многие страны, конкурируя с изделиями крупнейших капиталистических фирм, достойно представляя технический прогресс и защищая торговую честь социалистической Родины.
В пределах нашей страны выпускаемые на заводе двигатели Д-37М мощностью 40 лошадиных сил поставляются Липецкому тракторному заводу для установки на тракторы Т-40.
Двигатель Д-37Е производства владимирского тракторного завода им. А. А. Жданова
Двигатели Д-37Е мощностью 50 лошадиных сил отправляются в Ташкент на тракторный завод, где монтируются на хлопкоуборочную машину.
Двигатель Д-21 производства владимирского тракторного завода им. А.А. Жданова
Двухцилиндровые двигатели Д-21 отсылались на Харьковский завод самоходных шасси.
27 октября 1967 г. бригада имени 50-летия Советской власти моторного цеха №3 Владимирского ордена Трудового Красного Знамени тракторного завода им. А.А. Жданова, руководимая А С. Невской, призвала тружеников области начать социалистическое соревнование за досрочное выполнение пятилетки в честь 100-летия со дня рождения В.И. Ленина.