На 1 января 1947 г. на заводе работало 5260 чел. «УЛУЧШИТЬ РАБОТУ ТРАКТОРНОГО ЗАВОДА В прошлом году Владимирский тракторный завод недодал стране более тысячи тракторов и почти на два с половиной миллиона рублей запасных частей. Сельское хозяйство лишилось не одного десятка машинно-тракторных станций и не имело возможности капитально отремонтировать тысячи действующих тракторов. Недавно бюро обкома ВКП-б в специальном решении наметило практические мероприятия по выводу Тракторного завода из глубокого прорыва и поставило перед его коллективом боевую задачу — повседневно наращивать производственные мощности, увеличить выпуск тракторов в 4 раза. Для выполнения этих задач завод располагает реальными возможностями. Следует только повысить трудовую дисциплину, правильно и максимально использовать оборудование, улучшить качество деталей тракторов. В октябре и ноябре тракторостроители несколько улучшили свои производственные показатели. Это видно на росте выпуска машин и запасных частей. Многое сделано по ликвидации имеющихся недостатков и наведению должного порядка в организации труда. Закончены работы по монтажу и оснастке механических цехов, что позволяет уже в ближайшее время увеличить выпуск продукции. Значительно улучшен технологический процесс и оформлена техническая документация. Подготовлены нормативы для перевода завода на хозрасчет. Проведенные строительным управлением № 5 работы в кузнечном цехе дают возможность резко поднять мощность. По-прежнему лимитирует работу кузницы ненормальное поступление воздушного давления. Проводимый монтаж нового компрессора в недалеком будущем устранит и эту помеху. Снижена себестоимость трактора. Но узким местом в работе завода, так же, как и раньше, остается литейный цех. Необходима реконструкция литейного производства, однако и при настоящих условиях оно может давать потребное количество литья. Начальник цеха тов. Теверовский и главный металлург завода тов. Фрумин по-казенному руководят цехом. Брак литья все еще достигает 50 процентов. Многие рабочие до сих пор не знают правил технологии и, естественно, нарушают их. Единая технология внедряется медленно. График срывается. В моторном цехе он выполнен по деталям лишь на 5 процентов, а по операциям — на 22,6. Здесь до сего времени не используются высокопроизводительные станки, работы проводятся вручную. Для нарезки отверстий в блоке имеется 47-шпиндельный резьбонарезной станок. Но по вине механика и старшего мастера участка больше полгода он находится то в ремонте, то в наладке. На этом же участке, есть ценный полуавтомат «Викман», но и он уже месяцами находится в «наладке». В цехе шасси график внедрения новой технологии по деталям выполнен на 6 и по операциям на 21 процент. Часто из-за безответственного отношения к делу выходит из строя прекрасное оборудование. Не всегда вовремя смазываются агрегаты, не проводится планово-предупредительный ремонт машин. Нарушения трудовой дисциплины еще далеко не изжиты. Фотография рабочего дня по ряду профессий показывает, что рабочие заняты производительным трудом на 50—60 процентов, остальное время уходит на простои. Поразительную бездеятельность проявляют руководители управления капитального строительства. Начальник его Яковлев и главный инженер Аронович спокойно выслушивают на совещаниях упреки и ничего не предпринимают. Уже год тов. Аронович сидит «на чемоданах» в гостинице, отказываясь от предоставленной ему квартиры, считая себя временным человеком на заводе. Аронович не одинок. «Чемоданным настроением» живет и зав. производством Слуцкий, который также считает себя временным работником. Тракторный завод имеет большую будущность. Это один из шести гигантов тракторной промышленности, обеспечивающих сельское хозяйство машинами и запчастями. Коллектив ВТЗ должен понять и по достоинству оценить огромную роль своего предприятия. С. ВИНОГРАДОВ» («Призыв», 3 января 1947).
В 1947 г. идет освоение производства трактора «Универсал-1» для обработки высокостебельных культур, - кукурузы, подсолнечника и хлопка.
Трактор «Универсал У-1»
«Владимирский тракторный завод собрал три трактора «У-1». Эта новая модель машины отличается от выпущенного в настоящее время трактора «У-2» тем, что предназначается специально для обработки междурядий высокорослых растений. Для этого у нового трактора передние колеса сближены между собой и расстояние между крайними точками ободьев равно всего лишь 318 мм. Оба передних колеса движутся при работе на плантации в промежутках между двумя рядами растений. Расстояние от земли до заднего моста равно 730 мм., что обеспечивает работу трактора при высоте растений в 600—650 мм. Задние колеса у нового трактора раздвинуты более широко, чем у старого, а именно — на 1500 мм. между серединами ободьев. Для получения небольших радиусов поворотов трактор имеет автоматическое торможение задних колес: поворот передних колес, например, направо происходит при помощи троса, который начинает притормаживать правое заднее колесо. Поэтому, в отличие от трактора «У-2», новая модель машины имеет тормоза на обоих полуосях. Такой трактор очень удобен для культивации хлопковых полей. При этом культиватор монтируется на самом тракторе. Он может работать с прицепным двухлемешным плугом с шириной захвата 600 мм., тракторной сеялкой, уборочными машинами и является поэтому настоящим универсальным трактором. На нем пока еще нет шкива для работы на молотилке, силосорезке и других машинах. Но в ближайшее время заводом будет освоен и этот узел деталей. Новый трактор имеет много общего с «У-2». Одни и те же, например, двигатель в 22 лошадиных силы и 1.200 оборотов в минуту, муфта сцепления, коробка передач с диференциалом и т. д. Но, тем не менее, он имеет 52 детали, которые отличаются от деталей трактора «У-2». В настоящее время изготовляются специальные приспособления для обработки и измерения этих деталей, для чего заказываются особые станки. В текущем году завод будет выпускать тракторы «У-1» в массовом масштабе, не прекращая выпуска «У-2». Новая модель трактора имеет свою историю. Она была спроектирована американской фирмой «Кормин-Диринг», которая выпускала трактор под названием «Фармолл». В 1933 году советское правительство купило у этой фирмы комплект чертежей. Кировский завод в Ленинграде (бывший «Красный Путиловец») освоил производство и выпустил несколько десятков тысяч штук этих машин. В конце 1939 годе завод перестал изготовлять эти машины. Во время Отечественной войны чертежи из Ленинграда были эвакуированы и переданы нашему заводу. После 8 лет перерыва тракторы «У-1» стали вновь выпускаться у нас во Владимире с некоторыми изменениями в конструкции. Конструкторский коллектив нашего завода, под руководством главного конструктора, в настоящее время проделывает большую работу по улучшению и модернизация как трактора «У-1», так и «У-2». Эта работа идет по двум направлениям: во-первых,— создание больших удобств для водителя и, во-вторых, — улучшение технологичности деталей, облегчение и удешевление их производства. У нового трактора намечается заменить неудобное жесткое сидение мягким с пружинным амортизатором, улучшить коллектор, поставить цельнолитые передние колеса вместо клепаных, переменить опасную заводную рукоятку на безопасную, поставить сетку-фильтр в керосиновый бак и ввести еще целый ряд изменений. Д. ХОХРЯКОВ, инженер-конструктор ВТЗ» («Призыв», 22 января 1947).
В марте 1947 г. были отправлены на испытания в Узбекистан три опытных образца трактора У-1.
«Модель трактора Коллектив модельного цеха изготовил модель трактора У-1 в 1/3 часть натуральной величины. Все детали трактора выточены из дерева модельщиками под руководством мастера тов. Крылова. Активное участие в изготовлении деталей, сборке и отделке модели приняли стахановцы тт. Вдовенков, Полканов, Трусов, Морозов, Свиненков и другие. Модель трактора будет выставлена на стенде выставки на областной партийной конференции. Ф. КОЗЛОВ, нач. цеха» («Тракторостроитель», 24 марта 1948).
Реконструкция Литейного цеха с целью увеличения производительности в 4-5 раза. Богданов В.И. вспоминал: «Тогда на ВТЗ отовсюду поступало оборудование. Подъемных механизмов еще не хватало. Приходилось из склада в цех тяжелые станки доставлять вручную. Хоть и уставали за день порядочно, но молодость свое брала. Вечерами мы собирались на Всполье, где в то время был кинотеатр. Частенько после фильмов ходили в общежитие к девчатам. Я брал с собой гармошку, а Вася балалайку и устраивали такие концерты!!!» Заводской комитет начал работу с февраля 1947 года, избрано в его состав 17 чел. В начале 1947 года между дирекцией завода и завкомом было заключено соглашение по охране труда и технике безопасности с точным перечнем всех мероприятий и сроков их выполнения. В 1947 году завком завел учет всех инвалидов Отечественной войны и семей погибших фронтовиков, дважды провел перерегистрацию. Инвалидам Отечественной войны и семьям погибших фронтовиков систематически оказывалась помощь ордерами, продуктами и деньгами. 11 марта 1947 г. Солдатов Василий Ефимович, назначен заместителем Главного технолога по новому производству. 15 апреля 1947 г. на заводе запущен в эксплуатацию печатный цех (типография).
Емелин Василий Дмитриевич (1911 г.р.), начальник сектора отдела главного технолога, старший конструктор ЦКБ, инициатор почина по ликвидации узких мест в производстве.
В 1947 г. после окончания Авиамеханического техникума пришли в ОГТ: Макарова (Матвеева) Нина Сергеевна – технолог и Керская Елена Павловна – конструктор.
Макарова Нина Сергеевна Керская Елена Павловна
Керская Елена Павловна в 2002 году вспоминала: «3 сентября 1947 года по направлению Министерства и я пришла работать на тракторный. Конструктором группы приспособлений отдела главного технолога в центральное конструкторское бюро, возглавлял которое Федор Харитонович Комлев - специалист с Горьковского автозавода. Директором завода тогда был Василий Яковлевич Клименков, главным технологом Б.Л. Романов, а его заместителем М.К. Чуфарин, который и направил меня работать в ЦКБ. Отдел главного технолога, как и сейчас, занимал тогда второй этаж правого крыла бытового цеха шестерен, а ЦКБ располагалось в самой большой комнате в конце коридора. Я, маленькая, худенькая девочка, робко вошла туда. Все работники с интересом посмотрели на меня, и я тут же услышала: - «Скоро к нам прямо из детского садика будут брать!». А было мне 18 лет... «Приветствие» это исходило от конструктора Нины Комиссаровой (Урвачевой), приехавшей на завод из г. Калинина в 1944 году. Впоследствии мы стали друзами, да и сейчас не теряем связи. Оборудование ЦКБ было бедным - только три трофейных кульмана вдоль стены, где выполнялись большие чертежи, а в основном, это были старые письменные столы. Чертежные приспособления - деревянная рейсшина и треугольник. У копировщиц чертежные столы вдоль окон. А сидели на табуретках, привязанных к столу, чтобы не украли. Руководитель группы Иван Васильевич Назаров дал мне рваный чертеж и попросил восстановить его, что я быстро сделала, т.к. всегда хорошо чертила, и к удовольствию руководителя уже к обеду вернула готовый чертеж. Так началась моя рабочая жизнь. Без отрыва от производства окончила институт и работала инженером-конструктором 1 категории. Это очень интересная профессия: на каждую деталь трактора, проходящую механическую обработку, технологи составляют технологический процесс, согласно которому конструкторы группы приспособлений придумывают наилучший вариант быстрой и качественной обработки данной детали пооперационно. В 1947 году, когда я пришла на завод, уже работали в группе приспособлений конструкторы Т.А. Манова (Бурова), Х.А. Хасдан, Г.П. Иванов - фронтовик, который долгое время был начальником КБ приспособлений и другие. Но заводу не хватало грамотных специалистов, и в отделе подготовки кадров открыли курсы подготовки конструкторов, на которых в основном учились бывшие фронтовики, раненные и искалеченные войной. В 1947 году был первый выпуск, и в отделы завода пришло пополнение. Отдел главного технолога всегда был загружен до предела. Часто работали сверхурочно, была введена сдельная оплата труда…».
В июне 1947 г. Владимирский тракторный завод получил два пассажирских автобуса, которые совершали рейсы между городом и заводом. «Два пассажирских автобуса начали совершать регулярные рейсы между Тракторным заводом и городом» («Призыв», 20 июля 1947). Правом проезда на них пользовались лишь инженерно-технические работники и лучшие стахановцы, проживавшие в городе и поселке Всполье. Через два года стал вопрос о движении автобусов в выходные дни.
«НА ЛЕСАХ ТРАКТОРНОГО В кабинет начальники участка вошел молодой человек в военной гимнастерке с гвардейским значком на груди. — Меня направили сюда из горкома комсомола,— сказал он, — хочу строить Тракторный. Начальник участка взял заявление, на котором стояла подпись: «Михаил Лебедев» и сказал: — Добро пожаловать. Взволнованный и радостный вышел из конторы Лебедев. Еще на фронте он мечтал пойти на стройку. И вот его мечта сбылась — с передовой линии огня он теперь встал на передовую линию борьбы за новую пятилетку. ...Июньское солнце слепило глаза. Он прикрыл их ладонью и окинул взглядом строительную площадку. Кругом кипела стройка. Действующие цеха дышали, как живые. Рядом с ними стояли отстроенные, но еще мертвые корпуса. Искусные руки монтажников и строителей в них еще не вдохнули душу. А совсем рядом темными впадинами зияли огромные котлованы. Здесь расчищалась площадка для новых запроектированных цехов. Вот роется котлован для литейного цеха серого чугуна. Непрерывно гудит мотор экскаватора. Механическая лопатка с лязгом и скрежетом железными зубами впивается в землю. Машинист Виктор Прахтов нажимает на рычаги управления, лопата медленно подымается вверх, пасть ее открывается и оттуда сыплется сырая земля. Неутомимо трудится машинист. Прошла только половина смены, а он со своим помощником Максимом Кузьменко выработал уже дневную норму. В нескольких десятках метров от литейного цеха воздвигается заготовительный цех. Здесь еще только начата кладка стен, укладывается основание пола. Высоко к небу поднимаются свежие и пахучие леса опалубки для железобетонных колонн. Там, наверху, где свободно гуляет веселый ветер, словно флаги колышатся алые девичьи косынки. Арматурщица Лида Захарова, вместе со своими подругами, устанавливает арматуру. А на соседней опалубке на головокружительной высоте прибивает последние доски молодой плотник, выпускник ФЗО Боря Кувшинов. Скоро в эту опалубку польется жидкий бетон, он застынет, доски будут отброшены и стройные бетонные колонны выстроятся в ряд. Плотники трудятся, не покладая рук. Цех должен быть сдан в эксплуатацию к 30-й годовщине Октября. Тут и там белеют леса. На них рабочие с топорами, пилами, кистями, соколами совершают великое дело стройки. У самой крыши компрессорного цеха штукатурит оконные откосы Владимир Мокеев. Тяжела и ответственна его работа — надо точно рассчитать каждое движение. Но строитель уверенно равняет раствор. Дело у него спорится. Ежедневно он вырабатывает до полутора норм. Заканчивается строительство штампово-прессового цеха. Устраняются последние недоделки. Здесь сейчас встретились строители с монтажниками. Строители кладут плиты по каналам полов, делают их бетонное обрамление, производят заливку торцового пола. Черный блестящий битум покрывает деревянные торцы. Пока еще он не окреп и не запылился, в него можно смотреться, как в зеркало. Электросварщики заканчивают монтаж крановых путей. Золотые искры пушистым веером медленно падают вниз. Они разбиваются об пол и рассыпаются сотнями огненных брызг. Все это напоминает праздничный фейерверк. У стен монтажники монтируют водопровод. Молодой слесарь Миша Демкин закрепляет ключом трубу... Напряженно трудятся рабочие. Правительство установило жесткие сроки и их надо во что бы то ни стало выдержать. Строители Тракторного в большом долгу перед страной. На протяжении многих месяцев они не выполняли задание, задерживали сдачу в эксплуатацию заводских корпусов. До последнего времени все участки испытывают острый недостаток в квалифицированных кадрах. Так, например, для того, чтобы в срок завершить строительство литейного цеха серого чугуна, необходимо принять около 600 новых рабочих. Успешный ход строительства тормозит также отсутствие железной дороги. Субподрядная организация трест № 38 задерживает сдачу ее в эксплуатацию. В результате, строительный материал своевременно не подвозится. Февральский Пленум ЦК ВКП(б) поставил перед строителями ответственнейшие задачи. В 1948 году все основные промышленные объекты должны встать в строй действующих. Для того, чтобы с честью выполнить эту задачу, необходимо всемерное напряжение сил. Следует в ближайшее время ликвидировать прорыв и в дальнейшем с каждым днем наращивать темпы. П. ШЕРЫШЕВ» («Призыв», 4 июля 1947). «Навести порядок в земледелке В последнее время литейщики ВТЗ несколько увеличили выпуск продукции. Но работу литейного цеха продолжает тормозить формовочное отделение. Основная причина — неудовлетворительное состояние земледелки, которая изо дня в день недодает формовщикам большое количество земли. Начальник цеха тов. Петухов и его заместитель по оборудованию тов. Быков объясняют это отставание неисправностью механизмов, которые, мол, плохо ремонтируются другими цехами. Действительно из трех бегунов, вырабатывающих землю, один—два всегда простаивают по нескольку дней из-за поломки. Но дело тут не в низком качестве ремонта, а в беспечном отношении к работе этих механизмов. Через дырявый потолок сверху на них все время сыплется земля, грязь. Поэтому части механизмов трутся и преждевременно изнашиваются. Чаны, куда поступает земля из ковша, не ограждены, и лишь половина земли идет в чан, а другая опять засыпает шестерни и подшипники редуктора бегунов. Земледельное отделение невероятно захламлено отходами негодной земли, кучами металла. Справедливые нарекания вызывает работа слесарей механика цеха тов. Иоселевича. Ремонтируют они, как говорится, на «живую нитку». Не так давно с утра были остановлены бункера. У элеватора соскочил шкив со шпонкой. Запасной шпонки не оказалось. И пока ее делали, два с лишним часа земледелка не работала. Поэтому стояло и _ все формовочное отделение. Возникает законный вопрос: неужели нельзя иметь аварийный запас нужных деталей? Неприглядную картину представляет и верх земледельного отделения. Здесь также возвышаются горы мусора, не соблюдаются самые элементарные правила техники безопасности. Руководители Тракторного завода прекрасно осведомлены об этих неполадках в земледелке и тем не менее не принимают решительных мер к наведению там должного порядка. А. СЛЕТОВ Разве так надо относиться к механизмам Внимательный и технически грамотный уход за оборудованием, а также его своевременный и качественный ремонт — одна из основных обязанностей инженерно-технических работников наших предприятий. Однако далеко не все командиры производства ВТЗ следят за исправным состоянием механизмов. Они забывают о том, что при плохом содержании станка нельзя работать на полную мощность, нельзя добиться высокой производительности труда и необходимой точности обрабатываемых изделий. И не случайно, что на заводе до сих пор нередки аварии оборудования. Происходят они потому, что в цехах отсутствует система в проведении планово-предупредительного ремонта: графики не составляются, цеховые механики заданий не получают. Неудивительно, что даже небольшие дефекты станков устраняются очень долго. Так, например, в цехе шасси карусельные станки ежедневно простаивают только потому, что ремонтники не знакомы с их кинематикой. В результате завод ежемесячно недодает по 200—300 венцов бортовой передачи. Оборудование содержится крайне неудовлетворительно. На территории завода в беспорядке валяются около сотни станков, машин, прессов и т. д. Многие механизмы находятся под открытым небом с прошлого года. Они не смазаны, детали покрылись толстым слоем ржавчины. Десять новых токарно-винторезных станков завода «Красный пролетарий» выгружены в котлован с водой. Электроаппаратура с них растаскивается, и они приходят в негодность. Ковочная машина № 2350 около пяти месяцев лежит на дороге у кузнечного цеха. С нее кто-то уже успел снять электроаппаратуру и крепежные детали, а дефицитные техстропные ремни втоптаны в грязь. Плохое содержание оборудования и беспорядочная организация ремонтного хозяйства мешают Тракторному использовать все производственные мощности. Коллективу предприятия нужно приложить все силы к тому, чтобы привести машины, станки и агрегаты в образцовый порядок. Необходимо систематически проводить общественные смотры оборудования. Они воспитывают у рабочих социалистическое отношение к общественной собственности. Стахановцы стремятся лучше ухаживать за станками. Это приводит к тому, что оборудование служит дольше и ремонтируется реже. Сочетание периодических общественных смотров с регулярным проведением планово-предупредительного ремонта до минимума сократит аварии на производстве. Простоев будет меньше, и выпуск продукции возрастет. Эту простую истину давно пора понять руководителям Тракторного и в первую очередь начальнику отдела оборудования тов. Линецкому. В. ШАМОВ, инженер-конструктор ВТЗ» («Призыв», 12 июля 1947).
«Мы ждем вас — стройке великой!» 1. Девушки из Березников Они жили в тихом селе Березники, вдалеке от районного центра. Зиму и весну девушки работали на лесозаготовках, сдружились за это время крепко. — Нас теперь водой не разольешь,— говорила Лида Гуреева, — мы друг без друга никуда... Однажды девушек вызвали в Собинку, в райком комсомола. В кабинете секретаря тов. Захаровой завязалась долгая и горячая беседа. — Вы хорошо знаете,— сказала тов. Захарова,— что сейчас весь советский народ ведет великое наступление на фронте сельского хозяйства. Колхозное крестьянство прилагает все силы к тому, чтобы добиться высоких урожаев. Трудящиеся Владимирщины не стоят в стороне от всенародной борьбы. В постановлении февральского Пленума ЦК ВКП(б) оказано, что Владимирский тракторный завод является одной из ударных строек страны. Это вполне понятно. В наше время немыслима работа в сельском хозяйстве без тракторов. Сейчас начался комсомольский призыв на строительство Тракторного. Комсомольцы всегда идут навстречу трудностям и всегда преодолевают их. Я рекомендую вам ехать во Владимир, на строительство ВТЗ. Я думаю, что вы будете первыми в работе и не уроните чести молодежи нашего района. Девушки охотно согласились. Сборы были недолгими. Шесть девушек — шесть веселых подруг приехали на Владимирский тракторный. Это был торжественный и радостный день. Девушек тепло приняли в общежитии на Всполье. В первый же день они пошли в заводской клуб смотреть новый кинофильм. На следующее утро их определили на брусовку на кирпичном заводе. Дружно закипела робота. Спорится дело у самой молодой девушки в бригаде — у Нади Широковой. Ей с детства привычен труд. Она ловко берет с длинных стеллажей сырец, ровными рядами укладывает его — и нет устали в надиных руках. — Честь нам большая выпала,— говорила Надя подругам.— Стали мы, березниковские девушки, строителями Тракторного. Вечером молодые работницы отправились гулять в город. Долго стояли они на откосе над Клязьмой, любуясь ночными огнями большого города. А на заре снова за работу. II. На строительной площадке Грохочут подъемные краны. К небу поднимаются леса будущих рабочих общежитий. Каменщик Петр Иванович Тюленев достраивает высокий каменный дом в комсомольском городке ВТЗ. По всем участкам слывет молва о знатном строителе. За прошлый месяц Тюленев выполнил задание на 205 процентов. В отдельные дни он выкладывает 5—6 тысяч штук кирпичей за смену. А сколько прекрасных каменщиков обучил за последнее время тов. Тюленев! Множества строительных рабочих перенял квалификацию у Петра Ивановича. И поэтому, когда по комсомольскому призыву на участок прибыл Евгений Барабанов, то начальник сразу решил: — Надо направить вас к Тюленеву. Евгений Барабанов — бывший фронтовик. Грудь его украшает орден «Красной Звезды», полученный за артиллерийскую разведку под Ригой. Евгений Барабанов твердо решил вложить свою долю усилий в строительство Тракторного. Радушно встретили новичка. Петр Иванович рассказал молодому рабочему, что и как нужно делать, указал рабочее место. Сказал напутственное слово: — Обычай у нас такой: коли взялся за работу, то сделай ее хорошо. III. Это только начало На строительство Тракторного должна быть призвана тысяча молодых рабочих. Сейчас только начали прибывать первые партии из районов. Долг руководителей райкомов ВЛКСМ рассказать молодежи об огромном значении призыва на ВТЗ. Уже сейчас вновь принятые на Тракторный завод рабочие пишут в свои колхозы: — Приезжайте к нам, во Владимир. Мы ждем вас на великой стройке! В районах необходимо широко популяризировать письма молодых тракторозаводцев. Большие задачи стоят во время призыва перед руководителями «Владпромстроя». Они должны обеспечить своевременную перевозку людей из районов во Владимир, подготовить жилье, обеспечить питанием вновь прибывающих. Организованно провести призывЫ на ВТЗ — дело чести владимирских комсомольцев. Е. ОСЕТРОВ» («Призыв», 13 июля 1947).
«Заводской комитет профсоюза получил путевки на курорты южного побережья Черного моря. Их получают рабочие-стахановцы. Бригадиры комсомольско-молодежных бригад В. Васильев и А. Горбунов, досрочно закончившие годовое задание, поехали отдыхать в санаторий Гагры» («Призыв», 20 июля 1947).
«БОРЬБА ЗА ТЕХНИЧЕСКИЙ ПРОГРЕСС - ДОЛГ КАЖДОГО ТРАКТОРОСТРОИТЕЛЯ В хвосте событий Рационализаторы Тракторного вносят ценнейшие изменения в технологию. В 1946 году от внедрения 108 рационализаторских предложений завод получил экономию в 1261 тысячу рублей, а за первое полугодие 1947 года от 53 предложений завод получил экономии 1170 тысяч рублей. Все это несомненно заслуга БРИЗа, и в то же время в его работе имеется много недостатков. Бюро рационализации и изобретательства, возглавляемое тов. Порозовым, работает по-кустарному, не опирается на актив рационализаторов. Среди рационализаторов совершенно нет рабочих-стахановцев. В работе БРИЗа участвует узкий круг инженерно-технических работников. Деятельность рационализаторов никто не направляет. Предложения подаются на первую попавшую под руку тему. Темник узких мест, которые тормозят работу завода, составляется вот уже второй год. Крайне плохо организовано рассмотрение предложений. До сих пор в стадии заключения и конструкторской разработки находится 254 рационализаторских предложения. Многие из них поданы еще в 1945 году. Вопиющий случай произошел с рационализаторским предложением бывшего сотрудника завода кандидата технических наук тов. Чалого-Прилуцкого. Тов. Чалый-Чрплуцкий еще 23 апреля 1946 года подал предложение, являющееся ценнейшей новинкой в обработке металлов. Но до сих пор по нему не дано заключения, и оно лежит в БРИЗе под спудом. Очень плохо налажена конструктивная разработка предложений. Она не централизована. До сих пор конструктивная разработка рационализаторских предложений велась конструкторами завода частным образом или сдавалась на сторону. Отсюда около 150 предложений ожидают ее по году и более. Такое бездушное отношение к рационализаторам завода мешает их дальнейшей творческой работе. Н. ВАСИЛЬЕВ» («Призыв», 1 августа 1947). «Смелее внедрять скоростное фрезерование Скоростное фрезерование — новый метод обработки металлов резанием. Он позволяет значительно увеличить производительность оборудования, облегчить труд рабочих. Обычно применяемые скорости резания при фрезеровании инструментом с напаянными пластинками из сверхтвердого сплава «победит» — низкие. Увеличение скорости резаний при работе с положительным передним углом не может быть достигнуто потому, что режущая кромка инструмента при этом очень скоро разрушается. Чтобы увеличить скорости резания, применяется инструмент с отрицательным углом. У таких инструментов угол заострения больше и, следовательно, устойчивость значительно выше обычной. При обработке детали инструментом с отрицательным углом напаянная пластинка имеет наклон в обратную сторону против обычных инструментов. Она как бы прижимается к своему основанию и вызывает не скалывание, а соскабливание металла. Это-то и позволяет увеличить скорость резания. Кроме того, инструменты с отрицательным углом при работе нагреваются меньше, так как они отдают тепло стружке, а последняя, нагреваясь до температуры 600—800 градусов, облегчает усилие на резец и металл легче поддается резанию. Этот совершенный прием обработки уже не новинка, он широко применяется на большинстве машиностроительных заводов нашей Родины. Преимущества скоростного фрезерования превосходно известны руководителям ВТЗ. Однако, это ценное новшество до сих пор не нашло применения в производстве. Вопрос о скоростном фрезеровании на Тракторном заводе поднимал бывший заместитель главного технолога кандидат технических наук тов. Чалый-Прилуцкий, приложивший много труда для его применения. Но из-за косности ряда руководителей завода это мероприятие не осуществлено. Этим ценным методом уже пользуются другие предприятия, узнавшие о нем гораздо позднее, а на заводе, где эта мысль была подана значительно раньше, остается еще до сих пор не осуществленной. До сего времени на ВТЗ нет ни одного индексированного инструмента с отрицательным углом резания. Не ведется никакой работы и по конструированию многоместных приспособлений, необходимых при обработке деталей на высоких скоростях. А между тем на заводе можно и нужно применить скоростное фрезерование не менее как на одной трети всех фрезерных работ. В. ШАМОВ, инженер-конструктор «Каждый рабочий должен выполнять нормы выработки» На эту тему 8 июля в «Призыве» была помещена подборка. Формовщик В. Федоров, стерженщица Н. Тужикова, фрезеровщик А. Белов, токарь П. Собинин, штамповщик И. Епифанов в своих статьях указывали на причины, мешающие их производительной работе. Директор Тракторного завода тов. Клименков сообщил в редакцию, что по материалам приняты меры и проведены организационно-технические мероприятия, способствующие повышению производительности труда. Так. в формовочном отделении литейного цеха производится капитальный ремонт бегунков, дан заказ на изготовление добавочных опок, слесари раскреплены за определенными участками. За плохую работу зам. начальника цеха по оборудованию тов. Быков с работы снят. В моторном цехе улучшилось снабжение поковками. В кузнице весь инструмент раскреплен за бригадами. Переброска людей в бригадах допускается лишь при выполнении особенно срочных деталей. Мастер — полновластный хозяин участка Мастера — наиболее многочисленный отряд руководителей производства. Ответственны задачи мастера. Он является и руководителем производственного участка, и организатором социалистического соревнования, и воспитателем рабочего. Особенно большие задачи поставлены перед мастером теперь, в дни предоктябрьского социалистического соревнования. Но не везде еще мастер стал полноправным хозяином доверенного ему участка. Нередки случаи, когда его права урезываются, и вся работа сводится к заботам о материале, заготовках и инструменте. В таких случаях ему остается мало времени на организацию труда. Он, по сути дела, превращается в толкача и перестает быть руководителем своего участка. Зачастую младшие командиры производства не учитывают экономических показателей своей работы, не внедряют хозрасчет, не знают себестоимости выпускаемой продукции. Особенно ярко это сказывается на нашем заводе. Здесь имеется исключительно большой коллектив мастеров, который при нормальных условиях мог бы стать ведущей силой при выполнении любого задания. К сожалению, этой силе не дают возможности полностью развернуться. Вот что рассказывает старший мастер цеха шасси Б. Краснов, один из старейших кадровиков Тракторного: «Большую часть рабочего времени мы затрачиваем непроизводительно — на доставку заготовок деталей, на подбор инструмента в кладовых, выполняем функции диспетчера, наладчика. Это приводит к частым отлучкам с участка и не дает возможности следить за ходом технологического процесса. Основная масса мастеров Тракторного завода высококвалифицирована, способна решать сложные производственные вопросы и руководить социалистическим соревнованием. Среди мастеров Тракторного есть отличные производственники. Особенно высоким авторитетом пользуется М. Воронин, С. Бойко, И. Петров, М. Урвачев, Н. Брагин и другие. Многие мастера выдвинуты на руководящую работу. На должность заместителя начальника моторного цеха выдвинут И. Литваковский. На пост начальника цеха приспособлений — Я. Зеленов. Однако в коллективе мастеров Тракторного встречаются и такие люди, которые еще не нашли своего места на участке. Безответственно относятся к порученному делу мастера А. Ануфриев, Горшков, А. Порошков. Отдельные командиры участков имеют низкую производственную квалификацию и техническую грамотность. Это мешает им стать подлинными руководителями производства, осваивать передовую технику. К такой категории людей относятся прежде всего К. Широков, И. Кураев, В. Хромов, И. Рябоштань, В. Воробьев. Они не занимаются повышением своих технических знаний и слабо руководят производством. Отделу подготовки кадров следует поднять вопрос о повышении квалификации отстающих мастеров. Необходимо поднять роль мастера на должную высоту, повысить его авторитет, предоставить ему должные права на участке. Если это будет достигнуто, то безусловно трудовая дисциплина и производительность участков возрастет и работа завода в целом значительно улучшится. К. МИХАЙЛОВИЧ» («Призыв», 2 августа 1947). «КУРСЫ ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ При клубе Владимирского тракторного завода организованы курсы по изучению английского и немецкого языков. На курсах будут заниматься инженерно-технические работники и служащие завода» («Призыв», 5 августа 1947). «ПЕРВЫЙ УСПЕХ Коллектив Владимирского тракторного завода получил задание до 15 сентября изготовить 700 автоматов для подъема навесных сельхозорудий. Особенно необходимы сейчас автоматы к свеклоподъемникам. Они значительно ускоряют начавшуюся уборку сахарной свеклы на полях Украины. Коллективы цехов, технологи и конструкторы ВТЗ по-боевому взялись за выполнение этого важного заказа. Был составлен точный график изготовления деталей и сборки автомата. Первым завершил выполнение графика инструментальный цех. Цех изготовлял червяк, коромысло и другие детали. Мастера Сазонов, Петров, Ворыханов, рабочие-стахановцы Трифонов, Вавилова, Феклин, Дойников приложили много умения и смекалки для выполнения заказа в срок. В цехе шасси обрабатывалась наиболее трудная деталь — корпус автомата. Требовалось освоить сложные операции фрезеровки и сверловки. Технолог Маркелов в содружестве с мастером Назаренко, умело разработав технологию, быстро наладили производственный процесс. Лучшие стахановцы цеха тт. Бабенко, Савельев, Ешков ежедневно выполняли нормы на 300 процентов. В экспериментальном цехе изготовлялось семь деталей. Заказ был перевыполнен. Сложные операции: расточка отверстий под червяк, изготовление червячной шестерни и рычага, сверловка отверстий корпуса для крышки были освоены мастером Сергеевым и токарями Дмитриевым и Горшковым. Работа коллектива, упорство и настойчивость в достижении цели не прошли даром. Завод собрал и отправил на Украину и в Курскую область 315 автоматов, из них 115 сверх плана. Заводу предстоит в августе выпустить 250 автоматов к свеклоподъемникам. Чтобы выполнить это задание, необходимо закрепить первые успехи, в самый короткий срок ликвидировать недостатки в технологии и организации труда. Надо еще шире поднять знамя социалистического соревнования, сделать опыт передовых стахановцев достоянием всего коллектива, изо дня в день повышать производительность труда. П. КОРЮКИН» («Призыв», 15 августа 1947). «Лучший мастер ВТЗ Имя старшего мастера отделения резцов инструментального цеха Михаила Петровича Воронина хорошо известно тракторостроителям. Ему неоднократно присваивалось звание лучшего мастера, а его участку — переходящее Красное знамя. Все 18 рабочих участка Воронина перевыполняют новые нормы. Вот что рассказывает о том, как завоевывался успех, сам тов. Воронин: — Задания сменные мастера получают у меня накануне. Вместе с ними я внимательно просматриваю чертежи на те работы, которые нам предстоит выполнить, обдумываем, кому какое задание поручить, приготовляем заранее весь необходимый инструмент. Большое значение имеет своевременная помощь отстающим. Лучший заточник Всеволод Васильев руководит стахановской школой заточников. Из нее уже выпущено восемь учеников, все они перевыполняют нормы. Производительность труда рабочих по сравнению с прошлым годом повысилась на участке в среднем на 25 процентов. По примеру мастера Московского завода «Калибр» Николая Российского я решил сделать свое отделение целиком стахановским. В. ТАТАРНИКОВ» («Призыв», 20 августа 1947).
«При приемке двухэтажного каменного общежития № 12 на Новом поселке Владимирского тракторного завода был вскрыт пол междуэтажного перекрытия. Под досками обнаружено большое количество неубранных щеп и стружек, а при осмотре лаг на одной из них найден росток грибка — разрушителя древесины. Надо заставить строителей вести свою работу грамотно, по-хозяйски и строго выполнять все профилактические мероприятия по борьбе с домовым грибком. М. ВОДАРСКАЯ, начальник государственного архитектурно-строительного контроля г. Владимира» («Призыв», 20 августа 1947).
«Больше заботы о бытовых нуждах тракторостроителей! 1. ПЛОДЫ БЕСКОНТРОЛЬНОСТИ На обеденный перерыв полагается час. Но рабочие, питающиеся в столовой № 1 (литейный корпус), тратят на это гораздо больше времени. На-днях рабочие цеха шасси Тернокова, Штыленко и другие пришли в столовую в час дня, а ушли в два часа 15 минут. Весь свой перерыв они затратили на обед, да вдобавок опоздали на работу. К сожалению, такие случаи не единичны. Опоздания с обеда вошли на заводе в систему. Объясняется это тем, что в столовой, обслуживающей несколько сот человек, имеется всего лишь 50 тарелок, не хватает ложек, вилок. Никакого порядка нет и в обслуживании. Официантки подают, как им вздумается, иной раз начнут с края зала, иной — с середины. Столы за ними не закреплены. Среди обслуживающего персонала столовых имеются нечестные люди. Нередки случаи обмана. Так, недавно в столовой инструментального цеха один и тот же обед стоил 2 р. 65 коп. и 5 р. 30 коп. Согласно меню на второе должна была подаваться сметана, но ее не оказалось. — Забыли,— объяснили работники столовой. Странная забывчивость! В столовых грязно, столы не вытираются, скатертей нет. При заводском комитете профсоюза существует комиссия рабочего контроля. Возглавляет ее заместитель председателя завкома тов. Бодунов. Но, представителей общественного контроля редко увидишь в столовых, они там случайные гости. 2. ЗАГЛЯНЕМ В МАГАЗИНЫ Хорошую инициативу проявили работники ОРСа, открыв продовольственный магазин на молодежном поселке. — Теперь не будем ходить за 2—3 километра,— радовались жители. Но, увы, их радость оказалась преждевременной. Часы торговли в магазине установлены так, что рабочий, собираясь утром на завод, не может получить хлеб, а вернувшись со смены, опять видит магазин на замке. За короткий срок жулики и проходимцы свили себе в новом магазине прочное гнездо. Для отоваривания детских карточек получили недавно рис. Но заведующая магазином Яковлева распорядилась выдавать вместо него гречневую крупу, а на вопросы покупателей отвечала: — Риса нет. 9 августа, при выходе из магазина рабочие задержали некую гражданку Панкратову из дер. Сновицы, обнаружив у нее в сумке 9 килограммов риса и 32 детских продуктовых карточки. Рис уходил к спекулянтам. Тогда, стараясь замести следы, Яковлева распорядилась выдавать рис и по детским и по рабочим карточкам. В этом же магазине работает продавщицей Е. Макарова, известная грубым обращением с покупателями и обвешиванием их. В магазине № 4 — поселок имени Полины Осипенко — худая крыша. Во время дождя вода течет на продукты и покупателей. Об этом прекрасно знают руководители ОРСа, но мер не принимают. Рабочие Тракторного давно уже забыли, когда в магазинах были самые необходимые товары, такие, как чай и спички. Отсутствуют предметы первой необходимости. А ведь ОРС имеет свой промкомбинат. Часть рабочих по предписаниям врачей должна получать белый хлеб. На белый хлеб имеется разнарядка. Но завозят его преимущественно во второй магазин, а в остальных белый хлеб бывает очень редко. 3. ДОСАДНЫЕ «МЕЛОЧИ» Напрасно рабочие ищут — где бы напиться квасу или морсу. На территории завода открыт всего один ларек. Но и тот работает не больше двух часов в сутки. Остальное время на нем висит замок. Бездействуют ларьки и на поселках. О торговле же мороженым и говорить не приходится. Если работники ОРСа, когда речь заходит о пустых полках магазинов, ссылаются на отсутствие фондов, то неужели нужны какие-то фонды для производства прохладительных напитков? Не правильнее ли будет объяснить все эти факты отсутствием подлинной заботы о бытовых нуждах тракторостроителей. 4. О РАВНОДУШНЫХ РУКОВОДИТЕЛЯХ 10 июня пленум завкома заслушал отчет начальника торгового отдела ОРСа тов. Морозова и в своем решении отметил неудовлетворительную работу магазинов и столовых. С тех пор прошло более двух месяцев. Но, как видно не приведенных фактов, положение не изменилось. По-прежнему начальник отдела рабочего снабжения тов. Лужнов, его помощники по торговой части тов. Морозов и по общественному питанию тов. Тарасов с поразительным равнодушием взирают на беспорядки, творящиеся в подведомственных им учреждениях. Пора партийным и профсоюзным организациям завода по-настоящему взяться за коренное улучшение работы ОРСа. В. ТАРАСОВ» («Призыв», 23 августа 1947).
«За передовую технику Владимирский тракторный — предприятие молодое. Он имеет полную возможность организовать производство по последнему слову техники. Однако этого нет. Оснастка, приспособления, инструмент, механизация трудоемких процессов являются здесь еще узким местом. За примерами недалеко ходить. Одним из существенных недостатков оснастки и приспособлений является их примитивность и слабая автоматизация. Конструктивное оформление оснастки, по сравнению с передовыми отечественными заводами, оставляет желать лучшего. На заводе еще крайне мало применяются пневматика и электромагнитные установки. Подавляющее большинство приспособлений имеет зажимные устройства с гаечным ключом. Это самый непроизводительный метод закрепления деталей в приспособлениях. Он тормозит выпуск изделий. Конструктивное оформление оснастки устарело. Оно в большинстве своем заимствовано у довоенного Кировского завода и имеет пятнадцатилетнюю давность. Многие технологические процессы обработки деталей и чертежи приспособлений даже уступают кировским. Взять к примеру деталь «собачка автомата». На Кировском заводе ее штамповали раньше по две штуки. У нас почему-то решили штамповать по одной, хотя давно разработаны чертежи приспособлений, позволяющие обрабатывать несколько пар «собачек» по нескольким плоскостям одновременно. Приспособления на фрезерных станках в большинстве случаев одноместные. Казалось бы, там, где это возможно, надо ставить по два приспособления и работать по методу двухстороннего фрезерования, когда при обработке одной детали другая подготавливается. Однако и до этого на Тракторном еще не додумались. Между тем, у нас есть возможность применить двухстороннее фрезерование. Взять хотя бы высокопроизводительный четырехшпиндельный продольно-фрезерный станок. Если на нем при обработке плоскостей блока поставить вместо 4-х приспособлений 8 или 10, то время на операциях сократится почти вдвое. Слабо оснащено производство и мерительным инструментом. Редко еще применяются у нас индикаторные приборы и быстродействующая точная аппаратура. Высокопроизводительный сложный режущий инструмент не получил еще должного спроса на производстве. Обработка детей, в основном, ведется устарелыми методами. На заводе не имеется еще зуборезного сектора, который должен вести всю работу по повышению качества обработки ответственных деталей трактора. Цехи слабо механизированы. Некоторые действующие, монтируемые и даже проектируемые механизмы примитивны по своему устройству. В конструкторском бюро отдела главного технолога нет постоянных конструкторов-механизаторов. Теперь, когда производство деталей трактора в основном освоено, механизации трудоемких процессов должно быть уделено особое внимание.
Без совершенной техники нельзя двигаться вперед. Технический прогресс во всех цехах и участках — вот один из основных путей к выполнению и перевыполнению плана Тракторным. Н. ЖАРЛИКОВ, инженер-конструктор» («Призыв», 23 августа 1947).
В 1946 году работа спортивного общества «Трактор» была развалена. В 1947 году вновь организовано спортивное общество «Торпедо» (бывший «Трактор»). Число членов общества выросло до 261 чел., из них 102 женщины. Работой руководит бюро, а в цехах имеются физорги, которые проводят запись в члены общества, в спорткружки, руководят физкультурной работой. При спортобществе организованы секции: шахматная, гимнастическая, мотоциклетная, лыжная, конькобежная, хоккейная, тяжелой атлетики, бокса, охотничья и футбольная команда.
С октября 1947 года начала работу партийная школа при парткоме завода. В программе партийной школы курс истории ВКП(б). вопросы советской экономики, партийного строительства и географии. С первых дней работы школы большинство слушателей горячо и с большим желанием взялось за учебу. К ним относятся секретарь парторганизации штампового цеха Ф. Васильев, мастер ОТК коммунист В. Марченко, начальник первого отдела А. Серкин, член партбюро заводоуправления А. Чичваркин, начальник административно-хозяйственного отдела Н. Аникин, они не имеют пропусков занятий без уважительных причин. Хорошо учится секретарь комсомольской организации заводоуправления К. Ершова. 15 октября 1947 г. цех шасси переименован в цех коробки скоростей (начальник цеха Хенкин).
3 ноября 1947 г. изготовлен 5000-й трактор.
Коллектив Владимирского тракторного завода одержал большую производственную победу. В канун 30-летия Великого Октября выпущен пятитысячный трактор. Пятитысячный трактор «У-1»
«ЕСТЬ ПЯТИТЫСЯЧНЫЙ ТРАКТОР! День 2 ноября прочно войдет в историю Владимирского тракторного завода. В этот день тракторостроители добились большой производственной победы. С конвейера сошел пятитысячный трактор. Нелегко далась эта победа коллективу. Предприятие долгое время отставало. Вступив в соревнование за достойную встречу Великого Октября, тракторостроители твердо решили покончить с отставанием, давать столько машин, сколько требует Родина. Первый шаг к выполнению этого обязательства сделан. Октябрьская программа завершена полностью. В каждом цехе, в каждом отделе, в каждой бригаде велась упорная борьба за пятитысячный трактор. Во всех основных и вспомогательных цехах был внедрен усовершенствованный технологический процесс. Вступило в строй много новых сложных агрегатов отечественных заводов. В связи с пуском в действие специальных станков в короткий срок был проведен перемонтаж оборудования. Агрегаты устанавливались в стройные поточные линии. В цехах: моторном, шасси и коробки скоростей сейчас уже существует 32 поточных линии. В заготовительных цехах механизирована значительная часть трудоемких процессов. Это намного улучшило работу литейного и кузнечного цехов. Самоотверженно трудились в предоктябрьские дни рабочие, инженерно-технические работники и служащие завода. Не жалея сил, не считаясь со временем стояли они на своих трудовых постах. Каждый день приносил вести о новых замечательных достижениях. 26 октября закончил сдачу деталей на пятитысячный трактор кузнечный цех. Вслед за ним таких же результатов добился цех нормалей. Все тракторостроители, как один, встали на стахановскую вахту. Стахановцы показывали образцы трудового героизма. Слесари тт. Пузов и Александров, жестянщик Керов, фрезеровщицы тт. Бабенко и Пасенко, токари тт. Федотов и Комаров и многие другие ежедневно выполняли по две—три нормы. Неувядаемой славой покрыли себя молодые производственники. Комсомольско-молодежные бригады одними из первых сдали детали на пятитысячный трактор. 3 ноября они выпустили сверх обязательства в подарок Октябрю три комсомольских трактора. С честью справились со своими задачами инженерно-технические работники. Главный механик тов. Сальников, старший конструктор тов. Шамов, начальник монтажного цеха тов. Воронин, заместитель главного технолога тов. Чуфарин и многие другие большую часть времени находились непосредственно на производственных участках и оказывали большую помощь цехам предприятия. Борьба за пятитысячный трактор широко освещалась в заводской многотиражке, в боевых листках, молниях, листовках. Агитаторы ежедневно проводили беседы и мобилизовали коллектив на выполнение взятых обязательств. Сейчас тракторостроители напрягают все силы, чтобы закрепить достигнутый успех и вывести завод в число передовых предприятий страны» («Призыв», 4 ноября 1947).
Володин Георгий Иванович, 1923 г. р., старший мастер цеха шасси, технолог цеха шасси, беспартийный.
Конструкторы ОГК переезжают из цеха шестерен в корпус №1.
Запущен в эксплуатацию прессовый цех. Лебедев вспоминал: «Когда началось строительство второй очереди завода, была выделена площадка для строительства прессового цеха. Тяжелые пресса «Толедо» и «Пельс» были установлены на площадке цехе, когда стен и крыши еще не было. Около прессов были сооружены временные фанерные загородки, перекрытые сверху брезентом. Когда пресса начали работать, их удары были слышны почти в центре города. В 1947 г. были возведены стены и крыша прессового цеха и мы стали обживаться в новом помещении.
В декабре был спроектирован трактор «ВТЗ-НАТИ». 2-х цилиндровый дизель, 24 л.с., охлаждение водяное; резиновые колеса; ширина колеи регулируемая; заднее навесное устройство. Главный конструктор – Г.Я. Розеноэр.
В конце 1947 г. на ВТЗ начался серийный выпуск тракторов «Универсал-1».
Всего за 1947 г. выпущено 3140 тракторов.
Василий Макарович Шукшин
В.М. Шукшин до 1948 года работал слесарем во Владимире на Тракторном заводе. В 1948 году Владимирский горвоенкомат направил Шукшина на учебу в летное военное училище. В горвоенкомате сохранился список призывников 1928—1929 года рождения, направленных в военные училища, где под номером семь записан В.М. Шукшин, 1929 года рождения, а в графе домашний адрес указано: ул. Горького, дом 69, квартира 17. Но к месту он не прибыл - потерял в пути документы. Тогда перебрался в Ленинский район Московской области, устроился маляром в строительную организацию. Ленинский райвоенкомат направил Шукшина в Рязанское военно-автомобильное училище, но там он провалился на экзамене по математике... В 1949 году Шукшин был призван на службу в ВМФ... «В 1946 году мы с Васей (В.М. Шукшиным) были еще пацанами, - вспоминает житель областного центра В.И. Богданов. - Нам едва по семнадцать стукнуло. Он работал слесарем-такелажником, я - дефектоскопистом. В одном цехе - первом литейном... Тогда на ВТЗ отовсюду шло оборудование, в том числе и из побежденной Германии. Оно поступало на материальный склад ВТЗ в добротной заводской упаковке. Без единой царапины. От такелажников требовалось распаковать станки и выяснить, куда какой станок смонтировать. Подъемных механизмов тогда еще не хватало. Приходилось из склада в цех громадные станки доставлять вручную. Хоть и уставали за день порядочно, но молодость свое брала. Вечерами мы собирались на Всполье, где в то время был даже кинотеатр. Частенько после фильмов ходили в общежитие к девчатам. Я брал с собой гармошку, а Вася - балалайку или мандолину и устраивали такие концерты!.. Жили бедновато. Все продукты – только по карточкам. Наряду с нами на строительстве тракторного работало еще много пленных: немцев, румын, болгар, итальянцев. Они содержалисъ под охраной в бараках на теперешней улице им. Батурина. Шукшин был очень отчаянным малым. Идем, бывало, мимо этих бараков, а он вдруг: - Стоп! Подожди меня здесь! А через некоторое время подходит с наручными часами-штамповками. - Вот, удалось все же променять на свой хлебный паек у одного недобитого фашиста. На, носи себе на здоровье. Бывало, приходилось у пленных менять продукты на ножики, губные гармошки. С Васей мы даже в армию, вернее, военно-морской флот уходили вместе, день в день. Правда, специальности наши не совпадали. Я выучился на моториста, а он - на радиста. Но лямку тянули одинаково, четыре года на Тихом океане. В то время о Шукшине как о знаменитости, разумеется, никто даже и не догадывался. Обыкновенный парень, даже излишне стеснительный. Но вот что любопытно: по примеру Горького, все свободное время он посвящал чтению книг, а после и сам начал писать рассказы, повести, киносценарии. Любопытно, что владимирский период жизни знаменитого писателя нашел отражение в нескольких известных рассказах. Да и местом для съемок одного из первых своих фильмов «Странные люди» он избрал села Порецкое и Мордыш Суздальского района, в которых наверняка сам бывал еще раньше, никому совсем не известным слесарем-такелажником...».
Улица Строителей, д. 5
10 января 1948 г. была запущена в эксплуатацию двухэтажная заводская баня на Всполье. Стоимость билета 1 р. 50 коп.