«БОРЬБА ЗА ТЕХНИЧЕСКИЙ ПРОГРЕСС - ДОЛГ КАЖДОГО ТРАКТОРОСТРОИТЕЛЯ В хвосте событий Рационализаторы Тракторного вносят ценнейшие изменения в технологию. В 1946 году от внедрения 108 рационализаторских предложений завод получил экономию в 1261 тысячу рублей, а за первое полугодие 1947 года от 53 предложений завод получил экономии 1170 тысяч рублей. Все это несомненно заслуга БРИЗа, и в то же время в его работе имеется много недостатков. Бюро рационализации и изобретательства, возглавляемое тов. Порозовым, работает по-кустарному, не опирается на актив рационализаторов. Среди рационализаторов совершенно нет рабочих-стахановцев. В работе БРИЗа участвует узкий круг инженерно-технических работников. Деятельность рационализаторов никто не направляет. Предложения подаются на первую попавшую под руку тему. Темник узких мест, которые тормозят работу завода, составляется вот уже второй год. Крайне плохо организовано рассмотрение предложений. До сих пор в стадии заключения и конструкторской разработки находится 254 рационализаторских предложения. Многие из них поданы еще в 1945 году. Вопиющий случай произошел с рационализаторским предложением бывшего сотрудника завода кандидата технических наук тов. Чалого-Прилуцкого. Тов. Чалый-Чрплуцкий еще 23 апреля 1946 года подал предложение, являющееся ценнейшей новинкой в обработке металлов. Но до сих пор по нему не дано заключения, и оно лежит в БРИЗе под спудом. Очень плохо налажена конструктивная разработка предложений. Она не централизована. До сих пор конструктивная разработка рационализаторских предложений велась конструкторами завода частным образом или сдавалась на сторону. Отсюда около 150 предложений ожидают ее по году и более. Такое бездушное отношение к рационализаторам завода мешает их дальнейшей творческой работе. Н. ВАСИЛЬЕВ» («Призыв», 1 августа 1947). «Смелее внедрять скоростное фрезерование Скоростное фрезерование — новый метод обработки металлов резанием. Он позволяет значительно увеличить производительность оборудования, облегчить труд рабочих. Обычно применяемые скорости резания при фрезеровании инструментом с напаянными пластинками из сверхтвердого сплава «победит» — низкие. Увеличение скорости резаний при работе с положительным передним углом не может быть достигнуто потому, что режущая кромка инструмента при этом очень скоро разрушается. Чтобы увеличить скорости резания, применяется инструмент с отрицательным углом. У таких инструментов угол заострения больше и, следовательно, устойчивость значительно выше обычной. При обработке детали инструментом с отрицательным углом напаянная пластинка имеет наклон в обратную сторону против обычных инструментов. Она как бы прижимается к своему основанию и вызывает не скалывание, а соскабливание металла. Это-то и позволяет увеличить скорость резания. Кроме того, инструменты с отрицательным углом при работе нагреваются меньше, так как они отдают тепло стружке, а последняя, нагреваясь до температуры 600—800 градусов, облегчает усилие на резец и металл легче поддается резанию. Этот совершенный прием обработки уже не новинка, он широко применяется на большинстве машиностроительных заводов нашей Родины. Преимущества скоростного фрезерования превосходно известны руководителям ВТЗ. Однако, это ценное новшество до сих пор не нашло применения в производстве. Вопрос о скоростном фрезеровании на Тракторном заводе поднимал бывший заместитель главного технолога кандидат технических наук тов. Чалый-Прилуцкий, приложивший много труда для его применения. Но из-за косности ряда руководителей завода это мероприятие не осуществлено. Этим ценным методом уже пользуются другие предприятия, узнавшие о нем гораздо позднее, а на заводе, где эта мысль была подана значительно раньше, остается еще до сих пор не осуществленной. До сего времени на ВТЗ нет ни одного индексированного инструмента с отрицательным углом резания. Не ведется никакой работы и по конструированию многоместных приспособлений, необходимых при обработке деталей на высоких скоростях. А между тем на заводе можно и нужно применить скоростное фрезерование не менее как на одной трети всех фрезерных работ. В. ШАМОВ, инженер-конструктор «Каждый рабочий должен выполнять нормы выработки» На эту тему 8 июля в «Призыве» была помещена подборка. Формовщик В. Федоров, стерженщица Н. Тужикова, фрезеровщик А. Белов, токарь П. Собинин, штамповщик И. Епифанов в своих статьях указывали на причины, мешающие их производительной работе. Директор Тракторного завода тов. Клименков сообщил в редакцию, что по материалам приняты меры и проведены организационно-технические мероприятия, способствующие повышению производительности труда. Так. в формовочном отделении литейного цеха производится капитальный ремонт бегунков, дан заказ на изготовление добавочных опок, слесари раскреплены за определенными участками. За плохую работу зам. начальника цеха по оборудованию тов. Быков с работы снят. В моторном цехе улучшилось снабжение поковками. В кузнице весь инструмент раскреплен за бригадами. Переброска людей в бригадах допускается лишь при выполнении особенно срочных деталей. Мастер — полновластный хозяин участка Мастера — наиболее многочисленный отряд руководителей производства. Ответственны задачи мастера. Он является и руководителем производственного участка, и организатором социалистического соревнования, и воспитателем рабочего. Особенно большие задачи поставлены перед мастером теперь, в дни предоктябрьского социалистического соревнования. Но не везде еще мастер стал полноправным хозяином доверенного ему участка. Нередки случаи, когда его права урезываются, и вся работа сводится к заботам о материале, заготовках и инструменте. В таких случаях ему остается мало времени на организацию труда. Он, по сути дела, превращается в толкача и перестает быть руководителем своего участка. Зачастую младшие командиры производства не учитывают экономических показателей своей работы, не внедряют хозрасчет, не знают себестоимости выпускаемой продукции. Особенно ярко это сказывается на нашем заводе. Здесь имеется исключительно большой коллектив мастеров, который при нормальных условиях мог бы стать ведущей силой при выполнении любого задания. К сожалению, этой силе не дают возможности полностью развернуться. Вот что рассказывает старший мастер цеха шасси Б. Краснов, один из старейших кадровиков Тракторного: «Большую часть рабочего времени мы затрачиваем непроизводительно — на доставку заготовок деталей, на подбор инструмента в кладовых, выполняем функции диспетчера, наладчика. Это приводит к частым отлучкам с участка и не дает возможности следить за ходом технологического процесса. Основная масса мастеров Тракторного завода высококвалифицирована, способна решать сложные производственные вопросы и руководить социалистическим соревнованием. Среди мастеров Тракторного есть отличные производственники. Особенно высоким авторитетом пользуется М. Воронин, С. Бойко, И. Петров, М. Урвачев, Н. Брагин и другие. Многие мастера выдвинуты на руководящую работу. На должность заместителя начальника моторного цеха выдвинут И. Литваковский. На пост начальника цеха приспособлений — Я. Зеленов. Однако в коллективе мастеров Тракторного встречаются и такие люди, которые еще не нашли своего места на участке. Безответственно относятся к порученному делу мастера А. Ануфриев, Горшков, А. Порошков. Отдельные командиры участков имеют низкую производственную квалификацию и техническую грамотность. Это мешает им стать подлинными руководителями производства, осваивать передовую технику. К такой категории людей относятся прежде всего К. Широков, И. Кураев, В. Хромов, И. Рябоштань, В. Воробьев. Они не занимаются повышением своих технических знаний и слабо руководят производством. Отделу подготовки кадров следует поднять вопрос о повышении квалификации отстающих мастеров. Необходимо поднять роль мастера на должную высоту, повысить его авторитет, предоставить ему должные права на участке. Если это будет достигнуто, то безусловно трудовая дисциплина и производительность участков возрастет и работа завода в целом значительно улучшится. К. МИХАЙЛОВИЧ» («Призыв», 2 августа 1947). «КУРСЫ ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ При клубе Владимирского тракторного завода организованы курсы по изучению английского и немецкого языков. На курсах будут заниматься инженерно-технические работники и служащие завода» («Призыв», 5 августа 1947). «ПЕРВЫЙ УСПЕХ Коллектив Владимирского тракторного завода получил задание до 15 сентября изготовить 700 автоматов для подъема навесных сельхозорудий. Особенно необходимы сейчас автоматы к свеклоподъемникам. Они значительно ускоряют начавшуюся уборку сахарной свеклы на полях Украины. Коллективы цехов, технологи и конструкторы ВТЗ по-боевому взялись за выполнение этого важного заказа. Был составлен точный график изготовления деталей и сборки автомата. Первым завершил выполнение графика инструментальный цех. Цех изготовлял червяк, коромысло и другие детали. Мастера Сазонов, Петров, Ворыханов, рабочие-стахановцы Трифонов, Вавилова, Феклин, Дойников приложили много умения и смекалки для выполнения заказа в срок. В цехе шасси обрабатывалась наиболее трудная деталь — корпус автомата. Требовалось освоить сложные операции фрезеровки и сверловки. Технолог Маркелов в содружестве с мастером Назаренко, умело разработав технологию, быстро наладили производственный процесс. Лучшие стахановцы цеха тт. Бабенко, Савельев, Ешков ежедневно выполняли нормы на 300 процентов. В экспериментальном цехе изготовлялось семь деталей. Заказ был перевыполнен. Сложные операции: расточка отверстий под червяк, изготовление червячной шестерни и рычага, сверловка отверстий корпуса для крышки были освоены мастером Сергеевым и токарями Дмитриевым и Горшковым. Работа коллектива, упорство и настойчивость в достижении цели не прошли даром. Завод собрал и отправил на Украину и в Курскую область 315 автоматов, из них 115 сверх плана. Заводу предстоит в августе выпустить 250 автоматов к свеклоподъемникам. Чтобы выполнить это задание, необходимо закрепить первые успехи, в самый короткий срок ликвидировать недостатки в технологии и организации труда. Надо еще шире поднять знамя социалистического соревнования, сделать опыт передовых стахановцев достоянием всего коллектива, изо дня в день повышать производительность труда. П. КОРЮКИН» («Призыв», 15 августа 1947). «Лучший мастер ВТЗ Имя старшего мастера отделения резцов инструментального цеха Михаила Петровича Воронина хорошо известно тракторостроителям. Ему неоднократно присваивалось звание лучшего мастера, а его участку — переходящее Красное знамя. Все 18 рабочих участка Воронина перевыполняют новые нормы. Вот что рассказывает о том, как завоевывался успех, сам тов. Воронин: — Задания сменные мастера получают у меня накануне. Вместе с ними я внимательно просматриваю чертежи на те работы, которые нам предстоит выполнить, обдумываем, кому какое задание поручить, приготовляем заранее весь необходимый инструмент. Большое значение имеет своевременная помощь отстающим. Лучший заточник Всеволод Васильев руководит стахановской школой заточников. Из нее уже выпущено восемь учеников, все они перевыполняют нормы. Производительность труда рабочих по сравнению с прошлым годом повысилась на участке в среднем на 25 процентов. По примеру мастера Московского завода «Калибр» Николая Российского я решил сделать свое отделение целиком стахановским. В. ТАТАРНИКОВ» («Призыв», 20 августа 1947).
«При приемке двухэтажного каменного общежития № 12 на Новом поселке Владимирского тракторного завода был вскрыт пол междуэтажного перекрытия. Под досками обнаружено большое количество неубранных щеп и стружек, а при осмотре лаг на одной из них найден росток грибка — разрушителя древесины. Надо заставить строителей вести свою работу грамотно, по-хозяйски и строго выполнять все профилактические мероприятия по борьбе с домовым грибком. М. ВОДАРСКАЯ, начальник государственного архитектурно-строительного контроля г. Владимира» («Призыв», 20 августа 1947).
«Больше заботы о бытовых нуждах тракторостроителей! 1. ПЛОДЫ БЕСКОНТРОЛЬНОСТИ На обеденный перерыв полагается час. Но рабочие, питающиеся в столовой № 1 (литейный корпус), тратят на это гораздо больше времени. На-днях рабочие цеха шасси Тернокова, Штыленко и другие пришли в столовую в час дня, а ушли в два часа 15 минут. Весь свой перерыв они затратили на обед, да вдобавок опоздали на работу. К сожалению, такие случаи не единичны. Опоздания с обеда вошли на заводе в систему. Объясняется это тем, что в столовой, обслуживающей несколько сот человек, имеется всего лишь 50 тарелок, не хватает ложек, вилок. Никакого порядка нет и в обслуживании. Официантки подают, как им вздумается, иной раз начнут с края зала, иной — с середины. Столы за ними не закреплены. Среди обслуживающего персонала столовых имеются нечестные люди. Нередки случаи обмана. Так, недавно в столовой инструментального цеха один и тот же обед стоил 2 р. 65 коп. и 5 р. 30 коп. Согласно меню на второе должна была подаваться сметана, но ее не оказалось. — Забыли,— объяснили работники столовой. Странная забывчивость! В столовых грязно, столы не вытираются, скатертей нет. При заводском комитете профсоюза существует комиссия рабочего контроля. Возглавляет ее заместитель председателя завкома тов. Бодунов. Но, представителей общественного контроля редко увидишь в столовых, они там случайные гости. 2. ЗАГЛЯНЕМ В МАГАЗИНЫ Хорошую инициативу проявили работники ОРСа, открыв продовольственный магазин на молодежном поселке. — Теперь не будем ходить за 2—3 километра,— радовались жители. Но, увы, их радость оказалась преждевременной. Часы торговли в магазине установлены так, что рабочий, собираясь утром на завод, не может получить хлеб, а вернувшись со смены, опять видит магазин на замке. За короткий срок жулики и проходимцы свили себе в новом магазине прочное гнездо. Для отоваривания детских карточек получили недавно рис. Но заведующая магазином Яковлева распорядилась выдавать вместо него гречневую крупу, а на вопросы покупателей отвечала: — Риса нет. 9 августа, при выходе из магазина рабочие задержали некую гражданку Панкратову из дер. Сновицы, обнаружив у нее в сумке 9 килограммов риса и 32 детских продуктовых карточки. Рис уходил к спекулянтам. Тогда, стараясь замести следы, Яковлева распорядилась выдавать рис и по детским и по рабочим карточкам. В этом же магазине работает продавщицей Е. Макарова, известная грубым обращением с покупателями и обвешиванием их. В магазине № 4 — поселок имени Полины Осипенко — худая крыша. Во время дождя вода течет на продукты и покупателей. Об этом прекрасно знают руководители ОРСа, но мер не принимают. Рабочие Тракторного давно уже забыли, когда в магазинах были самые необходимые товары, такие, как чай и спички. Отсутствуют предметы первой необходимости. А ведь ОРС имеет свой промкомбинат. Часть рабочих по предписаниям врачей должна получать белый хлеб. На белый хлеб имеется разнарядка. Но завозят его преимущественно во второй магазин, а в остальных белый хлеб бывает очень редко. 3. ДОСАДНЫЕ «МЕЛОЧИ» Напрасно рабочие ищут — где бы напиться квасу или морсу. На территории завода открыт всего один ларек. Но и тот работает не больше двух часов в сутки. Остальное время на нем висит замок. Бездействуют ларьки и на поселках. О торговле же мороженым и говорить не приходится. Если работники ОРСа, когда речь заходит о пустых полках магазинов, ссылаются на отсутствие фондов, то неужели нужны какие-то фонды для производства прохладительных напитков? Не правильнее ли будет объяснить все эти факты отсутствием подлинной заботы о бытовых нуждах тракторостроителей. 4. О РАВНОДУШНЫХ РУКОВОДИТЕЛЯХ 10 июня пленум завкома заслушал отчет начальника торгового отдела ОРСа тов. Морозова и в своем решении отметил неудовлетворительную работу магазинов и столовых. С тех пор прошло более двух месяцев. Но, как видно не приведенных фактов, положение не изменилось. По-прежнему начальник отдела рабочего снабжения тов. Лужнов, его помощники по торговой части тов. Морозов и по общественному питанию тов. Тарасов с поразительным равнодушием взирают на беспорядки, творящиеся в подведомственных им учреждениях. Пора партийным и профсоюзным организациям завода по-настоящему взяться за коренное улучшение работы ОРСа. В. ТАРАСОВ» («Призыв», 23 августа 1947).
«За передовую технику Владимирский тракторный — предприятие молодое. Он имеет полную возможность организовать производство по последнему слову техники. Однако этого нет. Оснастка, приспособления, инструмент, механизация трудоемких процессов являются здесь еще узким местом. За примерами недалеко ходить. Одним из существенных недостатков оснастки и приспособлений является их примитивность и слабая автоматизация. Конструктивное оформление оснастки, по сравнению с передовыми отечественными заводами, оставляет желать лучшего. На заводе еще крайне мало применяются пневматика и электромагнитные установки. Подавляющее большинство приспособлений имеет зажимные устройства с гаечным ключом. Это самый непроизводительный метод закрепления деталей в приспособлениях. Он тормозит выпуск изделий. Конструктивное оформление оснастки устарело. Оно в большинстве своем заимствовано у довоенного Кировского завода и имеет пятнадцатилетнюю давность. Многие технологические процессы обработки деталей и чертежи приспособлений даже уступают кировским. Взять к примеру деталь «собачка автомата». На Кировском заводе ее штамповали раньше по две штуки. У нас почему-то решили штамповать по одной, хотя давно разработаны чертежи приспособлений, позволяющие обрабатывать несколько пар «собачек» по нескольким плоскостям одновременно. Приспособления на фрезерных станках в большинстве случаев одноместные. Казалось бы, там, где это возможно, надо ставить по два приспособления и работать по методу двухстороннего фрезерования, когда при обработке одной детали другая подготавливается. Однако и до этого на Тракторном еще не додумались. Между тем, у нас есть возможность применить двухстороннее фрезерование. Взять хотя бы высокопроизводительный четырехшпиндельный продольно-фрезерный станок. Если на нем при обработке плоскостей блока поставить вместо 4-х приспособлений 8 или 10, то время на операциях сократится почти вдвое. Слабо оснащено производство и мерительным инструментом. Редко еще применяются у нас индикаторные приборы и быстродействующая точная аппаратура. Высокопроизводительный сложный режущий инструмент не получил еще должного спроса на производстве. Обработка детей, в основном, ведется устарелыми методами. На заводе не имеется еще зуборезного сектора, который должен вести всю работу по повышению качества обработки ответственных деталей трактора. Цехи слабо механизированы. Некоторые действующие, монтируемые и даже проектируемые механизмы примитивны по своему устройству. В конструкторском бюро отдела главного технолога нет постоянных конструкторов-механизаторов. Теперь, когда производство деталей трактора в основном освоено, механизации трудоемких процессов должно быть уделено особое внимание.
Без совершенной техники нельзя двигаться вперед. Технический прогресс во всех цехах и участках — вот один из основных путей к выполнению и перевыполнению плана Тракторным. Н. ЖАРЛИКОВ, инженер-конструктор» («Призыв», 23 августа 1947).
В 1946 году работа спортивного общества «Трактор» была развалена. В 1947 году вновь организовано спортивное общество «Торпедо» (бывший «Трактор»). Число членов общества выросло до 261 чел., из них 102 женщины. Работой руководит бюро, а в цехах имеются физорги, которые проводят запись в члены общества, в спорткружки, руководят физкультурной работой. При спортобществе организованы секции: шахматная, гимнастическая, мотоциклетная, лыжная, конькобежная, хоккейная, тяжелой атлетики, бокса, охотничья и футбольная команда.
С октября 1947 года начала работу партийная школа при парткоме завода. В программе партийной школы курс истории ВКП(б). вопросы советской экономики, партийного строительства и географии. С первых дней работы школы большинство слушателей горячо и с большим желанием взялось за учебу. К ним относятся секретарь парторганизации штампового цеха Ф. Васильев, мастер ОТК коммунист В. Марченко, начальник первого отдела А. Серкин, член партбюро заводоуправления А. Чичваркин, начальник административно-хозяйственного отдела Н. Аникин, они не имеют пропусков занятий без уважительных причин. Хорошо учится секретарь комсомольской организации заводоуправления К. Ершова. 15 октября 1947 г. цех шасси переименован в цех коробки скоростей (начальник цеха Хенкин).
3 ноября 1947 г. изготовлен 5000-й трактор.
Коллектив Владимирского тракторного завода одержал большую производственную победу. В канун 30-летия Великого Октября выпущен пятитысячный трактор. Пятитысячный трактор «У-1»
«ЕСТЬ ПЯТИТЫСЯЧНЫЙ ТРАКТОР! День 2 ноября прочно войдет в историю Владимирского тракторного завода. В этот день тракторостроители добились большой производственной победы. С конвейера сошел пятитысячный трактор. Нелегко далась эта победа коллективу. Предприятие долгое время отставало. Вступив в соревнование за достойную встречу Великого Октября, тракторостроители твердо решили покончить с отставанием, давать столько машин, сколько требует Родина. Первый шаг к выполнению этого обязательства сделан. Октябрьская программа завершена полностью. В каждом цехе, в каждом отделе, в каждой бригаде велась упорная борьба за пятитысячный трактор. Во всех основных и вспомогательных цехах был внедрен усовершенствованный технологический процесс. Вступило в строй много новых сложных агрегатов отечественных заводов. В связи с пуском в действие специальных станков в короткий срок был проведен перемонтаж оборудования. Агрегаты устанавливались в стройные поточные линии. В цехах: моторном, шасси и коробки скоростей сейчас уже существует 32 поточных линии. В заготовительных цехах механизирована значительная часть трудоемких процессов. Это намного улучшило работу литейного и кузнечного цехов. Самоотверженно трудились в предоктябрьские дни рабочие, инженерно-технические работники и служащие завода. Не жалея сил, не считаясь со временем стояли они на своих трудовых постах. Каждый день приносил вести о новых замечательных достижениях. 26 октября закончил сдачу деталей на пятитысячный трактор кузнечный цех. Вслед за ним таких же результатов добился цех нормалей. Все тракторостроители, как один, встали на стахановскую вахту. Стахановцы показывали образцы трудового героизма. Слесари тт. Пузов и Александров, жестянщик Керов, фрезеровщицы тт. Бабенко и Пасенко, токари тт. Федотов и Комаров и многие другие ежедневно выполняли по две—три нормы. Неувядаемой славой покрыли себя молодые производственники. Комсомольско-молодежные бригады одними из первых сдали детали на пятитысячный трактор. 3 ноября они выпустили сверх обязательства в подарок Октябрю три комсомольских трактора. С честью справились со своими задачами инженерно-технические работники. Главный механик тов. Сальников, старший конструктор тов. Шамов, начальник монтажного цеха тов. Воронин, заместитель главного технолога тов. Чуфарин и многие другие большую часть времени находились непосредственно на производственных участках и оказывали большую помощь цехам предприятия. Борьба за пятитысячный трактор широко освещалась в заводской многотиражке, в боевых листках, молниях, листовках. Агитаторы ежедневно проводили беседы и мобилизовали коллектив на выполнение взятых обязательств. Сейчас тракторостроители напрягают все силы, чтобы закрепить достигнутый успех и вывести завод в число передовых предприятий страны» («Призыв», 4 ноября 1947).
Пятитысячный трактор, выпущенный коллективом ВТЗ, в колонне Тракторозаводского района на площади Свободы 7 ноября 1947 года.
Володин Георгий Иванович, 1923 г. р., старший мастер цеха шасси, технолог цеха шасси, беспартийный.
Конструкторы ОГК переезжают из цеха шестерен в корпус №1.
Запущен в эксплуатацию прессовый цех. Лебедев вспоминал: «Когда началось строительство второй очереди завода, была выделена площадка для строительства прессового цеха. Тяжелые пресса «Толедо» и «Пельс» были установлены на площадке цехе, когда стен и крыши еще не было. Около прессов были сооружены временные фанерные загородки, перекрытые сверху брезентом. Когда пресса начали работать, их удары были слышны почти в центре города. В 1947 г. были возведены стены и крыша прессового цеха и мы стали обживаться в новом помещении.
«Демонстрация трудящихся города Владимира Начинается прохождение колонн трех районов нашего города. Первыми вступают на площадь трудящиеся Тракторозаводского района. Здесь, в этом районе, еще в годы Великой Отечественной войны по указанию товарища Сталина был заложен Тракторный завод. Сегодня тракторостроителям выпала большая честь первыми пройти мимо трибуны. Эта честь ими заслужена по праву. Впервые за время своего существования коллектив ВТЗ в октябре справился с месячным планом, дав колхозным полям на 70 процентов тракторов больше, чем было выпущено в сентябре. День 7-го ноября тракторостроители ознаменовали новым производственным успехом — выпуском пятитысячного трактора. Этот трактор, пахнущий еще свежей краской, двигался по площади впереди демонстрирующих тракторостроителей. Следом за ним мимо трибуны проехало еще три новеньких трактора. Эти тракторы сделаны сверх плана руками комсомольцев и молодежи ВТЗ. Эти три трактора — праздничный подарок Матери-Родине от молодежи Владимирского тракторного завода. С особой теплотой тракторостроителей приветствуют с трибуны. Мощное «ура» несется в ответ. Молодежь ВTЗ поет задорную песню: «Мы железным конем Все поля обойдем, Соберем и посеем, и вспашем. Наша поступь тверда И врагу никогда Не гулять по республикам нашим» («Призыв», 10 ноября 1947).
«Вчера на Тракторном Огромный корпус моторного цеха Тракторного завода заполнило в этот час свыше трех тысяч тракростроителей. Они собрались на общее собрание, чтобы выдвинуть кандидата в депутаты областного Совета депутатов трудящихся. Первым выступил главный механик завода орденоносец Филипп Тихонович Сальников. — Я предлагаю выдвинуть кандидатом в депутаты областного Совета директора нашего завода Василия Яковлевича Клименкова, — сказал он. — Tов. Клименков является верным сыном большевистской партии. Он прошел большой жизненный путь от чернорабочего до руководителя крупнейшего предприятия. Под его руководством владимирские тракторостроители одержали крупную производственную победу — 2 ноября с конвейера завода сошел пятитысячный трактор. Тов. Клименков настойчиво борется за внедрение передовых методов труда, много сил и энергии вкладывает в руководство многочисленным коллективом тракторостроителей. За заслуги перед Родиной Василий Яковлевич Клименков награжден орденом Ленина, орденом Красной Звезды и двумя медалями. Предложение тов. Сальникова поддержали старший мастер цеха шасси тов. Краснов, стахановка фрезеровщица тов. Пасенко, начальник цеха шасси тов. Бросалов и заместитель главного технолога тов. Чуфарин. Собрание единодушно постановило выдвинуть кандидатом в депутаты областного Совета депутатов трудящихся директора Тракторного завода Василий Яковлевичa Клименкова» («Призыв», 12 ноября 1947). «Посланец тракторостроителей В празднично украшенном помещении клуба треста «Владимирпромстрой» собрались представители трудящихся Тракторозаводского избирательного округа. Под дружные аплодисменты и возгласы: «Слава Сталину!» присутствующие избирают почетный президиум в составе членов Политбюро ЦК ВКП-б во главе с великим Сталиным. Первым выступил главный механик Тракторного завода тор. Сальников, предложивший избрать кандидатом в депутаты областного Совета директора Тракторного завода Василия Яковлевича Клименкова. — Товарищ Клименков,— заявил он, — является верным сыном социалистической Родины. Двадцать девять лет он добросовестно трудится на благо народа. Василий Яковлевич прошел славный путь от простого рассыльного до директора крупного предприятия. Верный сын большевистской партии, он хорошо проявил себя в годы Великой Отечественной войны. Партия и правительство высоко оценили заслуги тов. Клименкова, наградив его орденами Ленина и Красной Звезды. Тов. Клименков будет верным слугой народа, оправдает наше доверие. Кандидатуру тов. Клименкова одобрили также тт. Белов, Пантелеев, Бадьева, Никифорова и другие. Совещание единодушно приняло обращение ко всем избирателям округа. С большим воодушевлением было встречено собравшимися приветственное письмо товарищу Сталину» («Призыв», 15 ноября 1947).
«Комсомольцы и молодежь Тракторного завода выдвинули кандидатами в депутаты городского Совета молодых стахановцев—стерженщицу литейного цеха тов. Шарову и штамповщика кузнечного цеха тов. Ларионова, награжденных за трудовые успехи почетными грамотами ЦК ВЛКСМ и значками «Отличник социалистического соревнования автомобильно-тракторной промышленности Союза ССР».
Рабочие тракторостроители, инженерно-технические работники и служащие цехов шасси и коробки скоростей собрались в красном уголке. Слово было предоставлено директору завода тов. Клименкову В.Я. — Я предлагаю,— сказал он,— выдвинуть кандидатом в депутаты городского Совета депутатов трудящихся секретаря Владимирского областного и городского комитетов ВКП(б) тов. Алферова Павла Никитовича. Все мы его хорошо знаем как стойкого большевика и организатора, чуткого и отзывчивого руководителя. Предложение тов. Клименкова горячо поддержали технолог тов. Зуев, заместитель начальника цеха шасси тов. Востоков и другие. Горячо было поддержано также предложение начальника цеха шасси тов. Бросалова о выдвижении кандидатом в депутаты городского Совета секретаря Тракторозаводского райкома ВКП(б) тов. В.И. Хромова» («Призыв», 22 ноября 1947).
«На Тракторный завод пришел юноша Анатолий Жильцов. Он трудится, не жалея сил. Совсем недавно получен приказ Министра о награждении Жильцова значком «Отличник социалистического соревнования автомобильной промышленности Союза ССР» («Призыв», 23 ноября 1947).
«Универсал-2» Опытный образец ВТЗ-НАТИ во время испытаний
В декабре был спроектирован трактор «ВТЗ-НАТИ». 2-х цилиндровый дизель, 24 л.с., охлаждение водяное; резиновые колеса; ширина колеи регулируемая; заднее навесное устройство. Главный конструктор – Г.Я. Розеноэр. «На-днях состоялось испытание этой машины. Она обладает существенными преимуществами по сравнению с прежними образцами. ВТЗ-HATИ имеет дизельный мотор, позволяющий использовать тяжелое горючее. Это нововведение даст возможность по сравнению с тракторами «У-2» экономить до 30 процентов горючего. Новый трактор предназначен для обработки пропашных культур. Он очень удобен при работе. Плуги и другие сельскохозяйственные орудия могут навешиваться при помощи автоматов, для их подъема и опускания установлен гидравлический подъемник. Эго повышает производительность машины и облегчает управление. У ВТЗ-НАТИ — маленький радиус поворота. Благодаря этому маневренность его выше, чем у предшественников. Резиновые колеса значительно облегчают движение, на 25—30 процентов повышают коэффициент полезного действия. У новой машины имеется пять скоростей: четыре рабочих и одна транспортная. Трактор развивает скорость до 16 километров в час и может быть использован в качестве тягача. Выпуск опытного образца ВТЗ-НАТИ — большое достижение коллектива завода и в частности конструкторской группы, возглавляемой тов. Розеноером. В этом году трактор пройдет государственные испытания и будет принят в производство» («Призыв», 7 декабря 1947).
«Универсал-1»
В конце 1947 г. на ВТЗ начался серийный выпуск тракторов «Универсал-1». Всего за 1947 г. выпущено 3140 тракторов.
Василий Макарович Шукшин
В.М. Шукшин до 1948 года работал слесарем во Владимире на Тракторном заводе. В 1948 году Владимирский горвоенкомат направил Шукшина на учебу в летное военное училище. В горвоенкомате сохранился список призывников 1928—1929 года рождения, направленных в военные училища, где под номером семь записан В.М. Шукшин, 1929 года рождения, а в графе домашний адрес указано: ул. Горького, дом 69, квартира 17. Но к месту он не прибыл - потерял в пути документы. Тогда перебрался в Ленинский район Московской области, устроился маляром в строительную организацию. Ленинский райвоенкомат направил Шукшина в Рязанское военно-автомобильное училище, но там он провалился на экзамене по математике... В 1949 году Шукшин был призван на службу в ВМФ... «В 1946 году мы с Васей (В.М. Шукшиным) были еще пацанами, - вспоминает житель областного центра В.И. Богданов. - Нам едва по семнадцать стукнуло. Он работал слесарем-такелажником, я - дефектоскопистом. В одном цехе - первом литейном... Тогда на ВТЗ отовсюду шло оборудование, в том числе и из побежденной Германии. Оно поступало на материальный склад ВТЗ в добротной заводской упаковке. Без единой царапины. От такелажников требовалось распаковать станки и выяснить, куда какой станок смонтировать. Подъемных механизмов тогда еще не хватало. Приходилось из склада в цех громадные станки доставлять вручную. Хоть и уставали за день порядочно, но молодость свое брала. Вечерами мы собирались на Всполье, где в то время был даже кинотеатр. Частенько после фильмов ходили в общежитие к девчатам. Я брал с собой гармошку, а Вася - балалайку или мандолину и устраивали такие концерты!.. Жили бедновато. Все продукты – только по карточкам. Наряду с нами на строительстве тракторного работало еще много пленных: немцев, румын, болгар, итальянцев. Они содержались под охраной в бараках на теперешней улице им. Батурина. Шукшин был очень отчаянным малым. Идем, бывало, мимо этих бараков, а он вдруг: - Стоп! Подожди меня здесь! А через некоторое время подходит с наручными часами-штамповками. - Вот, удалось все же променять на свой хлебный паек у одного недобитого фашиста. На, носи себе на здоровье. Бывало, приходилось у пленных менять продукты на ножики, губные гармошки. С Васей мы даже в армию, вернее, военно-морской флот уходили вместе, день в день. Правда, специальности наши не совпадали. Я выучился на моториста, а он - на радиста. Но лямку тянули одинаково, четыре года на Тихом океане. В то время о Шукшине как о знаменитости, разумеется, никто даже и не догадывался. Обыкновенный парень, даже излишне стеснительный. Но вот что любопытно: по примеру Горького, все свободное время он посвящал чтению книг, а после и сам начал писать рассказы, повести, киносценарии. Любопытно, что владимирский период жизни знаменитого писателя нашел отражение в нескольких известных рассказах. Да и местом для съемок одного из первых своих фильмов «Странные люди» он избрал села Порецкое и Мордыш Суздальского района, в которых наверняка сам бывал еще раньше, никому совсем не известным слесарем-такелажником...».
Улица Строителей, д. 5
10 января 1948 г. была запущена в эксплуатацию двухэтажная заводская баня на Всполье. Стоимость билета 1 р. 50 коп.