«На базе нового трактора, который будет называться Т-32, должны выпускаться четыре модификации, а именно: Т-32Б - хлопковый трактор; Т-33 - трактор повышенной проходимости с 4-мя ведущими колесами; Т-33А - полугусеничный трактор с передним ведущим мостом, высокой проходимости; Т-34 - трактор типа самоходное шасси. На все эти машины будет ставиться двигатель ДВ-30 воздушного охлаждения конструкции ВТЗ и единая трансмиссия с планетарной коробкой передач. Многообразие модификаций получается, в основном, за счет изменений ходовой части шасси трактора, что позволит выпускать эти машины без существенной переналадки оборудования в основных цехах — моторном и тракторном. Новый трактор Т-32 имеет следующие преимущества перед ДТ-24 и модернизированным трактором Т-28: удельный вес трактора - 43 килограмма на лошадиную силу, двигатель воздушного охлаждения более экономичный и простой в эксплуатации; 10-ти скоростная планетарная коробка перемены передач дает возможность переключать скорости без остановок трактора, что повышает производительность тракторного агрегата; телескопический задний мост, позволяющий изменять колею и дорожный просвет машины в требуемых пределах; расположение балансира выше лонжеронов, облегчающее агрегатирование сельскохозяйственных машин с трактором; прорессоренный передний мост. По своим показателям новый трактор находится на уровне лучших зарубежных, а по некоторым данным превосходит их. В апреле 1958 года намечается выпуск двух образцов трактора Т-32 и одного образца модификации Т-34 - самоходного шасси. Для этого наше бюро к 1-му января 1958 года должно закончить выпуск рабочих чертежей трансмиссии. Б. РАБИНКОВ, руководитель группы» («Тракторостроитель», 15 ноября 1957). «Б. РАБИНКОВ, руководитель группы За последнее время наши колхозы значительно выросли в экономическом отношении, а поэтому вопрос о реорганизации машинно-тракторных станций и передачи всей сельскохозяйственной техники непосредственно в колхозы со всей очевидностью будет способствовать дальнейшему развитию колхозного строя. Мы должны полнее удовлетворять запросы колхозов в хороших машинах. Наше бюро нового проектирования создает сейчас новый трактор Т-32, на его базе будут выпускаться несколько модификаций, в том числе хлопковый трактор, самоходное шасси, трактор на полугусеничном ходу. Вес нового трактора, по сравнению с выпускаемым сейчас, снижается более чем на 600 килограммов. Новая машина должна понравиться колхозникам еще и потому, что переключение скоростей можно производить без остановок трактора, что повышает производительность агрегата. Много преимуществ нашему трактору дает телескопический задний мост, он позволяет в требуемых пределах изменять колею и дорожный просвет машины. Подумали мы не только об универсальности нового трактора, но и о его оформлении. Он будет гораздо красивее выпускаемых сейчас серийных машин. На тракторе Т-32 будет ставиться двигатель с воздушным охлаждением, это опять-таки улучшает эксплуатационные его качества. Наша задача сейчас быстрее выпустить экспериментальные образцы, доработать их с тем, чтобы новая машина быстрее появилась на колхозных полях» («Тракторостроитель», 11 марта 1958). «Трансмиссия с планетарной коробкой Хорошо потрудились работники отдела главного конструктора и, в частности, тракторного бюро перспективного проектирования, где начальником тов. Полетаев, над совершенствованием трактора ДТ-24. С апреля этого года модернизированные машины сходят с конвейера нашего завода. Но конструкторская мысль пошла дальше. В настоящее время наше бюро принимает участие в проектировании нового трактора Т-32 мощностью до 35 л. с. Создание его проводится с максимальным учетом требований сельского хозяйства. Разрабатываем принципиально новый вид трансмиссии с планетарной коробкой перемены передач с параллельными потоками мощности, что позволит значительно снизить вес и габариты этого узла. Достаточно сказать, что корпус трансмиссии по предварительным данным имеет вес около 60 килограммов и габариты 240x400х600 миллиметров. Проектирование отдельных деталей производится с учетом технологических требований, а также достижений современного машиностроения, в тесном содружестве с работниками отделов главного технолога и главного металлурга. Десятискоростная коробка передач, удобство в управлении, малый вес трансмиссии — около 450 килограммов — все это повышает универсальность нового трактора, который найдет применение в широком диапазоне сельскохозяйственных работ. Немало трудностей приходится преодолевать конструкторам в процессе проектирования. Хочется отметить добросовестное отношение к делу старшего инженера тов. Скаргина. В. НИКОЛАЕВ, руководитель группы» («Тракторостроитель», 12 июля 1958).
«ОПЫТНЫЙ ТРАКТОР Т-32 — К ОКТЯБРЮ Сейчас отдел главного конструктора решает задачу скорейшего окончания технического проекта пропашного колесного трактора Т-32. К концу августа должны быть выпущены все чертежи, причем чертежи наиболее важных отливок будут выданы экспериментальному цеху в первой половине июля. Это позволит изготовить детали и собрать опытный образец трактора к празднику Октября. На этом тракторе будет проверена работоспособность агрегатов, многие из которых имеют новые конструктивные решения, не известные прежде. Двигатель воздушного охлаждения мощностью 35 л. с. по весу не уступает лучшим зарубежным образцам. Десятискоростная коробка с планетарным рядом, позволяющая производить выбор передач без остановки машины в рабочем диапазоне и значительно улучшающая динамику трактора на транспортных работах, впервые будет установлена на тракторе. Новая конструкция дифференциала обеспечивает максимальную трудоемкость этого сложного узла. Конструкция телескопического заднего моста, впервые решенная на тракторе ДТ-24-3, в новом тракторе значительно облегчена и упрощена, несмотря на расположенные в ней тормоза. Использование масляной ванны трансмиссии в качестве резервуара гидросистемы позволяет наряду с аннулированием гидробачка и связанное с этим уменьшение ее веса сконцентрировать все узлы гидросистемы в задней части машины, значительно уменьшить количество и протяженность гидропроводов. Конструктивный вес машины по расчетам должен лежать в пределах 1550 — 1600 килограммов, что составляет 44 килограмма на л. с., или удельную металлоемкость на уровне лучших современных тракторов. При этом надо учитывать, что трактор будет агрегатироваться с тяжелыми навесными машинами, с которыми зарубежные тракторы подобного веса агрегатироваться не могут. Но нам не следует забывать, что от технического проекта машины до образца, прошедшего испытания, и признанным производственным — дистанция огромного размера. Первый этап этой дистанции — после завершения технического проекта в августе приступить к изготовлению трактора и 1 и 2 трансмиссий и закончить к 41-й годовщине Октября, причем последние должны быть собраны для доводки на стенде не позднее конца сентября. С августа экспериментальному цеху и другим цехам завода, главным образом модельному и инструментальному, предстоит проделать очень большую работу по изготовлению опытных образцов. Нам кажется, что в этом деле имеется большой резерв. В дальнейшем предстоит еще немало этапов, важнейшие из которых — подготовка трактора Т-32 к весне следующего года к испытаниям, создание семейства унифицированных тракторов на базе трактора Т-32, работа над усовершенствованием трансмиссии с тем, чтобы через полтора—два года спроектировать и довести автоматическую прогрессивную коробку для трактора Т-32 до более совершенной. Чтобы новый трактор, который через несколько лет сойдет с главного конвейера завода, был на уровне передовой тракторной техники, нам предстоит еще многое сделать, и в этой работе должен принять участие весь многотысячный коллектив нашего завода, который хочет, чтобы наш трактор был первоклассной машиной. Б. РАБИНКОВ, руководитель группы перспективного проектирования» («Тракторостроитель», 12 июля 1958).
«Модели для нового трактора В этом году с главного конвейера стали сходить более совершенные тракторы «Владимирец». Собраны первые образцы, разработанного нашими конструкторами трактора «Владимирец—850» с двигателем воздушного охлаждения. Но конструкторы не останавливаются на достигнутом. Сейчас нашему цеху поручено изготовить модели для первых образцов трактора Т-32. Объем работ, который предстоит нам выполнить, большой — нужно сделать 50 наименований моделей. Более половины их уже сданы. Сейчас наш коллектив борется за то, чтобы закончить выполнение этого заказа к 1 октября. Это даст возможность собрать к 41-й годовщине Октября в экспериментальном цехе первый образец новой машины. Изготовление новых моделей поручено нашим лучшим производственникам. Так, например, тт. Пекарев и Веденеев уже заканчивают изготовление модели на корпус трансмиссии, тов. Полканов делает модель картера маховика, а тт. Морозов и Голованов — модель картера сцепления. Встав на трудовую вахту в честь XXI съезда КПСС, модельщики прилагают все усилия, чтобы быстро и хорошо выполнить сложное задание. В текущем году коллектив нашего завода должен выпустить большую партию двигателей с воздушным охлаждением. Наш долг — своевременно закончить изготовление моделей, приспособлений для налаживания выпуска новых моторов. Успешное выполнение этих работ будет нашим подарком XXI съезду Коммунистической партии. И. КРЫЛОВ, председатель цехкома» («Тракторостроитель», 27 сентября 1958).
«Создатели новых машин готовят достойные подарки XXI съезду Коммунистической партии и юбилею комсомола. Коллектив тракторного бюро, возглавляемый тов. Полетаевым, совместно с экспериментальным цехом решил ко дню открытия съезда изготовить в металле первый образец нового трактора Т-32» («Комсомольская Искра», 24 октября 1958).
«О перспективной машине В настоящее, время бюро нового проектирования по шасси закапчивает выдачу документации перспективного трактора завода Т-32. Начато изготовление деталей нового трактора, готовы и находятся в производстве большинство отливок. При проектировании этой машины конструкторы ставили перед собой такие основные задачи: вес нового трактора не должен превышать 1600 килограммов, в то время, как серийный трактор Т-28 имеет вес 2200 килограммов; повышение эксплуатационных качеств трактора; возможность создания на основе базовой конструкции Т-32 семейства максимально унифицированных моделей тракторов. Наиболее металлоемким узлом трактора Т-28 является трансмиссия, весящая около 800 килограммов. Вес трансмиссии Т-32 будет составлять не более 500 килограммов, что достигнуто благодаря совершенно новой конструкции Введение в трансмиссию новой машины планетарного механизма дало возможность в 3-4 раза уменьшить нагрузки на шестерни коробки перемены передач, что позволило значительно сократить ее вес и габариты. Установка двигателя воздушного охлаждения Д-30 также существенно облегчает вес трактора. Важным мероприятием по снижению веса является установка задних колес меньшего размера. Это, кроме уменьшения веса самих колес на 100-120 килограммов, значительно разгружает силовые агрегаты трансмиссии. Кроме малой металлоемкости, трансмиссии нового трактора обладает таким важным преимуществом, как возможность переключения передал без остановки, что увеличивает производительность машины. Облегчено регулирование колеи трактора благодаря применению телескопической конструкции заднего моста. Новые решения найдены и в конструкции переднего моста и рулевого управления, улучшающие маневренность трактора и его агрегатирование с сельскохозяйственными машинами. Подрессоривание переднего моста и установка мягкого сидения с гидравлическим амортизатором улучшают условия труда тракториста. Для полного удовлетворения требований сельского хозяйства во всех районах страны требуются такие специальные модификации тракторов, как самоходное шасси, хлопководческий трактор, трактор со всеми ведущими колесами и т. п. При проектировании новой машины конструкторы предусмотрели возможность получения на базе Т-32 семейства тракторов, состоящего из 5 модификаций. На всех модификациях потом без изменений будут устанавливаться трансмиссия и двигатель трактора Т-32, что значительно облегчит работу завода при необходимости перехода с выпуска одной модификации на другую. Скорейший выпуск экспериментальных образцов трактора Т-32 - важная и почетная задача коллектива завода. Б. РАБИНКОВ» («Тракторостроитель», 14 октября 1958).
Проспект Владимирского тракторного завода им. Жданова "Владимирец Т-32". 1959 г. Испытание трактора «Т-32» производства Владимирского тракторного завода на испытательной тракторной станции в деревне Погребищи Судогодского района. 1960 г. Трактор Т-32 на испытании. Трактор «Т-32» Оригинальный дизайн трактора Т-32. Трактор «Т-32П» производства Владимирского тракторного завода. 1960 г. Трактор «Т-32П» с передним ведущим мостом, двигателей воздушного охлаждения, мощностью 35-40 л.с.
Планировалось производство тракторов серии Т-32 «Владимирец» из 5 модификаций: самоходное шасси, хлопковый трактор, трактор с передним ведущим мостом, полугусеничный трактор. Достоинства конструкции трактора – дизель с воздушным охлаждением, 10-ти скоростная коробка передач с переключением скоростей без остановки машины, независимый ВОМ, подрессоренный передний мост, гидроусилитель рулевого управления. Массовый выпуск планировался с 1962 г.
Т-32П с передним ведущим мостом ДСШ-30 ДСШ-30
Из воспоминаний начальника КБ художественного конструирования ГСКБ В.Т. Кобычкина: - На ВТЗ я пришел в 1954 г. после службы в армии. Занимался наглядной агитацией в прессовом цехе. Вскоре по рекомендации художника Юрия Жарова меня перевели в отдел главного конструктора. Там в группе товаросопроводительной документации под руководством заместителя Главного конструктора Виктора Степановича Лебедева и ведущего конструктора по тракторам Сергея Павловича Доркунова, я занимался иллюстрированием каталогов и руководств по эксплуатации тракторов и двигателей. В 1959 г. нам с Юрием жаровым поручили разработать верхнее строение тракторов Т-32 «Владимирец». Работой руководили Заместитель Главного конструктора по тракторам Юрий Иванович Полукаров и начальник перспективного бюро тракторов Борис Иосифович Рабинков. По нашему макету был сделан трактор с передним ведущим мостом и планетарной передачей. После испытаний был разработан второй вариант капота и изготовлен в металле.
6 ноября 1959 г. прекращено проектирование трактора Т-32П.
Колонна тракторов Т-32 на первомайской демонстрации 1960 г.
В ноябре 1960 г. ОГК разработал чертежи кабины, начата подготовка производства. В декабре 1960 г. закончена сборка 2-х кабин.
Первая кабина трактора Т-32
К сожалению, этот трактор не был внедрен в производство. Его макет навечно остался в руках рабочего на памятнике в честь 850-летия города Владимира, что на Соборной площади.
«Улучшаем конструкцию трактора Отдел главного конструктора строит свою работу, в основном, по трем направлениям — улучшение экономических и эксплуатационных показателей трактора Т-28, решение вопросов текущего производства и создание перспективного семейства тракторов класса 35 л. с. Для повышения проходимости трактора в тяжелых почвенных условиях и в условиях бездорожья созданы модель трактора Т-28А повышенной проходимости и ряд дополнительных съемных приспособлений для серийного трактора Т-28. Трактор Т-28А со всеми ведущими колесами в настоящее время проходит испытания в Центральной машиноиспытательной станции.
В экспериментально-тракторной станции завода проходят испытания полугусеничный ход, откидные почвозацепы и решетчатые уширительные колеса к тракторам ДТ-24 и Т-28.
Испытание трактора Т-28 с уширителем задних колес.
Эти приспособления являются легкосъемными и рассчитаны на временную работу с трактором в период ранних весенних и поздних осенних работ, в условиях полного и частичного бездорожья, на торфяных болотистых грунтах и снежном покрове. Проходимость тракторов, оборудованных этими приспособлениями, приближается к проходимости гусеничных машин.
Для трактора Т-28 спроектирован двигатель воздушного охлаждения Д-30 мощностью 30—35 л. с. Установка на трактор двигателя воздушного охлаждения упрощает обслуживание трактора и снижает его вес на 140 килограммов. Три образца такого трактора изготовлены. Они получили марку Т-29 «Владимирец—850». Двигатели Д-30 будут устанавливаться также и на трактор Т-25 Липецкого тракторного завода. В настоящее время этот двигатель выдан на подготовку производства.
Для лучшего использования трактора на транспортных работах конструкторами завода спроектирован и проходит испытания одноосный саморазгружающийся тракторный прицеп. Заводы области по нашим чертежам изготавливают тысячу прицепов П-28. Выданы на подготовку производства узел автосцепки трактора с транспортным прицепом и приспособление «догружатель ведущих колес», повышающее сцепные и тяговые качества трактора при работе с навесными машинами. Конструкторы завода работают и над более дальней перспективой нашего завода — семейством широко унифицированных тракторов класса 35 л. с. Это семейство тракторов будет включать пропашной трактор, трактор общего назначения на базе пропашного, хлопководческий трактор, трактор со всеми ведущими колесами и самоходное шасси. В конструкцию этих тракторов закладываются наиболее прогрессивные показатели. Вес пропашного трактора при мощности двигателя 35 л. с. должен быть не более 1650 килограммов. Трактор Т-28 получил высокую оценку на Всемирной выставке в Брюсселе. За конструкцию трактора Т-28 коллектив завода получил золотую медаль. Это большая похвала всему коллективу завода. Но наряду с достигнутыми успехами по созданию новых и совершенствованию серийных
образцов машин, в работе отдела главного конструктора и экспериментального цеха имеются и серьезные недостатки. Наиболее серьезный недостаток — это слабость экспериментальной базы, в результате чего часто на подготовку производства выдаются недоработанные узлы. Изготовление опытных образцов машин непомерно затягивается. Так, ремонтно-механический цех по заказу экспериментального цеха три с лишним месяца изготавливает прицепы П-28. Экспериментальный цех с мая изготавливает каркасные накидные почвозацепы на ведущие колеса трактора. Эксплуатационные испытания проходят единичные образцы опытных машин. Из трех тракторов Т-28А испытания фактически проходит только один трактор, остальные находятся на различных выставках. Тоже можно сказать и о тракторе «Владимирец—850». Изготовленные в августе к 850-летию города тракторы до сих пор не попали на поля, а попали все на те же выставки. А вероятно скоро потребуются чертежи трактора «Владимирец—850» на подготовку производства. Слабо в отделе главного конструктора изучается опыт массовой эксплуатации тракторов, медленно решаются вопросы по устранению выявленных дефектов, в результате чего эксплуатационная надежность трактора остается низкой. В. ПОЛЕТАЕВ Соревнование стало действенным Коллектив отдела главного конструктора продолжает совершенствовать выпускаемые тракторы, работает над созданием новых более совершенных машин. Профсоюзная организация возглавляет борьбу инженеров, техников, экспериментальщиков за технический прогресс, мобилизует их на выполнение взятых обязательств. В каждом конструкторском бюро регулярно проводятся собрания, производственные совещания. Цеховой комитет профсоюза ежемесячно подводит итоги соревнования между конструкторскими бюро, заносит лучших людей на Доску почета, вскрывает на своих заседаниях недостатки в работе бюро и служб, намечает конкретные меры по их устранению. Шесть месяцев цехком отмечал хорошую работу конструкторского бюро моторов нового проектирования, возглавляемого тов. Ерохиным. Подводя итоги соревнования за август, цехком присвоил коллективу этого бюро звание «Лучшего конструкторского бюро». Конструкторы бюро сейчас взяли новые повышенные обязательства в честь 41-й годовщины Октября и XXI съезда КПСС. Они решили совместно с экспериментальным цехом к 41-й годовщине Октября закончить эскизно-технический и рабочий проект трехцилиндрового дизеля с воздушным охлаждением мощностью 22—24 л. с., а к XXI съезду партии изготовить три опытных образца этого двигателя. Совместно с группой стандартизации и нормализации к 41-й годовщине Октября провести унификацию марок, профилей сталей и крепежа двигателя Д-30. Обязательства ответственные, но конструкторы бюро стараются их выполнить качественно и в срок. Но коллективу этого бюро необходимо оперативнее реагировать на замечания испытателей. В дни предсъездовского соревнования плодотворно работают: коллектив бюро шасси текущего производства, возглавляемый Д.И. Мартыновым, бюро технической документации и служба техдокументации, которыми руководят тов. Гладкая и заместитель главного конструктора тов. Лебедев. Достойные трудовые подарки XXI съезду КПСС готовят конструкторы тракторного бюро — они обязались совместно с экспериментальным цехом изготовить опытный образец трактора Т-32 в металле. Цеховой комитет профсоюза постоянно контролирует, как коллективы бюро выполняют взятые обязательства, заслушивает на своих заседаниях начальников бюро о работе. В организации соревнования мы добились определенных успехов. Об этом свидетельствуют результаты нашего труда. За разработанную коллективом отдела конструкцию трактора Т-28 завод награжден на Всемирной выставке в Брюсселе золотой медалью. Эта награда обязывает нас еще шире развернуть соревнование за улучшение качества машин. В. ТУНИЦЫН» («Тракторостроитель», 9 октября 1958).
«Улучшим эксплуатационные показатели За последнее время бюро гидравлики отдела главного конструктора провело большую работу по оборудованию трактора гидрофицированными узлами, повышающими производительность трактора и облегчающими условия труда тракториста. Так, в соответствии с указанием правительства в целях повышения эксплуатационных качеств тракторов, в бюро гидравлики спроектированы и выданы на подготовку производства автосцепка и устройство «догружатель ведущих колес». Автосцепка представляет собой механизм, включаемый в навесную систему трактора, позволяющий трактористу непосредственно с сидения прицеплять, отцеплять и разгружать тракторный полуприцеп. Применение сельскохозяйственной автосцепки в комплексе с тракторным полуприцепом значительно повысит производительность тракторного агрегата на транспортных работах. «Догружатель ведущих колес» — гидравлическое устройство, улучшающее сцепные качества трактора в тяжелых условиях пахоты и культивации. Ввиду периодичности работы д.в.к. перед конструкторами стояла задача сделать его легко монтируемым на трактор и дешевым в изготовлении. После долгих поисков была найдена конструкция устройства, основным узлом которого является серийный запорный клапан. Испытания показали, что тракторы, оборудованные догружателем ведущих колес, на пахоте повышают производительность на 15 — 20 процентов и дают экономию горючего на 10 — 15 процентов по сравнению с тракторами, не оборудованными им. В настоящее время бюро гидравлики занимается улучшением конструкции серийного трактора и проектированием узлов для новых машин. По серийной машине проводятся работы по улучшению конструкции бака гидросистемы и силовых цилиндров с целью снижения их стоимости и повышения эксплуатационной надежности. По новой технике проводится работа по проектированию навесной системы на трактор Т-32, а также по проектированию 2-го варианта навесного погрузчика на трактор Т-28, который может быть использован для погрузки навоза, торфа и сыпучих грузов. Применение его в сельском хозяйстве поможет значительно повысить механизацию погрузочно-разгрузочных работ. Коллектив конструкторского бюро гидравлики, как и весь советский народ, решил встретить знаменательную дату 41-й годовщины Октября и XXI съезд КПСС новыми трудовыми успехами. К 41-й годовщине Октября будут спроектированы два варианта устройства, предохраняющего сельскохозяйственные машины от поломок при наезде на препятствия, а также будет изготовлен опытный образец трактора Т-28 с гидравлическим усилителем рулевого управления. К XXI съезду Коммунистической партии Советского Союза коллектив бюро гидравлики взял на себя обязательство спроектировать гидравлический усилитель рулевого управления к трактору Т-29, а по серийной машине провести конструкторские работы, направленные на снижение стоимости трактора из расчета 40 тысяч рублей условно-годовой экономии. А. СЕРГЕЕВ» («Тракторостроитель», 14 октября 1958).
«Потребители ждут отличных машин Рабочие, инженеры, техники давно заинтересованы и том, чтобы владимирские тракторы радовали внешним видом, чистотой отделки, работали на колхозных полях без перебоев. Но надо сказать, что выпускаемые нами машины не всегда еще удовлетворяют требования сельских механизаторов. Об этом свидетельствуют поступающие от них письма, сигналы, рекламации. — «Высылаю в адрес завода некачественные детали трактора: блок двигателя, ведомую шестерню, термостат. Пришлите новые, — пишет механик колхоза «Красное знамя», Краснодарского края тов. Петренко. — Прошу обратить внимание на термостат, который при прогретом двигателе открывается всего лишь на 2-2,5 миллиметра. На заводе его установили неисправным. Кроме того, при эксплуатации машины в двигателе обнаружены и такие дефекты: на 20 часу работы упало давление масла. При разборе центрифуги оказалось, что гайка, поджимающая колпак, была изготовлена с завышенным диаметром резьбы». За девять месяцев поступило 625 рекламаций на 338 машин. Механизаторы указывают, что нередко при эксплуатации тракторов возникают поломки коленчатого и вторичного валов, обрыв болтов маховика, трещины блока, разрыв корпуса трансмиссии, поломка зубьев приводного шкива и зубьев конического венца полуосевой шестерни и ряд других дефектов. Дефектность тракторов при их обкатке в цехе главный конвейер достигла за 9 месяцев 30 процентов к числу обкатанных. Очень много дефектов ежедневно выявляется при испытании двигателей и обкатке трансмиссий. Рекламации, сигналы механизаторов о низком качестве узлов и деталей надо широко доводить до сведения рабочих, мастеров. Пусть на рабочем собрании коллектив потребует ответа от тех, кто в погоне за мнимым выполнением плана выпускает изделия, позорящие марку завода. Убытки от брака по заводу за девять месяцев составили 4 миллиона 584 тысячи рублей. Моторостроители за это время на браке потеряли 523 тысячи рублей, а коллектив литейного цеха № 1 - 1 миллион 900 тысяч рублей. Много некачественной продукции выпускает литейный цех № 2, цехи шасси и тракторный. Низкая производственная и технологическая дисциплина, плохое состояние оборудования и инструмента, неряшливое выполнение отдельными рабочими порученных операций — вот основные причины брака. В литейном цехе № 1 ослаблен контроль со стороны технологов, мастеров за соблюдением технологии. Они не проявляют настоящей заботы об устранении источников брака, не предотвращают его появление. Плохо помогает литейщикам бороться за качество продукции и служба механика. Машины после ремонта рвут, отбивают, появляется брак. Весовые тележки на вагранках в таком состоянии, что постоянно идет нарушение техпроцессов по завалке шихтовых материалов. Подчас виновниками дефектов являются и сами производственные мастера. В прессовом цехе, например, можно было наблюдать, как мастера, диспетчерский аппарат отправляли на сборку трубки гидросистемы без гидравлического испытания. В моторном цехе мастера мало проявляют требовательности к станочникам, сборщикам за качество изготовления и сборки деталей. Мало заботы о качестве выпускаемой продукции проявляет и коллектив отдела главного технолога. Неудовлетворительно технологи занимаются подготовкой производства распоряжений на изменение конструкций, направленных на улучшение качества деталей. Потребители требуют улучшить качество выпускаемых тракторов. Возможности для этого у нас есть. Руководителям цехов и отделов, особенно главному металлургу тов. Парфенову, надо принять решительные меры по снижению брака, укреплению технологической дисциплины, повышению квалификации кадров, потребовать от технических служб быстрейшего внедрения мероприятий по улучшению качества продукции» («Тракторостроитель», 18 октября 1958).
«Заводу присуждено второе место С каждым днем все ярче разгораются огни социалистического соревнования за достойную встречу Великого Октября и XXI съезда. Коммунистической партии. В первых рядах соревнования среди коллективов промышленных предприятий области идут и тракторостроители. Наш завод успешно выполнил план десяти месяцев и сейчас ведет упорную борьбу за досрочное выполнение годовой программы. На днях коллектив тракторозаводцев облетела еще одна радостная весть. Совет народного хозяйства и областной свет профсоюзов присудили нашему заводу за третий квартал второе место среди предприятий машиностроительной промышленности» («Тракторостроитель», 25 октября 1958).
«ДЛЯ ХИМИЧЕСКОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ Решения майского Пленума ЦК нашей партии направили страну на ускорение развития химической промышленности. И нам радостно сознавать, что в это важное дело вложена и доля нашего труда. Недавно мы закончили изготовление оборудования для Владимирского химического завода — сделали 4 дробилки. С этой новой для нас работой мы справились успешно, собрав механизмы насовесть. Но не обошлось и без трудностей. Так, например, пришлось осваивать сверление жароупорной стали. А. ГУЩИН, бригадир Разумно ли это? У многих тракторозаводцев еще свежа в памяти фигура Якобсона В.А. Он подвизался здесь в чинах начальника цеха, механика, начальника отдела капитального строительства..., да и куда только не бросала его судьба. А после, говорят, на другом заводе, он побывал даже в должности начальника гаража. Но никто не помнит, чтобы после него остался хоть какой-нибудь след добрых дел и пользы. И вот по истечении ряда лет, за которые он успел и пенсию получить, Якобсон вновь всплыл на поверхности ВТЗ. Для него уже изобретена удобненькая должность заместителя начальника по производству, на которой он без какого-либо ущерба для себя и без особой пользы для завода будет получать по 1700 рублей в месяц. Неужели не ясно, что пришел на завод тов. Якобсон отнюдь не с тем, чтобы принести какую-нибудь пользу, он ее не может принести. Он пришел для того, чтобы устроить свои личные дела. На заводе праздношатающихся людей всех категорий более чем достаточно, и увеличивать их еще одной высокопоставленной персоной по меньшей мере неразумно» («Тракторостроитель», 1 ноября 1958).
«На корреспонденцию, опубликованную под таким заголовком в № 129 нашей газеты, исполняющий обязанности помощника директора завода по кадрам тов. Тимонин сообщил редакции, что приказом директора тов. Якобсон уволен с завода».
«Из металлолома — пионерские тракторы На днях в гостях у тракторостроителей побывала делегация пионеров города Павлово-Посада, Московской области. Ребята обратились к комсомольцам завода с просьбой изготовить из собранного ими металлолома несколько тракторов, которые они хотят послать труженикам целинных земель Кустанайской области. Горячими аплодисментами встретили участники собрания комсомольского актива выступление школьника Лени Попкова, рассказавшего о славных делах пионеров
г. Павлово-Посада. Секретарь комитета ВЛКСМ завода Владимир Ларин заверил пионеров, что их желание будет исполнено» («Тракторостроитель», 4 ноября 1958).
«План октября по выпуску товарной продукции коллективом завода выполнен на 106,9 процента, а десятимесячное задание — на 103,6 процента. На два с лишним месяца раньше срока завершено годовое задание по производству запасных частей. Успешно справились тракторозаводцы с заказом хлопкоробов по обеспечению их тракторами ДТ-24-3В. Большая партия тракторов отгружена зарубежным друзьям. Все цехи в октябре выполнили государственный план. Замечательный подарок к празднику подготовил коллектив деревообделочного участка модельного цеха. В магазины Молодежного поселка поступила партия отличных шифоньеров, изготовленных руками рабочих этого участка. Достойными делами встречают славную годовщину Октября инструментальщики. Досрочно изготовили они оснастку для первого Китайского тракторного завода. В два раза перевыполнили задание по производству радиаторов» («Тракторостроитель», 6 ноября 1958).
«Поточная штамповка До установки в прессовом цехе новых прессов, завезенных из Германской Демократической Республики, обработка деталей целиком велась на одноручьевых штампах с установкой одного из них на пресс. Сейчас отдел главного технолога, проектируя штампы на двигатель с воздушным охлаждением и на новые модели тракторов, ставит себе такую задачу, чтобы установить на пресс не один, а два-три штампа. Осуществление этого мероприятия позволит намного ускорить цикл обработки деталей, полнее использовать мощности оборудования, получить экономию электроэнергии. Кроме того, значительно снижается трудоемкость. Если раньше отштампованные детали с одного пресса до следующей операции на другом прессе складывались в ящики, то оснащение прессов несколькими штампами дозволяет избежать этого и перевести штамповку на поток. В настоящее время несколько новых штампов уже ставятся на прессы. В. ТИХОМИРОВ, ведущий технолог отдела главного технолога Четвертая автоматическая Сейчас, в дни подготовки к XXI съезду Коммунистической партии, на нашем заводе монтируется четвертая автоматическая линия для обработки корпуса механизма переключения в автоматном цехе. Новая линия состоит из 10 станков, автоматически сблокированных и работающих в заданной последовательности и позволяет полностью вытеснить ручной труд на обработке этой детали. Линия оснащена 18-ю силовыми и специальными фрезерными головками, в ней будут работать 26 электродвигателей, 84 шпинделя. Для промера глубины отверстий под резьбу предусмотрены контрольные приспособления. Удаление стружки будет также механизировано с помощью транспортера. Производительность новой линии — 20 корпусов в час. В. ХАШОВ
За новые достижения с социалистическом соревновании Не снижая темпов выпуска тракторов Т-28 «Владимирец» тракторозаводцы все шире развертывают подготовку производства к выпуску новых двигателей. Успешно справляются с заданием технологи. По графику они закончили проектирование первоочередной оснастки и стараются к 17 ноября сдать в заказ всю вторую очередь. Несколько отстают с выполнением заданий работники отделов главного металлурга и главного механика, инструментальщики. Чтобы к XXI съезду КПСС собрать первую партию двигателей с воздушным охлаждением, коллектив инструментально-штампового производства должен в ноябре закончить изготовление первоочередной оснастки, выдать 248 рабочих приспособлений. Пока еще инструментальщики медленно развертывают работу по оснащению нового двигатели. На 10-е ноября ими было изготовлено только... 5 рабочих приспособлений. Ссылаются, что нет литья, а сами до последнего времени и твердого графика не составили, не согласовали его с литейщиками. Начальник инструментально-штампового производства тов. Чуфарин, его заместители тт. Никитин, Хромов вместе с партийной и профсоюзной организациями обязаны изыскать возможности для быстрейшего изготовлении первоочередной оснастки, мобилизовать коллектив инструментальщиков на выполнение этого задания. Оживить соревнование между сменами, участками, отдельными рабочими. Большой объем работ по подготовке нового производства предстоит провести моторостроителям, которые должны освоить 90 новых деталей. По приказу директора завода начальник цеха тов. Князев обязан до 15 ноября организовать в цехе участок механической обработки новых деталей, совместно с начальником отдела труда и заработной платы тов. Григорьевым и начальником планового отдела тов. Миловзоровым составить штатное расписание, утвердить его. С организацией нового участка медлить нельзя. Следует усилить контроль за модернизацией станков, быстрее начинать их монтаж. Освоение нового производства во многом зависит от уровня подготовки кадров. Начальнику сектора подготовки кадров тов. Тимонину в течение ноября нужно организовать учебу наладчиков, рабочих, инженерно-технических работников по изучению двигателя с воздушным охлаждением, технологических процессов его изготовления и сборки» («Тракторостроитель», 11 ноября 1958).
«Парашютный кружок Как-то весной на Тракторном заводе побывал начальник аэроклуба. Он рассказал о работе ДОСААФ, о спортсменах аэроклуба. Пребывание гостя не прошло бесследно. Вскоре на заводе под руководством опытных инструкторов — мастера спорта В. Манушкина и перворазрядника А. Никитина начал работать кружок парашютистов. С опаской записывались ребята и девушки в кружок. Ведь как-никак, а с непривычки боязно: но откуда-нибудь — с неба прыгать. И интересно, и страшновато. Надолго запомнился молодым тракторозаводцам первый прыжок с парашютом. С тех пор прошло несколько месяцев. Некоторые кружковцы совершенствуют свое мастерство в аэроклубе. Так, у Альбины Линичевой уже 2-й спортивный разряд, на моем счету 88 прыжков. Все же нужно отметить, что парашютный спорт на нашем заводе не получил должного развития. Вина в этом заводских комитетов ДОСААФ и ВЛКСМ, которые плохо пропагандируют этот вид спорта. В. НИКИФОРОВ, спортсмен-парашютист» («Комсомольская Искра», 21 ноября 1958).
«Черепашьими темпами В целях увеличения выпуска продукции в прессовом цехе было предусмотрено в октябре запустить в эксплуатацию два мощных пресса: 315-тонный, двойного действия и 400-тоный. Без них прессовщики не могут начать массовый выпуск деталей двигателя с воздушным охлаждением. Прошел октябрь, ноябрь на исходе, а новые пресса не только не запущены, но даже не закончено бетонирование линейного фундамента под них. Работы ведутся черепашьими темпами. В июне начали копать котлован. А на сегодня положено только 15 кубометров бетона вместо 80. То бетона нет, то щебенки, а главное нет контроля за выполнением этой работы со стороны отдела технического надзора. Начальник тов. Карпов сюда не заявляется. Затянувшийся монтаж оборудования мешает рабочим выполнять свои повседневные обязанности. Прессовщики крайне обеспокоены создавшимся положением. В декабре мы должны начать выпуск деталей на новые двигатели, а детали делать не на чем. Чтобы смонтировать новые пресса, потребуется не менее трех месяцев. Начальнику отдела технического надзора тов. Карпову необходимо принять неотложные меры по ускорению бетонирования фундамента под прессы. Дальше с этим медлить нельзя. А. ГРЕЧИН, начальник смены прессового цеха» («Тракторостроитель», 25 ноября 1958).
«Вступил в строй прачечный комбинат Вступил в строй прачечный комбинат. Здесь легко и быстро стираются такие трудоемкие вещи, как телогрейки, бушлаты. В специальном выварочном котле отпариваются загрязнения. Затем вещи попадают в стиральный барабан. Здесь с помощью раствора и пара отъедаются химические примеси. Отжимаются вещи в центрифуге, которая вращается со скоростью 1425 оборотов в минуту. Бешеная струя воздуха плотно прижимает к внутренним стенкам центрифуги одежду, и вода под действием такой силы выжимается из вещей. Сушится выстиранная спецодежда в большом сушильном шкафе при температуре +80 градусов. Кстати сказать, шкаф сделан неудачно. Чтобы снять одежду, рабочим приходится заходить внутрь шкафа, что не особенно приятно при такой высокой температуре. Есть и другие недоделки. Например, вода в ванной, сделанных участком тов. Русина, не держится, выбегает щели. В прачечной необходим также монорельс для загрузки выворочного котла обтирочным материалом, спецодеждой. Стирает агрегат около 30 килограммов в смену» («Тракторостроитель», 2 декабря 1958).
«В новом здравпункте Строгая тишина окружает вас, когда заходите сюда. Недаром на входной двери висит табличка с надписью: «Здравпункт». Сквозь широкие окна в комнату льется свет морозного дня. В помещении тепло, чисто. Всего несколько месяцев прошло с того дня, как в корпусе инструментального цеха открылся второй на заводе здравпункт, но скольким рабочим и служащим уже оказана здесь первая медицинская помощь. — У меня болит голова, — обратилась к дежурной медсестре Симе Зверевой работница центрально-заводской лаборатории тов. Кашичкина. Внимательно выслушав больную, Сима дала ей лекарство. — Если будет хуже, — добавила она, — приходите еще, дадим вам освобождение. — Разрешите, — и в комнату вошла распред инструментального цеха тов. Трофимова. — Теперь я, пожалуй, смогу продолжать смену, — сказала она, приняв стрептоцид. Медсестра Сима Зверева работает уже не первый год. После окончания Владимирского медицинского училища она поехала на работу в Сибирь. — Вот там было очень трудно, — рассказывает она, — и днем, и в поздний час приходилось спешить туда, где тебя ждали больные. Но как было приятно, когда чувствовала, что помощь поспела вовремя. Но и здесь, в заводском здравпункте, Сима не забывает о том, как важна ее работа. Также старательно и чутко относится к больным и Нина Хромова, которая сменяет Симу. И самой лучшей наградой для девушек служат слова благодарности тех, кто получил от них первую помощь и может снова продолжать работу. В. СМИРНОВ» («Тракторостроитель», 16 декабря 1958).
25 декабря завод выполнил план 1958 года по выпуску тракторов на 100,1 процента. Есть четвертая автоматическая В канун новогоднего праздника в автоматном цехе закончен монтаж автоматической линии на корпус механизма переключения редуктора. Пуск в эксплуатацию этой линии позволит снизить трудоемкость обработки детали на 40 минут, намного возрастет производительность труда. Деятельное участие в монтаже и отладке этой линии приняли технические наладчики тт. Пучков и Улитин. Сейчас они производят обработку пробной партии деталей. Универсальный навесной погрузчик Н-28 Делом отвечает коллектив отдела главного конструктора на запросы тружеников колхозного села. В текущем году конструкторами бюро гидравлики создана конструкция универсального навесного погрузчика Н-28. Установка на нем ковшей различной формы и емкости, вил и других приспособлений позволяет производить погрузку самых разнообразных грузов: навоза, торфа, минеральных удобрений, зерна, песка я других сыпучих грузов. При грузоподъемности в 250 килограммов погрузчик поднимает груз на высоту до 2,3 метра. Вес нового механизма 180 килограммов. Образец такого погрузчика сейчас успешно проходит испытание. Простота конструкции делает возможным его изготовление в условиях ремонтно-механических станций и ремонтных мастерских колхозов. Сейчас конструкторы заканчивают проектирование комбинированного ковша с вилами и конструкции погрузчика увеличенной грузоподъемности» («Тракторостроитель», 27 декабря 1958).
Двигатель воздушного охлаждения Д-30
«… конструкторы усиленно работают над более прогрессивным двигателем воздушного охлаждения ДВ-30, который должен заменить на тракторе существующий двигатель водяного охлаждения» («Тракторостроитель», 15 ноября 1957). В 1957 году закончено проектирование и изготовлено и проведены испытания 9-ти двигателей воздушного охлаждения. Много труда и настойчивости при доводке и испытании двигателей с воздушным охлаждением вложили начальник моторной лаборатории В.В. Эфрос, инженеры П.И. Чирик, Б.Н. Тихомиров, А.Г. Метелкин, Е.Л. Эйдельман и другие. Немало хлопот доставили доводка теплового процесса и система охлаждения. На основе результатов испытания этих двигателей в 1958 году конструкторы Владимирского тракторного завода с участием конструкторов Липецкого тракторного завода спроектировали двигатель Д-30 мощностью 30 л. с. с предкамерным смесеобразованием. Двигатель Д-30 был предназначен для установки на колесные тракторы Т-30 Липецкого и Т-28Х Владимирского тракторных заводов. В конструкцию этого двигателя был заложен ряд прогрессивных узлов и элементов, выгодно отличавших его от предыдущих моделей: осевой вентилятор системы охлаждения, блок-картер с передним стальным листом, масляный радиатор и другие. Двигатель с воздушным охлаждением Д-30 разработан под руководством начальника конструкторского бюро Н.Г. Ерохина, руководителя группы А.И. Шаанова, конструкторов Е.П. Качаевой, А.Н. Гордеевой и других, с участием инженеров HATИ Е.Я. Маркова и М.М. Штучкина и кандидата технических наук Д.Р. Поспелова.
«Правильный выбор Когда конструкторы разработали новый, улучшенный двигатель с воздушным охлаждением — Д-30, то перед металлургами встала задача, а как же получить ряд отливок? Обычная машинная формовка не подходит, надо искать что- то новое. — Давайте попробуем корковый способ получения отливок, — предложил кто-то из технологов группы нового проектирования. С этим предложением согласились: попробуем! И вот технологи В. Горячев, В. Нечай-Ницевич, Ю. Алексеев, В. Каленов, Г. Плясунов начали трудную, кропотливую работу. На нашем заводе способ коркового литья раньше не применялся, поэтому технологам нужно было разработать чертежи модельной оснастки. Работники литейной лаборатории во главе с тов. Толкачевой стали изготовлять смесь для получения корок, сделали корки для предкамер, центровой стержень цилиндра. Модельщики — токарь А. Крылов, слесарь Р. Агапов без задержек и очень удачно по сложной технологии изготовили модельную оснастку. Уже первые опыты показали, что технологи на правильном пути. Как самую драгоценную вещь осматривали новаторы первую полученную отливку цилиндра. — Результаты отличные, — таково было мнение всех, а особенно конструкторов. Чистота поверхности, a главное хорошая отливка ребер цилиндра, не шли ни в какое сравнение с имевшимися у металлургов образцами отливок, полученных обычным путем. Корковым способом были получены также седла клапана, предкамеры. Точность литья, чистота и этих деталей тоже вызывали восхищение. Попробуйте изготовить в литейном цехе стержень толщиной в 5 миллиметров для предкамер. Стерженщики наверняка откажутся, а при корковом литье с этой задачей справиться очень легко. В стержневой ящик вдувается корковая смесь, ящик ставится в печь и через несколько минут из него вынимается готовый стержень с чистой, без заусениц поверхностью, не требующей больше никакой обработки. — Получение отливок цилиндров, седел клапана и предкамер теперь пройденный этап, — шутят технологи. Сейчас, ободренные первыми удачами, они заняты решением еще более серьезной задачи» («Тракторостроитель», 25 марта 1958).
«НАЧАЛИ СБОРКУ ДВИГАТЕЛЕЙ С ВОЗДУШНЫМ ОХЛАЖДЕНИЕМ Коллектив экспериментального цеха единодушно одобряет мероприятия Коммунистической партии и Советского правительства по дальнейшему развитию сельского хозяйства. Сейчас здесь горячая пора. Рабочие заняты изготовлением 25 двигателей с воздушным охлаждением, конструкция которого разработана конструкторами отдела главного конструктора совместно с работниками HATИ и Липецкого тракторного завода. Двигатель с воздушным охлаждением имеет мощность 32 лошадиных силы. Его вес 290 килограммов, то есть он легче двигателя Д-24 на 160 килограммов. Он более удобен в эксплуатации, не требует заправки воды, в результате машина с таким мотором может работать при любой температуре в течение всего года. Двигатели с воздушным охлаждением в ближайшее время будут ставиться на тракторы Т-28 «Владимирец». Экспериментальщики уже заканчивают изготовление деталей на опытные образцы и приступили к сборке первых двух моторов, которые будут поставлены на стендовые испытания. Замечательно трудятся над выполнением задания слесарь тов. Грибков, токарь тов. Дмитриев, расточник тов. Савельев и другие. Кроме этого в цехе испытываются полугусеничный ход, уширители и почвозацепы, которые делают трактор наиболее проходимым. М. СИНИЦЫНА, Н. МИХАЙЛОВА» («Тракторостроитель», 10 апреля 1958).
«ОСВАИВАЮТ НОВОЕ Комсомольцы Виктор Буруков, Николай Борисов, Геннадий Кириллов, окончив в прошлом году техникум, пришли в литейный цех. Они настойчиво работали над увеличением выпуска литья и улучшением его качества. Но вот в прошлом месяце ребятам поручили новую, интересную работу. Вместе с работниками отдела главного металлурга и литейной лаборатории они занялись получением отливок деталей нового двигателя Д-30 корковым способом. К открытию XIII съезда ВЛКСМ молодые специалисты добились отличных результатов — получили хорошие отливки гильзы и предкамеры» («Тракторостроитель», 15 апреля 1958).
«Над двигателем будущего работает, например, бюро во главе с тов. Ерохиным, которое, пожалуй, опередило своих товарищей. Новый двигатель уже изготовлен в образцах и начаты его испытания. Основные данные нового двигателя следующие: он имеет воздушное охлаждение, это значительно упрощает изготовление и эксплуатацию, 4 цилиндра, что способствует более легкому пуску и уменьшает вибрацию. Вес двигателя всего 280 килограммов, при мощности 30 — 35 лошадиных сил. Этот двигатель, предназначенный для нового трактора, с некоторыми переделками может устанавливаться также и на выпускаемый сейчас «Владимирец» («Тракторостроитель», 30 апреля 1958).
Разработана конструкция трактора Т-29 «Владимирец — 850» с двигателем воздушного охлаждения Д-30. 1 мая 1958 г. изготовлен опытный образец трактора с двигателем воздушного охлаждения Д-30.
Дизельный двигатель Д-30 с воздушным охлаждением. Мощность 35 л.с. Диаметр цилиндра 95 мм. Ход поршня 120. Число оборотов 1600 об/мин. Вес 300 кг. Рабочий объем 3,4 л.
«Работаем над новым двигателем Опытные образцы двигателей Д-30 с воздушным охлаждением изготовлены и подготовляются для широких эксплуатационных испытаний в различных районах страны. Двигатель имеет четыре цилиндра диаметром 92 миллиметра, расположенные вряд. Ход поршня равен 120 миллиметрам. Двигатель имеет мощность 30 — 35 л.с. Дизель ДВ-30 на 140 килограммов легче Д-25 и удельный его вес на одну лошадиную силу составляет 8 килограммов вместо 15 килограммов на выпускаемой машине, и находится на уровне современных зарубежных двигателей. Отсутствие на Д-30 радиатора, водяного насоса патрубков и шлангов упрощает конструкцию двигателя. Остовом его служит картер, к которому крепятся четыре отдельных чугунных оребренных цилиндра. Система питания состоит из одноплунжерного топливного насоса, сконструированного в одном агрегате с центробежным всережимным регулятором, топливного фильтра тонкой очистки из 2-х элементов, штифтовых форсунок и воздухоочистителя, имеющего три ступени очистки и устройство для автоматического удаления пыли в атмосферу. Охлаждение двигателя осуществляется от центробежного вентилятора, расположенного справа по ходу двигателя. Для фильтрации масла применяется полнопоточная центрифуга с принудительным приводом. Запуск двигателя осуществляется от электростартера с декомпрессором и подогревом всасываемого воздуха. Благодаря воздушному охлаждению, двигатель Д-30 найдет широкое применение на тракторах, самоходных шасси и других агрегатах, предназначенных для работы в безводных районах, а также в холодных северных районах, где возможно замораживание двигателей, имеющих водяное охлаждение. Конструкторы много поработали, чтобы двигатели были надежны в работе и удобны в эксплуатации. В настоящее время они работают над дальнейшим улучшением двигателя и снижением его стоимости. Разработан эскизный проект подогревательного устройства, которое позволит обеспечить запуск двигателя при температурах до -40 градусов. По особому заказу на двигатель спроектирован пневмостартер для дублированного запуска. Совместно с ДКБТА ведется работа по топливоподающей аппаратуре, которая позволит обеспечить работу двигателя в электросиловых агрегатах. Разработана новая конструкция головки цилиндров для литья под давлением вместо изготавливаемой в настоящее время в стержнях. Это в сотни раз увеличивает производительность и снижает стоимость головки. Успешное проведение испытаний позволит в ближайшее время заменить на тракторе «Владимирец» существующий двигатель водяного охлаждения. Н. ЕРОХИН, начальник конструкторского бюро двигателей перспективного проектирования Серьезных дефектов не обнаружено В настоящее время испытания двигателя Д-30 проводятся на двух стендах. На одном стенде ведутся длительные испытания двигателя № 2, на другом обкатываются моторы для установки их на тракторы. Двигатель № 2 проработал уже около 400 часов и пока никаких серьезных дефектов не обнаружено. Двигатель № 1 сейчас проходит испытания на тракторе в полевом отряде. При обкатке первого образца была проведена серьезная работа по устранению течи из центрифуги и снижению расхода топлива двигателем. Нам удалось устранить течь из центрифуги, а расход топлива снизить с 212 — 214 г/л.с.ч. до 205 — 208 г/л.с.ч. Следует отметить, что существенной помехой в работе является плохое качество отливок головок цилиндров. Каналы для прохода воздуха забиты землей или залиты металлом, в результате двигатели перегреваются и резко ухудшают свои показатели. Нужно сказать, что полученные в настоящее время результаты по экономичности двигателя еще неудовлетворительны. Важно добиться того, чтобы расход топлива был не выше 200 г/л. с. ч. Необходимо также самым тщательным образом выяснить температурный режим гильз и головок цилиндров и оценить работы центрифуги. Все это нужно проделать в нынешнем году. В. ЭФРОС, начальник моторной
лаборатории» («Тракторостроитель», 12 июля 1958).
«Первый в стране В эти дни коллектив отдела главного технолога занят подготовкой производства первого в Советском Союзе тракторного двигателя с воздушным охлаждением. В ходе подготовки нужно оснастить около 400 технологических процессов, которые в большинстве уже сейчас разработаны. Кроме того, необходимо выпустить свыше 900 приспособлений и вспомогательного инструмента, 480 единиц режущего и 460 мерительного, изготовить свыше 200 холодных штампов. Большая работа проделана технологами по заказу нового высокопроизводительного оборудования, как на станкостроительных заводах страны, так и в странах народной демократии. Уже в этом году мы должны получить с Минского завода автоматических линий 15 агрегатных станков, необходимых для выпуска двигателя с воздушным охлаждением. Всего же нам потребуется 220 единиц спецоборудования, которые поступят в ближайшие 3 — 4 года. Нельзя не сказать о том, что отдел главного конструктора долго не выпускал чертежи на подготовку производства, и технологи были вынуждены вести разработку техпроцессов по экспериментальным чертежам. Когда же чертежи были выданы, конструкторы не выпустили распоряжений об изменениях, и нам пришлось сначала сверять чертежи, а потом уже исправлять техпроцессы. Надо сказать и о том, что литейный сектор отдела главного металлурга еще не включился по-настоящему в работу по новому двигателю. А ведь необходимо согласовать установочные базы, припуска. Своевременный выпуск первой партии двигателей с воздушным охлаждением явится хорошим подарком тракторостроителей родному города, отмечающему в этом году 850-летний юбилей. В ИГОШИН, ведущий технолог» («Тракторостроитель», 16 августа 1958).
Двигатель Д-30 с воздушным охлаждением
«По пути дальнейшего роста Сейчас наша лаборатория, в тесном содружество с конструкторским бюро двигателей, проводит работу по испытанию нового двигателя с воздушным охлаждением. По своим весовым показателям он стоит на высоком уровне. Поэтому, проводя испытания, мы стремимся снизить удельный расход топлива. Исследования двигателя показали, что мы можем гарантировать для него удельный расход топлива в 205 г/л. с. ч. т. е. столько же, сколько для серийного двигателя Д-28. Но это не предел. Наша задача сейчас — еще более снизить расход топлива. Некоторые работы можно считать уже законченными. Подобран, например, такой вентилятор, который при минимальной мощности обеспечивает наиболее аффективное охлаждение двигателя. Интересные исследования ведутся по камере сгорания, где мы ставим себе задачу добиться экономичности и повышения мощности за счет увеличения объема предкамер. Стремимся также осуществить лучшее смесеобразование топлива с воздухом за счет формы камеры сгорания. Мы перешли со стандартного профиля кулачков на тангенциальный, что уже дало хорошие результаты. Подбор правильной регулировки также должен обеспечить снижение удельного расхода топлива. С момента начала испытаний мы снизили расход топлива на 12 — 13 г/л. с. ч. Успешное завершение всех работ по исследованию этого двигателя должно дать новые результаты по улучшению экономичности и форсированию мощности двигателя Д-30. Двигатель с воздушным охлаждением, созданный нашими конструкторами, это двигатель будущего, поэтому мы стремимся сделать его как можно совершеннее. Я. ЭЙДЕЛЬМАН, исполняющий обязанности начальника моторной лаборатории» («Тракторостроитель», 13 сентября 1958).
Дизельный двигатель Д-30 с воздушным охлаждением. Издание Центрального бюро технической информации Владимирского совнархоза.