«Для трактора Т-28 спроектирован двигатель воздушного охлаждения Д-30 мощностью 30—35 л. с. Установка на трактор двигателя воздушного охлаждения упрощает обслуживание трактора и снижает его вес на 140 килограммов. Три образца такого трактора изготовлены. Они получили марку Т-29 «Владимирец—850». Двигатели Д-30 будут устанавливаться также и на трактор Т-25 Липецкого тракторного завода. В настоящее время этот двигатель выдан на подготовку производства» («Тракторостроитель», 9 октября 1958).
«Испытания продолжаются Коллектив моторной лаборатории безостановочно ведет испытания двигателя Д-30 под нагрузкой на стенде. За период испытаний проведен ряд работ по доводке конструкции отдельных узлов и улучшению показателей двигателя. Первый образец после обкатки показал минимальный удельный расход топлива при 1600 оборотах в минуту вала двигателя 214 граммов на эффективную лошадиную силу в час, а при мощности в 30 лошадиных сил расход оказался равным 218 граммов. Эти показатели не соответствовали техническим требованиям. В связи с этим был произведен подбор диаметра отверстия предкамеры. Его увеличение с 7,2 миллиметров до 7,8 миллиметров позволило снизить расход топлива с 214 г/л. с. ч. до 209, а при мощности в 30 лошадиных сил довести его до 213 г/л. с. ч. Были проведены также испытания с топливным насосом, имеющим кулачок валика с тангенциальным профилем. Установка такого кулачка значительно увеличила скорость впрыска топлива в цилиндр и позволила снизить минимальный расход топлива при 1600 оборотах в мин. до 205 г/л. с. ч., а при мощности в 30 лошадиных сил до 208 г /л. с. ч. Сейчас ведутся работы по дальнейшему улучшению показателей двигателя. Испытываются, например, двигатели с различными регулировками насоса, с предкамерами увеличенного объема и другие. Проведенные испытания позволили также и усовершенствовать новый двигатель. Так, например, на первом образце очень плохо работала масляная центрифуга. Это заключалось в повышенной течи масла по разъему между ротором и статором вентилятора. Усилиями испытателей и конструкторов этот дефект в значительной мере был изжит и отправка машин на испытания не задержалась. Большие неприятности доставляла в начале и эжекционная смазка коромыслов клапанов. Наблюдались такие случаи, когда в одном-двух цилиндрах смазка происходила нормально, а в других полностью отсутствовала. Нам удалось решить этот вопрос и наладить нормальную работу узла. Испытания нового двигателя не прекращаются. Их цель — довести двигатель Д-30 до промышленного образца. В. ЭФРОС» («Тракторостроитель», 9 октября 1958).
«Неясных вопросов не должно быть Начав подготовку производства к выпуску большой партии двигателей с воздушным охлаждением, перед коллективом отдела главного технолога встала задача разработать и оснастить 397 технологических процессов, из них 42 на первоочередные детали. Основной объем работ по подготовке производства первой очереди падает на моторный и прессовый цехи. Достаточно сказать, что по моторному цеху нужно было разработать и оснастить 22 техпроцесса I очереди, для которых необходимо спроектировать 282 рабочих приспособления и немало мерительного и режущего инструмента. На первую декаду октября мы спроектировали 258 рабочих приспособлений и 193 из них выдали в заказ. Сейчас наша задача состоит в том, чтобы к 15 октября выдать в заказ все рабочие приспособления на первую очередь. С этой задачей можем справиться. Но следует сказать и о том, что по таким деталям, как направляющий аппарат, ротор вентилятора, проектирование еще не закончено. Теперь, когда внесена ясность, мы сумеем закончить проектирование лишь к 30 октября. Немногим меньше объем работ и по прессовому цеху. На первую очередь здесь нужно разработать 20 техпроцессов, для которых потребуется 70 штампов. На 11 октября мы спроектировали 59 штампов и 50 из них выдали в заказ. Чертежи на выпускной трубопровод и кронштейн вентилятора конструкторы выдали лишь в последний день сентября, что, конечно, задерживает разработку и оснащение техпроцессов для этих деталей. Сейчас, когда большая часть рабочих приспособлений выдана в заказ, коллективу отдела главного металлурга, модельщикам и литейному цеху № 2 нужно принять все меры для выдачи отливок инструментальному цеху с тем, чтобы изготовление приспособлений велось безостановочно. Часть деталей для производства нового двигателя будет поступать по кооперации, но здесь еще много неясностей. Например, вопрос о поставке 13 наименований деталей из резины решен только на прошлой неделе. А по пробковой детали — прокладке масляного картера — поставщик еще неизвестен. Отделу смежных производств нужно добиться от совнархоза полного решения этих вопросов. Наряду с окончанием работ по разработке техпроцессов и оснащению их инструментом по первой очереди мы не откладываем подготовку второй очереди. Ведь сроки окончания всей подготовки уже не за горами. К 17 ноября мы должны закончить проектирование рабочих приспособлений, а к 20 — штампов и обеспечить выполнение обязательств в честь XXI съезда КПСС. Е. ШМОНИН» («Тракторостроитель», 14 октября 1958).
«Спроектировано досрочно В канун славного праздника Великого Октября коллектив группы приспособлений центрального конструкторского бюро отдела главного технолога рапортует о досрочном выполнении задания по проектированию технологической оснастки на двигатель с воздушным охлаждением Д-30. За короткий срок спроектировано 650 рабочих приспособлений, большинство которых многоместные, пневматические, позволяющие повысить производительность и максимально облегчить труд рабочих. Много выдумки при этом проявили конструкторы тт. Цыганов, Керская, Герасимов, Мальцев, Кругляков, где бригадирами тт. Иванов, Хасдан, Бурова. Достойными трудовыми делами встретили свой юбилей и 41-ю годовщину Октября комсомольцы группы тт. Садова, Данилов, Голикова. Сейчас конструкторы занимаются внедрением в производство узлов трактора с полугусеничным ходом и автосцепки. Б. ГАВРИЛОВ, руководитель группы приспособлений» («Тракторостроитель», 6 ноября 1958).
Руководитель группы приспособлений Б. Гаврилов - начальник КБ приспособлений.
«Ускорить опробование Перед коллективом нашего цеха стоит сейчас почетная и сложная задача — к XXI съезду КПСС выпустить первую партию двигателей с воздушным охлаждением. Объем работ очень большой. Достаточно сказать, что нам нужно освоить 100 деталей, для чего понадобится только на 25 первоочередных деталей 274 рабочих приспособления, много режущего и мерительного инструмента. Сейчас деятельно ведутся работы по созданию специального участка по выпуску нового двигателя. Начальником его назначен тов. Спирин. Комплектуется штат производственников. Некоторые станки уже завезены, они монтируются и подключаются. Следует отметить, что быстрейшее окончание монтажа участка нередко задерживается по вине цеха нестандартного оборудования. То у него неисправен автопогрузчик, то ремонтируется трактор, а в результате этого мы никак не можем перевести нужные нам. станки для обработки блока из тракторного цеха. Многое зависит и от ремонтно-механического цеха, который должен модернизировать 17 станков. Но уже сейчас сроки модернизации начинают срываться. Так, по графику барабанно-фрезерный станок для обработки блока должен быть модернизирован к 10 ноября, но срок этот сорван. Не теряя зря времени, мы на имеющемся оборудовании уже приступили к опробованию, правда, пока универсальным способом, трех наименований новых деталей: корпуса масляного наcoca, стойки коромысла и шкива. Надо отдать должное коллективу литейного цеха № 1. Он уже подал нам заготовки 11 наименований деталей в комплекте не менее 25 штук. Техническая часть цеха активно занимается освоением новых деталей, прилагает все усилия, чтобы выдержать установленный график. Но у нас есть к литейщикам и серьезные претензии. Из 9 отливок блока, пожалуй, только одну мы сможем использовать для опробования, так как остальные пришли к нам с раздутостью до 8 миллиметров. Такого брака можно было избежать, если бы литейщики сделали у себя в цехе разметку. Пока еще не подали нам ни одной заготовки кузнецы и участок точного литья. Особую тревогу вызывает у нас участок коркового литья. Оттуда должны поступить сложные отливки: головка цилиндра, цилиндр и другие. Но кроме обещаний, мы сейчас ничего не имеем. Неясным остается до сих пор вопрос с алюминиевым литьем. Откуда и когда получим его, неизвестно. Тов. Парфенов, когда же, наконец, будет решен этот вопрос? Чтобы не задерживать выпуск нового двигателя, мы уже в ближайшее время должны иметь установочную партию алюминиевых отливок. Но дело не только в заготовках. Серьезно может помешать отсутствие инструмента и приспособлений. Инструментально-штамповому производству уже в этом месяце надо изготовить большую часть оснастки для деталей первой очереди. В деле подготовки к выпуску нового двигателя нельзя забывать и о подготовке кадров. Технологи, мастера должны сейчас четко знать технологию обработки деталей, которые им предстоит осваивать. Но пока мы работаем вслепую. Отдел главного технолога занимается сейчас лишь калькированием оснастки, а разработанные техпроцессы лежат под спудом. Очень важно ускорить выдачу технологий в цехи. Это позволит своевременно ознакомить коллектив цеха с новой работой, поможет заблаговременно выявить недостатки и устранить их. И. ДЕМИН, заместитель начальника моторного цеха
Литваковский Иосиф Францевич - заместитель главного инженера
ДЕЛО НАШЕЙ ЧЕСТИ РАССКАЗ ЗАМЕСТИТЕЛЯ ГЛАВНОГО ИНЖЕНЕРА ТОВ. ЛИТВАКОВСКОГО Растущие запросы тружеников сельского хозяйства требуют от коллектива нашего предприятия постоянного совершенствования выпускаемой техники. Тракторостроители в сравнительно короткий срок освоили массовый выпуск тракторов Т-28 «Владимирец», а сейчас ведут подготовку производства к выпуску тракторов с двигателем воздушного охлаждения. Новый двигатель упрощает обслуживание трактора, снижает его вес. Коллектив завода взял обязательство к XXI съезду КПСС выпустить первую партию двигателей с воздушным охлаждением. В каком же состоянии в настоящее время находится подготовка нового производства? Отдел главного конструктора выдал чертежи на подготовку производства. Металлурги должны были оснастить 15 наименований деталей по литейному цеху № 1. На 13-е ноября ими спроектировано 13 позиций, две такие трудоемкие детали, как блок цилиндра и картер маховика, до сих пор не оснащены. Литейщики получили из модельного цеха 10 моделей на новые детали, 9 из них опробовали, выдали отливки моторному цеху. Моторостроители начали делать три наименования деталей. В срок закончено металлургами проектирование 5 позиций деталей из антифрикционного чугуна. Модели на четыре из них сделаны, пятая должна быть закончена до 25 ноября. 13 наименований новых деталей будут изготовляться методом точного литья. Почти все они, кроме вилки включения, спроектированы, сданы в заказ. Освоение задерживается из-за отсутствия пресс-форм. До 25 октября руководители инструментально-штампового производства не могли решить, какой же участок должен заниматься изготовлением пресс-форм. Время упущено, на сегодня готовы только 3 пресс-формы. Лучше обстоит дело с оснащением деталей кузнечного цеха. Из 31 штампа 11 изготовлены, в ноябре будут выданы и остальные. Главному металлургу тов. Парфенову, начальнику модельного цеха тов. Козлову следует принять самые неотложные меры, чтобы в ноябре выдать всю металлическую оснастку, кроме блока и картера маховика, которые должны сдать в наладку в декабре. В соответствии утвержденного графика проектирование и сдача в заказ оснастки по металлообрабатывающим цехам должны быть закончены 17 ноября. Работники отдела главного технолога в основном успешно справились с поставленной задачей. На 13-е ноября ими было сдано в заказ 568 приспособлений, 161 позиция режущего инструмента, 165 — вспомогательного, 484 позиции мерительного инструмента, 128 холодных штампов. В ноябре исключительно напряженно предстоит поработать коллективу инструментально-штампового производства, выдать основную массу первоочередной оснастки, закончить изготовление всех пресс-форм. В решении этой задачи ему должны помочь сталелитейщики, обеспечить их литьем. Большой объем работ по подготовке нового производства должен выполнить коллектив ремонтно-механического цеха. Необходимо до 1-го декабря модернизировать 20 единиц оборудования. Надо сказать, что ремонтники недостаточно еще уделяют внимания этому делу. Они не сдали еще ни одной единицы оборудования. Если и дальше ремонтно-механический цех будет вести эту работу такими же темпами, то сроки модернизации будут сорваны. Анализируя кратко ход подготовки нового производства, хочется сказать, что некоторые руководители отделов, цехов допускают непростительную беспечность, медлительность в этом важном деле, не мобилизуют свои коллективы на изыскание возможностей для быстрейшего выполнения спущенных заказов. Освоение нового двигателя явится для коллектива завода крупным шагом вперед, по пути технического прогресса. Дело чести каждого тракторостроителя внести свой вклад в решение этой задачи» («Тракторостроитель», 15 ноября 1958).
«Внимание экспериментальному участку Своевременный выпуск первой д партии двигателей с воздушным охлаждением в немалой степени зависит сейчас от экспериментального участка, который создан при отделе главного металлурга. Достаточно сказать, что мы должны выдать для нового двигателя 18 наименований алюминиевых отливок, 3 из спецчугуна и одну из жароупорной стали. Задача очень серьезная еще и потому, что многие детали отливаются по сложной технологии. Но несмотря на это, наш участок до последнего времени не может развернуть работу так, чтобы успешно справиться с поставленными задачами. Мы располагаем лишь одной установкой ТВЧ, которая выдает в час 20 килограммов алюминия или 50 килограммов чугуна. Это крайне мало. Для выполнения всего объема работ необходимо пустить в эксплуатацию печь ПК-90 для плавки алюминия и 3 электротигля для доводки алюминиевых сплавов. Монтаж этих установок цех нестандартного оборудования ведет уже более трех месяцев, но когда он будет закончен, сказать трудно. Кроме того, монтажники должны позаботиться о том, чтобы быстрее пустить термопечь. «Узким» местом является также производство корок для отливок цилиндров, предкамер и седел клапана. Имеется лишь одна печь, а их необходимо, по крайней мере, три, так как в них ведется также изготовление песчаных стержней для алюминиевых отливок. Кстати, мы до сих пор отливаем их по деревянной оснастке, поэтому трудно добиться хороших результатов. Серьезный счет предъявляем и к отделу главного энергетика. Помещение нашего участка постоянно сильно загазовано, что ведет к массовому браку алюминиевого литья, так как расплавленный алюминий поглощает газы. Несмотря на то, что чертежи вентиляции разработаны еще в июле, к ее монтажу не приступали. Все эти трудности в работе экспериментального участка нужно оперативно устранить, ведь начало сборки новых двигателей уже не за горами и медлить с выдачей литья нельзя. Д. БАКАНОВА, инженер-технолог экспериментального участка отдела главного металлурга» («Тракторостроитель», 11 декабря 1958).
26 января 1959 г. собраны первые двигатели Д-30 в моторном цехе.
В 1959—1960 годах проводились Государственные испытания двигателей Д-30, одновременно на тракторах Т-30 Липецкого и Т-28Х Владимирского тракторных заводов. 14 ноября 1959 г. начата сборка первого трактора Т-28М (четырехколёсный заднеприводный) с дизелем воздушного охлаждения Д-30.
В мае 1960 г. ЦК КПСС и Совет Министров СССР приняли постановление о специализации ВТЗ на выпуске двигателей воздушного охлаждения.
В августе 1960 г. ЛТЗ отказался от двигателей Д-30. Маломощен, не экономичен и ненадежен в эксплуатации. Необходим двигатель мощностью 35-40 л.с.
Трактор Т-28М с двигателем Д-30. Трактор Т-28М с двигателем Д-30 на конвейере
После успешного окончания государственных испытаний хлопководческий трактор Т-28Х с двигателем Д-30 в 1960 году был поставлен на производство на Владимирском тракторном заводе. Всего было выпущено таких тракторов 24500 штук. Тракторы Т-28М, Т-28Х и Т-28П с двигателями Д-30 ВТЗ начал выпускать с 3 квартала 1960 г. 14 декабря 1960 г. – двигатель Д-30 утвержден к массовому выпуску.
В 1961 г. выдан на подготовку производства двигатель Д-37В на трактор хлопковой модификации Т-28Х взамен Д-30. В январе 1962 г. в экспериментальном цехе собраны двигатели Д-37В (35 л.с.) для тракторов Т-28Х2.
В 1961 г. конструкторы отдела главного конструктора в короткий срок спроектировали двигатель воздушного охлаждения мощностью в 40 — 45 лошадиных сил марки Д-37М.
Модернизированный токарно-копировальный станок. Владимирский тракторный завод. 1959 г.
Из Воспоминаний Владимира Сахарова: - В 1959 г. ТОМАП снова выделили в самостоятельное подразделение. Это стало необходимо в связи с большим объёмом проектных работ по механизации в моторосборочном корпусе. Начальником ОМАП был назначен Любодеев, замом стал Докиль, а Раиса Ивановна Зубарева стала начальником бюро грузоподъёмного оборудования. Через год Любодеев двинули на повышение директором завода в Иваново на завод автокранов, и начальником ОМАП стал Иван Саввич Докиль. Когда построили цех нестандартного оборудования, нас перевели в это здание. Иван Саввич Докиль. работал руководителем ОМАП до пенсии в 1979 г. (ушел после конфликта с Гришиным). Зубарева Раиса Ивановна работала нач. бюро до своей смерти в 1980 г. Одной из первых серьезных работ этого коллектива будет сборочный конвейер в новом моторосборочном цехе.
Моторосборочный конвейер
В автоматном цехе запущена автоматическая линия корпуса крышки механизма переключения.
Закончен монтаж оборудования на участке коркового литья в Литейном цехе №1.
Гаврилов Михаил Валерьянович
В 1959 г. Гаврилов Михаил Валерьянович назначен заместителем начальника ОТК по металлургическому производству.
«ВЛАДИМИР. 12 декабря. Коллектив Владимирского тракторного завода имени Жданова на четыре дня раньше срока, указанного в социалистическом обязательстве, выполнил годовой план. Конструкторами завода созданы три новые модели универсального пропашного трактора. В эти дни с конвейера сошли первые тракторы Т-28 «М». Ко дню открытия Пленума ЦК КПСС труженики завода дадут сельскому хозяйству десятки таких тракторов» («ВК», 15 декабря 1959).
В мае 1960 г. ЦК КПСС и Совет Министров СССР приняли постановление о специализации ВТЗ на выпуске двигателей воздушного охлаждения.
1959 год, трактор ЛТЗ Т-30 с двигателем Д-30 производства ВТЗ.
В августе 1960 г. ЛТЗ отказался от двигателей Д-30. Маломощен, не экономичен и ненадежен в эксплуатации. Необходим двигатель мощностью 35-40 л.с.
На Липецком тракторном заводе под руководством главного конструктора Б.Е. Архангельского, заместителя конструктора А.С. Балаева, начальника бюро Л.Я. Бекрицкого, конструкторами А.Н. Садовым, И.И. Самохиным, Г.А. Степаненко, И.И. Лурье и другими разрабатывается конструкция двигателя Д-42 мощностью 40 л. с., главной особенностью которого было применение объемно-пленочного смесеобразования, обеспечившее двигателю высокие экономические показатели.
С Липецкого тракторного завода на ВТЗ передана техническая документация на дизель с воздушным охлаждением Д-42 с непосредственным впрыском топлива. Одновременно в ОГК переведены из Липецка конструкторы разработчики двигателя Д-42 Л.Я. Бекрицкий, Б.В. Ильин, В.С. Дермишков, Н.А. Владимиров и А.Н. Салов. Двигатель Д-42 – 4-х цилиндровый бескомпрессорный дизель с воздушным охлаждением мощностью 45 л.с. при 1600 об/мин и удельным расходом топлива 180 г/л.с. Двигатель Д-42 предназначен для использования на Липецком гусеничном садово-виноградном тракторе «Липецк Т-40А».
Бекрицкий Л.Я. – зам. гл. конструктора ВТЗ
Возводится пристройка к Литейному цеху №1.
Заканчивается строительство 1-й очереди механосборочного корпуса. Готовы два пролета. Здесь планируется разместить участок экспортных тракторов, участки сборки, окраски и испытания двигателей.
В 1960 году Государственный план по валовой продукции выполнен на 100,3 процента, по товарной — на 99,6 процента, по производительности труда — на 96,9 процента. Себестоимость составила 102,7 процента.
Многие пункты колдоговора не выполнены. Так, обязательство по выпуску двух тысяч сверхплановых тракторов и снижению брака на 25 процентов осталось на бумаге. Потери от брака возросли до восьми миллионов рублей. Не внедрен в производство трактор с передним ведущим мостом Т-28П. Сорвано строительство насосной станции и водовода с реки Содышки. Главный металлург Парфенов, главный энергетик Бухман, заместитель директора Малышев, начальник литейного цеха № 1 Елшин не обеспечили выполнение мероприятий по охране труда в литейном цехе № 1. 16 мероприятий из 51 не увидели света. 47 мероприятий из оргтехплана также не внедрены.