Главная
Регистрация
Вход
Воскресенье
22.06.2025
05:38
Приветствую Вас Гость | RSS


ЛЮБОВЬ БЕЗУСЛОВНАЯ

ПРАВОСЛАВИЕ

Меню

Категории раздела
Святые [142]
Русь [12]
Метаистория [7]
Владимир [1635]
Суздаль [478]
Русколания [10]
Киев [15]
Пирамиды [3]
Ведизм [33]
Муром [496]
Музеи Владимирской области [64]
Монастыри [7]
Судогда [16]
Собинка [145]
Юрьев [249]
Судогодский район [118]
Москва [42]
Петушки [170]
Гусь [205]
Вязники [356]
Камешково [275]
Ковров [434]
Гороховец [131]
Александров [303]
Переславль [117]
Кольчугино [99]
История [39]
Киржач [96]
Шуя [111]
Религия [6]
Иваново [66]
Селиваново [46]
Гаврилов Пасад [10]
Меленки [125]
Писатели и поэты [193]
Промышленность [206]
Учебные заведения [176]
Владимирская губерния [58]
Революция 1917 [50]
Новгород [4]
Лимурия [1]
Сельское хозяйство [79]
Медицина [66]
Муромские поэты [6]
художники [73]
Лесное хозяйство [17]
Владимирская энциклопедия [2425]
архитекторы [30]
краеведение [74]
Отечественная война [276]
архив [8]
обряды [21]
История Земли [14]
Тюрьма [26]
Жертвы политических репрессий [38]
Воины-интернационалисты [14]
спорт [39]
Оргтруд [193]
Боголюбово [42]
ВТЗ [105]
Володарка [3]

Статистика

Онлайн всего: 5
Гостей: 5
Пользователей: 0

 Каталог статей 
-->
Главная » Статьи » История » ВТЗ

Двигатель ВТЗ Д-37М

Владимирский Тракторный завод имени А.А. Жданова
Двигатель Д-37М

Назад »»» Владимирский Тракторный завод имени А.А. Жданова в августе-декабре 1961 года

Двигатели Д-37/Д-37А/ Д-37К/Д-37В/ Д-37М

Возросшие к 1960 году требования к проведению сельско-хозяйственных работ на повышенных скоростях обусловили необходимость увеличения энергонасыщенности тракторов Т-30 Липецкого и Т-28Х Владимирского тракторных заводов. Учитывая это, отделом главного конструктора ВТЗ, с участием ЛТЗ и HATИ, на основе приобретенного опыта по разработке двигателей ДВ-24, а, ДВ-30, Д-30, Д-42 и других, с воздушным охлаждением, была спроектирована базовая модель семейства — четырехцилиндровый, четырехтактный дизель воздушного охлаждения Д-37, с неразделенной камерой сгорания, мощностью 40 л. с. для тракторов малой и средней мощности.


Группа инженеров-конструкторов ВТЗ, создавших тракторный двигатель Д-37

«Отлично поработали
В дни соревнования за достойную встречу Пленума ЦК КПСС экспериментальщики закончили сборку двух опытных двигателей Д-37, которые после доводки и обкатки поставили на тракторы Т-28М с измененными муфтой сцепления и кабиной, подрессоренным передним мостом. 7 января машины были отправлены на государственные испытания в Закавказскую машинно-испытательную станцию.
В канун нового года коллектив цеха рапортовал об изготовлении шести опытных двухцилиндровых двигателей с воздушным охлаждением. После испытаний моторы отправят Харьковскому тракторному заводу, где они будут проходить государственные испытания. Если эти двигатели получат признание, мы начнем их серийный выпуск для Харьковского тракторного завода.
Кроме того, экспериментальщики собрали два опытных четырехцилиндровых двигателя с воздушным охлаждением с непосредственным впрыском топлива.
Над созданием опытных двигателей хорошо работали расточник Савельев, токари Дмитриев, Калинцев, слесарь Грибков, слесари-сборщики А.В. Сергеев, В.В. Сергеев, Баранов, Епифанов, жестянщики Танаев, Груздев.
Сейчас экспериментальщики заняты изготовлением деталей и сборкой двигателей Д-37А.
Оснащают двигатель Д-37
Коллектив конструкторского бюро отдела главного металлурга, возглавляемый тов. Рыжковым, заканчивает проектирование оснастки на чугунные и стальные детали двигателя с воздушным охлаждением Д-37. Десять деталей уже оснащены.
В ближайшее время конструкторы Власов и Прозоровский сдадут модельщикам все чертежи картера двигателя Д-37.
Т. ЛОГИНОВА» («Тракторостроитель», 12 января 1961).
«В эти знаменательные дни начаты лабораторные испытания двигателя Д-37А. Ведутся работы по доводке двигателя Д-37К» («Тракторостроитель», 17 января 1961).
«Проходит государственные испытания двигатель Д-37. Конструкторам и технологам завода предложено проработать вопрос о замене в нем диаметра цилиндра со 100 на 105 мм. Тракторостроителям нужно в короткий срок провести подготовку производства и в мае, июне выпустить первую партию этих двигателей» («Тракторостроитель», 31 января 1961).


Слесари экспериментального цеха А. Епифанов и А. Сергеев за сборкой двигателя с воздушным охлаждением.

В феврале 1961 г. было принято решение правительства о постановке на производство двигателя мощностью не менее 40 л. с., с диаметром цилиндра 105 мм, неразделенной камерой сгорания взамен находившегося на подготовке двигателя Д-37 с диаметром цилиндра 100 мм.
Владимирский и Липецкий тракторные заводы совместно НАТИ должны были отработать техническую документацию на двигатель мощностью 40 л. с., и до первого апреля передать ее на подготовку производства.
Сознавая важность поставленной задачи, конструкторы отдела главного конструктора досрочно, к первому марта, разработали все рабочие чертежи двигателя, заложив в него прогрессивные элементы и положительные факторы двигателей Д-42 и Д-37.
В целях проверки принятых конструктивных решений, завод к 26 апреля изготовил и собрал три контрольных образца двигателей мощностью 40 л. с., один из них был предназначен для контрольных 800-часовых испытаний, другой — для доводки рабочего процесса и третий — для отработки систем двигателя.
В процессе испытаний были выявлены серьезные дефекты, например, излом крышек коренных подшипников, ненадежная работа топливной системы, плохая смазка клапанного механизма, течь масляного радиатора. По ним были приняты конструктивные меры, например, запас прочности крышек коренных подшипников был увеличен.


Дизельный двигатель Д-30 с воздушным охлаждением. Издание Центрального бюро технической информации Владимирского совнархоза.

В 1961 г. двигатель Д-37 не принят к производству в Липецке. Для ЛТЗ необходим более мощный двигатель.
Под руководством заместителя главного конструктора Л.Я. Бекрицкого конструкция Д-30 была переработана, и поставлена на производство под обозначение Д-37М. Двигатель получился легким, надежным, экономичным, с хорошим резервом для модернизации, приспособленным к суровым климатическим условиям Советского Союза.


Двигатель Д-37М. Мощность - 40 л.с. Диаметр цилиндра - 105 мм. Ход поршня – 120. Число оборотов – 1600 об/мин. Вес – 380 кг. Рабочий объем - 4,16 л.

«Высокоэкономичный двигатель Д-37М
Л.Я. БЕКРИЦКИЙ, заместитель главного конструктора завода

Для нового подъема сельского хозяйства страны нужны более совершенные машины. Последние годы в Советском Союзе интенсивно проводятся работы по повышению скоростей движения машино-тракторных агрегатов. Использование скоростных тракторов не только повышает производительность труда в сельском хозяйстве, но и обеспечивает хорошее качество пахоты. Поверхность пашни делается более ровной, хорошо крошится почва, лучше подрезаются сорные растения.
На таких тракторах надо применять более мощные двигатели. Министерство сельского хозяйства поставило перед коллективом нашего предприятия задачу: увеличить мощности двигателя, устанавливаемого на колесный трактор Т-35 Липецкого тракторного завода, с 30 л. с. до 40 л. с.
Конструкторы отдела главного конструктора в короткий срок спроектировали двигатель воздушного охлаждения мощностью в 40 — 45 л. с. марки Д-37М. Диаметр цилиндра двигателя принят 105 мм. Полусферическая камера сгорания, расположенная в днище поршня, трехдырчатый распылитель и высокое давление распыла топлива, достигающее 180 — 200 атмосфер, дали возможность получить высокоэкономичный дизель с удельным минимальным расходом топлива в 175 граммов на л. с. в час, то есть на 20 граммов ниже, чем у двигателя Д-30.
У двигателя Д-37М улучшена система очистки масла, с этой целью введена реактивная полнопоточная центрифуга. Установлен эффективный масляный радиатор. Уделено должное внимание очистке топлива. Кроме улучшения конструкции топливного фильтра тонкой очистки, введен дополнительно щелевой фильтр грубой очистки топлива и индивидуальные фильтры, вмонтированные в каждую форсунку.
Применены жалюзи для регулирования теплового состояния двигателя. Генератор будет иметь внешний обдув. Осуществлен и ряд других конструктивных улучшений.
Владимирский совнархоз установил срок выпуска чертежей двигателя Д-37М — 1 марта 1961 года. Сознавая важность этой работы, коллектив отдела взял обязательство спроектировать и выпустить чертежи двигателя раньше намеченного срока. Конструкторам моторного бюро нового проектирования, возглавляемого тов. Ерохиным, пришли на помощь товарищи из других конструкторских бюро. Все работали с большим творческим вдохновением, особенно отличились конструкторы Е.П. Качаева, А.Н. Гордеева, Л.Н. Зорин, А.Н. Салов. Взятое обязательство выполнено с честью, чертежи в основной своей массе выпущены к 15 февраля и переданы в подготовку производства.
В настоящее время конструкторы моторного бюро нового проектирования занимаются уточнением чертежей по замечаниям технологов и металлургов, участвуют в испытаниях отдельных агрегатов двигателя. К 1 мая должны быть изготовлены контрольные образцы двигателя Д-37М. В выполнении этого задания экспериментальщикам должны помочь коллективы заготовительных цехов. Надо без промедления подавать в экспериментальный цех поковки и отливки на Д-37М. Поставлена задача — к 1 июля закончить испытания образцов новых двигателей и начать их серийный выпуск.
Сейчас коллектив отдела главного конструктора начинает проектные работы по созданию двухцилиндрового дизеля для самоходного шасси колесного и гусеничного тракторов малой мощности 0,6 тонны тяги для Харьковского тракторного завода. Все чертежи мы обязаны выпустить во втором квартале сего года, а в третьем квартале изготовить опытные образцы этих двигателей» («Тракторостроитель», 10 марта 1961).
«Опытные образцы — в срок
С вдохновением трудятся дни предмайской вахты экспериментальщики. Перед коллективом цеха поставлена важная задача — к 1 Мая изготовить опытные образцы двигателей Д-37М и передать их на заводские контрольные испытания.
Три новых двигателя собраны на пять дней раньше срока. Рабочие механического участка, возглавляемые мастерами тт. Алешиным и Сахаровым, очень серьезно отнеслись к выполнению задания, детали на сборку подавали раньше срока. Коллектив смены мастера Алешина быстро и качественно обработал такие корпусные детали, как блок, шатун. Горячее участие в изготовлении опытных образцов двигателя Д-37М приняли моторостроители. Они делали частичную обработку блоков.
Получив своевременно необходимые детали, наши сборники, не теряя времени, энергично взялись за сборку опытных образцов. Особенно старательно на сборке первых трех двигателей работали тт. Сергеев, Смирнов, Баринов, Черноусов, Кузнецов. Эти двигатели они должны были сдать к 25 апреля, а выдали 20. Рабочие горят желанием досрочно закончить сборку оставшихся двух двигателей Д-37М. Подвели литейщики, не выдали отливку блока на последний двигатель.
Чтобы мы могли в срок собрать и отправить на испытания еще два двигателя Д-37М, рабочие механического участка должны сегодня закончить обработку и сдать на сборку все детали на эти двигатели.
И. НИКОЛАЕВ, мастер экспериментального цеха» («Тракторостроитель», 25 апреля 1961).
«С вдохновением!
С небывалым трудовым подъемом работает в дни предпраздничной вахты коллектив участка холодных штампов ИШП. Штамповики дали слово в апреле закончить изготовление всех холодных штампов на детали двигателя Д-37М, кроме кожуха вентилятора.
Их слова не расходятся с делом. Изготовлено около шестидесяти холодных штампов на Д-37М. На выполнении этого задания отличилась бригада слесарей, руководимая коммунистом Боковым.
Рабочие участка горячих штампов заняты изготовлением новой оснастки для кузнечного цеха. К празднику сделано 4 горячих штампа» («Тракторостроитель», 25 апреля 1961).
«Усилить темпы подготовки нового производства
БЕСЕДА С ЗАМЕСТИТЕЛЕМ ГЛАВНОГО ИНЖЕНЕРА И.Ф. ЛИТВАКОВСКИМ

В июле коллектив завода должен начать выпуск двигателей с воздушным охлаждением Д-37М мощностью 40 л. с. В течение мая и июня необходимо закончить подготовку нового производства, опробовать оснастку, модернизированные станки, создать заделы по отдельным деталям.
Проверка показывает, что работы пока ведутся крайне медленными темпами. На 4-е мая из 18 моделей изготовлено 15, из 424 рабочих приспособлений сделано 201. Более 50 процентов не выполнено заказов по изготовлению режущего и вспомогательного инструмента. Пять деталей предстоит оснастить кокилями, шесть — пресс-формами. Не сделано ни одного кокиля и ни одной пресс-формы. Не справились со своими задачами штамповики. Они обещали в апреле закончить изготовление всех холодных штампов. Их слова разошлись с делом. 14 холодных и 8 кузнечных штампов еще не готовы.
Инструментальщиков сдерживает коллектив литейного цеха № 2. Сталелитейщики медлят с выдачей литья для изготовления оснастки, кокилей и узлов для модернизации станков. Так, например, на 4 мая они должны были выдать для изготовления кокилей 27 отливок, а выдали — шесть. Срыв графика выдачи литья ставит в тяжелое положение инструментальщиков, ведь к 15 июня они обязаны закончить изготовление кокилей и всей оснастки для механообрабатывающих цехов.
Но надо бросить упрек и коллективу инструментально-штампового производства. Он работает пока с недостаточным напряжением над оснащением новых деталей. На участках не организован показ хода изготовления оснастки, обеспечения литьем. У мастеров нет конкретных рабочих графитов. Не только мастер, но и каждый рабочий обязан знать, какой объем работ он должен выполнить за оставшиеся полтора месяца.
По литейному производству имеется ряд полностью оснащенных деталей, например, картер двигателя, крышка подшипника, кронштейн фильтра, цилиндр и другие. В течение мая литейщикам надо провести их опробование, сделать доводку, а в июне создать задел отливок на двигатели Д-37М.
Коллективу ТОМАП и РМЦ предстоит выполнить большой объем работ по проектированию и изготовлению модернизированных станков. К 15 июня ремонтники обязаны изготовить узлы для модернизации оборудования.

$IMAGE2$
Слева направо слесари-сборщики Баранов, Сергеев и Черноусов за сборкой опытного образца двигателя Д-37М.

Перед коллективом экспериментального цеха была поставлена задача — изготовить к Первому мая опытные образцы двигателей Д-37М. Экспериментальщики справились с ней успешно, собрали 5 двигателей» («Тракторостроитель», 9 мая 1961).
«Не в ладу со сроками
В июле коллектив завода должен начать выпуск двигателей с воздушным охлаждением Д-37М. Разработаны графики проектирования и изготовления оснастки, инструмента, опробования деталей, модернизации оборудования.
Как же исполнители выполняют эти графики, как на заводе идет подготовка нового производства? Проверка показывает, что графики срываются, сроки не выдерживаются, а руководящие работники мало об этом тревожатся. Коллектив модельного цеха обязан был изготовить для литейного цеха № 1 тринадцать моделей, а сделал 11. На две детали конструкторы ОГК не обеспечили чертежами.
Плохо готовится к переходу на выпуск двигателей Д-37М коллектив литейного цеха № 1. До сих пор из 11 моделей ими ни одна не опробована, не отлажена. А ведь можно бы уже по ним создавать заделы деталей.
Не могут удовлетворить тракторостроителей темпы изготовления оснастки. Из 12 горячих штампов штамповики изготовили 4. За первую декаду они не сдали ни одного штампа. Рабочих приспособлений пока изготовлена лишь половина, почти столько же режущего, мерительного инструмента.
Руководителям ИШП тт. Хромову и Никитину надо принять энергичные меры к своевременному выполнению спущенных графиков.
Не все благополучно и с модернизацией оборудования. Конструкторы бюро модернизации ТОМАП в срок закончили проектирование 18 станков, подлежащих модернизации в первую очередь. Некоторые проекты сданы еще в марте. Однако работники отдела главного механика и начальник РМЦ Крылов не торопятся с их осуществлением. До сих пор ни один станок не модернизирован» («Тракторостроитель», 16 мая 1961).
«В июле начать выпуск двигателей Д-37М в новом корпусе
В июне с. г., заявил тов. Гришин, должен быть введен в строй новый моторный корпус, который является жизненно-необходимым для завода, он определяет создание мощностей по производству двигателей.
Завод обязан, начиная с июля этого года, начать производство двигателей мощностью 40 — 45 лошадиных сил для Липецкого тракторного завода. Металлообработку, сборку и испытание возможно организовать только в новом моторном корпусе. Других площадей у нас нет.
Коллектив завода проделал огромную работу по созданию нового, более мощного и экономичного дизельного двигателя Д-37М. В феврале были разработаны рабочие чертежи двигателя, досрочно изготовлены опытные образцы, которые сейчас проходят заводские испытания. Закончена разработка и оснащение технологических процессов, в мае и июне будет закончена подготовка производства. Мы проводим модернизацию действующего оборудования и получаем новые станки, которые пока лежат на складах в ожидании производственных площадей» («Тракторостроитель», 19 мая 1961).
«ПРОТИВ МЕДЛИТЕЛЬНОСТИ
Для того, чтобы моторостроители могли в июле начать переход на выпуск двигателей Д-37М, им прежде всего нужна оснастка. По графику к 20 мая должно быть изготовлено 64 рабочих приспособления на семь первоочередных деталей. Инструментальщики не справились с этой задачей, сделали лишь 20 приспособлений. Срыв графика по рабочим приспособлениям они объясняют тем, что все силы бросили на изготовление кокилей. Но и в выполнении этого задания не добились успеха. Через неделю три кокиля надо собрать и сдать в наладку, а к ним еще многие детали не готовы.
Задача инструментальщиков: до конца месяца закончить оснащение первоочередных семи деталей и форсировать изготовление горячих штампов. Начальник штампового участка тов. Хромов заверял администрацию завода, что к 15 мая все 12 горячих штампов будут сделаны, но на 20 мая были готовы лишь четыре штампа.
На совещании у главного металлурга Парфенова было принято решение — на прошлой неделе в литейных цехах провести опробование и разметку имеющейся модельной оснастки. Намечены конкретные сроки, в какой день и накую модель опробовать. Однако начальники литейных цехов Елшин и Казенных не выполнили распоряжение главного металлурга, сорвали сроки опробования оснастки. А Парфенов оставил это без внимания. Коллектив сектора подготовки отдела главного металлурга плохо ведет контроль за ходом подготовки производства к выпуску двигателей Д-37М, мало предъявляет требовательности к исполнителям» («Тракторостроитель», 23 мая 1961).
В июне завод должен закончить сборку 6 двигателей Д-37М и к 10 июля — 12 двигателей Д-21М.
«Наша задача — выпустить в этом месяце партию двигателей Д-37М
По плану коллектив нашего завода в третьем квартале должен начать поставку липчанам двигателей Д-37М. Первые две декады июня необходимо использовать для отладки технологических процессов новых деталей, а в третьей декаде начать сборку и выпустить партию двигателей. В течение этой и будущей недели заготовительный и литейные цехи обязаны подать заготовки в механические цехи.
Не вполне подготовлен к переходу на выпуск новых двигателей литейный цех № 2. На тройники и переключатель сталелитейщики не получили еще пресс- формы. Исполняющий обязанности начальника инструментально-штампового производства тов. Григорьев обещал к 5 июня выдать пресс-форму на переключатель, а потом назначил другой срок.
Несколько алюминиевых отливок завод будет получать по кооперации от сталинградцев. Они смогут своевременно начать их поставку, если наш коллектив в срок изготовит и отправит им кокили. Положение с кокилями тревожное, особенно на головку цилиндров. Это самый сложный кокиль. Начальник участка приспособлений ИШП Цветков обещал его сделать к 15 июня. Этот срок под угрозой срыва, много деталей не готово, сборка не начата. По вине инструментальщиков задерживают окончание сборки двух кокилей модельщики. Они до сих пор не имеют цилиндры для кокилей. Главный инженер завода серьезно предупредил Григорьева и наказал Цветкова за срыв задания по кокилям. К 15 июня кокили должны быть сделаны.
Кузнецы и заготовители начали подавать заготовки в механические цехи. Но на некоторые детали, например, коленвал, нет металла. Работники отдела снабжения слабо занимаются подготовкой производства к выпуску новых двигателей, мало заботятся об изыскании необходимого металла.
Серьезные недоработки имеет и коллектив отдела смежных производств. Через две недели надо начинать выпуск новых двигателей, а на ряд деталей до сих пор еще не заключены договоры с поставщиками. Смежники ждут, когда конструкторы согласуют техдокументацию, а время идет. Главный инженер тов. Романов недостаточно предъявляет требовательности к смежникам и конструкторам.
Как подготовлены к началу выпуска новых двигателей механические цехи?
Обработку отдельных деталей моторостроители будут вынуждены первое время вести универсально, так как не хватает спец-станков, инструментальщики не изготовили необходимую оснастку. На головку цилиндра не выдано 29 приспособлений, на поршень — 23, на шатун — 11. Автоматчики не получили от ИШП кондуктора, патроны, лерки, приспособления, без которых нельзя начинать выпуск деталей. Не сделаны сварочные приспособления прессовщикам.
Такие темпы не могут удовлетворить коллектив завода.
Плохо занимаются подготовкой нового производства ремонтно-механический цех, ЦНОМА и ТОМАП. РМЦ из 8 станков модернизировал лишь один, а новый притирочный станок обещает сделать... через три месяца. Вся эта важная работа пущена на самотек, графиков нет.
Сборка двигателей Д-37М будет производиться в новом корпусе. Нестандартники не сделали еще конвейер сборки, и если работа будет вестись такими же темпами, то они не смогут его опробовать и до конца месяца. Этого допустить нельзя. 16 — 17 июня конвейер должен быть опробован, к этому следует приложить максимум усилий всему коллективу цеха. К 15 июля нестандартники обязаны смонтировать моечно-сушильный агрегат в новом корпусе, установить монорельсы, стеллажи и другие средства механизации» («Тракторостроитель», 9 июня 1961).
«В лабораториях отдела главного конструктора проводятся испытания двигателя Д-37М.
В июле соберем партию двигателей Д-37М
Вот и пришло время, когда коллектив тракторостроителей должен начать выпуск двигателей Д-37М. В июле мы обязаны собрать партию моторов, более совершенных по своей конструкции.
Липецкий тракторный завод в июне прекращает производство прежней своей продукции и переходит на выпуск тракторов с двигателем Д-37М. Стало быть, выполнение программы у липчан зависит от поставки двигателей Д-37М, то есть от нас. Отсюда нельзя не понимать, насколько важно не подвести липчан, да и себя.
Начало выпуска двигателей Д-37М — важное событие в жизни коллектива. Готовы ли мы к этому шагу? В июне цехи должны были опробовать и отладить технологические процессы, изготовить пробные партии деталей на Д-37М. С этой задачей цехи не справились. Литейный цех № 1 не выдал механообрабатывающим цехам заготовки на три детали из девяти — на бугель, кронштейн фильтра и шкив генератора. На бугель и кронштейн фильтра заготовки следовало получить по деревянной оснастке и передать их цехам еще до 20 июня. Литейщики не сделали этого. Отдел главного металлурга лишь в конце этого месяца закончил проектирование металлической оснастки на измененный бугель. Потребуется немало времени, чтобы изготовить модели.
Не готово производство к выпуску деталей Д-37М в литейном цехе № 2. Здесь до последнего времени отсутствовали пресс-формы на угольники и переключатель.
Из-за отсутствия металла кузнечный цех не смог своевременно отштамповать клапаны. По той же причине заготовительный цех не выдал прессовому цеху шайбы, моторному — оси коромысла.
Плохи дела у моторостроителей. Из 15 наименований деталей и 10 узлов на 27 июня лишь отдельные детали были обработаны. Такое критическое положение создалось в результате того, что цех не был обеспечен оснасткой на большинство деталей.
Неудовлетворительно проходит подготовка нового производства в прессовом цехе. Здесь большая номенклатура: 53 наименования деталей и 20 узлов. Освоение их проходит плохо. Мастера под разными предлогами откладывают решение этой задачи, а руководители цеха слабо с них спрашивают» («Тракторостроитель», 30 июня 1961).
«Подготовке нового производства — ударные темпы
Внедрение в производство более совершенного и экономичного двигателя Д-37М – одна из главнейших задач, стоящих перед владимирскими тракторостроителями. По плану в августе завод должен выпустить для Липецкого тракторного завода первую партию моторов Д-37М. В сентябре задание по производству новой продукции увеличено в пять раз.
Готов ли коллектив к решению такой задачи? 14 и 15 июля на заводе проходило партийное собрание специально с вопросом о ходе подготовки производства к выпуску двигателей новой марки. Докладчик - главный инженер завода тов. Романов, выступившие в прениях коммунисты вскрыли серьезные недостатки. Освоение производства проходит неудовлетворительно, и это может поставить под угрозу срыва выполнение государственного плана второго полугодия.
Далеко не все конструктивно доведено. Еще не закончены 800-часовые испытания. В ходе стендовых испытаний двигатель на пятьсот тридцать восьмом часу работы вышел из строя из-за поломки крышек коренных подшипников. Неудовлетворительно ведет себя топливная аппаратура, поставляемая Ногинским заводом топливной аппаратуры. Для полного выявления работоспособности двигателя после стендовых испытаний потребуется проведение полевых испытаний.
Конструктивно не решен вопрос запуска.
Не вся оснастка готова. На 12 июля инструментально- штамповым производством не было изготовлено 75 приспособлений, 13 позиций мерительного, 7 режущего, 3 вспомогательного инструмента. Из восьми наименований деталей по выплавляемым моделям оснастка сделана только на чeтыре, и те после испытания направлены обратно в ИШП на доводку. Особенно задержались с изготовлением кокиля на головку цилиндра.
Модельный цех до сего времени не выдал литейному цеху №1 два комплекта деталей на бугель.
Для производства двигателей Д-37М необходимо было модернизировать семь первоочередных станков, не готовы больше половины. На них инструментально-шамповое производство из одиннадцати приспособлений выдало только два. Главный механик тов. Свержев слабо осуществляет контроль за модернизацией оборудования, осуществляемой на других заводах.
Плохо обстоит дело с выдачей и отладкой технологии. Не выдана технология отливок в литейный цех № 2. В литейном цехе № 1 технологический процесс изготовления новых деталей полностью не отлажен, техдокументация выдана не вся, при том без просчета мощностей цеха. Цех не готов к одновременному выпуску отливок на двигатели Д-30 и Д-37М.
Главный металлург Парфенов и аппарат, руководимый им, не принимают мер к ликвидации «узких» мест, особенно на стержневом отделении, по обеспечению цехов техдокументацией.
Крайне медленно решается вопрос, связанный с получением отливок по кооперации. Первые поковки коленчатых валов, поданные из кузнечного цеха, не отвечают техническим требованиям. Однако до сего времени не подобраны профили металла, а стало быть, и не заказаны отделу материально-технического снабжения, что не может не вызывать тревоги за его дальнейшую поставку.
Намечаемый выпуск двигателей в третьем и четвертом кварталах требует увеличения мощностей кузнечного цеха. Это диктует необходимость ускорения строительства пристройки второго пролета.
Из 200 единиц оборудования, предназначенного для производства новых двигателей, выделены фонды только на 165, в том числе 100 — на второе полугодие.
График изготовления нестандартного оборудования сорван, не сделано ни одного агрегата. Главный инженер завода тов. Романов не выполнил решение заводского партийного собрания от 27 сентября 1960 года о наращивании мощностей цеха нестандартного оборудования, механизации и автоматизации.
Серьезно отстают с подготовкой производства нового двигателя механообрабатывающие цехи. В цехе шасси, например, сдерживает опробование технологических процессов отсутствие заготовок из заготовительного и второго литейного цехов. В прессовом цехе должно собираться 14 узлов. Но ни на один узел полностью нет деталей. Поэтому сборка не опробована. Виноват в этом отдел материально-технического снабжения, не обеспечивший цех оцинкованной сеткой, лентой, деталями по кооперации.
Тяжелое положение сложилось в моторном цехе. Из 14 деталей здесь освоено 11. Не решен вопрос с обеспечением заготовками головки цилиндров, бугеля и др. Нет ясности в создании поточных линий обработки коленчатого вала, шатуна.
Освоением технологии в цехах занимаются лишь технологи и технические наладчики. Мастера и рабочие к этому делу слабо привлечены. Недостаточную помощь в освоении двигателей Д-37М оказывают конструкторы и технологи. В результате ряд конструктивных и технологических вопросов длительное время остается нерешенным.
Производственно-диспетчерский отдел также вплотную не занимается производством деталей на новый двигатель.
Имеющиеся трудности в освоении нового производства усугубляются еще и тем, что строители сорвали все сроки ввода в эксплуатацию объектов в новом корпусе.
Участники собрания указывали на запущенность массово-политической работы с людьми. Партийные организации цехов и отделов слабо мобилизуют коллективы на решительное преодоление трудностей, быстрейшее внедрение нового двигателя. Плохо ими используется устная и наглядная агитации. Так, в инструментально-штамповом производстве и модельном цехе рабочие не знают, какие участки сдерживают выпуск оснастки, кто идет впереди. Не отражает хода подготовки нового производства наглядная агитация в первом литейном, моторном, кузнечном цехах, шасси.
Большой тревогой за состояние подготовки было проникнуто выступление заместителя главного инженера завода тов. Литваковского.
— Мы, — говорит он, — вступили в такую фазу подготовки, когда весь коллектив должен принимать активное участие в освоении нового двигателя, изготовлении деталей на него. Однако, судя по выступлениям коммунистов, в цехах не чувствуется решимости взять во что бы то ни стало этот рубеж. Товарищи подходят к вопросу односторонне, они ссылаются на трудности, а партийное собрание интересует вопрос, как коллективы практически решают эту ответственную задачу.
— Вот здесь выступала тов. Балычева из моторного цеха, — продолжает тов. Литваковский, — она говорила о том, что нет оборудования, оснастки. Но где конкретные предложения? Казалось бы, коллектив должен был мобилизовать все свои силы, чтобы выполнить ответственное задание. К сожалению, в цехе не чувствуется напряжения и обеспокоенности за судьбу нового двигателя. У моторостроителей имеются все условия для успешного выполнения задания.
Спад в освоении нового двигателя наблюдается и в литейном цехе № 1. Нужны ударные темпы.
Тов. Литваковский останавливается на задачах в деле перемонтажа оборудовании. В течение двух месяцев надо перемонтировать 1600 единиц оборудования. Однако отдел главного механика и РМЦ к этой работе слабо готовятся. ОТН необходимо привести в порядок дороги.
Наблюдается спячка в новом моторном корпусе. Начальник корпуса, его заместитель, механик, мастер, начальник техсектора, технолог ничего не сделали, чтобы пустить станки на механическом участке. Давно пора организовать свои службы, выходить с предложениями, готовить кадры. Ни один человек не должен оставаться равнодушным к освоению и сборке новых двигателей.
С острой критикой в адрес руководителей нового корпуса выступил и начальник цеха шасси тов. Краснов. Настала пора выпускать новые двигатели, а корпус к этому не подготовлен.
Касаясь модернизации станков на детали двигателя Д-37М, начальник ремонтно-механического цеха тов. Крылов просил Совет народного хозяйства освободить цех от внешних заказов; на период перемонтажа оборудования откомандировать на завод с других предприятий опытных монтажников.
Выступая перед коммунистами, секретарь парткома тов. Борисов заявил, что сейчас никто не должен быть равнодушным к делу внедрения нового двигателя. Внедрение Д-37М — это дело чести не только нашего коллектива, но и коллектива Липецкого тракторного завода.
Тов. Борисов говорит о том, что в эти дни партийные организации должны особенно внимательно следить за ходом подготовки производства к выпуску двигателей. Необходимо определить задачи перед коллективом каждого участка, службы, отдельного рабочего. Надо создать в цехе обстановку большого напряжения. Напряженность плюс организованность — вот что решает успех дела. Решению этой важной задачи подчинить все многообразные формы воспитательной работы с людьми. Ход подготовки широко освещать.
Успешное внедрение нового двигателя Д-37М и выпуск большой партии для липчан явится нашим лучшим трудовым подарком XXII съезду Коммунистической партии.
В прениях выступило 12 человек.
Партийное собрание приняло решение, направленное на устранение вскрытых недостатков» («Тракторостроитель», 4 июля 1961).
«ПЕРЕХОД НА ВЫПУСК НОВОГО ДВИГАТЕЛЯ Д-37М
Глебу Михайловичу Князеву в старом моторном цехе пришлось участвовать в освоении производства двигателей Д-24, Д-28 и Д-30. И вот теперь, придя в новый корпус, он опять попал на внедрение нового двигателя Д-37М. А это и освоение новых технологических процессов, и нового оборудования, и новой оснастки и обучение всех людей, вплоть до мастерского состава. И все это на плечах начальника цеха.
Ускоренному освоению нового 40-сильного двигателя Д-37М придавалось особое значение, и поэтому в цехе часто появлялся второй секретарь обкома партии Кобяков, а заведующий промышленным отделом обкома Драган был почти постоянным гостем. Наведывался и председатель Владимирского отделения Совнархоза Терехов. С неимоверной нагрузкой работали все отделы завода, а инструментальному цеху, чтобы изготовить заказанную оснастку и инструмент, не хватило бы и года.
И вот однажды в конце смены в технически сектор пришел Князев.
- Вот что, ребята! Завтра в Совнархоз нужно представить мероприятия по запуску в производство 37-го двигателя. Садитесь и пишите, чтобы к утру мероприятия были! Пока не напишите, домой не уйдете!
И засели мы за эти мероприятия. А в них нужно было перечислить и необходимое оборудование и множество необходимой оснастки и режущего инструмента. Часов, наверное, в десять вечера зашел к нам Глеб Михайлович.
- Ну что, пишите? Пишите больше, пусть читают, пока не уснут!- Это было свойственно ему.
И Совнархоз принял меры. Не прошло, наверное, двух месяцев, как в цех стали поступать и оснастка, и инструмент из Коврова и Мурома и других городов. Дело значительно ускорилось, и где-то к 63-му году завод полностью перешел на выпуск 40-сильного двигателя Д-37М».


Г.М. Князев

«По пути создания Д-37М
Чтобы проверить эффективность, изготовили четвертый двигатель Д-37М. В июне закончили 60-часовую его обкатку и приступили к 800-часовым испытаниям на надежность работы. По состоянию на 7 июля, он проработал 511 часов. Испытатели взяли на себя обязательство закончить испытания к 25 июля.
Изготовляются шесть двигателей Д-37М для эксплуатационной проверки. Однако для их укомплектования недостает отливок поршней и вентиляторов, а также форсунок с Алтайского моторного завода.
Особо следует остановиться на запуске двигателя. Работы по доводке системы пуска двигателя проводим совместно с научно-исследовательским институтом автоприборов. Туда в апреле был отправлен двигатель Д-42 — производства Липецкого тракторного завода, с четырьмя вариантами приспособлений, облегчающими холодный запуск.
Результаты испытаний, проведенных в последнее, время, показали, что эффективное улучшение запуска наблюдается при факельном подогреве всасываемого воздуха. Этот способ будет рекомендован как временный, так как он пока не обеспечивает надежного запуска двигателя при минусовых температурах.
Для обеспечения работоспособности двигателя Д-37М нeобходимо внедрить в производство генераторы с обдувом, специальные форсунки, ремни повышенной стойкости. Необходимо также значительно улучшить качество топливной аппаратуры.
Л. БЕКРИЦКИЙ, заместитель главного конструктора
Контрольные испытания
В последние годы в конструкторско-исследовательском бюро нашего отдела отработаны методика и программа контрольных испытаний тракторных двигателей. Опыт показал, что за 800 часов работы хорошо выявляются все основные дефекты и недостатки двигателей.
Испытания ведутся круглосуточно, без выходных дней и без перерывов по следующему режиму: 10 минут холостой ход, 10 минут — перегрузка до максимального крутящего момента, 3,5 часа — номинальная мощность, 10 минут — холостой ход, остановка на 1—2 минуты.
Из всех проведенных испытаний полностью режим выдержал только третий вариант двигателя Д-30 с анкерным креплением цилиндров. После окончания испытаний и экспертизы, двигатель вновь был собран и направлен в Солнечногорск на испытания в центральную машинно-испытательную станцию. Его испытания закончились. Двигатель набрал 2700 часов. Никаких существенных дефектов в нем не выявлено. Этот факт говорит о достаточной надежности стендовых контрольных испытаний.
В конце апреля лаборатория контрольных испытаний двигателей приступила к контрольным испытаниям двигателя Д-37М № 1. Проработав 538 часов, этот образец вышел из строя, — поломались крышки второго и третьего коренных подшипников. Кроме того, был выявлен ряд других дефектов (ненадежная работа топливного насоса и форсунок, излом крепления масляного радиатора и др.) Особо серьезно следует отнестись к плохой работе топливной аппаратуры, вызывающей нестабильность показателей двигателя.
В то же время обнаружено соответствие мощностных и экономических показателей двигателя его характеристике, небольшой угар масла и другие преимущества.
В результате оперативной работы конструкторов, модельщиков, литейщиков через два дня после поломки экспериментальщики начали собирать новый двигатель Д-37М № 4, в который, кроме усиления крышек подшипников, был введен ряд улучшений.
Недавно закончилась обкатка двигателя и начались испытания по режиму, которые коллектив обещает закончить к 25 июля. Старательно относятся к делу тт. Котенков, Пучков, Якунин, Зиновьев.
В заключение нужно отметить, что стендовые испытания даже при самом напряженном режиме работы не могут выявить всех дефектов двигателя, так как в них отсутствуют такие элементы, как пыль, влага, усилие от рамы трактора. Поэтому проведение полевых испытаний, даже при положительном результате стендовых испытаний обязательно.
В. ЭФРОС, начальник конструкторско-исследовательского бюро» («Тракторостроитель», 11 июля 1961).
«С конвейера не сошел ни один двигатель
1 августа в моторном корпусе началась сборка двигателей воздушного охлаждения повышенной мощности Д-37М. В этом месяце тракторостроители должны отправить липчанам партию таких двигателей.
Как же проходила сборка в первый день? Прямо скажем — неудовлетворительно. Не было коленвалов, направляющих аппаратов, отсутствовали детали шатунно-поршневой группы и др. При всем старании сборщики в этот день не выполнили график. С конвейера не сошло ни одного готового мотора.
Причина срыва графика сборки новых двигателей кроется прежде всего в том, что мастера, заместители начальников цехов по производству не прониклись чувством ответственности за выполнение этого задания. Они болеют душой лишь за план по тракторам, а новые двигатели для них — третьестепенное дело. За всю третью декаду июля литейный цех № 1 не подал ни одной отливки блока.
Кто дал право литейщикам, и прежде всего, заместителю начальника цеха по производству Елшину срывать график выдачи литья на Д-37М?
Спокойно чувствовал себя в этот день начальник цеха шасси Краснов, хотя деталей из его цеха на сборке не было. Чего тревожиться: заместитель главного инженера Литваковский встретился, а не отругал за новые детали. Вот когда отругает, тогда и меры можно спешно принимать. Есть же у нас такие руководители, которые палец о палец не стукнут, пока их кто-либо не подтолкнет, не заставит. Порочная практика, надо ее изживать.
Выполнение задания по сборке Д-37М — главная задача коллектива завода. И решением ее сейчас должны заниматься не только технологи и техналадчики, но в первую очередь производственные мастера, рабочие, работники ПРБ. До десятого августа надо подать на сборку Д-37М все детали, необходимые для выполнения плана августа. Такая возможность есть у автоматчиков, моторостроителей и коллективов других цехов. Литейному цеху № 2 надо принять меры к улучшению качества отливок направляющего аппарата, а литейщикам из цеха № 1 следует насытить моторный цех блоками на Д-37М. В ряде цехов изготовление новых деталей задерживается из-за отсутствия оснастки. Долг инструментальщиков — незамедлительно выдать оставшийся инструмент и приспособления» («Тракторостроитель», 4 августа 1961).
П.И. Гришин вспоминал, что в ту пору чуть ли не ежедневно велись на заводе ночные оперативные совещания по поводу производства двигателей. Засиживались за полночь. Выпьем весь чай, искурим весь табак.
Много было брака. На склад шли «дрова», как тогда выражались. Там уже скопилось свыше двух тысяч непригодных моторов.
«График срывается
Выпустить в августе сто двигателей Д-37М — вот самая важная, самая первостепенная задача коллектива завода. Как же справляются с ней тракторозаводцы? С начала месяца на 9 августа было ЗАЛОЖЕНО 15 ДВИГАТЕЛЕЙ, СОБРАНО 9, два из них установлены на испытательные стенды. Но испытания не начаты, потому что не отлажены стенды.
В течение прошедшей и этой недели ни разу не был выполнен суточный графин сборки двигателей Д-37М. 9 августа, например, сборщики не смогли заложить ни одного мотора из-за того, что не было деталей. Моторостроители подали 3 коленвала, ставить их было нельзя, потому что смежники не подали шатунные вкладыши второго номинала. Рабочие механического участка нового корпуса сделали 10 поршней, а вот моторный цех не изготовил поршневые пальцы.
Автоматчики и прессовщики, несмотря на критику в их адрес, продолжают срывать подачу деталей на сборку, даже тех, которые хорошо отлажены.
Коллектив литейного цеха № 2, заместитель начальника цеха по технической части тов. Пышник недостаточно работают над освоением алюминиевых отливок. Литье на направляющий аппарат, головку цилиндра, ротор вентилятора поступает некачественное, с дефектами» («Тракторостроитель», 11 августа 1961).
«САМАЯ ГЛАВНАЯ НАША ЗАДАЧА
С первых дней прошлого месяца в новом корпусе началась сборка двигателей Д-37М повышенной мощности для Липецкого тракторного завода. В августе по плану тракторозаводцы должны были собрать сто таких двигателей. Коллектив не справился с этим заданием. На утро 30 августа было заложено 46 двигателей, собрано некомплектных 33. Ни одного годного мотора не получили еще от нас липчане.
Руководители цехов, начальники смен и мастера не поняли, что сейчас для них нет более важной задачи, как обеспечение сборочного участка необходимыми деталями на двигатели Д-37М. Работники планово-распределительного бюро нового корпуса ежедневно выдают руководителям цехов или их заместителям списки дефицитных деталей. Начальник автоматного цеха Круглов и его заместитель Миронов вместо того, чтобы тут же принять меры к ликвидации дефицита, отделываются обещаниями: «Не беспокойтесь, скоро подадим». Проходит час, другой — деталей нет. Начальник смены сборочного участка Семенов сам бежит в автоматный цех, забирает в линии несколько деталей, а через некоторое время опять звонит Круглову, и тот снова отделывается обещаниями. Пора положить конец этой порочной практике обещаний, она только вредит делу. Автоматный цех в августе не обеспечил сборку ста двигателей Д-37М анкерными шпильками, крышками клапанов, стойками коромысла.
Ежедневно срывает выполнение графика сборки новых двигателей моторный цех. Производство здесь не подготовлено к одновременной обработке деталей двигателей трех модификаций. Проточку щек коленвала, например, приходится делать то в службе механика, то в ремонтно-инструментальной мастерской. И бугеля обрабатываются в разных концах цеха. При такой организации производства моторостроители не могут справиться с графиком, наращивать темпы выпуска новых деталей. Остро назрел вопрос о расширении производственных площадей. Станки для создания поточных линий обработан новых деталей есть, а ставить их негде. Надо скорее выводить в новый корпус участки и линии.
Все новые двигатели, собранные в августе, не укомплектованы покупными деталями. Отсутствуют топливные насосы, масляные и топливные фильтры, генераторы. Отдел смежных производств, руководимый Семеновым, неудовлетворительно решает вопрос получения комплектующих изделий на двигатель Д-37М. Ряд деталей, 5 например форсунки, поступают от 5 поставщиков некачественные. Смежники не предъявляют к поставщикам должной требовательности за поставку качественных изделий.
Сборку новых двигателей затрудняет не только отсутствие деталей. Сборочный участок нового корпуса не оснащен необходимым оборудованием, средствами механизации. Еще в июне ремонтно-механический цех должен был сделать стенд для испытания масляного насоса. Стенд и сейчас не готов. Не занимаются ремонтники доводкой стендов для испытания двигателей. Работящей цеха нестандартного оборудования, механизации и автоматизации начали было делать стенд для испытания редуктора клапана и бросили.
Весь август сборщики вручную ставили на конвейер тяжелые узлы и детали, огромные деньги платили за автопогрузчик. А ведь было предусмотрено еще в июне запустить здесь два монорельса с подъемниками. Мастер электро-цеха Юзвик не выполнил в срок это задание, не сделал он на сборке и подводку для электроинструмента. Лишь в последние дни Юзвик начал серьезно заниматься этими работами.
В сентябре коллектив завода должен изготовить и собрать еще большую партию новых двигателей и отправить их липчанам. Литейщики, моторостроители, автоматчики, прессовщики и смежники обязаны в срок укомплектовать деталями сборку двигателей. Особое внимание следует обратить на отработку технологии, с доводку деталей» («Тракторостроитель», 29 августа 1961).
«Можно ли мириться с такой организацией производства
Волнующие, напряженные дни переживает коллектив завода. Тракторозаводцы осуществляют переход на выпуск нового двигателя Д-37М. Видное место в решении этой задачи принадлежит коллективу нашего участка. Мы должны обрабатывать и поставлять на сборку 14 наименований деталей на двигатели Д-30 и Д-37.
Есть ли у нас возможность выполнять график, подготовлено ли для этого производство? Я, как коммунист, не могу без боли и возмущения говорить о существующей в цехе организации производства деталей нового двигателя.
Приведу несколько примеров. В августе мы должны были подать 500 бугелей 1002052/62 на двигатели Д-37М, а отправили 107. При всем желании больше обработать не смогли. Станки для обработки бугелей разбросаны по всему цеху. Первую фрезерную операцию производим на пятом участке, на станке, расположенном недалеко от центрального входа в цех. Вторую операцию делаем на сверлильном станке, установленном у табельной. Этот станок предназначен для обработки направляющего аппарата. А когда он окажется свободным, сверлим бугеля. Чтобы выполнить третью операцию — профрезеровать платики, тащим бугеля в другой конец цеха — на первый участок. А затем на самой крайней линии этого участка производим протяжку, фрезеровку баков и канавок бугелей. Люди, занятые обработкой бугелей, разбросаны по всему цеху. Я, как мастер, не имею возможности контролировать, как они работают, у меня, кроме бугелей, имеется еще 13 деталей, они тоже требуют внимания и контроля.
С такой организацией производства бугелей невозможно выполнять график. Этот вопрос я ставил перед главным инженером завода Романовым. Он вместе со мной ходил от станка к станку, все видел и... мер до сих пор не принял, а августовское задание по бугелям мы не выполнили. Чтобы обеспечить сборку двигателей Д-37М бугелями, надо быстрее запустить автоматическую линию в новом корпусе или немедленно создать поточную линию для их обработки на нашем участке.
Не справляется коллектив участка с заданием по изготовлению головок цилиндров. В августе из 100 комплектов сделали немногим более 20. Литейный цех № 2 лишь в конце месяца подал на головку литье. Но что это за отливки! Почти на каждой метка «Бр», то есть брак — раковины, недолив ребер. Начальник бюро технического контроля Стражнов запретил нам их обрабатывать, а главный инженер дал указание вести обработку. Чье-же распоряжение выполнять? Мы стали обрабатывать бракованные головки, чтобы научить людей их делать и отладить станки. Но ведь эти негодные головки нельзя ставить на мотор. Нам нужно качественное литье на головки цилиндров.
В обработке этой детали есть у нас другая трудность. Мы создали поточную линию, но оборудование для нее выделено малопроизводительное. Например, сверлильный станок с трехшпиндельной головкой для разделывания отверстий под седла клапанов после модернизации работает плохо, мало с него снимаем деталей. Необходимо пополнить линию более производительными станками.
Ф. ЛОЩИЛОВ, и. о. старшего мастера моторного цеха» («Тракторостроитель», 29 августа 1961).
«ГЛАВНОЕ ТЕМПЫ!
В сентябре коллектив завода должен собрать 200 двигателей с воздушным охлаждением Д-37М. Тракторозаводцы не вполне удовлетворительно справляются с этой важной задачей. За первые две недели собрано 47 моторов вместо 96 по графику.
Автоматчики, моторостроители, прессовщики, работники отдела смежных производств не перестроили свою работу и по-прежнему ежедневно определяют сборку новых двигателей. 13 сентября, например, рабочие сборочного участка не смогли заложить ни одного мотора, потому что из моторного цеха не были поданы картеры маховика, блоки.
Руководители моторного цеха недостаточно проявляют беспокойства о выполнении графика изготовления деталей на Д-37М. Не сумели они своевременно переналадить оборудование для обработки картера маховика. Не чувствуется в цехе заботы о качестве изготовления новых деталей. Во вторник всю смену рабочие сборочного участка нового корпуса перебирали собранные накануне двигатели, потому что негодными оказались коленвалы, изготовленные в моторном цехе.
На этой неделе сборщикам много пришлось простаивать по вине автоматного цеха. Второй месяц автоматчики никак не могут освоить изготовление анкерной шпильки и шпильки под бугеля. Для обработки этих деталей не хватает оборудования, а имеющиеся станки не отлажены, не доведены. Заместитель начальника цеха Белов, работники техсектора хотя и занимаются освоением шпилек, но возникающие технические вопросы решают недостаточно оперативно и напористо, видимо боясь испортить отношение с некоторыми исполнителями.
После перемонтажа на новых площадях несколько ухудшил подачу деталей на сборку участок мастера Шешенина из автоматного цеха. Дефицит по стойкам коромысла, крышкам клапанов, крышкам масляного насоса равен месячному заданию. Шешенину надо немедленно выправлять положение, наводить порядок на участке.
15 сентября завод должен отправить липчанам первую партию двигателей Д-37М, а до конца месяца — 160 штук. Коллективу сборочного цеха, технологам необходимо сосредоточить все свое внимание на доукомплектовании и испытании собранных двигателей. В цехе лежит более 90 некомплектных двигателей Д-37М, в них не хватает головок, масляных и топливных фильтров и других деталей. Долг смежников — в ближайшие дни обеспечить собранные двигатели недостающими деталями.
Медленно проводятся испытания новых двигателей. Так, на 13 сентября по графику должно быть испытано 38 моторов, а испытано н то с помощью экспериментальщиков только два. Необходимо ускорить испытание двигателей Д-37М, быстрее довести, отладить испытательные стенды» («Тракторостроитель», 12 сентября 1961).
Ускорить перемонтаж участка
Мысли и стремления рабочих нашего участка направлены к одной цели - как можно больше выдавать деталей на новый двигатель Д-37М. В первой декаде сентября мы должны были отравить на сборку 70 коленвалов Д-37М, а сдали всего 36. Что же помешало нам выполнить важное задание?
Причина одна — неподготовленность производства. Намечалось осуществить перемонтаж участка, вывести часть деталей в новый корпус, организовать поток на обработке коленвала Д-37М. Ничего не сделано. Эту новую деталь мы вынуждены обрабатывать на тех же станках, на каких изготовляются детали Д-30 и Д-28. Много теряем времени на переналадках, переноске деталей от станка к станку. Чтобы проточить центральную коренную шейку коленвала, тащим 45-килограммовую деталь в службу механика или в ремонтно-инструментальную мастерскую. Таким методом при всем желании больше восьми деталей в смену не сделаешь, а мы должны обрабатывать не меньше десяти. Нужен токарный станок.
Два месяца назад отвезли на модернизацию в ремонтно-механический цех токарный многорезцовый станок «Санстренд», предназначенный для обработки центральной коренной шейки коленвала. Ремонтники еще не приступали к его модернизации. Не сделали они и два пресса для рихтовки нового коленвала, без которых сейчас никак не можем обойтись.
Еще во втором квартале цех нестандартного оборудования, механизации и автоматизации должен был изготовить специальные камеры для продувки масляных каналов коленвалов. Камеры также не сделаны. Отсутствует на участке малая механизация. На расстоянии 20 — 30 метров рабочие на руках таскают детали. Может ли быть в таких условиях высокая производительность труда?
Чтобы коллектив участка мог наращивать выпуск новых коленвалов, надо быстрее закончить здесь перемонтаж оборудования, установить токарный станок, прессы для рихтовки деталей и механизировать вспомогательные работы.
В. МАКАРОВ, мастер моторного цеха» («Тракторостроитель», 12 сентября 1961).
«Ветеран Владимир Васильевич БОРИСОВ, проработал на предприятии с 1947 по 1998 год.
- В пятидесятые годы правительство страны приняло постановление о развитии дизелестроения. Началась реконструкция Ярославского куста моторного завода и топливной аппаратуры, строительство Вильнюсского завода топливной аппаратуры, Ташкентского тракторного и многих других заводов - поставщиков электрооборудования и других необходимых деталей для производства тракторов. Во Владимире началось строительство новых корпусов - моторосборочного и тракторосборочного. На ВТЗ было организовано ГСКБ - единое на двигатели - дизеля воздушного охлаждения.
В 1961 году началось освоение цеха сборки двигателей в новом корпусе, и к сентябрю 1961 года были собраны первые четыреста пятьдесят двигателей. В дальнейшем было намечено собирать и испытывать 200 тысяч дизелей в год. Но испытать эти первые двигатели мы не смогли, потому что не получили ни одного топливного насоса с Вильнюсского завода. Из-за отсутствия наших двигателей остановился Липецкий тракторный завод, где работало 25 тысяч человек. Для разрешения этой ситуации на ВТЗ прибыла правительственная комиссия во главе с первым заместителем председателя Совета Министров СССР А.Н. Косыгиным. В ее состав входили Г.И. Воронов - председатель Совета Министров РСФСР, Терехов - председатель Владимирского Совнархоза, секретарь обкома КПСС Полукаров, и многие другие ответственные лица.
Я, будучи начальником сборочного цеха, получил от директора завода Петра Ивановича Гришина инструктаж о том, что при получении топливных насосов наши двигатели уже через несколько часов должны быть в Липецке. Но я понимал, что до готовности нашим дизелям далеко, каждый из них надо было испытать, отрегулировать, проверить на расход топлива, укомплектовать недостающими узлами, окрасить.
Вопросы, которые стал задавать мне А.Н. Косыгин, были профессиональными и внимательными, а мои обтекаемые ответы дали ему понять, что отправка двигателей в Липецк произойдет не так скоро.
Тов. Воронов тоже уточнил нашу заводскую позицию и понял серьезность создавшегося положения. А нашими собранными двигателями были заставлены все свободные проходы и проезды моторосборочного корпуса, где в то время шел монтаж оборудования.
Комиссии я рассказывал, что на каждом двигателе есть карта сборки, где отмечены фамилии сборщиков, что гарантия качества сборки нами обеспечена. Нет только топливных насосов, нет карты испытаний...
Через три-четыре дня прибыла автомашина с первыми Вильнюсскими топливными насосами, и началось испытание. Было смонтировано 6 стендов испытания, на них круглосуточно в 3 смены проверялось качество дизелей: каждый из двигателей испытывался 2 часа.
Первые дизели, прошедшие испытания на стенде, были отправлены на проверку заводским Отделом Государственной приемкой качества на 8-ми и 60-ти часов испытания. При первых же часовых испытаниях трех двигателей один из них развалился, лопнул шатунный болт. Вся партия готовых к отправке дизелей была забракована и подлежала новой проверке. Оказалась забракованной и вся партия шатунов болтов, поступившая на ВТЗ с Красного Сормова. Cpoчно менялась конструкция посадочных мест под шатунные болты. Специалисты нашего ГСКБ изменили допуски на шлифовку и стали ждать очередную поставку болтов из Красного Сормова.
Все 500 двигателей пришлось вновь перебирать, устанавливать новые болты, вновь испытывать и снова предъявлять ОТК и инспекторам Государственной приемки. К счастью, вся очередная партия дизелей была признана годной и началась их ежедневная отправка в Липецк на тракторный завод.
Такая длительная задержка (простой многотысячного коллектива ЛТЗ) не прошла даром для нашего завода. По Министерству был издан приказ, касающийся ВТЗ, в котором было потребовано ускорить реконструкцию и строительство новых дизельных предприятий. Досталось и руководству завода. А меня, как начальника цеха сборки моторов, освободили от занимаемой должности и перевели в цех сборки тракторов, на главный конвейер» («Тракторостроитель», 26 июля 2002).


Далее »»» Владимирский Тракторный завод имени А.А. Жданова в 1961-1965 гг.

Категория: ВТЗ | Добавил: Николай (01.06.2025)
Просмотров: 24 | Теги: владимир, завод, трактор | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar

ПОИСК по сайту




Владимирский Край


>

Славянский ВЕДИЗМ

РОЗА МИРА

Вход на сайт

Обратная связь
Имя отправителя *:
E-mail отправителя *:
Web-site:
Тема письма:
Текст сообщения *:
Код безопасности *:



Copyright MyCorp © 2025


ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru