Февральская программа выполнена успешно Претворяя в жизнь решения январского Пленума ЦК КПСС, коллектив тракторостроителей в феврале широко развернул социалистическое соревнование за увеличение выпуска тракторов и запасных частей к ним. Февральская программа по товарной и валовой продукции заводом выполнена на 110,2 процента. Многие цехи были заняты выполнением ответственного правительственного задания — изготовлением запасных частей, необходимых для переделки тракторов узбекским хлопководам. Перевыполнен месячный план по выпуску запасных частей. Отгружено сверх плана запасных частей на 1 миллион 725 тысяч рублей. На 113 процентов выполнено задание по выпуску продукции ширпотреба, заготовительным цехом изготовлено сверх плана 76 кроватей. С первых дней марта тракторостроители напряженно трудятся над выполнением нового задания Совета Министров СССР по изготовлению запасных частей и ведут упорную работу по подготовке производства к выпуску новых дизельных тракторов. От обещаний перейти к делу Перед коллективом главной бухгалтерии завода стоит задача перейти на комплексное механизированное ведение учета и начисление зарплаты трудящимся. Для этого имеются все возможности: опытные кадры, парк счетно-аналитических машин. Нет только помещения. Вопрос о расширении помещения для машинно-счетной станции ставился отделом техники безопасности еще в 1953 году. В том же году комиссия по обследованию помещения признала, что оно не пригодно для использования тяжелого оборудования во втором этаже. На другой год разработали план размещения оборудования в новом помещении. Но план, украшенный несколькими подписями, остался до сих пор не осуществленным. Машинно-счетная станция работает в крайне стесненных условиях, в результате чего имеющиеся машины полностью не используются. Не в безопасных условиях находятся люди: эксплуатация счетных машин на втором этаже привела к тому, что стены в ряде мест треснули. Дальнейшее использование машин в данных условиях может привести к более серьезным последствиям. Эти факты говорят о бездушном отношении руководителей завода к тому, в каких условиях работают люди, к использованию передовой техники. И. БАЛОВНЕВ, секретарь парторганизации. А. ОБУХОВА, председатель цехового комитета главной бухгалтерии» («Тракторостроитель», 5 марта 1955).
«В коллективе отдела главного технолога широко развернулось социалистическое соревнование за быстрейшее проведение подготовки производства дизельного трактора «ДТ-24». <С заданием справимся Руководитель группы трансмиссии, инженер С. Петрунин По приказу директора технологи нашей группы должны были к 1-му марта закончить разработку технологии на основные первоочередные детали трансмиссии по тракторному цеху. С заданием своим справились успешно. В феврале нами разработано 107 технологических процессов. Старательно потрудились над выполнением этого задания технологи цеха коробки скоростей инженер тов. Куц, молодой специалист тов. Столбов, начальник техсектора тов. Леснов. В процессе разработки технологии ими внесены ценные замечания, направленные на лучший выбор технических баз, режимов обработки, порядка выполнения операции. Серьезную помощь оказали нам технологи тт. Земсков, Лушников, Нарейко из группы шасси, возглавляемой тов. Бодровым. Надо заметить, что вся работа протекает в обстановке крепкой товарищеской взаимопомощи. При разработке технологии товарищи советуются друг с другом. Это ускоряет выполнение задания, позволяет делать его более качественно, без дополнительных серьезных поправок и изменений. Правильные, деловые взаимоотношения установились у нас с работниками группы тов. Полетаева из отдела главного конструктора. Конструкторы чутко и внимательно относятся к нашим замечаниям, оперативно решают вопросы, связанные с поступившими изменениями. Сейчас коллектив нашей группы выполняет ответственную и трудоемкую работу — составляет технические задания для других заводов, которые будут проектировать и готовить оснастку. Кроме того делаем ведомости и расчеты потребного оборудования. Нашу работу несколько сдерживают работники отдела главного конструктора из группы сектора подготовки производства, возглавляемой тов. Лебедевым. Несвоевременно получаем от них техническую документацию с литером «А». Несмотря на имеющиеся трудности, постараемся справиться с возложенными на нас обязанностями. Опережая график Инженер Л. Ионова Над разработкой технологии деталей нового трактора по цеху нормалей работаем двое: я и технолог автоматного цеха Вера Терехина. По графику до 15 февраля должны были разработать 44 технологических процесса деталей двигателя. Эту работу выполнили на несколько дней раньше срока и сразу же стали разрабатывать технологию первоочередных деталей трансмиссии. Управились до 1-го марта, сейчас работаем над второй очередью деталей. Их осталось менее пятидесяти. Если при выполнении задания возникает неясность, не стесняемся, спрашиваем у товарищей по отделу, советуемся с работниками цеха. Это повышает производительность. В среднем каждая из нас выполняет задание не менее чем на 200 процентов. Кроме разработки технологических процессов, делаем просчеты оборудования, необходимого цеху нормалей для обработки деталей нового трактора. Эту работу тоже почти закончили. И впредь мы постараемся трудиться так же высокопроизводительно, направляя все свои усилия на быстрейшее завершение подготовки производства к выпуску нового дизельного трактора. Обязательство выполнено старший инженер В. Тихомиров Включившись в социалистическое соревнование за быстрейшую подготовку производства к выпуску дизельного трактора «ДТ-24», технологи группы по прессовому цеху взяли на себя обязательство закончить разработку техпроцессов по первоочередным деталям трансмиссии к 28 февраля. С обязательством справились. 27 февраля рапортовали о выполнении задания. Но не легко достигнут этот успех. Были трудности, особенно в первое время, когда всю работу приходилась выполнять вдвоем с технологом тов. Блохиным. Спорее пошло дело, когда нам на помощь пришел опытный работник с одного из ковровских заводов тов. Смирнов. Помогала и инженер бюро материально-технических нормативов тов. Мазаева. Каждый из нас трудится, не считаясь со временем, стараясь вскрыть и поставить на службу производства неиспользованные резервы. С целью унификации марок сталей и профилей металла нами внесен ряд технологических изменений, с которыми охотно согласились конструкторы. Много времени технологам приходилось затачивать на зарисовку эскизов. Сейчас они делают их через копировку. В работе группы принимает участие технолог по сварке Алексей Горшков. Им разработало несколько узлов по дизелю и трансмиссии. Хочется заметить, что технологам группы мало оказывают помощи руководители прессового цеха т. Кузнецов и его заместитель по технической части тов. Лебедев. Не бывают они в отделе, не интересуются разработкой новой технологии, а ведь они могли бы дать нам немало ценных советов. С МОДЕРНИЗАЦИЕЙ ТЕХНИКИ НЕ СПЕШАТ В связи с переходом на выпуск нового дизельного трактора на заводе потребуется провести большую работу по переделке существующей техники. Эта работа не терпит малейшего промедления, ее надо начинать уже сейчас, особенно в моторном цехе. Но моторостроители, которые уже в ближайшее время должны приступить к изготовлению дизельных моторов, пока занимаются подсчетом того, сколько обновленного оборудования потребуется для того, чтобы справиться с ответственным заданием, и ничего не предпринимают для модернизации станков. — Что мы можем сделать,— поясняет механик цеха тов. Курылов. — Чертежей на переделку оборудования еще нам не прислали. С чего начинать — неизвестно. А наши работники хоть сейчас возьмутся за это большое дело. Чертежи, о которых идет речь, должны поступить из отдела главного механика, возглавляемого тов. Андрюшкиным. Работники конструкторского бюро этого отдела перегружены работой. Им уже поступило до тридцати технических заданий из отдела главного технолога, обработка которых занимает много времени. И лишь 3 марта прислано 5 заданий на модернизацию пяти специальных станков в моторном цехе. Естественно, при всем старании работники отдела главного механика не могли обеспечить моторостроителей или ремонтно-механический цех необходимой документацией. Кто же повинен в затягивании переделки оборудования в моторном цехе? В первую очередь отдел главного технолога и руководитель группы технологов по дизелю тов. Игошин. Известно, что в моторном цехе работы по модернизации оборудования непочатый край. Там необходимо за короткий срок переделать не один десяток сложнейших станков, изготовить немало новой оснастки, приспособлений. Однако разработка заданий по модернизации техники идет в отделе крайне медленно. Труд во имя Родины Это было в 1948 году, когда Вера Федоровна Терехина впервые оказалась на территории большого завода. В кармане у нее лежал новенький диплом выпускницы энерго-механического техникума и девушка ни о чем больше не думала, как целиком посвятить себя производству, принести больше пользы любимой Родине. С первого же дня работы технологом автоматного цеха Вера Федоровна показала себя незаурядным специалистом, любящим свое дело. Она много занимается внедрением передовой технологии, стремясь снизить трудоемкость изготовления деталей, повысить производительность труда. В прошлом году при активном содействии молодого технолога в цехе была впервые применена нарезка резьбы на автоматах. Это позволило высвободить на другие работы болторезный станок и сократить время на изготовление болта, снизить трудоемкость. Постоянной заботой Веры Федоровны является борьба за снижение брака, улучшение качества деталей. В этой благородной работе технолог добивается хороших результатов. Если раньше на ее участке брак доходил до одного процента, то сейчас он снижен до 0,28 процента. С воодушевлением восприняла тов. Терехина сообщение о том, что ее направляют на оказание, помощи в разработке технологий изготовления деталей нового дизельного трактора в отдел главного технолога. — Что же, дело ответственное, — сказала Вера Федоровна. — Рада принять в нем участие. В. Терехину зачислили в группу нормалей. Вместе с ведущим технологом тов. Ионовой, она энергично взялась за работу. Нужно было до 1-го марта закончить разработку технологических процессов первой очереди. С этим заданием, они справились раньше срока и без задержки принялись за разработку технологии изготовления деталей второй очереди. И на этот раз технологи группы идут с опережением графика. Сейчас у них остается 74 позиции, из которых 25 уже выполнены и находятся на проверке. Такие успехи не приходят сами собой, они рождаются в упорной работе, в постоянном совершенствовании своей профессии. Но технолог Терехина не довольствуется имеющимся багажом знаний. После того, как окончила техникум, она не переставала мечтать о высшем техническом образовании, о поступлении в заочный машиностроительный институт. И вот два года назад Вера Федоровна поступила в этот институт. Сейчас она занимается на втором курсе. Путь, который прошла технолог Терехина — это путь десятков тысяч советских женщин, которым дорога интересы государства и которые, не жалея своих сил, вместе со всем народом строят величественное здание коммунизма. А. СЕЛИВАНОВ» («Тракторостроитель», 8 марта 1955).
Вера Федоровна Терехина
«Шире социалистическое соревнование за успешное освоение нового трактора В прошлом году рабочие, инженерно-технические работники штампового цеха вызвали на социалистическое соревнование коллектив инструментального цеха. Инструментальщики приняли вызов. Итоги соревнования широко обнародовались на специально оформленных досках показателей. Штамповый цех первым на заводе рапортовал о выполнении годового плана. Социалистическое обязательство коллективом не только выполнено, но и перевыполнено. На совместном заседании, посвященном итогам соревнования, представители обоих цехов договорились провести вечер встречи инструментальщиков и штамповщиков по обмену опытом и продолжать соревноваться в 1955 году, а также просили завком быть арбитром в этом соревновании. И что же получилось после этого? Хозяйственные и профсоюзные руководители инструментального цеха явно охладели к соревнованию. Они до сих пор не представили протокола проверки итогов соревнования за 1954 год и не прислали своего обязательства, а на наш вызов соревноваться они также не ответили. Позицию невмешательства в этом важном вопросе занял и завком. Заместитель председателя завкома тов. Багаев не интересуется тем, как организовано соревнование в цехах, самоустранился от руководства соревнованием. Такое формальное отношение к соревнованию несовместимо с теми задачами, которые предстоит решать коллективу нашего завода. А. БАРАНОВ, заместитель председателя цехового комитета штампового цеха Вопреки трудностям Начальник конструкторского бюро А. Рыжков Работникам конструкторского бюро отдела главного металлурга выпала большая честь — принять деятельное участие в создании нового дизельного трактора. Конструкторы понимают, какая большая ответственность лежит на них и делают все, чтобы успешно оправиться с заданием. К 15 февраля мы должны были разработать 36 позиций моделей по моторному цеху, а к 15 марта — 22 позиции по трансмиссии. До намеченного срока осталось менее недели и можно уже подвести некоторые итоги проделанного. Что касается моторного цеха, то по всем позициям мы уложились в график. Даже документация по такой трудоемкой детали, как головка, выполненная на 57 стандартных листах, уже поступила в модельный цех. При проектировании технологии отливки этой детали большую техническую зрелость, мастерство проявил конструктор тов. Прозоровский. Вместо 3-х месяцев по норме он выполнил эту работу за два с половиной месяца. Хуже идет у нас дело с проектированием позиций второй очереди. Сейчас находятся в работе 6 позиций, а к четырнадцати еще не приступали совсем. Правда, мы не сомневаемся в том, что уложимся в срок, т. е. выполним всю работу к 15 марта, но это будет стоить немалых усилий всего коллектива, большого напряжения. К такому нарушению ритма в работе привело отсутствие согласованных действий между отделами и неорганизованность, которая наблюдалась в начале работы по освоению новой машины. Затягивание выполнения задания усугубило еще то, что слишком поздно бюро пополнили новыми кадрами. Вместе с нами работают сейчас над разработкой технологических процессов пять учащихся-преддипломников машиностроительного техникума. Это молодые, еще не окрепшие специалисты, но для нас в данный момент они — существенная помощь. Следует бросить упрек и в адрес отдела снабжения. Нам явно не хватает чертежных досок. Для бюро надо приобрести несколько кульманов. Все это также тормозит нашу работу. Раньше срока Технолог литейного сектора Н. Земскова Быстро и оперативно включился коллектив литейного сектора в работу по подготовке производства к выпуску нового трактора. В первой половине февраля, на несколько дней раньше срока, предусмотренного графиком, мы закончили разработку технологии 36 наименований отливок. Это задание выполняли втроем: я и технологи тт. Нечай-Ницевич и Макаров. Трудились усидчиво, не считаясь с временем. При разработке технологии первоочередных деталей трансмиссии нам помогала начальник центральной лаборатории литейного цеха № 1 тов. Лоптина. Она разработала технологические процессы отливок деталей из бронзы и стального литья. Со второй половины февраля коллектив нашего сектора приступил к выполнению сложной и очень ответственной работы — оформлению всей технической документации. Мы составляем технологические и операционные карты, по которым в цехах будет производиться наладка. Стараемся опередить намеченные сроки. Так, по графику составление технологических процессов на головку и блок мы должны были закончить к 8-му марта, а сделали 6-го числа. Со всей добросовестностью относится к порученному делу работник одного из ковровских заводов тов. Дряздгова. До конца месяца она должна составить технологические карты на 16 деталей. Это задание она выполнит в первой половине марта. К восьмому марта ею уже сделаны технологические карты на 11 деталей. Так же старательно трудятся и остальные работники сектора. Дела пошли спорее Старший конструктор кузнечного сектора Н. Косова Коллектив нашего сектора занимается проектированием оснастки горячих штампов и разработкой технологии поковок. По приказу директора мы обязаны были к 10 февраля спроектировать 51 штамп. С этим заданием своевременно не справились ввиду того, что занимались составлением чертежей поковок. Да кроме того, нас задерживали часто поступавшие конструктивные изменения. Неприятность получилась с коленчатым валом. Вся оснастка, все чертежи на эту деталь были уже в копировке и вдруг конструкторы решили ее изменить. Пришлось затратить еще около 10 дней на проектирование этой детали. А группа наша первое время была не укомплектована, работали всего три конструктора. Все эти обстоятельства неблагоприятно сказались на работе группы, горячие штампы по двигателю мы сдали не 10 февраля, а к первому марта. Но последнее время дела пошли спорее. Группа пополнилась опытными товарищами с других предприятий области. Пришли на помощь и работники техсектора кузнечного цеха. Технолог тов. Толкова спроектировала коленвал, конструктор т. Морозов — обод. Задание по разработке технологии деталей трансмиссии нами уже почти выполнено полностью. Спроектировано 36 горячих штампов. Нашей работой интересуется начальник техсектора кузнечного цеха тов. Скворцов. Он наблюдает, как идет проектирование штампов, составление чертежей поковок, делает свои замечания, дает ценные советы. Несколько отдаленно держится начальник техсектора штампового цеха тов. Вьюнов. Он почти не бывает в отделе. Связь между цехами и отделами должна крепнуть. Это будет на пользу нашему общему делу» («Тракторостроитель», 10 марта 1955).
«ЛИТЬЕ ДЛЯ ДВИГАТЕЛЯ Коллектив литейного цеха серого чугуна преисполнен решимости в срок отлить детали для нового дизельного трактора. По мере поступления моделей отдельных деталей новой машины в цехе ведется переналадка оборудования, делаются пробные отливки. Испытания дают положительные результаты. 8 марта в плавильном отделении начата безопочная отливка головки цилиндров. За смену литейщики выдали около 30 деталей. Качество литья хорошее. Решено приступить к массовому производству головок с тем, чтобы к 1 мая можно было собрать несколько первых дизелей. На участке ширпотреба одновременно с выпуском основной продукции началась отливка деталей для двигателя: 1403155 и 1005555. Получено первых отливок в этот день 48 штук, вторых — около сорока. Напряженно трудились над изготовлением их формовщики тт. Маринин, Батрашин и Жарков. Литейщики в ближайшие дни приступят к отливке других деталей нового трактора. А. СЕМЕНОВ Успехи модельщиков Темпы работ по освоению новой машины нарастают с каждым днем. Сейчас в модельном цехе нет ни одного модельщика, который бы не был занят изготовлением моделей штампов и приспособлений. Модельщики выполняют большое задание по экспериментальному цеху, по модернизации специального оборудования в цехах. В коллективе развернуто социалистическое соревнование за сокращение сроков изготовления моделей как в дереве, так и аллюминии. В этом соревновании перекрываются все нормы выработки. Модельщики тт. Свиненков, Крылов и Полканов, занятые изготовлением моделей головок цилиндров, ежедневно выполняют задание на 170 — 180 процентов каждый. Благодаря их самоотверженному труду модели этой сложной детали уже изготовлены и сданы литейщикам. Споро идет работа у модельщиков тт. Першина и Морозова. Первый вместе с т. Крыловым уже изготовил модели крышки распределительных шестерен и картера распределительных шестерен. На выполнение этого задания они затратили времени значительно меньше, чем отводилось по норме. Раньше срока заканчивает изготовление моделей блока цилиндров по измененным чертежам для экспериментального цеха опытный модельщик тов. Морозов. Многое предстоит сделать коллективу по изготовлению моделей штампов и приспособлений. Сейчас уже поступило около 60 чертежей, по которым необходимо за короткий срок выполнить кропотливую работу. Но и с этой задачей модельщики справляются. Больше половины моделей штампов и приспособлений уже готовы в дереве и металле, сданы сталелитейщикам для отливки. Хороших результатов добиваются модельщики тт. Малешин, Кузнецов и Никешин. Они ежесменно вырабатывают до полутора и больше норм. А. АЛЕКСАНДРОВ Что мешает сталелитейщикам В изготовлении новых дизельных тракторов большую долю труда призваны внести сталелитейщики. Кроме деталей на дизельный трактор, выдачи большого количества ремонтного литья, сталелитейщики должны произвести до 800 отливок приспособлений и около 600 штамповых плит. Как же справляются с такой большой нагрузкой работники цеха? Ход выполнения задания говорит сам за себя. Из 60 наименований деталей нового трактора отлито только 30. Еще хуже идет отливка приспособлений и штамповых плит. Повинен в этих задержках, в первую очередь, отдел главного металлурга, который не передал до сих пор литейщикам значительную часть чертежей. Большой помехой в выполнении ответственного задания являются и многие внутрицеховые неполадки. Узким местом в цехе является стержневое отделение. Здесь имеется лишь одна сушильная печь, в которой сушатся стержни н на мосты, и на детали ремонтного литья. Часто получается так, что отдельные стержни сутками лежат на полу непросушенными, ожидая своей очереди. Через стержни перешагивают люди, задевают их ногами, ломают. Все это отрицательно сказывается на производительности формовщиков. Частые заторы происходят на обрубном отделении. Что касается основного литья, то оно идет более или менее нормально. А вот ремонтное то и дело задерживается. Участок ремонтного литья не имеет своего постоянного места, находится на пути движения мостов от пескоструйной камеры до заварочной кабины. Во время обрубки литья мосты транспортируются над головами рабочих. Приходится трудиться, как говорится, «с оглядкой», как бы не ушибло. Естественно, что при таких условиях показатели работы снижаются, обрубщики не выполняют свои задания. Опыт работы передовых рабочих, формовщиков тт. Величко, Кораблевой, стерженщицы Конгру показывает, что сталелитейщикам по плечу большие, серьезные задания. Чтобы эти утверждения остались не на словах, а на деле, необходимо улучшить организацию труда в цехе, полностью и в срок выдать ему всю техническую документацию на приспособления и детали двигателя. В. РУМЯНЦЕВ» («Тракторостроитель», 12 марта 1955).
Модельщики тт. Филиппов и Ивин за изготовлением модели для одной из основных деталей двигателя — головки блока.
«Коллектив модельщиков активно соревнуется за скорейшее освоение производства новых дизельных тракторов. Лучших успехов в этом соревновании добиваются слесари-модельщики тт. Филиппов и Ивин. Каждый из них вдвое перевыполняет норму выработки. Коммунисты возглавили соревнование конструкторов Успешно справился с отработкой технической документации по дизелю коллектив группы, возглавляемой коммунистом тов. Тептелевым. Умело организовали работу по изготовлению измененных узлов и деталей мастера экспериментального цеха тт. Крайнов и Сергеев. Регулярно обновляется в отделе наглядная агитация. Систематически один или два раза в месяц выпускается стенная газета, редактируемая тов. Тептелевым. Она обросла большим рабкоровским активом. Рабкоры смело критикуют недостатки в подготовке производства к выпуску нового трактора. Оживилась деятельность комсомольского поста. «Крокодил» остро критикует товарищей, срывающих сроки выполнения того или иного задания. Работники отдела принимают деятельное участие в пропаганде нового трактора. В делах и отделах завода нашими товарищами прочитано уже 9 лекций о дизельном тракторе, готовятся еще четыре. Усиление политмассовой работы, борьба за действенность соревнования благоприятно сказались на деятельности отдела. За сравнительно короткий срок нам удалось переработать слабые узлы машины. Конструкторы вкладывают в это все усилия и своим повседневным трудом максимально способствуют быстрейшему внедрению нового трактора в производство. Одновременно с усиленной подготовкой производства нового трактора коллектив конструкторов отдела главного конструктора работает над новыми техническими проблемами, к которым относится: создание и доводка нового более экономичного дизеля с камерой в поршне, создание центрифуги для тонкой очистки масла взамен фильтрующего элемента АСФО-2, разработка нового теплового процесса двигателя с микропредкамерой, разработка конструкции телескопического заднего моста и другие работы, которые направлены на дальнейшее развитие передовой техники. Но в деятельности отдела имеются еще и серьезные упущения, недоработки, часть которых можно объяснить малочисленностью состава, конструкторов, что не всегда позволяет в короткие сроки решить те или иные объемные работы. Несмотря на выступления центральной печати и решение партийного собрания завода об укреплении отдела кадрами конструкторов, мы еще не получили необходимого пополнения. Кроме того нашу работу сильно сдерживают вспомогательные цехи, которые обязаны изготовить конструктивно переработанные слабые узлы в машине, обнаруженные государственной комиссией. Конструкторским отделом своевременно выданы заказы на изготовление этих узлов, но и по сей день они находятся в стадии изготовления. В этом году в Кубанской и Средне-Азиатской машиноиспытательных станциях продолжаются износные испытания четырех дизельных тракторов. В настоящее время машины вышли в поле и начали работать. Руководство машиноиспытательных станций несколько раз ставило вопрос перед администрацией завода об укомплектовании испытываемых тракторов всеми измененными узлами и деталями. До сих пор эти заказы заводом не выполнены. Особенно велики задержки со стороны модельного и второго литейного цехов. Ряд серьезных задач по исследованию узлов дизеля стоит перед моторной лабораторией. Однако ее оборудование проводится недостаточно интенсивно. Затрудняют работу конструкторов и снабженцы. Нами давно уже в оригиналах выполнена спецификация применяемости деталей и узлов нового трактора. Этот документ крайне необходим для телеологических и плановых служб завода, но он до них еще не дошел лишь из-за отсутствия нужных бланков. Нет бланков на распоряжение об изменении, что сдерживает копировальные работы. Копировщицам приходится терять драгоценное время на то, чтобы вычертить эти бланки. Отдел не обеспечен столами, чертежными досками, счетными линейками, треугольниками нужных размеров и другими чертежными принадлежностями. Редкость в отделе кнопка и скрепка. Руководство отдела и партийная организация все эти вопросы, мешающие выполнению взятых обязательств, неоднократно пытались ставить перед дирекцией завода. Однако меры не приняты, указанные недостатки продолжают быть помехой в нашей работе. Администрации завода и руководителям отдела снабжения следует более внимательно относиться к нуждам и запросам конструкторов, создавать им условия, необходимые для оперативного решения больших задач, связанных с вопросами нового проектирования. В. ЛЕБЕДЕВ, секретарь партийной организации отдела главного конструктора Изучение дизельного трактора Отдел кадров завода организовал техническую учебу по ознакомлению тракторостроителей с конструкцией и технологическими особенностями трактора «ДТ-24». Лекции читаются отдельно для начальников цехов и отделов, для заместителей начальников цехов и отделов и для старших и сменных мастеров. В программе занятий лекции: «Конструкция трактора «ДТ-24», его техническая характеристика», «Дизель и его эксплуатационные качества», «Трансмиссия трактора, ее назначение и особенности», «Технологические особенности производства трактора «ДТ-24», «Принципиальная схема организации производства нового трактора». Лекции читают: заместитель главного инженера тов. Романов, главный конструктор тов. Кузнецов, старший инженер — конструктор тов. Доркунов и другие. По вопросам технологии литейного и кузнечного производства к чтению лекций привлечены работники отдела главного металлурга. Всего программа рассчитана на 48 часов. 6 и 10 марта состоялись первые занятия.
Производственно-технические курсы по изучению дизель-мотора по 76-часовой программе работают в моторном цехе. Учатся все рабочие вместе со сменными мастерами конвейера сборки моторов и испытательной станции. Старший инженер экспериментального цеха тов. Пахомов руководит тремя группами слесарей-сборщиков; начальник отделения тов. Котенков также ведет три группы испытателей моторов. В программе курсов 15 тем, которые охватывают весь комплекс устройства дизеля, особенностей его сборки и испытаний. Занятия курсов дизелистов проводятся три раза в неделю. В красных уголках цехов читаются лекции для рабочих и служащих «О преимуществах дизельного трактора», с которыми выступают руководители групп и конструкторы отдела главного конструктора завода. Такие лекции состоялись в цехах моторном, коробки скоростей и других. П. КОРЮКИН» («Тракторостроитель», 15 марта 1955).
«Хорошие итоги Коллектив отдела главного технолога, включившись в соревнование за своевременное освоение нового дизельного трактора, принял в феврале повышенные обязательства, направленные на сокращение сроков разработки технологических процессов, а также проектирования технологической оснастки. Недавно цеховой комитет подвел итоги работы. Результаты неплохие. Лучших успехов по центральному конструкторскому бюро добилась группа мерительного инструмента, которую возглавляет тов. Емелин. Группа спроектировала 55 контрольных приспособлений, 169 позиций специального мерительного инструмента. Задание февраля она выполнила на 278 процентов и ей присуждено первое место в соревновании. Напряженно трудится коллектив группы сложного режущего инструмента, которой руководит тов. Ижорин. Несмотря на то, что группа состоит всего из четырех человек, она проектирует сложно-режущий инструмент строго по графику. Группа на 243 процента выполнила февральское задание. Ей присуждено второе место. Грамотно, без ошибок проектируют технологическую оснастку старший конструктор тов. Силаев, конструкторы тт. Гвоздев и Абанин. По технологическому сектору лучших показателей в соревновании добилась группа шасси, перевыполнившая задание прошлого месяца более, чем в два с половиной раза. Звание лучшего технолога в отделе присвоено технологам тт. Бодрову, Земскову, Пахомову, лучшей копировщицы — тт. Егоровой и Тарасовой. Сейчас конструкторы и технологи прилагают все усилия к тому, чтобы достойно встретить первомайский праздник. В. ЗЕЛЕНОВ Предмайское социалистическое обязательство коллектива рабочих, инженерно-технических работников и служащих владимирского тракторного завода им. А.А. Жданова Стремясь встретить международный праздник трудящихся 1-е Мая новыми производственными успехами и внести свой вклад в дело борьбы за выполнение решения январского Пленума ЦК КПСС, неуклонный подъем тяжелой промышленности и повышение благосостояния советских людей, коллектив рабочих, инженерно-технических работников и служащих владимирского тракторного завода имени А.А. Жданова включается в ПРЕДМАЙСКОЕ СОЦИАЛИСТИЧЕСКОЕ СОРЕВНОВАНИЕ и берет на себя следующие социалистические обязательства: 1. Государственный план 4-х месяцев 1955 года выполнить на 105 процентов. 2. Выполнить за 4 месяца 1955 года план по выпуску запасных частей в заданной номенклатуре на 120 процентов. 3. Выполнить план по производительности труда за 4 месяца 1955 года на 102 процента. 4. Снизить себестоимость выпускаемой продукции за 1-ый квартал по сравнению с фактической за IV квартал 1954 года на 2 процента. 5. Обеспечить снижение потерь от брака за первые 4 месяца 1955 года по сравнению с IV кварталом 1954 года на 10 процентов. 6. Изготовить 100 комплектов отливок и поковок деталей дизельмотора к 1-му мая 1955 года. 7. К 1-му мая изготовить первоочередную оснастку для механической обработки отливок и поковок деталей дизельного мотора и модернизировать 5 специальных станков для механической обработки этих деталей. 8. Изготовить все измененные узлы и детали трактора «ДТ-24» по замечаниям государственной комиссии для дальнейших износных испытаний — к 15-му апреля 1955 года. 9. В течение марта, апреля и мая провести массовую учебу руководящего состава цехов и отделов, а также старших и сменных мастеров по изучению конструкции, технологии и организации производства трактора «ДТ-24». Коллектив владимирского тракторного завода им. А.А. Жданова обращается ко всем трудящимся города Владимира с призывом широко развернуть предмайское социалистическое соревнование и встретить международный праздник 1-е Мая новыми трудовыми победами» («Тракторостроитель», 17 марта 1955).
«ПОРА ПОКОНЧИТЬ С ПОТЕРЯМИ И БРАКОМ В 1954 году коллектив нашего предприятия успешно справился с поставленными задачами, дав сельскому хозяйству сотни сверхплановых тракторов и на несколько миллионов рублей запасных частей к ним. Не малая заслуга в этом принадлежит работникам отдела материально- технического снабжения. В истекшем 1954 году нам удалось полностью реализовать спущенные фонды на металл и материалы, и тем самым, создать тракторостроителям условия для успешного выполнения государственного плана. Кроме того, стопроцентная реализация выделенных фондов позволила создать на заводе на начало 1955 года заделы незавершенного производства по ряду деталей. Однако этот задел деталей в незавершенном производстве был несколько меньше, чем предусмотрено нормативами. Так, например, по нормативам деталей из углеродистой конструкционной стали в незавершенном производстве должно быть 617 тонн, а мы имели 574 тонны, деталей из легированной стали — 363 , тонны, а у нас было 280. Детали в незавершенном производстве должны пополняться до их комплектности, но этого с нам пока достигнуть не удастся, так как много продукции идет в брак. Потери и брак на заводе в 1954 году были очень велики, даже больше, чем в 1953 году. Если в 1953 году завод перерасходовал металлопроката на покрытие потерь и брака 386 тонн, то в 1954 году на 133 тонны больше. Значительно возросли потери металла в цехах: кузнечном, моторном, коробки передач, шасси, заготовительном. Много перерасходуют сырья и материалов главный конвейер, литейные цехи, кузница. Так, в кузнечном цехе в 1953 году потери металла составили 206 тонн, а в 1954 году — 288 тонн. Можно ли при таком отношении к работе добиться экономии металла? Конечно, нет. Такие огромные потери не покроют никакие дополнительные фонды, да и покрывать их никто не будет. Начальникам цехов тт. Коноплеву, Бражникову, Хенкину, Захарову прежде чем требовать металл в отделе снабжения, нужно посмотреть его у себя на производственных участках. В этих цехах нет должной борьбы с потерями и браком. Надо заметить, что из года в год в брак идут одни и те же детали: клапан, шатун, коленвал, распредвал, штанга толкателя, валик вентилятора и другие. Главному металлургу тов. Парфенову и главному технологу тов. Зуеву следует сделать анализ, почему ежегодно в брак идут одни и те же детали и наметить практические мероприятия, которые позволили бы сократить брак до минимума. Не должен оставаться безучастным к создавшемуся положению с потерями металла и браком главный инженер завода тов. Полукаров. Ему надо потребовать от тт. Зуева и Парфенова улучшения качества вышеуказанных деталей. В текущем году перед работниками отдела снабжения стоят серьезные задачи. Наравне с обеспечением металлом для выполнения основной программы по выпуску тракторов «Универсал» и увеличенного плана по запасным частям, мы должны обеспечить цехи завода металлом материалами на изготовление всей оснастки, нестандартного оборудования и деталей в связи с подготовкой к выпуску нового дизельного трактора. В работе отдела материально-технического снабжения имеется ряд недостатков. Некоторые товарищи не оперативно решают поставленные перед ними задачи и, тем самым, мешают работать по суточному графику. Чтобы успешно справиться со стоящими задачами, каждый работник отдела должен проникнуться чувством ответственности за порученное дело, выполнять его добросовестно, добиваясь своевременной реализации всех выделенных фондов. И. АНТОНОВ, начальник отдела материально-технического снабжения завода» («Тракторостроитель», 17 марта 1955).
«УСКОРИМ ПОДГОТОВКУ ПРОИЗВОДСТВА К ВЫПУСКУ НОВОГО ТРАКТОРА По решению партии и правительства коллектив нашего предприятия в текущем году должен освоить производство нового, более экономичного дизельного трактора хлопковой модификации. Трактор «ДТ-24» сложнее «Универсала», как по конструкции, так и по точности изготовления деталей. Директором завода утвержден график работ по подготовке производства к выпуску новой машины. Как же коллективы отделов и цехов справляются с выполнением работ, предусмотренных графиком? Конструкторам отдела главного конструктора удалось за сравнительно короткий срок доработать слабые узлы машины, отмеченные Государственной комиссией и выдать заказы на их изготовление цехам. Однако, изготовление этих измененных узлов сильно задерживается в модельном и сталелитейном цехах. Старательно трудятся над выполнением взятых обязательств по разработке техпроцессов технологи отдела главного технолога. Наилучших результатов в соревновании добилась группа шасси, под руководством ведущего технолога т. Бодрова. Она досрочно закончила разработку технологии 80 наименований деталей. Большие задачи по проектированию оснастки поставлены перед конструкторами отделов главного технолога и главного металлурга. Однако с этими задачами конструкторы не справляются. С 1-го по 20-е марта группой рабочих приспособлений должно быть спроектировано 158 позиций, а сделано за это время лишь 81 позиция. На 20 позиций отстает от графика группа по проектированию режущего инструмента. Неблагополучно обстоит дело с проектированием холодных штампов. Эта группа имеет отставание на 28 позиций. Начальнику центрального конструкторского бюро тов. Комлеву и руководителю группы следует организовать более четкую работу вверенного им коллектива. Много дорогого рабочего времени конструкторы отдела затрачивают на проверку калек, исправление ошибок. Серьезные претензии работникам отдела главного металлурга предъявляют модельщики, которым они задерживают выдачу технической документации. Медленно выполняются заказы инструментальщиками. На 19-е марта инструментальный цех должен изготовить 222 рабочих и мерительных приспособления, а изготовлено только 35. В инструментальном цехе не изжиты еще внутрицеховые неполадки, слабо используются внутренние резервы. В то же время серьезной помехой при изготовлении оснастки на новый трактор является задержка с реализацией заказов по моделям и литью. Серьезное отставание от графика по изготовлению штампов имеет штамповый цех. Из 66 холодных штампов изготовлено 9, из 73 горячих — 6. Штамповщики горят желанием в срок справиться с заданием, но цех не обеспечен металлом. Начальник цеха тов. Лебедев проявляет большое беспокойство за выполнение графика, настойчиво ставит перед руководством завода вопрос о металле. Но снабженцы и заместитель директора тов. Северов допускают неоперативность в этом деле. Коллективам цехов и отделов надо ускорить подготовку производства к выпуску «нового трактора. График, утвержденный директором завода, не должен быть сорван. Прямая обязанность партийных и профсоюзных организаций цехов и отделов установить неослабный контроль за ходом выполнения задания по каждому отделу, группе, цеху, шире развернуть социалистическое соревнование за ускоренную подготовку производства и выпуску нового трактора» («Тракторостроитель», 22 марта 1955).
«Устранить помехи Коллектив центрального конструкторского бюро горячо откликнулся на обращение инструментальщиков о скорейшем изготовлении оснастки нового трактора. Обращение обсудили на партийном собрании отдела, на расширенном заседании цехового комитета. Технологи, конструкторы наметили ряд мероприятий, способствующих ускорению проектировочных работ. Напряженно работает в эти дни группа рабочих приспособлений, возглавляемая тов. Гавриловым. Конструкторами группы уже спроектировано 264 рабочих приспособления и 108 штампов. По сравнению с прошлым месяцем темп работы у них увеличился вдвое. Сейчас ежедневно сдается 7 — 8 позиций приспособлений. Такому росту производительности способствует то, что у конструкторов установился более тесный контакт с технологическими группами, и что отдел главного конструктора перестал вносить нервозность в работу различными конструктивными изменениями. Да и сами конструкторы группы творчески выросли, более оперативно решают неотложные вопросы. Тоже можно сказать и о группе мерительного инструмента и контрольных приспособлений, которой руководит тов. Емелин. В этом месяце группа спроектировала 28 приспособлений по дизельному трактору и 109 единиц специального инструмента. Вдохновенно трудятся на проектировании контрольных приспособлений конструктор Е. Арсеньева, старший конструктор А. Прохоров и приехавший из Коврова для оказания помощи конструктор А. Скотников. Каждый из них перевыполняет нормы проектировочных работ, сдает чертежи только высокого качества. Хорошо работают также старшие конструкторы З. Верясова, А. Жирнов и другие. Но успехи работников конструкторского бюро были бы гораздо лучше, если бы не встречались помехи извне. Сейчас в бюро нет ни одного листа ватманской бумаги. Конструкторы выполняют чертежи на серой оберточной бумаге и при накладке на них калек трудно различить контурные линии. По-прежнему узким местом в отделе является копировка чертежей. — Кроме 109 единиц специального инструмента, — говорит тов. Емелин, — нашей группой спроектировано его еще 116 единиц. Но сдать их в цех нельзя, чертежи еще находятся в копировке, причем некоторые из них лежат там с... 13 марта. По этой же причине задерживается выдача чертежей в инструментальный цех еще 28 позиций контрольных приспособлений. Все эти помехи вполне устранимы. Отделу снабжения необходимо принять неотложные меры по обеспечению конструкторов канцелярскими принадлежностями и особенно ватманской бумагой. А дирекции завода следует серьезно задуматься над тем, чтобы увеличить состав копировщиц и ликвидировать завал чертежей, который у них создался и тормозит работу по скорейшему изготовлению оснастки. С. СКВОРЦОВ Важное мероприятие Перед коллективом ремонтников завода стоит ряд неотложных задач по улучшению технического состояния оборудования, находящегося в эксплуатации, и переводу его на производство новых дизельных машин «ДТ-24». Исходя из этого, главный инженер завода обязал руководителей цехов в срок до 1-го апреля провести технический смотр вверенного им оборудования, выявить и устранить все замеченные при этом дефекты, подготовить станки к более точной и четкой работе. Для проведения смотра в каждом цехе предложено было создать смотровые комиссии. Эта работа проведена. В цехе шасси председателем комиссии назначен тов. Баженов, в термическом — тов. Иванова, ремонтно-механическом — тов. Чуксин, кузнечном — тов. Скворцов, на главном конвейере — тов. Нагорный. Комиссии создали, председателей назначили — этим и ограничились. Председатели комиссий: — заместители начальников цехов по технической части не придали должного значения проводимому смотру. Недопустимую медлительность проявляет смотровая комиссия моторного цеха, который располагает большим количеством станков и должен первым приступить к изготовлению основы трактора — дизельного мотора. Здесь и не торопятся проверить каждый агрегат, выяснить, чего у него не хватает, что надо дополнить, восстановить. Безответственно относятся к большому делу руководители и смотровая комиссия цеха коробки скоростей. До 1-го апреля остались считанные дни. Ио и за это время можно многое сделать по выявлению дефектов оборудования, устранению их. Необходимо добиться, чтобы члены смотровых комиссий цехов прониклись чувством глубокой ответственности за порученное дело и внесли свой вклад в успешное освоение производства нового дизельного трактора. Г. АНДРЮШКИН, главный механик завода Ждем модели Коллектив участка ремонтного литья полон горячего желания изготовить отливки для нового трактора. В марте поступило 37 моделей, по всем из них сделаны отливки. Литейщики также успешно справились бы с отливкой и ряда других деталей, но вся беда в том, что модельный цех не обеспечивает их новыми моделями. — Какие есть модели по дизелю на ремонтный участок? — спрашивает по телефону заместитель начальника литейного цеха № 2 тов. Рузов начальника планово-распределительного бюро модельного цеха тов. Арясову. Но та ничего не может сказать утешительного. Ни одной готовой модели в цехе нет. Сдерживают работу литейщиков и снабженцы. Вот уже вторую неделю ни на участке, ни в цехе нет магния. Н. ЛЕОНОВ О качестве оснастки Своевременное изготовление оснастки на новый дизельный трактор — первоочередная задача коллектива инструментального цеха. С каждым днем на контрольный пункт для проверки поступает все больше изготовленных приспособлений и другой оснастки. Борясь, за выполнение графика, инструментальщики особое внимание уделяют качеству выпускаемой продукции. В этом направлении в цехе осуществлен ряд мероприятий. Ремонтируется координатно-расточной станок, на котором будем производить более точную расточку крупных приспособлений. Пущена ванна для оксидирования. Это предохраняет детали от коррозии, улучшает их внешний вид. Приведены в порядок все контрольные плиты. Но во многом результаты нашего труда зависят от литейного цеха № 2. Сталелитейщики подают много некачественного литья. Так, в феврале и марте по их вине забраковано 50 тисков по геометрии, 22 корпуса, 26 крышек для скальчатых кондукторов и 10 крышек для поворотных столиков Н-4-123 по раковинам, рыхлостям и зазорам. Не соответствует техническим условиям и твердость литья. Качество литья определяет качество оснастки. Начальнику подотдела ОТК литейного цеха № 2 тов. Мокееву необходимо усилить контроль за качеством продукции, выпускаемой участком ремонтного литья. Пора обратить внимание на этот участок и начальнику ОТК завода тов. Балкунову. Новый трактор «ДТ-24» сложнее трактора «Универсал», как по конструкции, так и по точности изготовления деталей. Приспособления, выпускаемые нами, должны обеспечивать необходимую точность при изготовлении деталей, а также удобство в работе. Конструкторам при проектировании оснастки следует учитывать условия и возможности изготовления приспособлений на нашем оборудовании. А то случается так, что они дают слишком маленькие допуска, отчего не можем производить замер. При проектировании конструкторами допускаются ошибки, из-за которых срываются сроки выполнения намеченных работ. Так, например, несколько раз ошибались в расчетах конструкторы тт. Урвачева и Евдокимов. Не должны стоять в стороне от борьбы за качество оснастки работники техсектора цеха и станочники, изготовляющие приспособления. И среди них есть еще у нас бракоделы. Так, шлифовщик тов. Земсков в марте сделал пять бракованных деталей. Он не внимателен в работе, допускает отклонения от чертежей. Не выдерживает указанных размеров фрезеровщик тов. Афанасьев. Ошибки при составлении технологии допускают технологи тт. Иванов, Соколова, Комарова. Каждый рабочий, мастер, технолог, занятый проектированием и изготовлением приспособлений, должен постоянно заботиться об улучшении качества оснастки, ибо от нее во многом будет зависеть качество нового трактора. А. БОЛТУШКИН, мастер подотдела ОТК инструментального цеха» («Тракторостроитель», 29 марта 1955).
«Что им надо? Мы хотим жить. Мы хотим работать. Мы никому не хотим зла!» — такие разговоры я часто слышу от тракторостроителей. Многие из них собственными глазами видели ужасы войны и вот сейчас, когда в мире происходит процесс размежевания сил войны и сил мира, они выражают гневный протест организаторам войны и разрушения. И к их голосу присоединятся все честные люди земли. Сам я до Великой Отечественной войны учился в энергомеханическом техникуме, желая получить мирную профессию, работать в промышленности. Но мои планы не осуществились. В 1943 году, с третьего курса техникума ушел на фронт защищать любимую Родину от немецко-фашистских захватчиков. Участвовал в боях за Старую Руссу, был ранен, затем, по излечении, принимал участие в тяжелых битвах за освобождение Пинска, Житомира и других советских городов. С болью в сердце я узнавал о чудовищных зверствах отступающих фашистов, не мог спокойно глядеть на те бедствия, которые принесла нашему народу гитлеровская армия. После победоносного окончания войны, я вернулся в техникум с надеждой осуществить свою давнишнюю мечту, с думами, что никогда еще не повторится война. С такими же думами принялись за восстановление разрушенного войной хозяйства все мои однополчане. Однако в мире нашлись люди, которые, несмотря на поучительные уроки истории, стали потрясать атомной бомбой, готовить народу новую мировую бойню. Что же, мы, бывшие фронтовики, в один голос отвечаем господам из-за океана: «Преградим путь войне! Силы мира непобедимы». Сейчас я работаю старшим конструктором в отделе главного механика, готовлю техническую документацию на модернизацию оборудования, необходимого для перехода к выпуску новых дизельных машин. Отрадно сознавать, что труд, который я вкладываю повседневно, направлен к укреплению могущества нашего государства, к новому подъему социалистического сельского хозяйства. Наш самоотверженный труд на производстве является лучшей гарантией сохранения мира и безопасности. А. ПИЩИКОВ, старший конструктор отдела главного механика» («Тракторостроитель», 31 марта 1955).
«Наум Львович Хасдан прошел немалый трудовой путь. Двадцать пять лет тому назад он работал слесарем, одновременно учился в рабфаке. Затем поступил в вечерний машиностроительный институт. Учеба протекала все время с напряженной работой на производстве, с непосредственным обращением с техникой. С 1944 года Наум Львович работает на нашем заводе конструктором. И вот тут-то, впервые оказавшись перед кульманом, он почувствовал, какую большую роль играет хорошее знание производства.
Приспособления должны быть удобными в работе, дешевыми в изготовлении. А главное, чтобы они позволяли обрабатывать детали трактора высококачественно, с наименьшими затратами времени. Сделать такие приспособления не легко. И тов. Хасдан на помощь приходили знания, полученные в процессе работы рядовым слесарем. Многие из приспособлений он видел раньше и их требовалось только модернизировать, улучшить. Встречались и такие приспособления, которые надо проектировать заново. В этой сложной работе и начинается творческое горение конструктора, проверяется его техническая зрелость, мастерство. Раньше при обработке корпуса масляного насоса получался большой брак, потери завода достигали огромных размеров. Нужно было приспособление, которое в корне улучшило бы обработку этой детали. Разработать его поручили тов. Хасдан. Начались творческие искания, конструктор перебрал множество вариантов, пока, наконец, не остановился на одном. Это был вариант, предусматривающий расточку корпуса масляного насоса и позволяющий совсем ликвидировать брак. Новую оснастку немедленно внедрили в производство, она до сих пор стоит на службе у моторщиков, нашла применение на других предприятиях. Окрыленный замечательным успехом, конструктор стал браться за разработку сложных, высокопроизводительных приспособлений, улучшение технологических процессов. Узким местом в 1950 году была нарезка червяка автомата. Она производилась шлицевой фрезой, отнимала очень много времени. — Беритесь за новое приспособление. Дело сложное, но интересное, — говорил заместитель главного технолога. — Во времени пока не станем ограничивать. Но тов. Хасдан, узнав, что именно от этого страдает производство, решил немедля взяться за работу. Он убедился в непригодности старого способа, вызвался искать новый, более совершенный. Мысленно он уже представлял все приспособление, понимал, каким оно должно быть, но еще не знал с чего начать работу, какой принцип положить в его основу. Науму Львовичу пришлось пересмотреть почти всю техническую литературу, но и в ней он не нашел нужного ответа. И вот в самый напряженный момент творческих исканий тов. Хасдан был осенен счастливой мыслью — применить вихревую нарезку червяка, для чего разработать специальное приспособление. Решение было правильным, оригинальным. Это подтвердилось, когда новое приспособление было уже изготовлено. Наш завод стал одним из первых в стране применять вихревую нарезку крупно-габаритных червяков. Тов. Хасдан является автором и других ценных новшеств, позволяющих тракторостроителям добиваться более высокой производительности труда. Два года назад им спроектировано приспособление для проточки канавки клапана, которое позволяет до минимума свести брак. А всего министерством автотракторного и сельскохозяйственного машиностроения одобрено до 10 наиболее оригинальных и ценных приспособлений конструктора и рекомендовано для внедрения на других заводах. Сейчас Наум Львович Хасдан занят большой работой по проектированию основных поворотных приспособлений на головку блока, блок мотора, корпус трансмиссии и другие сложные детали дизельного трактора. Этот невысокий, общительный человек становится неузнаваемым, когда оказывается перед чертежной доской, когда работает. Мысли сосредоточены, да и сам он кажется весь собранным. Таким он творит, создает, дерзает. — Дизельная машина, — говорит Наум Львович, — более трудоемкая, требует большей точности работы. Эти требования целиком предъявляются и к нам, конструкторам. И действительно, внимательно просматривая чертежи приспособлений, спроектированных опытным конструктором, невольно, убеждаешься в правильности произнесенных им слов. Вот приспособление для фрезеровки кулачков распределительного вала. Так как на заводе нет специальных станков для фрезерования сложных деталей, нужно применяться к обычным фрезерным станкам. С таким расчетом тов. Хасдан и спроектировал новое приспособление. Оно позволяет обрабатывать сразу все четыре кулачка вала, не останавливая станок и не вынимая детали из приспособления. За все время работы по освоению новой машины Наум Львович спроектировал до 20 крупных рабочих приспособлений. За успехи в феврале цеховым комитетом ему присвоено званые лучшего конструктора отдела главного технолога. В. АЛЕКСАНДРОВ» («Тракторостроитель», 5 апреля 1955).
«Конструкторы задерживают проектирование инструмента Все рабочие участка мерительного инструмента несут предмайскую трудовую вахту, добиваются новых производственных побед. Коллектив нашей смены 26 марта выполнил месячный план. Станочники приступили к изготовлению инструмента для дизельного трак, тора. В марте нами изготовлено пять позиций и еще две находятся в стадии изготовления. Со всей ответственностью рабочие относятся к выполнению задания по новому трактору, стремятся закончить его как можно быстрее и качественнее. Образцы труда на выполнении этого заказа показывает высококвалифицированный резьбошлифовщик Иван Семенович Рябцев. Ему поручаем наиболее сложную обработку. И справляется он с ней безукоризненно. По две-две с половиной нормы выполняют ежедневно в дни предмайского соревнования передовые резьбошлифовщики тт. Ознобин, Суханов, занятые изготовлением инструмента для новой машины. Коллектив смены решил апрельский план выполнить также досрочно, к 27 числу. Но серьезной помехой в выполнении этого обязательства в настоящее время является недостаточная загруженность участка. Мало поступает документации на новый трактор. Конструкторы центрального конструкторского бюро задерживают разработку чертежей мерительного и резьбового инструмента. На сегодня мы смогли бы изготовить не семь позиций нового трактора, а гораздо больше. Г. ПАНТЕЛЕЕВ, сменный мастер инструментального цеха «Краткое описание двигателя «Д-24» «ДТ-24» представляет собой колесный трактор с двигателем мощностью 24 лошадиных силы, работающем на дизельном топливе. Дизельный двигатель «Д-24» работает более экономично, чем применяющийся в настоящее время мотор на «Универсале». При одинаковых условиях работы он расходует топлива 218 граммов на каждую лошадиную силу в час, т. е. на 35—40 процентов меньше, чем «Универсал». Притом стоимость дизельного топлива значительно ниже стоимости керосина. Двигатель установлен в передней части трактора и предназначен для преобразования тепловой энергии в механическую, которая и используется при выполнении различных работ. По способу образования свежего заряда и его воспламенению в цилиндре двигатели делятся на карбюраторные и дизели. Карбюраторными называются двигатели, у которых воздух и топливо вводятся в цилиндр в виде горючей смеси, приготовленной в карбюраторе. Причем зажигается эта смесь в цилиндре электрической искрой. Дизелями называются двигатели, у которых воздух и топливо подаются в цилиндр раздельно и горение смеси начинается в результате самовоспламенения топлива. Дизельные двигатели имеют существенные преимущества перед карбюраторными. При сжатии в цилиндре карбюраторного двигателя возникает давление в 5 — 9 атмосфер и температура доходит до 250-300 градусов. У дизельного же двигателя давление в цилиндре при сжатии достигает 35 — 38 атмосфер, а температура — до 600 градусов. Около верхней мертвой точки, когда происходит процесс зажигания, в цилиндре обычного мотора давление составляет 20-25 атмосфер, а температура — 2000-2500 градусов. У дизеля же в этот момент давление в цилиндре увеличивается вдвое, а температура бывает ниже — 1500-1800 градусов.