«СТРОИТЬ НАДО БЫСТРЕЕ Большие задачи стоят в этом году перед строителями, занятыми на возведении производственных сооружений Владимирского тракторного завода. Наша комплексная бригада работает на блоке цехов автоматических линий. К концу года мы должны сдать первую очередь объекта площадью десять тысяч квадратных метров под монтаж оборудования. К сожалению, немало факторов, сдерживающих нашу успешную работу. Завод до сих пор не освободил полностью строительную площадку. Здесь расположено здание кислородной станции, которая обслуживает сорок владимирских предприятий и организаций, в том числе обеспечивает кислородом городские больницы. О необходимости сноса здания и перевода станции в другое место, конечно, было известно задолго до начала строительства, но вопрос решен лишь недавно. Также недавно удалось добиться переноса всех подземных коммуникаций с территории стройки. Кстати, о проходившем через стройплощадку водопроводе узнали только тогда, когда прорвали его при земляных работах. Испытывают трудности строители и с получением сборного железобетона. В результате имеющиеся на стройке два специальных крана используются не с полной загрузкой. Происходит это из-за недоработок в планировании. Тот объем работ, который мы выполняли за последние четыре месяца можно было сделать за два, но поставки стройматериалов ориентированы не на наши потребности, а на то, как «удобнее» заводам железобетонных изделий. Поэтому говоря о повышении производительности нашего труда необходимо всегда касаться при этом и предприятий строительной индустрии. Ведь чтобы возведение объектов шло успешно, необходимо 30-40 процентов годовых капитальных вложений осваивать в первом квартале. Мы же из-за поставщиков, как правило, первые три месяца работаем неритмично. Не лучше ли работу тех же заводов ЖБИ намечать в соответствии с задачами главного хозяина возводимого объекта, определяемыми согласно нормативным срокам строительства, а не наоборот. Для ритмичности же работы предприятий стройматериалов целесообразно было бы иметь на них склады готовой продукции. Даже существующий график поставки зачастую срывается. Вместо пяти двенадцатиметровых балок Муромский завод железобетонных изделий нам поставил всего две. Есть и другие подобные примеры. Подсчеты показывают, что только обеспечение нас материалами по графику позволило поднять производительность труда на 30 процентов. Сейчас же каждое рабочее утро у меня начинается с мыслей, как расставить людей — в бригаде 42 человека, — чтобы была необходимая выработка. Иногда нашей бригаде приходится сталкиваться с прямым головотяпством л в планировании работ. Мы должны смонтировать лестничные марши в этом месяце, а колонны под них... в следующем. Монтаж стеновых панелей на северо-западной стороне в марте не был предусмотрен, нет соответственно и заказа на их поставку. А ведь возникнут большие трудности и соответственно финансовые затраты: между строящемся объектом и возведенным административно-бытовым корпусом проложена железнодорожная ветка. Значит, тут крана не поставишь, а на противоположной стороне, где пока он стоит, готовый к установке стеновых панелей, скоро монтажники начнут возведение стальных ферм-перекрытий... Можно высказать и немало претензий по технической документации. Я сам только в прошлом году окончил политехнический институт и могу сказать, что за такие чертежи больше двойки студент нe получил бы. Нам же по ним строить, как говорят, завод будущего. Почему же отдел капитального строительства заказчика не проверил вовремя проектную документацию. Не поэтому ли приходится сейчас вносить в нее поправки в ходе строительства. Трудности перед нами стоят большие. Причем в основном их нельзя назвать «объективные». Основная причина – чья-то халатность, отсутствие инициативы, нежелание перестраивать свой стиль работы. Конечно, объект будет построен: строители не подведут. Хотелось бы только, чтобы все участники большого общего дела работали творчески, дальновидно с сознанием масштабности стоящих целей, как того требуют решения XXVII съезда КПСС. В. ДЕРЯБКИН, мастер-бригадир УНР-8» («Тракторостроитель», 4 апреля 1986). «ПОБЕДИТЕЛИ Недавно на завод пришла радостная весть: по итогам работы за прошлый год министерство и ЦК профсоюза автомобильного, тракторного и сельскохозяйственного машиностроения передовым бригадам отрасли присвоили звание «Лучшая бригада министерства». Среди победителей названы и коллективы нашего предприятия, возглавляемые Н. Егоровой из прессового цеха, В. Кузнецовым из тракторного, А. Блытовым из первого моторного, М. Коптевым из штампового, А. Наумовым из второго моторного, Б. Романовым из первого литейного» («Тракторостроитель», 10 апреля 1986). «На вечное хранение В традиционном пробеге на приз памяти председателя Владимирского горспорткомитета в 1936 — 1941 годах Василия Николаевича Зернова, отличного спортсмена, комиссара батареи отдельного артиллерийского дивизиона 4-го воздушно-десантного корпуса, героически погибшего в Великой Отечественной войне, участвовало свыше четырехсот физкультурников. Наш завод представляла команда в количестве 47 человек. Это были в основном спортсмены завода, бегуны туристического клуба «Меридиан», большая группа легкоатлетов из МСП и просто любители бега. Уверенную победу завоевал Г. Трапезников из ВЗИТО. Десятикилометровую дистанцию он прошел первым за 28 мин. 25 сек. В десятке лучших были и другие наши бегуны: В. Дегтярев из МСП, Ф. Бармин из кузнечного цеха, А. Бутаков — тренер СК «Мотор», А. Белов из ОГТ, И. Бугров из НИО. Среди женщин первое место завоевала спортсменка из ВРСУ С. Мыценко, третье — Е. Бережная из ВЗИТО. У ветеранов лучшими были наши известные физкультурники В.И. Антимиров и В.П. Полянский. В командном зачете тракторостроители в третий раз завоевали переходящий приз, который отныне остался в нашей команде на вечное хранение. А. ОЛЕЙНИК, тренер команды» («Тракторостроитель», 29 апреля 1986). «ЗАБОТЫ ПОДСОБНОГО ХОЗЯЙСТВА «Задача, которую нам предстоит решать в самый короткий срок, — говорилось на XXVII съезде КПСС, — полное обеспечение страны продовольствием». Решением этой проблемы призвано заниматься и заводское подсобное хозяйство. Какими заботами живет сегодня наш аграрный цех, мы попросили рассказать заместителя генерального директора В.Н. Гудкова. — Виктор Николаевич, началась новая пятилетка. Как и все производственные подразделения, подсобное хозяйство, вероятно, разработало перспективный план развития и сейчас решает задачи в этом направлении. Какие они, эти задачи? — Прежде чем говорить о планах необходимо рассказать о том, как прошла у нас зимовка скота. А она была нынче сытой, с большим запасом кормов. Это положительно сказалось и на надоях, и на привесах. Так, за четвертый квартал прошлого года и за первый нынешнего получено 252,6 тонны молока и 65 тонн мяса, что значительно выше по сравнению с тем же периодом прошлого года. Задача на нынешний год: получить 770 тонн молока и 140,8 тонны мяса. Кроме того, мы решили перевести крупный рогатый скот на интенсивный откорм, приобрести племенной скот и вывести мясную породу. — Но ведь развитие животноводства в прямом отношении связано с кормовой базой. Как будет решаться эта задача? — В нынешнем году мы решили путем мелиорации восстановить 200 гектаров земель и 67 гектаров подвергнуть конкретному улучшению. С этой целью сейчас в почву внесено 4.5 тонны минеральных удобрений. Кроме того, в хозяйство приобретено семян на яровой посев трав. Впервые нынче будем заниматься однолетним и люпином, который на 67 гектарах посеем на силос и на 60 гектарах на семена. Сейчас у нас готовится проект для проведения культуртехнических работ частично с мелиорацией в Шепелях — 200 гектаров и 180 гектаров — в Пушнино. В целом задача на нынешний год: в сжатые агротехнические сроки получить с гектара по 10 ц. зерновых и по 150—200 ц. люпина на силос. — Урожай трав необходимо собрать и заготовить впрок для обеспечения сытой зимовки скота. Это, по-видимому, также одна из первоочередных задач? — Конечно, в период летней страды мы должны заготовить две тысячи тонн сена, две тысячи тонн силоса, одну тысячу тонн сенажа и 150 тонн корнеплодов. В этой работе большое участие должны принять заводчане, которым не надо забывать, что заготовка кормов кровное дело каждого тракторостроителя. Ведь продукция подсобного хозяйства идет, прежде всего, на стол заводчанам. Кстати, к уборочной кампании коллективам, закрепленным за угодьями, желательно уже сейчас начать подготовку: познакомиться с участниками, решить вопросы с техникой, организационного порядка и т. д. — А какой-нибудь коллектив уже приступил к этой работе? — Да. Технический отдел надежности, который возглавляет В. Туницын, побывал в хозяйстве. Работники осмотрели будущее поле деятельности. Ими разработан проект приспособления для активной сушки трав. Именно такой творческий подход к делу должен проявить каждый коллектив, которому предстоит работать у нас. — Сегодня сельскому хозяйству нужны люди, заинтересованные работой, с высоким профессиональным мастерством, с новаторской жилкой. Но ведь самой крепкой гарантией всех успехов является постоянная забота об условиях труда сельских тружеников. — Да, на это нацелены наши планы. Для укрепления материальной базы сделан заказ на изготовление проектов для обновления центральной усадьбы, предусмотрено и также строительство жилья и усовершенствование цехов животноводства, переработки продукции и механизации. Одним словом, планов в этом направлении немало. Но очень важно, чтобы они, задумки, неукоснительно выполнялись и не такими темпами, как строительство Дома культуры, который возводится уже пятый год. А чтобы планы решались более оперативно, нужно, чтобы к их осуществлению заводские строительные организации и в первую очередь коллектив ОКСа относились со всей ответственностью» («Тракторостроитель», 6 мая 1986). «Работу любого производственника можно измерить в процентном отношении или в конце концов количеством сделанных деталей. А как определить вклад инженерно-технических работников? Наверное, прежде всего, активностью и в неменьшей мере - исполнительской дисциплиной. Именно такими критериями оценивается деятельность старшего инженера-технолога моторного цеха № 2 Ивана Федоровича Ядрецева. Это человек большой работоспособности. Очень редко можно застать его в тиши кабинета. Ему больше импонирует рабочий гул станков, рокот снующего транспорта, вдохновленные лица рабочих. В цехе у Ивана Федоровича много забот, особенно сейчас, когда идет подготовка производства к выпуску трактора Т-30. Ведь моторостроителям предстоит осваивать выпуск деталей тридцати наименований. А разве мало времени уходит на то, чтобы провести аттестацию деталей на Знак качества? И во все эти дела Иван Федорович, что называется, впрягается по-настоящему, считая каждую работу наиболее важной. Иначе он не умеет. Такой подход к работе выковался у него в те годы, когда он работал в цехе шлифовщиком, потом мастером. Доскональное знание производства помогает Ядрецеву более оперативно и рационально решать технические вопросы. Уже много лет верным спутником его деятельности является творчество. Он один из активнейших рационализаторов цеха. Его предложения направлены и на повышение производительности труда, и на улучшение культуры производства, и на экономию всевозможных ресурсов. А сейчас Ивана Федоровича заботят вопросы снижения потерь от брака. Он постоянно в поиске. И нередко эти поиски дают положительный результат. Не удивительно поэтому, что его последние предложения направлены в основном на повышение качества выпускаемой продукции. Есть еще неотложные дела у Ядрецева, которые он считает неотъемлемой частью своей деятельности. Это — помощь молодым. Он никогда не откажет в совете завтрашним выпускникам, сегодняшним молодым специалистам. Для каждого у него найдется доброе слово. И опять-таки это далеко не полный рассказ о цеховом инженере-технологе И.Ф. Ядрецеве. Помимо своей основной, он выполняет большую общественную работу, являясь бессменным инспектором по технике безопасности, И это беспокойное хозяйство старается вести так, чтобы не было никаких нареканий. Л. ВАСИЛЬЕВА
И.Ф. Ядрецев
Оперативный комсомольский отряд дружинников ВТЗ организован в сентябре 1961 года. Важной вехой в его истории явился декабрь 1978 года, когда в штабе ОКОда сложился крепкий костяк комсомольских активистов. С этого времени отмечена стабильность кадрового состава и организована его ежедневная работа. Этого удалось достичь в значительной степени потому, что удалось так наладить внутриотрядную жизнь, что он стал своеобразным молодежным клубом по месту жительства. Силами комсомольского актива были подобраны ребята в основном из числа проживающих в общежитии, у которых все вечера были свободны. В опорный пункт на улице Тракторной привезли борцовский ковер, установили теннисный стол и телевизор. Это имело и тот положительный момент, что подшефные подростки сами с удовольствием к нам приходили и интересовались нашими делами, т. е. были постоянно перед глазами. Сейчас отряд стал коллективным членом туристского клуба «Меридиан». Уже проведено два горных похода по Приэльбрусью, причем в прошлом году поход посвятили 40-летию Победы и юбилею завода. Силами отряда организуются тренировки по технике горного туризма для учащихся подшефного ГПТУ-7. Работа отряда организована по различным направлениям: с трудными подростками, по линии ОБХСС, рейды на заводе в дни выдачи заработной платы, дежурства на всех вечерах отдыха молодежи, проводимых в доме культуры, в общежитиях, тематические рейды по району, участие в операциях, организуемых областным комитетом ВЛКСМ и УВД Владоблисполкома. С 1980 года на базе отряда создана комсомольская автоинспекция, куда вошло 60 молодых владельцев мотоциклов. Ребята с удовольствием участвовали в рейдах, учились, соревновались. Работа нашей комсомольской автоинспекции отмечена Владимирским УВД. К сожалению, необходимого помещения для занятий технического мотоклуба пока так и не нашлось. В результате работа комсомольской автоинспекции несколько ослабла. Для повышения эффективности работы по борьбе с пьянством в молодежных общежитиях созданы специальные дежурные группы из числа жильцов — молодых коммунистов и комсомольских активистов. Несколько слов о составе отряда. Из 70 человек — 24 коммуниста и 45 комсомольцев. Средний возраст окодовца — 23 — 24 года. В отряде три девушки, которые заняты в основном ведением документации. При ОКОДе организованы шесть отрядов: «Юный дзержинец», «Юный друг милиции» и «Юный инспектор движения» из числа учащихся. Из наиболее подготовленных и опытных окодовцев создана группа оперативного реагирования, которая разрабатывает и проводит самостоятельные операции, привлекается органами внутренних дел к совместной работе. Результаты деятельности отряда высоки. В среднем за год нами задерживается 1100 — 1300 нарушителей, из них в нетрезвом состоянии — 600 — 700 человек, раскрывается 9 — 12 преступлений. За последние семь лет работы ОКОД на молодежных вечерах отдыха в Доме культуры не совершено ни одного преступления. На 50 процентов снижено количество хищения на заводе и 70 процентов — случаев проноса спиртного в цехи. Правонарушений в общежитиях снизилось на 30 процентов. По итогам работы за 1984 год отряд был признан лучшим в областном смотре-конкурсе оперативных комсомольских отрядов. В конце минувшего года наш ОКОД стал базой при проведении учебы актива оперативных отрядов. Недавно отряд был оборудован радиостанцией «Пальма» и получил шесть малогабаритных раций «Днепр». Это позволило нам существенно поднять эффективность специализированных рейдов. В. ПОГОСОВ, командир ОКОДа ТАК МЫ НАЧИНАЛИ Оперативному комсомольскому отряду дружинников нашего завода исполняется 25 лет. Сегодня мы начинаем публиковать воспоминания тех, кто создавал его, стоял у отрядного руля. О первых шагах заводских оперативников рассказывает первый командир В. Коршунов. Свой рассказ, видимо, следует начать с 1958 года. Как-то летом я вместе с друзьями — человек пять нас было — полезли на школьный двор и обломали забор. Приходит участковый: все восстановить. Какой разговор — сделали. Он вызывает опять: надо помочь милиции — обстановка в том году была сложная. Раз надо — значит надо. Стали помогать. Евгений Карцев, Анатолий Белов, я... — пятерка неразлучных друзей, с которой начали комплектовать группу бригадмилов. В сентябре организовали штаб. Меня предлагали избрать командиром, но скоро мне предстояло идти служить в армию. Отслужив положенное, вернулся в родной Владимир. Встретился с друзьями — вспоминали наше бригадмильство. В июле 1961 года устроился работать на тракторный завод. Сразу же послали в совхоз. Там через месяц, получаю вызов: «Создается комсомольский оперативный отряд. Тебя предлагают командиром. Выезжай». На следующий день я уже был во Владимире и начал организовывать отряд: Толька здесь, Женька здесь, тот, этот — пятерка есть, остальные примкнут. Большую помощь оказал заводской комитет комсомола, приняв решение всему активу лично участвовать в работе оперативного отряда. Начинали мы с рейдов по заводу и прилегающей к нему территории. Сначала ходили с красными повязками, но уже где-то через месяц нас стали узнавать в лицо... Самостоятельным отрядом мы проработали недолго. Вскоре бюро горкома комсомола приняло решение о создании на базе оперативного отряда ВТЗ общегородского. Помню, собрали вечером членов бюро и секретарей основных городских комсомольских организаций. Пригласили меня, секретарь горкома говорит: «Командуй!»
От одного завода пять человек, от этого десять, от того, другого... Набрали сотню. Назвали «Комсомольский оперативный отряд при горкоме комсомола». Основная сила отряда была на тракторном заводе. Хорошо работали ребята с «Электроприбора», «Точмаша», «Гипропласта»... Первый штаб отряда, чисто тракторозаводского, находился на улице Горького. Мы его полностью оборудовали. Штаб же городского отряда находился сначала в горкоме комсомола, а затем его перевели в кинотеатр «Художественный». На Горького же стал штаб заводской добровольной народной дружины, где была и отрядная комната. Основные дежурства проходили в центре города. Организовывались они ежедневно и обычно начинались в семь вечера. К одиннадцати собиралось не менее тридцати оперативников. Задача была одна — охрана общественного порядка. Много беспокойств доставляли группировки подростков из районов Марьинки, кирпичного завода, улиц Северная, Вокзальная и другие. Нейтрализовали их в парке им. Пушкина. На очереди парк им. 850-летия г. Владимира, навели там порядок — пора заниматься поселком кирпичного завода. В основном были тревожными эти три точки. Пресекали крупные драки «улица на улицу». Хорошим подспорьем в оперативной работе стала физическая подготовка, полученная мной за время армейской службы: ее я проходил в воздушно-десантных войсках. Некоторые приемы самбо я помог освоить своим товарищам по отряду. Многие оперативники были спортсменами. Поздно вечером, ночью заканчивались наши дежурства. Все собирались в штабе. Туда же доставляли задержанных. Если это были подростки, то тут же вызывали их родителей. Главным залогом нашей успешной работы был актив, костяк отряда, который душой болел за дело. Ребят не надо было специально вызывать, тащить на дежурство — сами приходили. Не был равнодушен к оперативному отряду и секретарь заводского комитета комсомола Владимир Ларин, появлявшийся в штабе не как «высокий гость», а товарищем по общему делу. Считаю удачно сложившимися судьбы многих, кто был в отряде «первого призыва». Некоторые пошли работать в органы охраны общественного порядка, другие честно трудятся на производстве, работают в различных общественных организациях. Все они — каждый, на своем месте — продолжают служить на благо людям» («Тракторостроитель», 13 мая 1986). «Рассказывает об ОКОД Н. Симонов, третьим возглавлял его в 1970 — 1974 годы. Пришел я работать на тракторный завод в 1965 году, окончив ГПТУ-6. В это же время меня привлекли к внештатному сотрудничеству с городским отделом милиции. Работа эта меня заинтересовала и увлекла. С оперативным отрядом я связал свою судьбу в 1969 году. Вызвал меня как-то секретарь заводского комитета комсомола Геннадий Денисов и говорит: — Николай, знаю, есть у тебя оперативная жилка: не зря четыре года помогаешь милиции. Почему бы тебе не возглавить штаб нашего оперативного отряда? Думаю, опыт общественной работы в органах правопорядка тебе поможет. Я дал согласие. Через год, в ноябре 1970 года меня избрали уже командиром отряда — это стало моим партийным поручением: я был принят кандидатом в члены КПСС. Около семидесяти человек было тогда в оперативном комсомольском, а в 1973 году к нам присоединился еще и оперативный отряд политехнического института со своим боевым комиссаром Владимиром Григорьевым. Отряд состоял из специализированных групп: помощи ОБХСС, уголовному розыску, участковым инспекторам, дежурств по району, работе с несовершеннолетними, которые в свою очередь делились на пятерки. Дежурства отряда проходили каждый день, в них участвовало по 30 — 40 оперативников. Проводили ночные рейды по заводу, выявляя лиц в нетрезвом состоянии, «отдыхающих» в бытовках во время рабочей смены. Результативными были рейды патрульных групп вдоль заводского периметра: пресекались попытки проноса спиртных напитков, случаи мелкого хищения. С целью профилактики правонарушений почти ежедневно силами отряда проверялись подвалы и другие сомнительные места возможного скопления подростков. На Содышке силами оперативников велась решительная борьба с пьянством, хулиганством и браконьерством. Было организовано патрулирование на моторных и весельных лодках. Зачастую наши ребята выполняли и роль осводовцев: предупреждали несчастные случаи на воде. Всем отрядом мы не раз выходили на субботники: на сборочные конвейеры, на строительство клуба «Чайка». Среди ребят - оперативников того времени стоит выделить Сергея Разгулина, возглавлявшего штаб отряда, Николая Вашкевича — комиссара отряда, а также Михаила Смирнова и Василия Кислякова. Они, не жалея личного времени, вкладывали все свои силы в борьбу, с преступностью, пьянством, правонарушениями, показывая образцы гражданской зрелости. Среди девушек — в отряде их было 10 — 12 — следует особо отметить Ларису Медкову. В подростковом возрасте пришла она в горком комсомола и решительно заявила: — Хочу ловить хулиганов! Ее отговаривали, убеждали, что это не ее дело, но она все же настояла на своем и была направлена в наш отряд. У нас начинал свою биографию оперативника и нынешний командир ОКОДа Владимир Погосов — для подростков была специальная группа по типу нынешних отрядов «Юный дзержинец». Регулярно проводилась у нас учеба оперативников: приглашались работники уголовного розыска, прокуратуры. Была организована и спецподготовка по самбо в спортклубе «Мотор», политучеба, которую веди секретари заводского комитета комсомола — сначала Геннадий Денисов, а затем Вячеслав Зеленин» («Тракторостроитель», 20 мая 1986). «ДВАДЦАТЬ ПЯТЬ — ВОЗРАСТ МОЛОДОЙ История нашего заводского отряда берет начало с 1961 года. В этом году ему исполнилось двадцать пять лет. Этому событию и был посвящен состоявшийся в мае трехдневный слет. Члены оперативного отряда — бойцы нынешнего состава и его ветераны, Заводской комсомольский актив, делегация боевой комсомольской дружины из города Брежнева, где делают большегрузные КамАЗы, во главе с командиром БКД Александром Хафизовым приняли в нем участие. Вечер первого дня. В штабе отряда один за другим собираются гости — участники запланированного рейда по району. Наконец, все в сборе. Начинается развод патрульных групп. Его проводит командир ОКОД Владимир Погосов, совместно с ветеранами отряда, возглавлявшими его ранее, Валерием Коршуновым и Николаем Симоновым. Двадцать пять лет назад стал командиром тракторозаводского оперативного комсомольского отряда Валерий Коршунов и четыре года успешно руководил его работой. Сегодня у него радостный день. Видит он нынешних бойцов ОКОДа и встают в памяти друзья — Евгений Афанасьев, Анатолий Белов, Виктор Краснов — с которыми он создавал отряд... Минувшие четверть века не раз обновили состав отрада, но не прерывается связь поколений и ветераны всегда здесь желанные гости. Где-то через полчаса с начала рейда появляются первые задержанные. Нарушители правил поведения в общественных местах, лица в нетрезвом состоянии, хулиганы — всего восемь человек — были доставлены в штаб отряда. На всех составили протоколы, с некоторыми проведены профилактические беседы, а кое-кого пришлось отправить в медвытрезвитель. Главный же итог первого дня слета — это взаимно полезное общение, обмен, мнениями ветеранов отряда, нынешних окодовцев и гостей от БКД. Насыщенным был и вечер следующего слетовского дня. В Доме культуры завода состоялось торжественное собрание, посвященное знаменательному событию. Поздравить отряд с серебряным юбилеем пришли представители парткома завода, обкома и горкома комсомола. С большим вниманием был выслушан рассказ секретаря комитета комсомола завода Григория Куприянова об истории создания и деятельности отряда, о его сегодняшнем дне поведал собравшимся командир ОКОД Владимир Погосов. Насыщенным было выступление командира боевой комсомольской дружины, которое предворялось показом кинофильма о работе БКД. Особенно интересной мыслью в рассказе Александра Хафизова было предложение владимирцам подумать над созданием единой боевой комсомольской дружины по опыту города на Каме. Завершилось торжественное собрание награждением ветеранов отряда и его активистов. Знаки ЦК ВЛКСМ «За активную работу по охране общественного порядка» получили комиссар и начальник штаба отряда Александр и Андрей Балуковы, ответственная за работу с подростками Елена Михайлова и руководитель информационного сектора отряда Валентина Федулова. Завершился слет в субботний день выездом на заводскую базу отдыха «Крутояк». В. ТАБОЛИН, член штаба ОКОД» («Тракторостроитель», 6 июня 1986).
«Слабый луч «Кардамона» В самых различных областях человеческой деятельности сегодня используется лазерная техника. На многих промышленных предприятиях луч лазера стал хорошим помощником человека и применяется для неразрушающего контроля материалов, резки металлов, шовной и точечной сварки, термообработки. В минувшей пятилетке получили развитие исследовательские работы по внедрению лазерной технологии в тракторном и сельскохозяйственном машиностроении. К сожалению, о существовании на нашем заводе лазерной установки знают лишь немногие тракторостроители, и слово «лазер» большинством из них воспринимается как нечто далекое и не имеющие никакого отношения к их предприятию по крайней мере в ближайшую пятилетку. Шесть лет назад на заводе была создана лазерная лаборатория. Есть в ней и свой лазер - ЛГН-702 «Кардамон». К сожалению, из-за отсутствия гелия по вине ОМТС установка практически всю минувшую пятилетку простояла в бездействии. А ведь пользу «Кардамон» может принести немалую. Только один пример. В начале 1985 года, когда удалось достать немного гелия, лазерным лучом была проведена упрочняющая обработка опытно-промышленной партии балансирных втулок. Результаты мы получили хорошие. В отличие от применяемой сейчас технологии, когда втулку сначала растачивают, потом термообрабатывают в печах, а уже затем запрессовывают, лазерный метод позволяет поменять операции местами: запрессовка, расточка, термообработка, а это значительно повышает соосность, втулки и балансира, влияющую в конечном счете на надежность и долговечность работы всего узла, а значит и трактора. У потухшего «Кардамона» приходится начинать коллективу лаборатории новую пятилетку. Помимо разговоров о необходимости организации в будущем году на базе нашей лаборатории опытно-промышленного участка, надо к этому создавать и определенные материально-технические предпосылки. Дело здесь не только в. гелии. Присылаемые к нам для испытаний детали, обработанные в лазерной лаборатории НИИтракторо-сельхозмаша проходят испытания... три года, да и то они считаются неполными. Причина такого длительного срока — отсутствие стендов ускоренных испытаний. А ведь стенды эти не идут ни в какое сравнение но сложности хотя бы с трактором Т-30 и завод мог бы давно уже ими обзавестись. Сейчас же дело выглядит так, что запланированные к опытной обработке в ближайшее время детали трех наименований для Т-30 мы будем вынуждены испытывать шесть лет. Вот тебе и ускоренное внедрение научно-технических достижений. Хорошо было бы подумать заводу и о приобретении в этой пятилетке и более мощной лазерной установки. На «Кардамоне» - мощность его 800 Вт — обработка одной втулки, например, продолжается три минуты. Это может удовлетворить лишь лабораторные потребности, но никак не требования серийного производства. Несмотря на трудности, небольшой коллектив нашей лаборатории не сидит сложа руки. Работа по изучению лазерной металлообработки ведется. Большими энтузиастами своего дела проявляют себя операторы С. Азаров и Г. Евельсон, вынужденные пока для практической работы на лазерных установках... ездить в Москву в НИИТракторосельхозмаш. Трудности были и есть в каждом большом новом деле. Естественны они и для внедрения лазерной технологии. Только преодолевать их теперь нужно инициативно и без волокиты, как того требуют решения XXVII съезда КПСС. В. КОВТЕБА, заведующий лазерной лаборатории ОГТ Штурман ЭВМ Незаметную на первый взгляд работу выполняют девушки бюро программирования в отделе организации производства и управления. Чудо XX века — перемигивающиеся лампочками-индикаторами электронно-вычислительные машины — обслуживают их подруги в соседнем машинном зале. Но роль программистов ЭВМ кажется незначительной только непосвященному. Подобно тому, как рулевые ведут корабли по подготовленным штурманами навигационным расчетам, так и операторы ЭВМ решают задачи на своих машинах по составленным программистами программам. Почти четыре года назад пришла в бюро программирования молодой специалист Вера Усова, только что закончившая Воронежский университет. Прочные вузовские знания и природная усидчивость помогли Вере быстро вникнуть в работу программиста и освоить ее. — У нас вскоре поняли, что программы, доставленные Верой Усовой, не нуждаются в дополнительной перепроверке, — рассказывает начальник бюро Ю. Михайлов, — поэтому стали ей доверять полностью выполнение перевода на язык машинной программы сложных задач. Перечисление только названий некоторых из них позволит составить общее представление о важности и актуальности выполняемой Верой работы: «Расчет геометрии зубчатых колес для трактора Т-30», «Учет использования рабочего времени», «Аттестация рабочих мест»... Характерно, что, работая над той или иной темой, Вера не просто переводит решение задачи на язык машин, но и стремится совершенствовать технологию расчетов на ЭВМ и таким образом добивается экономии дорогостоящего машинного времени. За счет поданных ею пяти рационализаторских предложений достигнут экономический эффект 1200 рублей. Цифра для завода, понятно, небольшая. Но ведь если бы ее достиг каждый работник, то счет пошел бы на миллионы... Сейчас идет реконструкция и техническое перевооружение завода. Новые машины ЕС-1035 поступили и в вычислительный зал отдела. Кому как не молодежи их осваивать? Недавно Вера Усова вернулась с курсов, где она повышала квалификацию, чтобы составлять программы для поступивших ЭВМ. Сегодня перед ней и ее подругами стоят большие задачи: предстоит «перевести» на язык, понятный для машины, множество ранее составленных программ и подготовить новые, существенно расширяющие использование вычислительной техники. В. ТАБОЛИН» («Тракторостроитель», 23 мая 1986).
Вера Усова
«СЕРИЙНЫХ АНАЛОГОВ НЕТ Развитие собственного внутризаводского станкостроения и модернизация существующего оборудования являются одним из звеньев в цепи обеспечения технического перевооружения нашего предприятия, которое намечено на XII пятилетку. Конечно, возможности завода самим создавать новые станки ограничены по сравнению со станкостроительными предприятиями. Однако наша задача не в том, чтобы их подменять. В этом году силами ремонтно-механического цеха будет изготовлено двенадцать единиц нового оборудования — в основном это специальные станки, не выпускаемые на станкостроительных предприятиях. Например, недавно по просьбе первого моторного цеха был разработан и изготовлен вместо часто выходящего из строя, морально и физически устаревшего станка С-364 на участке обработки картера маховика новый торцевой спецстанок, которому пока нет серийного аналога. Более обширные задачи стоят перед отделом главного механика и РМЦ по модернизации отдельных станков. Техническому совершенствованию в этом году подвергнутся 44 станка. Для наглядности возьмем пример из того же первого моторного цеха. На участках механической обработки цилиндров рабочие нередко жалуются на частые поломки токарных станков 1Н713. Причина этого известна: нестабильность работы узла двигатель — редуктор — порошковая муфта. Было решено найти новое техническое решение: перейти на гидроцилиндровую систему. Модернизации подвергнутся 11 станков. В результате внедрения подобного новшества повысится бесперебойность в выполнении токарных операций на участках, будет снят один из пунктов в «проблеме цилиндров». Так, используя внутризаводские резервы, удается решать некоторые узкие места технического перевооружения. Ф. АРХИПОВ, заместитель главного механика объединения ИДЕТ ОСВОЕНИЕ МОЩНОСТЕЙ Продолжая тракторосборочный корпус, расположился параллельно второму литейному экспортно-сборочный цех. Больше года минуло со дня сдачи его строительными организациями. К сожалению, освоение производственных мощностей цеха задержалось. Платформы и кабины всех тракторов будут собираться там же, где они собирались и ранее — в тракторосборочном цехе, а затем пойдут на окраску в ЭСК, после чего будет разделение продукции на два потока - общего и экспортного исполнения. В ЭСК будет производиться также сборка и окраска тракторных колес. Окрасочный комплекс — один из лучших в стране — должен вступить в строй в самое ближайшее время. Полная механизация всех работ, использование промышленных роботов болгарской фирмы «Берое», телевизионные камеры слежения за технологическим процессом — характерные его особенности. Предпусковые работы в нашем цехе в настоящий момент носят доводческий характер: ВРСУ выполняет теплоизоляцию короба сушильных камер, герметизацию швов воздуховодов, подводку сжатого воздуха... Регулировкой многих агрегатов занят цех нестандартного оборудования. Отдел оборудования ведет комплектовку цеха приборами, недостающими механизмами и кабелем. В начале июня все работы будут завершены и ЭСК примет на себя колесное производство, размещенное в настоящее время на производственных площадях третьего литейного и кузнечного цехов. В. РАЗГУЛОВ, заместитель начальника ЭСК» («Тракторостроитель», 30 мая 1986). «РЕШАТЬ ОПЕРАТИВНО Разработанная обширная программа реконструкции, технического перевооружения и социального развития нашего объединения на ХII пятилетку начала практически реализовываться. На наших глазах растут новые производственные корпуса и объекты социально-культурного и бытового назначения. Заметное ускорение получили темпы строительства и нового инструментального корпуса. Сегодня уже не вызывает тревоги выполнение строителями годового плана освоения капитальных вложений в этот объект: за пять месяцев уже выполнено работ на 470 тысяч рублей. Правда, общая плановая сумма освоений на этот год — 790 тысяч рублей — не напряженная, и у строителей есть возможность освоить в этом году на взитовском объекте до 1,5 — 2 миллионов рублей. На первый взгляд дела на нашем новом корпусе обстоят вроде не плохо, но если более глубоко вникнуть в положение на строительной площадке, то обратят на себя внимание вопросы, требующие безотлагательного решения. За последнее время обеспечение сборными железобетонными изделиями несколько улучшилось, но сбои еще есть. Затянулись сроки поставок, а значит, и установки на корпусе зенитных фонарей. Постоянно переносится срок монтажа башенного крана, который решил бы ряд проблем по возведению административно-бытового корпуса. Отдельно надо сказать о сдерживании работы строителей по вине самих заводчан, в частности, из-за неоправданно затянутого ВРСУ срока переноса водопровода из зоны стройплощадки. Медленно решается задача переноса заводского забора — эту работу надо выполнить в кратчайший срок. В июне требуется получить рабочую документацию на фундаменты под оборудование, ускорить решение вопросов но технической части первого этажа производственного корпуса. Не все пока в порядке и с получением от проектировщиков чертежей наружных инженерных коммуникаций. Требуется также ускорить работы по подготовке нового помещения под медсанчасть в связи с необходимостью расширения строительной зоны. Вопросы, постоянно встают новые и новые. Их решение требует оперативности. Поэтому необходимо проявлять творчество, инициативу и высокую ответственность. Только так мы обеспечим ввод объектов в установленные сроки. А. КОНСТАНТИНОВ, начальник строящегося корпуса ВЗИТО» («Тракторостроитель», 13 июня 1986).
Идет строительство нового корпуса ВЗИТО.
«Поставкам — зеленую улицу Минувший год принес с собой начало масштабных изменений, стал как бы отправным пунктом, после которого старый подход к труду, методы работы стали неприемлемыми. Наше объединение, связанное многочисленными нитями с предприятиями страны, также участвует в великой перестройке. Как же проходит процесс акклиматизации нашего завода в свете решений XXVII съезда КПСС? На повестку дня встает одним из главных вопрос о кооперированных поставках. Для наглядности возьмем кузнечный цех. Как обстоят там дела? С большим трудом цех полнил договорные обязательства по кооперированным поставкам, а также по комплектации продукции. В документах сказано, что план в целом выполнен, — заметьте в целом. Значит, все-таки по отдельным наименованиям не выполнен, а это ведь сотни самых разных деталей, которые идут и в Барнаул, на моторный завод, и в Вильнюс, на завод топливной аппаратуры, и во многие другие города. Но, может быть, в связи с перестройкой, курсом на ускорение социально-экономического прогресса, цеху удалось выправить положение? Что ж, возьмем данные за первый квартал текущего года. Всего несколько примеров. В январе—феврале цех недодал Алтайскому моторному заводу 3212 шатунов, 1977 форсунок, Вильнюсскому заводу топливной аппаратуры — 3227 втулок. План по кулачковым валикам за три месяца выполнен только наполовину — 39273 штуки, вместо нужных 74700! К концу года спасают только сверхурочные, да энтузиазм и мастерство рабочих, а это конек, на котором далеко не уедешь. Отсутствие ритмичности, сбои, предельное напряжение — все это может привести к нежелаемым последствиям. Оборудование цеха находится в неудовлетворительном техническом состоянии, большая часть станков и агрегатов требует либо замены, либо неотложного капитального ремонта, для которого нет запасных частей. Вдобавок, как выяснилось, и профилактический осмотр своевременно не проводится. Тревожным симптомом, на наш взгляд, является и большая текучесть кадров. Не на должной высоте находится подготовка квалифицированных рабочих. Вопросов, конечно, очень много. Например, необходимо установить в цехе дополнительный молот, но ввиду ветхости здания, сделать этого нельзя. Стало быть, требуется альтернативное решение. Какое? Это должны решить специалисты. В цехе из единиц бездействующего оборудования, пять не работает по причине отсутствия запасных частей. Невыносимо долго тянется ремонт бытовых помещений. Вот уже два года ВРСУ не может довести работу до конца. И еще один болезненный вопрос — вопрос дисциплины. К сожалению нарушителей еще много — 5,9 процента от общего количества работающих в цехе. Понятно, что одним росчерком пера все эти проблемы не решить, однако и затягивать их решение нельзя. Ведь все эти недочеты мешают главному — работе, выполнению плана, в том числе и плана по кооперированным поставкам. А. КЛИШИН, начальник юридического отдела, председатель комиссии парткома по контролю за выполнением договорных поставок» («Тракторостроитель», 24 июня 1986). «И сегодня, и завтра неустанный творческий поиск, десятки больших и малых дел — этим живет советский инженер. И это действительно так, если познакомиться с деятельностью начальника бюро ОАСУ Ю.. Михайлова. Юрий Геннадьевич не только способный руководитель и умелый организатор, но и настоящий творец технического прогресса. Михайлов много времени отдает изобретательской работе. Он имеет авторское свидетельство, которое вручено ему за разработку способа определения усталостного повреждения материала. Сейчас Михайлов продолжает вести работу в этом направлении» («Тракторостроитель», 27 июня 1986).
Ю. МИХАЙЛОВ
«ДЕЛО ЧЕСТИ Строительной площадкой внушительных размеров стал наш завод и прилегающие к нему микрорайоны. В этом году на заводских объектах строителям предстоит освоить 37 миллионов 129 тысяч рублей капитальных вложений, не считая переданных капиталовложений на долевое жилищное строительство в сумме 2 миллиона 300 тысяч рублей. Характерно, что из всего объема капитальных вложений 9 миллионов 470 тысяч рублей отводится на строительно-монтажные работы. Доброго слова заслуживают наши подрядчики - строительные организации трестов «Владпромстрой» и № 94, ВРСУ, — успешно выполнившие план освоения капитальных вложений на 116 процентов, причем по промышленным объектам на 119 процентов. Особенно весомы успехи УНР-8 треста «Владпромстрой» на новом инструментальном корпусе и блоке-цехов № 2 автоматических линий: при плане освоения 874 тысячи рублей капитальных вложений на этих объектах освоено 1 миллион 430 тысяч рублей. Успехом строителей на объектах соцкультбыта является завершение строительства и сдача в эксплуатацию школы на 1176 мест в Учхозе. В сентябре школа примет первых учеников. Однако, несколько затянулось строительство нового общежития на 504 места на улице Тракторная и отстает строительство 535-местного общежития на улице Белоконской. План полугодия по этим объектам выполнен лишь на 81 процент. Для успешного выполнения планов заключен договор о содружестве между тракторным заводом и подрядными строительными организациями, и по которому строители обязались своевременно сдать в эксплуатацию намеченные к пуску объекты, а тракторозаводцы оказывать помощь людьми. Свежей струей в этот договор влилась поддержка заводчанами инициативы вазовцев об отработке четырех свободных дней на объектах соцкультбыта. Решено, что ежедневно по 100 человек в две смены будут помогать на таких объектах, как общежития, стадион «Торпедо» — здесь, кстати, нам предстоит освоить 800 тысяч рублей капитальных вложений и сдать первую очередь в 1987 году, медсанчасть в комплексе ВЗИТО, детский сад, жилье в подсобном хозяйстве, на телефонизации Учхоза. Пусковыми объектами текущего года являются четвертая очередь механо-сборочного корпуса — 4 тысячи квадратных метров производственных площадей, третья очередь компрессорной станции, новая азотно-кислородная станция, трансформаторная подстанция 220/110. Необходимо сдать под монтаж оборудования 10 тысяч квадратных метров производственных площадей цеха автоматических линий. Из непромышленных объектов предстоит завершить строительство общежития на улице Тракторная, канализационного коллектора Учхоз—КНС-9, а также пяти домов в подсобном хозяйстве. Большие перспективы намечены и на следующий год. Завершится монтаж и пуск в эксплуатацию оборудования на первой очереди блока-цехов автолиний. Будет сдана первая очередь инструментального корпуса — 13 тысяч квадратных метров производственных площадей. Начатое в этом году строительство блока складов площадью 14 тысяч квадратных метров — сейчас идет комплектация объекта сборными железобетонными конструкциями — подойдет в 1987 году к завершению возведения коробки первой очереди. Будет завершено строительство административного здания и клуба в подсобном хозяйстве. Запланирован ввод в эксплуатацию общежития на улице Белоконской, продолжится начатое строительство двух малосемеек по 543 квартиры каждая с блоком обслуживания, со столовой и комплексным приемным пунктом. А. КРАСИН, начальник ОКСа» («Тракторостроитель», 8 августа 1986). «Т-30 к производству НОВЫЙ РУБЕЖ Одной из главных задач, поставленных перед тракторным и сельскохозяйственным машиностроением, является повышение технического уровня и эффективности машин для села. Предстоит в ближайшие годы качественно обновить машинно-тракторный парк более производительными тракторами, создать новые машины и механизмы для механизации трудоемких сельскохозяйственных работ. Перед нашим объединением поставлена задача в кратчайшие сроки освоить производство трактора Т-30. Почти совсем недавно - в предсъездовские дни — прошел митинг, посвященный выпуску на год раньше установленного срока первой промышленной партии этих тракторов. Пятьдесят новых машин явились результатом напряженного труда всего коллектива объединения: рабочих, конструкторов, технологов. Теперь не за горами новые рубежи в освоении производства Т-30: в 1987 году коллектив должен выпустить 200, а 1988 году — 3500 этих тракторов. Для технологической подготовки производства необходимо завершить разработку всей нужной документации для серийного производства новой машины, изготовить весь требуемый инструмент и оснастку. Скажу сразу же, разработка документации организована на должном уровне и успешно продвигается. За второй квартал разработано 126 техпроцессов механической обработки при плане 45 (всего их уже готово 656 из 696), 200 техпроцессов холодной штамповки при плане 120 (всего их уже готово 615 из 775), хорошие темпы в разработке техпроцессов сборки (готово 114) и термообработки (готово 165 из 291). Противоположная картина наблюдается по итогам за второй квартал с изготовлением инструмента и оснастки. Не было изготовлено ни одного штампа (всего их надо 2311, а готово лишь 122), ни одного приспособления для механической обработки (из 8259 готово лишь 233, а на второй квартал ведь ила пировали изготовить 460). Соответствующие отставания имеются и в производстве специального режущего инструмента — на 300 позиций (всего требуется 27210, а в наличии 13772), специального измерительного инструмента на 326 позиций (всего требуется 18705, а в наличии 1128). Конечно, несмотря ни на какие трудности тракторостроители справятся с изготовлением второй и третьей промышленных партий Т-30. Вопрос — какой ценой. Если еще допустимо производство пятидесяти машин универсальным способом, что, конечно же, сверхдорого, то совершенно неоправданно надеяться на него при изготовлении более крупных партий. Необходимо немедленно, без раскачки обратить коллективу ВЗИТО самое серьезное снимание на недопустимость отставания в выполнении стоящих задач по трактору Т-30, чтобы не пришлось за 2 — 3 месяца до намеченного срока создавать разного рода комиссии, раздавать выговора, организовывать сверхурочные работы. Т-30 — машина новая, думаю, что и отношение к делу у тех, кто занимается подготовкой к выпуску, должно быть новым: деловым, инициативным, заинтересованным в конечном результате. Г. ГАЛКИН, начальник отдела развития и планирования подготовки производства» («Тракторостроитель», 12 августа 1986). «ГЛАВНЫЙ ПРИНЦИП СТОРОН: ОБЯЗАТЕЛЬСТВА ДОЛЖНЫ ВЫПОЛНЯТЬСЯ В начале нынешнего года был принят новый коллективный договор между администрацией и комитетом профсоюза. Договор определяет взаимоотношения администрации и трудового коллектива в решении вопросов управления предприятием, улучшения условий труда и быта, использования средств, предназначенных для развития производства, а также на социально-культурные нужды и материальное поощрение. Как же выполняются эти взаимные обязательства? Об этом и шел разговор на профсоюзной конференции, где подводились итоги проделанной работы за первое полугодие двенадцатой пятилетки. С докладами выступили генеральный директор объединения А.В. Гришин и председатель профкома Ю.П. Честнов. Рассказывая о выполнении коллективного договора, они отметили, что в нынешнем году тракторостроителями взят неплохой старт, повышается организованность, укрепляется трудовая дисциплина. Улучшилось выполнение основных плановых заданий, повысились темпы роста производства и производительности труда. Прирост общего объема промышленной продукции по сравнению с тем же периодом прошлого года составил 5,3 процента, производительность труда возросла на 6,2 процента. План по производству товаров выполнен на 101,5 процента, дополнительно изготовлено 274 трактора, сверх задания выпущено запасных частей и товаров народного потребления на 262 тыс. рублей. Значительная часть продукции реализуется на экспорт. За полугодие поставлено за границу свыше 6,5 тысячи тракторов» («Тракторостроитель», 15 августа 1986). «СОЦИАЛИСТИЧЕСКИЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА Коллектив рабочих, инженерно-технических работников и служащих объединения «ВТЗ им. А.А. Жданова», претворяя в жизнь решения ХХѴII съезда партии и Пленумов Центрального Комитета КПСС, стремясь достойно встретить 70-летие Великой Октябрьской социалистической революции, принимает на себя следующие социалистические обязательства: 1. Обеспечить в 1986 — 1987 годах 100 процентное выполнение плана реализации продукции с учетом договорных обязательств. 2. Реализовать продукции сверх плана на 4,5 млн. рублей, изготовить дополнительно к плану 200 тракторов, в том числе — 120 штук в 1986 году, на 1 млн. рублей продукции по кооперации, план по объему кооперированных поставок 1987 года выполнить к 70-летию Великой Октябрьской социалистической революции. Выполнить план двух лет доставок Минхиммашу по детали «рабочее колесо» к нефтяным погружным насосам к 7 ноября 1987 года. 3. Отработать в 1986 — 1987 годах не менее четырех дней на сэкономленных ресурсах. 4. Изготовить к 70-й годовщине Октября 200 тракторов типа Т-30, в том числе 100 штук для малогабаритных кормораздатчиков. 5. Достичь за два года пятилетки коэффициента сменности работы оборудования до 1.64. 6. Провести подготовку и переаттестовать на государственный Знак качества трактор Т-25 и двигатели Д-21 и Д-144. 7. Обеспечить изготовление, модернизацию и монтаж оборудования, обеспечивающего освоение проектной мощности литейного цеха № 2. 8. Выдать документацию на подготовку производства двигателя РД-180 для тракторов класса 0,2 тонны. 9. Обеспечить в 1986 году перевыполнение плана строительно-монтажных работ на 1 млн. рублей, при этом сдать под монтаж оборудования 12 тыс. кв. метров инструментального корпуса, 10 тыс. кв. метров производственных площадей блока цехов № 2. 10. Досрочно, к 70-летию Великого Октября, ввести в эксплуатацию объекты, входящие в первую очередь строительства: — инструментального корпуса, — блока цехов № 2, — общежития по ул. Белоконской на 536 мест и общежития для малосемейных по улице Народной № 15г. 11. Поддерживая почин передовых коллективов ВАЗа, отработать каждому не менее 4-х дней на объектах соцкультбыта.» («Тракторостроитель», 29 августа 1986).
Готовы к отправке
Двигатель МД-3
В 1985 году разработан двигатель малой мощности МД-3 (3 л. с.), для мотоблока, мотокультиватора, насоса или бетономешалки. За основу разработки был взят двигатель Robin Subaru EY15 ранних моделей.
«ВОТ ТАКОВ ОН, МОТОБЛОК Во всем мире возрастает внимание к средствам малой механизации для сельского хозяйства. В нашей стране этот вопрос также актуален, так как личные подсобные хозяйства, для которых в основном предназначены эти средства, занимая 1,5 процента площади обрабатываемых земель, производят более одной четвертой части сельскохозяйственной продукции, в том числе свыше 60 процентов картофеля. 40 процентов плодов и ягод, около 30 процентов молока. Однако, если общественное производство все больше насыщается разнообразной техникой, то личные подсобные хозяйства по-прежнему почти полностью основываются на ручном труде. А ведь использование средств малой механизации позволит снизить трудозатраты в семь раз. Конечно, структура средств малой механизации в СССР не должна копировать имеющиеся в зарубежных странах. Различие определяется, прежде всего, размерами земельных наделов. Для небольших участков, как показывает мировой опыт, наиболее подходят легкие мотоблоки с набором орудий. Какова должна быть мощность их двигателя? Проведенные испытания показали, что она должна быть 3 л. с. С мотоблоком такой мощности могут работать практически все: от подростка до пенсионера. При меньшей мощности возможности мотоблока резко снижаются. При увеличенной же работа с мотоблоком требует больших усилий и физических затрат, при мощности 5 — 6 л. с. с ним могут работать только крепкие мужчины. Этим и определился выбор: легкий массовый мотоблок. К такому же выводу пришли специалисты Харьковского завода тракторных самоходных шасси. Кооперация напрашивалась сама собой: Х3ТСШ выпускает собственно мотоблок, а мы — двигатель. В сентябре прошлого года КБ двигателей малой мощности приступило к созданию «сердца» мотоблока мощностью 3 л. с. В короткие сроки творческий коллектив в составе Е. Бондаренко, Н. Зуева, В. Муравьева, В Жерихова, В. Акимова справился с порученной работой. Недавно в экспериментальном цехе изготовлен первый опытный образец. Он успешно прошел стендовые испытания и отправлен в Харьков для эксплуатационных испытаний в составе мотоблока, которые будет проводить Украинская сельскохозяйственная академия. Начало выпуска мотоблока МД-3 с нашим двигателем планируется через полтора—два года. Мотоблок будет комплектоваться почво-фрезой, окучником, косилкой, культиватором. К нему разработана также тележка грузоподъемностью 200 кг., опрыскиватель и другие сельскохозяйственные приспособления. Быстрейшее освоение выпуска нового двигателя достойная задача для коллектива нашего объединения. Ю. ГЛУШКОВ, заместитель главного конструктора ГСКБ» («Тракторостроитель», 10 октября 1986).
Мотоблок
«МД-3: и жнец, и косец Заботиться о все более полном удовлетворении возрастающих потребностей советских людей — такая задача стоит перед народным хозяйством страны. Необходимо обеспечить нужными и высококачественными товарами каждый заработанный рубль. Что касается нашего предприятия, то отношению массы производимых товаров народного потребления в денежном выражении к фонду заработной платы пока еще очень далеко до требуемой единицы. Поэтому перед коллективами разработчиков новых товаров массового спроса и перед работниками цехов товаров народного потребления стоят масштабные задачи на эту пятилетку. Стоит рассказать, пожалуй, о наиболее весомой из них. В связи с намеченным партией и правительством курсом на дальнейшее развитие коллективного и приусадебного садоводства нашему предприятию совместно с Харьковским заводом тракторных самоходных шасси дано задание - разработать и освоить выпуск мотоблока МД-3 для использования его на небольших земельных участках. ГСКВ отвечает за сердце новой машины — двигатель мощностью 3 л. с. В августе прошлого года КБ двигателей малой мощности приступило к созданию мотора и в короткие сроки творческий коллектив, где ведущие роли играли инженеры-конструкторы Е. Бондаренко, В. Жерихов, Н. Зуев и В. Муравьев, справился с порученной работой. Двигатель, надо отметить, получился легкий по сравнению с аналогичными образцами. Рабочие экспериментального цеха воплотили его первый опытный образец в металле. Он успешно прошел стендовые испытания и отправлен в Харьков. В Украинской сельскохозяйственной академии нашему «малышу» предстоит пройти всестороннюю проверку и полный испытательный цикл. Итак, через год-полтора ХЗТСШ и ВТЗ должны начать выпуск мотоблока. Это будет по сравнению, например, с моделью, выпускаемой в Кутаиси, легкая конструкция массой до 15 килограммов. С этой «малюткой» может справиться даже женщина или подросток, а выполнять на ней можно значительное число приусадебных работ: фрезеровать и бороновать почву, окучивать грядки, использовав комплектующие, мотоблок можно превратить в косилку, опрыскиватель или в мототележку грузоподъемностью 200 килограммов. Одним словом, садоводы могут быть уверены: мотоблок придется им по душе. В. МАРИН» («Тракторостроитель», 30 декабря 1986).
«Успешно справился коллектив КБ двигателей малой мощности с ответственным заданием. Разработан двигатель МД-3 мощностью 3 л. с. — сердце создаваемого совместно с Харьковским заводом тракторных самоходных шасси мотоблока М-3 для использования на небольших земельных участках. Специалисты отмечают, что новинка заметно отличается по массогабаритным показателям от образцов аналогов. В этом заслуга творческого коллектива, где ведущие роли играли инженеры-конструкторы В. Акимов, Е. Бондаренко, В. Жерихов, Н. Зуев и В. Муравьев. Рабочие экспериментального цеха уже воплотили разработку в металле. Она успешно прошла заводские стендовые испытания. Сейчас «малыш» отправлен на всесторонние испытания в составе мотоблока в Украинскую сельскохозяйственную академию. Через год — полтора ХЗТСШ и ВТЗ должны будут начать выпуск мотоблока. Это будет конструкция массой до 15 килограммов. Садоводы и огородники получат хороший подарок» («Тракторостроитель», 20 марта 1987).
(слева направо): инженеры-конструкторы В. Акимов, Н. Зуев, Е. Бондаренко и В. Муравьев около созданного движка.
$
Двигатель МД-3 устанавливался: на МК Крот, Воскресенского филиала "Салют", МБ "Тушинец" - прототип МБ "Салют", МБ "Салют-1", МБ М-3 КЗТЗ.