В 1985 году разработан двигатель малой мощности МД-3 (3 л. с.), для мотоблока, мотокультиватора, насоса или бетономешалки. За основу разработки был взят двигатель Robin Subaru EY15 ранних моделей.
«ВОТ ТАКОВ ОН, МОТОБЛОК Во всем мире возрастает внимание к средствам малой механизации для сельского хозяйства. В нашей стране этот вопрос также актуален, так как личные подсобные хозяйства, для которых в основном предназначены эти средства, занимая 1,5 процента площади обрабатываемых земель, производят более одной четвертой части сельскохозяйственной продукции, в том числе свыше 60 процентов картофеля. 40 процентов плодов и ягод, около 30 процентов молока. Однако, если общественное производство все больше насыщается разнообразной техникой, то личные подсобные хозяйства по-прежнему почти полностью основываются на ручном труде. А ведь использование средств малой механизации позволит снизить трудозатраты в семь раз. Конечно, структура средств малой механизации в СССР не должна копировать имеющиеся в зарубежных странах. Различие определяется, прежде всего, размерами земельных наделов. Для небольших участков, как показывает мировой опыт, наиболее подходят легкие мотоблоки с набором орудий. Какова должна быть мощность их двигателя? Проведенные испытания показали, что она должна быть 3 л. с. С мотоблоком такой мощности могут работать практически все: от подростка до пенсионера. При меньшей мощности возможности мотоблока резко снижаются. При увеличенной же работа с мотоблоком требует больших усилий и физических затрат, при мощности 5 — 6 л. с. с ним могут работать только крепкие мужчины. Этим и определился выбор: легкий массовый мотоблок. К такому же выводу пришли специалисты Харьковского завода тракторных самоходных шасси. Кооперация напрашивалась сама собой: Х3ТСШ выпускает собственно мотоблок, а мы — двигатель. В сентябре прошлого года КБ двигателей малой мощности приступило к созданию «сердца» мотоблока мощностью 3 л. с. В короткие сроки творческий коллектив в составе Е. Бондаренко, Н. Зуева, В. Муравьева, В Жерихова, В. Акимова справился с порученной работой. Недавно в экспериментальном цехе изготовлен первый опытный образец. Он успешно прошел стендовые испытания и отправлен в Харьков для эксплуатационных испытаний в составе мотоблока, которые будет проводить Украинская сельскохозяйственная академия. Начало выпуска мотоблока МД-3 с нашим двигателем планируется через полтора—два года. Мотоблок будет комплектоваться почво-фрезой, окучником, косилкой, культиватором. К нему разработана также тележка грузоподъемностью 200 кг., опрыскиватель и другие сельскохозяйственные приспособления. Быстрейшее освоение выпуска нового двигателя достойная задача для коллектива нашего объединения. Ю. ГЛУШКОВ, заместитель главного конструктора ГСКБ» («Тракторостроитель», 10 октября 1986).
«Изготовлено: шесть дизелей Д-144, обеспечивающих уровень надежности, заданный на XIII пятилетку; дизель Д-145Т для косилки-плющилки; три двигателя МД-3 для мотоблоков.
Всего коллектив ГСКБ ведет работу по 42 темам, из которых важнейшими являются: создание модификации трактора Т-30, доработка конструкции дизеля Д-145Т, создание двигателя МД-3 для мотоблока…» («Тракторостроитель», 24 октября 1986).
Мотоблок
«МД-3: и жнец, и косец Заботиться о все более полном удовлетворении возрастающих потребностей советских людей — такая задача стоит перед народным хозяйством страны. Необходимо обеспечить нужными и высококачественными товарами каждый заработанный рубль. Что касается нашего предприятия, то отношению массы производимых товаров народного потребления в денежном выражении к фонду заработной платы пока еще очень далеко до требуемой единицы. Поэтому перед коллективами разработчиков новых товаров массового спроса и перед работниками цехов товаров народного потребления стоят масштабные задачи на эту пятилетку. Стоит рассказать, пожалуй, о наиболее весомой из них. В связи с намеченным партией и правительством курсом на дальнейшее развитие коллективного и приусадебного садоводства нашему предприятию совместно с Харьковским заводом тракторных самоходных шасси дано задание - разработать и освоить выпуск мотоблока МД-3 для использования его на небольших земельных участках. ГСКВ отвечает за сердце новой машины — двигатель мощностью 3 л. с. В августе прошлого года КБ двигателей малой мощности приступило к созданию мотора и в короткие сроки творческий коллектив, где ведущие роли играли инженеры-конструкторы Е. Бондаренко, В. Жерихов, Н. Зуев и В. Муравьев, справился с порученной работой. Двигатель, надо отметить, получился легкий по сравнению с аналогичными образцами. Рабочие экспериментального цеха воплотили его первый опытный образец в металле. Он успешно прошел стендовые испытания и отправлен в Харьков. В Украинской сельскохозяйственной академии нашему «малышу» предстоит пройти всестороннюю проверку и полный испытательный цикл. Итак, через год-полтора ХЗТСШ и ВТЗ должны начать выпуск мотоблока. Это будет по сравнению, например, с моделью, выпускаемой в Кутаиси, легкая конструкция массой до 15 килограммов. С этой «малюткой» может справиться даже женщина или подросток, а выполнять на ней можно значительное число приусадебных работ: фрезеровать и бороновать почву, окучивать грядки, использовав комплектующие, мотоблок можно превратить в косилку, опрыскиватель или в мототележку грузоподъемностью 200 килограммов. Одним словом, садоводы могут быть уверены: мотоблок придется им по душе. В. МАРИН» («Тракторостроитель», 30 декабря 1986).
«Успешно справился коллектив КБ двигателей малой мощности с ответственным заданием. Разработан двигатель МД-3 мощностью 3 л. с. — сердце создаваемого совместно с Харьковским заводом тракторных самоходных шасси мотоблока М-3 для использования на небольших земельных участках. Специалисты отмечают, что новинка заметно отличается по массогабаритным показателям от образцов аналогов. В этом заслуга творческого коллектива, где ведущие роли играли инженеры-конструкторы В. Акимов, Е. Бондаренко, В. Жерихов, Н. Зуев и В. Муравьев. Рабочие экспериментального цеха уже воплотили разработку в металле. Она успешно прошла заводские стендовые испытания. Сейчас «малыш» отправлен на всесторонние испытания в составе мотоблока в Украинскую сельскохозяйственную академию. Через год — полтора ХЗТСШ и ВТЗ должны будут начать выпуск мотоблока. Это будет конструкция массой до 15 килограммов. Садоводы и огородники получат хороший подарок» («Тракторостроитель», 20 марта 1987).
(слева направо): инженеры-конструкторы В. Акимов, Н. Зуев, Е. Бондаренко и В. Муравьев около созданного движка.
«Руководство объединения, отмечено в справке КНК СССР, недостаточно ответственно подошло и к выполнению задания по созданию конструкции и освоению выпуска четырехтактного карбюраторного двигателя МД-3 для мотоблока М-3 ХЗСТШ. Предусматривалось завершить подготовку производства двигателя МД-3 в IV квартале 1988 г., выпустив к концу минувшего года 200 образцов. Фактически изготовлено лишь 30 штук. Не видно улучшения дел и в текущем году. Проверка показала, что технологическая подготовка производства МД-3 в настоящий момент практически завершена — спроектировано и изготовлено 265 единиц оснастки и инструмента. Вместе с тем, как и в случае с двигателем РД-180, до сих пор не ясно, где же разместится участок сборки и испытания двигателей (требуется 1 тысяча квадратных метров производственных площадей). Также не отлажена с другими предприятиями система кооперированных поставок. Мощности по производству двигателей РД-180, МД-3 и комбинированных агрегатов для погрузки и разгрузки кормов на базе трактора Т-30А вообще не предусмотрены в составе проекта расширения ВТЗ. Практика широкой кооперации по изготовлению деталей и узлов двигателей РД-180 и МД-3 оказалась нереально из-за отказа в поставке комплектующих большинством заводов. Кроме того, одновременное проведение подготовки производства 4-х типов тракторов и 3-х типов двигателей сдерживается недостатком мощностей инструментального производства. Как вынужденная мера принято решение временно использовать для производства комбинированного агрегата тракторов типа Т-30 и двигателей МД-3 площади строящегося инструментального корпуса» («Тракторостроитель», 14 апреля 1989).
«Изменились планы и с двигателями МД-3. Когда в 1986 году согласно приказу министерства на нашем заводе началась подготовка производства к выпуску этого двигателя, намечалось, что к 1995 году ВТЗ станет изготавливать 15 тысяч МД-3. В утвержденном проекте расширения ВТЗ производство этого двигателя не было предусмотрено. Дефицит мощностей заставлял кооперироваться с другими предприятиями. Но многие потенциальные партнеры либо вообще отказывались от кооперации, либо соглашались на неприемлемых с экономической точки зрения условиях — завышали в 5—15 раз цены на комплектующие. Между тем были разработаны все необходимые 108 технологических процесса, спроектированы и изготовлены 265 единиц оснастки и инструмента, и в конце прошлого года появились на свет и первые 30 МД-3 из опытной серии. К этому времени рыночная потребность в этом двигателе стала оцениваться на перспективу 1995 г. до 150 тысяч штук в год. Но широкая кооперация — даже под нажимом министерства - не состоялась. В святи с этим было принято решение возложить выпуск МД-3 полностью на ПО «ВТЗ» («Тракторостроитель», 7 июля 1989).
«ЕГО НАЗЫВАЮТ МИНИ-ТРАКТОРОМ Мотоблок иначе называют мини-трактором. Это - ценное приобретение для арендатора, фермера и горожанина-садовода. Неприхотливая, экономичная машина, потребляющая мало горючего и незначительно загрязняющая окружающую среду, пользуется большим и, к сожалению, слабо удовлетворяемым спросом. Сердце мотоблока — двигатель. Он может быть карбюраторным (двух- или четырехтактным) либо дизельным. В производстве и разработке моторов для мини-тракторов наша страна отстает от других. Тон задают итальянцы: ряд их фирм давно освоил серийный выпуск дизельных мотоблоков.
В СССР пока ведутся работы по созданию и внедрению в производство мини-тракторов с четырехтактным карбюраторным двигателем. Мотоблоки начали выпускаться на Минском моторном заводе и Кутаисском заводе малогабаритных тракторов. ПО «ВТЗ» совместно с Харьковским заводом самоходных шасси разработали мотоблок М-3 с одноцилиндровым карбюраторным двигателем МД-3 мощностью 3 лошадиные силы. Уже изготовлены опытные образцы, которые проходят испытания в различных регионах страны. Но серийное производство не начато: мешают трудности, связанные с выпуском двигателей МД-3. Смежники не поставляют нашему заводу ряд необходимых комплектующих изделий. Ю. ДАНИЛОВ, инженер-конструктор КБ двигателей малой мощности ГСКБ» («Тракторостроитель», 9 февраля 1990).
«ЗДРАВСТВУЙ, «МАЛЫШ»! Малогабаритная техника крайне нужна на селе. Двигатели для нее начали выпускать на Владимирском тракторном заводе. Прежде чем начать разработку конструкции двигателя МД—3 мощностью 3 лошадиных силы, в отделе двигателей малой мощности ГСКБ обратились к зарубежным аналогам. Учтя все их достоинства и недостатки, наши специалисты приступили к конструированию нового малогабаритного двигателя. Меньше года потребовалось коллективу бюро из семи человек, которое возглавляет Николай Иванович Зуев, на то, чтобы выполнить разработку и подготовить производство к массовому выпуску двигателей МД—3. Производство начали на ВМСЗ. В поисках поставщиков «вышли» на Тамбовский завод подшипников скольжения и Луганский завод, взявший на себя обязанность поставлять клапаны. Часть деталей ВТЗ в силах производить сам. Например, на ВМСЗ после конверсии простаивают станки с числовым программным управлением, на них можно обрабатывать картер двигателя. В прошлом году собрали 500 двигателей. Их получили основные потребители: Херсонский комбайновый завод, Курский завод запчастей, выпускающий мотоблоки, Люберецкий завод. Десять двигателей продали в фирменном магазине «Владимирец». Для умельцев это воистину находка, поскольку МД-3 можно приспособить не только для легких мотоблоков типа М3 и «Салют—1», но и для других механизмов типа косилок, бензоэлектрогенераторов мощностью 1-1,5 квт, водяных насосов, пневмокомпрессоров, бетономешалок, деревообрабатывающих станков. И цена «малютки» невелика — чуть больше 500 рублей. К середине 1991 года на ВМСЗ предполагают выйти на планируемое производство — 20 тысяч двигателей. А заявок уже поступало почти на 16 тысяч. Параметры двигателя МД-3 - четырехтактный, карбюраторный, одноцилиндровый, воздушного охлаждения, масса - 15 кг, зажигание — электронное, расход топлива около 1 литра в час. В бюро продолжают работать над новыми моделями. Готовы опытные образны двигателя мощностью в 4 лошадиных силы. Причем, эту разработку уже сейчас можно внедрять в серийное производство, т. к. двигатель на 75 процентов составляют детали МД—3. В. МУРАВЬЕВ, инженер конструкторского бюро двигателей малой мощности» («Тракторостроитель», 15 марта 1991).
«ТОРМОЖЕНИЕ НА СТАРТЕ Меньше года потребовалось отделу двигателей малой мощности ГСКБ на то, чтобы разработать и составить всю техническую документацию для массового выпуска нового двигателя МД-3. Малогабаритная техника крайне необходима селу, спрос на нее попросту неограничен. Решили у нас на заводе в рекордно короткие сроки наладить серийное производство двигателя мощностью в три лошадиные силы. И прибыль от реализации уже подсчитали. Но, как и в случае с небезызвестной «Зорькой», дело, набравшее приличную стартовую скорость, вдруг резко затормозилось. Производство начали на ВМСЗ. Здесь после конверсии высвободились площади, осталось немало оборудования. Для разбега, еще в 1989 году, установили план: собрать 20 тысяч двигателей для малогабаритной техники. В 90-м году потребителям была отправлена первая партия в 500 штук. На следующий же год месячная норме выпуска должна была составить 1665 МД-3. Однако в апреле нынешнего собрали, например, всего 50, в мае и июне — по 100, а в июле — вообще 28 штук. Почему? Вот мнение начальника производственного отдела Н.И. Мацнева: — План 20 тыс. двигателей в год не реален. Посудите сами. МД-3 решили два года назад производить на механосборочном заводе, и два года идет подготовка к этому производства. Откровенно сказать, я не вижу ей конца, хотя есть у нас вроде бы и площади, и оборудование ... Но какое это оборудование? Свое, оставшееся по наследству от прежнего военного производства, частью — универсальное, со складов, и очень мало нового, специального. Практически все станки — без рабочих узлов. Нет оснастки. Поэтому и простаивают. Но план-то нам уже спустили. Сегодня мы находимся в довольно сложном положении: то ли «доводить до ума» производственные линии, то ли перебрасывать людей на универсальные станки с числовым программным управлением, чтобы производить хотя бы по 50 МД-3 в месяц. Вместе с начальником техбюро механического цеха Н.И. Сатариной прошлись по ее хозяйству. — Все станки, стоящие на линии обработки картера, практически негодны, — считает она. — Поковырялись мы … и заказали новые. То же с оборудованием, на котором делают базовые отверстия. Tpебуется новое. Приглашали с BTЗ наладчика алмазного расточного станка. Он деньги получил, а станок так и не заработал. Наши наладчики потом над ним еще неделю «бились». Шлифовальный станок привезли полгода назад, но устанавливать и налаживать никто к нам не спешит. Мы уж изготовителям три телеграммы направили, никакого ответа. И так — за что ни возьмись. В отличие от кормораздатчика, двигатель малой мощности конструкторы сдали производственникам с полностью отработанной документацией. Но некоторые детали и узлы приходится усовершенствовать. На это уходит время. Доработать двигатель могли бы заводские конструкторы, но их, все 90 человек, сократили из-за конверсии. Теперь по каждому пустяку приходится обращаться в ГСКБ объединения. — Срывает выпуск двигателя малой мощности низкое качество заготовок, — рассказывает Н.И. Мацнев. — Заготовку картера отливают нам на московском заводе «Салют». Больше половины заготовок брак. Недавно отправили им 700 полностью обработанных картеров, поскольку брак обнаружили только после сборки. Ну, заплатит нам «Салют» штраф! Но мы-то сколько продукции потеряли, сколько времени зря ушло... Недавно опытную партию литья прислал нам один из омских заводов — значительно лучше качество, может, будем с ними сотрудничать. Мы заглянули в цех сборки. Там всего шестеро рабочих. Конвейер умещается на столе длиной 2,5 метра. Основные инструменты — три молотка да напильник. В общем, сборка ведется крайне кустарно. Но даже в этом случае на один МД-3 уходит всего лишь два часа. Так что собирать двигателей могли бы и больше, да сдерживают другие цеха. Новый сборочный конвейер обещают наладить в ноябре. Но обещаниям здесь давно не верят. Затянулась поставка на поток так необходимого сегодня малогабаритного двигателя. Возможно, у кого-то есть и другая точка зрения на причины того, почему так мало «малюток» производят на ВМСЗ. Ясно одно, серийный выпуск МД-3 выгоден объединению, и надо уходить от приемов «царя Гороха» в этом производстве. Л. РАГИМОВА, корр. «Тракторостроителя» («Тракторостроитель», 21 августа 1991).
Двигатель МД—3 в экспортном исполнении, подготовленный для испытаний во Вьетнаме.
«Недавно наше предприятие (а точнее - ВМСЗ) стало выпускать для сельских жителей и садоводов-любителей мотоблок МД-3 с навесными орудиями, мощностью три лошадиных силы. Пока что собрано чуть более 100 мотоблоков. На каждом из них можно перевозить грузы до 350. кг, пахать, использовать как косилку и даже как насос. Цена мотоблока 4080 рублей. Довольно высока. И тем не менее они пользуются огромным спросом» («Тракторостроитель», 23 октября 1991).
Опытный сборщик мотоблоков В.Н. Новиков.
Двигатель МД-3 устанавливался: на МК Крот, Воскресенского филиала "Салют", МБ "Тушинец" - прототип МБ "Салют", МБ "Салют-1", МБ М-3 КЗТЗ.
«Мы делаем маленькие двигатели МД-3 для мотоблоков, а сами мотоблоки поставляют нам из Ухты и Курска. У них немало недостатков. Мы решили доработать их конструкцию с тем, чтобы самим производить мотоблоки. На очереди - производство двигателей МД-4 (в 4 л.с.), разрабатывается МД-5 (к лету будет готов десяток опытных образцов). Есть модификация двигателя с вертикальным коленчатым валом, он удобнее компонуется с мотоблоком» («Тракторостроитель», 16 янв. 1993).
«Ивановский завод «Автокран» освоил выпуск двухкорпусного отвального плуга, ремонтный завод города Луха (Ивановская область) делает фронтальные погрузчики, бороны, волокуши, готовится выпускать бетономешалки на базе нашего двигателя МД-3» («Тракторостроитель», 22 июня 1993).
В 1996 г. получены сертификаты соответствия на двигатели Д-120, Д-144 и МД-3.
«Возобновление выпуска бензиновых двигателей МД-3; начало выпуска МД-3В, МД-4В, МД-5В для собственного производства мотокультиваторов и продажи на сторону; окончание подготовки к постановке на производство двигателей МД-4, МД-5.
Есть техдокументация и спроектирована оснастка по двигателям малой мощности МД-3 и МД-3В; к МД-4В и МД-5В готовы 70 процентов техдокументации и на 40 процентов спроектирована оснастка; по мотокультиваторам, соответственно: 80 и 40.
Непростительно долго решаются вопросы организации производства малогабаритной техники, тем более, что готова техническая документация как для переходной модели двигателя МД-4, так и основной - МД-5. Важно, чтобы разработчики взяли на себя временно и задачу организации производства, возглавив отдельные рабочие бригады. Нам важен конечный результат, тем более, что спрос на МД-5 уже сегодня превышает наши возможности по годовому выпуску» («Тракторостроитель», 29 января 1999).
«МОТОКУЛЬТИВАТОР МК-4 На ВМСЗ начался выпуск мотокультиваторов МК-4. Основное отличие от МК-3 - более мощный и экономичный двигатель МД-4В и 6 фрез вместо 4. Двигатель МД-4В мощностью 4 л.с. при 3600 об/мин. верхнеклапанный (клапаны расположены в головке цилиндра), удельный расход топлива не более 250 г/лсч, т.е. в час не более 1 л. бензина А-76. Это уровень лучших мировых образцов. Ширина обрабатываемой полосы при фрезеровании почвы 960 мм вместо 650 мм к МК-3, поэтому для участков площадью Более 10-12 соток МК-4 предпочтительнее - ощутимо увеличивается производительность и уменьшается утомляемость из-за уменьшения боковой качки мотокультиватора на поверхностях почвы. Все фрезы съемные. На 4-х фрезах с защитными дисками нарезаются борозды с муждурядьями 700 мм, ориентир - след от защитных дисков. На 2-х фрезах проводится окучивание картофеля, для увеличения тяги внутрь фрез устанавливаются специальные колеса с грунтозацепами. Силовой блок мотокультиватора МК-4 съемный, поэтому в разобранном виде он легко перевозится в багажнике легкового автомобиля, что удобно для владельцев загородных садовых участков. Облегчается и погрузка-выгрузка мотокультиватора. Силовой блок может также устанавливаться на газонокосилку. Василий Муравьев, ведущий конструктор» («Тракторостроитель», 16 марта 2001).