«Социалистическое обязательство коллектива завода в честь Октября Желая встретить 47-ю годовщину Великой Октябрьской социалистической революции новыми трудовыми успехами, рабочие, инженерно-технические работники и служащие завода включаются во Всесоюзное предоктябрьское социалистическое соревнование и берут на себя следующие «обязательства: 1. Выполнить государственный план ДЕСЯТИ МЕСЯЦЕВ по валовой и товарной продукции 28-го октября, выпустить сверх плана сто тракторов, несколько сот двигателей Д-37М и на 750 тысяч рублей запасных частей. 2. Задание по производительности труда за десять месяцев выполнить на 101,4 процента. 3. Получить за этот же период экономию от сверхпланового снижения себестоимости товарной продукции не менее 500 тысяч рублей и обеспечить в четвертом квартале с. г. рентабельность изготовления двигателя Д-37М. 4. К 7-му ноября закончить монтаж и сдать в наладку ТРИ автоматических линии для обработки картера двигателя. 5. Спроектировать и изготовить универсальный автомат для сварки корпусов воздушных фильтров в среде углекислого газа к пятому ноября. 6. Досрочно, к 7-му ноября освоить на механических ковочных прессах массовое производство горячих штамповок 25 наименований. 7. К седьмому ноября внедрить в производство новую конструкцию сварного капота трактора Т-28Х3. 8. В кузнечном цехе до пятого ноября закончить строительно-монтажные работы и начать наладку нагрева заготовок шатуна токами высокой частоты. 9. К празднику модернизировать СЕМЬ ЕДИНИЦ оборудования. 10. За десять месяцев с. г. получить экономию от внедрения рационализаторских предложений в сумме 550 тысяч рублей. 11. К седьмому ноября завершить реконструкцию второй линии территории завода, заасфальтировать ее. 12. Закончить к празднику реконструкцию и капитальный ремонт дома № 19 по улице им. П. Осипенко и дома № 6, по улице им. Гастелло. 13. К годовщине Великого Октября произвести планировку и разбивку сквера за школой № 18, посадить в нем деревья. Обязательство обсуждено и принято на собрании партийно-хозяйственного актива завода.» («Тракторостроитель», 29 сентября 1964). «Профилакторий для тракторозаводцев Благодаря совместным усилиям медицинских работников медсанчасти, здравпунктов и профсоюзной организации, а также дирекции завода, на нашем предприятии значительно снижена заболеваемость рабочих и служащих. В целях дальнейшего улучшения профилактической работы по уменьшению заболеваемости на заводе в 1965 году будет открыт профилакторий на 50 мест с медицинским обслуживанием и диетическим питанием» («Тракторостроитель», 2 октября 1964). «167 ТРАКТОРОВ СВЕРХ ПЛАНА Коллектив завода успешно завершил минувший месяц. Государственный план сентября по выпуску товарной продукции выполнен на 108,6 процента, валовой — на 102,1 процента. Сверх плана выпущено 167 тракторов, из них 164 машины хлопковой модификации. Задание по производительности труда выполнено на 101,8 процента. Получена сверхплановая экономия в сумме 50 тысяч рублей. Литейный цех № 3 за сентябрь недодал 80 тонн чугунного литья. Крайне неритмично работали кузнечный, прессовый, первый литейный цехи. Государственный план третьего квартала завод выполнил по товарной продукции на 100,9 процента, по валовой продукции — на 100,9 процента. Отправлено сверх плана 71 трактор Т-28, запасных частей на 517 тысяч рублей. Но коллектив недодал в запасные части большое количество коленчатых валов на двигатели Д-37М и Д-28. Литейные цехи не справились с производством чугунного литья. За сентябрь план выполнен всего на 90,6 процента, за квартал — на 93,2 процента. За третий квартал не выполнили план оба литейных цеха, цех нестандартного оборудования, механизации и автоматизации. Отдел главного механика и ремонтно-механический цех плохо решают задачу по станкостроению. В честь 47-й годовщины Октября коллектив тракторостроителей принял на себя повышенные обязательства. Дело чести каждого из нас — внести свой вклад в успешное осуществление намеченного. Для кубинских друзей По-ударному трудится в предпраздничные дни коллектив экспортного участка. В сентябре перед ним стояла трудная задача — собрать сто тракторов, из них 40 машин Т-28X3 для братской Кубы. Кроме того, надо было сдать 90 двигателей Д-37М. — Наши тракторы и двигатели должны быть отличного качества! — под таким девизом развернулась самоотверженная борьба коллектива за выполнение почетного задания. Особенно хочется отметить слесарей-сборщиков Николая Мельникова, Геннадия Елисеева, контролеров-испытателей Виктора Алехина,. Николая Пятова, маляров Веру Крупинову, Нину Белову, Нину Исаеву, слесарей-укомплектовщиков Ивана Гвоздева, Бориса Тарасова, Михаила Артамонова. И задача была успешно решена. У наших людей есть хорошее правило: взял рубеж, бери новый. Встав на предпраздничную трудовую вахту, мы приняли повышенное обязательство собрать в октябре 120 тракторов, план десяти месяцев по товару, выполнить к 30 октября, 50 процентов продукции сдавать с первого предъявления. Обращаемся к цехам-поставщикам с просьбой — подавать нам детали хорошего качества. В. ЛАВРОВ, слесарь-сборщик экспортного участка» («Тракторостроитель», 6 октября 1964). «- 26 комсомольско-молодежных бригад удостоены почетного звания «Бригада коммунистического труда». - 60 тракторов и 80 двигателей собрано комсомольцами завода на воскресниках. - 95 комсомольцев и молодых рабочих занесены на Доску почета и в Книгу почета. - На 110 человек за отчетный период пополнилась наша заводская комсомольская семья. - 66 лучших комсомольцев рекомендовано кандидатами в члены КПСС. - 600 рабочих и специалистов участвуют в работе отрядов «Комсомольского прожектора». - 12 концертов дали молодые тракторостроители в подшефных колхозах и организациях» («Тракторостроитель», 16 октября 1964). «Деталям комбайнов — зеленую улицу На опубликованное под таким заголовком обращение рабочих моторного цеха № 2 к коллективам цехов тракторного, шасси, прессового заместитель начальника цеха шасси тов. Гришин сообщил: «Обращение обсуждалось с активом цеха, составлен график, который обеспечивает выполнение обязательств, принятых коллективом моторного цеха № 2. К 25 октября будут выданы детали на 250 комплектов». Заместитель начальника тракторного цеха тов. Уткин ответил редакции, что обращение обсуждалось на собрании актива цеха, где присутствовали мастера и руководители участков. Решено к 19 октября выдать моторному цеху № 2 детали комбайна на 150 комплектов, а к 25 числу — на 250 комплектов. Работу тракторного цеха сдерживают кузнецы и заготовители. Поковки 6346 и 6062 поступили в цех из кузницы лишь 14 числа. С большим запозданием подал заготовительный цех заготовки на детали 6115, 6064, 6231. Рабочие и мастера тракторного цеха приложат все усилия для своевременного обеспечения качественными деталями моторостроителей» («Тракторостроитель», 20 октября 1964). «ОСНАСТКА НА НОВЫЕ ДВИГАТЕЛИ Коллектив модельного цеха продолжает нести предпраздничную вахту. На всех участках чувствуется небывалый трудовой подъем. Замечательный подарок 47-й годовщине Октября готовят рабочие смены мастера тов. Крылова. Модельщики Голованов, Морозов и Першень в начале этого месяца приступили к изготовлению оснастки для нового экспериментального двигателя Д-160. Внушительно и по своему красиво выглядит блок этого шестицилиндрового дизеля. В его очертаниях уже сейчас чувствуется скрытая мощность. А ведь это пока только деревянная модель, причем еще незаконченная. Такой двигатель у нас на заводе делается впервые. Как и во всяком новом деле, в этой работе модельщикам встречаются определенные трудности. Не очень точно скоординированы листы чертежей, а их на блок двигателя — семь. Нет узких ленточных пил для механического станка. Поэтому контуры малых радиусов приходится доводить до заданных размеров вручную. Инструмент поступает в цех не всегда высококачественный, например, режущие ножи часто крошатся. Это создает добавочные трудности при наладке станков. Но модельщики — народ опытный, все трое на этой работе не первый десяток лет. Каждую доску для модели они отбирают тщательно, следят за качеством просушки материала. Порой, увлеченные работой, задерживаются в цехе допоздна. — Мы знаем, что отливки по нашей модели с нетерпением ожидают экспериментальщики, — говорит тов. Морозов, и стараемся сделать ее быстрее и лучше. Старательно трудится на участке старшего мастера Агапова коммунист тов. Филиппов. На его рабочем месте «молния»: лучший подарок к 47-й годовщине Октября — изготовление кокиля на картер двигателя ПД-8. Эту работу опытный производственник Филиппов выполняет с молодым слесарем второго разряда Юрием Свиненковым. Объем работы у них большой, задание очень ответственное, ведь в ноябре завод приступает к выпуску первой серийной партии двигателей ПД-8. Можно с уверенностью сказать — задание будет выполнено в срок. Одновременно коллектив бригады тов. Филиппова изготавливает дублер пресс-формы для литья под давлением крышки распределительных шестерен на двигатель Д-37М. Пресс-форма сложной конфигурации, работа над ней очень трудоемкая. Но модельщики уверены, что с поставленными задачами успешно справятся. Е. ФРОЛОВА, председатель цехового комитета профсоюза модельного цеха Конвейер пущен - Раз, два, взяли, еще взяли, — командуют грузчики, бросая в машину литники с отливок. — Ничего, братва, вот скоро, в связи с реконструкцией земледелии, изменится направление движения литья из-под выбивных решеток. А в это время конструкторы бюро ТОМАП, возглавляемого Р.И. Зубаревой, разрабатывали чертежи на подвесной конвейер для транспортировки литников. И было это в июне. Для большей оперативности тов. Зубарева создала три группы, руководство которыми было возложено на опытных конструкторов тт. Озерова, Егорова и Большакова. Одна группа рассчитывала элементы цепи и «люлек», другая — привод и опоры, третья — систему блокировки конвейера. Меньше чем за месяц проект был закончен. Монтажники отлично поняли всю важность поставленной перед ними задачи. Бригада слесарей ЦНОМА, руководимая тов. Зябловым, трудилась, не считаясь со временем. Рабочие быстро изготовляли и монтировали узлы для конвейера. Не уступали им в энтузиазме и электромонтажники бригады, руководимой тов. Ишановым. Немало потребовалось усилий, чтобы установить и отладить блокировку, ведь весь конвейер автоматизирован: если после разгрузки «люлька» не закроется, конвейер остановится. Монтажники с честью справились с поставленными перед ними задачами, и уже в августе конвейер был включен для испытания. Усилия конструкторов и монтажников были вознаграждены: в сентябре приемная комиссия приняла конвейер для постоянной эксплуатации, дав ему высокую оценку. Длина его 360 метров, грузоподъемность каждой «люльки» 300 килограммов, т. е. одновременно он может нести нагрузку до 56 тонн. В двух местах: у выбивных решеток и большого эпронконвейера он забирает литники с отливок, со скоростью трех метров в минуту несет их на шихтовый двор и автоматически производит разгрузку. Отсюда литники забираются магнитной планшайбой для загрузки в вагранки. Когда смотришь на этот конвейер в работе, сердце переполняется гордостью за людей, создавших его. Это замечательный подарок рабочим литейного цеха № 1 от конструкторов ТОМАП, монтажников ЦНОМА и электросилового цеха в честь 47-й годовщины Октября. В. КАШИЦЫН» («Тракторостроитель», 23 октября 1964). «Добьемся звания спортивного клуба «Трактор» Все заводские спортивные соревнования в нынешнем году проходили под лозунгом: «Олимпийский год — не только для олимпийцев!» 3780 тракторостроителей приняли участие в летней спартакиаде завода, в том числе по первой группе 10 цехов и отделов, по второй — 15. По первой группе цехов лучших результатов в спартакиаде добились спортсмены моторного цеха № 1. Им присуждено первое место. Второе место заняли физкультурники литейного цеха № 1, третье — инструментальщики. По второй группе победителями вышли технологи. Второе место присуждено физкультурникам ремонтно-механического цеха, третье — металлургам. Проведены соревнования на кубок «Золотая осень» по волейболу и футболу, а также на звание чемпиона малой заводской олимпиады. В честь XVIII олимпийских игр состоялись кубковые встречи по волейболу, футболу, баскетболу, в которых участвовали 42 команды. 12 первых мест, 18 вторых и 10 третьих завоевали сборные команды завода в городских и областных соревнованиях. Подготовлено 2 мастера спорта, 16 перворазрядников, 42 спортсмена второго разряда, 101 — третьего и 375 значкистов ГТО. Физкультурники завода борются за то, чтобы коллективу было присвоено звание спортивного клуба «Трактор». Многое уже сделано по выполнению взятых обязательств. Но работа еще предстоит большая. Нужно вовлечь в занятия физкультурой и спортом не менее 40 процентов работающих на заводе и 80 процентов физкультурников вовлечь в члены ДСО «Труд». Каждый цех и отдел должны проводить свои спартакиады, аттестацию инструкторов-общественников и спортивных судей. Цеховые советы физкультуры призваны усилить работу по подготовке спортсменов-разрядников. Каждый цех и отдел должен иметь не менее 10 процентов спортсменов-разрядников. Если справимся с этими задачами, то в 1965 году наш коллектив физкультурников может быть удостоен звания спортивного кубка «Трактор». В. СУЛИМОВ, председатель заводского совета ДСО «Труд» («Тракторостроитель», 30 октября 1964). «Заводу присуждено второе место В канун праздника на завод поступило радостное сообщение. По итогам соревнования за третий квартал предприятий управления автотракторной промышленности совнархоза нашему коллективу присуждено второе место. Главный инженер управления автотракторной промышленности совнархоза тов. Андрейченков прислал на завод телеграмму, в которой поздравил рабочих и специалистов с трудовой победой, пожелал больших успехов в дальнейшей работе» («Тракторостроитель», 3 ноября 1964). «У юных фигуристов В детской спортивной школе фигурного катания начался новый учебный год. 126 девочек и мальчиков, в возрасте от 6 до 15 лет, занимаются в четырех подготовительных и пяти основных группах. Пока не началась зима, учебной программой предусматриваются уроки хореографии, специальной и физической подготовке. Учащиеся старших групп достигли в хореографии значительных успехов, занятия проводятся под музыку. На уроках общей и специальной подготовки разминка и пробежка делаются на открытом воздухе. Юные спортсмены занимаются старательно, ждут, когда можно будет встать на ледяную площадку. Летом они занимались и хорошо отдохнули в городском пионерском лагере при школе № 26, в специальных группах загородного пионерского лагеря. Четверо лучших учащихся школы Таня Янина, Людмила Ддочкина, Наташа Бохан, Оля Тарасова совершенствовали свое спортивное мастерство в Москве на искусственном катке ЦСКА. Многому они научились. Таня Янина сдала экзамен на звание тренера по фигурному катанию. Она будет заниматься с учащимися подготовительных групп. И другие девочки, побывавшие в Москве, станут вести общественную работу в школе, передавать свои знания учащимся подготовительных групп. С большим нетерпением учащиеся школы ждут открытия нового спортзала на стадионе «Торпедо» и отдельной ледяной площадки. В прошлом учебном году более 20 спортсменов получили третий и второй юношеские разряды и третий взрослый. В этом году хочется подготовить спортсменов первого юношеского и второго взрослого разрядов. Юные фигуристы полны решимости взять новые спортивные рубежи. Н. КОВАЛЕВА, директор детской школы фигурного катания» («Тракторостроитель», 17 ноября 1964).
Пусковой двигатель ПД-8
«В эти же горячие дни экспериментальщики изготовили два пусковых двигателя ПД-8 к двигателю Д-37М. Впервые в истории завода нам пришлось иметь дело с литыми коленвалами. Десять опытных образцов сдали на сборку» («Тракторостроитель», 18 февраля 1964). «Коллективу бюро пусковых устройств, руководимому Юрием Сергеевичем Костериным, нужно было срочно перекомпановать пусковой двигатель ПД-8. В процессе лабораторных испытаний пускового двигателя имелись случаи повышенного износа беговой дорожки шариков регулятора. Чтобы срочно устранить дефект и выдать ПД-8 на подготовку производства, требовалась большая работа по перекомпановке узлов двигателя. А сроки были предельно сжаты. Вот тогда-то и пришел на помощь коллективу бюро пусковых устройств Павел Николаевич Морозов. Он предложил несколько вариантов. Решили принять тот, где предлагается перерасчет регулятора оборотов двигателя. Пусковой двигатель в новой компановке уменьшился в габаритах по длине, а также был устранен повышенный износ беговой дорожки. Конструкторы бюро пускового двигателя приступили к деталировке рабочих чертежей. Павел Николаевич спешит закончить эту работу, чтобы снова вернуться в бюро перспективного проектирования и заняться выпуском рабочих чертежей двигателя Д-160» («Тракторостроитель», 25 февраля 1964). «Пускач — быстрее в производство Пусковой двигатель ПД-8 в новой компоновке — результат длительной работы нашего бюро. Он имеет ряд преимуществ перед старым и соответствует требованиям, предъявляемым к пусковым системам тракторных двигателей. Вес пускового двигателя теперь составляет менее 15 процентов ко всему весу дизеля. Это достигнуто заменой двухступенчатого редуктора одноступенчатым. Унификация места для установки пускового двигателя и электростартера, их взаимозаменяемость дают большие удобства в эксплуатации. Сейчас идут заводские и государственные испытания пускового двигателя ПД-8. А конструкторы бюро пусковых устройств продолжают отрабатывать технологичность деталей по замечаниям технологов и металлургов, совершенствовать конструкцию. Технологи, например, предложили верхний кожух вентилятора сделать сварным. Это создает удобства в изготовлении штампа. Для упрощения технологии и предупреждения брака сделан сварным корпус воздухоочистителя. Ведется работа по уменьшению диаметра шарика регулятора с 10 до 8 мм, что позволит улучшить работу регулятора. Новая компоновка уменьшает габарит двигателя. Перед конструкторами бюро пусковых устройств стоит большая и ответственная задача: в апреле выдать чертежи на подготовку производства. Конструкторы нашего бюро, вступая в предмайское соревнование, взяли обязательство качественно и оперативно решать вопросы по испытаниям двигателя ПД-8. По результатам испытаний будет выпущена техническая документация на предпусковой подогреватель для изготовления 10 опытных образцов. В третьем квартале будет выпущено 200 опытных двигателей с пускачом ПД-8 для Липецкого тракторного завода. Ю. С. КОСТЕРИН, начальник бюро пусковых устройств» («Тра-ль», 20 марта 1964). «Одновременно коллектив цеха изготовляет контрольную партию пусковых двигателей ПД — 8 по чертежам, выданным на подготовку производства. Успех выполнения этого задания также во многом зависит от модельщиков. Они должны срочно выдать десять моделей литейному цеху № 3» («Тракторостроитель», 10 апреля 1964). «- К 27 апреля закончить разработку технологических процессов на пусковой двигатель ПД-8! — так решил коллектив отдела главного технолога, идя навстречу первомайскому празднику. С этим обязательством досрочно справился сектор, возглавляемый тов. Тихомировым. В канун 94-летия со дня рождения Владимира Ильича Ленина коллектив закончил разработку технологических процессов для прессового цеха. Близки к завершению заданий секторы, разрабатывающие технологические процессы для автоматного, первого моторного цехов, шасси. В течение мая и июня центральное конструкторское бюро будет проектировать оснастку на пусковой двигатель» («Тр-ль», 24 апр. 1964). «Коллективы конструкторских бюро, возглавляемые тт. Алексеевым и Рыжковым, заканчивают проекты оснастки для пускового двигателя ПД-8, который обеспечит запуск мотора в любых условиях, при резко пониженной температуре. Н. АЛЕКСАНДРОВ, заместитель главного металлурга» («Тр-ль», 5 июня 1964). Проектируют средства механизации Коллектив конструкторского бюро ТОМАП, возглавляемый тов. Хамзиным, приступил к разработке проектов средств механизации и нестандартного оборудования, необходимых для внедрения в производство пускового двигателя ПД-8. Конструктор тов. Преображенский создает проект модернизированного стенда для обкатки моторов с пусковым двигателем. Он же будет проектировать стенд для испытания пускового двигателя. Конструктор тов. Зорин приступил к разработке проекта конвейера с тележками для сборки пусковых двигателей. Коллектив бюро будет заниматься модернизацией подвески для сборки моторов с устанавливаемыми на них пусковыми двигателями. На разработке в бюро находится семь тем. Конструкторы творчески относятся к выполнению заданий, изыскивают возможности досрочного их завершения» («Тр-ль», 16 июня 1964). «Пусковому двигателю зеленую улицу Претворяя в жизнь решения декабрьского Пленума ЦК КПСС, владимирские тракторостроители с еще большей настойчивостью продолжают работать над усовершенствованием тракторов и двигателей. Последнее время конструкторы сделали ряд находок, которые делают наш двигатель более надежным и удобным в эксплуатации. Такой находкой следует считать пусковой двигатель ПД-8 в новой компановке. Двигатель Д-37М с пусковым двигателем прошел государственные испытания и принят на производство. Перед коллективом завода поставлена задача — в четвертом квартале т. г. изготовить и поставить Липецкому тракторному заводу 200 моторов с ПД-8 и создать мощности, обеспечивающие их массовый выпуск в 1965 году. Вот уже несколько месяцев на заводе ведется подготовка производства к выпуску пусковых двигателей. После того, как отдел главного конструктора выдал па подготовку чертежи, отдел главного технолога разработал более 200 технологических процессов па обработку деталей и сборку ПД-8. В ближайшее время будет закончено проектирование технологической оснастки. Выданы задания в технический отдел механизации и автоматизации производства на проектирование нестандартного оборудования. Сделаны планировки участков по производству пускового двигателя. Отделом главного металлурга также разработаны технологические процессы па получение заготовок. Идет проектирование оснастки. Задерживается проектирование рабочих приспособлений ПКБ. Подготовка производства к выпуску пусковых двигателей вступила во второй период — изготовление оснастки. Инструментальщики, штамповики, модельщики сейчас мобилизуют все свои силы на то, чтобы успешно справиться с задачей. Они хорошо понимают, что надо дорожить каждым часом, ведь времени остается мало. Особенно трудный рубеж поставлен перед модельщиками — им предстоит изготовить два очень сложных кокиля на картер двигателя и корпус вентилятора. Четвертый квартал не за горами. Сейчас важно обо всей договориться, решить ряд проблем. К одной из таких проблем относятся площади. Как известно, обработку деталей пускового двигателя в тракторном, прессовом и других цехах предполагается вести на площадях, которые будут высвобождены при снятии производства трактора Т-28 и узлов картофелеуборочного комбайна. Пока идет полемика о сроках прекращения производства трактора Т-28. Одни настаивают на третьем квартале, другие — на первой половине ноября. Вопрос очень сложный. Нужно такое решение, от которого бы не пострадали ни план по выпуску машин, ни пусковой двигатель. Но и медлить в этом деле нельзя. Вызывает серьезную обеспокоенность и то, что отдел главного конструктора, до сего времени не согласовал технические условия на поставку диска сцепления, бронзовой втулки, ручного и электрического стартеров, вкладышей и др. деталей. Дальнейшее промедление грозит срывом выпуска первой партии пусковых двигателей в этом году. До сих пор неясно с финансированием оборудования, необходимого для пускового двигателя. Все эти вопросы ждут немедленного решения, их нельзя откладывать на завтрашний день. Партийный комитет завода слушал на днях на заседании отчет заместителя главного инженера тов. Чуфарина о ходе подготовки производства к выпуску пусковых двигателей. Партком потребовал от главных специалистов завода, руководителей цехов обеспечить выполнение работ по подготовке нового производства в сроки, указанные в приказе директора завода за № 307 от 15 июля с. г. Партийные организации призваны возглавить борьбу коллективов цехов и отделов за осуществление попой подготовки. У конструкторского бюро отдела главного технолога напряженная тишина. Склонившись над кульманами, конструкторы вычерчивают приспособления для обработки деталей пускового двигателя ПД-8. До конца месяца надо выдать в заказ инструментальщикам 300 приспособлений. Задача не из легких, но конструкторы стремятся найти возможности для ее досрочного выполнения. Четко организовал работу своей бригады тов. Мальцев. Его коллектив оснащает две крупные детали: корпус вентилятора и ротор вентилятора. Несмотря на многочисленные конструктивные изменения, переделки, конструкторы сдают черте леи в срок. В новой оснастке предусмотрены многошпиндельные головки, пневматика. Их применение позволит увеличить производительность труда при обработке деталей пускового двигателя, повысит производственную культуру. Бригаде Мальцева надо спроектировать 24 приспособления, на днях она закончит выполнение этого задания. С высоким трудовым накалом работают в эти дни и другие бригады группы приспособления. Руководитель группы тов. Иванов часто собирает конструкторов, информирует их о ходе выполнения задания, своевременно помогает отдельным товарищам предотвратить ошибки. В коллективе царит дух творчества, взаимная требовательность за качество выполняемой работы. Чертежам-полуфабрикатам установлен крепкий шлагбаум. Высоким качеством отличаются чертежи, созданные тт. Андриановым, Громыхаловой, Керской, Громовым. В скором времени коллектив приступит к разработке оборонных приспособлений для ПД-8. Конструкторы группы решили к 15 июля закончить всю работу по оснащению пускового двигателя. Режущий инструмент для обработки деталей пускового двигателя проектирует коллектив, возглавляемый тов. Судаковым. Из 113 деталей 80 уже оснащены. До конца июня конструкторы оснастят и остальные детали» («Тр-ль», 30 июня 1964). «Быть или не быть? Быть или не быть в этом году первой партии пусковых двигателей ПД-8 на Д-37?! Это во многом зависит от работы модельного цеха. Большое количество модельной оснастки на ПД-8 находится в стадии обработки. А к изготовлению некоторой оснастки модельщики не приступали вообще. Объем работ в цехе за последнее время резко возрос, — рассказывает начальник модельного цеха тов. Рябов. — Имеющиеся производственные мощности малы и не отвечают потребностям завода. Об этом хорошо знают руководители завода, знает и начальник ремонтно-строительного цеха тов. Русин. Знает, но тянет строительство второго этажа цеха, куда мы будем переносить бытовые, помещения. Эта реконструкция даст нам дополнительную производственную площадь, которая крайне нужна. Но вот уже третий день, как на строительстве второго этажа — мертвая тишина. Боюсь, что тов. Русин своей неразворотливостью поможет сорвать выпуск пусковых двигателей. Опасение тов. Рябова пока вполне обоснованно. Но будем надеяться, что до тов. Русина все-таки дойдет голос вопиющего в пустыне, и тогда реконструкция модельного цеха будет завершена вовремя. Это следует учесть заместителю главного инженера по подготовке производства тов. Чуфарину. От него зависит обеспечение высвободившихся площадей производственным оборудованием, в частности, фрезерными станками. До сих пор модельщики не получили от отдела главного металлурга технологических чертежей на оснастку картера № 1002002 и корпуса вентилятора № 1308012. Оснастка на эти детали сложна и трудоемка. — Промедление тов. Певзнера с выпуском чертежей смерти подобно, — с возмущением говорит тов. Рябов. Тт. Русину, Чуфарину, Певзнеру больше, чем кому-либо следует усвоить, что от работы модельного цеха зависит своевременный выпуск пусковых двигателей. В. ГЕРАСИМОВ, член штаба «КП» завода» («Тракторостроитель», 3 июля 1964). «Двигатель ПД-8 будет! Мороз трещал, как горящий факел. Этим факелом шофер, вспоминая всех знакомых и незнакомых, вплоть до хозяина ада, разогревал застывший мотор. Окружающие сочувствовали: действительно, завести мотор без горячей воды и масла, когда по Цельсию ниже тридцати, трудно. А уж о дизеле и говорить не приходится. Возможно поэтому и казалось, что происходит чудо: дизельный мотор стоящего рядом трактора заработал через 3 — 4 минуты после начала запуска. А чуда по-существу не было. Это конструкторы группы Юрия Сергеевича Костерина испытывали созданный ими новый тип пускового двигателя ПД-8 для дизельных моторов. Конструктор Слава Беляев, откинув мех ушанки, не обращая внимания на мороз, вновь и вновь прослушивает работу «пускача», так ласково называют этот пусковой двигатель в группе. Перебоев нет, работает безотказно. Жаль, что это только опытный образец. Придется много поработать, чтобы запустить его в серию. Но работать радостно, когда впереди большая светлая цель. И вот конструкторы, не считаясь со временем, делают и опять переделывают чертежи для каждой детали двигателя, ищут наиболее экономные, наиболее рациональные решения. Эти двигатели нужны не только нашему заводу, их ждут в Липецке, ждут дизельные тракторы во многих местах нашей необъятной Родины. На заводе развернулась подготовка производства к выпуску ПД-8. Александр Геннадьевич Рыжков уже сделал чертежи для моделей крышки и корпуса редуктора, для гнезд подшипника, для ведомого барабана. Но опять задумался: кажется, механическую обработку гнезда подшипника можно сделать проще, и конструктор снова склоняется над чертежом. Ну, а там, где не сразу находится решение для оснастки на металлической основе, как это, например, получается с выпускным и впускным патрубками, параллельно даются чертежи на деревянные модели. Главное не задержать производстве, уложиться в график. Каждый член коллектива, вдохновенно работающий над новым пусковым устройством для дизельного мотора, верит, что работа будет сделана и сдана в срок. В. МУРЗИН, электрик центральной заводской лаборатории» («Тр-ль», 17 июля 1964). «ОСНАСТКУ НА ПД-8 СДЕЛАЕМ В СРОК Беседа с начальником инструментального цеха Н.А. Цветковым В июле коллектив инструментального цеха приступил к оснащению деталей пускового двигателя ПД-8. В течение третьего квартала нам предстоит изготовить на пускач около 500 приспособлений для механической обработки деталей и сборки, 111 позиции режущего инструмента, 533 позиции мерителя. На всех производственных участках состоялись рабочие собрания. Мастера рассказали станочникам и слесарям об этом важном и ответственном задании, сроках его выполнения. Инструментальщики знают, что механизаторам очень нужен пусковой двигатель и потому стремятся изыскать возможности для скорейшего изготовления оснастки. В цех поступили чертежи на 370 приспособлений, часть из них находится на разработке в техсекторе, в заготовительном отделении. На 4-е августа было сделано 75 приспособлений. Мало! Такие темпы не могут удовлетворить механические цехи. Им нужна оснастка, чтобы начать освоение новых деталей. Старшим мастерам слесарного участка тт. Болтушкину и Дворникову необходимо взять под личный контроль изготовление каждой позиции, обеспечить в августе сдачу двухсот приспособлений. Такая задача коллективу участка по плечу. Работникам техсектора и заготовительного отделения следует в ближайшие десять дней выдать участку приспособления, все чертежи и заготовки, создать ему необходимый фронт работ. Еще в прошлом месяце мы обязаны были оснастить 12 деталей автоматного цеха. Своевременно выполнить это задание не удалось, так как график спущен с запозданием, отливки и заготовки тоже не были сделаны в срок. Сейчас внимание мастеров и рабочих участка приспособлений приковано к выполнению заказов автоматного цеха. Они решили к 20 августа выдать автоматчикам всю оснастку на 12 деталей. Особенно добросовестно работает бригада коммунистического труда, возглавляемая тов. Петуховым. Этот коллектив недавно удостоен почетного звания. Фрезеровщики гордятся высокой оценкой их труда, стремятся добиться новых производственных достижений, с никогда не сдерживают слесарей. Огромный объем работ выпал на долю коллектива участка, возглавляемого старшим мастером тов. Трофимовым. Надо сделать более 500 мерительных приспособлений, скоб, шаблонов. По-ударному трудится над выполнением этого задания смена мастера тов. Романова. В прошлом месяце ею изготовлено 157 позиций. И в августе надо сделать не меньше, чтобы ускорить ход работ, подключим к этому заданию и смену мастера Савина. Его коллективу предстоит изготовить пресс-формы семи наименований. Чертежи пока ни на одну из них не выданы. Металлургам следует позаботиться об этом, ведь изготовление пресс-форм — сложная и трудоемкая работа. По примеру саратовцев в цехе ширится соревнование за бездефектную сдачу продукции. Приспособления, меритель, режущий и вспомогательный инструмент на пусковой двигатель ПД-8 инструментальщики стремятся сдавать с первого предъявления. На участках проведена к этому соответствующая организационная и техническая подготовка. Запущены мерительные плиты по второму классу точности, приобретены специальные мерительные приспособления, с помощью которых рабочие, не дожидаясь контролера, сами выявляют и устраняют дефекты. Развивая соревнование за бездефектную сдачу продукции и движение за коммунистический труд, партийная организация и администрация цеха направляют усилия коллектива на то, чтобы все детали пускового двигателя были оснащены в срок» («Тр-ль», 11 авг. 1964). «Подготовка производства к выпуску ПД-8 ведется плохо В четвертом квартале с. г. с производства будет снят двигатель Д-28. В связи с этим перед коллективом моторного цеха № 2 стоит задача — освоить и внедрить пусковые двигатели ПД-8. Изготовление пусковых двигателей на нашем заводе — дело новое и связано с большой подготовительной работой, как технологического, так и организационного порядка. Уже сейчас необходимо вести опробование деталей на соответствие технологии и технологической оснастки, а также отливок и поковок на их годность и качественность. Не будет преувеличением заметить, что механические цехи по-настоящему не приступали к этой работе, да и возможности для этого не созданы. За примером ходить далеко не надо. Из 20 деталей, которые будут обрабатываться в нашем цехе, получено всего лишь две заготовки. Отсутствует оборудование и специальная оснастка. Обработку деталей можно вести только универсальным способом силами ремонтных баз. Такой метод, кроме лишней загрузки ремонтных служб и брака, ничего разумеется, дать не может. Медлительность и неорганизованность в деле подготовки производства к выпуску пусковых двигателей, честно, говоря, пугает.! Время-то идет. В этом случае не избежать штурмовщины, а она приведет к тому, что узаконится некачественная технология. Стало быть, жди нарушений техпроцесса и как следствие этого — большого брака. Разве это нормально, что цехи, изготовляющие детали пускового двигателя, до сих пор не имеют технической документации. Технологии сборки деталей обещают выдать лишь в конце сентября. Спецификации оснастки имеются в незначительном количестве. Не известно, где будет расположен механический участок сборки деталей. Планируемая площадь сборки двигателей явно недостаточна. Дополнительная пристройка к цеху для испытания двигателей находится в стадии проектирования и вряд ли в этом году будет построена, а ведь участок испытания надо оснащать стендами для испытания пусковых двигателей и средствами механизации. Не решен по-настоящему вопрос с алюминиевыми отливками в литейном цехе № 3. Полученные отливки по деревянным моделям оказались некачественными. Как отделять прибыли на отливках? Кто будет производить данную операцию и на каком оборудовании? Не известно. Такое положение вызывает серьезную обеспокоенность у нас, работников цехов. Хотелось, чтобы подготовку производства к выпуску пусковых двигателей ПД-8 взяли под особый контроль партийные организации. В. МАТВЕЕВ, начальник техсектора моторного цеха № 2» («Тракторостроитель», 11 сентября 1964). «В четвертом квартале надо выпустить 200 ПД-8 В четвертом квартале с. г. перед коллективом нашего завода поставлена задача: выпустить первую партию пусковых двигателей ПД-8. В сентябре нужно было сделать заготовки деталей. Лучше других с этой задачей справился коллектив кузнечного цеха. Он отштамповал заготовки двенадцати наименований. Литейный цех № 1 не отлил корпус редуктора. Задержка объясняется тем, что отдел главного металлурга и технологи цеха выдали модельному цеху чертежи на исправление оснастки к корпусу редуктора только 29 сентября. Литейный цех № 3 по вине инструментального цеха, задержавшего изготовление пресс-форм, не приступал к отладке деталей двух наименований. Инструментальщики обещают выдать их в этом месяце. Что касается алюминиевого литья, детали на 50 комплектов будут отливаться по временной деревянной оснастке. Цели завода приступили к механической обработке заготовок. Заместителю директора завода по строительству тов. Корой и начальнику ремонтно-строительного цеха тов. Русину надо немедленно приступать к строительству испытательной станции со звукоизоляционными устройствами. Документация и чертежи у них имеются. Перед техническими службами цехов и отделами стоит задача — в этом месяце закончить отладку деталей, произвести подсборку узлов и выдать их моторному цеху № 2, где будет проводиться сборка и испытания. До конца года мы должны выпустить 200 пусковых двигателей. В 1965 гиду завод приступит к их серийному выпуску» («Тракторостроитель», 6 октября 1964). «Пусковые качества двигателя Д-37М несколько улучшены за счет значительной доработки конструкции электрофакельного подогревателя и внедрения в производство более мощного стартера СТ-212Б. А применение пускового двигателя ПД-8 обеспечивает надежный запуск дизеля без предварительного подогрева при температуре окружающей среды до минус 20 градусов. Государственные испытания пускача, конструкция которого разработана конструкторами нашего завода, успешно завершены. Получена рекомендация комиссии на внедрение ПД-8 в производство. Параллельно с окончанием испытаний на заводе была начата подготовка производства. Выпуск головной партии пускачей мы должны произвести в четвертом квартале этого года. В ряде цехов, например, автоматном, прессовом полным ходом идет опробование и отладка оснастки, сделаны первые партии деталей на пусковые двигатели. Серьезное внимание уделяет новой подготовке начальник моторного цеха № 2 тов. Никольский. Ежедневно лично сам контролирует, как решаются организационные и технические вопросы, заботится об организации участков по производству деталей пускового двигателя, укомплектовании их необходимыми кадрами. Но в целом подготовка производства к выпуску пускового двигателя ПД-8 на заводе ведется неудовлетворительно. Недопустимо затянулось изготовление технологической оснастки и нестандартного оборудования, модернизация станков. Техническая документация до цехов полностью не доведена. Некоторые начальники цехов и отделов, главные специалисты завода не обеспечили выполнение мероприятий, предусмотренных графиками подготовки производства. Не проявляет оперативности в этом важном деле начальник тракторного цеха тов. Смирнов. В этом месяце сборка пусковых двигателей должна быть начата. На сборке будут заняты рабочие и специалисты экспортного участка моторного цеха № 2. Начальники цехов: литейных, кузнечного, моторных, тракторного, автоматного, прессового, шасси, термического, заготовительного тт. Елшин, Рябов, Коноплев, Никольский, Ковылин, Смирнов, Белов, Лебедев, Бажанов, Жерихов, Борисов обязаны обеспечить в ноябре изготовление 50 комплектов деталей и узлов пускового двигателя и 150 комплектов — в декабре. Начальник производственного отдела тов. Великанов должен ежедневно контролировать ход изготовления деталей, обеспечение ими сборочного участка. Заместителю директора завода тов. Корой, начальнику ремонтно-строительного цеха т. Русину, начальнику теплоцеха т. Завьялову, начальнику электросилового цеха тов. Костецкому необходимо к началу декабря завершить строительство испытательной станции и сдать ее под монтаж. Дело чести инструментальщиков, коллективов цехов нестандартного оборудования и ремонтно-механического закончить в ближайшие дни изготовление всей оснастки, нового оборудования и модернизацию станков для пускового двигателя ПД-8. Сборку обеспечим Детали нескольких десятков наименований к ПД-8 будет производить наш цех. Мастера, технологи и техналадчики хорошо понимают важность поставленной перед ними задачи. Особенно хорошо справляется с заданием участок, руководимый старшим мастером тов. Денисовым. Технолог тов. Сергеев и технический наладчик тов. Кузьмин быстро освоили выпуск новой продукции. С большой ответственностью отнеслись к выпуску новых изделий технолог тов. Миронова и технический наладчик тов. Денисов с участка, руководимого старшим мастером тов. Киселевым. Тут обрабатываются детали одиннадцати наименований. Операции производятся на станках-автоматах. В настоящее время детали для установочной партии двигателей с автоматов уже сняты и находятся на доделке. Технические наладчики тт. Шилов, Михайлов, Баранов и технолог тов. Улитин с участка, возглавляемого старшим мастером тов. Калмыковым, приложили немало усилий, чтобы своевременно обеспечить изделиями сборку регулятора двигателя. Но их стремление сдерживает литейный цех № 3, который не обеспечил участок алюминиевым литьем нужного качества. На корпус регулятора литейщики поставили литье марки АЛ-4, которое при механической обработке не дает чистоты и точности изделия. Не до конца решен вопрос с заготовкой рычага регулятора. Бюро технического контроля приняты детали 38 наименований для планового выпуска двигателей ПД-8 в этом году. Также в срок будут выданы и все остальные изделия. Н. МАЛЬЦЕВ, заместитель начальника автоматного цеха ВЫПОЛНИМ В СРОК Беседа с начальником инструментального цеха тов. Цветковым Когда-то перед коллективом нашего завода стояла задача: выпустить за месяц 5 тракторов «Универсал». С того времени прошло 19 лет. А у всех, кто пришел на завод недавно, эта цифра вызывает недоверчивую улыбку. Но ветераны завода помнят, какого напряжения потребовало от них выполнение этой задачи. Новое всегда в жизни пробивает себе дорогу с трудом. Сейчас не меньшего напряжения и сил от коллектива завода требует выпуск пусковых двигателей ПД-8. Даже такая обычная деталь, как протяжка, доставляет нам много хлопот. Винтовые протяжки цехом никогда не делались, а для обработки резьбовой ступицы ПД-8 нужна протяжка этого типа. Работники цеха ездили на Куйбышевский завод запасных частей, чтобы перенять опыт изготовления таких протяжек. Но для его внедрения в своем производстве требуется время. А его не хватает. До конца года завод должен выпустить первую партию в 200 двигателей, из них 50 в этом месяце. Эта протяжка является наиболее ответственной деталью. С другими заданиями инструментальщики справляются успешно: из 540 наименований приспособлений к 4 ноября было изготовлено 402, а из 650 наименований мерительного инструмента — 400. Очень возможно, что было бы сделано и больше, но предварительный график был составлен на гораздо меньшую номенклатуру оснастки. Основная часть заказов выполняется нами для моторного цеха № 2. С этим заданием мы справились успешно. Даже очень сложные приспособления для модернизированных расточных станков, производящих расточку картера и крышки в сборе, были выданы в срок. В ближайшие дни будут готовы приспособления для зацентровки коленчатого вала на сверлильном станке. Сделана оснастка автоматному цеху. Выполнены заказы по основному графику моторному цеху № 1. Три приспособления для маховика, венца и картера находятся в производстве, чертежи на них поступили только в середине октября. Но в ноябре мы их выдадим. Несколько сложнее положение с заказами тракторного цеха и цеха шасси. Их выполнение связано с изготовлением моделей и отливок. Приспособления для крышки и корпуса редуктора, а также переднего листа и впускного патрубка очень трудоемки и для их изготовления в ноябре необходима своевременная поставка качественных отливок. В задержке выпуска оснастки для ПД-8 есть и наша вина. Медленно делаются вспомогательные приспособления, необходимые для выполнения заказов по приспособлениям и мерительному инструменту. Технологи цеха уделяют мало внимания специальному виду инструмента. Но мы уверены, что справимся с поставленными перед нами задачами и обеспечим завод необходимой оснасткой на пусковые двигатели ПД-8» («Тр-ль», 17 нояб. 1964). 21 ноября двигатель Д-28 снят с производства. «Досрочно, 21 ноября, коллектив моторного цеха № 2 выполнил годовой план по выпуску двигателей с водяным охлаждением. Двигатель Д-28 снят с производства. Сейчас на сборочном участке и испытательной станции идет демонтаж оборудования. Там, где раньше производилась сборка моторов, организуется механический участок для обработки деталей пускового двигателя ПД-8, а рядом будет участок их обработки. Здесь скоро начнется монтаж стендов для сборки пускачей. Моторостроители отлаживают оснастку, осваивают детали пусковых двигателей, прикладывают много усилий для завершения годового плана по производству запасных частей во всей номенклатуре» («Тр-ль», 27 нояб. 1964). «Выпуск ПД-8 — под угрозой срыва — Григорий Михайлович, — обратился слесарь-сборщик к мастеру, — этот лист к пусковому двигателю не могу установить. Сменный мастер тов. Фокин пробует установить лист сам, но внимательно рассмотрев его, тяжело вздыхает: координаты установочного отверстия смещены. Да и как мастеру не вздыхать, цех шасси не дал для сборки ПД-8 ни одного комплекта впускных и выпускных патрубков, нет флянца и выпускной трубы, а единственная присланная деталь — 1308538 оказалась бракованной. Задерживают сборку двигателей и автоматчики: от них до сих пор нет храповика, диске регулятора и шаровой муфты, производство которых должно быть налажено в автоматном цехе. А где кожухи и воздухоочистители к двигателю? Об этом знает, наверное, только руководство прессового цеха, которое не обеспечило участок сборки этими деталями. Выпуск новых пусковых двигателей ПД-8 является в настоящее время первоочередной задачей. Коллектив моторного цеха № 2, где начинается сборка этих двигателей, имеет все возможности, чтобы выпустить первую партию, но отсутствие на участке сборки деталей из других цехов мешает выполнению этой задачи. Тормозит сборку двигателей и отсутствие покупных изделий. Отдел смежных производств до сих пор не доставил в цех такие важные детали двигателя, как магнето, стартер, карбюратор и стопорные кольца. В декабре завод должен выпустить 200 пусковых двигателей ПД-8. Срыва этого задания не допустим. Моторостроители надеются, что руководители других цехов и отделов обеспечат участок сборки пусковых двигателей всеми необходимыми деталями, и тогда план по выпуску двигателей ПД-8 будет с честью выполнен» («Тр-ль», 8 дек. 1964). «На сборку двигателей ПД-8 — детали! ОТКРЫТОЕ ПИСЬМО К КОЛЛЕКТИВАМ ЦЕХОВ: ШАССИ, АВТОМАТНОГО, ИНСТРУМЕНТАЛЬНОГО, ОТДЕЛА СМЕЖНЫХ ПРОИЗВОДСТВ Один за другим и течение всей смены заходят к нам инженеры, технологи, конструкторы из цехов и отделов завода. Смотрят, измеряют, проверяют, советуют. Они приходят и уходят, а дело стоит: нет ни одного собранного двигателя ПД-8. Невольно хочется сказать: спасибо, товарищи, зa совет, но из одних советов пускач не соберешь, нужны детали, электрооборудование: Кстати об электрооборудовании: тов. Семенов, когда, наконец, ваши работники доставят нам магнето и стартеры? А вам, тов. Белов, как начальнику автоматного цеха, должно быть стыдно, что до сих пор не обеспечили сборку такими простыми деталями, как откидные болты, впрочем, вы не даете нам и более сложные — ведущие диски регулятора. Не можем дождаться из цеха шасси, да, да, из вашего цеха, т. Бажанов, выпускных и впускных патрубков, а листов вместо двухсот вы дали только три, где же остальные? Впрочем, если мы и соберем двигатели, проверить координаты картера в сборе нам нечем. Вам, тов. Цветков, известно это лучше, чем кому-либо ведь это ваш цех не изготовил нужный для этого мерительный инструмент. Чтобы вы не забыли, напомним, что у нас отсутствует также мерительный инструмент для коленчатого вала, корпуса ротора, пальца кривошипа и маховика. Тов. Чуфарин, вас волнуют такие темпы сборки двигателей не меньше, чем нас, вы заходите на участок каждый день, переживаете вместе с нами, но все-таки мы хотим спросить и вас, почему так плохо обеспечивают сборку указанные цехи? До конца года остаются считанные дни. Из 200 пусковых двигателей мы не собрали пока ни одного. Мы, мастера, технологи и рабочие участка сборки, обращаемся к коллективам цехов и отделов не с просьбой, а с требованием: не срывать важного государственного задания по выпуску пусковых двигателей ПД-8 и немедленно обеспечить наш участок всеми необходимыми деталями, узлами и инструментом! По поручению коллектива: Ю. СЕЛИВЕРСТОВ, Г. ФОКИН, мастера. И. ЛОКТИОНОВ, технолог. В. ГАВРИЛОВ, В. ХРУЛЬКОВ, Е. ПАРФЕНЦЕВА, рабочие» («Тр-ль», 11 дек. 1964). «Скорее давайте пускач ЕГОРОВ, МЕХАНИЗАТОР СОВХОЗА ПЕТУШИНСКИЙ» ВЛАДИМИРСКОЙ ОБЛАСТИ Мы, трактористы, любим те машины, которые работают безотказно и хорошо заводятся. Стараемся их беречь, правильно эксплуатировать, бережно за ними ухаживать. Трактор Т-40 значительно лучше трактора Т-28, но и в этой машине есть ряд существенных недостатков. Приезжая за новым трактором, выбираем тот, в котором нет дефектов. Но с трудом удается подобрать такую машину. Подходишь к одному трактору — не заводится, ко второму — подогреватель не работает, у третьего — тоже какой-нибудь дефект. Особенно часто выходят из строя генераторы, ремни вентилятора. Не совсем удобно установлен датчик термометра. Один трактор проработал у нас в хозяйстве только 244 часа, и как же мы с ним намучились: подогреватель не включается, закоксовывается распылитель форсунок, колеса вибрируют. У другого трактора после двухмесячной работы вибрация колес тоже стала невозможной. Какие только меры не принимали! Все делали, что рекомендовано в инструкции, а дефект остается. Не эффективной оказалась электростартерная система запуска. Каждый тракторист имеет при себе двухметровый трос, на буксире заводим машины. Теряем при этом много времени. Нас, механизаторов, очень волнует плохой запуск двигателя, выпускаемого вашим заводом. Как можно скорее налаживайте производство пусковых двигателей. Они крайне необходимы, особенно в зимних условиях» («Тракторостроитель», 11 декабре 1964). «Выпуск ПД-8 под угрозой срыва Заместитель начальника автоматного цеха тов. Мальцев пишет в газету: «Претензии со стороны работников моторного цеха № 2 к нам справедливы. Автоматный цех, действительно, задерживает поставку храповика и ряда других деталей на сборку ПД-8. Но не потому, конечно, что коллектив автоматчиков не хочет этим заниматься. Напротив. Вся беда в том, что рабочее приспособление 406-6429 и мерительное приспособление М26-6448, изготовленные инструментальным цехом, в процессе наладки оказались непригодными. В настоящее время они находятся на доработке в инструментальном цехе. Отсутствуют также приспособления 406-6444 и М26-6444, а без них не можем обрабатывать неподвижный диск регулятора. Универсально изготовленные двадцать деталей находятся в термическом цехе. Изготовлены и сданы моторному цеху № 2 130 корпусов шаровой муфты. Сняты с автоматов детали 1110375 и 1110376 к этому узлу. Но сдать их не можем, нет мерительных приспособлений М24-6444, М24-6503, М24-6504. Не пригоден к работе притир Р14-4028, спроектированный ЦКБ отдела главного технолога. Коллектив цеха ждет от инструментальщиков оснастку» («Тр-ль», 11 дек. 1964). В июне 1965 г. в Моторном цехе № 2 освоено производство пускового двигателя ПД-8.
«В НАШЕМ ОКБ Как известно, на нашем заводе проходит конкурс на лучшее общественное конструкторское бюро. В отделе главного конструктора работает два ОКБ. Одним из них руководит Николай Викторович Воронов. Вот об этом коллективе общественников мне и хочется рассказать. Нас 22 человека. Это в основном инженеры и техники, есть и копировщицы. Совместно с уполномоченным БРИЗ Верой Чирик составили план работы ОКБ на четвертый квартал. В нем записали две темы: спроектировать инструментальный ящик в сборе и выпустить рабочие чертежи опор сидения трактора, разработать 18 рационализаторских предложений. В ходе работы к нам поступило еще четыре предложения. За это время разработали две темы и одиннадцать предложений. В это большая доля труда вложена конструктором Д.Н. Хохряковым. Он к каждому заданию относится особенно добросовестно, видя за предложением человека-новатора, смело прокладывающего путь вперед, и ради этого, может быть, отказывающего себе в отдыхе и сне. Работая над предложением Василия Ивановича Абросимова, касающемся изменения конструкции крепления вентилятора двигателя Д-37М/В, Дмитрий Николаевич консультировался с автором, не раз выходил в цех. Это очень интересное предложение. Его внедрение обеспечит надежное закрепление вентилятора на двигателе, ликвидируется натяжной ролик, сократится механическая обработка крышки распредшестерен и направляющего аппарата вентилятора. На счету этого общественного конструктора не одно разработанное рационализаторское предложение. Успешно завершена им работа над темой — «Проектирование инструментального ящика в сборе». Почти все работники бюро стандартизации и нормализации активно участвуют в деятельности ОКБ. Это можно сказать о тт. Арсеньевой, Урвачевой, Пахомовой. Инженер Нина Павловна Пахомова недавно закончила разработку чертежей по моему предложению на изменение конструкции торцевого ключа 19 — 22 для крепления бугелей. Она начертила общий вид, который в настоящее время прорабатывается в отделе главного технолога. Много пришлось посидеть над созданием чертежей опор сидения для трактора общественным конструкторам Нине Александровне Урвачевой и Евгении Ивановне Арсеньевой. Их творческие усилия не пропали даром — чертежи готовы. Безотказно сотрудничают в общественном конструкторском бюро Любовь Дмитриевна Леонтьева, Николай Чипурин. Душой и первым советчиком общественных конструкторов является руководитель ОКБ Николай Викторович Воронов. Он не только учит и помогает всем нам, но и сам участвует в разработке предложений. Дела в нашем ОКБ идут хорошо. Приходится сожалеть, что оно не так многочисленно. А ведь здесь товарищи получают большую школу. Я говорю об этом без преувеличения. Марта Лебедева, Валя Медведева, Люся Черничина, Вера Фахрутдинова в недалеком прошлом были станочницами. Сотрудничая в ОКБ, они накопили опыт конструкторской работы и теперь успешно справляются с обязанностями конструкторов в отделе. Их успехи не могут не радовать. До конца года наше общественное конструкторское бюро постарается выполнить намеченный план и внести свой вклад в общее дело технического прогресса завода. Т. ИСТОМИНА, член ОКБ отдела главного конструктора» («Тр-ль», 1 дек. 1964). «9 декабря 1964 года скоропостижно скончался Виктор Васильевич Сулимов, председатель заводского совета ДСО «Труд». В.В. Сулимов родился в 1926 году, в семье крестьянина. В 1943 году семнадцатилетним юношей ушел добровольцем на фронт. Прослужил в армян семь лет. В 1949 году вступил в ряды Коммунистической партии. После демобилизации из армии находился на пионерской и профсоюзной работе. На протяжении десяти лет тов. Сулимов работал инструктором по физкультуре в ремесленном училище № 7. На последней заводской отчетно-выборной конференции ДСО «Труд», состоявшейся в марте 1964 года, тов. Сулимов был избран председателем совета ДСО «Труд». За многолетнюю плодотворную работу по развитию спорта В.В. Сулимов был награжден Почетными грамотами ЦК ВЛКСМ, ЦС ДСО «Трудовые резервы», Главного управления трудовых резервов при Совете Министров РСФСР. БУДЕТ СДЕЛАНО В настоящее время наше бюро работает над двигателем мощностью 50 л. с. марки Д-37Е, разработанного на базе серийного двигателя Д-37М. У этого двигателя усилен шатунно-кривошипный механизм, улучшены системы смазки, охлаждения и запуска двигателя. При разработке двигателя большое внимание уделялось повышению его долговечности и надежности в работе. С этой целью разработаны новые, более эффективные конструкции масляного и топливного фильтров. Применен воздухоочиститель с фильтровальными элементами из пористой пластмассы, обеспечивающей высокий коэффициент очистки воздуха. Это особенно благоприятно сказывается на повышении моторесурса двигателя. Опытные образцы таких двигателей проходят государственные испытания на тракторах нашего и Липецкого заводов. Одновременно конструкторы работают над более совершенным шестицилиндровым двигателем Д-160. Его мощность будет достигать 75 — 80 л. с. В настоящее время изготавливаются первые опытные образцы. Коллектив экспериментального цеха взял обязательство к новому году собрать несколько таких двигателей. Это наш ответ на призыв партии о быстрейшем оснащении сельского хозяйства новейшими современными машинами. Н. ЕРОХИН, начальник конструкторского бюро перспективного проектирования двигателей отдела главного конструктора Хлопкоробам — совершенную технику Редкин, начальник УЗБЕКСКОГО УПРАВЛЕНИЯ СЕЛЬХОЗТЕХНИКИ Круглый год в Узбекистане работают на тракторах Т-28Х3. Мы их используем на севе хлопчатника, транспортных работах. Механизаторы довольны, что на него установлен двигатель с воздушным охлаждением. Но всем им очень хочется, чтобы владимирцы быстрее внедрили пускач, заменили им электрозапуск, который не обеспечивает гарантийной работы трактора. Некоторые поступившие к нам машины имеют мощность 34 — 35 л. с. Это затрудняет работу механизаторов. Владимирцы должны нам поставлять двигатели мощностью не меньше чем 40 л. с. И скорее надо осваивать производство 50-сильных моторов. Для борьбы с насекомыми, вредителями полей у нас в республике применяют ядохимикаты. Мы просим коллектив Владимирского завода оборудовать кабину трактора так, чтобы тракторист был защищен от ядохимикатов. Следует владимирцам подумать над упрочнением отдельных узлов и деталей, повышением их долговечности. Часто ломаются ведомый вал, шестерни конической передачи, ведущие шестерни. Возврат тракторов на доделку составляет почти 40 процентов. С
этим мириться нельзя.