По пути специализации Н.Н. МАРКЕЛОВ, ГЛАВНЫЙ ИНЖЕНЕР ЗАВОДА Коллектив нашего завода выпускает для сельского хозяйства технику, необходимую для дальнейшего подъема и интенсификации сельскохозяйственного производства. Главное направление в работе коллектива — осуществление в ближайшие два-три года полной специализации, перехода на выпуск только тракторных двигателей воздушного охлаждения. Решения декабрьского и февральского Пленумов ЦК КПСС выдвинули перед заводом новые задачи в области повышения надежности и долговечности работы двигателя. Подготовлен к внедрению в 1964 — 1965 годах комплекс дополнительных мероприятий, обеспечивающих гарантийный срок работы двигателя в течение 4000 часов. Наиболее серьезным вопросом, требующим решения, является увеличение долговечности деталей цилиндро-поршневой группы и кривошипно-шатунного механизма, улучшение фильтрации воздуха, масла и топлива. В связи с необходимостью обеспечения надежной очистки засасываемого в двигатель воздуха, проведены широкие работы по доведению коэффициента очистки воздуха до 99,7 процента вместо 97,5 процента, имеющегося у воздухоочистителя, находящегося на производстве. С этой целью завод пошел по-новому пути и применил пористый пенополиуретан. Стендовые испытания двигателей с пенополиуретановыми воздухоочистителями, проведенные в НАТИ, с применением метода радиоактивных изотопов, показали увеличение износоустойчивости цилиндро-поршневой группы двигателя в 2,5-3 раза. А как уменьшить износ сопряжения канавки поршня? Разработали конструкцию поршня со вставкой из износостойкого материала типа «НИРЕЗИСТ». Двигатели с этими деталями проходят в настоящее время полевые испытания и наработали 1300-1500 часов. Наряду с усовершенствованием конструкции двигателя на заводе проводится и намечен к внедрению ряд технологических мероприятий, обеспечивающих повышение надежности. Основным в работе технологических служб является дальнейшее совершенствование производственных процессов. Свыше 380 специальных и агрегатных станков, в том числе пять автоматических линий введены в эксплуатацию. На линии цилиндра используются хонинговальные полуавтоматы, работающие на брусках, армированных синтетическими алмазами. Станки оснащены средствами активного контроля. Они стабильно обеспечивают высокую точность обработки цилиндров в пределах 0,015 — 0,020 мм и чистоту поверхности 9 класса. В линии коленчатого вала на обработке коренных и шатунных шеек внедрен процесс «суперфиниш», обеспечивающий чистоту поверхности 9 класса. Внедряется алмазное хонингование постелей под коренные подшипники в картере двигателя. Ведется также работа по применению новых методов обработки деталей, например, анкерная шпилька стала изготовляться методом ротационной ковки, исключающим съем стружки вообще. На 50 — 60 процентов улучшился износ поршня после того, как была внедрена импульсная раскатка отверстия под поршневой палец. В текущем году намечено внедрить раскатку отверстия малой головки шатуна и отверстия цилиндра двигателя Д-37М. В целях дальнейшего совершенствования технологии изготовления масляных и топливных трубок смонтирована печь для пайки и очистки поверхностей трубок в восстановительной среде. В 1963 году уровень механизации сварочных работ доведен до 72 процентов. В соревновании с ярославцами за высокое качество выпускаемой продукции, продление долговечности и надежности наш коллектив будет упорно добиваться первенства. А. Кириллов и Е. Баринов — чемпионы города Мотоспорт относят к спорту смелых и сильных. Он требует от спортсмена большой силы воли, выносливости, отличного знания техники, а также мастерства управления машиной. Долгое время в этом интересном виде спорта команде ВТЗ не удавалось занять призового места, быть в первой тройке. Притона тому — устаревшая техника, отсутствие современных, надежных спортивных мотоциклов, и как следствие — слабая подготовка спортсменов. Другую картину зрители наблюдали на городских мотосоревнованиях. Первая команда ВТЗ в составе А.М. Кириллова, Н.В. Куликова, Ю.А. Дворецкого явилась серьезным конкурентом сборной команды города Коврова. Она заняла второе место, ковровчане — третье. Порадовали своими успехами молодые мотогонщики А.П. Гаврилов, В.М. Виноградов, Ю.М. Соколов. Они впервые вышли на старт и прошли полностью очень трудную зимнюю трассу. Мотоспорт прочно утверждается в нашем городе, особенно много «болельщиков» среди рабочих нашего завода. Тысячи тракторостроителей с интересом наблюдали за ходом борьбы мотогонщиков, горячо аплодировали они Толе Кириллову, обкатчику тракторов цеха главный конвейер, который занял первое место в классе машин с рабочим объемом 175 см3 и стал чемпионом города и слесарю экспериментального цеха Е. Баринову, завоевавшему звание чемпиона города в классе машин 125 см3. Это растущие спортсмены. Их обоих хорошо знают тракторостроители. Своим успехом мотоспортсмены во многом обязаны директору завода П.И. Гришину, оказавшему материальную помощь в приобретении трех новых спортивных мотоциклов. Н.И. ЖУКОВ, председатель комитета ДОСААФ *** Приказом начальника управления автотракторного машиностроения Верхне-Волжского совнархоза Г.М. Князев утвержден начальником отдела технического контроля ВТЗ. Начальником моторного цеха № 1 назначен инженер В.В. Ковылин. Временное исполнение обязанностей начальника тракторного цеха возлагается на заместителя начальника цеха по технической части А.М. Царькова» («Тракторостроитель», 10 апреля 1964). «Вклад технологов Прессовый сектор отдела главного технолога сейчас занят решением двух главных вопросов: расчетом производственных возможностей прессового цеха в связи с увеличением выпуска двигателей Д-37 с воздушным охлаждением и составлением техпроцессов, на пусковой двигатель ПД-8. Расчет производственных возможностей прессового цеха на 1964 год уже закончен и готовится к сдаче на утверждение. Результаты его показали, что имеется большая перегрузка на участке крупных прессов. Для увеличения его технических возможностей в ближайшее время будет пущен в эксплуатацию 250-тонный пресс. Заканчивается монтаж 315-тонного пресса. Предусматривается приобретение гильотинных ножниц. Загрузка оборудования будет более равномерной. На участке сборки нужно заменить три вертикально-сверлильных станка, которые физически устарели и часто выходят из строя. В решение этих вопросов много труда вложили технологи Александр Григорьевич Стахурлов и Ольга Викторовна Шерышева. Коллектив нашего сектора изыскивает возможности повышении моторесурса двигателя. Технологи Игорь Николаевич Абрамов и Валентина Семеновна Радченко заканчивают составление технологического процесса пускового двигателя ПД-8. На все детали прессового производства технологии уже разработаны, кроме., тех, которые нуждаются в конструктивной доработке, например, на штамповку диска сцепления ведущего заданы слишком жесткие допуски. Они невыполнимы при штамповке. Старший технолог И.Н. Абрамов выпустил технологию на искрогаситель. Колпак искрогасителя вместо сварки стал крепиться на заклепках. В связи с изменением конструкции корпуса с сеткой воздухоочистителя двигателя Д-37М внедрена в производство новая технология. С уменьшением подогрева значительно повышается моторесурс двигателя. С этой же целью сектором выпущена технология окантовочных прокладных, выхлопных и всасывающих коллекторов. В.А. ТИХОМИРОВ, руководитель сектора отдела главного технолога» («Тракторостроитель», 17 апреля 1964). «Учиться, учиться и учиться... Три года назад после окончания Московского станкостроительного техникума я пришла в конструкторское бюро модернизации и механизации производства ТОМАП. Быть техником-конструктором, — значит, остановиться на полпути. Желая глубже и шире изучить тракторное производство, я поступила на вечернее отделение Владимирского политехнического института. С увлечением занимаюсь в институте. И не я одна. Со мной учатся техники-конструкторы нашего отдела Фая Тарасова и Геннадий Бычков. Взаимопомощь и поддержка объединяют всех учащихся, а их в ТОМАП почти половина всего коллектива. В политехническом институте повышают профессиональные знания конструкторы Геннадий Кувырков, Надя Крестьянинова, Аня Шаляева, Володя Плешаков, Борис Озеров, Евгений Егоров и другие. Шестеро сейчас готовятся к защите дипломов. Володя Сахаров по дипломному проекту занимается автоматизацией бесцентрово-шлифовального станка, Галя Гудкова разрабатывает технологический процесс литого коленвала. Занятия в институте помогают нам, конструкторам, расти, успешнее справляться с проектными заданиями. Механизируя и автоматизируя производство, мы вносим свой вклад в великое дело построения коммунизма и помогаем осуществлению самой заветной мечты Ильича. М. ШЕХОВЦОВА, конструктор ТОМАП» («Тракторостроитель», 21 апреля 1964). «ЧТОБЫ МЕХАНИЗАТОРЫ БЫЛИ ДОВОЛЬНЫ Е.А. САРКИСЯНЦ, главный конструктор Последние годы коллектив завода перешел на выпуск двигателей с воздушным охлаждением, которые имеют более высокие показатели, как по экономичности, так и по весовым параметрам. Но эксплуатационники ими не совсем довольны, обнаруживают в моторе много дефектов. Коллектив отдела главного конструктора работает над устранением этих дефектов. Принимаются конструктивные меры по ликвидации обрывов шатунных болтов, рассухаривания и обрывов клапанов. С целью улучшения пуска двигателя внедряем более мощную пусковую систему. Для повышения надежности и долговечности двигателей и тракторов у нас должен быть хороший крепеж, а резьба не третьего класса, а только второго. Претворяя в жизнь решения декабрьского и февральского Пленумов ЦК КПСС, коллектив отдела разработал ряд конструктивных мероприятий, направленных на повышение моторесурса двигателя в текущем году до 3,5 тысячи мото-часов, а в 1965 году — до четырех тысяч мото-часов. Но осуществление этих мероприятий затрудняет отсутствие средств и материалов, которые на эти цели нам не планируются. А планировать надо. Повышать надежность двигателей М.Ф. БАЛКУНОВ, заместитель начальника ОТК О двигателях с воздушным охлаждением, выпускаемых нашим заводом, имеется немало хороших отзывов механизаторов. В совхозе «Тергульский», Ульяновской области двигатель № 5266 отработал 3200 мото-часов без ремонта. Более 3500 мото-часов работали без замечаний четыре трактора Т-40 в хозяйстве опытной станции Житомирской области. С очень хорошей стороны показали себя, в течение полутора лет три трактора Т-40 в Тузлуковском молсовхозе. Не было ни одного случая поломок. Эти сообщения говорят о том, что наш двигатель, если он изготовляется в соответствии с техническими условиями и правильно эксплуатируется, может работать надежно в пределах гарантийного срока. Одновременно на завод поступает немало сигналов о ненадежной работе наших двигателей. Эксплуатационную надежность двигателей снижают такие дефекты, как обрыв шатунных болтов и шатуна, рассухаривание и обрыв клапана, поломка коленчатого вала, задир вкладышей, выход из строя шестерен распределения, ненадежная работа топливной аппаратуры и системы очистки масла и топлива. В прошлом году было зарекламировано 580 двигателей Д-37М, а в первом квартале этого года — 101. Выявлены причины, порождающие дефектность, принимаются меры по их устранению, но достаточной эффективности они пока еще не дают. Нет полной уверенности, что не будет повторяться такой дефект, как обрыв болта шатуна. Ничего существенного не сделано по предотвращению преждевременного износа шестерен распределения. В марте должна быть закончена подготовка производства по увеличению опорной поверхности ступицы паразитной шестерни и упорной шайбы. Но сроки сорваны по вине работников отдела смежных производств. Не принято эффективных мер по ликвидации обрыва клапанов, поломки коленчатого вала. Долговечность и надежность наших двигателей и тракторов во многом зависят и от комплектующих изделий. Некачественные топливные и масляные фильтры поставляет Чаплыгинский агрегатный завод. В первом квартале 1964 года было забраковано 8636 топливных фильтров и 6903 масляных фильтра. Возрос брак по масляным радиаторам, форсункам, шатунным болтам и клапанам. В этих деталях много недоработок производственного и конструктивного характера.. Мы информировали о них поставщиков, требовали устранения причин брака, но изделия продолжают поступать с дефектами. С этим мириться нельзя» («Тракторостроитель», 24 апреля 1964). «Механизатор-испытатель Совхоз им. Лакина поддерживает творческое содружество с отделом главного конструктора Владимирского тракторного завода им. А.А. Жданова. Еще в апреле в совхоз с завода завезли четыре опытных двигателя для испытания. Эти двигатели установили на шасси трактора Т—40 Липецкого завода. Главному инженеру совхоза тов. Шереметьеву долго думать о том, кому доверить испытания двигателей, не пришлось. В числе других выбор пал и на тракториста Жоховского отделения Сергея Ивановича Курина. Больше месяца работает Сергей Иванович на Т-40 с опытным двигателем. Внимательно следит за его работой. О каждом замечании, о каждой неисправности записывает в карточку и своевременно сообщает главному инженеру совхоза. На весеннем севе тракторист С.И. Курин с успехом выполняет все задания. Если дело требует, чтобы поработать побольше, Сергей Иванович это делает. Чувство долга и ответственности подсказывает ему о необходимости каждое дело доводить до конца и качественно. А. ТИТОВ» («Вперед», 29 мая 1964).
Испытания трактора Т-28 в Лудиане (Индия) во время выставки. 1964 г.
«Десятитонная вступает в строй Сейчас в литейном цехе № 1 с участием бригады Л.В. Крючкова заканчивается подготовка и пуску опытной вагранки с системой подогрева и очистки воздуха по проекту инженера Хомудеса. В вагранку будет поступать воздух, подогретый ее температурой до 250 — 350°С. Несгораемые продукты пройдут через водяную очистительную систему. Преимущества опытной десятитонной вагранки в том, что она в два раза превышает производительность старой и не засоряет атмосферный воздух. Многие технические усовершенствования, осуществляемые ЦНОМА, направлены на повышение качества выпускаемой продукции. С этой целью в кузнечном цехе возводится агрегат нормализации. В нем заготовки после ковки пройдут процесс нормализации, то есть, нагрев до определенной температуры и охлаждение на воздухе. Для участка коленчатого вала моторного цеха № 1 изготовляется и монтируется система монорельсов и подвесная дорога. Члены бригады тов. Рузина изготовили колонны для подвесной дороги. Но монтаж задерживается из-за того, что нет металла. А. М. ГОЛУБЕВ, старший технолог ЦНОМА» («Тракторостроитель», 12 мая 1964).
В мае в цехе № 1 была пущена автоматическая линия для токарной обработки маховика. «Монтаж начался В моторном цехе № 1 начался монтаж новой автоматической линии для обработки картера двигателя Д-37М. Она состоит из 64 станков, шести линий. Производительность ее — 55 картеров в час. Фрезерная линия оснащена новыми фрезами, использование которых позволит почти вдвое увеличить режимы резания и повысить чистоту обработки. Предусмотрен автоматизированный контроль при загрузке отливок в линию и межоперационный контроль на точность расположения и глубину отверстий. Механизирована установка и снятие тяжелого инструмента. Для удобства и облегчения наладки инструмента применены быстросменные патроны. Конструкторы ТОМАП разработали проекты фундаментов на всю линию и средства механизации для участка сборки картера с крышкой коренных подшипников. Коллектив монтажного участка ремонтно-механического цеха, возглавляемый старшим мастером тов. Костюшко, ведет монтаж средств механизации для уборки стружки. В ближайшие дни монтажники начнут устанавливать станки фрезерной линии. Чтобы новая автоматическая линия быстрее вступила в строй, для нее нужны производственные площади. Пока в моторном цехе № 1 имеется возможность смонтировать лишь 23 станка этой линии. А. МАКСИМОВА
Подвесной конвейер для сборки двигателей. 1964 г.
ДВА ЮБИЛЕЯ Мы знали, что бессменный командир нашего цеха сегодня последний раз пройдет по участкам, и поэтому работали особенно старательно. За долгие двадцать лет не было дня, чтобы невысокая фигура этого худощавого, неугомонного человека не появлялась там, где особенно трудно. А были и такие времена, когда Федор Васильевич вместе с нами, засучив рукава, гипсовал, строгал, изготовлял модели для первого трактора «Универсал». Вечерами подолгу задерживались в цехе, изучали технологию производства. Каждую изготовленную модель обсуждали всем коллективом. Выявляли хорошее и плохое, чтобы в следующий раз не повторить ошибок. Шла война. Людей не хватало. Коллектив состоял всего из 20 человек. А его начальник был одновременно и рабочим-модельщиком, и нормировщиком, и кладовщиком, и мастером. За эти годы цех неузнаваемо вырос. Для него был выстроен большой корпус. На помощь искусным рукам модельщиков пришли токарные, фрезерные, расточные станки. Прежние ученики тов. Козлова: Свиненков, Семенов, Вдовенков и другие выросли до командиров производства. Мы уже не встречаем затруднений в изготовлении моделей. Любая, самая трудная оснастка в деревянном или металлическом исполнении нам по плечу. Модельная оснастка нашего завода не уступает маркам лучших машиностроительных заводов страны. Сегодня у старейшего коммуниста две знаменательные даты: шестидесятилетие со дня рождения и двадцатилетие работы на заводе. Но тракторному заводу предшествовали «Красное Сормово» и Горьковский автозавод, которым тов. Козлов отдал столько же лет своего труда. Он учился на курсах мастеров, в промышленной академии, побывал на машиностроительных предприятиях Америки. Свой богатый опыт Федор Васильевич щедро раздавал людям. За честный и самоотверженный труд в годы Великой Отечественной войны Ф.В. Козлов награжден орденом Трудового Красного Знамени, а в честь 850-летия города Владимира — грамотой Президиума Верховного Совета РСФСР. С благодарностью отзываются о своем начальнике лучшие молодые производственники — модельщик по дереву В. Волчков, фрезеровщица А. Петрушова. Даже самые недисциплинированные подростки В. Привезенцев, Лобанов поняли, что из добрых, отцовских побуждений вызывал их в кабинет начальник цеха и часами беседовал о честя рабочего. Все эти годы Федор Васильевич был неутомимым воспитателем молодежи, неизменным пропагандистом и агитатором, депутатом горсовету. На личном примере верного служения делу народа и партии коммунист Козлов вырастил достойную смену и спокойно передаст ей эстафету труда и созидания, принятую почти полвека назад из рук своих отцов и дедов, и мы можем с уверенностью заявить юбиляру, что пронесем ее с честью. Б. РЯБОВ, Л. КАЛЕНЦЕВ» («Тракторостроитель», 15 мая 1964). «Против грязи и нарушений Окрасочно-сушильное отделение прессового цеха, изготовленное по проектам ТОМАП, является совершенным отделением, охватывающим последние достижения техники в подготовке и окраске деталей. Детали, поступающие на окраску, имеют фосфатную пленку, что значительно увеличивает срок службы лакокрасочного покрытия. Сушка деталей производится в терморадиационных сушильных камерах, позволяющих легко менять температуру в больших интервалах. Находится на внедрении камера окраски в электростатическом поле. Ряд товарищей с других заводов, посетивших окрасочное отделение прессового цеха, дали высокую оценку техническому уровню отделения. Но все требует определенного ухода и бережного отношения. Этого, к сожалению, нет в прессовом цехе. Участок начинает загромождаться деталями, загрязняться. Третья ванна работает на дублирующей насосной установке; основная — в ремонте более полумесяца. И никто не интересуется, почему так долго? А долго просто из-за полного равнодушия. Слесарь-электрик заявляет, что мотор готов, нет насоса, а слесарь-сантехник говорит, что насос отремонтирован, нет мотора. Но все это полбеды. 18 мая меня заинтересовало, почему при неработающей окрасочной камере детали идут окрашенные. Оказывается, и окраска и грунтовка производятся в одной камере, т. е. сразу на грунт без сушки кладется краска. Официально это нарушение технологии. Но здесь, кроме этого, напрашивается и другой термин, более резкий, но правильный: безобразное, грубое отношение к элементарным законам технологии. Бывают в жизни и просчеты, и ошибки, но здесь не это. С самого начала работы камера окраски не чистилась. Людей по обслуживанию всего участка нет. Как будут работать в дальнейшем начальник цеха тов. Лебедев и его заместитель тов. Блохин — неясно. Сейчас идет отладка камеры окраски в электростатическом поле. Новая, сложная аппаратура. Казалось бы, уже сейчас определенные слесари-электрики цеха включились в отладку, уже сейчас начали знакомиться с аппаратурой. Этого же нет. При первом ремонте, при первой, даже небольшой поломке работники цеха будут смотреть на камеру окраски в электростатическом поле, как «баран на новые ворота». Гадание на кофейной гуще, а кто же будет обслуживать отделение? уже привело к тому, что двое суток прессовый цех гонит брак по окраске. Хочется напомнить, что темп будет всегда расти, и дальше станет еще труднее. О халатном отношении к новой технике в прессовом цехе можно судить не только по окрасочно-сушильному отделению. Кто смотрит фотовитрину возле центральной проходной, может обратить внимание, что прессовый цех является завсегдатаем этой витрины. Не пора ли положить конец такому руководству цехом. В. ХАМЗИН, начальник бюро ТОМАП» («Тракторостроитель», 26 мая 1964). «На старте — мотоциклисты 31 мая в районе реки Содышки проводятся зональные мотоциклетные соревнования в зачет третьей Всесоюзной спартакиады по техническим видам спорта. В них примут участие команды Владимира, Коврова, Мурома, Кольчугино, Собинки. На матчевую встречу, которая состоится в тот же день, приглашены команды Иванова, Горького, Рязани, Ярославля, Саранска, Костромы. В мотоциклетных соревнованиях участвуют мотоспортсмены нашего завода. Начало соревнований в 11 часов. Заводской художник Среди молодежи нашего города имя Шумова уже несколько лет пользуется известностью. Этот голубоглазый человек, внешне очень изящный и простой, наделен большими волевыми качествами. Часами он может говорить об искусстве. Готовя линогравюру, он может забыть про еду и сон. Мы посмотрели десятки набросков и этюдов заводского художника-оформителя. Мы заметили глубокие искания Валентина Шумова в графике. Отдельные, небольшие вещи своим линейным динамизмом произвели на нас хорошее впечатление. В станковой живописи Шумов часто схематичен и манерен. Сам художник рассказал о себе следующее: «Я пришел к изобразительному искусству под влиянием монографических работ Стасова. Занимался один и в кружках. Закончил заочно университет изобразительного искусства при центральном Доме имени Крупской. Позже поступил в Московский полиграфический институт. Сейчас нахожусь уже на четвертом курсе. Из художников Москвы особенно люблю Фаворского». Хочется пожелать молодому владимирскому графику новых творческих успехов! А успехи будут, так как. Шумов горячо любит и жизнь, и искусство. В. ФИЛЬБЕРТ, художник» («Тракторостроитель», 29 мая 1964). «План по товару не выполнен Результаты работы в мае не радуют: государственный план по товарной продукции выполнен всего лишь на 96,2 процента, по валовой продукции на 100,1 процента. Свыше 100 двигателей Д-37М задолжали Липецкому тракторному заводу и партию тракторов — узбекам. Естественно, возникает вопрос, почему завод не выполнил план по производству двигателей? Чаплыгинский завод не обеспечил наше предприятие в нужном количестве центрифугами, а Ногинский завод поставил большую партию топливных насосов низкого качества. Но не только это. Плохо работали в мае первый литейный, кузнечный цехи. Из вспомогательных цехов не справились с планом инструментальный цех и ЦНОМА. Претворяем планы После того, как был объявлен смотр технического уровня продукции, мы провели тщательный анализ технологических процессов по литейному и модельному производству. Наметили ряд конкретных мероприятий, направленных на улучшение качества тракторов. Вместе с работниками центральной заводской лаборатории и литейного цеха № 1 провели исследования свойств блока в различных частях. Выявили, что чугун, получаемый с Ново-Тульского завода, не обеспечивает нужного качества отливок. Сейчас поставки по кооперации с этого завода прекращены. А в первом литейном цехе усилен контроль за твердостью литья, чтобы обеспечить стабильность его свойств. Проведена также работа по стабилизации плавки чугуна для цилиндров с целью обеспечения постоянной температуры заливки чугуна и сокращения колебаний содержания химических элементов. Благодаря этому, брак отливок цилиндров в первом квартале снизился до 3 — 5 процентов против 12 процентов прошлого года. Конструкторы нашего отдела разработали проект оснастки на блок. Вызвано это тем, что для автоматической линии моторного цеха № 1 нужны более точные отливки блока. В новом проекте оснастки, на основе накопленного в прошлом опыта, сделаны все необходимые улучшения. Изменено количество стержней, что даст снижение трудоемкости и увеличение точности отливок. Уточнены фактические данные величины, усадки в различных направлениях. Введены в оснастку специальные установочные базы для контроля отливки и установки ее в автоматической линии. Проект оснастки для блока уже готов и передан для изготовления в модельный цех. Для надежности и быстрого контроля за размерами отливок блока проектируется специальная машина — приспособление, которая в течение 5 — 10 минут с предельной точностью покажет все размеры блока. Это задание выполняют конструкторы ЦКБ. Работники отдела главного металлурга и главного конструктора, литейного цеха № 1 в настоящее время работают над освоением технологического процесса изготовления коленчатых валов дизельных двигателей путем отливки из высокоточного чугуна. Предварительные стендовые испытания, проведенные в лаборатории отдела главного конструктора, показали, что износ литых , валов в два — три раза меньше, чем штампованных. Для широкой проверки качества литых коленчатых валов начата отливка партии для сборки двух тысяч двигателей с литыми коленвалами. Эта проверка позволит выявить более целесообразный технологический процесс изготовления коленвалов, обеспечивающий долговечность двигателей. Одновременно ведется освоение технологии изготовления коленвалов для двигателей Д-22. Отдел главного конструктора совместно с нашим отделом готовит чертежи литых коленвалов для двигателя Д-21 и шестицилиндровых двигателей Д-160. Экспериментальные работы позволят выбрать наиболее целесообразный технологический процесс. Коллективы конструкторских бюро, возглавляемые тт. Алексеевым и Рыжковым, заканчивают проекты оснастки для пускового двигателя ПД-8, который обеспечит запуск мотора в любых условиях, при резко пониженной температуре. А бюро кузнечного производства во главе с тов. Фадеевым занято решением вопроса увеличения номенклатуры и объема выпуска штамповок, производимых более прогрессивным способом — на механических ковочных прессах, а не на штамповочных молотах. Штамповки, изготовленные на прессах, имеют более точные размеры и высокое качество. Размеры их приближаются к величине окончательно обработанной детали. Н. АЛЕКСАНДРОВ, заместитель главного металлурга Что мешает наращиванию выпуска цилиндров Хороший темп в работе взял с начала года коллектив участка коркового литья. С заданием первого квартала мы справились успешно, сдали сверх плана около восьми тысяч отливок цилиндров. Со второго квартала план нам увеличили почти на 30 процентов, а производственные мощности остались те же. С трудом коллектив участка выполнил апрельский план на 100 процентов, а с майской программой не справился, недодал 38 тонн литья. Главная причина отставания - недостаток корок. Имеющиеся на участке две формовочные машины не обеспечивают в достаточном количестве конвейер корками. Заливщики и плавильщики, работающие во вторую смену, вынуждены много простаивать из-за того, что не хватает корок. Мы просили металлургов поставить вместо малопроизводительной машины СКФ-3М новую машину УКФ-4. Нам обещали ее смонтировать еще в четвертом квартале прошлого года, но до сих пор машины на участке нет. Без нее коллектив не сможет справиться с повышенной программой. Надеемся, что главный инженер тов. Маркелов поможет нам в решении этого вопроса. Крайне важно для участка немедленно ввести в действие установку охлаждения дроби. ТОМАП и ЦНОМА сделали нам ее не вполне удачно, дробь не пошла по трубе. Сейчас решили вместо трубы поставить скребковый транспортер. Мы требуем от начальника ТОМАП тов. Докиля и начальника ЦНОМА тов. Верба ускорить запуск этой установки. По плану оргтехмероприятий в третьем квартале на выбивке цилиндров должна быть смонтирована вытяжная вентиляция. Она нужна нам сейчас. С наступлением жарких дней на выбивке стадо как в парной. Просим главного энергетика тов. Бухмана форсировать монтаж вентиляции. Чем скорее будут осуществлены все эти мероприятия, тех успешнее наш коллектив справится с поставленными задачами. Сейчас на участке разгорается соревнование за коммунистический труд. Бригада плавильщиков, возглавляемая Валентином Кузьминым, недавно удостоена почетного звания коллектива коммунистического труда. Либо смотреть, как работает ребята. Настоящие хозяева производства! С тех пор, как они освоили непрерывный метод плавки, производительность в бригаде резко возросла и качество литья стало лучше. Хорошо трудятся и их сменщики — бригада Сергея Николаева. Между этими двумя коллективами разгорелось боевое соревнование. Сергей и его товарищи стараются добиться, чтобы и их коллективу было присвоено почетное звание бригады коммунистического труда. А. КОНДРАТЬЕВ, старший мастер литейного цеха № 1» («Тракторостроитель», 5 июня 1964). В июне 1964 г. введена в эксплуатацию автоматическая линия для сборки шатунно-поршневой группы двигателя Д-37М. «СТРОИТСЯ ТРЕТЬЯ КОМПРЕССОРНАЯ Растет наш завод, вступают в строй новые цехи, пристройки. Наращиваются и энергетические мощности. В мае началось строительство третьей компрессорной станции между кузнечным цехом и первой компрессорной. Строительство ведется ускоренными темпами. Строители обязались в третьем квартале закончить строительные работы. Монтаж оборудования начнется в четвертом квартале. В новой компрессорной будут установлены четыре мощных электротурбокомпрессора. Они очень компактные, мало занимают места. Производительность каждого из них 15 тысяч кубических метров воздуха в час. Скорость вращения турбины 12 тысяч оборотов в минуту. Электротурбокомпрессоры уже получены, коллектив электросилового цеха изучает их, готовится к монтажу. Компрессоры всех станций будут работать в одну общую сеть. Мощность новой станции около шести тысяч киловатт. Ввод ее в действие позволит в достатке обеспечить цехи завода воздухом. Для нового литейного В течение первого квартала конструкторы бюро механизации литейных цехов ТОМАП занимались корректировкой чертежей, разработанных институтом «Гипроприбор» на механизацию нового литейного цеха № 4. В результате корректировки был заменен проект пластинчатых конвейеров, конструкция конвейеров, созданная нашими конструкторами, более долговечна и надежна, опробована в пристройке литейного цеха № 1. Сейчас коллектив бюро проектирует подвесной толкающий конвейер с адресованием, который будет соединяться с механизированным автоматическим складом для хранения цилиндров. Преимущество склада в том, что он подвесной, рабочие площади цеха не занимает. Площадь склада около 1000 квадратных метров, а длина конвейера — 300 метров. Подача деталей будет производиться автоматически. Проектированием конвейера занимается группа конструкторов, возглавляемая тов. Большаковым. Часть узлов уже выдана в копировку. Конструкторы прилагают максимум усилий, чтобы в июне закончить это важное задание. Одновременно коллектив группы работает над созданием механизации удаления и переработки металлической стружки в моторном цехе № 1. Давно уже этот цех вступил в строй действующих, а убирается стружка до сих пор вручную. Конструкторы проектируют транспортеры для удаления стружки от монтируемой автоматической линии на картер двигателя. Важно для них сейчас решить, как лучше, рациональнее спроектировать механизацию дробления и транспортировки стальной витой стружки» («Тракторостроитель», 16 июня 1964). «Лучшие изобретения – в производство Областной промышленный совет профсоюзов и областной совет ВОИР объявили смотр-конкурс на лучшее предприятие по разработке и внедрению и производство изобретений и использованию патентной литературы при создании новых конструкций и технологических процессов. Смотр направлен на улучшение разработки, экспериментальной проверки и внедрения в производство максимального количества изобретений, рекомендованных Государственным Комитетом по делам изобретений и открытий СССР, а также изобретений, заимствованных из патентной литературы и новшеств, созданных работниками завода. Начальники цехов, их заместители обязаны привлечь как можно больше инженерно-технических работников, новаторов к разработке предложений на уровне изобретений. Большую роль в организации смотра призвано сыграть бюро технической информации завода. Работники этого бюро должны организовать систематический отбор из технической и патентной литературы изобретений, которые можно использовать на нашем заводе. А специалистам отделов следует изучать эти изобретения и давать рекомендации к внедрению их в производство. На заводе пока неудовлетворительно поставлена работа по отбору и использованию патентов. За прошлый год только одно рекомендованное изобретение — гидрогайковерты — внедрено в цехе главный конвейер, но до сих пор не подсчитан его экономический эффект. А ведь могло быть внедрено значительно больше изобретений, если бы специалисты по-серьезному занимались этим делом. Главным специалистам тт. Саркисянцу, Игошину, Бухману, Певзнеру, Борисовскому, Докилю необходимо в ближайшие дни провести отбор из разработанных ранее и создаваемых сейчас новых конструкций и технологических процессов, имеющих новизну на уровне изобретений. Начальнику бюро технической информации тов. Опарину и начальнику патентного бюро тов. Качаевой необходимо организовать выставки патентной литературы. «Поступайте в наше училище В октябре прошлого года на базе тракторного завода было организовано вечернее профессионально-техническое училище. Его назначение — обучать рабочих вторым профессиям, повышать их квалификацию. По направлению цехов и отделов в училище было принято 320 человек, в том числе 60 рабочих из первого литейного цеха, 26 — из тракторного, 24 — из моторного цеха № 1. Учащиеся изучили общую технологию металлов, черчение и чтение чертежей, электротехнику. Им читался курс «Допуски и технические измерения», «Основы механизации и автоматизации производства», «Основы политических знаний». К преподаванию были приглашены опытные инженерно-технические работники завода и педагоги профессионально-технического училища № 7. Закончились первые выпускные экзамены. Пятьдесят рабочих завода получили вторую профессию — электрогазосварщика, десять — наладчика токарных автоматов и агрегатных станков. Свыше 150 человек повысили свою квалификацию. Упорно в течение всего учебного года овладевали техническими знаниями слесари - ремонтники заготовительного цеха Г. Щегляев, Н. Федоров, слесари-ремонтники литейного цеха № 1 В. Климов, А, Цацин, Л. Гришин, Н. Андреев, электромонтеры С. Елизаров, В. Киреев, слесарь-инструментальщик А. Белов. Они хорошо оправились с выполнением пробных работ и на экзаменах получили отличные оценки. Им присвоены 5 — 6 разряды и выданы похвальные грамоты. Обрубщик литейного цеха № А. Хорошев, токарь моторного цеха № 1 В. Рябов и другие приобрели профессию наладчика токарных автоматов. Второй набор проводится с 15 июня по 1 августа. Занятия начнутся 15 сентября. Расширяется круг специальностей. Здесь смогут повысить квалификацию контролеры, слесари-ремонтники, слесари-сантехники, токари, фрезеровщики и др. Существенно изменяются учебные планы и программы. Вводится производственное обучение в виде лабораторных практикумов, а по теоретическим предметам — лабораторно-практические работы и экскурсии. Срок обучения 6 — 10 месяцев. Те, кто успешно учатся, освобождаются для подготовки и сдачи экзаменов на 30 рабочих дней в течение года, с сохранением за ними 50 процентов средней заработной платы по основному месту работы» («Тракторостроитель», 19 июня 1964).
«Конструктор Коноплева — мастер спорта Важное событие произошло в жизни конструктора центрального конструкторского бюро отдела главного технолога Наташи Коноплевой. Ей вручен значок и удостоверение мастера спорта по шахматам. С одиннадцати лет Наташа играет в шахматы. 5 июня начинаются Всероссийские соревнования женщин по шахматам. Коноплева примет в них участие» («Тракторостроитель», 5 июня 1964). «Н. Коноплева играет отлично В городе Дубне, под Москвой, проходит розыгрыш первенства РСФСР среди женщин по шахматам. В числе участниц розыгрыша — конструктор отдела главного технолога нашего завода Наташа Коноплева, самая молодая в семье шахматных мастеров СССР. Положение предусматривает выход в финал чемпионата СССР двух победительниц этого турнира. Сыграно шесть туров. Наташа Коноплева демонстрирует отличную игру. У нее пять из шести. Четыре партии девушка вытирала и две свела вничью. Она демонстрирует уверенную, смелую игру. Большую волю к победе показала Коноплева в партии с Аброшиной. Попав в трудную позицию, она не растерялась, на протяжении более двадцати ходов отлично вела трудную защиту и сумела закончить партию вничью. А ее победа в четвертом туре над Казьминой — лучшая партия в турнире» («Тракторостроитель», 30 июня 1964). «Коноплева — чемпионка республики В нашей газете уже сообщалось об успешном выступлении мастера спорта СССР Наташи Коноплевой в розыгрыше первенства РСФСР среди женщин по шахматам. Стало известно, что Наташа Коноплева завоевала звание чемпионки РСФСР. Девушка получила право участвовать в финальных соревнованиях на первенство СССР» («Тракторостроитель», 3 июля 1964).
Техник-конструктор отдела главного технолога Наташа Коноплева, победительница 19-го женского чемпионата РСФСР.
В спортивной биографии нынешней чемпионки Российской Федерации значительную роль сыграл Всесоюзный массовый турнир 1962 года, где Наташа стала одной из победительниц, оказалась впереди целого ряда маститых шахматисток. За этот успех она получил право на матч с экс-чемпионкой мира О.Н. Рубцовой на звание мастера Благодаря старательной, целеустремленной игре Наташа в 18 лет попала в семью советских шахматных мастеров. Скоро ей придется защищать свое почетное звание чемпионки РСФСР в чемпионате СССР…» («Тракторостроитель», 14 июля 1964).
«Итоги работы за первое полугодие За несколько дней до окончания первого полугодия передовые коллективы цехов рапортовали о досрочном выполнении государственного плана шести месяцев. В числе их автоматный, термический, прессовый, первый моторный цехи. 27 числа стало известно о завершении полугодовой программы по валовой продукции всем заводом. Выполнен также государственный план по выпуску товарной продукции. В июне многотысячный коллектив завода работал самоотверженно. Со своей задачей в основном справился, за исключением производства запасных частей, план по которым не выполнен. Итоги работы за второй квартал значительно хуже, чем за первый квартал. План по валовой и товарной продукции хотя и выполнен, но завод недодал свыше 200 двигателей с воздушным охлаждением. Сверх плана отправлено 29 тракторов. В июне не справились с программой литейный цех № 3, шасси, ЦНОМА, теплоцех» («Тракторостроитель», 3 июля 1964). «В. Эфрос — кандидат технических наук Многие на заводе знают Виктора Валентиновича Эфроса. Это человек большой эрудиции. Десять лет назад он окончил Московское высшее техническое училище им. Баумана. Работал в отделе главного конструктора инженером-экспериментатором, начальником лаборатории, а теперь он заместитель главного конструктора. Людей, хорошо его знающих, всегда поражало в нем неуемное стремление к знаниям. Последние несколько лет он заочно учился в аспирантуре Московского автомеханического института. 19 июня знаменательный день в жизни Виктора Валентиновича. Он успешно защитил диссертацию на тему «Исследование рабочего цикла тракторного дизеля воздушного охлаждения с открытой камерой сгорания». Решением ученого совета тов. Эфросу единогласно присуждена степень кандидата технических наук» («Тракторостроитель», 7 июля 1964).
Валентин Егорович Куракин
«Валентин Егорович Куракин родился а 1930 году в деревне Абакумове (ныне Гусь-Хрустального района, Владимирской области), в семье рабочего. Свою трудовую деятельность Куракин начал в 1945 году учеником слесаря на Иванищевском стеклозаводе. В 1947 году он поступил на учебу во Владимирскую школу ФЗО № 7. После окончания ее по 1950 год работал токарем, затем наладчиком на Владимирском тракторном заводе. С 1950 года по 1953 год Куракин служил в рядах Советской Армии. После демобилизаций возвратился на тракторный завод и работал наладчиком. В 1956 году ею выдвинули на должность мастера. Работая сменным мастером, Валентин Егорович всегда стремился передать свой опыт молодым производственникам, постоянно заботился о воспитании членов своего коллектива, активно участвовал в общественной жизни предприятия. Руководимая им смена одна из первых на заводе вступила в соревнование за коммунистический труд и в марте 1960 года добилась звания коллектива коммунистического труда, а тов. Куракину было присвоено звание ударника коммунистического труда. В 1961 году в связи с необходимостью быстрейшего освоения нового оборудования тов. Куракина, как высококвалифицированного специалиста по наладке сложных станков, переводят на должность технического наладчика. Валентин Егорович активно включился в работу обслуживаемого им производственного участка. По предложению тов. Куракина бригада разработала комплексно-технический план повышения производительности труда, и сейчас он успешно претворяется в жизнь. Валентин Егорович является способным организатором производства, настойчивым проводником новых прогрессивных технологических процессов. Его десять рационализаторских предложений, внедренных в производство, дали предприятию большой экономический эффект. За достигнутые успехи в труде он дважды награжден значком «Отличник социалистического соревнования РСФСР». Куракин сочетает работу на заводе с учебой. В 1959 году, после окончания седьмого класса школы рабочей молодежи, он поступил учиться во Владимирский вечерний машиностроительный техникум, который успешно окончил в нынешнем году. Валентин Егорович Куракин — член КПСС с 1954 года. Три раза он избирался секретарем цеховой партийной организации. В настоящее время является членом Владимирского горкома КПСС и председателем цехового комитета профсоюза. Трудящиеся 254 Владимирского избирательного округа единодушно выдвинули Валентина Егоровича Куракина кандидатом в депутаты Верховного Совета РСФСР» («Тракторостроитель», 14 июля 1964). «СВОИМИ СИЛАМИ Много лет строительная группа жилищно-коммунального хозяйства ютилась в тесном, ветхом бараке. В конце зимы на одном из рабочих собраний коммунальники решили построить вне рабочее время из сэкономленных материалов новый строительный цех. В принятом обязательстве записали: каждому работнику отдела отработать на стройке по 10 часов. Новый строительный цех займет площадь 460 кв. м. Первая очередь — столярный участок будет сдан в эксплуатацию к 1 октября. А сейчас на строительной площадке — горячая пора. После окончания смены сюда приходят не только плотники и каменщики из стройгруппы, но и работники службы благоустройства, бани, электрики, сантехники. Кирпичная кладка здания подходит к концу. Особенно старательно трудится коллектив стройгруппы, возглавляемый Виктором Ивановичем Павловым. Днем у него тоже много работы. Бригада, возглавляемая тов. Куриловым, ведет капитальный ремонт дома № 6 по улице им. Гастелло. Курилов и его товарищи решили ко Дню строителя сдать в эксплуатацию 4 квартиры в этом доме, а остальные шестнадцать к 1 октября. Комплексная бригада, руководимая Е.И. Павловым, капитально ремонтирует дом № 19 по улице имени Полины Осипенко. Неудобные, неблагоустроенные квартиры в этом доме, ни газа, ни парового отопления, ни кухонь не было. Сейчас пяти семьям из этого дома предоставлены квартиры, а их комнаты переоборудованы под кухни. Будет газ, отопление, проведен водопровод. Реконструкцию дома коллектив бригады обязался закончить к 1 октября. И строители работают здесь очень интенсивно. А после трудового дня приходят на строительную площадку и возводят свой новый цех. К. КОРАБЛЕВА. А. Тянутов — чемпион соревнований по гирям Интересно проходили четвертого августа соревнования по поднятию гири по двум движениям — жиму и рывку в зачет летней спартакиады. На спортивную площадку подходят участники. Для многих вес гири в 32 кг явно великоват. Долго держался лучший результат в сумме 38 очков представителя литейного цеха № 1 тов. Многолесова. Но вот вступает в борьбу силач моторного цеха № 2 тов. Ефимов и показывает в жиме 21 очко, то есть он выжал гирю 21 раз. К гире подходит спортсмен ремонтно-механического цеха Альберт Тянутов, чемпион области по штанге и также выжимает 21 раз. Самая основная борьба развернулась в рывке. Тов. Ефимов вырвал 25 раз. Долго готовился тов. Тянутов, и когда он взял гирю в руки с завидной легкостью, раз за разом все больше и больше набирал очки. Альберт вырвал 34 раза. 55 очков — таков результат. К званию чемпиона области тов. Тянутов прибавил звание чемпиона завода по поднятию гири. Заводской совет ДСО «Труд» наградил победителя ценным подарком, памятным вымпелом и Почетной грамотой. Второе место занял тов. Ефимов. У него 46 очков. Третье место присуждено тов. Калашникову из моторного цеха № 1 — 43 очка. Общекомандные места распределились в следующем порядке: победу одержали коллективы моторного цеха № 1 — по первой группе цехов и отдела главного технолога — по второй группе. На второе место вышли спортсмены литейного цеха № 1 и цеха сборки и испытания двигателей, на третье — автоматного и ремонтно-механического цехов. Соревнования показали хорошие результаты, готовность коллективов к достижению победы. Но общественные организации ряда цехов отнеслись к соревнованиям халатно. А у нас есть все возможности для того, чтобы этот вид спорта стал массовым. К этому мы должны стремиться. А. МИТРОФАНОВ» («Тракторостроитель», 7 августа 1964).
Политехнический институт
Приказом Минвуза РСФСР от 8 февраля 1964 г. на базе филиала Московского института электронного машиностроения организуется Владимирский вечерний политехнический институт с дневной, вечерней и заочной формами обучения. 31 августа 1964 г. состоялось торжественное открытие политехнического института. «Политехнический открыт В канун нового учебного гола, 31 августа, состоялось торжественное открытие политехнического института, построенного на поселке нашего завода. На торжествах присутствовал Министр высшего и среднего специального образования РСФСР В.Н. Столетов, который выступил перед собравшимися с большой речью. На митинге выступили секретарь промышленного обкома КПСС Ю.И. Полукаров, главный инженер нашего завода Н.Н. Маркелов, представители общественности, преподавателей и студентов. В приказе ректора института А.Н. Докучаева, зачитанном здесь же, содержится и праздничное поздравление с новосельем, и благодарность коллективу строительного треста № 94, УНР № 7, строителям субподрядных организаций, которые в короткий срок построили великолепное здание института. Отмечена также заслуга Владимирской городской комсомольской организации, шефствовавшей над стройкой» («Тракторостроитель», 4 сентября 1964).
«Наладочная партия литых коленвалов Коллектив литейной лаборатории ЦЗЛ изготовил партию литых коленвалов двигателя с воздушным охлаждением. На полевых и стендовых испытаниях литые коленвалы показали положительные результаты. Износостойкость их на 30 — 40 процентов выше, чем у кованных, а стоимость в два раза меньше. По плану новой техники завод должен до конца нынешнего года выпустить 2000 литых коленвалов и провести испытания тракторных двигателей с этими валами в различных районах страны. На участке коркового литья литейного цеха № 1 установлена и смонтирована новая машина для изготовления корок литых коленвалов. Нестандартники сделали на участке специальное устройство для заливки отливок. Работники литейной лаборатории под руководством тов. Товарнова готовят шихту по рецептуре, разработанной ЦЗЛ, сами делают, собирают и заливают корки. При их участии выпущена наладочная партия литых коленвалов в количестве 50 штук, которые проходят сейчас в цехах технологическую обработку. Одновременно коллектив литейной лаборатории ЦЗЛ работает над улучшением качества таких браконосных отливок, как блок цилиндров и цилиндры» («Тракторостроитель», 11 сентября 1964). «Чтобы наши конструкции не уступали, лучшим образцам Н.Н. МАРКЕЛОВ, главный инженер завода, руководитель конструкторской группы комиссии парткома по руководству смотром технического уровня продукции На заводе продолжается смотр технического уровня продукции. Конструкторская группа комиссии парткома по руководству смотром дала оценку технического уровня выпускаемых нашим предприятием двигателей и тракторов. Составлены карты технического уровня на каждый объект производства. Анализируя технико-экономические показатели отечественных и зарубежных образцов соответствующих классов двигателей, конструкторская группа пришла к выводу, что двигатель Д-37М по всем своим данным соответствует современным требованиям. Объемно-пленочное смесеобразование в сочетании с неразделенной камерой сгорания позволило уменьшить жесткость работы двигателя, повысить надежность и получить удельный расход топлива не более 185 г. л. с. ч., что соответствует требованиям перспективного типажа тракторных двигателей. Литровый вес двигателя Д-37М находится на уровне весов отечественных и зарубежных моторов. А среднее эффективное давление и литровая мощность двигателя Д-37М несколько уступают лучшим иностранным двигателям воздушного охлаждения. Конструкторская группа считает целесообразным продолжать коллективу завода изготовлять данную модель двигателя. А чтобы поднять среднее эффективное давление и литровую мощность, необходимо форсировать модель двигателя Д-37Е и повысить моторесурс до 4500 часов. Срок выполнения этих работ — 1965 год. Трактор Т-28Х3 по своим технико-экономическим показателям стоит на уровне современного тракторостроения и соответствует на сегодняшний день агротехническим требованиям хлопководства. Преимуществом его перед зарубежными образцами этого же класса является бесступенчатая регулировка колеи задних колес. Кроме того, база нашего трактора несколько меньше базы современных зарубежных машин, что улучшает его маневренность, имеющую важное значение при культивации хлопчатника. Конструкторская группа смотровой комиссии признала трактор Т-28Х3 по его основным параметрам перспективным на 1965 — 70 годы при условии его дальнейшей модернизации. Она должна проводиться в направлении повышения мощности двигателя до 50 л. с., создания надежного вала отбора мощности, введении пониженных скоростей. Технико-экономические показатели трактора Т-28 ниже уровня отечественных и зарубежных машин аналогичного тягового класса. В связи со специализацией завода на производство двигателей, конструкторская группа считает, что не следует проводить работы по улучшению технико-экономических показателей трактора Т-28. В конце этого года он должен быть снят с производства. При участии членов конструкторской группы смотровой комиссией разработан и осуществляется план модернизации двигателей и тракторов на текущий год и экспериментально-исследовательских работ по повышению долговечности двигателя Д-37М на 1964 — 65 годы. В этом году должно быть осуществлено 36 мероприятий, направленных на повышение надежности и моторесурса двигателя Д-37М. 26 из них уже выполнены. Осуществлено уплотнение металла в отверстиях под поршневой палец в бобышках поршня методом раскатки. Внедрены коромысла клапанов и головка цилиндра увеличенной жесткости, а также улучшенные прокладки крышки клапанов и масляного картера двигателя. Улучшено соединение шатуна с нижней крышкой путем повышения точности изготовления профиля шлиц этого разъема и введения контровки шатунных болтов проволокой. Проведение этого комплекса работ позволило исключить такие массовые дефекты двигателей Д-37М, как обрыв шатунного болта и шатуна, преждевременный выход из строя шестерен газораспределения. Единичными стали случаи поломки коленчатого вала. В самое ближайшее время будет внедрена пружина клапана повышенной жесткости, что устранит рассухарнванне клапанов. До конца года будет внедрено еще пять мероприятий. Все это даст возможность с декабря текущего года увеличить моторесурс двигателя Д-37М с 3000 часов до 3500 часов. Коллективу завода, конструкторской группе смотровой комиссии предстоит много поработать над повышением моторесурса двигателя Д-37М. К декабрю будущего года он должен быть доведен до 4500 часов. Необходимо изготовить и представить на испытания в третьем квартале 1965 года 10 опытных образцов двигателей Д-37М, обладающих повышенной износостойкостью до 5000 часов работы до первого капитального ремонта. Технические службы завода подготовили комплекс мероприятий, обеспечивающих выполнение этих ответственных заданий. В отделе главного конструктора организован сбор предложений, направленных на повышение долговечности и надежности продукции, выпускаемой заводом. В проведении смотра технического уровня продукции конструкторской группе приходится сталкиваться с рядом трудностей. Тяжело решать вопросы, связанные с участием предприятий смежных производств. Приходится прилагать много усилий, чтобы добиться повышения качества и срока службы топливной аппаратуры двигателя, электрооборудования и приборов, уплотнительных деталей из резины и резинотехнических изделий, обеспечения завода материалами повышенной прочности. Зачастую усилия оказываются затраченными напрасно» («Тракторостроитель», 15 сентября 1964). «Спортивный павильон Долгое время спортсмены нашего завода мечтали о спортивном зале. И вот мечта сбывается: на стадионе «Торпедо» строится спортивный павильон. Идут отделочные работы. Площадь здания 2478 кв. метров. На двух этажах разместятся два гимнастических зала, залы для баскетболистов и волейболистов. Спортивный павильон будет сдан строителями в эксплуатацию в четвертом квартале этого года. Спортсмены завода смогут заниматься и осенью, и зимой. Новый квашпункт За инструментальным корпусом появилось новое сооружение. Это квашпункт для столовых завода на 140 тонн. Работники столовых, получив в свое распоряжение такое замечательное хранилище, начали активно вести засолку овощей — огурцов, болгарского перца, помидоров, капусты. Тракторостроителям будут подаваться к обеду даже моченые яблоки. План заготовки овощей у работников общественного питания большой» («Тракторостроитель», 22 сентября 1964). «С раскаленного металла еще сыплются искры, а молот уже приходит в движение. Удар, вздрагивает под ногами земля и со штампа снимается готовая заготовка коленчатого вала... К сожалению, на нашем заводе еще нет такого штампа, да и стоящие в кузнице молота слабоваты, чтобы отковать коленчатый вал для шестицилиндрового двигателя Д-160. Поэтому и вытачивает его токарь тов. Артемьев из заготовки в 540 кг, хотя сам вал будет весить всего 51 кг. Над этим новым шестицилиндровым двигателем работает сейчас наш коллектив. Чертежи из отдела главного конструктора получены в конце августа, а к концу года опытные образцы должны быть готовы. Объем работ в цехе большой. За последние годы нами были испытаны и сданы двигатели Д-21 и Д-22. Первый в 22 л. с., второй — в 36 л. с. На испытаниях в Липецке находится пятидесятисильный двигатель Д-37Е. Сдан в производство пусковой двигатель ПД-8. Два пусковых двигателя П-300 и П-600 делаются для HATИ. Помимо того, коллектив ежегодно выполняет около трехсот заданий, направленных на увеличение долговечности двигателя. В этом году цех переехал в новый корпус, но до сих пор не изготовлены подкрановые пути и не смонтированы кран-балки, в результате чего пятисоткилограммовые детали поднимаются на станки ручным подъемным приспособлением. Такие работы недопустимы с точки зрения правил техники безопасности. В более сложных случаях приходится вызывать электропогрузчик или автокран, что отнимает много времени, да и пройти они могут не везде. Из 80 единиц металлорежущего оборудования получили всего 31. До сих пор не пущено в эксплуатацию окрасочное отделение из-за отсутствия нестандартного оборудования. Заместитель главного инженера тов. Торилов должен учесть, что все эти недостатки мешают нам работать. А. НОВИКОВ, старший технолог экспериментального цеха» («Тракторостроитель», 25 сентября 1964).