«Есть годовой план! Славно трудились тракторозаводцы в минувшем году. Все рубежи, намеченные коллективом, взяты. Результаты радуют; план пятого года семилетки выполнен по валовой продукции на 105 процентов, по товарной продукции — на 105,3 процента. На 750 тысяч рублей выпущено сверх плана запасных частей. По сравнению с 1962 годом рост валовой продукции в минувшем году составил 20,2 процента. В два раза увеличился выпуск двигателей Д-37, на 50 процентов возросло производство запасных частей, на 5 процентов литья и на 10 процентов поковок. Все основные цехи выполнили годовой план. Многое зависело от результатов работы в декабре. Коллектив приложил все усилия для того, чтобы успешно справиться с задачами. И вот итог: месячный план по валовой продукции выполнен на 103 процента, по товарной — на 110 процентов. Программа четвертого квартала также успешно завершена: по валовой продукции на 104,8 процента, по товарной — на 106,2 процента В новом году нам предстоит взять более высокие рубежи. Задание по выпуску двигателей и тракторов в январе выше, чем в декабре. Наша задача — с первых дней 1964 года взять высокий темп в работе.
Социалистическое обязательство рабочих, инженерно-технических работников завода Желая внести свой большой вклад в дальнейший подъем социалистического сельского хозяйства и ознаменовать шестой год семилетки новыми трудовыми достижениями, рабочие, инженерно-технические работники и служащие Владимирского тракторного завода принимают на себя повышенное социалистическое обязательство. Выполнить государственный план 1964 года по валовой продукции 27 декабря, выпустить сверх плана 50 тракторов. Дать сверх годового плана запчастей на сумму 350 тысяч рублей. Повысить производительность труда против плана на 0,2 процента. Получить в течение года экономию от сверхпланового снижения себестоимости товарной продукции в сумме 250 тысяч рублей. Разработать рабочий проект и изготовить опытный образец шестицилиндрового двигателя воздушного охлаждения Д-160. Закончить лабораторные доводочные испытания по экономичности, температурному режиму и надежности двигателя Д-37Е мощностью 50 л. с. и провести полевые испытания их на ВТЗ. Изготовить и отправить на ЛТЗ для полевых испытаний во втором квартале 5 двигателей и в третьем квартале — 8 двигателей Д-37Е мощностью 50 л. с. Закончить испытания двух двигателей Д-37М повышенной долговечности с набором 4000 мото-часов в эксплуатационных условиях. В течение года освоить на механических ковочных прессах технологию массового изготовления горячих штамповок 25 наименований. Внедрить в производство не менее 35 единиц специального, высокопроизводительного оборудования. Снизить потери от брака по сравнению с 1963 годом на 20 процентов. В цехах завода построить и ввести в эксплуатацию 550 погонных метров конвейеров. В 4 квартале пустить в эксплуатацию первую очередь цеха оболочкового литья мощностью 7,5 тысячи тонн. Получить за год 500 тысяч рублей экономии от внедрения предложений рационализаторов завода. Сэкономить 2 миллиона 500 тысяч квт/часов электроэнергии и 350 тонн условного топлива. Перевести на газ нагревательные агрегаты в цехах: заготовительном, литейном № 1 и литейном № 3. Построить общежитие на 105 комнат гостиничного типа и три дома кооперативным способом площадью 7500 кв. м. К 1 октября закончить перевод на газ четвертой котельной ЖКО и котельной бани. В летний период закончить работы по благоустройству второй линии завода и части дороги третьей линии. Перевести на природный газ 450 квартир. Построить в совхозе «Рябининский» телятник, закончить строительство коровника в совхозе им. РККА и оказать им практическую помощь в агитационно-массовой работе. Посадить на территории завода не менее 400 деревьев и 10 тыс. кустарников, на территории поселка — 2500 деревьев и 30 тысяч кустарников. Обязательство обсуждено и принято на собрании актива завода.»
Завод в 1964 году производил двигатели: Д-37М и Д-28, который 21 ноября был снят с производства, а также трактора: Т-28, который в конце года был снят с производства и хлопководческий Т-28Х3. Ведется подготовка производства двигателя Д-22 и пускового двигателя ПД-8. На базе двигателя Д-37М создан двигатель Д-37Е. Созданы опытные образцы двигателя Д-160. «ЗА УСПЕШНУЮ РАБОТУ В НОВОМ ГОДУ Хорошо встретили тракторостроители 1964 год. Все мысли и стремления рабочих и специалистов завода направлены на то, чтобы в новом году добиться еще лучших результатов, внести достойный вклад в строительство коммунизма. В январе несколько увеличен суточный темп выпуска тракторов и двигателей. А это значит, что каждый труженик должен напряженно поработать, чтобы справиться с повышенным заданием. Первые дни работы в новом году показывают, что не все коллективы хорошо отнеслись к выполнению своих обязанностей. 2 января цех сборки и испытания двигателей не справился с заданием. В этот день было недодано 35 двигателей с воздушным охлаждением. Особенно плохо шла сборка моторов в первой смене. Несколько часов простояли в ожидании шатунов и коленчатых валов сборщики бригады, возглавляемой тов. Смирновым. Кузнецы не сумели в достатке обеспечить моторостроителей заготовками на эти детали. Кузнечный цех плохо начал свой первый трудовой день в новом году, выполнил суточное задание лишь на 62 процента. Много досадных мелочей, помешавших справиться с графиком, выявилось в этот день и в моторном цехе № 1. На четвертом участке без надлежащей подготовки производства начали внедрять дополнительные операции на обработке шатуна. Это привело к срыву задания, задержало отправку деталей на сборку. На участке коленчатых валов также имеется масса нерешенных технических вопросов, не хватает оснастки, не отлажены некоторые станки. Неритмично подаются на сборочный конвейер некоторые детали из прессового цеха. Кожухи вентилятора, например, 3-го января поступили лишь в конце первой смены. Такое же положение было и с масляным картером, листом передним, всасывающим трубопроводом. Рабочие окрасочного участка вынуждены были сами вместо сборщиков ставить эти детали в двигатели, затрачивая дополнительное время. В январе главный конвейер должен выпускать ежедневно на 6 тракторов больше, чем в декабре. В первые два дня работы коллектив цеха не справился с этим заданием. 2 января вместо 48 тракторов хлопковой модификации рабочие собрали лишь 18 машин. Больше сделать не смогли, потому что не было двигателей с воздушным охлаждением. 3-го числа плохо поступали моторы с водяным охлаждением. Сдерживал сборку тракторов в эти дни цех серийных деталей по кронштейнам» («Тракторостроитель», 7 января 1964). «КОНВЕЙЕР К РАБОТЕ ГОТОВ Бригада заканчивала монтаж терморадиационной сушильной камеры в окрасочном отделении прессового цеха. Всех нас волновало, какое поручат новое задание? Хотелось большой, интересной работы, где бы можно было каждому в полную меру проявить силы и творческие способности. Опыт в создании средств механизации и новой техники бригада накопила большой. И как отрадно, заходя в цехи завода, видеть огромные агрегаты и механизмы, сделанные нашими руками. Новое задание увлекло всех. Предстояло изготовить и смонтировать подвесной конвейер для транспортировки двигателей из механосборочного цеха в отдел сбыта. С интересом слесари рассматривали чертежи конвейера, обсуждали, как быстрее и лучше выполнить важный заказ. Объем работы оказался большим. Общая длина кольца трассы конвейера — 736 метров. Особенно трудоемким было изготовление ограждения конвейера от атмосферных осадков. Требовалось вложить много труда и израсходовать огромное количество металла. Бригада творчески подошла к выполнению задания. Обсуждая с чего и как начать работу, слесари подали много дельных предложений. Изучая чертежи ограждения, я внес некоторые поправки в его конструкцию, предложил убрать швеллера, заменить их уголками. Это позволило значительно снизить трудоемкость, сэкономить около 9 тонн металла. Здорово ускорили ход работ с момента внедрения приспособления для гибки колец на захваты. Придумали мы его все вместе, а сделал Слава Хрульков. Ценное новшество! Газосварщика разгрузили от этой работы, а гнуть на приспособлении можно не только кольца, но и крюки, другие детали. К захватам требовалось сделать 600 траверз. Сначала их гнули автогеном по одной штуке. Медленно двигалось дело. Но и тут помогла рабочая смекалка. Слесарь Алексей Смирнов подал мысль сделать приспособление, на котором можно гнуть сразу по 8 траверз. Работа закипела. Нормальная работа конвейера во многом зависит от того, как сделаны фундаменты и смонтированы колонны. Мы глаз не спускали со строителей, пока они делали фундаменты, вместе с ними выверяли все размеры. Одновременно изготавливали и вели монтаж колонн. Эту сложную работу выполняли наши лучшие слесари Геннадий Шилов и Алексей Смирнов. Трудно словами выразить, с каким вдохновением и энтузиазмом трудились они на изготовлении конвейера, заражая своей кипучей энергией молодых членов бригады. Настоящие чудеса трудового героизма проявил в эти дни и наш сварщик ветеран бригады Николай Телепнев. Сварочных работ было очень много, он не только успевал все делать быстро и качественно, но и помогал слесарям-монтажникам, если надо заменял газосварщика. У Николая чудесная душа, он всегда старается помочь людям, развить в бригаде коллективизм, товарищество. Выполнение ответственного заказа еще больше сплотило наш коллектив, слесари внимательнее стали относиться друг к другу, непримиримы к недостаткам. Одно время неправильно себя повел газосварщик тов. Марков. Уходил с рабочего места, нам приходилось его искать, простаивать. На собрании бригады мы дали понять Маркову, что своим поведением он затрудняет нашу работу, ставит под угрозу срыва важное задание. И Марков изменился, интересы и дела бригады ему стали близки и дороги, он вложил много труда в создание конвейера. Валерий Антонов пришел в бригаду, когда уже изготовление конвейера шло полным ходом. Мы помогли новичку сразу же включиться в работу, поручили ему крепление трассы. Задание он выполнил на совесть, А вот у другого новичка — Вадима Шмелева нет пока чувства ответственности за общее дело. Но мы стараемся привить ему коммунистическое отношение к труду. В изготовлении конвейера нам помогали бригады Николая Левина, Вячеслава Юдакова. Они смонтировали один участок трассы, сделали тяговую цепь. 27 декабря мы замкнули кольцо трассы конвейера. В ближайшие дни смонтируем две кранбалки, сделаем ограждение, и новые двигатели из механосборочного цеха по конвейеру пойдут в отдел сбыта. Много труда вложил коллектив бригады в развитие производственных мощностей завода. Почти в каждом цехе нашими руками создана какая-то техническая новинка, облегчающая труд людей, помогающая выпускать больше продукции. Кузнецам мы сделали три газовых печи, автоматчикам — несколько полуавтоматических моек, литейщикам — машину для слива охлажденного металла. Да разве обо всем расскажешь. А впереди новые рубежи. В шестом году семилетки мы будем оснащать нестандартным оборудованием и средствами механизации новые пусковые объекты. Н. РУЗИН, бригадир бригады коммунистического труда ЦHОMA
Владимирский Тракторный Завод (ВТЗ). Подвесной конвейер для сборки двигателей. 1964 г.
По половине карандаша на каждого Работу конструкторов технического отдела механизации и автоматизации производства серьезно затрудняет плохое обеспечение карандашами, бумагой. Смешно, но в последние три месяца 103 конструктора отдела не получили ни одного карандаша. Работники отдела снабжения и главной бухгалтерии завода обещают снабжать нас в этом году 50 карандашами в месяц, т. е. менее чем полкарандаша на работника. Для нормальной работы нам необходимо каждому иметь 3 — 4 карандаша. Плохо обеспечены мы и остальными письменными принадлежностями. А. ОРБЕЛЯН, Ю. ГРИГОРЬЕВ, Г. БЫЧКОВ, Н. ДУНАЕВ, Ф. ТАРАСОВА и др. конструкторы ТОМАП Когда будет бумага? He буду утверждать, что делается в других отделах, но в нашем бюро отдела главного конструктора нередко можно услышать подобный диалог: — Листочка миллиметровки нет взаймы? — Что ты, самому графики чертить не на чем. Придется в обед в магазин сбегать. И ходят наши инженеры-испытатели, покупают бумагу на свои деньги. Что поделаешь, если кроме магазина нигде бумаги не найдешь, а задания поступают непрерывно, и если не уложишься в срок, план может полететь. Впервые перебои с бумагой стали, ощущаться в декабре прошлого года. Конец года, явление обычное. Поэтому никого не удивило такое снабжение. Но прошли декабрь, январь, февраль, а бумаги все нет. Обращались к секретарю главного конструктора К. Григорьевой. — Ну, что я могу сделать, если на заводском складе нет. Хочется спросить снабженцев: до каких пор будет продолжаться подобное явление? Почему-то в филиале HATИ бумага есть и только у нас, на ВТЗ, отсутствует? На первый взгляд кажется, вопрос, который я поднимаю, мелочь. Подумаешь, бумага! Не возражаю, мелочь, но она мешает нормально работать. Сошлюсь на факт. В январе мне надо было дать заключение о возможности применения раздвижных лепестковых жалюзи на вентиляторе Д-37М. И вот когда уже закончились испытания, обнаружилось, что в наличии нет ни одного листа бумаги, не на чем было нанести характеристику ремня. Что делать? Покупать? Худо-бедно потребуется около 10 листов. И это только по одной работе, а там другие на очереди. Как и где нашли бумагу? — рассказывать не стоит. Время было безвозвратно упущено и задание фактически сорвано. А.Ф. ЧИЖИКОВ, старший техник-испытатель» («Тракторостроитель», 10 марта 1964). «В ЗИМНЕМ ПИОНЕРСКОМ ЛАГЕРЕ Быстро пролетели незабываемые дни отдыха в зимнем пионерском лагере. Лыжные прогулки по лесу, катание на катке, веселые игры на свежем воздухе прибавили ребятам сил и энергии. Они возвратились сегодня в родной город бодрыми и повеселевшими. Около пятидесяти детей тракторостроителей побывали в зимнем лагере при доме отдыха «Машиностроитель». Воспитанием и умелой организацией досуга школьников занимались лучшие комсомольцы нашего завода: комсорг инструментального цеха Юрий Графов и член комсомольского бюро отдела главного конструктора Неля Бухман» («Тракторостроитель», 10 января 1964). «Коллектив цеха шасси призывает С радостью встретил коллектив нашего цеха сообщение о созыве в феврале Пленума ЦК КПСС, который обсудит вопрос об интенсификации сельскохозяйственного производства на основе широкого применения удобрений, развития орошения, комплексной механизации и внедрения достижений науки и передового опыта для быстрейшего увеличения производства сельскохозяйственной продукции. Для колхозов и совхозов нашей Отчизны потребуется еще больше тракторов и запасных частей к ним. Сознавая важность дальнейшего развития социалистического сельского хозяйства и свою роль в решении этой общенародной задачи, рабочие, инженерно-технические работники и служащие цеха шасси включаются в социалистическое соревнование за достойную встречу Пленума ЦК КПСС и берут на себя обязательство: 1. Выполнить государственный план января 29 числа. 2. К дню открытия Пленума ЦК КПСС — 10 февраля завершить двухмесячный план по запасным частям. 3. Квартальный план по запасным частям в объеме и номенклатуре закрыть 29 февраля. 4. К дню открытия Пленума выдать 500 узлов на картофелеуборочные комбайны. Коллектив цеха обращается к работникам кузнечного, заготовительного, литейных цехов и ко всем тракторостроителям с призывом начать соревнование за достойную встречу Пленума ЦК КПСС, ритмично обеспечивать цех всеми необходимыми заготовками. Досрочное выполнение государственного плана будет нашим трудовым подарком Родине, партии. Обязательство обсуждено и принято на собрании актива цеха шасси. Агрегаты вступают в действие Сигнал сирены возвестил о начале опробования подвесного конвейера в новом окрасочно-сушильном отделении прессового цеха. Сюда пришли те, кто своими руками создавал этот механизм и те, кому предстоит его обслуживать. — Поскрипывает! Это хорошо, значит притирается, — весело поглядывая на ленту конвейера, заметил бригадир ЦНОМА Леонид Крючков. Широкое лицо его озарилось радостной улыбкой. Ему только что удалось быстро выявить и устранить неисправность. Заедание получалось, как он и предполагал, в мойке, где конвейер задевал о козырьки. Леонид уверен, что конвейер будет работать нормально. Слесарь ЦНОМА Николай Иванович Торговцев наполняет камеру фосфатирования водой. При первом ее опробовании была обнаружена течь змеевика. Пришлось заваривать. После заварки вроде все идет нормально. Но техналадчик прессового цеха тов. Ваганов не отходит от этой камеры. Она пожалуй самая важная в агрегате подготовки поверхностей детали под окраску. Обезжиривание, фофатирование, пассивирование более чем в два раза повышают стойкость лакокрасочного покрытия. Тов. Ваганов придирчиво осматривает агрегат, требует от слесарей, чтобы устранили все неполадки. Его беспокоит, что до сих пор не решен вопрос приготовления краски. Внимательно следит за опробованием механизмов и камер начальник отделения тов. Бурмяков. Он беседует со слесарями, электриками, занятыми устранением последних недоделок, консультируется с начальником бюро лакокрасочных покрытий ОГТ тов. Тумановым. Встречаясь постоянно на новом участке, эти два разных человека как-то незаметно сдружились. Их объединяет любовь к передовому, прогрессивному, стремление скорее запустить в действие новый участок. Этим же озабочены начальник электросилового цеха тов. Костецкий, руководитель бюро вентиляции отдела главного энергетика тов. Аржанов. Они проверяют работу сушильных камер, правильно ли присоединены двигатели и моторы, не замыкают ли нагреватели, исправны ли приточная и вытяжная вентиляция? — Заканчивайте скорее, девушки, — торопит своих маляров, покрывающих последний раз камеры серебристой эмалью, бригадир ремонтно-строительного цеха Иван Семенович Спирин. — Сейчас будут опробовать эти агрегаты... Пройдет немного времени и новое окрасочно-сушильное отделение прессового цеха вступит в строй. Г. ЗОРИНА» («Тракторостроитель», 17 января 1964). «ЕЩЕ ОДИН АГРЕГАТ ПУЩЕН В моторном корпусе, там, где запланировано новое термическое отделение, пущен в эксплуатацию конвейерный закалочно-отпускной агрегат К-130/К-95 для термообработки шатунов двигателя Д-37М. Производительность агрегата — 270 килограммов в час» («Тракторостроитель», 4 февраля 1964).
«Качеству — особое внимание Наш завод не выполнил план января по выпуску товарной продукции. Представитель Министерства сельского хозяйства забраковал большую партию двигателей с воздушным охлаждением. В результате сотни моторов не были отправлены Липецкому тракторному заводу и около 300 тракторов Т-28Х3 — Узбекским хлобкоробам. Случайно произошел этот факт? Нет. Не случайно. В цехах постоянно нарушается технологическая дисциплина. По заводу эти нарушения достигают солидной цифры — 14,2 проц. К нарушениям технологии у нас настолько привыкли, что считают это в порядке вещей. Такая вредная тенденция и приводит к вспышкам брака то в одном цехе, то в другом. То же самое произошло в январе и в моторном цехе № 2. Нарушили технические условия при обработке блоков двигателя Д-37. Одним словом, в результате небрежности работников моторного цеха огромная партия блоков попала на сборку с дефектами. После этого чрезвычайного происшествия выяснилось, что технологический процесс недостаточно проверен. Меритель, которым пользовались в цехе, не был согласован и проверен в ЦИЛе. О нарушениях технологической дисциплины здесь можно судить по цифре — 17,8 процента. Это почти одна пятая. Много? Очень. И с такими вот нарушениями мирились техническая часть, заместитель начальника цеха тов. Демин. На эти отклонения смотрели сквозь пальцы работники отдела главного технолога. И удивительнее всего то, что после случившегося, технической службой цеха и отделом главного технолога не были приняты меры к тому, чтобы поставить заслон браку. Этот случай стал предметов обсуждения на заседания парткома, где со всей острогой встал вопрос о повышении ответственности каждого работника, начиная от рядового труженика и кончая главным инженером завода, за качество выпускаемой продукции. В самом деле, результаты там лучше, где создана обстановка нетерпимости к браку. Нельзя прощать тех, кто своим недобросовестным отношением к делу растрачивает драгоценный труд других, допускает брак в работе. Настоящий рабочий всегда помнит о назначении сделанной им продукции» («Тракторостроитель», 7 февраля 1964). «Первое место — нашему заводу На завод пришла телеграмма. В ней лаконичное, но радостное сообщение. совет народного хозяйства Верхне-Волжского экономического района и областной совет профессиональных союзов, рассмотрев итоги социалистического соревнования между предприятиями машиностроительной промышленности за четвертый квартал 1963 года, присудил нашему заводу первое место и первую премию. *** На рабочем столе Владимира Беккера кипа чертежей. Он склонился над ватманом, занятый деталировкой пресс-формы ротора вентилятора. Изредка конструктор бросает взгляд на кульман. Там второй вариант общего вида пресс-формы на литье под давлением. Создание второго варианта было вызвано внедрением водяного охлаждений в пресс-форму и изменением системы выталкивания отливки. Владимир Беккер с большим увлечением углубился в конструктивное решение вопроса о переводе деталей на литье под давлением. Пока этим прогрессивным способом на нашем заводе изготовляется только крышка распределительных шестеренок. Конструкторско-технологическое бюро отдела главного металлурга, где работает Беккер, занят переводом ряда деталей на литье под давлением. Еще не закончена работа-по созданию пресс-формы ротора вентилятора, а творческая мысль конструктора уже заглядывает в будущее. Он мечтает создать пресс-форму для направляющего аппарата. В процессе проектирования оснастки Владимир остро подмечает конструктивные недоработки. Он был серьезно обеспокоен браком при отливке направляющего аппарата вентилятора. Часто бывая в литейном и модельном цехах, Беккер пытался понять причину брака. Посоветовался со слесарем Ремом Михайловичем Агаповым. Конструктор и рабочий решили изменить профиль лопаток направляющего аппарата. Ими был сконструирован новый профиль лопастей аппарата и изменен угол их установки. Агапов изготовил опытные образцы. Испытание дало положительные результаты. С внедрением этого предложения сократился литейный брак, улучшились аэродинамические свойство вентилятора, значительно снизился уровень шума. Но кокильная оснастка на и направляющий аппарат сложна и громоздка. Беспокойная мысль творца не могла быть равнодушию, если где-то требуется его вмешательство. Вместе с начальником модельного цеха Федором Васильевичем Козловым Беккер вносит изменение в первоначальную литейную технологию и разрабатывает новые чертежи кокиля на направляющий аппарат. Усовершенствованная конструкция кокиля освободилась от громоздкого подъемного устройства. На 30 процентов уменьшилось количество деталей. Изготовление кокилей стало дешевле. Новая оснастка позволила получить более точные отливки. На 2,5 процента возросла производительность вентилятора двигателя. Внедрение этого предложения дало заводу 500 рублей экономии. Кроме основной работы, Владимир Беккер производит нормоконтроль чертежей. Им составлены инструкции по обозначению и оформлению чертежей специальной технологической оснастки. Внедрение стандартов в нормалей привело к мысли унифицировать кокильный станок для получения отливок направляющих аппаратов двигателей Д-37 и Д-22. Идея унификации оснастки нашла поддержку у коллектива конструкторско-технологического бюро, возглавляемого Ю.П. Алексеевым. Мысль рационализатора не стоит на месте. Он продолжает совершенствовать технологию изготовления и конструкции деталей. В плане — создание нового варианта технологического вентилятора для пятидесятисильного двигателя. Четыре года назад, после службы в Советской Армии, Владимир Беккер закончил Владимирский машиностроительный техникум. Молодой специалист по крупицам собирал в свой багаж производственный опыт. Бывают трудности, но настойчивость и живая мысль экспериментатора всегда в движении, всегда в поиске решений новых технических проблем. За один прошлый год он внес 15 рационализаторских предложений, четыре из которых внедрены и дали заводу 4,5 тысячи рублей экономии. О. ВЛАДИМИРОВА» («Тракторостроитель», 11 февраля 1964). «Трактору — долговечность В дни работы Пленума ЦК КПСС коллектив бюро шасси текущего производства систематически проверяет выполнение технических условий в цехах. Контроль конструкторов за изготовлением деталей и узлов поможет повысить качество выпускаемых тракторов. Конструкторы разработали ряд технических мероприятий, направленных на продление долговечности трактора. Недавно мы внедрили в производство усиленную раму трансмиссии трактора Т-28Х3. Трещины и поломки картера сцепления прекратились. Улучшение конструкции крепления рамы и картера повысило надежность машины. Ведутся экспериментальные работы по повышению долговечности шестерен трансмиссий. Разработана новая конструкция муфты сцепления, предусматривающая значительное снижение торцевого износа шестерен. В лаборатории трансмиссии под руководством тов. Чеснова проводятся исследования причин недостаточной работоспособности системы уплотнения тормозных барабанов. Конструкторы работают над созданием более износостойких карданов муфты сцепления. Ведутся работы по подбору для трактора Т-28Х3 более грузоподъемных шин. П.Ф. СМИРНОВ, руководитель группы шасси текущего производства *** Еще в 1963 году, не дожидаясь окончания испытаний, завод начал подготовку производства двигателя Д-22. Она закончится в этом году и в четвертом квартале будет выпущена первая партия двигателей. В 1965 году начнется серийное производство. Коллектив бюро продолжает усовершенствовать двигатель Д-22: создаются система автоматического регулирования теплового состояния двигателя с помощью электромагнитной муфты скольжения, витой масляный радиатор из алюминиевой оребренной трубки, клапанный механизм повышенной надежности с прямыми коромыслами и др. Ведутся также работы по форсированию двигателя до 36 л. с. за счет повышения оборотов среднего эффективного давления. В 1963 году была выпущена документация на такой двигатель и изготовлен образец, который прошел лабораторные испытания. Одновременно бюро занимается модернизацией и форсированием двигателя Д-37М в двух направлениях: за счет турбонаддува и повышения оборотов. Принцип турбонаддува заключается в том, что на двигатель устанавливается турбинка, приводящаяся во вращение от выхлопных газов двигателя. Эта турбинка нагнетает свежий воздух в цилиндры двигателя под повышенным давлением, значительно увеличивая коэффициент наполнения, что позволяет двигателю работать на высоком среднем аффективном давлении. С помощью турбонаддува предполагается повысить мощность двигателя Д-37М до 60 л. с. Эта работа ведется совместно с НАТИ. Разработана необходимая техническая документация. В этом году образцы такого двигателя будут проходить лабораторные испытания в НАТИ и у нас. В настоящее время коллектив приступил к созданию перспективного, высокооборотного форсированного двигателя на базе Д-37М. Конструктивной особенностью его будет то, что цилиндры подвесные, а головка цилиндров единая на все четыре цилиндра. Такая конструкция двигателя позволит создать высокоэффективную систему охлаждения, обеспечивающую высокую форсировку двигателя. Эта работа ведется также совместно с НАТИ. Наше бюро коммунистического труда состоит из 15 конструкторов. Хорошо, творчески работают руководители групп В.С. Васильев, В.И. Абросимов, В.С. Дермишков, А.С. Мельников, конструкторы З.Н. Ратникова, В.И. Меленков, Л.А. Колобанова и др. Коллектив приложит все силы и знания для решения задаче области создания перспективных, надежных, и долговечных в работе двигателей. А.И. ШААНОВ, начальник конструкторского бюро спецвигателей Улучшаем качество узлов и деталей Много конструктивных изменений внесено нашим бюро для продления долговечности двигателя. Так, конструкторы группы топливной системы двигателя проделали большую работу по переводу медных трубок топливной системы на пластмассовые. Сейчас ведется подготовка по внедрению пластмассовых трубок в производство. Эта замена значительно снизит себестоимость двигателя. Для улучшения качества фильтрации топлива готовится конструктивное изменение топливного фильтра. Коллектив группы механизмов газораспределения занят улучшением конструкции узла — привода гидронасоса. Для устранения рассухаривания клапанов введено в производство упорное кольцо. Чтобы предотвратить разрушение упорной шайбы, увеличивается ее упорная поверхность и толщина. Конструкторы часто задумывались над причиной частой поломки глушителя. Выяснили, что на надежность глушителя влияет двойная вибрация трактора и двигателя. Во вновь разработанной конструкции глушитель стал крепиться только к двигателю. Долговечность его увеличилась. С целью устранения прорыва газа в стыке головки с цилиндром проведены конструктивные изменения головки цилиндра. Ведутся работы по улучшению качества блока, коленвала, шатуна, шатунных болтов и других узлов и деталей. Конструкторами группы смазки и охлаждения двигателя разработана новая конструкция корпуса защитной сетки вентилятора, которая внедрена в производство. Для увеличения долговечности жалюзи введены ребра жесткости на среднем дефлекторе, а также изменена конструкция шарнирных соединений. Мы хотим добиться не только улучшения качества и долговечности двигателя, но и удобства при обслуживании его в эксплуатации. С этой целью внедрили разборный маслоприемник, который обеспечит качественную очистку магнита. Успешно закончили работы по замене шариковых подшипников вентилятора на подшипники с разовой смазкой, что также значительно сократит время технического ухода. Внедрение в производство всех конструктивных мероприятий даст большой экономический эффект для нашего завода и социалистического сельского хозяйства. В.А. ИЩУК, Т.С. ЗОРИНА, В.И. КАРАГЕЗОВА, конструкторы» («Тракторостроитель», 14 февраля 1964). «По-ударному! В Москве только что закончился Пленум ЦК КПСС. Его решения об интенсификации социалистического сельского хозяйства имеют огромное значение в деле создания материально-технической базы коммунизма. Ставится боевая задача — в течение 1966 — 1970 годов поставить колхозам и совхозам свыше двух миллионов тракторов и большое количество другой техники. Особое внимание должно быть обращено на повышение надежности и сроков службы двигателей, тракторов. Коллектив нашего завода проводит большую работу по усовершенствованию двигателей и тракторов, повышению их долговечности. Рабочие, инженерно-технические работники экспериментального цеха только что закончили изготовление деталей на опытные двигатели Д-37М и Д-37В. Почему на двигатели, которые завод уже выпускает? Многие детали конструктивно изменены, скажем, водяные фильтры, штанги толкателей, сами толкатели и другие. Несмотря на короткие сроки, экспериментальщики с честью справились с заданием. Трудились по-ударному. Особенно старательно работали токари тт. Калинцев, Куликов, Дмитриев. А вот теперь рабочие приступили к сборке опытных образцов. Шесть двигателей они обещают сдать к 25 февраля. В эти же горячие дни экспериментальщики изготовили два пусковых двигателя ПД-8 к двигателю Д-37М. Впервые в истории завода нам пришлось иметь дело с литыми коленвалами. Десять опытных образцов сдали на сборку. И. ЗУЕВ» («Тракторостроитель», 18 февраля 1964). «Дружба с воинами Воинов подшефной части и тракторостроителей связывает старая крепкая дружба. Ребята в серых шинелях — частые гости на нашем заводе. Группа любителей-режиссеров и кинооператоров приступила к созданию киносценария о жизни тракторного завода. Наша молодежь, в свою очередь живо интересуется службой воинов. В многочисленных экскурсиях в часть приняли участие будущие солдаты нашей доблестной армии. Совместные вечера и диспуты, спортивные встречи по волейболу, баскетболу, настольному теннису сплотили в единую семью коллективы. Очень интересно проходят концерты художественной самодеятельности. Мы передали воинам Красное знамя, которое вручается лучшему подразделению, добившемуся хороших показателей в боевой и политической подготовке. Многие военнослужащие, зорко охраняющие наш мирный труд и покой, так привыкают к заводу, что после демобилизации остаются у нас работать. В. КУДЕЛЬКИН, заместитель секретаря комитета комсомола» («Тракторостроитель», 21 февраля 1964). «ВСЕГДА В ПОИСКЕ В светлом, просторном зале, где удобно разместилось бюро перспективного проектирования, напряженная тишина. Даже воздух улавливает и передает умственное усилие конструкторов, которые в муках рождают новый проект семидесятипятисильного шестицилиндрового двигателя Д-160. Спроектировать двигатель нужно с учетом форсирования его до 100 л. с. Павел Николаевич Морозов отлично знает, о чем думает каждый из его коллег, склонившись над белой поверхностью кульманов. Вот Лидия Васильевна Образцова — конструктор группы, которой он руководит, занята компановкой картера двигателя. А Павлу Николаевичу непременно нужно найти самый удобный вариант распределения масляной магистрали внутри блока. Как можно меньше наружных масляных соединений. Сколько прочитано технической литературы, сколько предложено вариантов! Который же наиболее приемлем? Верное решение пришло неожиданно и оказалось самым простым. Его сразу оценили начальник бюро Николай Георгиевич Ерохин и технологи. Рабочие чертежи для опытной партии делаются легко, без напряжения. В душе успокоение. А вокруг Павла Николаевича, неслышимая никем, звучит музыка Чайковского, такая же светлая и умиротворяющая, как настроение творца, создавшего, наконец, плод своих длительных конструкторских раздумий. Музыка — постоянная спутница и помощница конструктора. В часы отдыха он подбирает на аккордеоне услышанные и понравившиеся мелодии. Тогда они, живущие только внутри его, приобретают реальное звучание. Аккордеон Морозова — не последний инструмент в оркестре отдела главного конструктора. Такие дни, как короткие передышки после боя. А битва идет большая за усовершенствование техники для сельскохозяйственного производства. Павел Николаевич десять лет назад, после окончания Ленинградского института механизации сельского хозяйства работал в Суть-Хольской МТС. Тувинской автономной республики. Поэтому он хорошо прочувствовал, что значит для тружеников села надежные машины. В ответ на решения февральского Пленума ЦК КПСС об интенсификации сельского хозяйства отдел главного конструктора работает над улучшением надежности и долговечности двигателей и тракторов. Коллективу бюро пусковых устройств, руководимому Юрием Сергеевичем Костериным, нужно было срочно перекомпановать пусковой двигатель ПД-8. В процессе лабораторных испытаний пускового двигателя имелись случаи повышенного износа беговой дорожки шариков регулятора. Чтобы срочно устранить дефект и выдать ПД-8 на подготовку производства, требовалась большая работа по перекомпановке узлов двигателя. А сроки были предельно сжаты. Вот тогда-то и пришел на помощь коллективу бюро пусковых устройств Павел Николаевич Морозов. Он предложил несколько вариантов. Решили принять тот, где предлагается перерасчет регулятора оборотов двигателя. Пусковой двигатель в новой компановке уменьшился в габаритах по длине, а также был устранен повышенный износ беговой дорожки. Конструкторы бюро пускового двигателя приступили к деталировке рабочих чертежей. Павел Николаевич спешит закончить эту работу, чтобы снова вернуться в бюро перспективного проектирования и заняться выпуском рабочих чертежей двигателя Д-160. Ведь коллектив взял обязательство к 1 сентября выдать рабочий проект двигателя Д-160 для опытного образца. Работа над форсированием двигателя до 100 л. с. означает новые раздумья, поиски и удачи. И в этом смысл жизни конструктора — творца новой техники. О. ВЛАДИМИРОВА Социалистическое обязательство рационализаторов завода на 1964 год Включаясь в социалистическое соревнование за выполнение исторических решений XXII съезда КПСС и съезда ВОИР в деле развития технического прогресса нашей страны, рационализаторы завода принимают на себя в шестом году семилетки следующие обязательства: внедрить в производство в течение 1964 года не менее 1250 рационализаторских предложений; добиться получения экономического эффекта от них не менее 500 тысяч рублей; сэкономить не менее 400 тонн металла; силами ОКБ разработать 160 рационализаторских предложений и технических тем, оказать помощь в разработке проектов животноводческих ферм подшефных колхозов; добиться, чтобы каждый седьмой работающий был рационализатором.
Обязательство коллектива тракторного цеха Весь советский народ живет сейчас под впечатлением февральского Пленума ЦК КПСС, утвердившего грандиозную программу крутого подъема сельского хозяйства. В постановлении Пленума ЦК КПСС подчеркивается огромная роль в интенсификации сельскохозяйственного производства нашей промышленности, особенно тракторостроения. И это понятно. Ведь борьба за высокий урожай идет не только на полях, но и в цехах предприятий. В эти дни по всей стране разгорается социалистическое соревнование за успешное претворение в жизнь предначертаний партии, движение за коммунистический труд. А на днях рабочие, инженерно-технические работники и служащие Владимирского завода «Автоприбор» выступили инициаторами предмайского соревнования. Коллектив нашего цеха успешно завершил программу пятого года семилетки, хорошо начал 1964 год. Праздник Первое мая мы хотим отметить еще лучшими экономическими показателями. Рабочие и специалисты всесторонне обсудили свои возможности и приняли на себя следующее обязательство: 1. Государственный план четырех месяцев по товарной продукции выполнить к 27 апреля. 2. Выполнить план четырех месяцев по запасным частям к 15 апреля. 3. Добиться ликвидации нарушений технологической дисциплины в цехе. 4. В восьми бригадах внедрить почин саратовцев, начавших соревнование за предъявление бездефектной продукции. 5. Внедрить на рабочих местах высокую культуру производства, в этих целях отработать в нерабочее время не менее одной тысячи часов. Рабочие и специалисты нашего цеха надеются, что многотысячный коллектив завода не замедлит вступить в соревнование за достойную встречу Первого мая. Ознаменуем праздник весны новыми трудовыми достижениями. Все на предмайскую вахту! Ни одного отстающего коллектива, рабочего! Выполним план марта и апреля. Обязательство обсуждено и принято на общем собрании коллектива тракторного цеха.
Обязательство членов ДСО «Труд» на 1964 год Вовлечь в члены ДСО «Труд» в шестом году семилетки не менее 25 процентов работающих на заводе. Подготовить 300 инструкторов-общественников и 80 судей-общественников. За счет повышения спортивного мастерства добиться присвоения спортивных разрядов 12 процентам физкультурников. Организовать в цехах группы здоровья для тракторостроителей среднего и старшего возраста. Каждому физкультурнику завода отработать по 5 часов на строительстве спортзала и спортивных площадок.» («Тракторостроитель», 25 февраля 1964). «г. Владимир, тракторный завод Президиум ЦК профсоюза рабочих машиностроения горячо поздравляет коллектив завода с присуждением второй премии по итогам социалистического соревнования за второе полугодие 1963 года среди предприятий сельхозмашиностроения. Желаем коллективу дальнейших успехов в выполнении решений февральского Пленума ЦК КПСС! Г.П. СОФОНОВ, председатель ЦК профсоюза» («Тракторостроитель», 3 марта 1964). «Р. Барышева и В. Гаврилов чемпионы области Начало весны спортсмены области отметили спортивными состязаниями. 1 и 2 марта облпрофсовет проводил финальные соревнования. На старт вышли команды лыжников, конькобежцев, биатлонистов двенадцати обкомов профсоюзов. За обком профсоюза рабочих машиностроения от нашего завода выступали 16 человек. Впервые в этом году в соревнованиях по лыжам и конькам участвовали спортсмены старшего возраста. В этой группе выступали мастера спорта Р. Барышева — инструктор физкультуры и В. Гаврилов — сборщик экспортного участка, которые вышли победителями: тов. Барышева на дистанциях 3 и 5 километров, тов. Гаврилов — 10 и 15 километров. Они награждены дипломами чемпионов и ценными подарками. Хорошо прошел пятнадцать километров В. Рогунов — мастер литейного цеха № 1. Слесарь автоматного цеха А. Власов финишировал вторым на дистанции 15, километров и третьим — 30 километров. Биатлонисты нашего завода В. Мольков и Е. Зацепин заняли второе место. В общем зачете обком профсоюза рабочих машиностроения занял первое место и награжден переходящим кубком облпрофсовета. В.В. СУЛИМОВ, председатель совета ДСО «Труд» («Тракторостроитель», 10 марта 1964). «Пусковому объекту — внимание! В четвертом квартале с. г. на заводе должен вступить в строй цех оболочкового литья. Его проектная мощность — 20 тысяч тонн литья в год. Характерной особенностью строительства цеха является то, что для ввода даже небольшой части проектной мощности требуется завершить почти полный объем предусмотренных работ на большинстве участков. Это подтверждается и капитальными вложениями: при общей сметной стоимости цеха в 2791 тысячу рублей стоимость работ на мощность 7,5 тысячи тонн составляет 2021 тысячу рублей или 73 процента. Практически для того, чтобы обеспечить выполнение плана по вводу мощностей на 7,5 тысячи тонн, необходимо полностью завершить строительство корпуса, смонтировать все транспортное, электросиловое оборудование, отопление и вентиляцию, смонтировать все технологическое оборудование на плавильном, заливочном, шихтовальном участках, на складах формовочных и шихтовых материалов. На остальных участках будет смонтировано оборудование, обеспечивающее выпуск 7,5 тысячи тонн. Несмотря на громоздкий объем работ, который предстоит выполнить в этом году, темпы строительства остаются низкими. Крайне медленно идет сооружение подземного хозяйства, фундаментов под колонны и оборудование. Практически в цехе нет еще ни одного участка, где бы можно было начинать монтаж оборудования и металлоконструкций. Серьезную тревогу вызывает вопрос с изготовлением нестандартного оборудования. Из 1200 тонн с нестандартного оборудования изготовлено на других предприятиях всего около ста тонн. Цех нестандартного оборудования завода еще не приступал к заказам для цеха оболочкового литья, так как выполняет другие работы. Плохо решается вопрос с обеспечением материалами и комплектующими изделиями. Часть оборудования — вагранки, установка для очистки дроби и др. будет изготавливаться на других предприятиях, однако эти предприятия не могут приступить к выполнению заказов из-за неимения материалов. Следует обратить серьезное внимание на комплектование цеха типовым оборудованием. Правда, часть оборудования начинает поступать на завод, но на большое количество мы еще не имеем даже нарядов, а на часть оборудования имеются наряды со сроком поставки в четвертом квартале. Для того, чтобы своевременно пустить цех в эксплуатацию в короткие сроки освоить его проектную мощность, необходимо уже сейчас заниматься подбором и подготовкой кадров. Особенно это касается специалистов наиболее ответственных участков — плавильного и формовочного, а также работников для служб механика и энергетика. Учитывая высокую степень механизации и автоматизации процессов, а следовательно, сложность оборудования, необходимо, чтобы основная часть этих служб уже непосредственно участвовала в монтаже и отладке оборудования, хорошо изучила особенности этого сложного хозяйства и была подготовлена к его эксплуатации в производственных условиях. В этой связи следует отметить неправильную позицию отдела труда и зарплаты, который считает, что кадры цеху нужны тогда, когда он будет пущен в эксплуатацию. Такая позиция может привести к очень неприятным последствиям. Строительство цеха оболочкового литья является очень важной стройкой, от своевременного окончания которой во многом зависит дальнейшее наращивание выпуска двигателей на заводе. И надо, чтобы она была повседневно в центре внимания руководителей завода, общественных организаций и всего коллектива тракторостроителей. Е. ГОСТИЩЕВ, начальник цеха оболочкового литья» («Тракторостроитель», 13 марта 1964). «Предмайское обязательство коллектива завода С чувством радости и уверенности в своих силах, с огромным творческим подъемом идет наша Родина навстречу Первомаю. Решения декабрьского и февральского Пленумов ЦК КПСС вызвали у советских людей небывалый прилив творческих сил, открыли выход самым лучшим и благородным порывам широких трудящихся масс. Яркий и убедительный пример тому — всенародное соревнование за досрочное выполнение семилетнего плана. Желая достойно встретить День международной солидарности трудящихся 1 Мая, рабочие, инженерно-технические работники и служащие нашего завода принимают на себя дополнительное социалистическое обязательство: 1. Выдать за четыре месяца сверхплановой продукции на сотни тысяч рублей. 2. План по производительности труда выполнить на 101 процент. 3. Изготовить в апреле на вновь введенных в эксплуатацию штамповочно-ковочных прессах свыше 100 тонн горячих штамповок. 4. К 1 Мая изготовить пять двигателей Д-22 для государственных испытаний. 5. В апреле выдать техническую документацию на подготовку производства пускового двигателя ПД-8. 6. В апреле изготовить партию отливок коленчатых валов для опытных двигателей Д-22. 7. До первого мая провести перемонтаж линии коленчатого вала из моторного цеха № 2 в моторный цех № 1 и закончить изготовление для нее всей необходимой механизации. 8. К 1 Мая заложить 105-квартирный дом гостиничного типа. 9. Отработать коллективом завода 10 тысяч часов на строительстве больницы, провести первоочередные работы по благоустройству завода и поселков. Успешное выполнение предмайского социалистического обязательства позволит коллективу завода досрочно выполнить государственный план шестого года семилетки. Обязательство обсуждено и принято на рабочих собраниях цехов и отделов.» («Тракторостроитель», 27 марта 1964). «Туристский поезд Четвертого сентября этого года от станции Владимир отойдет туристский поезд «Дружба». Его путь лежит к Черноморскому побережью Кавказа. Многие рабочие и служащие нашего завода совершат интересное путешествие по городам-курортам. Поезд сделает остановку в Ростове-на-Дону. Экскурсия по историческим местам поможет туристам ознакомиться с этим крупнейшим городом страны. Большое впечатление оставят путешествия по городам-курортам — Кисловодску, Пятигорску. Интересной будет остановка в Махач-Кале, где туристы хорошо отдохнут на берегу Каспийского моря. Далее путешественники остановятся в Баку, Тбилиси, Батуми. Из Батуми поезд доставит владимирцев в Сухуми, Гагры, Адлер, Сочи. На берегу Черного моря туристы проведут десять дней. Продолжительность маршрута — двадцать дней. Питание трехразовое. Стоимость путевки 137 рублей. Часть расходов завком профсоюза берет на-себя. А. КРАСНОВА, член заводской комиссии соцстраха» («Тракторостроитель», 31 марта 1964).
«ПОЕЗД ДРУЖБЫ Более шестидесяти рабочих и специалистов завода готовятся совершить туристское путешествие на поезде «Дружба». Поезд отбывает со станции Владимир четвертого сентября. Его маршрут несколько изменен, он сделает остановки в Ереване и Тбилиси, чего раньше не предусматривалось. Увеличивается число дней пребывания на курортах Черноморского побережья. Поезд «Дружба» пройдет 6 тысяч километров. Туристы совершат путешествия по достопримечательном местам Ростова-на-Дону, Баку, Сухуми, Тбилиси и других городов юга.
Экскурсионное обслуживание туристов входит в стоимость путевки. Поезд состоит из купейных вагонов. Тракторостроители могут поехать на поезде «Дружба» со своими семьями» («Тракторостроитель», 25 августа 1964).
В марте выпущено сверх плана большое количество тракторов Т-28Х3 и двигателей с воздушным охлаждением. Месячный план выполнен по валовой продукции на 104,5 процента, по товарной продукции — на 114,6 процента. «За высокий технический уровень продукции В. М. Игошин, главный технолог завода Решения декабрьского и февральского Пленумов ЦК КПСС предъявляют к машиностроителям серьезные требования. Продукция нашего завода непосредственно участвует в интенсификации сельского хозяйства. Поэтому все тракторостроители должны крепко задуваться над тем, что нам мешает работать, выпускать тракторы и двигатели отличного качества. Сейчас по всей Владимирской области проходит смотр технического уровня выпускаемой продукции. Включился в этот смотр и наш завод. Партийный комитет своим постановлением утвердил состав заводской смотровой комиссии, в которую вошли главный инженер завода, главные специалисты, начальники цехов, работники отделов главного конструктора, главного технолога, главного металлурга, рабочие, а также представители общественных организаций. Возглавляет комиссию секретарь парткома Е.И. Вьюнов. Задача смотра — правильно оценить технический уровень выпускаемой продукции, наметить мероприятия по созданию конструкций, не уступающих лучшим образцам, существующим в мировой практике, провести анализ технологических процессов по всему производственному циклу, решить вопросы технической эстетики, добиться повышения сроков службы и надежности продукции. Особой заботой коллектива является неуклонное повышение качества продукции, тем более, что наши тракторы идут не только на внутренний, но и на внешний рынок. При решении этой задачи главным резервом является повышение культуры производства: организация производства и труда, соблюдение технологического процесса и совершенствование его, наконец, просто соблюдение чистоты и порядка. Говоря о технологическом процессе, не следует понимать под этим только тот перечень и порядок операций, который записан в технологических картах. Это большой комплекс, начиная от исходного материала и кончая отгрузкой готовой продукции. Технологический процесс должен быть максимально коротким, экономичным, дающим возможность как можно дешевле и в то же время качественно получить продукцию в окончательном виде. Это очень большая и сложная работа. В ней должен участвовать весь коллектив завода. Немаловажную роль в этом играет качество исходных материалов и заготовок, которые при современном развитии техники должны быть по своим геометрическим формам максимально приближены к формам готовых деталей, а механическая обработка сведена только к операциям чистовой отделки, без снятия стружки резцом. Однако до сего времени качество заготовок, поступающих из заготовительных цехов, желает много лучшего. Особенно неблагополучно обстоит дело в кузнечном цехе, даже по таким важным и массовым деталям, как коленчатый вал и шатун. Много отступлений от технических условий имеется в отливках. Осуществление хорошего технологического процесса в массовом производстве немыслимо без качественного инструмента и оснастки. В настоящее время в механическую обработку все прочнее входит такой прогрессивный и экономичный вид обработки, как протягивание поверхностей без какой-либо предварительной обработки. Поэтому в инструментальном цехе надо как можно быстрее освоить изготовление этого сложного режущего инструмента в соответствии с современными требованиями. Необходимо также по всему заводу применить алмазные круги для заточки режущего инструмента, что в значительной степени повысит качество и долговечность его и, как следствие, улучшит качество выпускаемой продукции и стабильность технологических процессов. Организовать в цехах принудительную смену и плановую переточку инструмента, а также своевременный ремонт износившейся оснастки. Наладить четкие взаимоотношения между инструментальным цехом и цехами, потребляющими инструмент. Организовать строжайший контроль за качеством нового и переточенного инструмента, расширить сеть технического надзора за его эксплуатацией. Большую роль в деле создания стабильного технологического процесса, обеспечивающего высокое качество и необходимое количество, играет правильное планирование производства. От величины партий, наличия необходимых заделов, своевременного обеспечения материалами и заготовками зависит ритмичность работы участков и цехов. Ведь штурмовщина, как правило, ведет к нарушению технологических процессов, следовательно, к ухудшению качества продукции. На качество продукции, безусловно, влияет правильность самого технологического процесса, в котором, без сомнения, имеются слабые стороны. Технологической службе предстоит огромная работа по доведению его. При этом следует отметить, что если технологический процесс будут «творить» только технологи, то всевозможного рода ошибки неизбежны. В эту работу необходимо самым активным образом включиться мастерам, наладчикам, рабочим и всему обслуживающему персоналу. Только при этом условии мы сможем достичь желаемых результатов. Необходимо, чтобы каждый работник строго следил за соблюдением технологии, вовремя сигнализировал о нарушениях. Важную роль в создании продукции высокого технического уровня, а также обеспечении надежного технологического процесса играет конструкция объекта. Выпускаемый в настоящее время двигатель Д-37М является для нашей страны новинкой. Однако по некоторым параметрам он уступает лучшим заграничным образцам, в частности, двигателю западно-германской фирмы «Дойц». Коллективам отдела главного конструктора и экспериментального цеха необходимо провести анализ особенностей конструкций зарубежных двигателей и, если это возможно, улучшить их и применить на наших двигателях, как можно быстрее довести технико-экономические показатели двигателя до уровня лучших мировых образцов, и совместно со службами подготовки внедрить в производство, учитывая при этом высокий процент унификации в семействе двигателей, предлагаемых к выпуску на нашем заводе. Уже сейчас заводом проведена большая работа по улучшению работоспособности двигателя Д-37М и часть мероприятий находится на подготовке производства. Задача служб подготовки производства состоит в том, чтобы быстро внедрить в производство измененные конструкции и новые технологические процессы. Не менее важная задача - создать такой двигатель, который по внешним качества отвечал бы всем необходимый требованиям современной эстетики. В технической политике нашей страны с каждым годом все большее значение приобретает промышленное искусство. Перед нами поставлена задача — добиться такого качества продукции, которое было бы значительно выше, чем на лучших капиталистических предприятиях. Вот тот критерий, которым обязаны руководствоваться все специалисты и рабочие нашего завода. Вот основные вопросы, которые в период смотра должны быть решены. Смотр технического уровня продукции — это не кампанейская работа, ограниченная сроками. Это повседневный труд каждого специалиста, хозяйственника, рабочего. Необходимо провести широкую агитационно-массовую работу среди всего коллектива, использовать для этого все виды устной и наглядной агитации, стенную печать. Только при участии широких масс мы сможем поднять эту работу, добиться высоких качественных показателей. И тогда мы сможем смело сказать: «Наше — это значит отличное, совершенное по форме и содержанию» («Тракторостроитель», 7 апреля 1964). «На новых площадях Коллектив экспериментального цеха обязался к Первомаю изготовить и отправить на государственные испытания пять трехцилиндровых двигателей Д-22. Станочники и слесари стараются изыскать возможность досрочного выполнения этого почетного задания. Особенно хорошо работают в эти дни на сборке слесари тт. Черноусов, Смирнов, Баринов. Два двигателя уже почти собраны, к 12 апреля укомплектуем еще три. Для этого у нас есть все необходимые отливки, вот только модельщики задерживают изготовление модели на ротор вентилятора. Мы просим коллектив модельного цеха сделать эту модель к 13 апреля, а литейщиков — выдать отливки к 15 числу. Одновременно коллектив цеха изготовляет контрольную партию пусковых двигателей ПД — 8 по чертежам, выданным на подготовку производства. Успех выполнения этого задания также во многом зависит от модельщиков. Они должны срочно выдать десять моделей литейному цеху № 3. В эти предпраздничные дни коллектив цеха переехал в новый корпус. На новых площадях разместились механический участок, все наши службы, а в конце месяца осуществим перемонтаж и сборочного участка. В новом помещении много недоделок: большая загазованность, слабое освещение, нет газгольдерной. Все это мешает в работе, затрудняет выполнять предмайские обязательства. Просим заместителя директора завода тов. Корой принять меры к быстрейшему устранению недоделок. И. ЗУЕВ, заместитель начальника в экспериментального цеха».