Главная
Регистрация
Вход
Пятница
05.12.2025
08:49
Приветствую Вас Гость | RSS


ЛЮБОВЬ БЕЗУСЛОВНАЯ

ПРАВОСЛАВИЕ

Меню

Категории раздела
Святые [142]
Русь [12]
Метаистория [7]
Владимир [1656]
Суздаль [479]
Русколания [10]
Киев [15]
Пирамиды [3]
Ведизм [33]
Муром [497]
Музеи Владимирской области [65]
Монастыри [7]
Судогда [16]
Собинка [146]
Юрьев [249]
Судогодский район [118]
Москва [42]
Петушки [170]
Гусь [206]
Вязники [356]
Камешково [282]
Ковров [434]
Гороховец [131]
Александров [303]
Переславль [117]
Кольчугино [99]
История [39]
Киржач [96]
Шуя [111]
Религия [6]
Иваново [66]
Селиваново [46]
Гаврилов Пасад [10]
Меленки [125]
Писатели и поэты [193]
Промышленность [219]
Учебные заведения [179]
Владимирская губерния [59]
Революция 1917 [50]
Новгород [4]
Лимурия [1]
Сельское хозяйство [79]
Медицина [66]
Муромские поэты [6]
художники [73]
Лесное хозяйство [17]
Владимирская энциклопедия [2435]
архитекторы [30]
краеведение [74]
Отечественная война [276]
архив [8]
обряды [21]
История Земли [14]
Тюрьма [26]
Жертвы политических репрессий [38]
Воины-интернационалисты [14]
спорт [39]
Оргтруд [209]
Боголюбово [42]
ВТЗ [157]
Володарка [7]
театр [5]

Статистика

Онлайн всего: 11
Гостей: 11
Пользователей: 0

 Каталог статей 
-->
Главная » Статьи » История » ВТЗ

ВТЗ имени А.А. Жданова в сентябре-декабре 1963 года

Владимирский Тракторный завод имени А.А. Жданова в сентябре-декабре 1963 года

Назад »»» ВТЗ имени А.А. Жданова в мае-августе 1963 года

«Замечательный подарок
Медчасть нашего завода получила на днях замечательный подарок — новое здание поликлиники, двадцать светлых кабинетов для врачей всех специальностей.
На первом этаже расположилась регистратура и хирургический кабинет, состоящий из большой приемной врача и операционной. Очень довольны переселением терапевты.
— Здесь много свежего воздуха и света. Можно настежь распахнуть окна и не бояться, что с улицы со струей воздуха ворвутся дым, гарь и шум, — говорит врач И.П. Коробкина.
В самом деле, когда медчасть находилась в моторном корпусе, постоянный шум, доносившийся из цехов, мешал терапевтам прослушивать больных. Теперь они работают в благоприятных условиях.
Хороший кабинет получили в свое распоряжение гинекологи.
В ближайшее время откроется рентгеновский кабинет, и вся медицинская служба завода, за исключением физиотерапевтического и зубного кабинетов, будет сконцентрирована в одном здании. Это будет очень удобно для больных.
Освободилось помещение для здравпункта в моторном корпусе. Предполагается расширить здравпункт в инструментальном корпусе. А в ближайшее время оборудуем несколько новых комнат гигиены женщин.
Все это, безусловно, будет способствовать дальнейшему снижению заболеваемости на заводе, повышению производительности труда.
Большую работу по созданию поликлиники в бывшем помещении завкома проделал коллектив ремонтно-строительного цеха. Рабочие, начальник тов. Русин сделали все, чтобы здесь было удобно и уютно.
Просим службу энергетика быстрее установить вентиляторы, закончить оборудование санузлов. Необходимо также быстро вести работы по созданию подъездных путей к поликлинике.
Коллектив медсанчасти проявил большую оперативность: начав переселение во вторник, в среду с утра уже был открыт прием больных в новой поликлинике. Особенно хочется отметить старшую медсестру тов. Куклеву, заведующую хозяйством тов. Евсееву, медсестер тт. Пиневич, Климову.
Х.М. ШАГАС, начальник медчасти» («Тракторостроитель», 9 августа 1963).
«Прогрессивные методы окраски в производство!
Тракторы с маркой «ВТЗ» бороздят поля Родины, работают во многих странах мира. В самых различных климатических условиях используются наши машины, поэтому к окрасочным покрытиям предъявляются повышенные требования. Специалисты завода проделали большую работу по внедрению в производство новейших методов окраски деталей, узлов и тракторов в сборе.
Во всех цехах, где техпроцессом предусмотрена окраска, пущены в действие подвесные конвейеры, облегчающие процесс транспортировки деталей от одной окрасочной операции к другой. Общая протяженность таких конвейерных линий на заводе составляет 1524 погонных метра. Созданы и успешно работают мощные окрасочные камеры, снабженные водяным экраном, сильной приточно-вытяжной вентиляцией и системой отстойников краски. Нижний отсос в камерах поглощает излишние частицы красок и растворителей. Рабочий не находится в зоне вредных паров растворителей.
Внедрена струйная промывка и обезжиривание деталей. Обезжиривающие растворы подаются насосами через форсунки под давлением. Это позволяет качественнее готовить поверхность под окраску. Освоена окраска деталей подогретыми эмалями, что сокращает цикл окраски и сушки деталей в два раза.
Завершаются работы по созданию комплексного механизированного участка по окраске деталей в прессовом цехе. Здесь будет производиться фосфатирование, грунтовка и окраска деталей в электростатическом поле с последующей терморадиационной сушкой. Пуск в действие этого участка даст возможность улучшить качество окраски. Стойкость лакокрасочных покрытий возрастет в 2 — 3 раза, процесс окраски ускорится в 6 раз.
О всех этих нововведениях, о прогрессивной технологии окрасочных работ шел разговор в межзаводской школе передового опыта, организованной на нашем заводе. Занятия школы проходили под девизом «Передовой опыт механизации лакокрасочных работ тракторного завода — всем предприятиям Верхне-Волжского совнархоза!» В работе школы приняли участие специалисты машиностроительных предприятий Ивановской, Владимирской, Костромской областей. Обсуждались вопросы о состоянии и развитии лакокрасочных покрытий в машиностроении, о технологических процессах окрасочных работ на ВТЗ.
С докладами выступили начальник бюро лакокрасочных покрытий отдела главного технолога В. Туманов, инженеры-технологи Л. Мухина и Г. Каракулова. Участники школы побывали в цехах завода, ознакомились с принципами действия оборудования в окрасочных отделениях, прогрессивными процессами окрасочных работ.
ОКРАСКА ТРАКТОРОВ В ТРОПИЧЕСКОМ ИСПОЛНЕНИИ
Рассказ инженера-технолога Г. Каракуловой

Техника, успешно эксплуатируемая в умеренном климате, при работе в тропических условиях быстро выходит из строя. Лакокрасочные покрытия быстро разрушаются, набухают, отслаиваются от покрываемой поверхности, трескаются и в конечном итоге перестают защищать металл от коррозии. Основными причинами ускоренного разрушения лакокрасочных покрытий являются специфические особенности тропического климата, повышенная влажность воздуха, высокая температура, большое количество осадков, запыленность атмосферы и сильная солнечная радиация.
Сейчас, в связи с расширением торговых связей с различными странами мира, вопрос о защитных покрытиях для изделий, эксплуатируемых в условиях тропического климата, приобрел весьма актуальное значение. До 1961 года наш завод для окраски тракторов в тропическом исполнении применял глифталевые эмали. Они не выдерживали испытаний в тропических условиях. Потребовались более стойкие краски. В настоящее время на нашем предприятии применяются такие лакокрасочные покрытия, как грунт ФЛ-03-К красно-коричневого цвета, эмаль МЛ-12-27 цвета морской волны и кремовая эмаль МЛ-12-81.
Срок службы лакокрасочных покрытий зависит от подготовки поверхности под окраску. Подготовка поверхности производится струйным методом. В состав обезжиривающего раствора входят тринатрийфосфат и эмульгатор. Подготовленные к окраске детали поступают в окрасочную камеру, где на них с помощью пульвелизатора наносится слой грунта ФЛ-03-КI. Грунтованные изделия в течение часа проходят через сушильную камеру с температурой 100 — 130 градусов, и высушенные, они снова поступают в окрасочную камеру для окраски.
Особое внимание уделяем окраске и отделке облицовочных деталей. На трактор ставятся только хорошо отделанные и тщательно окрашенные облицовочные детали.
Тракторы собирают на специальных стендах, затем они обкатываются. Дефекты, выявленные во время обкатки, немедленно устраняются. Обкатанная машина снова проходит процесс обезжиривания и окраски вторых слоем синтетической автоэмалью на алкидно-миломиновой основе. Сушка каждого слоя эмали производится при температуре 130 градусов в течение часа.
С целью предохранения поверхностей от коррозии готовый трактор подвергается консервации, а затем упаковывается в деревянный ящик с жалюзями, обеспечивающими вентиляцию, которая необходима для предупреждения запотения пленки при транспортировке водным путем» («Тракторостроитель», 20 августа 1963).
«Недоделки остались
В январе этого года строителями был сдан инженерный корпус. Работники отдела главного конструктора с радостью переехали в новое помещение, где разместились в просторных аудиториях. Условия для работы значительно улучшились. Все были довольны, но...
Строители сдали корпус, комиссия приняла, а недоделки остались и по сей день. Вентиляция не работает, хотя она и установлена. Ни в одной комнате нет форточек. Заказ на изготовление форточек давно лежит у начальника ремонтно-строительного цеха Русина. Недавно он заявил, что ничего для нас делать не будет.
Скоро наступят холода. Помещение будет отапливаться, а для проветривания аудиторий ничего не сделано. Не будешь же в морозы открывать окна. Как же быть, тов. Корой?
А.Д. ГЕРАСИМОВ, секретарь партийной организации. Ю.П. ЧЕСТНОВ, председатель цехкома» («Тракторостроитель», 3 сентября 1963).
В сентябре 1963 г. конструкторы ОГК разработали новую конструкцию 6-ти цилиндрового рядного дизеля Д-160 мощностью 80 л.с.
«Недодано 412 двигателей Д-37М
Август для нашего коллектива оказался трудным месяцем: государственный план по товарной продукции выполнен всего лишь ив 96,6 процента. Только Липецкому тракторному заводу недодали 412 двигателей Д-37М. В большом долгу оказались перед хлопкоробами Средней Азии. Им не поставили 43 трактора.
Государственный план по валовой продукции и выпуску тракторов Т-28 перевыполнен.
Почему же завод оказался вновь в прорыве? Подвели заводы, поставляющие топливные насосы и форсунки. Большую часть топливной аппаратуры они прислали нам некачественной. По их вине не выполнили государственный план механосборочный цех и главный конвейер.
Коллектив кузнечного цеха не сумел преодолеть отставание, он вновь сорвал программу. Не справились с месячным заданием рабочие и инженерно-технические работники штампового цеха.
План в августе по производительности труда выполнен на 102,6 процента» («Тракторостроитель», 6 сентября 1963).
«Юбиляру долгих лет жизни!
Многие на заводе знают заместителя главного инженера завода Михаила Кузьмича Чуфарина. Он давно работает на нашем предприятии. Вчера друзья, товарищи по работе поздравили его с пятидесятилетием со дня рождения.
Тов. Чуфарин прошел замечательный путь от рядового работника на Горьковском автомобильном заводе до руководителя производством. В годы Великой Отечественной войны он находился в действующей армии. В 1944 году его направили на Владимирский тракторный завод. И на какой бы участок работы не посылали Михаила Кузьмича, он с честью оправдывал высокое доверие. О тов. Чуфарине сложилось мнение как об умелом организаторе, способном руководителе. На протяжении многих лет он был начальником ряда цехов и отделов.
Длительное время тов. Чуфарин по заданию Министерства внешней торговля CССP находился во Франции. Коллектив тракторостроителей уважает Михаила Кузьмича Чуфарина за его трудолюбие и отзывчивость» («Тракторостроитель», 13 сентября 1963).
«Предоктябрьское обязательство коллектива завода
Включаясь в социалистическое соревнование за достойную встречу 46-й годовщины Великой Октябрьской социалистической революции и XIII съезда профсоюзов, рабочие, инженерно-технические работники и служащие Владимирского тракторного завода берут на себя следующее дополнительное социалистическое обязательство:
1. К 22 октября с. г. выполнить десятимесячный план по валовой продукции. Изготовить сверх плана 70 тракторов.
2. Дать сверх десятимесячного плана запасных частей и тракторам на сумму 300 тысяч рублей.
3. Обеспечить выполнение плана по производительности труда за десять месяцев на 103,3 процента.
4. Получить 550 тысяч рублей экономии от сверхпланового снижения себестоимости.
5. К 1 ноября с. г. внедрить в производство передний подрессоренный мост на четырехколесные тракторы Т-28, Т-28М2.
6. К 1 ноября смонтировать и подготовить и наладке автоматическую линию для обработки маховика — деталь Т29-1005315.
7. За сентябрь и октябрь сэкономить 350 тысяч киловатт-часа электроэнергии.
8. К 1 ноября с. г. изготовить 5 пусковых моторов для двигателя Д-37М.
9. Закончить к 1 ноября с. г. технический проект шестицилиндрового двигателя.
10. К 7 ноября закончить строительство скотного двора в совхозе «Рябининский».
Успешное выполнение предоктябрьского обязательства позволит коллективу тракторостроителей обеспечить досрочное завершение государственного плана 1963 года — пятого года семилетки.
Обязательство обсуждено и принято на совещании партийно-хозяйственного актива завода.

«В финале НАТИ
По решению партии и правительства два года назад был создан Владимирский филиал HATИ. В основу его научной деятельности легло исследование двигателей с воздушным охлаждением. Вызвано это, с одной стороны, перспективностью таких двигателей и высокими экономическими выгодами его применения, с другой стороны, сравнительно малой изученностью двигателей с воздушным охлаждением. Этому также благоприятствует расположение филиала на тракторном заводе, впервые в стране освоившим массовый выпуск двигателей воздушного охлаждения. Такое соседство имеет большое значение и для завода.
Институт располагает несколькими лабораториями: охлаждения, износов, рабочих процессов и пуска, измерительных приборов. Имеется конструкторское бюро, научно-технический отдел с библиотекой. Кроме того, есть небольшой механический участок и испытательная станция.
Несмотря на свою молодость, коллектив успешно справляется с задачами, возложенными на него.
К числу наиболее важных тем следует отнести разработку конструкции пусковых двигателей типоразмерного ряда, которая позволит значительно повысить надежность пуска и сэкономить много меди и свинца, расходуемых при электростартерном пуске.
Рабочие чертежи пусковых двигателей будут выпущены в этом году. Предназначаются пусковые двигатели для двигателей ВТЗ, ХТЗ, МТЗ, АТЗ, ЧТЗ и другие.
Совместно с заводом филиалом велись разработка и изготовление предпускового подогревателя для двигателя ВТЗ. Выпущена рабочая документация. Проводятся стендовые испытания опытных образцов. Внедрение предпусковых подогревателей обеспечит надежный пуск двигателя при температуре минус 30°С.
Сотрудники института проводили исследования теплового состояния двигателей воздушного охлаждения. В ходе выполнения этой темы, заводу были выданы рекомендации по изменениям системы охлаждения, обеспечивающие повышение мощности двигателя с 40 до 50 л. с. Осуществлен расчет, вентилятора повышенной производительности. В настоящее время выпускается отчет с рекомендациями по снижению шума вентилятора Д-37М. Эта работа проводилась на основании решений Липецкой конференции тракторостроителей.
Как упростить технический уход за двигателем Д-37М? Этот вопрос сотрудники института решают в содружестве с тракторозаводцами. Составлен проект единой системы технических уходов за тракторными двигателями. В нем предусматривается автоматизация операций техобслуживания.
Проект обсуждался в HATИ и был одобрен. Разрабатывается упорядоченный перечень операций техуходов за двигателями Д-37М.
Внимание сотрудников филиала привлекает вопрос повышения долговечности тракторных двигателей. На двигателях проходят исследования опытные детали цилиндропоршневой группы с повышенной долговечностью. Задача — обеспечить работу двигателя в течение 3000 — 3500 моточасов без капитального ремонта.
Помимо работ, предусмотренных научным планом, работники института оказали помощь заводу в определении остаточных напряжений после термообработки в поршнях и шатунных болтах двигателя Д-37М. Даны рекомендации. Был проведен гидродинамический расчет смазки шатунных и коренных подшипников Д-37М.
В своей тематике на 1961 год филиал намечает проведение исследовательских работ по двигателям ВТЗ.
Строительство инженерно-лабораторного корпуса позволит филиалу резко увеличить объем научно-исследовательских работ.
Е. САЛОВ, А. ИЛЬИЧЕВА» («Тракторостроитель», 17 сентября 1963).
«ЗАМЕЧАТЕЛЬНАЯ ПОБЕДА ТРАКТОРОЗАВОДЦЕВ
Замечательной трудовой победы добился коллектив завода в предоктябрьском социалистическом соревновании: 20 сентября он закончил выполнение государственного плана девяти месяцев по валовой продукции. Тракторостроители работают в счет четвертого квартала.
Вслед за автоматчиками о досрочном завершении девятимесячного плана рапортовали коллективы заготовительного, термического, прессового, первого моторного цехов» («Тракторостроитель», 27 сентября 1963).
«3500 часов — гарантия двигателя Д-37М
ИЗ ДОКЛАДА М.К. ЧУФАРИНА, И.О. ГЛАВНОГО ИНЖЕНЕРА

В основу работы коллектива завода по улучшению качества тракторов и двигателей были положены решения ХIV Всесоюзной конференции работников тракторостроения.
В 1961-63 годах была заложена основа для создания семейства 2, 3, 4 и 6-цилиндровых двигателей с воздушным охлаждением. При этом показатели базовой модели семейства следует считать достаточно высокими.
Изготовлены образцы двигателей Д-37Е мощностью 50 л. с., проведены стендовые испытания. Испытываются также трехцилиндровые двигатели мощностью в 36 л. с. Закончены технический и частично рабочий проекты шестицилиндрового дизеля мощностью 70 — 80 л. с.
В текущем году успешно завершены государственные испытания тракторов T-28X3 и Т-28М2 с двигателями Д-37. Выпуск тракторов T-28X3 начался. Закончена подготовка производства к выпуску тракторов Т-28М2.
Большое внимание уделяется работам, связанным с увеличением долговечности надежности двигателей и тракторов. Совместно с НАТИ разработаны специальные мероприятия направленные на увеличение гарантийного срока службы двигателей Д-37М до 3500 часов. Шесть образцов таких двигателей уже изготовлены. Они проходят испытания на нашем и Липецком заводах и в НАТИ.
В содружестве с научно-исследовательскими институтами владимирские тракторостроители ведут исследовательские работы по 25 темам, в том числе по разработке и испытанию пусковых двигателей и предпусковых подогревателей, исследованию и испытанию систем электрозапуска, созданию воздухоочистителей для семейства двигателей, исследованию систем уравновешивания двух- и трехцилиндровых двигателей.
Выполняя рекомендации Липецкой конференции, коллектив нашего завода усилил переднюю опору двигателей, применил фиксирующее устройство декомпрессионного механизма, повысил долговечность ремней привода вентилятора.
Кроме того, решены вопросы обеспечения надежности уплотнений и разъемов, улучшены условия труда тракториста, снижен шум двигателя при работе, усилен ряд деталей, выходивших из строя при эксплуатации.
Параллельно удалось осуществить целый ряд конструктивных и технологических изменений, направленных на дальнейшее повышение долговечности и надежности тракторов и двигателей. Например, большие работы проведены по усилению прочности шатунных болтов, а с введением проточки на скребковых маслосъемных кольцах прекратились их поломки.
В целях обеспечения плана производства двигателей воздушного охлаждения в цехах завода внедрено 148 специальных и агрегатных станков и 145 универсальных станков. Многие специальные станки имеют средства механизированной и автоматизированной загрузки и выгрузки деталей. Участок зуббобработки шестерен двигателя Д-37М в моторном цехе № 1 оснащен специальными высокопроизводительными автоматами. В том же цехе внедрены два высокопроизводительных станка ВД-54 и ВД-55, практически являющиеся кольцевыми автоматическими линиями. На них производится вся механическая обработка рычага включения гидронасоса и рычага декомпрессора двигателя Д-37М. Производительность труда возросла более чем в два раза.
Внедрено много поточных линий.
Уровень автоматизации сварочных работ по системе Патона на нашем заводе должен быть доведен до 75 процентов. С этим заданием не справились. Имеем всего 71,5 процента. Не сумели вовремя пустить печь для пайки в восстановительной среде. Печь находится в стадии отладки.
Сорваны также сроки внедрения очистки внутренних полостей баков маслопроводов и патрубков гидросистемы ультразвуком и травлением. Дело это новое, опыта нет ни у нас, ни на других заводах. Главное - не найдена рецептура состава промывки внутренних полостей крупных узлов и деталей
Надежность работы тракторов и двигателей во многом зависит от качества отливок. Улучшение качества литья, снижение брака — первоочередная задача коллектива. Важным резервом в этом деле является замена оборудования более совершенным. В литейном цехе № 1 реконструировано стержневое отделение. На новых дополнительных площадях организована линия изготовления и сухой обработки стержней картера двигателя Д-37М с применением высокопроизводительных пескострельных машин.
Мелкие стальные отливки двигателя Д-37М начали изготавливать в оболочковых формах, что значительно снизило брак. Освоили штамповку шатунов двигателя Д-37 совместно с крышками на ковочных вальцах в механическом ковочном прессе. Новый процесс по сравнению со штамповкой на молотах оказался весьма эффективным: улучшилось качество заготовок, повысилась производительность труда. Кроме того, экономим много металла.
Мероприятий, связанных с увеличением долговечности и надежности, осуществлено на заводе немало, тем не менее качество продукции нельзя признать высоким.
Коллектив завода продолжает работать над дальнейшим повышением экономических и мощностных показателей двигателей, улучшением энергетических и эксплуатационных показателей тракторов, внедрением прогрессивной технологии. У нас имеются серьезные претензии к поставщикам, особенно по топливной аппаратуре.


Подвесной конвейер сборки двигателей с воздушным охлаждением.

На 130 метрах протянулась трасса подвесного сборочного конвейера. От одного рабочего места к другому передвигается т подвеске основание будущего мотора — картер, который обрастает все новыми и новыми деталями.
С пуском подвесного конвейера повысилась общая культура производства, улучшились условия труда рабочих. Производительность повысилась в 2,5 — 3 раза.
В 1964 году намечено пустить в эксплуатацию конвейер - «спутник». Его линия пройдет параллельно основной трассе подвесного сборочного конвейера. Новый конвейер предназначен для транспортировки деталей к рабочим местам слесарей-сборщиков» («Тракторостроитель», 4 октября 1963).
В октябре 1963 года на базе тракторного завода было организовано вечернее профессионально-техническое училище.
«Александр Васильевич Зуев
7 октября 1963 года после тяжелой и продолжительной болезни скончался один из старейших работников завода, бывший главный технолог Александр Васильевич Зуев.
А.В. Зуев родился в 1914 году в семье крестьянина. После окончания Бежицкого механико-машиностроительного института был направлен на ВТЗ, где и работал с 1944 года до последних дней.
Цех шасси в корпусе № 3, куда его направили технологом еще только организовывался. Имея за плечами средне-техническое и высшее образования и два года работы на производстве, он быстро выделился в коллективе молодых специалистов и стал ведущим технологом по цеху шасси. За успехи в подготовке производства трактора «Универсал» в 1946 г. был награжден знаком «Отличник социалистического соревнования Министерства автопромышленности СССР».
В 1948 г. Зуев Александр Васильевич сменяет Солдатова Василия Ефимовича на посту заместителя главного технолога по новому производству. На его плечи ложится организация подготовки производства трактора У-3 с уменьшенной колеей для хлопководства и трактора «Универсал-4» на резиновых колесах с новой конструкцией тормозов.
В 1950 году в связи с переходом Романова Бориса Петровича на другую работу Зуев Александр Васильевич назначается Главным технологом ВТЗ.
Коллектив ОГТ ВТЗ во второй половине пятидесятых работал с максимальной нагрузкой, месяцами задерживаясь на продленные смены. От напряженной работы обычно обостряются запущенные болезни. Осенью 1961 г. Главный технолог Зуев Александр Васильевич ушел на больничный, из которого он так и не вернулся» («Тракторостроитель», 11 октября 1963).


Зуев Александр Васильевич

«ЭКСПОРТНЫЕ ПОСТАВКИ - В СРОК
Коллектив экспортного участка в прошлом месяце недодал 25 тракторов. Это произошло из-за того, что моторным цехом № 2 нам не были своевременно поставлены 28 двигателей Д-28 экспортного исполнения.
Развернув социалистическое соревнование в честь 46-й годовщины Великого Октября, работники экспортного участка обязались выполнить месячный план к 28 октября. В первую декаду работали с немалым подъемом, опередили график на три трактора. Особенно хорошо трудятся в дни предоктябрьского соревнования над выполнением заказов Индии и Китая коллективы смен, возглавляемые мастерами Анисимовым и Фадеевым. Образцы в труде показывают комплектовщики Б. Тарасов, И. Щетнев, И. Гвоздев, которые ежедневно перевыполняют сменные задания. Хорошими испытателями зарекомендовали себя Н. Савинов, А. Варыханов и Е. Малков. План четвертого квартала нами будет выполнен. Для обеспечения ритмичной работы у нас есть умение и энтузиазм, нужны только качественные детали и узлы. Мы обращаемся к коллективам цехов прессового и литейного № 3, чтобы они своевременно нас обеспечивали капотами, инструкционными таблицами и грузами, и не сдерживали комплектовку и сдачу готовых тракторов. Цеху серийных деталей необходимо резко повысить качество приводных шкивов, так как поступающие к нам шкивы часто бракуются, их недостаток также сдерживает сдачу готовой продукции.
М. ГВОЗДЕВ, начальник экспортного участка» («Тракторостроитель», 15 октября 1963).
«ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬЩИКИ — ОКТЯБРЮ
Применение пускового двигателя резко повысит эксплуатационные качества моторов воздушного охлаждения: сделает более надежным их запуск при любых погодных условиях. Изготовлением пускачей ПД-8В занимается коллектив экспериментального цеха.
В целях ускорения начала испытаний экспериментальщики, включившись в соревнование за достойную встречу Великого праздника, обязались к 30 октября изготовить необходимые детали и собрать пять пусковых двигателей ПД-8В. Для выполнения повышенных обязательств, нас должен обеспечить литьем литейный цех № 3. Особую заботу вызывает и получение покупных комплектующих изделий. Мы просим литейщиков и работников бюро покупных изделий вовремя подать нам литье и необходимые узлы.
19 октября коллектив цеха соберет первый пусковой двигатель — это наш подарок XIV заводской партийной конференции.
Одновременно изготавливаем двигатель воздушного охлаждения Д-37Е мощностью 50 лошадиных сил и укомплектовываем его пускачем. Такой двигатель трудящиеся нашего города смогут увидеть на праздничной демонстрации.
Хорошими трудовыми подарками встречают 46-ю годовщину Великого Октября фрезеровщики Лозбичев, Сипягин, расточники Савельев, Ларин, слесари Фролов, Грибков, сборщики Баринов, Смирнов.
Коллектив цеха приложит максимум усилий и выполнит взятые обязательства.
Д.И. АРБУЗОВ, начальник экспериментального цеха
***
На днях бюро ЦK КПСС по РСФСР одобрило инициативу ярославских моторостроителей, которые развернули большую работу по повышению качества, надежности, увеличения срока службы своей продукции.
Увеличение долговечности машин в большинстве случаев связано с некоторыми дополнительными затратами внутри завода, но эти затраты многократно окупаются экономическим аффектом, получаемым в народном хозяйстве страны. Поэтому работу по всестороннему улучшению качества наших двигателей и тракторов нельзя недооценивать, и надо добиться такого положения, чтобы вопросы повышения надежности продукции стали первостепенными в деятельности всех служб и цехов завода.
За последние годы коллектив владимирских тракторостроителей осуществил большое количество мероприятий, позволивших увеличить гарантированные сроки работы тракторов и моторов. Так, по трактору Т-28 с двухцилиндровым дизелем водяного охлаждения гарантированный срок до 2000 моточасов в 1958 году доведен до 2500 моточасов в 1963 году. Более быстро проводятся мероприятия по улучшению двигателя воздушного охлаждения Д-37М. Его гарантии с 2000 моточасов в 1961 году увеличены до 3000 в 1963 году.
В целях доведения гарантированной работы Д-37М до 3500 мото-часов на заводе разработаны мероприятия из 35 пунктов, которые утверждены Верхне-Волжским совнархозом. Программа действия есть. Теперь надо организовать работу по ее выполнению в намеченные сроки.
Из опыта производственной деятельности завода известно, что не всегда мероприятия выполняются в заданный срок. Эти срывы дорого обходятся предприятию, так как за их невыполнением следует прекращение приемки представителями потребителей, нарушается ритмичность отгрузки готовой продукции. Такие срывы являются следствием того, что не все службы завода с высокой ответственностью относятся к выполнению технических мероприятий, а спрос принижен.
Говоря об увеличении гарантированного срока службы моторов нельзя забывать и о тех дефектах, которые выводят двигатели из строя в течение этого периода. Такие недостатки потребителем рекламируются и завод несет определенные убытки.
Недопустимо многочисленны рекламации на двигатель Д-37М.
Газификация котелен
На заводских поселках к началу отопительного сезона 2 котельные переведены на газовое отопление. Одна котельная принята и с понедельника вошла в число действующих. Монтаж другой уже закончен. Ведутся отделочные работы, идет сдача газовых установок.
С вступлением в действие этих двух котелен больше половины жилых домов нашего завода будут отапливаться таким дешевым видом топлива, как газ. Затрата угля сократится вдвое. Себестоимость отопления значительно снизится. Коллектив жилищно-коммунального отдела, вступив в предоктябрьское соревнование, решил дополнительно газифицировать еще одну котельную в квартале «Д». Начаты подготовительные работы: врезаны трубы в главную газовую магистраль, выложен для них колодец. Не прерывая отопления углем, котельная будет постепенно переведена на газ» («Тракторостроитель», 18 октября 1963).
«Необычайный трудовой подъем в предпраздничные дни царит в коллективе экспериментального цеха. Взяв обязательство в честь годовщины Великого Октября собрать 5 опытных пусковых двигателей воздушного охлаждения ПД-8В к 1 ноября, экспериментальщики рапортовали досрочно. 30 октября участок сборки закончил изготовление и передал на испытания 6 пускачей ПД-8В. В оставшиеся до праздника дни этот слаженный коллектив производит сборку еще девяти очередных пусковых двигателей.
Механический участок, возглавляемый старшим мастером тов. Сахаровым и сменными мастерами тт. Жаровым и Мартьянцевым, успешно справился с обработкой и подачей деталей на сборку, а сборщики под руководством старшего мастера тов. Сергеева досрочно, при отличном качестве, собрали двигатели и приступили к сборке узлов следующих пускачей.
Д.И. АРБУЗОВ, начальник экспериментального цеха


Цех сборки тракторов

Тракторостроители обещали изготовить сверх десятимесячного плана 70 тракторов. Обязательство свое коллектив перевыполнил. Собрано 80 сверхплановых тракторов» («Тракторостроитель», 5 ноября 1963).


Колонна тракторостроителей на демонстрации 7 ноября в городе Владимире.

«На заводе строится новый чугунолитейный цех № 2. Он будет выпускать ежегодно 60 тысяч тонн литья для двигателей мощностью 50 л. с. и 30 л. с. Основной корпус цеха — двухэтажное здание, в первом этаже его разместятся все уборочные конвейеры, сантехнические средства, коммуникации.
Проектом предусмотрена высокая степень механизации и автоматизации производственных процессов и транспортных операций, оснащение новейшим технологическим оборудованием. Будут установлены три автоматические формовочно-выбивные линии, включающие в себя производство всего комплекса операций формовки, передачи форм на конвейер, сборки форм, выбивки, передачи выбитых опок к формовочным автоматам и загрузки форм перед заливкой.
Для плавки металла устанавливаются две пары рекуперативных вагранок закрытого типа с очисткой и дожиганием отходящих газов. С целью выдачи металла стабильного состава и высокой температуры, весь процесс шихтовки, загрузки вагранок и хода плавки автоматизируется. Приготовление формовочной смеси будет производиться в автоматических установках отдельно для каждой формовочной линии, что даст возможность работать на единой смеси. Для изготовления, сушки и сухой обработки стержней предусмотрены полуавтоматические линии.
На основе передовой технологии, при высоком уровне механизации и автоматизации будут выполняться и остальные производственные и вспомогательные операции, начиная от разгрузки поступающих материалов до выдачи из цеха готового литья.
Завод приступил к строительству цеха. Заложены башмаки под колонны, закончена бетонная подготовка пола первого этажа основного корпуса, ведется закладка башмаков и бетонирование пола вспомогательного корпуса. Готовится под бетонирование котлован склада кокса.
Однако дальнейшее строительство главного корпуса невозможно, потому что нет чертежей перекрытия и отдельных элементов здания. Киевский «Промстройпроект» не может их выдать из-за отсутствия рабочих чертежей на нестандартизированное технологическое оборудование, которое разрабатывается многими проектными организациями и институтами, а генеральный проектировщик — Гипроавтопром уклоняется от координации всех проектных работ.
Из 32 наименований сложного нестандартизированного технологического оборудования получены рабочие чертежи только на 18 позиций, а проектные задания лишь на 7 позиций. «Ниитракторосельхозмаш» до сих пор не выполнил рабочего проекта на формовочно-выбивную линию № 3, на автоматизацию смесеприготовительных установок и на полуавтоматы для очистки литья. Минский филиал «Нииавтопром» задерживает выдачу чертежей по стержневому отделению.
Серьезную тревогу вызывает і вопрос изготовления сложного не- с стандартизированного технологи- С ческого оборудования: вагранок с f подогревом дутья, автоматических формовочно-выбивных линий, полуавтоматических линий изготовления стержней, термических печей. Необходимо срочно решить вопрос о размещении заказов на изготовление этого оборудования,
Отдел технического надзора завода очень плохо руководит строительными работами, совсем не занимается комплектованием оборудования, ясно не представляет себе последовательности строительных и строительно-монтажных работ, не имеет согласованного графика их ведения.
Не менее важным является вопрос ввода в эксплуатацию литейного цеха № 2. Эти сроки непрерывно меняются и переносятся, а вместе с этим постоянно дебатируется и вопрос финансирования строительно-монтажных работ и заказа оборудования. Пора внести полную ясность в это дело и окончательно определить срок ввода цеха в эксплуатацию, увязав с финансированием. Решающее слово должен сказать отдел технического надзора завода. Следует наметить графики строительных работ, комплектования и монтажа оборудования.
Дирекции завода целесообразно командировать на Минский тракторный завод группу литейщиков и строителей для ознакомления и использования их опыта по строительству цеха.
Учитывая сложность проектируемого нестандартизированного оборудования, длительность его отладки, руководителям завода необходимо предусмотреть оборотные площади для отладки автоматов и автоматических линии. Уже сейчас надо готовить людей, умеющих грамотно разбираться в таком сложном оборудовании, как автоматические линии формовки, счетно-решающее устройство, приборы автоматического контроля и регулирования. Следует также решить вопрос о проектировании производственного инвентаря, инструмента и приспособлений для нового цеха.
Скорейший ввод в эксплуатацию литейного цеха № 2 позволит более полно удовлетворить потребности завода в чугунном литье.
В ВАСИН, старший инженер цеха серого чугуна № 2
ПЯТЫЙ ЛИТЕЙНЫЙ
Беседа с К. ПАВЛИЧКОВЫМ, начальником литейного цеха № 5

Дальнейшее развитие литейного производства — ключ к серьезному увеличению выпуска двигателей с воздушным охлаждением. Не случайно на нашем заводе начато строительство нескольких литейных цехов. Я назначен начальником литейного цеха № 5. Правда, пока еще не имеется ни проекта, ни задания, и рассказать многое о нем пока не смогу. Но уже сейчас известно, что цех будет выпускать алюминиевые поршни на двигатели с воздушным охлаждением. Его мощность 4 — 4,5 тысячи тонн в год. К его строительству думаем приступить в 1965 году.
Моя задача — проработать всю техническую документацию, решать вопросы, связанные с оснащением цеха новейшим оборудованием. Сейчас я знакомлюсь с технической документацией, относящейся к производству алюминиевого и точного литья на нашем заводе. Читаю литературу. Придется побывать на других предприятиях страны.
Главный инженер проектной организации «Гипротракторосельхозмаш» тов. Ноткин обещал в декабре этого года выслать проектное задание. Пятый литейный цех войдет в строй действующих в 1966 году» («Тракторостроитель», 19 ноября 1963).
«Новое оборудование – в действие
За первое полугодие тракторозаводцы добились крайне нерачительного прироста мощностей по производству двигателей Д-37М. Сказалось плохое обеспечение завода новым оборудованием. Нам на 1963 год было выделено 292 универсальных металлорежущих и специальных высокопроизводительных станка, в том числе шесть автоматических линий, состоящих, из 64 агрегатных станков для обработки картера двигателя Д-37М. В первом полугодии мы получили лишь 55 станков.
В довершении всего новое оборудование несвоевременно вводится в эксплуатацию. Плохо этим занимаются в обоих моторных, автоматном и других цехах. Например, на 18 ноября в моторном цехе № 1 находилось в монтаже 25 станков. На складе отдела технического надзора стоит 93 станка на сумму 611,2 тысячи рублей.
Второй год около прессового цеха лежит пресс мощностью 315 тонн. И неизвестно, когда руководители цеха вместе с монтажной группой завода, возглавляемой старшим мастером тов. Костюшко, приступят к его монтажу?
Для автоматного цеха поступило 11 импортных прутковых автоматов. Руководители цеха мало проявляют заботы о быстрейшем монтаже автоматов.
Фрезерное и токарное оборудование выделено инструментальному цеху, однако инструментальщики не торопятся его использовать.
Такое отношение к новой текинке затрудняет финансирование вновь прибывшего для завода оборудования. Необходимо резко повысить темпы монтажа и ввода в эксплуатацию нового оборудования, успеть к концу года пустить его в действие.
На 1964 год запланировано 210 единиц уникального оборудования, из которых тридцать для экспериментально - конструкторской базы завода и 132 специальных высокопроизводительных станка, в том числе три автоматических линии, состоящие из 52 агрегатных станков для обработки головки цилиндра двигателя Д-37М.
Для монтажа оборудования, часть которого предназначена для трехцилиндрового двигателя, необходимо в 1964 году сдать в эксплуатацию два производственных пролета, площадью 4 тыс. кв. метров.
Наряду с этим проводится дальнейшее совершенствование технологических процессов, создание новой оснастки. Так, в первом полугодии было внедрено в производство 85 единиц высокопроизводительной оснастки, в том числе 10 многошпиндельных головок.
В области автоматизации сборочных операций ведутся работы по созданию автоматических линий подсборки детален шатунно-поршневой группы. В перспективе — автоматизация сборки головки цилиндров с клапанным механизмом.
А.Г. ТОЛЧИН, заместитель главного технолога» («Тракторостроитель», 13 декабря 1963).
«В 11 месяцев за 12
Самоотверженная борьба коллектива теплоцеха за успешное выполнение плана 1963 года закончилась крупной победой: годовой план завершен за 11 месяцев.
На счету у него свыше 152 тысяч рублей экономии от снижения себестоимости и более 8 тысяч рублей по фонду зарплаты.
Много труда вложили рабочие и инженерно-технические работники в работы, связанные с наращиванием производственных мощностей прессового, кузнечного, первого литейного и других цехов. Они перевели все котлы в центральной котельной, а также в трех котельных поселка на газовое топливо, смонтировали оборудование в новом газораспределительном пункте. Это большой вклад коллектива в дело технического прогресса завода.
Коллектив теплоцеха прилагает усилия к тому, чтобы до конца года завершить все работы, предусмотренные планом по наращиванию производственных мощностей завода.
К.П. ЗАВЬЯЛОВ, начальник теплоцеха
В цех пришли пионеры
Недавно в наш цех пришли ученики 26-й школы. Был обеденный перерыв. Прямо на рабочем месте пионеры исполнили хоровые песни и массовые танцы под аккомпанемент художественного руководителя Н.П. Бугрова.
Особенно нам понравилась песня «Дунай-река», «Гопак» в исполнении четырехклассников и стихотворение «Мама», которое прочли первоклассницы.
Приход детей в цех был встречен с большой радостью.
Н. ЕВЧЕНКО, В. АКИШИНА, Е. ФИРСОВА, работники цеха сборки и испытания двигателей» («Тракторостроитель», 17 декабря 1963).
«На помощь пришла автоматика
Третий год при теплоцехе действует участок контрольно-измерительных приборов, призванный обеспечивать нормальную работу приборов и средств автоматики.
Коллектив много работает над внедрением в производство автоматики. Кажется, давно ли в центральной котельной работали восемь водосмотров, в обязанность которых входило — следить за уровнем воды в барабанах котлов, а теперь их стало в два раза меньше. Известно, что вода должна быть всегда в определенных пределах. Нельзя превышать — это ведет к выбросу воды, нельзя понижать — это кончится взрывом. На помощь людям этой ответственной профессии пришли автоматы питания котлов водой. Они-то и стали контролировать уровень воды в котлах.
Автоматы питания котлов водой или как их называют пневморегуляторы — это новинка не только для нашего завода, но и области.
Сейчас коллектив занят новым большим делом — отладкой автоматики безопасности. Трудно переоценить значение этого мероприятия. Малейшее нарушение режима работы котельной приводит, как правило, к аварии на котле. Автоматика безопасности исключает подобные явления. При нарушении режима котла пламя погаснет. Коллектив внес много нового в схему автоматики безопасности, предложенную саратовским проектным институтом.
Автоматика безопасности будет применяться на всех котлах.
Другая группа слесарей ведет монтаж автоматов горения в котлах, которые заменят кочегаров. Автоматы ведут режим работы котла куда лучше, чем человек. В самом деле, рабочему труднее держать определенное давление пара, чем автомату.
Инициативно, вдумчиво подошли к выполнению задания при внедрении автоматики слесари тт. Тараканов, Баканин, Большаков, Короткий, Нюрмухаметов. А слесарь тов. Ратников сделал прибор для определения уровня воды в баках для питания котлов на расстоянии. С помощью прибора лаборанты могут вести наблюдение за уровнем воды непрерывно.
У коллектива участка КИП много новых творческих замыслов. Мы осуществили бы их, будь в нашем распоряжении электросварщики. Но в том-то и беда, что теплоцех мало сказывает нам помощи.
А.С. ДОЙНИКОВ, бригадир слесарей участка КИП теплоцеха
***
- 373 тракторостроителя получили права на вождение мотоцикла.
- 144 рабочих завода освоили профессию тракториста.
- 202 слушателя обучались на курсах шоферов и получили права на вождение автомобиля.
- 87 членов ДОСААФ стали спортсменами-разрядниками.
- Подготовлено 48 парашютистов, более 200 спасателей, 32 моториста-испытателя. 34 инструктора-общественника, 20 судей по стрелковому спорту.
В самодеятельном автомотоклубе
Свыше тысячи досаафовцев участвуют в работе заводского самодеятельного автомотоклуба. Здесь организовано несколько секций, которые возглавляют молодые специалисты, опытные производственники. Широкую пропаганду технических знаний среди молодежи ведут инженеры тт. Рудник, Беляев, Папулов. Много труда и сил в налаживание работы мотосекции внесли старший мастер цеха главный конвейер тов. Ланцев и тренер тов. Новиков. Они вырастили хороший коллектив мотоциклистов, вывели его на первое место в городе. Мотогонщики тт. Куликов, Никитин, Баженов прославились далеко за пределами области.
Большое количество рабочих завода привлечено к участию в таком популярном виде спорта, как стрелковый.
Пополнилась материально-техническая база клуба. У нас имеются 7 автомашин, 19 мотоциклов, 2 трактора, 60 винтовок, 15 пистолетов, оборудовано 6 учебных классов. Силами инструкторов-общественников в этом году подготовлено более 200 шоферов, около 400 мотоциклистов, 140 трактористов. Почти в каждом цехе завода можно встретить людей, получивших знания в нашем клубе и умело применяющих их в своей практической работе. Работник теплоцеха Алимжанов овладел двумя специальностями — тракториста и шофера. Хорошо зарекомендовал себя тракторист Лосев.
Совет автомотоклуба заботится о развитии общественных начал. В свободное от работы время активисты ДОСААФ приходили на строительную площадку и своими силами возводили здание гаража, оборудовали класс горячей регулировки, подготовили помещение для автомастерской, сделали диспетчерский пункт. Активно участвовала в этих работах бригада тов. Мусатова из литейного цеха № 1, борющаяся за звание коммунистической. Тракторостроители, приходите к нам в клуб, здесь вы можете пополнить свои технические знания получить специальность, интересно и с пользой провести свой досуг.
Н. БАБКИН, председатель совета автомотоклуба» («Тракторостроитель», 20 декабря 1963).
«План по двигателям под угрозой срыва
Каждый день из цехов завода поступают радостные вести о досрочном завершении плана пятого года семилетки. Вслед за автоматчиками, прессовщиками, заготовителями о выполнении годовой программы рапортуют коллективы термического, тракторного первого и второго моторных цехов, шасси.
А семнадцатого декабря стало известно о завершении заводом государственного плана 1963 года по валовой продукции. Через два дня — 19 числа тракторостроители закрыли годовой план по выпуску товарной продукции.
Однако на заводе создалось тяжелое положение с выполнением плана по производству двигателей с воздушным охлаждением. На 20 декабря отставание составляло несколько сот двигателей.
От нас сейчас требуется мобилизация всех сил для преодоление отставания. Мы можем и должны не только выполнить, но и перевыполнить программу по выпуску двигателей» («Тракторостроитель», 24 декабря 1963).
«СДЕЛАНО В 1963 ГОДУ
Хороший подарок в канун новогоднего праздника получил от строителей коллектив кузнечного цеха. Сдана в эксплуатацию пристройка площадью в 3480 квадратных метров, обеспечивающая прирост мощностей на 10 тысяч тонн поковок. Здесь смонтировано три пресса, два мостовых крана. Монтаж оборудования продолжается.
Новые дополнительные площади получили литейщики. В литейном цехе № 1 вступила в действие пристройка к землеприготовительному отделению с бытовыми помещениями. Рабочие цеха нестандартного оборудования, механизации и автоматизации изготовили и смонтировали здесь большой и малый эпронконвейеры, голтовочный барабан, пластинчатые транспортеры.
Заканчивается строительство двух пролетов экспериментального цеха с бытовыми помещениями. Сдано в эксплуатацию оборотное водоснабжение с насосной станцией, градирней, резервуаром горячей воды. Построен склад горюче-смазочных материалов и легковоспламеняющихся жидкостей с машинным залом, галереей. В складе установлено 22 емкости. Ведутся работы по бетонированию фундаментов и установке опор под газопровод. В начале будущего года будут газифицированы заготовительный и прессовый цехи.
Ввод в действие новых объектов позволит коллективу завода успешно справиться с повышенной программой шестого года семилетки.
Коллектив конструкторского бюро перспективного проектирования занят конструированием шестицилиндрового двигателя Д-160 мощностью 75 л. с. В 1964 году будет выдана техническая документация, и экспериментальный цех приступит к изготовлению опытных образцов. Одновременно коллектив бюро решает вопросы конструктивных доработок двигателя Д-37Е мощностью 50 л. с.
Конструкторы тт. Салов, Ольшевский и Владимирова совместно с работниками научно-исследовательского института синтетических смол создали воздухоочиститель с фильтрующими элементами из пористой пластмассы. Испытания нового воздухоочистителя показали, что он в три раза улучшает очистку воздуха и значительно увеличивает долговечность двигателя за счет устранения абразивного износа. Воздухоочиститель с фильтрующими элементами из пористой пластмассы будет устанавливаться на двигатели мощностью 30 — 40 л. с.
Испытания воздухоочистителя прошли успешно, чертежи будут выданы в производство. Внедрение его даст народному хозяйству полтора миллиона рублей экономии.
С ДОБРЫМ чувством провожает 1963 год коллектив лаборатории резания отдела главного технолога. Хорошим для него был этот год, многое удалось сделать Внедрены синтетические алмазы взамен естественных на обработке цилиндров и шатунов двигателя с воздушным охлаждением. Благодаря этому новшеству завод только на инструменте сэкономит 69 тысяч рублей.
В целях повышения износостойкости поршня двигателя Д-37 работники лаборатории совместно с научно-исследовательским институтом «Тракторосельхозмаш» ввели раскатку отверстий под поршневой палец. Внедрение раскатки в 1,6 раза увеличивает стойкость поршня, обеспечивает высокую чистоту обработки поверхности, дает возможность получить детали нужной группы. Около 150 тысяч рублей экономии получит завод от этого новшества.
Раскатка — прогрессивный техпроцесс. Лаборатория резания сейчас внедряет его и на обработке малой головки шатунов и цилиндров двигателя Д-37. Качество и чистота изготовления этих деталей улучшатся» («Тракторостроитель», 30 декабря 1963).
Всего за 1963 г. ВТЗ выпущено: 21351 тракторов и 50106 двигателей.

Далее »»» ВТЗ имени А.А. Жданова в январе-марте 1964 года
Владимирский моторо-тракторный завод

Категория: ВТЗ | Добавил: Николай (19.06.2025)
Просмотров: 91 | Теги: владимир, трактор, завод | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar

ПОИСК по сайту




Владимирский Край


>

Славянский ВЕДИЗМ

РОЗА МИРА

Вход на сайт

Обратная связь
Имя отправителя *:
E-mail отправителя *:
Web-site:
Тема письма:
Текст сообщения *:
Код безопасности *:



Copyright MyCorp © 2025


ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru