Главная
Регистрация
Вход
Воскресенье
27.04.2025
16:58
Приветствую Вас Гость | RSS


ЛЮБОВЬ БЕЗУСЛОВНАЯ

ПРАВОСЛАВИЕ

Меню

Категории раздела
Святые [142]
Русь [12]
Метаистория [7]
Владимир [1634]
Суздаль [478]
Русколания [10]
Киев [15]
Пирамиды [3]
Ведизм [33]
Муром [496]
Музеи Владимирской области [64]
Монастыри [7]
Судогда [16]
Собинка [145]
Юрьев [249]
Судогодский район [118]
Москва [42]
Петушки [170]
Гусь [205]
Вязники [356]
Камешково [272]
Ковров [434]
Гороховец [131]
Александров [303]
Переславль [117]
Кольчугино [99]
История [39]
Киржач [96]
Шуя [111]
Религия [6]
Иваново [66]
Селиваново [46]
Гаврилов Пасад [10]
Меленки [125]
Писатели и поэты [193]
Промышленность [206]
Учебные заведения [176]
Владимирская губерния [58]
Революция 1917 [50]
Новгород [4]
Лимурия [1]
Сельское хозяйство [79]
Медицина [66]
Муромские поэты [6]
художники [73]
Лесное хозяйство [17]
Владимирская энциклопедия [2425]
архитекторы [30]
краеведение [74]
Отечественная война [276]
архив [8]
обряды [21]
История Земли [14]
Тюрьма [26]
Жертвы политических репрессий [38]
Воины-интернационалисты [14]
спорт [39]
Оргтруд [189]
Боголюбово [42]
ВТЗ [62]

Статистика

Онлайн всего: 8
Гостей: 8
Пользователей: 0

 Каталог статей 
-->
Главная » Статьи » История » Владимир

Владимирский тракторный завод в 1945-46 годах

Владимирский тракторный завод в 1945-46 годах

Назад »»» Завершение Первой очереди Владимирского Тракторного завода

«НЕТ ЗАБОТЫ О НОВЫХ КАДРАХ
Как только кончается трудовой день в корпусах Владимирского тракторного завода,— учащиеся ремесленного училища № 7, проходящие здесь практику, стремглав вылетают па улицу. Начинается марафонский бег на дистанцию от мастерской до столовой. Люди сшибают друг друга, падают, встают, и бегут снова.
— Вот мы и у финиша! — запыхавшись, перекликаются между собой счастливчики, занявшие столы.
Но впереди еще много неприятностей.
— Сегодня наверное опять два часа придется ждать обеда? — обращается чернобровая девушка к своей подруге.
- Ясно! А ты хочешь отделаться за 20 минут? Ишь, какая прыткая, — отвечает ей собеседница.
— Маруся! — слышатся голоса со всех сторон. — Мы давно сидим, когда же подадите нам обед?
— Успеете, должны привыкнуть… Знаете, что у нас всего 10 тарелок, а вас ситни...
Проходит 30—40 минут. Час. А люди все сидят. Прошло 2 часа. В зале появляется заведующая столовой Немова.
— Нy, чего галдите, как вороны, — повелительным тоном говорит она.
...Помещение, называемое столовой, не отвечает этому названию. Это — подвал, в нём мрачно, со стен капает. Окна грязные, местами выбиты стекла. Холодно. Стены не побелены. Пол не моется. На столах нет клеенок. Однако тов. Немова чувствует себя превосходно. Она считает, что все в порядке вещей.
Пища готовится невкусная. Меню однообразное. Вот что рассказали девушки Иванова, Денисова, Петрова: «Пришли мы 12 октября завтракать. Дали нам гнилой, без масла картошки, которую здесь называют пюре. Конечно, кушать было нельзя. Так без завтрака пошли на работу. Не лучше был и обед в этот день. На первое подали щи, в которых плавали листья капусты (даже их не порезали при закладке в котел), на второе — мутная лапшица. Вот и все. Обслуживающий персонал груб».
Мало заботы и о жилищах ремесленников. Мы в общежитии на Ленинской улице. Старший комендант тов. Никитина уверяет, что помещение к зиме готово. На деле оказалось другое. В ряде комнат не вставлены до сих пор зимние рамы, не отремонтированы и летние. Холода, температура ниже нормальной. Нет топлива. Умывальная комната почти разрушена. Сломаны рамы. В них нет стекол, со стен обваливается штукатурка. Умывальник не работает. Неисправна и уборная.
Много лучшего желает быть и производственная практика ремесленников. В корпусе, предоставленном для обучения будущих кадров завода, крыша худая, во время дождя здесь лужи воды. До сего времени не отремонтирована отопительная система. Не хватает инструмента. На триста человек имеется 50 напильников. Многие из ремесленников больше простаивают, чем работают. Для обучения нового контингента в мастерской недостает 20 токарных станков, 10 электромоторов.
И совершенно не случайно поэтому, что до сих пор по новому набору принято в училище всего 54 человека вместо следуемых 300.
И. Рунов» («Призыв» 17 октября 1945).
«ТРАКТОРЫ ТОНУТ В ГРЯЗИ
Медленно проходит благоустройство территории Тракторного завода. За лето успели кое-как замостить дороги, ведущие к корпусам. Но там, где находятся готовые тракторы и ценное оборудование — остались ухабистая, болотистая площадь. Тракторы, ящики с ценными станками и запасными частями, фасонный кирпич, предназначенный для печей по оснастке термического и литейного цехов, тонут в грязи. Часть ящиков и оборудование начали ржаветь.
Неужели за два года нельзя было замостить площадку?
В. Ивонин» («Призыв», 23 октября 1945).
«140 ТЫСЯЧ РУБЛЕЙ ЭКОНОМИИ
На Тракторной заводе от 150 рационализаторских предложений получена экономия в 140 тысяч рублей.
Ценное предложение Н. Карясова об использовании котла Шухова по обогреву мазута в кузнечном цехе дает в год экономии 82 тысячи рублей. Автор получил премию в 2000 рублей» («Призыв», 5 декабря 1945).
«Пущена электроплавильная печь
Литье для заднего моста трактора поставлялось тракторному заводу смежниками. Это было связано с большими трудностями. Встал вопрос: делать стальное литье на месте. Решено было смонтировать полученную заводом электропечь и пустить ее в эксплуатацию.
По-боевому взялись за дело электромонтажники, строители.
15 декабря проведена была первая плавка — промывка печи. Усилия коллектива не пропали даром. Сложный агрегат вступил в строй. Каждая плавка дает три тонны стального литья. Им завод будет обеспечен в достаточном количестве» («Призыв», 21 декабря 1945).
За 1945 г. выпущено 1166 тракторов.

На 1 января 1946 г. на ВТЗ работает 4308 чел.
«ЗИМА 1946 ГОДА
Лето 1945-го прожили, можно сказать, без горя. Но вот пришла зима, а с ней и холод. Холод властвовал в цехе. В станках порой прихватывало льдом эмульсию, руки приставали к металлу. Повсюду - и на станках, и на верстаках, горели теплячки из промасленных валиков. Корпус был так задымлен, что электролампочки вверху смотрелись как красные звездочки. На испытательной станции еще не было пола, и там постоянно горел костер. И мы из этого костра, иногда, ради забавы, устраивали “кавказ”. Заливали пламя ведром керосина, и над костром поднимался столб пара. Бросали в него спичку, и столб этот с воем превращался в огненный шар чуть ли не до самой крыши. Интересно!
А потом пришло время, когда на испытательной станции и на участке сборки запретили даже курить. В цехе круглосуточно дежурил пожарник. И над ним тоже шутили. Работал у нас чудаковатый рослый парень Миша Широков и выполнял самую тяжелую операцию: устанавливал вручную пятидесятикилограммовые маховики. Так вот этот Миша мог махорочную самокрутку языком всю заправить в рот, а потом снова языком же вложить в губы. Закурил он однажды, пожарник к нему, а он стоит, как ни в чем небывало, показывает руки, мотает головой. Пожарник отошел, и Миша пошел по участку. Оглянулся пожарник, а от Миши снова дым. Повторилось все снова. Мы не удержались от хохота, пожарник понял шутку и ушел.
ПО УКАЗАМ
Указ от 1940 года о наказании за самовольный уход с работы действовал безотказно. Время от времени в цехи приходил судья и в кабинете начальника вершил "праведный" суд над совершившими самовольные прогулы, "раздавая" от 3-х до 6-ти месяцев принудительных работ с вычетом от 15 до 25 процентов из зарплаты, в зависимости от "тяжести" преступления. Деньги в то время значения не имели, главное - хлебная карточка. А осужденному из 700-граммовой хлебной карточки из каждой декады вырезали полоску по 200 грамм на день, оставляя, как тогда говорили, "штаны" по 500 грамм. Вот это было чувствительно.
Так карали тех, кто вернулся на работу сам. А тех, кого привозила из дома милиция, ждал показательный суд. Помню такой суд в моторном цехе. На свободной площадке за столом три человека. Около стола под охраной милиционеров стоят два парня. Спросили их о причине прогула и зачитали приговор: одному 7, другому 8 лет лагерей. Судебное заседание вместе с подготовкой приговора длилось не более 15 минут. А эти 15 минут решили всю дальнейшую судьбу этих молодых ребят.
А потом вышел Указ, связанный с хищениями. Как-то двое ребят из нашего общежития решили сходить на поле и накопать картошки, которой было засажено все - от поселка до завода и дальше. Накопали по вещмешку, но попались сторожам. В результате суд и 8 лет лагерей» («НАЧАЛО» - повесть о заводе. Виктор Коркин).
23 февраля 1946 г. на базе сталелитейного участка ремонтно-литейного цеха организован Сталелитейный цех. Начальник цеха - Александров Николай Михайлович.
«ВРУЧЕНИЕ КОМСОМОЛЬСКИХ ЗНАЧКОВ
На комсомольском собрании в моторном цехе Тракторного завода состоялось торжественное вручение нагрудных комсомольских значков.
Группорг тов. Солдатов, принимая значок, заверил комсомольцев, что он будет трудиться еще лучше. Стахановец Фомичев обещал в два раза перевыполнять нормы.
Комсомольцы дали слово оживить внутрисоюзную работу, больше уделять внимания молодежи, заботиться о ее культурном досуге» («Призыв», 13 апреля 1946).
Николай Васильевич Фролов - ветеран Владимирского тракторного завода и ветеран Великой Отечественной войны вспоминал:
- В сентябре 1941 года я добровольцем ушел на фронт. После войны вернулся во Владимир. Про Владимирский тракторный завод я уже был наслышан: на фронте газеты мы тоже читали. Но все же, когда приехал, глазам своим не поверил. Завод уже выпускал первые партии тракторов «Универсал».
Устроился я в гараж техником по запчастям, меня сразу же поселили в общежитие. Работай да радуйся. Но не тут-то было. Вызвал меня и еще несколько человек, бывших военнослужащих, директор завода Александр Николаевич Буров. Объяснил ситуацию: тракторы делать надо, а людей не хватает. В общем, предложил нам выехать в районы области для вербовки людей. Мне достался Суздальский район. Начал работать. Народ шел на ВТЗ неохотно. Знали, что работа на заводе не сахар, да и с насиженных мест им не хотелось уезжать. Проводил в колхозах собрания, убеждал, что без новых тракторов не поднять сельское хозяйство. И за три месяца план свой выполнил, завербовал 136 человек. За хорошую работу на заводе мне подарили отрез на костюм. Но больше на такие командировки я не соглашался. Вернулся в гараж, в отдел рабочего снабжения.
В 1947 году я занялся работой, которая по-настоящему пришлась мне по душе. Я стал испытателем двигателей, а вскоре меня бригадиром поставили. Ребята были дружные, работали на совесть. Я любил свою работу. Мне нравилось вселять жизнь в двигатели. Ведь к нам они поступали «мертвыми», а уходили готовыми к работе. Работа испытателя заставляет идти в ногу со временем. Завод осваивает новые двигатели, и мы осваиваем. А для этого приходилось учиться, повышать свою квалификацию.
«ПОТОЧНЫЕ ЛИНИИ НА ТРАКТОРНОМ
В новой пятилетке Владимирский тракторный завод должен выпускать большое количество машин и запасных частей к ним. Но существующий уровень организации производства не позволяет резко увеличить выпуск продукции.
— Поэтому мы серьезно работаем над улучшением технологии,— говорит исполняющий обязанности главного технолога завода тов. Романов,— организуем поточные линии.
... В моторный цех на электрокаре из литейной привезли только что отлитые головки блока. Они серые, шершавые, их кладут на рольганг. Молодой рабочий Анатолий Аксенов на мощном станке «Кендал-Джент» фрезерует верхние и нижние плоскости, и, когда они сделаются белыми, светящимися, фрезеровщик легким толчком отправляет к другому станку, на котором сверлят два установочных отверстия.
Так от станка к станку деталь движется по рольгангам. Одну за другой производят операции станочники, и когда Мария Шедцко сделает последнюю операцию — притирку клапанов, головка блока поступает на контрольный пункт и после проверки — на сборку.
На поточной линии головки блока оборудование расставлено так, что деталь идет по сокращенному пути. Здесь использован так называемый туннельный способ, т. е. деталь из аппарата не вынимается, а выталкивается на рольганг и катится к другому станку.
Поточная линия позволила сократить вспомогательное время и повысить коэффициент использования оборудования. Для облегчения труда уровень столов станков выравнен. Во избежание возвратных движений деталей и с целью равномерной загрузки оборудования в линию добавлены сверлильные станки, пресс для гидроиспытаний с пневматически поднимающимся столом. Это позволило рабочему сократить время, за счет которого выполнять вторую операцию — запрессовку втулок.
Путем улучшения технологии производительность линии увеличилась в два с половиной раза. Но сделано еще не все. Не освоено скоростное фрезерование камер сжатия на станке «Ньютон» и планетарное фрезерование на специальных станках. При освоении этого оборудования пропускная способность линии увеличится еще в полтора раза.
Вторая поточная линия создается на обработке шатунов, где вводится межоперационная транспортировка деталей по склизам, освоена сложная операция алмазной расточки, разрабатывается новый технологический процесс с использованием плоского и фасонного протягивания поверхностей деталей на мощных гидравлических прессах. Это обещает многое: повысит производительность, улучшить качество обработки и высвободит ряд фрезерных станков и рабочих.
Коллектив технологов завода решил в апреле создать 14 поточных линий. В первую очередь на более сложных и ответственных деталях трактора: блок, коленчатый вал, поршень, распределительный вал, гильза блока, полуоси бортовой передачи, цилиндрические и конические шестерни и т. д. Работают они над этим упорно, не жалея сил и времени. Особенно много трудятся начальник технического сектора тов. Черняев, заместитель главного технолога завода тов. Романов, старший технолог моторного цеха тов. Глазман, инженеры тт. Зуев, Жуйков и многие другие.
Правда, главное еще не сделано, но важно, что специалисты завода встали на правильный путь. Совершенная технология - залог наращивания заводом мощности в ближайшее время.
С. НАЗАРОВ» («Призыв», 16 апреля 1946).
«Победа Тракторного
Владимирский тракторный завод после продолжительного отставания успешно закончил апрельскую программу по выпуску тракторов и запасных частей.
В беседе с нашим корреспондентом главный инженер завода тов. А.П. Бахирев рассказал:
— Производственная победа коллектива завода одержана в результате широко развернутого предмайского социалистического соревнования, в которое включились все цехи, отделы, командный состав и рабочие. В итоге резко поднялась производительность труда, увеличилось число выполняющих и перевыполняющих нормы выработки. Первыми закончили апрельскую программу цехи кузнечный, нормалей, прессовый и термический. Успешно справились с выполнением задания участки мастеров Брагина, Любимова, Кириллова, Шарина и др.
На заводе была проведена большая организационно-техническая работа. Достаточно сказать, что обработка головки блока, шатуна, шестерни, коробки скоростей, валиков коробки скоростей, венца бортовой передачи, поршня и других деталей переведена на поток.
Достигнутые результаты коллектив завода закрепит. Для этого мы намечаем провести ряд технических усовершенствований. Приступили к внедрению скоростного фрезерования поверхностного и фигурного протягивания деталей. Объявлен конкурс на лучшее предложение конструкции режущего инструмента и приспособления для указанных целей, установлены три премии — первая 5 тысяч рублей.
Коллектив тракторостроителей полон решимости повышать производительность труда, увеличивать выпуск тракторов и запасных частей для нашего социалистического сельского хозяйства» («Призыв», 30 апреля 1946).

Клименков Василий Яковлевич


Клименков Василий Яковлевич
Василий Яковлевич Клименков (26 февраля 1907, Бежица — 24 февраля 1976, Липецк) родился 26 февраля 1907 году в городе Бежице Орловской губернии (ныне в составе г. Брянска) в семье рабочего. Семья жила бедно, а тут вскоре грянула первая мировая война, а затем случилась и революция. Этот ураганный ветер перемен раскидал семью, сорвал Василия с места и сделал его беспризорником. Три года он бродяжничал, с такими же мальчишками ночевал в подвалах и на чердаках, проявлял чудеса выживания. И неизвестно, как сложилась бы его дальнейшая судьба, если бы в 1922 году в одну из ночей его не обнаружили в цехе котлов рабочие Бежицкого паровозостроительного завода «Красный профинтерн». Парня накормили, пригрели и пригласили на работу. Так Василий Клименков стал рассыльным. Но в этой первой своей рабочей должности долго он не бегал и вскоре уже стоял за станком: смышленого паренька заметили быстро. И в учениках он тоже не задержался, уже в 1923 году стал токарем. На следующий год уже ходил в должности заместителя начальника того же цеха, а через несколько месяцев его перебросили заместителем начальника отдела по реконструкции завода. Потом были другие служебные посты, учеба в Бежицком вечернем техникуме и Харьковском институте машиностроения и снова в 1932 году работа на родном заводе на более ответственных должностях.
В 1938 году Василий Яковлевич стал директором «Красного профинтерна». И шел ему тридцать первый год.
Здесь, в родном Бежице и на родном заводе, он директорствовал до начала войны. И хорошо директорствовал, «Красный профинтерн» в те годы постоянно наращивал производство, завоевывал переходящие Красные знамена.
С началом Великой Отечественной войны Василия Яковлевича постановлением Государственного комитета обороны переводят на работу в оборонную промышленность. С 1941 года — начальник цеха завода № 259 (г. Златоуст); с 1943 года — директор завода № 76 (г. Серов); с 1944 года — директор Высокогорского механического завода (г. Нижний Тагил). Под его руководством на Высокогорском механическом заводе (ВМЗ) были отработаны новые конструкции боеприпасов и организован их массовый выпуск, налажено производство сельскохозяйственных машин. Руководил работами по внедрению механизации трудоемких процессов на заводе. Организовал на ВМЗ массовое строительство жилья для работников завода методом «самстроя», возведенный в короткие сроки заводской поселок стал неофициально именоваться в его честь «Клименковкой».
За отличную работу этих номерных заводов он получил правительственные награды.
В 1950 г.— директор Липецкого тракторного завода.

16 марта 1946 г. на Тракторном заводе появился новый директор В.Я. Клименков. Как и раньше, в военные годы, перед ним была поставлена предельно четкая задача: в кратчайшие сроки наладить массовое производство владимирских тракторов. В наркомате ему так и сказали: «Считай, что выпускаешь боеприпасы для фронта...».
«Весной 1946 года в цехе появился крупный, с бычьим взглядом мужчина в кожаном пальто с погонами полковника - новый директор завода В.Я. Клименков (звание полковника получил в 1945 г. будучи директором оборонного предприятия по выпуску боеприпасов № 63, г. Нижний Тагил Свердловской области). Между прочим, он первое время и приказы подписывал «инженер-полковник Клименков», потом, правда, «разжаловал» себя и погоны снял.
Я не могу судить о нем "сверху", а хочу сказать о том, каким мы его видели. Представляли себе. Хотя он довольно часто появлялся у нас в цехе, мы ни разу не видели у него улыбки, не слышали доброго слова. Однажды строители, пробивая стену, набили штукатурку, а убрать ее не успели. Конечно, ребята вечерней смены разнесли ее по полу. Утром, когда уборщицы еще не успели навести порядок, пришел директор. И сразу к начальнику цеха:
- Это что у тебя за Мамаево побоище? Да и ты не начальник цеха, а Мамай!
И это при нас, рабочих! Обидно стало нам за уважаемого начальника Василия Николаевича. И еще. Стены испытательной станции выложили белой плиткой. А тут подоспели профсоюзные выборы, и на эти плитки, как водится, наклеили агитки. Пришел директор, увидел, и подманивает к себе пальцем начальника испытательной станции:
- Эй ты, Иисусик, иди-ка сюда! У меня чтобы к вечеру этого ничего не было!
И добавил смачную фразу, опять при всех. Деловые качества его проявились в том, что суточный график стал законом, повысилась ответственность за его выполнение, и вторая смена зачастую на механических участках и на сборке работала до утра. В связи с этим произошел курьезный случай. Работали мы во второй смене, а мастер Глеб Князев задержался после 2 часов ночи, и, чтобы сократить путь, не пошел в ворота, а выпрыгнул в окно. А цех снаружи охранялся. Забрали его солдаты и под конвоем ведут к нам на опознание.
- Ребята, вы меня знаете? - обратился к нам Глеб.
- Знаем, конечно! Он мастером на шатуне работает,-хором пояснили солдатам.
- Так чего же он в окно-то прыгает?
- Домой быстрее захотелось!
Постояли солдаты и ушли. А мы посмеялись вместе со "шпионом" над этим курьезом» («НАЧАЛО» - повесть о заводе. Виктор Коркин).
Василий Яковлевич был строг, больше всего на свете ценил дисциплину и порядок, себе не позволял ни на минуту расслабляться и не разрешал это ни специалистам завода, ни рабочим. Он постоянно повторял, что время сейчас ответственное, сельскому хозяйству страны, как воздух, нужны тракторы, и задача владимирских тракторостроителей - постоянно наращивать выпуск техники.
Но при всей своей требовательности и военной строгости служакой он все же не был и «стружку» с подчиненных без особой необходимости никогда не снимал. Тракторостроители поняли это быстро и очень скоро за глаза называли Клименкова по своему - «дядей Васей». Его любили за простоту обращения и прямоту, за то, что интересы завода он ставил выше личных и проводил на предприятии практически 24 часа в сутки.

Из разрозненных трудовых достижений прошлых лет Василий Яковлевич сумел сформировать общезаводское движение за перевыполнение производственных планов и заданий.
Оперативные итоги подводились по декадам, а в самые напряженные периоды - и по пятидневкам. Развернутые итоги - из месяца в месяц. Торжественные - раз в год. Люди с удовольствием рапортовали о своих трудовых победах, и с каждым месяцем побед этих становилось все больше, и число стахановцев тоже росло с удивительной быстротой. Казалось, что дядя Вася Клименков заразил своей неуемной энергией весь коллектив завода.
Директор собирал заводской актив и говорил: «Нужно, чтобы каждый рабочий, инженер и техник болел душой за план, за честь завода, и ежедневно спрашивал себя, что он сделал для выполнения плана выпуска тракторов».
Василия Яковлевича можно было встретить в цехах в любое время дня и ночи. Он появлялся внезапно, окидывал все и всех цепким взглядом, мгновенно оценивал ситуацию и также мгновенно принимал решение. Казалось, что директор одновременно находился сразу в нескольких местах. И еще казалось всем, что он в курсе всего, что происходит на заводе, знает о каждой мелочи и никогда ничего не забывает.
Директор собирал специалистов и до каждого доводил задачу, расписанную буквально по дням.
А на собраниях он любил произносить такую философскую фразу: «Не стоять на месте - вот наш главный девиз. Если мы не будем двигаться вперед, течение жизни унесет нас назад, забросит в кусты. А этого допустить никак невозможно. Завод-то наш передовой, современный. Из сапог в лапти нам переобуваться - перед людьми стыдно».
Вспоминала ветеран завода, бывший конструктор ремонтно-механического цеха Октябрина Ивановна Шумакова: «Помню такой случай. Однажды весь завод был отключен от городской электрической сети. Своего аварийного освещения у нас тогда не было. Я в тот день должна была дежурить ночью. Когда стемнело, мне стало страшно одной находиться в темноте, где-то в углу я нашла ящик и разожгла в нем щепки. На душе стало легче. Вдруг услышала чьи-то шаги. Оглянулась, а это был директор завода В.Я. Клименков. «Ну, - думаю, - будет сейчас разнос». Но разноса не было. Я рассказала ему, зачем развела огонь, директор добродушно улыбнулся и только сказал: «Вот еще мне истопник нашелся».


Первомай 1946 года. В центре директор завода Клименков В.Я.

«ОБЩЕЖИТИЕ
Ох, и трудным было житье в общежитии зимой с 1945 по 1946 годы! Жил я тогда на Всполье в первой комнате 4-го (ныне 71) дома. Это был мужской дом. В цехе намерзнешься, придешь домой, а тут такой же холод. Дома практически не отапливались, котельная еле дымилась. Она работала на торфе, который по узкоколейке на тележке подвозили лощадью. А в бывшем 9-м семейном доме из многих окон торчали и дымили трубы. Вся стена была закопчена, как после пожара.
Люди ночью спали в шапках, накинув на себя всю имеющуюся одежду. И, вдобавок к этому, совсем не было света. Единственное освещение - фонарь на столбе, что стоял на дворовой площадке. Если у кого было чем поужинать, пристраивались к свету на подоконнике. Один на весь подъезд туалет был настолько заморожен, что в него невозможно было войти.
Но зиму все-таки пережили.
Летом 1946 года я переселился на второй этаж в 7-ю комнату. В комнате было 15 человек, в большинстве люди серьезные, взрослые. Это и вернувшиеся из г. Молотова бывшие "граммзаводцы" и фронтовики. Было человек 5 и молодежи. Жили вообще-то дружно. Почти у каждого было свое условное имя - Самара, Тормозной, Дигомир, Чичира, Малка... Чичира и Малка были самые молодые. Они только что окончили ремесленное училище. Малка был настолько мал, что однажды нас с ним не пустили в драмтеатр, признав его несовершеннолетним.
Хотя и жили мы дружно, но в то же время каждый по-своему. Однажды двое ребят обокрали кладовую в ремесленном училище. Произвели у нас в комнате обыск, и их забрали. А вот Дигомир. С виду скромный, интеллигентный человек. Работал он ночью сторожем в цехе шасси, получал 400 г. хлеба и 400 рублей зарплату. А жил богаче всех. У него все дни были свободными, и он "работал" на рынке. Он скупал хлебные и промтоварные карточки практически со всех предприятий, отоваривал их и перепродавал. Промтовары он продавал на рынке сам, а по хлебу у него был помощник. Жил у нас в комнате полуграмотный парень, строитель Ванька, по прозвищу Тормозной. Бывало, в выходной Дигомир скажет:
- Тормозной, продай буханку хлеба!
Тормозной быстро сбегает на базарчик, принесет Дигомиру деньги и себе выгадает на горбушку хлеба.
Из коммунальных удобств в комнате была печка с плитой (конечно, без дров), умывальник, тумбочка с ведром воды и кружкой для питья, да ведро под умывальником. И все-таки с печкой жить стало веселей. Многие готовили себе ужин сами, в печке на лучинках. Однажды мы получили по карточкам муку и стали варить болтушку.
«Горсть воды, горсть муки, горсть соли» - так называли мы это блюдо. Однажды получил по ордеру мешок картошки. Вот тут мы с приятелем “пожили”. Съедали мы с ним вечером котелок литра на четыре чищеной картошки враз и без хлеба. Помню отоварил на карточку килограмм кильки. Съел я ее щепотками всю, вместе с головами и хвостами без хлеба. Но потом помучился... Пил воду кружка за кружкой, уж и пить-то было некуда, а мне все хотелось.
Комната жила своей жизнью. Однажды на мужиков напала «эпидемия». Взялись они играть в карты на деньги. Удивлялся я: взрослые люди под разными предлогами уходили с вечерней смены, чтобы играть в карты. Я только посмеивался над ними. К счастью, продолжалось недолго это. Не помню уж, как и закончилось картежное увлечение.
КРЫСЫ
Много хлопот, а иногда и развлечений, доставляли нам крысы. Ходили они по комнате ночью, по нам, спящим, что называется пешком. Сладу с ними не было. Привез как-то парень от матери мешочек маленьких лепешечек. На ночь он повесил их довольно высоко на стояк трубы. Спали мы всегда со светом.
Проснулся я ночью от какого-то шороха, открыл глаза, смотрю, а крысы организовали конвейер: одна спускается с трубы с лепешкой и несет ее за печку, а другая за ней вверх. И труба-то совсем не толстая, наверно дюймовая, а они по ней ходили свободно с грузом. Разбудил я парня, а мешочек был уже ополовинен.
Пытались мы поймать их на рыбный крючок. Так до чего же хитрые твари! Все крошки на полу подберут, а ту, что с крючком, не тронут. А чемоданом с палочкой и ниткой их мы все же ловили. А что потом делали с ними, описывать не буду.
КАК МОЛОДЫ МЫ БЫЛИ...
Сыты ли мы были, голодны ли, а молодость брала свое. Пришел с работы, перекусил, если есть чем, и гулять. Летом устраивались танцы на площадке между домами. Сейчас там вешают белье. Танцевали мы, конечно, под гармошку. Часто играл на маленьком аккордеоне Сергей Борисов. А зимой танцы - в какой-нибудь комнате в соседнем женском доме. Там у девчат была установлена своя очередь по комнатам по проведению этих вечерок. Все чинно сидели на сдвинутых по стенам кроватях, а в середине комнаты ли образовывалась танцплощадка. Танцевали в основном “деревенские” танцы: краковяк, ночку и другие. И конечно, незаменимое елецкое. А в елецком, помимо прочих частушек, непременно кем-нибудь исполнялась частушка про завод:
Триста третий, триста третий,
Триста третий на бугру.
Как увижу триста третий,
Сяду, лягу, не пойду!
Народ в большинстве был мобилизованный. И погуляв, все мирно расходились по своим домам и комнатам. Между прочим, из этих ребят и девчат в дальнейшем сложилось немало семейных пар. Иногда мы ради интереса заходили в одиннадцатый женский барак. Там тоже устраивались в красном уголке танцы. Но верховодили там приходящие из города приблатненные парни. В бараке были комнаты на четырех человек. Так парни эти стучались в какую вздумают комнату, и им открывали, а не откроешь, вышибут дверь. Двери-то легкие.
Поселок Всполье благоустраивался. С помощью завода вдоль домов проложили шлаковые дорожки. А немцы выстлали кирпичом от поселка до завода, так называемую «саранинскую» дорожку. Грязь в основном победили. И котельная стала дымить “получше”. Жизнь повеселела. Так что зиму с 46-го на 47-й прожили, можно сказать, нормально.
А в это время рядом с заводом уже строился молодежный поселок. И летом 47-го нас переселили туда в дом № 16. Комнаты были на четырех человек, а для отопления предусматривалась печка. Но делал ее, мягко говоря, неумный человек. Топка находилась в коридоре, причем, конструкция была такой: через топку, можно было видеть небо.
Жил у нас в комнате Иван Иванович, понимающий в печном деле. Натаскали мы кирпича (а он валялся повсюду), и он сложил в комнате маленькую печурку, пробив дымоход в основную печь. Вот тут мы зажили. Варили еду, сушили обувь и одежду. Многие нам завидовали. Потом пришел новый комендант дома. Понравилась ему наша комнатка, он вселился в нее, а нас спустил на первый этаж...
А каким праздником для нас была отмена в конце 47-го года карточной системы! Рядом был магазин. Там и хлеб покупай свободно, и картошку, и соевые бобы в томатном соусе, - ешь досыта. Так вот, наедимся вечером, ляжем на кровати, и старший из нас, бывший «граммзаводец», приехавший из г. Молотова, начинает философствовать.
- Ну что русскому человеку надо? Дать досыта хлеба, картошки и чего-нибудь помазать. И жизнь хороша, и жить хорошо!..» («НАЧАЛО» - повесть о заводе. Виктор Коркин. Коркин Виктор Алексеевич проработал на заводе более сорока лет. Его трудовая биография - от слесаря-сборщика до инженера-технолога. Годы становления завода стали его жизнью. Они росли и мужали вместе: человек и завод. И вокруг были люди, чьи судьбы тоже связаны с ВТЗ.).


В.А. Коркин

Ранней весной 1946 г. в отделе главного технолога появился молчаливый интеллигентный человек (прибывший из "мест не столь отдаленных"), одетый более чем скромно. Он сидел за столом в поношенном, но чистом демисезонном пальто неопределенного цвета. Это был будущий Главный технолог, Главный инженер и Директор завода Романов Борис Петрович.
9 марта 1946 г. инженер Романов Борис Петрович назначается заместителем Главного технолога вместо уехавшего в Куйбышев на преподавательскую работу Александра Николаевича Чалого-Прилуцкого. 31 марта 1946 г. старший техник моторного цеха Глозман Евгения Моисеевна назначается начальником сектора подготовки производства ОГТ.


Технологи ОГТ-ВТЗ 1946 г.
Сидят: Кузнецова Л.; Глозман Е.М.; Иголкина Г.Л.;
Стоят: Власова А.; Земсков В.А.; Довженко А.С.; Шапкина Рая; неизвестная; неизвестная; Неизвестная; Игошин В.М.; Шмонин Е.Ф.; Мазаева М.И.; Телятникова А.Н.; Ачкасова З.; Шмырева Ю.Н.; Володин Г.И.

«ОБРАЗЦОВАЯ СТОЛОВАЯ
Подъезд. Вы открываете дверь и, сделав несколько шагов, невольно останавливаетесь. Обилие света, жизнерадостная мозаика панелей и абсолютная чистота приковывают взгляд. Над дверью слева аккуратная табличка: «Стахановский зал». И здесь так же светло, уютно и чисто. Стены покрашены масленой краской. В солидных рамах натюрморты, пейзажи.
Наступило обеденное время. Зал заполняют лучшие стахановцы завода. Им не приходится долго ждать. Официантки обслуживают быстро и четко.
На втором этаже зал для инженерно-технических работников. Длинный ряд квадратных столиков, покрытых клеенкой. Стоит появиться посетителю, как к нему немедленно подходит официантка.
Но не только внешний вид и вежливое обслуживание отличают эту столовую от других столовых Тракторного. Небольшой коллектив ее работников, возглавляемый Е. Дятловой, умеет приготовлять вкусную и разнообразную пищу. Меню каждый день обновляется. Если, например, 1 марта в нем была сельдь с гарниром из помидоров и лука, гречневая каша с маслом, щи кислые на мясном бульоне, рагу из баранины, жареный пирог с капустой, то 3 марта посетителям подавались суп-лапша, солянка с бараниной, щи со сливками, отварная лапша с мясом, оладьи со сметаной. Все это приготовлено из продуктов подсобного хозяйства завода.
Свыше 500 человек питается в столовой. Они заслуженно называют ее образцовой.
Хочется, чтобы все столовые завода выглядели культурно и приготовляли вкусные и питательные блюда. Давно, например, назрела необходимость открыть хорошую столовую в рабочем поселке. Об этом сейчас беспокоится начальник общественного питания заводского ОРСа. Ф.В. Кальц. Нужно, чтобы ее инициатива и на этот раз была поддержана заводскими организациями.
Общественное питание рабочих Тракторного завода должно, наконец, стать во всех отношениях образцовым.
В общежитии № 2 на Всполье был открыт в 1946 году клуб.
КУЛЬТУРНЫЙ КОМБИНАТ
Дом, расположенный в центре поселка Всполье, совсем недавно был заселен жильцами. Теперь в нем клуб, библиотека, радиоузел, партийный кабинет завода.
— Наш культурный комбинат,— говорят тракторозаводцы.
И это так. За короткий срок дом стал подлинным культурным очагом заводского коллектива.
Почти ежедневно небольшой, но старательно отделанный зал клуба, заполняют люди различных профессий и возрастов. Здесь они слушают лекции о международном положении, доклады о достижениях советской науки и техники, об очередных задачах завода, смотрят спектакли.
При клубе быстро развивается художественная самодеятельность рабочих и служащих. Помимо драматического кружка, уже показавшего несколько одноактных пьес, занимаются струнный, хоровой, скоро будет организован хореографический.
В течение последнего месяца новый клуб дал своими силами девять концертов, провел ряд интересных вечеров стахановцев, работниц, учащихся ремесленного училища. Сегодня, например, состоится вечер заводской молодежи. В его программе — доклад о моральном облике молодого советского человека, забавные аттракционы, дивертисмент, танцы.
ПЕРВЫЕ ЧИТАТЕЛИ
Одна из клубных дверей ведет в библиотеку. Библиотека еще небогата литературой. Но многие читатели уже являются активными посетителями ее. На-днях книжный фонд библиотеки значительно пополнится. Заводской комитет закупил в Москве на 13 тысяч рублей художественной, политической и технической литературы. Это даст возможность скомплектовать передвижные библиотеки для цехов. Намечено организовать читательские конференции.
В ПАРТКАБИНЕТЕ
Во втором этаже большую просторную комнату занимает партийный кабинет. Несмотря на то, что он открыт несколько дней назад, им проделана значительная работа. На красочных стендах, установленных вдоль стен, тематически расположена литература о Великой Отечественной войне, об организующей и вдохновляющей роли ленинско-сталинской партии в этой войне, о Международном Женском Дне 8 марта.
Пропагандисты, агитаторы, беседчики, редакторы цеховых стенгазет получают в парткабинете соответствующие консультации, совет, новую политическую литературу.
В последние дни здесь побывали тов. Козлова из литейного цеха, получившая консультацию о докладе, с которым она выступит 8 марта, редактор стенной газеты цеха приспособлений тов. Андрушкин, инженер литейного цеха, пропагандист тов. Левандовская, беспартийный агитатор — врач тов. Прозоровский и многие другие.
Б. ВАЛЕНТИНОВ» («Призыв», 5 марта 1946).
«За сто тракторов в сутки
24 апреля исполнилась годовщина со дня пуска первой очереди Владимирского тракторного завода. Эту знаменательную дату коллектив отметил новыми достижениями, выполнением апрельского государственного плана и принятых предмайских социалистических обязательств. С гласного конвейера сошли десятки тракторов и выпущено большое количество запасных частей.
Это стаю возможным благодаря большой и напряженной работе всего коллектива, проведению ряда организационно-технических мероприятий, в результате которых по многим деталям завод отказался от кооперации с другими предприятиями. Если раньше мы получали со стороны почти все шестерни коробки скоростей, кожух задних мостов, гильзу, поршень, поршневой палец, коленчатый вал, поковку шатунов и др. детали, та теперь все они освоены заводом и ведется работа по совершенствованию технологии, повышению количества и качества деталей.
Заготовительные цеха не только обеспечили выполнение апрельского плана, но и создали необходимый задел для бесперебойной работы в мае. В кузнице освоена штамповка коленчатого вала и внедряется чеканка шатуна, рычагов и других деталей, что значительно сократит припуски, а по некоторым деталям позволит отказаться совершенно от механической обработки. Там заканчивается подготовка к пуску травильного и термического отделений. Это также повысит качество поковки и сократит расход дорогостоящего инструмента в механических цехах.
Литейщики освоили литье стальных кожухов задних мостов, успешно провели опыты по формовке блока с сырым болваном (стержнем) и переносят этот опыт на другие детали, в частности на корпус коробки скоростей, механизируют разливку металла, заменяют рольганг крупных опок круговым узкоколейным, вводят в эксплуатацию ряд формовочных машин.
В настоящее время коллективы отдела главного металлурга и литейного цеха ведут подготовку к центробежной заливке гильз и замене комплекта деревянных моделей на металлические.
Механические цехи — моторный и шасси за этот период провели исключительно большую работу по отладке линий обработки деталей и освоению производства новых деталей. От мелкосерийного и индивидуального методов обработки на станках, расположенных в различных линиях и на больших расстояниях друг от друга, необходимо было переходить не только к поточной, но и прямоточной линии. На универсальных станках обработка деталей также не везде могла обеспечить темп и качество. Пришлось осваивать специальные станки или специализировать их за счет введения сложных приспособлений и инструмента.
Коллективы отдела главного технолога и цехов завода создали поточные линии обработки головки блока, шатуна, распределительного вала, поршня, полуосей, шестерен и валиков и работают над созданием их по другим деталям. Это позволяет сократить до минимума время, облегчить труд рабочего и повысить мощность линии.
Освоены и налажены сложные специальные станки — сверления одновременно нескольких десятков отверстий для планитарного фрезерования сфер головок блока и алмазной расточки отверстий, нарезки конических и цилиндрических шестерен, обточки шатунных шеек коленчатого вала и др.
Ведутся работы по усовершенствованию технологических процессов и внедрению высокопроизводительных методов механической обработки. Так, например, по наружному плоскому и фасонному протягиванию, по скоростному фрезерованию остроумные решения были предложены заместителем главного технолога завода А.Н. Чалым-Прилуциным по замене долбления протягиванием 4-х деталей одновременно и обработке блока шестерен бортовой передачи вместо раздельно каждой детали. Вводится механизация клепальных работ по колесам с установкой клепальной машины типа «Хана».
Технологи завода усиленно работают по корректировке технологических процессов, установлению технических норм и восстановлению операционных технологических карт. Эта работа позволит повысить использование оборудования до максимума, выявить узкие места и даст возможность отделять мощность завода в целом и тем самым правильно его эксплуатировать.
Прессовый цех осваивает глубокую вытяжку новых деталей: стаканчик, тормозной барабан, корпус муфты сцепления и др.
Большого успеха добился коллектив инструментального цеха. За короткое время им освоено производство весьма сложного инструмента, как-то: червячные фрезы со шлифованным зубом, круглые и шлицевые броши, резцы глисона, долбяки феллоу и др. В настоящее время осваивает производство эталонных шестерен и ведет подготовку по изготовлению плоских фасонных брошей для наружного протягивания и фрез скоростного фрезерования.
Цех приспособлений повысил культуру производства и освоил изготовление специальных патронов для внутренней шлифовки коронной и других шестерен. Эти патроны до сих пор ввозились из-за границы.
Но не только по основному производству коллектив ВТЗ имеет большие достижения. Огромная работа проведена по очистке территории завода от грязи, металлоотходов и строительного мусора. Тысячу деревьев посадили рабочие на территории производства и на поселке. Дорога от поселка к заводу превращена в зеленую аллею. На большой площади внутри завода разбиты газоны, обнесены штакетником. Все это совершенно изменило внешность завода.
Культурно оборудованы общежития рабочих на Всполье. На площадках между домами разбиты скверы.
Свои социалистические обязательства коллектив ВТЗ выполняет с честью и преисполнен желанием в ближайшее время выйти в число передовых предприятий области и страны. Четвертая сталинская пятилетка ставит большие задачи перед коллективом - от десятков тракторов в месяц перейти к 100 тракторам в день. И это будущее недалеко.
А. БАХАРЕВ, главный инженер ВТЗ» («Призыв», 8 мая 1946).
«Молодежь благоустраивает свой завод
В ясный день далеко видны новые корпуса Владимирского тракторного завода. Глядя на них, невольно переносишься в недавнее прошлое, когда здесь была неблагоустроенная окраина, пустынное поле. Но как все неузнаваемо сегодня! От рабочего поселка к заводу ведет аккуратная, вымощенная кирпичом дорога. По обочинам ее посажены липы и тополя. Их много, они окружили дорогу тесной стеной. Когда новые насаждения оденутся листвой, дорога превратится в аллею. Как приятно будет пройтись по ней после работы!
Насаждения сделаны заботливыми руками молодежи. Дела их рук всюду видны и на территории завода. Здесь еще совсем недавно всюду валялись груды мусора, металлического и кирпичного лома.
Комсомольцы и молодежь завода явились инициаторами очистки.
Комсомольцы моторного цеха (комсорг тов. Клопова) потратили на очистку выделенного им участка 1.300 человеко-часов. Молодежь цеха шасси (комсорг тов. Коновалова) вывезли 90 тонн металлолома, цеха приспособления (комсорг тов. Лесина) —100 тонн.
С наступлением периода весенней посадки деревьев 75 комсомольцев отправились в лес для заготовки саженцев. Они заготовили 700 корней высокорослых деревьев и 300 кустов декоративного кустарника. Теперь все эти саженцы красуются на территории завода. Между цехов, там, где раньше была непролазная грязь, возникли красивые скверы и клумбы. Перед зданием заводоуправления появилась аллея стройных тополей, посажены кудрявые кусты шиповника.
Сейчас комсомольцы завода начали подготовку к оборудованию на территории поселка спортивного городка» («Призыв», 15 мая 1946).
«Владимирский Тракторный завод в мае выпустил свыше ста тракторов. На 110.000 рублей изготовлено различных запасных частей к ним — 33 цилиндровых головки, 70 распределительных валов и др.» («Призыв», 8 июня 1946).
«Прошло больше года, как первая очередь Владимирского тракторного завода вступила в эксплуатацию. За это время коллектив прошел большую школу: от сборки отдельных узлов из деталей других заводов до производства тракторов собственной марки. Уже полторы тысячи машин с маркой «ВТЗ» работают ныне на колхозных полях страны.
Неплохих результатов добился коллектив и в освоении производственной мощности. В апреле тракторостроители впервые выполнили месячное задание и выпустили за месяц почти столько же тракторов, сколько было сделано за весь первый квартал. В мае выпущено машин еще больше.
Эти успехи дали ощутительные результаты в экономии средств. Себестоимость продукции в апреле снизилась по сравнению с первым кварталом почти вдвое.
Большая работа проделана тракторостроителями и вне производства. Территория предприятия и поселка очищена от строительного мусора, выровнена и озеленена. Рабочие посвятили этому делу несколько субботников, затратив тысячи трудодней.
Однако сделанное — только начало. Недостатков в работе завода еще много. Возьмем технологию производства. Этот коренной вопрос основательно не решен. Ни одна поточная линия не имеет законченных технологических и оперативных карт. На что способна каждая линия — сказать нельзя. Работа на них проходит вслепую, на-авось. Межоперационный транспорт находится в зачаточном состоянии. Технологический режим не отработан. В литейном цехе, например, припуски непомерно велики, что усложняет механическую обработку. Много напрасно расходуется времени, инструмента, металла. В кузнечном цехе на поковках также велик отход металла, идущего на обрезку.
Есть и такие участки, где технологический режим неправильный или вовсе не соблюдается. Возьмем обработку шатуна. Известно, что после штамповки и обрезки он требует правку. На заводе его правили до сих пор в холодном состоянии и этим нарушали его прочность. Только после ряда сигналов о поломках шатуна в эксплуатации установленный режим пересматривается и вводится горячая правка. Другой пример. Недавно в литейном цехе была отлита партия головок блока мотора, не поддающая фрезеровке. Оказалось, что там грубо был нарушен состав шихты - присажено много железа — и этим резко завышена вязкость литья. Или был такой факт. На-днях большая партия готовых деталей к мотору после термической обработки неожиданно покрылась так называемой «карбидной сеткой». Все детали, а их хватило бы на оснащение не одного десятка тракторов, пошли в брак. И тут выяснилось, что грубо был нарушен режим технологии: на изготовление детален с металлосклада получили совсем не ту сталь.
Подобных примеров можно привести несколько. Все они говорят о том, что основной закон производства — режим технологии — на заводе отсутствует. И немудрено, что завод лихорадит: он работает рывками, неуверенно.
Велик еще брак. Причины, порождающие его, — невыполнение требований технологии. Только за первые четыре месяца этого года завод потерял по причине брака более 600 тысяч рублей, что равно стоимости более чем 30 тракторов. Такое явление дальше нетерпимо.
Если говорить о себестоимости, то и в этом вопросе далеко неблагополучно. Несмотря на значительные достижения за последнее время, себестоимость продукции еще очень высока и превышает плановую более чем на 20 процентов. Одна из причин — потеря на браке. Но это не все. На заводе отсутствует хозрасчет. Это позволяет цехам бесконтрольно расходовать средства и ведет ко всякого рода излишествам и бесхозяйственности. Во время займовой кампании, например, выявилось, что некоторые руководители цехов не знают своего фонда зарплаты. Запущенность в учете, практика поденных и аккордных оплат вместо сдельщины — главный бич на заводе. На заводе цех ширпотреба ничего не производит, а зарплату люди получают. Понятно, что принцип хозрасчета, самоокупаемости заставил бы каждого начальника цеха и участка по-хозяйски относиться к расходованию государственных средств. Руководители объясняют, что до этого у них еще «руки не дошли»...
Могучей силой, повышающей производительность труда, является соревнование. Но и с этим делом на заводе плохо. Многие начальники цехов, да и не только они, относятся к соревнованию формально, пренебрежительно. В предмайские дни в числе соревнующихся по заводу значилось 90 молодежных бригад. А когда стали подводить итоги, выяснилось, что из этих бригад только 6 имели плановые задания, а остальные выполняли разовые, непостоянные работы. Комментарии тут, как говорится, излишни.
С технической учебой также не в порядке. В первом квартале здесь планировали обучить ратным профессиям 710 человек, а фактически обучено только 502. Во втором квартале должны пройти техучебу 835, а обучается пока 440. Посещаемость занятий низкая, учебных и наглядных пособий мало, а специальных помещений для учебы вовсе нет. Можно судить, какова продуктивность от такой учебы!
Кроме этих крупных вопросов предприятию мешают и досадные «мелочи». Давно назрел вопрос об организации при поселке рынка. Чтобы купить какую-нибудь вещь, нужно идти за три километра. Или такой пример: на заводе половина рабочих — молодежь. Сейчас лето — тянет на вольный воздух. Почему бы не организовать спортивные площадки, футбольное поле, танцевальную площадку? Можно и нужно, но пока ничего не делается.
Наконец, вопросы благоустройства. Слов нет, сделано тут немало, но далеко не все. Дороги к заводу в дождливую погоду превращаются в грязевые бассейны. Пройти из города на завод в такую погоду — сплошное мучение. А ведь это можно устранить без асфальта, из-за которого устройство дорог откладывается второй год. Почему нельзя сделать их торцовыми или применить шлаковые покрытия?
Ф. ГАЛКИН» («Призыв», 8 июня 1946). «ЭНЕРГОПОЕЗД
Жители города Владимира часто наблюдают, как в районе Тракторного завода появляются густые клубы дыма. Через некоторое время они пропадают, а затем вновь поднимаются. Это работает энергопоезд.
Он представляет из себя передвижную электростанцию. Ее оборудование размещено в девяти железнодорожных вагонах.
Два котла паровозного типа потребляют угля марки «Д» или «Г» при полной нагрузке до 120 тонн в сутки. Почти все рабочие, процессы автоматизированы. Запуск и остановка пускового масляного турбонасоса и главной турбины происходит автоматически, насос вступает в действие, как только давление масла в системе регулирования понижается до установленной величины. Пар на лабиринтовые уплотнения вала турбины подается автоматическим регулятором. Питание котлов также автоматическое. Автоматизированы подачи топлива и воздуха в топку.
Питание электроэнергией потребителей происходит на генераторном напряжении (6.300 вольт) через один фидер. Второй фидер в резерве.
Электрооборудование — генератор, трансформатор — имеют необходимую релейную и противогрозовую защиту, что защищает от сверхтоков и перенапряжений.
Станция представляет из себя сложную установку с большим количеством различных устройств, механизмов, машин, регуляторов, различных трубопроводов и приборов. Она может работать надежно и обеспечивать бесперебойное питание потребителей только в том случае, если ее механизмами будут управлять технически грамотные люди.
Кадры, работающие сейчас на станции, в подавляющем большинства впервые столкнулись с таким видом установки. Однако, упорство, настойчивость и чувство ответственности позволило молодому коллективу овладеть сложной техникой.
16 марта текущего года энергопоезд впервые дал промышленный ток и до 1 июня выработал 767.849 киловаттчасов. Вступление его в строй дало возможность развернуть работу предприятия на полную мощность.
В коллективе поезда следует отметить хорошую работу старшего машиниста паровоза В. Гурского, машинистов паровоза тт. Худяковой и Чечулиной, машинистов турбин Калинцевой и Полянского, слесарей Сабурова и Покрышкина, дежурного щита управления Мызина и других. Дежурный инженер В. Рудаков отлично освоил установку и теперь готовит кадры, ведет курсы машинистов турбин.
Но в деятельности коллектива станции еще много недостатков. Не весь персонал получил нужные знания, освоился с правилами технической эксплуатации. Инженер А. Чугунов упорно уклоняется от сдачи экзамена, мотивируя это своей неподготовленностью.
В мае станция перерасходовала 298 тонн топлива. Топливоподача и золоудаление не организованы. Водопровод требует срочного ремонта. При его монтаже прораб второго участка ОСМУ-5 Славягин уложил сооружение на снег: снег растаял и теперь оно под угрозой разрушения.
Не хватает руководящих кадров. Пока нет мастера турбины, из четырех дежурных инженеров есть только один. Начальником энергопоезда по совместительству является главный энергетик тов. Бельков, который перегружен своей основной работой.
Не упорядочен вопрос и с оплатой труда. Зарплата рабочих и ИТР ни в какой степени не соответствует качеству их работы. По мнению отдела труда и зарплаты, на работников энергопоезда премиальная система оплаты не распространяется.
Руководителям завода следует больше уделять внимания новому цеху, если они хотят, чтобы энергопоезд работал надежно и экономично, чтобы он бесперебойно снабжал цехи электроэнергией.
Д. ЗИНКОВ, главный инженер энергопоезда Тракторного завода» («Призыв», 15 июня 1946).
«На стройке второй очереди Тракторного
Обсудив обращение магнитостроевцев, коллектив строителей ОСМУ-5 обязался в 1947 году закончить строительство второй очереди Тракторного завода.
Значительно расширяется прессовый и кузнечный цехи, а также моторный корпус. Строительные работы на этих объектах закончатся в ближайшие два месяца. Большие изменения произойдут в чугунолитейном и заготовительном цехах. Там предстоят провести ряд важных и трудоемких работ.
Для тракторостроителей и рабочих завода к концу этого года будет сдано в эксплуатацию 4.700 квадратных метров жилой площади. Достраивается баня.
Для ускорения работ многие строительные операции значительно механизируются. Расширяются механические мастерские, которые на 25 процентов увеличат выпуск стройдеталей. На 72 процента будут облегчены земляные работы, на 95 — приготовление бетона и дробление щебня, на 70 — малярные и на 30—штукатурные.
В текущем году различным профессиям строителей школой ФЗО будет подготовлено 1.500 человек. Скоро начнется набор 250 новых учеников для учебы в этой школе.
Большое внимание обращено на культурно-бытовые условия рабочих. Намечено расширить клуб строителей, благоустроить поселок, привести в хорошее состояние дорогу, идущую от города до завода. К концу года будут сданы в эксплуатацию дома с жилой площадью в 4.700 квадратных метров и новая баня.
Для строительных работ намечено заготовить и вывезти 30 тысяч кубометров деловой древесины. Кроме того, заготовляется 10 тысяч кубометров дров.
С. БАРИНОВ» («Призыв», 16 июня 1946).
«На строительстве второй очереди Тракторного
В эти дни на строительных участках Тракторного завода большое оживление. Свыше 100 комсомольцев из районов и городов нашей области приехали сюда, чтобы помочь в строительстве второй очереди будущего машиностроительного гиганта.
Вот на первом строительном участке струнинские комсомолки бригады Лиды Крючковой ловкими и сильными движениями подхватывают на лопаты большие комки земли и выкидывают их на поверхность. Они готовят котлован для закладки фундамента вновь строящихся жилых домов. Рядом бригада тов. Валежниковой из Коврова. Работа спорится.
Струнинские девушки под руководством тов. Тоболкиной подносят бутовый камень для закладки фундамента. Раздаются веселый смех и шутки.
Члены бригады тов. Яковлевой заняты на обивке дранкой стен и потолков только что воздвигнутого корпуса жилого дома.
По вечерам, после смены, комсомольцы собираются на отдых в лучшем, только что выстроенном корпусе. Комнаты красиво оформлены заботливыми руками молодых строителей. Комсомольская организация стройки создала хорошие условия для приехавших.
После ужина организованно идут в клуб строителей. Для них демонстрируется новый кинофильм. br />Недавно комитет комсомола организовал экскурсии по историческим местам города Владимира. Комсомольцы осмотрели и прослушали интересные лекции о Золотых воротах, Успенском и Дмитриевском соборах, побывали в краеведческом музее, ознакомились с работой действующих цехов Тракторного завода.
На строительстве деятельно готовятся сейчас к встрече второй партии мобилизованных комсомольцев.
В. ЛАЗАРЕВ

Далее »»»» Владимирский тракторный завод в 1946 году

Категория: Владимир | Добавил: Николай (08.03.2024)
Просмотров: 276 | Теги: трактор, Владимир | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar

ПОИСК по сайту




Владимирский Край


>

Славянский ВЕДИЗМ

РОЗА МИРА

Вход на сайт

Обратная связь
Имя отправителя *:
E-mail отправителя *:
Web-site:
Тема письма:
Текст сообщения *:
Код безопасности *:



Copyright MyCorp © 2025


ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru