Клименков Василий Яковлевич Василий Яковлевич Клименков (26 февраля 1907, Бежица — 24 февраля 1976, Липецк) родился 26 февраля 1907 году в городе Бежице (ныне в составе г. Брянска) в семье рабочего. Работать начал в 15 лет рассыльным уисполкома. В 1923 году начал трудиться на бежицком заводе «Красный Профинтерн». За 18 лет непрерывной работы на этом предприятии Клименков прошел путь от токаря до директора завода. В 1932 году окончил Харьковский машиностроительный институт. С началом Великой Отечественной войны Василия Яковлевича постановлением Государственного комитета обороны переводят на работу в оборонную промышленность. С 1941 года — начальник цеха завода № 259 (г. Златоуст); с 1943 года — директор завода № 76 (г. Серов); с 1944 года — директор Высокогорского механического завода (г. Нижний Тагил). Под его руководством на Высокогорском механическом заводе (ВМЗ) были отработаны новые конструкции боеприпасов и организован их массовый выпуск, налажено производство сельскохозяйственных машин. Руководил работами по внедрению механизации трудоемких процессов на заводе. Организовал на ВМЗ массовое строительство жилья для работников завода методом «самстроя», возведенный в короткие сроки заводской поселок стал неофициально именоваться в его честь «Клименковкой». В 1950 г.— директор Липецкого тракторного завода.
16 марта 1946 г. на заводе появился новый директор В.Я. Клименков. Это был крупный мужчина в кожаном пальто с погонами полковника (звание полковника получил в 1945 г. будучи директором оборонного предприятия по выпуску боеприпасов № 63, г. Нижний Тагил Свердловской области). Первое время он подписывал приказы «инженер-полковник Клименков». При нем суточный график стал законом. Вторая смена зачастую стала задерживаться до утра. Многим ветеранам запомнилось время, когда директором был Клименков Василий Яковлевич. Требовательный к себе и подчиненным он любил порядок в цехах и на территории, всегда доброжелательно относился к рабочим, внимательно выслушивал их просьбы и пожелания. Заводская молодежь уважительно называла Клименкова - «Дядя Вася».
В кузнице освоена штамповка коленвала. В механических цехах переводят на поточное производство ответственные детали: головку блока, шатун, вал распределительный, поршень, полуоси, шестерни и валы. Внедряются специальные и специализированные станки. Осваивается скоростное фрезерование. Технологи завода усиленно работают над оформлением операционных технологических карт. Прессовый цех осваивает глубокую вытяжку новых деталей. Инструментальный цех освоил производство червячных фрез, резцов глиссона и долбяков феллоу.
Четвертая Сталинская пятилетка поставила перед коллективом завода задачу – от десятков тракторов в месяц перейти к 100 тракторам в день.
Первомай 1946 года. В центре директор завода Клименков В.Я.
Ранней весной 1946 г. в отделе главного технолога появился молчаливый интеллигентный человек (прибывший из "мест не столь отдаленных"), одетый более чем скромно. Он сидел за столом в поношенном, но чистом демисезонном пальто неопределенного цвета. Это был будущий Главный технолог, Главный инженер и Директор завода Романов Борис Петрович.
9 марта 1946 г. инженер Романов Борис Петрович назначается заместителем Главного технолога вместо уехавшего в Куйбышев на преподавательскую работу Александра Николаевича Чалого-Прилуцкого. 31 марта 1946 г. старший техник моторного цеха Глозман Евгения Моисеевна назначается начальником сектора подготовки производства ОГТ.
«Владимирский Тракторный завод в мае выпустил свыше ста тракторов. На 110.000 рублей изготовлено различных запасных частей к ним — 33 цилиндровых головки, 70 распределительных валов и др.» («Призыв», 8 июня 1946).
«Молодежь благоустраивает свой завод В ясный день далеко видны новые корпуса Владимирского тракторного завода. Глядя на них, невольно переносишься в недавнее прошлое, когда здесь была неблагоустроенная окраина, пустынное поле. Но как все неузнаваемо сегодня! От рабочего поселка к заводу ведет аккуратная, вымощенная кирпичом дорога. По обочинам ее посажены липы и тополя. Их много, они окружили дорогу тесной стеной. Когда новые насаждения оденутся листвой, дорога превратится в аллею. Как приятно будет пройтись по ней после работы! Насаждения сделаны заботливыми руками молодежи. Дела их рук всюду видны и на территории завода. Здесь еще совсем недавно всюду валялись груды мусора, металлического и кирпичного лома. Комсомольцы и молодежь завода явились инициаторами очистки. Комсомольцы моторного цеха (комсорг тов. Клопова) потратили на очистку выделенного им участка 1.300 человеко-часов. Молодежь цеха шасси (комсорг тов. Коновалова) вывезли 90 тонн металлолома, цеха приспособления (комсорг тов. Лесина) —100 тонн. С наступлением периода весенней посадки деревьев 75 комсомольцев отправились в лес для заготовки саженцев. Они заготовили 700 корней высокорослых деревьев и 300 кустов декоративного кустарника. Теперь все эти саженцы красуются на территории завода. Между цехов, там, где раньше была непролазная грязь, возникли красивые скверы и клумбы. Перед зданием заводоуправления появилась аллея стройных тополей, посажены кудрявые кусты шиповника. Сейчас комсомольцы завода начали подготовку к оборудованию на территории поселка спортивного городка» («Призыв», 15 мая 1946). «Прошло больше года, как первая очередь Владимирского тракторного завода вступила в эксплуатацию. За это время коллектив прошел большую школу: от сборки отдельных узлов из деталей других заводов до производства тракторов собственной марки. Уже полторы тысячи машин с маркой «ВТЗ» работают ныне на колхозных полях страны. Неплохих результатов добился коллектив и в освоении производственной мощности. В апреле тракторостроители впервые выполнили месячное задание и выпустили за месяц почти столько же тракторов, сколько было сделано за весь первый квартал. В мае выпущено машин еще больше. Эти успехи дали ощутительные результаты в экономии средств. Себестоимость продукции в апреле снизилась по сравнению с первым кварталом почти вдвое. Большая работа проделана тракторостроителями и вне производства. Территория предприятия и поселка очищена от строительного мусора, выровнена и озеленена. Рабочие посвятили этому делу несколько субботников, затратив тысячи трудодней. Однако сделанное — только начало. Недостатков в работе завода еще много. Возьмем технологию производства. Этот коренной вопрос основательно не решен. Ни одна поточная линия не имеет законченных технологических и оперативных карт. На что способна каждая линия — сказать нельзя. Работа на них проходит вслепую, на-авось. Межоперационный транспорт находится в зачаточном состоянии. Технологический режим не отработан. В литейном цехе, например, припуски непомерно велики, что усложняет механическую обработку. Много напрасно расходуется времени, инструмента, металла. В кузнечном цехе на поковках также велик отход металла, идущего на обрезку. Есть и такие участки, где технологический режим неправильный или вовсе не соблюдается. Возьмем обработку шатуна. Известно, что после штамповки и обрезки он требует правку. На заводе его правили до сих пор в холодном состоянии и этим нарушали его прочность. Только после ряда сигналов о поломках шатуна в эксплуатации установленный режим пересматривается и вводится горячая правка. Другой пример. Недавно в литейном цехе была отлита партия головок блока мотора, не поддающаяся фрезеровке. Оказались, что там грубо был нарушен состав шихты — присажено много железа и этим резко завышена вязкость литья. Или был такой факт. На-днях большая партия готовых деталей к мотору после термической обработки неожиданно покрылась так называемой «карбидной сеткой». Все детали, а их хватило бы на оснащение не одного десятка тракторов, пошли в брак. И тут выяснилось, что грубо был нарушен режим технологии: на изготовление деталей с металлосклада получили совсем не ту сталь. Подобных примеров можно привести несколько. Все они говорят о том, что основной закон производства — режим технологии — на заводе отсутствует. И немудрено, что завод лихорадит: он работает рывками, неуверенно. Велик еще брак. Причины, порождающие его, — невыполнение требований технологии. Только за первые четыре месяца этого года завод потерял по причине брака более 600 тысяч рублей, что равно стоимости более чем 30 тракторов. Такое явление дальше нетерпимо. Если говорить о себестоимости, то и в этом вопросе далеко неблагополучно. Несмотря на значительные достижения за последнее время, себестоимость продукции еще очень высока и превышает плановую более чем на 20 процентов. Одна из причин — потери на браке. Но это не все. На заводе отсутствует хозрасчет. Это позволяет цехам бесконтрольно расходовать средства и ведет ко всякого рода излишествам и бесхозяйственности. Во время займовой кампании, например, выявилось, что некоторые руководители цехов не знают своего фонда зарплаты. Запущенность в учете, практика поденных и аккордных оплат вместо сдельщины — главный бич на заводе. На заводе цех ширпотреба ничего не производит, а зарплату люди получают. Понятно, что принцип хозрасчета, самоокупаемости заставил бы каждого начальника цеха и участка по-хозяйски относиться к расходованию государственных средств. Руководители объясняют, что до этого у них еще «руки не дошли»... Могучей силой, повышающей производительность труда, является соревнование. Но и с этим делом на заводе плохо. Многие начальники цехов, да и не только они, относятся к соревнованию формально, пренебрежительно. В предмайские дни в числе соревнующихся по заводу значилось 90 молодежных бригад. А когда стали подводить итоги, выяснилось, что из этих бригад только 6 имели плановые задания, а остальные выполняли разовые, непостоянные работы. Комментарии тут, как говорится, излишни. С технической учебой также не в порядке. В первом квартале здесь планировали обучить разным профессиям 710 человек, а фактически обучено только 502. Во втором квартале должны пройти техучебу 835, а обучается пока 439. Посещаемость занятий низкая, учебных и наглядных пособий мало, а специальных помещений для учебы вовсе нет. Можно судить, какова продуктивность от такой учебы! Кроме этих крупных вопросов предприятию мешают и досадные «мелочи». Давно назрел вопрос об организации при поселке рынка. Чтобы купить какую-нибудь вещь, нужно идти за три километра. Или такой пример: на заводе половина рабочих — молодежь. Сейчас лето — тянет на вольный воздух. Почему бы не организовать спортивные площадки, футбольное поле, танцевальную площадку? Можно и нужно, но пока ничего не делается. Наконец, вопросы благоустройства. Слов нет, сделано тут немало, но далеко не все. Дороги к заводу в дождливую погоду превращаются в грязевые бассейны. Пройти из города на завод в такую погоду — сплошное мучение. А ведь это можно устранить без асфальта, из-за которого устройство дорог откладывается второй год. Почему нельзя сделать их торцовыми или применить шлаковые покрытия? Ф. ГАЛКИН» («Призыв», 8 июня 1946).
Школа ФЗО
На базе строящегося Тракторного завода в 1943 г. была открыта школа ФЗО № 7, ученики и выпускники которой в обязательном порядке работали на заводе. «Школа ФЗО №7 Владимирского тракторного завода недавно произвела выпуск учащихся. Они овладели квалификацией и необходимыми практическими навыками. Пятая часть выпускников квалифицирована по пятому разряду, 59% - по четвертому и остальные – по 3 разряду. Особо отличились формовщики Фёдоров, Романов, Абросимов и др. Группа девушек-стерженщиц под руководством Вали Филипповой своим отличным старанием завоевала переходящее Красное знамя школы и удержала его до конца выпуска. Школа готовится к новому приему. Отремонтировано учебное здание и инвентарь. Мы встретим новое пополнение в отремонтированном и благоустроенном здании. Н. Васильев» («Призыв», 12 сентября 1945). «Школа ФЗО № 7 при Владимирском тракторном заводе производит набор учащихся по профессиям: токари, фрезеровщики, штамповщики, слесари-сборщики и литейщики. Принимаются юноши 16-17 лет, девушки 16-18 лет… Адрес: Всполье, д. 12» («Призыв», 29 августа 1945). «В прошлом году школа фабрично-заводского обучения № 7, готовящая кадры тракторостроителей, значительно улучшала свою работу. Это отметила коллегия Министерства трудных резервов. Завод получил 500 квалифицированных paбoчих токарей, слесарей, формовщиков, штамповщиков и других рабочих специальностей на 75 человек больше, чем в 1946 году. Мастера, тт. Храбров, Мартынов, Чихачев, Паутов, Филиппова и Гущин воспитали не одну сотню квалифицированных рабочих, которые сейчас руководят участками, бригадами. Среди них, мастер тов. Сафронов, бригадиры тт. Алешина и Абросимов. Воспитанники школы стерженщица тов. Нефонтьева, штамповщик тов. Круглов, токарь тов. Петров, испытатель моторов тов. Чуксин трудятся по-стахановски. В школе ФЗО № 7 развернулось социалистическое соревнование за лучшую постановку производственной и воспитательной работы среди учащихся. Для показа социалистического соревнования широко используется наглядная агитация. Ежедневно подводятся итоги по индивидуальным обязательствам и еженедельно — по групповым. На доске показателей каждый день показывается, какая группа идет вперед, кто отстает и по каким пунктам обязательства. В результате мы добились хороших успехов в производственном обучении. В честь 30-й годовщины Советской Армии школа выполнила план I квартала 1948 г. Впереди идут группы токарей, руководимые мастерами тт. Храбровым, Чугуновым и Филипповой. Проходя производственную практику в цехах, учащиеся школы помогают тракторостроителям выполнять план. 11 февраля бригада формовщиков тов. Шальнова на формовке ступицы заформовала 80 опок. Такой выработки в литейном цехе не достигали еще ни разу кадровые рабочие. Но есть у нас и недостатки. В группе токарей мастера тов. Смирнова ученик Рыбкин несерьезно отнесся к порученному делу, недавно он поломал приспособление, а ученик Тюленев недисциплинирован. Учащиеся трудовых резервов в письме к товарищу Сталину поклялись преодолеть все препятствия и стать квалифицированными рабочими. Из пятого набора вашей школы завод получит достойное пополнение в коллектив тракторостроителей. Н. КЛИМОВ, директор школы ФЗО № 7» («Тракторостроитель», 20 февраля 1948). «24 февраля во время обеденного перерыва в красном уголке моторного цеха был дан концерт силами участников художественной самодеятельности ремесленного училища № 7 и школы ФЗО № 7» («Тракторостроитель», 3 марта 1948).
Средняя школа рабочей молодежи № 4
«Средняя школа рабочей молодежи № 4 была открыта в 1946 году на базе Тракторного завода. За время своего существования она выпустила из 7 и 10 классов большое количество рабочей молодежи со свидетельствами и аттестатами зрелости. Только за последние два учебных года 10 класс окончили 36 тракторостроителей и 63 учащихся окончили 7 класс. Среди окончивших 10 класс и получивших аттестат зрелости в 1950 году мы видим Прасковью Рябиничеву — контролера кузнечного цеха, старшего бухгалтера ОРСа Людмилу Коныреву, счетовода ОРСа Любовь Шахнину и других. Получили свидетельство об окончании 7 класса слесарь цеха серого чугуна В. Комбарев, токарь цеха шасси Л. Круглов, А. Егоров, А. Миронов (цех коробки скоростей), Г. Елинн (цех шасси) и другие. Многие учащиеся, окончившие школу, поступили или поступают сейчас в высшие учебные заведения, в техникумы. Многие из окончивших 7 класс изъявили желание остаться в 8 классе нашей школы. В новом 1950—51 учебном году наша школа будет значительно расширена. Вместо девяти классов, которые были в прошлом году, будет 12 с минимальным числом учащихся в 240 человек. В новом учебном году школа значительно лучше будет обеспечена учебниками и тетрадями. Педагогический коллектив пополняется новыми учителями. Администрация завода, партийные, комсомольские и профсоюзные организации завода создадут для рабочих, учащихся школ рабочей молодежи, условия для учебы. Сейчас в школу начался приток заявлений от рабочей молодежи. Подали заявления Бахирев — контролер ОТК в 7 класс, А. Зорин — формовщик в 5 класс, В. Кулясв — электромонтер в 8 класс, учетчица Г. Беляева в 8 класс и многие другие. Наряду с вновь поступающими будут продолжать обучаться учащиеся, окончившие в прошлом году 5, 6, 7, 8, 9 классы. В 10 классе будет учиться Н. Немцов — контролер цеха сборки моторов, шлифовщица моторного цеха К. Гришанова, контролер OTК А. Васько и другие, в 9 классе будут обучаться боец охраны К. Воробьев, кладовщица цеха шасси Ф. Андреева, в 7 классе фрезеровщик инструментального цеха Е. Маклашин и другие. Школа ждет учащихся, чтобы дать им знания. Она готова к приему. Ежедневно в школе дежурят учителя с 10 часов утра до 8 часов вечера, которые знакомят поступающих с условиями приема, условиями занятий. В школе проводятся занятия и консультации с поступающими. С 20 по 25 августа проводятся приемные экзамены для учащихся, не имеющих соответствующего документа об образовании. 30 августа в 7 часов вечера будет проведен первый общий сбор учащихся всей школы. Г. ГОРНОСТАЕВ, директор школы рабочей молодежи № 4 БУДУ УЧИТЬСЯ В ТЕХНИКУМЕ Весной этого года я окончил 7 классов школы рабочей молодежи, организованной на базе Тракторного завода. В этом же году я решил продолжать повышение своих знаний в вечернем отделении машиностроительного техникума и получить средне-техническое образование. В. ХРАБРОВ, мастер ФЗО № 7» («Тракторостроитель», 25 августа 1950).
10 июля 1946 г. Накаряков Александр Константинович переводится в Москву, где он жил и работал до эвакуации. Главным технологом ВТЗ назначается Романов Борис Петрович. Главные технологи ОГТ-ВТЗ: Накоряков Александр Константинович 1943-1946; Романов Борис Петрович 1946-1950; Зуев Александр Васильевич 1950-1960; Игошин Виктор Михайлович 1961-1981.
С приходом на должность Главного технолога Романова Бориса Петровича в ОГТ была создана группа ведущих технологов по цехам. Моторный цех – Игошин В.М., Автоматный цех – Ионова Л.М., Прессовый цех – Мазаева М.И.
26 сентября 1946 г. Чуфарин Михаил Кузмич переводится из моторного цеха заместителем Главного технолога по действующему производству.
В октябре 1946 г. на ВТЗ организуются годичные курсы конструкторов. На этих курсах учились бывшие фронтовики пришедшие на завод после демобилизации из армии: Гаврилов Борис Васильевич, Евдокимов Михаил Иванович, Запекшин Георгий Викторович, Иванов Георгий Петрович, Лобанов Николай Александрович, Прокофьев Юрий Николаевич, Судаков Иван Владимирович, Чихачев Алексей Николаевич, Полунина (Уткина) Лидия Михайловна и др. Занятия ведут заводские специалисты, в том числе технолог Зуев Александр Васильевич (технология металлов).
Всего за 1946 год выпущено 1140 тракторов.
На 1 января 1947 г. на заводе работало 5260 чел.
В 1947 г. идет освоение производства трактора «Универсал-1» для обработки высокостебельных культур, - кукурузы, подсолнечника и хлопка.
Трактор «Универсал У-1»
«Владимирский тракторный завод собрал три трактора «У-1». Эта новая модель машины отличается от выпущенного в настоящее время трактора «У-2» тем, что предназначается специально для обработки междурядий высокорослых растений. Для этого у нового трактора передние колеса сближены между собой и расстояние между крайними точками ободьев равно всего лишь 318 мм. Оба передних колеса движутся при работе на плантации в промежутках между двумя рядами растений. Расстояние от земли до заднего моста равно 730 мм., что обеспечивает работу трактора при высоте растений в 600—650 мм. Задние колеса у нового трактора раздвинуты более широко, чем у старого, а именно — на 1500 мм. между серединами ободьев. Для получения небольших радиусов поворотов трактор имеет автоматическое торможение задних колес: поворот передних колес, например, направо происходит при помощи троса, который начинает притормаживать правое заднее колесо. Поэтому, в отличие от трактора «У-2», новая модель машины имеет тормоза на обоих полуосях. Такой трактор очень удобен для культивации хлопковых полей. При этом культиватор монтируется на самом тракторе. Он может работать с прицепным двухлемешным плугом с шириной захвата 600 мм., тракторной сеялкой, уборочными машинами и является поэтому настоящим универсальным трактором. На нем пока еще нет шкива для работы на молотилке, силосорезке и других машинах. Но в ближайшее время заводом будет освоен и этот узел деталей. Новый трактор имеет много общего с «У-2». Одни и те же, например, двигатель в 22 лошадиных силы и 1.200 оборотов в минуту, муфта сцепления, коробка передач с диференциалом и т. д. Но, тем не менее, он имеет 52 детали, которые отличаются от деталей трактора «У-2». В настоящее время изготовляются специальные приспособления для обработки и измерения этих деталей, для чего заказываются особые станки. В текущем году завод будет выпускать тракторы «У-1» в массовом масштабе, не прекращая выпуска «У-2». Новая модель трактора имеет свою историю. Она была спроектирована американской фирмой «Кормин-Диринг», которая выпускала трактор под названием «Фармолл». В 1933 году советское правительство купило у этой фирмы комплект чертежей. Кировский завод в Ленинграде (бывший «Красный Путиловец») освоил производство и выпустил несколько десятков тысяч штук этих машин. В конце 1939 годе завод перестал изготовлять эти машины. Во время Отечественной войны чертежи из Ленинграда были эвакуированы и переданы нашему заводу. После 8 лет перерыва тракторы «У-1» стали вновь выпускаться у нас во Владимире с некоторыми изменениями в конструкции. Конструкторский коллектив нашего завода, под руководством главного конструктора, в настоящее время проделывает большую работу по улучшению и модернизация как трактора «У-1», так и «У-2». Эта работа идет по двум направлениям: во-первых,— создание больших удобств для водителя и, во-вторых, — улучшение технологичности деталей, облегчение и удешевление их производства. У нового трактора намечается заменить неудобное жесткое сидение мягким с пружинным амортизатором, улучшить коллектор, поставить цельнолитые передние колеса вместо клепаных, переменить опасную заводную рукоятку на безопасную, поставить сетку-фильтр в керосиновый бак и ввести еще целый ряд изменений. Д. ХОХРЯКОВ, инженер-конструктор ВТЗ» («Призыв», 22 января 1947).
В марте 1947 г. были отправлены на испытания в Узбекистан три опытных образца трактора У-1.
Реконструкция Литейного цеха с целью увеличения производительности в 4-5 раза.
Богданов В.И. вспоминал: «Тогда на ВТЗ отовсюду поступало оборудование. Подъемных механизмов еще не хватало. Приходилось из склада в цех тяжелые станки доставлять вручную. Хоть и уставали за день порядочно, но молодость свое брала. Вечерами мы собирались на Всполье, где в то время был кинотеатр. Частенько после фильмов ходили в общежитие к девчатам. Я брал с собой гармошку, а Вася балалайку и устраивали такие концерты!!!» Заводской комитет начал работу с февраля 1947 года, избрано в его состав 17 чел. В начале 1947 года между дирекцией завода и завкомом было заключено соглашение по охране труда и технике безопасности с точным перечнем всех мероприятий и сроков их выполнения. В 1947 году завком завел учет всех инвалидов Отечественной войны и семей погибших фронтовиков, дважды провел перерегистрацию. Инвалидам Отечественной войны и семьям погибших фронтовиков систематически оказывалась помощь ордерами, продуктами и деньгами.
11 марта 1947 г. Солдатов Василий Ефимович, назначен заместителем Главного технолога по новому производству.
15 апреля 1947 г. на заводе запущен в эксплуатацию печатный цех (типография).
Емелин Василий Дмитриевич (1911 г.р.), начальник сектора отдела главного технолога, старший конструктор ЦКБ, инициатор почина по ликвидации узких мест в производстве.
В 1947 г. после окончания Авиамеханического техникума пришли в ОГТ: Макарова (Матвеева) Нина Сергеевна – технолог и Керская Елена Павловна – конструктор.
Макарова Нина Сергеевна
Керская Елена Павловна
В июне 1947 г. Владимирский тракторный завод получил два пассажирских автобуса, которые совершали рейсы между городом и заводом. Правом проезда на них пользовались лишь инженерно-технические работники и лучшие стахановцы, проживавшие в городе и поселке Всполье. Через два года стал вопрос о движении автобусов в выходные дни.
3 ноября 1947 г. изготовлен 5000 трактор.
В 1946 году работа спортивного общества «Трактор» была развалена. В 1947 году вновь организовано спортивное общество «Торпедо» (бывший «Трактор»). Число членов общества выросло до 261 чел., из них 102 женщины. Работой руководит бюро, а в цехах имеются физорги, которые проводят запись в члены общества, в спорткружки, руководят физкультурной работой. При спортобществе организованы секции: шахматная, гимнастическая, мотоциклетная, лыжная, конькобежная, хоккейная, тяжелой атлетики, бокса, охотничья и футбольная команда.
С октября 1947 года начала работу партийная школа при парткоме завода. В программе партийной школы курс истории ВКП(б). вопросы советской экономики, партийного строительства и географии. С первых дней работы школы большинство слушателей горячо и с большим желанием взялось за учебу. К ним относятся секретарь парторганизации штампового цеха Ф. Васильев, мастер ОТК коммунист В. Марченко, начальник первого отдела А. Серкин, член партбюро заводоуправления А. Чичваркин, начальник административно-хозяйственного отдела Н. Аникин, они не имеют пропусков занятий без уважительных причин. Хорошо учится секретарь комсомольской организации заводоуправления К. Ершова.
15 октября 1947 г. цех шасси переименован в цех коробки скоростей (начальник цеха Хенкин).
Володин Георгий Иванович, 1923 г. р., старший мастер цеха шасси, технолог цеха шасси, беспартийный.
Конструкторы ОГК переезжают из цеха шестерен в корпус №1.
Запущен в эксплуатацию прессовый цех.
Лебедев вспоминал: «Когда началось строительство второй очереди завода, была выделена площадка для строительства прессового цеха. Тяжелые пресса «Толедо» и «Пельс» были установлены на площадке цехе, когда стен и крыши еще не было. Около прессов были сооружены временные фанерные загородки, перекрытые сверху брезентом. Когда пресса начали работать, их удары были слышны почти в центре города.
В 1947 г. были возведены стены и крыша прессового цеха и мы стали обживаться в новом помещении.
В декабре был спроектирован трактор «ВТЗ-НАТИ». 2-х цилиндровый дизель, 24 л.с., охлаждение водяное; резиновые колеса; ширина колеи регулируемая; заднее навесное устройство. Главный конструктор – Г.Я. Розеноэр.
В конце 1947 г. на ВТЗ начался серийный выпуск тракторов «Универсал-1».
Всего за 1947 г. выпущено 3140 тракторов.
В.М. Шукшин
В.М. Шукшин до 1948 года работал слесарем во Владимире на Тракторном заводе. «В 1948 году владимирским горвоенкоматом был направлен учиться в авиационное училище». В горвоенкомате сохранился список призывников 1928—1929 года рождения, направленных в военные училища, где под номером семь записан В.М. Шукшин, 1929 года рождения, а в графе домашний адрес указано: ул. Горького, дом 69, квартира 17.
Улица Строителей, д. 5
10 января 1948 г. была запущена в эксплуатацию двухэтажная заводская баня на Всполье. Стоимость билета 1 р. 50 коп.