Главная
Регистрация
Вход
Четверг
25.04.2024
14:29
Приветствую Вас Гость | RSS


ЛЮБОВЬ БЕЗУСЛОВНАЯ

ПРАВОСЛАВИЕ

Меню

Категории раздела
Святые [142]
Русь [12]
Метаистория [7]
Владимир [1586]
Суздаль [469]
Русколания [10]
Киев [15]
Пирамиды [3]
Ведизм [33]
Муром [495]
Музеи Владимирской области [64]
Монастыри [7]
Судогда [15]
Собинка [144]
Юрьев [249]
Судогодский район [117]
Москва [42]
Петушки [170]
Гусь [198]
Вязники [350]
Камешково [187]
Ковров [431]
Гороховец [131]
Александров [300]
Переславль [117]
Кольчугино [98]
История [39]
Киржач [94]
Шуя [111]
Религия [6]
Иваново [66]
Селиваново [46]
Гаврилов Пасад [10]
Меленки [124]
Писатели и поэты [193]
Промышленность [164]
Учебные заведения [174]
Владимирская губерния [47]
Революция 1917 [50]
Новгород [4]
Лимурия [1]
Сельское хозяйство [78]
Медицина [66]
Муромские поэты [6]
художники [73]
Лесное хозяйство [17]
Владимирская энциклопедия [2394]
архитекторы [30]
краеведение [72]
Отечественная война [276]
архив [8]
обряды [21]
История Земли [14]
Тюрьма [26]
Жертвы политических репрессий [38]
Воины-интернационалисты [14]
спорт [38]
Оргтруд [135]
Боголюбово [18]

Статистика

 Каталог статей 
Главная » Статьи » История » Владимир

Завершение Первой очереди строительства Владимирского Тракторного завода (1945 год)

Завершение строительства Первой очереди Владимирского Тракторного завода

Начало »»» Владимирский Тракторный завод во время ВОВ


Трактор «Универсал У-2»

Памятник первому владимирскому трактору. Стоял на территории Владимирского тракторного завода. Автор: Игорь Михалев
Трактор увезен в Чебоксарский Научно-технический музей истории трактора.

«В двадцатых числах июля в сборочном цехе Тракторного завода наступили напряженные дни: началась сборка первых тракторов. 24 июля ночью из цеха вышла первая машина. Вчера на заводе закончилась сборка пятого трактора. Таким образом, поставленная правительством перед заводом задача – дать в июле 5 тракторов – выполнена.
В эти напряженные дни начальник цеха сборки Барышников, старший бригадир Ухалов, слесарь Садовников, бригадир Зюзин, мастер Афонин и десятки других людей, чтобы выполнить в срок задание правительства, работали по нескольку суток кряду, не выходя из цеха.
Проведенные заводские испытания тракторов дали положительные результаты. В ближайшие дни тракторы будут испытаны в поле.
Первые пять тракторов завод выпустил с помощью Горьковского автозавода имени Молотова и Ленинградского Кировского завода. В августе перед заводом стоит еще более ответственная задача – дать 25 тракторов, сделав их исключительно своими силами, без помощи других предприятий» (газета «Призыв» 30 июля 1944).
«Администрация Тракторного завода организовала рейсы автобуса от Золотых ворот до завода и обратно для перевозки рабочих, живущих далеко. Это очень хорошее дело, но люди, видимо, больше интересовались коммерческой стороной, а не созданием удобств для рабочих и служащих. Плата за проезд установлена в 2 рубля в один конец.
Выходит, что за проезд на работу и обратно рабочий должен заплатить 4 рубля. В месяц это составит 100 рублей и больше.
Не дорого ли?» («Призыв» 3 авг. 1944).


Козлов Федор Васильевич

Козлов Федор Васильевич вспоминал: «Весной 1944 г. к нам на Горьковский Автозавод приехал Главный инженер Владимирского тракторного завода А.К. Рухадзе. Он привез приказ заместителя министра автотракторного машиностроения П.С. Кучумова о моем направлении на шестимесячную командировку на строящийся во Владимире тракторный завод для оказания технической помощи в организации модельного производства. Во Владимире Рухадзе представил меня директору завода А.Н. Бурову и по согласованию с ним я был оформлен начальником модельного цеха. Модельная мастерская находилась недалеко от остановки Всполье. Первая же работа выявила техническую безграмотность моих рабочих. Читать чертежи они не умели. Решили организовать техническую учебу. Через день начали оставаться на два часа после работы, вскоре рабочие смогли самостоятельно выполнять простые задания. В конце августа 1944 г. нашему коллективу в корпусе №1 была предоставлена площадь для организации модельного цеха».


Кузнечный цех

В августе 1944 г. начат монтаж оборудования в первом пролете кузнечного цеха. Ведется монтаж оборудования в корпусах №1 и 3.


Готовые трактора сходят с конвейера Владимирского тракторного завода, 1944 г.

«Самозабвенный труд конструкторов. В июле 1944 г. перед коллективом отдела главного технолога Тракторного завода была поставлена трудная и ответственная задача: закончить проектирование приспособлений, штампов, мерительного и режущего инструментов, а также вести монтаж оборудования и по обходной технологии изготовлять детали трактора. Многим, даже опытным инженерам, казалось, что этот объем работы невыполним, так как большинство конструкторов и технологов отдела состоит из молодых специалистов, с которыми надо еще очень много заниматься, растить их, чтобы они могли самостоятельно выполнить эту работу.
Решено было сочетать практическую работу с учебой молодых специалистов. Составили графики и приступили к работе.
Много трудностей, неполадок было на пути, но одно желание – выполнить в срок задание партии и правительства придавало людям силы, уверенность, и конструкторы с технологами, не считаясь с временем, работали каждый за двоих и за троих, отвечая своим трудом на героические успехи Красной Армии.
Образцы хорошего отношения к труду проявили тт. Комолов, Сазонова, Лазарева, Лебедева, Довженко, Фатеев, Комиссарова, Варегина, Коломина и многие другие молодые специалисты и ведущие работники отделов. В результате отдел главного технолога перевыполнил июльский план. Хорошая работа конструкторов оказала существенное влияние на состояние подготовки производства Тракторного завода.
Вас. Емелин, старший конструктор центрального конструкторского бюро завода».
«Приказ есть, а дела нет. ОРС Тракторного завода должен заложить на хранение 1790 тонн картофеля и овощей. В настоящее время хранилищ имеется: на 400 тонн во Владимире и на 300 тонн в Суздале.
Недостает таким образом помещений на 1090 тонн. Для засолки овощей требуется тары на 460 тонн, имеется дошников на 170 тонн. Чтобы покрыть недостаток в помещениях, решено построить подвалы в подсобных корпусах завода на 400 тонн и в доме № 13 на Всполье на 150 тонн. Кроме того, в корпусе, предназначавшемся под гараж, намечено построить цементно-бетонные дошники общей емкостью в 700 кубометров. На все это есть приказ директора завода. Нет только самого главного – дела. К работе по постройке до сих пор не приступлено. И есть основание опасаться, что к приему овощей ОРС завода окажется совершенно неподготовленным.
Жилища Тракторного завода по-прежнему не готовятся к зиме
Бытовые условия рабочих тесно связаны с выполнением производственной программы предприятия. Эта простая истина не должна до сознания руководителей жилищно-коммунального отдела Тракторного завода.
Лето идет к концу, а благоустройство заводских рабочих поселков «Всполье» и им. Осипенко еще не начиналось. Даже сейчас, при малейшем дожде, на площадях поселков непролазная грязь. Осенью здесь совсем нельзя будет пройти. На весь поселок «Всполье» есть только одна уборная, мало помоек и мусорных ящиков. Это еще больше способствует загрязнению поселков.
Общежития полностью не оборудованы. Не хватает столов, стульев, бачков для воды, нет помещения для стирки белья.
К зиме жилища не подготовлены. Оконные рамы и двери не пригнаны к коробкам, не проверяется система центрального отопления, не все благополучно с топливом. В прошлые зимы из-за отсутствия топлива, плохой пригонки окон и дверей, неисправности отопительной системы в домах поселка «Всполье» температура падала до 6-8 градусов тепла, а иногда – до 2-4. То же самое может повториться и наступающей зимой.
Подрядчик Тракторного завода по строительству – стройуправление № 5 очень недобросовестно строит дома в поселке. Комиссия же завода принимает дома в эксплуатацию со многими крупными недоделками (отсутствуют водосточные трубы, не в порядке центральное отопление, уборные в квартирах не оборудованы, оконные рамы и двери по своим размерам не подходят к коробкам). В приемных актах оговорок об этих недоделках не делается, завод на основании актов полностью платит стройуправлению деньги и, в результате, недоделки остаются неисправленными» («Призыв» 13 авг. 1944).
В августе 1944 г. образована Владимирская область.
В августе 1944 г. на завод прибыла большая группа молодых специалистов – выпускников ВУЗов и техникумов. Среди них: ИС. Докиль - выпускник Бежицкого машиностроительного института.


Зубарева Раиса Михайловна - выпускница Бежицкого машиностроительного института, поступила работать конструктором отдела Главного механика.

Зуев Александр Васильевич – выпускник Бежицкого машиностроительного института будущий главный технолог в 50-х.

Качаев Виктор Матвеевич – выпускник МВТУ им.Баумана

Бурова (Манова) Татьяна Алексеевна, выпускница Авиамеханического техникума.

Прессовый цех переведен из корпуса №3 в корпус №1. В цех начало поступать новое оборудование. Организована бригада для поездки на Кировский завод за уцелевшей штамповой оснасткой.
Технолог И.Ф. Литваковский согласовывает чертежи штампов, заказанных на ГАЗе и ЗИЛе.

26 февраля 1944 года Народный комиссар среднего машиностроения СССР издал приказ об открытии с 27 марта 1944 года тракторного техникума при Владимирском тракторном заводе. В сентябре на арендуемых площадях Энергомеханического техникума приступает к занятиям Владимирский тракторный техникум. К преподаванию специальных дисциплин привлекаются работники Тракторного завода и завода «Автоприбор». Первый директор техникума Рыбин С.А., бывший начальник РМЦ ВТЗ.
В декабре 1944 года на заводе были организованы курсы мастеров под руководством начальника производства завода Слуцкого.
Всего за 1944 г. выпущено 265 тракторов.
На 1 января 1945 г. на заводе работало 2941 чел.


Трактор "Универсал-2" производства Владимирского тракторного завода. 1945-1949 гг.

Зима 1945 года – в цехах холодно. Эмульсия и масло в станках замерзают. Рабочим чтобы обогреться приходится жечь в цехах костры. Главными местами для обогрева в корпусе №3 считались термичка с двумя работающими печами и кузница, где постоянно горел горн. Из-за недостатка воды не работали умывальники. Рабочие, закончив смену, шли домой в засаленной одежде с грязными руками и лицами.
В цехах имелись маленькие столовые, которые обеспечивали рабочих обедом. Завтрак и ужин можно было получить по талонам в столовой, которая находилась за территорией завода в здании, примыкающем к гаражу со стороны улицы Тракторной, там, потом располагалась старая медсанчасть.

Продукты питания распределялись по карточкам. Карточки были двух типов – хлебная и продуктовая. Они делились по категориям: 400 г. хлеба – служащим, 700 г. – рабочим в механических цехах и 1000 г. литейщикам. Карточки были разграфлены на маленькие купоны. У обедающих в столовой в обмен на талон каждый раз выстригали из карточки по купону. Чтобы пообедать, надо было отстоять очередь за талонами на обед, затем – очередь за хлебом, потом – занять место за столом и дождаться пока официантка заберет талоны и принесет обед. Обед подавали в мисочках, сделанных из больших банок из-под американской тушенки. В них же подавали и чай. Обед обычно состоял из жиденьких щей и пшенной каши. Иногда бывали картошка или американский омлет. Обедать каждый приходил со своей ложкой. Позднее ложки стали давать в обмен на пропуска. Руководство, начиная со старшего мастера, питалось по спец карточкам в столовой заводоуправления.
Весной и осенью ходить по заводу было нелегко. Повсюду была такая грязь, что без резиновых или кирзовых сапог было не обойтись.
Технологи ОГТ разрабатывают технологию под универсальное оборудование. Приспособления проектируются с ручным зажимом.
В марте моторный цех переезжает из корпуса №3 в новый моторосборочный корпус. Участок сборки двигателей располагался вдоль окон с правой стены здания. В конце корпуса разместился цех приспособлений.
Михаил Чуфарин вспоминал: «11 декабря 1944 г. директор А.Н. Буров вызвал меня к себе и вручил приказ о моем назначении начальником моторного цеха. Моторный цех в это время находился в корпусе №3. В корпусе было тесно, там размещались главный конвейер, цех шасси, автоматный и термический цеха, испытательная станция. С заместителем главного инженера по подготовке производства В.Я. Фиюковым спустились в цех. Весь пролет цеха где стояли станки был окутан дымом. В «шляпах» - штампованных крышках дифференциала горели небольшие костры, к которым подходили рабочие, что бы согреть руки. Начальник участка блока моторов В.М. Качаев вышел к нам на встречу в шубе и рукавицах. Прошлись по цеху. Я увидел что созданы все службы: механика, энергетика, техсектор, инструментально-раздаточная кладовая, планово-распределительное бюро. Главная задача цеха в те дни состояла в том, чтобы обеспечить ежедневный выпуск пяти комплектов деталей на сборку двигателей. Только после сдачи всех деталей ОТК начальники участков имели право заканчивать работу и идти отдыхать. Строительство моторного корпуса шло ускоренными темпами.
В середине марта 1945 г. без остановки производства моторов начался перемонтаж оборудования из корпуса №3 в моторосборочный корпус. Участок сборки двигателей располагался вдоль окон с правой стены здания. В конце корпуса разместился цех приспособлений.


Михаил Чуфарин

В апреле 1945 г. в моторный цех пришел молодой техник Глеб Князев. Девятнадцатилетнего специалиста назначили мастером участка шатуна. За время работы в моторном цехе Глеб Михайлович прошел все ступени мастерства от руководителя участка, начальника техсектора, до заместителя начальника цеха. В 1957 г. закончил заочный машиностроительный институт. В 1961 г. Глеб Михайлович Князев назначается начальником крупнейшего в заводе, только что построенного Моторного цеха №1. В конце шестидесятых он перешел работать директором Электромоторного завода.


Глеб Князев.

1 апреля 1945 г. Силаева (Шмырева) Юлия Николаевна была принята в ОГТ после окончания Энергомеханического техникума.


Силаева (Шмырева) Юлия Николаевна

«День рождения завода»

20 апреля 1945 г. руководство завода рапортовало председателю ГКО тов. Сталину об окончании строительства и вводе в эксплуатацию первой очереди тракторного завода на мощность 20 тракторов в сутки.



Подписание акта приемки 1-й очереди завода. Директор завода Буров А.Н и начальник строительства Подгорный И.Л.

Днем рождения Владимирского тракторного завода считается день 24 апреля 1945 года. В этот день закончилось строительство первой очереди завода. С главного конвейера сошел 500-й трактор. Но строительство завода продолжалось.
Сталину была отправлена телеграмма.
«Председателю Государственного Комитета Обороны товарищу Сталину И.В.
Дорогой Иосиф Виссарионович!
С большой радостью докладываем Вам, что в дни великих побед нашей доблестной Красной Армии закончена строительством и введена в эксплуатацию первая очередь нового Тракторного завода в городе Владимире.
Строительство Тракторного завода было начато по Вашему заданию в 1943 году.
За это время коллективом строителей и монтажников Народного Комиссариата по строительству и рабочими, инженерами и служащими Владимирского Тракторного завода Народного Комиссариата Среднего Машиностроения построены и введены в эксплуатацию: литейный корпус с заливочным конвейером и полной механизацией землеприготовления и подачи, кузнечный корпус, моторный корпус, тракторосборочный корпус с главным конвейером, инструментальный корпус, компрессорная, котельная, железнодорожные и безрельсовые пути, линия электропередачи, трубопроводы.
Введено в эксплуатацию 62 тысячи кв. метров производственных и вспомогательных площадей, 24 тысячи кв. метров жилых площадей, 78 километров разных трубопроводов, 36 километров электропроводов. Все промышленные цехи построены капитально.
Мы рады также доложить Вам, что одновременно со строительством коллектив Тракторного завода осваивал производство тракторов и выпустил уже свыше 500 пропашных тракторов для сельского хозяйства.
Новые тракторы марки «ВТЗ» будут участвовать в выполнении весенних полевых работ 1945 года и явятся дополнительным вкладом в фонд обороны нашей страны.
Мы гордимся тем, что в суровые годы Отечественной войны наше государство под Вашим руководством смогло построить мощный Тракторный завод, оснащенный новейшей техникой и выпускающий тракторы для дальнейшего укрепления экономического могущества нашей Родины.
Мы заверяем Вас, товарищ Сталин, что и впредь мы отдадим все свои силы и знания для быстрого окончания строительства второй очереди и освоения проектной мощности завода, чтобы еще более окрепло и расцвело наше сельское хозяйство, а наша Родина вышла из войны еще более могучей.
Да здравствует наша великая Родина!
Да здравствует наша доблестная Красная Армия!
Да здравствует наш вождь и учитель, гениальный полководец, великий Сталин!
Директор Владимирского Тракторного завода Наркомсредмаша БУРОВ, начальник Особого Строительно-Монтажного Управления Наркомстроя ПОДГОРНЫЙ, главный инженер завода БАХАРЕВ, главный инженер Особого Строительно-Монтажного Управления ЛИМОНОВ, уполномоченные Государственного Комитета Обороны по строительству Владимирского Тракторного завода ПУЗАНОВ, парторг ЦК ВКП(б) на заводе ДЕНИСОВ, парторг ЦК ВКП(б) Особого Строительно-Монтажного Управления БУРОВ, главный инженер Главтракторопрома Наркомсредмаша НИКОГОСЯН, начальник Главцентростроя Наркомстроя ПОГОСОВ, секретарь Владимирского обкома ВКП(б) ПАЛЬЦЕВ».
25 апреля 1945 г. на завод пришла ответная телеграмма Сталина – поздравление коллектива с одержанной победой.
«Директору Владимирского Тракторного завода Наркомсредмаша товарищу Бурову, начальнику Особого Строительно-Монтажного Управления треста № 9 Наркомстроя товарищу Подгорному, главному инженеру завода товарищу Бахареву, главному инженеру Особого Строительно-Монтажного Управления товарищу Лимонову, уполномоченному Государственного Комитета Обороны по строительству завода товарищу Пузанову, парторгу ЦК ВКП(б) на заводе товарищу Денисову, парторгу ЦК ВКП(б) Особого Строительно-Монтажного Управления товарищу Бурову, главному инженеру Главтракторопрома товарищу Никогосяну, начальнику Главцентростроя товарищу Погосову, секретарю Владимирского обкома ВКП(б) товарищу Пальцеву.
Приветствую и поздравляю строителей Наркомстроя, рабочих, инженеров и служащих Владимирского Тракторного завода Наркомсредмаша с большой производственной победой — окончанием строительства первой очереди завода и выпуском первых пятисот тракторов.
В трудных условиях военного времени своей напряженной работой вы разрешили важную народно-хозяйственную задачу, создали новый крупный завод по выпуску тракторов для сельского хозяйства.
Родина высоко оценит вашу самоотверженную работу по укреплению мощи нашей страны.
Желаю вам дальнейших успехов в освоении производства тракторов и быстрейшем окончании строительства второй очереди завода.
И. СТАЛИН». («Призыв», 25 апреля 1945).

«24 апреля 1945 года был собран 500-й трактор. По этому случаю в ближайший выходной в здании машиностроительного техникума на улице Луначарского был организован банкет для рабочих и служащих ВТЗ. Каждому цеху была отведена своя аудитория. Угощение было с водкой и очень хорошей закуской. Все было торжественно и весело, тем более что с питанием в то время было плохо. В каждую аудиторию заходил директор завода Буров и поздравлял с пуском І-й очереди завода» (К.М. Фёдоров «Мои воспоминания»).


Лучший обкатчик Владимирского Тракторного завода Н. Семиделов за обкаткой 500-го трактора.

«С КОНВЕЙЕРА СОШЕЛ ПЯТИСОТЫЙ ТРАКТОР
Митинг на Тракторном заводе

Вчера на Владимирском тракторном заводе был большой праздник. Многотысячный коллектив эксплуатационников и строителей собрался на митинг по случаю выпуска первых 500 тракторов.
На митинге присутствуют многочисленные гости от наркоматов, областных и городских организаций.
Митинг открыл парторг ЦК ВКП(б) на заводе тов. Денисов. Первое слово он предоставил главному инженеру завода тов. Бахареву. Последний рассказал о борьбе коллектива завода за организацию производства, освоение технологии и за выпуск первых пятисот машин.
От коллектива строителей выступил начальник стройуправления № 5 тов. Подгорный.
— Строители могут смело сказать, что они идут в ногу с воинами Красной Армии. В условиях войны они успешно справились с заданием партии и правительства, за 22 месяца построили производственные корпуса завода, дали электроэнергию, воду, подготовили все возможности для выпуска первых пятисот тракторов марки «ВТЗ» для колхозных полей.
От стахановцев завода выступил молодой мастер Николай Романов. Он рассказал о своем трудовом пути, о том, как он получил квалификацию и успешно борется за выпуск тракторов.
Коллектив тракторостроевцев приветствовали Народный комиссар среднего машиностроения тов. Акопов и Нарком по строительству тов. Гинзбург.
В своем выступлении тов. Акопов поздравил коллектив с выпуском первых пятисот тракторов и поставил новые задачи.
— Наше социалистическое сельское хозяйство,— говорил он,— требует не сотни тракторов, а десятки тысяч. Задача тракторостроевцев организовать выпуск машин на основе массового поточного производства, обеспечить бесперебойную работу кузницы, литейного и прессового цехов, добиться, чтобы завод ежедневно, ежемесячно выполнял план, работал ритмично.
— Задача строителей — помочь эксплуатационникам,— сказал в своем выступлении Нарком по строительству тов. Гинзбург, — расширить производственные мощности, закончить строительство цехов и к концу 1945 года пустить завод на полную мощность.
Секретарь обкома ВКП(б) тов. Пальцев, поздравив тракторостроевцев и строителей, говорил:
— Желаю успеха в завершении строительства завода и увеличении выпуска тракторов, чтобы славными трудовыми подвигами в тылу помочь нашей доблестной Красной Армии быстрее разгромить врага.
Участники митинга послали письмо секретарю ЦК ВКП(б) и Народному комиссару земледелия тов. А.А. Андрееву. Они доложили об итогах работы по выполнению задания партии и правительства по пуску завода и поклялись, что не пожалеют энергии и сил, чтобы завершить стройку завода и дать больше тракторов для колхозных полей» («Призыв», 20 марта 1945).

Праздник на Тракторном заводе

Да, это был праздник. И не только строителей и эксплуатационников. Это был праздник всего Владимира, всей области, всей страны. Задолго до митинга стройными рядами под звуки маршей шли на Тракторный рабочие владимирских предприятий, студенты, красноармейцы, пионеры. Длинными вереницами направлялись на завод домохозяйки. Это было волнующим зрелищем. Колонны людей, расцвеченные кумачом знамен, транспарантов и портретами руководителей партии и правительства, напоминали демонстрацию. И в самом деле, это была демонстрация советского патриотизма.
Люди шли за город, на строительную площадку не ради праздного любопытства, они шли, как хозяева, на свой завод полюбоваться плодами своего труда, ибо в каждом корпусе, в … выходной день, они отработали на строительной площадке.
Мощным басом прогудел гудок. Ничто так не характеризует действующее предприятие, как гудок, самый обычный гудок. И когда он недавно впервые прорезал тишину заводской площадки, радостью заискрились лица старых рабочих, издавна привыкших к размеренной гудками жизни завода.
— Слышишь, Кузьма, гудок гукнул, — сказал один рабочий другому. Остановясь и прислушавшись к звуку мощного и басовитого голоса, он ответил:
— Мелодично гудит…
Гудок известил об окончании рабочего дня. Из цехов и с лесов на разукрашенную площадку возле завода направились рабочие, инженеры, техники и служащие. От одних пахло машинным маслом, от других — душистой сосной, от третьих — неопределенными запахами глины, кирпича и извести. Первая очередь готова, но завод продолжает строиться.
Высоко над трибуной лик великого Сталина, освещаемый закатным солнцем. Ветер трепещет полотно, и Сталин, словно живой, стоит перед многотысячным коллективом строителей, рабочих и гостей. Митинг в честь пуска завода открывает парторг ЦК ВКП(б) тов. Денисов и первое слово предоставляет одному из ветеранов стройки — начальнику особого строительно-монтажного управления № 5 тов. Подгорному. Он зачитывает приветствие, полученное от Верховного Главнокомандующего Маршала Сталина.
— Приветствую и поздравляю строителей Наркомстроя, рабочих, инженеров и служащих Владимирского тракторного завода Наркомсредмаша с большой производственной победой...
Слова сталинской благодарности покрываются горячими аплодисментами и звуками гимна Советского Союза.
«Победа» — это крылатое фронтовое слово не чуждо и труженикам тыла. Построить завод в условиях войны нелегко. Даже в мирное время строительство такого сооружения было большим событием, а теперь, в дни войны, это можно сравнить с подвигом на фронте. Днем и ночью, в дождь и снег, на холодном ветру владимирцы создавали свое любимое детище. Строители ночей не досыпали, отказывали в отдыхе, в труде забывали себя. Сколько было трудностей: не было металла нужного профиля, нехватало рабочих рук. Люди преодолели тысячи трудностей, но завод построили в срок. Иначе нельзя — так приказал Сталин. Это имя стало символом наших побед на фронте и в тылу. Слово Сталина - непреложное руководство в бою и труде.
Чувство гордости за свою отчизну, чувство радости за советских людей, за своих товарищей вызывало выступление каждого участника митинга. «Вот она какая могучая моя Родина,— думал каждый. — Где, в какой стране возможно такое, чтобы в дни грозной опасности для страны закладывать и строить один из гигантов среднего машиностроения, думать о будущем своей отчизны?» Какой силой веры в победу, контуры которой теперь уже всем видны, обладал наш простой советский человек!
Возвышенный дух советского человека, озаренный гением Ленина и Сталина, привел наши войска в логово фашистского зверя — в Берлин и ведет нас от победы к победе в тылу. Директор завода тов. Буров назвал имена таких стахановцев, чей возвышенный дух озарял путь для многих: Николай и Алексей Романовы, Мария Убоженко, Евдокия …
— Кто создал завод? — спросил товарищ Бyров и сам же ответил на свой вопрос:— Егo создали подростки, женщины и инвалиды Отечественной войны. Старший мастер Крайнов, фрезеровщик Овчаренко, токарь Петухов, сборщик Петушков, инструментальщики Уманец и Дьяков в боях с фашистскими захватчиками были ранены, они потеряли здоровье за честь и свободу Родины, их признали инвалидами. Сидеть бы им дома и греться у печки, но они предпочли пойти на завод и на такой, где все было так неустойчиво, и работать приходилось на ветру и неотапливаемых цехах. Но таков уж советский человек: он не выбирает где лучше, удобнее и выгоднее. Он рассуждает иначе: где он будет полезнее. Эти люди внесли в заводскую жизнь фронтовую хватку. Они отказывались от выходных дней, работали по две и три смены без отдыха, словом чувствовали себя на заводе, как на боевом посту, на фронте.
— Строился завод и вместе с ним росли мы, — сказала молодая стахановка Мария Убоженко. — Многие из нас усвоили по три—четыре профессии, стали мастерами. А трудимся мы так, как подобает трудиться в дни войны.
Выступление каменщика Тюленева было кратким и выразительным:
— Я на строительстве с первого дня. И уложил в эти стены один миллион штук кирпичей. В ответ на благодарность товарища Сталина на строительстве второй очереди постараюсь уложить еще больше.
Поздравив с пуском первой очереди и высокой оценкой самоотверженного труда строителей Наркомстроя и рабочих, инженеров и служащих завода, секретарь обкома ВКП(б) тов. Пальцев сказал:
— Ваша производственная победа совпала с замечательным событием на фронте. Красная Армия громит врага в центре кровавого фашисткого зверя — в Берлине. С пуском завода Владимир становится крупным и важным промышленным центром страны. Строительство продолжается. Надо, чтобы завод был построен не только прочно и капитально, но и красиво. Отделке корпусов, благоустройству заводской площадки и поселка, строительству жилищ и культурно-бытовых сооружений должно быть уделено особое внимание.
... С какой жадностью мы ловим каждое слово с фронта! Как мы радуемся каждому успеху фронтовиков! А как обрадуется наш боец, сражающийся на улицах Берлина, узнав о пуске Тракторного завода. Он непременно скажет: —Значит тыл шагает с нами в ногу, не отстает. Какую громадину-то построили!
П. Тамарин («Призыв», 27 апреля 1945).

ПЕРВАЯ ОЧЕРЕДЬ

Выполняя свой патриотический долг перед Родиной, коллектив строителей за 22 месяца построил первую очередь Владимирского Тракторного завода. Особенно славно поработали строители в предпусковые дни. В зимних условиях, несмотря на морозы и метели, мы перевыполнили программу.
62 000 квадратных метров производственных площадей уже находятся в эксплуатации: литейный корпус, оснащенный конвейерами для подачи земли и формовки, кузнечный — с тяжелыми молотами, прессовый и моторный корпус, инструментальный и термический цехи вполне обеспечивают подачу деталей в огромный тракторо-сборочный цех на выпуск установленного количества тракторов. С главного конвейера сошел 500-й трактор с новой маркой «ВТЗ». Это большая победа строителей и эксплуатационников.
Эта победа сама не пришла, она завоевана в упорном труде, с напряжением всех сил.
Трудности военного времени не позволяли рассчитывать на бесперебойное снабжение стройматериалами, механизмами, инструментом и квалифицированными кадрами. Недостающее надо было изыскать на месте. Сталкиваясь с трудностями, мы искали и всегда находили выход: внедряли новые конструкции, использовали местные материалы и отходы производства, изготовляли в своих мастерских механизмы и инструмент.
Рабочие, инженеры и техники проявляли немало смелой изобретательности и настойчивости в труде. Отсутствие термоизоляционного материала для паропроводов и мазутопроводов задерживало ввод в действие ряда цехов. Строители, используя отходы стекловолокна с Гусевского завода, решили эту задачу. Арматурное железо и цемент для железобетонных колонн моторного корпуса были заменены кирпичом. Строители нашли заменитель металла специального профиля для фонарных переплетов, сконструировав деревянные переплеты.
Строительство пристройки к кузнице необходимо было произвести в январе и феврале текущего года. В зимних условиях вести кирпичную кладку методом замораживания в районе действия молотов нельзя. Но строители изменили конструкцию стен и в зимних условиях закончили строительство этого объекта в срок. Новаторы тт. Обидин, Славягин, Покровский, Жердиев, Ильинский, Покровский, Мельников значительно ускорив строительство.
Темпы, порядок и очередность строительства определялись требованиями завода, так как одновременно со строительством производился монтаж оборудования, освоение его и выпуск продукции. Много было замечательных трудовых подвигов и мне хочется рассказать о некоторых из них.
Февраль 1944 года. На завод потоком поступает новое оборудование. Готовых площадей для его размещения нет. Строители форсируют окончание кузнечного корпуса. Смонтированы металлические конструкции, укладывается кровля. Идет кирпичная кладка стен. Коллектив строителей 1-го участка под руководством тов. Обидина работает день и ночь. Знатные каменщики-стахановцы тт. Тюленев и Склянин в февральские вьюги при 25-градусном морозе перевыполняют нормы в пять раз. Не намного отстают от них и старые каменщика тт. Жирков, Васин и Шахов. Общий подъем захватывает и остальных рабочих. Штукатур Юля Зимина, только что окончившая школу ФЗО, овладевает профессией мотористки. Ее подъемный кран обеспечивает бесперебойную подачу материалов на леса; девушка мотористка Нюра Долматова ни на минуту, не отходит от растворомешалки, следит за качеством и температурой раствора, чутко прислушивается к работе механизма и в случае малейших перебоев сама устраняет неполадки.
И все жe кирпичная кладка отстает от графика. Плотники не успевают ставить леса, и слишком узкий фронт работ не дает возможности размахнуться каменщикам-стахановцам. Несколько плотников не успевают за ночь подготовить рабочее место для каменщиков. Тогда плотник Николай Руденский по своей инициативе организует бригаду разнорабочих и сам становится во главе ее. Людям, не державшим в руках топора, он показал основные приемы плотничьего дела, вдохновил их личным примером и через день—два в удвоенном темпe начинают расти сложные конструкции высоких лесов.
До пуска завода оставались считанные дни, а еще 1200 квадратных метров полов не было покрыта шашкой. Пресс, вырабатывавший шашку, работал медленно, часто ломался и надолго выходил из строя. Это был кустарный пресс, который в обычное время без большой нагрузки справлялся с работой, но теперь, когда время не ждало и нагрузка утроилась, механизм совсем отказал в работе. Тогда слесари тт. Мамонов и Шевчук решили на ходу переконструировать его. Работая по ночам, они заменили коленчатый вал, добавили новый подшипник, изменили некоторые другие детали и пресс стал совсем другим. Он выпускает втрое больше шашек и полы в новых цехax уложены в срок.
Требовалось за 5 дней сделать подвал для керосина и смазочных материалов у главного конвейера. Этот небольшой объект включал в себя почти все виды работ: бутовую и кирпичную кладку, плотничные работы, железобетон и другие. Каждый из этих видов работ требовал времени и последовательного выполнения. Как же уложиться в срок, если для выполнения только железобетонных работ с опалубкой и распалубкой требовалось не менее двух недель? Начальник 1 участка тов. Обидин заменил монолитный железобетон сборным и в результате уложился с заданием в установленный срок.
Строители создали собственную мощную производственную базу: лесопильный завод, заготовительный и столярный цехи, завод железобетонных изделий, стройдвор металлоконструкций, арматурный цех, механические и санитарно-технические мастерские, инструментальный, мебельный и чурочный цехи. Восстановлен свой кирпичный завод, заканчивается монтаж второго пресса.
Владимирский Тракторный завод строила вся область. На строительной площадке проведены десяти воскресников. Тысячи рабочих, инженеров и служащих владимирских предприятий и учреждений, колхозники и домохозяйки в дни отдыха брались за лопаты, кирки, тачки, топоры и помогали строителям. Большую помощь строительству оказали комсомольцы области.
Во имя победы коллектив строителей готов к новым подвигам в труде.
С. Лимонов, главный инженер особого строительно-монтажного управления №5

Лучший цех

Вместо отстающего автоматного отделения цеха шасси в октябре 1944 года был создан самостоятельный цех нормалей. Производственная программа ему была увеличена в восемь раз.
С первых дней работы коллектив нового цеха по-фронтовому боролся за первенство в соревновании. План ноября выполнен на 113 процентов. Цех занял второе место в заводе. Но это нас не устраивало, мы хотели завоевать первое место. И завоевали. С декабря 1944 года цех нормалей держат первенство.
Мы также решили первыми закончить предпусковой график, дocpочно изготовить детали для пятисотого трактора. И с этой задачей мы справились неплохо.
Как мы добились этих успехов? Мы раньше других перешли на основную технологию, уделяли много внимания воспитанию и учебе молодых рабочих.
Наш коллектив дружный, спаянный. Молодой паренек Анатолий Егоров в 1944 году пришел на завод из колхоза. Сейчас он - бригадир, наладчик автоматов. Местную программу выполняет всегда досрочно. Вместе с заводом рос молодой 17-летний мастер смены Алексей Риманов. Сменное задание для него—закон. Он систематически выпускает продукцию сверх плана. Работает он не считаясь с временем. Если потребует обстановка — не выйдет из цеха по две смены. Самоотверженно трудится револьверщица тов. Демидова, работающая за двоих, болторезчик тов. Селиверстов, дающий за смену полторы—две нормы, револьверщица тов. Железова и многие другие.
Большая заслуга в деле освоения рабочими, наладчиками, мастерами новых станков, в запуске деталей по основной технологии принадлежит старому производственнику, начальнику технологического сектора, тов. Солдатову и молодому специалисту технологу тов. Ковлагиной. Они, не считаясь с временем, оказывают техническую и практическую помощь станочникам и, когда это необходимо, сами становятся за станки и налаживают их.
Старший мастер отдела технического контроля тов. Аверин и старший контролер тов. Щеглова не ждут, когда обработанная деталь поступит к ним на проверку. Наблюдая в цехе за ходом обработки деталей, они своевременно принимают профилактические меры и не допускают брака.
Мы не забываем, что только правильный учет, своевременный показ и гласность могут сделать соревнование действенным. Поэтому вместе с партийной и профсоюзной организацией цеха, этому вопросу уделяем серьезное внимание. Итоги прошедшего дня с утра уже висят на доске показателей. О трудовых подвигах лучших рабочих рассказывается в «молниях» и плакатах.
Коллектив цеха нормалей воодушевлен победой коллектива ОСМУ-5 и тракторостроителей, которые создали красу и гордость нашей области. Перед нами стоят еще более трудные задачи. И мы приложим все силы, чтобы с каждым днем наращивать темпы работы, увеличивать выпуск тракторов с главного конвейера.
Коллектив цеха нормалей будет крепко держать завоеванное первенство и переходящее заводское Красное знамя в своих руках. В предмайском соревновании мы добьемся новых производственных успехов и, наращивая мощности завода, будем все больше и больше выпускать тракторов.
В. Дыжин, начальник цеха нормалей

Подвиг

— Григорий Матвеевич, будем сегодня монтировать? — спросили у Щелкунова члены его бригады.
— А почему нет? — удивился Щелкунов.
— Да вы посмотрите, на улице какой ураган, света божьего не видно.
— Какие же вы монтажники, если бури забоялись. Бойцы во всякую погоду наступают. Нам тоже надо наступать, не забывайте, к 15 марта заканчиваем монтаж новой кузницы.
Мороз доходил до тридцати градусов. На высоте двадцати пяти метров особенно неистовствовал ветер. Колючая, белая крупа больно стегала по лицу, склеивала ресницы. Фермы покрылись льдом, по ним скользили ноги.
— Гриша, ты бы ремни нацепил, не свались,— посоветовал кто-то.
- Крепить ферму на болты,— приказал Щелкунов.
И быстро сбросив с рук варежки, потому что крепить ферму в колонке можно только голыми руками, он первым приступил к этой сложной операции. Металл обжигал как пламя. Щелкунов, не чувствуя боли, продолжал работать. Он крепил последний, восьмой по счету, болт, и тут только заметил, что кожа на пальцах слезла.
В этот день, исключительный по своим метеорологическим условиям, Щелкунов выполнил дневное задание на 500 проц., а его бригада дала две с половиной нормы. Григорий Матвеевич в любых условиях работает за пятерых. Монтаж новой кузницы он закончил досрочно на пять дней.
А. Викторова

Два эпизода

Это было под Старой Руссов в 1942 году. Пулеметным огнем враг преградил путь нашей наступающей пехоте. Командир батареи дал мне приказ уничтожить огневые точки противника. Выдвинулся я со своим орудием вперед, на открытую огневую позицию и сбил пять вражеских пулеметов с их расчетами и два противотанковых орудия. За выполнение этого задания меня наградили орденом Красной Звезды.
В апреле 1943 года из госпиталя меня направили на Тракторный завод. Здесь я решил бить врага самоотверженным трудом. Усвоив профессию слесаря-монтажника, я стал бригадиром, а сейчас уже мастером монтажного цеха. Я как и на фронте выполняю приказ точно в срок.
— В три дня установить оборудование в моторном цехе, — дали мне приказ. Чтобы выполнить это задание, я 56 часов работал не уходя из цеха.
А. Харламов

Три дня и две ночи

Письмо из дома пришло, когда я собирался на завод. Дочка писала:
— Дорогой папа! Получили письмо от Миши из госпиталя. В бою с немцами он был ранен, лишился глаза.
Помутилось у меня в глазах, трудно стало дышать. Мой сын Михаил, Герой Советского Союза, вышел из строя, значит нужно еще лучше работать мне. Товарищи разделили со мной горе. Мое горе - горе всех. У каждого из нас на фронте дети. Бьют они крепко немцев и мы должны помогать им.
В этот день нужно было срочно установить станки в новом моторном цехе. Наш начальник тов. Воронин спросил:
— Ну как, старички, не подведете?
И моя бригада не подвела. Она отработала, не уходя с завода, три дня и две ночи. Слов нет, устали, да и года-то немолодые. Но отдыхать будем, когда придут сыновья с победой, а этот день уж недалек.
А. Авдонин, бригадир монтажного цеха

В труде, как в бою

На строительстве Тракторного завода каменщик Петр Иванович Тюленев не имел себе равных.
— За ним не угонишься. Он по три тысячи кладет, — говорили про него рабочие.
Как-то на участок, где работал Тюленев, пришел незнакомый человек.
— Я Склянин, каменщик,— отрекомендовался он.— Вместе, значит, Тракторный строить будем.
— Значит, вместе,— ответил Тюленев.
— Сколько кирпича укладываешь?— полюбопытствовал Склянин.
— Когда сколько, — уклончиво ответил Тюленев.
— А по мне так: если фронт работы пошире, я тысяч пять уложу,— признался Склянин.
— Тысяч пять? - Удивился Тюленев,— ну посмотрим...
Он недоверчиво взглянул на высокого, худощавого коллегу и подумал: «Хвастается, не уложит».
На дворе стояла холодная осень. Но для строителей наступила горячая пора. В дождь и холод работали люди, забывая об отдыхе.
Склянина вызвал к себе начальник участка. Выслушав задание, Склянин что-то подсчитывал в уме.
— Выходит, чтобы сдать земледелку в срок, вам ежедневно давать по 5—6 норм,— сказал он.
— Не справишься?
— Справлюсь,— коротко ответил тот.
Посмотреть его работу пришли все каменщики. Среди них был и Тюленев. Работал Склянин с необыкновенной легкостью.
Рассказывал анекдоты, время от времени поторапливая подсобниц, чтобы они быстрее работали, и обеими руками клал сразу по два кирпича.
- Десять... Сто... Тысяча... Тысяча кирпичей за один час. Вот это здорово, - воскликнул человек с часами.
— Посмотрите, он и работает без отвеса и без причалки, — заметил другой.
- Не хвастался, значит,— думал тем временем Тюленев.
Он никак не мог смириться с утратой звания лучшего каменщика стройки и обратился к начальнику участка с просьбой:
— Подготовьте мне фронт работ, встаю на стахановскую вахту, за 13 дней уложу 55 тысяч штук кирпичей.
- Эка махнул, не сделаешь, — сомневались каменщики.
— Склянин по пять тысяч укладывает, уложу и я.
Когда кончился рабочий день, стало известно, что Тюленев уложил 6 тысяч кирпичей. Он перекрыл рекорд Склянина.
— Соперник сильный, — решил Склянин. Но уже на другой день он оставил далеко позади себя Тюленева и установил новый рекорд.
Они работают на разных участках. Между собой они не заключали договора на социалистическое соревнование, но как они следят друг за другом!
Недавно вечером Михаила Михайловича, отработавшего целый день на стройке, вызвал главный инженер.
— Идите отдыхайте,— сказал инженер. Ночью вам предстоит новое задание. К 10 часам утра надо закончить тоннель.
— Разрешите приступить сейчас же.
Он работал до 3 часов утра, выполнил задание, а утром снова вышел на работу и за смену дал пять норм.
Можно много рассказывать о трудовой доблести Склянина и Тюленева. В тылу они чувствуют себя как на фронте.
А. Конькова

«Я стал мастером. Рос я вместе с заводом. Мне — 18 лет, а я уже сменный мастер участка бортовой передачи цеха шасси. Командиром производства меня назначили потому, что внимательно относился к делу и менее трех норм не выполнял.
Сейчас под моим началом трудятся 20 станочников и все они перевыполняют задания. Особенно хорошо работают токарь тов. Александрова, зуборезчик тов. Куванцев, фрейзеровщица тов. Бибенко, которые дают по две нормы и больше. Семь бортовых передач ежедневно мы подаем на главный конвейер.
Мы получили благодарность Верховного Главнокомандующего маршала Сталина. Это большая радость и гордость для всего коллектива. Мы ничего не пожалеем, все отдадим Родине — силы, умение и смекалку.
Мастер В. Кириллов» («Призыв», 25 апреля 1945).
9 мая объявлено нерабочим днем.


П.Г. Шешенин

П.Г.Шешенин вспоминал: «9 мая как обычно собираясь на работу, услышал по радио торжественный голос Левитана, возвещавший о том, что война окончилась. Все немецкие дивизии капитулировали! 9 мая объявлен праздничным нерабочим днем.
Что делать? Идти на работу или нет? – подумал я и решил, что в такой торжественный день лучше быть среди своих товарищей. В инструментальном цехе собралось много рабочих. У всех было радостное настроение, все поздравляли друг друга с великой победой, обнимались. У некоторых моих товарищей на глазах были слезы. Порадовавшись великому событию, стали расходится по домам.
Когда я вышел на улицу Батурина, то увидел движение множества людей. С песнями, игрой на баянах и аккордеонах они шли к центру города. Как будто по заказу, стоял теплый день. Я забежал за братом, и мы присоединились к ликующим людям, которые направлялись на площадь Свободы. Вся она была заполнена народом. В воздухе плыли чарующие звуки вальса, там, где было возможно кружились пары. Я никогда не видел столько народа, казалось все жители города пришли сюда. Вечером над городом вспыхнули золотые искры фейерверка. Было радостно и легко на душе. Домой уходить не хотелось и люди отмечали этот замечательный праздник до утра. С этого дня завод перешел с 12 на 8 часовой рабочий день.
Сразу после окончания войны мобилизованные рабочие из окрестных деревень получили «вольную» и стали разъезжаться по домам, а их место постепенно стала занимать молодежь.

В мае 1945 года недалеко от тракторного завода на пустыре началось строительство посёлка Молодёжный.


Мемориал павшим в годы Великой Отечественной войны сотрудникам Тракторного завода

В мае 1945 г. была закончена первая очередь кузнечного цеха (2 пролета).
С 15 мая по 25 декабря 1945 г. в городе Бранденбурге на орудийном заводе Hafel Werk (производство снарядов) идет демонтаж оборудования для Владимирского тракторного завода. Всего во Владимир отправлено 6 эшелонов.



В ОГТ работает 70 человек (30-35 чел в ЦКБ).
«Тысячный трактор ВТЗ.
С главного конвейера Владимирского тракторного завода сошел тысячный трактор.
Как известно, наш тракторный завод вырос в трудное время Великой отечественной войны и был пущен в апреле текущего года. Владимирцы хорошо помнят, какая напряженная работа кипела днем и ночью на окраине города, как вырастали на голом пустыре огромные корпуса.
Завод вырос менее чем в два года. Славный коллектив его строителей получил за свой самоотверженный труд благодарность великого Сталина.
Следующей важной и сложной задачей стало как можно быстрее освоить производство и непрерывно увеличивать выпуск тракторов, в которых так нуждались колхозы и совхозы нашей страны, особенно освобожденных от немецкой оккупации районов.
Трудность освоения нового производства станет более понятной, если учесть, что большинство работающих на заводе были колхозная молодежь и жены фронтовиков. Все они пришли сюда, не имея ни опыта, ни специальных знаний. Молодые тракторостроители сумели преодолеть и эту трудность. Они настойчиво овладевали новым сложным оборудованием, неустанно повышали квалификацию. Широко развернулось индивидуальное обучение: были созданы курсы мастеров, ремесленное училище, школа ФЗО, техникум.
Завод воспитал сотни замечательных производственников, показывавших образцы стахановского труда, в том числе которых тт. Российский, Куликов, Панятин, Баранов, Романов, Смолина и многие другие.
Всеобщим почетом и уважением пользуются 65-летний бригадир тов. Соломин, стахановка-фрезеровщица тов. Русакова, бригадиры молодежных бригад тт. Убоженко и Бабенко.
Завод выпускает пропашные тракторы «Универсал-2» мощностью в 22 лошадиных силы. Не приходится скрывать, что машины, выпущенные в первые дни после пуска завода, имели существенные дефекты, и потребители справедливо упрекали их строителей. Теперь положение изменилось в лучшую сторону. В борьбе за честь заводской марки вступил весь коллектив и достиг больших успехов.
10 тракторов ВТЗ, отправленных в Брагинскую МТС, Полесской области, хорошо работали, в среднем вспахивали по 7 гектаров в стуки каждый.
Широко развернувшееся на заводе социалистическое соревнование в честь Победы подняло новую мощную волну производственного подъема. Горя желанием быстрее выпустить тысячный трактор, коллектив показал новые образцы высокого трудового энтузиазма» («Призыв», 22 авг. 1945).
«Сотни тракторостроителей собрались 24 августа у главного конвейера, на конечной площадке которого красовался голубой трактор, отмеченный золотой цифрой – «1.000».
Митинг открыл парторг ЦК ВКП(б) тов. Денисов. С краткой речью выступил директор завода тов. Буров.
- Наш коллектив,- сказал он,- добился определенного успеха, выпустил тысячный трактор. Но страна ждет от нас большего. Мы стали сильнее, можем работать лучше и дать больше машин для колхозной деревни.
Выступившие на митинге тт. Чуфаров (моторный цех), Краснов, Александрова (цех шасси) и другие призывали коллектив завода удвоить, утроить свои усилия, чтобы быстрее ликвидировать отставание в выпуске тракторов и с честью выполнить обязательство, данное товарищу Сталину,- работать по-фронтовому.
На митинге выступил секретарь Владимирского обкома ВКП(б) тов. Пальцев. Поздравив коллектив завода с выпуском тысячного трактора, он сказал:
- Торжествовать по поводу выпуска тысячного трактора, пожалуй, нет особенных оснований. Вы запоздали с выпуском его месяца на полтора и работаете еще неудовлетворительно. Коллектив у вас большой, хозяйство хорошее, налаженное, а выпускаете вы всего 6 тракторов в сутки. Это очень мало.
Сейчас нужно не льстить себе, не успокаиваться, а организовать дело так, чтобы быстрее добиться выпуска 20 тракторов в сутки. Вот когда вы этого достигните, можно будет и отпраздновать победу. Для этого мало одних усилий рабочих, хотя бы они стали работать втрое лучше и продуктивнее. Дирекции завода и коллективу инженеров и техников надо много поработать над тем, чтобы ликвидировать недоделки в цехах, лучше организовать технологические процессы, подготовить завод к работе в зимних условиях и усвоить выпуск всех необходимых деталей. Как следует надо позаботиться об улучшении бытовых условий рабочих, обеспечить их жильем, одеждой, обувью и тогда дело выйдет наверняка!
В резолюции, принятой на митинге, говорится, что тракторостроители еще шире развернут социалистическое соревнование в честь Победы и выполнят обязательство, данное вождю.
… Рокочет мотор, и под звуки оркестра тысячный трактор выходит из сборочного цеха завода. В добрый путь!» («Призыв», 26 авг. 1945).
«Медленно проходит благоустройство территории Тракторного завода. За лето успели кое как замостить дороги, ведущие к корпусам. Но там, где находятся готовые тракторы и ценное оборудование – осталась ухабистая, болотистая площадь. Тракторы, ящики с ценными станками и запасными частями, фасонный кирпич, предназначенный для печей по осностке термического и литейного цехов, тонут в грязи. Часть ящиков и оборудование начали ржаветь» («Призыв» 23 окт. 1945).
«На Тракторном заводе от 150 рационализаторских предложений получена экономия в 140 тысяч рублей. Ценное предложение Н. Карясова об использовании котла Шухова по обогреву мазута в кузнечном цехе дает в год экономия 82 тысячи рублей. Автор получил премию в 2000 рублей» («Призыв» № 241, Среда 5 декабря, 1945).
За 1945 г. выпущено 1166 тракторов.
На 1 января 1946 г. на ВТЗ работает 4308 чел.
23 февраля 1946 г. на базе сталелитейного участка ремонтно-литейного цеха организован Сталелитейный цех Начальник цеха Александров Николай Михайлович.

Далее »»» Владимирский тракторный завод в 1946-47 годах

Категория: Владимир | Добавил: Николай (26.10.2019)
Просмотров: 946 | Теги: Промышленность | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar

ПОИСК по сайту




Владимирский Край


>

Славянский ВЕДИЗМ

РОЗА МИРА

Вход на сайт

Обратная связь
Имя отправителя *:
E-mail отправителя *:
Web-site:
Тема письма:
Текст сообщения *:
Код безопасности *:



Copyright MyCorp © 2024


ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru