Главная
Регистрация
Вход
Пятница
05.12.2025
08:48
Приветствую Вас Гость | RSS


ЛЮБОВЬ БЕЗУСЛОВНАЯ

ПРАВОСЛАВИЕ

Меню

Категории раздела
Святые [142]
Русь [12]
Метаистория [7]
Владимир [1656]
Суздаль [479]
Русколания [10]
Киев [15]
Пирамиды [3]
Ведизм [33]
Муром [497]
Музеи Владимирской области [65]
Монастыри [7]
Судогда [16]
Собинка [146]
Юрьев [249]
Судогодский район [118]
Москва [42]
Петушки [170]
Гусь [206]
Вязники [356]
Камешково [282]
Ковров [434]
Гороховец [131]
Александров [303]
Переславль [117]
Кольчугино [99]
История [39]
Киржач [96]
Шуя [111]
Религия [6]
Иваново [66]
Селиваново [46]
Гаврилов Пасад [10]
Меленки [125]
Писатели и поэты [193]
Промышленность [219]
Учебные заведения [179]
Владимирская губерния [59]
Революция 1917 [50]
Новгород [4]
Лимурия [1]
Сельское хозяйство [79]
Медицина [66]
Муромские поэты [6]
художники [73]
Лесное хозяйство [17]
Владимирская энциклопедия [2435]
архитекторы [30]
краеведение [74]
Отечественная война [276]
архив [8]
обряды [21]
История Земли [14]
Тюрьма [26]
Жертвы политических репрессий [38]
Воины-интернационалисты [14]
спорт [39]
Оргтруд [209]
Боголюбово [42]
ВТЗ [157]
Володарка [7]
театр [5]

Статистика

Онлайн всего: 8
Гостей: 8
Пользователей: 0

 Каталог статей 
-->
Главная » Статьи » История » Владимир

Основание Владимирского Тракторного завода

Основание Владимирского Тракторного завода



Улица Тракторная, д. 43. Проходная Владимирского Моторо-тракторного завода

30 апреля 1981 г. в ходе земляных работ при подготовке площадки для строительства механосборочного цеха тракторного завода на правом высоком берегу Рпени была обнаружена стоянка первобытного человека эпохи палеолита, названная Русанихой.

До кон. 1930-х гг. на месте тракторного завода росли хорошие дубовая и ольховая рощи, на месте завода «Электроприбор» и парка им. 850-летия города Владимира простиралось поле, где колосились пшеница или рожь.
В 1938 г. было принято решение о строительстве в городе трех заводов. В 1939 г. вышло постановление ЦК ВКП(б) и Совнаркома о строительстве во Владимире трех заводов: завод №328 должен был выпускать авиационные приборы, завод №303 (машиностроительный завод) Наркомата вооружений и завод №387 Наркомата авиапромышленности.
В 1939 г. во Владимире была организована Стройконтора №3 при Тресте № 37, которой было поручено строительство заводов и жилого посёлка. Основной рабочей силой был так называемый спецконтингент, попросту зэки. В апреле 1940 г. были привезены принудительные переселенцы из Западной Украины и Буковины, присоединённых тогда к СССР.


Жизнь в Залыбедье закипела. Сотни рабочих-строителей начали возводить заводские корпуса, на пустырях ближе к заводу строились бараки для заключённых и вольнонаёмных. Эти бараки, постояв 30 лет, были снесены лишь в конце 60-х гг. Так же было построено 10 трёхэтажных домов в посёлке Всполье.
Руководить строительством назначили Сергея Петровича Лимонова - отца известного архитектора и реставратора Киры Сергеевны Лимоновой. Грамотный специалист, честный и порядочный человек, он не любил партийного волюнтаризма и приучал своих подчинённых строить качественно и надолго. Он оставил воспоминания, но о строительстве двух заводов перед войной написал мало, ибо объекты эти были закрытыми.
Сначала приступили к строительству завода №328, предназначенного для производства авиационных приборов. Авиационную промышленность в те годы курировал сам Сталин И.В. Во Владимире уже работал завод Наркомата Авиапрома - ОЗПО, директору которого Цаплину И.И. было поручено контролировать и оказывать содействие строительству нового завода. Директором завода №328 в начале 1940 г. назначен Жердев Иван Никитович. Жердев родился в 1909 г., член ВКП(б) с 1929 года. Дело номенклатурного работника И.Н. Жердева было изъято из партийного архива неизвестно кем и когда. Не найдены его фотографии. Ветераны, дожившие до наших дней, вспоминают его как сурового, серьёзного, военной выправки мужчину.
В 1940 году на пустыре, за Юрьевской заставой началось строительство военного завода №303. Площадка для завода №303 была выбрана севернее Юрьевской заставы – картофельное поле, свалка, бурьян. Западнее площадки шла древняя дорога на Юрьев-Польский. Промплощадка разместилась восточнее истоков Почаевского оврага, близ русла Плотницкого оврага. Между городом и промплощадкой была открытая неосвоенная территория. Расстояние от центра города составляло 3 км. Общая площадь территории 97 га. К началу строительства завода улица им. Горького была доведена только до будущей площади им. В.И. Ленина. Дальше подъезды и проходы к заводу шли напрямик через пустыри.
Строители жили в палаточном городке, там, где сейчас проходит улица Асаткина. Когда выпал снег их перевели в дом №10 по улице Всполье (Горького 65). Тогда же были построены первые три здания барачного типа, в которых сначала жили строители - зэки, а с 1944 года - немецкие военнопленные.
Всего к началу войны было построено пять цехов, гаражи и котельная. Предполагалось также построить ВВП (взлётно-посадочную полосу) от будущей заводской территории.
Николай Васильевич Фролов - ветеран Владимирского тракторного завода и ветеран Великой Отечественной войны вспоминал:
- В 1940 году Пестяковский райком комсомола направил меня во Владимир на строительство объекта №303. По приезде нас разместили в палаточном городке, где мы жили до самой зимы. В мои семнадцать лет у меня еще не было настоящей профессии, и я стал работать грузчиком. Тяжеловато приходилось. Лопатами грузили мы щебень, песок, цемент. Но мысли о том, чтобы уйти или увильнуть от работы, не возникало. Во-первых, рабочая совесть была, а во-вторых - судили даже за прогулы. Так прошел год. Началась война. В сентябре 1941 года я добровольцем ушел на фронт.
В июне 1941 года грянула война. В связи с интенсивным переводом промышленности на восток дальнейшее строительство объектов завода замедлилось.
В конце 1941 года строительство заводов и жилых домов приостановилось: вся техника ОСМУ-5 была передана в Москву на нужды обороны. Большая часть строителей была эвакуирована в город Рубцовск, где в 1942 г. началось строительство Тракторного завода, и на оборонные рубежи Москвы. Строительство владимирского завода было заморожено. Зимой 1942 г. имущество завода №303 было эвакуировано, остались только здания.
С апреля месяца 1942 г. с момента правительственного решения о строительстве Владимирского тракторного завода строительное Управление №3 было преобразовано в Особостроительное монтажное управление № 5 (ОСМУ № 5), которое подчинили ОСЧМ № 15 в Москве (особой строительно-монтажной части).


Фрагмент аэрофотосъемки города Владимира, немецким самолетом-разведчиком. Датируется фото 21 июля 1942 г. Видны корпуса №3 и №1 завода 303, за корпусом 1 видны крыши 2-х будущих казарм лагеря военнопленных. На территории объекта 328 видно два цеха, а на Всполье заводской поселок из жилых домов, общежитий и казарм.

На территории построенных цехов заводов №№303 и 328 какое-то время во время войны располагались истребительные отряды.
Городской комитет партии обратился к Народному комиссару по строительству с просьбой организовать во Владимире строительное управление для окончания строительства этих заводов. А решение вопроса о необходимой рабочей силе шло по уже хорошо обкатанному в стране в 1930-е годы пути. Заместитель начальника 5-го стройуправления и секретарь городского комитета партии 3 марта обратились к начальнику ГУЛАГа с такой просьбой: «Для выполнения правительственного решения по достройке и восстановлению ранее законсервированных заводов №303, 328 и 387, просим вашего указания Ивановскому областному управлению НКВД о создании на строительстве этих заводов в г. Владимире исправительно-трудовой колонии численностью 1500-2000 человек. Завод №303 Наркомата вооружений и завод №387 Наркомата авиапромышленности имеют особое значение для обороны страны и потому восстановление их должно быть проведено в кратчайший срок. При отсутствии на месте достаточных кадров рабсилы, создание НТК является единственным источником получения ее с целью быстрейшего выполнения указанного решения. На строительстве этих заводов в прошлом году до ноября месяца работала НТК, и потому для размещения таковой имеются все необходимые условия. При формировании НТК желательно иметь рабочих всех квалификаций». Говоря об имеющихся «необходимых условиях», авторы имели в виду наличие построенных в 1940-41 гг. бараках, где жили заключенные, строившие заводы накануне войны. Рабочая сила привлекалась также путем оргнабора в сельской местности.
По распоряжению Наркомата авиапромышленности в 1942 г. возобновилось строительство законсервированного завода №328.
В 1942 году были проложены основные магистральные коммуникации водопровода, канализации, электропитания. В крайнем бараке была смонтирована отопительная котельная на торфе, отапливавшая первые четыре строения. Таким образом, была создана инфраструктура, позволявшая в случае нужды обеспечить и нормальную эксплуатацию, и дальнейшее строительство предприятия.
В августе 1942 года председатель ГКО говорил о том, что завод №328 «вступил в частичную эксплуатацию.
Шешенин Петр Георгиевич – инструментальщик, вспоминал: «10 мая 1943 г. мы с другом переступили порог проходной завода № 328. На территории завода были три небольших одноэтажных корпуса и один двухэтажный еще не достроенный. Начальник цеха Киккас взял наши документы и передал нас мастеру Андрееву А.В. Мой друг стал строгальщиком, а я выразил желание обучаться фрезерному делу. Вскоре наш завод был передан Владимирскому тракторному заводу как инструментальный цех».

Первым секретарем Ивановского обкома партии был Георгий Николаевич Пальцев, который являлся и председателем Иваново-Вознесенского комитета обороны. Однажды ему позвонили из Москвы с приказом проработать предложение специалистов о строительстве во Владимире тракторного завода. Уже через час в обкоме началось совещание по этому вопросу. В тот же день Георгий Николаевич выехал во Владимир, где его уже ждали. От он с членами горкома партии и специалистами уже ходит по цехам машиностроительного завода, а в конце дня уже звонит в Москву и докладывает, что каких-либо препятствий для начала строительства тракторного завода на предложенном месте нет, и можно вносить этот вопрос на окончательное рассмотрение.

...На основании Постановления СНК СССР от 21.02.43 г. и приказом Наркомата среднего машиностроения от 25.02.43 г. принято решение о строительстве Владимирского тракторного завода.
Приказом № 81 Наркомата среднего машиностроения СССР (нарком С.А. Акопов) от 25 февраля 1943 года генеральным директором Владимирского тракторного завода назначен Эпштейн Яков Израйлевич, работавший до этого директором завода «Автоприбор» (В марте 1943 г. Илья Иванович Чернов был назначен директором завода "Автоприбор". Я.И. Эпштейн, назначенный руководить строившимся во Владимире тракторным заводом, в доверительной беседе сказал Чернову, что он идёт на тракторный зарабатывать награды, а на «Автоприборе» добиться успехов невозможно.), главным инженером - А.К. Рухадзе, заместителем по строительству - И.Т. Блинов (оба - с Горьковского автозавода).


Эпштейн Яков Израйлевич

По описаниям современников Эпштейн Яков Израилевич был среднего роста, сухощавый, немножко сутулый. На голове густые черные волосы. Носил очки с толстыми стеклами. Ходил всегда в гимнастерке. По характеру был склонен к авантюрным поступкам.
«Тракторный завод» начал строиться в конце марта 1943 г. по решению ЦК ВКП(б) и Совета Народных Комиссаров от 28 февраля 1943 года «на базе строящегося там машиностроительного завода» №303.
Задание партии и правительства – в течении 8 месяцев построить крупный тракторный завод и в ноябре 1943 г. начать выпуск тракторов.
Строительство завода было поручено пятому стройуправлению Наркомстроя во главе с С.П. Лимоновым. В 1943 году ОСМУ-5 приступило к «реконструкции существующих и строительству новых цехов тракторного завода».

Для организации вспомогательных цехов ВТЗ и производства инструмента и оснастки во временное пользование были переданы производственные корпуса завода № 328.
Завод № 328 уже имел свои инженерно-технические службы. Поэтому отделы Главного конструктора и Главного технолога тракторного завода начали создаваться на базе инженерно-технических служб завода № 328. Первыми исполняющими обязанности главных специалистов ВТЗ стали руководители инженерно-технических служб завода №328: главный конструктор Боровик Андрей Федорович; главный технолог Горин Василий Иванович. В конце мая 1943 г.они были откомандированы в распоряжение Наркомата авиационной промышленности.

12 мая 1943 г. бюро Ивановского обкома ВЛКСМ приняло постановление о мобилизации комсомольцев на строительство нового завода. В нем говорилось: 1. Для укрепления строительства и дальнейшего производства тракторного завода комсомольским активом мобилизовать в течение мая и июня месяцев с предприятий области для работы на тракторном заводе в г. Владимире 500 комсомольцев различных специальностей. 2. Разъяснить горкомам и райкомам комсомола, что отбор и мобилизация комсомольцев должны пройти исключительно организованно и в срок: необходимо направить на строительство тракторного завода комсомольцев проверенных, выдержанных, сумеющих преодолеть любые трудности. 3. Предложить Владимирскому горкому ВЛКСМ и секретарю т. Власовой взять под непосредственный контроль создание нормальных бытовых и прочих условий для молодых рабочих, приезжающих на завод, размещение их по общежитиям...
Городской комитет обороны обратился к Маршалу бронетанковых войск с просьбой оказать помощь в строительстве завода силами расположенных во Владимире воинских частей. Все трудоспособные горожане отрабатывали на строительстве определенное количество дней. Вопросы о мобилизации горожан на строительство ставились в повестку дня и горисполкома, и городского комитета партии, и ГКО неоднократно. По списку организаций и учреждений города каждая из них должна была откомандировать своих людей на стройку - от одного человека до нескольких десятков, в зависимости от количества работающих там людей.
30 июля 1943 г. – на строительство завода прибыло 700 человек из Харьковской области.
Шла ожесточенная война, трудности были огромные, не хватало ни людей, ни строительных материалов, ни машин. А стройка была объявлена ударной.
В корпусах 1 и 3 завода № 303 идет организация цехов. Август 1943 г. – сроки строительства и пуска в эксплуатацию цехов ВТЗ не выполняются. Сентябрь 1943 г.– на площадях корпуса №3 начали создаваться модельный, ремонтно-механический и прессовый цеха.
Наркомат направляет на ВТЗ на постоянную работу специалистов с автомобильных и тракторных заводов, инженеров и техников, окончивших ВУЗы и техникумы, демобилизованных из армии специалистов.
Отдел Главного конструктора возглавил Г.Я. Розеноэр, ранее работавший в НАТИ, его заместителем стал Б.И. Алисанов, до войны работавший ведущим конструктором трактора «Универсал» на кировском заводе. Из Сталинграда в ОГК был прислан конструктор В.Н. Кузнецов, из Свердловска А.И. Чуксин. Эта четверка и положила начало отделу Главного конструктора.
Первым Главным технологом с мая по август 1943 г. был преподаватель ВАМТ – Иванов Михаил Осипович (родился 1904 г. в Московской области, окончил в 1933 г. Московский вечерний машиностроительный институт). Отдел главного технолога располагался на производственной площадке завода № 328 в инструментальном цехе на втором этаже и занимал 2 комнаты. В первой сидели технологи вместе с главным технологом, а во второй разместились конструкторы ЦКБ. Технологи поступают на завод со всей страны.


Литваковский Иосиф Францевич

Литваковский Иосиф Францевич прибыл на завод из Барнаула после окончания Запорожского машиностроительного института. Принят в ОГТ 10 июня 1943 г. технологом по прессовому производству.


Сипакова Анна Александровна

Сипакова Анна Александровна в 1942 г. окончила Ярославский автомеханический техникум, переведена с Алтайского тракторного завода. Принята в ОГТ в Июне 1943 г. конструктором по штампам.
Ионова Лидия Павловна окончила в 1943 г. Авиамеханический техникум в г. Владимире. Принята в ОГТ технологом по автоматному производству 3 августа 1943 г.


Игошин Виктор Михайлович

Игошин Виктор Михайлович окончил в 1943 г. Авиамеханический техникум г. Владимира. Принят в ОГТ технологом по моторному производству 14 августа 1943 г.


Мазаева Мария Ивановна

Мазаева Мария Ивановна окончила в 1943 г. техникум в г. Москве. Принята в ОГТ технологом по прессовому производству 3 августа 1943 г.
Мазаева Мария Ивановна вспоминала: «После окончания Московского автомеханического техникума 3 августа 1943 г. я приехала во Владимир на ВТЗ вместе со своим выпуском. Нас было 11 человек. 9 девушек и 2-е юношей. Прибыли мы во Владимир глубокой ночью и стали дожидаться рассвета на вокзале. Утром за нами прислали полуторку и по ужасной ухабистой дороге отвезли к заводоуправлению, которое тогда располагалось на Всполье. Нас, девушек, поселили в одной комнате в которой ничего кроме коек не было. Ни стола, ни табуреток, их просто некуда было поставить. Работать всех направили в отдел Главного технолога, который тогда располагался на территории нынешнего завода «Электроприбор». Главным технологом был Михаил Иосифович Иванов. Группу конструкторов холодных штампов возглавляла Ольга Павловна Яковлева. С ней уже работали конструкторы Анна Александровна Сипакова и Евгений Александрович Садиков. Группу технологов автоматного цеха возглавлял Василий Ефимович Солдатов, моторную группу Леонид Иванович Комолов, прессовую группу – Иосиф Францович Литваковский и кузнечную группу – Иван Петрович Поспелов. Главный технолог распределил нас по группам. Я попала к Литваковскому на должность технолога прессового производства и именно Иосиф Францович стал моим первым начальником и наставником».


А.К. Накаряков

А.К. Накаряков до войны работал в НАТИ по технологическому проектированию тракторных заводов. Принят в ОГТ в августе 1943 г. на должность Главного технолога вместо Иванова М.О. Главный технолог ОГТ-ВТЗ с августа 1943 г. - по июль 1946 г.
Главным инженером завода стал А.К. Рухадзе.
Руководителем металлургической службы - главным металлургом завода - стал опытнейший инженер с Харьковского тракторного - Г.Л. Фрумин, он же частично исполнял обязанности первого начальника литейного цеха. Начальником производства завода назначен М.И. Слуцкий, ранее работавший в той же должности на Горьковском автозаводе. Он был участником пуска автогиганта в 1932 году. Заместителем главного инженера завода стал В.Я. Флюков, начальником инструментально-штампового отдела - М.Н. Ермолаев, оба ранее работавшие на Горьковском автомобильном заводе. Помощником директора по кадрам и быту был назначен М.П. Денисов.
«Валентина Сергеевна Полуцина:
- В 1943 году мне исполнилось 16 лет, и я была направлена работать на тракторный завод по повестке военкомата. В то время на площадке стоял один центральный корпус, где были и сборка, и цех шасси, и автоматный. Определили меня диспетчером, а наставником был М.И. Слуцкий. Вот однажды послал он меня узнать, сколько в литейке отлили блоков и коробок передач. А мастер мне ответил, что "козел" в вагранке. Я так и доложила, что «козел попал в вагранку, забор худой был что-ли»... Тогда мой наставник написал записку мастеру литейного цеха, чтобы он объяснил мне, что такое “козел” при плавке металла. Тогда еще долго посмеивались над моей неопытностью. Но за 43 года работы на ВТЗ я поняла, что в тяжелые времена лучше шутить и улыбаться, чем возмущаться и плакать. Тогда и работать будет намного легче».
В течение первого полугодия 1943 года Наркомат направлял на должности руководителей будущих цехов ВТЗ специалистов с действующих заводов.
Среди них были представители Горьковского автозавода: Н.Н. Барышников - начальник цеха «Главный конвейер»; Д.М. Корольков - начальник прессового цеха; В.А. Постников - зам. начальника прессового цеха; Ф.В. Козлов - начальник модельного цеха; Санков - начальник штампового цеха; К.Я. Киккас - заместитель начальника инструментального цеха; Челябинского тракторного завода: Л.Г. Бражников - начальник инструментального цеха; В.Н. Моисеев - начальник цеха сборки моторов; Московского ЗИЛа: Куница - начальник кузнечного цеха; Кировского завода: П.П. Кушин - заместитель начальника цеха «Главный конвейер»; К.Я. Яковлев - начальник испытательной станции моторов.
За заводом было закреплено ФЗУ (РУ-7), где директором была длительное время Т.Д. Николаева, в будущем - заместитель председателя Владимирского горисполкома.
На различные инженерно-технические должности были назначены выпускники высших учебных заведений и техникумов. Среди них:
С.А. Хенкин, окончивший Московский инструментальный институт. Первые свои шаги на ВТЗ он сделал в отделе капитального строительства, затем был начальником участка приспособлений инструментального цеха. Много лет руководил цехом коробки скоростей, ушел на пенсию с должности заместителя директора ВТЗ по производству.
И.Ф. Литваковский, выпускник Запорожского машиностроительного института. Сначала работал технологом прессового цеха, заместителем начальника моторного цеха, затем занимал должность заместителя главного инженера завода по подготовке производства.
В.П. Нагорный прибыл из Москвы после окончания института и был назначен технологом на главный конвейер. Прошел путь от технолога до начальника моторосборочного цеха.
Н.Х. Короткова окончила Запорожский машиностроительный институт, поступила в литейный цех мастером, затем стала работать начальником плавильного участка.
В подборе руководящих кадров для общественных организаций помощь ВТЗ оказал Ивановский областной комитет ВКП(б). Первым секретарем бюро ВКП(б) на ВТЗ был В.А. Демидов. В конце 1943 года секретарем партбюро - парторгом ЦК ВКП(б), был избран прибывший в кузнечный цех из Коврова инженер А.И. Денисов. Первым председателем завкома профсоюза был И.А. Кокарев, тоже из Коврова, его заместителем - А.Н. Михеев. Комсоргом ЦК ВЛКСМ был назначен С.И. Рыбаков, выпускник Ивановской совпартшколы, родом из Киржача. Его заместителем стал инженер ВТЗ И.Ф. Литваковский. Одним из членов партбюро, была А. Прокофьева (Петрова).
Ивановский обком ВКП(б) и облисполком своим постановлением от 7 мая 1943 года решили провести мобилизацию коммунистов с машиностроительных заводов городов Коврова, Мурома, Кольчугина и других для работы на ВТЗ.
12 мая 1943 года Ивановский обком комсомола решил: «Комсомольскому активу мобилизовать в течение мая - июня с предприятий области для работы на ВТЗ 500 комсомольцев различных специальностей».
Не имевшие специальности проходили краткосрочный курс обучения на Горьковском автозаводе и других предприятиях, где им присваивали рабочие разряды. Рабочие распределялись по цехам, постепенно включались в активную работу на производстве.
П.Г. Шишенин мечтал поступить в военно-летное училище, но по состоянию здоровья не был туда принят. 10 мая 1943 года Петр поступил на Владимирский тракторный завод. Отдел кадров (тогда он размещался на Всполье) направил его в инструментальный цех, расположенный на стройплощадке № 328. Юноша осваивал специальность фрезеровщика, затем - токаря, был выдвинут на должность мастера участка сложно-режущего и инструмента. Впоследствии Петр Георгиевич работал в цехе коробки скоростей, в цехе нестандартного оборудования - на должности механика цеха. Ушел на пенсию в 1986 году.
О.И. Шумакова, спасаясь от гитлеровской оккупации, в июле 1943 года вместе с матерью прибыли во Владимир. Обе поступили работать на тракторный завод. Отдел кадров оформил их учениками токаря в ремонтно-механический цех и поселил в общежитие. В августе группа новых рабочих отделом кадров была направлена на Горьковский автозавод для обучения в учебно-производственном комбинате. В ноябре 1943 года учащиеся получили специальность токаря и возвратились во Владимир. О.И. Шумакова стала работать в ремонтно-механическом цехе. Затем Октябрину перевели в ПРБ цеха на должность диспетчера. Без отрыва от производства в 1950 году она поступила на учебу в вечерний техникум, в 1955 году его окончила с отличием и стала технологом в родном цехе.
В.В. Ерофеев после окончания школы в 1943 году поступил работать на ВТЗ. Отделом кадров был направлен на завод «Автоприбор» - на четырехмесячные курсы нормировщиков. По их окончании был назначен в инструментальный цех нормировщиком. Длительное время работал начальником БОТиЗа, с этой должности ушел на пенсию в 1986 году. Награжден медалями «Ветеран труда» и «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 г.г.».
В июне 1943 года Л.В. Краснов был мобилизован Камешковским райисполкомом для работы на Владимирском тракторном заводе. Отдел кадров направил его в инструментальный цех учеником термиста. Леонид Васильевич работал и учился мастерству в термическом отделении, потом стал мастером, затем - начальником отделения. В 1954 году без отрыва от производства окончил Владимирский машиностроительный техникум. Когда в 1967 году создавался завод специального инструмента и технологической оснастки (ВЗИТО), Леонид Васильевич был избран председателем комитета профсоюза, где проработал 5 лет. До выхода на пенсию он руководил металлургической службой в техническом отделе ВЗИТО. Награжден орденом «Знак Почета» и медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 г.г.». Его супруга Галина Аверьяновна в 1943 году также была мобилизована на ВТЗ из Вязниковского района. В основном работала в термическом отделении ВЗИТО. В 1981 году вышла на пенсию. Младший сын Красновых работает на ВЗИТО начальником техсектора цеха.
Н.И. Сосновикова на завод пришла после окончания школы в 1943 году, оформилась станочником и в составе учебной группы была отправлена на завод ОЗПО (г. Владимир). Получила специальность токаря. Отдел кадров направил ее в цех шасси на участок шестерен. В 1944 году была избрана комсоргом цеха шасси. Без отрыва от производства в 1957 году окончила машиностроительный техникум. Работала в секретариате директора вплоть до ухода на пенсию.
А.А. Карпышева, по призыву Ивановского обкома ВКП(б), переехало во Владимир из Вязников в мае 1943 года и была назначена на должность санитарного инспектора в заводскую амбулаторию. В это время здесь работали только два врача - зубной и детский, остальные должности занимал средний медицинский персонал. В амбулатории Анна Александровна проработала около трех лет, а затем была переведена в отдел техники безопасности на инженерную должность, где и проработала 24 года до ухода на пенсию.
К.М. Федоров окончил школу ФЗО и в 1943 году поступил на ВТЗ токарем в цех шасси - на участок бортовой передачи. Постепенно набирая производственный опыт, работал в должность помощника мастера, был сменным мастером. Без отрыва от производства в 50-е годы Капитон Михайлович окончил машиностроительный техникум. С 1953 по 1986 годы работал в кузнечном цехе начальником штампово-инструментального хозяйства, вплоть до ухода на пенсию. Награжден медалями «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 г.г.» и «За доблестный труд». В ознаменование 100-летия со дня рождения В.И. Ленина».

На стадии проектирования ВТЗ советские специалисты ездили на стажировку в Америку, в частности, на предприятия Форда. При монтаже оборудования применялось и трофейное - вывезенное из Германии.
Технологи ОГТ составляют технологии на основные детали трактора для заказа специального оборудования, а также для проектирования специального инструмента и оснастки. Одновременно разрабатываются цеховые маршруты.
18 мая 1943 года завод авиационных приборов № 328 передается из Наркомата авиационной промышленности в Наркомат среднего машиностроения. К осени 1943 года был решен вопрос о передаче производственных мощностей завода № 328 в распоряжение Эпштейна. Последовала быстрая передача зданий, оборудования, людей и в 1944 г. на территории завода №328 начал работать инструментальный цех ВТЗ. Начальником инструментального производства был Бражников П.Г. В 1955 г. он получил статус государственного завода «Электроприбор».

Поступающие на работу рабочие проходят обучение на заводах города: ОЗПО, Автоприбор, завод №521 (Грамзавод) и на Горьковском Автозаводе.
«В сентябре (1943) объявили прием на завод №303. Я без проблем уволился из артели и пошел на Всполье. Там нашел отдел кадров уже не завода №303, а тракторного завода. Отдел кадров находился в деревянном 2-этажном доме (его сейчас нет). Меня в отделе кадров оформили в механосборочный цех токарем. Утром, придя на завод, я впервые вошел в корпус цеха, который показался мне очень большим. Цех оказался и очень пустым - там работали только такелажники и монтажники, которые устанавливали оборудование. Я нашел начальника цеха, им был Барышников, который направил меня к табельщице для оформления. Итак, на следующий день я вышел на работу. Я обрадовался, так как меня сразу поставили к станку. Мне дали первое задание - сделать какие-то небольшие шпильки с резьбой с двух концов. Мой первый станок был новый универсальный токарный станок американского производства «Портер». Его я освоил довольно быстро с помощью мастера Смирнова, тоже токаря, года на 3 постарше меня, но имевшего уже опыт работы токарем. В цехе было очень мало народу, а новое оборудование устанавливалось ежедневно, в основном американское, да и инструмент тоже был американским. Механосборочный цех рос как на дрожжах, в нем первое время сосредоточился весь тракторный завод. В нем было все - и термичка, и кузница, и автоматы, и прессы. Здесь же шла сборка изделий. В самом Владимире кадров для завода не было. Многим жителям не хотелось идти на завод в такую даль полем, в стужу, грязь, жару. Кадры на завод стали собирать добровольно-принудительно. Была мобилизована молодежь от 14 до 17 лет. Это были мальчишки и девчонки из деревень всей Ивановской области. Часто ребята из деревень убегали с завода домой, но их возвращали, при этом вырезали часть талонов из хлебных карточек, как мы говорили, «делали штаны».
Так как я работал хорошо, и быстро освоил станки, то меня уже через месяц, то есть 10 октября 1943 г., назначили приказом по заводу помощником мастера с окладом в 660 рублей. В обязанности помощника мастера входило: помощь новичкам в освоении станков, наладка станков. Станки были разнообразные: токарные, карусельные, сверлильные, шлифовальные, фрезерные, долбежные и другие.
Несмотря на все трудности с кадрами, механосборочный цех стал набирать темпы. В организации работы очень помог присланный к нам опытный инженер Владимир Якобсон, который стал начальником цеха. Ему было лет 55-60. Он хорошо знал немецкий язык, что впоследствии ему пригодилось при работе с военнопленными. С его приходом дело в цехе пошло на лад…
На заводе была строжайшая дисциплина. Опоздания и прогулы карались нещадно. Однажды я опоздал, в табельной сразу же собралась тройка: судья и двое заседателей, и принародно осудили меня: три месяца вычитали из зарплаты 20 %, а из хлебной карточки — 800 гр. - вырезали 300. Остались «штаны» — так называлась вырезанная карточка. Один парнишка убежал в родную деревню из-за голода. Через месяц его с милицией привели назад и осудили на пять лет, за дезертирство. Таких случаев было много» (КМ. Фёдоров «Моя трудовая жизнь»).
Шумакова Октябрина Ивановна – токарь РМЦ, вспоминала: «Мы с мамой жили в эвакуации в г. Волчанске Харьковской области. Там в течении 8 месяцев в 1942-43 гг. нам пришлось пережить оккупацию. Страшное было время. Только стремительное наступление наших войск спасло нас от отправки на работу в Германию. После освобождения в городе проводился набор на строительство завода во Владимире. Волчанск был прифронтовым городом, никакой работы не было. Мы с мамой решили поехать. Дорога была непростой, бомбежки, ехали долго. Прибыли во Владимир в июле 1943 г. Оформили нас с мамой учениками токаря в несуществующий еще Ремонтно-механический цех и отправили на обучение на Горьковский автозавод. В ноябре 1943 г. получив специальность токаря 5 разряда мы вернулись в Владимир и переступили порог ремонтно-механического цеха. Он размещался на маленькой площадке в корпусе №3, где сейчас находится цех шестерен. В цехе было всего 4 токарных станка, один шлифовальный, один фрезерный и 4 слесарных верстака. Работали одни женщины. Мужчин было двое - Начальник цеха Рыбин (впоследствии стал первым директором Машиностроительного техникума) и мастер А.Смирнов».
Над колыбелью первых тракторов стояли все руководители завода, все специалисты, не говоря уже о рабочих. Каждая деталь была на вес золота. Многие части машины еще не были в массовом производстве, ковались и обтачивались индивидуально.
В один из дней этого периода сборке моторов угрожала задержка из-за недостатка блоков. Токарь-расточник Карпов проработал с короткими перерывами 32 часа подряд, но не допустил ни одной минуты задержки в выпуске первых владимирских тракторов.
Мастера, техники, инженеры становились к станкам; принимали участие в обработке деталей и в сборке машины. На ходу учились тракторостроению сами и учили этому рабочих. Никто не считался со временем, не принимались во внимание чины и звания.
В цехах было холодно и дымно. Для разогрева эмульсии и масла прямо в цеху разжигали костры, применяли факелы, железные печки, электрообогревание.
Руки зябли, приходилось то и дело отогревать у костра. Лица рабочих были закопчены, резко выделялась их худоба.
Но люди не унывали и не хныкали. Работали и старались, а когда было невмоготу — крепче стискивали зубы.
В то время с необычным поручением в Суздальскую МТС был направлен работник завода Андрей Никитович Михеев. Ему дано было задание — выпросить у МТС полуоси для первых «Универсалов». Те полуоси, что имелись на заводе, оказались, как выяснилось в последний момент, непригодными. Сборка машин была под угрозой. И вот Михеев получил строгий наказ:
— Без полуосей не возвращаться.
Андрей Николаевич в разговоре с директором МТС употребил все свое красноречие, всю дипломатию. Детали, мол, нужны нам взаймы, во временное пользование. Мы — тракторный завод, фирма солидная, в будущем завалим вас запчастями. Вернем долг сторицей. Без нас вы в дальнейшем вообще не проживете, имейте это в виду. Да и помочь заводскому коллективу в трудную минуту — долг рабочей солидарности, дело почетное...
Так говорил посланец ВТЗ, и перед силой его аргументов дрогнули людские сердца. Суздальцы устоять не могли: привез Михеев столь нужные заводу полуоси.
Первенцы ВТЗ были отправлены на государственные испытания, а завод, окрыленный первым успехом, продолжал работать.
Тем не менее эти тракторы не выдержали государственных испытаний, проводившихся в Янги-Юлё, и, как бы это ни казалось огорчительным, не были приняты на производство.
Возник самой жизнью поставленный безотлагательный вопрос: как быть? После внимательного и всестороннего изучения обстановки принимается решение: поставить на производство трактор «Универсал-2» по документации ленинградского Кировского завода.
Осенью 1943 г. группа специалистов и рабочих завода под руководством заместителя главного конструктора бывшего «кировца» Бориса Ивановича Алисанова выехала в Ленинград за оборудованием и оснасткой.
Разработкой конструкции трактора, применительно к владимирским условиям, занялась творческая группа конструкторов под руководством главного конструктора Геноха Яковлевича Розеноера, его заместителя Бориса Ивановича Алисанова. В состав группы входили Михаил Александрович Стефанов, Василий Григорьевич Бундин, Евгения Павловна Качаева и другие.
Им оказали очень серьезную, эффективную практическую помощь московские специалисты по шасси и тракторам из НАТИ — Александр Александрович Крейслер и Владимир Эммануилович Малаховский. В конце 1943 года, в 1944 году и в 1945 году они по пять-шесть раз приезжали на ВТЗ, жили во Владимире по три-четыре недели и каждый день по гудку являлись на завод.
Тракторостроители ВТЗ были очень признательны этим специалистам за большую помощь.
Вскоре проектирование было полностью закончено.
С этого момента тракторный надолго занялся «Универсалами».
Задержка в снятии блокады Ленинграда не дала возможности в 1943 г. получить с «Кировского завода» заготовки, детали и узлы трактора «Универсал», а также оборудование и оснастку для их производства, а коллектив технологов ОГТ, состоящий в своем большинстве из молодых специалистов, не сумел в требуемые сроки провести подготовку производства тракторов «Универсал».
Октябрь 1943 г. – в цехах нет технологий, цеха не знают какие детали делать и как их делать. Ноябрь 1943 г. – планы выпуска 100 тракторов к 7 ноября, а затем и к 20 ноября сорваны. План капитального строительства 1943 г. не выполнен.

Основные итоги 1943 года:
- Два корпуса основной площадки № 1 и № 3 подведены под крышу и готовы к монтажу оборудования в цехах по планировкам главного технолога;
- завершаются строительство заводской котельной и прокладка тепловых сетей к основным корпусам;
- развернулось строительство жилых домов и общежитий на Всполье и ул. П. Осипенко;
- сформированы дирекция, административные и технические отделы, основные и вспомогательные цеха и службы завода;
- на завод поступили руководящие инженерно-технические кадры и рабочие;
- организовано обучение людей массовым профессиям;
- началась поставка металлорежущего и другого оборудования по нарядам Наркомата.
Но план капитального строительства 1943 года был не выполнен, был также сорван план обеспечения завода рабочими кадрами. Так, к 1 ноября рабочих должно было быть 2760 человек, однако, по данным на 24 июня, фактически было всего 1232.

14 декабря 1943 г. Эпштейна Якова Израилевича за срыв сроков строительства и финансовые нарушения освободили от обязанностей директора Владимирского тракторного завода. С него была снята бронь, и он попал на фронт. В рядах 51 армии под командованием Я.Г. Крейзера он участвовал в освобождении Крыма. В мае 1944 г. второй раз награжден орденом Красной звезды. После награждения в июне, будучи в Москве зашел в родной наркомат, где у него состоялся резкий разговор с наркомом Акоповым, после которого он был отправлен в штрафбат. Стрелок 268 стрелкового полка, 48 стрелковой дивизии рядовой Эпштейн Яков Израилевич погиб 25 июля 1944 г. Похоронен около хутора Карья, Нарвский р-н Эстонская ССР.


Буров Александр Николаевич
Директор завода: 14.12.1943 - 16.03.1946

14 декабря 1943 г. Нарком С.А. Акопов назначил директором ВТЗ Александра Николаевича Бурова, до этого работавшего главным инженером Челябинского тракторного завода.
В декабре 1943 г. Ремесленное училище №7 переезжает с улицы Фрунзе в инструментальный цех (производственная площадка завода № 328). Металлорежущие станки учащиеся РУ №7 перетаскивают на санях вручную по улице Батурина.

Александр Николаевич Буров приехал во Владимир 15 декабря 1943 года. Предыдущий день, и уже в качестве директора ВТЗ, он провел в Наркомате среднего машиностроения - ходил по кабинетам, всех угощал волжской рыбой, пил чай, курил, обсуждал последние сводки с фронтов, разговаривал о предстоящей работе. Друзей, да и просто хороших товарищей у него было много - и здесь, в министерстве, и в городах, где приходилось трудиться.
Человек он был спокойный, по характеру мягкий и в разговоре открытый, ценил дружеское расположение к себе, да и сам никого не подводил. Это и помогало ему в жизни, и порой мешало - время было суровое, но трудностей в работе не создавало никогда. За мягкостью общения всегда проявлялся волевой и требовательный, с изрядной долей упрямства, руководитель. Все знали это и не раз убеждались, что Буров никогда не смешивает личное с общественным, потому ценили и уважали его, не боялись вести откровенные разговоры.
И на этот раз ему не стали говорить об особой важности правительственного задания и о том, что сельское хозяйство страны ждет владимирских тракторов, а честно признались: выговоров и нагоняев на новой должности не избежать. В наркомате не смогли отстоять сроки строительства - ЦК их сократил вдвое, - и по постановлению Совнаркома и Центрального Комитета партии завод уже должен выпускать сельскохозяйственную технику. А раз не уложились в отведенное время, то на 1944 год объемы финансирования были сокращены, меньше выделено и фондов. Так что легкой жизни не будет, придется крутиться на месте - с таким напутствием и поехал Александр Николаевич к новому месту работы.
По пути из Москвы он заночевал в Кольчугине, здесь жили его родители, здесь прошли отрочество и юность, началась рабочая жизнь. Хотел немного отдохнуть в родительском доме, выспаться, но не получилось. Мысли гнали во Владимир. Рано утром 15 декабря директорская машина уже затормозила у строящегося завода.
Во Владимире Александр Николаевич бывал часто, и когда работал в Кольчугинском райкоме, а затем и в Юрьев- Польском укоме комсомола, и когда возглавлял уком ВЛКСМ в городе Середа Ивановской области. Не раз и проезжал, и проходил он мимо пустыря, где нынче развернулось строительство тракторного завода. Сердце никогда не сжималось в предчувствии, но в юношеских мечтах всегда рисовалась ему здесь гигантская стройка, и себя он видел на этой стройке в качестве вожака рабочей молодежи, выступающего на митингах, организующего субботники и воскресники. Впрочем, это место было не единственным, где в своих мечтах Александр разворачивал большое строительство, да, и не только он грезил в те годы о новых заводах и фабриках.
Директора на заводе ждали, но ближе к обеду, накануне он позвонил из наркомата и предупредил о своем приезде. Буров не стал подниматься в кабинет, а решил пройтись по строящимся объектам. Хотелось увидеть глазами человека, еще не притершегося, как люди работают, поговорить с ними, узнать, чем живут и о чем думают, проверить, как организована охрана. Он знал, что на совещании ему все расскажут, и особенно подробно - обо всех трудностях. Ничего не утаят. Но важно было уже к первому разговору составить личное впечатление о заводе. Это поможет лучше понять людей, с кем придется работать, правильнее оценить, на кого и в какой степени можно положиться.
Но одиночной «экскурсии» в то утро так и не получилось. Уже через полчаса Александр Николаевич в отблеске горящих повсюду костров увидел спешащих к нему от административного здания людей. «Охрана предупредила», - догадался он. И действительно, встретить нового директора торопились руководители служб, подразделений и главные специалисты завода. «Ну, что же, - подумал Буров, - с системой оповещения на заводе точно все в порядке, и это хорошо».
В тот день Александр Николаевич так и не попал в свой кабинет. И уже в гостинице поздно ночью он был еще раз приятно удивлен. Оказывается, к его приезду на ВТЗ отнеслись очень ответственно. Отсюда позвонили на Челябинский тракторный завод, где он в 1938-1940 гг. работал главным инженером, позвонили на Саратовский подшипниковый завод, где Буров директорствовал с 1942 года вплоть до перевода сюда, во Владимир. Расспрашивали, уточняли, интересовались. А вечером не скрыли этого от нового директора. Честно сказали, что переживали, кто станет новым руководителем. А когда узнали, то успокоились. «Дело будет», - подвел итог своего первого рабочего дня на Владимирском тракторном заводе Александр Николаевич Буров. Но он понимал, что был это первый и далеко не самый трудный день...
Новый, 1944 год руководящие работники завода встречали в кабинете директора. На праздничном столе была вареная картошка, квашеная капуста, армейская тушенка и сало. А на приставном столике по стаканам разливался спирт.
- За нашу победу, - сказал Александр Николаевич, - за первый владимирский трактор. Мы знаем: он будет собран в нынешнем году. И должны сделать все, чтобы событие это наступило как можно скорее. За наш трактор!
Граненые стаканы зазвенели хрустальными бокалами. И под этот «хрустальный звон» начался для завода 1944 год.
На прием к наркому среднего машиностроения С. Акопову Буров ездил три раза.
Конечно, они виделись и беседовали много чаще - на различных совещаниях, заседаниях коллегии, к тому же нарком был частым гостем на заводе, но обстоятельно поговорить в тишине кабинета им удалось только три раза.
Впервые Александр Николаевич напросился на прием уже в конце января 1944 года. «Напутственная фраза» об уменьшении объемов финансирования проявилась очень быстро. Уже в первые недели нового года коллектив завода столкнулся с невозможностью продолжать строительство: катастрофически не хватало денег, а выделенные фонды на строительные материалы вообще были мизерными. Надо было что-то делать, и директор позвонил в наркомат. На прием его записали быстро, дольше утрясали тему разговора. Чтобы не перепугать помощников наркома, буров придумал совершенно фантастическую инициативу. Прошло.
В те годы да еще по январской погоде до Москвы добираться было довольно сложно, выехали в ночь. Машина медленно пробивалась сквозь снежные заносы, но Александр Николаевич водителя не торопил. Он знал, предстоит непростой разговор, и в деталях обдумывал его.
Конечно, и Буров это прекрасно понимал, нарком в делах своих тоже не всесилен, и коль урезали финансирование, то существенно увеличить его он вряд ли сможет. Но и он - заложник ситуации и заинтересован в увеличении темпов строительства. Так что, если, к примеру, будет принято правительственное постановление по Владимирскому тракторному заводу, то и финансовые средства по наркомату изыщутся. Вот только такой документ правительство принимать сейчас не будет. А раз не появится постановление, то не найдутся и деньги. Круг замыкался, и у Бурова не было сомнения: вряд ли его удастся разорвать. Он поморщился, наверное, не стоило напрашиваться на прием - разговора не получится.
- Александр Николаевич,- невеселые мысли директора прервал звонкий голос водителя, - а какие тракторы будем выпускать? Кировские, что ли, «Универсалы»? У нас в деревне был один такой, хороший трактор, отлично пашет.
- Конечно, кировские «У-2», - механически ответил Буров. А потом вдруг резко откинулся с сиденья: «Почему «У-2», ведь ни в одном документе об этом ничего не говорится?».
- Коля, ты умница, - только и сказал он. А потом прибавил весело и строго, - почему тащимся медленно, так и к вечеру не поспеем.
Машина рванулась вперед, а Александр Николаевич понял, о чем пойдет разговор с наркомом. Для принятия нового правительственного постановления нужен был повод. И он его нашел, пусть формальный, но очень весомый повод.
Акопов инициативу Бурова оценил сразу и сориентировался очень быстро.
Директор завода А.Н. Буров, посещая пустые корпуса завода, не мог примириться с отсутствием столь привычного ему шума в цехах. Все, кажется, есть: производственные площади (некоторые - уже под крышей), начальники цехов, мастера, часть рабочих; есть в ящиках оборудование... А производственной жизни нет. В начале 1944 года директор решил немедленно доставить со склада на участки цехов шасси и нормалей все токарные станки, сверлилки, хотя бы по одному-два, подключить, поставить токарей, прикрепить к ним учеников, и, согласно цеховым спискам, завезти металлопрутки нужной марки и профиля и начать обработку по рабочим чертежам деталей, закрепленных за участком.
Под строгим контролем директора через пять-семь дней токарные станки заработали!
Начальник производства М.И. Слуцкий съездил на «родной» Горьковский автозавод и выпросил два «КОНа» - 4-шлиндельных прутковых автомата, из капремонта, еще «фордовских», и привез их на участок в цех нормалей В.И. Дыжина.
Вскоре их запустили, зарядили по 4 прутка-калибровки и стали изготовлять простейшие детали: гайки, болты, шпильки и др.
На участок шестерен и валов мастеру В. Краснову из Мурома главный инженер Рухадзе привез два многорезцовых станка для обработки валов коробки скоростей. Из Коврова доставили новый токарно-револьверный станок для обработки шестерен.
Заработали металлообрабатывающие станки, появились готовые детали, их принимали работники OТК. Но заготовок деталей трактора из поковок и чугунных отливок не было, кузница и литейный цех только начали строиться.
В начале 1944 г. года дирекция, технические и экономические службы ВТЗ переезжают со «Всполья» и с завода №328 в недостроенные бытовые помещения корпуса №3. Отдел Главного технолога вместе с отделом Главного конструктора размещаются на втором этаже в правом крыле здания. Центральное отопление не работает, помещения отапливаются буржуйками.
Срочно строится деревянная заводская проходная с бюро пропусков, устанавливаются железные ворота в конце булыжной дороги от Юрьевского шоссе. Было установлено по два пролета забора от проходной в обе стороны и повешена скромная вывеска «Владимирский тракторный завод». С этого момента начинают исчезать из лексикона названия «промплощадка №303», «корпус №1», «корпус №3», а вместо них появляются соответственно – тракторный завод, корпус ремонтных цехов, тракторосборочный корпус.

Январь-февраль 1944 г – в корпусе №3 начинается производство деталей трактора.
17 января Красная армия полностью ликвидировала вражескую блокаду Ленинграда. Как только была ликвидирована блокада Ленинграда, директор завода А.Н. Буров срочно создал бригаду из бывших «кировцев» В.Н. Алисанова, П.П. Кушина, К.Я. Яковлева, П.Г. Бражникова, и самолетом направил на Кировский завод. Там с помощью заводчан собрали, отсортировали, упаковали и отправили во Владимир вагонами заготовки деталей трактора «Универсал -2», запчасти, оснастку. Во Владимир желанный груз прибыл в феврале-марте 1944 г.
Февраль – из поступившего на завод производственного оборудования в количестве 312 ед. установлено 251 ед.
Февраль - Март – во Владимир из Ленинграда с Кировского завода прибывают эшелоны с заготовками, деталями и узлами трактора «Универсал», а также с оборудованием и оснасткой для его производства. С получением кировских заготовок в цехах завода заработали металлорежущие станки, появились готовые детали, принятые работниками ОТК. На сборочных участках стали пробовать собирать первые узлы трактора.
Весна 1944 г. - на завод началось массовое поступление оборудования. На свободных площадях корпуса №3 начинает устанавливаться оборудование моторного цеха.
29 марта 1944 года постановлением СНК и ВКП(б) была утверждена марка трактора, который будет выпускаться на Владимирском тракторном заводе. Им стал колесный «У- 2», ранее производившийся на Кировском заводе в Ленинграде. В этом же документе были заложены и новые цифры финансирования, и новые сроки сдачи объекта.


Летом 1944 г. вся территория завода была изрыта траншеями, засыпана горами земли. И повсюду работали люди. Среди них немало военнопленных, но большинство, были свои, мобилизованные со всей Ивановской области.
На строительстве Владимирского тракторного завода в 1943-1947 гг. работали и немецкие военнопленные (см. Лагерь военнопленных в городе Владимире).
На территории завода организован лагерь НКВД №190 для размещения военнопленных. Были построены две жилых казармы и пищеблок. В одну из казарм впоследствии переехало с 328 завода училище ГПТУ №7, другая казарма была перестроена в Электросиловой цех.
«Я работал на строительстве тракторного завода. В конце 1943 года увидел серую длинную вереницу людей, идущих по 2-4 человека в ряду. Вереница тянулась от Всполья до проходной завода. Это были военнопленные. Было морозно, и они все были обмотаны платками, в шинелях, в ботинках, на которые тоже были намотано что-то. Их поставили работать и на строительство цехов, и к станкам. Военнопленные были высокой квалификации, работали очень хорошо. На сверлильном станке работал итальянец, который во время работы всегда пел, у него был очень хороший тенор. Нам нравилось, как он пел, и мы иногда просили его спеть что-нибудь. Он делал это с удовольствием.
Пленные жили на территории завода в лагере, в помещении, где потом разместилось ремесленное училище. Обедать их водили в столовую, которая была в лагере. Среди пленных были немцы, итальянцы, румыны. В нашем цехе их было человек 30-35. Работали, как и мы, по 12 часов» (из воспоминаний К.М. Фёдорова).
«После окончания авиамеханического техникума, в 1944 году, я начала работать на ВТЗ. На заводе работали военнопленные. Они жили в лагере на территории завода, в специально построенном бараке. Позднее там было открыто ремесленное училище. Относились к пленным хорошо. В свободное время многие из них рисовали картины, делали шкатулки, мыло, и все это продавали рабочим и служащим завода. Эти изделия выносили с завода украдкой. Однажды кто-то попросил меня вынести картину. Ее привязали мне к спине пояском, сверху я надела пальто. Только позднее поняла, чем я рисковала. Умиравших немцев хоронили на кладбище на территории завода. Сейчас на этом месте стоит здание типографии и конструкторского отдела. Мой брат работал в лагере военнопленных, который находился рядом с ВЭМЗом. Военнопленные строили также дома в районе ВТЗ (двухэтажные дома на ул. им. 850-летия - № 4, 4а, 4б), на улицах Горького и Асаткина. Я уже много лет живу в одном из домов, построенном военнопленными» (из воспоминаний М.А. Колтуковой).
«Работали на Владимирском тракторном заводе. Работали по 12 часов в сутки, практически без выходных. Хорошо, если один выходной день в месяц давали. Отдыхать было совершенно некогда. Жили в это время в общежитии-бараке. Там было много крыс, которые бегали везде. Бывало, зайдешь в комнату, а крыса на кровати сидит. Поначалу жутковато было, ну, потом привыкли. Питались мы в столовой. Завтракать приходилось очень редко. На обед давали суп из перловой крупы, на второе - каша из перловой крупы и несладкий чай. На ужин - винегрет и маленький кусочек хлебушка. Но в столовой не наедались. Часто, бывало, приходили с работы уставшие, кушать хочется. То оладий из травы напечем, то щи из крапивы сварим. Раз в месяц по карточкам давали четвертинку вина. Четвертинку я всегда откладывала для своего папы и берегла ее до похода домой. Работать приходилось при любых обстоятельствах. Иногда, бывало, поранишь руку сильно, боль жуткая, а работать все равно надо. Руководитель у нас на заводе очень хороший был. Придет, задание нам даст и всегда подскажет, как правильно нужно сделать. Затем сам за выполнение работы принимался. Часто подойдет, встанет рядом и говорит еле слышно: «Девчоночки мои устали... Потерпите еще немножко... Надо девочки, надо...» Под руководством этого человека было приятно работать. Он знал, когда нужно вовремя поддержать, подбодрить. Кроме работы на заводе, успевали ухаживать за ранеными. Ходили в больницу «Красный крест». Раненым помогали и письма писать, и перевязки делать, кого-то покормить приходилось. На заводе работа была тяжелая. Иногда приходилось таскать тяжести больше собственного веса. Но когда на завод стали присылать пленных немцев, стало полегче. Какую-то часть работы стали делать они. Немцы говорили, что у них барышни не работают. Жили немцы в отдельных бараках, огороженных колючей проволокой. Работали они человек по 15-20. Им тоже очень сложно приходилось» (из воспоминаний Е.А. Жбанковой).
«Во время войны во Владимире было много пленных. На Всполье они строили поселок «Молодежный». Иногда к нам домой вместе с моим дядей И.И. Ермиловым, который был прорабом на этой стройке, заходили работавшие с ним немцы. Моя семья относилась к ним доброжелательно, а мама даже угощала их чаем» (из воспоминаний С.М. Семеновой).


Планирование дороги вдоль первой линии цехов, снимок со стороны строящегося моторного цеха, слева гараж. Военнопленные на строительстве Владимирского тракторного завода. 1944 г.

Планирование дороги вдоль второй линии цехов, справа казарма военнопленных, за ней котельная завода. 1944 г.

Под крышей были два корпуса. В литейном цехе немцы мостили полы, монтировали вагранки. Возводились стены компрессорной и моторного цеха.

Весной 1944 г. на строительстве завода работает не менее 1500 военнопленных.
«ПЛЕННЫЕ
Пленные немцы работали на строительстве и корпусов завода, и жилых домов, и дорог, а также в цехах завода. Были они по-своему разные. Работал у нас на сборке финн - худощавый, с тяжелым взглядом человек. Не любили мы его почему-то, но и не обижали. А вот испытатель моторов пленный немец Ганс был настоящим комиком. Располагая знанием немногих русских слов, он мимикой и жестами доводил всех во время перекуров до хохота. Для нас он был своим. А старшим у них считался невысокого роста, с птичьим носом и свинцовыми глазами человек. В офицерской форме (без знаков отличия) ходил он по пролетам цеха и свистом извещал соотечественников о перерыве на обед или окончании работы. Атрибутом власти у него была небольшая плетка. Применял ли он ее, мы не видели. Но звали его эсэсовцем. Немцы боялись даже говорить о нем. По окончании войны его не стало, и пленные получили некоторую свободу: они могли ходить с котелками по столовой и счищать с тарелок остатки обеда. Между прочим, и некоторые русские делали то же.
Цеха интенсивно наполнялись оборудованием, и в основном немецким. Учили наших ребят осваивать незнакомую технику опять же немцы. Трудно было бы без них. Так кто же они были на заводе - враги?
Весной 1945 года мне приставили в помощники немца Курта. Был он немного постарше меня. Взяли его в немецкую армию, а уже через три месяца он работал со мной.
- Пук, пук, рус цап-царап часы и Владимир, - объяснял он мне.
Показывал он мне часто фотографию родного сельского дома, а перед ним - родители и невеста.
Немало немецких военнопленных осталось на нашей Владимирской земле. Навечно. Уходили они из жизни и по причинам, связанным с производством. Вот один случай. Строили пленные у нас в цехе вентиляционную площадку на высоту 3-4 метров. Полез один из них по лестнице наверх с куском швеллера. Только долез до верха, и... сорвался. Упал на бетонный пол, а швеллер ему на грудь. Унесли его навсегда.
А вот другой случай. На станке работал фронтовик - немцев он ненавидел. А сменщиком у него был пленный. Не угодил ему чем-то немец, рабочий ударил его, пленный упал головой об станок и уже не поднялся. Походили немного энкэвэдэшники, поспрашивали народ, на том дело и закончилось» («НАЧАЛО» - повесть о заводе. Виктор Коркин).

Продолжение »»» Владимирский Тракторный завод в 1944 году

Категория: Владимир | Добавил: Николай (06.03.2024)
Просмотров: 490 | Теги: владимир, завод, трактор | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar

ПОИСК по сайту




Владимирский Край


>

Славянский ВЕДИЗМ

РОЗА МИРА

Вход на сайт

Обратная связь
Имя отправителя *:
E-mail отправителя *:
Web-site:
Тема письма:
Текст сообщения *:
Код безопасности *:



Copyright MyCorp © 2025


ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru