Улица Тракторная, д. 43. Проходная Владимирского Моторо-тракторного завода
30 апреля 1981 года в ходе земляных работ при подготовке площадки для строительства механосборочного цеха тракторного завода на правом высоком берегу Рпени была обнаружена стоянка первобытного человека эпохи палеолита, названная Русанихой (см. Стоянка Русаниха).
До кон. 1930-х годов на месте тракторного завода росли хорошие дубовая и ольховая рощи, на месте завода «Электроприбор» и парка им. 850-летия города Владимира простиралось поле, где колосились пшеница или рожь. В 1938 году было принято решение о строительстве в городе трех заводов. В 1939 году вышло постановление ЦК ВКП(б) и Совнаркома о строительстве во Владимире трех заводов: завод №328 должен был выпускать авиационные приборы, завод №303 (машиностроительный завод) Наркомата вооружений и завод №387 Наркомата авиапромышленности. В 1939 году во Владимире была организована Стройконтора №3 при Тресте № 37, которой было порчено строительство заводов и жилого посёлка. Основной рабочей силой был так называемый спецконтингент, попросту зэки. В апреле 1940 года были привезены принудительные переселенцы из Западной Украины и Буковины, присоединённых тогда к СССР. Жизнь в Залыбедье закипела. Сотни рабочих-строителей начали возводить заводские корпуса, на пустырях ближе к заводу строились бараки для заключённых и вольнонаёмных. Эти бараки, постояв 30 лет, были снесены лишь в конце 60-х годов. Так же было построено 10 трёхэтажных домов в посёлке Всполье. Руководить строительством назначили Сергея Петровича Лимонова - отца известного архитектора и реставратора Киры Сергеевны Лимоновой. Грамотный специалист, честный и порядочный человек, он не любил партийного волюнтаризма и приучал своих подчинённых строить качественно и надолго. Он оставил воспоминания, но о строительстве двух заводов перед войной написал мало, ибо объекты эти были закрытыми. Сначала приступили к строительству завода №328, предназначенного для производства авиационных приборов. Авиационную промышленность в те годы курировал сам Сталин И.В. Во Владимире уже работал завод Наркомата Авиапрома - ОЗПО, директору которого Цаплину И.И. было поручено контролировать и оказывать содействие строительству нового завода. Директором завода №328 в начале 1940 г. назначен Жердев Иван Никитович. Жердев родился в 1909 г., член ВКП(б) с 1929 года. Дело номенклатурного работника И.Н. Жердева было изъято из партийного архива неизвестно кем и когда. Не найдены его фотографии. Ветераны, дожившие до наших дней, вспоминают его как сурового, серьёзного, военной выправки мужчину. В 1940 году на пустыре, за Юрьевской заставой началось строительство военного завода №303. Площадка для завода №303 была выбрана севернее Юрьевской заставы – картофельное поле, свалка, бурьян. Западнее площадки шла древняя дорога на Юрьев-Польский. Промплощадка разместилась восточнее истоков Почаевского оврага, близ русла Плотницкого оврага. Между городом и промплощадкой была открытая неосвоенная территория. Расстояние от центра города составляло 3 км. Общая площадь территории 97 га. К началу строительства завода улица им. Горького была доведена только до будущей площади им. В.И. Ленина. Дальше подъезды и проходы к заводу шли напрямик через пустыри. Строители жили в палаточном городке, там, где сейчас проходит улица Асаткина. Когда выпал снег их перевели в дом №10 по улице Всполье (Горького 65). Тогда же были построены первые три здания барачного типа, в которых сначала жили строители - зэки, а с 1944 года - немецкие военнопленные. Всего к началу войны было построено пять цехов, гаражи и котельная. Предполагалось также построить ВВП (взлётно-посадочную полосу) от будущей заводской территории. В июне 1941 года грянула война. В связи с интенсивным переводом промышленности на восток дальнейшее строительство объектов завода замедлилось. В конце 1941 года строительство заводов и жилых домов приостановилось: вся техника ОСМУ-5 была передана в Москву на нужды обороны. Большая часть строителей была эвакуирована в город Рубцовск, где в 1942 г. началось строительство Тракторного завода, и на оборонные рубежи Москвы. Строительство владимирского завода было заморожено. Зимой 1942 г. имущество завода №303 было эвакуировано, остались только здания. С апреля месяца 1942 г. с момента правительственного решения о строительстве Владимирского тракторного завода строительное Управление №3 было преобразовано в Особостроительное монтажное управление № 5 (ОСМУ № 5), которое подчинили ОСЧМ № 15 в Москве (особой строительно-монтажной части).
Фрагмент аэрофотосъемки города Владимира, немецким самолетом-разведчиком. Датируется фото 21 июля 1942 г. Видны корпуса №3 и №1 завода 303, за корпусом 1 видны крыши 2-х будущих казарм лагеря военнопленных. На территории объекта 328 видно два цеха, а на Всполье заводской поселок из жилых домов, общежитий и казарм.
На территории построенных цехов заводов №№303 и 328 какое-то время во время войны располагались истребительные отряды. Городской комитет партии обратился к Народному комиссару по строительству с просьбой организовать во Владимире строительное управление для окончания строительства этих заводов. А решение вопроса о необходимой рабочей силе шло по уже хорошо обкатанному в стране в 1930-е годы пути. Заместитель начальника 5-го стройуправления и секретарь городского комитета партии 3 марта обратились к начальнику ГУЛАГа с такой просьбой: «Для выполнения правительственного решения по достройке и восстановлению ранее законсервированных заводов №303, 328 и 387, просим вашего указания Ивановскому областному управлению НКВД о создании на строительстве этих заводов в г. Владимире исправительно-трудовой колонии численностью 1500-2000 человек. Завод №303 Наркомата вооружений и завод №387 Наркомата авиапромышленности имеют особое значение для обороны страны и потому восстановление их должно быть проведено в кратчайший срок. При отсутствии на месте достаточных кадров рабсилы, создание НТК является единственным источником получения ее с целью быстрейшего выполнения указанного решения. На строительстве этих заводов в прошлом году до ноября месяца работала НТК, и потому для размещения таковой имеются все необходимые условия. При формировании НТК желательно иметь рабочих всех квалификаций». Говоря об имеющихся «необходимых условиях», авторы имели в виду наличие построенных в 1940-41 гг. бараках, где жили заключенные, строившие заводы накануне войны. Рабочая сила привлекалась также путем оргнабора в сельской местности. По распоряжению Наркомата авиапромышленности в 1942 г. возобновилось строительство законсервированного завода №328. В 1942 году были проложены основные магистральные коммуникации водопровода, канализации, электропитания. В крайнем бараке была смонтирована отопительная котельная на торфе, отапливавшая первые четыре строения. Таким образом, была создана инфраструктура, позволявшая в случае нужды обеспечить и нормальную эксплуатацию, и дальнейшее строительство предприятия. В августе 1942 года председатель ГКО говорил о том, что завод №328 «вступил в частичную эксплуатацию. Шешенин Петр Георгиевич – инструментальщик, вспоминал: «10 мая 1943 г. мы с другом переступили порог проходной завода № 328. На территории завода были три небольших одноэтажных корпуса и один двухэтажный еще не достроенный. Начальник цеха Киккас взял наши документы и передал нас мастеру Андрееву А.В. Мой друг стал строгальщиком, а я выразил желание обучаться фрезерному делу. Вскоре наш завод был передан Владимирскому тракторному заводу как инструментальный цех».Первым секретарем Ивановского обкома партии был Георгий Николаевич Пальцев, который являлся и председателем Иваново-Вознесенского комитета обороны. Однажды ему позвонили из Москвы с приказом проработать предложение специалистов о строительстве во Владимире тракторного завода. Уже через час в обкоме началось совещание по этому вопросу. В тот же день Георгий Николаевич выехал во Владимир, где его уже ждали. От он с членами горкома партии и специалистами уже ходит по цехам машиностроительного завода, а в конце дня уже звонит в Москву и докладывает, что каких-либо препятствий для начала строительства тракторного завода на предложенном месте нет, и можно вносить этот вопрос на окончательное рассмотрение. «Тракторный завод» начал строиться в конце марта 1943 г. по решению ЦК ВКП(б) и Совета Народных Комиссаров от 28 февраля 1943 года «на базе строящегося там машиностроительного завода» №303. В 1943 году ОСМУ-5 приступило к «реконструкции существующих и строительству новых цехов тракторного завода». Директором строящегося предприятия 25 февраля 1943 г. был назначен Яков Израилевич Эпштейн, работавший до этого директором завода «Автоприбор» (В марте 1943 г. Илья Иванович Чернов был назначен директором завода "Автоприбор". Я.И. Эпштейн, назначенный руководить строившимся во Владимире тракторным заводом, в доверительной беседе сказал Чернову, что он идёт на тракторный зарабатывать награды, а на «Автоприборе» добиться успехов невозможно.). Фотографии Эпштейна Якова Израилевича не сохранилось. По описаниям современников он был среднего роста, сухощавый, немножко сутулый. На голове густые черные волосы. Носил очки с толстыми стеклами. Ходил всегда в гимнастерке. По характеру был склонен к авантюрным поступкам. Задание партии и правительства – в течении 8 месяцев построить крупный тракторный завод и в ноябре 1943 г. начать выпуск тракторов. Завод № 328 уже имел свои инженерно-технические службы. Поэтому отделы Главного конструктора и Главного технолога тракторного завода начали создаваться на базе инженерно-технических служб завода № 328. Первыми исполняющими обязанности главных специалистов ВТЗ стали руководители инженерно-технических служб завода №328: главный конструктор Боровик Андрей Федорович; главный технолог Горин Василий Иванович. В конце мая 1943 г.они были откомандированы в распоряжение Наркомата авиационной промышленности. В мае 1943 г. конструктора з-да №328 командируются в Москву для подбора чертежей трактора «Универсал». 12 мая 1943 г. бюро Ивановского обкома ВЛКСМ приняло постановление о мобилизации комсомольцев на строительство нового завода. В нем говорилось: 1. Для укрепления строительства и дальнейшего производства тракторного завода комсомольским активом мобилизовать в течение мая и июня месяцев с предприятий области для работы на тракторном заводе в г. Владимире 500 комсомольцев различных специальностей. 2. Разъяснить горкомам и райкомам комсомола, что отбор и мобилизация комсомольцев должны пройти исключительно организованно и в срок: необходимо направить на строительство тракторного завода комсомольцев проверенных, выдержанных, сумеющих преодолеть любые трудности. 3. Предложить Владимирскому горкому ВЛКСМ и секретарю т. Власовой взять под непосредственный контроль создание нормальных бытовых и прочих условий для молодых рабочих, приезжающих на завод, размещение их по общежитиям... Городской комитет обороны обратился к Маршалу бронетанковых войск с просьбой оказать помощь в строительстве завода силами расположенных во Владимире воинских частей. Все трудоспособные горожане отрабатывали на строительстве определенное количество дней. Вопросы о мобилизации горожан на строительство ставились в повестку дня и горисполкома, и городского комитета партии, и ГКО неоднократно. По списку организаций и учреждений города каждая из них должна была откомандировать своих людей на стройку - от одного человека до нескольких десятков, в зависимости от количества работающих там людей. 30 июля 1943 г. – на строительство завода прибыло 700 человек из Харьковской области. Шла ожесточенная война, трудности были огромные, не хватало ни людей, ни строительных материалов, ни машин. А стройка была объявлена ударной. В корпусах 1 и 3 завода № 303 идет организация цехов. Август 1943 г. – сроки строительства и пуска в эксплуатацию цехов ВТЗ не выполняются. Сентябрь 1943 г.– на площадях корпуса №3 начали создаваться модельный, ремонтно-механический и прессовый цеха. Первым Главным технологом с мая по август 1943 г. был преподаватель ВАМТ – Иванов Михаил Осипович (родился 1904 г. в Московской области, окончил в 1933 г. Московский вечерний машиностроительный институт). Отдел главного технолога располагался на производственной площадке завода № 328 в инструментальном цехе на втором этаже и занимал 2 комнаты. В первой сидели технологи вместе с главным технологом, а во второй разместились конструкторы ЦКБ. Технологи поступают на завод со всей страны. Наркомат направляет на ВТЗ на постоянную работу специалистов с автомобильных и тракторных заводов, инженеров и техников, окончивших ВУЗы и техникумы, демобилизованных из армии специалистов. Отдел Главного конструктора возглавил Г.Я. Розеноэр, ранее работавший в НАТИ, его заместителем стал Б.И. Алисанов, до войны работавший ведущим конструктором трактора «Универсал» на кировском заводе. Из Сталинграда в ОГК был прислан конструктор В.Н. Кузнецов, из Свердловска А.И. Чуксин. Эта четверка и положила начало отделу Главного конструктора.
Литваковский Иосиф Францевич
Литваковский Иосиф Францевич прибыл на завод из Барнаула после окончания Запорожского машиностроительного института. Принят в ОГТ 10 июня 1943 г. технологом по прессовому производству.
Сипакова Анна Александровна
Сипакова Анна Александровна в 1942 г. окончила Ярославский автомеханический техникум, переведена с Алтайского тракторного завода. Принята в ОГТ в Июне 1943 г. конструктором по штампам. Ионова Лидия Павловна окончила в 1943 г. Авиамеханический техникум в г. Владимире. Принята в ОГТ технологом по автоматному производству 3 августа 1943 г.
Игошин Виктор Михайлович
Игошин Виктор Михайлович окончил в 1943 г. Авиамеханический техникум г. Владимира. Принят в ОГТ технологом по моторному производству 14 августа 1943 г.
Мазаева Мария Ивановна
Мазаева Мария Ивановна окончила в 1943 г. техникум в г. Москве. Принята в ОГТ технологом по прессовому производству 3 августа 1943 г. Мазаева Мария Ивановна вспоминала: «После окончания Московского автомеханического техникума 3 августа 1943 г. я приехала во Владимир на ВТЗ вместе со своим выпуском. Нас было 11 человек. 9 девушек и 2-е юношей. Прибыли мы во Владимир глубокой ночью и стали дожидаться рассвета на вокзале. Утром за нами прислали полуторку и по ужасной ухабистой дороге отвезли к заводоуправлению, которое тогда располагалось на Всполье. Нас, девушек, поселили в одной комнате в которой ничего кроме коек не было. Ни стола, ни табуреток, их просто некуда было поставить. Работать всех направили в отдел Главного технолога, который тогда располагался на территории нынешнего завода «Электроприбор». Главным технологом был Михаил Иосифович Иванов. Группу конструкторов холодных штампов возглавляла Ольга Павловна Яковлева. С ней уже работали конструкторы Анна Александровна Сипакова и Евгений Александрович Садиков. Группу технологов автоматного цеха возглавлял Василий Ефимович Солдатов, моторную группу Леонид Иванович Комолов, прессовую группу – Иосиф Францович Литваковский и кузнечную группу – Иван Петрович Поспелов. Главный технолог распределил нас по группам. Я попала к Литваковскому на должность технолога прессового производства и именно Иосиф Францович стал моим первым начальником и наставником».
А.К. Накаряков
А.К. Накаряков до войны работал в НАТИ по технологическому проектированию тракторных заводов. Принят в ОГТ в августе 1943 г. на должность Главного технолога вместо Иванова М.О. Главный технолог ОГТ-ВТЗ с августа 1943 г. - по июль 1946 г. Главным инженером завода стал А.К. Рухадзе. Главным металлургом стал инженер с Харьковского тракторного - Г.Л. Фрумин. С Горьковского автозавода прибыли: Н.Н. Барышников – начальником цеха «Главный конвейер»; Д.М. Корольков – начальником прессового цеха; В.А. Постников – зам. начальника прессового цеха; В.Ф. Козлов – начальником модельного цеха; Санков – начальником штампового цеха; К.Я. Киккас – зам. Начальника инструментального цеха. С Челябинского тракторного: Л.Г. Бражников – начальником инструментального цеха; В.Н. Моисеев – начальником сборки моторов. С Московского ЗИЛа: Куница – начальник кузнечного цеха. С Кировского завода: П.П. Кушин – зам. начальника цеха «Главный конвейер»; К.Я. Яковлев – начальником испытательной станции моторов. За заводом было закреплено ФЗУ (РУ-7) директор Т.Д. Николаев. Технологи ОГТ составляют технологии на основные детали трактора для заказа специального оборудования, а также для проектирования специального инструмента и оснастки. Одновременно разрабатываются цеховые маршруты. 18 мая 1943 года завод авиационных приборов № 328 передается из Наркомата авиационной промышленности в Наркомат среднего машиностроения. К осени 1943 года был решен вопрос о передаче производственных мощностей завода № 328 в распоряжение Эпштейна. Последовала быстрая передача зданий, оборудования, людей и в 1944 г. на территории завода №328 начали работать инструментальный цех ВТЗ и ремесленное училище № 7. Начальником инструментального производства был Бражников П.Г. В 1955 г. он получил статус государственного завода «Электроприбор».
Поступающие на работу рабочие проходят обучение на заводах города: ОЗПО, Автоприбор, завод №521 (Грамзавод) и на Горьковском Автозаводе. «В сентябре (1943) объявили прием на завод №303. Я без проблем уволился из артели и пошел на Всполье. Там нашел отдел кадров уже не завода №303, а тракторного завода. Отдел кадров находился в деревянном 2-этажном доме (его сейчас нет). Меня в отделе кадров оформили в механосборочный цех токарем. Утром, придя на завод, я впервые вошел в корпус цеха, который показался мне очень большим. Цех оказался и очень пустым - там работали только такелажники и монтажники, которые устанавливали оборудование. Я нашел начальника цеха, им был Барышников, который направил меня к табельщице для оформления. Итак, на следующий день я вышел на работу. Я обрадовался, так как меня сразу поставили к станку. Мне дали первое задание - сделать какие-то небольшие шпильки с резьбой с двух концов. Мой первый станок был новый универсальный токарный станок американского производства «Портер». Его я освоил довольно быстро с помощью мастера Смирнова, тоже токаря, года на 3 постарше меня, но имевшего уже опыт работы токарем. В цехе было очень мало народу, а новое оборудование устанавливалось ежедневно, в основном американское, да и инструмент тоже был американским. Механосборочный цех рос как на дрожжах, в нем первое время сосредоточился весь тракторный завод. В нем было все - и термичка, и кузница, и автоматы, и прессы. Здесь же шла сборка изделий. В самом Владимире кадров для завода не было. Многим жителям не хотелось идти на завод в такую даль полем, в стужу, грязь, жару. Кадры на завод стали собирать добровольно-принудительно. Была мобилизована молодежь от 14 до 17 лет. Это были мальчишки и девчонки из деревень всей Ивановской области. Часто ребята из деревень убегали с завода домой, но их возвращали, при этом вырезали часть талонов из хлебных карточек, как мы говорили, «делали штаны». Так как я работал хорошо, и быстро освоил станки, то меня уже через месяц, то есть 10 октября 1943 года, назначили приказом по заводу помощником мастера с окладом в 660 рублей. В обязанности помощника мастера входило: помощь новичкам в освоении станков, наладка станков. Станки были разнообразные: токарные, карусельные, сверлильные, шлифовальные, фрезерные, долбежные и другие. Несмотря на все трудности с кадрами, механосборочный цех стал набирать темпы. В организации работы очень помог присланный к нам опытный инженер Владимир Якобсон, который стал начальником цеха. Ему было лет 55-60. Он хорошо знал немецкий язык, что впоследствии ему пригодилось при работе с военнопленными. С его приходом дело в цехе пошло на лад… На заводе была строжайшая дисциплина. Опоздания и прогулы карались нещадно. Однажды я опоздал, в табельной сразу же собралась тройка: судья и двое заседателей, и принародно осудили меня: три месяца вычитали из зарплаты 20 %, а из хлебной карточки — 800 гр. - вырезали 300. Остались «штаны» — так называлась вырезанная карточка. Один парнишка убежал в родную деревню из-за голода. Через месяц его с милицией привели назад и осудили на пять лет, за дезертирство. Таких случаев было много» (КМ. Фёдоров «Моя трудовая жизнь»). Шумакова Октябрина Ивановна – токарь РМЦ, вспоминала: «Мы с мамой жили в эвакуации в г. Волчанске Харьковской области. Там в течении 8 месяцев в 1942-43 гг. нам пришлось пережить оккупацию. Страшное было время. Только стремительное наступление наших войск спасло нас от отправки на работу в Германию. После освобождения в городе проводился набор на строительство завода во Владимире. Волчанск был прифронтовым городом, никакой работы не было. Мы с мамой решили поехать. Дорога была непростой, бомбежки, ехали долго. Прибыли во Владимир в июле 1943 г. Оформили нас с мамой учениками токаря в несуществующий еще Ремонтно-механический цех и отправили на обучение на Горьковский автозавод. В ноябре 1943 г. получив специальность токаря 5 разряда мы вернулись в Владимир и переступили порог ремонтно-механического цеха. Он размещался на маленькой площадке в корпусе №3, где сейчас находится цех шестерен. В цехе было всего 4 токарных станка, один шлифовальный, один фрезерный и 4 слесарных верстака. Работали одни женщины. Мужчин было двое - Начальник цеха Рыбин (впоследствии стал первым директором Машиностроительного техникума) и мастер А.Смирнов». Осенью 1943 г. группа специалистов и рабочих завода под руководством заместителя главного конструктора бывшего «кировца» Бориса Ивановича Алисанова выехала в Ленинград за оборудованием и оснасткой. Задержка в снятии блокады Ленинграда не дала возможности в 1943 г. получить с «Кировского завода» заготовки, детали и узлы трактора «Универсал», а также оборудование и оснастку для их производства, а коллектив технологов ОГТ, состоящий в своем большинстве из молодых специалистов, не сумел в требуемые сроки провести подготовку производства тракторов «Универсал». Октябрь 1943 г. – в цехах нет технологий, цеха не знают какие детали делать и как их делать. Ноябрь 1943 г. – планы выпуска 100 тракторов к 7 ноября, а затем и к 20 ноября сорваны. План капитального строительства 1943 г. не выполнен. 14 декабря 1943 г. Эпштейна Якова Израилевича за срыв сроков строительства и финансовые нарушения освободили от обязанностей директора Владимирского тракторного завода. С него была снята бронь, и он попал на фронт. В рядах 51 армии под командованием Я.Г. Крейзера он участвовал в освобождении Крыма. В мае 1944 г. второй раз награжден орденом Красной звезды. После награждения в июне, будучи в Москве зашел в родной наркомат, где у него состоялся резкий разговор с наркомом Акоповым, после которого он был отправлен в штрафбат. Стрелок 268 стрелкового полка, 48 стрелковой дивизии рядовой Эпштейн Яков Израилевич погиб 25 июля 1944 г. Похоронен около хутора Карья, Нарвский р-н Эстонская ССР.
Буров Александр Николаевич Директор завода: 14.12.1943 - 16.03.1946
14 декабря 1943 г. Нарком С.А. Акопов назначил директором ВТЗ А.Н. Бурова, до этого работавшего главным инженером Челябинского тракторного завода. В декабре 1943 г. Ремесленное училище №7 переезжает с улицы Фрунзе в инструментальный цех (производственная площадка завода № 328). Металлорежущие станки учащиеся РУ №7 перетаскивают на санях вручную по улице Батурина. В 1944 г. завод обязан выпустить 700 тракторов. В начале 1944 г. года дирекция, технические и экономические службы ВТЗ переезжают со «Всполья» и с завода №328 в недостроенные бытовые помещения корпуса №3. Отдел Главного технолога вместе с отделом Главного конструктора размещаются на втором этаже в правом крыле здания. Центральное отопление не работает, помещения отапливаются буржуйками. Срочно строится деревянная заводская проходная с бюро пропусков, устанавливаются железные ворота в конце булыжной дороги от Юрьевского шоссе. Было установлено по два пролета забора от проходной в обе стороны и повешена скромная вывеска «Владимирский тракторный завод». С этого момента начинают исчезать из лексикона названия «промплощадка №303», «корпус №1», «корпус №3», а вместо них появляются соответственно – тракторный завод, корпус ремонтных цехов, тракторосборочный корпус. Январь-февраль 1944 г – в корпусе №3 начинается производство деталей трактора. 17 января Красная армия полностью ликвидировала вражескую блокаду Ленинграда. Февраль – из поступившего на завод производственного оборудования в количестве 312 ед. установлено 251 ед. Февраль - Март – во Владимир из Ленинграда с Кировского завода прибывают эшелоны с заготовками, деталями и узлами трактора «Универсал», а также с оборудованием и оснасткой для его производства. С получением кировских заготовок в цехах завода заработали металлорежущие станки, появились готовые детали, принятые работниками ОТК. На сборочных участках стали пробовать собирать первые узлы трактора. Весна 1944 г. - на завод началось массовое поступление оборудования. На свободных площадях корпуса №3 начинает устанавливаться оборудование моторного цеха. Летом 1944 г. вся территория завода была изрыта траншеями, засыпана горами земли. И повсюду работали люди. Среди них немало военнопленных, но большинство, были свои, мобилизованные со всей Ивановской области.
На строительстве Владимирского тракторного завода в 1943-1947 гг. работали и немецкие военнопленные (см. Лагерь военнопленных в городе Владимире). На территории завода организован лагерь НКВД №190 для размещения военнопленных, он располагался в районе училища ГПТУ-7 и электросилового цеха. Были построены две жилых казармы и пищеблок. В одну из казарм в последствии переехало с 328 завода училище ГПТУ №7, другая казарма была перестроена в Электросиловой цех. «Я работал на строительстве тракторного завода. В конце 1943 года увидел серую длинную вереницу людей, идущих по 2-4 человека в ряду. Вереница тянулась от Всполья до проходной завода. Это были военнопленные. Было морозно, и они все были обмотаны платками, в шинелях, в ботинках, на которые тоже были намотано что-то. Их поставили работать и на строительство цехов, и к станкам. Военнопленные были высокой квалификации, работали очень хорошо. На сверлильном станке работал итальянец, который во время работы всегда пел, у него был очень хороший тенор. Нам нравилось, как он пел, и мы иногда просили его спеть что-нибудь. Он делал это с удовольствием. Пленные жили на территории завода в лагере, в помещении, где потом разместилось ремесленное училище. Обедать их водили в столовую, которая была в лагере. Среди пленных были немцы, итальянцы, румыны. В нашем цехе их было человек 30-35. Работали, как и мы, по 12 часов» (из воспоминаний К.М. Фёдорова). «После окончания авиамеханического техникума, в 1944 году, я начала работать на ВТЗ. На заводе работали военнопленные. Они жили в лагере на территории завода, в специально построенном бараке. Позднее там было открыто ремесленное училище. Относились к пленным хорошо. В свободное время многие из них рисовали картины, делали шкатулки, мыло, и все это продавали рабочим и служащим завода. Эти изделия выносили с завода украдкой. Однажды кто-то попросил меня вынести картину. Ее привязали мне к спине пояском, сверху я надела пальто. Только позднее поняла, чем я рисковала. Умиравших немцев хоронили на кладбище на территории завода. Сейчас на этом месте стоит здание типографии и конструкторского отдела. Мой брат работал в лагере военнопленных, который находился рядом с ВЭМЗом. Военнопленные строили также дома в районе ВТЗ (двухэтажные дома на ул. им. 850-летия - № 4, 4а, 4б), на улицах Горького и Асаткина. Я уже много лет живу в одном из домов, построенном военнопленными» (из воспоминаний М.А. Колтуковой). «Работали на Владимирском тракторном заводе. Работали по 12 часов в сутки, практически без выходных. Хорошо, если один выходной день в месяц давали. Отдыхать было совершенно некогда. Жили в это время в общежитии-бараке. Там было много крыс, которые бегали везде. Бывало, зайдешь в комнату, а крыса на кровати сидит. Поначалу жутковато было, ну, потом привыкли. Питались мы в столовой. Завтракать приходилось очень редко. На обед давали суп из перловой крупы, на второе - каша из перловой крупы и несладкий чай. На ужин - винегрет и маленький кусочек хлебушка. Но в столовой не наедались. Часто, бывало, приходили с работы уставшие, кушать хочется. То оладий из травы напечем, то щи из крапивы сварим. Раз в месяц по карточкам давали четвертинку вина. Четвертинку я всегда откладывала для своего папы и берегла ее до похода домой. Работать приходилось при любых обстоятельствах. Иногда, бывало, поранишь руку сильно, боль жуткая, а работать все равно надо. Руководитель у нас на заводе очень хороший был. Придет, задание нам даст и всегда подскажет, как правильно нужно сделать. Затем сам за выполнение работы принимался. Часто подойдет, встанет рядом и говорит еле слышно: «Девчоночки мои устали... Потерпите еще немножко... Надо девочки, надо...» Под руководством этого человека было приятно работать. Он знал, когда нужно вовремя поддержать, подбодрить. Кроме работы на заводе, успевали ухаживать за ранеными. Ходили в больницу «Красный крест». Раненым помогали и письма писать, и перевязки делать, кого-то покормить приходилось. На заводе работа была тяжелая. Иногда приходилось таскать тяжести больше собственного веса. Но когда на завод стали присылать пленных немцев, стало полегче. Какую-то часть работы стали делать они. Немцы говорили, что у них барышни не работают. Жили немцы в отдельных бараках, огороженных колючей проволокой. Работали они человек по 15-20. Им тоже очень сложно приходилось» (из воспоминаний Е.А. Жбанковой). «Во время войны во Владимире было много пленных. На Всполье они строили поселок «Молодежный». Иногда к нам домой вместе с моим дядей И.И. Ермиловым, который был прорабом на этой стройке, заходили работавшие с ним немцы. Моя семья относилась к ним доброжелательно, а мама даже угощала их чаем» (из воспоминаний С.М. Семеновой).
Планирование дороги вдоль первой линии цехов, снимок со стороны строящегося моторного цеха, слева гараж. Военнопленные на строительстве Владимирского тракторного завода. 1944 г.
Планирование дороги вдоль второй линии цехов, справа казарма военнопленных, за ней котельная завода. 1944 г.
Под крышей были два корпуса. В литейном цехе немцы мостили полы, монтировали вагранки. Возводились стены компрессорной и моторного цеха.Весной 1944 г. на строительстве завода работает не менее 1500 военнопленных.
Компрессорная и Кузнечный цех на втором плане.
Строительство моторного цеха.
Лебедев Всеволод Михайлович вспоминал: «На ВТЗ я был командирован Ковровским комитетом КПСС в апреле 1944 г. В Коврове работал слесарем на заводе, носящем теперь имя В.А. Дегтярёва. Меня принял Главный инженер А.К. Рухадзе. Побеседовали. Я был назначен мастером прессового цеха. Я тут же отправился посмотреть место своей будущей работы. Каково же было мое удивление, когда я увидел фактически пустое помещение без людей и оборудования. Начальник прессового цеха Корольков Д.М. сообщил мне, что все рабочие прессовщики и сварщики проходят обучение на Горьковском автозаводе».
Лебедев Всевлод Михайлович
Рузов Семен Лазоревич вспоминал: «Перед войной я работал на ГАЗе старшим мастером формовочного отделения литейного цеха. После второго ранения на Невской Дубровке я был признан ограниченно годными и был направлен на работу во Владимир. Было это в мае 1944 г. Остановился я на Всполье в общежитии ИТР и сразу пошел в отдел кадров, который находился рядом в одном из бараков. В отделе кадров мне предложили должность старшего мастера формовочно-плавильного участка литейного цеха. Литейный цех еще не был достроен до конца. Были возведены только стены и крыша. Пол пока оставался земляным. Вместо окон и дверей зияли проемы. Начальник цеха Ушанов заверил меня что цех скоро начнет быстро достраивается, а к осени будет поступать оборудование».
Рузов Семен Лазоревич
«За столом в цехе шасси сидит молодая табельщица. — Тов. Нестерова, скажите, сколько в мае было невыходов на работу? — спрашивает у нее начальник производственно-планового бюро тов. Порозов. У табельщицы полно-набитый хлебом рот. — Откуда я знаю, надо долго подсчитывать,— с трудом прожевывая пищу, грубо ответила она. В конторе все кропотливо работали. И пока начальник разговаривал с табельщицей, она, не переставая, ела. Такое поведение можно назвать не только плохим тоном, признаком некультурности, но и примером недисциплинированности на работе. Об отсутствии порядка на Тракторном заводе известно давно. На-днях мы побивали в цехах завода, где встретились с фактами грубого нарушения трудовой дисциплины. Прогулы, опоздания на работу, невыполнение приказов командиров — систематическое явление на завода. К фрезеровщику Пичугину подошел начальник отделения. — Какая деталь у вас поставлена на станок? Вместо того, чтобы внимательно выслушать вопрос начальника и вежливо ответить, рабочий повернулся спиной, махнул рукой и на ходу буркнул: - Да там дали какую-то... О чем, как не о расхлябанности свидетельствует этот факт? На заводе простаивает много оборудования. - Тов. Посейкина, у вас есть задание, почему вы не работаете? — спрашивает мастер. — И не буду работать вашими резцами. — Резцы хорошие. Немедленно выполняйте задание. Время идет. Посейкина стоит — ей не нравится работать отрезными резцами (?!). Недавно ночная смена мастера Корнилова простояла всю ночь. Люди безответственно отнеслись к делу. Мастер ушел в отпуск, не предупредив днем начальника отделения, а тов. Венцов, не зная об этом, оставил смену без задания. Сознательный рабочий, тем более коммунист, не гнушается никакой работой. Он выполняет всякую работу, которая нужна в данное время. Но не все это понимают на Тракторном заводе. Коммунисту, профоргу цеха сборки Кондратьевой нечего было делать. Начальник производства тов. Слуцкий предложил ей заняться очисткой деталей. Именно на этой детали создалось напряженное положение. — Что я, чернорабочая что-ли? Не мое это дело, — ответила та. Люди опаздывают на работу, раньше уходят со смены, уйма времени растрачивается в столовой, в ожидания заданий мастера, на бесцельное хождение по цехам. Бурный разговор произошел в нашем присутствии между главным металлургом тов. Фруминым и мастером монтажного цеха тов. Харламовым. — Где ваши рабочие? - спросил Фрумин. — В цехе. — Там кроме одного старика нет ни одного рабочего. — Тогда, значит, обедают... Но обед окончился час назад. Люди должны были быть на месте и работать, а они где-то гуляли. Неудивительно после этого, что монтажники работают через пень колоду и двое суток не могут установить формовочную машину в литейном цехе. На заводе нет ни часов, ни гудков. Поэтому в ремонтно-строительном цехе, например, начинают я кончают работу по... солнышку. Проходная будка пропускает и выпускает рабочих с завода в любое время. Бывают случаи, что человек уходит с завода никем незамеченным. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 26 июня 1940 года запрещен самовольный уход рабочих и служащих с работы. Однако на заводе этот закон не соблюдается. В цехе шасси в мае и за первые дни июня прогуляло 12 человек. А сколько прогулов осталось незамеченными? Товарищ Сталин требует, чтобы все наши люди и все учреждения в тылу работали слаженно и четко, как хороший часовой механизм. Большинство рабочих завода сознает себя частицей этого механизма, трудится самоотверженно. Они сознают, что работают для фронта и всеми силами стремятся выполнить свой долг перед Родиной. Но приведенные выше факты говорят о том, что есть еще много любителей работать не спеша, не перевелись разгильдяи, рвачи. Они мешают созидательному труду коллектива. Дисциплина — это тот цемент, который скрепляет коллектив в одно целое. Недисциплинированность на производстве была нетерпима в мирное время, она преступна в дни войны. Партийная, профсоюзная и комсомольская организации до сих пор плохо занимались вопросами повышения трудовой дисциплины, воспитания рабочих и организацией социалистического соревнования. А в этом сейчас главное. А. Конькова Новые рекорды Григория Щелкунова Среди строителей Тракторного завода большой известностью пользуется знатный монтажник Григорий Щелкунов. Первые дни июня он ознаменовал новыми производственными успехами. В одном из цехов нужно было срочно установить фермы. Поручили эту работу Щелкунову. Он взялся выполнить задание на 150 процентов. Но, применив скоростные методы работы, стахановец установил пять ферм, вместо двух. Таким образом, задание было выполнено на 250 процентов. 11 июня ему поручили новую срочную работу. В этот день Щелкунов выполнил нормы на 428 процентов. И. Викторов» («Призыв» 14 июня 1944). «Успех молодых рабочих В литейном цехе Тракторного завода требовалось срочно поставить пути для конвейера. Эту работу взялась выполнить к 13 июня бригада мастера Шаляева. Не хватало материалов. Заданию грозил срыв. Тогда бригада решила заменить угловое железо полосовым. На это понадобилось много времени. Люди работали по 15—18 часов не выходя из цеха. С помощью лебедки и хорошо размещенных роликов, слесарь Петров избежал необходимости установки специальных устройств. Бригада выполнила задание в срок на 280 проц. Мастер Шалаев рассказывает: — На моем участке только 6 квалифицированных слесарей, остальные 29—новички. Казалось бы. трудно выполнить план. Но мне помогает правильная расстановка рабочей силы. Молодые рабочие прикрепляются и опытным слесарям и работают под их руководством и наблюдением. Это не только обогащает опыт молодежи, но и заставляет ее работать лучше. Особенно хорошо работают тт. Петров, Русов, Зотов, Алышев, Горохов. А. Конькова» («Призыв» 15 июня 1944). «Трудовым участием населения в воскреснике ускорим строительство Тракторного завода Перед коллективом Тракторного завода правительство поставило боевую задачу: в июле нынешнего года начать выпуск тракторов. К XXVII годовщине Великой Октябрьской социалистической революции завод должен выпустить 250 тракторов. Внимание всех предприятий, организаций и населения города приковано сейчас к строительству завода: он составит нашу гордость и будет хорошим ответом на победы героической Красной Армии над фашистскими извергами. Наши стройки — дало всего советского народа. Тракторный завод будет построен в срок и, безусловно, с активным участием владимирцев. Партийно-хозяйственный актив города на своем совещании принял решение обратиться к рабочим, служащим, учащимся и домохозяйкам с призывом вложить долю своего труда в строительство. Организацией массовых воскресников населения ускорим строительство завода. Первый такой воскресник проводится 18 июня. Все рабочие и служащие, свободные от работы, учащиеся и домохозяйки приглашаются явиться в 7 часов 30 минут утра и зданию горкома партии. Отсюда все направятся на строительную площадку. Товарищи владимирцы! Своим трудовым участием в воскреснике поможем созданию нового завода — нашей красы и гордости. Этим мы внесем ценный вклад в дело окончательного разгрома врага. Все на воскресник! Нет технической документации По плану мы должны к 1 ноября закончить строительство моторного корпуса Тракторного завода. К работе давно пора приступать, но завод до сих пор не обеспечил нас технической документацией. Кирпичная кладка задерживается, а из-за этого других строительных работ мы проводить не можем. Из-за отсутствия технической документации неизбежно получаются переделки. Так, недавно при установке прогонов по металлическим фермам кирпичных столбов пришлось работу переделать. Безразличное отношение завода к технической документации ставит строительство цеха под угрозу срыва. С. Лимонов, начальник 1 участка строительства По-фронтовому... — Слышали, ребята, наш-то Данилов опять на первое место в соревновании вышел? — Говорят, рекорд поставил. — Да, его бригада работает молодцом. Шутка ли, выполнить план на 324 процента. Замечания справедливы: бригада Данилова на Тракторном работает по-боевому. В апреле ей присвоили звание фронтовой. Эта победа окрылила молодых производственников. — Будем драться в тылу так же, как наши отцы и братья — на фронте. Котельно-сварочный цех, где работает бригада, из-за транспорта ощущает недостаток в материалах. Два человека не в состоянии вручную обеспечить цех материалами. Тогда на помощь приходит фронтовая бригада. — Айда, товарищи, за материалами! Не хватает оборудования, мало сверлильных станков. И тут славный коллектив Данилова выходит из положения: не считаясь с отдыхом и временем, молодежь остается после смены в производстве и доделывает то, что цех не мог сделать в течение дня. Сам тов. Данилов — квалифицированный рабочий. В короткий срок он обучил молодых рабочих, привил бывшим юным колхозникам любовь к производству. А. Конькова» («Призыв», 17 июня 1944). «На Тракторном заводе проводится художественное оформление цехов. Прибывший недавно из Иванова художник В. Пахров хорошо исполнил три больших портрета великого полководца Маршала Советского Союза товарища Сталина. Горожане на воскреснике Воскресное утро. Улицы города необыкновенно оживлены. К зданию горкома партии со всех сторон с песнями подходят рабочие и служащие. К 8 часам утра их собралось свыше 1.000 человек. Выстроившись в стройные колонны, владимирцы двинулись к Тракторному заводу на первый в этом году воскресник. По пути к них примкнули еще десятки горожан. В прошлом году владимирцы рыли здесь котлованы, а теперь на пустыре выросли огромные корпуса. Завод дышит, завод работает, скоро он выпустит первые тракторы. Работать начали дружно. Каждая организация получила свой участок, норму. У кузнечного цеха люди производили нивелировку (выравнивание) площадки. Земляной вал с каждой минутой становился меньше. Прохода по участкам, мы невольно залюбовались работой студентов механического техникума. Сильные, закаленные юноши Христов, Баканов, Шмонин, Архипов и другие работали энергпчно, горячо. Коллектив мастерской Иппошива разделился на две бригады. С первой же минуты работы между ними возникло соревнование. Одну из бригад возглавляла секретарь комсомольской организации тов. Воронина, энергичная, живая. Она подзадоривала всех: — Зина, Юля, огонька не видно, работайте как Катя Гулина. И бригада показала замечательные образцы труда. Катя Гулина на вид подросток. Но за ней так никто и не мог угнаться. Значительно перевыполнил норму коллектив ОЗПО. На славу работали женщины тт. Салтыкова, Голубкова, Орлова, Кузьмина, Макарова. Они не уступали в силе и ловкости мужчинам. Коллективы химического техникума, фельдшерско-акушерской школы выгрузили и перевезли 100 тонн металла. Работники Госбанка, мельзавода были заняты на уборке шлака от линии железной дороги. Рабочие ликеро-водочного завода заштабелевали 150 тонн угля. В 2 часа дня — на час раньше срока — работы были закончены. Воскресник показал, что владимирцы глубоко заинтересованы в судьбе завода. Они готовы в любую минуту придти ему на помощь. Надо полагать, что первый воскресник будет не последним. Руководителям Тракторного завода надо лучше готовиться к приему горожан, четко организовывать их труд на воскресниках. А. Конькова Большая помощь заводу (Беседа с главным инженером Тракторного завода тов. А.К. Рухадзе) Участники первого в этом году воскресника работали, главным образом, на приведении в порядок и перевозке отливок деталей тракторов. За 4 часа 120 человек перевезли более 150 тонн литья. Другая труппа заштабелевала 100 тонн угля. Как одну из наиболее существенных работ нужно ответить подготовку площади под склад металла. Трудящиеся города проделали большую работу, оказали существенную помощь заводу. Хочется отметить особенно хорошую работу коллективов механического и сельскохозяйственного техникумов, фельдшерско-акушерской школы. Они работали дружно и производительно» («Призыв», 20 июня 1944). «На Тракторном заводе наступил напряженный предпусковой период. Дорога каждая минута, дорог каждый лишний рабочий на стройке. Сознавая все значение строящегося тракторного завода, колхозники ближайших колхозов решили оказать трудовую помощь стройке. Позавчера на строительную площадку завода прибыла первая группа колхозников Богословского, Сеславского, Красносельского, Спасского, Семязинского и др. сельсоветов. Колхозники прибыли со своим инструментом и в тот же день приступили к работе. Колхозным бригадам были отведены определенные участки, установлены нормы. Сразу же между бригадами завязалось соревнование за досрочное выполнение заданий. Отличных результатов добилась бригада Сеславского колхоза им. Ворошилова. За 6 часов они выполнили норму на земляных работах на 122 проц. Хороших результатов достиг и ряд других бригад. Например, бригада тов. Деминой из Нежитинского колхоза «Путь к социализму», Богословского сельсовета, состоящая из 11 человек, перевыполнила нормы на 4 кубометра. Бригады колхозников были заняты на планировке строительных площадок. Большинство бригад выполнило и перевыполнило задания. За 6 часов 286 колхозников вынули и перенесли 395 кубометров земли. Колхозники проработают на стройке четыре дня. Они внесут большой вклад в строительство Тракторного завода. На-днях на строительной площадке Тракторного завода состоялся второй воскресник, в котором приняли участие около 400 рабочих городских предприятий. Они были заняты на земляных работах: разравнивании строительных площадок и подъездных путей» («Призыв» 25 июня 1944).Летом 1944 г. действующим на территории завода был только один корпус (корпус №3), и инструментальный цех на территории завода №328, где сейчас завод «Электроприбор». В корпусе №3 (в дальнейшем цех шестерен и термический цех) вдоль западной стены располагалась термичка. За ней ЦИС. Потом кузница, где пленные румыны клепали колеса. А дальше в тамбуре ворот располагались два стенда для испытания моторов. Вдоль стены термички был моторный цех, который состоял из механического участка и отгороженного легкой перегородкой сборочного участка. Далее шли линии цеха шасси, а в конце линий примостились 2-3 одношпиндельных автомата «Индекс» и столько же прессов. Это были участок нормалей и прессовый участок. 4 июля 1944 года свыше 1100 рабочих Грамзавода и «Автоприбора» приняли участие в массовом воскреснике на строительстве Тракторного завода. «… руководители строительства – начальник ОСМУ-5 Денисов и секретарь партбюро тов. Глебов снова плохо подготовились к приему участников воскресника. На работе опять не было воды. Люди, пренебрегая жаждой, работали пять часов под солнцем, но нормы перевыполнили. Секретарь партбюро «Автоприбора» тов. Челноков, председатель завкома тов. Галин, комсорг ЦК ВЛКСМ Сучкова вместо того, чтобы быть примером трудового энтузиазма для всех участников воскресника, блистательно отсутствовали. Этим самоустранением руководители партийно-профсоюзных организаций «Автоприбора» показали свое отношение к важнейшим задачам Владимирской парторганизации.
Участок нормалей. Дальше вдоль окон разместился участок сборки тракторов. Моторы собирались на 3-х металлических столах, а сборка тракторов производилась на деревянных козлах.
Бригадир комсомольской бригады Тукмаков Е. за сборкой мотора.
Чуфарин Михаил Кузмич вспоминал: «Ранним утром 25 июня 1944 г. поезд Москва – Горький прибыл на станцию Владимир. Я вышел на привокзальную площадь. После ночного дождя грязная площадь была вся заполнена военными. У местных жителей пытаюсь узнать где находится тракторный завод. О таком заводе никто не слышал. Только в военной комендатуре сказали, что завод еще только строится и находится в районе Всполья по Юрьевскому шоссе. Через центр города иду на Всполье. За чертой города сразу после городской свалки слева от дороги стоит несколько новых трехэтажных домов. Далее дорога резко поворачивает вправо, и передо мной появляются заводские кирпичные корпуса. В конце дороги стояла маленькая проходная, от которой направо и налево тянулось метров по десять деревянного забора. Я был с ног до головы забрызган грязью от проезжающих автомобилей. Приведя себя в порядок, направился в третий корпус, где на 3 этаже размещался кабинет директора. Директор завода Буров А.Н. и парторг ЦК Денисов А.И. приняли меня радушно. Я рассказал о своей работе на Горьковском Автозаводе, о службе в армии. Александр Николаевич сказал, что на этапе освоения производства «Универсала» особая роль отводится производству инструмента, приспособлений и оснастки. 26 июня 1944 г. вышел приказ о моем назначении заместителем начальника инструментального цеха. Цех находился тогда на производственной площадке №328, там, где теперь находится завод «Электроприбор». На этой площадке располагались в то время вспомогательные цеха завода: инструментальный, модельный, котельно-сварочный (будущий цех нестандартного оборудования), ремонтно-строительный и некоторые мелкие подразделения. Там же была школа ФЗО (РУ7) которая готовила кадры для завода. Инструментальный цех занимал единственное на площадке двухэтажное здание. На первом этаже размещались участки режущего инструмента и приспособлений, на втором – участок измерительного инструмента и классы школы ФЗО».
Чуфарин Михаил Кузмич, 1913 года рождения, начальник моторного цеха Владимирского тракторного завода, член ВКП(б).
«Не готовят жилища к зиме («Призыв» 5 июля 1944) Прошлая зима была теплой, но временами морозы доходили до 30 градусов. Тогда рабочие Тракторного завода, придя домой, ложились на кровать и на себя накладывали матрацы, чтобы согреться в неотапливаемом помещении. Но к зиме, как и в прошлом году, на заводе не готовятся. Прошел июнь, а запасов топлива нет ни в жилищно-коммунальном отделе, ни на промплощадке. Рабочий поселок по улице Всполье имеет центральное отопление. Но это отопление плохо обогревает. Дело в том, что количество котлов, установленных в котельной, недостаточно. Прошлой зимой приступили было к монтажу недостающего котла, установили фундаменты, но на этом и успокоились. Дом № 14 полностью еще не отстроен, зимой в нем жить нельзя, двери не отеплены, всюду сквозит ветер. Светопроводка не закончена, на кухне совсем нет освещения. О культуре поселка жилищно-коммунальный отдел совершенно не заботится. Посадили несколько кустов акации, но за ними никто не ухаживает. В конце поселка имеется единственный радиорепродуктор. В квартирах нет часов, радио тоже не работает. Никто на заводе не заботится о проведении в порядок дорог. Осенью опять невозможно будет ни проехать, ни пройти. Для пешеходов можно сделать дорожку из шлака, которого у котельной лежит огромная куча». «Лето не ждет («Призыв» 13 июля 1944). На стройке Тракторного не готовятся к зиме. Чем занимается коммунально-бытовой отдел нa стройке Тракторного завода, возглавляемый тов. Савиновым? Ответ простой — ничем, если не считать те беспорядочные переселения, которые приходится наблюдать в последнее время. Вопросы отопления, приготовления кипятка, освещения, почты, охраны имущества жильцов, чистоты, уюта в бараках, наружного благоустройства поселка отдел не интересуют. Если теперь не требуется отапливать общежития, то не далек отопительный сезон. Подготовки же к нему нет. О ремонте бараков, который откладывали до лета, видимо, забыли. А ведь лето не ждет. В общежитиях нет освещения, в коридорах — грязь. Отсутствует инвентарь — тумбочки, табуретки, платяные шкафы. Не работает прачечная. Начали было в поселке устраивать шлаковые дорожки, но остановились наполовине. Попробуйте осенью пройти из бараков в уборную! Вы рискуете увязнуть в грязи. Безобразно обстоит дело с почтой. Комендант Веденеева не хочет даже принять почтовую корреспонденцию для рабочих от письмоносца. Ссылается, что она не может дежурить и ждать почты. А добрый совет — повесить ящик для почты — почему то не может исполнить. Руководителям стройки пора перестроить работу коммунально-бытового отдела».
В июле 1944 года на Владимирском тракторном заводе, который еще только строился, уже шла работа над выпуском первых тракторов. «Тракторный завод в этом месяце (июле) должен выпустить первые 5 тракторов. Однако график изготовления деталей тракторов выполняется медленно. Цех шасси, например, должен изготовить в июле 253 детали, но на 12 число дал лишь 64, прессовый цех из 279 деталей изготовил 61. Это внушает опасение – будут ли своевременно выпущены тракторы? Причина неудовлетворительной работы этих цехов объясняется низкой дисциплиной, плохой организацией труда. Цех шасси – один из крупных и ведущих на заводе. И беспорядков здесь больше чем где-либо. На-днях мы застали в цехе такую картину: в одиночку и группами люди праздно прохаживались по цеху, словно по бульвару. Автоматчик Алексей Юхлин – взрослый парень, бегал по цеху за новичком; догнав, он ударил его. Отшлепав одного, он подобрал с пола промасленную тряпку и сунул ею в лицо наладчику Леше Романову, который работал в это время. Примерно так же ведет себя молодой рабочий Пименов. Так дезорганизаторы производства и сами не работают и другим мешают. Однако никто с дезорганизаторами и хулиганами не борется. Серьезная воспитательная работа в цехе подменена администрированием. Борьба за укрепление трудовой дисциплины ведется исключительно репрессивными мерами. На-днях начальник цеха Якобсон объявил строгий выговор 48 рабочим. Якобсон не рискует дать срочное задание рабочему, не пообещав талон на водку или ордер на промтовары. Эта вредная система никак не содействует укреплению трудовой государственной дисциплины. У многих нет постоянного рабочего места. Рабочих перебрасывают от станка к станку. А когда нет определенного места – нет и заботы о станке. К оборудованию, к инструменту в цехе – варварское отношение. Вот стоит красивая и дорогостоящая машина, а у ней разбиты края камня. Инструменты хранить негде, они пропадают. Комплекты приспособлений разбросаны по цеху. Молодых рабочих учат, потом переучивают и по 8-9 месяцев они считаются учениками. Вот, к примеру, Комолова – квалифицированный токарь, ее прислали на Тракторный, как лучшую стахановку, с Ковровского завода, а здесь она – ученица. Мы подошли к Блинову, юноше лет 16. С него пот градом льется. - Ничего не получается,- чуть не плача рассказывает молодой рабочий. – Не знаю, как пользоваться микрометром. Показать некому. Бьюсь целый день и толку нет. Молодых рабочих не учат. Они, как и тов. Блинов, варятся в собственном соку. Табельная служба на заводе организована очень плохо. Когда угодно можно уйти и прийти на завод. В цех может войти любой человек с любыми намерениями. При нас в цех въехала грузовая машина. Это прибыл начальник цеха Грамзавода со своими рабочими, чтобы наладить бесцентрово-шлифовальные станки. Бригада работала полдня и никто не поинтересовался – откуда они, зачем здесь. Нормы выработки не доведены до рабочих. Результаты своего труда они не видят. По 30-40 минут уходит ежедневно на ожидание заданий. Цех шасси выпускает много брака, грубо обрабатывает детали. Много нервов пришлось попортить начальнику сборочного цеха тов. Яковлеву, когда он собирал моторы – детали из цеха шасси шли бракованные. В июля сборщики должны собрать 15 моторов, пока не сделали ни одного – детали не поступают. «Призыв» не первый раз пишет о вопиющих недостатках на заводе, о расхлябанности, об отсутствии твердой дисциплины, но серьезных мер к устранению их дирекция завода не принимает. Когда же директор завода тов. Буров наведет порядок в своем хозяйстве?» («Призыв» 16 июля 1944).В июле из комплектов, присланных с ленинградского Кировского завода, были собраны первые 5 тракторов: три трактора модели «Универсал-2» - 22 л.с. и два трактора модели «НАТИ-У-2» (бензиновый двигатель и коробка передач с автомобиля ГАЗ). Пропашные тракторы «Универсал-2» - простые в устройстве, не имевшие кабины и шин, с керосиновым карбюраторным двигателем мощностью 22 лошадиные силы. «У-2» был модификацией пропашного трактора «Универсал» с расставленными передними колесами (для междурядной обработки сахарной свеклы и других низкостебельных пропашных культур). Трактора направлены на Госиспытания. Победили трактора модели «Универсал-2».