Главная
Регистрация
Вход
Воскресенье
22.06.2025
05:15
Приветствую Вас Гость | RSS


ЛЮБОВЬ БЕЗУСЛОВНАЯ

ПРАВОСЛАВИЕ

Меню

Категории раздела
Святые [142]
Русь [12]
Метаистория [7]
Владимир [1635]
Суздаль [478]
Русколания [10]
Киев [15]
Пирамиды [3]
Ведизм [33]
Муром [496]
Музеи Владимирской области [64]
Монастыри [7]
Судогда [16]
Собинка [145]
Юрьев [249]
Судогодский район [118]
Москва [42]
Петушки [170]
Гусь [205]
Вязники [356]
Камешково [275]
Ковров [434]
Гороховец [131]
Александров [303]
Переславль [117]
Кольчугино [99]
История [39]
Киржач [96]
Шуя [111]
Религия [6]
Иваново [66]
Селиваново [46]
Гаврилов Пасад [10]
Меленки [125]
Писатели и поэты [193]
Промышленность [206]
Учебные заведения [176]
Владимирская губерния [58]
Революция 1917 [50]
Новгород [4]
Лимурия [1]
Сельское хозяйство [79]
Медицина [66]
Муромские поэты [6]
художники [73]
Лесное хозяйство [17]
Владимирская энциклопедия [2425]
архитекторы [30]
краеведение [74]
Отечественная война [276]
архив [8]
обряды [21]
История Земли [14]
Тюрьма [26]
Жертвы политических репрессий [38]
Воины-интернационалисты [14]
спорт [39]
Оргтруд [193]
Боголюбово [42]
ВТЗ [105]
Володарка [3]

Статистика

Онлайн всего: 6
Гостей: 6
Пользователей: 0

 Каталог статей 
-->
Главная » Статьи » История » ВТЗ

ВТЗ имени А.А. Жданова в сентябре-ноябре 1955 года

Владимирский Тракторный завод имени А.А. Жданова в сентябре-ноябре 1955 года

Назад »»» Владимирский Тракторный завод имени А.А. Жданова в июле-августе 1955 года

«Крепнет связь с другими заводами
Коллектив инженерно-технических работников нашего завода вносит свой вклад в дело развития технического прогресса. Технические усовершенствования и предложения новаторов, внедренные на заводе, передаются на родственные предприятия — тракторные и автомобильные заводы страны.
Каждый день в бюро технической информации поступают запросы о высылке чертежей и технической документации на новинки техники, впервые внедренные на Владимирском тракторном заводе. Так, например, углеразмолочная установка с аэробильной мельницей, применяемая в литейном цехе № 1 для приготовления угольной пыли для формовочных смесей, заинтересовала многие предприятия страны.
Чертежи на техническое новшество, предложенное инженером Ф.К. Макаровым, «Бесконтактный регулятор мощности дуги электропечи» высланы на Ногинский завод топливной аппаратуры, на Липецкий тракторный завод.
В цехе шасси внедрен в производство индукционный нагрев венца шестерни бортовой передачи токами промышленной частоты. Техническая информация об этой новинке помещена в Листке по обмену опытом в машиностроении Министерства.
Кроме того, на ряд заводов «Главтрактородетали» гг. Куйбышева, Чкалова, Новороссийска, Сталинабада и других высланы технологии обработки ряда деталей, как-то шлицевых валов, шестерен, клапанов трактора «Универсал».
П. КОРЮКИН, начальник бюро технической информации» («Тр-ль», 22 сентября 1955).
«Почему задерживается сборка дизельмоторов?
Идет вторая половина сентября. Согласно графикам, утвержденным и директором завода, и Министерством, к этому времени в моторном цехе уже должны быть собраны и испытаны десятки новых дизельных двигателей к трактору «ДТ-24». Несмотря на это, собрано лишь семь дизельмоторов и четыре заложено. Здесь не чувствуется беспокойства за судьбу нового трактора, не в почете организаторская работа среди коллектива с тем, чтобы выправить положение, ускорить сборку дизелей. Мало беспокойства об этом проявляют и руководители завода.
Заглянем на участок сборки дизельмоторов. Трое сборщиков во главе с технологом тов. Климовым копошатся у одного из заложенных моторов. Дело явно не клеится. Одна из деталей двигателя не встает на свое место. Хотели поднять двигатель со стенда и прямо на весу приладить ее. Но и на этот раз ничего не вышло. Тогда один из рабочих взял зубило и... отрубил у детали увеличенные приливы под болты. Все облегченно вздохнули. Наконец-то мотор можно отправить на испытание.
На темпы работы сказывается отсутствие технологического инструмента. Сборщики paботают, как говорится, чем придется, хотя давно у них должны быть специальные ключи, оправки, приспособления, нагревательные устройства и другое необходимое оборудование. Но о нем вспомнили лишь тогда, когда началась сборка дизелей.
На участке из рук вон плохо организовано хранение новых деталей. Начальник планово-распределительного бюро цеха тов. Поляков к этому отнесся халатно, безответственно. И что мы видим? В одной ячейке лежат по 3 — 4 различных детали, причем вперемежку с «универсаловскими». Сборщики теряют уйму времени, чтобы отыскать из них нужные для дизеля. Об этом недостатке работники участка не раз сообщали начальнику цеха тов. Бражникову, но тот ничего пока не сделал.
Раньше моторостроители жаловались на плохую обеспеченность цеха заготовками. Особенно это относилось к чугунолитейному и прессовому цехам. Сейчас жалобы стали у них иного характера — на брак, поставляемый теми же цехами. Вот короткий пример: прессовщики на днях прислали более 80 деталей на дизельмотор, среди которых были и крышки клапана, и картеры масляного насоса, и топливные трубки высокого и низкого давления. Но на сборку ни одна из этих деталей не попала. Топливные трубки, например, были выгнуты не по чертежу и не отвечали техническим условиям. Они были тут же забракованы. В брак отошли и все другие детали. А ведь этого не случилось бы, если работники техсектора прессового цеха глубже занимались новыми деталями, больше помогали производственникам осваивать их.
Не в полную меру своих сил трудятся и работники технологической службы термического цеха. Сейчас на сборке моторов недостает распредвалов. Два заложенных дизеля стоят лишь потому, что нет этих деталей. Может быть, их невозможно сделать на существующем в моторном цехе оборудовании? Ничего подобного. Давно было сделано свыше сотни распредвалов. Но стоит им попасть в термический цех, как оттуда сообщают: все распредвалы испортили, посылать обратно нечего.
Действительно, в термическом цехе еще не научились делать термическую обработку распредвалов на дизельмотор. И это — серьезный упрек технологам цеха.
Следует упрекнуть и отдел снабжения завода за неповоротливость и медлительность в работе. Сейчас в моторном цехе ждут не дождутся крышек коробки толкателя, шестерен для счетчиков моточасов и еще пяти других наименований деталей. Все эти детали уже изготовлены на заводе «Автоприбор» и ждут, когда их заберут. Но снабженцы, видите ли, никак не найдут автомашину, чтобы привезти их. По этой же причине лежат до сих пор на заводе «Электроприбор» детали 1002281, которые также крайне необходимы сейчас моторостроителям.
Сборка дизельмоторов должна вестись безостановочно, и те, кто мешает этому делу, должны понести серьезное наказание. Руководители завода должны потребовать от начальников цехов и отделов безусловного выполнения графиков подачи деталей, оказывая при этом конкретную, практическую помощь.
В. АЛЕКСАНДРОВ» («Тракторостроитель», 24 сентября 1955).
«Перешли на новое производство
На нашем участке более половины всего коллектива — комсомольцы, молодежь. Может быть, поэтому мы добиваемся всегда хороших производственных результатов. Участок еще в июле выполнил годовой план выпуска продукции и сумел создать трехмесячный задел деталей на трактор «Универсал».
С 1-го октября мы переходим целиком на выпуск деталей для нового дизельного трактора «ДТ-24». Задача нелегкая. Но с ней мы успешно справляемся также благодаря усилиям наших молодых рабочих. Нами освоена отливка 13 наименований деталей и семь наименований деталей находится в стадии завершения освоения. Таких деталей, как 1020112 и 1020119, уже выдали моторному цеху по 500 комплектов и закрыли годовое задание.
Хорошо работают на участке комсомольцы. Готовясь достойно встретить свою заводскую конференцию, они не жалеют сил и труда для того, чтобы добиться новых производственных успехов. Модельщица комсомолка Борисова, член ВЛКСМ сталевар А. Ухабин, электроплавильщик В. Фисенко довели ежесменную выработку до 180 — 200 процентов к норме, творчески подходят к вопросам освоения новых деталей. Как никогда, хорошо трудится в эти дни электрик комсомолец В. Тарасов. Он внимательно следит за оборудованием и благодаря его стараниям оно работает безукоризненно, без простоев.
Комсомольской конференции — наши трудовые подарки, — с такими помыслами работает вся молодежь участка.
В. РЯБОВ, и. о. начальника участка точного литья, член ВЛКСМ» («Тракторостроитель», 1 октября 1955).
«Смелые творцы нового
Это было почти год назад, когда на нашем заводе начались работы по освоению более совершенного дизельного трактора «ДТ-24». Технологи и конструкторы до ночи не отходили от кульманов, каждому хотелось внести наибольший вклад в создание новой дизельной машины.
С небывалым энтузиазмом взялись за важное дело работники отдела главного технолога. Вместе с ними включились в эту сложную работу и технологи цеха шасси. Некоторые из них пришли сюда непосредственно с линий и производственных участков. Ведь речь идет не только о новом тракторе, а и о новом производстве основанном на последних достижениях науки и техники. Наш завод должен стать, в полном смысле слова, современным заводом. Эта мысль вливала в сердца технологов творческие силы, уверенность, прибавляла настойчивость в достижении поставленной цели.
Работа оказалась не из легких. В ней, помимо своего опыта, нужны еще знания всего нового, передового, что имеется на тракторных заводах страны и за рубежом. Пришлось немало порыться в технической литературе, прежде чем решить какой-либо сложный вопрос.
Большим знатоком своего дела показал себя руководитель группы шасси Леонид Иванович Бодров. Он умело разрешал вес технические вопросы, возникавшие в процессе работы, сам принял деятельное участие в разработке технологических процессов на корпусные детали. Под его руководством технологи группы шасси смело внедряли прогрессивные техпроцессы изготовления деталей, составляли технические задания на проектирование специальных станков, средств механизации подготовительных работ и трудоемких процессов.
Способным технологом показал себя в ходе этой работы и Виктор Александорович Земсков. Ему было поручено разработать технологию изготовления балки передней оси. К этому заданию он отнесся со всей серьезностью и нашел правильное решение задачи. Обработка этой детали запроектирована им на специальных станках. Для удобства и облегчения механической обработки введены газовые шейки, которые позволяют стабилизировать техпроцесс. Ввел алмазную расточку отверстой под кронштейны передних колес, позволяющую добиваться высокой точности обработки.
Большая работа проведена тов. Земсковым по освоению новых площадей цеха, расстановке оборудования. Оно расставлено с таким расчетом, чтобы без срыва производства тракторов «Универсал» успешно осваивать изготовление деталей шасси для дизельного трактора. Кроме того, новое размещение оборудования обеспечивает правильный технологический поток механической обработки деталей и сборку узлов.
Сложная работа выпала на долю технолога Г. Нарейко. Ему предстояло спроектировать целую автоматическую цепочку по обработке бруса рамы. С этой задачей опытный специалист справился успешно. По существу получилась та же автоматическая линия. Цепочка включает четыре станка, которые полностью автоматизированы, снабжены гидравликой. Роль рабочего на сверловке и нарезке резьбы в отверстиях сводится лишь к установке и съему деталей.
Так же творчески подошел к выполнению заданий технолог цеха Борис Макаров. Ему пришлось составлять техпроцессы на такие мелкие детали, как валы, шестерни. Но и здесь тов. Макаров сумел найти наиболее совершенные способы механической обработки. Им предусмотрены и пневматика, и прогрессивное протягивание, и скоростное точение, и использование высокопроизводительных приспособлений и инструмента.
В настоящее время технологи продолжают напряженно трудиться над освоением новых деталей. Вместе с этим они готовят к предстоящей большой работе и весь коллектив цеха. В цехе создано четыре группы по изучению дизельного трактора и технологических процессов механической обработки деталей шасси. В них обучается более восьмидесяти человек. Занятия проводят технолог тов. Макаров и мастер тов. Новиков.
Скорее дать Родине новый дизельный трактор, — таким стремлением живут все работники цеха и в первую очередь, технологи — смелые творцы нового, передового, активные борцы за технический прогресс.
В. АЛЕКСАНДРОВ» («Тракторостроитель», 6 октября 1955).
«Народному хозяйству — совершенные машины
Владимирские тракторостроители заканчивают обсуждение проекта шестого пятилетнего плана своего предприятия. В основу этого проекта положены исторические решения июльского Пленума ЦК КПСС. Особое внимание в проекте уделено внедрению современного, более производительного оборудования, модернизации существующих станков и механизмов, использованию всех внутренних резервов, способствующих росту производительности труда.
Коллектив завода одобрил предложения о более широком внедрении механизации и специализации производства. Было решено увеличить производство тракторов «ДТ-24» к концу пятилетки почти в три раза по сравнению с планом на 1956 год.
Для резкого увеличения выпуска тракторов намечена коренная реконструкция целого ряда цехов, ввод новых производственных мощностей, механизация и интенсификация производства, установка нового оборудования, расшивка «узких мест» и т. д. Эти, а также другие оргтехмероприятия позволят заводу увеличить выпуск продукции к концу пятилетки с каждого квадратного метра производственной площади на 3120 рублей, более, чем втрое снизить трудоемкость трактора «ДТ-24».
Большое внимание уделено промышленному и энергостроительству. В течение 1956-1957-1958 годов будут реконструированы наружные теплопроводы, трубопроводы сжатого воздуха и пневмотранспорт отходов ДОЦ в котельную. С целью улучшения работы технологического оборудования намечена установка рессиверов общей емкостью 320 кубометров. Подвергнется реконструкции водопроводная сеть с разделением ее на промышленную и питьевую. Будет сооружен водопровод промышленной воды длиной 5 километров с устройством головных сооружений на реке Клязьма. Эти мероприятия значительно улучшат водоснабжение как завода, так и рабочих поселков.
Важным мероприятием будет пуск газопровода Рязань—Владимир. С осуществлением его на заводе улучшится нагрев заготовок, ликвидируется расход жидкого топлива, повысится производительность труда и культура производства.
При обсуждении проекта шестого пятилетнего плана развития родного предприятия каждый член нашего коллектива был проникнут горячим стремлением — вывести свой завод в число передовых предприятий страны.
Одновременно со всей серьезностью и ответственностью подошли тракторостроители к вопросам культурно-бытового обслуживания. В новой пятилетке намечена большая работа по строительству жилых домов, культурно-бытовых помещений. За пятилетие жилой фонд увеличится на 72 тысячи квадратных метров, в том числе на 8 тысяч квадратных метров за счет индивидуальных застройщиков.
Будет завершено в пятилетке строительство больнично-поликлинического городка, детского сада и детяслей на 1200 детей, Дворца культуры на 800 мест со спортивно-физкультурными сооружениями, двух школ на 880 учащихся каждая. Намечено также благоустройство поселков, разбивка парков, возведение бани с прачечной, ремесленного училища, второй очереди машиностроительного техникума, стадиона «Торпедо». Важным событием будет строительство учебного комбината, в котором разместятся школа рабочей молодежи, отдел подготовки кадров на 15 аудиторий, техническая библиотека, техкабинет, вечерние филиалы машиностроительного техникума и института.
Коллектив владимирских тракторостроителей не пожалеет сил для осуществления всех этих мероприятий. Претворение их в жизнь будет практическим ответом тракторозаводцев на решения июльского Пленума ЦК КПСС» («Тракторостроитель», 13 октября 1955).
«Когда принижен контроль
На 18-е октября собрано 12 моторов, но ни один из них еще не принят подотделом ОТК. Их нельзя испытывать потому, что некоторые детали в них с дефектами. В семи моторах поставлены некачественные распредвалы. В цехе не на чем обрабатывать эту деталь. Партия распредвалов отравлена для шлифовки на Харьковский завод. Харьковчане задерживают выполнение этой работы.
Однако, даже если в ближайшие дни и поступят распредвалы, проводить испытания моторов будет невозможно из-за отсутствия на них счетчиков моточасов. Эти счетчики собирают рабочие сборочного участка. Они не могут производить его сборку — нет шестерни привода. Заказ на ее изготовление дан заводу «Автоприбор». Автоприборовцы сделали несколько шестерен, но наши снабженцы медлят с их завозом в моторный цех.
Все 12 собранных моторов не имеют магнето правого вращения, а также качественных топливных насосов. О топливных насосах разговоров было не мало. Их изготовляет Ногинский завод. 100 насосов ногинцы изготовили, но их регулировка не соответствует техническим условиям. Очевидно, наши конструкторы дали неправильный заказ.
Эти факты говорят о том, что с собранными моторами предстоит еще большая работа. Она потребует много времени, а его нет. Казалось бы, что это должно очень обеспокоить руководителей моторного цеха, они обязаны бить громкую тревогу, что к ним не поступают детали, узлы. Но такой тревоги в цехе не чувствуется. Руководитель испытательного участка тов. Котенков и технолог тов. Климов заявляют, что испытание моторов держит отсутствие магнето, топливного насоса. А что сделано лично ими для ускорения поступления недостающих узлов? Ведь отсутствие узлов должно, прежде всего, волновать этих товарищей.
Но ни тов. Котенков, ни тов. Климов, ни начальник техсектора тов. Менакер до 18-го октября не знали, как решаются и решаются ли кем-нибудь вопросы о топливном насосе, магнето. Они ждут, когда все само к ним придет. Не ждать надо, а требовать, контролировать, причем, постоянно и очень настойчиво.
Сейчас на участке сборки заложено три новых мотора, но сборка их подвигается очень медленно. Первые дни октября участок буквально стоял из-за отсутствия ряда деталей. 34 наименования деталей по моторному цеху не поступали еще на сборку. На некоторые из них, как картер, головка блока, корпус фильтра топлива и другие нет литья. А на коленвал, например, заготовки есть, но плохо организована обработка этих деталей на производственном участке цеха.
Н. ЛЕОНОВА
Повысить ответственность за освоение нового производства
Коллектив нашего завода решает большую и сложную задачу — осваивает производство новых дизельных тракторов. В предоктябрьском социалистическом обязательстве тракторостроители дали слово закончить производство «Универсалов» к 5 ноября, к этому же сроку произвести обработку деталей и собрать 50 дизельных моторов, опробовать первоочередную оснастку с изготовлением первых комплектов деталей трансмиссии, а с 1-го ноября приступить к стендовой сборке трактора «ДТ- 24».
Задача, как видно, поставлена серьезная. Но как выполняется она на заводе? Нужно сказать, что не совсем успешно.
В моторном цехе собрано 12 дизелей, да и те имеют недоделки. Для сборки остальных дизельмоторов в цехе недостает большого количества деталей, заготовок, топливной и другой аппаратуры. В большом долгу перед моторостроителями литейщики, не выдавшие еще более чем на 30 позиций литья. Продолжают сдерживать сборку дизельмоторов снабженцы, которые до сих пор не сумели обеспечить цех деталями по кооперации.
Еще в худшем положении оказался коллектив цеха коробки скоростей. В цех уже поступило некоторое количество литья и поковок на трансмиссию, но в обработку пока нельзя пустить ни одну деталь. Инструментальщики еще не выдали более двухсот рабочих приспособлений, более 130 позиций мерительных приспособлений, недостает большого количества сложно-режущего инструмента. Большинство деталей трансмиссии не укомплектовано полностью необходимой оснасткой. Это является серьезнейшим тормозом в деле освоения новых деталей.
Если положение с оснасткой к концу месяца как-то может измениться, то положение с холодными штампами продолжает оставаться довольно тревожным. Из 171 штампа на трансмиссию изготовлено только 89, а по шасси отставание допущено еще большее. Начальнику штампового цеха тов. Хромову необходимо обратить серьезное внимание на организацию труда в цехе, поднять ответственность старших в сменных мастеров, работников технических служб за порученное им дело.
Руководству завода следует серьезное внимание обратить на подготовку недостающего оборудования, устройство средств механизации, перемонтаж оборудования. Эта работа идет на заводе крайне неудовлетворительно. Ремонтно-механический цех должен к 1-му ноября изготовить 15 единиц нестандартного оборудования, но на сегодня это задание выполнено лишь наполовину. Полное затишье в этом важном деле наблюдается в отделах. Отдел главного металлурга, например, до сего времени не разработал мероприятия по переводу металлургических цехов на выпуск нового трактора. Это можно объяснить только тем, что руководителя отдела и, в первую очередь, тов. Парфенов не чувствуют ответственности за скорейшее освоение нового производства.
Можно привести еще немало примеров, когда по вине отдельных руководителей затягивается решение ответственных задач по переходу на выпуск новых дизельных тракторов. С таким положением дальше мириться нельзя
» («Тракторостроитель», 20 октября 1955).
«Электрифицируем пуск двигателя
Общеизвестно, насколько прочно вошло электричество в наш быт, в нашу трудовую деятельность. Все более и более полно электрифицируются трудоемкие процессы во всех отраслях народного хозяйства.
Поэтому мы думаем, что разговор об электрическом пуске тракторного двигателя не явится неожиданностью. Электропуск двигателей широко применяется в автотранспорте.
Чтобы составить себе представление о преимуществах этого способа пуска, достаточно хотя бы один раз увидеть ругающегося шофера, у которого отказался работать стартер.
Теперь мысленно перенесемся на широкое колхозное поле. Нещадно палят лучи летнего солнца. Неподалеку друг от друга в поле стоят два трактора. К ним подходят возвратившиеся с обеда трактористы и срочно готовят машины к работе. При этом замечаем удивительную разницу: один из них нажал кнопку и поехал, а второму для достижения той же цели пришлось крутить пусковую рукоятку и изрядно вспотеть.
Вполне естественен вопрос: почему на наших тракторах до сих пор нет электрического пуска двигателей? Отвечая на вопрос, необходимо сказать, что время электрификации приведения в действие сельскохозяйственных машин настало.
Одновременно с облегчением работы тракториста электрический пуск двигателя сделает более технически грамотным тракториста, которому нужно будет знать устройство и правила эксплуатации таких агрегатов, как аккумулятор, стартер, реле-регулятор и генератор постоянною тока или выпрямитель.
Дело в том, что для прокручивания коленчатого вала при запуске двигателя необходимо на тракторе иметь источник энергии и преобразователь электрической энергии в механическую.
Источником электроэнергии при пуске двигателя является аккумулятор — агрегат, обладающий способностью накапливать энергию и отдавать ее при замыкании цепи.
Электрический ток (при включенной кнопке стартера) от аккумулятора поступает в обмотку ротора своеобразного электромотора - стартера. На конце ротора установлена шестеренка, которая во время пуска сцепляется с зубчатым венцом, напрессованным на маховик двигателя, и получается необходимое при пуске вращение коленчатого вала.
При работе двигателя приводится во вращение якорь генератора постоянного тока, который вырабатывает ток, необходимый как для освещения при работе в ночное время, так и для зарядки аккумулятора. Таким образом, получается, что двигатель сам осуществляет прокручивание коленчатого вала при пуске. Предохранение аккумулятора от саморазрядки и замыкание цепи при зарядке его осуществляется реле-регулятором, который эти операции выполняет автоматически. Все перечисленные агрегаты входят и в систему электрооборудования автомобилей. Однако перенести систему электропуска двигателя с автомобиля на трактор полностью нельзя, так как условия работы трактора более тяжелые. При большей запыленности должен работать генератор, при этом сильную тряску вынужден выдерживать аккумулятор.
Поэтому отдел главного конструктора нашего завода в настоящее время работает над улучшением существующей системы электропуска двигателя «Д-24». Одновременно проводятся испытания трактора, оборудованного агрегатами стартерного пуска двигателя.
Думается, что коллектив завода приложит усилия, необходимые для того, чтобы с конвейера нашего завода сошли первые в нашей стране тракторы с системой электропуска двигателя.
П. ТЕПТЕЛЕВ, руководитель группы
Уменьшить вес трактора на 500 килограммов
Большая задача поставлена перед коллективом нашего завода — довести весовые данные трактора «ДТ-24» до ypовня лучших современных машин этого класса.
Для достижения этой цели надо снять с машины 500 килограммов металла. Основная тяжесть работы по уменьшению веса трактора падает на отдел главного конструктора завода, который должен выпустить чертежи деталей уменьшенной металлоемкости, но с сохранением необходимой прочности и жесткости.
Отдел главного конструктора эту работу проводит по трем основным направлениям: изменение конфигурации и уменьшение толщин стенок деталей, перевод отдельных литых чугунных деталей на алюминиевое литье и изменение конструкций отдельных узлов трактора.
Сделать все это в сжатые сроки возможно лишь при условии активного участия инженерно-технических работников отделов главного технолога и главного металлурга.
В настоящее время выдана цехам основная масса чертежей облегченных деталей, согласно приказу директора за № 230. Практика выпуска первых чертежей показала, что большая задержка при выпуске происходит при согласовании, особенно в отделе главного металлурга. Видимо, товарищи не поняли важности требования правительства о совершенствовании трактора. В приказе директора сказано, чтобы все инженеры и техники работу по снижению веса трактора «ДТ-24» считали своей важнейшей задачей и все работы, связанные со снижением веса трактора, проводили вперед других работ.
К сожалению, это требование не выполняется, как я уже сказал, отделами главного металлурга и технолога, что сдерживает работу по уменьшению весовых качеств трактора.
В. ПОЛЕТАЕВ, начальник конструкторского бюро шасси

Повышение экономичности — главная задача
Ввиду неуклонного роста тракторного парка нашей страны вопрос топливной экономичности тракторов становится серьезной народнохозяйственной проблемой.
Степень экономичности двигателей определяется величиной удельного расхода топлива (количеством топлива, расходуемым на одну эффективную лошадиную силу в час).
В среднем для тракторных дизельных двигателей, выпускаемых нашей промышленностью, величина удельного расхода колеблется в пределах 210 — 220 гр/э. л. с. ч.
В качестве примера, подтверждающего огромное значение повышения экономичности машин, можно привести следующие цифры: имеющийся в стране парк тракторов «ДТ-54» расходует в год 3 миллиона тонн горючего. Снижение удельного расхода топлива на 10 гр/э. л. с. ч. даст среднегодовую экономию горючего примерно 130 тысяч тонн. И это только по одной марке машин.
В связи с этим тракторные заводы проводят сейчас большие работы по повышению экономичности двигателей. На Липецком тракторном заводе проведены исследования, в результате которых в лабораторных условиях достигнуто снижение величины удельного расхода топлива двигателем «Д-35» до 193 гр/э. л. с. ч.
Харьковский завод проводит подготовку производства для выпуска двигателя «Д-14», имеющего удельный расход 190 гр/э. л. с. ч.
Все это говорит о том, что тракторостроители уже в ближайшем будущем достигнут успехов в деле повышения экономичности тракторов.
Наш завод готовится сейчас к выпуску тракторов «ДТ-24». Уже в ближайшие годы этот трактор будет выпускаться в очень больших количествах. В связи с этим повышение экономичности двигателя «Д-24» становится одной из главнейших задач. Двигатели «Д-24», проходившие государственные испытания, показали величину удельного расхода 214 — 216 г/элсч. Эти цифры полностью отвечали требованиям сельского хозяйства. По сравнению с трактором «Универсал», трактор «ДТ-24» в 1,5 раза более экономичен.
Но сейчас перед заводом поставлена новая задача. Нужно провести работы, которые позволят снизить гарантированный удельный расход топлива до 210 г/э. л. с. ч. (Сейчас все заводы гарантируют удельный расход 220 г/э. л. с. ч., кроме нашего завода, гарантирующего 218 г/э. л. с. ч. для двигателя «Д-24» и Харьковского, который для двигателя «Д-14» гарантирует 210 г/э. л. с. ч.).
Сейчас лаборатория заканчивает подготовку оборудования и уже в этом месяце приступит к работам по доводке теплового процесса. Исследованиям подвергнутся почти все параметры двигателя «Д-24» - геометрия камеры сгорания, наполнение, топливная аппаратура, материал поршня и др.
Уже готовы несколько вариантов вихревых камер, кулачковые валики топливных насосов с различными профилями кулачков, экспериментальные головки, позволяющие изменять положение форсунки, алюминиевые поршни. В ближайшее время поступят на завод форсунки с различными углами распила.
Доводка теплового процесса — это очень серьезная работа, требующая от экспериментатора большого опыта и знаний. Проводить работу будет группа под руководством А.В. Титова.
Кроме знаний и опыта, необходимо иметь оборудование и приборы, позволяющие точно контролировать работу двигателя. Часть этих приборов изготовляет промышленность, а часть приходится делать самим. Подготовка приборов ведется под руководством тов. Петрова. Уже изготовлены установка для замера наполнения, термопары для измерения температуры выхлопных газов и др. В ближайшее время будут готовы приборы для снятия индикаторных диаграмм.
Но доводка теплового процесса в лаборатории еще не полностью определяет успех дела. Очень многое зависит и от производственных цехов, от того, насколько точно изготовлены детали двигателя, от качества топливной аппаратуры, от качества сборки и обкатки машины.
Так, например, удельные расходы топлива для двигателей «Д-54» колеблются в пределах от 200 до 219 г/э. л.с. ч.
Эти колебания вызваны в основном нестабильностью механического КПД двигателей, сходящих с конвейера. Величина КПД зависит от качества изготовления деталей.
Сейчас под руководством тов. Метелкина испытываются 5 первых двигателей «Д-24» серийной сборки. Испытания проводятся с целью определения механического КПД машин, а также влияния на экономичность регулировок топливной аппаратуры.
В эти дни все силы лаборатории направлены на скорейшее решение главной задачи — повышение экономичности нового дизельного трактора.
В. ЭФРОС, начальник моторной лаборатории» («Тракторостроитель», 29 октября 1955).
«Готовы к стендовой сборке новых тракторов
Беседа с заместителем начальника цеха главный конвейер тов. Нагорным

Делом отвечает на Октябрьские Призывы ЦК КПСС коллектив цеха главный конвейер. Еще 27 октября он выполнил месячную программу. Сверх плана сдано несколько сот тракторов.
Интенсивные работы развернулись к подготовке к стендовой сборке дизельных тракторов «ДТ-24». Отведено место для сборочных работ, где установлен монорельс с подъемником. Подготовлены стеллажи для деталей, три стенда, на которых будет производиться сборка новой машины. Оборудована временная кладовая.
Для улучшения условий работы по обкатке тракторов «ДТ-24» в зимнее время возле цеха построен навес. Заканчивается изготовление специального стенда для обкатки машин.
Испытатели, сборщики, контролеры прошли техминимум по сборке и обкатке тракторов. На рабочих местах вывешены чертежи узлов и деталей трактора по всем сборочным операциям, что облегчит работу сборщиков в первое время. Практическую помощь окажут также работники экспериментального цеха, которые еще раньше занимались сборкой дизельных машин.
Сделано в цехе немало, но вызывает тревогу совершенно другое, а именно — плохое снабжение конвейера узлами и деталями трактора «ДТ-24». Моторы есть, а вот трансмиссии и узлы шасси отсутствуют. Ни одной детали не получено еще от прессового цеха, лишь несколько деталей дал автоматный цех. Ни одного лонжерона не поступило от заготовителей.
Не будь этих помех в обеспечении узлами и деталями, в цехе хоть сейчас могли бы приступить к стендовой сборке нового трактора. Долг руководителей отмеченных цехов принять все меры к тому, чтобы в самые ближайшие дни изготовить недостающие узлы и детали, дав возможность нашим работникам уже к 7 ноября собрать первые тракторы «ДТ-24» («Тракторостроитель», 1 ноября 1955).
«Тракторы сверх задания
Подготовка к 38-й годовщине Великой Октябрьской социалистической революции, Призывы ЦК КПСС вызвали небывалый политический и трудовой подъем среди тракторозаводцев. Во всех цехах развернулась самоотверженная борьба коллектива за завершение государственного плана по выпуску тракторов к 5 ноября, освоение нового трактора.
Минувший месяц закончился победой тракторостроителей. План октября выполнен по товару на 110 процентов, по валу — на 115 процентов. Государству сданы сверх плана сотни тракторов. В нужном количестве выданы запасные части. Месячную программу выполнили успешно все цеха. Имеются все возможности закончить годовой план по тракторам к 5 ноября» («Тракторостроитель», 3 ноября 1955).
«В отделе главного конструктора была горячая пора. Конструкторам требовалось скорее выдать рабочие чертежи на новый трактор, на ходу, как говорится, разрешать многочисленные вопросы, возникающие в процессе разработки технологических процессов.
Евгений Абрамов только что вернулся из Средней Азии, где вместе с трактористами и механиками завода испытывал экспериментальные тракторы «ДТ-24». Государственная комиссия рекомендовала машину на серийное производство. Это радовало молодого инженера, вливало уверенность. Его зачислили в тракторное бюро по навесным системам, которым руководит тов. Полетаев. С этого времени и началась у Евгения конструкторская деятельность, полная огорчений и творческих удач.
Е. Абрамов был участником совещания в министерстве, откуда возвратился в отдел возбужденным. Евгений еще раньше сдружился с конструктором Михаилом Берадзе – доверял ему свои творческие замыслы. Вот и сейчас, по возвращении из столицы, он подошел к Михаилу, крепко пожал его руку.
- Как Москва? Что новенького привез? – спросил Михаил товарища.- О чем говорилось на совещании?
- Москва растет и хорошеет, сам знаешь,- ответил Евгений.- А на совещании один вопрос важный был поднят. Надо создавать унифицированную гидравлическую систему для всех тракторов малой и средней мощностей. И выпускать их должен какой-нибудь один завод.
Михаил задумался, а потом негромко произнес:
- Да, это важный вопрос. Гидромеханизмы выпускает Минский тракторный завод как для нас, так и для других заводов. Но все они чем-то отличаются друг от друга. Это действительно не хорошо. А как ты смотришь насчет поездки в Минск?
- У меня у самого такая мысль уже имеется.
- Тогда поедем вместе.
И вот оба товарища едут на Минский тракторный завод. В течение двух месяцев изучают они системы гидромеханизмов, изыскивают пути улучшения их конструкции.
Несколько недель настойчивого труда и исканий привели к тому, что была сконструирована унифицированная для ряда тракторов двухсекционная гидросистема. Быстро изготовили ее в металле, начали испытывать. И тут-то Евгению и его напарнику Михаилу Берадзе пришлось немало огорчиться. Новая система дала течь масла по стыковым плоскостям.
Но первая неудача не обескуражила молодых инженеров. Они с еще большей настойчивостью взялись за дело. Подвергся изменению гидрораспределитель. Его решили сделать моноблочным, т.е. делать не из отдельных секций, а отливать единой деталью, что упростит и удешевит механическую обработку.
Одновременно конструкторы вели работу по изысканию более легкой и дешевой в изготовлении конструкции гидравлического насоса. Конструкторы максимально унифицировали многие детали существующего гидроподъемника, придумав более легкий и дешевый в изготовлении гидравлический насос. Корпус его решено изготовить из легкого алюминиевого сплава. Это позволило снизить вес механизма почти втрое.
Кроме того, работа конструкторов дала положительные результаты и в другом направлении. Они создали довольно унифицированную гидросистему, которую с одинаковым успехом можно устанавливать на «ДТ-24», «Беларусь» и «КД-35».
Там же в Минске молодые конструкторы переделали распределительное устройство для подачи масла в выносные цилиндры.
В отделе главного конструктора с уважением относятся к молодым конструкторам Е. Абрамову и М. Берадзе. Это уважение они заслужили настойчивой, творческой работой по улучшению нового трактора.
В. Александров» («Тракторостроитель», 5 ноября 1955).
«Годовой план по «Универсалам» завершен
Дни предоктябрьского соревнования 1955 года войдут в историю нашего завода, как дни большого творческого труда всего коллектива, решающего важную государственную задачу по переходу на выпуск более совершенных машин с дизельным мотором.
Самоотверженно борясь за выполнение обязательств, взятых в честь 38-й годовщины Великой Октябрьской социалистической революции, коллектив завода накануне праздника, 5 ноября, закончил годовое задание по выпуску «Универсалов».
Это — замечательная трудовая победа тракторозаводцев, сумевших завершить программу 1955 года по тракторам почти на два месяца раньше срока, одновременно ведя большую подготовку к выпуску дизельных тракторов.
Дни предоктябрьского соревновании явились днями испытаний для тракторостроителей, которые они выдержали с честью, показав свою непреклонную волю к победе.
Рабочие, инженерно-технические работники и служащие завода дали слово выпустить к 15 ноября несколько сот тракторов «Универсал» сверх плана.
Устранить помехи в сборке дизельмоторов
Включаясь в предоктябрьское социалистическое соревнование, коллектив нашего завода брал обязательство: к 5 ноября произвести обработку деталей и собрать 50 дизельных моторов. Октябрьский праздник прошел, а этот пункт обязательства так и остался невыполненным. На сегодня собрано лишь немногим более 20 моторов, на участке сборки недостает целого ряда деталей.
Почему так произошло, что предоктябрьское обязательство оказалось сорванным? Основной причиной этого является то, что ряд руководящих работников завода безответственно подошли к порученному делу, не желали вплотную заняться новым трактором.
Приняв обязательство, моторостроители спустили в чугунолитейный цех график отливки деталей на дизель. Например, головку цилиндров, картер маховика, крышку распределительных шестерен, корпус фильтра топлива и целый ряд других крупных деталей литейщики по этому графику должны были отлить к 4 октября с таким расчетом, чтобы до 5 ноября обработать их и собрать 50 моторов. Но литейщики ничего не предприняли для ускорения выдачи литья. Выше перечисленные отливки поступили на механическую обработку во второй декаде октября, а некоторые из них в самом конце месяца. До сих пор не хватает на 50 комплектов крышек распредшестерен, в обрез подано блоков и головок цилиндров.
По приказу директора завода в моторном цехе с 10 по 25 ноября должен быть произведен перемонтаж оборудования, чтобы целиком перейти на производство дизельмоторов. Но эта работа во-время не началась, мешает отсутствие заделов деталей на старый двигатель. В остром дефиците сейчас находятся отливки 14 наименований по чугунолитейному цеху. Болт 03-КЗ неритмично подает автоматный цех.
В октябре моторный цех имел задел по коленчатому валу до 600 штук. Но этот задел скоро улетучился, так как кузнечный цех ухудшил подачу заготовок на эту деталь. В день подается только 40 — 50 коленвалов, а требуется их в два раза больше. В результате линия работает не с полной нагрузкой, с простоями. Аналогичное положение наблюдается с кузнечными заготовками на детали 07-08, 07-14, 03-04/05, 02-06.
Не начат перемонтаж оборудования цеха. Помещение для мойки крупных деталей должно быть готовым еще к 10 ноября, но этот срок, как видно, сорван. Необходимо скорее наверстать упущенное время с тем, чтобы не позднее как через пять дней сдать моечный участок в эксплуатацию.
Неудовлетворительно ведется подготовка помещения для закалки деталей токами высокой частоты, а ведь к 25 ноября оборудование помещения должно быть уже целиком закончено. РМЦ до сих пор не изготовил стеллажи для деталей нового двигателя. Из-за этого сборщики моторов ежедневно затрачивают по нескольку часов на поиски той или иной детали.
Нельзя обойти молчанием и вопрос об оснастке. Руководители инструментального цеха, сектора подготовки производства отдела главного технолога успокоились тем, что основная часть оснастки на дизельмотор уже изготовлена. Эта самоуспокоенность привела к неотрадным результатам. В моторном цехе еще нет большого количества мерителя, мерительных приспособлений, специальных калибров. Только на такую деталь, как головка блока, нет до 20 позиций мерителя. По участку крупного чугуна отсутствует 17 позиций мерительных приспособлений.
В самое ближайшее время моторостроители переходят на выпуск дизельмоторов и, естественно, вопрос о мерителе для них является самым насущным. Поэтому руководителю сектора подготовки производства тов. Шмонину необходимо буквально в эти дни разобраться в оставшихся заказах на меритель для моторного цеха и добиться быстрейшего изготовления его инструментальщиками.
Предоктябрьское обязательство по сборке дизельмоторов сорвано. Руководителям завода, всему коллективу тракторостроителей необходимо приложить все силы и средства на выправление положения и как можно скорее приступить к массовой сборке дизельмоторов.
С. КИРИЛЛОВ
Как не надо конструировать
В настоящий момент на заводе идет напряженная подготовка к выпуску первой партии дизельных тракторов. Заканчивается изготовление первоочередной оснастки. Производится перемонтаж оборудования. Началась серийная обработка некоторых деталей. Коллективы цехов и отделов прилагают максимум усилий, чтобы подготовку производства закончить в срок.
Но фронт работ сдерживается по вине отдела главного конструктора. Нескончаемым потоком от работников отдела продолжают поступать различные конструктивные изменения. Конструкторы не считаются с тем, что уже сделана оснастка, заказаны спецстанки, изготовлен инструмент, утверждены материалы.
— Не важно, — говорит начальник конструкторского бюро тов. Ерохин, — я выпустил изменение, а ваше дело найти металл.
Конструктивные изменения неизбежны, но их может быть значительно меньше. Ошибки получаются потому, что некоторые конструкторы оторваны от производства, не чувствуют персональной ответственности за порученное дело: как выйдет, так и ладно, наврем — исправим.
А ведь кому, как ни конструкторам должно быть хорошо известно, какое значение в нашей стране придается экономии каждого грамма металла. Это лишние тракторы, автомобили, самолеты, предметы народного потребления. Частые конструктивные изменения приводят к перерасходу большого количества металла. Так, например, изменение конструкции скобы прицепа повлекло за собой увеличение норм расхода металла на 4 килограмма на трактор. Или другой пример. Уточнение конструкторской документации по приказу главного конструктора за № 479 об увеличении длины ленты на 1300 мм. в детали 1301063 вызвало значительный перерасход металла. Это случилось только потому, что конструкторы своевременно не согласовали длину этой ленты с Липецким заводом.
Вдвое увеличился расход металла на изготовление детали 2407125 после уточнения конструктором ее документации. И подобных примеров можно привести немало. Покупные детали, особенно крепеж, переделывались три раза и до сих пор все уточняются конструкторами.
Многочисленные конструктивные изменения, уточнения увеличили расход металла до 10 килограммов на трактор, против утвержденной нормы. И характерно, что последнее время поток изменений не только не уменьшился, но и значительно возрос.
Все это тормозит нормальную подготовку производства и вызывает непроизводительные расходы. По вине конструкторов аннулированы 28 приспособлений и 41 штамп, причем 25 из них были изготовлены в металле полностью.
Пора главному конструктору тов. Саркисянцу навести порядок в отделе. Нельзя мириться с тем, что конструкторы, сдав трактор на подготовку производства и ни одной машины еще не сделав, посылают бесконечное количество изменений.
В. СОЛДАТОВ, начальник сектора материальных нормативов» («Тракторостроитель», 10 ноября 1955).
«ПОСТУПАЕТ НОВОЕ ОБОРУДОВАНИЕ
Освоение производства нового дизельного трактора потребовало дополнительного количества станков и машин. Последнее время наше предприятие получило 181 единицу универсального, специального металлорежущего оборудования. Пришло 29 импортных станков.
Много новых, высокопроизводительных станков появилось в цехах: моторном, коробки скоростей, шасси, инструментальном. До конца года завод получат еще более ста единиц различного оборудования.
ПОВЫШАЮТ ПРОИЗВОДСТВЕННУЮ КВАЛИФИКАЦИЮ
На нашем предприятии уделяется немалое внимание подготовке высококвалифицированных кадров тракторостроителей. Только за 10 месяцев текущего года подготовлено 245 новых рабочих при годовом плане 250 человек. Пятьдесят тракторозаводцев вместо сорока получили за это время вторые профессии.
Перевыполнен план и по обучению станочников, наладчиков на производственно-технических курсах. Вместо 300 человек здесь прошли подготовку около четырехсот.
В связи с переходом на выпуск новых тракторов в цехах интенсивно работали курсы целевого назначения. На них прошли теоретическую подготовку по освоению новой машины более восьмисот сборщиков, наладчиков, слесарей механосборочных цехов, а также литейщиков, занятых выпуском литья на дизельный трактор. Эта цифра более чем вдвое превышает плановую.
ПЕРЕДОВИКАМ ПРОИЗВОДСТВА — ПРЕМИИ
В канун праздника 38-й годовщины Октября тракторостроители успешно справились с одной из важнейших своих задач — 5 ноября закончили годовой план по тракторам. Образцы труда в выполнении взятых обязательств показали передовики производства: сверловщица моторного цеха тов. Маслова, токарь цеха коробки скоростей тов. Хлопков, строгальщик штампового цеха тов. Лебедев, сверловщик заготовительного цеха тов. Тарасов, термист кузнечного цеха тов. Круглов, лучшая бригада этого же цеха, возглавляемая тов. Генераловым, и многие другие.
Директор завода премировал группу передовиков производства, занесенных в заводскую Книгу почета и на Доску почета» («Тракторостроитель», 17 ноября 1955).
«Годовой план завершен
Коллектив нашего завода еще 5 ноября закончил годовой план по тракторам. Рабочие, инженерно-технические работники и служащие дали слово к 15 ноября завершить задание 1955 года по всей номенклатуре и дать сверх плана сотни тракторов «Универсал».
Свое обязательство тракторозаводцы выполнили с честью. Коллективы цехов коробки скоростей и моторного рапортовали о выполнении государственной программы по моторам и коробкам скоростей в счет запасных частей. 18 числа завод прекратил производство «Универсалов».
В цехах в эти дни с особой силой развернулись работы по подготовке производства к выпуску дизельных тракторов. Усиленно ведется перемонтаж оборудования в моторном и других цехах. Моторостроители обещают в этом месяце выпустить 60 дизельмоторов. В цехе коробки скоростей начали сборку трансмиссий.
Сборка новых тракторов началась
Во второй половине дня 16-го ноября на малом конвейере цеха коробки скоростей собирались последние узлы для трактора «Универсал». Сборщики трудились с особой четкостью и старанием, они стремились к тому, чтобы в этот день полностью выполнить задание по коробкам для старой машины. Эти старания увешались успехом.
На следующий день цех целиком перешел на выпуск деталей трансмиссии для нового дизельного трактора. Рядом с малым конвейером цеха уже заканчивалась стендовая сборка первой трансмиссии. В корпусе ее имелись все необходимые шестерни, вилки, рычаги вилок и другие детали и узлы. Оставалось собрать и установить узел блокировки дифференциала, вал отбора мощности, навесить сцепление, установить механизм управления трактором и крышку трансмиссии.
Работы еще много, но рабочие дали слово к концу дня во что бы то ни стало собрать первую трансмиссию. На помощь им пришли опытные сборщики из экспериментального цеха тт. Сидоров, Состигалов, старший механик тов. Николаев. Вместе со старшим мастером сборочного участка тов. Сухаревым они то и дело заглядывают в чертежи, быстро устанавливают одни узел за другим. На глазах у присутствующих корпус трансмиссии обрастает все новыми и новыми деталями.
На участок то и дело заглядывает начальник цеха тов. Хенкин, его заместитель тов. Кобылин. Вот пришел заместитель главного инженера завода тов. Романов. У всех один вопрос:
— Как идут дела, чего не хватает?
— Все имеем, — отвечает тов. Сухарев. — Сегодня одна трансмиссия будет.
И действительно, к концу дня первая трансмиссия уже была отправлена на главный конвейер. А там того и ждали. На специально отведенном участке уже стояли на стендах готовые дизельмоторы, почти все узлы шасси. В ячейках стеллажей лежало множество деталей прессового, автоматного и других цехов завода. Коллектив сборочного цеха принялся за сборку дизельных тракторов «ДТ-24».
После многих месяцев подготовки производства началась сборка тракторов с дизельным мотором. Коллективу завода надо приложить максимум усилий, чтобы до конца года собрать несколько сот этих, более совершенных машин.
В. КОЛОВ» («Тракторостроитель», 19 ноября 1955).

19 ноября 1955 г. с конвейера сошел последний «Универсал» (№ 123358), работавший на керосине. Этим днем и закончилась на ВТЗ эра знаменитых владимирских «Универсалов», длившаяся более одиннадцати лет. Всего с 1944 г. по 1955 г. выпущено 123358 тракторов «Универсал».
Завершилось производство тракторов данного типа, но не окончилась жизнь самих машин. Выйдя из заводских ворот, «Универсалы», как бы их ни бранили, еще долго и усердно будут работать на колхозных полях России, Узбекистана, на Владимирщине, Смоленщине и Тамбовщине, в Воронежской области, на Кубани и в Ставропольском крае — всюду, где люди заботливо выращивают хлеба, картофель, свеклу и другие культуры.
Об одном из упомянутых 123334 тракторов нужно рассказать особо. Его трудовая биография была описана в газете «Правда». Этот заслуженный «Универсал» работал на полях колхоза имени Ильича Нижнедевицкого района Воронежской области. На его счету тысячи тонн собранных с полей хлеба, свеклы, проса и подсолнечника. Он работал без передышки, гордо нес на крыле красный флажок, который отвоевали в соревновании его друзья — трактористы Алексей Шипилов, Николай и Василий Калинины.
На смену самому старому в районе «Универсалу», лязгая гусеницами, в колхоз прикатили новые могучие машины. Ветеран не бросал трудового поста. Люди нашли ему работу на артельном току. От первых проблесков зари до сумерек вращал он привод машины «ВИМ-2». Крупным золотым дождем сыпалось в мешки зерно — для белых пышных хлебов, для новых колхозных нив.
«Универсал» не сдали на слом, как сдают отслужившую век старомодную вещь. Он работал, сколько хватило сил, в ремонтной мастерской. Порой затихал мотор. Механик подходил к машине, гремел гаечными ключами. Вновь деловито татакали поршни, курчавились над трубой седые, тающие на глазах колечки дыма. Потом он стал глохнуть все чаще. Трактористы подолгу вертели отполированную до зеркального блеска рукоятку.
С горечью говорили:
— Видно, отработал свое, старик.
В эту пору и пришла хлеборобам мысль отправить трактор-работягу в районный центр. За штурвал села Зинаида Мелентьевна Молозина — лучшая трактористка колхоза, ударница коммунистического труда. Трактор провожали в путь всем артельным миром, как провожают близких и верных друзей. У него еще достало духу своим ходом добраться с берегов притока Дона — реки Девицы — до места назначения.
Он катил, не торопясь, мимо ладных колхозных домов с антеннами телевизоров на коньках крыш. Колхозники приветливо махали ему вслед рукой.
Подъемный кран поднял трактор и бережно опустил на пьедестал. 7 ноября 1967 года, в день празднования 50-летия Октября, люди воздали высокие почести стальному труженику, склонясь, положили возле колес букетики цветов и алые ленты.
Он стоит на высоком постаменте, на площади районного центра Нижнедевицка. На его боках глубокие вмятины. Зазубрились шпоры, поврежден штурвал. На мраморной доске, отливая золотом, горят буквы:
Заслужил ты честь
и славу,
Трактор-дедушка,
по праву.


Через несколько лет рядом с «Универсалом» появился плуг и еще один трактор – Кировец К-700.

««Универсал» - звезда экрана
Из поселка Волчанск Харьковской области в Киев, на киностудию им. Довженко, отправился трактор «Универсал», изготовленный в 1947 году Владимирским тракторным заводом. Свыше 20 лет безотказно пахала землю эта машина, пока не поставили ее на пьедестал как реликвию трудовых побед. На съемки поехал и прежний бессменный хозяин «Универсала» И.С. Стрельцов. Он даст уроки вождения трактора актерам, занятым в картине» («Тракторостроитель», 23 ноября 1982).


Памятник в городе Волчанске Харьковской области

Памятник в Бронницах появился в 1984 году. В этот год отмечали 50-летие создания в г. Бронницы машинно-тракторной станции (МТС). Из нее впоследствии выросло одно из лучших предприятий города – «Сельхозтехника». И именно по инициативе тогдашнего директора этого предприятия, почетного гражданина г. Бронницы Полковникова Анатолия Федоровича, и был поставлен памятник трактору «Универсал».Анатолий Федорович и его команда мечтали найти целый трактор, чтобы все детали и агрегаты были на месте. Тогда было бы легче его отреставрировать. Но, к сожалению, целую машину обнаружить не удалось. Через некоторое время в деревне Василёво, недалеко от Бронниц, были найдены целых два узла от трактора «Универсал». Причем вытаскивать их пришлось, по словам А.Ф. Полковникова, почти из болота. Далее детали доставили в «Сельхозтехнику», в специально выделенный цех и стали реставрировать. Пришлось изготавливать недостающие детали. По воспоминаниям Анатолия Федоровича, особенно трудно было восстановить переднее колесо трактора. Но справились и с этой задачей. В деревне Бисерово, у Л. Исаева, был найден двигатель внутреннего сгорания от «Универсала». Но хозяин приспособил его для своих нужд. Тогда бригада умельцев из «Сельхозтехники» изготовила новый двигатель и обменяла его на старый агрегат, нужный для памятника. Вскоре трактор был готов. Там же, в цехе, сделали постамент, а на выбранном перед зданием месте заложили фундамент. На него поставили постамент с трактором «Универсал».


Трактор «Универсал-2» в Бронницах

«Ускорить изготовление новых деталей
17 ноября на заводе началась сборка дизельных тракторов «ДТ-24». С того дня прошло более недели, а на главном конвейере с большими усилиями собрали только одну машину. Почему так получилось? Может быть, коллектив сборочного цеха не подготовился к этой ответственной работе?
Этого сказать нельзя. Коллектив сборщиков немало сделал, чтобы перейти на стендовую сборку новых тракторов. Активно помогают ему в эти дни работники экспериментального цеха. Причина задержек со сборкой машины «ДТ-24» кроется в другом, а именно, в нерасторопности руководителей ряда цехов завода, в их нежелании вплотную заниматься новым производством.
Остановимся на прессовом цехе. Еще две недели назад заместитель начальника этого цеха тов. Лебедев заявлял, что все детали прессовщики изготовили своевременно и что они ни на один день не задержат сборку нового трактора. Такие слова были произнесены, как вызов на критику, направленную в адрес цеха за медлительность и раскачку в изготовлении новых деталей.
Но теперь многочисленные факты подтверждают несостоятельность высказываний тов. Лебедева. Виновниками задержек со сборкой первого дизельного трактора оказались, в первую очередь, прессовщики. Они несвоевременно подали левый и правый кронштейны инструментального ящика, опору капота, воздухоочиститель в сборе.
До конца года осталось немногим больше месяца. Сейчас должен быть собран не один, а несколько дизельных тракторов. Но как подаются прессовщиками узлы и детали на главный конвейер? По-прежнему плохо. Из цеха еще не поданы на два трактора капоты, каркасы сидения, крылья, воздухоочистители, радиаторы. До сих пор нет ни одного щитка приборов и до 20 наименований других мелких деталей. Долг прессовщиков — резко улучшить свою работу, буквально в эти дни подать на сборку все недостающие узлы и детали.
Необходимо упрекнуть и руководителей ряда других цехов. Чтобы собрать сейчас два трактора, надо иметь два узла рулевого управления, две передних оси, столько же гибких муфт. Но работники цеха шасси недопустимо затягивают изготовление этих узлов и деталей. Не подали они детали и по семи другим позициям.
Тормозит работу сборщиков отсутствие ряда деталей заготовительного цеха. Заготовители еще не сдали на две машины лонжероны, колеса, не прислали ни одной прицепной скобы.
Надо ускорить изготовление новых деталей и коллективу цеха трансмиссии. На главный конвейер поступила первая трансмиссия 17 ноября. С тех пор прошло более недели, за это время можно было бы вполне собрать не одну трансмиссию. К сожалению, в цехе не спешат с этим, а ведь до конца года должны собрать сотни тракторов «ДТ-24».
Не учитывают этого и руководители модельного цеха. Модельщики изготовили на первый трактор одно сидение и одну спинку к нему и на этом ограничились. Для следующих же тракторов сейчас нет ни одного сидения.
Продолжают плестись в хвосте и сдерживать сборку дизельных тракторов наши смежники. По покупным деталям еще не закрыто 13 позиций. Сюда входит проводка, генераторы, распределители, выключатели и другое электрооборудование. Прямая обязанность смежников проявлять больше оперативности в работе, в самые ближайшие дни обеспечить сборщиков всеми недостающими покупными деталями.
В этом году нашему заводу необходимо выпустить несколько сот дизельных тракторов. Руководителям цехов, всем тракторозаводцам надо приложить все силы к тому, чтобы ускорить изготовление новых деталей, способствовать успешному выполнению поставленной задачи.
С. КИРИЛЛОВ» («Тракторостроитель», 26 ноября 1955).
«Изготовляют новые детали
Заканчивается монтаж оборудования в моторном цехе. Участки пополнились новыми станками. Рабочие приступили к серийной обработке деталей трактора «ДТ-24». В производство запущено около 50 позиций.
Успешно проводится наладка оборудования и деталей, опробование оснастки на третьем участке. Старший мастер тов. Шешенин, технолог тов. Демин стараются правильно использовать оборудование и помогают рабочим в освоении новых операций.
Организованно проходит освоение деталей на четвертом и пятом участках? Старший мастер пятого участка тов. Данилов и технологи тт. Синигин и Шешенков сумели обеспечить создание заделов деталей по некоторым позициям на 500 комплектов.

Далее »» Владимирский Тракторный завод имени А.А. Жданова в декабре 1955 года

Категория: ВТЗ | Добавил: Николай (20.05.2025)
Просмотров: 18 | Теги: завод, владимир, трактор | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar

ПОИСК по сайту




Владимирский Край


>

Славянский ВЕДИЗМ

РОЗА МИРА

Вход на сайт

Обратная связь
Имя отправителя *:
E-mail отправителя *:
Web-site:
Тема письма:
Текст сообщения *:
Код безопасности *:



Copyright MyCorp © 2025


ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru