О подготовке кадров к выпуску нового трактора Во всех цехах и отделах завода все шире развертывается фронт работ по подготовке производства к выпуску нового дизельного трактора. Важное значение в более успешном выполнении намеченных работ приобретает в настоящее время организация технического обучения рабочих, ознакомление их с новым трактором. Как же на заводе организована подготовка кадров к выпуску дизельного трактора? К сожалению, неудовлетворительно. С марта в некоторых цехах по изучению нового трактора были организованы производственно-технические курсы и курсы целевого назначения. Их окончило только 229 человек. Сейчас обучается еще 253 человека. Из многотысячного заводского коллектива это, конечно, очень мало. Неправильную позицию в деле подготовки кадров к выпуску нового трактора занял начальник сектора подготовки кадров тов. Тимонин. Вместо того, чтобы добиваться организации во всех цехах завода курсов производственно-технического обучения и целевого назначения, он поставил себя в положение постороннего наблюдателя и не проявляет никакой принципиальности и настойчивости при решении вопросов по техническому обучению рабочих. Полнейшую беззаботность в этом деле проявляют и другие работники этого сектора. Мало инициативы в выполнении порученного дела проявляет руководитель технического обучения тов. Петрова. Ни в одном из закрепленных за нею цехов не организована подготовка кадров к выпуску нового трактора. Взять хотя бы инструментальный цех. Тов. Петрова считает, что здесь рабочим нечего изучать, что все в их работе осталось совершенно прежним. Но так ли это? На новый трактор нужна более сложная, точная в изготовлении оснастка. Обработка этой оснастки требует высокой производственной культуры, высокого мастерства. Разве этому и многому другому не надо учиться? Плохо организовано в цехе обучение и новых рабочих. Больше месяца ожидают новички, когда начнут работать курсы техминимума. Негде заниматься, нет помещения. Не занимаются подготовкой кадров и руководители цеха. — Работы много, но до учебы, — заявляют они. Совершенно в стороне от этого важного дела стоит технический сектор кузнечного цеха, возглавляемый тов. Скворцовым. Руководитель производственного обучения тов. Петрова обращалась к тов. Скворцову с просьбой помочь организовать в цехе школу по изучению передового метода штамповщиков, изготовляющих детали на дизельный трактор. Однако ее просьба тов. Скворцовым оставлена без внимания. Недооценивают важность дела подготовки кадров руководители штампового цеха. Начальник тов. Лебедев несколько раз обещал работникам сектора подготовки кадров организовать учебу коллектива. Но обещания им не претворяются в жизнь. Так же относится и его заместитель тов. Хромов. Он обещал вести занятия в одной из групп, составил программу, но к занятиям так сих пор и не приступает. Мало уделяют внимания подготовке кадров к выпуску нового трактора и общественные организации цехов и отделов. На отчетно-выборном партийном собрании моторного цеха этот вопрос был поставлен очень остро. Цеховой парторганизацией и инструктором производственного обучения тов. Яковлевой кое-что сделано по улучшению технического обучения рабочих, но далеко не все. Испытатели, например, не удовлетворены организацией учебы в цехе, считают, что она не доведена до конца. Теорию они изучили, а практические занятия организованы не были, хотя их вполне можно сейчас провести, так как новые двигатели находятся на участке и проходят испытания. Пыталась поднять вопросы подготовки кадров но изучению нового трактора и парторганизация прессового цеха. На одном из заседаний партбюро было принято решение, организовать учебу наладчиков и контролеров. Начальник подотдела тов. Александров решил разработать программу. Однако уже прошло порядочно времени, а контролеры заниматься не начали. Скоро начнет освоение трансмиссии коллектив цеха коробки скоростей. Но техническое обучение рабочих по новому трактору здесь тоже не организовано. Секретарь парторганизации тов. Федоров, он же инструктор производственного обучения, не проявляет заботы о совершенствовании мастерства рабочих. Не все благополучно с организацией технического обучения по новому трактору на главном конвейере, в литейных цехах. На главном у конвейере недавно закончили изучение теории 6 групп слесарей-сборщиков и обкатчиков. Сейчас надо пройденный материал освоить практически. Нужен новый трактор, чтобы производить его сборку, обкатку, но его нет. Дальше с такой организацией подготовки кадров к выпуску нового трактора мириться нельзя. Необходимо в каждом цехе организовать систематическое производственно-техническое обучение рабочих. Больше активности и инициативы в этом должны проявлять, как руководители производственного обучения, так и начальники цехов. Под свое неослабное внимание обязаны взять подготовку кадров цеховые партийные организации. Они призваны заботиться о создании благоприятных условий для учебы, помогать работникам сектора подготовки кадров в подборе преподавателей, обеспечении помещением, наглядными пособиями. Хорошая подготовка кадров во многом будет определять успешное освоение производства нового трактора. В. ГЕРАСИМОВА» («Тракторостроитель», 21 июля 1955).
«На сборке сложных приспособлений Весть о том, что в цех придут работники кинохроники, с утра облетела инструментальщиков. Кому из них не хотелось посмотреть киножурнал о своей работе! Когда время стало приближаться к обеденному перерыву, на участке рабочих приспособлений была установлена вся аппаратура. Ярким светом мощные электролампы осветили радиально-сверлильный станок и работающего на нем слесаря В.И. Максимова. Не оборачиваясь на объектив направленного на него киноаппарата, передовой инструментальщик продолжал обработку детали сложного приспособления. Дорога каждая минута. Без приспособления моторостроителя не могут вести обработку блока и начинать сборку новых дизельмоторов. Мастера и рабочие участка приспособлений прилагают усилия, чтобы в ближайшие дни сдать все до одного приспособления на дизельмотор. Валентин Иванович Максимов решил сегодня закончить сборку поворотного кондуктора для сверловки блока. Приспособление крупное. На изготовление его по норме положено 250 часов, а он сделал вдвое быстрее. Как же передовой слесарь добивается успеха? Тов. Максимов в цехе работает давно — 10-й год, в совершенстве освоил профессию. Не только сноровка, но и русская рабочая смекалка помогает ему находить более совершенные методы работы, ускорять процесс обработки деталей. Его трудовым достижениям способствует и учеба в техникуме, Валентин Иванович перешел на четвертый курс. Он может быстро и правильно разобраться в любом чертеже. Это очень важно. Чертежей на приспособления дизельного трактора поступает много. Вот хотя бы взять поворотный кондуктор. В этом приспособлении около 90 деталей, значит почти столько же чертежей. Валентин Иванович внимательно изучает общий чертеж приспособления, старается правильно выбрать базу, т. е. так спланировать работу по изготовлению деталей, чтобы не задерживать сборку. Тщательно продумывает разметку, следит за механической обработкой деталей. Сверловку, нарезку резьбы тов. Максимов производит сам. Эти операции он делает быстро и безукоризненно. Ответственным делом является комплектовка приспособления и сборка узлов. Эту работу передовой слесарь выполняет внимательно, строго по чертежу. Выверяет базовые площади, плавность хода. При сборке не всегда все идет гладко. Приходится обращаться к конструкторам и с ними вместе искать правильное решение вопроса. Новые приспособления требуют большой точности. Чтобы добиться ее, надо не только изучать чертеж приспособления, но и хорошо знать ту деталь, которая будет им обрабатываться. Об этом никогда не забывает тов. Максимов. В первую очередь он спешит всесторонне ознакомиться с деталью, на которую делает приспособление. Это помогает добиваться высокого качества выполняемой работы. За сравнительно небольшой срок Валентином Ивановичем изготовлено и собрано более 50 рабочих приспособлений на дизельмотор. Каждое из них отличается высоким качеством и сделано быстрее, чем положено по норме. Н. ЛЕОНОВА» («Тракторостроитель», 26 июля 1955).
«Простаиваем из-за неимения чертежей Июньский план коллектив модельного цеха выполнил на 160 процентов, успешно справился с номенклатурным заданием. В июле программа нам была значительно увеличена. Мы должны были в начале месяца изготовить такие сложные модели, как корпус трансмиссии, ступица дифференциала, правый и левый картер дополнительной передачи, правый и левый корпус полуосей. Однако чертежи на эти трудоемкие модели поступили с большим опозданием. И модели мы смогли изготовить только в конце месяца. Теперь их надо монтировать, но сталелитейщики не представили нам чертеж монтажа. Плохо обеспечен документацией на изготовление моделей приспособлений участок деревянных моделей. Портфель заказов у мастера этого участка почти совсем пустой. Чертежи из центрально-конструкторского бюро и конструкторского бюро отдела главного металлурга поступают медленно. Модельщики загружены не полностью. Некоторых рабочих мы вынуждены перевести на столярную работу. Руководству завода надо принять меры, чтобы модельщики не простаивали из-за отсутствия чертежей. Ф. КОЗЛОВ, начальник модельного цеха» («Тракторостроитель», 2 августа 1955).
«Сверхплановые тракторы Претворяя в жизнь программу дальнейшего подъема социалистической промышленности, намеченную июльским Пленумом ЦК КПСС, владимирские тракторостроители направляют свои творческие усилия на досрочное выполнение годового задания по выпуску тракторов и запасных частей к ним. Рабочими, инженерами, техниками большая работа проводится по внедрению новой техники и прогрессивной технологии, модернизации оборудования, механизации производственных процессов. Так, коллектив второго литейного цеха начал работу по установке координатных плит к формовочным машинам стального пролета, что позволит значительно сократить время на формовку мелкосерийных деталей, повысит их качество. Это и многие другие технические новшества способствуют заметному росту производительности труда, улучшению организации труда и производства. В результате все цехи, за исключением литейного цеха № 1, справились с заданием минувшего месяца. Завод в результате дружной работы коллектива выполнил государственный план июля по выпуску тракторов на 103.1 процента, по производству запасных частей — на 110 процентов, по товару — на 105,2 процента, по валу — на 106.2 процента. Впереди участников соревнования за досрочное выполнение годового плана идут коллективы второго литейного, кузнечного, термического цехов. В цехах завода в эти дни все ярче разгорается социалистическое соревнование за достойную встречу XX съезда партии. Что сдерживает сборку дизельмоторов? Миновал июль. За прошедшие два месяца моторный цех собрал 2 двигателя и 2 заложил. Что же послужило срыву графика? Причины того не новые, они все те же: неудовлетворительное обеспечение заготовками и отсутствие части оснастки на дизельмотор. — Из 23 блоков, поданных литейным цехом № 1 в июле, 11 оказались условно-годными, — рассказывает парторг цеха тов. Архипов. Однако в сборке этих 11 условно-годных блоков моторостроители приступить не могут. И вот почему: между администрацией завода и руководителями отдела технического контроля началась тяжба вокруг этих блоков. Директор завода и главный инженер указывают: — Блоки собирать! А начальник отдела технического контроля тов. Балкунов дает распоряжение: — Не собирать, я не позволю. Только попробуйте, я в Москву пожалуюсь. Моторостроители оказались поистине в затруднительном положении. Собирать или не собирать? — У нас от такой тяжбы чубы трещат, — говорят они. Точно такое же положение создалось в цехе с головками. Литейный цех № 1 отлил их всего 18 штук, но из этого незначительного количества часть отошла в брак. А между тем перед коллективом цеха стоит задача в августе не только покрыть задолженность за июнь и июль, но собрать дизельмоторы, запланированные на этот месяц. У литейщиков было достаточно времени, чтобы обеспечить моторный цех необходимыми заготовками на дизельмотор. Но в результате формально-бюрократического отношения к новому трактору с этой задачей они не справились. Причиной срыва графика сборки дизельмоторов являются не только заготовки. Ведь до сих пор еще отсутствуют приспособления на ряд деталей, а также мерительный инструмент. Приспособление 404-33-27 на коленвал, например, оказалось с дефектами. После переделки моторостроители получили его лишь в последние дни, но опять с недоделками. — Приспособление 404-31-77 после окончательного монтажа н наладки оказалось непригодным к работе, — рассказывают в цехе, — и мы вынуждены были отправить его в инструментальный цех на переделку. Обратно его получили лишь вчера. Работники технического сектора назвали большой список наименований приспособлении на дизельмотор, которые еще не изготовлены или переделываются инструментальщиками. — Очень сильно сдерживает сборку отсутствие приспособлений для таких ответственных деталей, как картер распредшестерен и крышка картера распредшестерен, — говорит начальник техсектора тов. Менакер. — Двадцать дней идет разговор с инструментальщиками об изготовлении приспособления 404-34-45 для деталей 10-02-312. Вся партия этих деталей почти готова, за исключением одной операции, на которую ждем, это приспособление. В течение месяца коллектив моторного цеха не может сдать на сборку маховики только потому, что из-за неимения приспособления 413-30-27 он не имеет возможности закончить одну оставшуюся операцию. Инструментальщики многократно назначали сроки изготовления этого приспособления, но и последний график — 1-го августа сорвали. Очень плохо обстоит дело с изготовлением мерительного инструмента. Факт срыва графика сборки дизельмоторов в июне и июле говорит о том, что некоторые руководители не сделали правильных выводов из критики участников январского Пленума ЦК КПСС, работают по-старинке, не спеша. Если мы и дальше так будем относиться к освоению нового трактора, мы можем не выполнить задания партии и правительства, а это будет преступлением перед Родиной, которая ждет от нас более совершенные дизельные тракторы, и наша святая обязанность дать их стране, какие бы трудности перед нами ни стояли. Э. ДОЛГОВ» («Тракторостроитель», 4 августа 1955).
«Модельную оснастку - в надлежащее состояние За последнее время все чаще можно слышать со стороны механических цехов нарекания в адрес первого и второго литейных цехов по поводу плохой подачи заготовок и большого брака, и эти замечания вполне справедливы. Одной из причин, сдерживающих движение литейных цехов вперед, является неудовлетворительное состояние оборудования и в ряде случаев модельной оснастки. На заводе имеется хорошо разработанная инструкция по службе модельно-инструментального хозяйства. Но, утвердив инструкцию, руководители завода, видимо, забыли о ней. Положение о службе модельно-инструментального хозяйства предусматривает наличие группы наладки, группы обслуживания, группы ремонта и группы опорного хозяйства. В действительности существует только группа обслуживания и какое-то подобие группы опочного хозяйства. Отсутствие группы наладки ведет к тому, что вновь изготовленные модели долгое время не могут быть запущены в производство, а затем, в момент острой необходимости, запускаются с дефектами. Все это привело к тому, что из 70 моделей опробовано и окончательно документально оформлено всего 23 модели на трактор «ДТ-24». Группы ремонта фактически нет, в результате ремонт по предписаниям контрольно-разметочного пункта проводится несвоевременно и дефектная оснастка долгое время работает без исправления, что ни в коей мере не способствует снижению литейного брака и является грубейшим нарушением инструкции. Эксплуатация и хранение дорогостоящего модельного инструмента организованы неправильно. Места для хранения моделей на первом и втором конвейерах фактически не имеется, модели хранятся навалом, а поэтому очень часто повреждаются. Не минула эта участь и новую оснастку на трактор «ДТ-24». Формовочные машины не оборудованы работающими вибраторами, что ухудшает качество стержней и преждевременно выводит из строя оснастку. Драйера и сушильные плиты в стержневом отделении разбросаны по всем закоулкам, моются нерегулярно, тогда как это очень дорогой инструмент. Совершенно отсутствуют обменный фонд драйеров, сушильные плиты, опоки и угольники. Изготовление нового вспомогательного инструмента, рам и угольников отделом главного металлурга модельному цеху не планируется, а имеющиеся в наличии находятся в крайне неудовлетворительном состоянии. Модельный цех очень неохотно производит ремонт модельной оснастки, поэтому необходимо задавать ремонт в плане. Еще хуже обстоит дело в литейном цехе № 2. Кладовой модельно-инструментального хозяйства здесь не организовано, модели хранятся навалом. Состояние опок для формовки деталей 22-01 совершенно не соответствует никаким требованиям. Достаточно сказать, что из 14 проверенных опок не оказалось ни одной годной, коробление достигает 5 — 20 миллиметров. Указанные недостатки не могут не отражаться на своевременной и качественной подготовке отливок на трактор «ДТ-24» и поэтому должны быть срочно устранены. М. ГАВРИЛОВ, начальник подотдела ОТК, службы модельно-инструментального хозяйства» («Тракторостроитель», 6 августа 1955).
«Выступление Государственного цирка на заводе На протяжении двух месяцев в городе Владимире продолжались гастроли Московского Государственного цирка. Многие тракторостроители познакомились с его выступлениями под сводами брезентового купола. Перед своим отъездом в столицу артисты цирка побывали на нашем заводе и устроили прощальный концерт. Это было в минувшую субботу. Колесный цех с трудом вмещал всех зрителей. Тепло встретили тракторостроители выступления акробатов, жонглеров, исполнителей юмора и сатиры» («Тракторостроитель», 11 августа 1955).
«Социалистическое обязательство коллектива рабочих, инженерно-технических работников и служащих Владимирского тракторного завода имени А.А. Жданова Воодушевленный историческими решениями июльского Пленума Центрального Комитета Коммунистической партии Советского Союза, коллектив Владимирского тракторного завода имени А.А. Жданова включается в социалистическое соревнование за достойную встречу XX съезда Коммунистической партии и берет на себя социалистическое обязательство: 1. Закончить годовой план выпуска тракторов «Универсал» 10-го ноября 1955 года. 2. Закончить подготовку производства и с 1-го января 1956 года начать серийный выпуск тракторов «ДТ-24». 3. Повысить производительность труда по сравнению с 1954 годом на 10 процентов. 4. Снизить себестоимость сравнимой продукции против себестоимости 1954 года на 3,5 процента. 5. Дать за 1955 год сверх плана товарной продукции на сумму 12 миллионов рублей. 6. За 1955 год сэкономить 2,5 миллиона киловатт-часов электроэнергии и 200 тонн условного топлива. 7. Ко дню открытия XX съезда закончить конструктивную разработку моторов с воздушным охлаждением для трактора «ДТ-24». 8. Снизить вес трактора «ДТ-24» на 150 килограммов. 9. Ввести в действие 30 специальных высокопроизводительных металлообрабатывающих станков для обработки деталей трактора «ДТ-24». (Обсуждено и принято на общих собраниях коллективов цехов и отделов завода)» («Тракторостроитель», 13 августа 1955).
«Ускорить сборку дизельмоторов — Как дела со сборкой дизельмоторов? — обратились к парторгу моторного цеха тов. Архипову. — Хорошо, — довольно ответил он. — Сколько собрали дизелей? — Пять. — Всего? Но ведь это очень мало. — Соберем еще. В словах парторга не чувствуется прежней тревоги за состояние сборки двигателей, появились нотки благодушия. Это опасно. Изготовление дизельмоторов слишком затянулось. Вот уже на исходе август, а собрано всего 5 дизельмоторов, три из которых еще не испытаны из-за отсутствия магнето. Моторостроители за три месяца должны сдать 60 дизельмоторов, а они к концу августа обещают собрать лишь самое большее 25 моторов. Что же им мешает работать лучше? — Имеем в наличии всего 8 головок, мало блоков, кожухов маховика, крышек распределительных шестерен, нет балок, — заявляют руководители цеха. Действительно, литейные цехи сдерживают подачу литья на ряд деталей для дизельмоторов. Как можно говорить о сборке дизельмоторов в полном смысле слова, если имеется всего 8 головок, 11 блоков, 10 крышек распредшестерен. Руководители литейного цеха № 1 продолжают недооценивать важность быстрейшего освоения нового дизельного трактора, срывают выполнение задания по изготовлению детален как на дизельмоторы, так и на трансмиссии. На одном из авторитетных совещаний начальник цеха тов. Петухов, пытаясь оправдать свое нежелание выполнять приказ директора и министра, заявил, что виноват в срыве графика по литью на дизельмоторы не он, Петухов, а моторостроители, которые не настойчиво требуют литье. Надо сказать, что тов. Петухов нетерпимо относится к критике. Ведь ему не раз и в печати, и на собраниях указывали на неудовлетворительную работу в деле подготовки производства к выпуску нового трактора, но эти справедливые критические замечания он пропускает мимо ушей. И вот результат беспечности и благодушия. Настроение благодушия появилось и кое у кого из работников моторного цеха, которое мешает им более ускоренными темпами вести сборку дизельмоторов. В таком деле не должно быть ни благодушия, ни беспечности. С. СЕВЕРОВ» («Тракторостроитель», 23 августа 1955).
30 августа на заводе состоялось собрание партийного актива, обсудившее итоги работы июльского Пленума ЦК КПСС и задачи партийной организации завода. Тракторный завод резко критиковался за выпуск тракторов «Универсал» и затяжку освоения новой машины с дизельмотором. Выпуская устаревший трактор, руководители завода нанесли серьезный ущерб сельскому хозяйству. Машинно-тракторные станции и совхозы вынуждены пользоваться малопроизводительными машинами. Однако на заводе освоение производства трактора с дизельмотором шло крайне неудовлетворительно. Установленные Министерство сроки срывались. На предприятии вошло в систему обещать, составлять графики, распоряжения, приказы и не исполнять их. На совещании руководителей цехов и отделов при директоре было решено подготовить производство таким образом, чтобы с 25 мая начать сборку дизельмоторов для новой машины. Однако этот срок был сорван, после чего руководством завода было объявлено 10 июня началом выпуска дизельных моторов. Но к 30 августа было собрано всего два дизельмотора. «Такое положение с освоением производства новой машины явилось результатом ослабления внимания со стороны парткома и партийных организаций цехов к вопросам технического прогресса. Партийный комитет принизил ответственность хозяйственников за порученное им дело. Не случайно поэтому, кое-где руководство ответственными участками доверено неспособным работникам, потерявшим перспективу в техническом прогрессе, мало или совсем ничего не дающим для производства. В соответствия с приказом Министерства тракторным заводом по состоянию на 30 августа должно быть изготовлено: дизельмоторов — 70, трансмиссий — 60, шасси — 60. К этому же сроку должно быть собрано 50 тракторов «ДТ-24». Однако изготовлено всего только два дизельных мотора. Нельзя сказать, что партийный комитет и руководство завода не занимаются этим вопросом. Занимаются, но не проявляют настойчивости, какой требует обстановка. У хозяйственного руководства и, в первую очередь, у тт. Киреева и Полукарова нет должной требовательности за освоение производства нового трактора к руководящему составу цехов и отделов. Они смирились с плохой работой ряда участков и служб и не принимают действенных мер к тому, чтобы это дело поправить. Партийный комитет завода в этом году неоднократно рассматривал вопросы подготовки производства к выпуску новой машины, принимал толковые решения, но не организовал проверку их исполнения, в результате большинство намеченных мероприятий оказались невыполненными. Партийный комитет мало уделяет внимания работе конструкторского и технологического отделов, слабо требует с хозяйственников и цеховых парторганизаций ответственности за состояние дела на производстве. Задача партийной организации состоит в том, чтобы поднять ответственность руководящих кадров за судьбу нового трактора, мобилизовать коллектив на решение стоящих перед заводом задач в области освоения новой техники и на этой основе преодолеть допущенное отставание, обеспечить выполнение заданий правительства по выпуску тракторов «ДТ-24». Вместе с этим необходимо настойчиво продолжать работу по модернизации этой машины, добиваясь создания более экономичного трактора. Одновременно требуется резко поднять темпы технического совершенствования на базе электрификации, комплексной механизации и автоматизации производственных процессов, внедрения новейших высокопроизводительных станков, машин и аппаратов, постоянного совершенствования технологии производства. Будет совершенно справедливо, если на настоящем активе скажем, что на тракторном заводе плохо совершенствуется организация производства, на многих участках используется отсталая технология. На предприятии очень слабо применяются прогрессивные способы получения заготовок, таких, как безотходная штамповка, точное литье, штамповка жидкого металла и другие, которые нашли широкое применение в промышлености нашей страны. В результате завод перегоняет очень много металла в стружку, загружает металлорежущее оборудование, имеет излишние затраты труда. Главный металлург тов. Парфенов и главный технолог тов. Зуев плохо работают в направлении внедрения в производство прогрессивной технологии, особенно технологии получения заготовок. Она является на заводе наиболее отсталой. Пленум ЦК КПСС обратил особое внимание на развертывание работ по автоматизации производственных процессов и комплексной механизации. Однако к этим вопросам на заводе внимание ослаблено. В большинстве цехов автоматизация процессов производства стоит на весьма низком уровне, на целом ряде участков нет комплексной механизации. Затраты ручного труда при изготовлении трактора «Универсал» составляют свыше 22 процентов. Особенно плохо решаются на заводе вопросы механизации погрузо-разгрузочных работ. От слов о механизации тяжелых и трудоемких работ тт. Полукарову и Северову надо переходить к практическим делам. Оснащение предприятий новыми типами машин и станков, созданных на базе высшей техники, не является единственным средством экономии затрат труда, повышения его производительности, а отсюда и повышения объемов промышленного производства. Пленум Центрального Комитета указал, что важнейшее значение при этом имеет усовершенствование и модернизация имеющегося оборудования. Эта работа на заводе развернута крайне слабо, хотя большая группа оборудования устарела и не может способствовать росту производительности. Главный механик тов. Андрюшкин вместо того, чтобы оперативно решать эти вопросы и оказать ремонтно-механическому цеху необходимую помощь, прикрывается всевозможными причинами. Пора спросить с тов. Андрюшкина ответа за вверенный ему участок работы. На заводе часто ценнейшее оборудование простаивает или используется непроизводительно. В связи с изготовлением деталей для нового трактора, резко возрастает нагрузка на: литейный цех № 1. Вместо того, чтобы постоянно увеличивать съем литья с существующего и обеспечивать им производство старого и нового тракторов, здесь допущено сокращение выпуска литья. Данные показывают, что против марта с. г. в апреле съем литья сократился на 100 тонн, в мае — на 261 тонну, в июне — на 348 тонн. В полном использовании имеющегося оборудования, в его модернизации заложены огромные резервы для дальнейшего увеличения объемов производства продукции. Использовать эти резервы до конца — неотложная задача партийной организации завода. Большое значение для технического совершенствования производства имеет движение изобретателей и рационализаторов, в котором участвуют paбочие, техники и инженеры. На тракторном заводе только за 1954 год и первое полугодие текущего года внедрено в производство 1325 предложений с годовым экономическим эффектом более двух миллионов рублей. Вместе с тем, в ряде цехов и отделов эта важная работа находится до сих пор в запущенном состоянии. Кое-где неправильно относятся к рационализаторам, их предложения годами маринуются и не внедряются в производство. Только этим можно объяснить то обстоятельство, что на предприятии с 1951 — 1954 годов лежат без движения 295 предложений. Такое положение дальше терпимо быть не может. Необходимо решительно устранить недостатки в рационализаторской работе на заводе, направлять творческую инициативу рационализаторов на решение злободневных вопросов техники и технологии, а мешающих им в этой благородной работе привлекать к строгой ответственности. Пленум ЦК КПСС отметил, что главными причинами неудовлетворительного внедрения новой техники и передовой технологии, передовых форм организации производства являются самоуспокоенность и зазнайство ряда руководителей предприятий, потеря ими чувства ответственности перед государством за порученное дело. Некоторые руководители на заводе плохо занимаются вопросами новой техники, потеряли перспективу и ориентировку в технической политике. Мириться с подобным отношением к внедрению новой техника и технологии нельзя, надо повести решительную борьбу против рутины и косности, привлекать к ответственности и смещать с постов тех руководителей, которые не обеспечивают внедрения новой техники в производство. Необходимо решительно улучшить работу отдела главного конструктора и конструкторских бюро служб завода, укрепить их опытно-производственную базу. Надо систематически работать над модернизацией оборудования, добиваться максимального выпуска продукции за счет наиболее полного использования имеющихся производственных мощностей. Тракторный завод в целом успешно обеспечивает плановую выработку на каждого рабочего в этом году. Вместе с этим следует сказать, что в цехах имеются еще огромные не использованные резервы для повышения производительности труда. Есть отдельные цеха и участки, где рост зарплаты опережает рост производительности. Огромные резервы для роста производительности труда таятся в улучшении организации труда рабочих. Об этом говорят такие факты: в 1954 году простои рабочих на заводе составили свыше 85 тысяч человеко-часов, в это же время было затрачено сверхурочных 86670 человеко-часов. За 7 месяцев текущего года простои составили 53300 человеко-часов. Одним из существенных недостатков в работе завода, тормозящих рост производительности, является неупорядоченность состояния нормирования труда и заработной платы. На отдельных участках нашего завода, особенно во вспомогательных цехах, широко применяются так называемые опытно-статистические нормы. Эти нормы не отражают достигнутого уровня техники, технологии, организации производства и поэтому значительно перевыполняются подавляющей частью рабочих, тогда как задания по повышению производительности труда часто остаются невыполненными. Действующая тарифная система не обеспечивает необходимого различия в оплате труда рабочих разных квалификаций, а также более высокую оплату труда тех, кто работает в тяжелых условиях, порождает уравниловку в зарплате. Такое положение не создает стимула для повышения квалификации рабочих, без чего нельзя эффективно использовать технику и, тем более, двигаться вперед. Мощным средством мобилизации рабочих, инженерно-технических работников и служащих на решение задач, поставленных партией и правительством, является социалистическое соревнование. Однако до сего времени еще очень много формализма в социалистическом соревновании. Об этом на заводе говорилось не раз, но мало что делается в вопросах действенного соревнования. После принятия рабочими обязательств, руководители плохо беспокоятся о создании соревнующимся условий для выполнения ими взятых на себя обязательств. Во многих цехах итоги подводятся с большим опозданием, гласность соревнования организуется плохо. За это на одном из пленумов райкома партии резко критиковались руководителя тракторного завода тт. Киреев, Полунин и Маркелов, тем не менее необходимых выводов ими не сделано. Руководители завода проходят мимо таких фактов, когда соревнование между многими линиями и участками ведущих цехов по существу не организовано. Стенды показателей выполнения принятых обязательств, показа лучших людей в ряде цехов пустуют. Обучение рабочих передовым методам труда на заводе организовано крайне плохо. Из плана в 500 человек, а этот план для тракторного завода явно занижен, обучено передовым приемам всего 127 рабочих. Совершенно не занимаются обучением передовым методам труда руководители цехов: коробки скоростей, моторного, инструментального и штампового. Слабо этими вопросами занимаются дирекция завода и завком профсоюза. Отдельные хозяйственники и партийные руководители недооценивают роль мастера на производстве, мало заботятся о повышении их технических знаний, редко с ними советуются. Начальник участка моторного цеха тов. Шешенин рассказывает, что рабочий день у него проходит примерно так: с 8 до 9 часов он находится в литейном цехе и «выколачивает» литье для обеспечения работы участка. Иногда этого сделать не удается и отдельные рабочие вынуждены простаивать. С 9 часов он уходит на оперативное совещание, после которого направляется снова к литейщикам и упрашивает мастеров литейного цеха ускорить подачу литья моторному цеху. После обеда этот начальник участка много времени тратит на то, чтобы достать необходимый инструмент, сбегать за шорником или электриком. А времени на организаторскую работу среди рабочих и анализ деятельности участка, его экономики у тов. Шешенина не хватает. О том, что мастера выполняют не свойственную им работу известно и руководителям завода, но они не только не пресекли линию неправильного использования мастеров, а часто сами требуют с них ответственности за выполнение работ, не входящих в круг обязанностей мастера. Мастера, начальники участков являются непосредственными организаторами производства и труда рабочих, находятся там, где практически решается судьба плана. Поэтому повышение роли мастера, начальника участка Пленум ЦК КПСС считает одной из неотложных задач. Центральный Комитет нашей партии постоянно сосредоточивает внимание партийных и хозяйственных органов на улучшение качества выпускаемой продукции и усиление борьбы за режим экономии. Однако на заводе продолжают допускать выпуск продукции, не отвечающей стандартам и техническим условиям. За семь месяцев этого года на предприятие поступила 21 рекламация, сверхплановые потери от брака составили 1030 тысяч рублей. С января по июль переведено в брак: бронзы 2.3 тонны, стального литья — 88 тонн, стального проката — 220 тонн и чугуна — 1133 тонны. Такое положение явилось результатом нарушения технологии и слабого контроля за ее соблюдением со стороны технологической службы. Крупным недостатком в работе завода является неравномерный выпуск продукции в течение месяца, нередко свыше 50 процентов продукции выдается в третьей декаде. Такое положение явилось результатом низкого уровня организации производства и труда рабочих, плохого состояния материально-технического обеспечения. Руководители отдела снабжения проявляют неповоротливость в реализации выделенных фондов на сырье и материалы. Отсутствие должной борьбы за режим экономии со стороны партийных организаций и хозяйственных руководителей приводит к перерасходу сырья, материалов и денежных средств. На заводе принижена ответственность начальников цехов за режим экономии. В моторном цехе, например, потери от брака за полугодие составили 458 тысяч рублей, рост выработки одного рабочего здесь отстает от роста заработной платы. Заготовительный цех перерасходовал около 500 тонн металла. Заводом допущено в этом году непроизводительных расходов около полутора миллионов рублей. К сожалению, уровень руководства со стороны некоторых партийных организаций цехов не отвечает задачам, стоящим перед производством. Партбюро и парторганизация литейного цеха № 1 неоднократно рассматривали вопросы хозяйственной деятельности, принимали неплохие решения, но организаторской работы вокруг этих решений не вели. В результате цех не улучшает, а ухудшает свою работу и тормозит деятельность других цехов и завода в целом. Съем литья с существующего оборудования во втором квартале резко снижен против первого квартала. Руководители цеха такое положение пытаются объяснить рядом причин, якобы от них не зависящих. Но это далеко не так. Главное, чего не хватает в цехе — твердого руководства и болеющих за дело организации производства. Не проявил этого необходимого качества и главный металлург завода тов. Парфенов. В литейном цехе дошли до того, что мастера не имеют твердых и определенных заданий. Выполнение заказов подчас никем не контролируется, что приводит к неразберихе, потере чувства ответственности за порученное дело. Потерял это чувство и начальник цеха тов. Петухов. Как же он может потребовать ответственности за допускаемые упущения с подчиненных, если сам встал на путь нарушений трудовой дисциплины? Непонятно, почему партийное бюро литейного цеха и партком завода проходят мимо и не реагируют на недостойное поведение руководителя. Расхлябанность и бесхозяйственное ведение дела привели к перерасходу литейным цехом в первом полугодии с. г. свыше 500 тонн чугуна, значительных сумм по фонду заработной платы. Около 50 процентов убытков от брака, допущенных на заводе, приходится на этот цех. Планы по росту производительности труда и снижению себестоимости продукции литейным цехом систематически не выполняются» («Тракторостроитель», 3 сентября 1955).
«Улучшить контроль за освоением «ДТ-24» Одной из причин неудовлетворительного хода работ по освоению производства нового трактора и, в частности, трансмиссии является отсутствие настоящего, оперативного контроля за этим делом со стороны руководства завода. Многие работы ведутся в цехах произвольно, кому как и когда захочется. Отсутствие жесткого контроля так же отражается на ходе изготовления оснастки на трансмиссию инструментальным и штамповым цехами. В этом отношении большую помощь руководителям завода мог бы оказать сектор подготовки производства, возглавляемый тов. Шмониным. Но, как показывают факты, этот сектор пока далек от производственных участков, он еще не занял той роли, которую призван занять. Деятельность сектора сводится к ряду чисто механических операций, одна работница составляет многочисленные графики по изготовлению штампов и инструмента, две другие причем с образованием техников, занимаются разноской технической документации по цехам, а также заказов в инструментально-штамповый отдел. Много времени уходит на то, чтобы отметить в бумагах выполненную работу, вести учет по каждому цеху, составлять сводки тт. Зyeвy и Романову. И лишь один тов. Шмонин периодически бывает в цехах. Но не редко и его роль сводится к второстепенному: не принимает чертеж начальник цеха — бежит к нему, задерживает сводки инструментально-штамповый отдел — устремляется туда. И очень мало заботы проявляется о том, чтобы спущенные им же самим графики четко выполнялись. Да и разве можно порой потребовать соблюдения графика, если заведомо известно, что он не реален. Так, на 80 позиции оснастки, заказанной в сентябре, намечается выдача литья к 23 числу, тогда как в это время уже должна быть по графику выдана готовая оснастка на трансмиссию. Но основная беда, конечно, в том, что руководство завода ориентируется и осуществляет «контроль» за ходом освоения трансмиссии только по сводкам сектора подготовки производства. Тов. Романов — редкий гость там, где бывает туго. Не утруждают себя излишними хлопотами ни тов. Зуев, ни тов. Туляков, ни другие ответственные работники завода. А ведь их помощь очень бывает кстати на местах. А. КИСЕЛЕВА» («Тракторостроитель», 10 сентября 1955).
«БОЛЬШЕ ЗАБОТЫ О НОВОМ ТРАКТОРЕ Включившись в социалистическое соревнование в честь XX съезда Коммунистической партии, коллектив нашего цеха наряду с выполнением плана по трактору «Универсал» обязался изготовить в сентябре 5 трансмиссий для «ДТ-24». В выполнении этой большой задачи первостепенную роль играет своевременное обеспечение цеха всей необходимой оснасткой, высококачественным литьем и поковками, а также творческое деловое содружество производственников с работниками технологических и других служб. Сейчас на заводе не найдешь такого руководителя, который бы не ратовал за выполнение всех этих перечисленных требований. Однако бывает это, в основном, на словах, а на деле получается совершенно другое. Оснастка, например, изготовляется недопустимо медленными темпами. Из 119 первоочередных деталей трансмиссии еще ни одна не укомплектована оснасткой и инструментом. Из 561 рабочего приспособления готовы только 211, из 163 контрольных приспособлений — всего-навсего 5. Недостает большого количества мерительного режущего и вспомогательного инструмента. Не лучше обстоит дело с обеспечением цеха заготовками. Несмотря на то, что сейчас мы уже должны были иметь основную часть заготовок, цехи-заготовители проявляют полную безответственность за судьбу нового трактора. Чугунолитейщики, например, из 43 деталей выдали литье только на четыре. Лишь на три детали вместо одиннадцати сдал литье сталелитейный цех. Отставание с выдачей поковок на трансмиссию допустил также кузнечный цех. Кузнецы не выдали и пятой части требующегося количества заготовок. Чем объяснить такое явно ненормальное положение с выдачей литья и поковок? Одним — Нежеланием руководителей указанных цехов вплотную замяться дизельным трактором, их пренебрежением к внедрению новой техники. Руководили кузнечного цеха, например, задержки со штамповкой деталей трансмиссии пытаются оправдать якобы большой загруженностью оборудования в августе по старому трактору. Но ведь оборудование будет сильно загружено и в дальнейшем. Не прикажут ли они после этого обождать с трансмиссией, пока не закончится на заводе производство «Универсалов»? Имел и имеет все возможности своевременно выдавать нам литье и сталелитейный цех. Следует упрекнуть и руководителей ряда других цехов, которые должны обеспечить изготовление деталей, необходимых для сборки трансмиссии. Автоматному цеху, например, запланировано изготовить 50 наименований деталей на трансмиссию, но из этого количества сделано только 10. Недопустимо затянули изготовление деталей прессовщики. Из 91 детали ими изготовлено только четыре. Лишь половину нужного количества изделий на трансмиссию выпустили коллективы экспериментального, ремонтно-механического, инструментального, шасси и термического цехов. Их руководителям тт. Арбузову, Криницину, Никитину, Захарову и Петрову необходимо больше предъявлять требовательности к своим подчиненным, принять все меры к тому, чтобы ускорить выдачу необходимых нам деталей. Сборка трансмиссии не должна задерживаться по внутризаводским причинам. Необходимо навести оперативность в работе снабженцев. Они не должны забывать, что с ряда заводов нашего министерства нам требуется получить в ближайшее время еще 64 наименования деталей. Большую нерасторопность в эти дни проявляет и руководство завода, его директор. Известно, что для создания возможностей развития тракторного цеха еще в августе цех шасси должен быть перемонтирован в колесно-прессовом корпусе. Но по каким-то причинам еще и не начат. Создавшееся положение вызывает у нас серьезное опасение за возможность выпуска в сентябре пяти трансмиссий. Чтобы этого спасения не было, необходимо инструментальщикам как можно скорее изготовить недостающую оснастку, заготовительным цехам — обеспечить нас литьем и поковками, механическим цехам — деталями, необходимыми для сборки трансмиссии. Б. КРАСНОВ, заместитель начальника цеха по техчасти. А. ЛЕОНОВ, начальник техсектора цеха Без перемен Приказом директора дворовое хозяйство с некоторых пор присоединено к административно- хозяйственному отделу, а копровое — к отделу снабжения. Согласно этому приказу должность начальника дворового хозяйства упразднена. Тем не менее тов. Балашов продолжает по-прежнему пребывать в должности начальника дворового хозяйства. Правильно ли это? Кажется нам также неправильным и то, что числящиеся в АХО в качестве дворовых работников многие товарищи работают сторожами в общежитиях и в других местах, не имеющих никакого отношения к делам дворового хозяйства. А. САВЕЛЬЕВА» («Тракторостроитель», 12 сентября 1955).
«За усовершенствование узлов трактора Коллектив отдела главного конструктора, претворяя в жизнь решения июльского Пленума ЦК КПСС, работает над совершенствованием узлов и деталей нового дизельного трактора, снижением его веса, повышением экономичности двигателя и дальнейшей модернизации всей машины. Трактор «ДТ-24» также, как и «Беларусь», несколько тяжелее зарубежных. Уменьшить его вес — важная задача, решением которой заняты конструкторы группы тов. Ерохина. Они успешно ведут разработку конструкций поршня, масляных и топливных фильтров из алюминиевого сплава, что уменьшит вес дизеля и трактора на 10 килограммов и попутно снизит удельный расход топлива. Ведется работа над облегчением отливов блока цилиндров, картера маховика, крышки распредшестерен и других деталей двигателя при незначительном изменении модельной оснастки за счет толщины стенок отливов, конфигурации деталей. Определяется возможность замены радиатора с железными трубками более легким радиатором с труб, чатопластинчатой сердцевиной, что уменьшит вес трактора на 30 килограммов. Работники группы шасси работают над реконструкцией наиболее металлоемких деталей с целью снижения веса по шасси и ходовой части. Находятся на разработке 17 наименований деталей, что должно дать снижение веса на 40 килограммов. По выпущенным чертежам изготовляются в металле опытные образцы цепного редуктора пускового механизма вместо шестеренчатого. Цепной редуктор значительно проще в изготовлении и легче на 5 килограммов. Заканчивается изготовление в металле экспериментальных головок цилиндров и вихревых вставок для проведения работ по улучшению рабочего процесса двигателя и снижения удельной расхода топлива. В области создания новых, более прогрессивных машин совместно с работниками HATИ ведется разработка двигателя с воздушным охлаждением для трактора «ДТ-24», который будет легче существующего на 120—150 килограммов, а кроме того более прост в эксплуатации. Двигатель будет четырехцилиндровым с диаметром цилиндров 90 миллиметров. Это первый отечественный тракторный двигатель с воздушным охлаждением, подготовляемый для серийного производства. Ведется конструктивная переработка гидросистемы тракторов «ДТ-24». В связи с решением Главтракторопрома о едином типе гидросистемы для всех модификаций тракторов «ДТ-24» на трактора «ДТ-24-1» и «ДТ-24-2» будут установлены гидроподъемники НС-37 с золотниковым распределителем и двумя выносными цилиндрами. Трактор «ДТ-24-3» хлопковой модификации будет оборудован плунтерным гидронасосом оригинальной конструкции, с использованием многих детален гидронасоса НС-37, а также с золотниковым распределителем и выносными цилиндрами. Проводятся работы по конструированию телескопического заднего моста трактора хлопковой модификации, что облегчит эксплуатацию тракторов и упростит изготовление деталей моста за счет сокращения номенклатуры: полуосей и кожухов полуосей. Для обеспечения более высокой проходимости, меньшего буксования тракторов по увлажненным почвам в районах поливного хлопководства, а также для уменьшения повреждаемости хлопчатника и потерь при уборке урожая, сбивания хлопка на землю, разрабатывается конструкция узких стальных колес для испытания. Для получения более полных данных по тяговой характеристике дизельных тракторов, проводятся совместно с работниками МАМИ лабораторные работы в полевом отряде. Снимаются характеристики на разных фонах почвы с различными конструкциями ведущих колес, с разными величинами внутренних давлений в шинах и с быстросъемными почвозацепами. Для удобства работы на тракторе разрабатывается конструкция разборной металлической кабину. На испытательном стенде лаборатории двигателей, где испытывается дизель «Д-24», ведется доводка его с целью улучшения экономических показателей. Нашей ближайшей задачей является организация лаборатории шасси, проработка замечаний по конструкции деталей организаций, проектирующих и изготовляющих оснастку. Б. АЛИСАНОВ, заместитель главного конструктора завода Эксплуатируем компрессоры на износ В связи с переходом на выпуск нового трактора увеличивается потребление всех видов энергии, в том числе и сжатого воздуха, которого и теперь нередко не хватает для ряда цехов и особенно первого литейного. Компрессорная станция работает на полную свою мощность без резерва. Часть компрессоров требует неотложного капитального ремонта. Не исключена возможность выхода их из строя. А выход из строя даже одного компрессора приведет к срыву программы заводом. Несмотря на это, мы не можем производить капитальный ремонт компрессоров из-за отсутствия резервной машины. Начато строительство компрессорной № 2. По коллективному договору строители должны были сдать здание под монтаж еще во втором квартале. Кончается уже третий квартал, а помещение и поныне не готово, в данный момент здесь все работы приостановлены. Старая градирня пришла в такое состояние, что не обеспечивает охлаждение воды, а это отрицательно сказывается на эксплуатации компрессоров. Новую градирню взамен старой начали строить в прошлом году. Основание ее сделано, остались плотничные работы, но строители на этом остановились, не доведя и тут дело до конца. Бригада плотников, которая должна достраивать градирню, занята на земляных работах. Коллектив компрессорной станции, желая делом ответить на постановление июльского Пленума ЦК КПСС «О задачах по дальнейшему подъему промышленности, техническому прогрессу и улучшению организации производства» решил в честь XX съезда партии своими силами произвести монтаж компрессоров. Но и в этом мы встретились с серьезными трудностями. Беда в том, что отдел капитального строительства бездушно относится к этому строительству. Компрессоры лежат под открытым небом и ржавеют. Кран-балка, без которой монтаж проводить нельзя, находится у здания компрессорной. Союз проммеханизации отказывается ее ставить из-за каких-то спорных вопросов с отделом капитального строительства завода. Если и дальше такими же темпами пойдет строительство компрессорной № 2, то она не будет готова и в 1956 году, а завод окажется перед фактом недостатка сжатого воздуха. Коллектив компрессорной станции обращается к дирекции, парткому и завкому с просьбой вмешаться в это дело и принять меры к скорейшему завершению строительных работ. По поручению коллектива И. КАПРАНОВ, механик компрессорной станции» («Тракторостроитель», 15 сентября 1955).
Двигатель с воздушным охлаждением
Работа по двигателям с воздушным охлаждением была начата заводом в 1955 году. К этому времени в HATИ под руководством кандидата технических наук Д.Р. Поспелова был разработан первый образец двухцилиндрового двигателя с воздушным охлаждением мощностью 10—12 л. с. «В области создания новых, более прогрессивных машин совместно с работниками HATИ ведется разработка двигателя с воздушным охлаждением для трактора «ДТ-24», который будет легче существующего на 120—150 килограммов, а кроме того более прост в эксплуатации. Двигатель будет четырехцилиндровым с диаметром цилиндров 90 миллиметров. Это первый отечественный тракторный двигатель с воздушным охлаждением, подготовляемый для серийного производства» («Тр-ль», 15 сент. 1955). «Сейчас на нашем заводе создается новый тип двигателя, охлаждение горячих деталей которого будет осуществляться не водой, a сильной струей воздуха, образующейся от вращения вентилятора. Это будет первым в Советском Союзе тракторным, дизельным четырехцилиндровым мотором с воздушным охлаждением. Новый двигатель создается группой конструкторов перспективного проектирования, которую возглавляет тов. Шаанов. Работа идет в тесном содружестве с конструкторами Всесоюзного научно-исследовательского тракторного института НАТИ. Конструкторы уже сделали эскизовый проект двигателя, закончили все компановочные работы. Начат выпуск рабочих чертежей отдельных деталей. Работники, участвующие в конструировании мотора, приняли обязательство закончить выдачу рабочих чертежей к открытию XX съезда КПСС с тем, чтобы к 1 Мая 1956 года можно будет изготовить 5 опытных образцов двигателя, произвести их обкатку и лабораторные испытания. Моторы с воздушным охлаждением будут ставиться на тракторы «ДТ-24». В отличие от сконструированных ранее дизелей «Д-24», они более просты в управлении, меньше по габаритам. Вес их на 150—170 килограммов меньше веса «Д-24». Запроектированная номинальная мощность двигателя — 24 лошадиных силы. Наличие воздушного охлаждения у мотора сделает его очень выгодным при работе в условиях засушливых районов страны, a также на севере. Активное участие в создании нового мотора принимают инженеры-конструкторы М. Розинер, Ю. Костерин, руководитель группы перспективного проектирования А. Шаанов, конструкторы НАТИ Е. Марков, М. Штучкин» («Тр-ль», 22 сентября 1955).
Конструкторы отдела главного конструктора А. Шаанов и Ю. Костерин обсуждают конструкцию блока цилиндров нового мотора с воздушным охлаждением.
В 1956 году был спроектирован четырехцилиндровый двигатель с воздушным охлаждением ДВ-24 мощностью 24 л. с. Много творческих усилий было приложено при компоновке двигателя. Новые двигатели должны быть лучше своих предшественников, — к этому стремилась группа. Изготовленные образцы подтвердили мысли конструкторов. Двигатели с воздушным охлаждением были легче серийного двигателя Д-24 с водяным охлаждением на двести килограммов и меньше его по габаритам. В дальнейшем, на базе этого двигателя, были разработаны улучшенные образцы двигателей ДВ-28 и ДВ-30 мощностью 28—30 л. с. «… конструкторы усиленно работают над более прогрессивным двигателем воздушного охлаждения ДВ-30, который должен заменить на тракторе существующий двигатель водяного охлаждения» («Тракторостроитель», 15 ноября 1957). Много труда и настойчивости при доводке и испытании двигателей с воздушным охлаждением вложили начальник моторной лаборатории В.В. Эфрос, инженеры П.И. Чирик, Б.Н. Тихомиров, А.Г. Метелкин, Е.Л. Эйдельман и другие. Немало хлопот доставили доводка теплового процесса и система охлаждения. На основе результатов испытания этих двигателей в 1958 году конструкторы Владимирского тракторного завода с участием конструкторов Липецкого тракторного завода спроектировали двигатель Д-30 мощностью 30 л. с. с предкамерным смесеобразованием. Двигатель Д-30 был предназначен для установки на колесные тракторы Т-30 и Т-28Х Липецкого и Владимирского тракторных заводов. В конструкцию этого двигателя был заложен ряд прогрессивных узлов и элементов, выгодно отличавших его от предыдущих моделей: осевой вентилятор системы охлаждения, блок-картер с передним стальным листом, масляный радиатор и другие. В 1958 г. начались стендовые испытания 4-х цилиндрового двигателя с воздушным охлаждением Д-30 разработанного под руководством начальника конструкторского бюро Н.Г. Ерохина, руководителя группы А.И. Шаанова, конструкторов Е.П. Качаевой, А.Н. Гордеевой и других, с участием инженеров HATИ Е.Я. Маркова и М.М. Штучкина и кандидата технических наук Д.Р. Поспелова.
Дизельный двигатель Д-30 с воздушным охлаждением. Мощность 35 л.с. Диаметр цилиндра 95 мм. Ход поршня 120. Число оборотов 1600 об/мин. Вес 300 кг. Рабочий объем 3,4 л.
1 мая 1958 г. изготовлен опытный образец трактора с двигателем воздушного охлаждения Д-30. Идет подготовка к производству двигателя Д-30. В 1958 г. разработана конструкция трактора Т-29 «Владимирец - 850» с двигателем воздушного охлаждения Д-30. 26 января 1959 г. собраны первые двигатели Д-30 в моторном цехе. В 1959—1960 годах проводились Государственные испытания двигателей Д-30, одновременно на тракторах Т-30 и Т-28Х Липецкого и Владимирского тракторных заводов. 14 ноября 1959 г. начата сборка первого трактора Т-28М (четырехколёсный заднеприводный) с дизелем воздушного охлаждения Д-30.
Трактор Т-28М с двигателем Д-30. Трактор Т-28М с двигателем Д-30 на конвейере
После успешного окончания государственных испытаний хлопководческий трактор Т-28Х с двигателем Д-30 в 1960 году был поставлен на производство на Владимирском тракторном заводе. Всего было выпущено таких тракторов 24500 штук. В мае 1960 г. ЦК КПСС и Совет Министров СССР приняли постановление о специализации ВТЗ на выпуске двигателей воздушного охлаждения.
1959 год, трактор ЛТЗ Т-30 с двигателем Д-30 производства ВТЗ.
В августе 1960 г. ЛТЗ отказался от двигателей Д-30. Маломощен, не экономичен и ненадежен в эксплуатации. Необходим двигатель мощностью 35-40 л.с. Тракторы Т-28М, Т-28Х и Т-28П с двигателями Д-30 ВТЗ начал выпускать с 3 квартала 1960 г. 14 декабря 1960 г. – двигатель Д-30 утвержден к массовому выпуску.