«Без чувства ответственности 25-го мая должна была начаться сборка дизельмоторов. К этому сроку некоторые цехи изготовили все первоочередные детали, и направили их моторостроителям для сборки двигателей. Иначе подошли к выполнению ответственного задания чугунолитейщики. Из 36 наименований отливок своевременно изготовили они только две трети. Остальные основные детали дизеля сдаются в эти дни, а некоторые из них еще и не формовались. — Подводят нас литейщики, — часто можно слышать в моторном цехе. — Не борются они за выполнение графика. На самом деле, в литейном цехе № 1 с изготовлением деталей нового трактора не торопятся. Начальник производственного отдела тов. Великанов до последних дней не требовал от литейщиков отливки первоочередных деталей дизельмотора, все внимание уделял литью на «Универсалы». Пользуясь таким попустительством тов. Великанова, начальник литейного цеха № 1 тов. Петухов, не спешил с формовкой новых деталей. Всю ответственность за них он фактически переложил на работников техсектора. Не занимались быстрейшим продвижением деталей дизельмотора производственные мастера, руководители участков. Только их нежеланием вплотную взяться за важное дело можно объяснить тот факт, что головка, отлитая недавно в цехе, двигалась от формовки до обрубки... пять дней. Допускаемая медлительность привела к плачевным результатам. Нужно уже сдавать отливки моторостроителям, а многие из них еще не получаются, многократно переделываются. Тормозят работу чугунолитейщиков работники отдела главного металлурга. Металлурги еще не нашли тесных деловых связей с производственниками, слабо помогают ям быстрее наладить новое производство. Хуже того, даже уже на отлитые детали не всегда своевременно выдается документация. Бывает так, что готовые детали лежат без движения, а сдать их нельзя: нет чертежей. На недавно проходившем собрании общезаводского партийно-хозяйственного актива руководители литейного цеха № 1 были подвергнуты резкой и справедливой критике. Казалось бы, что тов. Петухов и другие ответственные работники цеха сделают для себя правильные выводы, усилят работу по скорейшей отливке первоочередных деталей дизельмотора. Но ничего подобного не случилось. Деталям дизельмотора здесь еще не создано зеленой улицы. Сборка дизельмоторов должна начаться в эти дни. Долг и обязанность литейщиков напрячь все силы, отказаться от вредной самоуспокоенности с тем, чтобы как можно скорее дать моторостроителям все необходимые отливки на дизельный двигатель. С. КИРИЛЛОВА» («Тракторостроитель», 26 мая 1955).
«ШЕФСКАЯ ПОМОЩЬ КОЛХОЗАМ Коллектив нашего завода в порядке оказания шефской помощи взялся в одиннадцати колхозах Небыловского района посеять 270 гектаров ценнейшей продовольственной и кормовой культуры — кукурузы. Первыми справились с большим заданием заготовители. Бригада, возглавляемая старшим технологом тов. Тихомировым, посеяла в колхозе имени Чапаева 25 гектаров кукурузы. ПОСТУПАЕТ НОВАЯ ТЕХНИКА В моторный цех начали поступать новые станки для обработки деталей дизельмотора. На линию блока поступил высокопроизводительный карусельный станок, линия коленчатого вала пополнилась совершенным балансировочным станком. Два новых горизонтально-фрезерных станка поступили на другие линии цеха. Возглавить борьбу коллектива за новый трактор Обсуждение отчетного доклада в инструментальном цехе прошло оживленно. Секретарь партбюро тов. Григорьев, довольно подробно рассказав о деятельности партийной организации, со всей прямотой вскрыл имеющиеся недостатки. «Партбюро не сумело поднять главных узловых вопросов работы цеха, — заявил он,- слабо контролировало хозяйственную деятельность». В этом одно из серьезных упущений в работе партийной организации. Ослабление партийного контроля за хозяйственной деятельностью не могло не сказаться на делах цеха. В работе цеха нет ритмичности. 50 — 60 процентов всей месячной продукции делается в третью декаду. В первую декаду люди работают без должного напряжения, станочный парк используется не на полную мощность. График не стал законом производства. Из месяца в месяц не выполняется задание по номенклатуре. Среди мастеров и некоторых рабочих нет борьбы за качество продукции. Внутренний брак инструмента достигает 0,3 — 0,4 процента. Он является результатом штурмовщины, нарушений технологической дисциплины. В борьбе за строгое соблюдение технологии, за повышение качества продукции не видно роли технического сектора. Неудовлетворительно в цехе внедряется новая техника. Начальники отделений почему-то боятся нового. Слабо развита рационализаторская работа. Предложения новаторов подолгу маринуются. Так, по вине техсектора не внедряются 6 предложений, на которые не разработаны чертежи. Внутрицеховые неполадки не могли не сказаться на ходе выполнения задания по оснастке для дизельного трактора. Известно, что из-за отсутствия ряда приспособлений и инструмента моторный цех не смог 25 мая приступить к сборке дизельмоторов. Одна из причин срыва графика по изготовлению оснастки для дизельмоторов кроется в том, что в цехе плохо организовано социалистическое соревнование за успешную подготовку производства к выпуску нового дизельного трактора. Цеховой комитет руководит соревнованием формально. Итоги соревнования подводятся нерегулярно и с большим опозданием. Красное знамя победителям внутрицехового соревнования почему-то не вручается. Члены цехового комитета работают по принципу: «Я тебя не трону и ты меня не тронь». Политическая работа в цехе также отстает от уровня задач, стоящих перед коллективом. За последнее время в цехе участились случаи нарушения трудовой дисциплины. В числе нарушителей дисциплины тт. Жаворонков, Жиров, Корнилов, Сабуров, Соловьев. Руководители цеха проявляют либеральное отношение к нарушителям дисциплины. О всех этих недостатках смело говорили участники отчетно-выборного собрания. Многих волновали вопросы изготовления оснастки для дизельного трактора, причины невыполнения графика по подготовке производства к выпуску тракторов «ДТ-24». — Мы срываем нами же установленные сроки по сдаче приспособлений, — заявил тов. Киккас. — Выпуск мерительного и режущего инструмента также отстает от графика. Задача партийной и профсоюзной организаций развернуть действенное соревнование за быстрейший выпуск оснастки для новой машины. Этой же цели должна быть подчинена наглядная агитация. Борьбу коллективов участков и отделений за новый трактор должны возглавить партийные группы, которые до сих пор еще не стали организующей силой. Задача партбюро улучшить руководство партийными группами, добиться коренного перелома в их работе. Тов. Петров подверг резкой критике партбюро за то, что оно недостаточно контролировало выполнение решений партийных собраний. — Во многих производственных вопросах тов. Григорьев стоял в стороне, — заявил он. — Со стороны партбюро не было принято мер в период изготовления первых позиций, когда подготовку производства к выпуску новых машин сдерживало отсутствие чертежей. Справедливо коммунисты упрекали партийное бюро за то, что оно мало внимания уделяло внедрению новой техники. Технический застой привел к тому, что отделение восстановления инструмента перестало заниматься своей основной задачей — восстановлением инструмента, оно лишь перешлифовывает его. Мало инициативы в деле усовершенствования производства проявляют работники технического сектора. Они больше отсиживаются в кабинетах, не помогают станочникам в улучшении методов труда. На собрании выступили директор завода тов. Киреев и член парткома тов. Чуфарин. Они указали на то, что в работе цеха не чувствуется изменений в свете указаний партии и правительства. Необходимо в первую очередь провести перестановку кадров, правильно расставить технические силы, использовать на полную мощность оборудование. Задача партийной организации направить коллектив на выполнение стоящих перед цехом задач» («Тракторостроитель», 31 мая 1955).
«Сдать узлы на дизельмотор в срок! Сроки начала сборки дизельмоторов давно прошли. Однако поступление деталей на двигатель из ряда цехов идет крайне медленно. Так, из 119 наименований деталей, которые должны дать моторостроителям прессовщики, изготовлено менее половины. В чем дело? Почему допущено такое большое отставание? Прессовщики горят желанием быстрее изготовить на дизель все детали, но вся беда в том, что их сильно сдерживают другие цехи и особенно штамповый. Штамповики еще не изготовили целый ряд штампов, без которых невозможно справиться с заданием. Возьмем картер блока дизельмотора. Деталь очень трудоемкая и сделать ее вручную нельзя. Не имеется возможности и штамповать ее, так как требующиеся 6 штампов руководители штампового цеха обещают изготовить лишь к 1 июля. Мало заботы о скорейшем изготовлении деталей на узлы дизеля проявляют автоматчики. Они до сих пор не подали в прессовый цех флянцы выхлопного отверстия, горловину и крышку топливного бака, трубку приемника масляного насоса. Начальник техсектора автоматного цеха тов. Назаров до сих пор не разрешил проблему гибки 10-миллиметровой трубки, тогда как в прессовый цех давно следовало сдать уже готовые детали. Не проявляют беспокойства за скорейшее начало сборки дизельмоторов руководители группы смежных производств отдела снабжения завода. Смежники до сих пор не обеспечили прессовый цех материалами на 10 узлов дизельмотора. Нет, например, угольника, медной ленты, трубок, фосфоритно-оловянной ленты и других материалов. Все это сдерживает сдачу узлов двигателя в моторный цех, оттягивает сроки начала сборки дизельмоторов. С таким положением дальше мириться нельзя. Руководители цехов обязаны в наикратчайший срок обеспечить изготовление необходимых деталей на дизель, а снабженцы — быстрее изыскать на них недостающие материалы. Н. СИДОРЕНКО Покончить со стихийностью Сроки сборки дизельмотора сорваны. Поступление деталей, — как рассказывает старший мастер тов. Котенков, — идет стихийно. — Прессовый цех, например, сдает одних деталей по 100 штук, других 3—4. Нет комплектности в поступлении. В настоящее время мы не можем собирать даже узлы мотора. Водяной насос, масляный насос, фильтры должны испытываться, но у нас нет еще стендов для их испытания. Оснастка, которая изготовлена инструментальным цехом и принята моторостроителями, лежит без движения, не используется, все детали делаются универсальным способом. Из-за отсутствия кондукторов для рассверления блока работа ведется вручную, совершенно нет мерительного инструмента. Мы явились свидетелями того, как на земле, стоя на коленках, нарезал резьбу в отверстиях блока сверловщик тов. Бутенко. Отдел материально-технического снабжения мало проявляет заботы о быстрой доставке с Харьковского тракторного завода, гильз, шатунов. Медленно идет изготовление двух стендов для испытания дизеля. Стенды, сделанные по чертежам конструкторского бюро отдела главного механика, оказались неточными и дизельмотор не уставляется. Конструктор тов. Хамзин не удосужился, прежде чем конструировать стенд, ознакомиться и посмотреть дизель. Это привело к ошибкам: на месте, где стоит магнето дизеля сделали зажимы. Эти недостатки надо быстро исправить, а бригадам ремонтно-механического и ремонтно-строительного цехов — закончить все строительные работы. Время не ждет. Надо быстрее изготовлять оснастку, инструмент и детали на дизель! П. КОРЮКИН Изготовление деталей и оснастки второй очереди - в центр внимания (беседа с заместителем главного инженера тов. Романовым) На нашем заводе проведена немалая работа по подготовке производства к выпуску нового дизельного трактора «ДТ-24». В моторный цех уже поступило большинство первоочередных деталей в со дня на день моторостроители приступят к сборке дизельмоторов. Перед конструкторами, технологами, металлургами, работниками цехов теперь стоит не менее важная задача — в установленные сроки подготовить производство и начать сборку трансмиссии и шасси. Успех этой большой работы во многом будет зависеть от того, насколько оперативно и качественно организуют разработку технологических процессов технологи, проектирование оснастки — конструкторы. Как же идет эта работа? Технологи отдела главного технолога должны до 5 июня сдать в центральное конструкторское бюро технологии на все детали трансмиссии и шасси, а к 15 июня — спустить технологические разработка по деталям дизельмотора в цехи. Задание серьезное. Оно потребовало от технологов очень большого напряжения. На сегодня они разработали технологии почти на все детали второй и третьей очередей. Технологические разработки на 12 оставшихся деталей трансмиссии и 4 детали шасси будут сданы в эти дни. Центр всей тяжести переходят на работников центрального конструкторского бюро. Они должны до 15 июня оснастить все детали второй очереди и до 15 июля — детали третьей очереди. Отдельные конструкторские группы этого бюро успешно справляются с поставленными перед ними задачами, но здесь имеются и такие, которые отстают, не выдерживают установленных сроков. Группа мерительного инструмента, например, не оснастила еще 73 детали второй очереди и чтобы ликвидировать отставание, ей потребуется не менее двух месяцев. Поэтому уже сейчас необходимо подумать об укреплении группы опытными конструкторами. Отстает с проектированием режущего инструмента и группа тов. Судакова, которую также необходимо укрепить. Времени на проектирование оснастки остается, как видно, немного. Поэтому руководителям конструкторского бюро необходимо разработать жесткий график сдачи документации в инструментальный цех, пустить в ход все имеющиеся резервы, направить усилия конструкторов на скорейшее выполнение ответственной задачи. Напряженно поработать должны в эти дни и работники отдела главного металлурга. Конструкторы группы тов. Фадеева обязаны до 10 июня спроектировать 38 горячих штампов на детали трансмиссии и шасси. К этому же сроку надо спроектировать более десятка моделей конструкторской группе тов. Рыжкова. Усилия тракторозаводцев должны быть направлены к тому, чтобы во второй половине нюня начать сборку трансмиссии. Поэтому производственному отделу надо правильно спланировать в эти дни работу заготовительных цехов, добиться опережения графика по трактору «Универсал», обеспечить создание заделов деталей во всех цехах. Начальнику отдела капитального строительства тов. Чуфарину необходимо обеспечить к средние июня своевременное начало перемонтажа оборудования цеха шасси в колесном корпусе. Ускорим освоение деталей второй и третьей очередей в установленные сроки, приступим к сборке трансмиссии и шасси! » («Тракторостроитель», 2 июня 1955).
«ДЕЛО ЧЕСТИ КОЛЛЕКТИВА НАШЕГО ЗАВОДА Уже прошла неделя, как на участке сборки нашего цеха установили на стенд блок дизельного мотора. С того дня моторостроители, по существу, и должны были начать сборку новых двигателей. Что же помешало им начать эту важную работу? Технологи тт. Колов и Климов быстро запрессовали гильзы, подобрали к ним поршни и остановились: из экспериментального цеха еще не был подан коленчатый вал. Пришлось сделать паузу в работе, которая длилась... до прошедшего воскресенья. И вот перед выходным днем в цех прибыла долгожданная деталь. Технологи опять заняли места у стенда, намереваясь продолжать сборку дизелей. За короткий срок они произвели балансировку коленчатого вала, хотели было запрессовать его в блок. Но сделать это оказалось невозможным. На участке не было ни одной смазочной трубки 1005038. Произошла опять задержка в работе. Смазочная трубка — очень простая и не трудоемкая деталь. Однако из-за отсутствия стальной трубки диаметром 9 миллиметров прессовщики не могут изготовить эту деталь. Работники отдела снабжения не позаботились о своевременном обеспечении прессового цеха металлом, не торопятся с изысканием его сейчас. Из-за такой медлительности прессовщики не могут приступить к изготовлению целого ряда деталей на дизельмотор. Следует отметить, что моторостроителей сдерживают и другие цехи завода. Литейный цех № 1 уже давно выдал отливки на крышку фильтра грубой очистки топлива. Но все присланные отливки были забракованы, а другие, доброкачественные отливки чугунолитейщики изготовить никак не удосужатся. Сдерживают оборку дизельмоторов кузнецы, которые до сих пор не подали в моторный цех поковку на ведомую шестерню распределительного вала. Не торопятся с выдачей необходимых заготовок работники заготовительного цеха. Нужно моторостроителям изготовлять флянец шлицевой и тягу выключения магнето, а заготовки на них из заготовительного цеха еще не поступили. В долгу продолжают оставаться смежники. Работники группы смежных производств отдела снабжения не обеспечили моторный цех пружинами для клапанов. Особую тревогу у моторостроителей вызывает отсутствие шатунов, от чего сдерживается сборка шатунно-поршневой группы двигателя. В установленные правительством сроки начать массовую сборку дизельмоторов — дело чести не только коллектива моторного цеха, но и всего завода. Необходимо приложить все усилия к тому, чтобы не сорвать эти сроки. Д. ЭВЕНЧИК, технолог моторного цеха НОВЫЙ РЕКОРД ПО МЕТАНИЮ ДИСКА Электрик моторного цеха тов. Гришин принял участие в областных соревнованиях по легкой атлетике. Ему удалось улучшить прежние спортивные результаты по метанию диска не только заводские, но и городские, которые держались 5 лет. Тов. Гришин метнул диск на 36 метров 60 сантиметров» («Тракторостроитель», 9 июня 1955).
«Сборку трансмиссии начать в установленные сроки Беседа с заместителем начальника цеха коробки скоростей тов. Красновым Наступают сроки освоения производства деталей второй очереди. Проектная группа отдела главного технолога, в работе которой принимают участие и технологи нашего цеха тт. Куц, Столбов, Крутов, начальник технического сектора тов. Леонов к 5-му июня закончила разработку технологических процессов деталей трансмиссии. Сейчас группа занимается просчетами оборудования, планировкой цеха, составлением дополнительной технологии. Технологи, работающие в настоящее время в цехе, следят за ходом изготовления деталей и проектированием оснастки, координируют действия с инструментальным цехом. Кроме того ими проведена немалая работа по просчету и определению оборудования на начало выпуска трансмиссии. С переходом на новый трактор потребуется много дополнительного оборудования. 10 новых станков уже поступило. Но большое беспокойство вызывает шлицешлифовальное оборудование, на котором будет обрабатываться 8 деталей. Вопрос об обеспечении цеха этим оборудованием до сих пор еще не решен дирекцией завода и главным технологом. Давно бы пора начать обкатку и опробование двух новых шестишпиндельных башенных полуавтоматов. Уже пять месяцев, как они в стадии запуска. Работники ремонтно-механического цеха и главный механик тов. Андрюшкин не торопятся с окончанием этой работы, а между тем скорейший пуск в эксплуатацию станков мог бы высвободить минимум 3 других станка на обработку деталей нового трактора. Задерживается в ремонтно-механическом цехе и модернизация двух наших станков, без которых также нельзя начать изготовление деталей трансмиссии. Не все благополучно обстоит и с проектированием оснастки на трансмиссию, особенно рабочих приспособлений. Эту работу выполняют в НИИТМе, на Минском и Харьковском тракторных заводах и в нашем центральном конструкторском бюро отдела главного технолога. Наши поставщики задерживают проектирование и изготовление, оснастки. Заместителю главного технолога тов. Тулякову надо усилить контроль за этим делом. Часть оснастки на трансмиссию изготовлена инструментальным цехом, но очень незначительная. Руководству отдела главного технолога совместно с руководителями инструментального цеха надо составить четкие графики на изготовление оснастки второй очереди, что позволит цеху более оперативно принимать меры для успешного изготовления оснастки в установленные сроки. Мало еще что сделано цехами-заготовителями. В литейном цехе № 1, например, опробовали только три отливки, а в кузнице — не опробовано ни одной поковки. Заготовительным цехам необходимо ускорить изготовление заготовок второй очереди. Сборка трансмиссии должна начаться в установленные сроки. К этому необходимо направить все наши усилия. Излюбленный конек тов. Литваковского Сектор подготовки производства, которым руководит тов. Литваковский, не всегда оперативно занимается вопросами скорейшего проектирования и изготовления оснастки на новый трактор. Это дело тов. Литваковский, по-существу, пустил на самотек. В результате, в моторном, автоматном и других цехах недостает приспособлений и мерителя на «ДТ-24» («Тракторостроитель», 11 июня 1955).
«НА НИЗКОМ УРОВНЕ Для успешного освоения производства новых дизельных тракторов потребуется большое количество пара, воздуха, электроэнергии. Чтобы их получить, надо уже сейчас подумать о возможностях котельной, компрессорной, подстанции, установить более мощные трансформаторы. Коллективы энергоцехов приступили к освоению производства тракторов «ДТ-24», однако выполнение этой работы им очень затрудняет медленная подготовка энергообъектов. Такое положение беспокоит коммунистов парторганизации энергоцехов. Об этом свидетельствует недавно проходившее здесь отчетно-выборное партийное собрание. Участники собрания отмечали, что все намеченные сроки строительных работ срываются, работники отдела капитального строительства безответственно относятся к этому. Не принимает практических мер к ускорению этого важного дела и цеховое партийное бюро. — Несколько лет идет работа по увеличению резервуара для хранения воды, — сказал коммунист тов. Макаров. — Неоднократно об этом записывалось в колдоговорах. Но работа до сих пор не окончена. Партбюро и работники отдела капитального строительства ничего не сделали, чтобы ускорить сдачу резервуара. Далее тов. Макаров критиковал отдел капитального строительства за низкое качество выполненных работ. Указал, что еще в прошлом году была отремонтирована трансформаторная вышка, но пользоваться ею нельзя. Пытались установить новый трансформатор, а ворота оказались низкими. О плохом качестве строительных работ, частых переделках говорил в своем выступлений и тов. Бухман. Он подчеркнул, что до последнего времени на эту сторону дела не уделяли должного внимания как работники отдела капитального строительства, так и партбюро. — Слабо наша парторганизация контролирует ход строительных работ, — подметил тов. Логинов. — Безответственно относятся к строительству и работники отдела капитального строительства. Они считают, что пока это не главное. Небрежно в ОКСс хранится новая техника: под открытым небом находится оборудование для котельной. Тов. Давыдов говорил о кабеле для компрессорной. — Компрессорная, — сказал он, — уже готова, а вот кабель занаряжен для нее лишь на четвертый квартал. Без кабеля компрессорная, конечно работать не сможет. Работникам ОКСа и членам нашего партбюро надо добиться получения кабеля в ближайшее время. — Партбюро принципиально не ставило перед вышестоящими организациями вопроса об ускорении строительных работ, — сказал тов. Борисовский. — Отдел капитального строительства явно мирится с имеющимися в работе недостатками. Взять, например, такой факт. Пришел новый трансформатор, основные его детали работники ОКСа оставили под дождем. Тов. Полянский говорил о том, что трудно ремонтировать компрессоры. Назрел вопрос о строительстве новой кранбалки. Новый состав партбюро вместе с работниками ОКСа должен его решить. Тов. Полянский отметил, что в компрессорной неправильно строится коллектор, его надо строить внизу, а не вверху, как делают сейчас. Это облегчит условия труда рабочих. Участники собрания отмечали, что очень мало помощи парторганизации в решении хозяйственных вопросов оказывал партком завода. На собрании выступил член парткома, начальник ОКСа тов. Чуфарин. Коммунисты хотели услышать от него, как отдел капитального строительства будет решать наиболее злободневные вопросы. Но не услышали. Тов. Чуфарин признал, что в работе ОКСа есть недостатки, а как они будут устраняться, не сказал. Собрание прошло однобоко. Огонь критики был направлен только в адрес отдела капитального строительства. Коммунисты не рассказали, как готовятся к освоению нового трактора энергетические цехи и отдел. Какие имеются внутрицеховые недостатки, не сказали о постановке партийно-политической и партийно-массовой работы. Собрание прошло на низком уровне и не способствовало мобилизации коллектива на решение стоящих перед ним задач» («Тракторостроитель», 16 июня 1955).
«БОЛЬШЕ ЗАБОТЫ О КОПИРОВЩИЦАХ Копировальное бюро отдела главного технолога играет большую роль в общем комплексе подготовки производства нового дизельного трактора. Калькирование чертежей — кропотливое дело, требующее усидчивости и аккуратности в работе. Кадровые копировщицы тт. Гаврилова, Егорова, Тарасова, Паллюс и Люзина показывают образцы в труде, выполняют по две нормы в смену. Им поручается выполнение наиболее сложных чертежей. Из молодых копировщиков, которые пришли в бюро месяц-два тому назад, тт. Погодин и Егоров быстро освоили дело, успешно справляются с поручаемыми заданиями. Руководитель бюро тов. Радинская много внимания уделяет подготовке молодых копировщиков — у нее сейчас пять учеников. Среди них хорошо освоилась с работой ученица-копировщица тов. Кутузова. Задача копировщиков отдела главного технолога — идти в ногу с конструкторами, быстро обеспечивать калькирование чертежей с тем, чтобы быстрее идею конструктора осуществить в металле. Однако начальник центрального конструкторского бюро тов. Комлев, которому подчинено бюро, мало уделяет внимания работе копировщиц — здесь не хватает рабочих мест, инструмента, туши. Главному технологу тов. Зуеву необходимо больше проявлять заботы о копировщиках, которые, наряду с технологами и конструкторами, решают успех подготовки производства нового дизельного трактора. Сельскому хозяйству — отличную продукцию С качеством выпуска тракторов дело у нас обстоит не совсем благополучно. За пять месяцев 1955 года завод получил от потребителей рекламаций на 0,22 процента меньше, чем за соответствующий период прошлого года. Однако уменьшение претензий от потребителей не говорит еще о том, что мы в полной мере обеспечиваем сельское хозяйство высококачественными тракторами. В основном причины дефектов — производственные: течь блока из-за недостаточно качественного литья, изготовляемого литейным цехом № 1, и не выявленная при испытании и обкатке тракторов и моторов, выход масляного насоса из строя и заедания шестерни на пальце. Высока дефектность моторов и бортовой передачи. Идет она главным образом за счет стука, гула переднего и заднего коренных подшипников, шума и стука шестерен коробки перемены передач и шестерен газораспределения, а также по раковинам и трещинам блока. Вопрос о стуке и гуле коренных подшипников и шестерен коробки передач и газораспределения неоднократно поднимался, но до конца до настоящего времени так и не доведен. Имеется несоответствие технических условий изготовления шестерен и ГОСТов на подшипники к техническим условиям на испытании и обкате тракторов и моторов. Шестерни, изготовленные в соответствии с техническими условиями, и подшипники, соответствующие ГОСТу, не удовлетворяют требованиям технических условий на испытание и обкатку тракторов и моторов по стуку и шуму. Надо немедленно уточнить эти технические условия. Брак в производстве до сего времени велик. За четыре месяца текущего года убытки от брака составили 2,33 процента к выпускаемой продукции и стоят почти на уровне прошлого года. В большей степени брак идет по литейным цехам. Потери от брака по этим цехам за четыре месяца этого года составили 58 процентов от всех потерь завода по браку. Особенно велики они по литейному цеху № 1. Техническая часть цеха прекратила заниматься ежедневным просмотром и изучением брака. Площадка брака работает формально. Здесь ни кем не намечаются мероприятия по улучшению качества отливок и устранению брака. Нередко бывают случаи, когда отделы завода и руководители цехов запускают на массовый выпуск детали с не отлаженным технологическим процессом. Это снижает качество продукции и увеличивает брак. Так, например, был запущен в производство моторного цеха распределительный вал из марки стали 45 с закалкой токами высокой частоты без опробованного и неотлаженного технологического процесса. Это дало большой отход деталей в брак по сколу кулачка и заниженной твердости. Слабо борются за повышение качества продукции производственные мастера и работники подотделов технического контроля. Мало требовательности ими предъявляется к виновникам брака. Процент брака по заводу большой, а процент удержания из зарплаты виновных — незначительный. За прошлый год удержано с виновных в выпуске брака только 2,7 процента к общей стоимости брака. Не выполняются в должной мере требования статей 83 и 83/4 КЗОТ. Удержания с виновников брака, в основном, производятся с рабочих, а не с инженерно-технических работников, несмотря на то, что они подчас бывают больше виновны в выпуске брака. Приказ директора по заводу № 127 от 31 мая 1955 года обязывает коренным образом изменить существующее положение с удержанием за брак. Надо помнить, что снижения брака в производстве можно добиться только тогда, когда все службы цеха ведут совместную работу, кропотливо изживают все причины, вызывающие брак, привлекают к этой работе весь коллектив рабочих, наладчиков, контролеров, мастеров. М. БАЛКУНОВ, начальник отдела технического контроля завода Годовую программу по выпуску тракторов «Универсал» — досрочно Наша социалистическая экономика развивается по единому государственному плану. Каждое советское предприятие, действуя в системе других предприятий, является неотъемлемой частью народного хозяйства. Перед коллективом нашего завода народнохозяйственным планом поставлена важная и ответственная задача — закончить в текущем году выпуск тракторов «Универсал» и перейти на производство нового дизельного трактора «ДТ-24». Уже в текущем году мы облизаны изготовить для социалистического сельского хозяйства несколько сот новых тракторов. Для того, чтобы успешно выполнить эту почетную задачу, необходимо, чтобы коллектив каждого цеха сейчас быстрее создавал заделы по всем деталям трактора «Универсал» с тем, что главный конвейер мог собирать значительно большее количество тракторов и дать возможность заводу в целом иметь время для перехода на производство новой продукции. Передовые цехи нашего завода развернули широкое социалистическое соревнование за досрочное выполнение годового плана по выпуску тракторов «Универсал». В публикуемой в сегодняшнем номере нашей газеты корреспонденции из заготовительного цеха видно, что коллектив заготовителей серьезно борется за создание необходимых заделов, за бесперебойное обеспечение всех цехов заготовками на детали трактора «Универсал». К сожалению, не все цехи подхватили призыв передовых тракторостроителей и слабо борются за создание необходимых заделов, обеспечивающих досрочное выполнение государственного задания по тракторам «Универсал». Особая ответственность в этом деле ложится на партийные организации цехов и отделов. Партийные организации обязаны сейчас строить всю партийно-массовую и партийно-политическую работу так, чтобы она мобилизовала всех тракторостроителей на умелое использование техники, повышение производительности труда, увеличение выпуска деталей и снижение себестоимости выпускаемой продукции. Стоит лишь глубоко изучить опыт, накопленный передовыми участками и цехами, и перенести его на отстающие участки, как положение быстро изменится к лучшему. Необходимым условием досрочного выполнения плана по выпуску тракторов «Универсал» является четкая организация работы всех отделов и цехов, ритмичный выпуск продукции. К сожалению, и в этих вопросах имеется ряд крупных недостатков. Так, отдел материально-технического снабжения завода формально реализовал фонды на металл, но фактически эти фонды закрыты по тоннажу, но не по номенклатуре. Отсутствие некоторых профилей металла становится серьезным препятствием увеличения выпуска тракторов. Основным резервом увеличения выпуска продукции, как известно, является ритмичная работа предприятия. Но и этот крупнейший резерв у нас используется недостаточно. Равномерность выпуска тракторов желает быть много лучшей. Мы не избавились от авралов и штурмовщины в последней декаде месяца. И все еще остается нашим злом работа с прохладцей в первую декаду. Справедливые упреки со стороны механообрабатывающих цехов раздаются в адрес литейного цеха № 1, который систематически держит на голодном пайке эти цехи и сдерживает их производственные возможности и инициативу. В то же время, руководители цеха и отдела главного металлурга не проявляют должной настойчивости в деле скорейшего внедрения плана оргтехмероприятий и реконструкции цеха, обеспечивающих увеличение съема продукции не менее, чем на 25 процентов с каждого квадратного метра площади цеха. Выполнить досрочно годовой план по выпуску тракторов «Универсал» — это значит, выиграть время для лучшей подготовки и освоения производства нового трактора, это значит вступить в новый год полностью готовыми к выполнению государственного задания по выпуску дизельных тракторов, это значит выполнить свой долг перед социалистическим сельским хозяйством. Товарищи тракторостроители! Нет более почетной задачи у нас, как досрочный выпуск тракторов «Универсал» и своевременный переход на производство нового трактора! Заготовители создают заделы Заготовительный цех также, как и весь коллектив нашего предприятия, готовится к освоению производства дизельного трактора «ДТ-24». Чтобы успению справиться с освоением новых деталей, заготовители решили создать заделы по деталям трактора «Универсал». От заготовительного цеха во многом зависит четкая, ритмичная работа других цехов завода. Борясь за выполнение взятых обязательств, коллектив заготовительного цеха, досрочно, 27-го мая выполнил полугодовой план. Высокопроизводительно трудятся заготовители и в июне, идут со значительным опережением графика. Наилучших результатов в соревновании добились рабочие механического участка, опередившие график на 30 процентов. Мастера тт. Шаров и Соколов являются хорошими организаторами соревнования, заботятся, чтобы участникам соревнования были созданы все условия для выполнения принятых обязательств. Каждый рабочий и мастер цеха старается сейчас создать заделы деталей по трактору «Универсал». Большое количество заготовок для кузнечного цеха подается ими в счет июля. До 20-го июня заготовители дали кузнецам в счет плана будущего месяца 6000 штук заготовок на деталь 06-03, 1500 — на распредвалы и некоторые другие. Большими партиями обрабатываются заготовки для цехов коробки скоростей и моторного. В счет программы августа подано 5500 деталей 30-10 и много валов 19-14, 19-59 в счет плана июля. С каждым днем в цехе растет число передовиков, успешно выполняющих принятые социалистические обязательства. До двух норм в смену вырабатывают резчики тт. Скворцов, Анисимов, Климов. Тов. Фадеева, недавно работавшая в цехе распредом, отлично освоила вторую профессию фрезеровщицы, выполняет ежедневно более полутора норм. Особое внимание в цехе уделяется производственной культуре, наведению чистоты и порядка на рабочих местах. Все это помогает заготовителям успешнее решать поставленные перед ними задачи. П. МАТВЕЕВ» («Тракторостроитель», 21 июня 1955).
«Уходят намеченные сроки сборки первых дизельных моторов. К первому июля моторостроители должны собрать 15 моторов. До этого срока остались считанные дни, а на участке сборки моторного цеха все еще заложено только два мотора. Однако и их сборка подвигается медленно. На 12 собираемых узлах отсутствует ряд деталей, поступающих по кооперации. В секторе кооперации и покупных деталей разговор идет пока еще только о двух моторах, а ведь собирать надо не два, а 15. Около 50 наименований деталей на эти 15 моторов недодали снабженцы на участок сборки, причем 29 из них не известно еще кто будет поставлять. Руководителю сектора тов. Ишанову надо внести ясность с этими 29 деталями и организовать работу вверенного ему коллектива так, чтобы в ближайшие дни все требуемые детали для сборки 15 моторов поступили в моторный цех. Задерживается сборка первых двигателей и из-за отсутствия деталей, изготовляемых заводом «Автоприбор». Автоприборовцы недодали к 23 июня еще шесть позиций. Контроль за выполнением заказа этим предприятием возложен был руководством завода на работника производственного отдела тов. Капачинскую, но та мало что делает для ускорения выполнения заказа. Серьезным тормозом в сборке дизелей является литейный цех № 1. Не могут моторостроители сразу приступить к закладке 15 дизелей потому, что нет основной детали — блоков. Правда, несколько блоков поступило от литейщиков, но они плохого качества. А четырех блоков совсем нет. Кроме того, к 24 июня недодали на 15 моторов 7 крышек распределительных шестерен, 11 картеров маховика, 11 головок. Дальше тянуть с изготовлением этих четырех отливок никак нельзя. Несколько лучше поработал коллектив автоматного цеха, он изготовил почти все запланированные детали, кроме одной — 1117046. Руководителям цеха следует как-то быстрее решить с ее сверлением. Прессовщики задерживают изготовление колпака фильтра 1404382, без которого никак нельзя закончить сборку узлов первых двух моторов. Серьезной помехой при сборке является и отсутствие заготовок на шлицевый флянец 1111168. До сих пор заготовители не подали эти заготовки в моторный цех. Намеченные сроки сборки 15-ти дизелей истекают. Коллективы цехов, занятые изготовлением новых деталей, должны направить свои усилия к тому, чтобы все необходимые позиции быстрее сдать в моторный цех. К. БЕРЕГОВА» («Тракторостроитель», 25 июня 1955).
«В СТОРОНЕ ОТ ГЛАВНОГО Важные и почетные задачи в борьбе за технический прогресс предприятия возлагаются на инженеров. Каждому из них на заводе созданы все условия для творческого вдохновенного труда и смелых дерзаний, проявления новаторской инициативы и технической изобретательности, осуществления на практике любых ценных начинаний. Долг каждого инженера неустанно совершенствовать технологию, внедрять новую технику, двигать вперед дело технического прогресса. Некоторые наши инженеры умело сочетают плодотворную практическую работу с неустанными творческими поисками, с решением серьезных технических задач. Несколько лет назад, после окончания техникума, пришел в моторный цех Виктор Игошин и стал работать технологом. С первых же дней он проявил большой интерес к производству. Не довольствуясь полученными знаниями, начал учиться в институте. Учеба способствовала повышению его деловой квалификации. От рядового технолога тов. Игошин быстро вырос до ведущего, а сейчас руководит группой по разработке технологии дизеля на новый трактор. Творчески подходит он к порученному делу, им внесено немало рационализаторских предложений. В настоящее время тов. Игошин окончил вечерний машиностроительный институт и защищает диплом инженера. Это почетное звание он уже оправдал своим творческим трудом на производстве. Активным борцом за технический прогресс проявил себя и другой молодой инженер завода Генрих Григорьев. Год назад он окончил заочно институт. Вырос от конструктора до заместителя начальника инструментального цеха. Многое сделано им в деле создания более высокопроизводительной оснастки. Всегда тов. Григорьев старается поддерживать более тесную связь с технологами и рабочими. Коллектив завода гордится такими инженерами, которые свои творческие усилия направляют на лучшую организацию труда и производства, совершенствование технологии, внедрение новой техники. К сожалению, есть еще у нас и такие инженеры, которые стоят в стороне от главного — от борьбы за технический прогресс. Более десяти лет работает на заводе инженер Лидия Куликова. Сначала она работала инженером по заварке в чугунолитейном цехе, потом стала начальником бюро организации труда и зарплаты сталелитейного цеха, не справилась с этим делом. Сменила еще несколько должностей и в настоящее время числится инженером по сварке в цехе шасси и литейном № 2. Приносит ли какую-нибудь ощутимую пользу предприятию этот специалист? Никакой пользы коллективы обоих цехов не ощущают. Организационными вопросами по заварке занимаются производственные мастера, а тов. Куликова должна внедрять все новое в это дело. А нового в сварке очень много, но она не интересуется новшествами, отстала от жизни, отгородилась от нее своим дипломом. Много инженеров работают в отделе главного металлурга — 14 человек. Руководители отдела, секретарь парторганизации тов. Сапрыкин и заместитель главного металлурга тов. Толкачев считают, что все эти специалисты вполне успешно справляются с поставленными перед ними задачами, работают творчески и отдают все силы на совершенствование металлургического производства. Однако другого мнения об инженерах этого отдела работники металлургических цехов. Литейщики, например, заявляют, что плохо инженеры отдела работают над совершенствованием текущей технологии. Много шума и разговоров было при освоении магниевого чугуна. Но сейчас металлурги о нем совершенно забыли. Работники термического сектора так и не решили вопрос с термообработкой деталей из магниевого чугуна. Излишние операции калки и отпуска выполняются при обработке детали 19-41. Однако это не беспокоит руководителя термического сектора инженера тов. Белову. Она перестала бывать на участке магниевого чугуна и интересоваться термообработкой деталей. В отрыве от производства работает литейный сектор, занятый разработкой технологии деталей нового трактора. Руководитель сектора тов. Макаров не хочет прислушиваться к замечаниям и требованиям производственников. Модели 1007032, 1111174, 1004115, 1006246 и другие, изготовленные по его технологии, забракованы по неправильным припускам. Из-за ошибки, допущенной вследствие нежелания руководителей сектора и отдела прислушиваться к голосу литейщиков, завод потерял 25 тысяч рублей. Металлурги допускают и вторую ошибку. Модельную оснастку на мелкие дизельные детали по формовочному конвейеру проектируют не на безопочную формовку, как наиболее производительную, а на 311 формовочную машину, которая не исправна и на нее нет опок. Литейщики делали на этот счет свои замечания, но руководители отдела и на этот раз не прислушались к ним. По вине руководителей отдела инженеров тт. Парфенова, Толкачева и Ивановой не справляется сейчас со своими задачами участок точного литья. Вместо того, чтобы быстрее заказать прессформы, они придумали так называемую обходную технологию изготовления дизельных деталей точного литья в стержнях. Стержни дают осадку, отливки теряют форму — получается брак. Инженерам отдела следовало бы предвидеть, что такая обходная технология не сможет себя оправдать. Несмотря на такие серьезные ошибки инженеров, секретарь парторганизации отдела главного металлурга тов. Сапрыкни считает, что специалисты отдела трудятся безупречно. Вредная самоуспокоенность! Она свидетельствует лишь о том, что этот партийный руководитель недопонимает задач, стоящих перед отделом и не может по-настоящему заниматься воспитанием интеллигенции. Назрела острая необходимость преодолеть отставание в технологии металлургических цехов завода. Большие задачи возлагаются на инженерные кадры конструкторов. Конструируя новую машину или модернизируя деталь, узел серийной машины, конструктор обязан не слепо следовать старым шаблонам, а проявлять подлинное техническое творчество, создавать наименее трудоемкую конструкцию, с минимальной затратой материалов и средств. Однако многие конструкторы отдела главного конструктора не проявляют творческого подхода к порученному делу и инициативы. При выполнении работы не вносят своих предложений. И не случайно, что в секторе шасси, например, все руководящие должности занимают не инженеры, а техники. Недостаточно проявляют заботы о повышении своей деловой квалификации конструкторы тт. Абрамов и Берадзе, поэтому они и не растут. В группе головки блока цилиндров флегматично держится инженер тов. Попов. Знания у товарища есть, с порученным заданием он всегда справляется, но никогда не выскажет своей творческой мысли, не предложит, как бы можно эту же работу выполнить иначе, более совершенно. Это можно здесь наблюдать потому, что руководители отдела и секторов не стремятся воспитывать работников в духе новаторства. Принижена роль инженеров и в других цехах и отделах завода. Плохо участвует в техническом прогрессе инженер железнодорожного цеха тов. Мухин. Последнее время он совершенно перестал заниматься вопросами механизации погрузочно-разгрузочных работ, совершенствованием работы паровозов, кранов. Слабо руководит вверенной ему службой, не учит кадры, не учится у них. Не участвует тов. Мухин и в общественной жизни цеха. Партбюро поручило ему разработать цикл лекций о железнодорожном транспорте. Но тов. Мухин не выполнил этого поручения. Ни разу он не выступал перед коллективом с лекциями или докладами. Инженеры — большая сила на производстве. Хозяйственные руководители и партийные организации должны повседневно воспитывать кадры наших инженеров в духе решительной борьбы с проявлениями самоуспокоенности, рутины и косности, повышать их роль в деле дальнейшего технического прогресса. Г. ВАСИЛЬЕВА» («Тракторостроитель», 28 июня 1955).
«Быстрее наверстать упущенное По приказу министра к 1 июля должно быть собрано на заводе 15 дизельмоторов. Срок, как видно, уже подошел, а тракторостроителям нечем похвалиться. Намеченное количество двигателей не собрано, приказ по существу не выполнен. Почему так получилось? Кто в этом повинен? Большая доля вины за создавшееся положение ложится на чугунолитейщиков. Этот цех лишь в конце этого месяца начал подавать основные отливки на дизель — блок цилиндров и головку блока. На 28 июня нам поступило 18 блоков, из которых две трети тут же пришлось забраковать по литью. На это же число получено только 6 головок блока. Невольно напрашивается вопрос; когда же поступит остальное литье и можно ли за какой-нибудь день — два обработать эти детали и собрать моторы? Конечно, нет. К тому, желает много лучшего качество литья. Отверстия под распредвалы у всех блоков цилиндра залиты, что потребовало ввести дополнительную операцию — рассверловку отверстий, тогда как это прямая обязанность обрубщиков литейного цеха. У водяных рубашек очень большие приливы, что осложняет обработку детали. На все эти недостатки мы указывали начальнику подотдела ОТК тов. Павличкову, тот пообещал не допустить их в следующей партии отливок, но и новая партия оказалась с теми же изъянами. Большие затруднения мы испытываем с обработкой блоков цилиндра. Из-за отсутствия в цехе специального барбанно-фрезерного станка, мы вынуждены прибегнуть к кооперированию с другими цехами завода, в частности, с ремонтно-механическим цехом. Но ремонтники подводят нас. Торцы блоков они должны были отфрезеровать еще 25 июня, а начали эту работу лишь вечером 28 числа. Чтобы в дальнейшем избавиться от таких задержек, руководству завода необходимо острее поставить вопрос перед главком об ускорении получения нужного станка с Горьковского завода фрезерных станков. Надо позаботиться и о выделении нам еще одного вертикально-фрезерного станка, так как существующий такой станок бывает свободным лишь в третью смену, что ни в коей мере не может нас устроить. В долгу перед нами ремонтно-механический цех. Ремонтнику задерживают модернизацию наших двух специальных станков, предназначенных также для обработки блока цилиндров. По-прежнему сдерживают нас инструментальщики. Целый ряд позиций по дизельмотору еще не оснащен ни рабочими приспособлениями, ни мерителем. Дальше мириться с таким явно ненормальным положением никак нельзя. Инструментальщики обязаны выдать недостающую оснастку в самое ближайшее время. Наш завод отстает от графика по сборке дизельмоторов. Долг коллектива тракторостроителей выправить создавшееся положение, приложить все усилия к тому, чтобы успешно справиться с большими задачами по освоению нового трактора. Б. КОЛОВ, старший технолог моторного цеха» («Тракторостроитель», 30 июня 1955).
«Ускорить темпы сборки дизельмоторов Закончена сборка первых двух опытных двигателей нового трактора «ДТ-24». Плодотворно потрудились над этим технологи и технические наладчики моторного цеха, лаборатории резания, отдела главного технолога и НИИТМа. Много труда вложили в создание первых дизелей технологи тт. Климов, Колов, наладчик тов. Колобанов и другие. 5-го июля утром собранные моторы поставлены на испытательные стенды. Ведется подготовка к их запуску. Сборка и испытание первых двух дизелей позволят выяснить недостатки в технологии изготовления деталей и чертежах, с тем, чтобы на ходу исправить их при серийном выпуске. В этом месяце нужно изготовить и собрать не менее 40 моторов. Задание ответственное, но выполнение его идет пока еще очень плохо. Не вся имеется оснастка, отсутствуют многие заготовки. Если кузнечный цех подал поковки на 50 моторов по всей номенклатуре, то литейным цехом № 1 отлито их крайне мало. Отсутствует большое количество деталей, поступающих по кооперации. Медлительность и неразворотливость проявляют и руководители моторного цеха. Ряд служб: диспетчерская, планово-распределительное бюро стоят в стороне от изготовления дизельных деталей. 5-то июля надо было немедля закладывать на стенды сборки новые дизели. Однако это сделано не было, все увлеклись подготовкой к испытаниям первых двух моторов. Моторостроители обязались в июле собрать 40 дизельмоторов. Чтобы справиться с этим обязательством, надо ускорить темпы сборки двигателей. Н. КУЗНЕЦОВ» («Тракторостроитель», 7 июля 1955).
«Дизельный трактор «ДТ-24» спроектирован и находится в стадии внедрения в производство. В отделе главного конструктора продолжается работа по выявлению слабых узлов новой машины, улучшении их. Активное участие в этом принимают работники моторной лаборатории.
Е.А. Саркисянц
В июле 1955 г. главным конструктором завода назначен Ерванд Арменакович Саркисянц (1913—1972). Е.А. Саркисянц окончил Харьковский механико-машиностроительный институт (1935). Работал на тракторных заводах в Харькове (1937—1941), Сталинграде (1941—1942), в Барнауле (1942—1955). В 1958—1966 доцент Владимирского политехнического института. С 1966 г. главный конструктор Волгоградского тракторного завода. Умер в 1972 году. Похоронен на Востряковском кладбище.
Прибористы В. Купершмидт и Г. Петров за расчетом прибора для измерения расхода топлива.
Навести порядок на участках окраски деталей Чтобы выпускаемая продукция имела красивый внешний вид, не покрывалась коррозией, она подвергается лакокрасочным покрытиям. В цехах, где окраске подлежит большое количество деталей, установлены окрасочные камеры. Но в каком безобразном состоянии находятся эти камеры! Взять к примеру прессовый цех. Много лучшего заставляет желать производственная культура участка окраски узлов. Уборка на участке производится от случая к случаю, пол почти всегда усыпан бумагой и обтирочными материалами, Нет графика чистки окрасочных камер, они чистятся, когда вздумается. Воздухоочистители и краскосмесительные бачки настолько заросли краской, что их невозможно протирать. Давление воздушной системы не регулируется. Из-за отсутствия моечных машин все детали промываются вручную уайт-спиртом, а после промывки снова раскладываются на грязный пол. Причем иногда они промываются таким загрязненным уайт-спиртом, что на них остается жировой слой — окраска получается некачественной. Мелкие детали для окраски раскладываются на железные листы и на них окрашиваются. Эти листы не подвергаются обжигу и настолько обрастают краской, что их тяжело поднимать. Слои краски прилипают к вновь окрашиваемым деталям. На качестве окраски неблагоприятно отражается и работа неисправными пульверизаторами. Наладчики участка своевременно не устраняют неисправности в них. В неудовлетворительной работе краскораспылителей повинны и изготовляющие их инструментальщики. Конструкция краскораспылителей неусовершенствована, ставятся никуда негодные уплотнительные сальники. Такая безобразная организация окраски деталей тормозит работу не только прессового, но и ряда других цехов. Нередко случается так, что из-за плохой окраски деталей прессовым цехом задерживается сборка тракторов на главном конвейере. Пропускная способность сушильной камеры мала, полностью не обеспечивает сушку деталей. А работники участка плохо следят за укомплектовкой деталей на рабочих позициях подвесного конвейера, не стремятся их уплотнить, чтобы ускорить сушку. Все эти недостатки, отсутствие борьбы за наведение высокой производственной культуры приводят к тому, что окраска получается не совсем качественной. К окрашенным деталям пристает грязь, после ее соскребывания детали снова подкрашиваются и снова сушатся. Руководители цеха и старший мастер тов. Покрышкин соглашаются, что на участке окраски нет должного порядка, обещают устранить недостатки, назначают сроки, проходит время..., а положение остается прежним. В запущенном, захламленном состоянии находятся участки окраски деталей в цехе серого чугуна и на главном конвейере. Редко здесь чистятся окрасочные камеры. С беспорядками на участках окраски смирились не только руководители этих цехов, но и работники отдела техники безопасности, а также пожарной охраны завода. Разве небезопасно в пожарном отношении, когда в окрасочных камерах находится большое скопление краски, которая сама по себе является горючим материалом и при высыхании выделяет горючие пары растворителей. Разве не отражается на здоровье рабочих вдыхание паров растворителей, испаряющихся из краски, лежащей толстым слоем на всей поверхности окрасочной камеры. Работники отдела техники безопасности и пожарной охраны должны, наконец, положить конец этим беспорядкам. Л. МУХИНА, технолог по окраске отдела главного технолога» («Тракторостроитель», 14 июля 1955).
«Что сдерживает сборку дизельмоторов? Блок мотора — одна из важнейших деталей нового трактора. Его изготовление и обработка определяют сроки выпуска дизельмоторов. Коллектив нашего цеха в этом месяце должен собрать десятки моторов. Пока еще собрано только два мотора, сборка остальных задерживается из-за отсутствия блоков. Некоторые товарищи, может быть, предполагают, что обработкой блока занимается весь коллектив этой линии первого участка. На самом деле это не так. Блок обрабатывают наладчики тт. Тимаков, Кисляков и я, помогает подсобный рабочий тов. Выборнов. С большим запозданием подали литейщики нам часть литья на эту деталь. И вот уже полмесяца, как 13 блоков находятся у нас в работе. Медленно продвигается их обработка. Кроме многочисленных ошибок конструкторов и дефектов в литье, работу технических наладчиков очень затрудняет отсутствие нужного оборудования и неудовлетворительное состояние имеющихся станков. Приходится ходить по всем участкам, из конца в конец цеха в поисках свободного оборудования. Да и не всегда рабочие и мастера с готовностью дадут обработать на станке деталь нового трактора. Чтобы добиться этого, наладчики вынуждены просить, унижаться. Сверловку отверстия втулки толкателя надо производить на вертикально-сверлильном станке № 1083. Но мы этого делать не имеем возможности, так как сконструировано только одно приспособление, да и то некачественно. В ближайшие же дни конструкторам и инструментальщикам надо переделать это приспособление и ускорить изготовление второго приспособления, что даст возможность обрабатывать два блока одновременно. Крайне необходим для обработки блока станок № 3152, на котором должна производиться окончательная расточка под гильзу. Несколько раз наладчики обращались к работникам служб механика и энергетика с просьбой пустить в эксплуатацию этот станок. Надо поставить мотор, штурвал, выравнить поверхность стола. Энергетик тов. Силанов и его заместитель тов. Лебедев пренебрежительно относятся к нашим просьбам, мало что делают для быстрейшего освоения нового трактора. Руководство цеха должно ускорить пуск в эксплуатацию вертикально-расточного станка № 3152. Это позволит успешно производить окончательную расточку под гильзу и следующую за ней операцию обработки отверстая уплотнительного кольца. Серьезные затруднения при обработке блока испытывают наладчики из-за транспорта. В. АВДЮНИН, технический наладчик