«С конца декабря 1992 г. в АО «ВТЗ» началось оформление, покупок акций. В организационной группе четыре человека. Это — работники отдела кадров. НОВАЯ ЭКСПОЗИЦИЯ В музее трудовой славы и истории предприятия в скором времени появится новый стенд. Его название, возможно, кому-то покажется длинноватым, но зато очень верно отражает важнейшую веху в развитии коллектива. «24 сентября 1992 года — день рождения Акционерного общества «Владимирский тракторный завод» — таково название стенда. Здесь будут представлены материалы, рассказывающие о ходе приватизации, о выборе варианта льгот, справочные данные и др. На стенде помещены и подлинные документы, в том числе распоряжение председателя комитета по управлению государственным имуществом администрации Владимирской области Ю.Н. Лапыгина о преобразовании ГПО «ВТЗ» в Акционерное общество открытого типа «ВТЗ». Оформлением стенда заняты специалисты, руководимые старшим художником завода Н.И. Шлегелем» («Тракторостроитель», 12 января 1993). «ЦЕНЫ ВЗЛЕТАЮТ, ПОКУПАТЕЛЬ — ПОДПРЫГИВАЕТ С 1 января отпускная заводская цена Т-25 равна 696320 руб. с налогом на добавленную стоимость (в декабре была 416 тыс.). «Подскочили» в цене и двигатели Д-144, например, покупателю обойдется уже в 219346 руб. (против 115 тыс.). Каждый сколько-нибудь здравомыслящий человек понимает, что не от хорошей жизни завод повысил цену тракторов. Все вокруг дорожает. Если, скажем, ровно год назад топливный насос обходился ВТЗ в 800 руб., а с февраля 1992 — за него требовали 2520 руб., то в декабре уже 9530. Сегодня же Вильнюсский завод топливных агрегатов отпускает насос за 15600 руб. Известно, что цена любого изделия складывается из двух частей — себестоимости и прибыли. Прибыль тракторный завод закладывает в размере 25 процентов. Казалось бы много. Но ведь времена централизованного финансирования прошли: что ВТЗ заработает, на то и живет. В себестоимости 80 процентов составляют материальные затраты (материалы, сырье, комплектующие, их доставка, топливо и энергозатраты, потребляемые на технологические цели). 4 процента идет на выплату заработной платы рабочим, занятым в основном производстве. 16 процентов приходится на долю накладных расходов (командировки, содержание зданий, технических служб, администрации). Возьмут ли «Владимирцы» по новой цене? «Возьмут!», — убежден начальник отдела коммерции и маркетинга П. Туницын. Правоту его слов подтверждает скопление машин с иногородними и даже иностранными номерами (эстонскими, украинскими, литовскими) перед центральной проходной завода. А ведь отдел еще в декабре продавал трактора по 700 тысяч. Посложнее с двигателями. Основной потребитель Д-144 — Липецкий тракторный завод категорически не согласен с их новой ценой. И так его трактора не находят сбыта. Видимо, липчанам сделают небольшую скидку. Но надолго ли ее «хватит»?» («Тракторостроитель», 16 января 1993). «Если найдутся средства, заводчане в этом месяце получат квартальную премию. Если они будут в феврале, получат 13-ю зарплату. Пока же с трудом находятся деньги на декабрьскую зарплату - нужно 160 млн. руб. Чтобы «процесс пошел» поскорее, решено спешно распродать имеющиеся на складах запасы ширпотреба. Только за 5 и 6 января заводские магазины продали товаров на 70 млн. руб. ПОЧТИ 1,5 млн. рублей в месяц требуется сегодня заводскому общепиту, чтобы сохранить цены на обеды в столовых на прежнем уровне. Если бы завод не нашел эти средства, обед в среднем обходился бы каждому из нас не в 50 рублей, а вдвое дороже. За два последних месяца прошлого года с ВТЗ за прогулы уволено 130 человек, за появление на работе в нетрезвом виде - 34, за хищение материальных ценностей - 7. Никого из тех, кто уволен по статье 33, пункты 4, 7 и 8, на завод больше не примут. *** Сегодня в тракторной промышленности, пожалуй, нет ни одного завода, который бы не занимался вопросами производства тракторов мощностью до 30 л.с. Опытные партии мини-тракторов делают на Харьковском тракторном заводе. Здесь же приступили к разработке тракторов нашего класса - 25-30 л.с. Все, кого ни возьми, бросились закрывать эту «брешь»: Минский, Кишиневский, Челябинский, Волгоградский тракторные заводы... Следует ожидать, что в ближайшем будущем на рынке появятся партии малогабаритных тракторов отечественного производства, плюс иномарки. Одна из подмосковных фирм уже продает китайские тракторы в 12-18 л.с. И хотя это довольно примитивные машины, без кабины, и на них находятся покупатели. К тому же растет цена на наш трактор, приближаясь к уровню мировых цен на зарубежные тракторы такого типа. И, вполне возможно, что вскоре российский фермер предпочтет нашему трактору импортный, имеющий более высокое качество изготовления и дизайн. Как бы не обошли конкуренты акционерное общество «Владимирский тракторный завод»! О перспективах развития ВТЗ мы беседуем с главным конструктором Б.В. Уткиным. - Сейчас АО «ВТЗ» выпускает трактор Т-25А, и небольшими партиями, главным образом, на экспорт, Т-30А-80. Этот трактор по своему техническому уровню значительно выше, чем Т-25А, и очень необходим для фермерских хозяйств. Техническим подразделениям и производственникам нужно принять все меры для увеличения объемов его выпуска, тем более, что трактор Т-30А-80 успешно прошел испытания и рекомендован к производству. Дорога в жизнь открыта! Для того, чтобы сократить объем подготовки производства и ускорить выпуск тракторов Т-30А-80 и Т-30АТ (с новым верхним строением), мы провели работу по унификации силовой части этих тракторов, начиная с двигателя и кончая бортовыми передачами. Осуществляется дальнейшее повышение технического уровня: разработана новая трансмиссия с синхронизатором, в корне отличающаяся от тех, что применяются сегодня на наших тракторах, к тому же в ней заложен более высокий запас прочности. Изготовлены пять таких трансмиссий, которые прошли стендовые испытания, одна испытывается на тракторе в полевом отряде. Триста штук трансмиссий с синхронизатором берется уже в 1993 году выпустить Псковский завод механических приводов, взявший у нас необходимую техническую документацию. Это позволит нам предлагать покупателям тракторы на выбор - либо с традиционной трансмиссией, либо с новой. Зарубежные фирмы выпускают «семейства» тракторов, например, мощностью от 35 л.с. до 90, причем, это унифицированный ряд. Мы вполне можем достичь такой же цели: допустим, кроме тракторов мощностью 25 и 30 л.с. выпускать гамму тракторов от 35 до 45 л.с. Но для этого надо иметь запас по коробке передач. И новая синхронизированная коробка передач позволяет решить этот вопрос. Мы разработали для такой машины трехцилиндровый дизельный двигатель, который можно устанавливать на тракторы мощностью от 40 до 60 л.с. 45-сильный трактор сейчас проходит испытания в полевом отряде. Конечная наша цель - создание "семейства" малогабаритных тракторов и выход на мировой рынок под собственной маркой "Владимирец". Если нам это удастся, фермеры смогут получить самые разнообразные колесные тракторы российского производства. Тем более, что на Липецком тракторном заводе выпускают машину мощностью 50 л.с. и разработали конструкцию трактора с двигателем мощностью 60 и 80 л.с. Завод выпускает высокоунифицированный серийный двухцилиндровый двигатель Д-21А мощностью 25 л.с. Начали делать двигатель Д-120 (30-сильный). Теперь идем дальше: "двойку" форсируем до 35 л.с. - ставим турбокомпрессор. Занимаемся "тройкой" с мощностью 40 и 65 л.с. Эти двигатели можно устанавливать не только на наши тракторы, но и на липецкие, о чем есть договоренности. На подготовке в производство находится еще один мотор – Д-145Т (80 л.с.). Испытываем т.н. маленькую "четверку" - двигатель с размерностью 84x84, который весит всего 200 кг, тогда как "двойка" - на 85 кг больше при той же мощности. Поскольку ужесточились требования с точки зрения экологии, с 1 января 1993 года мы решили попробовать на базе нашего двигателя с воздушным охлаждением создать двигатель с жидкостным охлаждением. Пока еще не совсем ясно, чем он будет охлаждаться - водой, маслом, или это охлаждение будет комбинированным, тем не менее, работа интересная и мы надеемся, что к концу этого года у нас будет сделана документация и выдана на изготовление опытных образцов. Мы делаем маленькие двигатели МД-3 для мотоблоков, а сами мотоблоки поставляют нам из Ухты и Курска. У них немало недостатков. Мы решили доработать их конструкцию с тем, чтобы самим производить мотоблоки. На очереди - производство двигателей МД-4 (в 4 л.с.), разрабатывается МД-5 (к лету будет готов десяток опытных образцов). Есть модификация двигателя с вертикальным коленчатым валом, он удобнее компонуется с мотоблоком. В ГСКБ создано бюро, которое занимается разработкой шлейфа навесных орудий к нашим тракторам. Сделали однокорпусный плуг, провели испытания опытных образцов. Испытали двухкорпусный плуг, произвели 100 штук на ВТЗ. По нашей документации Ивановский завод "Автокран" освоил их серийный выпуск. Разработали культиватор, предназначенный для культивации и нарезки борозд, окучивания картофеля, а также двухдисковый плуг, более производительный, чем отвальный. *** Наша встреча с начальником бюро по учету и распределению жилплощади ЖКУ ВТЗ Н.П. Дермешковой была оговорена давно, но все откладывалась. Нина Петровна ждала, когда начнется выдача ордеров новоселам дома на улице Гастелло, 7а (в документах строителей он значился как 60-квартирный дом на улице Народной). Столь радостное событие произошло в канун нового года. ВТЗ строил этот дом вместе с ВРСУ, да и будущие новоселы немало сделали, чтобы ускорить получение квартир. 28 квартир из 60 достались работникам тракторного завода, — льготникам и очередникам. Переехали, наконец, в благоустроенные квартиры ветераны Великой Отечественной войны А.М. Петрухин из цеха № 60 и Д.П. Миронов из инструментального. Из заводского общежития перебрался в новую квартиру участник афганской войны, работник кузнечного цеха А.Р. Васильев. Жилье в новом доме получил и другой «афганец» — работник транспортного цеха № 1 И.Н. Соловьев. Две квартиры выделены заводским ветеранам труда, в т. ч.— работнице отдела материально-технического снабжения Т.А. Будановой. Есть повод порадоваться за молодых специалистов, которым в доме на Гастелло, 7а дали четыре квартиры. Новоселами стали В.И. Овчаренко из литейного чеха № 4, Т.Н. Трубанова — из ОАСУ, А.В. Каунов — из ПГКО «Эвольвента», Э.И. Эльдарова — из моторного цеха № 2. Восемнадцать квартир выделили тем, кто числился в общей очереди. Квартиры получили А.В. Бодехина из инструментального цеха, Б.Г. Рыков — из ПГКО «Эвольвента», М.А. Мокеева — из моторного № 3. Все они подолгу работают на ВТЗ. В январе ожидаются новоселья в «малосемейке» на улице Народной. В прошлом году улучшили жилищные условия 267 семей. Квартиры получили 96 очередников, комнаты в коммунальных квартирах — 14, в семейных общежитиях (их на ВТЗ два — на улице Асаткина, 31 и на улице Горького, 89) — 14, жилье в «малосемейках» — 22, комнаты в молодежных общежитиях — 147. 1950 человек поставлены в очередь на улучшение жилищных условий. К сожалению, она почти не уменьшается. И надо бы строить больше жилья, да не из чего и не на что. И все-таки, несмотря на трудности, тракторостроители празднуют новоселья. И будут праздновать! Е. ЧЕРНЫХ» («Тракторостроитель», 16 янв. 1993). «СЕГОДНЯ ОЧЕНЬ ИНТЕРЕСНО БЫТЬ ГЕНЕРАЛЬНЫМ ДИРЕКТОРОМ О том, как выживает Акционерное общество «Владимирский тракторный завод», рассказывает его генеральный директор А.В. ГРИШИН. — Анатолий Васильевич, сегодня принято спрашивать о трудностях. Есть проблемы у ВТЗ? — Есть. Судите сами, мы годами создавали межхозяйственные связи, организовывали специализированные виды производства, довольно сложные для комплектации и выпуска машин, тракторов, двигателей. Сейчас мы между собой кооперироваться практически не можем. Это связано, прежде всего, с вводом квот лицензирования, сложностью оплат, когда деньги переводятся из одной республики в другую — все это сказывается на трудовой деятельности каждого, не только нашего, коллектива. Вот такой пример: мы получали поршневой палец из Самарканда. В то же время наши двигатели шли на ташкентский завод, поскольку большая часть хлопкоуборочной техники работает на владимирских моторах. Сегодня мы не знаем, как заплатить друг другу. Пошли по такому пути. Ташкент платит за хлопок, который отправляет нашим текстильщикам, а они платят нашему ВТЗ. Вот такой калейдоскоп... А сейчас с введением лицензионных квот закрывается этот канал взаиморасчетов. Такая же картина в отношениях с Украиной, Прибалтикой и другими республиками. Ну как дальше быть? Отсюда и возникают долги. Вот смотрите справку: мы должны практически всем своим поставщикам 2,7 миллиарда рублей, и такую же сумму должны нам. — Вы не можете сегодня дать прогноз относительно цены акции на ваyчерном аукционе? — Думаю, что меньше двух с половиной номиналов не будет. — А сколько акций приобрели Вы лично? — Это моя коммерческая тайна. — Сегодня Новый год по старому стилю. Какой бы подарок Вы хотели получить? — Устойчивая работа предприятия — лучший подарок для меня. Это главная цель моей жизни, поскольку следствием устойчивой работы является высокое благосостояние каждого работника завода. — А что могут сделать для завода новое правительство, новый премьер? — Поживем — увидим. Одним махом улучшить ситуацию сегодня не может никто, в том числе и Черномырдин, потому что невозможно немедленно восстановить разрушенные межреспубликанские связи, о чем я говорил в начале беседы. Если сделать это силовым путем — гражданская война. — Вектор развития завода: куда он направлен? Вниз или вверх? — По отношению к другим предприятиям города мы держимся значительно выше. Мы сохранили производство тракторов на уровне до 92 процентов по сравнению с прошлым годом. Аналогичная ситуация и с другими экономическими показателями. Разумеется, это далось нам немалой ценой. В текущем году мы поставили задачу сделать несколько больше. Но это — задача. Решим ли ее — сказать трудно, поскольку многое зависит не только от нас: завод связан с тремястами поставщиками. — Что происходит сегодня с вашими конверсионными производствами? — Мы одними из первых начали конверсию и сегодня используем практически все мощности, ранее задействованные на оборонную продукцию. Так что там не холостят, не гуляют и без дела не сидят. — К слову, о людях. Есть очередь в отдел кадров? — Это сложный вопрос. А для меня — вопрос вопросов. Длительное время в силу приоритета ВПК все оборонные заводы города и области работали в значительно более привилегированных условиях. Поэтому у нас сложился дефицит рабочей силы. Были времена, когда не хватало до двух тысяч рабочих. При этом потребительский спрос на нашу продукцию был очень высок. Поэтому мы привлекали «вредных» рабочих, открывая ЛТП, приглашали вьетнамцев, ИТР и так далее. Сегодня мы все это упразднили, и не за счет сокращения рабочих мест, а благодаря притоку новых нормальных, скажем так, рабочих со стороны, которых привлекает более стабильная работа ВТЗ, заработная плата, социальные гарантия и т. д. Очереди нет, но и недостатка в кадрах — тоже. Мы даже приостановили прием на работу. — Сегодня есть возможность развивать производство, создавать и пускать в серию новые машины или только бы удержаться? — Есть, есть. Без этого, я считаю, жить нельзя. Все инженерные службы нацелены на это, и мы планируем на будущий год из бюджета по программе развития фермерского хозяйства получить в качестве долговременной ссуды миллиард триста миллионов рублей, которые направим на развитие производства. С конвейера тракторного завода будут выходить машины с новыми характеристиками, более удобные и современные. — В связи с этим — как развиваются ваши внешнеэкономические связи, пользуется ли продукция тракторного завода спросом? — Мы давно занимаемся экспортом и сегодня сохранили его объемы. Я только что вернулся из Венгрии, где мы заключили контракт с увеличением поставок в три раза по сравнению с прошлогодним уровнем. Увеличились поставки в Болгарию, Польшу. Усложнилась ситуация с Югославией, сами понимаете, почему. Но самые крупные поставки мы делаем в США, как это ни парадоксально. То есть наши трактора пользуются спросом, во-первых, и потому что работоспособны, во-вторых, — недороги. Но и по этой цене поставка на экспорт для нас очень рентабельна. Наш экспорт доходил до 50 процентов, сейчас держится на уровне 12 процентов, потому что очень возрос спрос на внутреннем рынке. Так что проблем сбыта ни по тракторам, ни по двигателям у нас нет. — Анатолий Васильевич, у Вас гигантский опыт работы и в условиях директивной, и в условиях реформирующейся экономики. Когда Вам было интереснее работать? — Сегодня. Труднее, но интереснее. Мы не подотчетны никакому начальству. У нас его просто нет. Выкручиваемся сами, и я не хожу просителем по министерским кабинетам. Бываю в Москве, но мне кажется, что я им нужен больше, чем они мне. И еще раз повторяю: главное — не остановить завод. 18 тысяч рабочих. Умножаем на три — почти шестьдесят тысяч человек остаются без средств к существованию, если встанет производство. Куда они пойдут? На большую дорогу? Андрей ФИЛИНОВ («Местное время». 16—17 января 1993 года). «ЦЕНЫ на выпускаемую ВТЗ продукцию достигли такого уровня, когда их дальнейшее повышение может привести к снижению спроса на трактора и двигатели, говорится в приказе по акционерному обществу «О неотложных мерах по стабилизации экономики и обеспечению ритмичности производства». ИНВАЛИДАМ и участникам Великой Отечественной войны, «афганцам», добросовестно работающим не предприятии, администрация и профсоюзный комитет АО «ВТЗ» предоставили дополнительные льготы. Перед отпуском каждый будет получать материальную помощь - 1000 рублей, а при уходе на пенсию - 2-2,5 тысячи (по согласованию с советом ветеранов). Предусмотрены и другие льготы: лечение в заводской поликлинике и после выхода на пенсию, внеочередное медицинское обслуживание, первоочередной ремонт квартир и т.п.» («Тракторостроитель», 23 янв. 1993).
«ПЛАВИТЬ МЕТАЛЛ - ДЕЛО ГОРЯЧЕЕ Всего три месяца возглавляет литейный цех №3 Владимир Дмитриевич Хилков. Здесь он не новичок - работал старшим мастером, поэтому литейное производство знает досконально. С его приходом почти полностью заменился руководящий и мастерский состав. И это положительно скаталось на работе коллектива. Не стало продленок, «черных» суббот, неуютно почувствовали себя нарушители трудовой дисциплины. За счет самых отъявленных сократилась численность рабочих на многих участках. В результате - выросла зарплата остальных. Одним словом, в цехе стало больше порядка, улучшился психологический климат. Сейчас здесь идет реконструкция на участке стального литья. В ближайшем будущем увеличатся производственные площади за счет РМЦ, который переезжает в новый корпус. А на его месте будет налажено точное литье по выплавляемым моделям. Расширится и участок алюминиевого литья. И все это — наряду с улучшением бытовых условий для рабочих. Можно сказать, что в «горячем» цехе горячо взялись за главное: создать для коллектива все необходимое для нормальной работы. *** Вводится в эксплуатацию участок алюминиевого литья на площадях цеха стружкопереработки. Туда переводится действующая номенклатура отливок. Благодаря этому в третьем литейном снизятся уровни запыленности и загазованности, к тому же десять человек перестанут работать в зоне повышенного теплового излучения. Это лишь некоторые мероприятия по улучшению условий работы литейщиков. А вообще, приказом от 10 апреля 1992 года «О снижении профессиональной заболеваемости и улучшении условий труда в объединении» предполагается выполнение 19 мероприятий. Сроки - до 1995 года. - Недавно в цехе кабин бастовали сварщики - их не удовлетворяли условия труда и форма оплаты. Что сделано, чтобы здесь люди работали в более комфортной обстановке? - В цехе кабин не зарегистрировано профессиональных заболеваний, но есть превышение уровня концентрации пыли, некоторых других вредных веществ. В цехе много сделали, чтобы улучшить вентиляцию, но специфика работы сварщиков такова, что им нужны средства индивидуальной защиты. Для этого закуплены шведские шлемы для защиты глаз и органов дыхания сварщиков. Хотя требуются и более радикальные меры, например, расширение площадей цеха. На испытательной станции моторосборочного цеха во время работы двигателей на стендах в воздухе рабочей зоны обнаружились превышения ПДК вредных веществ. Теперь от каждого стенда установлена вытяжная вентиляция, и даже чисто визуально можно обнаружить, что условия работы людей улучшились. В прессовом и автоматном цехах одна из главных задач - борьба с шумом. И тем эту проблему решают. - Сергей Александрович, а не приходилось ли вам наблюдать случаи, когда люди преднамеренно ухудшают условия труда, свои и чужие? - Бывает и такое. Меня вообще беспокоит, что люди сегодня теряют всякий инстинкт самосохранения, не соблюдают элементарные требования гигиены труда и техники безопасности. Причем, когда обращаешь их внимание на это, говорят: «Я всегда это делаю. Что тут такого?» На предприятиях высокоразвитых стран за это наказывают очень серьезно, а я, кроме составления акта или предписания, ничего не могу предпринять. И все же я надеюсь, что здравый смысл восторжествует. И об улучшении условий труда будут заботиться не только те, кому это положено по долгу службы, но и все члены коллектива» («Тракторостроитель», 23 января 1993). «ГУБЕРНATOP НА ВТЗ В минувший вторник на владимирском тракторном заводе побывал глава администрации области Ю.В. Власов. Он встретился с генеральным директором акционерного общества Гришиным, посетил цехи литейный № 2, моторный № 1, тракторосборочный и моторосборочный, автоматических линий, ВМСЗ. Гость тракторостроителей выразил удовлетворение масштабами производства тракторов и моторов и высказал надежду, что эти объемы сокращаться не будут. *** Компромиссы дают деньги. Но мало Год - новый, проблемы - старые. Так можно в двух словах прокомментировать итоги первого месяца работы тракторного завода в 1993 году. Больше всего тревожит финансовое положение. Наши основные должники хорошо известны - это Липецкий и Ташкентский тракторные заводы. Понять, почему двигатели с маркой ВТЗ уходят, что называется, за спасибо, несложно - Липецку и Ташкенту, так же как и нам, тоже нечем расплачиваться. С Ташкентом дополнительная сложность: Узбекистан теперь заграница, и проход денег через кордон затруднен. Перестань мы отгружать двигатели, два тракторных завода встанут. Мало того, что прекратится выпуск продукции, на улице окажутся десятки тысяч людей. Вот и приходится крутиться, пусть даже жертвуя своими интересами, находить компромиссы. В отношении Ташкентского тракторного такой компромисс найден. Между ВТЗ, ТТЗ и текстильщиками Владимирской области заключен своеобразный тройственный пакт. Его суть: ташкентские тракторостроители в счет своих долгов ВТЗ расплачиваются с земляками, узбекскими хлопкоробами за хлопок, поставленный теми владимирским текстильщикам (350 млн. рублей). А владимирские текстильщики, в свою очередь, покрывают долги ташкентского тракторного завода перед владимирским. Часть денег мы уже получили. Можно надеяться на взаимозачеты с Украиной. С Харьковским заводом самоходных шасси достигнута договоренность, что он ежемесячно в счет своих долгов будет перечислять нашим украинским поставщикам 150 млн. рублей. С партерами ВТЗ в этой республике будет рассчитываться и Агропром Украины, которому мы поставляем трактора. Несколько сложнее наладить взаиморасчеты с Беларусью. Но пока у ВТЗ с деньгами, мягко сказать, не густо. Надо закупать комплектующие, а средств раз два и обчелся. Первую половину прошлого года выручали запасы на складах. Сегодня этого нет. Но первое января отдел внешней комплектации (ОВК) вышел с нулевыми остатками. Для стабильной работы ему ежемесячно нужно не менее миллиарда рублей. В январе кое-что удалось наскрести, но этого очень мало. А в результате завод постоянно лихорадит. Весь январь недоставало стартеров, генераторов, центрифуг, гидрораспределителей, шин. Но если гидрораспределители не поступали из-за того, что, по причине новогодних праздников, две недели не работала линия по их производству, то других комплектующих нет по более прозаической причине - ВТЗ нечем за них платить. Сейчас гидрораспределители начали поступать, правда, они идут все на сборку, техника на сбыте стоит пока недоукомплектованная. Как быть в отношении всего остального - трудно сказать. По мнению начальника ОВК Н.Н. Воронина, может быть только два кардинальных варианта выхода из создавшегося положения: либо возвращение к прежней системе расчетов без предоплаты, либо получение заводом крупного кредита, скажем, 2-3 миллиарда рублей. Однако ни то, ни другое от тракторного завода не зависит. Практически со всеми 165-ю партнерами ВТЗ договоры о поставке комплектующих на 1993 год уже заключены. И везде в них записано положение о предварительной оплате поставляемой продукции. Мало того, выдвигаются и другие условия. Например, Самарский завод автотракторного оборудования требует от нас предоплаты в 70 млн. рублей за стартеры уже в январе. В противном случае - штраф 8 процентов от этой суммы. На начало нынешней недели тракторный завод заплатить Самаре не мог» («Тракторостроитель», 30 января 1993). «Что выпускается на ВТЗ, известно всем: тракторы класса 0,6 т., дизельные двигатели с воздушным охлаждением мощностью от 25 до 60 лошадиных сил, запчасти к тракторам и двигателям, разнообразные товары народного потребления. Общий объем реализации продукции в 1992 году составил 6019782 тыс. руб. Завод раскинулся на площади 187264,7 тыс. кв. м. Из них под производством занято около 2780 тыс. кв. м., под подсобными хозяйствами - 184485 тыс. кв. м. АО «Владимирский тракторный завод» имеет головное предприятие и механо-сборочный завод во Владимире, и два завода - Колокшанский и Никологорский - во Владимирской области. ВТЗ - учредитель Автобанка, Внешнеэкономического акционерного общества «Трактороэкспорт», Автосельхозмашхолдинга, ассоциаций «Северсталь» и «Владимиртракторосервис». АО «ВТЗ» не имеет нематериальных активов (патенты, торговые марки и др.) Его финансовое положение на 1.11.92.: кредиторская задолженность - 2211000 тыс. руб., краткосрочные кредиты - 669500 тыс. руб. Балансовая прибыль на 1 января 1993 года - 2835,438 тыс. руб. *** Рассказывая участникам семинара о подсобном хозяйстве, призывая промышленников смелее брать под свою опеку колхозы или совхозы, генеральный директор АО «ВТЗ» А.В. Гришин не замалчивал недостатки, не скрывал, что бюрократические препоны еще сильны. Подсобное хозяйство тракторного начиналось десять лет назад с неказистого телятника бывшего колхоза «Новая жизнь», что в Собинском районе. Не было еще ни земли, ни техники, ни специалистов. Это сегодня на месте того телятника вырос и продолжает расширяться свинокомплекс на тысячу сто голов. Хозяйство, кроме животноводческих помещений, располагает современными складами, мини-элеватором, техникой. Здесь практически решена жилищная проблема. *** Владимирский тракторный завод становится акционерным обществом. Чтобы «удержаться на плаву» в условиях рынка, предприятию надо выпускать не просто «штуки», а современную, конкурентноспособную продукцию. Добиться этого невозможно без улучшения ее качества, повышения производительности труда, рационального использования материалов и энергоресурсов, и самое главное, - без дальнейшего научно-технического развития. Решать эти задачи позволяет, в частности, план техперевооружения и оргтехмероприятий. О том, как он выполняется, мы беседуем с начальником бюро новой техники И.Ф. РАЗИНЫМ. - В прошлом году на ВТЗ внедрены мероприятия, давшие экономию от снижения себестоимости продукции 14 миллионов 318 тысяч рублей,- это почти на 5 миллионов больше, чем предполагалось; высвобождено 167 человек. Наиболее удачно эта работа велась о прессовом цехе. Там, к примеру, изменили раскрой двух деталей. Эффект - свыше 42 тысяч рублей. На столько же снижена себестоимость продукции двух других изделий - за счет изменения техпроцесса. Кроме того, здесь внедрили прогрессивный техпроцесс штамповки деталей из отходов, давший эффект в 101 тысячу 569 рублей. В литейном цехе № 2 изменили конструкцию отливки одной из деталей, экономия от снижения себестоимости продукции составила свыше 266 тысяч рублей. В литейном цехе № 3 стали делать отливку корпуса маслоналивной горловины, которую мы ранее получали по кооперации с Украины (эффект - 770 тысяч рублей, главным образом, за счет снижения себестоимости этой продукции, сокращения транспортных расходов). В кузнечном цехе стали выпускать валик-шестерню, который раньше поступал из Харькова. Эффект - 1 млн. 862 тысячи рублей. В моторном цехе № 2 начали изготовлять заглушки масляных каналов коленчатых валов, а в моторном №1 - вставлять их. Первый цех благодаря этому «записал на свой счет» 155 тысяч 338 рублей, а второй - 45 тысяч 555 рублей. - Иван Федорович, соответствующие задания получили практически все производственные подразделения. Кто с ними справился, а кто - нет, и почему? - Почти в два раза перевыполнили задание по сумме экономии от снижения себестоимости продукции металлургические и механосборочные цеха. Особенно хорошо поработали в этом направлении литейные цеха № 1 и 3, кузнечный, модельный, моторный цех № 3, моторосборочный, цех сдачи тракторов, автоматный, кабин, серийных деталей, тарный, отдел сбыта. Выполнили задания ЦНО, транспортный цех № 1, НИО, ОГЭ, ОГМет, ГСКБ, ОМАП, ОГТ. Но есть подразделения, не справившиеся с поставленной задачей. Среди них - второй литейный, цех товаров народного потребления, Никологорский и Колокшанский агрегатные заводы, ВМСЗ. У отдела главного сварщика было задание получить экономию от снижения себестоимости продукции в 120 тысяч рублей, но ни одного акта этот ведущий отдел не представил. - Какими критериями руководствуется комиссия, когда решает, стоит проводить то или иное мероприятие или нет? - Делается расчет экономического эффекта. Иногда, если предлагаемое мероприятие позволяет улучшить качество продукции, мы идем на определенные экономические затраты. Зато выигрывает покупатель, что немаловажно в условиях рынка. То, что связано с решением экологических проблем, также внедряется, даже если не дает сиюминутного реального экономического эффекта. - Иван Федорович, откуда все же идет инициатива? Комиссия по оргтехплану дает задания цехам и отделам, или все же производственные подразделения выходят со своими предложениями? - И то, и другое. Согласуются интересы всех - и разработчиков плана, и исполнителей. Но в последнее время оргтехмероприятий внедряется все меньше. Специалисты цехов и отделов гораздо реже, чем прежде, предлагают какие-то новшества. - Поощряются ли те, кто вносит что-то «стоящее» в оргтехплан? - Люди из чистого альтруизма предлагают оригинальные решения некоторых проблем. Мы хотим, чтобы часть средств, получаемых от внедрения мероприятий оргтехплана, направлялась на вознаграждение. К примеру, в первом квартале 1992 года нигде, кроме прессового цеха, не наблюдалось особого «энтузиазма». Мы нашли возможность поощрить активистов, тогда и в других цехах «подтянулись». Бывает, что для внедрения какой-либо идеи нужно привлекать заводские службы, изготовлять какую-то оснастку, но помощники никакого вознаграждения не получают. Говорят, в Японии владельцы производственных фирм поощряют каждодневную работу мысли своих подчиненных, вводят что-то вроде «обязаловки» для рационализаторов и изобретателей: ни дня без идей. Может, настанет день, когда и в нашем акционерном обществе будут высоко ценить светлые головы… Интервью провела Е. СМИРНОВА *** До сих пор на ВТЗ продукты получали в основном из Прибалтики. Но вот с 15 февраля согласно решению высших инстанций, на товары, ввозимые из-за границы, введен двойной таможенный налог. Естественно, они подорожают. Необходимо покупать продукты внутри страны, налаживать новые связи с оптовыми продавцами. Чтобы товары были дешевле, начальник ОРСа не раз предлагал выделять определенное количество тракторов по сниженным ценам для бартерных сделок - хотя бы для приобретения самых необходимых продуктов: песка, масла, круп... Но экономические службы завода не считают это приемлемым» («Тракторостроитель», 27 февраля 1993). «СКАЗКА ПРО БЕЛОГО БЫЧКА НРАВИТСЯ ТОЛЬКО ДЕТЯМ На вопросы «Тракторостроителя» отвечает начальник планово-экономического отдела АО «ВТЗ» В.И. Викулов — Возникает такой вопрос: устойчив ли спрос на продукцию тракторозаводцев, не ждут ли их в этой ситуации трудности со сбытом? — Спрос на нашу продукцию высок и устойчив. Несколько ниже он на трактора Т-25А3 (без кабин), хотя стоят они на 100 тысяч рублей дешевле. Но такие составляют около 20 процентов в общем объеме выпуска тракторов. Так что оснований для серьезной тревоги нет, хотя безудержная скачка цен, очевидно, всем надоела. — Как, по-вашему, кончится она когда-нибудь? — При условии, что будет введено, пусть частичное, регулирование цен. А так что же получается? Допустим, сегодня правительство помогло в материальном отношении топливно-энергетическому комплексу, повысив цены на энергоносители. Назавтра поднимают цены металлурги, послезавтра — мы, а там, неминуемо, и труженики села, чья продукция по повышенным ценам поступает и тем же энергетикам, и нефтяникам... Что делать? Снова помогать топливно-энергетическому комплексу? То есть, заново начинать сказку про белого бычка...» («Тракторостроитель», 13 марта 1993). «В ЗАДАННОМ РИТМЕ На строительстве формовочного и арматурного цехов бетонно-растворного узла определился новый фронт работ: предстоит осуществить кладку наружных стен. Объем кладки - примерно 50 кубометров. Одновременно здесь устанавливаются колонны, на которые затем будут крепиться панели и ворота. Необходимые для строительства железобетонные изделия заказаны, оплачены и почти полностью поступили из Коврова. Мало-помалу начинается обустройство фундамента под оборудование и самих цехах. Полы тут будут бетонные армированные (на сетке). Это потребует почти полтысячи кубометров бетона. Напомним, что строительство железобетонного узла осуществляют специалисты МП-2 из г. Радужного под началом известного строителя Александра Лихоманова». «Полвека непростых, трудных, героических свершений, по замыслу главного архитектора АО «ВТЗ» А.П. Бирюкова, и должны определять содержание архитектур кого памятника в честь тракторостроителей Владимира. Газета «Тракторостроитель» на эту тему начала высказываться давно, а более или менее постоянно, — с лета прошлого года. Определилось в этом вопросе руководство завода, решившее: да, в сквере перед главной проходной должно появиться соответствующее сооружение к августу 1994 года. На публикуемых снимках общий вид предполагаемого памятного знака и его фрагмент. Архитектурный мотив ассоциирован со строительными конструкциями (первые колонны взметнувшиеся когда-то в небо на окраине Владимира). Четкие, строго выраженные вертикали колонн горизонтально пересекаются с пространственными металлическими конструкциями («строительная сетка»), в которые могут быть вмонтированы стеклянные блоки, дающие определенный эффект при различном освещении... На втором снимке показана скульптурная группа (фрагмент): рабочий — инвалид войны, передает заготовку рабочему — подростку. Это — основная смысловая часть монумента. Размещается скульптурная группа у основания конструкции на пьедестале. Автор проекта — А.П. Бирюков» («Тракторостроитель», 13 марта 1993).
Зарегистрированы заявления по выборам на должность Генерального директора - Председателя Совета Директоров от следующих кандидатур: 1. Гришин А.В. - Генеральный директор АО "ВТЗ", 2. Бакалейник И.А. - представитель СП "Ренова", 3. Бабаев В.И. - зам. Генерального директора АО "ВТЗ", 4. Балаескул В.В. - представитель СП "Ренова", 5. Голубев А.М. - главный инженер АО "ВТЗ", 6. Логинов А.Н. - директор ВМСЗ АО "ВТЗ", 7. Радченко И.И. - зам. Генерального директора АО "ВТЗ", 8. Хомутов А.Г. - начальник литейного цеха № 4 АО "ВТЗ", 9. Цуканов В.А. - Генеральный директор АО «Трактороэкспорт», 10. Щербович В.В. - зам. Генерального директора АО "ВТЗ". «ЖИЗНЬ МЕНЯ ПРИУЧИЛА ТРУДИТЬСЯ, СТАВИТЬ ЗАДАЧИ И ИХ РЕШАТЬ» На вопросы редактора газеты «Тракторостроитель» Виктора Фокина и редактора заводского радио Елены Щукиной отвечает Генеральный директор АО «ВТЗ» А.В. ГРИШИН. - Анатолий Васильевич, ваши заслуги перед коллективом Владимирского тракторного завода общепризнаны, вы личность достаточно известная не только в городе, но и в области, недавно, например, по предложению губернатора были избраны членом областного промышленного совета. И вот приходится бороться со своим бывшим заместителем. Как настроение перед послезавтрашним собранием? - Я спокоен. И внутренне, и внешне. Драматизировать ситуацию не нужно. В конечном итоге всякое может быть. Могу допустить, что и Бакалейник выиграет. Так что же? Петлю на шею, пулю в лоб, камень к ногам и в прорубь? Нет, зачем? Жизнь продолжается. Хочется верить, однако, что справедливость должна восторжествовать. Я сказал об этом Бакалейнику, у нас состоялся очень большой разговор, сказал что не согласен со многими его действиями, категорически не согласен, и пусть это будет на его совести. Моя совесть чиста, прежде всего перед коллективом. Я всю жизнь на заводе, другого места не знаю. Все мои помыслы, все мои намерения направлены были на укрепление производственной, социальной базы. Всего себя отдал заводу, его развитию. Есть на что оглянуться, есть чем отчитаться. Нам многое удалось. Главное - сохранили спокойный ритм работы. Это очень важное достижение в условиях перестройки. Не хочу все себе приписывать. Дело, искусство директора - сколотить команду, чтобы все были на своих местах и ответственно работали. Такая команда и сохранила спокойный, устойчивый ритм работы по всем направлениям - и по экономике, и по снабжению, хотя вопросы очень сложные. И задержка платежей, и все эти искусственные барьеры, которые сейчас возведены между бывшими республиками Союзa. Все это, конечно, очень усложнило работу, но мы работаем. И экономика у нас улучшается. И материальное состояние завода улучшается. И экспорт не уменьшается. Все это внушает определенный оптимизм, удовлетворение. И я должен сказать, что сегодня психологический климат в коллективе значительно лучше, чем в прошлые годы, народ почувствовал уверенность в работе. Мы избавились от временных рабочих, избавились от направления ИТР в цеха, избавились от сверхурочных работ. Мы очень вовремя добились обеспечения рабочих и комбината питания собственными продуктами. Вce это в комплексе плодотворно влияет на психологический климат. Если даже уйду, то с чувством собственного достоинства и большим уважением к коллективу и к людям, с которыми и проработал почти 40 лет. - Ваш соперник сейчас говорит о том, что сначала намечались всеобщие выборы руководители акционерного общества (и об этом в самом деле было объявлено). а потом вдруг это решение отменили. В чем тут дело? - Действительно, мы хотели проводить выборы прямым голосованием. Но первый, кто оказался этим недоволен, был... Иосиф Абрамович Бакалейник. Он пришел к Александру Александровичу Радченко, председателю областного Фонда имущества, заявил, что тут нарушение Указа Президента № 721. Когда мы с Радченко говорили, он обратил внимание на то, что Бакалейник подготовит протест. Нам подсказали: да, прямые выборы - безусловно, демократичнее, но не давайте повода Бакалейнику для подачи протеста, действуйте так, как предписывают документы, то есть проводите общее собрание. Что касается меня, то я прямых выборов не боюсь и предпочел бы, чтобы это было именно так... - Теперь такой вопрос: компания «Благовест», которая не скрывает, что она работает на Бакалейника, в последние дни начала «оказывать новый вид финансовых услуг» нашим акционерам - за определенную сумму берет на себя временное управление их акциями. Если называть вещи своими именами, то это - скупка голосок. И, надо прямо сказать, желающих получить деньги как бы «ни за что» не так уж мало. Во всяком случае у автобуса, который специально подъезжает к проходной, постоянные очереди. Как вы к этому относитесь? - Никак. Пусть каждый поступает так, как хочет. Воля каждого проявить свою позицию. Не обращаю на это внимания. Нес собираюсь из этого устраивать драму. И всем на деловых встречах в цехах и отделах говорю: я пришел не агитировать вас голосовать за меня, голосуйте за кого хотите. Меня вы знаете, как человека, как специалиста, как работника, как руководителя, знаете, что мы сделали, знаете программу действий. Зачем мне вас агитировать? Это делают те, кто не уверен, кому надо себя пропагандировать перед аудиторией. Мне этого не надо. То, что Бакалейник будет скупать голоса или акции, я знал заранее, до организации этой операции. У меня был разговор с руководителями фирмы «Ренова» по этому поводу. Что я могу сказать? Багаж платформы Бакалейника - очень тощий, и ему ничего не остается делать, раз уж он вступил в борьбу и желает стать руководителем акционерного общества. Ему надо иметь акции. А акции у трудового коллектива. Где их можно добыть? Только скупить у акционеров. Такие возможности у него есть, у нас таких возможностей нет. У меня для этого личных сбережений нет, тем более не могу позволить использовать заводские средства, чтобы скупить акции у наших рабочих. Это, по крайней мере, неэтично. - Анатолий Васильевич, ряд лет вы работали вместе с Бакалейником, как строились ваши отношения, как он, на ваш взгляд, «смотрелся», не было ли у вас с ним противоречий? - В рабою с каждым у каждого бывают противоречия. Более того, даже в идеале нельзя представить себе, что можно управлять таким сложным механизмом, как Владимирский тракторный завод, без противоречий. Это исключено. У меня в бытность главным инженером были противоречия с бывшим директором Петром Ивановичем Гришиным, и с центром были противоречия. Со мной люди работают, и противоречия тоже бывают. Но противоречие противоречию - рознь. Весь вопрос в том, что это за противоречия. Если в интересах дела, в интересах решения проблемы - то это нормально. В этом случае они, как правило, удачно разрешаются. Как известно, в спорах рождается истина. И мы всегда приходили и приходим со всеми главными специалистами или моими заместителями к логическому пониманию. И с Бакалейником были противоречия. Мы в некоторых вопросах стояли на абсолютно разных платформах. Но, в конце концов, мое положение, как директора, давало мне право принимать решение, а Бакаленику, как заместителю, приходилось его исполнять, даже, если, вдруг, он иногда бывал не согласен. Но в большинстве случаев мы все-таки находили взаимопонимание, оптимальные решения, повторяю, в интересах дела. Иногда Бакалейник в отрыве or практической реальности пытался навязывать чисто теоретический вариант решения той или иной проблемы. Я ему говорю: хорошо, если ты убежден в положительном осуществлении своей идеи, то возьми небольшой участок, цех, и от работай идею, докажи, что твоя логика оправданна. А рисковать таким большим коллективом, как весь завод, экспериментировать с ним, и, как директор, права не имею. Вместе с тем не хочу представить дело так, будто Иосиф Абрамович был плохим работником. Скорее наоборот. Он, например, принимал активное участие в разработке положения по цеху шестерен, в его превращении в государственно-оперативное объединение. Тогда это было совершенно новое дело. Оно требовало определенной смелости от всех, кто замахнулся на такой солидный эксперимент. Так что было немало полезных дел. И потому, когда Бакалейник уезжал на учебу в Америку, мы расстались с ним по-хорошему, хотя я, наверное, одним из самых последних узнал о том, что он зачислен в Гарвардскую школу бизнеса, то есть он меня не поставил в известность о своих намерениях. Впрочем, это его дело... - Время меняет людей, особенно молодых, у них появляются дополнительные знания, опыт. Если честно, как по-нашему, способен ли сегодня Бакалейник быть Генеральным директором нашего акционерного общества? - Нет, и я ему прямо сказал об этом, сказал, что у него нет профессиональной компетентности сразу сесть в кресло Генерального директора и управлять всем заводом. Даже с этой командой. Может быть, конечно, я ошибаюсь, может, он стал гениальным после Гарварда. Иногда, впрочем, не поверите, мне даже хочется, чтоб он сел в это кресло и узнал, почем фунт лиха, да нельзя - интересы коллектива не позволяют уступить ему дорогу без борьбы. Я ему сказал: наше предприятие многопрофильное - тут и металлургия, и инструментальное производство, и моторное, и тракторосборочное, механообработка и т.д. А ты чистый экономист, да еще с математическим уклоном. Тебе бы надо поступить иначе, тебе бы следовало еще какое-то время поработать со мной, я бы потихоньку подготовил тебя к должности директора и, уходя, рекомендовал бы акционерам. Обратись Бакалейник с такой просьбой, это было бы и понятно, и правильно. А он сразу пошел ва-банк. Мне же, повторяю, чувство ответственности перед коллективом не позволяет сложить крылья. Говорят: возраст. Ну, и что, что мне 61 год? Я не помню, когда в последний раз был на больничном. Склероза нет, здоровье, тьфу, не сглазить, неплохое, есть знания, опыт, коммуникабельный аппарат. Почему я должен уходить на пенсию? Я не говорю, что всю жизнь буду работать. Как почувствую момент, что мне надо уходить, так и уйду. Сам уйду. - Ваш соперник, и не только, кстати, он один, а и некоторые даже ваши сторонники, выдвигают идею - в интересах дела, в интересах акционерного общества - разделить посты Председателя Совета Директоров и Генерального Директора. Что вы думаете по этому поводу? - Это нецелесообразно. Бакалейник предлагает это от неуверенности в своей победе, чтобы зацепиться хотя бы за какую должность. Я не допускаю такого положения вещей. На заводе кто-то один должен быть руководителем и кто-то один должен отвечать за свои действия, за работу аппарата и, естественно, принимать решения. Иначе получится хаос, такой, как у нас в стране, из-за того, что Ельцин с Хасбулатовым не могут договориться. Это самый неподходящий вариант - разделить посты. - Анатолий Васильевич, 24 июня, хочется надеяться, все прояснится. Ваша, если можно так сказать, дуэль с Бакалейником закончится, хотя бы на данном этапе. Но что дальше? Ведь в конце концов выборы проводятся не ради выборов. В определенной мере каждый акционер связывает с ними свои надежды, свое будущее. В этой связи, какими вам видятся перспективы Владимирского тракторного завода? - Я Иосифу Абрамовичу сказал: имейте в виду - ВТЗ сразу, быстро перестроить невозможно никакими иностранными инвестициями. Тракторный завод может и по-прежнему должен выпускать трактора и моторы - они сегодня еще нужнее потребителю. Другой вопрос: какие? Это - дело техники и времени. У нас сейчас на разработке и проходят испытания и новые двигатели, и новые тракторы. Более конкурентоспособные, с более высокими техническими параметрами. Задача – поставить на производство очередную «гамму» двигателей и очередную модель трактора. Повторяю, тут вопрос времени. Это первое. Второе. Надо продолжать совершенствование технического уровня производства. Многое сделано. Создали энергетические мощности, заготовительные, механообрабатывающие, сборочные... Но на этом останавливаться нельзя. Мы и сегодня решаем важные вопросы. В частности, в литейном цехе №1 - скоро будет пущена новая автоматическая формовочная линия, в цехе автоматических линий заканчивается монтаж линии по обработке шатуна, это позволит высвободить производственные площади в моторном цехе №1. Запускаем новые технологические переделы по алюминиевым отливкам. Сейчас работает бригада совместно с французскими специалистами - идет внедрение новой термозакалочной обработки штамповок в кузнечном цехе. Одним словом, совершенствование технического прогресса - главное направление в работе. Одновременно никак нельзя упускать из поля зрения развитие социального сектора. Надо расширять, к примеру, жилищное строительство, создавать новые условия для полноценного отдыха тракторостроителей. Вообще они должны жить с каждым днём все лучше и лучше. В конце концов - это задача всех задач. Ради нее мы и работаем. И еще хочу сказать, вот о чем. Мы обязаны сохранить трудовой коллектив. И мы его сохраним и в условиях акционерного общества. Всем найдется работа: и творческая, и конкретная. Завод был, есть и будет. Его можно уронить, но он все равно будет дышать. Его невозможно расчленить, разъединить. Я иногда думаю, что бы мы делали, если бы у нас не было такого высокого процента собственного передела (60 к 40). Мы больше, чем какое-либо иное предприятие, можем рассчитывать на собственные силы. Сейчас это как никогда важно. - Тракторостроители и сейчас живут получше, чем работники других предприятий города... - Лучше - это не значит хорошо. А мы хотим жить очень хорошо. Все познается в сравнении. Я бываю в командировках и вижу, что такое хорошо и что такое плохо. Мы еще не очень хорошо живем, если не сказать плохо. У нас много абсолютно незащищенных людей. Я имею в виду пенсионеров, многодетных. А сколько у нас людей стоит в очереди на жилье! Проблем много, и их надо побыстрее решать. Я привык больше внимания обращать на проблемы, не обольщаться сделанным. Жизнь меня приучила трудиться, ставить задачи и их решать. Обольщение успехами смерти подобно. Перестанешь двигаться вперед» («Тракторостроитель», 22 июня 1993). «В Доме культуры пахнет свежей краской: здание недавно отремонтировали и внутри, и снаружи. Блестит отшлифованный паркет, свежеокрашенные стены и потолки отражают свет люстр. О том, как подготовлен ДК АО «ВТЗ» к первому собранию акционеров, рассказывает директор Жанна Давыдовна Йоффе. - В целом мы готовы. Осталось установить кабины для голосования, повесить шторы на окна, украсить сцену. 23 июня начнется регистрация акционеров. Значит, надо привезти дополнительные столы, расставить. Зрительный зал рассчитан на 480 мест. Мы закупили дополнительно 500 стульев, разместим в других помещениях - освободили несколько комнат, танцевальный зал площадью в 100 кв. метров. Принять и рассадить мы сможем около 900 человек, если будут желающие - и для них найдется место. Все помещения радиофицированы. В перерывах будет играть музыка. Текущий ремонт выполнен силами заводского ЖКУ. Оригинальные работы по мозаичной лепке и золочению деталей интерьера сделала бригада из Гомеля. Хорошо поработал участок связи... - А, как будут организованы питание и, если понадобится, медицинское обслуживание? - Буфетов в самом Доме культуры не будет. Торговля продуктами и прохладительными напитками будет организована перед входом в здание. Обедать акционеры - участники собрания - будут в заводских столовых, куда их отвезут на автобусах. Медпункт разместится в одной из комнат, где будет дежурить врачебная бригада» («Тракторостроитель», 22 июня 1993). «Трактор «Владимирец» оценили не только крестьяне, но и коммунальщики, лесоводы, строители, дорожники. Именно на последних рассчитана модель Т-30-70Д. Вместо обычных колес он стоит на металлических катках. С помощью такой техники легко можно отремонтировать дорогу, тротуар, практически не загромождая проезжую часть. Многие наверняка видели, как работники ЖКУ, сгибаясь от тяжести, тащат на себе сварочные принадлежности, водяные насосы-помпы и прочее свое оборудование. Теперь от этих забот их избавит коммунальный агрегат на базе тракторов "Владимирец". Выглядеть он будет как обычный трактор с прицепом. Но вот прицеп не простой - к нему подведен привод от двигателя и здесь же размещены различные коммунальные принадлежности, и с помощью этого нехитрого приспособления можно выполнять различные работы. Большую помощь окажет строителям трактор с навесным экскаватором Т-30-69 (емкость ковша - 0,1 квадратного метра), который будет выпускаться со следующего года в кооперации с Андижанским механическим заводом. Останутся они довольны и трактором-траншеекопателем Т-30-69ТК. Крестьянину нужен не просто трактор сам по себе, а оснащенный целым комплексом навесных орудий. До сих пор этому уделялось мало внимания. Несколько лет назад плугами, культиваторами, боронами, прицепами, картофелекопалками активно занялась ассоциация «Владимиртракторосервис», преобразованная недавно в акционерное общество. Но на ВТЗ пришли к выводу, что не следует отдавать на сторону ту прибыль, которая могла бы пойти в заводской карман, и поэтому все навесные орудия и приспособления решено было делать самим. Поскольку собственных свободных производственных мощностей нет, решили размещать заказы на стороне. Принцип сотрудничества с «подрядчиками» иной, чем у «Тракторосервиса». Он закупает у производителей трактора и оснастку к ним, сам как таковой производя немного. ВТЗ стремится свезти все навесные к себе, оснастить ими технику и лишь после ее продажи рассчитаться с партнерами. Последних - достаточно. Ивановский завод «Автокран» освоил выпуск двухкорпусного отвального плуга, ремонтный завод города Луха (Ивановская область) делает фронтальные погрузчики, бороны, волокуши, готовится выпускать бетономешалки на базе нашего двигателя МД-3. Самосвальные одноосные полуприцепы производит муромское малое предприятие «Якимань», картофелесажалку – «Рязсельмаш». «Подрядчики», как видим, в основном все находятся по соседству, хотя есть и дальние: зубовую борону делает завод «Одессапочвомаш», дисковую борону новосибирский «Сибсельмаш», грабли-ворошилку челябинская фирма «Юрга». Теперь о двигателях. К ним тоже предлагаются различные приспособления. На базе двигателей Д-144 и Д-21А разработаны силовые агрегаты. Выходной вал со шкивом может приводить в действие генератор, помпу. Поскольку у нас - солидный экспорт, в том числе и двигателей, а силовые агрегаты других стран отличаются от наших, разработан силовой агрегат многофункционального значения с соединительным модулем по латиноамериканскому образцу.
Высококлиренсный трактор Т-25К. Его создали для обработки высокостеблевых культур. Его колея равняется 2,8 метрам, клиренс - 1,5 метра. Это достигнуто за счет установки колес на дополнительные стойки. В задних стойках находится цепная передача для вращения колес. Т-25 может быть переоборудован в модификацию для высокостеблевых культур непосредственно в хозяйстве на сезон соответствующих работ, после чего его можно вернуть в первоначальное состояние.
Кроме двигателей мощностью 25 лошадиных сил, с конвейера сходят и маломощные - в 3 лошадиных силы. Используются они в различных отраслях народного хозяйства. Для удобства пользователей до конца года будут разработаны двигатели с вертикальным расположением коленчатого вала. Разработаны и уже находятся на подготовке к производству моторизованная насосная станция и деревообрабатывающий станок. Усовершенствуется и знакомый всем мотоблок. Он станет легче и мощнее. Мотоблоки будут оснащаться фрезами, косилками, водяными насосами, тележками, снегоочистителями. Расширение ассортимента пойдет не только за счет «подрядов» на стороне, но и своих сил. Пока недостаточно используются мощности механосборочного производства. Б. УТКИН, главный конструктор АО «ВТЗ» («Тракторостроитель», 22 июня 1993). «На Владимирском тракторном заводе освоен выпуск новых двигателей: МДЗ - предназначенный для привода легких мотоблоков, мотокультиваторов, косилок, водяных насосов, электрогенераторов мощностью 1 квт, пневмокомпрессоров и других агрегатов; Д-144 (взамен Д-37) - дизель четырехтактный, четырехцилиндровый с воздушным охлаждением - для установки на тракторы и самоходные шасси класса 0,9, а также для использования в качестве отдельного силового агрегата; мотоблок М3; трактор Т-30А-80» («Тракторостроитель», 22 июня 1993).
Т-30А-80
«На Владимирском тракторном заводе создается цех, где будут выпускать резиновые и пластмассовые изделия для производственных нужд. Пока около 20 наименований таких деталей для мотоблока, двигателя, трактора и некоторых видов товаров народного потребления делают на двух небольших участках. Но жизнь требует, чтобы весь ассортимент резиновых и пластмассовых деталей, необходимых заводу, производился на месте. Это значит, что объем их производства предстоит повысить, как минимум, в 5-6 раз. Начальником цеха назначен А.И. Хромов, который одновременно возглавляет и участок пластмассового литья. Поставлена задача с 1994 года начать выпуск изделий 100-110 наименований. Это при условии, что не будут снижены нынешние объемы производства. Работы предстоит много. В реализации мероприятий участвуют ВРСУ, ЦНО, РМЦ. РСЦ, электроцех, отделы оборудования, главного механика, главного энергетика... Вместе с Анатолием Ивановичем мы побывали там, где ближе к осени разместится оборудование. Это довольно просторное типовое помещение, где раньше стояли станки цеха товаров народного потребления №1. Сейчас здесь вовсю «хозяйничают» рабочие ремонтно- строительного цеха: убирают ненужные перегородки и перекрытия. После РСЦ наступит очередь ВРСУ. Рабочим этого ремонтно-строительного управления предстоит проложить подводы сжатого воздуха, технической оборотной воды для охлаждения термопласт-автоматов. Потом специалисты наладят электроснабжение, установят кран-балки и подкрановые пути. Когда все это будет готово, с участков переведут сюда оборудование и подключат к работе, а также доставят новое. Что касается сырья (полиамида слюдонаполненного), то его, как и прежде, будут получать с Костеревского химкомбината. Но если сегодня на месячную программу нужно 2,5 тонны, то, начиная с января будущего года, сырья потребуется в 5-6 раз больше» («Тракторостроитель», 22 июня 1993). В 1993-м Гришин избран генеральным директором (до 1 февраля 1994) и председателем совета директоров ОАО «ВТЗ».