«В конце декабря состоялась конференция трудового коллектива ПО «ВТЗ». Был обсужден вопрос «Об основных положениях Устава предприятия и первоочередных задачах трудового коллектива по обеспечению устойчивого производства в 1992 году». С докладом выступил генеральный директор ПО «ВТЗ» А.В. Гришин. Он отметил, что 1991 год был для распавшейся страны очень трудным. Пришлось решать задачи не только обеспечения действующего производства, но и вопросы социальной защищенности работающих от дикого произвола рынка. Не решай мы эти задачи, был бы нанесен непоправимый ущерб сельскохозяйственному производству. Не все, как отметил генеральный директор, удалось решить так, как хотелось бы. Но главное было сделано: при остром дефиците рабочих кадров текущее производство устойчиво работало. При общем падении производства тракторов в стране в 1991 году по сравнению с 1990 годом на 13,7 процента у нас падение составило 5,4 процента. Подобная ситуация сложилась и с двигателями. Другими словами, удалось выстоять, сохранить трудовой коллектив и обеспечить его жизнедеятельность. В связи с этим генеральный директор поблагодарил тракторостроителей за честный и самоотверженный труд, и в особенности тех кто работает в основном производстве. Все вышеизложенное, по мнению А.В. Гришина, позволило сформировать прибыль, обеспечивающую основные потребности трудового коллектива. Среднемесячная зарплата в объединении составляла в 1991 году 703,2 рубля. За год (без учета новогодних наборов) реализовано 42 кг. мяса и мясопродуктов на каждого работающего. В этом добром деле очень помогли труженики подсобного хозяйства. Далее генеральный директор ПО «ВТЗ» выделил главные вопросы, которые будут определять работу объединения в 1992 году. Первое. Решение вопросов материально-технического обеспечения производства. Фондов больше не будет, государство сняло с себя ответственность за материально - техническое обеспечение. Поэтому жизненно важны прямые связи с поставщиками. Но до сегодняшнего дня многие вопросы не решены. Только в 1991 году тов. Гришин трижды побывал на Череповецком металлургическом комбинате. В результате решена проблема обеспечения коксом и на 70 процентов металлом. Второе. Нужно разобраться в недостатках внутрипроизводственной деятельности. Ведь мощности у объединения в этом году прибавились, а прежние планы стали неподъемными. Резко снизилась ритмичность производства. Все чаще сдерживают сборочные производства следующие цеха: первый и второй литейные, моторный второй, автоматный, прессовый. Требует улучшения и работа многих наших отделов и служб главных специалистов. Третье. Нам будет нужно провести реорганизацию органов управления. Речь, как подчеркнул А.В. Гришин, пойдет не о массовом локауте. На заводе пора работа всем найдется. Просто нужно избавляться от тех, кто имитирует труд, а платить тем, кто занят производительным трудом. Четвертое. Мы нуждаемся в стабилизации рабочих кадров. Здесь есть подвижки, и это связано с ростом зарплаты. Но, особо подчеркнул тов. Гришин, надо последовательно в новом году выводить из производства вьетнамцев и солдат. И в то же время крепить дисциплину и рационально использовать рабочее время в целях стабилизации производственной деятельности. Далее генеральный директор ПО «ВТЗ» А.В. Гришин подчеркнул, что на рассмотрение конференции вынесен проект Устава объединения. Его предстоит еще утвердить в министерстве промышленности России. Выяснилось, что основная цель деятельности нашего предприятия — удовлетворение общественных потребностей народного хозяйства, увеличение вклада в ускорение социально-экономического развития страны. И на этой основе предстоит обеспечить рост благосостояния всего коллектива и его членов. Предприятие теперь самостоятельно осуществляет свою деятельность, распоряжается выпускаемой продукцией, полученной после уплаты налогов прибылью. Особо тов. Гришин подчеркнул ужесточение экологических требований к промышленным предприятиям. Это может привести к дополнительным расходам. Далее наступил наиболее ответственный момент. Оказывается, ныне назначение руководителей предприятий — право министерства промышленности России совместно с трудовыми коллективами. С генеральным директором должен быть заключен контракт. Тов. Гришин сказал, что если трудовой коллектив поддержит, то он даст согласие на заключение контракта и отдаст все силы на решение задач, стоящих перед трудовым коллективом. НАША СПРАВКА: А.В. Гришин пришел на завод более 40 лет назад, был мастером. Последовательно и основательно прошел все ступени производственной карьеры. Был заместителем начальника цеха, начальником цеха, председателем профкома секретарем парткома, главным инженером. С 1978 года А.В. Гришин — генеральный директор ПО «ВТЗ». Завод стал для него, как он сам говорит, «вторым родным домом, а его работники — самыми дорогими и близкими товарищами». *** Устав Государственного производственного объединения «Владимирский тракторный завод» был принят на конференции трудового коллектива 26 декабря 1991 года. 8 января 1992 г. его утвердил генеральный директор департамента тракторного и сельскохозяйственного машиностроения Министерства промышленности Российской Федерации Марков. 17 января Устав зарегистрирован распоряжением главы администрации Октябрьского района г. Владимира В. Абрамовым. Предприятие основано на государственной форме собственности с правом хозяйственного ведения и находится в ведении Министерства промышленности РФ, действует на основании Законов РСФСР «О предприятиях и предпринимательской деятельности», «О собственности» и настоящего Устава. Предприятие имеет в своем составе: — Владимирский тракторный завод, головное предприятие; — Головное специализированное конструкторское бюро по двигателям малого литража (ГСКБ);
— Внешнеторговую фирму «Владимирец»… На балансе у ГПО «ВТЗ» 20 детских дошкольных учреждений. Основные виды производимой продукции и услуг: тракторы Т-25А (оборудован кабиной), Т-25А2 (оборудован тентом). Т-25А3 (оборудован каркасом безопасности), Т-30А80 (оборудован жесткой, каркасной одноместной кабиной двухдверной с задним открывающимся люком).
Т-30А80
Десять лет ждет пуска в эксплуатацию окрасочный комплекс тракторосборочного цеха. В начале восьмидесятых планировали перевести туда почти все цеховые окрасочные участки. Уже тогда многие из них находились в аварийном состоянии. Сейчас под крышей комплекса действует только линия окраски колес, а нужно оборудовать еще две - для окраски запчастей и сборных конструкций. Раньше, по старым расценкам, на это бы ушло 10-12 тысяч рублей. Теперь, чтобы оснастить конвейеры всем необходимым, потребуется более 50 тысяч. В цехе не теряют надежду, что эта сумма найдется и комплекс все-таки начнет работать в июле 1992 года. Мы пока держимся Когда с крыш капает — ВТЗ работает, как только термометр «зашкаливает» за «минус» — энергоемкие дела встают на час, а то и больше. Оказывается, зимой предприятию не хватает электроэнергии. Периодически напряжение в электросети падает с 50 герц до 49,3, и тогда «автоматом» вырубаются подстанции. Чтобы избежать полного обесточивания, разработан график очередности отключения от сети цехов. Как только напряжение начинает падать, останавливаются литейки — это первая очередь. Если не помогло — отключают цехи второй очереди, затем — третьей. В 1991 году производства третьей очереди ни разу не вставали. А вот в 1992 году можно ожидать и худшего. После отключения Украины от общей энергосистемы, возник дефицит в 11 миллионов киловатт. Многие заводы, например, в Костроме, уже сейчас работают по сдвинутому графику: в выходные и праздничные дни. Мы пока положение контролируем сами. «ЭКОНОМИЧЕСКАЯ МАТРЕШКА» В ИСПОЛНЕНИИ КООПЕРАТИВА «СТАРТ» Скоро исполнится четыре года, как в печати появился проект закона «О кооперации». Сколько о нем было написано пространных статей, сколько сладкоречивых голосов вещало о грядущих полных коопприлавках. Тут и там поминались Ильич и «строй цивилизованных кооператоров». Где они, эти времена? Уходит последний из могикан - перестройщиков. Наступают времена постперестроечного похмелья. Ну а как же кооперация? Что же с ней такое приключилось? Почему кооперативный бум задел лишь сферу распределения? Почему кооперативное движение почти не затронуло сферу производства? Вопросы, вопросы, вопросы. Наверное, сейчас уже можно ответить на кое-какие из них. Кооперативное движение оказалось удивительно приспособленным для отмывания денег теневиками, для первоначального накопления (перекачка «безналички» в наличные, игра на ножницах между дешевым госсырьем и бешеными ценами на кооперативную продукцию) и для «коммерциализации» КПСС. Я имею в виду вариант превращения КПСС в своего рода советский «Гоминьдан». Автор — не прожектер, и понимает, что новая постсоветская элита нуждалась в первоначальном накоплении. Иначе о каком рынке можно говорить, если не иметь в виду идеально построенные схемы. Но политические реалии разрушили кооперативное обновление КПСС. И что же? Да то, что процесс первоначального накопления, по всей видимости, уже состоялся. И вот интересная иллюстрация на эту тему. Мы уже писали о кооперативе «Старт». Последний появился на территории завода около трех лет назад и быстро наладил производство автозапчастей. Сегодня здесь выпускаются запчасти 29 наименований и покрывается 5-процентная потребность в них. Тут мы имеем дело с новым слоем деловых людей, уверенно вписавшихся в советско-рыночные условия. Что я имею в виду? В условиях отсутствия рынков сырья, оборудования, материалов производственный кооператив мог лишь «прилепиться» к государственному предприятию. Только так можно было наладить стоящее производство. Но, с другой стороны, это прочно завязывало «новую экономику» на госструктурах. В абстракции это, видимо, плохо. В нашей перестроечной реальности другого пути не было. «Старт» быстро налаживал производство, там сложился (хорошая работа плюс хорошие заработки) неплохой коллектив. Цены на автозапчасти в последнее время только выросли, затоваривание, похоже, в обозримом будущем не просматривается. Завод же получал 10 процентов прибыли кооператива в качестве арендной платы и тоже, вроде бы, оставался доволен. Ну, а что дальше? Такое статус-кво долго продолжаться не могло. Теоретически, поднакопив деньжат, свободная экономика должна пуститься в свободное плавание. А практически? Со «Стартом» вышел весьма неординарный вариант. Уже с весны кооператив испытал определенное давление со стороны администрации. Дело в том, что в свое время высокими заработками кооператоры сманили к себе заводскую службу наладки. И вот настало время монтировать в тракторном цехе автоматическую линию по производству трансмиссии корпуса главной передачи. Попросили помочь «Старт». Артачиться кооператоры не стали, памятуя, что «долг платежом красен». Набрали 63 человека, зачислили в кооператив и стали эту самую линию налаживать. Безвозмездно, конечно. А тут «ненароком» путч августовский случился. Вот тогда пришлось всерьез поволноваться: ведь были уже арестованы счета некоторых совместных предприятий, готовилась малая «экспроприация экспроприаторов». Но вроде бы пока пронесло. И что же? Линию наладили, а дальше... Дальше кооператив «Старт» взял «лежачий» тракторный цех в аренду. Неординарное, прямо скажем решение. Цех в немалой степени укомплектован рабочей силой по военно-коммунистическому образцу: вьетнамцы, элтэпэшники, солдаты. Цех, стабильно дававший огромный брак. Цех, на рубль затрат производивший продукции на 90 копеек. Цех, накрепко завязанный на внутризаводских расчетах и на всей внутризаводской экономике. А последняя, как известно, сверхприбылей не приносит. Ну, «поле чудес» какое-же то. Не правда ли? Первая мысль: заставили кооператоров взять на буксир тонущий цех. Пора накопленную прибыль и порастрясти малость. И опять вроде бы не так получается. Завод платил работникам тракторного зарплату в 1 миллион рублей. «Старт» увеличил эту сумму до 2,8 миллиона. С декабря еще — на 40 процентов. При этом убыток от деятельности цеха в 1992 году планируется в 4—5 миллионов рублей. Учтите, что расчет сделан приблизительно, ибо все ценовые последствия гайдаровской шокотерапии предсказать сложно. Занялись и кадрами, которые в период постперестройки кое-что решают. От услуг вьетнамцев «Старт» отказался сразу. Сейчас помаленьку освобождается от солдат и элтэпэшников. Открылись вакансии, и желающих работать в цехе немало. Кстати, за прошедшие 1,5 месяца увольняющихся по собственному желанию нет, разве что двоих пришлось выгнать. Управленческий аппарат, конечно, пострадал малость. Ненужным оказался начальник цеха. Обошлись кооператоры и без трех экономистов: хватает своего, «стартовского». В целом, управленческий аппарат сократился на двенадцать человек. Что это за «потемкинская деревня», спросит недоумевающий читатель. Какие реформы, когда прибыль в минусе? Все так, и не так. «Старт» сейчас экономически достаточно мощен. Средства есть, оборудование подкоплено. При желании и стены бы нашлись. Так-то просто его уже не прихлопнешь. А в сложившейся ситуации кооператорами двигал трезвый расчет. Какой? Во-первых, из благотворительности цех кооператоры держать не будут. На освободившихся площадях разместят оборудование и «погонят» автозапчасти. Таким путем минус за год, возможно, «погасят». К тому же куплено оборудование для производства кирпича из шлака. Сырья заводские литейки дают море. Есть наметки производить этот самый кирпич для ПО «ВТЗ». Заводу для строительства это обойдется дешевле, и кооператорам — прибыль. Вот такой интересный симбиоз получился. Но прочна ли эта государственно-кооперативная матрешка? Это покажет наша пока непредсказуемая жизнь. Если вернутся военно-коммунистические времена, то судьба «Старта» будет незавидна. Ну а удадутся ельцинские реформы? Что тогда? Возможно, по пути «Старта» пойдут другие цехи. Руководитель «Старта» А.Е. Абанин отметил, что и в других цехах прекрасные возможности для инициативы. Надо только развязать всем руки. И, может быть, действительно удастся избавиться от дармовой рабсилы, ворующей за троих, от апатии, безответственности? Может быть, сама жизнь нащупала путь плавной эволюции ПО «ВТЗ» к более современным формам управления и работы? С. МАЛАХОВЕЦ, корр. «Тракторостроителя» *** С декабря прошлого года тракторный цех влился в заводской кооператив «Старт». И коллектив не узнать. Из цеха ушли пьяницы, прогульщики, нерадивые работники, сократился управленческий аппарат. Штат цеха на сегодня полностью укомплектован, хотя раньше с этим была проблема. Люди стали дорожить рабочим местом, возросли производительность труда, выросла зарплата. Один из кадровых работников цеха электросварщик Валерий Алексеевич Грибков, как и большинство, очень доволен новой формой работы, говорит, что у людей поднялось настроение и работа идет «с огоньком». Ay, строители! Набравшие было ударный темп работы на строительстве цеха стройиндустрии приостановились. За три года освоено всего лишь 500 тысяч рублей. Сметная стоимость объекта — три миллиона в старых ценах. Предполагалось, что уже в этом году будет пущена первая очередь: бетоносмесительный узел, галереи для подачи наполнителя. На сегодняшний день, однако, не завершено даже строительство «коробок», не полностью закуплено оборудование. Лишь размечены площадки под строительство цеха арматуры и металлоконструкций, формовочного цеха. Оборудования практически нет. В отделе капитального строительства лишь гадают, когда цех стройиндустрии будет полностью завершен. У подрядчика (ВРСУ) для этой стройки нет людей. Проходной двор? Рабочие продолжают увольняться из сборочных цехов. К концу 1991 года в моторосборочном цехе до плановой численности не хватало почти ста человек, а если не считать механизаторов, вьетнамцев, солдат и временный контингент — то требуется 200 работников. За год в цех на постоянную работу было принято 165 человек и уволено 162. Чуть лучше положение в тракторосборочном цехе. Здесь требуется всего 60 человек. Однако из 149 человек, устроившихся работать в прошлом году, задержались в цехе лишь двадцать. В отделе кадров выяснили, что людей не устраивают низкая, несмотря на все повышения, заработная плата, и тяжелые условия труда в сборочных цехах. А вот в моторных — текучесть кадров резко снизилась. Если дело и дальше так пойдет, то к середине 1992 года вакансий в этих цехах уже не будет» («Тракторостроитель», 15 января 1992).
«Общепит на блюдечке Не очень радостно встретили триста тружеников нашего комбината питания решение горисполкома о передаче заводского общепита в ведение предприятия. Ходят слухи, что результатом «приватизации» здесь будет только крупномасштабное сокращение. По прогнозам, уровень обслуживания заметно упадет. Завод пока не торопится с ответным решением и, возможно, назовет себя хозяином лишь в апреле. Три оставшихся месяца предприятие будет морально готовиться к тому, чтобы взвалить на себя еще одну обузу. Видит око, да зуб неймет Надежды на то, что с ростом цен вырастет в три раза товарооборот заводского общепита, не оправдались. Рабочий люд, повергнутым тройными ценами на каждое блюдо в шоковое состояние, все реже ходит в столовые. Чтобы выяснить, на сколько же снизилась посещаемость, в управлении комбината питания провели небольшое исследование. Так, 18 декабря прошлого года столовую «Молодежная» (№ 102) посетило 760 человек, а 10 января пришло сюда только 466, то есть на 40 процентов меньше. 18 декабря в заводских столовых пообедало 7899 человек, месяц спустя поклонников общепитовской кухни оказалось куда меньше — всего 5832. Иностранцы в подвале В поисках рынка сбыта заехали к нам на завод литовские производители. Совершенно «бескорыстно», не выставляя каких-либо требований ВТЗ, они взялись обеспечить тракторостроителей качественной трикотажной продукцией: шторами, накидками на мебель, покрывалами. Несмотря на высокую (даже по нынешним ценам) стоимость изделий, партия более чем в три сотни штук разошлась за один день. Невыясненным пока осталось одно, — как прибалты проникли на территорию завода и открыли торговлю в «святая святых» ВТЗ — штабе гражданской обороны (подвал заводоуправления). *** Поднявшаяся до 72 тысяч рублей цена трактора пока еще не сказалась на сбыте. В цехе консервации, упаковки и отгрузки готовой продукции в первые две недели января отбоя не было от «ходоков». Вопреки прогнозам, берут «Владимирцы» и без кабин. Уже по новой цене таких было отправлено потребителям 247, с кабинами — 159. Очень много заявлений в последнее время поступает от частников. Но, как пояснил зам. начальника цеха по производству К.И. Котов, с ними ВТЗ пока не работает — обеспечить бы заказы агропромов и крупных предприятий.
«Если тракторный не выживет, то кто же тогда останется? Сегодня на страницах нашей газеты рассказывает об итогах минувшего года, наших перспективах на будущее заместитель генерального директора ПО «ВТЗ» по производству И.И. Радченко. - Иван Иванович, так как же мы завершили минувший год? - Год для нас был непростым. Сложной ситуация была летом. Но в октябре—ноябре положение стало налаживаться. Неплохой настрой был на декабрь. Но, к сожалению, отсутствие чугуна и кокса привело к остановке литейных цехов. Заделов у нас не было, и тут же это отразилось на сборочном производстве: пришлось их останавливать. На лицо и результаты: по сравнению с предыдущим годом выпуск тракторов в декабре 1991 года составил 78,5 процента, а моторов — 76,8 процента. За весь же год результаты таковы. Тракторов мы выпустили 29739 штук, а это 93,8 процента по сравнению с годом 1990-м. По моторам и того меньше: выпуск составил 92,3 процента по сравнению с тем же годом. В чем тут дело? Ответить однозначно сложно. Ведь завод — серьезный организм, и на него воздействует множество факторов. Тяжелое положение сложилось у нас с литейным производством. Не раз держали сборочные цеха — тракторный, моторный второй, автоматный. Конечно, не на уровне была и дисциплина. Но о каком-то резком росте наших внутренних проблем за год сказать нельзя. Придержали нас, особенно на финише года, внешние факторы. Ведь за всю историю завода не было случая, когда в декабре приходилось «распускать» не отдельные участки, а целые цеха. — Скажите, а помогли ли нам организационные новшества, внедренные в ряде цехов? Я имею в виду тракторный, автоматный, кузнечный и некоторые другие? — Ну, что можно сказать? Там, где применены новые формы, хуже не стадо. А вот подвижки к лучшему определенно есть. Нет у нас серьезных проблем с кузнечным цехом, несмотря на сложности с кадрами, со снабжением металлом. Срабатывают и новые формы организации труда, но нельзя сбрасывать со счетов и роль лидера — начальника цеха А.Б. Кузова. И, в отличие от «родственных» литеек, цех весь год работал стабильно. В предыдущие годы немалые проблемы были у нас с цехом шестерен. Ныне с ПГКО «Эвольвента» мы бед не знаем, хотя в ноябре «загнали» его в очень серьезную ситуацию. Но как только появился технологический металл, снова коллектив стал работать стабильно. Трудно нам давалось решение о передаче тракторного цеха кооперативу «Старт». Много было сомнений. Подтолкнуло нас внедрение новой автоматической линии. И, тем не менее, в последние месяцы налицо резкое улучшение в работе этого цеха. И сейчас вопрос по цеху только один — обеспечение заготовками. Других проблем мы с этим цехом на сегодняшний день не знаем.
По автоматному цеху пока делать выводы рано, так как там только переходят на новые формы. Какие-то подвижки уже есть и, думаю, что результат будет. — Иван Иванович, в предыдущем году нас чаще всего тормозили литейки. Почему бы новые формы организации труда не применить для них? — Увы, там многое зависит не только от организации труда. Не все просто. Металлургические цеха — это сложнейший комплекс проблем. Ведь кооператоры стремятся внедриться в более современные цеха с новой базой. А с литейками — сложнее, и коллективы там большие. Скажем, тракторный цех пока «Старту» по карману. А на литейку «стартовского рюкзака» явно не хватит. Поэтому в каждом случае приходится принимать свои конкретные решения. По литейным цехам, тем не менее, разработан целый ряд мероприятий. Расписаны все вопросы организации труда, повышения оплаты. Будет решаться и комплекс технических задач. Если мы его разрешим — станет лучше всему заводу. Поэтому сегодня приоритет мы отдаем литейным цехам: и по зарплате, и по другим социальным вопросам. Что касается техники, то имеется импортное оборудование для первого литейного цеха. В этом году предстоит смонтировать германскую линию «Гизоблок». Если мы сумеем ее запустить к концу года (а объем работы очень большой), то мы во многом решим проблемы этого цеха. Есть, конечно, и другие варианты. Это перераспределение номенклатуры между цехами, изготовление более производительной оснастки, изменение структуры кооперации и т. д. — Хорошо, это наши проблемы. И их, судя по вашему рассказу, решить можно. А как дело будет обстоять с поставками сырья и комплектующих из других мест бывшего СССР? — Финиш года дал почувствовать, что это такое, внешние дела. Начало года, увы, тоже оптимизма не внушает. Мы намечаем на нынешний год произвести 30 тысяч тракторов и 150 тысяч моторов. Это уровень 1990 года. И нашему коллективу такая задача вполне по силам. Только с литейками решить проблемы — и цифры вполне реальны. Главное — решение внешних вопросов по снабжению. Ситуация здесь очень сложная. Не случайно, что генеральный директор не вылезает из командировок. Но сказать сейчас, как будет дело со снабжением, просто невозможно. Ведь ситуация меняется очень быстро. И возникает масса вопросов. Как связываться с республиками? Какими деньгами расплачиваться. Ведь у нас есть поставщики и в Прибалтике, и в Азербайджане, и в Армении, и в Узбекистане, и на Украине. Поэтому от внешних служб зависит 80 процентов наших программ. Конечно, кое-что мы «перебрасываем» в Россию. Ищем новых надежных поставщиков в республике, в области. Но ведь связи налаживались долгие годы, и просто так их «перебросить» за год невозможно. Тем более, что это абсурд. Весь мир все более объединяется, а мы стремимся замкнуться. Но, тем не менее, мы будем искать выход. — Иван Иванович, уже установлены новые цены на нашу продукцию. Не было ли случаев отказа от наших тракторов? — Пока официальных отказов не было. Насколько мне известно, многие готовы брать и за 72 тысячи трактор. Но только машины с кабинами. Сейчас нужно бы уже давать 80—85 процентов машин с кабиной, а со 2-го квартала перейти на полный выпуск таких машин. Иначе можно затовариться. — И последнее: каковы наши перспективы на будущее? — Я думаю, что неплохие. Потенциал у коллектива сейчас неплохой, программу делать может. Хорошие мощности у нас в цехе автоматических линий, в цехе серийных деталей. Неплохая реконструкция осуществляется и в литейных цехах. За предыдущий год мы лучше многих стали решать социальные вопросы. Конечно, может вмешаться политика, но перспективы у завода неплохие. База есть, уверенность есть — работать можно. Так что унывать нечего. Если тракторный не выживет, то кто же тогда останется? ПЛАТА ЗА СМЕКАЛКУ Эффективно работали в прошлом году заводские рационализаторы. Благодаря реализации их идей экономились электроэнергия, сырье и материалы, снижались трудоемкость и потери от брака. В целях развития творческого потенциала, инициативы и предприимчивости рационализаторов с 1992 года и ПО «ВТЗ» значительно увеличено авторское вознаграждение за новшество, дающее экономический эффект. Если прежде за содействие рационализации выплачивали полтора процента, то теперь — 4.5 процента от фактически полученной экономии. Минимальная выплата за использованное рационализаторское предложение теперь 30 рублей. А в целом запланированные затраты на изобретательство и рационализацию возрастают на 200 тысяч рублей. Для примера приведем следующие данные: если, благодаря рационализации, сумма годовой экономии составит от 100 до 500 рублей, вознаграждение составит 21 процент от этой суммы плюс 30 рублей. Если же сумма годовой экономии выразится в размерах от 5 до 40 тысяч рублей, то рационализатор получит вознаграждение, которое составит 6 процентов от этой суммы плюс 270 рублей. Если же годовая экономия превысит 100 тысяч рублей, то автор рационализаторского предложения будет иметь 1.5 процента от этой суммы плюс 3270 рублей. ОТ ГОСТА — К МИРОВЫМ СТАНДАРТАМ Издан приказ о мерах по дальнейшему повышению качества выпускаемой продукции в 1992 году. В нем отмечено, что заводами и цехами объединения внедрено более 60 мероприятий, техническими службами главных специалистов — 15 мероприятий, направленных на совершенствование конструкции, ликвидацию брака и улучшение качества продукции. 108 технических процессов деталей и сборочных единиц имеют заводской аттестат качества. Немаловажную роль в обслуживании нашей техники и снижении претензий от потребителе играет ассоциация делового сотрудничества «Владимиртракторосервис». За 11 месяцев 1991 года рекламации на двигатели снизились на 70 штук (их было 409), а вот рекламаций на тракторы было на 48 штук больше (173). Основные дефекты — поломка первичного вала, нажимного диска, корпуса гидромеханизма, промежуточного вала, — они-то и были чаще всего причинами рекламаций. Потерн от брака за январь — ноябрь прошлого года снижены на 11,4 процента и составили 0,4 процента себестоимости товарного выпуска. Возврат готовой продукции органами техконтроля сборочных цехов составил по тракторам 3,7 процента, по двигателям — 0,6 процента. Государственная аттестация продукции прекращена. Сейчас реализуется программа переработки действующей системы управления качеством продукции на основе международных стандартов ИСО серии 9000. И все-таки в работе над качеством есть немало недостатков. В частности, удержание за брак с конкретных виновников остается на крайне низком уровне — 4,95 процента от суммы убытков (15,2 процента от прямых затрат). Не в полном объеме внедрены в прошлом году мероприятия оргтехпланa по разделу «качество». Сорваны сроки внедрения по 15 мероприятиям из-за неудовлетворительной работы литейных цехов №1 и №3, ИШО, отдела оборудования. Сроки выполнения 16 мероприятий перенесены на нынешний год. Слабо работают в цехах группы качества, хотя именно их развитию нынче будет удалено особое внимание при проведении аттестации и сертификации системы качества. Этим же приказом утвержден план совершенствования конструкции изделий, ликвидации брака, улучшения качества продукции на 1992 год, а также мероприятия по повышению технического уровня и конкурентоспособности экспортной продукции, мероприятия по повышению технического уровня и качества в сварочном производстве, план работы по метрологическому обеспечению качества продукции и стабильности техпроцессов в цехе автоматических линий. *** Уныние царит среди строителей малосемейки по улице Народная, дом 15-в. Уже пять недель, как они слоняются без дела по этажам недостроенного дома. Причина простоя обычная — нет строительных материалов. Когда мы писали о стройке в последний раз, отсутствовали перемычки, теперь — раствор. Как пояснила прораб А.В. Тюкачева, раствора не было во всем городе: - Ездили, искали его по всем строительным предприятиям. Везде отказывали — суверенные республики и государства не поставили цемент. А так мы уже в прошлом году сделали бы девятый и «десятый» этажи. Нам и перемычки завезли, и два вагона кирпича пригнали. Ну, а пока дом медленно-медленно растет вверх, его, приблизительно с такой же скоростью, разбирают снизу. Так, с 30 декабря прошлого года по 1 января 92-го первый этаж лишился сразу восемнадцати оконных створок. Воры пробовали выставить блоки целиком, но, к счастью, это им оказалось не под силу. Только стекла побили. Украденное спишут по акту, а вот как «погасить» время, потребующееся на ремонт? Кстати, на любой стройке воровство и хулиганство ожидают заранее и принимают меры. Например, первый и второй этажи всегда наглухо закрывают. Здесь же нет ни решеток, ни заслонов из досок. Недавно раствор завезли. Не теряя времени, строители принялись за работу. Кто знает, чего не будет хватать завтра... Л. ПУХОВА» («Тракторостроитель», 22 января 1992).
«Приватизация стучится в дверь Вчера в Москве находился заместитель генерального директора ГПО «ВТЗ» по экономике Ю.В. Киселев. Он встречался с вице-президентом компании «Автосельхозмашхолдинг» А.З. Горневым. Обсуждался вопрос о предстоящей приватизации нашего предприятия. Обстоятельный разговор об этом пойдет в середине февраля на заседании СТК. Новая схема приватизации, предложенная правительством, предусматривает продажу акций, как трудовому коллективу (на льготных условиях), так и на фондовом рынке. Главная сложность — оценка стоимости завода. Ведутся переговоры с рядом фирм, которые возьмут на себя подготовительную работу. А вообще порядок такой. Российский комитет имущества создает комиссию по приватизации того или иного предприятия. Она разрабатывает план конкретных действий. Он согласовывается и утверждается в соответствующих инстанциях. На это уходит до полугода. А сам процесс приватизации длительный — рассчитан на несколько лет. На этот год поставлена задача — сделать первые шаги. И вновь начинается бой На завод поступила партия японской теле- и видеоаппаратуры — всего 80 комплектов. По предложению председателей цеховых комитетов профсоюза в каждом подразделении будут решать сами, кому выделить аппаратуру и как ее продавать — в комплекте (телевизор и видео) или по отдельности. Стоимость телесистемы 20 тысяч рублей. Только рабочим достанутся электропилы и электрорубанки (1006 рублей за комплект). Труженики отделов по непонятной причине лишены права приобретения столь необходимого и дефицитного в наше время инструмента. *** Ко многим дефицитам, к которым мы притерпелись за многие десятилетия, добавился еще один — дефицит электроэнергии. То в одном микрорайоне города, то в другом по вечерам отключают свет. Правительство России ввело в январе... летнее время, отодвинув «темноту» на час позже. А суверенные республики СНГ не пожелали этого делать, в результате возник бардак на транспорте, страдают пассажиры, убытки уже исчисляются миллиардами рублей. Вот так. Ну, а дефицит электроэнергии вроде как был, так и остался. На заводе по крайней мере он по-прежнему ощущается. В сутки ВТЗ для ритмичной работы требуется до одного миллиона киловатт-часов электроэнергии. Но частенько энергосистема не дает возможности заводу работать на полную мощность, и это цеха основного производства сразу чувствуют — их ограничивают в потреблении энергии или отключают ее на какое-то время. Распределением энергии у нас «занимается» электросиловой цех. В нынешних условиях его роль заметно возросла. Электросиловой цех постоянно и строго следит за расходом энергии в цехах. Если подразделение лимит исчерпало, то ему делают предупреждение. Не помогло — выставляют счет, потому что при перерасходе энергии завод платит стотысячные штрафы. А в 1992 году будем платить еще больше. Кстати, тариф на электроэнергию вырос в четыре раза. В последнее время то и дело падает частота тока. Нормальная — 50 герц. При ее снижении до 49 герц генераторы выходят из синхронизма, т. е. создается аварийная ситуация. При падении частоты до 49,3 герца и ниже автоматически отключаются некоторые питающие фидера. — Поэтому, — говорит начальник цеха В.В. Славгородский, — чтобы дать возможность работать цехам, в этих случаях производим перераспределение энергии внутри завода с ограничением потребляемой мощности. Это мера вынужденная, болезненная, но тут уж ничего не поделаешь ... В цехе 230 человек — не хватает пятидесяти. Пятая часть коллектива — пенсионеры, люди, отработавшие в цехе и даже на одном участке по двадцать-тридцать лет. — Молодежь к нам идет неохотно, — сетует Василий Владимирович. — Первое, что останавливает — заработная плата. Дело в том, что новичок у нас становится специалистом, лишь проработав несколько лет: пока не узнает предприятие, электросети, оборудование. Только тогда он и получит высший разряд и соответствующую квалификации зарплату. Другое дело — на конвейере. Там процесс обучения, адаптации проходит гораздо быстрее. Правда, недавно В.В. Славгородский сумел-таки доказать, что его подразделение выполняет не менее важную работу, чем основные цехи, и с 1 января на двух участках несколько подняли зарплату. На этот год прогнозы не очень оптимистичные. Особенно трудное положение, считает начальник цеха, сложится на электроремонтном участке. Именно здесь чинятся все электродвигатели — «сердца» станков. В цехе нет своей службы снабжения, и даже если бы она была, вряд ли удалось достать дефицитные ныне запчасти, кабель, медную проволоку. Прежде завод пользовался услугами объединения «Промэнергоремонт», а вот теперь приходится крутиться самим. Снабженцы ездят по стране, ищут и медь, и проволоку из нее. В год нам нужно 25-30 тонн обмоточной меди, тонна стоит от 270 до 300 тысяч рублей. Но с нами на контакт кабельные заводы не идут. Видимо, придется закупать медную проволоку за рубежом — за валюту, на что вынуждено идти руководство завода ... - Все так привыкли вспоминать о нас только тогда, — говорит В.В. Славгородский, — когда начинаются перебои. И снова забывают, когда все нормализуется. А вот если бы внимания к нашим проблемам было больше, то и цех принес бы гораздо больше пользы заводу. Л. АЛЕКСАНДРОВА Все дорожает Еще совсем недавно фирменная кастрюля со свистком считалась хорошим подарком. И выглядит прилично, и удобна, и дешева. Первыми двумя качествами наша кастрюля обладает и сегодня, а вот что касается цены: с прошлогодней 4 рубля 20 копеек она подскочила до ... 145 рублей. Замок висячий теперь стоит 55 рублей. Теплица, стоившая в прошлом году около 150 рублей, подорожала почти в ... 14 раз. Все цены — с налогом на добавленную стоимость. Значительно выросли тарифы на коммунальные услуги: отопление и электроснабжение — в три раза, холодная и горячая вода, газ — в пять раз. А значит, «подорожали» и заводские общежития. Теперь средняя семья, проживающая в «общаге», платит ежемесячно около 40 рублей. Ну, это еще по-божески: с нового года плата за двухкомнатную квартиру — 90 рублей. Выиграли одиночки, живущие в общежитии, — для них плата за место осталась прежней — 5 рублей. *** СЕРЕБРЯНЫЙ слиток весом в два кг. 800 г. пытался вывезти из России рабочий ВТЗ, гражданин Вьетнама Фам В. ГОВОРЯТ, что шестеро солдат, срок службы у которых вышел, не уехали домой. Утверждают, что это именно они грабят по ночам гардероб автоматного цеха — зафиксировано три таких случая за последние две недели. Я Б В РАБОЧИЕ ПОШЕЛ... Любые мало-мальски жизнеспособные социально-экономические организмы готовятся к «автономному плаванию». Запасается крупами каждая отдельно взятая российская семья. «Задраивает люки» крестьянский двор, готовясь выживать в одиночку. Нечто подобное, правда, в более сложном варианте, происходит и с крупными предприятиями. При рынке, о котором говорено, переговорено, главная проблема для фирмы — прибыль. При распаде коммунистической системы — живучесть завода и его способность обеспечить тружеников максимумом жизненных благ, не отходя от заводской кассы. И вот вроде бы совсем новое: государственный корабль резко выруливает в сторону рынка. А завод ... все «задраивает и задраивает люки», готовясь к «автономке». Бартерные потоки увеличиваются, объем торговли продовольствием и промтоварами по рыночным, но более низким, чем за воротами, ценам, растет. Российское правительство планирует «при благоприятном стечении обстоятельств», семи-восьмимиллионную армию безработных (в нее попадет каждый двенадцатый ныне работающий), а на ВТЗ все требуются и требуются рабочие. До сих пор в цехах не могут (и смогут ли в ближайшее время?) освободиться от вьетнамцев, «химиков», солдат... Нестыковка какая-то выходит, своего рода двухуровневая экономика: «наверху» — движение в одну сторону, «внизу» — в другую. Или, может быть, правительственные импульсы не доходят до глубин российской экономики? Как бы то ни было, но более основательно судить об указанных здесь тенденциях можно будет по прошествии времени. А автора в данном материале волнует судьба управленцев, но не «в свете прогнозов» Гайдара и его команды, а в рамках нашей заводской реальности. Безработица для нас — пока слово по-прежнему экзотическое. Почти как в эпоху пресловутого застоя, когда клеймили ее, проклятую, на партсобраниях и политучебах, а за рюмочкой, в тесном кругу, можно было проявить и кухонное диссидентство: у «них» - де потому так живут и работают, что чуть что — и за ворота. Дай бог, подольше бы такое опереточное восприятие безработицы оставалось... У нас пока не массовая безработица, а лишь сокращение кадров в одном месте, при открытых вакансиях в другом. Но управленцам и при таком раскладе уже становится неуютно ... Двадцать второго ноября прошлого года был издан приказ № 691 «О повышении эффективности управления», получивший у тех, кого он касался, более простое и, видимо, более точное название «приказ о сокращениях». Отделам и цехам дали разнарядку. Но, с другой стороны, формировались и формируются новые отделы, требующие себе штаты. Так, в юном возрасте находится ОРС, но, судя по объемам торговли, штат его будет расти. Коммерческие отделы также будут пополняться людьми. Придется, возможно, взять в штат и работников комбината питания. Так что проводимые сокращения — лишь одна сторона медали. Необходимость комплектования новых отделов — другая. Повнимательнее приглядимся к социальным последствиям сокращений. Ведь уже сейчас можно увидеть процессы, которые, возможно, только усилятся в будущем. Поэтому давайте внимательно рассмотрим социальный портрет «сокращенцев». Всего на заводе на 1 января работало руководителей 1330 человек, специалистов — 2222. Сокращению же подлежит около 400 человек. Каковы же первые результаты? Пока отдано распоряжение на сокращение 132 человек. Кто эти люди? Тридцать девять пенсионеров, есть и те, кому за сорок. Но преобладает молодежь до 30 лет. Как видно, молодым пока труднее закрепиться на приличном месте. Среди сокращаемых большинство женщин. Так что, увы, пол можно выделить как вторую группу риска при сокращении. Еще раз подчеркну: эти данные не окончательные. Еще не дали своих «кандидатов» почти все цеха и некоторые отделы. А именно в цехах, есть и такое мнение, наибольшие резерв управленцев на сокращение. Центральный аппарат объединения работает с перегрузкой, притом нарастающей, а вот в цехах потише и поспокойнее. Изменится ли общая картина, когда поступят все данные? Возможно, но вряд ли очень сильно. Вот, кстати, интересный факт. Шестеро уже согласились поменять место работы. Одной подыскали вакансию инженера. А другим (все женщины) пришлось соглашаться на должность контролера, кладовщицы, ученика маляра, распреда, секретаря-машинистки. А ведь все сокращаемые — с высшим образованием. Лишь трое подыскали работу на стороне. Остальные предпочитают дорабатывать до конца на ВТЗ. Кстати, всем предлагаются рабочие профессии, но не всех они, видимо, устраивают, да и не всем (возьмите пенсионеров) под силу. Может быть, нынешнее сокращение еще не столь болезненно потому, что во многих отделах сокращают вакансии, а не «живых» людей. И все же автора не покидает тревожное ощущение, что вот такое мерное, спокойное сокращение — явление уже вчерашнего дня. Да, генеральный директор А.В. Гришин заявил, что рабочие места на заводе всем найдутся. Да, сказал помощник генерального директора по ООТиЗ В.В. Щербович, затраты на управленческий корпус завода относительно невелики. Да, говорил в одном из интервью заместитель генерального директора по экономике Ю.В. Киселев, зарубежных предпринимателей привлекает на российском рынке не только малооплачиваемая рабочая сила, но и сильная инженерная база. Все это хорошо, и со всем этим можно согласиться. Но есть и логика экономических реформ, проводимых в посткоммунистических странах. И везде первыми жертвами безработицы оказывались управленцы. В бывшей ГДР управленческий корпус предприятий сокращался на 50—60 процентов, в то время как работающие у станков мест не теряли. Коснется ли это нас? В какой-то мере, видимо, да. И хорошо, если больно не заденет. А если распад хозяйственных связей плюс спад производства приведут к падению прибыли? А если массовые локауты станут неизбежны? Конечно, реальная экономика отличается от реформаторских прожектов, и в начале статьи я это показал. Но и быть готовым к крутым поворотам нужно. Хотя, как говорится, чур меня... С. МАЛАХОВЕЦ *** Оранжевые телекамеры появились недавно прямо перед будкой стрелка ВОХР у центральных ворот и в караульном помещении главной проходной «Телеглаза» появятся также в некоторых цехах, по всему периметру заводской территории. ГПО «ВТЗ» пошло на серьезные затраты для закупки дорогостоящею оборудования, поскольку слишком уж лакомым кусочком для ворья стала сегодня наша продукция. Несколько дней в помещении главной проходной работали сварщики. Они делали дополнительное помещение, где разместятся пульт централизованного наблюдения за заводскими объектами и комната досмотра.
Благодаря тому, что ВОХРу помогает малое предприятие, также занимающееся охраной на ГПО «ВТЗ», что сократились хищения из цехов топливных насосов, стартеров, генераторов — почти в 10 раз» («Тракторостроитель», 29 января 1992).
«ВЧЕРА утром директора семи крупных заводов (в том числе ВТЗ) и трех фабрик подписали договор о взаимных обязательствах с городской администрацией. ВСЕГО за 1250 рублей в час «яснознающая» Алла Константинова из Санкт-Петербурга пообещала защитить тракторостроителей от энергетического вампиризма. Профактив выразил готовность заплатить за это. ГОТОВЬТЕ деньги: на ВТЗ поступили шерстяные одеяла, подушки, пряжа и... вино в трехлитровых банках — для тех, кому оно не досталось в канун нового года. ПОЖАР в литейном цехе № 2 вывел из строя автоматическую формовочную линию. Виновные наказаны. НА ВТЗ арестована шайка воров, похитивших, по предварительным данным, 23 трактора. *** ЧЕГО НЕ МОГУТ ПОНЯТЬ ЯПОНЦЫ В жизни, особенно в технике, мы нередко подолгу ищем неведомое для нас, но то, что для других является давно найденным. Вот, к примеру, сколько лет существует трактор, столько его создатели пытаются обеспечить тракториста максимальными удобствами. Наши конструкторы ведут постоянную «борьбу» с вибрацией, с шумом. Просматривая техническую литературу, они отыскали в проспекте одной из шведских фирм нечто интересное, что натолкнуло на мысль изменить конструкцию амортизатора. В результате улучшилась подвеска кабины трактора, снизились шумы и вибрация. А в целом новшество дало более 130 тысяч рублей годовой экономии. В данном случае изобретать велосипед не пришлось. Подобных примеров можно привести немало. За два минувших года внедрение «заимствованных» идей дало нашему объединению почти 760 тысяч рублей, а за минувший год — более 600 тысяч рублей условной прибыли. Кто ищет, тот всегда находит. К услугам новаторов заводская научно-техническая библиотека, фонд которой составляет свыше 80 тысяч единиц печатной продукции. Библиотека постоянно обогащается информационными материалами десятков научно-исследовательских институтов. Для полного удовлетворения читательского запроса широко используется межбиблиотечный абонемент местных и республиканских книгохранилищ. В библиотеке записано 2700 читателей. Но заведующая Г.А. Шеленкова и ее помощники Н.П. Лазарева и С.А. Прохорова стремятся к тому, чтобы их было еще больше. Оформляются тематические книжные выставки, проводятся библиографические обзоры, дни технической информации. Если раньше библиотека находилась на отшибе, вне завода, то сейчас ей предоставлено помещение в новом корпусе, в центре предприятия. Заметную роль в техническом прогрессе играет изобретательское и рационализаторское движение. Несколько недель назад специалисты Госпатета
провели во Владимире областной семинар, в котором участвовали и работники ОНТИИР ВТЗ. Запомнился пример из деятельности всемирно известной японской фирмы «Хонда», производящей автомобили. 60 процентов прибыли она получает за счет рационализаторских предложений. Каждый инженерно-технический работник подает в год примерно 50 предложений. Когда наши специалисты стали интересоваться сроками внедрения новшеств, то японцы долго не могли понять, о чем ведется речь. До их сознания никак не доходило, что полезное мероприятие может годами не использоваться в производстве. Там, в стране восходящего солнца, любое мало-мальски ценное предложение обязательно претворяется в жизнь. Это делается не только для выгоды, но и для развития инициативы новаторов. Когда человек видит, что его предложение находит поддержку, у него пробуждается желание и в дальнейшем вести творческие поиски. К сожалению, в нашем обществе такие отношения пока не сложились. У нас в объединении немало специалистов, «проворных в мыслях и действиях», обогащающих производство оригинальными техническими решениями. Так, в прошлом году конструкторам Ю.Д. Соболевскому, А.Г. Фахрутдинову, В.Л. Купершмидту, Н.И. Васильеву и В.Л. Романову за разработку двигателя внутреннего сгорания с воспламенением от сжатия выдано авторское свидетельство № 1588884. Это изобретение позволило нашему предприятию получить свыше миллиона рублей прибыли. Свыше пяти миллионов рублей дало предложение В.В. Вирина, Н.В. Поздеева и П.М. Тептелева (авторское свидетельство № 1575629), изменивших конструкцию кулачка для привода толкателя. Большую экономию металла и денежных средств дали рационализаторские предложения Ю.Е. Товарнова, В.В. Староверова, А.П. Цветкова, Е.В. Карповой, В.Л. Любимова и других. Нет такого рационализатора или рацорга, который не побывал в ОНТИИРе. Здесь подскажут тему, на разработку которой следует направить свою энергию, помогут оформить документацию, провести нужную экспертизу и т. д, У работников БРИЗа В.Н. Климова, Л.С. Лаптевой и Н.М. Лежениной со многими рапортами установились прочные деловые связи. Такие отношения, безусловно, положительно влияют на успешную новаторскую деятельность в коллективах цехов литейного № 1, моторного № 2, прессового, термического, экспериментального, сбыта, ГСКБ, ОГМета. За минувший год только от рационализаторских предложений получен большой экономический эффект. Сокращено потребление 650 тонн стального проката, 117 тонн чугуна, 3,5 млн. квт-часов электроэнергии, на 15 тысяч рублей инструмента, снизилась трудоемкость на 11,5 тысячи нормо-часов, потери от брака — на 23 тысячи рублей. Для оформления своих идей в виде заявок на изобретения новаторы обращаются в заводскую патентную службу, основной задачей которой является юридически грамотное оформление документов и защита интересов авторов и производственного объединения в сфере интеллектуальной собственности. Приятная новость. В объединении вступил в действие приказ, значительно усиливший материальную заинтересованность новаторов. В три раза увеличивается авторское вознаграждение за использованное рационализаторское предложение. Если прежде за содействие внедрению выплачивалось полтора процента, то теперь 4,5 от фактически полученной экономии. В целом запланированные затраты на изобретательство и рационализацию возрастают на 20 тысяч рублей. М. ВАСИЛЬЕВ» («Тракторостроитель», 12 февраля 1992).
«СЕМНАДЦАТЬ МГНОВЕНИЙ ОХРАННИКА К., или На казенном тракторе — в казенный дом НА ВТЗ только и разговоров, что о шайке воров, угнавших с завода то ли пять, то ли пятьдесят тракторов. Дыма без огня не бывает. И мы решили проверить слух, встретившись с заместителем начальника отдела борьбы с экономическими преступлениями Октябрьского РОВД Н.А. Груздевым. — Николай Алексеевич, почему ваша служба занялась нашими тракторами? — Так «распорядился» случай. Один товарищ купил на ВТЗ тракторы и оставил на платной стоянке на Ерофеевском спуске. Однажды пришел, а одного нет... Обратился в милицию. Мы стали заниматься этим делом и «вышли» на группу лиц, похищавших тракторы с ВТЗ. Украденные «Владимирцы» хранились на платной стоянке. Вот тот, кто их перегонял покупателям, и «прихватил» чужую машину. Похищенные тракторы оформлялись через два владимирских малых предприятия. Там составляли акты закупки от частных лиц, а потом машины перепродавали. Конечно, брали ворованное дешевле, а продавали намного дороже. — Правда ли, что среди похитителей не только рабочие тракторного завода, но даже охранники? — По делу проходит около 10 человек, причастных к хищению тракторов. Есть и работники ВТЗ. В частности, двое — из цеха сдачи тракторов (один арестован), и два стрелка вневедомственной охраны. Доказано, что один из охранников способствовал хищению семнадцати тракторов, а другой — шести. Оба арестованы. — А сколько всего украли машин? — Точную цифру назвать сложно. Мы работаем около месяца и пока располагаем сведениями, что украдено 23 трактора. Группа следователей продолжает заниматься этим делом. Похоже, эта цифра не «окончательная». — Николай Алексеевич, и все же я не понимаю, как можно было угнать столько тракторов? — Мы предложили провести инвентаризацию и документальную ревизию в ряде подразделений ВТЗ. Подобные сверки проходят на заводе ежемесячно. В документах все тютелька в тютельку. Мы же обнаружили, что на самом деле должного учета нет. Сотрудники милиции, выезжая в командировку, например, во Львов, обнаружили там похищенные тракторы, которые по заводским документам должны были находиться еще либо в цехе сдачи тракторов, либо в отделе сбыта. Есть случаи, когда под одним номером изготавливают два, а то и три трактора. В ходе проверки в поле нашего зрения попал трактор, оплаченный 28 декабря 91-го года председателем профкома ВТЗ А.И. Борисовым. 2 января его перегнали владельцу, а если судить по документам, то он должен был еще стоять на сбыте. Неразберихи много. Очень трудно определить, сколько на самом деле произведено тракторов, сколько отправлено на сбыт, сколько продано. Начинаешь выяснять, и слышишь о каких-то «долгах», «заделах» ... — И что же «грозит» похитителям тракторов? — Лицам, которые уже арестованы, предъявлено временное обвинение по ст. 93 прим. УК РСФСР — хищения в особо крупных размерах государственного и общественного имущества. Группа продолжает расследование. Как только работа завершится, мы дадим дополнительную информацию. Интервью подготовила Е. СМИРНОВА *** Спорткомитет России присвоил нашей ДЮСШ по футболу «Торпедо» звание специализированной детско-юношеской школы олимпийского резерва. Она воспитала немало спортсменов, впоследствии членов сборных команд России, занимавших высокие места в чемпионатах страны, выигрывает их международные турниры. Достаточно назвать имена Олега Стогова, Игоря Варламова, Максима Путилина, Игоря Асланяна. Наши ребята выступают в первенстве России и в играх на Кубок Российской Федерации. В своей зоне команда мальчиков 1978 года рождения вышла в финал Кубка России. Сейчас наша школа — единственная ДЮСШ олимпийского резерва по игровым видам спорта во Владимирской области. Н. ЗАСЕДАТЕЛЕВ, директор ДЮСШОР *** 29 февраля — 1 марта в районе д. Верезино проводятся 27-е традиционные соревнования по лыжному спорту на приз В.Н. Рогунова» («Тракторостроитель», 22 февраля 1992).
«ДВАДЦАТЬ ПЯТЬ «Владимирцев» не отправлены потребителям только потому, что какие-то негодяи разбили в кабинах стекла. Внутри нашли шарики от подшипников, болтики. Интересно, кто гак «развлекается»? СБЫТ С ДОСЫЛОМ По словам начальникa цехa консервации, упаковки и отгрузки готовой продукции Ю.И. Куделькина, трактора и моторы с заводской маркой в прошлом году расходились легко. Не предвидится проблем со сбытом и в обозримом будущем. Правда, сложности все же есть. Ряд областей Российской Федерации отказались брать трактора из-за резко возросшей в первом квартале 1992 года цены: если год назад одна машина стоила не более 10 тысяч рублей, то в январе за нее пришлось «выкладывать» 51 тысячу, а с февраля уже 64 тысячи целковых плюс 28-процентный налог на добавленную стоимость. В «отказники» попали восемь областей России: Мурманская, Курская, Пензенская, Омская, Томская, Тюменская, Магаданская и Калининградская. Последняя, правда, уже передумала и согласна на новые условия. С теми же, кого подскочившая цена не устраивает, завод намерен прекращать сотрудничество. Основная масса продукции уходит по госзаказу. Основная, но не вся. В прошлом году государство заказало 25500 машин, a получило 16256. Заводу тоже надо жить и, трактор — прекрасный товар для бартерных сделок. Ведущий рынок сбыта, как и прежде, ограничен границей бывшего Союза ССР. Тем не менее политические реалии сегодняшнего дня внесли свои коррективы. Торговля за пределами России ведется по квотам. С некоторыми бывшими республиками СССР — Грузией, Молдовой, Литвой, Латвией, Эстонией, они пока не установлены. В последнее время завод начал практиковать продажу тракторов за наличный расчет. В кассе предприятия не хватало наличности, да и решили просто попробовать, как оно получится. В январе—феврале реализовано 25 тракторов, все по новым ценам. Среди покупателей – 11 человек из государств Прибалтики. Кстати, для них Т-25 обошелся дороже, в 97 тысяч. Заграница! Свободная продажа техники в настоящее время прекращена, однако Ю.И. Куделькин видит в перспективе время, когда подобная реализация тракторов станет обычной практикой. В отличие не от тракторов двигатели в свободную продажу не идут и пока не пойдут. Жесткий госзаказ и заводской бартер – вот и все. Цены возросли, естественно, и на двигатели Д-21 в декабре 1991 года стоил 2458 рублей плюс пятипроцентный налог, сейчас он обходится покупателям в 19 тысяч 362 рубля плюс 28 процентов добавленной стоимости. Цена Д-144 в конце прошлого года составляла 3927 рублей плюс 5-процентный «президентский» налог, теперь — 31730 рублей и еще 28 процентов. Традиционно моторы с маркой «ВТЗ» поставляются в Липецк, Ташкент, Харьков, а также Махачкалу, Петербург, Рыбинск. В эти города идут самые большие партии продукции. Кроме того, есть потребители, берущие моторы малыми партиями. Одна из главнейших проблем, беспокоящих сбытовиков, заключается в том, что за заводские ворота моторы зачастую уходят без генераторов, центрифуг, коленчатых валов. Дело не в халатности заводчан, просто тяжело с поставками. Потребители в Липецке, Ташкенте, Харькове зубами скрипят, но берут и такие моторы. Потом мы досылаем недостающее. Итак, затоваривание тракторами и двигателями ГПО «ВТЗ» в ближайшее время не грозит. В перспективе же завод вряд ли прибегнет к услугам разного рода посреднических фирм и бирж. К чему платить им, если можно самим создать специализированную торгующую организацию и смело идти в рынок. В. ЗАБУГА, корр. «Тракторостроителя»
ТОЛЬКО МЕДВЕДЮ ТЕПЛО В СУГРОБЕ На заводе катастрофически не хватает складских помещений. Поступающее оборудование порой приходится грузить в три яруса. А его, как назло, везут и везут. Недавно привезли и сварочные трансформаторы, заказанные отделом главного сварщика. Сгрузили на открытой площадке склада оборудования, прямо в сугробы, под падающий мокрый снег. Трансформаторы укомплектованы блоками снижения напряжения холостого хода. Согласно инструкции, их положено хранить при температуре от плюс пяти до плюс сорока градусов в закрытом отапливаемом помещении с влажностью воздуха около восьмидесяти процентов. Но сугробы и открытое небо предполагают несколько иной температурным и влажностный режим. Понимаю, в рамках завода этот факт — пустяк, и не такое происходит. Да и главный сварщик В.Г. Фроленков заверяет, что с оборудованием ничего страшного не случится. Он сам лично уже потребовал разобрать сварочные аппараты по цехам. Конечно, специалисту виднее. Но зачем тогда указывать в инструкции условия хранения? Короче, налицо столь привычная нам бесхозяйственность. В. ДАНОВИЧ» («Тракторостроитель», 19 марта 1992).