Сусальное мастерство в слободе Мстёре
Сусальное мастерство, по всей вероятности. Возникло в Мстёре вместе с иконописью, так как иконописное мастерство не может обойтись без сусального серебрения и золочения икон. Сусальное мастерство составляет одну из тяжелых работ, требующих от работника физической силы и крепкого сложения, ибо тут нужно выбить из металла воздушный металлический листочек. Производство состоит в следующем: берется серебро, покупаемое в Москве пластинками небольшой величины – дюйма 3 или 4 в квадрате – мягкое, толщиной листа в 2-3 писчей бумаги, самой высокой пробы (94-96 проб); пластинки эти называются жеребьями. Мастер нарезает острым ножом особой формы несколько тончайших пластинок (ножи похожи на обыкновенные столовые, но конец их острый и длиннее обыкновенного), которые затем разрезаются на кожаных, маленьких. Туго набитых шерстью подушках, и тогда каждая пластинка кладется в книжку, состоящую из пачки таких листов. Листки золота кладутся между листками плевы, т.е. оболочки печенки крупного рогатого скота. Во время убоя скота мясники снимают эту оболочку, омывают и еще как-то приготовляют, так что выходят листочки в виде пропитанной воском бумаги темно-красного цвета, прозрачные и толщиной как обыкновенная писчая бумага; книжка форматом немного менее четвертинки писчей бумаги состоит из 250 листочков плевы и называется снасть; снасти такие продаются довольно дорого. На сусальных заводах в Москве выделывается сусальное золото высокой доброты, называемое червонное; тут же выковывается золото низкое, называемое двойник, двойником называется золото с примесью серебра, у него одна сторона золотая, а другая – серебряная. Когда снасть уже более негодна для золота, она продается сусальщикам-серебренникам. Последние приобретают снасти по 10, 15 руб. за снасть. Листочки из плевы очень прочны и держатся очень долго. Сусальное производство требует высокой температуры, а потому мастера-сусальщики производят работы в одном исподнем платье; температура заведения имеет 20, 25 градусов и более. Каждый мастер запасает для себя несколько снастей, так что одна находится под руками, а другая находится в тисках в теплом месте. Выделывается она так: кладется на большой дивий камень, одинаковой высоты с маленькой скамеечкой, на которой сидит мастер; он бьет по ней со всего размаха широким молотком в 7-8 ф. веса, если где пробивается сверху бумага, то мастер заклеивает ее слюною. Листочки, разбитые до известной тонкости, снова разрезаются и опять кладутся в снасти, и т.д. Затем снасть куется другим молотком, тоже плоским и немного менее первого весом. А именно в 5 и 5 ½ ф. Этим молотком он кует тоже несколько раз, разрезая листочки металла, и когда они уже совершенно тонки, то снасть куется 3-м молотком, остро-овальным в 3 и 3 ½ ф. в., в последний раз, что называется выправкой. Если во время ковки делаются скважины на металлических листочках, то мастер накладывает на эти скважины новые частички металла и они сковываются вместе. Когда серебро совершенно выковалось, мастер обрезает неровности краев листочков по известной мерке и раскладывает серебро в тетради или книжки, состоящие из тонкой неклеенной бумаги, в роде газетной, и чтобы серебряные листочки не приставали к бумаге, то бумагу слегка просыпают порошком из красного карандаша. Каждая книжка состоит из 30 листочков серебра. Серебро продается пачками, пачка состоит из 10 книжек, т.е. 300 листочков серебра, имеющих в длину 6 дюйм., в ширину 30; продается по 2 руб., 2 руб. 20 коп., 2 руб. 30 коп. за пачку, или по 20, 22. 23 коп. за книжку. Серебро жеребьями покупается по 27 и 30 коп. золотник. Мастера работают более сдельно, по установленной плате с пачки книжек; один мастер может сработать пачку в неделю. Мастер вырабатывает 1 руб. 80 коп., 2 руб. сер. и несколько более в неделю на своем содержании. Конечно, здесь требуется больше физическая сила, чем искусство. Чем сильнее будут удары, тем более выработает мастер. Серебра идет на пачку в 10 книжек 3 золотн., которое и отпускается мастеру весом; из этих 3 золотн. Должно оставаться 1 зол. и не менее ¾ зол. очисток, обрезков неровностей и шероховатостей листочков, которые называются крохи; они также употребляются в дело. Сусальное серебро сбывается в Мстёре, доставляется также в слободу Холуй и с. Палех. Сусальное серебро употребляется на все иконы: на венцы изображений святых, воздух, фон иконы, платье и т.п. Золото употребляется только на более дорогие заказные иконы. Серебро накладывается на иконы в растворе яичного белка, а на образа, писанные на полотне, на вареное с краской льняное масло. Когда наложенное серебро или золото засохнет, то покрывается спиртовым лаком, отчего серебро переходит в желтый, подобный золоту цвет. Другой способ употребления сусального серебра на иконы следующий: несколько листочков сусального серебра кладут на чистую краскотерную плиту (но крохи или очистки серебра для этого негодны) и растирают курантом с разведенным гуммиарабиком до такой степени, когда получится совершенно мелкая серебряная краска, которая высушивается в раковинах или чайных блюдечках; разведенная белком яйца, она накладывается на образ кистью. Это серебро называется творенным или творенное. Третий способ серебрения называется коптель; он состоит в следующем: берут листочек серебра, вешают его на длинную палочку и держат несколько времени над горячими углями; от жара серебряный листочек принимает темно-красновато-желтый; из этих листочков также, как и выше сказано, приготовляется краска, она употребляется преимущественно во Мстёре на образа, назыв. Стародубские, т.е. делаемые под вид старинных и вообще для подделки древних икон. Отсюда сусальное серебро также доставляется в с. Павлово Нижегородской губернии, для сундуков, подносов и проч., и также посылается частью и в Сибирские губернии, где существует выделка сундуков; для сундуков употребляются большей частью очистки от серебра – крохи; очистки эти трут, смешав с медом, на плите, потом массу кладут в сосуд, наливают водой и мешают лопаткой; осадок серебра опускается на дно сосуда, вода сливается, наливается свежая, и таким образом серебро промывается до тех пор, пока в нем не будет примеси меда; этот осадок просушивается, превращается в серебряный порошок и затем идет в дело. Порошком насыпают, посредством кожаной лосиной подушечки, сквозь трафарет, на сундуках и подносах на места, покрытые вареным льняным маслом, для изображения цветков, рамок, арабесок и проч. Сусальщики развозят приготовленное ими сусальное золото по заведениям сс. Холуя, Павлова, а в низовые губернии посылают по почте. Крохи или серебряные очистки употребляются. Кроме сундуков и подносов, на гальваническое серебрение медных риз, которых в Мстёре также производится большое количество; очистки (крохи) продаются по 35 коп. золотник. Сусальных заведений в Мстёре - 5, каждое имеет 4-7 и более работников. В последнее время между крестьянами слободы Мстёры промышленность эта начинает ослабевать. Производство это сильно развилось в Пошехонском уезде Ярославской губернии, но там оно составляет промысел больше отхожий. В слободе Холуй один заводчик открыл сусальное заведение, но оно плохо идет и холуйцы более запасаются серебром у Мстёрских сусально-заводчиков.
/Владимирские губернские ведомости 1868 г. № 40/
Иконопись Владимирская губерния Вязниковский уезд с. Палех. Производством занимаются несколько сот крестьян и оно низведено до самой низкой степени ремесла. Впрочем, изучение Палеховской иконописи важно для археологии, так как иконы пишутся по старинным образам и есть много преданий относительно древней иконописи. Иконописцы, придерживаясь рутины, делают все-таки много уступок природе и современному искусству, и так как население Палеха довольно развитое, то немного нужно было бы для того, чтобы поднять дело писания икон и поставить его на надлежащую почву. Как с. Холуй производит иконы для простого народа, а Мстёра фабрикует копии с образцов XVII в., выдает их за подлинные и продает за таковые старообрядцам, так Палех работает для церквей, мещан и купцов. Это указывает, что здешняя иконопись относительно совершеннее иконописи двух названных центров иконного производства. Но иконы пишутся и здесь все-таки по частям. Мальчики-ученики через два года учения уже начинают писать на иконах низкой цены заученные этюды и таким образом убивается самодеятельность и возможность совершенствования. Ученики держатся мастерами подолгу и выучиваются мало; здесь было бы необходимо учредить иконописную школу.
/День (ежедн. газета) М., 1863 г. № 35 и 35/
«При обследовании инспекторов труда кустарных производств и мастерских в посаде Мстёра выяснилось, что далеко не все предприниматели проводят в жизнь закон о труде.
Так, например, в кустарном производстве И. Коткова работает шесть человек, из них 2 женщины. Средний заработок мужчины 20 рублей, женщины 12 рублей 50 коп. в месяц. Котков уже девять месяцев, как не страхует своих рабочих. Мастерская находится в грязном помещении. Баков с кипяченой водой нет, умывальников и полотенец также не имеется. Расчетные книжки рабочим выданы недавно. При сокращении одного из рабочих Котков не позаботился выдать ему компенсацию за неиспользованные отпуск» («Призыв», 8 мая 1926).
Слобода Мстёра Вышивка и иконопись Мстёры.
Школы иконописи в сл. Холуе и Мстёре. |