Род Мстерских крестьян-предпринимателей Крестьяниновых
Род Мстёрских крестьян-предпринимателей Крестьяниновых
Наиболее полной информацией о мстёрских Крестьяниновых располагает краевед Владимир Борисов. Вот что он пишет:
«По метрическим книгам Троицкой единоверческой церкви удалось выявить четырёх братьев – Якова, Василия, Семёна и Федора Андреевичей Крестьяниновых. Старший брат, Яков Андреевич (1816 – 23.12.1889), очевидно, был довольно заметной личностью во Мстёре. В 60-70-е годы XIX века он был старостой Троицкой церкви, что говорит о его материальном благополучии, так как на эту должность старались выбрать состоятельного человека».
Единоверческая церковь во имя св. Троицы. Слобода Мстёра Вязниковского уезда
Священнику слободы Мстёры Единоверческой Троицкой церкви Александру Косаткину и церковному старосте, той слободы крестьянину Якову Андрееву Крестьянинову за приобретение от разных благотворителей 700 руб. сер. на покупку нового для своей церкви колокола, 9 февраля 1870 года, объявлена признательность и благословение от Его Высокопреосвященства, Антония Архиепископа Владимирского и Суздальского.
Это не единственный случай участия Я. Крестьянинова в жизни церкви. Так, в 1878 году ему было объявлена благодарность епархиального начальства за пожертвование в церковь села Шустово, а в 1882 году – благословение Святейшего Синода без грамоты за заслуги и пожертвования по духовному ведомству.
О жизни его брата С.А. Крестьянинова (около 1828 – 11.07.1898) известно меньше. О том, что он имел хорошую репутацию среди жителей слободы, говорит избрание его мстёрским сельским сходом 7 декабря 1875 года опекуном малолетнего И.Ф. Шталёва. Сам Семён Андреевич с супругой Дарьей Антоновной (около 1831 – 13.11.1912) имел десять детей… О предпринимательской деятельности С.А. Крестьянинова найти какие-то сведения пока не удалось. То, что он имел заведение во Мстёре, связанное с производством икон, сомнений не вызывает. Его сын Василий, который в начале XX века являлся владельцем крупнейшей фабрики этого профиля, в рекламе своего предприятия отмечает, что фирма существует с 1859 года. Естественно, что в то время она принадлежала его отцу.
Василий Семёнович Крестьянинов был владельцем крупнейшего предприятия по производству икон во Мстёре. К 1901 году у него уже наладилась торговля иконами и киотами в Москве в Верхних торговых рядах.
«Строительство корпусов фабрики, которые дошли до сегодняшнего дня, — пишет Владимир Борисов, — было начато в 1906 году. Василий Семёнович постоянно стремился к усовершенствованию, механизации и увеличению производства».
В кон. 1908 г. предприниматель Василий Семенович Крестьянинов основал меднопрокатный завод, на которой вырабатывалась фольга для изготовления икон, который именовался «Промышленное заведение медно-прокатной выработки фольги». Для неё построили двухэтажный кирпичный корпус, оснастили двигателем в 40 сил. К 1910 году на фабрике работали 25 человек, фольги изготавливалось на 14 тысяч рублей в год. К 1912 году количество рабочих увеличилось до 30, а годовой выпуск продукции – до 23 тысяч рублей (см. 3АО «Мстёрский ювелир»). ... Возникают две большие фабрики с паровыми двигателями, изготовлявшие фольгу. Новейшее техническое достижение - гальванопластика используется в производстве «святых образов». 10 ризочеканных мастерских и 24 фольгоуборочных заведения работают по 10—14 часов. Массовая более дешевая продукция икон подрывает творческие начала иконописания. Недорогая «фолежная икона» с написанными наспех, по шаблону только руками и ликами и убранная вся разноцветной фольгой, имитирующей драгоценные ризы, оттесняет живописную икону. Индивидуальные иконописцы не могут конкурировать с мануфактурным производством и попадают в кабалу к скупщику и предпринимателю. На фабрике В.С. Крестьянинова делались иконы в металлических окладах и бисерных «одежках». На окладах надпись: «Москва. В.С. Крестьяниновъ съ [сыновьями]. Фабрика в с. Мстёре Вл[адимирской] губ[ернии]».
Штемпель Торгового дома В.С. Крестьянинова во Мстёре. Резина; металл; дерево; резьба; штамп; работа токарная. 1910-е гг. 54x19 мм. Высота с рукояткой - 52 мм.
Матрица резиновая неровная на прямоугольной металлической основе. На матрице - текст: "ТОРГОВЫЙ ДОМЪ/ В.С. КРЕСТЬЯНИНОВЪ СЪ С-М/ СЛОБ. МСТЁРА ВЛАДИМИР. ГУБ." Рукоятка деревянная грушевидная токарной работы.В музее г. Мстёры представлена штампованная, стандартная, как игральная карта, икона производства фабрики В. Крестьянинова.
27 июня 1913 года в Москве зарегистрирован Торговый дом «В.С. Крестьянинов с сыновьями». Род деятельности – торговля иконами, киотами и другой церковной утварью. Полными товарищами (распорядителями) Торгового дома были крестьянин Василий Семёнович и его сыновья Федор, Василий и Николай Крестьяниновы с капиталом в 15 тысяч рублей. Главная контора и магазин были в Москве в Верхних торговых рядах. Торговля производилась также на Нижегородской ярмарке. Мстёрская фабрика вошла в Торговый дом. Полное название предприятия: «Фабрика икон, киот, лампад и меднопрокатный завод фольги».
Предпринимательством занимались ещё две ветви рода Крестьяниновых.
Так, в 1911 году на потомков Якова Андреевича были официально зарегистрированы два заведения – фолежное и ризочеканное. Фолежное заведение числилось и за сыном Федора Андреевича – Иваном Федоровичем Крестьяниновым – и его женой Евлампией Поликарповной.
С современной точки зрения, возникает вопрос, что лучше: икона «с намалёванными безобразными ликами святых» или качественно выполненная машинным способом? По воспоминаниям внучки В.С. Крестьянинова Юлии Николаевны Бычковой, хозяин следил за качеством и заставлял переделывать плохо выполненную работу или не платил за неё. О хорошем качестве икон, которые изготавливались на фабрике, красноречиво говорят следующие факты. На Всероссийской промышленной и художественной выставке в Нижнем Новгороде 1896 года Василием Семёновичем экспонировались фольговые иконы в киотах. Хотя они не были отмечены наградами выставки, но прошли строгий экспертный отбор, прежде чем стать её экспонатами. На Всероссийской кустарно-промышленной выставке 1901 года в Санкт-Петербурге В. Крестьянинов был награждён бронзовой медалью «за исполнение штампованных риз, украшенных орнаментами в старинном русском стиле и по цене общедоступных». Сам фабрикант в рекламе своего производства, опубликованной в 1907 году, отмечает, что им получены высшие награды на выставках в Лондоне, Вене и Париже. Значит, продукция фабрики заслуживала внимания».
«У Василия Семёновича и Александры Зосимовны было шесть детей, — рассказывает Владимир Борисов. – Зарабатывая достаточные средства, В.С. Крестьянинов в начале XX века рядом с деревянным домом, перевезённым из Нижнего Новгорода в конце XIX века, построил двухэтажный каменный дом (с которого и началась вся эта история.) Другой источник утверждает, что первоначально был построен каменный дом, а деревянный построен позднее для сына Николая. Недалеко от усадьбы находился сад (сейчас на этом месте улица Садовая)».
Дом фабриканта В.С. Крестьянинова (ул. Ленинградская, д. 38) построен в кон. ХIХ – нач. ХХ в. в русском стиле, изобилует пышным декором и богатством отделки. Сегодня дом с затейливыми башенками и арочными окнами пустует – так же как и соседнее деревянное здание, тоже некогда принадлежавшее семейству Крестьяниновых.
Кроме предпринимательской деятельности, Василий Семёнович принимал участие в общественной жизни. Он был почётным попечителем Мстёрской пожарной дружины, старостой Троицкой единоверческой церкви. Начиная с 1904 года, Вязниковское уездное земское собрание избирало В.С. Крестьянинова в члены уездного раскладочного по промысловому налогу присутствия.
События 1917 года круто изменили жизнь в стране. Все крупные предприятия были национализированы. Не стала исключением и фабрика Крестьянинова. В 1923 году она была сдана в аренду частным лицам и стала называться заводом «Металло-штамп». Заведующим заводом был В. Крестьянинов.
10 декабря 1925 года Владимирский губернский совет народного хозяйства передал завод в аренду Мстёрской кооперативной артели.
«Сами пустили завод. Два года бездействовал завод «Металло-штамп» в поселке Мстёре. Много приезжало московских арендаторов снимать завод. Ходили слухи, что вот завод сняли и он скоро пойдет. Но проходили месяцы, а завод все стоял. Рабочие были выброшены на улицу, переживали страшную нужду. Наконец, в ноябре прошлого года, рабочие сняли завод артельно: отремонтировали его и поставили часть новых станков. Загудел гудок, завод пустили в ход. Товар вырабатывается доброкачественный, заказы все больше и больше поступают на завод. Каждый месяц завод вырабатывает 130 пудов желтой меди и 65 пудов красной. Рабочих 44 человека. Артель с каждым месяцем понижает цены на продукцию. Завод, арендуемый Е. Фатьяновой, продавал фольгу по 21 рублю книжка, а с пуском завода артелью цена сразу слетела до 7 рублей. Артель жмет предпринимателя, улучшает качество продукции и расширяет свое производство» («Призыв», 3 апреля 1926).
«28-го июля разразившимся сильным ливнем на заводе Мстёрской артели (по прокатке меди) был затоплен двор и все нижние этажи завода, где помещались прокатный, полировочный и литейные цеха. В отделении нефтяного двигателя были затоплены отводные каналы. Вследствие наводнения ряд цехов завода не работал целый день. Подмочена обрабатываемая заводом медь. Теперь потребуется протирка меди и сушка. Убытки еще не определены» («Призыв», 2 июля 1927).
Советская власть не давала Крестьяниновым жить спокойно. У Василия Семёновича и его сыновей Василия и Николая были отобраны дома во Мстёре. Николай Васильевич неоднократно подвергался тюремному заключению. В 1937 году В.В. Крестьянинов был арестован в Москве и выслан в Казахстан. Такая же участь постигла многих предприимчивых людей в нашей стране.