(Владимирские Епархиальные Ведомости. Отдел неофициальный. № 33-й. 15-го августа 1915 года).
В г. Коврове, в старом Христо-Рождественском соборе имеется чтимая икона Смоленской Божией Матери. Представляя из себя копию Шуйско-Смоленской иконы Богоматери, она в тоже время имеет некоторое с ней и различие в изображении правой десницы Пр. Девы, каковая распростерта у ней отдельно на правой стороне груди Б. Матери, а не касается ног Божественного Младенца, как на иконе Шуйско-Смоленской. На обратной стороне иконы имеется изображение св. Николая Чудотворца, как он обычно изображается на запрестольных иконах Богоматери. Ковровско-Смоленская икона Богоматери издревле пользуется особенным уважением у всех Ковровских горожан, которые при всех выдающихся случаях своей жизни любят молиться пред ней, берут ее на дом, часто молебствуют ей. Причт Христо-Рождественского собораова по издавна заведенному обычаю каждый воскресный день совершает перед ней особенно-торжественное акафистное пение с пением канона, стихир, неоднократным чтением молитв.
Один из придельных престолов Христо-Рождественского собора посвящен в честь этой иконы.
28 июля — праздник Смоленской Божией Матери празднуется всеми жителями г. Коврова так же, как Светлый День. К этому празднику они приноровили свою ярмарку, которая с каждым годом делается обширнее и крупнее по своим торговым оборотам. К этому же празднику они приурочили и принесение в город Ковров чудотворной иконы Боголюбивой Б. Матери (см. Крестный ход из Боголюбова монастыря в г. Ковров с иконой Боголюбской Божией Матери), которая вместе с Ковровско-Смоленской иконой в продолжение почти целого месяца, пребывая в городе, носятся с раннего утра до позднего вечера по домам горожан для совершения молебствий, и не только православные, но нередко и старообрядцы с глубоким благоговением принимают их в свои жилища.
Народное предание приписывает иконе Ковровско-Смоленской Божией Матери более чем двухсотлетнюю давность и утверждает, что она была принесена в Ковровский собор из теперь не существующего села Нестерова, находившегося в 10 верстах от г. Коврова. В этом селе была по преданию деревянная церковь, которая сгорела, а икона Б. Матери, что ныне Коврово-Смоленская, среди пожара осталась невредима, а потом была принесена в Ковров. На месте этого села теперь растет густой, сосновый лес и среди леса на довольно большой, круглой поляне стоит маленькая, деревянная часовня. Кругом часовни по поляне виднеется масса заросших могил и также заросших землей больших камней, видимо бывших надгробными памятниками. Местные крестьяне при починке дороги, пролегающей по этой поляне, вырывали из земли множество человеческих костей, что несомненно свидетельствует о существовании здесь некогда кладбища. Гражданам г. Коврова, а также всем любителям древности следовало бы обратить на сие место внимание. Теперь это место находится в 2 верстах от деревни Говядихи, по дороге из нее в деревню Олешино и известно у крестьян под именем «Нестеровки».
С. I. П.
Шуйско-Смоленская икона Божией Матери