Никольская и Христорождественская церкви города Суздаля
Никольская церковь
Местная Религиозная Организация Православный Приход Свято-Никольского Храма Города Суздаля Владимирской области Владимирской Епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат) действует с 20 декабря 2000 г.
Настоятель, председатель приходского совета - Давыдов Андрей Юрьевич.
Адрес: Суздальский район, город Суздаль, улица Алексея Лебедева.
Две церкви Никольского прихода — летняя, во имя Николая Чудотворца, и зимняя — в честь Рождества Христова — находятся в юго-восточной части, так называемого, «кремля» города Суздаля, следовательно, внутри древнего «города», рядом с проездом между двух городских валов, у дороги, ведущей с большой городской улицы в кремль, к Богородице-Рождественскому собору.
Никольский женский монастырь
При Никольской церкви был женский монастырь.
Первые сведения о Никольском монастыре находим в описи города Суздаля под 1617 годом. В нем говорится: „да у Никольских ворот на монастыре 7 келей, живут черницы, питаются от церкви Божией". Это замечание позволяет утверждать, что древний Никольский монастырь находился на том же месте, где теперь стоит Никольская церковь. Из описи г. Суздаля видно, что из числа 4 городских ворот — одни в то время назывались Никольскими, несомненно по имени близ находящегося монастыря в честь св. Николая Чудотворца, так как других храмов в честь этого святого в „городе" не было. Ворота эти упразднены в XVIII веке, когда ныне стоящая Никольская церковь уже существовала, потому, конечно, и ее предшественник женский монастырь был на том же месте.
Следующее упоминание об этом монастыре находим в писцовой книге г. Суздаля 7136 — 1628 г. и 7137 — 1629 г. письма и меры Михаила Трусова да подъячего Феодора Витовтова где говорится: „до у Никольских ворот церковь Николы Чудотворца, древяна вверх, до трапеза теплая Петра и Павла верховных апостол, древяна клетцки, строение мирское приходных людей; а у церкви на монастыре одиннадцать келей, а в них живут шестнадцать стариц. До у Никольских ворот, на Покровском дворе церковь Иоакима и Анны, древяна вверх, службы нет". Эта заметка позволяет составить довольно полное представление об устройстве древних церквей Никольского монастыря, которое имело такой вид. При Никольском монастыре находилась деревянная церковь в честь Николая Чудотворца „древяна вверх". Это техническое выражение указывает, что церковь имела восьмиугольное основание и шатровую крышу. Рядом с ней находилась деревянная же церковь в честь Петра и Павла, считавшаяся монастырской трапезой. По своему устройству она была уже другой. Из двух господствующих в то время типов церквей: „древяна клетцки", т. е. имела в основании своем четырехугольный сруб и четырехугольную же крышу. Из описи видно, что в ближайшей местности, но уже за пределами монастыря, находилась еще церковь Иоакима и Анны, „древяна вверх", где не было службы. Она стояла на Покровском дворе и принадлежала, по-видимому, Нижегородскому, Печерскому монастырю, как можно заключить из описания кремля рпo той же описи Трусова и Витовтова.
Судя потому, что Суздальский кремль и вообще то очень не велик, и в нем, как видно из той же описи, было 120 дворов, в том же числе дворы Архиепископа и боярские, „да два двора пустых, да двадцать три место дворовых, да четыре дворовых порожних, да пять лавок пустых", и кроме того находились пять церквей и собор, нужно думать, что Никольский монастырь занимал очень небольшое пространство, и вообще был монастырь не велик, что, впрочем, подтверждается и немногочисленностью его сестер. Принимая во внимание настоящее положение церкви св. Николая, нужно думать, что по отношению к ней, церкви Петропавловская и Иоакиманская стояли к северу, по направлению к церкви Афанасия Великого, тесно подходя друг к другу.
Хотя Никольский монастырь был и мал, однако он не мог быть назвав просто пристанищем бедных людей, или какой либо общиной, потому что сохранял в себе монастырский устав. Это видно из того, что при монастыре была и игумения, в каковой должности в 1643 году состояла некая игумения Феодосия. О жизни собственно монастырской сведений сохранилось очень мало.
По всей вероятности, при своей бедности и малочисленности сестер он крайне нуждался в средствах, так как ни вотчин, ни владений каких либо за ним не значилось. Нужда заставляла монахинь обращаться к духовной и светской власти с просьбою о материальном вспомоществовании, которая и удовлетворялась. В архиве Суздальской духовной консистории имеются указания на то, что при Преосвященном Геннадии, еп. Суздальском и Юрьевском, Никольскому монастырю была оказываема помощь. В цитируемом документе говорится, что „при церкви Николая Чудотворца монастырь имелся девичий, и по грамоте царя и великого князя Алексея Михайловича всея великия и малыя и белыя России Самодержца в 7169 году, февраля 18 дня Суздальской архиепископии приказным Денису Петрову, дьяку Борису Васильеву велено того (Никольского) монастыря монахиням давать из домовых житниц в милостыню хлеба по две четверти ржи, но осмине овса, да по полтине денег на старицу, всего двадцети пети человекам". Долго ли Никольский монастырь пользовался материальной поддержкой, — сказать трудно, потому что дальше сведений о нем до 1719 года не сохранилось никаких, — вероятно, потому, что за это время в нем ничего особенного не произошло. Однако нельзя не обратить внимание на то, что число стариц, живущих в монастыре, заметно увеличивалось: с 16-ти в 1627 — 8 годах и до 25-ти в 1661 году. Сколько было белиц в монастыре, нельзя сказать.
До какого времени просуществовали три монастырские церкви: Николая Чудотворца, Богоотец Иоакима и Анны и Петра и Павла - сказать точно, по неимению источников, нельзя, но вполне вероятно, что все они сгорели во время происшедшего в 1719 году в гор. Суздале большого пожара, при Преосвященном Варлааме, еп. Суздальском и Юрьевском. В этом же году последовало формальное донесение о случившемся Преосвященному от Никольских попов: Сергея Афанасиева, Макара Семенова „с причетники". В донесении своем они заявили, что самая церковь, престол, жертвенник и Божественные иконы погорели, а так как без архиерейского позволения они не решились строить новую церковь, поэтому просили на это у Преосвященного благословения им „вновь строити, а о сборе в церковное строение... дать указ"... Преосвященный удовлетворил просьбу Никольского причта, и с этого времени началась строиться ныне каменная холодная церковь св. Николая Чудотворца. Остальные же две церкви: Иоакима и Анны и Петра и Павла восстановляемы не были.
Несмотря на это страшное бедствие, монастырь все-таки не был упразднен, но продолжал свое существование, хотя и неизвестно, была ли отпускаема ему „руга". Вообще же надо сказать, что Никольский монастырь во все время своего существования не располагал достаточными материальными средствами, и его крайняя бедность была, по всей вероятности, главной причиной, вследствие которой монахини, в последнее время оставшиеся уже в числе 5 человек, просили Преосвященного о переведении их в другой, Александровский, более состоятельный, монастырь. Преосвященный Иоаким, еп. Суздальский и Юрьевский, разрешил этот перевод монахиням в Александровский женский монастырь, после чего уже Никольский монастырь был упразднен. Эго произошло в 1726 — 9 годах.
По упразднении Никольского монастыря Епархиальная власть потребовала от настоятеля Никольской церкви разъяснений: кто из монахинь, перешедших в Александровский монастырь, не остался ли на прежнем месте, есть ли монахинские келии, „буде остались, в наличности ли имеются..., ежели в налице нет, тогда кем и куда употреблены", в чью собственность или повременное владение перешла монастырская земля, „ежели в отдаче находилась, у кого именно и по чем в год... и на каковыея точно надобности в расход оныя деньги держаны были". Это требование Епархиальной власти последовало после того, как некий правящий в городе Суздале полицейскую должность генеральной писарь Василий Нарбеков репортом объявил в Суздальскую провинциальную канцелярию, что близ церкви Николая Чудотворца, где был женский монастырь „жительство имеют пришлые люди и кто де им на тех местах строиться дозволил, о том у полицейских дел не известно". Келии монахинь были заняты бедными, вдовами и сиротами. Со временем келии эти пришли в ветхость, новых не строили и в позднейшее время монастырская земля перешла во владение частных лиц и застроена домами.
Этот бывший монастырь ключарь Анания Федорова описывает так: «при Никольской церкви что внутри кремля города, монахинь ныне никого не имеется, переведены преосвященнымъ Иоакимомъ Суздальскимъ въ Александровский девичий монастырь, а на ихъ местахъ жительство имеютъ въ малыхъ хижинахъ несколько вдовъ и сиротъ и питаются именемъ Христовымъ отъ подаяния. Никакой ограды у того монастыря не имеется».
В 1890-е годы производились земляные работы около церкви при устройстве новой ограды церкви. При раскопке земли в ограде, близ церкви, были найдены в большом количестве человеческие кости, четки, куски материи. Это обстоятельство свидетельствует, что в ограде некогда было место погребения монашествующих.
Христорождественская и Никольская церкви
Никольский храм
Деревянные церкви существовали до 1719 года; а в этом году, во время бывшего в Суздале пожаре, сгорели, и, вместо них, первоначально была построена каменная церковь с престолом Святителя и Чудотворца Николая, в 1719 г. Церковь имеет типичную для посадского храма устройство и состоит из основного объема, колокольни и соединяющей их трапезной. Перспективный портал и резные оконные наличники служат простым и изящным украшением гладкой стены основного объема-четверика. Верхняя часть четверика окаймлена широким карнизом из мелких кокошников. Венчает храм луковичная главка, опирающаяся на тонкий барабан с двумя аркатурными поясами. Вероятно, первоначально храм был пятиглавым.
Колокольня построена одновременно с холодной Никольской церковью. Колокольня в виде восьмерика на четверике по форме повторяет деревянные шатровые храмы. Четверик украшен фронтонами, а по его углам у основания восьмерика установлены небольшие шатровые башенки. Грани восьмерика украшены тремя ярусами ниш разной формы. Полукруглые ниши нижнего яруса повторяют ряд кокошников основного объема, а над ярусом ширинок расположен ярус из барочных восьмигранных ниш. Ярус звона обрамлен двумя зубчатыми карнизами и лентами из изразцов, арочные проемы звона отделены рустованными столбами, а верхняя его часть украшена миниатюрными башенками с крестами, сходные с башенками четверика. Венчает сооружение шатер вогнутой формы с тремя рядами круглых и пятиугольных слухов и маленькая шлемовидная главка.
По упразднении Никольского монастыря церковь его была обращена в приходскую. При этой церкви был полный штат священно-церковно-служителей, „которые довольствие имели от подаяния приходских людей". В 1736 году этот причт состоял из двух попов, одного дьякона и дьячка, в приходе имелось всего семьдесят дворов. С течением времени штат священно-церковно-служителей постепенно сокращался по причине бедности церкви и малочисленности прихода.
При церкви причт: священник и псаломщик. Годовой доход причта превышает 600 руб. Приход состоял из 20 дворов, душ мужского пола 67, а женского пола 70. [1]
В кон. 1880-х гг. церкви эти находились в полном упадке и запущении и не предвиделось никакой возможности отремонтировать их. Беднота и убожество церквей обратили на них внимание благотворителей, щедрыми пожертвованиями которых церкви и благоустроены. Оба храма были украшены хорошей стенной живописью, появились прекрасные иконостасы, вполне поместительны, светлы, везде видна была чистота и опрятность.
Обе церкви были обнесены новой каменной с железными решетками оградой, заменившей прежде бывшую убогую, с прогнившими, деревянными решетками.
Лебедев Алексей Дмитриевич
Лебедев Алексей Дмитриевич по окончании курса во Владимирской дух. Семинарии, в 1873 году, как один из лучших студентов, был определен 18-го октября того же года Высокопреосвященнейшим Антонием на должность учителя, по Греческому языку, в Суздальское дух. училище. Несколько лет он проходил еще должность учителя пения, а с 1883 г. состоял священником при Николаевской г. Суздаля церкви. Двадцатипятилетие службы учителя Суздальского духовного училища о. А.Д. Лебедева 22-го октября 1898 года происходило в Суздальском духовном училище скромное празднество по случаю исполнившегося двадцатипятилетия службы о. Алексея Дмитриевича Лебедева в должности учителя по Греческому языку.
Празднование двадцатипятилетия, с разрешения Высокопреосвященнейшего Сергия, устроено было сослуживцами о. А.Д. Лебедева и его бывшими признательными учениками. Бывшие ученики о. А.Д. Лебедева помнят его с самой лучшей стороны. Всем памятно, что о. А.Д. Лебедев был строг и требователен к ученикам, но в тоже время никто не забудет и того, что он умел то и другое смягчать непритворной любовию к ученикам, особенно если видел в них некоторое старание. Скучное дело заучивания греческих слов, склонений, спряжений и разных примеров па правила он умел оживлять и чрез это достигал того, что ученики заинтересовывались Греческим языком и занимались им усердно. Нельзя не отметить при этом в о. А.Д. Лебедеве и той черты, что он всегда был задушевен и прост в обращении с учениками. Поэтому то, когда сделалось известным, что училищная корпорация готовится к торжеству по случаю исполнившегося двадцатипятилетия о. А.Д. Лебедева, явилась мысль и между некоторыми бывшими его учениками почтить его поднесением ему иконы. 22-го октября, когда училищная корпорация праздновала двадцатипятилетие о. А.Д. Лебедева, прибыли в училищную церковь и почитатели его — священники городских Суздальских церквей. По окончании Божественной литургии, все они, во главе с виновником празднества, вышли на средину храма для совершения благодарственного Господу Богу молебствия. Перед началом этого молебствия Священник училищной церкви, о. М. Снегирев, старший из корпорации училища, приветствовал о. А.Д. Лебедева речью от лица сослуживцев и поднес ему икону Святителя Московского Алексия, имя коего он носит. В своей речи о. М. Снегирев, между прочим, сказал: я не беру смелости сплетать тебе, о. Алексей Дмитриевич, венок из похвал твоей училищной деятельности, чтобы не оскорбить скромности того, кого Сам Бог украсил венцом двадцатипятилетней усердной и честной службы. Вместо всяких похвал и воспоминаний прошлого, прими привет и поздравление с исполнившимся 25-ти-летием твоей службы, прими и благопожелание беспорочно пройти и дальнейшее время твоей службы, прими и не забывай, что труд учительства имеет свою лучшую награду только в чувстве свято-исполненного долга. Приняв икону, о. А.Д. Лебедев в краткой речи благодарил своих сослуживцев за честь, оказанную ему. Сей священный дар, говорил он, будет служить мне всегдашним напоминанием о вашем ко мне расположении. Я так сжился с вами, я так полюбил вас, что расстаться с вами, не видеть вас — для меня величайшее горе. Примите же мою искреннюю и сердечную признательность к вам, и угодник Божий, Святитель Алексий, да будет вам порукою в правдивости моих слов. После сего прочитан был Священником Смоленской церкви о. Андреем Давыдовым адрес, в котором выражена была глубокая благодарность о. А.Д. Лебедеву от всех его бывших учеников за его доброту, ласково-искренний привет и расположение к ученикам, а по окончании адреса поднесена была ему икона Святителя и Чудотворца Николая, при храме которого он священнодействует. А.Д. Лебедев был особенно тронут выражением благодарных чувств своих бывших учеников и выссказал, между прочим, в своей речи следующее: «я никогда не слыхал и не видал, чтобы бывшие когда-то ученики могли так помнить своего учителя и при том такого строгого и требовательного, как я. О таких учителях обыкновенно не помнят, а если и вспоминают иногда, то так, что лучше бы было, если бы не вспоминали. Что же именно побудило вас принять участие в сем скромном торжестве? Вопрос этот решить никто другой не может, кроме вас самих. Благодарю, глубоко благодарю всех вас за вашу память». После сего началось благодарственное Господу Богу молебствие, которое закончилось обычным многолетием. После молебна, приняв поздравления от корпорации и всех других участников скромного торжества, о. А.Д. Лебедев пригласил всех к себе в дом. При входе в дом, его встретили два ученика дух. училища, поздравили его от всех товарищей с исполнившимся 25-летием его службы в училище и поднесли ему на память письменный мраморный прибор. Затем, предложен был гостям чай, во время которого виновником празднества получены были поздравительные письма и телеграммы от знакомых и родных, товарищей и бывших учеников. Так, из Владимирской Семинарии была прислана телеграмма, за подписью Инспектора Семинарии Иеромонаха Евгения, Свящ. Ал. Шиповского, Помощников Инспектора: Николая Ушакова и Дмитрия Гиляревского, следующего содержания: «К поздравлениям и благопожеланиям окружающих вас почитателей сердечно присоединяемся и мы, — ваши благодарные ученики». Воспитанники Семинарии, из учеников Суздальского дух. училища, тоже прислали телеграмму следующего содержания: «Поздравляем со днем двадцатипятилетия учительской деятельности, желаем продолжить ее многие годы на пользу церкви и отечеству». После чая о. А.Д. Лебедевым радушно предложена была гостям трапеза. Во время трапезы сказаны были приветственные речи: о. Протоиереем М.И. Херасковым, Священником собора о. И. Взоровым, Свящ. Покровского монастыря о. И. Взоровым, Свящ. о. П. Казанским, Свящ. о. Д. Покровским. Братская трапеза, прошедшая в искренней и задушевной беседе, закончилась пением многолетия виновнику празднества. Бывший ученик. (Владимирские Епархиальные Ведомости. Отдел неофициальный. № 6-й. 1899 г.).
А.Д. Лебедев – дед Лебедева Алексея Алексеевича (1912-1941) — поэт-маринист, подводник.
Никольский приход, даже среди общей материальной необеспеченности Суздальских церквей, принадлежал к числу наиболее бедных. По клировым ведомостям прихожан (1910 г.) в нем числилось только 13 — 15 дворов, у церкви не было ни земель, ни домов, ни даже достаточных капиталов.
В Никольском приходе кроме двух престольных праздников в честь Рождества Христова и св. Николая Чудотворца, существовали другие праздники в честь св. Богоотец Иоакима и Анны, Божией Матери: «Всех скорбящих радости», в нач. ХХ в. учреждено празднование в честь св. Архистратига Божия Гавриила, в память чудесного избавления жителей гор. Суздаля от холеры.
Из памятников старины обращали на себя внимание две иконы, находившиеся в холодном храме. Одна икона св. Николая Чудотворца, помещалась в иконостасе перед правым клиросом. Икона имела в вышину до 1 ¼ аршина, написана на кипарисовой доске и украшена серебро-позлащенной ризой. Святитель изображен во весь рост, в архиерейском облачении и митре, одной рукой он держит евангелие, а другая рука изображена благословляющею. Интересно отметить, что рука слагает благословение именословное. На груди у Святителя подвешен каменный, четырехконечный крест, немного больше вершка. Крест этот представляет глубокую древность. Выражение лица Святителя строго-спокойное. Над головою Святителя изображен Дух Святой в виде голубя. Время написания этой иконы точно неизвестно, и в церковной летописи не имелось на это никаких указаний, но, судя по общему характеру письма и особенно потому, что лик Святителя совсем потемнел от времени, можно думать, что икона эта существовала не менее 300 лет. Такую древность считали за ней знатоки древней русской живописи, видавшие ее в нач. ХХ века. Другая икона, также обращающая на себя внимание, помещена была за левым клиросом и вставлена в киоту. Она небольшая и имела приблизительно вершков шесть в высоту и ширину. На ней изображены св. угодники Божии, а посередине иконы в особом четырехугольнике находятся частицы св. мощей, в числе которых находятся мощи св. великомученицы Екатерины, св. цар. Димитрия, преп. Иоанна Дамаскина, св. Филиппа, митр. Московского, св. Петра, митр. Московского. Икона покрыта серебряной ризой. Устное предание связывает ее с именем одного Никольского прихожанина Ивана Алексеевича Виноградова, который будто бы пожертвовал ее в церковь. В церковной летописи об этой иконе не было никакого упоминания. Во всяком случае, она происхождения очень древнего. Из церковной утвари, вообще небогатой, более других интересны священные сосуды: потир и дискос, сделанные из непробного серебра. Когда и кем они приложены в храм Святителя Николая Чудотворца, из церковных книг не видно. Судя потому, что эти сосуды отличаются причудливостью узоров и украшений, можно, предполагать, не ручаясь, впрочем, за достоверность, что они сделаны в эпоху Императрицы Екатерины II-й, или Александра I-го.
На богослужебных книгах часто в древности делались разные заметки отдельными лицами. Эти заметки важны для нас в том отношении, что в них говорится или о жертвователе в церковь богослужебных книг, или, вообще, о времени их приобретения туда. Вот одна из таковых заметок, взятая из минеи сентябрской: „Лета 7200 августа в 4 день преосвященного Илариона, митрополита Суздальского и Юрьевского, иподиакон Феодор Феодоров приложил сия книги дванадесяти минеи месячныя архиепископа Мирликийских чудотворца в девич монастырь при служителех тоя церкви при иерее Василии Гаврилове, при иерее Афанасии Феодорове, при диаконе Авксентии Феодорове вечного ради поминовения во блаженном успении отца своего — игумена Феоктиста и моея убогия души и прочих сродников моих не отъемлемо да будет от сея святыя Божия церкви а кто будет, забыв Божий страх и дерзнет от сих святых книг дванадесяти миней месячных хотя едину от сея святыя церкви взяти и то да будет судим вечным праведным судом Божиим, а подписал сию книгу по приказу отца своего иподиакона Феодора сын ево подьяков Андрей".
Как видим, памятников старины в Никольской церкви — немного. Такое явление объясняется тем обстоятельством, что церкви этой, за время ее многовекового существования, много пришлось перенести ударов судьбы.
В 1960 г. церковь была реставрирована О.Г. Гусевой.
Христорождественская церковь
В описи города Суздаля 1617 года сказано: «церковь съ трапезою клетцки Петра и Павла строение приходныхъ людей, а служитъ попъ Федоръ Лукинъ, дьяконъ Иванъ Федоровъ». Несмотря на малочисленность дворов, особенной бедности в приходе не было, потому что религиозное усердие прихожан в 1771 году могло, напр., выразиться в построении теплой каменной церкви для прихода в честь Рождества Христова, вместо прежней деревянной Петропавловской церкви.
Христорождественская церковь
В XIX в. к церкви была пристроены полутеплая паперть, с правой стороны которой — церковная сторожка, а слева — дровяной сарай.
Трехчастная бесстолпная церковь сложена из кирпича и напоминает по форме жилой дом. К прямоугольному в плане основному объему примыкают пятигранная апсида, трапезная и притвор. Трапезная и основной объем покрыты двухскатной металлической кровлей и увенчаны небольшой луковичной главкой на тонком резном барабане. Украшенные пилястрами стены храма побелены и завершаются зубчатым фризом и карнизным поясом. Оконные проемы арочной формы обрамлены каменными наличниками, а притвор украшен декоративным фронтоном с фреской Рождество Христово.
Никольскую церковь вместе с парной Христорождественской можно увидеть в снимавшемся в Суздале фильме «Женитьба Бальзаминова».
Посещение действующей иконописной мастерской в Суздале: - Интересно – посетители смогут побывать в настоящей иконописной мастерской, узнать, как создаются иконы и росписи храмов и даже попробовать свои силы в иконописи! - Познавательно – экскурсии и мастер-классы проводит священник Андрей Давыдов, руководитель мастерской, известнейший российский иконописец. Мастерская находится в Христорожденственской церкви - одном из двух храмов, где служит о. Андрей. - Удобно – храмовый ансамбль находится в центре Суздаля, у стен суздальского Кремля, на пересечении всех туристических маршрутов и посещение не требует дополнительных переездов. - Незабываемо – посетители увидят красивейшие храмы, окунутся в удивительную атмосферу иконописной мастерской, узнают старинные секреты оригинальной иконописной техники – энкаустики, познакомятся с законами церковного искусства.
Программы для туристов: 1. Экскурсия по Никольскому храму, который сейчас заново расписывается — рассказ о технике натуральной фрески, иконописных канонах, системах храмовой росписи. 2. Посещение мастерской, знакомство с древней техникой иконописи на всех стадиях написания иконы. 3. Увлекательный рассказ об истории древнерусского храмового искусства 4. Лекция «Икона: богословие иконного образа, история развития иконописи». 5. Мастер – класс фрески. Для посетителей, желающих получить навык иконописи, отец Андрей и его сотрудники проводят мастер-класс, в ходе которого каждый сам пишет небольшой фресковый фрагмент (например, изображение своего святого), который может увезти с собой. Мастер-класс рассчитан на 1.5-3 часа и на группу не более 12 человек.
Посетители действующей иконописной мастерской не только узнают секреты древней техники иконописи и воочию увидят непосредственный процесс создания иконы, но и проникнутся особой вдохновенной, духовной атмосферой, в которой живут и работают иконописцы. Возможны индивидуальные и групповые экскурсии от 30 минут до 3 часов, ежедневно, без выходных с 8.00 до 22.00.