Городские некрополи средневекового Суздаля по археологическим данным
Городские некрополи средневекового Суздаля по археологическим данным
Н.В. Нестерова
Находки захоронений при археологических исследованиях культурных напластований в городах встречаются достаточно часто. Кладбища — неотъемлемая часть любого города. Но городские средневековые некрополи являются редкостью и изучены слабо, т.к. рост городов (современная застройка) часто приводит к уничтожению старых кладбищ, которые, как правило, располагались сразу за стенами средневекового города. Из городских некрополей средневекового Суздаля до 90-х гг. ХХ века был известен лишь один, в 1 км от города на р. Мжаре, т.н. Мжарский могильник. Впервые его раскопки были произведены еще в XIX в. графом A.С. Уваровым. Впоследствии, на территории могильника раскопки проводили в разное время А.Ф. Дубынин, B.В. Седов, В.П. Глазов, Седова Мария Владимировна и М.А. Сабурова. Всего на территории Мжарского могильника за время его исследования было вскрыто более 200 погребений. Материалы Мжарского могильника подробно изучены и достаточно широко освещены в литературе. После археологических раскопок 1991, 1999, 2001 гг. на территории Кремля и Ризоположенского монастыря выявлено еще два средневековых кладбища, до этого неизвестных. Материалы исследований этих некрополей не опубликованы. Эта работа ставит своей целью введение найденных памятников в научный оборот. Источниками данного исследования служили материалы раскопок в Суздальском Кремле в 1999 г., материалы раскопок в Ризоположенском монастыре в 1990— 91 гг., в 2001 г., которые проводила совместная экспедиция Владимиро-Суздальского музея-заповедника и Института археологии РАН. Руководство работами осуществляла доктор исторических наук М.В. Седова.
В 1999 г. на территории Суздальского Кремля при прокладке трассы под газопровод археологическими раскопками было выявлено городское средневековое кладбище. Разбивая раскоп по намеченной трассе, мы не предполагали, что найдем кладбище в центре города. На исследуемой площади в 200 м2 было вскрыто 70 ненарушенных погребений и множество отдельных костей из захоронений, которые были потревожены при строительных работах в более позднее время. Работавшие с остеологическим материалом антропологи выделили фрагменты костяков (разной степени сохранности), которые могли принадлежать 158 индивидам. При снятии первых двух пластов нами были зафиксированы разрозненные человеческие кости в большом количестве вперемешку со строительным мусором. Ниже находились ненарушенные погребения или нарушенные частично при последующих захоронениях. Так как слой на данной территории — это очень сухая супесь, со временем происходило сильное проседание грунта и погребенные оказывались лежащими друг на друге. Зафиксированная в профиле толщина погребальных сооружений — 10—15 см. Часто, особенно в верхних пластах, не удавалось проследить не только остатки гробов, даже в виде тонкой прослойки древесного тлена, но и могильную яму, а погребенные лежали в ряд, параллельно друг другу, что указывает, возможно, на массовость захоронения и отсутствие погребальных сооружений. Ноги погребенных, от колен и ниже, плотно прижаты друг к другу. Вероятно, тело умершего оборачивалось тканью или берестой. Незначительные фрагменты бересты встречались в слое. Могильные ямы имели форму правильных и неправильных прямоугольников различных размеров со скругленными углами. Большинство погребальных сооружений были гробовинами в виде прямоугольных ящиков, проколоченных гвоздями. Было встречено несколько конструкций в виде клетей. Часть погребений совершена в колодах, выдолбленных из ствола дерева. Их характеризует вогнутое дно. Ориентировка всех зафиксированных погребений традиционна: головой на запад, с небольшими отклонениями к югу — летом, к северу — зимой. На городских кладбищах хоронили рядовых горожан, поэтому погребения в основном безинвентарные или с весьма скудным инвентарем. Самыми распространенными предметами в женских погребениях являются височные кольца, бубенчики, пуговки и ножи, в мужских — пряжки и пуговицы. Наличие инвентаря и украшений в погребениях свидетельствует также о пережитках языческих верований в начальный период сложения и развития христианского ритуала погребения. Пережитком язычества является и наличие в засыпке могил фрагментов керамики и мелких угольков.
Из погребений с находками выделяются два погребения.
Погребение 40 Погребение совершено в могильной яме прямоугольной формы со скругленными углами. Размер могильной ямы — 175x65 см. Размер погребального сооружения — 165x50 см. Длина костяка — 155 см. Погребение было частично потревожено соседними захоронениями. Череп был смещен и частично разломан, лежал у правого плеча. На левом виске были обнаружены четыре перстневидных височных кольца: 3 — из белого металла и одно золотое (ил. 1). По определению антропологов, скелет принадлежал женщине 25—29 лет.
Ил. 1. Височные кольца
Ил. 2. Воротник золото-тканый с бронзовыми пуговками из погребения 54
Погребение 54 Размеры могильной ямы погребения 54 были чуть больше — 180x70 см. Размер погребального сооружения — 170x50 см и длина костяка — 165 см.
В погребении 54 был найден воротник с золототканой лентой и пятью бронзовыми пуговками (ил. 2). Вокруг черепа прослеживались следы луба от подкладки головного убора. В области плеч и костей таза, под скелетом, зафиксирован войлокообразный тлен черного цвета, вероятно, от верхней одежды (шубы). По данным этнографии, хоронили на Руси в праздничном наряде, вместе с верхней одеждой, строго соблюдая возрастные отличия. Антропологи определили это погребение как мужское. По аналогии с Мжарским могильником, где золототканые воротники чаще встречаются в мужских погребениях, а в женских отмечены воротники с золотным шитьем, мы отнесли его к мужским погребениям.
Кремлевское кладбище функционировало довольно долгое время, несмотря на то, что находилось в самом центре города. Первые захоронения, судя по инвентарю, датируются XII—XIII вв., а последние — XVI в. В конце XII— XIII вв. кремлевский некрополь становится, вероятно, кладбищем при не сохранившейся церкви.
По окончании раскопок остеологический материал был изучен антропологами Института археологии РАН д.и.н. А.П. Бужиловой и д.и.н. М.В. Медниковой. По определению антропологов, средний возраст умерших составлял около 30 лет.
Наибольший процент смертей (23%) приходится на возрастной интервал 20—24 года. Дети составляли 14%, а люди старше 50 лет — 2,3%.
Такие показатели, по мнению антропологов, указывают на небольшую долю детской смертности по сравнению с известными для средневековья данными, но, с другой стороны, определяют минимальное количество людей пожилого возраста, т.е. жизнь в городе была не столь комфортна, чтобы способствовать большой продолжительности жизни. Длина поколения составляла 25 лет.
Общий репродуктивный уровень — 2,4 ребенка.
Величина средней семьи — около 5 человек.
Среди исследуемых примерно одинаковое число мужчин и женщин с небольшим преобладанием мужчин.
Наибольшее число смертей у взрослого населения приходится на активный молодой возраст.
Антропологи также определили круг групп, близких к средневековым жителям Суздаля. Ими отмечаются аналогии как с жителями средней полосы Русской равнины (междуречье рек Москвы и Клязьмы), так и с некоторыми группами населения северо-западных земель Великого Новгорода.
Интересны заключения антропологов о заболеваниях средневековых суздальцев.
Низкокалорийная или углеводная диета жителей Суздаля способствовала широкому распространению кариеса, причем кариес был наиболее характерен для женской части населения. Но жители Владимиро-Суздальского княжества меньше страдали кариесом, чем, например, жители Старой Рязани или Смоленска, где зафиксированы большие показатели этого заболевания.
В средневековом Суздале был распространен рахит, им переболело в детстве приблизительно 10% исследованных индивидов.
У суздальцев достаточно часто болели зубы, их в то время, естественно, не лечили, из-за чего возникали инфекционные заболевания.
В некоторых случаях у мужчин отмечены последствия инфекций из-за нелеченных травм конечностей. Детальный анализ показал, что большинство из них происходило при падении чего-то тяжелого на конечности рук и ног. Поскольку травмы не лечились, срастание костей происходило неправильно.
У многих мужчин были переломаны носы. Вероятно, уличные драки в то далекое время были частым явлением. Травмы черепа, болезни позвоночника и суставов зафиксированы преимущественно у мужчин.
Анализ лучевых и локтевых костей у женщин выявил определенные закономерности мышечной активности. Женщины часто совершали вращательные движения правой рукой, вероятно, когда пряли пряжу. О широком распространении этого занятия свидетельствуют и многочисленные находки пряслиц, встречаемые па всех древнерусских поселениях. Исследуя распространение бактериальных инфекций среди древнерусского населения, антропологи отметили, что туберкулез и сифилис, характерные для городского населения и выявленные в Москве, Киеве, Ростове Великом, Вологде, Старой Ладоге, в Суздале пока не обнаружены.
Ил. 3. Некрополь на территории Ризоположеиского монастыря
Еще один средневековый некрополь, явившийся также неожиданностью, был обнаружен в процессе раскопок на территории Ризоположенского монастыря в 1991 г. под слоем поселения XII—XIII вв. В 1991 г. археологическая экспедиция проводила исследования у границы окольного города, на современной территории хозяйственного двора монастыря. До основания монастыря здесь была окраина посада. В 1991 г. работы не были завершены из-за погодных условий. Раскоп был законсервирован. Планировалось продолжить исследования в следующем сезоне. Но в силу многих причин раскопки на территории Ризоположенского монастыря удалось продолжить только через 10 лет. Всего на раскопанной площади в 364 м2 было зафиксировано 23 погребения (ил. 3). Из них 11 — в курганах. Курганы на территории Ризоположенского монастыря возникли, по мнению М.В. Седовой, в XI в., так же как и северная группа курганов Мжарского могильника. Курганные насыпи были уничтожены еще в древности, во второй половине XII в. Традиция погребения в курганах сохранялась довольно долго, даже после принятия христианства. Новый обряд захоронения (при храме) воспринимался медленно. Курганные могильники, возникнув еще в X в., продолжали функционировать вплоть до XII в., а иногда и позже, о чем свидетельствуют группы курганных захоронений в окрестностях ряда древнерусских городов. Параллельно с существованием курганов создавались грунтовые кладбища возле городских храмов и усыпальницы знати внутри церквей. Погребения совершены в могильных ямах глубиной до 0,7—0,8 м. Погребальные сооружения аналогичны сооружениям некрополя на Мжаре. От погребальных сооружений сохранились тлен коричневого и черного цвета, остатки дерева и гвозди. Они имели форму прямоугольников, большинство из них являлось гробовинами. В нескольких случаях зафиксированы конструкции в виде клетей. Они сооружались из досок, поставленных на ребро и скрепленных путем вырубки, поперечные концы упирались в стенки могильной ямы. Удалось выявить определенную зависимость размера могильной ямы от погребальной конструкции. Длина могильных ям, где погребенные находились в клетях, больше, чем у могил с гробовинами. Возможно, это связано с социальными, этническими или возрастными отличиями. В некоторых курганных захоронениях прослежены пережитки культа огня — кости грудной клетки у погребенных кальцинированы, а в заполнении могилы присутствует уголь. Все погребенные лежат головой на запад с отклонением к югу, то есть захоронения на данной территории совершались в летний период, за исключением одного погребения (могила 16), отклоненного к северу. Встречено семь детских погребений и 17 взрослых. Из них удалось определить 5 мужских и 7 женских погребений. Часть могил нарушена постройками более позднего времени, и определить половую принадлежность погребенных без помощи антропологов не удалось. Находок в погребениях немного, в основном это гвозди от гробовин. В женских погребениях встречены бронзовые и серебряные перстневидные височные кольца, ножи и бусы. В одном из погребений найдено серебряное трехбусинное височное кольцо.
Ил. 4. Кольцевидная пряжка и рубчатый перстень из погребения 22
В мужском погребении (могила 22) найден рубчатый перстень из белого металла, бронзовая поясная кольцевидная пряжка с растительным орнаментом (ил. 4) и обломки железного кольца, вероятно, от конской упряжи. Раскопками была вскрыта небольшая часть могильника, поэтому о его площади трудно судить, но, учитывая его удаленность от реки, он был не меньше Мжарского могильника.
Изучение могильника было продолжено в 2001 году. Тогда же высказалось предположение, что могильник занимает территорию в сторону реки Каменка (район улиц Гастева и Слободская). Однако археологические работы на стадионе «Спартак» и улице Слободской не подтвердили это предположение.
В 2015 и 2017 годах на улице Ленина, 89 в небольших раскопах обнаружены и изучены 4 средневековых захоронения – курганные и безкурганные. Тогда сложилось два мнения: найденные захоронения являются либо частью могильника, обнаруженного у стен Ризоположенского монастыря, либо это самостоятельный могильник. Исследования продолжились в 2021 году. На улице Ленина, 87А в раскопе площадью 173 квадратных метра расчищено 11 захоронений: 5 - безкурганных и 6 - курганных. Курганные захоронения располагались в 4 курганах. В женских захоронениях найдены украшения – медные и серебряное височные кольца (трехбусинное узелковое, перстневидное с завязанными концами и перстневидные с заходящими концами), а также кольцо на палец. На основании погребального инвентаря «Северный» могильник Суздаля датировали XI – первой половиной XII века.
В 2022 году в четырех небольших раскопах на улице Энгельса, а также в северной части Ризоположенского монастыря обнаружены курганные ровики – небольшие траншеи, из которых брался грунт для курганной насыпи.
Мжарский некрополь и кладбище на территории Ризоположенского монастыря существовали одновременно и прекратили свое существование в середине XII в. Видимо, это было связано с христианизацией Суздальской земли. Людей начинают хоронить возле храмов. В середине XII в. в связи с ростом посадской части города территорию на месте будущего Ризоположенского монастыря начинают интенсивно осваивать, здесь возникает несколько усадеб. Причем людей не смущает мысль о кладбище. Строя дома и натыкаясь на захоронения, еще не столь древние, они просто сдвигали их в сторону. А в начале XIII в. (1207 г.) на этом месте возникает Ризоположенский монастырь.
История кремлевского некрополя складывается немного иначе. Он существовал более длительный срок, видимо, вплоть до постройки палат Суздальского владыки в XV в., а возможно, и дольше, до XVI в. В конце XII—XIII вв. кремлевский некрополь становится церковным кладбищем при церкви Введения, которая находилась на месте Благовещенской трапезной церкви, возникшей в XVI в.
Раскопки на территории Кремля и Ризоположенского монастыря вскрыли только малую часть городских некрополей. Исследование некрополей не завершено, дальнейшее их изучение с привлечением данных антропологии позволит реконструировать многие стороны жизни средневекового Суздаля и осветить некоторые аспекты городской культуры, не отраженные в письменных источниках.
Мжарский могильник - некрополь средневекового Суздаля. Некрополь Суздаля X-XII вв. находится на юго-восточной окраине современного города, на правом возвышенном берегу р. Мжары, при ее впадении в р. Каменку, ок. 1 км. к юго-востоку от южных валов Суздальского кремля. Курганная группа, насчитывающая 359 насыпей, большая часть которых раскопана исследователями в разные годы XIX-XX вв. Размеры курганов варьируют от 0,4 до 1 м. в высоту и от 2,5 до 8 м. в диаметре. Курганы располагаются на площади ок. 250х150 м. двумя группами: группа I - по берегу Каменки, группа II - по берегу Мжары. В группе II преобладали насыпи с кольцевыми ровиками у основания; в группе I ровики чаще всего полукольцевые, нередко вместо них фиксируются ямы, из которых бралась земля для возведения насыпи. Исследованы (А.С. Уваров 1851-1852 гг.; А.Ф. Дубынин 1927, 1937 гг.; В.В. Седов 1967, 1968, 1970 гг.; В.П. Глазов 1968 г.; М.А. Сабурова 1974-1982 гг.) 342 кургана. Умерших хоронили по обряду трупоположения (иногда со следами частичного сожжения) в подкурганных могильных ямах. В могилах обычно имелись деревянные внутримогильные сооружения: клети, колоды, гробовины, с западной ориентировкой. Детские захоронения часто совершались на материке. Размеры и глубина могил зависели от пола, возраста и социальной принадлежности погребенных. В большинстве курганов отсутствует погребальный инвентарь - находки вещей встречены лишь в 51 захоронении. В мужских погребениях обнаружены пуговицы и остатки тканей от воротников, в женских - преимущественно украшения. Это височные кольца перстневидные и трехбусинные, перстни, стеклянные бусы и бисер, шитые золотыми нитями воротники. Из импорта можно отметить скандинавскую железную тордированную шейную гривну, чьи ближайшие аналогии известны по находкам в Северной Европе: Дании, Швеции, Норвегии и на Аландских островах, что также указывает на обширные торговые связи Суздальской округи. Мжарский могильник отличается полным отсутствием этноопределяющих украшений, бытовых предметов и орудий труда, характерных для сельских кладбищ. Наличие дорогих серебряных ювелирных изделий, привозных шелковых и шитых золотыми нитями одежд говорит о том, что многие похороненные в этом могильнике люди относились к знатной и зажиточной прослойке суздальского населения.
Город Суздаль