Главная
Регистрация
Вход
Среда
24.04.2024
00:40
Приветствую Вас Гость | RSS


ЛЮБОВЬ БЕЗУСЛОВНАЯ

ПРАВОСЛАВИЕ

Меню

Категории раздела
Святые [142]
Русь [12]
Метаистория [7]
Владимир [1586]
Суздаль [469]
Русколания [10]
Киев [15]
Пирамиды [3]
Ведизм [33]
Муром [495]
Музеи Владимирской области [64]
Монастыри [7]
Судогда [15]
Собинка [144]
Юрьев [249]
Судогодский район [117]
Москва [42]
Петушки [170]
Гусь [198]
Вязники [350]
Камешково [187]
Ковров [431]
Гороховец [131]
Александров [300]
Переславль [117]
Кольчугино [98]
История [39]
Киржач [94]
Шуя [111]
Религия [6]
Иваново [66]
Селиваново [46]
Гаврилов Пасад [10]
Меленки [124]
Писатели и поэты [193]
Промышленность [164]
Учебные заведения [174]
Владимирская губерния [47]
Революция 1917 [50]
Новгород [4]
Лимурия [1]
Сельское хозяйство [78]
Медицина [66]
Муромские поэты [6]
художники [73]
Лесное хозяйство [17]
Владимирская энциклопедия [2394]
архитекторы [30]
краеведение [72]
Отечественная война [276]
архив [8]
обряды [21]
История Земли [14]
Тюрьма [26]
Жертвы политических репрессий [38]
Воины-интернационалисты [14]
спорт [38]
Оргтруд [134]
Боголюбово [18]

Статистика

 Каталог статей 
Главная » Статьи » История » Музеи Владимирской области

Урочище Глотово в Юрьев-Польском районе

Урочище Глотово

Глотово – бывшее село в Юрьев-Польском районе Владимирской области.
«Село Глотово находится от села Федоровского в одной версте, от уездного города в 17-ти верстах и от губернского в 81 версте, при пруде». [1]


Фрагмент карты Менде Владимирской губернии 1850 года

В книгах патриаршего казенного приказа XVII столетия Глотово значится государевым дворцовым имением.
В книгах патриаршего казенного приказа 154 (1646) года Маймор значится государевой дворцовой деревней, приходом принадлежавшей к дворцовому селу Глотову.
В конце XIX — начале XX века село входило в состав Симской волости Юрьевского уезда.
В 1921 г. были электрифицированы Вошня, Глотово, Шетнево и Егорка.
Село Глотово, Матвейщевского сельсовета, решением № 350 от 28.06.1988 г. признано, как фактически не существующим. Место, где стояли дома распахано.

Глотовский приход

Церковь в с. Глотове существовала уже в нач. XVII века; свидетельством этого служат окладные патриаршие книги, в которых под 1628 годом отмечено: «церковь Николы чюдотворца в государеве в дворцовом селе Глотове дани восемь алтын четыре денги десятильнича гривна»; а по новому дозору 1654 г. значительно увеличена и положено 28 алтын 3 деньги, заезда гривна».
В 1766 г. в селе была построена новая деревянная церковь и деревянная колокольня, существующая в селе до 1891 года.
Церковь в селе Глотове в 1827 г. приписана к Федоровскому приходу.
В 1891 году, вместо деревянной церкви, в Глотове была построена каменная церковь, а в 1892 году при церкви построена каменная колокольня.
В церкви один престол – в честь Святителя и Чудотворца Николая. [1]
В церкви заслуживали особенное внимание по своей старине: Евангелие печати 1657 года и парусинный антиминс, освященный в 1766 году Преосвященным Геннадием, епископом Суздальским и Юрьевским, и данный в новопостроенную деревянную церковь.
Копии метрических книг с 1808 года хранились в Троицкой села Федоровского церкви.
Земли при церкви; усадебной одна десятина, сенокосной 12 десятин, пахотной 21 десятина 1200 кв. саж. [1]
Особого причта при церкви не было; богослужение и требы исправлял причт Федоровской церкви. На содержание его получалось: от служб и требоисправлений до 60 руб. и от земли 160 руб., а всего до 220 руб. в год. [1]
Приход состоял из одного села Глотова, в котором числилось 19 дворов, душ мужского пола 89, а женского пола 95 душ. [1]
В советское время церковь была закрыта и разорена, колокольня, завершение храма и церковная ограда разрушены. Около каменной церкви, в которой в советское время была мастерская, и в наше время валяются мотки проволоки, сохранилось несколько могил.
Владимир Солоухин был в Глотове в 1950-х гг. Тогда ещё существовало и само село, и в нём стояли две церкви-деревянная и каменная. Солоухин так описывал свое посещение Глотова: «Село называлось Глотовом. В Юрьев-Польском музее нам советовали обязательно зайти в это село, а зачем - не сказали: сами увидите, а если не увидите, то нечего вам и по земле ходить.
Теперь мы медленно шли вдоль села, озираясь по сторонам. Озираться пришлось недолго. Ночью мимо яркого костра, не заметив его, пройти было бы легче. В окружении могильных крестов и деревьев, дошедшая из тьмы времен, пришедшая сразу из всех сказок, стояла деревянная церковка. Архитектуры такой нам еще не приходилось видеть. Такая архитектура годилась только и именно для деревянной церковки и совсем не годилась бы для каменной. Для деревянной же она была тем идеалом, тем совершенством формы, которая выработалась за многие века. Перед нами стояла не просто церковь, но произведение искусства, шедевр деревянного зодчества.
На землю положены квадратом четыре могучих бревна с грубо - топором - обрубленными концами. Концы соединены крестом, как это делается у всех деревенских изб. Потом положены еще четыре бревна, но уже длинней нижних, потом еще длиннее, еще и еще. Таким образом поднималось бревенчатое основание церкви, похожее на перевернутую усеченную пирамиду. Каждый угол основания чем-то напоминал издали куриную лапу, и нам впервые стала понятна избушка на курьих ножках.
На высоте, более человеческого роста, окружала церковку деревянная, с резными столбами узкая галерея под узкой тесовой крышей. Над галереей поднималась двумя стремительными острыми шатрами тесовая крыша, один шатер, пониже, примыкал к другому шатру, повыше. Крыша была настолько крута, что удержаться на ней было бы невозможно. С одной стороны островерхий шатер описывал полукруг. Кирпичная, но легкая-легкая башенка поддерживала луковицу с крестом.
Большая часть тесовой крыши по цвету не отличалась от крутого яичного желтка, такой плотной шубкой разросся здесь мелкий сухой лишайник - стенница. Крыша над галереей почти не сохранилась, а оставшиеся доски тоже были ярко-желтыми. Крыльцо, по которому можно было бы подняться в церковку, разрушилось... собрались ребятишки со всего села. У них мы спросили, кто мог бы нам отпереть и показать церковь. Одна девочка вызвалась сбегать за тетей Машей Титовой. «Все ключи у нее, а сама она сажает табак»... Пока девочка бегала, мы раздобыли лестницу. Прибежала тетя Маша, средних лет здоровая женщина. Руками, испачканными в черноземе, она долго крутила в личине ключ, весивший не менее трех килограммов. Внутри церковь не поразила нас ничем особенным. Евангелия в серебряных окладах, тусклый иконостас, рассохшиеся ставни на окнах. Тетя Маша сказала, что если никто не возьмется, то церковь продержится разве что десяток лет, а потом развалится».


Никольская церковь в урочище Глотово. Фот. Ковалёв Е. М. 2004 года

Источник:
1. Добронравов, Василий Гаврилович (1861-1919). Историко-статистическое описание церквей и приходов Владимирской епархии: [Вып. 3]. Суздальский и Юрьевский уезды / Сост. препод. Владимирск. семинарии В. Березин]. - 1896. - 526, VIII с.

Церковь Николы (Никола Кремлевский)

Не действующая церковь
На территории Суздальского Кремля находится деревянная Никольская церковь (1766 г.), перенесенная из с. Глотово в 1961 г. и ставшая первым экспонатом в созданном позднее Музее деревянного зодчества и крестьянского быта. Именно с ее «переезда» в Суздаль и началась организация музея.


Церковь Никола Кремлевский

С марта 1964 г. начата киносемка в Суздале картины «Метель» по Пушкину. Глотовскую деревянную церковь обставили внутри иконостасом и иконами для киносемки.


Деревянная Никольская церковь. 1766 года постройки

Это редчайший для среднерусской полосы памятник старого деревянного зодчества и прекрасный образец древнейшего типа так называемых «клетских» храмов, наиболее близких рядовой избе. В обоих случаях основой здания является «клеть» сруба. Храм поднят на подклете и с трех сторон окружен открытым балконом галереи. К основному высокому четверику примыкает с запада пониженный сруб «трапезы», а с востока — граненая апсида алтаря. Крутые остроконечные тесовые кровли с крытой чешуйчатым лемехом главкой на коньке делают маленькую, простую и, казалось бы, тяжеловесную постройку на редкость стройной и монументальной. Выразительный и точный силуэт Глотовской церкви органически вписался в ансамбль кремля и Суздаля в целом, свидетельствуя о глубоком родстве деревянного и каменного зодчества.

Она является истинным произведением народного плотницкого искусства, т.к. срублена топором с применением только лишь деревянных гвоздей. Скромная клетская церковь обычно служила зимней (тёплой) в паре с более обширным и нарядным холодным (летним) храмом.
Суздальский Кремль.
История Суздаля и Суздальского района.

Copyright © 2019 Любовь безусловная


Категория: Музеи Владимирской области | Добавил: Николай (30.04.2015)
Просмотров: 3334 | Теги: Суздаль, Музеи | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar

ПОИСК по сайту




Владимирский Край


>

Славянский ВЕДИЗМ

РОЗА МИРА

Вход на сайт

Обратная связь
Имя отправителя *:
E-mail отправителя *:
Web-site:
Тема письма:
Текст сообщения *:
Код безопасности *:



Copyright MyCorp © 2024


ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru