Государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник «Александровская слобода»
Александровский Государственный музей
К концу 1919 г. Музейные Подотделы существовали во всех уездных городах губернии, за исключением Александрова, Гороховца, Коврова и Покрова, где назначены были агенты (см. Губ. музей). Александровский Государственный музей был основан в 1919 г. во временном помещении. Первоначальное содержание музея составили коллекции художественно-бытовых предметов, вывезенных из местных усадеб. В августе 1921 г. музей был переведен в быв. Успенский монастырь и помещен в 2-х комнатах большого корпуса. Весной 1922 г. комиссией по изъятию церковных ценностей были вывезены многие драгоценные оклады, ризы и венцы с икон, а наиболее ценные предметы переданы местному музею. В январе 1923 г. Троицкий собор был отобран у монастыря и передан в ведение музея, которым использовался как склад для хранения реквизированных церковных ценностей из храмов и монастырей Александровского уезда, а с 1931 г. – как антирелигиозный отдел. 13 февраля 1923 г. Успенский монастырь в г. Александрове был закрыт и музею был передан весь Успенский монастырь с его художественно-историческими и бытовыми ценностями и с частью хозяйства. В результате такой передачи музей значительно развернулся и преобразовался в музей «Александровской слободы». Памятники музея в то время разделялись на группы: 1. Архитектурная группа, которую составляли памятники нач. и кон. XVI в. и типичные для кон. XVII в. 2. Памятники церковного убранства и церковной археологии, среди которых наиболее ценны: Новгородские и Тверские двери XIV и XV в., художественное серебро XVII в., шитье и ткани XVI в., и иконы с пробной расчисткой XV в. (три Рублевские). Всего отдел имел 349 предметов. 3. Памятники быта XVI-XVIII вв. Среди этих памятников редкая коллекция оловянной посуды XVI в. всего в отделе 635 предметов. 4. Книжная палата, заключающая рукописи с миниатюрами (17), старинные грамоты и несколько старопечатных книг.
«Александров, — как историческая местность — интересует многих любителей старины и музейных работников. Еженедельно по одному и группами приезжают из Москвы работники Главмузея, осматривают старинные здания и открывают новые ценности в бывшей Александровской слободе. Так, недавно, одним из архитекторов был пробит верх шатровой старинной церкви (построена в начале 16 века) и в не доступном до того времени помещении обнаружены замечательные по сохранности фрески начала 16 столетия. Давно идут поиски подземного хода, но пока еще эти поиски никаких результатов не дали. Александровский музей больше всего связан с эпохой Грозного, с той эпохой, которая вошла в историю под названием «опричины». Но пока что, Александровский музей полностью эту эпоху не отражает. Правда, хорошо сохранились здания, построенные Грозным, уцелели подвалы и подземелья, где он творил суд и расправу, комната, в стене колокольни, куда он после пыток и козней уходил молиться, а потом на колокольню — звоном созывать пьяных опричников к утрене. Главмузей в 1922 году поднимал вопрос и высказался в положительном смысле о превращении Александровского музея в музей эпохи опричины (путем сосредоточивания здесь всех предметов, относящихся к опричине), но это постановление осталось на бумаге и в настоящее время экспонаты музея, за исключением зданий, большой исторической ценности не имеют. Единственно, что останавливает внимание посетителя, это Новгородские Софийские двери, вывезенные Грозным из Новгорода и поставленные в бывшем Троицком соборе монастыря, да коллекция оловянной посуды конца 17-го и начала 18-го столетий. Есть сведения что Главмузей не отказался от устройства в Александрове музея эпохи опричины и, если это будет осуществлено, то Александровский музей займет место в первом ряду достопримечательностей республики и тогда рабочие и крестьяне при посещении музея составят ясную картину преступной жизни одного из основоположников русского самодержавия — Ивана Грозного» («Призыв», 29 июня 1924).
С 1928 по 1973 годы – филиал Государственного исторического музея Москвы. «АЛЕКСАНДРОВСКИЕ БЫЛИ. Неузнаваемо преобразился за годы Советской власти Александров. Все изменения, происшедшие за этот период в социальной, экономической и культурной жизни города, отражены в открытом недавно отделе городского краеведческого музея «История советского общества». Характерные особенности развития революции в Александрове показаны в разделе «Наш край в период Октября». В нем рассказывается, что местный Совет рабочих и солдатских депутатов с момента его возникновения находился здесь под влиянием большевиков. Первым председателем Совета был большевик Г.Ф. Ануфриев. Под влиянием большевиком перешел на сторону революции расквартированный в городе 197-й запасной пехотный полк. 18 марта 1917 года первые большевики, фотографии которых имеются в музее, объединились в организацию. В этом разделе находится бюст В.И. Ленина, выполненный скульптором Алексеевым. В экспозиции помещена также фотография венка, возложенного к гробу Ильича крестьянами Александровского уезда. Но до сих пор остается загадкой, кто были эти люди. Сотрудники музея не теряют надежды, что среди читателей газеты найдутся те, кому что-либо известно об этом. Период гражданской войны и иностранной интервенции отражен в подлинных документах, фотографиях участников этих событий. По ним можно судить о героических усилиях трудового народа, которые потребовались для отражения натиска внутренних и внешних врагов. Раздел «Борьба с разрухой» рассказывает о первых хозяйственных успехах нашего края. Тут имеется также подлинник протокола о первом коммунистическом субботнике на железнодорожной станции Александров. Достаточно места уделено индустриализации и коллективизации страны, победе социализма в СССР. События этого периода отмечаются документами и экспонатами. О трудовых и боевых подвигах александровцев рассказывается в разделе «Наш край в период Великой Отечественной воины». Послевоенные двадцать пять лет показаны образцами продукции основных предприятий города и района. Эти экспонаты позволяют судить о больших достижениях нашей промышленности за минувшую четверть века. В заключение экспозиции отдела развернута выставка, посвященная 100-летию со дня рождения В.И. Ленина; здесь можно увидеть труды Ильича, изданные при его жизни. Интересна коллекция почтовых марок, посвященная Владимиру Ильичу. В ней собраны марки начиная с 1924 года. Пользуясь случаев, выражаю глубокую благодарность М.Н. Куницыну, П.С. Котелько, В.С. Салъко, В.В. Тетерину, П.Р. Горошжову, Г.И. Тихонову, В.Г. Лысаковскому и другим краеведам, оказавшим большую помощь в сборе материалов для отдела истории советского общества. М. СПЕШИЛОВ, директор Александровского городского краеведческого музея» («Призыв», 17 июня 1970). С 1974 года – филиал Владимиро-Суздальского музея заповедника.
«В ЭКСПОЗИЦИИ - УРАЛЬСКОЕ ЛИТЬЕ В выставочном зале Александровского отделения Государственного объединенного Владимиро-Суздальского историко-архитектурного и художественного музея-заповедника развернута экспозиция «Уральское чугунное художественное литье XIХ—XX вв.». В экспозиции представлены работы различных мастеров, часть которых выполнялась по оригиналам крупных скульпторов, а часть является авторскими произведениями. Удачно дополняют экспозицию фотографии, на которых запечатлены наиболее известные создания уральцев, находящиеся в различных музеях страны. Среди представленных работ можно выделить несколько тематических групп, объединяющих близкие по содержанию экспонаты. Большой интерес представляют скульптуры, изображающие уральских рабочих. Богато представлена в экспозиции анималистическая тема: достаточно назвать такие высокохудожественные работы, как «Ибис» или «Сломанное дерево с куропатками». А. КУРНАКОВ, искусствовед» («Призыв», 12 августа 1987).
Государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник «Александровская слобода»
В 1994 году правительством РФ музею «Александровская слобода» был присвоен статус самостоятельного музея-заповедника государственного значения. Это событие стало началом серьезного изучения редчайших памятников, позволившее спасти их от разрушения, начались комплексные работы по реставрации всех 14 объектов, входящих в дворцово-храмовый комплекс.
Научная жизнь музея-заповедника «Александровская слобода» в последние десятилетия приобрела особое звучание. В основе деятельности всех перспективных направлений развития музея лежат серьезные исследования, анализ и обобщение опыта работы. Научное комплектование и изучение музейного собрания; исследования, охватывающие несколько смежных научных дисциплин; археологические и этнографические экспедиции – основополагающий курс научной деятельности музея. Музей разрабатывает научные концепции и программы собственного развития, тематико-экспозиционные планы постоянных экспозиций и временных выставок, программы реставрации памятников и предметов истории и культуры, входящих в его состав, проводит экологические и инженерно-геологические изыскания, согласовывает контроль и технический надзор за ходом проектных, реставрационных, ремонтных и других работ на объектах историко-культурного и природного наследия, закрепленных за музеем-заповедником. Регулярно на базе музея проходят научно-практические конференции, в том числе и международного уровня. Кроме того, сотрудники музея являются постоянными участниками региональных научных форумов. Ведется работа по подготовке научных изданий. В круг вопросов научно-исследовательской области входит и грантовая деятельность, и повышение квалификации сотрудников, и поддержание контактов с научными и образовательными учреждениями.
ЭКСПОЗИЦИИ МУЗЕЯ
Больничный корпус
- «В провинциальной гостиной».
Необычная выставка дает уникальную возможность перенестись в провинциальный городок конца XIX - начала XX века, погрузиться в чудесный мир прошлого. Большинство экспонатов, представленных на выставке, принадлежало знаменитому старинному роду Зубовых.
- Выставочный зал. В зале Больничного корпуса каждые два месяца проводятся различные выставки.
Успенская церковь
- В Купеческой лавке.
Выставка посвящена торгово-коммерческой деятельности уездного Александрова второй половины XIX - начала XX веков. Здесь представлен торговый зал александровского купца «средней руки» с различным товаром, "выставленным" на продажу. Среди многочисленных экспонатов выделяются знаменитые «барановские ситцы», изготовленные на Троицко-Александровской и Соколовской мануфактурах братьев Барановых. Интерес представляет «бытовая техника» того времени: различной модификации швейные машинки компании Зингер, прачечные и портняжные утюги, прялки и угольные самовары, изготовленные на предприятиях Тулы и Москвы... Интерьер выставки «В купеческой лавке» позволяет почувствовать прелесть и размеренность ушедшего времени.
- Царская квасная. Эта экспозиция знакомит с традициями приготовления и потребления напитков на Руси в XVI веке в хозяйственных постройках Государева двора - подклетах Успенской церкви, великолепного памятника русской средневековой архитектуры.
- Выставочный зал "Зал православного искусства". В выставочном зале Успенской церкви каждые два месяца проводятся выставки работ различных авторов.
- Выставка "Последняя тайна Ивана Грозного". В полумраке царских белокаменных подвалов, приятный голос аудиогида расскажет о времени интриг и заговоров, окружавших первого российского самодержца, откроет «Последнюю тайну Ивана Грозного»!
Покровская церковь
- Домовый Храм Ивана Грозного (Покровская церковь) - «Государев двор». Экспозиция раскрывает яркие страницы превращения дворцового села в столицу опричнины и государства Российского. На экспозиции "Домовый Храм Ивана Грозного" исключительный интерес представляют росписи шатра. Это единственный известный в России сюжетно расписанный шатер XVI века. Роспись отличает совершенство утонченного рисунка, лаконичность художественного языка, неординарный сюжет. Изображение русских князей и мучеников вместе с ветхозаветными царями и праведниками, их духовное единство воплощали идею богоизбранности московского царя и России.
- «Средневековые подвалы XVI века».
Экспозиция представляет мрачный застенок, где проходили казни и пытки. Восковые фигуры палача (Малюты Скуратова) и жертвы, орудия пыток воссоздают его мрачную атмосферу, помогают понять мироощущение средневекового человека.
- Сенник постельный.
В Александровской слободе в XVI веке проходили венчания русского монарха Ивана IV. Придворные свадебные церемонии обязательно предусматривали обустройство специального помещения, которое предназначалось для проведения первой брачной ночи обвенчавшихся высочайших особ. Декоративное убранство белокаменного дворцового помещения начала XVI века проникнуто духом христианской символики и русской языческой обрядности. Свадьбы Ивана IV Грозного свидетельствовали о монаршем (столичном) политическом статусе Александровской слободы.
- Царь Иван IV Грозный в произведениях живописи. Камерная выставка произведений живописи из коллекции музея-заповедника разместилась в дворцовой палате начала XVI века, служившей, вероятно, "казнохранилищем" Государева двора. Выставка отражает взгляды художников разных времен (от XVII столетия до наших дней) на личность одного из самых известных русских самодержцев. Представленная галерея образов впечатляюще разнообразна: Иван Мудрый, Иван Властный, Иван Грозный.
- Царственные особы в Александровской слободе.
Экспозиция, развернутая в белокаменной палате XVII века, знакомит с представителями царствующих династий Рюриковичей и Романовых, живших или посещавших царскую слободу, трудами и заботой которых на протяжении нескольких веков поддерживался статус Александровской слободы как государевой вотчины.
- Столовая палата XVI века.
Одна из необычных музейных экспозиций воспроизводит интерьер столовой палаты XVI в. для "малых приемов" иностранных послов, бояр, думных людей, и, возможно, опричной братии. Особый интерес вызывают представленные на выставке кубки, чарки, братины, ковши.
- История одного экспоната. Видеозал.
Посетители, пришедшие сюда, могут познакомиться с предметом из фондовых собраний музея, и посмотреть видеофильм, рассказывающий о его истории.
Царская летопись Александровской слободы вписала яркие страницы в историю России шестнадцатого века. До сих пор мировая загадка о «царской либерии» напрямую связывается с историей этого места. Видеоконтент «Травник царской слободы» - о замечательном открытии, сделанном в процессе изучения книги из фондового собрания музея. Неприметная рукопись XVII века под названием «Благопрохладный цветник вертоград здравию» оказалась третьим списком с уникального Травника 1534 г., который, как доказали ученые, был по сути настольной книгой Грозного! Какова предыстория первого оригинала, как он оказался в царской сокровищнице и при чем здесь музейная находка? О том, что музейный травник оказался по сути «книжным внуком» государева лечебника - восстановленная в фильме история.
- Крепость пространная, великолепная.
В одном из царских подвалов XVI в. удивляет новая экспозиция «Из глубины веков». Необычные световые эффекты, интересное слайд-шоу и приятный голос аудиогида подчеркивают уникальность интерьера средневекового подвала и представленных в результате архитектурно-исследовательских работ находок - строительного материала, элементов декора фасадов и внутреннего убранства зданий.
Распятская церковь-колокольня
- Распятская церковь-колокольня - «Легенды и были Александровской Слободы».
Выставка повествует о таинственных событиях истории Александровского кремля: судьбе знаменитой либерии Ивана Грозного, первом полете человека на деревянных крыльях, коллизиях царской семейной жизни, а также загадке смерти первого русского самодержца.
- Александровская слобода XVII-XVIII веков. Успенская обитель.
Экспонаты выставки образно представляют историю дворцовой вотчины, ее статус и роль в политических процессах периода правления династии Романовых, ставшую впоследствии женским Успенским монастырем.
- «Смотровая площадка».
Деревянная келья
- «В Крестьянской избе».
Экспозиция «В крестьянской избе» располагается в памятнике гражданской архитектуры конца XIX – начала XX веков. Строение типично для центрального района европейской России.В музейном интерьере крестьянской избы проводятся увлекательные интерактивные программы: «Сватовство», «Романтическое путешествие» (для молодоженов со смотринами приданного), позволяющие окунуться в неповторимый и мир русской деревни.
Келейный корпус
- Творческий центр «Царская мастерская».
Музей-заповедник «Александровская слобода» гостеприимно открывает двери творческого центра «ЦАРСКАЯ МАСТЕРСКАЯ».
Вас ждут слободские мастера-искусники, которые:
- познакомят с уникальной коллекцией изразцов и архитектурных деталей дворца Александровского кремля;
- раскроют секреты приготовления глиняного теста и красок;
- обучат основам лепки и гончарного искусства;
- покажут, как искусно украсить собственные изделия и позволят забрать с собой ваш маленький шедевр!
А кроме этого, вы:
- поймете, в чем волшебство славянских кукол;
- освоите старинную технологию их изготовления;
- сумеете отличить игровую куклу от лоскутной игрушки-небалушки;
- сами смастерите для себя или дорогих вам людей рукотворную куклу-оберег.