Главная
Регистрация
Вход
Пятница
26.04.2024
16:32
Приветствую Вас Гость | RSS


ЛЮБОВЬ БЕЗУСЛОВНАЯ

ПРАВОСЛАВИЕ

Меню

Категории раздела
Святые [142]
Русь [12]
Метаистория [7]
Владимир [1586]
Суздаль [469]
Русколания [10]
Киев [15]
Пирамиды [3]
Ведизм [33]
Муром [495]
Музеи Владимирской области [64]
Монастыри [7]
Судогда [15]
Собинка [144]
Юрьев [249]
Судогодский район [117]
Москва [42]
Петушки [170]
Гусь [198]
Вязники [350]
Камешково [187]
Ковров [431]
Гороховец [131]
Александров [300]
Переславль [117]
Кольчугино [98]
История [39]
Киржач [94]
Шуя [111]
Религия [6]
Иваново [66]
Селиваново [46]
Гаврилов Пасад [10]
Меленки [124]
Писатели и поэты [193]
Промышленность [164]
Учебные заведения [174]
Владимирская губерния [47]
Революция 1917 [50]
Новгород [4]
Лимурия [1]
Сельское хозяйство [78]
Медицина [66]
Муромские поэты [6]
художники [73]
Лесное хозяйство [17]
Владимирская энциклопедия [2394]
архитекторы [30]
краеведение [72]
Отечественная война [276]
архив [8]
обряды [21]
История Земли [14]
Тюрьма [26]
Жертвы политических репрессий [38]
Воины-интернационалисты [14]
спорт [38]
Оргтруд [138]
Боголюбово [18]

Статистика

 Каталог статей 
Главная » Статьи » История » Александров

Троицкий собор Александровского Успенского женского монастыря

Собор Покрова Пресвятой Богородицы

Возможно, на месте поселения, сметенного пожарами в годы разорительных набегов татаро-монголов или княжеских междоусобиц, со временем недалеко от Старой Слободы выросло Новое село, чаще именуемое Новым Александровским селом. С нач. XVI в. — Новое село Александровское и («Новая Александрова слобода».).
Близость слободы к Москве, Троице-Сергиевой лавре и Переславлю-Залесскому сделало ее в XV веке местом отдыха московских князей во время поездок на богомолье. В духовной грамоте Ивана III (1504 год) Новое село Александровское было завещано его сыну Василию, будущему великому князю Василию III.
Об этом поселе первое известие относится к началу XVI века, а именно к 1513 г. «Лета 7022 декабря 11(1513)», как читаем в одном рукописном сборнике Троице-Сергиевой Лавры «Князь Василий Иванович» (Василия III, 1505—1533 гг.)... «священа бысть церковь Покров Св. Богородицы в новом селе Олександровском, тогда же князь великий и во двор вшел». Место двора Государева В.К. Василия Ивановича и царя Иоанна Васильевича определяется тем, что в писцовой книге 1625 г. сказано: «место двора Государева придел Св. Николая Чудотворца», а известно, что придел Николая Чудотворца находился там, где ныне придел Марии Египетской следовательно к нему и примыкало здание Государева дворца, а придел этот имел тоже значение, что ныне придворная церковь.
Так в 1509 — 1515 гг. был выстроен большой дворцовый комплекс из нескольких дворцовых, четырех храмовых (в том числе церковь Покрова Пресвятой Богородицы, освященная в 1513) и целого ряда хозяйственных сооружений — одна из дальних резиденций князя (вероятно, зодчим был Алевиз Новый).

Архитектура Покровского храма обусловлена ориентацией мастеров Василия III на главную святыню ближайшего Троице-Сергиева монастыря – храм во имя Святой Троицы. Огромный массивный храм, увенчанный большой главой на световом барабане, выглядит мощно и слегка приземисто, из-за позднейших обстроек – крытой галереи с папертью и крыльцом.
Основной объем храма – кубический, с позакомарным покрытием. Его стены не всегда были белыми; шведский путешественник Петрей де Эрлезунда, много писавший о России, описывал внешнее убранство Покровского собора так: «Камни были расписаны красками так, что один — черный, другой — белый, третий — желтый и позолоченный. На каждом нарисован крест». Собор был выстроен из белого камня, перемежающегося с кирпичом. Такая смешанная кладка была характерна, например, для Архангельского собора в Московском Кремле, а резьба повторяет мотивы Троицкого собора в Троице-Сергиевой Лавре.
Внутри собор также поражает своими размерами и простором; интерьер хорошо освещен благодаря световому барабану и окнам в верхней части стен. Очень красивы резные перспективные порталы, ведущие в главную часть собора.
Жилище царское, окруженное «осыпью» или великим земляным валом и обрытое глубоким рвом, устроилось на самом месте нынешнего Александрова Успенского девичьего монастыря.
Доказано существование в Слободе и каменных дворцов. Фундамент одного из них обнаружен в раскопе 1968 года (белокаменная кладка стен и опор с глубины 2 м., а другого, двухэтажного, — длиной 34 м. и шириной 12 м. — в раскопе 1970 г. экспедицией академика Б. А. Рыбакова.

Царь Иоанн IV Васильевич был усердным богомольцем собора с декабря 1564 г. по декабрь 1581 г. Царь Иван Васильевич украсил этот собор двумя вратами, вывезенными им из Новгорода и Твери. Западный портал и сейчас украшают Тверские врата, вывезенные из Твери по приказу Ивана Грозного в 1569 г. Вероятно, это двери, выполненные в XIV в. для Спасо-Преображенского собора в Твери. В южный портал были установлены Васильевские врата, вывезенные из Новгорода Великого после его разгрома войсками Грозного.


Васильевские двери

«Троицкий собор, с двумя приделами, также весь из белого камня с крытыми вокруг переходами и двумя палатками для ризницы и книгохранилища. Около северных и южных дверей архивольты и столбики со жгутами; соборные входные двери, створчатые дубовые, покрыты красною медью, на которой по коричневой краске наведены золотом разные священные изображения, и на накладке, между прочим, написано: «В лето 6844 (1336) индикта 4-го написаны двери сии повелением боголюбиваго архиепископа Новгородского Василия при князе благоверном Иване Даниловиче, при посадничестве Федорове Даниловиче, при тысяцком Авраме». Двери сии привезены царем Иоанном Васильевичем из Новгородского Софийского храма в Александрову слободу в 1570 году; западные двери медные, тоже привезены им из Твери в тот же поход. В них вделано изображение (резное на меди) Св. Троицы. Эти двое дверей, в особенности же первые, суть главное доказательство того, что царь Иван Васильевич любил Александрову слободу (новый град Слобода), как свое местопребывание в течение почти 20 лет. Так как двери эти перевезены в Александров в 1570 году, то имеем право заключить, что Троицкий собор и отдельная при нем колокольня построены ранее этого года» (Кавелин Л. А. Историческое и археологическое описание первоклассного Успенского женского монастыря в городе Александрове (Владимирской губернии). – Изд. 2-е. – М. : Типо-литография И. Ефимова, 1891. – 160 с.).
См. Новгородские Васильевские и Тверские медные двери, в Троицком соборе Успенской обители

В начале XVII века шведский дипломат Петр Петрей де Ерлезунда так описывал облик Покровской церкви: «Камни ее расписаны разными красками так, что один черный, другой — белый и посеребренный, третий — желтый и позолоченный; на каждом нарисован крест. Все это представляет красивый вид для проезжающих дорожных людей».
По писцовым книгам XVII ст. (1629 и 1675 гг.) значилось: «город осыпной земляной, мерою по валу кругом 532 саж. (по стенам монастыря всего 452 саж.): в длину 157 сажен, в поперег 98 сажень».
Молитвы к Богу в Покровском храме возносил во время посещений Александровой слободы его создатель Великий Князь Василий III Иоаннович.
В 1645 г. в Покровском соборе молился Царь Михаил Федорович, в дар он оставил вызолоченный потир и большое серебряное кадило.

Успенский женский монастырь был основан в 1651 г. преподобным Лукианом Александровским на месте загородного государева двора по жалованной грамоте царя Алексия Михайловича и благословению Патриарха Иосифа.

В 1671 г. приезжал Царь Алексей Михайлович.
В 1672 году, вследствие челобитья великому Государю Александровы слободы соборной церкви Покрова Пресвятой Богородицы попа Семиона с причетники, в грамоте от царя прикащикам Александровой слободы Григорию Головкову да Давиду Маркову писано: «в Приказе Большаго Дворца, в рухольной заказной книге нынешняго 180 (1672) года написано: нашего в. г. денежного жалованья Александровы слободы соборныя церкви Покрова Пресвятыя Богородицы протопопу 11 рублев 14 алтын 4 деньги, двум попам по 6 рублев по 10 алтын по деньги человеку, дьякону 6 рублев с полтиною, двум пономорям, трем сторожам по рублю человеку, просфорнице 25 алтын, всего 36 рублев 10 алтын 4 деньги, а давать им то жалованье в пол их окладов (т. е. выдачу производить по полугодно). Ныне били челом нам в. г. Александровы слободы соборныя церкви Покрова Пресвятыя Богородицы поп Семион с причетниками, чтоб нам великому Государю пожаловать, велеть им наше великого Государя годовое денежное жалованье на нынешней 180 год по окладу выдать и впредь давать в Александрове слободе из кружечного двора без Московские волокиты». Велено просьбу их исполнить. — Из этого видно, что Покровский соборный храм, в царствование Алексея Михайловича, находясь внутри Успенского монастыря, продолжал однако же считаться соборным для всей Александровой слободы.
Царь Федор Алексеевич (1676-1682 гг.), ежегодно посещавший Успенскую девичью обитель в 1676-1681 гг., был в Покровском соборе 29 ноября 1676 г. 30 сентября 1680 г. слушал всенощное бдение на престольный праздник Покрова, а за Литургией молился 1 октября в Никольском приделе.
5 января 1682 года в грамоте от Царя стольнику и воеводе О. Я. Тухачевскому, написано: «в расходной книге прошлаго 189 (1681) году написано нашего великого Государя жалованья годовые хлебные руги по окладу Успенского девичьяго монастыря, что в новой Александровой слободе, церкви Успения Пресвятыя Богородицы, что на нашем великого Государя дворе… Да соборныя церкви Покрова Пресвятыя Богородицы протопопопу 6 четий ржи, овса тож, двум попам по 4 чети с осьминою ржи, овса тож, просфорнице — 2 чети с полосьми ною ржи, овса тож; двум пономарям с тремя сторожами по 3 чети ржи, овса потому ж человеку; на просфоры 2 чети без полуосмины ржи…»
О денежном ружном жалованье Успенскому девичьему монастырю, как в период 1682 — 1686 гг., так и в предыдущее царствование узнаем из следующей грамоты от царей и великих князей Иоанна и Петра Алексеевичей, в Новоалександрову слободу, путному ключнику Федору Гееву: «в Приказе нашей великих Государей казны в ружных книгах, каковы в прошлом 189 (1681) году присланы из Приказу большого дворца, написано: Переславского уезду Залееского Новоалександровы слободы Успенского новодевича монастыря 120 старицам по окладу по 26 алтын по 4 деньги человеку, и того 96 рублев, да на кфлей топление за 85 сажен дров 85 рублев, всего 181 рубль, да того же Успенского новодевича монастыря духовному черному попу Иоасафу, тоеж слободы Покровского протопопа оклад 11 рублев 14 алтын 2 деньги; двум попом по 6 рублев 10 алтын 3 деньги; дьякону 6 рублев 16 алтын 4 деньги; дьячку 2 рубли, пономарю да сторожу по 1 рублю человеку, всего духовнику и попом с причетники 34 рубли 19 алтын, да в собор Покрова Пресвятыя Богородицы 2 попом по 6 рублев 10 алтын 3 деньги человеку, дьякону 6 рублев 12 алтын 4 деньги, двум пономарям, трем сторожам по 1 рублю человеку, просвирнице 25 алтын, да на свечи за три пуда воску по 1 рублю 16 алтын 4 деньги за пуд, всего в собор Покрова Пресвятыя Богородицы 28 рублев 16 алтын, да церкви Живоначальныя Троицы, что в осыпи, попу 6 рублев 10 алтын 3 деньги, дьякону 5 рублев, дьячку 2 рубли, пономарю 1 рубль, просвирнице 25 алтын с деньгою, всего в церковь Троицы Живоначальныя 20 рублев 2 алтына 2 деньги, и всего по руленой книге по окладу 259 рублев 4 алтына; да в прошлом во 190 (1682) году, по указу брата нашего великого Государя блаженныя памяти великого Государя, царя и великого князя Феодора Алексеевича, всея в. и м. и б. России самодержца, в Успенский же новодевич монастырь учинено ружного жалованья вновь прибылым 80 старицам по 4 рубли, да на дрова по 56 рублев 22 алтына с деньгою, и всего в Успенский новодевич монастырь игуменье с сестрами и духовнику и попом с причетники и соборные церкви Покрова Пресвятыя Богородицы и церкви Живоначальныя Троицы попом же с причетники по ружной книге и с теми, что во 190 году вновь прибыли 80 старицы, руги же и на дрова учинено 379 рублев 26 алтын с деньгою на год…»

Причт Покровского собора в XVII в. составляли протопоп, 2 попа, диакон, 2 пономаря, 3 сторожа и просвирница. Все они получали из царской казны денежное годовое жалование. Грамотой царя Алексея Михайловича с 1672 г. его выдавали в Александровой слободе из кружечного двора «без московской волокиты». Кроме того, священнослужители получали жалование зерном (рожь и овес), а к праздникам – сукно на одежду. Из царских приказов поступали в собор ладан, церковное вино, воск на свечи, мука для печения просфор. Имевший редкий в то время высокий чин протопопа настоятель собора был старшим над священниками всех окрестных селений.

Троицкий Собор

К 1682 году приходской Покровский собор перешел в ведение Успенского монастыря, и, вероятно, в это же время был переосвящен в честь Пресвятой Троицы.
В сентябре 1687 года, к приезду в монастырь царя Петра Алексеевича, в Троицком соборе московскими царскими мастерами был поставлен новый пятиярусный иконостас, сохранивший и часть икон XVI века. Перед ним в 1696 году затеплились 6 серебряных с золочеными украшениями лампад и 7-я подъемная, подаренные Царевичем Алексеем Петровичем для поминовения своей бабушки — царицы Наталии Кирилловны.

В сентябре 1700 года в бывшем Никольском приделе освящен престол в честь праведного Симеона Богоприимца (упразднен в 1870 году).

В конце 1727 г. под Троицким собором погребена казначея царевны Марии Алексеевны — девица Евфимия Андреевна Львова, скончавшаяся 12 декабря 1727 г. и жившая в обители, усердно одаренной вкладами самой царевны.

Росписи, выполненные в середине XVI века в традициях школы Дионисия, украшали все стены, столпы и своды собора. Первоначальный иконостас собора представлял собой каменную алтарную преграду с фресками. Поверх нее находились тябла с иконами деисусного чина. Каменный престол был обложен медными посеребренными пластинами, резная сень над ним была позолочена.
При игумении Евгении Ивановой (1819-1835) в 1823 году построена новая настоятельская двухэтажная келья и на выданные по ее ходатайству в 1824 году из казны деньги, 18 265 руб., сделано на Троицком соборе вместо одной пять глав, покрыт собор вновь железом, штукатурка обвалившаяся внутри и снаружи исправлена; стенное и иконное писание возобновлено.


Троицкий собор. Фототипия В. Штейна. Кон. XIX века.

Главка Троицкого собора. Современный вид.

«Он долгое время был с одной большой главой и с двумя маленькими на приделах (ныне пятиглавый и две малых на приделах). «Здесь единоглавие, замечает Шевырев в 1847 году, к счастью не искаженное, представлялось мне во всем превосходстве касательно внутреннего действия храма. Свет падал сверху из продольных стекол всего купола и чудно озарял весь иконостас: давно не испытывал я подобного впечатления. Вся великая тайна Бога Слова, предвечно рожденного, земное воплощение, Царь мира и сонмы небесныя Церкви, склоняющиеся с обеих сторон перед неисповедимою тайною Христовой веры: Богоматерь, Предтеча, Ангелы, Апостолы, мученики, исповедники, праотцы, в лучах дневного света, являлись мне во всех подробностях и производили на меня то впечатление, которое должен производить иконостас храма, — это видимое таинственное небо нашей Церкви. Здесь все мне было ясно, доступно, близко» (Историческое и археологическое описание первоклассного Успенского женского монастыря в городе Александрове. Составил А.Л. 1884).
На средства купца Зубова в Сергиевском приделе в 1852 году был установлен новый резной позолоченный иконостас.
Иконостас Троицкого собора обновлен (т. е. вновь позолочен) в 1881 г. купцом Первушиным.
«В соборе иконостас старинный пятиярусный, с тяблами; в числе икон есть некоторыя хорошаго древне-греческого письма; особенно замечательны местныя иконы: Спаса Вседержителя и Владимирской Божией Матери; на первом венец, диадима и запопы убраны жемчугом и дрогоценными камнями; оплечье и поля серебряныя, вызолоченыя, с травами. Икона Владимирския Божией Матери, считаемая чудотворною, также богато украшена жемчугом и дрогоценными камнями. Икона эта стоит в особо устроенном киоте, на задней стороне которого есть следующая падпись: Благоволением Бога Отца Вседержителя и содействием пресвятаго и животворящаго Духа, повелением благочестивых царей и великих князей: Иоанна Алексеевича, Петра Алексеевича и великия государыни благоверныя царевны Софии Алексеевны, всея Великия и Малыя и Белыя России самодержцев, построен вновь иконостас и принесен сей образ св. Архангелов и Ангелов (т. е. киот с св. изображениями) в церковь пресвятыя и славныя Владычицы Богородицы и приснодевы Марии, честного ея Покрова, в лето 7195 (1687) года месяца сентября в 20 день. Из этой надписи видно, что первоначально икона эта стояла в иконостасе Покровской церкви.
Пред местными иконами висят 6-ть серебряных с золочеными украшениями лампад и седьмая такая же подъемная; на каждой из них вырезана следующая надпись: «сию лампаду дал вкладу великий государь благоверный царевич и великий князь Алексей Петрович, всея Великия и Малыя и Белыя России, в Александрову пустыню в Успенскую церковь, для поминовения души бабушки своей великия государыни благоверной царицы и великой княгини Наталии Кириловны лета 7204 (1696)». На столпе с левой стороны на иконе Божией Матери находится внизу следующая надпись: «Сей образ писал многогрешный иконописец Тихон Семенов Александровой слободы девичьяго Успенского монастыря». Значит, в конце XVII века был у монастыря свой один или несколько иконописцев.
По сторонам главного алтаря два придела: южный во имя Симеона Богоприимца (в память бывшего в ХVII ст. близ Александрова Симеоновского мужского монастыря, придел упразднен в 1858 году) и северный во имя препод. Сергия Радонежского; в сем приделе в алтаре за престолом в киоте деисус искусного письма; его писал, как видно из надписи на нем, в 1679—1680 гг., царский зограф Михаил Милютин.
Под алтарем Троицкого собора погребен приснопамятный строитель Лукьяновой пустыни и духовник Успенской обители преподобный Корнилий. На надгробии его высечена следующая надпись: «лета 7189 (1681) августа в 11 день, на память святаго мученика и архидиакона Евпла, преставися раб Божий Александровой слободы Успенского деваго монастыря духовник схи-иеромонах Корнилий».
В этом же склепе погребены тела:
1) казначеи царевны Марии Алексеевны девицы Евфимии Андреевны Львовой, скончавшейся 1727 г. декабря 12 дня.
2) Генерал. о аншефа лейб-гвардии Преображенского полка подполковника Ивана Ивановича Бутурлина, скончавшегося 1738 г. 31 декабря.
3) Действительного камергера Аркадия Ивановича Бутурлина, скончавшегося 1775 года 28 апреля.
4) дочери его девицы Анастасии, скончавшейся 1807 года 12 декабря» (Историческое и археологическое описание первоклассного Успенского женского монастыря в городе Александрове. Составил А.Л. 1884).
В 1887-89 гг. под руководством археолога Г.Д. Филимонова художником-живописцем А.Д. Белоусовым очищены от трехслойной записи масляными красками алтарные росписи и 6 фресок на столбах, а по нижней части стен открыты хорошо сохранившиеся полотенца. Росписи стен сильно пострадали в 1887-1889 гг., когда практически все фрески были записаны новыми росписями артели Сафонова из села Палех. Реставраторам удалось расчистить только два фрагмента древних фресок, остальные до сих пор скрыты позднейшими росписями. Что касается икон собора, то многие были вывезены в московские музеи, где и хранятся до сих пор.
Каменный престол был обложен медными посеребренными пластинами, резная сень над ним была позолочена.
Главный престол собора первоначально был освящен во имя Покрова Божией Матери. В северной части открытой белокаменной галереи был устроен придел в честь преподобного Сергия Радонежского, в южной – святителя Николая Чудотворца. Под алтарем, в белокаменном подклете, находилась крипта для захоронений.

Обновление и освящение Троицкого собора в Успенском женском монастыре города Александрова

(«Владимирские Епархиальные Ведомости». Отдел неофициальный. № 17-й. 1889).
Обновление Троицкого собора в женской обители города Александрова началось еще в 70-х годах, когда купец Андрей Андреевич Первушин дал обет устроить, вместо устаревшего пятиярусного иконостаса, новый благолепный, резной работы; но этому благочестивому ревнителю о церковном благолепии не пришлось дожить до исполнения своего обещания. По смерти Андрея Андреевича, его планы приводил в исполнение сын его Григорий Андреевич, а за смертью сего последнего — другой сын Иван Андреевич, который в 1877 году и поставил иконостас, представляющий лучшее украшение собора. Устроивши новый иконостас, Иван Андреевич хотел и вызолотить его; но не успел еще он приступить к исполнению этой мысли, как и его похитила смерть.
Около десяти лет после того украшение иконостаса оставалось неоконченным. Наконец игумения монастыря Евфрасия обратилась к Екатерине Александровне Первушиной, жене Ивана Андреевича, и ее детям — с убедительною просьбою исполнить священную волю покойников, представляя при этом на вид, что всего удобнее производить позолоту иконостаса одновременно с поновлением стенной живописи собора, на которое игумения уже испросила разрешение. Екатерина Александровна и сын ее Николай Иванович, почитая память ближних почивших, изъявили готовность исполнить обет их и приступили к делу. Таким образом одновременно шла двойная работа в соборе. Промывка и поправка стенной живописи производилась, под руководством археолога Г.Д. Филимонова, художником живописцем Белоусовым. При этом открыто 6 фресковых картин на столбах храма и 6 таких же изображений в алтаре за иконостасом. Три года прошло с того времени, как начаты эти работы, и только настоящим летом окончены.
Такое обновление соборного храма в одной из древних обителей Епархии не могло конечно не интересовать нашего заботливого Архипастыря: он следил за ходом работ и сам лично, посещая Александров при обозрении Епархии, и чрез игумению Евфрасию, давая ей руководственные советы и указания. По окончании работ, настоятельницы монастыря считала долгом просить Владыку - завершить начатое ею дело Архипастырской молитвой и благословением,— и Владыка изъявил готовность прибыть в Александров на освящение обновленного храма.
Старанием той же игумении Евфрасии построена, на средства доброхотных жертвователей, монастырская часовня при станции Ярославской железной дороги. Так как станция находится довольно далеко от городских церквей, то служащие на ней и окрестные жители могут слушать всенощное богослужение в часовне, где оно будет совершаться на каждый воскресный и праздничный день. Освящение новоустроенной часовни совпадало по времени с освящением монастырского собора.
В ночь на 3-е августа прибыл в Александров Высокопреосвященнейший Феогност, сопровождаемый кафедральным протоиереем М. Жудро, служащим за протодиакона Смирновым и частью Архиерейского хора. Наутро Владыка осматривал обновленный собор в женском монастыре. Отсюда, по его благословению, открылся крестный ход в новоустроенную часовню для освящения ее, а вскоре и сам Архипастырь прибыл туда для совершения сего священнодействия. На такое торжественное освящение собралась к часовне масса народа, не смотря на сильный дождь, вскоре впрочем сменившийся прекрасной погодой. По совершении освящения ход возвратился в монастырь, а Владыка посетил дома некоторых почетнейших лиц города.
Вечером того дня совершалось торжественно всенощное бдение в обновленном соборе монастыря. После получасового звона, начавшегося в 6 часов, прибыл в храм Высокопреосвященнейший Феогност. Пели два хора певчих — Архиерейский и монастырский. На литию и величание выходил сам Владыка с архимандритом Модестом, двумя протоиереями и служащими в монастыре священниками. Большую часть молящихся помазал сам Владыка.
На другой день (4-го августа) в 9 часов утра раздался с монастырской колокольни благовест к божественной литургии. Владыка прибыл в храм около 9 ½ часов и был встречен здесь духовенством, назначенным к служению с ним. По прочтении часов совершено было малое водоосвящение, и Архипастырь окропил храм св. водою. После того провозглашены последовательно многолетия, а пред окончанием их — вечная память усопшим рабам Божиим: Андрею, Григорию, Иоанну и Александре (супруге Ивана Андреевича). И достойные вечной памяти эти усопшие рабы Божии — первые виновники настоящего благолепия в соборном храме обители.
После того началась божественная литургия, которую совершал сам Архипастырь в сослужении назначенных лиц. К литургии прибыл г. Начальник губернии Иосиф Михайлович Судиенко, а с ним и все представители от города и уезда; здесь же была игумения Маргарита, настоятельница женского монастыря во Владимире, которая, бывши казначеей здешней обители до ноября 1888 года, с своей стороны не мало потрудилась в деле обновления храма. Собор был полон молящимися. Вместо причастного стиха, певчими был исполнен концерт. В конце литургии Владыка сказал поучение на обновление храма.
Когда литургия кончилась, игумения Евфрасия с сестрами монастыря поднесла Николаю Ивановичу Первушину образ св. Троицы, как дар признательности от обители. Владыка, преподав ему благословение, с своей стороны благодарил его за жертву для св. храма и вручил уму просфору.
Г. начальник губернии и другие почетнейшие лица, духовные и светские, приглашены были, после литургии в келлии настоятельницы, куда позднее всех прибыл Владыка, задержанный в храме усердием богомольцев, желавших получить Святительское благословение. Гостям предложен был сначала чай, а потом и обед, сервированный человек на 60; во время обеда монастырский хор пропел два концерта.
На другой день (5-го числа) к 8-ми часам утра собрались в квартиру Владыки (в доме купцов Барановых) представители местного духовенства и других сословий, чтобы принести Архипастырю благодарность за посещение им города и освящение обновленного монастырского собора. Преподав всем благословение, Владыка отбыл из Александрова в Лукианову пустынь.
Священник Н. Флоринский.


Город Александров, Троицкий собор. Фото Прокудина-Горского, 1911 год.

Успенский монастырь. Слева колокольня и церковь Преображения Господня. Фототипия В. Штейна. Нач. ХХ века.


Западные входные двери Троицкого собора.

Восточный фасад Троицкого собора

Троицкий собор

Весной 1922 года комиссией по изъятию церковных ценностей были вывезены многие драгоценные оклады, ризы и венцы с икон, а наиболее ценные предметы переданы местному музею. В январе 1923 года Троицкий собор был отобран у монастыря и передан в ведение музея, которым использовался как склад для хранения реквизированных церковных ценностей из храмов и монастырей Александровского уезда, а с 1931 года – как антирелигиозный отдел.
Территория монастыря официально была названа поселком «Заря»: в большей части жилых построек поселились люди, вели хозяйство. Сараи, погреба, огороды и даже свинарники находились в монастырских стенах. Кроме экспозиций музея храмы занимали под склады, овощехранилище, молокозавод, кондитерскую, кинопрокат, планетарий. Уникальные памятники архитектуры во власти новых хозяев и без должной реставрации подвергались постепенному разрушению.
В мае 1923 г. в ходе реставрации архитектор П.Д. Барановский снял с Троицкого собора 4 поздних главы (1824-1825 гг.). В 1926 г. была смыта позолота с иконостасов, а вскоре разобран и сам иконостас собора.
В 1927 г. размещенными на территории беспризорниками из Троицкого собора были украдены несколько подсвечников и лампад. В последующие годы наиболее ценные иконы и оклады, церковная утварь, рукописи, изразцы были вывезены в фонды Государственного Исторического музея (г. Москва) и Владимиро-Суздальского музея (г. Суздаль).
По неотступным просьбам верующих в 1946 г. власти разрешили возобновить богослужения в Троицком соборе монастыря. 24 августа (в день памяти преп. Корнилия) он был передан в аренду приходской общине и на долгие годы стал единственным действующим храмом в районе.
Настоятель Троицкого собора 1946-1947 гг. – протоиерей Николай Петрович Делекторский. Родился в 1878 г. в г. Покрове. Окончил Переславское Духовное училище и Владимирскую семинарию. В 1903 г. рукоположен во священника в Бобруйской епархии Белоруссии, где служил до ареста в 1933 г. До 1937 г. – в заключении в Дмитровских лагерях. С октября 1944 г. назначен настоятелем Дмитровской церкви с. Бакшеево Струнинского (ныне Александровского) района. В августе 1946 г. перемещен на должность настоятеля к вновь открытому Троицкому собору г. Александрова. С октября 1947 г. служил в с. Перники Собинского района Владимирской области, где и скончался 6 декабря 1952 г.
1947-1952 гг. протоиерей Леонид Петрович Розанов. Родился в 1877 г. в с. Никольское-Гай Рязанской губернии в семье священника. Окончил Рязанскую семинарию, в 1899 г. рукоположен в сан священника. В 1932 г. заключен в лагеря на 3 года. Работал на лесозаготовках полтора года, по болезни остальной срок провел в ссылке в г. Муроме. В 1938 г. приговорен к 5 годам ссылки в Казахстан. Служил с 1942 по 1947 гг. в храме пос. Оскаровка Карагандинской области. Пользовался любовью и уважением прихожан. В Троицком соборе служил с сентября 1947 г. В 1952 г. уволен за штат. Скончался 28 ноября 1964 г., погребен на старом кладбище.
Настоятель Троицкого собора 1947-1948 гг. – протоиерей Александр Сахаров
1946-1948 гг. и 1954-1978 гг. диакон и протодиакон Сергей Александрович Зензевеев .
Настоятель Троицкого собора 1948-1949 гг.– протоиерей Николай Цветков.
1956-1959 гг. и 1963 г. – протоиерей Николай Александрович Харьюзов. Родился в 1900 г. в г. Великий Устюг. Окончил Ишимское Духовное училище, Киевскую семинарию и историко-филологический факультет Киевсокго университета. В 1922 г. принял священный сан. Служил на приходах Украины, Вятской и Московской епархий, с 1956 г. – во Владимирской, был духовником и благочинным. Дважды подвергался репрессиям – в 1937 и 1949 гг., провел в концлагерях 12 лет. Обладал большой эрудицией и даром слова, с 1945 г. до кончины был сотрудником «Журнала Московской Патриархии». Отличался простотой, терпением, добродушием и жизнерадостностью. Скончался 12 декабря 1963 г., погребен на старом кладбище г. Александрова.
Настоятель Троицкого собора 1949-1960 гг. – протоиерей Петр Степанович Успенский. Родился в 1884 г. в погосте Веретьево Ковровского уезда Владимирской губернии. Окончил Духовное училище и Владимирскую духовную семинарию. Рукоположен во священника в 1905 г., служил в с. Вознесенском Ковровского района до ареста в 1930 году. Приговорен к ссылке на 5 лет. По возвращении служил в храмах Киржачского района, с августа 1949 г. – настоятель Троицкого собора. С 1948 по 1959 гг. – духовник благочиния, затем – благочинный. Скончался 8 июня 1960 г., погребен на старом городском кладбище. Был уважаем за трудолюбие, честность и добросовестность в исполнении долга, требовательность к себе и сослуживцам, любим прихожанами за миролюбие, долготерпение и смирение.
В эти трудные для церкви годы священнослужителями в нем были образованные, высокой духовной жизни пастыри: протоиерей Петр Успенский, Николай Харьюзов, Леонид Розанов, Андрей Бородачев, профессор протоиерей Андрей Сергеенко, протодиакон Сергий Зензивеев и др. Почти все они перенесли страдания за веру: тюрьмы и лагеря, унижения и притеснения. Среди прихожан храма были уцелевшие монахини, которые пели на клиросе, прислуживали в алтаре.
Утраченный иконостас был заменен новым, выполненным в стиле позднего классицизма, из церкви села Покрова. В кон. 1940-х гг. под руководством архитекторов П.С. Полонского и Н.В. Сибирякова значительно обветшавший храм на средства прихода был отремонтирован. Удалены два боковых крыльца, сделана отмостка вокруг храма с отводом воды, восстановлены подклеты, отремонтирован купол и устроено водяное отопление.
Настоятель Троицкого собора 1960-1961 гг. – иерей Владимир Зырянов (после – епископ Иов)
1960-1963 гг. протоиерей Андрей Александрович Сергеенко. Родился в 1902 г. в Кмеве. Окончил гимназию и юридический факультет в Праге, Православный Богословский институт в Париже. Стал священником в 1928 г. До 1948 г. служил в г. Медон во Франции. Затем до 1958 г. преподавал в Ленинградской Духовной Академии. Служил в Ивановской, Горьковской епархиях, с 1960 г. – в г. Александрове. Преследовался за активную церковную деятельность. До своей кончины 17 декабря 1973 г. служил в домовой церкви и преподавал в МДА, писал статьи для журнала МП. Ясный и живой ум, широта и глубина богословских познаний в сочетании с истинно христианским отношением к людям привлекали к нему окружающих. Погребен на старом городском кладбище.

Настоятель Троицкого собора 1961-1972 гг. – протоиерей Андрей Прокопьевич Бородачев. Родился в 1900 г. в семье крестьян с. Спасского Приволжского района Самарской области. Рукоположен в сан священника в 1956 г. в г. Саратове. С августа 1959 г. – третий священник Троицкого собора, с декабря 1961 г. – его настоятель. С апреля 1974 г. – настоятель Покровской церкви с. Давыдовского Кольчугинского района Владимирской области. В 1986 г. по прошению почислен за штат. Скончался в 1992 г., погребен у храма в с. Давыдовском.
Настоятель Троицкого собора 1973-1976 гг. – протоиерей Александр Филиппов
Настоятель Троицкого собора 1976-1980 гг. – протоиерей Константин Захарко
Настоятель Троицкого собора 1980 г. – игумен Александр (Чернавцев)
Настоятель Троицкого собора 1981 г. – иеромонах Платон (Знаменский)
Настоятель Троицкого собора 1982-1984 гг. – протоиерей Андрей Каменяка (после – иером. Иов)
Настоятель Троицкого собора 1984-1986 гг. – протоиерей Димитрий Юртин
Настоятель Троицкого собора 1986-1988 гг. – архимандрит Филарет (Радаев)
Настоятель Троицкого собора 1988-1991 гг. – протоиерей Георгий Запольнов.
В 1980-х гг. Владимирской реставрационной мастерской были произведены пробные расчистки фресок XVI в., а также поновлена фресковая живопись купольной части, северной и западной стен основного объема.
10 ноября 1991 г. Успенская женская обитель открылась вновь.
С открытием монастыря 1 января 1992 г. в Троицком соборе возобновились богослужения по монастырскому уставу и чтением неусыпаемой псалтири.
В мае 1995 г. в соборе были помещены обретенные мощи преподобного Корнилия (ум.1681), перед которыми стали служиться молебны. За два десятилетия монастырем произведены большие ремонтно-реставрационные работы, закончено восстановление уникальных фресок.
В 2010 г. воссоздан пятиярусный тябловый иконостас.
Важнейшим событием в современной истории монастыря стало обретение мощей духовника и строителя обители преподобного Корнилия в 1995 г., которые ныне открыто почивают в Троицком соборе.

В подклете собора, под алтарем, помещаются семь гробниц. Не все захоронения идентифицированы, но точно известно, что первая от входа принадлежит иеромонаху Корнилию, духовнику и строителю Успенского монастыря (умер 11 августа 1681). Также здесь погребен генерал-аншеф И.И. Бутурлин, сосланный во времена правления Екатерины I в имение Крутец неподалеку от Александрова. Предполагается, что здесь же похоронены две малолетние дочери Ивана Грозного и Марии Темрюковны.


Распятская церковь-колокольня

Рядом с собором, как бы в противовес его приземистому, широкому силуэту, возвышается стройная Распятская церковь-колокольня с шатровым завершением. См. Распятская церковь-колокольня Александровского Успенского женского монастыря
1. Великая (Старая) Слобода.
2. Александровская Слобода при князе Василии III
3. Александровская Слобода при Иване Грозном.
4. Александровский Успенский женский монастырь
5. Город Александров
6. Государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник «Александровская слобода»
Категория: Александров | Добавил: Николай (26.04.2017)
Просмотров: 3486 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar

ПОИСК по сайту




Владимирский Край


>

Славянский ВЕДИЗМ

РОЗА МИРА

Вход на сайт

Обратная связь
Имя отправителя *:
E-mail отправителя *:
Web-site:
Тема письма:
Текст сообщения *:
Код безопасности *:



Copyright MyCorp © 2024


ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru